Как понять неполные предложения. Полные и неполные предложения

При классификации простого предложения, помимо деления на одно и двусоставное, большое значение имеют разграничения на полные и неполные. В трудах языковедов этот вопрос решается по-разному. Так, например, представители логического направления за образец русского предложения принимали схему логического суждения. Субъект есть предикат, т.е. предмет мысли и что говорится о субъекте мысли. Любое русское предложение подтягивалось под эту схему, кроме того, предполагалось наличие связки, некоторые ученые считали ее самостоятельным членом. Отсутствие связки в форме настоящего времени свидетельствовало о неполноте предложения и любое предложение, отходящее от схемы субъект – связка – предмет свидетельствовало о неполноте. Такой подход подвергается критике В.В. Виноградова. Под термином «неполные» Шахматов объединил различные в структурном плане предложения, в одних из которых пропущены какие-либо члены, и этот пропуск подтверждается действием контекста, в других предложениях полностью выражался заключенный в них смысл и они не нуждались в восстановлении каких-либо членов. А.М. Пешковский в основу определения неполных предложений положил сравнение с полными предложениями и обязательные восстановления недостающих членов. Критерии неполноты предложений:

- пропуск какого-либо члена;

Нарушение синтаксических связей и синтаксических отношений;

Наличие зависимых словоформ в предложении;

Восстановление недостающего члена;

Неполное предложение - предложение, в котором пропущен какой-либо член или группа членов, и их пропуск подтверждается наличием зависимых слов в составе данного предложения, а также данными контекста или ситуации речи.

Полное предложение - предложение, где замещены все синтаксические позиции, а неполными, где не замещена хотя бы одна синтаксическая позиция, но по контексту или по ситуации мы легко можем ее восстановить.

Классификация же неполных предложений основана именно на принципе восстановления.

Если позиция восстанавливается из контекста, то это контекстуально-неполные предложения, если из ситуации речи – ситуативно-неполные. Контекстуально-неполные предложения присущи письменной речи, где пропущенный член всегда есть в контексте. Например, Командиры ничего не отвечают стоят и молчат. Контекстуально-неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные. Например, Но разве можно заставить (сказуемое) замолчать песню ?(дополнение). Сложное трехчленное сказуемое, безличное, односоставное, полное. Певца (дополнение) – можно (сказуемое), а песню (дополнение) – никогда (обстоятельство). Односоставное, неполное.

В зависимости от вида речи различаются неполные диалогические и монологические предложения. Диалогические неполные (неполные реплики диалога) представляют собой взаимосвязанные реплики (так называемое диалогическое единство). Например,



-Они врут!

- Кто? Неполное, т.к. опущено сказуемое.

- Писатели! Неполное, т.к. опущено сказуемое.

В ситуативно-неполных предложениях недостающие члены подсказываются ситуацией, обстановкой, жестом, мимикой.

По возможности/невозможности восстановить недостающие члены выделяется еще одна разновидность предложений, в которых также опущен какой-либо член. Чаще всего это глагол или точное конкретное слово «мы». Например, Я за свечкой – свечка в печку.

Такие предложения называются эллиптическими – это такие предложения, которые обладают одним признаком неполноты – структурным. В смысловом отношении они завершены и для их понимания никакое восстановление сказуемого не нужно. Они бывают следующих типов:

А) предложения, соотносительные с полными, имеющими сказуемое, выраженное глаголами движения или перемещения в пространстве. Например, Татьяна – в лес, медведь – за ней.

Б) предложения, соотносительные с полными, имеющие глагол-сказуемое со значением энергичного действия: схватить, толкнуть, ударить, бросить и т.д. Например, Я – за книжку (схватил), та – бежать (бросилась).

В) предложения, соотносительные с полными, имеющие в своем составе сказуемое, выраженное глаголом речи. Например, Он – погоде (говорит), а я – о деле.

Переходными и довольно сложными следует считать эллиптические конструкции с отсутствующим сказуемым, выраженным бытийным глаголом. Например, У них дети (есть). У меня сын – студент.



А.М. Пешковский называл такие предложения «предложения с нулевым сказуемым».

По мнению ученых они сближаются с полными (полные, односоставные, номинативные).

