Метапредметные тесты по математике. Входная диагностическая работа. Электронная газета "вести образования"

Почему существующие с 2004 года так называемые теперь метапредметные результаты, не нашли своего места ни в начальной, ни в основной школах? Почему мы до сих пор их боимся и не формируем их у наших детей?

Эту статью следует начать с реакции одной школы на проведенный мониторинг. «Смысл тестирования не понятен. Современные 4-5-классники такими умениями не обладают (если им не подскажет учитель), да и учащиеся, занимающиеся по новым ФГОСам, вряд ли будут уметь. Читать диаграммы, составлять инструкции, формулировать гипотезы и т.п. возможно только при наличии данного блока заданий в учебном курсе. На одном-двух заданиях не научишь. Процесс должен идти системно, возможно, в рамках какого-то интегрированного курса».


Да, большинство детей действительно сегодня не обладают такими умениями (хотя и в стандарте 2004 года об этом шла речь в разделе «Общеучебные умения, навыки и способы деятельности»). Согласны мы и с тем, что «Читать диаграммы, составлять инструкции, формулировать гипотезы и т.п. возможно только при наличии данного блока заданий в учебном курсе. На одном-двух заданиях не научишь. Процесс должен идти системно, возможно, в рамках какого-то интегрированного курса». Однако требования ФГОС, с нашей точки зрения, недвусмысленны, и строить такое обучение в начальной школе (в простейших формах) вполне возможно, что уже доказано, а если исходить из требований средней школы - просто необходимо!
Предложенная метапредметная проверочная работа, по нашему замыслу, может стать тем ориентиром, на который можно опираться учителям и начальной, и основной школы в своей деятельности. Через два года (в 2015 году), при массовом переходе на стандарт основной школы, учащиеся начальной школы должны будут иметь возможность демонстрировать не только предметные знания, но и особые умения, которые обеспечивают готовность к эффективному переходу на следующую ступень образования.
Рассмотрим эти особые образовательные результаты, а потом разберем задания проверочной работы.

Общая характеристика метапредметных образовательных результатов в основной школе
В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
Метапредметные результаты - это такие образовательные результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников. Метапредметные результаты можно отнести к сквозным образовательным результатам, связанным с формированием у школьников универсальных способов действий/средств, которыми должен обладать человек для включения в современные процессы деятельности, кооперации и коммуникации, специфические формы мышления, определяющие лицо современного мира и современной экономики.
Сквозные образовательные результаты , выступающие как базовые и прослеживающиеся через все образовательные области и ступени образования, должны стать интегральной характеристикой образовательной результативности школьника и могут быть описаны через:


  • образовательную самостоятельность, подразумевающую умение школьника находить средства для собственного продвижения, развития;

  • образовательную инициативу - умение выстраивать свою образовательную траекторию, создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;

  • образовательную ответственность - умение принимать для себя решение о готовности действовать в нестандартных ситуациях.

В начальной школе младшие школьники в рамках метапредметных результатов в условиях ФГОС должны будут овладеть следующими базовыми умениями:
- способность к инициативному поиску средств выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе их применения;
- сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;
- освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;
- способность содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной независимости от учителя (групповая работа);
- желание и умение учиться как способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.

В основной школе, исходя из возрастных особенностей подростка, мы выделяем два этапа.

Первый этап (5-6-е классы, 10-12 лет) имеет переходный характер. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и изменения в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования. Для достижения этой цели решается ряд основных педагогических задач. Важно:
- создать педагогические условия, при которых обучающиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные ими в начальной школе, индивидуализировать инструментарий учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебную инициативу и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу) в разных, не только учебных, ситуациях;
- организовать пробы построения учащимися индивидуальных образовательных траекторий в разных видах деятельности;
- помочь каждому учащемуся определить границы своей «взрослости»;
- создать в совместной деятельности учащихся и учителя возможные образовательные пространства для решения задач развития младших подростков;
- не разрушить учебную мотивацию в критический возрастной период.

