Идея произведения робинзон крузо. Робинзон крузо как воплощение просветительского идеала "естественного человека" - refine

Наибольшей славы Даниэлю Дефо принес роман "Робинзон Крузо". По мнению исследователей творчества писателя, непосредственным толчком к написанию романа стал эпизод с корабельного дневника капитана Вудса

Роджерса, опубликованного под названием "Путешествие вокруг света от XVII08 к ХУИШ года". Впоследствии по материалам этого дневника известный журналист Стиль напечатал статью о приключениях шотландского матроса, который, как считают, в определенной степени был прототипом Робинзона Крузо.

Существует предположение, что в гостинице "Ландогер Трау" состоялась встреча Д. Дефо с Александром Селькирка штурманом судна "Пять портов", который за непокорность капитану был высажен на необитаемый остров Хуан - Фернандес у берегов Чили. Там он прожил 4 года.

Д. Дефо перенес место пребывания своего героя к бассейну Атлантического океана, а время действия отнес примерно на 50 лет в прошлое, тем самым увеличив срок пребывания своего героя на необитаемом острове в 7 раз.

Отдавая дань тогдашней литературе, писатель дал такое название произведения, была созвучна его фабуле: "Жизнь и необычайные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове вблизи американского побережья, недалеко от устья великой реки Ориноко, оказавшись на берегу после кораблекрушения, во время которой погиб весь экипаж, кроме него, с приложением рассказы о не менее удивительный способ, которым его наконец освободили пираты. Написано им самим. ".

Характерные черты просветительского романа "Робинзон Крузо"

Утверждение мысли, что разум и труд - главные движущие силы прогресса человечества.

Правдоподобность произведения предоставила реальная история, положенная в основу сюжета.

Достоверность повествования способствовала форма дневника.

Введение повествования от первого лица, от имени самого героя, позволяла автору показать мир глазами обычного человека и одновременно раскрыть ее характер, чувства, моральные качества.

Образ Робинзона Крузо подан в развитии.

В центре внимания не только экзотика безлюдного острова и захватывающие приключения, сколько человек, его переживания, чувства, когда она оставалась наедине с природой.

Робинзон - действенная и активная человек, настоящий сын своего времени, он ищет различных средств обнаружения собственных способностей и практицизма.

Робинзон - новый герой. Это не выдающаяся или исключительная личность, не исторический деятель, не мифический образ, а обычный человек, наделенное душой и умом. Автор воспевает активность простого человека в преобразовании окружающей действительности.

Образ главного героя имеет большое воспитательное значение;

Экстремальная ситуация становится критерием определения не только физической силы, а прежде человеческих качеств героя.

Художественное достижения романа - решение писателя заставить своего героя анализировать не только то, что он видит вокруг, но и то, что происходит в его душе.

Природа для Робинзона - мудрый учитель и проводник в его деятельности. Она - замечательный объект для преобразования, для выявления возможностей и способностей человека. В английском духовной культуре ХУIII века значительную роль играло учение Дж. Локка, который провозгласил приоритет опыта в умственной деятельности. Опыт проверяет правильность умственных предположений, способствует познанию истины. А человек приобретает опыт с помощью своих чувств. Эти мысли философа нашли художественное воплощение в романе Дефо.

Природа дала толчок для развития нравственных качеств героя. Благодаря ее постоянному влиянию, Робинзона будто проходят социальные проблемы, интриги и конфликты. Ему не нужно быть лицемерным, жадным, лживым. Пребывание на лоне природы и в согласии с ней вызвало к жизни только лучшие черты натуры - искренность, трудолюбие и способность быть естественным.

Особенность романа сочетание конкретики с широкими социальными и моральными обобщениями (Робинзон и людоеды; Робинзон и Пятница - это в понимании просветителей бы смоделирована в миниатюре социальная история человечества).

Главная идея произведения - прославление активности, трудовой энергии, ума и высоких моральных качеств человека, которые помогают ей овладевать миром, а также утверждение большое значение природы для духовного развития человечества.

"Робинзон Крузо" - образец реалистического романа эпохи Просвещения. Сюжет "Робинзон Крузо" был обусловлен прежде всего интересом английского общества к географических открытий и путешествий.

Новой в тогдашней литературе эта тема не была. Еще до Д. Дефо появлялись произведения, в которых рассказывалось о судьбе несчастных путешественников, заброшенных в нецивилизованного мира. 1674 в Англии опубликовали перевод книги арабского писателя ХП века Ибн Туфайль о приключениях Хаджи Бен Йокдане, который достиг большой мудрости, живя на острове совсем одиноко.

После появления романа Дефо литературоведческая наука обогатилась новым понятием - "робинзонада", что означает традиционный в литературе сюжет, построенный на изображении жизни и испытаний персонажа, попавшего в экстремальные условия, по определенным причинам был лишен человеческого общества.

Роман-робинзонада - отличительная черта литературы не только ХУШ века, а И следующих этапов в развитии мировой литературы. Образцами романов - робинзонад являются следующие произведения: "Остров Фельзенбург" И. Шнабеля (XVII 51), "Новый Робинзон" И. Кампе (XVII79), "Швейцарский Робинзон" Висса (Хулио 12-XVIII 27), "Отшельник Тихого океана" Пси слое (ХУШ 24), "Маугли" Киплинга (XVIII94-XVIII 95), "Русский Робинзон" С.Турбина (XVIII 79).

