Примеры поведения в экстремальной ситуации. Правила поведения в экстремальных ситуациях






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Учить вызывать экстренные службы спасения по телефону, учить принимать решения в экстремальных ситуациях, формировать привычку всегда быть внимательным при играх и прогулках. ознакомление школьников с элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях.

Задачи:

  • Образовательные: формировать представление у учащихся о том, что мы называем экстремальной ситуацией и где она может возникнуть.
  • Коррекционные: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; формировать навыки работы с опорным конспектом, продолжать развивать умение работать с иллюстрациями.
  • Воспитательные: подчеркнуть, что принятое рациональное решение способствует предупреждению поступков разрушающих здоровье, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, воспитание правовой культуры школьников и навыков выживания в экстремальных ситуациях.

Элементы содержания : Опасность. Опасные и безопасные ситуации. Правила поведения на улицах и дорогах, на воде, в экстремальных ситуациях. «Из любой ситуации выходы есть, возможностей много – их просто не счесть!», случайные повреждения и оказание первой помощи.

Оборудование: Цветные карандаши, рабочая тетрадь, иллюстрации, карточки с сюжетными картинками, игрушечный телефон, плакаты, памятки для учащихся, слайды.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент .

2. Водная часть .

Учитель беседует с детьми о том, что человек иногда попадает в экстремальные ситуации. Главное в такой момент – не испугаться, не растеряться и принять правильное решение. Но случается и такое, что человек сам создает такие ситуации из-за невнимательности, неправильного обращения с окружающими предметами. Дети вспоминают о том, что люди попадают в различные экстремальные ситуации. В этих ситуациях можно вести себя по-разному, но выбранный вариант поведения должен быть ориентирован на сохранения здоровья.

3. Основная часть урока .

Сообщается цель урока. Пусть дети объяснят, что такое в их понимании экстремальная ситуация, и приведут примеры. Учитель записывает варианты ответов на доске. К каждой записанной на доске экстремальной ситуации подбирается вариант поведения. Когда весь перечень исчерпан, учитель делает обобщение. В ходе обобщения дети приходят к выводу, что в сложных и трудных обстоятельствах можно, либо постараться выйти из ситуации, либо принимать меры по само спасению.

Класс делится на 4 – 6 групп. Каждая группа получает карточку - задание, на которой коротко описывается экстремальная ситуация. Дети читают задание, обсуждают свои варианты в группе, распределяют роли участникам, проигрывают сценку перед другими группами и объясняют, почему ими выбран тот или иной вариант поведения. Учитель знакомит детей с номерами телефонов экстренной службы. Они вместе пробуют правильно «вызвать» службы экстренной помощи по телефону.

Окружающее человека пространство можно условно разделить на открытое (река, улица, поле и т. д.), закрытое (школа, дом и т.д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т.д.). В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, пытается сам выйти из ситуации или предпринимает действия по само спасении, то же и в закрытом. В замкнутом же пространстве у ребенка остается два варианта поведения: звать на помощь или самому принимать меры по спасению.

Ребята, сегодня мне хотелось бы предложить вам несколько советов и памяток о безопасности жизнедеятельности.

В жизни человека может произойти несчастье, и всегда ему на помощь приходят службы спасения. Давайте назовем их вместе.

При пожаре это ….(пожарные ).

При тяжелом заболевании это… (врачи )

Чтобы задержать хулигана и обезвредить преступника это… (полицейские )

Учащиеся по картинки должны сами продолжить, и определить

Памятка № 1 (Слайд 2.)

Если ты оказался дома без родителей, никому чужому или малознакомому без родителей дверь не открывай, как бы ни представлялся незнакомец;

Если пытаются открыть входную дверь, вызывай полицию по телефону «02», точно укажи адрес, а затем с балкона или с окна зови на помощь соседей или прохожих;

Не входи сразу в подъезд многоэтажного дома, если перед тобой туда вошел одинокий мужчина или молодой парень;

– Не садись к незнакомым или мало знакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься.

Задание:

Составь словосочетания по образцу:

Машина - полицейская машина.
Жезл - … жезл.
Свисток - … свисток.
Рация - … рация.
Пост - … пост.

Памятка № 2 (Слайд 3.)

Избегать в темное время суток улиц и переулков с плохим или слабым освещением, не ходить домой короткими, но опасными, особенно пролегающими через лесопарковую зону, дорогами, дабы сократить путь до дома, так как это очень удобное место для преступников;

Не доверяйте случайным знакомым;

Если чувствуешь, что тебя преследует незнакомый человек, зайди в ближайший магазин, любое людное место или попроси взрослого прохожего проводить до дома;

Не садись к незнакомым или малознакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься.

Памятка № 3 (Слайд 4, 5.)

Как правильно вызывать пожарную службу?

Что и в какой последовательности надо называть:

  1. объект;
  2. что горит;
  3. адрес;
  4. номер подъезда;
  5. этаж;
  6. код (для входа в подъезд);
  7. фамилия;
  8. телефон;
  9. сколько этажей в здании;
  10. есть ли опасность для людей.

Если возгорание произошло в квартире, при этом необходимо помнить:

  • во-первых, выделяющийся дым очень опасен, он содержит ядовитые вещества от него нельзя защититься, даже если дышать через сырую тряпку;
  • во-вторых, даже при успешном тушении не теряйте из виду путь к своему отступлению, внимательно следите за тем, чтобы выход оставался свободным и незадымлённым;
  • в-третьих, если на вас загорелась одежда: нельзя бежать, это лишь усилит горение, надо быстро сбросить воспламенившуюся одежду, а если это не удалось, следует упасть и кататься по полу (земле), сбивая пламя.

Задание: Рассмотри фрагмент картинки о пожаре. Расскажи, что здесь изображено. Опиши одежду пожарных. Какая это одежда? Как ты думаешь, из какого материала ее изготавливают?

(Из специального – огнеупорного, защищающего тело человека от огня.) А как называется головной убор пожарного? (Каска .)

Памятка № 4 (Слайд 6.)

Как можно потушить горящий электроприбор?

  • отключить электроэнергию, накинуть на него одеяло, покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха.
  • нельзя тушить водой аппаратуру, включенную в электросеть!
  • небольшое пламя на обесточенном телевизоре можно залить водой, но при этом надо находиться сзади или сбоку от телевизора во избежание травм при возможном взрыве кинескопа.
  • при возгорании масла на сковородке необходимо сразу же плотно закрыть сковородку крышкой или выключить плиту.

На доске вывешивается плакат с написанными или нарисованными правилами оказания первой помощи.

Первая помощь при травмах:

Вывихи – смещение суставных концов костей.

Симптомы – боль в конечности, невозможность движений в суставе;

  • холод на область поврежденного сустава;
  • обезболивающие средства (анальгин);
  • создать неподвижность конечности;
  • доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Перелом (открытый, закрытый) – повреждение кости нарушением ее целости.

Симптомы - резкая боль, невозможность движения в конечности, появление отечности, нарушение ее формы и длины;

  • наложить шину (подручный материал);
  • борьба с шоком или предупреждение его;
  • доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

Ушиб – механическое повреждение мягких тканей без нарушения целости кожи.

Симптомы – боль, опухоль на месте повреждения, возможен кровоподтек (синяк).