Второй этап (7-9-й классы, 12-15 лет) - период наибольшей социальной активности и самоопределения в рамках основной школы. Дети в этом возрасте активно осваивают все ее пространство, работают в разновозрастных группах, интенсивно ищут свои предпочтения. Они охотно принимают все новое, но этот интерес, как правило, непрочен и быстро изменяется. Дети с удовольствием пробуют себя в различных формах интеллектуальной деятельности, начиная осознавать значимость интеллектуального развития, в том числе и в межличностных отношениях.
На этом этапе должны решаться следующие педагогические задачи:
- реализуется образовательная программа в разнообразных организационно-учебных формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, учебные занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии (школы) и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы;
- создаются условия для превращения сферы учения в место встречи замыслов с их реализацией, место социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей;
- осуществляется подготовка учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) в заданной предметной, интегративной, мета-предметной программой области самостоятельности;
- организуется система социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставляется поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах;
- создается пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.
Исходя из особенностей построения ступени, должен и строиться весь мониторинг оценки качества основного общего образования, опираясь на особенности и задачи каждого из двух этапах подростковой школы.
Для того чтобы построить грамотный мониторинг, необходимо иметь представление об образовательных результатах на каждом из двух указанных выше этапов.

Метапредметные образовательные результаты на переходном этапе (5-6-е классы)
Для объективной оценки метапредметных образовательных результатов важна фиксация не любой спонтанной активности, а инициатива в выборе способа действия. Ребенок сам должен проявить инициативу поиска формы (способа) культурного действования. Поэтому предметом оценки являются разные виды инициатив: инициатива в опробовании найденных средств и способов в рамках предмета, инициатива в отношении собственного совершенствования (самооснащенность, освоение и отработка средств, тренировка), инициатива за рамками предмета, выступление с коммуникативной инициативой - как действовать и как взаимодействовать. Инициативность диагностируется в условиях учебной коммуникации. Самостоятельность диагностируется в контексте осуществления деятельности с установлением уровней самостоятельности: вообще не могу сделать, могу сделать только вместе с другими (детьми, взрослым), могу сделать индивидуально. Ответственность диагностируется в условиях безотметочного обучения. Ответственность связана с выбором пространства предъявления результата (проба или демонстрация на оценку), продуктивность действия (отличие проекта от прожекта).
При правильной организации образовательного процесса по окончании первого этапа (5-6-й классы) младшие подростки смогут продемонстрировать:
- контрольно-оценочную самостоятельность как основу учебной компетентности (индивидуализацию контрольно-оценочных действий);
- способность действовать в «позиции взрослого» через умение организовывать работу в разновозрастной группе с младшими школьниками;
- использование действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действий в новых, нестандартных ситуациях;
- владение основами учебного проектирования через решение проектных задач как прообраз будущей проектной деятельности старших подростков;
- ведение письменной дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения;
- способы работы с культурными текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания.
Общий результат: у обучающихся должны быть сформированы предпосылки для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выра-жать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»).

Метапредметные результаты на этапе самоопределения (7-9-е классы)
На втором этапе - этапе самоопределения (7-9-е классы) - метапредметными образовательными результатами можно назвать учебную, информационную и коммуникативную грамотность школьника. Эти результаты могут быть достигнуты к концу данного этапа образования при условии решения поставленных педагогических задач.


  • Учебной грамотностью обладает человек, способный к постановке и решению задач, новых для него лично.

  • Информационной грамотностью обладает человек, который при решении новых задач может адекватно использовать тексты и современные технологии их хранения.

  • Коммуникативной грамотностью обладает человек, способный ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственно-го поведения.

В учебной грамотности выделяются две группы умений:

  • организация своей деятельности, включающая следующие индикаторы:

- планирование решения задачи; выбор метода для решения, определение необходимых ресурсов;
- выполнение требуемой последовательности действий по инструкции; при необходимости уточнение формулировки задачи, получение недостающих дополнительных данных и новых способов решения;
- выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; умение сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта, оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видение сильных и слабых сторон способа действия и полученного результата; умение воспринимать и использовать критику и рекомендации других; умение совершенствовать способы и результаты решения конкретной задачи.