Современные писатели тоже создают робинзонады. Так, российская писательница Л. Петрушевская в сочинении "Новые робинзоны" изображает чувство современного человека, вынуждена бежать от абсурдного и чудовищного мира на лоно природы, чтобы спастись морально и физически.

Год публикации — 1719

Жанр — роман

Тема — борьба человека с природой.

Полное название — «Жизнь, необыкнове́нные и удиви́тельные приключе́ния Робинзо́на Кру́зо, моряка́ из Йо́рка, прожи́вшего 28 лет в по́лном одино́честве на необитае́мом о́строве у берего́в Аме́рики близ у́стьев реки́ Орино́ко, куда́ он был вы́брошен кораблекруше́нием, во вре́мя кото́рого весь экипа́ж корабля́, кро́ме него́, поги́б, с изложе́нием его́ неожи́данного освобожде́ния пира́тами; напи́санные им сами́м»

2. Тема труда . Именно труд помог Робинзону выжить и остаться человеком. Робинзон Крузо не падает духом. Он себя всегда чем-то занимает, трудится, облагораживает свою жизнь. Осознав свое одиночество, герой начинает что-то искать, к чему-то стремиться, что-то делать. Не сидит сложа руки.

3. Тема жизнелюбия, оптимизма, надежда на спасение. У Робинзона Крузо были два основных строительных прибора: Вера и Действие. Робинзон Крузо верит и надеется на свое спасение, он не теряет оптимизм, он борется за жизнь.

4. Тема дружбы.

В жизни главного героя на острове появляется помощник и друг Пятница. С появлением Пятницы его жизнь обретает новый смысл. Робинзон Крузо становится другом и наставником Пятницы. Он учит Пятницу общаться на английском языке, правильно готовить еду, кушать, работать, облагораживать жилище, землю, обучает разным навыкам: чтению, письму, стрельбе из ружья. Это помогает Робинзону отвлечься, ему некогда скучать. С появлением Пятницы у главного героя увеличивается шанс на спасение. Они вместе строят лодку.

Анализ романа «Робинзон Крузо»

Подлинную славу и бессмертие Даниэлю Дефо принёс роман "Удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719).

В те годы буржуазные предприниматели упорно искали все новые и новые рынки сбыта. Для этой цели снаряжались многочисленные торговые экспедиции. Многие путешественники посещали самые отдаленные страны и острова. Британские корабли бороздили все океаны и моря. В Англии выходило очень много книг о различных путешествиях. Дефо с большим увлечением читал эти книги, но особый интерес у него возбудил очерк о приключениях Александра Селькирка, опубликованный в журнале «Англичанин», издаваемом Стилем.

Приключения Александра Селькирка, по существу, и составили сюжетную канву «Робинзона Крузо». Дефо много путешествовал. Он побывал в Испании, Франции, Голландии и объездил всю Англию. Эти поездки обогатили не только его географические познания, но и помогли ему глубже проникнуть в жизнь народа, в психологию своих современников.

«Робинзон Крузо» — не только верное описание жизни частного лица, но и произведение большой художественной значимости, глубоких обобщений. Писатель, по существу, построил новый жанр романа в английской литературе. Этот жанр был уникальным сплавом приключенческого романа с социальным и философским.

В «Робинзоне Крузо» заложена серьезная философская идея. Однако автор еще испытывает некоторое влияние писателя Беньяна, который, например, в своей книге «Странствия паломника» призывал людей к совершенствованию, к отречению от земных благ во имя духовного освобождения, а также философа Мандевилля, в «Басне о пчелах» пришедшего к горькому выводу, что моральным фундаментом современного ему общества является порок.

Даниэль Дефо, решавший в своем «Робинзоне Крузо» ту же проблему совершенствования человека, что и Джон Беньян, занял иную позицию. Он считал, что цель человеческого существования — творческий труд, преобразующий природу, создающий все блага для существования людей.

В отличие от Мандевилля, который был сторонником идеи «естественного человека» и отрицал капиталистическое общество, Дефо положительно оценивал новые буржуазные отношения.

Сюжет «Робинзона Крузо» имеет множество общих черт с жанром морского романа, который был известен уже в древней Элладе («Эфиопика» Гелиодора), но Дефо все неестественное превращал в правдивое повествование о «земном», реальном человеке, о его заботах и трудах, о его надеждах.

Для того чтобы заинтересовать своих читателей, Дефо часто прибегал к литературной мистификации. «Робинзон Крузо» был издан без имени автора. Все повествование ведется от основного действующего лица. Эта форма помогла писателю глубже раскрыть духовный мир своего героя и придала всему произведению непосредственный характер.

Образ Робинзона — не биография автора или матроса Селькирка и не художественная картина истории человеческого общества, так как центральный герой формулирует идеи, психологию и эмоции современников Дефо. Это четкий и в то же время художественный образ.

Энгельс в письме к Карлу Каутскому 20 сентября 1884 года раскрыл социальную сущность Крузо. Он писал, что Робинзон — это настоящий «буржуа». Анализ романа Дефо убеждает нас в верности этой характеристики. Психология Робинзона насквозь буржуазна. Крузо, потерпев кораблекрушение и обнаружив на пароходе золото, вначале философски заявляет: «Ненужный хлам!.. Зачем ты мне теперь?». Но практицизм буржуа побеждает, поразмыслив, он все же решил взять деньги с собой.