  • холод (лед, холодная вода);
  • покой поврежденной части;
  • при сильном ушибе – доставить пострадавшего в больницу;

- Из-за внезапности травм люди часто теряются, пугаются или действуют неумело. Но если вовремя и правильно оказать медицинскую помощь, то можно избежать серьезного ухудшения здоровья и даже гибели человека. Если ты поранился или тебя укусило животное и из раны течет кровь, не надо пугаться, плакать, впадать в панику. Необходимо быстро обработать края раны йодом или зеленкой. Саму ранку йодом смазывать нельзя. Чтобы грязь и микробы не попали в обработанную ранку, а так же чтобы рана меньше болела, ее нужно прикрыть, забинтовать или заклеить бактерицидным лейкопластырем. Затем как можно скорее обратиться в травм пункт к врачу.

- При падении или внезапном сильном ударе человек может сломать кость. Такая травма называется переломом.

Переломы закрытые и открытые (Слайд 8.)

Если осколки кости прорвали кожу и видны из кровоточащей раны, то такой перелом называется открытым. В этом случае нужно попытаться остановить кровотечение и обработать края раны. Чаще перелом бывает закрытым. При этом осколки не видны, но поврежденная нога или рука сильно болит, быстро отекает – и на месте перелома возникает бугор. Нужно

  • Позвать на помощь взрослых.
  • Обеспечить покой поврежденной конечности, чтобы обломки кости не могли двигаться и вызывать боль.
  • Наложить шину или ровную дощечку – на поврежденные места так, чтобы их середина была на месте перелома.
  • Затем обернуть место перелома чем – ни будь мягким.
  • Обязательно вызвать скорую помощь и показать пострадавшего врачу.

При растяжение связок (Слайд 9.)

При оказании первой медицинской помощи необходимо обеспечить покой и приложить холод к поврежденному месту. На ногу следует наложить шину, а руку зафиксировать с помощью косынки или прибинтовать к туловищу. После этого пострадавшего следует доставить к врачу.

Практическая работа в парах.

Блиц-опрос

  • Какие модели поведения в экстремальных ситуациях вы знаете?
    (Звать на помощь, стараться выйти из ситуации, принимать меры по само спасению )
  • Если вы потерялись на улице, к кому можно обратиться за помощью?
    (К полицейскому ).
  • Назовите номер телефона пожарной команды, полиции, «скорой помощи», аварийной газовой службы?
    (01, 02, 03, 04 )
  • Как определить место купания на водоемах?
    (По указательному знаку .)
  • Вы не умеете плавать. Можно ли лежать на надувном матрасе на воде? Почему?
    (Нельзя, потому что течение вас может отнести далеко от берега, матрас может в любой момент спуститься .)
  • Чем обрабатывается поверхностный укус собаки?
    (Теплой мыльной водой, дезинфицирующими средствами, накладывается чистая повязка .)
  • Ты возвращаешься домой один, в подъезде у лифта встречаешь незнакомого человека. Он предлагает подняться с ним. Твои действия?
    (Вежливо отказать .)
  • Ты идешь по улице без взрослых и видишь, что тебя преследует незнакомый человек. Куда ты можешь побежать?
    (Домой, в дом друга, в школу, зайди в ближайший магазин ).
  • Чем помочь человеку, на котором загорелась одежда?
    (Накрыть его одеялом или чем-либо подобным, чтобы прекратить доступ кислорода, и продолжать его катать ).
  • Почему от дыма погибает больше людей, чем от огня?
    (Дым содержит ядовитые вещества .)

Упражнение: «Пожарная, полиция, врачи, газовая служба»

Учащиеся встают по кругу. У ведущего в руках мяч.

Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из четырех слов: « пожарная, полиция, врач, газовая служба», а тот кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «пожарная» - название 01 или огонь, огнетушитель, каска и т. д. ; «врач» - название 03 или шприц, градусник, аптечка и т. д.; «полиция» - название 02 или рация, свисток, уголовный кодекс и т. д.; «газовая служба» - название 04 или газ, противогазы и т.д. По ходу выполнения упражнения ведущий побуждает участников увеличивать темп. Упражнения направлено на развитие беглости мышления.

4. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что, на ваш взгляд, самое трудное в данных ситуациях?

Что было самым интересным?

Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Нарисовать плакат по теме данного урока.

К сожалению, наша современная жизнь настолько насыщена событиями, что среди них часто попадаются экстремальные ситуации. Вполне возможно попасть в аварию на дороге, попасть в грозу находясь где-то за городом, может возникнуть пожар. Необходимо знать, как правильно выйти из ситуации, когда подвергается опасности Ваша жизнь и жизнь других людей.

Что делать при обнаружении подозрительного предмета

Помимо того, что необходимо знать, что делать в такой ситуации, нужно уметь сохранить (по возможности) хладнокровие, не поддаваться панике, иначе Вы ничего не сможете предпринять для сохранения своей жизни. Только здраво рассуждающий человек сможет правильно начать действовать, выйти самому из ЧП, а так же помочь другим. Известно, что внимательные люди гораздо реже попадают в опасные ситуации. Дело в том, что внимательный человек вовремя обратит внимание на подозрительный предмет сверток, сумку, которые или лежит не там где надо, не так как надо, из него торчит проволока, провода, шнуры.

Если Вы обнаружили бесхозную коробку, сумку, дипломат:

  • не трогайте ее, обращайтесь за помощью к службе охраны, порядка, полицейскому,
  • позвоните в полицию,
  • пожарную часть либо в МЧС.

До прихода должностного лица не позволяйте другим трогать предмет, даже если он будет утверждать, что это его вещь. Пусть с этим разберется полицейский, чем произойдет непоправимое несчастье.

Иногда экстремальная ситуация случается с людьми по вине природы. Нужно знать, как действовать, если попали в грозу, упали в горную быструю реку, попали под обвал в горах.

Что делать, если попал в грозу

  • В грозу нельзя оставаться на открытом пространстве, например в поле, нужно найти укрытие в углублении, овраге.
  • Не прячьтесь под деревьями и скалами, особенно отдельно стоящими.
  • Не раскрывайте зонтик, именно в него может ударить молния, ведь он металлический.
  • Отойдите подальше от высоковольтных и телеграфных столбов, не менее чем на пятьдесят метров.
  • В случае удара молнии в столб и обрыв провода, не ставьте сразу обе ноги на землю. Создается шаговое напряжение на земле, и одной ногой Вы наступите на фазовое место, другая будет касаться заземленного места. В результате через Вас пройдет разряд тока. Передвигаться можно только прыжками, чтобы ноги поочередно касались земли.

Что делать, если уносит течение реки

При падении в реку с быстрым течением, необходимо:

  • Перевернуться на живот и плыть по течению головой вперед, чтобы видеть, куда Вас несет вода, и уберечься от удара о камень, дерево и другие предметы.
  • Одновременно стараясь зацепиться руками на любой выступ, корень.
  • Если Вы находитесь в горной реке, то существует возможность быстрого переохлаждения и нужно постараться выбраться как можно быстрее.
  • Не старайтесь пересечь течение поперек, двигайтесь по пологой кривой к берегу, который ниже другого, медленно и неуклонно, не растрачивая силы для преодоления течения.

