Природные комплексы мирового океана. План урока «Тихий океан. Атлантический океан. Описание основных компонентов природы океанов

Океан (др.-греч. Ὠκεανός, от имени древнегреческого божества Океана) - крупнейший водный объект, составляющая часть Мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями. Океан находится в непрерывном взаимодействии с атмосферой и земной корой. Площадь поверхности мирового океана, в состав которого входят океаны и моря, составляет около 71 процента поверхности Земли (порядка 361 миллиона квадратных километров). Рельеф дна океанов Земли в целом сложен и разнообразен.

Наука, изучающая океаны, называется океанологией; фауну и флору океана изучает раздел биологии, называемый биология океана.

Античное значение

В Древнем Риме словом Oceanus обозначались воды, омывавшие известный мир с запада, то есть открытый Атлантический океан. При этом выражения Oceanus Germanicus («Германский Океан») или Oceanus Septentrionalis («Северный Океан») обозначали Северное море, а Oceanus Britannicus («Британский Океан») - пролив Ла-Манш.

Современное определение океанов

Мировой океан - глобальный объём морской воды, основная часть гидросферы, составляющая 94,1 % всей её площади, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и отличающаяся общностью солевого состава. Континенты и большие архипелаги разделяют мировой океан на части (океаны). Большие регионы океанов известны как моря, заливы, проливы и т. п.

Одни источники делили Мировой океан на четыре части, другие на пять. С 1937 по 1953 года выделяли пять океанов: Ти́хий, Атланти́ческий, Инди́йский, Се́верный Ледови́тый и Южный (или Ю́жный Ледови́тый) океа́н. Термин «Южный океан» многократно появлялся ещё в XVIII веке, когда началось систематическое исследование региона. В публикациях Международной гидрографической организации Южный океан из состава Атлантического, Индийского и Тихого был выделен в 1937 году. Этому было своё обоснование: в южной своей части границы между тремя океанами весьма условны, в то же время воды, прилегающие к Антарктиде, имеют свою специфику, а также объединены Антарктическим циркумполярным течением. Однако впоследствии от выделения отдельного Южного океана отказались. В 2000 году Международная гидрографическая организация приняла разделение на пять океанов, но это решение пока не ратифицировано. В действующем определении океанов от 1953 года Южного океана нет.

В таблице ниже, кроме морей, относящихся к океанам, также указаны моря, относящиеся к Южному океану.

Площадь, млн км²

Объём, млн км³

Средняя глубина, м

Наибольшая глубина, м

Атлантический

8 742 (жёлоб Пуэрто-Рико)

Балтийское, Северное, Средиземное, Чёрное, Саргассово, Карибское, Адриатическое, Азовское, Балеарское, Ионическое, Ирландское, Мраморное, Тирренское, Эгейское; Бискайский залив, Гвинейский залив, Мексиканский залив, Гудзонов залив

: Уэдделла, Скоша, Лазарева

Индийский

7 725 (Зондский жёлоб)

Андаманское, Аравийское, Арафурское, Красное, Лаккадивское, Тиморское; Бенгальский залив, Персидский залив

Также относящиеся к Южному океану : Рисер-Ларсена, Дейвиса, Космонавтов, Содружества, Моусона

Северный Ледовитый

5 527 (в Гренландском море)

Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Гренландское, Бофорта, Баффина, Линкольна
Тихий

11 022 (Марианский жёлоб)

Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское, Жёлтое, Южно-Китайское, Яванское, Сулавеси, Сулу, Филиппинское, Коралловое, Фиджи, Тасманово

Также относящиеся к Южному океану : Дюрвиля, Сомова, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена

Краткая характеристика океанов

Тихий океан (или Великий) - самый большой по площади и глубине океан на Земле. Расположен между материками Евразией и Австралией на западе, Северной и Южной Америкой на востоке, Антарктидой на юге. На севере через Берингов пролив сообщается с водами Северного Ледовитого, а на юге - Атлантического и Индийского океанов. Занимающий 49,5 % поверхности Мирового океана и вмещающий 53 % объёма воды Мирового океана, Тихий океан простирается приблизительно на 15,8 тысячи км с севера на юг и на 19,5 тысяч км с востока на запад. Площадь с морями - 179,7 млн км2, средняя глубина - 3984 м, объём воды - 723,7 млн км3 (без морей соответственно: 165,2 млн км2, 4282 м и 707,6 млн км3). Наибольшая глубина Тихого океана (и всего Мирового океана) - 11 022 м в Марианском жёлобе. Через Тихий океан примерно по 180-му меридиану проходит линия перемены даты. Изучение и освоение Тихого океана начались задолго до появления письменной истории человечества. Для плавания по океану использовались джонки, катамараны и простые плоты. Экспедиция 1947 года на плоту из бальсовых брёвен «Кон-Тики» под руководством норвежца Тура Хейердала доказала возможность пересечения Тихого океана в западном направлении из центральной части Южной Америки к островам Полинезии. Китайские джонки совершали походы вдоль берегов океана в Индийский океан (например, семь путешествий Чжэн Хэ в 1405-1433 годах). В настоящее время побережье и острова Тихого океана освоены и заселены крайне неравномерно. Наиболее крупными центрами промышленного освоения являются побережье США (от района Лос-Анджелеса до района Сан-Франциско), побережье Японии и Южной Кореи. Значительна роль океана в экономической жизни Австралии и Новой Зеландии.