Самые поэтические страницы романа посвящены картинам человеческого труда. Читатель с интересом следит за тем, как Робинзон в целях самосохранения вначале использует естественные богатства природы, а потом, занимаясь скотоводством и земледелием, умножает их. Дефо подробно описал хозяйственную деятельность Робинзона: как его герой разбивал палатку, складывал очаг, строил ограду для своего жилища, лодку, плел корзины, обжигал посуду, приручал животных и возделывал поле.

Писатель в образе Крузо раскрыл замечательное качество, свойственное новому классу, пришедшему на смену феодалам,— трудолюбие. Для Робинзона труд является естественной потребностью. Попав на необитаемый остров, Крузо быстро приспосабливается к обстановке и постепенно начинает завоевывать природу. Ош занимается охотой, рыболовством и, наконец, земледелием—Робинзон понимает, что только трудом можно создать материальные блага, нужные для существования человека, поэтому он каждый день неутомимо работает. Крузо — рационалист и всю свою деятельность характеризует трезво: «Я придавал цену лишь тому, чем мог как-нибудь воспользоваться»,— писал он в дневнике.

Робинзон знал, что в борьбе за жизнь нельзя совершать ложных действий. Поэтому Крузо оценивал все события и свои поступки по правилам двойной бухгалтерии и отмечал, какие из них принесли ему пользу, а какие — вред.

На природу Робинзон смотрел трезво, по-деловому и стремился извлечь из нее пользу только для себя, так же он относился и к людям. Крузо уважал своего помощника Пятницу, но заставлял его делать все, что он считал выгодным для себя. Робинзон с гордостью заявлял, как истый буржуа-завоеватель, что он «...царь и хозяин этой земли». Образ Робинзона, типичного предпринимателя, в психологическом отношении сложен. Дефо показал его в развитии, В юности Крузо — легкомысленный, ищущий приключений, неопытный человек. Но под влиянием жизни и тяжелых испытаний он стал волевым, сильным и энергичным. У Робинзона сложилось реалистическое мировоззрение. Сама жизнь развеяла его юношескую наивность и мечтательность. Крузо понял, что человек должен бороться за свою жизнь со стихийными силами природы, подчинять своей воле других людей и тогда он завоюет победу. Индивидуализм и эгоизм — вот его основные моральные качества. Автор показал, по существу, одинокую личность, которая боролась за самоутверждение на земле.

Роман Дефо — своеобразный очерк. В нем, несмотря на исключительность сюжета, все достоверно. Но произведение отличается от обычного очерка глубокой типизацией образов, широким охватом действительности, проблемностью и психологичностью. Фабула «Робинзона Крузо» — цепь отдельных эпизодов, каждый из которых мог быть самостоятельным очерком, но так как все они связаны действиями, размышлениями центрального героя, то становятся компонентами большого художественного полотна — романа. Второстепенные герои этого произведения, как правило, эпизодичны, и служат для того, чтобы раскрыть психологию основного героя.

Для романа Дефо характерными чертами являются лаконизм, почти протокольное описание событий и раскрытие психологических переживаний своего героя посредством внутренних монологов и дневниковых записей. Вот как кратко и скупо описывает Крузо в дневнике драматическое событие в своей жизни: «Мой плот опрокинулся, и весь мой груз затонул». Никаких горестных размышлений, но эта запись до предела насыщена эмоциями. Пейзажные картины Дефо рисует также лаконично, но они очень емки и точны. Например: «И вот, как-то тихим утром мы вышли на взморье, когда мы отплыли, поднялся такой густой туман, что мы потеряли берег из вида, хотя до него от нас не было и полуторы мили». В этом описании нет пышных метафор и ярких эпитетов, но все слова точно воссоздают обстановку.

Язык Дефо строг и часто носит деловой характер. В романе часто встречаются и чисто канцелярские обороты, например: «В виду вышеизложенного...».

Дефо в «Робинзоне Крузо» высказал прогрессивные идеи. Он оптимистически расценивал человеческую жизнь. Источник этого оптимизма Дефо видел прежде всего в трудовой, активной деятельности человека. Он считал, что культура и цивилизация улучшат жизнь человека и обогатят ее. Поэтому он резко расходился во взглядах на историю человечества со многими своими современниками. Дефо решительно отрицал возврат к прошлому и отстаивал прогресс. Он художественно выразил предприимчивость буржуазии периода первоначального накопления и в то же время показал занятого трудовой деятельностью реального человека, его горести и радости.

Приключенческий сюжет романа не помешал ему просто и реально описать будничные, повседневные явления. Жизненно убедительная мотивировка поступков героя, простота и естественность стиля — все это характерно для своеобразного произведения Дефо.

Первая часть «Робинзона Крузо» наиболее поэтична. Дефо проявил в ней яркий и необычный талант художника слова. Эта часть романа принесла автору широкую известность. Успех побудил Дефо написать продолжение романа. Сравнительно за короткий срок он создал еще две части: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни, и захватывающее его путешествие по трем частям света, написанные им самим» (1719) и «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира» (1720).