Что делать, если возник пожар

Следует осознанно обдумать сложившую ситуацию и начинать действовать. Недаром говорится, что в первую минуту пожар можно затушить стаканом воды или накинуть плотную, мокрую тряпку, в следующую минуту понадобится одно – два ведра с водой, а в последующие минуты, нужна уже пожарная машина и приличный водоем. Поэтому определитесь со степенью опасности и пробуйте самостоятельно начать тушить небольшое возгорание, либо сразу же звоните в пожарную часть и помогите эвакуации людей из здания и только потом приступайте к тушению (если это не подвергает риску Вашу жизнь).

Если загорелись провода, то нужно отключить их от энергоснабжения и только потом тушить. Если отключить невозможно, то применять огнетушители углекислотные, предназначенные для тушения под напряжением. Не следует тушить проводку водой, если она находится под напряжением.

Можно долго перечислять способы и методы противодействия стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям, необходимо самостоятельно изучить их и быть готовым к любой беде. Никто не знает, что может случиться завтра.

Пока человек находится в знакомой ему обстановке, он ведет себя обычно. Но как только наступает сложная, а тем более опасная ситуация, с ним могут происходить самые невероятные изменения. В экстремальной ситуации многократ­но возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, снижается критичность мышления, происходит нарушение ко­ординации движений, понижается восприятие и внимание, ме­няются эмоциональные реакции и многое другое.

В экстремальной ситуации, иначе говоря в ситуации ре­альной угрозы, возможна одна из трех форм реагирования:

а) резкое понижение организованности (дезорганизация) поведения;

б) резкое торможение активных действий;

в) повышение эффективности действий.

Дезорганизация поведения может проявляться в не­ожиданной утрате приобретенных навыков, которые, каза­лось, доведены до автоматизма.

Повышение эффективности действий при возникновении экстремальной ситуации выражается в мобилизации всех ресур­сов психики человека на ее преодоление. Это - повышенный самоконтроль, четкость восприятия и оценки происходящего, совершение адекватных ситуации действий и поступков. Та­кая форма реагирования, самая желательная, но у всех ли и всегда ли она возможна?

Чтобы в экстремальной ситуации принять правильное решение, необходимо, по возможности, разобраться в том, в какую ситуацию вы попали.

Во-первых, в ситуации угрозы применения силы прежде всего следует определиться, насколько она реальна, можно ли избежать наступления нежелательных последствий . Оцените место, где угрожают. Если это ваш рабочий кабинет или жи­лое помещение, то следует учесть, что угрожающий гораздо хуже вас ориентируется в обстановке: вы знаете, где находит­ся та или иная вещь. Но в жилом помещении могут находиться ваши близкие, и угроза может при определенных обстоятель­ствах обернуться против них. Однако это может быть помеще­ние, в котором хозяином является угрожающий, и здесь инициатива в большей мере на его стороне.

Другая ситуация - улица. Одно дело - улица, на которой есть люди, другое - когда вокруг никого и возможность появ­ления кого бы то ни было весьма сомнительна.

Во-вторых, время, когда возникает угроза применения силы. (день или ночь) В темное время суток любая угроза воспринимается иначе, чем днем. Тут может сработать установка, что насилие совер­шается преимущественно в ночное время. Да и вообще многих людей темнота сама по себе может держать в повышенном напряжении.

В-третьих, количество людей, сопровождающих угрожа­ющего. Одно дело, если он один, совершенно иное, если с ним несколько человек. Характер взаимоотношений между ними может сориентировать вас в том, кто из них главный, впервые ли они совершают подобное деяние или действуют как сла­женный механизм.

В-четвертых, физические данные и экипировка угро­жающего. Характер одежды до определенной степени может свидетельствовать о том, гото­вился ли к встрече с вами угрожающий, соответствует ли она его намерениям. В одежде свободного покроя можно легко спрятать орудия насилия, которые впоследствии человек мо­жет применить.

При анализе обстановки, когда вас пытаются шантажи­ровать, следует обращать особое внимание на следующие моменты.

Во-первых, имело ли на самом деле место то событие, ко­торое использует шантажист. Если того, чем вам пытаются угрожать, не было, то далеко не всегда стоит об этом сразу же уведомлять шантажиста. Но иногда может сложиться ситуа­ция, когда само по себе событие имело место, но выглядело оно совершенно иначе, чем это излагается в угрозе. В данной ситуации необходимо оперативно оценить, сможете ли вы до­казать, как на самом деле выглядело это событие.

Во-вторых, насколько реальна возможность скомпромети­ровать вас в случае отказа выполнять требования шантажис­та. Каковы для вас могут быть последствия, каким способом этого будут пытаться достичь.

В-третьих, есть ли у вас время для нейтрализации воз­можных отрицательных последствий, можно ли хотя бы на не­много оттянуть их наступление.

В-четвертых, задевает ли угроза ваших близких или ка­сается только вас. Ведь это разные ситуации, когда шантажируют наступлением вредных последствии для вас самого и сейчас или когда угроза касается ваших близких, но в будущем.

В-пятых, осуществляется ли шантаж по телефону, в пись­менном виде или при личном контакте с шантажистом.

Лиц, от которых исходит угроза нападения или шан­тажа, можно классифицировать на три большие группы:

1) психически нормальные люди, находящиеся в со­стоянии, когда не наблюдается отклонений в поведении;

2) психически нормальные люди, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

3) люди с патологическими отклонениями в психике. Если наличествует угроза физического нападения или оно уже осуществляется, то в первую очередь необходимо сориен­тироваться в физических данных партнера: рост, вес, телосло­жение, характерные признаки, указывающие на то, что он проходил какую-то специальную подготовку.

Обратите внимание на то, как человек стоит. (стойка боксера, каратиста, и т.д ) Боксер, как правило, принимает открытую, но все же боксерскую стойку, непроизвольно сжимает кулаки, нередко кулаком ведущей ру­ки постукивает в открытую ладонь другой, как бы играя сам с собой (тут вы можете получить наглядную информацию о том, левша он или правша). Нередко у боксеров можно наблюдать характерные изменения в строении носа - как следствие неод­нократного травмирования переносицы.

Борец обычно стоит несколько опустив плечи, руки -вдоль туловища, они могут быть полусогнуты, пальцы как бы готовы что-то схватить, ноги - на ширине плеч или чуть шире. Стойка может восприниматься как угрожающая, движения более плавные, чем у боксера.

Человек, занимающийся каратэ, может непроизвольно принять одну из стоек этого вида противоборства, ноги и руки занимают характерное положение, пальцы не всегда сжаты в кулаки, ио если и сжаты, то гораздо плотнее, чем по делают боксеры.

Как правило, все эти люди имеют хорошее телосложение, развитую мускулатуру, хорошо двигаются, смотрят на партне­ра, фиксируя малейшие изменения в его поведении.

Кстати, зафиксировать внешние признаки угрожающего, нападающего, шантажирующего крайне важно, поскольку не исключено, что вам придется вступить а отношения с правоох­ранительными органами, и тогда любая замеченная мелочь может пригодиться.

Если позволят время и условия, целесообразно обратить внимание на рост, особенности телосложения, цвет волос и особенности прически, цвет глаз, форму лба, носа, губ, подбо­родка, ушей. Обращайте внимание на то, во что одет против­ник, но самое главное - особые приметы, выделяющие данного человека.

