Кака правильно пишется слово без ошибок. Как научиться писать грамотно: полезные советы взрослым и детям. Другие способы обучения грамотному письму

Как писать без ошибок? Вполне резонный вопрос для человека любого возраста. Вы можете обладать изысканнейшими манерами, «с иголочки» одеваться и выглядеть не хуже кинозвезды.

Однако есть один нюанс, который помешает вам добиться успеха — неграмотность. С ошибками любого рода нужно бороться. Как?

Писать без ошибок научат книги

Больше читайте. Это первый и, пожалуй, самый важный совет. Ни дня без книги! Таким должен быть девиз человека, решившего покончить с ошибками. Регулярное чтение развивает зрительную память, которая станет надёжным помощником на пути борьбы с .

Читайте не только про себя, но и вслух, «с чувством, с толком, с расстановкой». Не торопитесь, обдумывайте прочитанное. Возьмите за правило записывать наиболее трудные и непонятные слова. Неплохо было бы заодно уточнять их смысл. Со временем такое внимательное отношение к слову станет полезной привычкой, которая поможет вам стать грамотным.

Пользуйтесь орфографическими словарями . Причём желательно не электронными, а печатными: листая страницы в поисках нужного слова, поневоле обращаешь внимание на слова соседние. Не исключено, что в определённый момент зрительная память подскажет и их написание.

Правила — путь к безошибочному письму

Выучите правила и старайтесь применять их на практике. Рекомендация, казалось бы, банальная, и в то же время очень полезная. Писать грамотно, не зная при этом ни одного правила, под силу единицам. Для этого необходимо обладать идеально развитой зрительной памятью, то есть быть, по сути, феноменальной личностью. Согласитесь, таковых среди нас немного.

Однако знание орфографических правил само по себе ещё не является гарантией практической грамотности. Орфографические навыки необходимо закреплять, поэтому систематически упражняйтесь. Для этой цели советую использовать проверенное временем пособие Д.Э. Розенталя «Русский язык. Упражнения и комментарии». К слову сказать, Розенталя считают одним из тех немногочисленных лингвистов, кому удалось «оседлать» русскую орфографию. Факт, заслуживающий внимания, не правда ли? Уж Розенталь-то точно знал, как писать без ошибок.

— Знаю правила, но пишу с ошибками, —

подобные сетования приходится слышать и от детей, и от взрослых. Как писать без ошибок в этом случае? Одна из причин данной ситуации – недостаточно сформированные орфографические навыки. Школьные учителя на уроках русского языка достаточно активно работают в этом направлении. Если же деятельность педагогов не даёт желаемого результата или вы в силу изрядного возраста уже не посещаете школу, без самостоятельных занятий не обойтись.

Существует ряд незамысловатых, на первый взгляд, приёмов, помогающих заметно повысить уровень практической грамотности. Попробуйте переписывать готовые печатные тексты. Откройте, к примеру, книгу и перепишите первый абзац любого произведения. Затем внимательно проверьте написанное. Сделали ошибки? Переписывайте снова. Результат станет ощутимым уже после месяца регулярных занятий.

Когда научитесь переписывать текст безошибочно, переходите на следующий этап – письмо по памяти. Возьмите хотя бы того же Тургенева, прочитайте первое предложение – затем закройте книгу и запишите его так, как запомнили. Сверьтесь с текстом. Если допущены ошибки – пишите заново. Со временем усложняйте задачу, старайтесь писать по памяти сначала два предложения, потом – целый абзац и т.д.

Для того чтобы правильно изъясняться в письменной и устной речи, необходимо постоянно работать над своим образованием. Порой бывает ужасно стыдно читать крупнейшие новостные порталы, журналисты которых допускают просто феерические ошибки.

Обращаем ваше внимание на то, что в заголовках правильные варианты слов указаны в скобочках.

  1. Координально (кардинально)

Откуда возникло это слово монстр – непонятно. Ведь слово «кардинальный» и «координаты» не имеют совершенно ничего общего по смыслу.

Кардинально – это всецело, коренным образом, во всем объеме, во всей полноте, радикальным образом.

  1. Вообщем (в общем или вообще)

В общем, надо сказать так: данная ошибка не терпит никаких компромиссов, поэтому либо «вообще», либо «в общем».

Вообще же добавим, что происхождение данной ошибки, в общем-то, вполне понятно.