В этих частях Дефо описывает путешествия Крузо по Индии, Китаю, Сибири и другим странам, его возвращение на остров, основание на нем колонии и смуту, которую там организовал моряк Аткинс и его сообщники. Робинзон усмирил бунтовщиков. На Острове воцарился мир. Все колонисты начали жить на основе принципов составленного ими договора.

Несмотря на то что две части, продолжившие повествование о жизни Крузо, в художественном отношении были значительно слабее первой, роман в целом оказал большое влияние на творчество писателей разных стран и веков.

Жан-Жак Руссо назвал «Робинзона Крузо» «удачнейшим трактатом о естественном воспитании» и. в своем «Эмиле» рекомендовал этот роман как полезную и нужную книгу. Прочитав роман Дефо, он писал: «Эта книга будет первой, которую прочтет мой Эмиль; она долгое время будет составлять всю его библиотеку и навсегда займет в ней почетное место». Белинский отмечал реалистичность этого, казалось бы, фантастического романа.

В XVIII и XIX веках появилось очень много «робинзонад», написанных под явным влиянием Дефо. Все они в идейно-художественном отношении были слабее романа Дефо и выражали субъективные взгляды отдельных писателей на возможность существования единичных и обособленных хозяйств.

Когда почти шестидесятилетний известный журналист и публицист Даниэль Дефо (1660-1731 гг.) писал в 1719 году "Робинзона Крузо" , он меньше всего думал о том, что из-под его пера выходит новаторское произведение, первый в литературе Просвещения роман. Он не предполагал, что именно этому тексту потомки отдадут предпочтение из 375 произведений, уже опубликованных за его подписью и заслуживших ему почетное имя "отца английской журналистики". Историки литературы считают, что на самом деле он написал значительно больше, только опознать его произведения, изданные под разными псевдонимами, в широком потоке английской прессы рубежа XVII-XVIII веков непросто. За спиной у Дефо к моменту создания романа был огромный жизненный опыт: он выходец из низшего класса, в юности он был участником мятежа герцога Монмутского, избежал казни, путешествовал по Европе и разговаривал на шести языках, познал улыбки и измены Фортуны. Его ценности — богатство, преуспевание, личная ответственность человека перед Богом и собой — это типично пуританские, буржуазные ценности, и биография Дефо — красочная, исполненная событиями биография буржуа эпохи первоначального накопления. Он всю жизнь затевал разные предприятия и говорил о себе: "Тринадцать раз я становился богат и снова беден". Политико-литературная активность привела его к гражданской казни у позорного столба. Для одного из журналов Дефо и написал поддельную автобиографию Робинзона Крузо, в подлинность которой должны были поверить (и поверили) его читатели.

Сюжет романа опирается на реальную историю, рассказанную капитаном Вудсом Роджерсом в отчете о его путешествии, который Дефо мог прочитать в прессе. Капитан Роджерс рассказал, как его матросы сняли с необитаемого островка в Атлантическом океане человека, проведшего там в одиночестве четыре года и пять месяцев. Александр Селкирк, помощник капитана на английском судне, отличавшийся буйным нравом, поссорился со своим капитаном и был высажен на остров с ружьем, порохом, запасом табака и Библией. Когда его нашли матросы Роджерса, он был одет в козлиные шкуры и "выглядел более диким, чем рогатые первообладатели этого одеяния". Он разучился говорить, по дороге в Англию прятал в укромных местах корабля сухари, и потребовалось время, чтобы он вернулся в цивилизованное состояние.

В отличие от реального прототипа, Крузо у Дефо за двадцать восемь лет на необитаемом острове не утратил человечности. Повествование о делах и днях Робинзона пронизано энтузиазмом и оптимизмом, книга излучает неувядаемое обаяние. Сегодня "Робинзона Крузо" читают прежде всего дети и подростки как увлекательную приключенческую повесть, но в романе поставлены проблемы, обсуждать которые следует в плане истории культуры и литературы.

Главный герой романа, Робинзон, образцовый английский предприниматель, воплощающий идеологию становящейся буржуазии, вырастает в романе до монументального изображения творческих, созидательных способностей человека, и при этом его портрет исторически совершенно конкретен.

Робинзон, сын торговца из Йорка, с юных лет мечтает о море. С одной стороны, в этом нет ничего исключительного — Англия той поры была ведущей морской державой мира, английские моряки бороздили все океаны, профессия моряка была самой распространенной, считалась почетной. С другой стороны, Робинзона влечет в море не романтика морских странствий; он и не пытается поступить на корабль матросом и изучать морское дело, а во всех своих плаваниях предпочитает роль пассажира, платящего за проезд; Робинзон доверяется неверной судьбе путешественника по более прозаической причине: его влечет "необдуманная затея составить себе состояние, рыская по свету". В самом деле, за пределами Европы легко было быстро разбогатеть при некотором везении, и Робинзон бежит из дому, пренебрегая увещеваниями отца. Речь отца Робинзона в начале романа — гимн буржуазным добродетелям, "среднему состоянию":

Покидают отчизну в погоне за приключениями, сказал он, или те, кому нечего терять, или честолюбцы, жаждущие занять высшее положение; пускаясь в предприятия, выходящие из рамок обыденной жизни, они стремятся поправить дела и покрыть славой свое имя; но подобные вещи мне или не по силам, или унизительны для меня; мое место — середина, то есть то, что можно назвать высшею ступенью скромного существования, которое, как он убедился на многолетнем опыте, является для нас лучшим в мире, наиболее подходящим для человеческого счастья, избавленным как от нужды и лишений, физического труда и страданий, выпадающих на долю низших классов, так и от роскоши, честолюбия, чванства и зависти высших классов. Насколько приятна такая жизнь, сказал он, я могу судить уже по тому, что все поставленные в иные условия завидуют ему: даже короли нередко жалуются на горькую участь людей, рожденных для великих дел, и жалеют, что судьба не поставила их между двумя крайностями — ничтожеством и величием, да и мудрец высказывается в пользу середины как меры истинного счастья, когда молит небо не посылать ему ни бедности, ни богатства.