К особым приметам относятся fie только родинки, шрамы, наколки, какие-либо физические изъяны, но и манеры гово­рить, жестикуляция, особенности голоса, произношения, лек­сика и многое другое, что в совокупности характерно только для этого человека.

Если угрожавший общался по телефону, обратите внима­ние на характер звонка - местный или иногородний, как або­нент представился, сразу же новел речь о существе дела, не спросив, с кем разговаривает, или вначале уточнил, с кем он говорит.

Характеристика его речи - быстрая или медленная, внят­ность, наличие заикания и акцента, четкость и другие особен­ности произношения. Голос - громкость, тембр, хриплый, мягкий, нетрезвый. Манера говорить - спокойная, уверенная, связанная, бессвязная, неторопливая, торопливая, пристойна», непристойная, озлобленная, эмоциональная, бесцветная.

Наличие шумов, сопровождающих разговор, - другой го­лос, который подсказывает, что говорить абоненту, тишина или сильный шум, звук транспорта (поезд, метро, автомобиль, самолет), шум станков, канцелярских машин, телефонных звонков, музыка, шум улицы.

Вступая в непосредственный контакт с угрожающим, сле­дует также обратить внимание и на степень его агрессивности. Направлена ли она конкретно на вас, что может свидетель­ствовать о личных мотивах, или это агрессивность общего характера, то есть направлена на вас просто как на объект, над которым поручено произвести насилие. Попытайтесь оце­нить, насколько реальна вероятность насилия или же вас пыта­ются «взять на испуг».

Важно определить эмоциональное состояние противника -от этого зависит характер и быстрота его действий, степень агрессивности, возможность ведения диалога с ним и уклоне­ния от вредных для вас последствий.

Опишем некоторые эмоциональные состояния и покажем, как по внешним признакам можно определить, какую (или ка­кие) эмоцию испытывает угрожающий.

Страх - иногда можно столкнуться с ситуацией, когда угрожающий или нападающий сам боится. При страхе, как правило, происходит резкое сокращение мышц, за счет чего у человека, испытывающего страх, появляется скованность в движениях. Они несколько раскоординированны, можно дос­таточно четко зафиксировать дрожание рук, особенно кончи­ков пальцев, ног и т.д. Брови почти прямые, несколько приподняты, их внутренние уголки сдвинуты друг к другу, лоб покрывают горизонтальные.морщины. Глаза раскрыты доста­точно широко, нередко расширены зрачки, нижнее веко на­пряжено, а верхнее слегка приподнято. Рот открыт, губы напряжены и немного растянуты. Взгляд воспринимается как-бегающий.

Происходит более активное потоотделение, хотя в поме­щении или на улице комфортная температура. Пот можно на­блюдать в следующих зонах:, лоб, над верхней и под нижней губой, на шее, подмышках, ладонях, спине. Человек активно вытирает пот, его лицо бледнеет.

Гнев нередко можно наблюдать при агрессивном поведе­нии. Именно эта эмоция - показатель степени агрессивности партнера. Его поза приобретает урожающий характер, чело­век выглядит так, будто готовится к броску. Мышцы напряже­ны, но нет характерного для страха тремора. Лицо нахмурено, взгляд может фиксироваться на источнике гнева и выражать угрозу. Ноздри расширяются, крылья ноздрей вздрагивают, губы оттягиваются назад, иногда настолько сильно, что обна­жают стиснутые зубы. Лицо бледнеет, но чаще краснеет. Иногда можно заметить, как по лицу человека, испытывающе­го гнев, пробегают судороги.

Речь с нотками угрозы сквозь зубы. Могут иметь место весьма грубые слова, обороты и нецензурная брань. Харак­терно, что в сильном гневе даже люди нерусской национально­сти нередко используют русскую нецензурную лексику.

Следует особо отметить, что при гневе человек ощущает прилив сил, становится гораздо более энергичным и импуль­сивным. В этом состоянии он испытывает потребность в физи­ческом действии, и чем сильнее гнев, тем больше эта потребность. Самоконтроль снижен.

Презрение - в отличие от гнева эта эмоция редко вызыва­ет импульсивное поведение, но не исключено, что именно по­этому человек, демонстрирующий презрение, в чем-то более опасен разгневанного.

Внешне это выглядит примерно так: голова поднята вверх, и даже если человек, демонстрирующий презрение, ниже вас ростом, то создается впечатление, что он смотрит сверху. Можно наблюдать позу отстраненности и самодоволь­ное выражение лица.

Отвращение - негативная эмоция, могущая стимулиро­вать агрессию. Человек, испытывающий отвращение, выглядит так, будто ему в рот попало что-то отвратительное или он почувствовал крайне неприятный запах. Нос наморщивается, верхняя губа подтягивается вверх, иногда создается впечатле­ние, что у такого человека косят глаза. Как и при презрении -поза отстраненности, но без выраженного превосходства.

Отвращение в сочетании с гневом может вызвать весьма агрессивное поведение, поскольку гнев мотивирует нападе­ние, а отвращение - потребность избавиться от неприятного.

Не будем останавливаться на описании таких эмоций, как радость, удивление, горе, стыд, поскольку они не столь харак­терны для ситуаций агрессии, нападения. Но если.человек, причиняющий боль, демонстрирует внешние признаки радос­ти, то это как минимум признак садизма.

Человек «не в себе»

Нередко угрозу нападения, само нападение или шантаж осуществляет человек, находящийся в состоянии алкогольно­го или наркотического опьянения. Алкоголь и наркотики при­водят психику нападающего или угрожающего в состояние повышенной возбудимости, резко снижают уровень самоконт­роля. Именно поэтому иногда бывает важно определить, ка­кой «допинг» и сколько принял противник и что от него можно ожидать.

Признаки алкогольного опьянения так хорошо известны, что нет нужды их подробно описывать. Но важно знать: наи­более опасны легкая и средняя стадии опьянения, вызывающие нередко повышение агрессивности. Некоторые принимают алкоголь для «храбрости», преодолевая тем самым чувство страха, признаки которого тем не менее можно зафиксиро­вать.

При алкогольном опьянении снижается критичность вос­приятия происходящего, такой человек с трудом воспринима­ет или вообще не воспринимает какую бы то ни было аргументацию. Движения активизируются и быстро могут пе­рейти в агрессивные. Как правило, физическому нападению в подобных ситуациях предшествует ругань, брань, угрозы.

Человек, находящийся в состоянии наркотического опья­нения, внешне выглядит практически как любой нормальный человек, и тот, кто ни разу не видел людей в таком состоянии, может этого и не заметить.

Наркотическое опьянение характеризуется, как правило, повышенной активностью в движениях: быстрая, чрезмерно живая речь, не совсем адекватное реагирование на вопросы, своеобразный «блеск» в глазах, иногда беспричинный смех, в целом состояние эйфории. У некоторых людей в этом состоя­нии уменьшается чувствительность к боли, практически может не осознаваться ответственность за свои действия, отсутству­ет чувство сопереживания другим. Все это характерно для легкого наркотического опьянения, которое действует воз­буждающе.