  • умение учиться, включающее следующие индикаторы:

- рефлексивные умения - способность определять, каких именно знаний и умений учащемуся (группе учащихся) недостает для действий в новой ситуации;
- поисковые умения - способность находить и осваивать недостающие знания и умения в ходе решения задачи.

В информационной грамотности выделяются две группы умений:


  • для получения информации надо уметь:

- планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам интернета, интернет-сайтам, справочной литературе, видео- и аудиозаписям и т.д.; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты и описывать в различных формах их результаты;
анализировать текст (сообщение), выделять из него существенную информацию, которая необходима для решения поставленной задачи, находить причинно-следственные связи; отсеивать лишние данные;
- оценивать правдоподобность сообщения, выявлять установку автора, сопоставлять ее с собственной позицией; выявлять различие точек зрения по одному и тому же вопросу в разных информационных источниках;
- сопоставлять данные, представленные в разных формах (описательный текст, рисунки, схемы, диаграммы, графики, таблицы); преобразовывать данные из одних форм представления в другие.

  • для создания, представления и передачи сообщения надо уметь:

- формулировать и обосновывать выводы на основе проведенного анализа информационных источников, данных наблюдения или эксперимента;
- планировать создание сообщения, определять его структуру, выбирать наиболее эффективную, содержательную форму или сочетание форм представления (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео- аудиозапись, компьютерная презентация);
- выбирать инструменты для создания сообщения в соответствии с его пред-полагаемой формой (аудио-, фото-, видеоаппаратура, компьютеры с соответствующим программным обеспечением, мультимедиа-проекторы и т.п.); иметь навыки работы с указанными инструментами.

В коммуникативной грамотности, сопровождающей совместные действия, выделяются две группы умений:


  • для непосредственного взаимодействия с другими людьми надо уметь:

- осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них;
- планировать взаимодействие;
- оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов;
- разрешать интеллектуальные и эмоциональные конфликты, достигать компромиссов в ситуации неизбежного конфликта;
- привлекать других людей к совместной постановке целей и их достижению;
- понимать и принимать позицию другого человека, оказывать ему необходимую помощь в достижении его целей;
- оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни;

  • для взаимодействия, опосредствованного письменными текстами, надо уметь:

- строить адресное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу;
- читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности с разными стилевыми и иными особенностями;
- оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать недостающие для этого средства.

Необходимо отметить, что компетентное обращение с письменным текстом является составной частью как информационной, так и коммуникативной грамотности.
Таким образом, исходя из выделенных двух этапов подростковой школы и описанных результатов, основными точками мониторинга определены следующие: начало 5-го класса - «тест готовности»; начало 7-го класса - промежуточная диагностика; 9-й класс - государственная итоговая аттестация («тест достижений»); начало 10-го класса - «тест готовности».

Содержание метапредметной проверочной работы мартовского мониторинга
На выполнение работы отводилось два урока (90 минут). В работе представлены задания из разных учебных дисциплин начальной школы. Работа состоит из 10 задач (блоков). В каждой задаче есть два задания: первое задание - более простое (базового уровня), второе задание - более трудное (повышенного уровня). Любое задание оценивается 2 баллами. Из каждой задачи учащемуся необходимо выбрать для решения только одно задание из двух по своему усмотрению: либо базового уровня, либо повышенного уровня. Таким образом, нужно решить всего 10 заданий.
Приведем только некоторые задания этой работы, так как объем статьи не позволяет опубликовать все 20 заданий проверочной работы.

Задача 1.
1.1. Построй геометрическую фигуру на основе заданной инструкции в специальном бланке.
1) Построй прямой угол. Обозначь его вершину буквой А.
2) На одной стороне построенного угла отложи отрезок АВ = 6 см, на другой стороне - отрезок АС = 8 см.
3) Построй отрезок ВС, найди его середину и обозначь ее буквой К.
4) С помощью транспортира измерь угол АКС.

Комментарий
Невыполнение (неверное выполнение) задания говорит о непонимании текста, представленного в форме инструкции или не владении элементарными понятиями и способами действия, входящими в геометрический материал курса математики начальной школы.

Примечание
Если измерение углов с помощью транспортира не входит в программы курса математики начальной школы, по которым работает школа, достаточно, чтобы учащийся выполнил инструкцию в части построения фигуры. Он может также не выбирать это задание для выполнения.