Однако юный Робинзон не внемлет голосу благоразумия, уходит в море, и его первое купеческое предприятие — экспедиция в Гвинею — приносит ему триста фунтов (характерно, как точно всегда он называет в повествовании денежные суммы); эта удача кружит ему голову и довершает его "гибель". Потому все, что с ним происходит в дальнейшем, Робинзон рассматривает как наказание за сыновнее неподчинение, за то, что не послушался "трезвых доводов лучшей части своего существа" — рассудка. И на необитаемый остров у устья Ориноко он попадает, поддавшись соблазну "обогатиться скорее, чем допускали обстоятельства": он берется доставить из Африки рабов для бразильских плантаций, что увеличит его состояние до трех-четырех тысяч фунтов стерлингов. Во время этого плавания он и попадает после кораблекрушения на необитаемый остров.

И тут начинается центральная часть романа, начинается небывалый эксперимент, который автор ставит над своим героем. Робинзон — малый атом буржуазного мира, не мыслящий себя вне этого мира и относящийся ко всему на свете как к средству для достижения своей цели, объехавший уже три континента, целеустремленно идущий по своему пути к богатству.

Он оказывается искусственно вырванным из общества, помещенным в одиночество, поставленным лицом к лицу с природой. В "лабораторных" условиях тропического необитаемого острова проходит эксперимент над человеком: как поведет себя вырванный из цивилизации человек, индивидуально столкнувшийся с извечной, стержневой проблемой человечества — как выжить, как взаимодействовать с природой? И Крузо повторяет путь человечества в целом: он начинает трудиться, так что труд становится главной темой романа.

Просветительский роман впервые в истории литературы отдает должное труду. В истории цивилизации труд обычно воспринимался как наказание, как зло: согласно Библии, необходимость трудиться Бог возложил на всех потомков Адама и Евы в наказание за первородный грех. У Дефо же труд предстает не только как реальное главное содержание человеческой жизни, не только как средство добывания необходимого. Еще пуританские моралисты первыми заговорили о труде как о занятии достойном, великом, и в романе Дефо труд не опоэтизирован. Когда Робинзон попадает на необитаемый остров, он ничего толком не умеет делать, и лишь понемногу, через неудачи, он учится растить хлеб, плести корзины, изготавливать собственный инструмент, глиняные горшки, одежду, зонтик, лодку, разводить коз и т.д. Давно замечено, что труднее Робинзону даются те ремесла, с которыми был хорошо знаком его создатель: так, Дефо одно время владел фабрикой по производству черепицы, поэтому попытки Робинзона вылепить и обжечь горшки описываются во всех подробностях. Сам Робинзон отдает себе отчет в спасительной роли труда:

"Даже когда я осознал весь ужас своего положения — всю безысходность моего одиночества, полную мою оторванность от людей, без проблеска надежды на избавление, — даже и тогда, как только открылась возможность остаться в живых, не умереть с голоду, все мое горе как рукой сняло: я успокоился, начал работать для удовлетворения своих насущных потребностей и для сохранения своей жизни и если сокрушался о своей участи, то менее всего видел в ней небесную кару…"

Однако в условиях затеянного автором эксперимента по выживанию человека есть одна уступка: Робинзону быстро "открывается возможность не умереть с голоду, остаться в живых". Нельзя сказать, что перерезаны решительно все его связи с цивилизацией. Во-первых, цивилизация действует в его навыках, в его памяти, в его жизненной позиции; во-вторых, с сюжетной точки зрения цивилизация удивительно своевременно посылает Робинзону свои плоды. Он вряд ли бы выжил, если бы сразу не эвакуировал с разбитого корабля все продовольственные запасы и инструменты (ружья и порох, ножи, топоры, гвозди и отвертку, точило, лом), канаты и паруса, постель и платье. Однако при этом цивилизация представлена на острове Отчаяния только своими техническими достижениями, а общественные противоречия не существуют для изолированного, одинокого героя. Именно от одиночества он больше всего страдает, и облегчением становится появление на острове дикаря Пятницы.

Как уже говорилось, Робинзон воплощает психологию буржуа: ему кажется совершенно естественным присваивать себе все и всех, на что нет юридического права собственности у кого-либо из европейцев. Любимое местоимение Робинзона — "мой", и он сразу делает из Пятницы своего слугу: "Я научил его произносить слово "господин" и дал понять, что это мое имя". Робинзон не задается вопросами, есть ли у него право присвоить себе Пятницу, продать своего друга по плену мальчика Ксури, торговать рабами. Остальные люди интересуют Робинзона постольку, поскольку они партнеры или предмет его сделок, торговых операций, и к себе Робинзон не ждет иного отношения. В романе Дефо мир людей, изображенный в повествовании о жизни Робинзона до его злосчастной экспедиции, находится в состоянии броуновского движения, и тем сильнее его контраст со светлым, прозрачным миром необитаемого острова.