Второй по величине океан Земли после Тихого океана, название произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии или от легендарного острова Атлантида. Он простирается от субарктических широт до самой Антарктиды. Граница с Индийским океаном проходит по меридиану мыса Игольный (20° в.д. до побережья Антарктиды (Земля Королевы Мод). Границу с Тихим океаном проводят от мыса Горн по меридиану 68°04’ з. д. или по кратчайшему расстоянию от Южной Америки до Антарктического полуострова через пролив Дрейка, от острова Осте до мыса Штернек. Граница с Северным Ледовитым океаном проходит по восточному входу Гудзонова пролива, далее через Пролив Дэвиса и по побережью острова Гренландия до мыса Брустер, через Датский пролив до мыса Рейдинупюр на острове Исландия, по его побережью до мыса Герпир, затем к Фарерским островам, далее к Шетландским островам и по 61° северной широты до побережья Скандинавского полуострова. Площадь морей, заливов и проливов Атлантического океана составляет 14,69 миллионов км2 (16 % от общей площади океана), объём 29,47 миллионов км³ (8,9 %). Площадь 91,6 млн. км2, из которых около четверти приходится на внутриконтинентальные моря. Площадь прибрежных морей невелика и не превышает 1 % от общей площади акватории. Объём вод составляет 329,7 млн. км3, что равно 25 % объёма Мирового океана. Средняя глубина - 3736 м, наибольшая - 8742 м (жёлоб Пуэрто-Рико). Среднегодовая солёность вод океана составляет около 35 ‰. Атлантический океан имеет сильно изрезанную береговую линию с выраженным членением на региональные акватории: моря и заливы.

Индийский океан - третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. Индийский океан главным образом расположен к югу от тропика Рака между Евразией на севере, Африкой на западе, Австралией на востоке и Антарктидой на юге.

Его площадь составляет 76,17 миллионов км2, объём - 282,65 миллионов км3. На севере омывает Азию, на западе - Аравийский полуостров и Африку , на востоке - Индокитай, Зондские острова и Австралию; на юге граничит с Южным океаном.

Граница с Атлантическим океаном проходит по 20° меридиану восточной долготы; с Тихим - по 147° меридиану восточной долготы.

Самая северная точка Индийского океана находится примерно на 30° северной широты в Персидском заливе. Ширина Индийского океана составляет приблизительно 10 000 км между южными точками Австралии и Африки.

Северный Ледовитый океан (англ. Arctic Ocean, дат. Ishavet, норв. и нюнорск Nordishavet) - наименьший по площади океан Земли, расположен между Евразией и Северной Америкой.

Площадь 14,75 миллионов км2, то есть чуть больше 4 % от всей площади Мирового океана, средняя глубина 1 225 м, объём воды 18,07 миллионов км3.

Северный Ледовитый океан самый мелководный из всех океанов, его средняя глубина составляет 1 225 м (наибольшая глубина 5 527 м в Гренландском море).

Формирование океанов

На сегодняшний день в научных кругах существует версия, что океан появился 3,5 млрд лет назад как следствие дегазации магмы и последующей конденсации паров атмосферы. Большинство океанских бассейнов современности возникло в последние 250 млн лет в результате раскола древнего суперконтинента и расхождения в стороны (так называемого спрединга) литосферных плит. Исключением является Тихий океан, который представляет из себя уменьшающийся остаток древнего океана Панталассы.

Батиметрическое положение

По батиметрическому положению и характеру рельефа на дне океана выделяются несколько следующих ступеней:

  • Шельф - глубина до 200-500 м
  • Континентальный склон - глубина до 3500 м
  • Океанское ложе - глубина до 6000 м
  • Глубоководные желоба - глубина ниже 6000 м

Океан и атмосфера

Океан и атмосфера представляют собой текучие среды. Свойства этих сред определяют среду обитания организмов. Потоки в атмосфере влияют на общую циркуляцию воды в океанах, а от состава и температуры воздуха зависят свойства океанических вод. В свою очередь, океан определяет основные свойства атмосферы и является источником энергии для многих протекающих в атмосфере процессов. На циркуляцию воды в океане влияют ветры, вращение Земли, а также барьеры суши.

Океан и климат

Океан летом медленнее нагревается, а зимой медленнее остывает. Это позволяет сглаживать колебания температур на прилежащей к океану суше.

Атмосфера получает от океана значительную часть поступающего к ней тепла и почти весь водяной пар. Пар поднимается, конденсируется, образуя облака, которые переносятся ветрами и проливаются в виде дождя или снега на сушу. В тепло- и влагообмене участвуют только поверхностные воды океана. Внутренние же (порядка 95 %) в обмене не участвуют.

Химический состав воды

В океане находится неисчерпаемый источник химических элементов, который содержится в составе его воды, а также в месторождениях, расположенных на дне. Идет постоянное возобновление залежей полезных ископаемых, путем выпадения или привноса на дно различных осадков и растворов из земной коры.

Средняя соленость морской воды - 35 ‰. Соленый вкус воде придают содержащиеся в ней 3,5 % растворенных минеральных веществ - это главным образом соединения натрия и хлора.

Благодаря тому, что вода в океане постоянно перемешивается волнами и течениями, её состав почти одинаков во всех частях океана.

Флора и фауна

На долю Тихого океана приходится более 50 % всей биомассы Мирового океана. Жизнь в океане представлена обильно и разнообразно, особенно в тропической и субтропической зонах между побережьями Азии и Австралии, где огромные территории заняты коралловыми рифами и мангровыми зарослями. Фитопланктон Тихого океана в основном состоит из микроскопических одноклеточных водорослей, насчитывающих около 1300 видов. В тропиках особенно распространены фукусовые, крупные зелёные и особенно известные красные водоросли, которые наряду с коралловыми полипами являются рифообразующими организмами.

Растительный мир Атлантики отличается видовым разнообразием. В толще воды доминирует фитопланктон, состоящий из динофлагеллятов и диатомовых водорослей. В разгар их сезонного цветения море у берегов Флориды окрашивается в ярко-красный цвет, а в литре морской воды содержатся десятки миллионов одноклеточных растений. Донная флора представлена бурыми (фукусы, ламинарии), зелёными, красными водорослями и некоторыми сосудистыми растениями. В устьях рек растёт зостера морская, или взморник, а в тропиках преобладают зелёные (каулерпа, валония) и бурые (саргассы) водоросли. Для южной части океана характерны бурые водоросли (фукус, лесония, электус). Животный мир отличается большим - около сотни - числом биполярных видов, обитающих только в холодных и умеренных поясах и отсутствующих в тропиках. В первую очередь это крупные морские звери (киты, тюлени, котики) и океанские птицы. В тропических широтах обитают морские ежи, коралловые полипы, акулы, рыбы-попугаи и рыбы-хирурги. Дельфины часто встречаются в водах Атлантики. Жизнерадостные интеллектуалы животного мира охотно сопровождают большие и малые суда - иногда, к сожалению, попадая под безжалостные лезвия винтов. Коренными жителями Атлантики являются африканский ламантин и самое крупное млекопитающее планеты - синий кит.