У хронического наркомана можно зафиксировать следы от уколов, мешки под глазами. Следует иметь в виду, что реак­ция на наркотик может быть достаточно кратковременной, а окончание его действия в экстремальной для наркомана об­становке может вызвать у него абстиненцию, следствием кото­рой будет резкое ухудшение его состояния, он может стать подавленным, злобным, еще более возбужденным и агрессив­ным.

У него может возникнуть непреодолимое желание как мож­но скорее устранить препятствие на пути к очередной дозе нар­котика. У некоторых наркоманов этот период активизации длится непродолжительное время, после которого может на­ступить период резкой депрессии, вплоть до эпилептических припадков, когда человек становится практически беспомощ­ным.

Агрессия может исходить от человека, страдающего рас­стройством психики. Весьма условно такие люди подразделя­ются на четыре группы: больные, страдающие шизофренией параноидального типа; больные, страдающие маниакально-депрессивным психозом; больные с антисоциальным поведени­ем; лица с неадекватной реакцией.

Если лицо, угрожающее нападением, относится к первой группе, то следует учесть, что такие люди практически утра­тили всякую связь с реальностью, у них часты слуховые и зрительные галлюцинации, а также маниакальный синдром, проявляющийся в мании величия либо преследования. При мании величия человек считает себя наделенным особыми каче­ствами, вследствие чего он намного «выше» других. При ма­нии преследования человек уверен, что его преследуют за его «особую миссию», «особый дар» и т.д.

Маниакальный человек может посчитать вас «великим грешником», от которого он должен избавить мир. Это люди с достаточно развитым интеллектом, их трудно обмануть, ввес­ти в заблуждение. В определенных ситуациях они могут быть весьма агрессивными.

Лица, относящиеся ко второй группе, обычно находятся в состоянии такой глубокой депрессии, что теряют всякую связь с реальным миром. Часто считают себя недостойными жить, но готовы и других забрать с собой в мир иной, так как искренне считают, что окажут услугу, избавив от ужасов земного суще­ствования.

Речь больного чрезвычайно замедленна, для ответов на самые простые вопросы ему требуется от 15 до 30, а иногда и более секунд. Движения могут напоминать демонстрацию фильма в замедленном темпе. У него могут происходить спон­танные «улучшения» состояния, когда он вдруг совершенно спокойно говорит: «Ну хорошо, теперь я знаю, что надо де­лать». Не радуйтесь раньше времени, лучше, когда улучше­ние его состояния происходит постепенно.

Следующие две группы не относятся к душевнобольным, так как не теряют связи с реальностью, но и их можно причис­лить к разряду лиц с психическими расстройствами.

Классического манипулятора или афериста характеризует полное отсутствие чувства вины, укоров совести. Ему чужды мораль и этика в общечеловеческом понимании, что делает маловероятной его способность относиться к тем, кому он уг­рожает или на кого оказывает физическое воздействие, как к людям. Нередко он стремится к физическим удовольствиям, любит манипулировать другими людьми, умеет «подать» себя и на первых порах может сформировать о себе мнение как о приятном человеке. Повышенно импульсивен, может доби­ваться немедленного удовлетворения своих требований.

И, наконец, есть люди, которые, не теряя связи с реально­стью, мыслят незрело, хотя и могут осознавать последствия совершаемых действий и поступков. Проявляет неадекватную реакцию на стресс, чувствует себя неудачником в жизни, чело­веком, которому всегда не везет. Инцидент с вами - это воз­можность доказать кому-то что-то важное, а физическое столкновение может рассматриваться им как одно из острых ощущений. Он нередко делает заявления типа: «Я докажу им. на что я способен».

Выбор тактики поведения

Невозможно остановиться на всех аспектах диагностики экстремальных ситуаций. Многое будет зависеть от способно­сти сохранять самообладание, поскольку только при этом ус­ловии возможна адекватная оценка происходящего и принятие соответствующего решения. Существует очень много разно­образных экспресс-мето­дики по релаксации, дающих возможность управлять своим со­стоянием.

При возник­новении экстремальной ситуации посмотрите на что-то голу­бое, а еще лучше представить себе голубой, очень глубокий по насыщенности фон. В Древней Индии этот цвет недаром считали цветом покоя, отдыха, расслабления.

Если вы почувствовали, что страх сковывает и мешает действовать сообразно обстановке, произнесите про себя, но очень твердо и уверенно: «Не два!». Это поможет прийти в нормальное состояние. В такой же ситуации можно громко спросить самого себя: «Вася, ты здесь?» и уверенно ответить: «Да, я здесь!».

Главное - выбор тактики поведения в зависимости от оценки ситуации. Можно выбрать тактику человека, не боя­щегося физического нападения; в этом случае необходимо прежде всего продемонстрировать противнику свое спокой­ствие.

Если, например, противник в гневе, то ваше спокойствие может несколько снизить его накал. Если противник демонст­рирует презрение, то лучшим контрспособом будет сохранение высокого чувства собственного достоинства. Если же заметен страх угрожающего, проявите не только спокойствие, но и силу, уверенность в себе, а возможно, и агрессивные намерения.

Но в любом случае начинайте говорить с противником Прежде всего необходимо выяснить: сложившаяся ситуация это инициатива противника или он выполняет чей-то заказ. Задавайте ему вопросы, почему именно на вас он собирается напасть, что плохого конкретно ему сделали именно вы, не ошибся ли он, перепутав вас с кем-то другим, и т.д. Если угро­жающий преследует какие-то свои личные интересы, постарайтесь выяснить, какие именно.

Например, угроза нападения на улице. Здесь скорее всего можно столкнуться с грабителем, хотя это может быть и пья­ный, которому показалось, что его не уважают. Если напада­ющий один, то агрессивное поведение по отношению к нему может дать положительный результат в разрешении экстре­мальной ситуации. Главное, чтобы он понял, что вы его не боитесь и готовы защитить себя.

Это действует на многих отрезвляюще, за исключением, пожалуй, пьяных или одного из типов с расстройством психи­ки. Положительный результат возможен и в том случае, если, осознавая физическое превосходство противника, вы начинае­те активно и громко звать на помощь - тут уж не стоит стес­няться, крик может на какое-то мгновение парализовать активность нападающего, и не исключено, что приведет к от­казу от нападения.

Если же нападение является «заказным», то следует попро­бовать применить те же маленькие хитрости, но в данной ситу­ации они далеко не всегда могут дать положительный результат. Попробуйте все же заговорить с тем, кто угрожает. В первую очередь постарайтесь установить, что вам грозит: это попытка попугать или речь идет о более серьезном.

Всегда надо постараться сохранить самообладание, сни­зить негативное влияние страха на собственные действия. Может быть, удастся обмануть нападающего, убедив его, что вы - не тот, кто ему нужен. Это может сработать, если напада­ющему вас показали мельком и задолго до нападения. Кстати, если к вам подходит на улице неизвестный человек и уточняе! как вас зовут, не торопитесь отвечать на вопрос - ведь хоро­шо бы узнать, зачем он это спрашивает.

Итак, вы убедились, что нападающий знает, что вы это вы, что он действует по чьему-то заказу и что вот-вот могут наступить весьма нежелательные последствия. Что же дальше? Постарайтесь выяснить, есть ли у нападающего оружие и ка­кое оно.