  1. Учавствовать (участвовать)

Здесь запомнить правильное написание и произношение довольно просто. Для этого задайте себе проверочный вопрос: вы готовы стать учав стником, или нет?

Если нет, тогда принимайте участие, становитесь участником и начинайте участвовать в самообразовании. В слове только две буквы «ВВ», а не три.

  1. Ться / тся

Одна из самых любимых ошибок в русском языке. Хотя для проверки достаточно задать простой вопрос к глаголу.

Если у нас получается «Что делать?», то есть в конце стоит мягкий знак, значит и у глагола он будет. Если же вопрос ставится иначе: «Что делает?», тогда и в глаголе не будет «Ь».

  1. Извените (извините)

Если за вами имеется определенная ви на, тогда должно быть принесено изви нение. Но не вздумайте даже заикаться об изве нениях. Изви листое изви нение также не может считаться изви нительным. Если есть вИна, — значит просите извИнение.

  1. Надевать / одевать

Нередко на улице можно услышать раздраженный крик молодой мамы: «Немедленно одень шапку». Нехорошо…

Правильно будет или одевать кого-то, или надевать что-то. В школе учителя помогали нам запомнить это правило при помощи элементарного примера: надевать одежду, но одевать Надежду.

  1. Кофе Экспрессо (эспрессо)

Экспрессом называют транспорт, двигающийся с повышенной, против обыкновенной, скоростью. А вот кофе бывает только эспрессо. Больше ниКаКих «К» в «эспрессо» не вставляем.

  1. До белого колена (до белого каления)

Вполне возможно, что наши колени под мясом, то есть кости, действительно белые. Но в данном правильно говорить «до белого каления». Имеется в виду следующее.

Когда металл закаляют в огне, он сначала краснеет, потом становится желтым и, наконец, белым. Если вы дождались белого цвета, значит довели его до предела, то есть до белого каления. Дальше некуда.

  1. Скрипя сердцем (скрепя сердце)

Сердце не телега и не дверь старинного замка, чтобы скрипеть. Правильное написание этого выражения – скрепя сердце, и обозначает оно то, что делается неохотно, вопреки своему желанию. Скрепя сердце – это значит скрепив сердце, или в целом – укрепившись.

  1. В течение / в течении

Это тоже одна из самых распространенных ошибок в русском языке. Чтобы не путать употребление этих двух слов, запомните простое правило: в течение это предлог, который связан с каким-то отрезком времени. То есть, если выражение можно заменить на «во время», значит в конце будет «Е»: в течение.

«В течении» же пишется только тогда, когда речь идет о течении реки. Например: в мощном течении воды их лодка бесконтрольно закружилась.

  1. Ихний (их)

Одно из самых страшных слов для современных грамотеев. Хотя, на самом деле, в русской классической литературе (в частности у ) это слово нередко встречается.

Просто на сегодняшний день оно устарело, поэтому используется только сокращенный вариант: их.

Это их дом, их семья, а не ихний дом, не евонная жена, и не ейный муж.

  1. Также / так же

Ошибки данного употребления русских слов происходят от нежелания сосредоточиться. А ведь это так просто: «также» это то же самое, что и союз «и». Например: «в магазин пойдет Петя, Ваня и Анжела» = «в магазин пойдет Петя, Ваня, а также Анжела».

А вот «так же» обозначает «точно так»: он так же любит жену, как и маму; он так же любит охоту, как и рыбалку.

  1. Роспись / подпись

Ну, тут совсем все просто. Расписывать можно стены графикой, а вот в документах ставится только подпись.

  1. Ложить (класть)

Со словами «ложу, покладу» есть замечательный анекдот про лейтенанта и рядового солдата. Но автор данной статьи не вспомнил его, поэтому если он вам знаком – пожалуйста, напишите его в комментариях. Очень полезно для запоминания.

Итак, в каких случаях правильно употреблять слова «положить» и «класть»?

И несколько примеров, для закрепления.

  • Я у вас уже клал плитку, но положу еще раз.
  • Клади фишки. Вы тоже положите фишки на стол.
  • Итак, я кладу эту карту сюда.

Если все еще не до конца понятен принцип, сохраните себе на стену в любой социальной сети нижеследующую картинку.

  1. В крации (вкратце)

Судя по статистике, в русском языке довольно часто встречается и такая, абсолютно дикая ошибка. Слово «вкратце» обозначает «в сокращенном виде».

Что такое рация – мы тоже знаем. А вот чем является загадочное «в крации» сложно даже вообразить.