Флора и фауна Индийского океана необычайно разнообразны. Тропическая область выделяется богатством планктона. Особенно обильна одноклеточная водоросль Триходесмиум (тип Цианобактерии), из-за которой поверхностный слой воды сильно мутнеет и меняет свою окраску. Планктон Индийского океана отличает большое число светящихся ночью организмов: перидиней, некоторых видов медуз, гребневиков, оболочников. Обильно встречаются ярко окрашенные сифонофоры, в том числе ядовитые фазалии. В умеренных и арктических водах главными представителями планктона являются копеподы, эвфуазиды и диатомеи. Наиболее многочисленными рыбами Индийского океана являются корифены, тунцы, нототениевые и разнообразные акулы. Из пресмыкающихся имеются несколько видов гигантских морских черепах, морские змеи, из млекопитающих - китообразные (беззубые и синие киты, кашалоты, дельфины), тюлени, морские слоны. Большинство китообразных обитают в умеренных и приполярных областях, где благодаря интенсивному перемешиванию вод возникают благоприятные условия для развития планктонных организмов. Растительный мир Индийского океана представлен бурыми (саргассовые, турбинарии) и зелёными водорослями (каулерна). Пышно развиваются также известковые водорости литотамнии и халимеда, которые участвуют вместе с кораллами в сооружении рифовых построек. Типичным для прибрежной зоны Индийского океана является фитоценоз, образуемый мангровыми зарослями. Для умеренных и приантарктических вод наиболее характерны красные и бурые водоросли, главным образом из групп фукусовых и ламинариевых, порфира, гелидиум. В приполярных областях южного полушария встречаются гигантские макроцистисы.

Причина бедности органического мира Северного Ледовитого океана - суровые климатические условия. Исключения составляют лишь Северо-Европейский бассейн, Баренцево и Белое моря с их чрезвычайно богатым животным и растительным миром. Флора океана представлена главным образом ламинариями, фукусами, анфельцией, а в Белом море - также зостерой. Крайне бедна фауна дна морей восточной Арктики, особенно центральной части Арктического бассейна. В Северном Ледовитом океане насчитывается более 150 видов рыб, среди них большое число промысловых (сельдь, тресковые, лососевые, скорпеновые, камбаловые и другие). Морские птицы в Арктике ведут преимущественно колониальный образ жизни и обитают на берегах. Млекопитающие представлены тюленями, моржами, белухами, китами (главным образом полосатиками и грендландскими китами), нарвалами. На островах встречаются лемминги, по ледяным мостам заходят песцы и северные олени. Представителем фауны океана следует считать также белого медведя, жизнь которого в основном связана с дрейфующими, паковыми льдами или береговым припаем. Большинство зверей и птиц круглый год (а некоторые только зимой) имеют белую или очень светлую окраску.

(Visited 205 times, 1 visits today)

  1. Назовите несколько природных комплексов своей местности. Кратко опишите один из них и укажите связи между компонентами.
  2. Из курсов природоведения и биологии вспомните, как образуются почвы и какие вы знаете почвы.

Природные комплексы суши. Географическая оболочка, являясь целостной, неоднородна на разных широтах, на суше и в океане.

Благодаря неравномерному поступлению солнечного тепла на земную поверхность географическая оболочка очень разнообразна. Близ экватора, например, где много тепла и влаги, природа отличается богатством живых организмов, более быстро проходящими природными процессами, в полярных областях, наоборот, медленно текущими процессами и бедностью жизни. На одних и тех же широтах природа также может быть различной. Это зависит от рельефа, от удаленности от океана. Поэтому географическую оболочку можно разделить на разные по размерам участки, территории или природно-территориаль-ные комплексы (сокращенно природные комплексы, или ПК).

Формирование любого природного комплекса происходило длительное время. На суше оно осуществлялось под влиянием взаимодействия компонентов природы: горных пород, климата, воздушных масс, воды, растений, животных, почв (рис. 32). Все компоненты в природном комплексе, как и в географической оболочке, переплетены друг с другом и образуют целостный природный комплекс, в нем так же происходит обмен веществ и энергии. Природным комплексом называется участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии. Каждый природный комплекс имеет более или менее четко выраженные границы, обладает природным единством, проявляющимся в его внешнем облике (например, лес, болото, горный массив, озеро и т. д.).

Рис. 32. Взаимосвязи компонентов природного комплекса

Природные комплексы океана в отличие от суши состоят из следующих компонентов: воды с растворенными в ней газами, растений и животных, горных пород и рельефа дна. В Мировом океане выделяются крупные природные комплексы - отдельные океаны, менее крупные - моря, заливы, проливы и пр. Кроме того, в океане различают природные комплексы поверхностных слоев воды, различных толщ воды и океанического дна.

Разнообразие природных комплексов. Природные комплексы бывают разных размеров. Отличаются они и по образованию. Очень большие природные комплексы - это материки и океаны. Образование их обусловлено строением земной коры. На материках и океанах выделяют менее крупные комплексы - части материков и океанов. В зависимости от количества солнечного тепла, т. е. от географической широты, бывают природные комплексы экваториальных лесов, тропических пустынь, тайги и т. д. Примерами мелких могут служить, например, овраг, озеро, речная долина, морской залив. А самый большой природный комплекс Земли - географическая оболочка.

Все природные комплексы испытывают на себе огромное влияние человека. Многие из них уже сильно изменены многовековой деятельностью человечества. Человек создал новые природные комплексы: поля, сады, города, парки и др. Такие природные комплексы называются антропогенными (от греч. «антропос» - человек).

  1. Пользуясь текстом учебника, выпишите в левую колонку тетради компоненты географической оболочки, в среднюю - компоненты природных комплексов суши, в правую - компоненты природных комплексов океана. Что общего между компонентами каждого природного комплекса?
  2. Что такое природный комплекс?
  3. Как различаются природные комплексы?