Если он полез в карман, возможно, это шанс, поскольку на мгновение одна его рука уже заблокирована. Если же вы не владеете приемами самозащиты или не успели вовремя среаги­ровать, то, может быть, не стоит какое-то время предприни­мать активных действий, а следует подождать развития ситуации, но держа ее под контролем.

Постарайтесь уговорить нападающего отказаться от нане­сения вам телесных повреждений. Но вряд ли этого можно добиться, слезливо умоляя, да еще стоя на коленях. Такое по­ведение даст положительный результат, если нападающему необходимо вас просто унизить и не более. Разговор может вестись по принципу убеждения: «А что тебе лично даст, если ты мне сделаешь больно?».

Некоторых такого рода вопросы могут поставить в ту­пик. Другие заявляют, что им за это заплатили. Если это так, попробуйте узнать, кто заплатил и сколько; возможно, что, предложив несколько большую сумму, вы сможете выйти из положения.

При общении с нападающим старайтесь смотреть ему в глаза и не поворачиваться к нему спиной. Постарайтесь оста­вить, если это возможно, путь для отступления. Если он напра­вил на вас оружие, предпримите попытку побудить опустить его хотя бы на некоторое время.

Когда нападающих несколько - это хуже, поскольку рез­ко снижаются возможности противоборства, да и вести разго­вор с несколькими настроенными агрессивно противниками крайне трудно, если вообще возможно. Именно поэтому как можно скорее необходимо определить, кто в группе нападаю­щих лидер, и сконцентрировать свое общение на нем.

Все, о чем было сказано применительно к нападению оди­ночки, правомерно и для беседы с лидером, только не следует забывать, что он будет ориентироваться не столько на вас, сколько на «своих». Если один на один он и мог бы повести себя иначе, то в условиях группы ему это сделать труднее, а порой и невозможно.

В диалог вступить необходимо, хотя бы для того, чтобы определить, все ли члены группы настроены одинаково. Здесь может играть большую роль любая реплика кого-либо из чле­нов группы, даже жест, движение, кивок. Заметив сочувствие со стороны кого-либо из членов группы, попробуйте начать диалог с ним, или вовлечь его в диалог с лидером, или же использовать его реплику в аргументации, обращенной к ли­деру.

Старайтесь говорить с нападающим на его языке и в его тоне. Если он пользуется нецензурной лексикой, то нередко добиться понимания можно лишь перейдя на столь любимый им язык. Некоторых людей, особенно с низким уровнем интел­лекта, просто раздражает вежливое обращение к ним в конф­ликтных ситуациях.

Иногда может помочь отвлечение внимания нападающего на посторонний объект. Вы вдруг начинаете всматриваться куда-то за спину угрожающего или машете призывно рукой. Чаще всего сразу же следует непроизвольная реакция - пово­рот головы в ту сторону, в которую смотрите вы. Вот и мгно­вение, которое может помочь.

Невозможно дать подробное описание всех вариантов «уличных сцен», и именно поэтому еще раз повторим: успех во многом будет зависеть от вашего самообладания, гибкости и умения эффективно общаться в экстремальной ситуации.

Известный путешественник и специалист по выживанию Яцек Палкевич (Италия) сформулировал методику безопасно­сти следующим образом:

    предвидеть опасность;

    по возможности избежать ее;

    при необходимости действовать.

Психологическая предрасположенность к криминальным ситуациям

Носителем информации является не только жилище, авто­мобиль, офис, а также одежда и экипировка бизнесмена. Мод­ная, яркая одежда привлекает к себе внимание не только девушек и молодых женщин, но и преступников. Судя по одежде, осанке, поведению человека, можно определить его статус в обществе, материальную обеспеченность, характер и прочее. Очень часто люди, привлекающие к себе внимание, становятся жертвой насилия.

Известно, что любое насилие наносит серьезнейшую пси­хологическую травму, которая может превратить всю остав­шуюся жизнь в сплошной кошмар. Это все равно, что постоянно носить в себе психологическую бомбу замедленно­го действия. По этой причине многие предприниматели, под­вергшиеся террору со стороны рэкета, сходят со «сцены рынка» и начинают заниматься более безопасным видом дея­тельности.

Для изуче­ния феномена жертвы существует целая наука - виктимология

Она различает два типа предрасположенности ко всяким криминальным неприятностям. Психологи выделяют среди людей истероидный тип - человек, которому необходимо при­влекать внимание (особенно это характерно для женщин). Его приметы: вызывающая одежда, чересчур громкий разговор или смех в общественном месте (транспорте), пристальны и взгляд на окружающих и т.п.

Немецкий психолог Вера Биркенбиль в своей книге «Как добиться успеха в жизни» отмечает: во-первых, существует «язык тела» (выражение лица, звук голоса, жесты); во-вто­рых, есть дополнительный феномен - человек является тем, что он о себе думает. Нет необходимости говорить о своем внут­реннем состоянии, окружающие почувствуют его и так.

Люди всегда чувствуют, как мы настроены по отношению к ним. На уровне подсознания мы действуем как передатчик, который сообщает окружающим, какое у нас настроение: ра­достное или печальное, ощущаем ли себя победителем или наша самооценка ниже нулевого уровня.

Умение обеспечить скрытность такой информации о себе -это целое искусство, которым владеют немногие.

Групповая предрасположенность, как правило, связана с профессией человека. Чем больше он привлекает внимание окружающих, тем выше риск.

В нашем неспокойном обществе до сих - пор самыми безо­пасными являются профессии учителя и врача. Даже среди самых отпетых уголовников считается недостойным трогать тех, кто учит и лечит.

Чаще других становятся жертвами преступлений в силу своей профессиональной деятельности, социальной роли кас­сиры, инкассаторы, работники милиции, службы безопасности фирм (предприятий), сторожа и некоторые другие работники, вынужденные в силу служебного долга вступать в конфликт с теми, кто посягает на чужое имущество, жизнь и здоровье граж­дан, нарушает общественный порядок и нормы общежития.

Криминальная виктимология занимается изучением при­чин и условий совершения преступлений с позиций поведения жертвы, ее роли в противоправном деянии, а также выработ­кой научно обоснованных практических рекомендаций для определения потенциальных жертв, подбором для них соответ­ствующих мер безопасности.

Эта научная дисциплина изучает не все преступления, а лишь те из них, в которых противоправные действия вызваны личными качествами либо поведением самого потерпевшего.

Анализ сегодняшних «наработок» криминальной виктимологии позволяет сделать вывод, что наиболее часто в роли потерпевших оказываются молодежь, старики и, конечно, ум­ственно неполноценные люди. Наряду с этим среди жертв пре­ступлений можно выделить определенную категорию лиц с особенностями в индивидуальной психологической структуре личности. К их числу относятся люди алчные, с обостренным чувством зависти, пережившие тяжелые эмоциональные потря­сения, не уверенные в себе.

Повышенной способностью стать в определенных условиях потерпевшим наделены также люди, ведущие легкомысленный образ жизни, склонные к авантюризму, злоупотребляющие спиртными напитками, легкомысленно относящиеся к сохран­ности собственного имущества. Сюда же можно отнести лиц, которые не соблюдают элементарных мер предосторожности в конкретных жизненных ситуациях. Это может вызываться са­мыми различными причинами: беспечностью, самонадеяннос­тью, заблуждением и, разумеется, влиянием алкоголя.