Типичные ошибки
Нарушается последовательность действий, указанных в инструкции; пропускаются отдельные пункты инструкции; инструкция не выполняется до конца; небрежное оформление рисунка, которое приводит к ошибке; неточное выполнение отдельных пунктов инструкции при построении; непонимание правила обозначения угла (измеряется другой угол).

Задача 2.
2.1. К задаче подбери подходящий чертеж.
У Коли, Пети и Саши вместе 23 машинки. У Коли и Саши вместе 17 машинок. У Пети и Саши вместе 14 машинок.
Сколько машинок у Саши?

Укажи правильный ответ (букву, обозначающую нужный чертеж).

Комментарий
Ошибочный выбор чертежа учащимся свидетельствует о неумении анализировать текст задания и (или) устанавливать связь между текстовым и модельным описанием ситуации.

Типичные ошибки
Неумение выделять существенное отношение в тексте задачи; трудности в установлении связи между отношениями, заданными в текстовой и модельной форме.

Примечание
В варианте задания, представленном в мониторинге, выявлен недостаток. Правильный ответ может быть легко угадан без тщательного анализа, поскольку только на чертеже В число 23 выражает целое. Представляется целесообразным скорректировать задание, дополнив его следующим чертежом:

Задача № 3.
3.1. Папа спросил Петю, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Петя ответил: «Это очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Пете доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Петя посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Петя в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Петя с папой собрали 10 кг огурцов, со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.
Найди в тексте гипотезу Петиного эксперимента и способ ее проверки. Подтвердилась ли Петина гипотеза в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения в бланке ответов.

Комментарий
Данная задача важна для определения стартовых возможностей пятиклассников, потому что связана с таким способом познания окружающего мира, как эксперимент. Без элементарных умений по постановке и проведению экспериментов у учащихся будут трудности в освоении таких систематических курсов, как биология, физика и химия.
Неправильное выполнение этого задания говорит также о неумении выделять и анализировать требуемый фрагмент текста, делать соответствующие выводы.

Типичные ошибки
Учащиеся отвечают не на все поставленные вопросы; не понимают термин «гипотеза», поэтому не находят ее в тексте; неправильно соотносят результат с гипотезой - результат выдается за гипотезу.

Задача № 4.
4.1. Жители одного из островов очень любят есть плоды сяньляня. Они выращивают их на грядках. Обычно они сажали на грядку 100 растений, но созревших плодов стало не хватать на всех. Они решили проверить, как будет зависеть урожай от того, сколько растений будет посажено на грядку.

Диаграмма зависимости массы плодов сяньляня, собранных с грядки (по вертикальной оси), от количества растений, высаженных на грядку.

Результаты эксперимента очень удивили жителей, среди них даже разгорелись жаркие споры о том, как объяснить такие результаты.
Что удивило жителей острова? Какие гипотезы о причинах таких удивительных результатов они могли выдвинуть?

Комментарий
Невыполнение задания говорит о неумении анализировать информацию, представ-ленную в форме диаграммы, и сопоставлять ее с текстом. Гипотезы типа «Попались плохие семена» и т.п. вряд ли можно считать осмысленными в контексте данной задачи.

Типичные ошибки
Ответы не на все поставленные вопросы; ответы на вопросы, которые в тексте не поставлены; ответы, никак не связанные с данными диаграммы.

4.2. В лаборатории материаловедения изобрели новые ткани и назвали их «триплон» и «дискан». Ученые решили узнать, как они впитывают воду. Для этого они нарезали много одинаковых сухих кусков триплона (по 150 г каждый) и дискана (по 400 г каждый). Затем они включили секундомер и одновременно погрузили их в воду. Каждые 5 секунд вынимали по паре образцов и взвешивали их, а результаты заносили в таблицу:

Какие два из приведенных высказываний правильно отражают результаты исследований?
А) Сухой триплон легче, чем сухой дискан.
Б) Дискан лучше впитывает воду, чем триплон.
В) Триплон лучше впитывает воду, чем дискан.
Г) Нельзя однозначно сказать, какой материал лучше впитывает воду.