-- [ Страница 48 ] --

Рис. 122. Распашка рисового поля на острове Ява Важное значение для страны имеют культуры, выращиваемые для вывоза за границу, – табак, перец, чай, кофе, сахарный тростник, различные пряности. Многие потребности населения удовлетворяют ремесленники, особенно славится расписанный ручным способом батик – ткань, отличающаяся красотой рисунка.

Занимаются также резьбой по дереву, создавая подлинные произведения искусства.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите самые крупные острова Индонезии.

2. Чем объяснить большое разнообразие ее природы?

3. Найдите на комплексной карте месторождения полезных ископаемых Индонезии.

4. Каковы занятия населения страны и как они связаны с природными условиями?

Евразия – самый большой материк земного шара.

Единственный материк, который омывают все четыре океана.

В Евразии расположены самые высокие горы на Земле, самая глубокая впадина – Мертвое море.

Самое высокое нагорье – Тибет также находится в Евразии.

Самые большие территории занимают континентальный и муссонный типы климата, многолетняя мерзлота.

На территории материка находятся все природные зоны Северного полушария.

Полюс холода Северного полушарии – также в Евразии.

У берегов Евразии находятся самое большое море – Филиппинское, самое малое море – Мраморное, самое мелкое – Азовское, самое соленое – Красное.

В Евразии расположено самое большое государство – Россия и самая большая страна по численности населения – Китай.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1. Почему важно знать географическое положение материка? Каковы особенности географического положения Африки?

2. На примере климата, рек, природных зон Африки покажите действие закона географической зональности.

3. На примере Австралии покажите действие каждого климатообразующего фактора.

4. * Докажите, что природа создала в Австралии огромный заповедник. Чем он знаменит?

5. * Как может измениться климат Южной Америки, если Анды будут расположены на востоке материка?

6. В каких природных зонах Южной Америки особенно велики изменения природы под влиянием деятельности человека? Почему?

7. Составьте описание природы одного из океанов.

8. * В чем сходства и различие между пустынями Африки и Антарктиды?

9. * С климатом какой части Северной Америки имеет сходство климат вашей местности?

10. Сравните материки Евразию и Северную Америку. В чем состоит сходство и различие их географического положения?

11. * Сравните рельеф Евразии с рельефом других материков. Чем следует закончить сравнение? Какие особенности рельефа можно объяснить с помощью карты «Строение земной коры»?

12. * Почему на территории Евразии природные зоны сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток?

Земля – наш дом § 63. Особенности географической оболочки Вы закончили изучение всех материков и океанов. Их образование обусловлено рельефом земной коры, который своим происхождением обязан внутренней энергии Земли. Каждый материк и океан по своим природным условиям неповторим. Это объясняется прежде всего их особым географическим положением, размером, конфигурацией и рельефом.

Вы также узнали, что природа любого природного комплекса определяется солнечной энергией, которая проявляется через климат. В связи с неравномерностью распределения солнечного тепла, а также атмосферных осадков по земной поверхности географическая оболочка делится на зональные природные комплексы – природные зоны равнин (природные пояса в океане) и высотные пояса в горах (см.

рис. 39, 123). Вы познакомились с особенностями природных зон на каждом материке и в океане, которые влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Рис. 123. Природные зоны равнин: А – экваториальный лес; Б – тропическая пустыня.

Какие климатические условия необходимы для образования и существования экваториальных лесов? На каких материках эта зона занимает самые большие площади? Какие условия приводят к образованию тропических пустынь? Чем тропические пустыни отличаются от пустынь умеренного пояса? По карте «Природные зоны мира» (см. форзац) определите особенности тропических пустынь (положение, простирание, величина) на каждом материке Какие природные зоны: а) наиболее богаты растительным и животным миром; б) наиболее благоприятны для жизни человека? В какой природной зоне вы бы хотели жить и трудиться? По рис. 47, 66, 64, 91, 105 определите, площадь каких природных зон за последнее время резко увеличилась, а каких – уменьшилась. Как человек влияет на изменение границ природных зон?

Теперь вы знаете, что географическая оболочка – это природная среда, где живет и развивается человеческое общество. Все необходимое для своего существования человек берет от природы, часто нарушая сложившиеся связи между ее компонентами. И тем самым наносит большой вред как географической оболочке, так и себе. Покажите это на примере уничтожения лесов. Для сохранения окружающей нас природы необходимо рационально и бережно к ней относиться. А это возможно только при хорошем знании свойств и закономерностей развития географической оболочки.

У каждого компонента географической оболочки свои специфические закономерности или законы. Например, большие равнины Земли соответствуют относительно устойчивым участкам земной коры – платформам, а высокие складчатые горные системы приурочены к сейсмическим поясам – краям литосферных плит.



Однако в строении и развитии географической оболочки также есть свои закономерности. Их принято называть общими. Они свойственны как всей географической оболочке, так и природным комплексам всех размеров и отдельным компонентам. Знание общих географических закономерностей позволяет человеку полнее и целесообразнее использовать природные богатства, не нанося ущерб природному комплексу – окружающей природе. К важнейшим общим закономерностям географической оболочки относят ее целостность, ритмичность и зональность. Вы, наверное, уже догадались, что со всеми указанными закономерностями вы знакомились при изучении отдельных природных комплексов:

материков, океанов и их частей.

Целостность географической оболочки – это взаимосвязь, взаимозависимость ее компонентов. Она обусловливается непрерывным круговоротом и обменом веществ и энергии. Вспомните, как круговорот воды связывает в единое целое гидросферу, тропосферу, верхние слои литосферы и все живые организмы, включая и человека.

Могут ли живые организмы существовать вне этого круговорота? Взаимодействие и взаимопроникновение всех компонентов географической оболочки, осуществляемое круговоротом веществ, связывает их в единое целое. Доказательством целостности географической оболочки служит тот факт, что изменение хотя бы одного компонента неизбежно влечет за собой изменение других. Так, если в том или ином природном комплексе будет загрязнена вода, это отразится на загрязнении всего природного комплекса в целом.

Ученые установили такую зависимость: в годы, когда в Баренцевом море увеличивается ледовитость, уровень воды в крупных африканских озерах понижается. Все это объясняется не чудом, а усилением или уменьшением движения воздушных масс. Если возрастает количество воздушных масс и скорость их перемещения, особенно в меридиональном направлении (с юга на север), то уменьшается ледовитость морей. В экваториальной части материка, наоборот, это вызывает увеличение количества выпадающих осадков, что и сказывается на изменении уровня озер.