  1. В нутри (внутрь)

Правильно говорить и писать только слитно: «внутрь».

  • Это лекарство принимается внутрь.
  • Им хотелось заглянуть внутрь танка.
  • Они вошли внутрь здания.
  • Внутри помещения была темно.
  1. Воскресенье / воскресение

Если иметь в виду день недели, то обязательно используйте мягкий знак: воскресень е. Если же вы рассказываете о том, как Христос воскрес из мертвых, тогда говорите через «И»: воскресени е.

  1. Крема (кремы)

В профессиональной среде нередко можно слышать неправильный вариант этого слова, то есть с произношением через «А». Однако правильно, все-таки, будет «кремы». Просто запомните это.

  1. Агенство (агентство)

Тоже довольно частая ошибка, встречающаяся в русском языке. Но тут проверочное слово «агент ». Следовательно, правильный вариант только «агент ство».

  1. Скурупулёзный (скрупулёзный)

Сложное словечко, которое многие и произносят и пишут неправильно. Предлагаем такой вариант для запоминания (фиксировать только подчеркнутые слова): слёзный бедняк ест крупу . Теперь совмещаем эти две части: С крупу лёзный .

Звучит абсурдно, но попробуйте завтра правильно написать это слово без подглядывания, и перед вами сразу возникнет слёзное лицо бедняка, который уплетает крупу за обе щеки. Вы тут же вспомните: С крупу лёзный .

  1. Через чур (чересчур)

В Удмуртской Республике () есть река Чур. Если вы говорите о ней, тогда можете говорить так: мы проезжали через Чур.

Во всех же остальных случаях это слово пишется слитно и через букву «С»: чересчур.

  1. Функционал (Функциональность)

Как правило, словом «функционал» ошибочно называют набор каких-то функций. Однако правильно говорить «функциональность». Например, функциональность нового смартфона или компьютера.

Функционал же – это из области . Поэтому, если вы не математик, слово «функционал» просто забудьте и не используйте в своей речи.

  1. Попробывать (попробовать)

Не будем вдаваться в подробности, а просто приведем известное правило русского языка: если в первом лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол заканчивается на -ую или -юю, то в неопределённой форме и в прошедшем времени используются суффиксы -ева-, -ова-. Попробую – попробова ть.

  1. Комфорка (конфорка)

Ранее это слово можно было писать и говорить через «М». Но на сегодняшний день правильной считается только одна норма: «конфорка».

  1. Экстримальный (экстремальный)

Как это ни прискорбно звучит, но для слова «экстре мальный» нельзя использовать «экстри м» в качестве проверочного слова. Так сложилось исторически, поэтому просто запомните.

  1. Из-под тишка (исподтишка)

Пишется только слитно. Для запоминания прочитайте несколько простых примеров.

  • Он глянул на нее исподтишка.
  • Дети были балованные и все делали исподтишка.
  • Он добрый только по виду, но сам пакостит исподтишка.
  1. Моё день рождение (мой день рождения)

Как только не коверкали «любители» русского языка это словосочетание! Как же запомнить правильный вариант? Да просто! Речь идет о ДНЕ, следовательно, он не «моё», а «мой». Далее задаем вопрос: день чего? Рождения. Мой день рождения .

Тут уместно напомнить, что названия государственных праздников, содержащие слово «день», пишутся с большой буквы, причем только слово «День». Например: День знаний, День народного единства, День космонавтики и т.д.

А вот названия личных праздников принято писать с маленькой буквы: день рождения, день ангела и т.п.

  1. Обажать (обожать)

Толковый словарь русского языка утверждает, что «обожать» происходит от «бого творить». Поэтому пишется исключительно через «О»: обо жать.

  1. Подскользнуться (поскользнуться)

Никаких «Д» в этом глаголе нет и никогда не было. Человек шёл по скользкой дороге, поскользнулся, и упал. Спрашивается, при чем тут буква «Д»? Тоже не знаете? Вот тогда и не пишите ее.

Кстати в глагол «насмехаться» также многие пытаются вставить букву «Д», что, конечно же, совершенно неправильно.

  1. Симпотичный (симпатичный)

Симпа тичный – это тот, кто вызывает симпа тию. А вот буква «О» тут совершенно ни к чему.

Что же, на этом мы закончим перечень самых распространенных ошибок в русском языке, хотя список, бесспорно, можно еще долго продолжать.