Итак, Робинзон Крузо — новый образ в галерее великих индивидуалистов, и отличается он от своих ренессансных предшественников отсутствием крайностей, тем, что полностью принадлежит действительному миру. Крузо никто не назовет мечтателем, как Дон Кихота, или интеллектуалом, философом, как Гамлета. Его сфера — практическое действие, хозяйствование, торговля, то есть он занимается тем же, чем большинство человечества. Его эгоизм естественен и натурален, он нацелен на типично буржуазный идеал — богатство. Тайна обаяния этого образа в самих исключительных условиях просветительского эксперимента, который произвел над ним автор. Для Дефо и его первых читателей интерес романа состоял именно в исключительности ситуации героя, а детальное описание его будней, его повседневного труда оправдывалось только тысячемильным расстоянием от Англии.

Психологии Робинзона полностью соответствует простой и безыскусный стиль романа. Его главное свой-ство — правдоподобие, полная убедительность. Иллюзия достоверности происходящего достигается у Дефо использованием такого множества мелких деталей, которые, кажется, никто не взялся бы выдумывать. Взяв исходно невероятную ситуацию, Дефо потом разрабатывает ее, строго соблюдая границы правдоподобия.

Успех "Робинзона Крузо" у читателя был таков, что четыре месяца спустя Дефо написал "Дальнейшие приключения Робинзона Крузо", а в 1720 году выпустил третью часть романа — "Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо". На протяжении XVIII века в разных литературах увидели свет еще около пятидесяти "новых Робинзонов", в которых постепенно идея Дефо оказалась полностью перевернутой. У Дефо герой стремится не одичать, не опроститься самому, вырвать дикаря из "простоты" и природы — у его последователей новые Робинзоны, которые под влиянием идей позднего Просвещения живут одной жизнью с природой и счастливы разрывом с подчеркнуто порочным обществом. Этот смысл вложил в роман Дефо первый страстный обличитель пороков цивилизации Жан Жак Руссо; для Дефо отрыв от общества был возвратом к прошлому человечества — для Руссо он становится абстрактным примером становления человека, идеалом будущего.

Когда почти шестидесятилетний известный журналист и публицист Даниэль Дефо (1660-1731 гг.) писал в 1719 году "Робинзона Крузо", он меньше всего думал о том, что из-под его пера выходит новаторское произведение, первый в литературе Просвещения роман. Он не предполагал, что именно этому тексту потомки отдадут предпочтение из 375 произведений, уже опубликованных за его подписью и заслуживших ему почетное имя "отца английской журналистики".

Историки литературы считают, что на самом деле он написал значительно больше, только опознать его произведения, изданные под разными псевдонимами, в широком потоке английской прессы рубежа XVII-XVIII веков непросто.

За спиной у Дефо к моменту создания романа был огромный жизненный опыт: он выходец из низшего класса, в юности он был участником мятежа герцога Монмутского, избежал казни, путешествовал по Европе и разговаривал на шести языках, познал улыбки и измены Фортуны. Его ценности -- богатство, преуспевание, личная ответственность человека перед Богом и собой -- это типично пуританские, буржуазные ценности, и биография Дефо -- красочная, исполненная событиями биография буржуа эпохи первоначального накопления.

Он всю жизнь затевал разные предприятия и говорил о себе: "Тринадцать раз я становился богат и снова беден". Политико-литературная активность привела его к гражданской казни у позорного столба. Для одного из журналов Дефо и написал поддельную автобиографию Робинзона Крузо, в подлинность которой должны были поверить (и поверили) его читатели.

Сюжет романа опирается на реальную историю, рассказанную капитаном Вудсом Роджерсом в отчете о его путешествии, который Дефо мог прочитать в прессе. Капитан Роджерс рассказал, как его матросы сняли с необитаемого островка в Атлантическом океане человека, проведшего там в одиночестве четыре года и пять месяцев.

Александр Селкирк, помощник капитана на английском судне, отличавшийся буйным нравом, поссорился со своим капитаном и был высажен на остров с ружьем, порохом, запасом табака и Библией. Когда его нашли матросы Роджерса, он был одет в козлиные шкуры и "выглядел более диким, чем рогатые первообладатели этого одеяния".

Он разучился говорить, по дороге в Англию прятал в укромных местах корабля сухари, и потребовалось время, чтобы он вернулся в цивилизованное состояние.

А) История создания (переводы романа)

За свою длинную жизнь Д. Дефо написал много книг. Но ни одна из них не имела такого успеха, как «Приключения Робинзона Крузо». К написанию романа Д. Дефо подтолкнула встреча с Александром Селкирном - штурманом судна «Пять портов». Он и рассказал Дефо свою удивительную историю. Селкирк поссорился на корабле с капитаном, и тот высадил его на необитаемый остров близ берегов Чили. Там он прожил четыре года и четыре месяца, питаясь мясом коз и черепах, фруктами и рыбой. Сначала ему было тяжело, но позднее он научился понимать природу, овладел и припомнил немало ремесел. Однажды к этому острову пристав бристольский корабль «Герцог» под командованием Вудса Роджерса, который и забрал на свой борт Александра Селкирка. Все рассказы Селкирка Роджерс записал к судовом журналу. Когда эти записи были обнародованы, о Селкирке заговорили в Лондоне, как о чуде.