Комментарий
Проверяется умение учащихся анализировать данные таблицы, сопоставлять данные таблицы с текстом.

Типичные ошибки
Ответы не связаны с анализом таблицы, при ответе на вопрос учащиеся ориентируются на числа, а не на отношение между ними; попытка привести к единой массе.
Из анализа таблицы видно, что сухой триплон легче, и он быстро впитывает воду на старте (ответ А). Дискан впитывает больше воды в абсолютных значениях (500 г воды против 300 г), чем триплон.

Задача № 5.
5.2. В современном мире наша страна столкнулась с проблемой проникновения в русский язык различных иностранных слов.
В связи с этим двое ученых-языковедов высказали следующие точки зрения:
Иван Иванович Петров: «Язык - это же не только метод общения, также он является одним из признаков жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. Поэтому смешение русского языка с другими крайне опасно для русской культуры».
Петр Петрович Иванов: «Процесс проникновения в русский язык иностранных слов вполне закономерен, поскольку люди, говорящие на разных языках, все больше общаются друг с другом. Точно так же русские слова проникают в другие языки, например, слово «спутник» стало интернациональным».
Какая точка зрения кажется тебе более правильной? Почему? А может быть, у тебя есть своя точка зрения по этому вопросу? Запиши свои рассуждения.

Повышение квалификации учителей включает в себя несколько мероприятий. Одним из них выступает анализ уровня освоения общих программ. Его разработка основывается на представлении о составе и структуре результатов общего обучения. Рассмотрим их подробнее.

Общие проблемы

Они представляют собой универсальные виды деятельности. Сегодня школа все еще продолжает ориентироваться на предметные результаты. Она выпускает в настоящее время хороших исполнителей. Между тем современность ставит несколько иные задачи. Для их реализации необходимо качественное повышение квалификации учителей. Современность требует людей, готовых к самосовершенствованию, самостоятельному принятию решений. Человек, вышедший из школы, должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. Перед педагогами стоит актуальная задача - развить у детей способность к самостоятельному успешному усвоению новых компетенций. Ее реализация сопровождается освоением Стандарт образования, действующий сегодня, устанавливает определенные требования. Их исполнение позволяет решить вставшие перед педагогом проблемы.

Метапредметные результаты (ФГОС)

Предполагаемыми итогами освоения программ выступает формирование:

  1. Умений планировать неречевое и речевое поведение.
  2. Коммуникативной компетенции.
  3. Умений четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого.
  4. Способности ставить цели и формулировать задачи для их достижения, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты (и отрицательные, и положительные), делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели.
  5. Исследовательских действий. К ним, в числе прочего, относят навыки работы с данными (способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами).
  6. Умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности.
  7. Навыков смыслового чтения. К ним относят способность определять тему, выделять ключевую мысль, прогнозировать содержание по заголовку, основным словам, определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними.

Метапредметные результаты обучения выступают в качестве "мостов", соединяющих все источники знаний.

Понятие

Стандарт образования предлагает качественно новый подход к Он предполагает устранение расколотости, разобщенности и оторванности различных научных дисциплин друг от друга. Метапредметы выступают в качестве новой специфической формы обучения. Она формируется поверх традиционных общих дисциплин. В основе метапредметного подхода лежит мыследеятельностный вид интеграции материала. Он также предполагает рефлексивную форму отношений к базовым элементам мышления. Любой метапредметный урок способствует развитию навыков самостоятельного освоения знаний. Здесь формируются условия для начала рефлексии ребенка. Он должен реагировать на собственные действия, осознавать, что он делал, как и что получил в итоге.

Универсальность подхода

Министерство образования, разрабатывая новые требования, исходит из существующих сегодня общественно-экономических условий. Универсальность предлагаемых подходов состоит в том, что дети получают знания об общих схемах, техниках, приемах, образцах мышления, лежащими над дисциплинами, но воспроизводящимися при работе с ними. Принцип метапредметности состоит в акцентировании внимания обучающихся на способах обработки и представления данных при изучении большого объема разнородного материала. В качестве ключевой компетенции выступает способность самостоятельно усваивать знания. Министерство образования, формулируя новые требования, ориентируется на необходимость активного получения детьми социального опыта, способности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Особенности анализа

Оценка метапредметных результатов представлена в качестве проверки планируемых показателей. Они представлены в разделах универсальных действий:

  1. Регулятивных.
  2. Коммуникативных.
  3. Познавательных.