В конце лишь заметим, что человек, который регулярно читает, будет просто не в состоянии допускать вышеприведенные ошибки русского языка. Ну, разве что только в качестве исключения или невнимательности.

Если какие-то острые ошибки не указаны в данной статье – напишите об этом в комментариях.

Вместе ударим образованностью по разгулу безграмотности!

Если вам нравятся интересные факты и все, что связано с , – обязательно подписывайтесь на сайт в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Грамотность человека принято считать его визитной карточкой. Никто не оспорит тот факт, что общение с собеседником, правильно излагающим свои мысли, гораздо приятнее, чем когда он заставляет вас по нескольку раз вчитываться в написанное, исправлять множественные ошибки и угадывать, что же имелось в виду. Однако, как это не прискорбно осознавать, многие люди по прежнему не могут овладеть даже базовыми нормами русского языка. Если вы себя к ним относите и очень хотите исправиться, тогда вам очень пригодятся данные советы.

Учимся писать без ошибок

Читайте книги.

Лучшим способом научиться писать без ошибок является регулярное чтение книг. Исследования показывают, что детям, с ранних лет привыкшим много читать, усвоение программы русского языка дается намного легче, чем их ничего не читающим сверстникам. Нередко бывают ситуации, когда ребенок и вовсе не учит никаких правил, но благодаря систематическому чтению пишет все диктанты и сочинения на пятерки.

Это объясняется тем, что в процессе визуального восприятия текста тренируется визуальная память – некоторым людям достаточно несколько раз увидеть правильное написание слова, чтобы потом в точности его воспроизводить. Кроме того, читающий человек обладает большим словарным запасом, множеством различных синтаксических конструкций, излагает свои мысли внятно и последовательно. Не нужно расстраиваться, если вы уже давно вышли из детства – время еще не упущено. Полюбить чтение и хорошие книги можно и даже нужно читать в любом возрасте.

Заучивайте правила.

Однако бывает и так, что человеком уже прочитана целая библиотека, а грамотности у него так и не прибавилось. Может зрительная память плохо развита, а может сыграли роль другие факторы (это не суть важно). В таком случае технику правильного письма придется изучать другим, куда более скучным способом – заучиванием правил. Откопайте на чердаке парочку школьных учебников по русскому языку, возьмите в руки словарь, справочник или пособие, на худой конец, откройте браузер и найдите специализированные интернет-сайты.

Например, мне довольно интересно скачивать из сети тренировочные задания для школьников, по которым они готовятся к сдаче государственных экзаменов, и решать их, периодически сверяясь с ответами. Вроде уже не первый год занимаюсь копирайтингом, а все еще поражаюсь собственной безграмотности.

Побольше общайтесь.

Полученные теоретические знания нужно обязательно закреплять на практике, иначе они быстро улетучатся из вашей головы. Самый “безболезненный” способы это сделать – неформальное общение на форумах и в социальных сетях. Безусловно, люди некоторых категорий не сильно поспособствуют повышению грамотности, так как сами, по незнанию или же умышленно (в интернете уже довольно продолжительное время коверкание слов и предложений считается модным), пишут с ошибками.

Но если регулярно работать над собой и взять в привычку писать грамотно, без непонятных сокращений и проставляя все знаки препинания, тогда подобное общение принесет положительный результат.

Проверяйте себя.

Большинство людей даже не подозревает о собственной безграмотности. Один-два раза подсмотрели неправильное написание и уже не задумываясь пишут с ошибками. Чтобы вовремя искоренить эту вредную привычку, рекомендуется время от времени проверять готовый текст. Проще всего себя контролировать при помощи специальных программ и средств текстового редактора. Они уже содержат минимальный набор орфографических и пунктуационных правил, обнаружив которые, сразу же указывают пользователю на ошибку.

Как вариант, можно установить расширение / плагин для браузера, обладающий аналогичным функционалом. Благодаря нему, на каком бы вы сайте не общались, будете всегда в курсе основных своих ошибок. Да, безусловно, полагаться во всем на программные средства нельзя – они не настолько совершенны, чтобы всегда показывать правильный результат, да и самостоятельное мышление от такого атрофируется, но в чем-то они все же полезны.

Задействуйте все типы памяти.

Человеческий мозг устроен таким образом, что в обработке информации принимает участие сразу несколько типов памяти: зрительная, о которой я уже упоминал ранее, слуховая и моторная. Поэтому наиболее эффективно будет задействовать в своем обучении их все.