Д. Дефо использовал рассказы о приключениях штурмана и написал свой роман о Робинзоне Крузо. Семь раз автор изменял детали жизни героя на острове. Он перенес остров из Тихого океана в Атлантический, а время действия приблизительно на пятьдесят лет отодвинул в прошлое. Писатель также увеличил срок пребывания своего героя на острове в семь раз. И вдобавок он подарил ему встреча с верным другом и помощником - с туземцем Пятницей.

Позднее Д. Дефо написал продолжение первой книги - «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо». В этой книге писатель рассказывает о том, как его герой попал в Россию. Робинзон Крузо начал знакомиться с Россией в Сибири. Там он побывал на Амуре. А к этому Робинзон странствовал по всему миру, побывал на Филиппинах, в Китае, переплыл Атлантический, Тихий, Индийский океаны. Роман Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» справил значительное влияние на развитие мировой литературы. Он начал новый жанр - «робинзонаду». Именно так называют любое описание приключений на незаселенной земле. Книгу Д. Дефо много раз переиздавали. У Робинзона появилось много двойников. Он имел разные имена, был и голландцем, греком, и шотландцем. Читатели разных стран ждали от писателей произведений, не менее захватывающих, чем книга Д. Дефо. Так одна книга породила целый ряд других литературных произведений.

Б) Воспитательное значение романа

Наибольшей славы Даниэлю Дефо принес роман "Робинзон Крузо". По мнению исследователей творчества писателя, непосредственным толчком к написанию романа стал эпизод с корабельного дневника капитана Вудса

Роджерса, опубликованного под названием "Путешествие вокруг света от XVII08 к ХУИШ года". Впоследствии по материалам этого дневника известный журналист Стиль напечатал статью о приключениях шотландского матроса, который, как считают, в определенной степени был прототипом Робинзона Крузо.

Существует предположение, что в гостинице "Ландогер Трау" состоялась встреча Д. Дефо с Александром Селькирка штурманом судна "Пять портов", который за непокорность капитану был высажен на необитаемый остров Хуан - Фернандес у берегов Чили. Там он прожил 4 года.

Д. Дефо перенес место пребывания своего героя к бассейну Атлантического океана, а время действия отнес примерно на 50 лет в прошлое, тем самым увеличив срок пребывания своего героя на необитаемом острове в 7 раз.

Отдавая дань тогдашней литературе, писатель дал такое название произведения, была созвучна его фабуле: "Жизнь и необычайные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове вблизи американского побережья, недалеко от устья великой реки Ориноко, оказавшись на берегу после кораблекрушения, во время которой погиб весь экипаж, кроме него, с приложением рассказы о не менее удивительный способ, которым его наконец освободили пираты. Написано им самим. ".

Характерные черты просветительского романа "Робинзон Крузо"

* утверждение мысли, что разум и труд - главные движущие силы прогресса человечества.

* правдоподобность произведения предоставила реальная история, положенная в основу сюжета.

* достоверность повествования способствовала форма дневника.

* введение повествования от первого лица, от имени самого героя, позволяла автору показать мир глазами обычного человека и одновременно раскрыть ее характер, чувства, моральные качества.

* образ Робинзона Крузо подан в развитии.

* в центре внимания не только экзотика безлюдного острова и захватывающие приключения, сколько человек, его переживания, чувства, когда она оставалась наедине с природой.

* Робинзон - действенная и активная человек, настоящий сын своего времени, он ищет различных средств обнаружения собственных способностей и практицизма.

* Робинзон - новый герой. Это не выдающаяся или исключительная личность, не исторический деятель, не мифический образ, а обычный человек, наделенное душой и умом. Автор воспевает активность простого человека в преобразовании окружающей действительности.

* Образ главного героя имеет большое воспитательное значение;

* Экстремальная ситуация становится критерием определения не только физической силы, а прежде человеческих качеств героя.

* Художественное достижения романа - решение писателя заставить своего героя анализировать не только то, что он видит вокруг, но и то, что происходит в его душе.

* Природа для Робинзона - мудрый учитель и проводник в его деятельности. Она - замечательный объект для преобразования, для выявления возможностей и способностей человека. В английском духовной культуре ХУIII века значительную роль играло учение Дж. Локка, который провозгласил приоритет опыта в умственной деятельности. Опыт проверяет правильность умственных предположений, способствует познанию истины. А человек приобретает опыт с помощью своих чувств. Эти мысли философа нашли художественное воплощение в романе Дефо.

* Природа дала толчок для развития нравственных качеств героя. Благодаря ее постоянному влиянию, Робинзона будто проходят социальные проблемы, интриги и конфликты. Ему не нужно быть лицемерным, жадным, лживым. Пребывание на лоне природы и в согласии с ней вызвало к жизни только лучшие черты натуры - искренность, трудолюбие и способность быть естественным.