Знание целостности географической оболочки имеет большое практическое значение.

Если хозяйственная деятельность человека не учитывает этот закон, то она часто приводит к нежелательным последствиям. Например, орошение засушливых территорий приводит к их засолению. Целостность географической оболочки требует предварительного изучения территории. Например, еще недавно на болота смотрели, как на бесполезные природные комплексы, которые необходимо осушить. Массовое осушение болот привело к катастрофическим последствиям. Стали исчезать леса, мелеть реки, пересыхать почвы.

Болота – это огромные резервуары воды, приготовленные природой на аварийный случай, для сохранения растительной жизни во время засух и пожаров, которые останавливаются на их границах. Теперь люди начали восстанавливать болота, но это оказалось значительно труднее и дороже, чем их уничтожение.

Ритмические явления в географической оболочке. Периодичность и повторяемость одних и тех же явлений во времени называют ритмикой. Ритмичность – характерная черта географической оболочки. Она свойственна живой и неживой природе. Вращение Земли вокруг своей оси вызывает суточные ритмы. Для каждого крупного природного комплекса создается характерный суточный ход температуры, влажности, деятельности растений и животных и т. д. Вспомните, каковы особенности суточных ритмов в экваториальных лесах. Все живые организмы имеют период покоя – отдыха и период бодрствования. Эта внутренняя потребность организмов согласуется с суточным движением Земли. У разных животных выработана разная ритмика. Одни животные проявляют активность днем, другие (например, летучие мыши, совы) – ночью. Жизнь человека также протекает в суточном ритме: активность днем, отдых ночью.

Движение Земли вокруг Солнца вызывает годовые (сезонные) ритмы природных процессов. Годовая ритмика отчетливо прослеживается в годовом ходе температур, в смене ветров (муссоны), осадков, режиме рек, почвообразовании, в жизни растений и животных. Приведите примеры.

Существуют ритмы, связанные с обращением Солнца вокруг своей осн и годовым его движением, а также планет и других космических тел вокруг центра Галактики. А. Л.

Чижевский доказал, что жизнедеятельность всех организмов – от растений до человека – зависит от состояния Солнца. Это положение подтверждается многими изменениями состояния здоровья людей, периодическими эпидемиями.

Самый короткий ритм – 27 дней – период обращения Солнца вокруг своей оси.

Длительные ритмы, обусловленные годовым движением Солнца и планет, составляют сотни тысяч лет. С ними связаны геологические процессы – периоды бурного развития вулканизма, землетрясений, резких изменений климата и всех процессов, происходящих в географической оболочке. О них исследователи узнают по характеру отложений горных пород. Естественными летописцами изменений, происходящих в географической оболочке, оказались деревья, точнее, их годовые кольца.

Ритмы управляют всеми процессами в географической оболочке, воздействуя на все ее компоненты. Ритмы дают представление о том, что следует ожидать от природы в ближайшее время, в ближайшее столетие.

В природе не могут существовать ритмы отдельных компонентов. Так, периоды похолодания и потепления климата обязательно скажутся на ритмике всех природных процессов. Ритмика – это форма своеобразного «дыхания» целостной географической оболочки, свидетельствующая о неравномерности ее развития во времени.




Похожие работы:

«ош век неимоверно насыН щен информацией. Порой можно прочитать или услышать об информационном взрыве, который, словно ужаснейшее стихийное бедствие, будто бы обрушивается на человечество. Но при более внимательном подходе к этому взрыву оказывается, что он не так уж страшен. И осколки, и волны, и раскаты этого взрыва отнюдь не опасны. Наоборот, они несут человечеству сознание того, что человек все может, на все способен. Способен использовать могучие природные силы себе на пользу. Способен...»

«ТАРАСЪ ГРИГОРЬЕВИЧЪ ШЕВЧЕНКО. (Нкоторыя дополненія и поправки къ его біографіи). Въ прошломъ мсяц вышла въ Кіев книга: Жизнь и произведенія Тараса Ш евчеша, М. К. Чалаго, обратившая уже на себя вниманіе читающей публики богатствомъ сообщаемыхъ ею новыхъ матеріаловъ для біографіи и характеристики поэта. На нашъ взглядъ и въ этой книг, какъ и во всемъ, что писано было о нашемъ поэт, начиная съ его автобіографіи, помщенной когда-то въ „Народномъ Чтеніи“, есть еще довольно пробловъ и неточ­ ностей;...»

«www.specialtravelclub.com 24 декабря 2008, среда, Ушуая, Пролив Бигл Ранним утром мы прибыли в самый южный город земли – Ушуаю (Аргентина), Огненная Земля. Именно здесь нас ожидало наше экспедиционное судно Профессор Молчанов. Времени у нас было достаточно, так как посадка на пароход была запланирована на 16 00. Разместившись в гостинице, все отправились гулять по городу. Дел ещё было предостаточно. Перед посадкой нужно было закупить фрукты полярникам со станции Беллинсгаузен. Погуляв по городу...»

«1 Написано: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом. (Новый Завет. Послание к колоссянам Апостола Павла, гл. 2, 18.) Ангелы в Библии – Воля Господня. Кредо всевластия. Высшая дань или отнятие. Гнев преисподней. Что предоставит Господняя длань? Ангелы в Библии – Божие своды. Крылья Божественных – Воля Творца. Сенс вездесущности, быстрых воздействий. Ангел – се образ. Беспечны сердца...»

«Книга десятая Произведение является результатом интеллектуальной деятельности и как объект исключительного права охраняется законом. Ни одна часть книги, ни произведение в целом не могут быть использованы (в том числе размещены в Интернете) без письменного согласия автора. Мегре В.Н. Анаста. - СПб.: Издательство ДИЛЯ, 2010. - 288 с. Серия Звенящие кедры России ISВN 978-5-88503-936-9 В подобное с трудом поверить смогут люди. И пусть не верит кто-то, что с того? Неверие в могущество своё...»

«ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ ОГУ ВИЧУГСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО Заказчик: Исполнитель: ООО Научный Комитет Ивановской области по производственный центр Земля лесному хозяйству Председатель Генеральный директор Л. А. Королёва З. М. Исламова _ Иваново 2008 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ- 5 ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 7 1.1. Краткая характеристика - 7 1.1.1. Местоположение и площадь лесничества 1.1.2. Распределение территории лесничества по муниципальным образованиям 1.1.3. Распределение лесов лесничества по...»

«Книга первая. Книга вторая. Книга третья. Эпитома. Указатель собственных имен, географических названий и этнических групп. Борухович В. Г. Античная мифография и Библиотека Аполлодора. Аполлодор МИФОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА Книга I Текст приводится по изданию: Аполлодор. Мифологическая библиотека. Ленинград, Издательство Наука, Ленинградское отделение, 1972. I II III IV V VI VII VIII IX I. (1) Уран первый стал править всем миром. Вступив в брак с Геей1, он произвел на свет прежде всего так...»

«Осень 2012 vashe-plodorodie.ru Ежеквартальный информационный вестник уфимского клуба природного земледелия Те м а н о м е р а: Розы в саду Осенние Здоровое Семинары Чудесный работы 10-11 питание 14-15 для садоводов 16 сад-огород 4-7, 12-13 Лето в этом году было чудесное! А ещё и грядки томатов, увешанные Кто-то со мной согласится, а кто-то нет. помидорами как гирляндой, Даже при жаре под 40 °С, засухе и отсутствии и капуста, утопающая в бархатцах, дождей наши садоводы-природники и земляника,...»

«Проект Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов реки Неман и рек бассейна Балтийского моря (российская часть в Калининградской обл.) (код 01.01.00) СВОДНЫЙ ТОМ СКИОВО реки Неман и рек бассейна Балтийского моря (российская часть бассейна в Калининградской области) Москва 2012 г. Список исполнителей Руководитель к.ф.-м.н., зав. Землянов И.В. работы лабораторией ФГБУ ГОИН Исполнители: ст.н.с. Горелиц О.В. ст.н.с. Демиденко Н.А. к.ф.-м.н., ст.н.с. Павловский А.Е. к.т.н.,...»

«Приняты Верховным Советом СССР 23 ноября 1989 г. N 810-1 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ОБ АРЕНДЕ Раздел I. АРЕНДА ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АРЕНДЕ Статья 1. Аренда Аренда представляет собой основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование землей, иными природными ресурсами, предприятиями (объединениями) и другими имущественными комплексами, а также иным имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной или иной деятельности....»

Из космоса Земля была описана как «синий мрамор». Знаете почему? Потому что большая часть нашей планеты покрыта Мировым океаном. Фактически, почти три четверти (71%, или 362 млн км²) Земли - океан. Следовательно, здоровые океаны жизненно важны для нашей планеты.

Океан неравномерно распределяется между Северным и Южным полушариями. содержит около 39% суши, а в Южном полушарии земли занимают приблизительно 19%.

Когда появился океан?

Конечно, океан возник задолго до появления человечества, поэтому никто точно не знает, каким образом это произошло, однако полагают, что он образовался благодаря водяному пару, присутствующему на Земле. Когда Земля остыла, этот водяной пар в конечном итоге испарился, образовал облака и выпал в виде дождя. В течение долгого времени дождь затапливал низменности, создавая первые океаны. Когда вода стекала с суши, она захватывала минералы, в том числе соли, которые образовали соленую воду.

Значение океана

Океан чрезвычайно важен для человечества и всей Земли, при этом некоторые вещи более очевидны, чем другие:

  • Обеспечивает еду.
  • Обеспечивает кислород через крошечных организмов, называемых фитопланктоном. Эти организмы вырабатывают примерно 50-85% кислорода, которым мы дышим, а также хранят избыток углерода.
  • Регулирует климат.
  • Он является источником важных продуктов, которые мы используем в кулинарии, включая загустители и стабилизаторы.
  • Предоставляет возможности для отдыха.
  • Содержит , такие как природный газ и нефть.
  • Обеспечивает «дорогу» для международной торговли. Более 98% внешней торговли США происходит через океан.

Сколько океанов на планете Земля?

Карта всех океанов и континентов Земли

Основной частью гидросферы нашей планеты считается Мировой океан, который связывает между собой все океаны. Есть течения, ветры, приливы и волны, которые постоянно циркулируют вокруг этого океана. Но чтобы упростить , Мировой океан был разделен на части. Ниже представлены названия океанов с кратким описанием и характеристикой, от самых больших до самых маленьких:

  • Тихий океан: является самым большим океаном и считается крупнейшим географическим объектом на нашей планете. Он омывает западное побережье Америки и восточное - Азии, и Австралии. Океан простирается от Северного Ледовитого океана (на севере), до Южного океана, окружающего Антарктиду (на юге).
  • Атлантический океан: имеет меньший размер, чем Тихий океан. Он более мелководный, чем предыдущий и ограничен Америкой на западе, Европой и Африкой - на востоке, Северным Ледовитым океаном - на севере, и соединяется с Южным океаном на юге.
  • Индийский океан: является третьим по величине океаном. Он ограничен Африкой на западе, Азией - на севере и Австралией - на востоке, а на юге соединяется с Южным океаном.
  • Южный или Антарктический океан: был выделен в отдельный океан Международной гидрографической организацией в 2000 году. Этот океан включает в себя воды Атлантического, Тихого и Индийского океанов, и он окружает Антарктиду. На севере он не имеет четких очертаний островами и материками.
  • Северный Ледовитый океан: это самый маленький океан. Он омывает северные побережья Евразии и Северной Америки.

Из чего состоит морская вода?

Соленость (содержание соли) воды может быть разной в различных частях океана, но в среднем составляет около 3,5%. Чтобы воссоздать морскую воду в домашних условиях, необходимо чайную ложку поваренной соли развести в стакане воды.

Однако соль в морской воде отличается от поваренной соли. Наша пищевая соль состоит из элементов натрия и хлора, а соль в морской воде содержит более 100 элементов, включая магний, калий и кальций.

Температура воды в океане может сильно различаться и варьируется от -2 до +30°С.