Например, проговаривание слов и предложений, заучивание их наизусть, все это способствует запоминанию языковых норм. Или простое переписывание, где работают моторные функции (прямо как в том анекдоте про студентку филологического факультета, которая смогла сдать экзамен только после того, как переписала от руки “Войну и Мир”).

Пишите не в ущерб смыслу.

Написанный без ошибок текст, это не только правильная орфография и пунктуация, это еще и умение правильно сформировать и донести до собеседника / читателя свою мысль. Если вы не слишком искусны в красноречии, возможно не стоит использовать в своих текстах множество сложных лексических оборотов, иначе возникнет риск, что вас попросту не поймут или поймут неправильно (запомните, применение того или иного приема оправдано только тогда, когда он не меняет смысла).

Также не стоит сильно отклоняться от классической структуры текста – вступление, основная часть, заключение. Первое нужно для того, чтобы подготовить читателя к усвоению материала основной части, а последнее – чтобы подвести итоги и сделать соответствующие выводы.

Как видите, ответ на вопрос: “Как научиться писать без ошибок?”, найти не сложно. Более того, воспользовавшись данными советами, вы сможете за короткие сроки улучшить правописание, грамматику и сделать свои тексты более осмысленными и доступными для понимания. А это очень важно, особенно в свете современных тенденций увеличения объемов текстового обмена информацией.

Достичь высокого уровня грамотности в русском языке удается не всем, так у нас орфографические правила значительно расходятся с фонетическим произношением слов.

Кроме того, в нашем языке очень разветвленные правила пунктуационного оформления текста.

Чтение - первая помощь в освоении грамотности

Если человек много читает, чаще всего он будет писать грамотно. Множество книг помогут расширить лексикон, ввести в повседневное употребление новые слова, запомнить их орфограммы, а также усвоить правила пунктуации. Люди, любящие читать, намного точнее и интереснее могут оформлять свои мысли как на письме, так и в устной речи.

Для чтения нужно выбирать хорошие художественные или научные произведения из классической литературы, а также из современной, но высокого качества. Не забывайте о том, что некоторые обороты речи или фразы уже ушли из повседневной жизни и остались только в романах писателей прошлых веков.

Словарь - ваш лучший друг

Написав текст, не поленитесь проверить сомнительные слова или знаки препинания по орфографическому словарю или справочнику по грамматике и орфографии. Приучите себя всегда прибегать к справочной литературе, чтобы строить грамматически и орфографически верные словесные конструкции. Узнавайте лексическое значение непонятных выражений, оборотов, слов и терминов.

Заучивание наизусть тоже поможет

Введите себе правило - учить наизусть отрывки из прозы или стихотворения. Подобным методом удается значительно улучшить память и стать более грамотным.

Кроме того, вы всегда сможете блеснуть в разговоре цитатой из классической литературы, привести в доказательство афоризм или просто вставить веский аргумент в споре. Прочитав наизусть текст, запишите его в тетради - этим способом вы укрепляете дополнительно и зрительную память.

Диктанты нужны не только в школе

Педагогика на основе твердых научных фактов утверждает, что запись под диктовку является самым успешным методом бороться с ошибками как у детей, так и у взрослых людей. Родители могут диктовать своему ребенку, а потом ребенок может диктовать родителям, после чего следует проверить написанное и обязательно провести работу над ошибками.

Автоматическая память для правописания

При переписывании включается автоматическая память, позволяющая запоминать много нового. Можно взять любую классическую литературу или приобрести сборник диктантов и переписывать до 10 страниц. Кроме того, что вы станете более грамотным, это поможет повысить и эрудированность.

Каждый человек отличается от других своими способностями. Кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, кто-то лучше запоминает, когда пишет или читает. Обычно у людей типы памяти смешанные: зрительная и моторная, слуховая и моторная и т.п. В результате для поднятия уровня грамотности нужно подбирать для себя те способы, которые больше всего подходят именно вам для изучения русского языка.

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили "натянутые" тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз "дисграфия". По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!

Как определить дисграфию у ребёнка?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:

  1. Ошибки в ударных слогах ("рОдость" вместо "рАдость").
  2. Пропуск букв.
  3. Недописывание слов и букв ("стака..." вместо "стакаН").
  4. Перестановка слогов ("ябколо" вместо "яблоко").
  5. Повторение одной и той же буквы ("магазиМ" вместо "магазин").
  6. Буквы "б", "в", "э", "з", цифры "4", "3", "5" перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
  7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ("ъ" и "э").