Метапредметные результаты - это не только универсальные приемы для осуществления действий. Они выступают и как способы регуляции поведения, включая планирование, коррекцию и контроль. Достижение метапредметных результатов становится возможным благодаря основным компонентам педагогического процесса. Речь обо всех дисциплинах, базисном плане. Метапредметные результаты - это навыки, которые используют школьники при получении и усвоении знаний. Они применяют их и при решении проблем, возникающих в реальных условиях жизни.

Объекты анализа

Основное направление, в рамках которого анализируются метапредметные результаты, - это область формирования ряда познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. В их числе, в частности, умственные действия детей, ориентированные на проверку и управление своей работой. Оценке подвергаются:

  1. Способность воспринимать и сохранять учебные задачи и цель, самостоятельно трансформировать практическую проблему в познавательную.
  2. Навыки планирования своей работы, поиска способов ее выполнения. Эти способности развиваются в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.
  3. Умение контролировать и адекватно оценивать собственные действия, корректировать их осуществление с учетом характера совершенных ошибок.
  4. Способность проявлять самостоятельность и инициативу в процессе усвоения материала.
  5. Умение вести поиск информации, сбор и выделение существенных сведений из разных источников.
  6. Способность использовать в работе знаковые и символические средства для моделирования изучаемых процессов и объектов, создания схем решения практических и познавательных задач.
  7. Умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
  8. Способность проводить логические операции анализа, сравнения, классификации, обобщения по родовым критериям.
  9. Умение нести ответственность за результаты действий.

Специфика

Метапредметные результаты - это, по сути, ориентировочные действия. Они формируют психологическую основу и выступают как важнейшее условие успешности при решении школьниками поставленных перед ними задач. По своей природе они выступают как личностные результаты каждого ребенка. Из этого следует, что уровень их развития может подвергаться качественному измерению и анализу.

Варианты проверки

Личностные результаты могут анализироваться в ходе выполнения диагностических, специально сконструированных задач. Они ориентированы на проверку степени сформированности определенного вида УУД. Достижение результатов можно рассматривать в качестве инструментальной основы и условия успешности реализации познавательных и практических задач. Это означает, что в зависимости от показателей проверочных работ по математике, русскому и прочим дисциплинам с учетом ошибок, которые были допущены, можно сформировать вывод о степени развитости УУД. Достижение результатов может также проявляться в успешности исполнения комплексных задач на межпредметной основе. Таким образом, существует несколько процедур, в рамках которых можно провести анализ.

Начальная школа

Образование в младшем возрасте предполагает формирование способности ребенка к саморегуляции и принятие им ответственности за собственные поступки. В начальной школе выделяют регулятивные УУД, отражающие суть К ним относят умения:

  1. Принимать и сохранять цели, следовать им в процессе учебной работы.
  2. Действовать по определенному плану.
  3. Преодолевать непроизвольность и импульсивность.
  4. Контролировать ход и результаты деятельности.
  5. Различать объективные трудности в задачах и процессе усвоения знаний.
  6. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Кроме этого, метапредметные результаты показывают степень сформированности настойчивости и целеустремленности, жизненного оптимизма, подготовленности к трудностям.

Контроль

В качестве основных методов выступают тестирование, проектирование, наблюдение. Контроль может осуществляться в разных формах. Он может быть:

  1. Фронтальным.
  2. Индивидуальным.
  3. Групповым.
  4. В виде письменного опроса.
  5. Персонифицированным и неперсонифицированным.

В качестве инструментов выступают:

  1. Карта наблюдений.
  2. Задания УУД.
  3. Дневник (лист) самооценки.
  4. Тест.
  5. Карта мониторинга.