Зоны океанов

Изучая морскую жизнь и места обитания, вы узнаете, что различные морские организмы могут жить в разных зонах, однако двумя основными выступают:

  • Пелагическая зона (пелагиль), считающаяся «открытым океаном».
  • Бентическая зона (бенталь), которая является дном океана.

Океан также разделен на зоны в зависимости от того, сколько солнечного света каждая из них получает. Существует , которая получает достаточное количество света, чтобы обеспечить процесс фотосинтеза. В дисфотической зоне есть только небольшое количество света, а в афотической зоне нет солнечного света вообще.

Некоторые животные, такие как киты, морские черепахи и рыбы, могут занимать несколько зон на протяжении всей их жизни или в разные сезоны. Другие животные, такие как усоногие, способны находиться в одной зоне почти всю свою жизнь.

Океанические места обитания

Места обитания в океане варьируются от теплых, неглубоких, заполненных светом вод до глубоких, темных, холодных районов. Основными местами обитания выступают:

  • Литоральная зона (литораль): это береговая область, которая во время приливов затапливается водой и высушивается при отливах. Морская жизнь здесь сталкивается с серьезными проблемами, поэтому живые организмы должны адаптироваться к изменениям температуры, солености и влаги.
  • : еще одно место обитания организмов вдоль побережья. Эти районы покрыты солеустойчивыми мангровыми деревьями и они являются важной средой обитания для некоторых морских видов.
  • Морские травы: это цветущие растения, которые растут в морских, полностью засоленных средах. Эти необычные морские растения имеют корни, с помощью которых крепятся ко дну и часто образовывают "луга". Экосистема морских трав способна поддерживать жизнь сотни видов организмов, включая рыб, моллюсков, червей и многих других. Травянистые луга хранят более 10% от общего количества углерода, содержащегося в океанах, а также вырабатывают кислород и защищают прибрежные районы от эрозии.
  • : коралловые рифы часто называют « морским лесом» из-за их большого биоразнообразия. Большинство коралловых рифов встречается в теплых тропических и субтропических районах, хотя глубоководные кораллы существуют в некоторых холодных местах обитания. Одним из самых известных коралловых рифов является .
  • Глубокое море: хотя эти холодные, глубокие и темные районы океана могут показаться негостеприимными, ученые доказали, что они поддерживают широкий спектр морской жизни. Это также важные области для научных исследований, так как около 80% океана имеют глубину более 1000 метров.
  • Гидротермальные вентиляционные отверстия: они представляют собой уникальную, богатую минералами среду обитания, где живут сотни видов, включая организмы, называемые (которые осуществляют процесс хемосинтеза) и других животных, таких как рифтии, моллюски, мидии, крабы и креветки.
  • Леса водорослей: они находятся в холодных, плодородных и относительно мелких водах. Эти подводные леса включают обилие бурых водорослей. Гигантские растения обеспечивают пищу и укрытие для огромного количества морских видов.
  • Полярные регионы: расположены вблизи полярных кругов Земли, севернее Арктики и южнее Антарктики. Эти районы холодные, ветреные и имеют широкие колебания дневного света в течение года. Хотя эти области, по-видимому, непригодны для жизни людей, они характеризуются богатой морской жизнью, а многие мигрирующие животные отправляются в эти районы, чтобы питаться крилем и другой добычей. Полярные регионы также являются родиной знаковых животных, таких как белые медведи (в Арктике) и пингвины (в Антарктике). Полярные регионы подвергаются все большему вниманию из-за опасений по поводу - так как именно в этих районах повышение температуры, вероятно, будет наиболее заметным и значительным.

Факты об океанах

Ученые лучше исследовали поверхности Луны, Марса и Венеры, чем океанического дна Земли. Однако причина этому вовсе не равнодушие к океанографии. На самом деле сложнее изучить поверхность дна океана, с измерением гравитационных аномалий и использованием гидролокатора на близких расстояниях, чем поверхность близлежащей Луны или планеты, что может быть сделано с помощью спутника.

Излишне говорить, что океан Земли не изучен. Это затрудняет работу ученых и, в свою очередь, не позволяет в полном объеме осознать жителям нашей планеты на сколько это мощный и важный ресурс. Люди должны понимать свое влияние на океан и влияние океана на них - человечеству необходима океаническая грамотность.

  • Земля имеет семь континентов и пять океанов, объединенных в один Мировой океан.
  • Океан - очень сложный объект: он скрывает горные хребты с большим количеством вулканов, чем на суше.
  • Используемая человечеством пресная вода напрямую зависит от морской, через .
  • В течение всего геологического времени океан доминирует над сушей. Большинство пород, обнаруженных на суше, были заложены под водой, когда уровень океана был выше, чем сегодня. Известняк и кремнистый сланец являются биологическими продуктами, которые сформировались из тел микроскопической морской жизни.
  • Океан формирует побережье материков и островов. Это происходит не только во время ураганов но и при постоянной эрозии, а также с помощью волн, и приливов.
  • Океан доминирует в мировом климате, управляя тремя глобальными циклами: водным, углеродным и энергетическим. Дождь появляется из испаренной морской воды, переносящей не только воду, но и солнечную энергию, которая выводила его с моря. Растения океанов производят большую часть кислорода в мире, а течения несут тепло от тропиков к полюсам.
  • Жизнь в океанах позволила атмосфере получать кислород, начиная с протерозойского эона, миллиарды лет назад. Первая жизнь возникла в океане и благодаря ему Земля сохранила свой драгоценный запас водорода, запертого в виде воды, а не потерянного в космическом пространстве, как это было бы иначе.
  • Разнообразие мест обитания в океане значительно больше, чем на суше. Точно так же в океане есть более крупные группы живых организмов, чем на суше.
  • Большая часть океана - это пустыня, при этом эстуарии и рифы поддерживают самое большое в мире количество живых организмов.
  • Океан и человек неразрывно связаны. Он предоставляет нам природные ресурсы, и в то же время может быть чрезвычайно опасным. Из него мы извлекаем продукты, лекарства и полезные ископаемые; торговля также зависит от морских маршрутов. Большая часть населения живет рядом с океаном, и это главная рекреационная привлекательность. И наоборот, шторма, цунами и изменение уровня воды угрожают жителям прибрежных территорий. Но, в свою очередь, человечество негативно влияет на океан, поскольку мы непрерывно его используем, изменяем, загрязняем и т.п. Это вопросы, которые касаются всех стран и всех жителей нашей планеты.
  • Было подробно изучено только от 0,05% до 15% нашего океана. Поскольку океан составляет приблизительно 71% всей поверхности Земли, это означает, что о большей части нашей планеты все еще нет информации. Поскольку наша зависимость от океана продолжает расти, морская наука будет иметь все большее значение для поддержания здоровья и ценности океана, а не только для удовлетворения нашего любопытства и потребностей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