  8. И, наконец, "неаккуратность" в тетради:

  9. Ребёнок "не замечает" поля и продолжает писать до самого края тетради.
  10. "Съезжает" со строчек к концу предложения.
  11. Переносит слова неправильно.
  12. Часто не делает пробелов между словами.
  13. Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.

1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение "Волшебный диктант".

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).

2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение "Образ слова".

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.

3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение "Весёлый мультфильм".

Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина... Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение "Шифровка".

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение "Зоопарк".

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)... Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Советы родителям

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
  • Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.

Обсуждение

Способность писать грамотно даётся от природы, как способность к математике, физике. Конечно, развивать грамотность можно и нужно, но какой же это труд для ребёнка! Есть дети, которые при изучении темы говорят, что все легко и просто, единицы даже утверждают, что уже проходили этот материал в прошлом году, хотя это совсем не так:) И есть те, кто сидит с отсутствующим взглядом, хоть разбейся!, а на математике щелкает задачи, неграмотно записывая пояснения и ответ!

04.11.2017 12:44:38, Inna47

Может, это и хорошо, что всему мы находим объяснение. Но ведь раньше всех этих умных слов не было. А людей грамотных у нас хватало. Я до 10-го класса писала с ошибками. Хотя читать очень любила. И вдруг стала как бы чувствовать язык. Очень помогло то, что моя мама работала в ИТАР-ТАСС в начале корректором. Им давали огромные рулоны с текстами, которые потом редактировались редакторами. А задача самих корректоров была в том, чтобы проверять орфографические ошибки и ошибки в пунктуации. Так вот, мама просила меня читать, а сама на копии правила ошибки. Разумеется, находя ошибку, она меня останавливала, и мы ее исправляла. Там у них еще специальные были обозначения. Например, подчеркнуть снизу букву два раза - это поменять маленькую букву на заглавную. В итоге я совсем незаметно сама стала искать ошибки и очень радовалась, когда находила их.
Еще одно - все твердят - ребенка надо заинтересовать. Да, мне было интересно. Но это было УЖЕ 10 класс. На тот момент я даже не понимала, что мне интересно. Найти подход даже к своему ребенку очень сложно. И главное, что нам мешает - наше желание. Мы так хотим, чтобы наши дети читали и правильно писали, что не терпим их возражения. И, разумеется, встречаем отпор.

Статья хорошая.
Другой вопрос, как заставить ребенка заниматься по всем этим полезным пунктам??
Я долго искала какую-то игру, или книжку-развивалку, чтобы был интерес заниматься. Нашла "Письма из сказки. Обучение с увлечением". Наберите поиском, очень полезная штука!

19.10.2013 22:58:58, Швабрмания

Бороться с дисграфией сложно, но можно и нужно,
если бы еще учителя -как специалисты, хоть немножко помогали её вовремя обнаружить и знали ЧТО подсказать....
Из опыта борьбы с дисграфией, 1-4 части ДНЕВНИКА
[ссылка-1]

Наша страна, тихонько, приближается к воспитанию моно людей. Человек разбирающийся в одной области знаний, далёк от другой, даже похожей и близкой. Мой старший сын, обучаясь в одной из лучшей школе города и имея, как выяснилось в 4-м классе, дизграфию, занимался с учителями-репетиторами начаная с 1 класса, ни одна из 3 не понимала в чем проблема ребёнка... Второй ребёнок пошёл в 1 класс, уже занимаясь, с одним из ведущих специалистов логопедии (преподавателем пед.ВУЗа), было выявлено, дизграфии нет... ,сейчас он во втором классе, русский твёрдая 3...А причина 35 человек в классе, всем трудно и детям, и учителю. Предлагаю, прекратить гонку за образованием, ну хоть чуть-чуть, дать детям психологически облегчённое детство, ну и перестанем вытягивать из родителей деньги, ставя такому кол-ву семей этот диагнноз

17.12.2011 11:04:30, Добрый день!

Ну хоть какие-то советы, хорошая статья

Хорошая статья!

Боже мой! Можно не знать правила русского языка и писать грамотно, а можно знать и писать кое-как. Правила и грамотность - вещи разные. Вначале разработают интенсивную школьную программу, набитую правилами и исключениями, а потом удивляются, что грамотно не пишут. Так ведь не учили же этому!