Таким образом, неполные предложения – очень своеобразный тип русского предложения. Их нельзя путать, с одной стороны, с односоставными, с другой – с нечленимыми. Нечленимые предложения не могут рассматриваться с точки зрения полноты/неполноты, в них не выделяются ни главные, ни ВЧ. Неполными могут быть лишь синтаксически членимые двусоставные или односоставные предложения. Если предложение односоставное, то это еще не означает, что оно неполное.

Делятся на полные и неполные. Если ни один (главный или второстепенный член) не пропущен - это полное предложение: За окном тревожно шумели деревья. Если же один из необходимых членов отсутствует, то такое предложение называется неполным.

Неполные предложения, их признаки

Основными признаками неполного предложения выступают следующие:

  1. В неполном предложении пропущенные члены легко восстанавливаются из контекста любым из участников ситуации или разговора. Так, например, если группа людей ждет кого-то из своей компании, то фраза: «Идет!» Будет им понятна. Из ситуации легко восстанавливается подлежащее: Артем идет!
  2. Неполные предложения подтверждаются наличием в них зависимых от пропущенного члена слов: Похорошела, расцвела, просто чудо! Смысл данной конструкции можно восстановить только из предыдущего предложения: Я вчера встретила Анну.
  3. Довольно распространено употребление неполного предложения как одной из частей сложного: Антон способен на многое, ты - ни на что! Во второй части данного сложного бессоюзного предложения видна неполная конструкция, в которой пропущено сказуемое (Ты не способен ни на что. )

Помните, что неполное предложение - это вариант полного.

Диалог с неполными предложениями

Особенно часты такие типы предложений в диалогах. Например:

Кем ты будешь, когда вырастешь?

Художником.

Во втором предложении смысл не будет понятен без предыдущей фразы. Формально это должно звучать: Я буду художником . Но говорящий облегчает структуру предложения, сведя его к одному слову, делая таким образом речь более динамичной, что и является одним из признаков разговорной диалогической конструкции. Но важно помнить, что существуют и предложения недосказанные, которые не являются неполными. Это прерванная по тем или иным причинам мысль: Я, кажется, знаю, что делать! А что, если… Нет, не выйдет! (В данном предложении не восстанавливается пропущенное слово.)

Неполные предложения: их варианты

В качестве неполных могут выступать как двусоставные, так и односоставные предложения, распространенные и нераспространенные. А возможность пропуска слов, как уже упоминалось прежде, объясняется легкостью восстановления их из ситуации речи, структуры самого предложения (речь идет о сложных предложениях) или из контекста. Неполные предложения характерны для разговорной речи. Их следует отличать от односоставных предложений, имеющих один главный член. Между прочим, даже такие предложения могут быть неполными:

Куда идешь?

На вечеринку.

В этом диалоге полным является лишь первое предложение: определенно-личное, односоставное. А два последующих - неполные односоставные. Дополним их: иду (куда?) на вечеринку - определенно-личное; (ого!) хорошо - безличное.

Неполные предложения: примеры пунктуации

Тире часто служит пунктуационным сигналом того, что перед нами неполное предложение. Его ставят на месте пропущенного слова. Как правило, оно обусловлено наличием здесь интонационной паузы: Справа стоял мой товарищ, а слева - незнакомый парень (пропущено слово "стоял"). На подоконнике - засохшая герань в горшке (пропущено слово "находилась").

1. Понятие о неполных предложениях.

2. Сигналы неполноты.

3. Виды неполных предложений:

· контекстуальные;

· ситуативные;

· эллиптические.

Полными или неполными могут быть только структурно членимые предложения, как односоставные, так и двусоставные. Различают смысловую (информационную) и структурную (грамматическую) полноту или неполноту. Смысловая полнота создается 3 факторами:

1. ситуацией,

2. контекстом,

3. общим опытом говорящих.

Если предложение вырвать из контекста, оно может быть не понятно говорящим. В таком случае говорят о смысловой неполноте. Например: И этот зеленый мир подпевал маленькому запевале. В этом предложении речь идет о зленном топольке. По структуре данное предложение является полным, а по семантике неполным. Еще один пример: На берегу пустынных волн стоял он дум высоких полн. Чтобы понять, о ком идет речь, необходимо обладать определенной литературоведческой компетенцией. В контексте семантическая неполнота восполняется.