Три уровня компетенции

На первой ступени приобретаются регулятивные навыки:


Второй уровень предполагает получение познавательных способностей:

  1. Принимать и сохранять учебные цели.
  2. Трансформировать практические задачи в познавательные.
  3. Работать с информацией и ее источниками.
  4. Проявлять самостоятельность и инициативу.
  5. Использовать символические и знаковые средства.

На третьем уровне (коммуникативном) дети учатся:

  1. Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
  2. Слушать и включаться в диалог.
  3. Участвовать в групповом обсуждении вопроса.
  4. Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.
  5. Владеть монологической и диалогической речи.
  6. Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.

Итоги работы

По окончании курса у школьников должны сформироваться регулятивные УУД, с помощью которых дети:

  1. Самостоятельно организуют рабочее место.
  2. Следуют плану внеучебной и
  3. Определяют с помощью педагога.
  4. Следуют инструкциям преподавателя, алгоритмам, описывающим стандартные действия.
  5. Определяют план решения задач на уроках, в рамках внеклассной деятельности, в различных жизненных ситуациях в процессе взаимодействия с педагогом.
  6. Корректируют выполнение заданий.

С помощью сформированных познавательных УУД учащиеся:


Используя коммуникативные УУД, дети:

  1. Соблюдают в повседневной жизни правила и нормы этикета при общении.
  2. Читают про себя и вслух тексты из учебников, научно-популярных и художественных книг, понимают содержание, в том числе по заголовку.
  3. Оформляют свои мысли письменно или устно, учитывая собственные школьные и жизненные речевые ситуации.
  4. Участвуют в диалогах.

При итоговой проверке уровня освоения основной программы школьниками анализируются результаты, необходимые для продолжения обучения.

Заключение

Как видно, метапредметные результаты тесно связаны со всеми направлениями воспитательной и педагогической работы. В настоящее время они имеют ключевое значение для формирования необходимых навыков у школьников любого возраста. Метапредметы выражают идею рефлективности относительно дисциплин. Как правило, ребенок, изучая материал по химии, физике, истории, биологии и пр., запоминает ключевые определения и понятия. На метапредметных уроках он делает другое. Школьник не запоминает, а прослеживает происхождение этих основных терминов и определений. Фактически он снова открывает эту сферу знаний для себя. Перед школьником разворачивается весь процесс появления тех или иных событий, объектов. На практике он заново открывает то, что стало известно в далекое время, восстанавливает и определяет форму существования этого знания. Однако это только начальный уровень. Проделав работу с различным предметным материалов, школьник формирует осознанное отношение не к какому-то конкретному понятию, а к способу своей познавательной деятельности. Совершенствуя свои навыки, ребенок быстрее начинает ориентироваться в материале. Проявляя самостоятельность и инициативу, он ищет новые источники информации, собирает и обобщает найденные сведения, сравнивает их с полученными данными на уроках.

Также очень важно для педагога установить тесный контакт с ребенком. Это особенно актуально на начальном этапе формирования УУД. От этого во многом будет зависеть стремление детей к дальнейшему самосовершенствованию, саморазвитию. В этой связи при работе нельзя акцентировать внимание на формирование конкретного навыка. Их развитие должно идти в комплексе и постоянно. Для успешной реализации задач учителю необходимо анализировать свою работу и деятельность школьников. С учетом тех или иных показателей должен формироваться план на предстоящий год.

Входная диагностическая работа для учащихся 1-х классов

Диагностическая работа составлена в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями дошкольного образования (Приказ МО РФ № 655 от 23 ноября 2009 года).

Цель работы:

    Определить уровень стартовых возможностей учащихся 1-х классов.

    Скорректировать рабочие программы учителя в соответствии с полученными результатами диагностической работы.

Работа состоит из 10 заданий, которые выявляют уровень сформированности общих представлений об окружающем мире, математических представлений, развития фонематического слуха, круга детского чтения.

Сроки проведения:

Работа выполняется в 1-2 неделю сентября в адаптационный период на втором, третьем уроках. Задания можно выполнять по частям: в первый день (3-5 заданий на разных уроках), во второй день (остальные задания на разных уроках).

Инструкция для учителя:

    Учащимся предоставляется время для самостоятельного знакомства с работой.