Комментировать статью "Как научить ребёнка писать без ошибок?"

дисграфия. Писать диктанты ребенку с дисграфией, да еще даже не школьнику - это мучительство. Первые 2 класса были тяжелой работой, пришлось отказаться от части доп. занятий. Как научить ребёнка писать без ошибок? У меня у кровной дисграфия и дислексия.

Обсуждение

В Москве можно проверить на дислексию/дисграфию в институте коррекционной педагогики на Погодинской улице

в таких случаях я не понимаю только одно: а как вы дожили до 3 класса без каких-либо сомнений и мучений?
Дисграфия - это ж сразу и сильно! Понятно, что что-то не так.
А если проявления чуть-чуть то это вариант нормы, имхо, кто идеален и полностью здоров?:)

Если по делу, то, имхо, разбираться дисграфия ли (специалисты легко вычисляют "своих") и какой именно вид. При акустической, например, как раз легче письменный язык дается (даже если и с ошибками), чем устный

Как научить ребенка писать?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Пишет буквы, как сказала учитель, хуже всех в классе. Я уже набрала кучу прописей в магазине, пишем с ней. Теперь таким детям ставят диагноз " дисграфия ". Как научить ребенка красиво и грамотно писать?

Обсуждение

Всем большое спасибо, сегодня купили специальную ручку. Дочь сказала, что в классе многие дети именно такими пишут. Даже старшая такую же попросила. Посмотрим в выходные, как ей писать будет.

Это к вопросу о нужности/не нужности подготовок к школе, на самом деле...

Учительница против того, чтобы учил кто-то другой, скорее всего, из-за различий в "правильнописании". Встречалась с программой, где учат писать буквы совсем не так, как нас учили, не с той стороны палочки начинают писать, не так соединения букв образуются... Я бы попросила учительницу порекомендовать прописи, возможно, для "5-6 лет", соответствующие вашей программе.

Есть насадки на ручку, способствующие правильному захвату, посмотрите по ссылке, типа таких.

Еще вот тренажер для пальчиков есть, Яське нравилось:) http://www.planetasp.ru/images/zakup/229/190/1/r308413.jpg

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Раздел: Учителя (дисграфия индивидуальное обучение в школе). Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной...

Обсуждение

на общих оснваниях.Но у нас и школа обычная-ни о каких диктантах на 10 строчках речи нет(не говорю,что это хорошо),несмотря на 4й класс, и учительница лояльна-если бы мой сын учился у моей первой учит-цы,то с его поччерком и видом тетрадей он ни в жизнь бы ни одной 4 не получил.А вот по англ.- там да,все что устно- "5",все что письменно- "2":-((и ничего не сделать...

Мою дочь оценовают на общих основаниях, но она не возражает. Другое дело, что ее в школе не мурыжат и не заставляют по 3 часa переписывать. С ошибками учительница отправляет обратно, да, исправлять. Иногда подчеркивает места, где ошибки, чтобы дочь сама исправила их и получила бы шанс на более высокую отметку. Но я спокойно отношусь к оценкам за язык: лучше, чем было и ладно. Главное для меня - чтобы дочь старалась и постепенно прогрессировала.

Свою я бы категорически не разрешила держать после уроков по 3 часа тем более, что просто переписывание малоэффективно. Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной грамматической форме или переделать уже имеющееся предложение. Вот их моя выполняет хорошо, от ошибок копирования мы уже практически избавились. На их основе тоже можно аттестовывать, и в среднем получить неплохую оценку. Плевать, что за диктанты формально двойка.

Ребенку сказать не нервничать, сконцентрироваться на том, что получается лучше. Я бы договорилась с учительницей, чтобы она использовала и другие методы аттестации ТОЖЕ наравне с заслуженными двойками за диктант. Если у него хорошая память, он вполне сможет выучить правило и ответить на уроке - вот уже и не двоечник. У меня, кстати, дочь очень похожа на вашего по описанию, тоже дислексия, дисграфия, проблемы с пространственной ориентацией и амбидекстр, похоже. Ну, занимаемся и воспитываем философский подход к жизни. В вашей ситуации я бы еще подналегла на освоение компа, научите его быстро печатать, в будущем пригодится.

дисграфия и английский. Школа. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби.