В синтаксисе термин «неполные» применяется только по отношению к структурно неполным предложениям. Поэтому для разграничения полных и неполных предложений важно учитывать фактор непрерывности синтаксических связей и отношений. Сравним 2 предложения. Южные ветры приносят нам тепло. Северные – холод . Во втором предложении наблюдается разрыв синтаксических связей. Слово «северные» указывает на пропуск подлежащего «ветры», аналогично дополнение «холод» указывает на пропуск сказуемого «приносят». Так как второстепенные члены всегда крепятся к главным. Наличие определение всегда требует при себе определяемого слова, наличие прямого объекта – глагола-сказуемого. Таким образом, нарушение цепочки связей является сигналом неполноты, что и отражается в определении.

Неполные предложения – Это предложения, в которых пропущен какой-либо член или группа членов предложения, обязательных по структуре. Неполные предложения в большей степени актуализируются, чем полные. В неполных предложениях легче всего выделяется рематическая группа.

Выделяют прежде всего контекстуально неполные предложения, для которых характерен пропуск одного или нескольких членов предложения, обозначенных в контексте. Солдаты шли колонной, которая растянулась на квартал. Пели песни. Что звенит – непонятно. Может быть, лес или воздух . Меня кто-то держит за плечо. Держит и трясет . Контекстуально неполные предложения характерны для письменной речи. Их употребление делает речь лаконичной и динамичной, позволяет избежать необоснованных повторов. Особенно широко употребляются неполные предложения в репликах диалога. В них используются те слова, которые несут новую информацию, то есть тема опускается, а рема присутствует.


Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли?

Около двух лет.

- На ком ?

- На Лариной .

В неполных репликах отсутствуют оба главных члена, их пропуск восстанавливается из контекста. Обычно первые реплики диалога бывают полными, остальные строятся с опорой на них.

Сигналами неполноты выступают второстепенные члены предложения. О пропуске подлежащего обычно свидетельствует наличие определения, о пропуске сказуемого – наличие дополнения или обстоятельства. Легко квалифицировать как неполные предложения. в которых пропущен один из главных членов предложения, так как ГЧП являются структурно обязательными и в этом случае происходит нарушение цепочки связей.

1. О пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения или сама форма сказуемого. Например, если сказуемое выражено глаголом прошедшего времени множественного числа, то такое предложение является неполным. Вера и Витяклеили обои. Работали дружно . Второе предложение по форме тождественно односоставному неопределенно-личному предложению. Однако по семантике глагол «работали» ориентирован на подлежащее, так как не указывает на неопределенного деятеля. Сравните с неопределенно-личным предложением: Его вызвали к доске . При разграничении подобных предложений будем опираться на семантику глагола. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом 1 или 2 лица, будем квалифицировать как односоставные определенно-личные, так как форма глагола самодостаточно указывает на деятеля. Сравните: Для вас тащусь повсюду наудачу .

Если о пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения, то эти случаи квалифицировать как неполные гораздо легче, так как нарушение цепочки связей заметнее. Например: Старое платьеперестает нравиться , когда куплено новое . О пропуске подлежащего свидетельствует наличие определения «новое».

2. О пропуске сказуемого свидетельствуют обстоятельства и дополнения, которые от него зависят. По утрам дует западный ветер, по вечерам – восточный .

3. Если пропущен второстепенный член предложения, то квалифицировать предложение как полное или неполное сложнее, так как не всякий второстепенный член является структурно необходимым. Скажем. Отсутствие определения не делает предложение неполным. Неполными являются односоставные предложения, в которых отсутствуют «обязательные» дополнения. Например: Ветер есть? Нет (ветра ). Что с крышей? Снесло ветром. (крышу ).

О пропуске обязательных членов предложения свидетельствует контекст. Все приведенные выше примеры – это контекстуально неполные предложения.