Имеющиеся в настоящее время материалы виктимологических исследований приводят к выводу, что большинство жертв воров отличаются беспечностью, легкомыслием, без­заботностью и излишней доверчивостью. Люди, пострадавшие от нанесенных им телесных повреждений, отличаются вспыль­чивостью, вздорностью, себялюбием, невыдержанностью и чувством превосходства над окружающими.

Среди негативных качеств личности потерпевших от изна­силования в первую очередь выделяются заниженная оценка моральных ценностей, отсутствие элементарной осторожности в быту, завязывание знакомств и установление отношений с незнакомыми мужчинами, неспособность правильно ориенти­роваться в складывающейся обстановке, моральная нечистоп­лотность.

Преступники, как правило, отлично знают психологию своих потенциальных жертв, используя их «слабости» в своих целях. Брачный аферист выбирает свою жертву среди женщин, не скрывающих страстного желания выйти замуж; карточный шулер - среди жадных до наживы людей; шантажист ищет тех, кому есть что скрывать от других.

Предпринимателю при встрече с уголовником рассчиты­вать на счастье не следует. Даже мелких, как говорят, сошек в бизнесе - «челноков» и то видно за версту. Вот почему так важно знать, как достигается информационная безопасность и организуется информационная защита.

Очень часто (особенно в последние годы) в сложных и по­рой самых неожиданных положениях предпринимателю прихо­дится рассчитывать в первую очередь на самого себя.

Выживание в экстремальных ситуациях требует от человека выдержки и непоколебимой веры в то, что не бывает безвыходных положений. Мы собрали 5 историй, героям которых удалось выжить в сложнейших условиях.

Долгий полет и 4 дня борьбы

Рекордная высота, после падения с которой человеку удавалось выжить - 10 160 метров. Этот рекорд занесен в Книгу Гиннеса и принадлежит Весне Вулович, единственной выжившей после авиакатастрофы 26 января 1972 года. Она не только выздоровела, но и хотела снова вернутся к работе - страха полетов у нее не возникло, потому что сам момент катастрофы она не помнила.

24 августа 1981 года 20-летняя Лариса Савицкая и ее муж летели из свадебного путешествия на самолете Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. В небе на высоте 5220 метров самолет, в котором летели молодожены, столкнулся с Ту-16.

Лариса Савицкая оказалась единственной из 38 человек, кому удалось выжить. На обломке самолета размером три на четыре метра она падала в свободном падении на протяжении 8 минут. Ей удалось добраться до кресла и вжаться в него.

Позже женщина утверждала, что в этот момент вспомнила эпизод из итальянского фильма "Чудеса еще случаются" где героиня выживает в схожих условиях.

Спасательные работы велись не слишком активно. Для всех жертв авиакатастрофы уже даже были вырыты могилы. Ларису Савицкую, в итоге, нашли последней. Она трое суток жила среди обломков самолета и тел погибших пассажиров. Несмотря на многочисленные травмы - от сотрясения мозга до повреждений позвоночника, со сломанными ребрами и переломом руки - Лариса Савицкая не только выжила, но и смогла соорудить себе что-то вроде шалаша из обломков фюзеляжа.
Когда поисковый самолет пролетал над местом крушения, Лариса даже махала спасателям, но они приняли её за геолога из разместившейся неподалеку экспедиции.

Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с огромной высоты, второй раз - как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе - 75 рублей (в деньгах 1981 года).

На маленьком плоту

23 ноября 1942 года немецкая субмарина торпедировала английский корабль "Беломонд". Все члены его экипажа погибли. Почти все. Матросу Линь Пэну удалось выжить. Ему повезло - в ходе поисков на поверхности воды он обнаружил спасательный плот, на котором был запас продуктов.

Линь Пэн, конечно, понимал, что продукты и вода рано или поздно закончатся, поэтому с первого дня своей «робинзонады» он начал готовить инвентарь для сбора дождевой воды и ловли рыбы. Растянул над плотом тент, из нитей веревки, найденной на плоту,сделал леску; из гвоздя и проводов от фонарика – крючки; из металла от консервной банки – нож, которым разделывал пойманную рыбу. Интересный факт: Линь Пэн не умел плавать, поэтому все время был привязан к плоту.

Рыбы Линь Пэн ловил очень немного, но заботился о её сохранности – вялил на веревках, растянутых над палубой своего «корабля». На протяжении ста дней его рацион составляла одна рыба и вода. Иногда за бортом попадались водоросли, потребление которых не дало Линь Пэну заболеть цингой.

Горькая ирония рекордного плавания Линь Пэна в том, что он мог быть спасен несколько раз. Однажды его не стали брать на борт грузового судна только потому, что он китаец. Потом его заметили американские ВМФ и даже бросили ему спасательный буй, но разразившийся шторм не дал американцам завершить спасательную миссию. Кроме того, Линь Пэн видел несколько немецких субмарин, но обращаться к ним за помощью по понятным причинам не стал.

Только в апреле 1943 года Линь Пэн заметил, что цвет воды изменился, а в небе начали то и дело стали появляться птицы. Он понял, что находится в прибрежной зоне, а значит его шансы на успех многократно увеличились. 5 апреля он был найден бразильскими рыбаками, которые сразу доставили его в больницу. Удивительно, но Линь Пэн после своего путешествия мог передвигаться самостоятельно. Он потерял за время вынужденной «робинзонады» всего 9 килограмм.

Начитанный юнга

"Робинзонада" - это выживание человека в одиночку на протяжении долгого времени в природной среде. Рекордсменом в этой "дисциплине" стал Джереми Бибс, который прожил на острове 74 года.

В 1911 году во время урагана в южной части Тихого океана затонула английская шхуна "Прекрасное блаженство". Добраться к берегу и спастись на необитаемом острове удалось только 14-летнему юнге Джереми Бибсу. Мальчику помогла его эрудированность и любовь к чтению - он знал наизусть роман Даниэля Дефо.

По примеру героя своей любимой книги, Бибс стал вести деревянный календарь, построил хижину, научился охотиться, ел фрукты и пил кокосовое молоко. Пока Бибс жил на острове, в мире произошло две мировые войны, была создана атомная бомба и персональный компьютер. Он про это ничего не знал. Нашли Бибса случайно. В 1985 году экипаж немецкого судна неожиданно обнаружил рекордсмена среди робинзонов, уже достигшего возраста 88 лет, и доставил его на родину.

Папина дочка

В истории о Ларисе Савицкой мы вспоминали фильм "Чудеса ещё случаются". Он основан на реальных событиях. 24 декабря 1971 года самолёт Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией, вошел в зону турбелентности и начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра. Упал он в джунгли, в 500 километрах от Лимы.

Единственной выжившей оказалась 17-летняя школьница Джулиана Маргарет Кепке. В момент падения девочка была пристегнута к креслу. У нее оказалась сломана ключица, поранена правая рука, она на один глаз ослепла. Выжить Джулиане помогло то, что её отец был известным зоологом, с детства привившим своей дочери навыки выживания в экстремальных условиях. Сразу после крушения, отставив попытки найти среди тел погибших свою мать, девочка обследовала багаж на предмет еды, но нашла только несколько конфет - тоже результат.