Обсуждение

У меня трехязычный дисграфик. Я бы погодила впадать в шок. Вполне может быть, что все обойдется. Не думаю, что из-за англ. она будет хуже писать по-русски. Скорее всего будут те же типичные ошибки, а по мере компенсации дисграфии в русском, если вы специально занимаетесь, вы увидите аналогичный прогресс в иностранном. У моей дочери примерно так и было. Я боялась, что на каждом языке нам придется начинать все снова-здорово, однако она как-то переносит навыки из языка в язык без доп. занятий. Возможно, было вам бы безопасней начать второй язык попозже, чтобы дать ребенку побольше времени скомпенсироваться, но, может быть, они не будут так уж много писать на англ. прямо с первого года обучения. А в устном языке Ваша девочка вполне может быть успешна.

Моему дисграфику английский почему-то дается на порядок легче:) Так что может и ничего:)

Дисграфия у подростка. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. А писал... слова писал пропуская все гласные, одни сплошные мелкие крючки, незамкнутые все "круглые" буквы. И сейчас пишет не то, чтобы абсолютно грамотно, но уже читаемо.

Обсуждение

Я искала на сайте логопед.ру. Нашла буквально в соседнем доме женщину,она правда не учитель русского а в первой половине дня работает логопедом в школе.Стоит занятие 1000 руб за полтора часа,два раза в неделю.Она действительно с моей еще быстренько проходит ее школьную программу,помимо основных занятий.Посмотрите по своему району там.

09.11.2010 12:29:24, Линдaaa

Посмотрела, вы в СВАО живете, найдите ближайший к дому центр медико-педагогической помощи детям. Там очень хорошие специалисты. У меня ребенок занимается с логопедом тоже по поводу дисграфии в центре "Участие" на Ленской. Занятия как бы и логопедические и одновременно подтягивают ребенка по русскому языку, повторяют правила правописания и прочее. Меня логопед сразу же на первом занятии попросила принести учебник по русскому языку, чтобы ей ориентироваться в программе, которую проходит ребенок. Занятия бесплатные.

дисграфия. Ситуация.... Ребенок от 7 до 10. Писать диктанты? Он пишет просто абру-кадабру, что сам прочитать потом не может. У меня сыну сейчас почти 18 в школе хлебнули по полной, тогда в началке еще и не смогла найти грамотного специальста:(У нас была...

Обсуждение

У меня сыну сейчас почти 18 в школе хлебнули по полной, тогда в началке еще и не смогла найти грамотного специальста:(У нас была дисграфия и дизлексия на фоне скрытой леворукости. Кстати проверьте, так как это не всегда видно сразу, а усложняет процесс. Сейчас оглядываясь назад могу посоветовать прекратить занятия через истерику, они не дадут ничего, только оттолкнете назад. Там ведь еще включается психология ты тратишь огромное количество сил, а результата может и не быть, он выстрелит потом, но ребенку хочется видеть сейчас плод своих и ваших трудов. Плюс систиматика, если оставили все на 2-3 месяца практически всегда откат назад почти в начало. Сейчас только читать много, но по очереди, вы страницу -он обзац, ему действительно тяжело читать. В дальнейшем надо учитывать, что при более медленной диктовке, чем это происходит общим потоком, он будет писать на 1 балл выше, чем со всеми. Это если сможете договориться с учителем, что бы тот потом продиктовывал отдельно после уроков. Опять же для того что бы не отбить охоту у ребенка.

Обсуждение

Вообще, для самостоятельных занятий хорошо использовать CD по русскому языку из серии "Семейный наставник". Как раз эта серия начинается со второго класса. Достоинством этой программы является то, что она ориентирована на индивидуальный подход - работаешь над тем, что у тебя не получается (есть диагностические, коррекционные задания, объясняющие материал, экзаменационные, звуковые диктанты с последующей проверкой). Серия сделана до 7 класса (на каждый класс свой CD).
Если в начальной школе это достаточно эффективное средство, то уже в шестом классе эффективность использования падает (объем большой, и отрабатывать отдельно каждое правило - тратить в пустую время).
Поэтому сейчас мы занимаемся по книге Н.Б. Самсонова "Как повысить грамотность: Система занятий по орфографии и пунктуации для учащихся 8-11 классов / Под ред. П.А. Леканта".- М.: ЦентрКом,2001. Покупала книгу в самом издательстве (т. 973-20-64). Достоинство книги - индивидуальный подход (возможность определить свой уровень грамотности и в зависимости от него определить порядок отработки ошибок, все орфограммы сведены в единую орфографическую таблицу, и что самое главное даны схемы рассуждений в сложных правилах).