Вторая группа – ситуативно неполные предложения. В них недостающие члены подсказываются обстановкой, ситуацией, жестом. Они характерны скорее для разговорной речи. Например: Вы стоите на остановке, потом кричите: «Идет!» Присутствующим понятно, что идет какой-то транспорт. В предложении «Идет!» пропущено подлежащее. Или еще характерный пример. Вы встречаете подругу, вернувшуюся из отпуска:

Отлично!

Реплики диалога представляют собой неполные предложения. Есть такие предложения и в художественных текстах, если они передают разговорную речь. – Как мил ! – сказала княжна Марья, глядя на ребенка .

Естественно, деление на ситуативно и контекстуально неполные несколько условно. В литературоведении, кстати, принят термин «конситуация», так как часто в тексте описывается ситуация.

Эллиптические предложения – это предложения, в которых пропущен глагол-сказуемое, а восстанавливать его из контекста не требуется. В.В.Бабайцева называет их семантически полными, а структурно неполными. Например: Я – к вам ! Информация содержится полная, а структура предложения неполная, так как позиция сказуемого не замещена, о чем свидетельствует наличие дополнения. Причем восстановить сказуемое в принципе невозможно. Это может быть любой глагол движения: забежал, зашел, пришел, заглянул, послан, иду. В этих конструкциях актуализируется второстепенный член предложения – дополнение или обстоятельство. Эллиптические предложения обладают определенной стилистической окраской. Сравните:

Ответа нет. Он вновь посланье :

Второму, третьему письму ответа нет.

Видите, глагол-сказуемое «не возмещается» контекстом.

В эллиптических предложениях может отсутствовать глагол-сказуемое следующих семантических групп:

1. Глаголы бытия, отсутствия, существования. За городом – поле. В огороде – бузина, а в Киеве – дядька.

2. Пропуск глаголов движения. Татьяна – в лес, медведь – за ней.

3. Пропуск глаголов речи. Я ему – про Фому, а он мне – про Ерему.

4. Безличные эллиптические предложения с пропущенным сказуемым нет. Ни огня, ни черной хаты. На небе ни облачка . Некоторые лингвисты относят их к генитивным предложениям, а существительное в родительном падеже рассматривают как главный член предложения.

5. Номинативно-побудительные. Шприц! Скальпель! Их также рассматривают как неполные эллиптические предложения с пропущенным сказуемым в повелительным наклонении. Сравните с типичным неполным предложением. В угол !

Односоставные предложения также могут быть неполными. Сравните 2 конструкции: Закройте форточку: сквозит//Закройте: сквозит . Во второй конструкции пропущен прямой объект при глаголе-сказуемом, а сильноуправляемый глагол требует при себе дополнения. В этом случае дополнение становится структурно обязательным.

Итак, проблема разграничения односоставных полных предложений и двусоставных неполных является наиболее сложной в синтаксисе простого предложения. Дело в том, что одни и те же конструкции могут рассматриваться то как неполные, то как односоставные. Следует обратить внимание на глаголы 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Например: Идет, на мертвеца похожий . Данное предложение является неполным двусоставным. На пропуск подлежащего указывает наличие личного глагола и обособленного определения. Темнеет . Односоставное полное. В этом предложении не может быть подлежащего, так как глагол не предполагает деятеля. Передают сводку . Полное, односоставное, неопределенно-личное. Дети сели за парты. Читают. Неполное, двусоставное, так как глагол «читают» указывает на необходимость деятеля.

Неполные предложения – это такие предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации или контекста.

Например, если в метро один из пассажиров, посмотрев на путь, скажет: «Идёт!», все остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: поезд идёт.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень часто наблюдаются в диалогах.

Например: – Ваша вестра завтра выступает с песней? – спросил Алеша у Максима Петровича. – Моя. Ответ Максима Петровича представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (Например: Моя сестра завтра выступает с песней).

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях :

Ей все доступны, она же – никому. Вторая часть сложного бессоюзного предложения (она же – никому) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (Например: Она же не доступна никому).

Неполные предложения и односоставные предложения – это разные явления .

В односоставных предложениях нет одного из главных членов предложения,но смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В окно постучали), не важен (Его убили под Москвой) или скрывается (Мне про нее недавно многое рассказали).
В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне ситуации или контекста, то его смысл останется нам непонятен (Например. вне контекста: Моя; Она же – никому).