    Учитель предлагает внимательно прослушать задание, читает задание два раза, после чего учащиеся выполняют его самостоятельно. Если задание содержит несколько вопросов, то учитель читает его по частям.

    При выполнении задания 70 % учащихся учитель приступает к чтению следующего задания.

    Если учащийся не смог выполнить задание до конца (не хватило времени), то учитель может предложить ему закончить выполнение задания в конце этого урока (этого дня), перед работой учитель напоминает содержание задания. В этом случае учитель указывает в анализе процент учащихся, затративших большее время на выполнение работы.

Задание № 1.

Цель выполнения задания:

    определить сфомированность умения планировать выполнение задания самостоятельно, развитие умения фантазировать, воображать, представлять из разных частей целый объект.

Рассмотри геометрические фигуры. Составь из данных геометрических фигур любой предмет и нарисуй его. Постарайся использовать все фигуры.

Максимальное количество баллов – 3

Предмет составлен из всех геометрических фигур – 3 балла;

При составлении предмета использовано 4-6 фигур – 2 балла;

При составлении предмета использовано 3 фигуры – 1 балл;

При составлении предмета использовано 0-2 фигур – 0 баллов.

Задание № 2.

Цель выполнения задания:

    определить сформированность пространственных представлений, понятий «между», «слева», «справа», «высокий», «низкий»; проверить умение считать по порядку; умение планировать выполнять задание самостоятельно.

Определи, сколько всего животных нарисовано.


Обозначь цифрой их количество в клетке.

Какой по счёту слева направо идет слон? Обозначь цифрой.

Кто находится между жирафом и ежом? Подчеркни красным карандашом.

Кто из животных самый высокий? Раскрась жёлтым карандашом

Кто из животных самый низкий. Раскрась синим карандашом.

Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 5. По одному баллу за каждый правильно данный ответ.

Задание № 3.

    определить сформированность пространственных представлений, соотнести количество дырочек в сыре (количественный счёт) с выбранной дорожкой в лабиринте, умение планировать выполнять задание самостоятельно.

Рассмотри лабиринт. Обведи кусок сыра с шестью дырочками. Найди для мышонка путь к этому кусочку. Путь укажи цветным карандашом.

Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 3. Определил верный кусок сыра – 1 балл. Определил верный путь – 2 балла.

Задание № 4.

Цель выполнения данного задания:

    определить сформированность понятий «больше», «меньше», «слева», «справа»; пространственных представлений; соотносить число и цифру, выполнять задание самостоятельно.

Нарисуй средней белке 5 орехов. Белке, которая находится слева, нарисуй больше орехов, чем средней. А белке, которая находится справа, нарисуй орехов меньше, чем средней белки.

Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов - 3 баллов.

Задание № 5.

Цель выполнения данного задания:

    определить сформированность фонематического слуха на основе выделения нужного звука в словах; умение планировать выполнение задания самостоятельно.

Рассмотри предметные картинки. Произнеси шепотом, что нарисовано на картинке. Послушай себя. Подчеркни картинки, в названии которых встретился звук «ш».



Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 3 балла.

За каждый правильный ответ по одному баллу.

Задание № 6.

Цель выполнения данного задания:

    выявить сформированность умения определять количество звуков в слове и соотносить с предметными картинками.

Рассмотри предметные картинки. Назови слова, которые нарисованы на картинках. Определи количество звуков в каждом слове и обозначь цифрой.


Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 4 балла.

За каждый правильный ответ – по одному баллу.

Задание № 7.

Цель выполнения данного задания:

    выявить сформированность умения определять количество слов в предложении, умения планировать выполнение задания

Послушай внимательно предложение: Дети готовятся к празднику.

Сколько слов в данном предложении? Обозначь цифрой.

Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов – 1 балл.

Задание № 8.

Цель данного задания:

    определить сформированность круга детского чтения, умения планировать выполнение задания

Послушай внимательно описание литературного героя. Кто он? Подчеркни красным карандашом предметную картинку.

Веселый деревянный мальчик с длинным носом.


Оценка выполнения данного задания:

Максимальное количество баллов: 1 балл.

Задание № 9.

Цель данного задания:

Определи последовательность действий. Пронумеруй картинки.