Затем Джулиана нашла неподалеку от места падения ручей и пошла вниз по его течению. Только через девять дней ей посчастливилось выйти к лодке на берегу реки. Бензином из канистры девочка обработала рану на правом плече, в которой уже расплодилось не менее 40 личинок.

Хозяева лодки, которые оказались местными лесорубами, появились только на следующий день. Джулиану накормили, обработали раны и доставили в больницу ближайшего поселка.

Наедине со снегом

13 октября 1972 года самолет, на борту которого находились игроки уругвайской команды по регби Old Christians из Монтевидео, а также их родственники и спонсоры, потерпел крушение в высокогорном районе Анд. В живых после падения осталось 27 человек. Позже из-за сошедшей лавины погибло ещё 8 человек, ещё трое умерли от ран.

То, что помощи ждать неоткуда, уругвайцы поняли через 11 дней после аварии, когда по радио сказали, что их поиски прекращены, и они признаны погибшими. Тяжелейшая ситуация, в которой оказались пассажиры, усугублялась тем, что припасы очень быстро уходили. Чудом выжившие после крушения, они приняли непростое решение - есть мясо погибших.

Спасли пострадавших только спустя 72 дня после катастрофы. Только благодаря тому, что группа снарядила в дорогу трех человек, которым необходимо было перейти Анды и сообщить о случившемся. Сложнейший переход одолели двое. З

а 11 дней, без снаряжения и теплой одежды, они прошли 55 километров по заснеженным Андам и вышли к горной речке, где встретили чилийского пастуха, который и сообщил властям о выживших пассажирах.

Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, их временные характеристики, вообще психофизиологические возможности людей -- величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности.

В настоящее время вывести интегральную форму поведения человека в напряженной ситуации почти не представляется возможным. Тем не менее появляется все больше данных, что психологические факторы -- индивидуальные качества, способности человека, его навыки, готовность, установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент -- в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который в конечном счете реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии.

В общем виде экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека.

Стиль поведения в экстремальной ситуации

Поведение в состоянии аффекта.

Аффект характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которая приводит к мобилизации физических и психологических ресурсов человека. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда физически слабые люди в состоянии сильного душевного волнения совершают действия, которые не смогли бы совершить в спокойной обстановке. Например, наносят большое количество смертельных повреждений или одним ударом высаживают дубовую дверь. Еще одним из проявлений аффекта является частичная утрата памяти, которая характеризует не каждую аффективную реакцию. В некоторых случаях субъект не помнит событий, предшествующих аффекту, и событий, произошедших во время последнего.

Аффект сопровождается возбуждением всей психической деятельности. В результате этого у лица происходит снижение контроля над своим поведением. Данное обстоятельство приводит к тому, что совершение преступления в состоянии аффекта влечет за собой специфические правовые последствия.

В УК ничего не говорится о том, что у лица, находящегося в состоянии аффекта, ограничена возможность осознавать характер своих действий или руководить ими. В этом нет необходимости, так как сильное душевное волнение характеризуется ограничением сознания и воли. Именно «суженность» последних позволяет говорить о том, что состояние аффекта имеет определенное юридическое значение. «С позиции уголовного законодательства юридически значимыми могут быть признаны такие эмоциональные состояния обвиняемого, которые значительно ограничили его волевое целенаправленное поведение».

Аффект оказывает существенное влияние на психическую деятельность человека, дезорганизуя ее и затрагивая высшие психические функции. Мышление утрачивает гибкость, снижается качество мыслительных процессов, что обусловливает осознание лицом только ближайших целей своих действий, а не конечных. Внимание целиком концентрируется на источнике раздражения. То есть у лица в силу сильного эмоционального напряжения ограничивается возможность выбора модели поведения. Из-за этого происходит резкое снижение контроля над действиями, что приводит к нарушению целесообразности, целенаправленности и последовательности действий.

Внезапно возникшему сильному душевному волнению предшествует одна из следующих описанных в законе ситуаций.

Насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, иные противоправные или аморальные действия (бездействие) потерпевшего. Здесь состояние аффекта формируется под воздействием разового и очень значимого для виновного события. Например: супруг, внезапно возвратившийся из командировки, обнаруживает воочию факт супружеской измены.

Длительная психотравмирующая ситуация, возникающая в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Аффективная реакция формируется в результате длительного «накопления» отрицательных эмоций, которое приводит к эмоциональному напряжению. Для возникновения аффекта в этом случае достаточно очередного факта противоправного или аморального поведения.

По смыслу закона аффект возникает в связи с определенными действиями или бездействием потерпевшего. Но в практике встречаются случаи, когда внезапно возникшее сильное душевное волнение вызывает противоправное или аморальное поведение нескольких людей. При этом для развития аффективной реакции необходима совокупность действий (бездействия) двух или более лиц, то есть поведение одного из них, в отрыве от поведения другого, могло и не явиться поводом для возникновения аффекта.

Поведение в состоянии стресса

Стресс - эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Поведение в состоянии фрустрации

Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, называющееся фрустрацией.

Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации (перенос действий в воображаемый план), а также возможно снижение сложности поведения. Фрустация может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения.

Механизм фрустрации достаточно прост: сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это напряжение «разряжается» в ту или иную наиболее уязвимую систему.

Выделяют положительные и отрицательные реакции на фрустрацию.

Уровень тревожности в экстремальных ситуациях

Тревога - это эмоциональное переживание, при котором человек испытывает дискомфорт от неопределенности перспективы.

Эволюционное значение тревоги заключается в мобилизации организма в экстремальных ситуациях. Определенный уровень тревоги необходим для нормальной жизнедеятельности и продуктивности человека.

Нормальная тревога помогает адаптироваться к различным ситуациям. Она возрастает в условиях высокой субъективной значимости выбора, внешней угрозе при недостатке информации и времени.

Патологическая тревога, хотя и может провоцироваться внешними обстоятельствами, обусловлена внутренними психологическими и физиологическими причинами. Она непропорциональна реальной угрозе или не связана с ней, а главное - не адекватна значимости ситуации и резко снижает продуктивность и адаптационные возможности. Клинические проявления патологической тревоги разнообразны и могут носить приступообразный или постоянный характер, проявляясь как психическими, так и - даже преимущественно - соматическими симптомами.

Чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации.

Постстрессовая тревога развивается после экстремальных, обычно неожиданных ситуаций -- пожаров, наводнений, участия в боевых действиях, изнасилования, похищения ребенка. Обычно наблюдаются также беспокойство, раздражительность, головная боль, усиленный четверохолмный рефлекс (реакция на внезапный раздражитель), расстройства сна и кошмары, включающие картины пережитой ситуации, чувство одиночества и недоверия, ощущение собственной неполноценности, избегание общения и любых видов деятельности, которые могут напомнить происшедшие события. Если весь этот комплекс развивается спустя определенный латентный период после экстремальной ситуации и приводит к существенным нарушениям жизнедеятельности, то ставится диагноз посттравматического стрессового расстройства. Постстрессовая тревога реже развивается, если человек во время экстремальной ситуации активно действует.

экстремальная ситуация поведение