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

За спиной – поле. Слева и справа – болота.

Такие предложения называются «эллиптические предложения». В них обычно присудствует подлежащее и второстепенный член – обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём часто мы не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

Например: За спиной находится / расположено / видно болото.

Большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (болото) и б) от двусоставных – с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в золоте). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:

1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, потому что обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее частыми являются согласованные и несогласованные определения.

Зимний лес; Вход в бюро;

2) Именная часть составного именного сказуемого – существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Например: Все деревья в золоте. – Все деревья золотые.

Пропуск члена внутри предложения в устной речи отмечается паузой, на месте которой на письме ставится тире:

За спиной – поле. Слева и справа – болота;

Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

В эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, – только при наличии паузы в устной речи:

За высоким холмом - лес;

В эллиптическом предложении – при параллелизме т.е однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д. конструкций или их частей:

В неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

Лыжникам – хорошую лыжню; Молодёжи – рабочие места, Молодым семьям – льготы;

В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член, обычно это сказуемое восстанавливается из предыдущей части фразы – только при наличии паузы:

Ночи стали длиннее, дни – короче (во второй части восстанавливается связка стали).

План разбора неполного предложения

А)Указать тип предложения (полное – неполное).
б)Назвать пропущенный член предложения.

Образец разбора

Воины – за оружие.

Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились.

    Понятие о неполном предложении.

    Типы неполных предложений.Контекстуальные и ситуативные неполные предложения.

    Эллиптические предложения

    Неполные предложения в диалогической речи

1. Понятие о неполном предложении

В русском языке с учетом структуры предложения выделяются неполные предложения .

Неполным называется предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры. Те или иные формально организующие его члены (главные или второстепенные) без называния ясны из контекста или речевой ситуации.

Функционирование неполных предложений связано с закономерностями построения текста. Например, в предложении: Вот этот сок нужен липе, тот – ландышу, тот – сосне, а тот – папоротнику или дикой малине. (Куприн). Только 1-я часть Вот этот сок нужен липе характеризуется полнотой грамматической структуры, а все остальные – неполные, пропуск главных членов в них – сок нужен – обусловлен контекстом, т.е. наличием их в 1-ой части предложения. Неполнота грамматической структуры этих предложений проявляется в употреблении слов в функции зависимых членов: форма определения тот (м.р., ед.ч., И.п.) обусловлена формой неназванного сок, форма дополнений ландышу, сосне, папоротнику, малине (Д.п.) – неназванным управляющим сказуемым нужен. Таким образом, несмотря на свое отсутствие, эти члены участвуют в формировании неполных предложений.

Неполные предложения по своей структуре относятся к тем же типам, что и полные. Они могут быть распространенными и нераспространенными, двусоставными и, как считают некоторые лингвисты, односоставными. Но мы с вами берем за основу точку зрения лингвистов, которые считают, что все односоставные предложения – полные.

Односоставность и неполнота предложения совершенно разные понятия. Неполные предложения имеют в своей структуре пропущенные члены, односоставные – не имеют вообще какого-то одного главного члена. В неполных пропущенные члены, как правило, восстанавливаются. В односоставных этого быть не может. Кроме того, в неполных предложениях могут пропускаться не только главные члены, но и второстепенные. Могут пропускаться сразу несколько членов, например:

1) Здесь дороги первый раз разделилис ь: 2) одна пошла вверх по реке, 3) другая – куда-то вправо. (3-е предложение неполное, пропущено сказуемое.)

Неполнота грамматической структуры таких предложений не мешает им служить целям общения, поскольку пропуск тех или иных членов не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений. Соотнесенность с полными предложениями обнаруживается наличием в таких предложениях слов, сохраняющих грамматические функции и формы, свойственные им в соответствующих полных предложениях. Именно они указывают на «пустующие» позиции опущенных членов предложения.

В этом отношении неполные предложения отличаются от предложений недосказанных, являющихся прерванными по тем или иным причинам высказываниями, например: Хотя погоди, Калинина, а что, если... Нет, так это не получится... (Б. Пол.); - Я ж, мамаша. Разве я... Люди ж говорят, что она... (Б. Пол.).