* Особенность романа сочетание конкретики с широкими социальными и моральными обобщениями (Робинзон и людоеды; Робинзон и Пятница - это в понимании просветителей бы смоделирована в миниатюре социальная история человечества).

* Главная идея произведения - прославление активности, трудовой энергии, ума и высоких моральных качеств человека, которые помогают ей овладевать миром, а также утверждение большое значение природы для духовного развития человечества.

* "Робинзон Крузо" - образец реалистического романа эпохи Просвещения. Сюжет "Робинзон Крузо" был обусловлен прежде всего интересом английского общества к географических открытий и путешествий.

Новой в тогдашней литературе эта тема не была. Еще до Д. Дефо появлялись произведения, в которых рассказывалось о судьбе несчастных путешественников, заброшенных в нецивилизованного мира. 1674 в Англии опубликовали перевод книги арабского писателя ХП века Ибн Туфайль о приключениях Хаджи Бен Йокдане, который достиг большой мудрости, живя на острове совсем одиноко.

После появления романа Дефо литературоведческая наука обогатилась новым понятием - "робинзонада", что означает традиционный в литературе сюжет, построенный на изображении жизни и испытаний персонажа, попавшего в экстремальные условия, по определенным причинам был лишен человеческого общества.

Роман Робинзонада - отличительная черта литературы не только ХУШ века, а в следующих этапов в развитии мировой литературы. Образцами романов - робинзонад являются следующие произведения: "Остров Фельзенбург" И. Шнабеля (XVII 51), "Новый Робинзон" И. Кампе (XVII79), "Швейцарский Робинзон" Висса (Хулио 12-XVIII 27), "Отшельник Тихого океана" Пси слое (ХУШ 24), "Маугли" Киплинга (XVIII94-XVIII 95), "Русский Робинзон" С.Турбина (XVIII 79).

Современные писатели тоже создают робинзонады. Так, российская писательница Л. Петрушевская в сочинении "Новые робинзоны" изображает чувство современного человека, вынуждена бежать от абсурдного и чудовищного мира на лоно природы, чтобы спастись морально и физически.

В) Образ главного героя «Робинзон Крузо»

Образ Робинзона Крузо отнюдь не вымышленный, и основан на реальных историях моряков. Во времена Дефо основным и единственным видом передвижения на дальние расстояния было мореплавание. Неудивительно, что время от времени суда терпели крушения, и часто выживших выбрасывало на необитаемый остров. Мало кому удавалось вернуться и рассказать свои истории, однако такие люди были, и их биографии легли в основу произведения Даниэля Дефо.

Описание Робинзона Крузо происходит от первого лица и, читая книгу, проникаешься уважением и симпатией к главному герою. Радуясь и сопереживая, мы проходим с ним весь путь, начиная с рождения и заканчивая возвращением домой. Человек с завидным упорством и трудолюбием, оказавшийся по воле судьбы один в неизведанной местности, сразу ставит себе цели и трезво оценивает свои шансы выжить. Постепенно обустраивая жилье и хозяйство, он не теряет надежды на спасение и прикладывает максимум усилий для достижения поставленных задач. По-сути, он проделал весь путь от первобытного человека до зажиточного крестьянина, причем в одиночку, не имея при этом образования и специальных знаний.

В разных переводах и адаптациях это было основной идеей произведения, выживание и спасение. Однако Даниэль Дефо был достаточно умен, чтобы не ограничивать образ Робинзона Крузо лишь бытовыми проблемами. В произведении широко раскрыт духовный мир и психология главного героя. Его взросление и возмужание, впоследствии старение не могут остаться незамеченными для опытного читателя. Начиная с завидным энтузиазмом, Робинзон постепенно свыкается со своей судьбой, хотя и надежда на спасение не покидает его. Много размышляя над своим существованием, он понимает, что при всем обилии богатств, человек получает удовольствие, лишь от того, в чем действительно нуждается.

Чтобы не забыть человеческую речь, Робинзон начинает разговаривать с домашними животными, постоянно читает Библию. Лишь на 24 году жизни на острове ему посчастливилось поговорить с человеком из племени дикарей, которого он спас от гибели. Долгожданный собеседник Пятница, как прозвал его Робинзон, верно и преданно помогал ему в хозяйстве и стал его единственным другом. Помимо помощника, Пятница стал для него учеником, которому было необходимо научиться говорить, привить веру в Бога, отучить от привычек дикарей.

Впрочем, Робинзон был только рад, занятие не из легких и хоть как-то помогало ему отвлечься от грустных мыслей. Это были самые радостные годы жизни на острове, если их можно так назвать.

Спасение Робинзона также захватывающе и необычайно, как и его жизнь на острове. Благодаря своему другу Пятнице, ему удалось подавить бунт на корабле, зашедшем случайно на остров. Тем самым Робинзон Крузо спасает часть команды и с ними возвращается на материк. Бунтовщиков он оставляет на острове на своих бывших владениях, снабдив их всем необходимым, и благополучно возвращается домой.

История Робинзона Крузо - поучительна и захватывающа. Радует счастливый финал и возвращение, но становится немного грустно от того, что приключения завершились, и приходится расставаться с главным персонажем.

В последствии, Даниэлю Дефо пытались подражать многие авторы, да и он сам написал продолжение приключений Робинзона Крузо, однако ни одна книга не превзошла по популярности его шедевр.