План урока

Урок № 3

Предметные:

Знать географическое положение океанов, историю их исследования, особенности природы, органический мир и хозяйственное использование;

Определять по карте географическое положение океанов;

Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт;

Наносить на контурную карту географические объекты.

Метапредметные:

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Смысловое чтение;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Работать индивидуально и в группе;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Проводить сравнение;

Извлекать знания из различных источников географической информации.

Основные понятия

Рельеф дна, площадь океанов, климатические пояса, соленость

Трудовые действия учителя

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования;

Планирование и проведение учебных занятий;

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

Формирование универсальных учебных действий;

Формирование мотивации к обучению;

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными возможностями детей.

Учебно- методическое обеспечение (средства, оборудование)

Для учителя

Для обучающихся

1. ПК

2. мультимедийный проектор

1. Атлас

2. Контурная карта

3. Раздаточный материал с заданиями

4. Учебник

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствие, психологический настрой.

Свободный человек!

Недаром ты влюблен

В могучий океан:

Души твоей безбрежной

Он – зеркало;

Как ты, в движеньи он..

Приветствуют учителя. Делятся на группы.

Проверка домашнего задания

Постановка цели и задач урока (мотивация)

Ребята, сегодня у нас урок – практическая работа. Давайте, определим тему нашего урока. Для этого попробуйте отгадать загадки:

1.Он могучий, он великий, много в нем морей он…

2. Это из воды пустыня, где волны как барханы, здесь среди бездомной сини штормы, ураганы

Итак, тема нашего урока

«Тихий океан. Атлантический океан. Описание основных компонентов природы океанов»

Мы будем исследовать океаны. Исследование будет проходить с научной точки зрения. Мы будем исследовать:

    Географическое положение океанов

    Историю исследования океанов

    Климатические особенности

    Течения в океанах

    Органический мир

Все данные будем заносить в таблицу

Отгадывают загадки, выдвигают предположения по теме урока

Тихий океан

Атлантический океан

Записывают тему урока

Слушают учителя, записывают в тетрадях план исследования

Организация познавательной деятельности

Открытие нового знания и способов действий

Давайте откроем атласы и охарактеризуем ГП океанов.

Между какими материками расположен Атлантический океан? Тихий океан

Какие моря и заливы входят в состав океанов?

Как расположены океаны относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана?

В каких климатических поясах расположены океаны?

Историю исследования конспектируем по учебнику

Стр 44-50, 84-86

Работают с атласами.

Атлантический океан

Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка Тихий океан

Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия

Атлантический океан

Карибское море, Саргассово море, Мексиканский залив, Гвинейский залив, Бискайский залив

Тихий океан

Филиппинское море, Охотское море, залив Аляска

Атлантический океан

Тихий океан

Пересекают, кроме полярных кругов и нулевого меридиана

Во всех кроме арктического и антарктического

Конспектируют по учебнику

Историю исследования океанов

Физкультминутка

Как приятно в речке плавать

Берег слева, берег справа

Океан лентой вперед

Сверху мостик погляди

Чтобы плыть еще скорей

Надо нам грести быстрей

Мы работаем руками

Кто угонится за нами

А теперь пора нам братцы

На песочке поваляться

Мы из речки вылезаем

И на травке отдыхаем

Плавательные движения

Повороты влево – вправо

Потягивание рук вперед

Руки вверх

Плавательные движения

Ходьба на месте

Садятся на свои места

3. Климатические особенности океанов. Климат океанов разнообразен.

Учитель:

В каких климатических поясах расположены океаны?

Назовите, в каких климатических поясах лежит большая часть океанов?

Средняя температуры воды

Средняя соленость

4. Течения в океане.

1. Теплые:

Холодные:

2.Почему течения отклоняются в северном полушарии на восток, а в южном на запад?

5.Органический мир.

конспектируем по учебнику

Стр 62, 92

(Во всех, кроме северного полярного (аркт.).

(экватор., субэкватор., тропич. Субтроп.).

18,1ºС (в районе экватора 25 - 28 ºС).

Атлантический- 37,5

Тихий-36,5 %

Куросио, Северо-пассатное, Южное пассатное.

Гольфстрим, Гвианское, Бразильское

Перуанское, Калифорнийское, Курильское,

Бенгельское

(постоянные ветры и в результате движения земли вокруг своей оси).

Конспектируют по учебнику

Этап закрепления изученного

Назовите особенности океанов

Атлантический океан:

1.Второй по величине океан.

2.Площадь – 91, 6 млн. км2.

3.Объем - 329,7 млн. км3.

4.Средняя глубина - 3 600 м.

5.Наибольшая глубина - 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).

6.Океан лежит во всех климатических поясах.

7.Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом.

Тихий океан

    Самый большой по площади.

    Самый глубокий.

    Самый теплый.

    Самый неспокойный и грозный.

    Самый древний.

    Наибольшее количество морей относится к бассейну.

    Наибольшее количество островов.

    Омывает более 50-ти стран, где проживает половина человечества Земли.

    Половина мирового улова рыбы.

Этап подведение итогов.

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с двумя из крупнейших океанов, узнали их особенности

Делают выводы по практической работе

Этап информации о домашнем задании

    Подготовить сообщение:

    1в-Эль-Ниньо

    2в-Аквакультура

    3в-Марианская впадина

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Что явилось результатом вашей работы?

Где могут пригодиться знания сегодняшнего урока? Зачем людям изучать океаны?

выполнили задачи?

Какие трудности?

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях