История стран Азии и Африки (Новое время). Страны африки в эпоху европейской колонизации

Исторические особенности развития африканских народов и государств. Цивилизация восточного побережья. Западно-африканские государства. Работорговля и ее влияние на развитие африканских народов. Тропическая Африка к началу европейской колонизации. Государства межозерья.

ЭФИОПИЯ в ХVII-ХVIIIвеках. Этнорелигиозные противоречия, борьба негусов за власть. Проникновение иностранцев в Эфиопию. Объединение страны Кассу (Федором II) в 1852-1855 гг. Реформы Федора II. Мятежи Тигре и французская "помощь". Арест британского консула Камерона. Англо-эфиопская война 1867-1868 г.г. Распад Эфиопии и борьба за власть. Негус Иоанн 1V. Миссия адмирала Хевита и война Эфиопии с махдистами. Франко-английские захваты в Сомали. Итальянские захваты в Эритрее. Договор Менелика с Италией 1839 г. Завоевательная политика Менелика. Итало-абиссинская война 1894-1896 гг. Адис-Абебский мирный договор. Французские концессии в Эфиопии. Англо-франко-итальянское соглашение 1906 г. Борьба за власть после смерти Менелика. Государственный переворот 1916 г.

ТРОПИЧЕСКАЯ АФРИКА в период европейской колонизации. Раздел Западной Африки и бассейна р. Конго. Разгром государства Ашанти. Дж. Голди и деятельность "Королевской компании Нигера". Французская экспансия в Западней Африке, Фашодский инцидент 1898 г. Германские захваты Того и Камеруна. Бельгийские захваты в Африке.

Международная конференция в Берлине по Центральной Африке (1884-1885 г.г.).

Раздел Восточной Африки. Англо-германское соперничество и соглашение 1886 г. Захват Францией о. Мадагаскар.

ЮЖНАЯ АФРИКА в новое время. Голландская Ост-Индская кампания и основание Канской колонии. Этническая консолидация зулусов и гуто. Создание государственности. Чаки и Мошесиве.

Английская и бурская экспансия. "Великий Трек" (1835-1837 гг.) и создание республик Наталь, Трансвааль и Оранжевая. "Золотая" и "алмазная" лихорадка. Создание монополий "Де Бирс" и Британской южно-африканской компании. Политика Сесиля Родса. Создание Родезии. Англо-зулусская война 1878-1879 гг.

Германские владения в Юго-Западной Африке. Англо-бурско-германские противоречия. Англо-германские соглашения 1890 г.

Англо-бурские войны (1899-1902 г.г.). Ференегигский мирный договор. Предоставление Оранжевой и Трансваалю местного самоуправления (1907 г.). Объединение английских колоний в доминион Южно-Африканский союз (1910 г.).

Итоги "африканских гонок". Организация колониального управления и метода эксплуатации.

Зарождение национально-освободительного движения в Африке. Анти-колониальная борьба сомалийцев под руководством Самори и Ахмаду. Возникновение Африканского национального конгресса. Индийский конгресс Наталя и деятельность М. Ганди в Южной Африке. Создание социалистических организаций. Интернациональная социалистическая лига.

Тема 4. Страны азии и африки в годы первой мировой войны

Война и колониальный мир. Мобилизации и их последствия. Усиление экономической эксплуатации. Нарушение связей колоний с метрополиями.

Участие Турции в войне на стороне Тройственного союза. Установление германского контроля за экономикой, финансами, армией Турции. Военные действия на Дарданелльском и Месопотамском фронтах. Мустафа Кемаль. Поражение Турции на Кавказском Фронте. Энвер-паша. Провал турецкого наступления на Египет. Освободительное движение в Османской империи в годы войны. Турецкий геноцид армян (1915 г.), арабов, айсоров. Восстание в Хиджазе. Хуссейн аль-Хошеми. Попытки государственного переворота в Турции в 1916 г.

Нейтралитет Ирана и турецкая агрессия. Вмешательство Германии. Восстание бахтияров. Германо-австро-турецкая миссия в Иране и Афганистане. Русско-английская оккупация Ирана. Начало демократического движения в Иране.

Вступление Японии в войну на стороне Антанты. Захват Шаньдуна. «21 требование» Японии Китаю. Раскол Китая, вступление Китая в войну (1917 г.). Усиление движения национальной буржуазии.

Влияние войны на колониальные страны.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ К МОДУЛЮ III

1. Периодизация курса

История стран Азии и Африки в Новое время традиционно охватывает период превращения этих стран в колонии. Новая история как определенный период всемирной истории является характеристикой, приемлемой как для стран Запада, так и для стран Азии и Африки. Однако содержание этого исторического периода для таких разных регионов земного шара представляется совершенно не однотипным: в передовых странах Запада происходило развитие, а затем и торжество капиталистических отношений; страны Азии и Африки, наоборот, вступали в длительную полосу кризиса своих феодальных структур, а затем стали легкими объектами для капиталистической экспансии со стороны капиталистических стран Запада. Но все же существует нечто определяющее для периода Новой истории как стран Запада, так и стран Востока. В целом, это формирование колониальной системы, в рамках которой горстка стран метрополий (Запад) и подавляющее количество зависимых стран (Восток) впервые в истории человечества вместе образуют единую систему мирового капиталистического хозяйства на базе сформировавшегося единого мирового экономического рынка. Еще одним составляющим исторического процесса в Новое время станет непрекращающаяся антиколониальная борьба народов Востока.

Для зарубежной историографии под нижним хронологическим рубежом чаще всего подразумевается начало XVI в. Историография стран Азии и Африки как правило имеет востокоцентрический подход и избегает давать общие межрегиональные хронологические рамки. Чаще всего она ориентируется на конкретные исторические процессы в своих собственных странах. Так, например, многие китайские исследователи начало Новой истории относят к первой «опиумной войне» (1840-1842 гг.), а ее окончание - к образованию КНР (1949 г.).

В отечественной историографии (в советский период) по вопросу рубежа между средневековьем и Новой историей проходили дискуссии между московской и ленинградской востоковедческими школами. Московские востоковеды отстаивали в качестве события, разделившего две эпохи, английскую буржуазную революцию (середина XVII в.), а ленинградские - французскую (конец XVIII в.). Зато конечная дата Новой истории не вызывала никаких сомнений: естественно, это была Великая Октябрьская социалистическая революция (1917 г.), означавшая «начало торжества коммунизма во всемирном масштабе».

Девяностые годы двадцатого столетия внесли некоторые коррективы: нижняя рамка Новой истории трактуется по-разному, а верхней считается теперь 1918 г. - год окончания Первой мировой войны, «частью которой является Октябрьская революция».

Таким образом, хронология Нового времени предлагается в рамках начала XVI - конца XIX веков.

2. Развитие стран Азии и Африки в новое время: теоретические подходы

Новая история для Востока – это период колониальной экспансии Запада и, как следствие, разрушение традиционной системы хозяйствования или переход от феодализма к капитализму под воздействием, прежде всего, импульса извне. В рассматриваемый период все восточные страны превратились в колонии, полуколонии западных держав или, как Япония, вынуждены были (в немалой степени под угрозой западного вторжения) усвоить капиталистические отношения или стимулировать их развитие там, где зачатки таковых уже имелись.

Восток – конгломерат разнообразных, весьма специфических стран и народов, однако у всех них есть нечто общее, что отличает, а, порой, и противопоставляет их Западу.

В рамках разных «больших» исторических концепций Восток, его специфика, социально-экономическая система, динамика и историческая судьба трактуются по-разному:

К. Маркс выделял особый «азиатский способ производства», характеризующийся отсутствием частной собственности на землю, застойностью хозяйства, деспотическим политическим режимом.

Современные неомарксисты предпочитают говорить о «восточном феодализме», подчёркивая его родство с европейским средневековьем.

В рамках марксисткой теории феодализм (или азиатский способ производства) исторически закономерно должен уступить место капиталистической формации. Поэтому страны Азии и Африки, отстававшие от Запада в смысле развития буржуазных отношений, должны были стать жертвой колониальной экспансии обществ, обладавших более эффективной, более производительной хозяйственной организацией. Колониализм таким образом – не продукт превосходства европейских армий, а способ перестройки восточных обществ на капиталистический лад. Хотя марксисты не отрицают огромной издержки такого способа, он представляется исторически неизбежным и прогрессивным.

В русле цивилизационного подхода Восток понимается как самобытная цивилизация, обладающая столь же самобытными законами развития. Взаимоотношения Востока и Запада трактуются как столкновение (в новое время), а затем – как диалог (в новейшее время) двух крупнейших цивилизаций в ходе создания мировой цивилизации. Теория модернизации рассматривает исторический процесс как смену больших фаз: аграрное общество (оно же традиционное), индустриальное и постиндустриальное. Сам процесс модернизации выступает как движение общества к некоему эталонному состоянию. Под этим состоянием подразумевается западное индустриальное общество с присущими ему хозяйственными, политическими и культурными системами. Поэтому модернизация – это исторически закономерное преобразование всех сторон жизни общества и государства. Представители этой теории трактуют Восток как аграрное общество, подчёркивая при этом огромную роль традиций и застойность, нединамичность хозяйства на Востоке. Концепцию модернизации роднит с марксистской теорией представление о линейности и стадиальности исторического процесса. Правда, для марксизма более свойственны монофакторные интерпретации (объяснения всех явлений через социально-экономические процессы, признание субординации исторических факторов), а для теории модернизации свойственны полифакторные интерпретации, где разные стороны жизнедеятельности людей рассматриваются взаимосвязанные равноправные процессы.

Некоторые современные историки обнаруживают в восточных обществах значительные зачатки буржуазных отношений, что якобы свидетельствует о том, что восточные страны могли и должны были естественно, закономерно и без колониальных издержек перейти на новую ступень развития. Следовательно, колониализм можно считать препятствием на пути развития стран Востока, продуктом агрессии одних обществ против других и ничего более.

Противоположное мнение заключается в том, что в Азии и Африки не обнаружились признаки развития капитализма и, следовательно, колониализм сыграл объективно прогрессивную роль в истории колониальных стран, поскольку позволил им перейти на следующую ступень развития. Более того, предполагается, что колониальная экспансия и смогла стать столь масштабной именно потому и лишь потому, что на своих штыках колонизаторы внесли в Азию новые социально-экономические отношения. Как бы то ни было, вне зависимости от наличия или отсутствия зачатков капитализма на Востоке, вне зависимости от вероятных вариантов развития Востока, совершенно очевидно, что буржуазные отношения явно быстрее развивались на Западе, политическая экспансия которого стимулировала хозяйственную перестройку колониальных стран.

3. Особенности политического развития Японии в период Токугава

При первых сегунах из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного объединения страны так и не было достигнуто. Стабилизация политического положения шла путем подавления оппозиции князей.

В своей политике Токугава исходили из того, чтобы: во-первых, держать крестьянство и городские низы в узде и не допускать никаких послаблений, способных дать им малейшую возможность организоваться для борьбы; во-вторых, контролировать взаимоотношения феодальных князей между собой, не допуская усиления кого-либо из них и тем самым сохраняя руководящее положение за кланом Токугава; в-третьих, зорко следить за иностранцами и держать на запоре двери Японии.

Одной из важнейших составляющих внутренней политики Токугава стало «закрытие страны». Причиной послужило широкое проникновение европейцев, распространение христианства и угроза превращения Японии в колонию (что уже произошло по схожему сценарию на Филиппинах). Еще в конце XVI столетия огромное возмущение японцев вызвала практика португальских и испанских миссионеров, вывозивших из Японии людей для продажи их в рабство.

Однако первый сёгун из династии Токугава Иэясу первоначально не предпринимал решительных мер против европейцев. В это время он был заинтересован в поставках огнестрельного оружия и в организации верфей для постройки крупных кораблей. Партнерами здесь выступали прибывшие в 1600 г. в Японию голландцы и англичане. Сёгун предоставил нидерландской Ост-Индской компании право торговать на гораздо более льготных условиях, чем скомпрометировавшим себя испанцам и португальцам.

Но вскоре Сегунат стал выражать недовольство и торговой политикой голландцев, присваивавших себе большую часть доходов от внешней торговли. Вслед за тем вскрылся заговор испанцев и португальцев, направленный не только на изгнание англичан и голландцев, но и на фактическое подчинение режима при помощи принявших христианство князей южной части страны - наиболее непримиримых противников клана Токугава. Следует отметить, что южные князья принимали новую религию почти исключительно из коммерческих и политических сепаратистских соображений. Они стремились воспользоваться выгодами заморской торговли, а затем, опираясь на своих союзников - европейцев, снабжавших их оружием, выступить против сёгуната. Все это подвигло Токугава на проведение карательных экспедиций и обнародование указа (1614 г.) о полном запрещении христианства.

Токугава Иемицу, ставший сегуном в 1623 г., с еще большим рвением, чем его предшественник ополчился против христиан. Апогеем противостояния стали события в Симабара (вблизи Нагасаки). Репрессии и карательные экспедиции правительственных войск вызвали крестьянское восстание, истинной причиной которого были не религиозные преследования, а феодальный гнет: под предлогом искоренения христианского лжеучения сёгунские чиновники творили беззакония в покоренном районе. При подавлении восстания после трехмесячной осады и падения их последнего оплота - крепости в Симабара - было уничтожено 38 тысяч повстанцев-христиан. Это стало одним из крупнейших массовых избиений христиан в истории. Характерно, что голландцы, чтобы нажить политический капитал, оказали мощную военную поддержку сегуну.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»


Рецензенты:

Л. М. Ляшенко, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Института истории и политики, МПГУ

Е. А. Канаев, доктор исторических наук, профессор департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики, НИУ ВШЭ

Пояснительная записка

Методический материал к занятиям по курсу «История стран Азии и Африки» предназначается для студентов Института истории и политики МИГУ. Материалы могут быть использованы при изучении базового курса новой истории. В пособии дается тематика лекционных, семинарских и практических занятий. Пособие построено по проблемно-теоретическому, страноведческому и хронологическому принципам.

Специфика данного методического учебного пособия заключается в том, что оно, являясь продолжением и дополнением к «Методическим рекомендациям к семинарским занятиям по Новой истории стран Азии и Африки» (М., 2012), посвящено вариативным темам. Предыдущее пособие охватывало в первую очередь материалы по семинарским занятиям, включенным в основной курс истории Востока в Новое время в рамках существующей тогда нагрузки. Возможности расширения курса бакалавриата и появление дисциплин по выбору дают основание разработать актуальные темы занятий в данном пособии.

В частности, проблемы развития общественной мысли. Ведь XX столетие часто называют веком идеологий. А что же такое политическая идеология? Является ли она порождением разрушительных кризисных явлений или, напротив, способствует историческому прогрессу, ускоренному обновлению всех сфер общественной жизни?

Не менее важны проблемы религиозной реформации. Современный мир переживает сейчас «возвращение к религии». Во многих странах религия воскрешается как единственный смысл сохранить свои традиции и культуру в потоке глобализации. Но проблема в том, что большинство старых религиозных догматов и запретов не отвечают потребностям современных обществ. Это вызывает необходимость в реформации и модернизации самих религиозных устоев. Эволюция политических идеологий и процессы религиозной реформации развивались на Востоке начиная с позднего колониального периода и вплоть до наших дней. Этим проблемам посвящены соответствующие темы пособия.

Ярким примером связи религии и общества является социальная структура, существовавшая в Индии. В теме 3 отражены проблемы, с которыми столкнулись индуисты после прихода европейцев, а также методы, которые использовали европейцы для изменения существующей социальной системы. В глазах представителя западной цивилизации восточное общество всегда представало диким и варварским. Это была одна из ключевых причин, по которой англичане решили модернизировать существующую систему индийского общества. Не зная традиций и воззрений, особенностей брахманического учения и индуизма, они принялись изучать данный феномен. Однако пристрастное отношение к индуистам как к варварам и невежам искажало их представления. В итоге традиционная индийская социальная система была изменена. Она стала более стройной и удобной в глазах европейцев, но потеряла свою специфику.

Подобная модернизация губительно отразилась на традиционных отношениях, царивших в Индии, хотя и не изменила их коренным образом.

Если в случае Индии модернизация религии происходила извне, то Османская империя, напротив, стремилась с помощью реформ укрепить свое государство.

Идеологические течения, существовавшие в Порте, представляют большой научный интерес. Османизм, панисламизм, пантюркизм – это бесконечная попытка власти остановить крушение своего государства. Османизм – детище турецких либералов, панисламизм – реакционное просултанское течение и пантюркизм – идея, объединяющая не только население тогдашней Турции, но и многие народы за ее пределами.

Неотъемлемой частью истории стран Азии и Африки в Новое время являются проблемы взаимоотношений с европейскими государствами. Сложившиеся в рамках колониальной системы, они одновременно стали ареной конкурентной борьбы между ведущими государствами Европы и Россией. Исходя из степени и продолжительности влияния на международные отношения, историки выделяют несколько проблем: в первую очередь – Восточный вопрос и вторая – так называемая Большая игра.

По-видимому, именно Восточный вопрос стоит рассматривать как краеугольный камень в международных отношениях стран Востока и Запада с последней трети XVIII в. и до начала 1920-х гг. Этот комплекс противоречий вместил огромное количество проблем, ставших определяющими для многих государств – Османской, Российской и Австро-Венгерской империй, Франции, Великобритании, Пруссии, всего конгломерата балканских государств и некоторых восточных стран. В попытке решения Восточного вопроса государства начинали войны и поднимали восстания, подписывали беспрецедентные мирные договоры и составляли удивительные в своем противоречии военно-политические союзы.

В этом смысле «Большая игра» есть всего лишь противостояние Великобритании и России, однако оно не менее серьезно и всесторонне отражалось как на судьбах некоторых азиатских стран, так и на политике ведущих европейских государств на протяжении всего XIX – начала XX в. (многие историки считают, что «Большая игра» не закончилась 1907 г., а лишь вышла на новый уровень).

На семинарских занятиях учащиеся попробуют разобраться в хитросплетениях интересов и мотивов всех участников Восточного вопроса и «Большой игры». Проанализируют последствия принятых когда-то решений и возможные пути решения схожих проблем в современном мире.

Казалось бы, особняком в этом вопросе стоит Китай. Мы знаем, что это государство отличалось тем, что в нем отсутствовала какая-либо религия. Специфика китайского мировоззрения была таковой, что она сочетала в себе три учения (конфуцианство, буддизм, даосизм), которые нередко противоречили друг другу. Именно поэтому в XIX в. Китай оказался на распутье. С одной стороны, маньчжурским правительством навязывалось конфуцианское учение, с другой – были крепки народные верования, с третьей – образованный класс занимался изучением чань-буддизма. Архаичные традиции каждого из этих течений не удовлетворяли пытливой мысли прогрессивной китайской общественности. Вместе с этим усилилось идеологическое влияние западных держав: с каждым годом в Китай прибывало все больше и больше миссионеров.

Итогом этого стало сначала Тайпинское восстание, провозгласившее своей идеологией христианское учение, а затем восстание ихэтуаней, имевшее четкую антихристианскую направленность.

Также в пособии четко обозначены проблемы, связанные с предпосылками становления Королевства Саудовская Аравия, Королевства Бахрейн и других государств Аравийского полуострова, а также государств Магриба. Основной упор тем не менее сделан на темах, имеющих отношение к колониализму стран Запада в указанных регионах. Изучение этих вопросов помогает понять истоки многих нынешних трудностей в арабских странах, в том числе и проблем, которые явились на свет при участии колониальных стран.

Основным учебником для студентов исторического факультета МПГУ по истории стран Азии и Африки является:

Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX вв.: учебник для студ. высш. учеб, заведений: в 3 ч. / [А. М. Родригес и др.]; под ред. А.М. Родригеса.-М.:Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014 (дополненное и исправленное переиздание).

Настоящий учебник издается в трех частях. В первой части представлена история стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии XVI–XIX вв., во второй части представлена история стран Индии, Афганистана, Средней Азии, Ирана, Кавказа, Османской империи, арабских стран XVI–XIX вв., в третьей части представлена история арабских стран Азии и Африки, а также история Африки.

Тема 1
Развитие общественной мысли на Востоке

Тема 1.1 (лекция)
Человек и общество. Идея общественного прогресса

План

1. О некоторых закономерностях общественной мысли.

2. Эволюция общественной мысли.

3. Восток между традиционализмом и современностью. Культурная специфика и местные особенности.

4. Просветительство на Востоке и его типология.

5. Ранние рационалисты и просветители.

6. Буржуазное просветительство на Востоке.

7. Поздние просветители.

8. Особенности восточного просветительства.


Подчинение жизни «человека общественного» объективным законам физиологии, психологии, экономики и экологии, этнообразова-нию и социальным отношениям. По-прежнему нерешенность многих проблем эволюции человеческих обществ. Актуальность выявления и уточнения законов и закономерностей, управляющих бесчисленным множеством явлений общественной жизни. Общественная мысль как часть общественного сознания. Ее относительная самостоятельность. Реакция на всякое новое общественное явление лишь на основе уже сложившихся представлений и ценностей прежней шкалы. Восприятие в массах новых научных идей на веру, отождествление национализма с религией, социализма как религиозного предписания. Зависимость динамики общественной мысли от внешних влияний, взаимодействия культур, реализующихся через человеческую личность. История общественной мысли как история конфликтующих интересов, сформулированных в понятиях различных, часто противоречивых, ценностей.

Новые функции восточных обществ в системе мирового капиталистического рынка. Необходимость трансформации их социально-экономических структур и нового мышления. Начало пробуждения

Востока, повсеместного осмысления отношения к Западу и собственного бытия: восприятие Запада как образца развития, но при этом защита собственных непреходящих ценностей. Развертывание культурно-просветительской и реформаторской деятельности, направленной на ликвидацию политической и социально-экономической отсталости. Нарастание остроты противоречий между новыми социальными силами и колониальной администрацией. Постепенная смена (к началу XX в.) фазы национального пробуждения на фазу национального освобождения.

Столкновение традиционной восточно-феодальной культуры с ее универсализмом и спиритуализмом и рационалистической буржуазной культуры. Образование двух основных полюсов в борьбе «старого» и «нового». Один полюс – концепция пути к «царству справедливости и счастья» через возврат к нормативному комплексу (отбрасывающему современную культуру как противоречащую идеалу). Другой полюс – теории и взгляды, опирающиеся на идеализацию западного общества и современные пути развития (появление крайних либерально-буржуазных, модернистских взглядов, отрицающих всякий положительный потенциал в традиционной культуре).

Рационализм как функция «самовыражения общественной мысли», развивающаяся по законам логики и психологии. Истоки колониального рационализма в восточном Средневековье (Рази, Ибн Рушди, аль-Фараби, Ван Янмина, Хуан Цзунси и др.). Буржуазное просветительское движение XIX в. Источники и содержание просветительской мысли, обусловленной развитием научного знания. Светские и религиозные реформаторы и модернизаторы: Лин Цичао в Китае, Фукудзава Юкати в Японии, Л. Г. Десмук в Индии, Мараган в Иране, Намык Кемаль в Турции, Аль-Афгани, М. Абдо, Ф. Антуан в арабских странах. Влияние их деятельности на внутреннее сближение различных групп, формирование общественного мнения и складывание прослойки либеральной интеллигенции на почве общих интересов, культуры и просветительских идей вообще. Качественные отличия позднего просветительства (начала XX в. и периода Первой мировой войны). Патриотизм, приверженность национальным культурным ценностям, традиции во взглядах Ар-Рейхани, Таха Хусейна, Ху Ши, Сунь Ятсена, М. Ганди, Тосана и др. Позднее просветительство как течение реформаторской мысли, перестройки религиозного сознания, национально-освободительных идеологий.

Южная Африка к югу от бассейна реки Замбези являет собой пеструю картину. Западная ее часть, состоящая из пустыни Калахари и болотистых приатлантических низменностей, мало пригодна для обитания. Там жили очень отсталые собиратели- бушмены и знакомые со скотоводством готтентоты, аборигены этих мест. Восточная часть, примыкающая к восточно- африканскому побережью, представляет собой равнину, где издревле господствовала муха цеце, что препятствовало здесь спокойной жизни и делало эту часть страны лишь дорогой, соединяющей глубинные районы с побережьем (путь, который следовало бы одолеть побыстрее). Наилучшими для обитания землями, причем плодородными и буквально насыщенными ценными ресурсами, прежде всего запасами руды, следует считать плато в восточной части региона, а также южные примыкающие к океану равнины. Здесь издревле селились земледельцы, даже разрабатывались рудники и возводились загадочные монументальные каменные сооружения типа террас.

Африка все еще полна загадок. Строители каменных террас, датируемых XIII-XV вв., неизвестны. На этот счет существуют лишь предположения, вплоть до фантастических. Что касается рудников, то они в принципе достаточно примитивны и, видимо, эксплуатировались разными племенными группами на протяжении многих веков. С X в. добывавшееся там золото через арабов и суахилийцев восточно-африканского побережья включалось в мировой кругооборот, достигая, в частности, Индии.

К началу XV в. в Южной Африке сложилось достаточно обширное государственное образование Мономотапа во главе с обожествленным правителем, назначавшим губернаторами провинций своих родственников и получавшим дань от вассальных вождей. Как и едва ли не везде в Африке, Мономотапа существовала преимущественно за счет торговли, точнее, таможенных сборов и продажи добытых в рудниках металлов, включая золото. Из внутренних районов через нее на побережье шли также слоновая кость, шкуры редких зверей, рабы. С XVI-XVII вв. эту торговлю контролировали португальцы, в зависимость от которых вскоре и попала Мономотапа, постепенно слабевшая и раздиравшаяся внутренними распрями.

В середине XVII в. на крайнем юге континента у мыса Доброй Надежды была создана стоянка-фактория Голландской Ост- Индской компании. Занятая торговыми операциями в Индии и Индонезии, компания мало интересовалась в то время Африкой и рассматривала эту стоянку (Капстад, Капштадт, Кейптаун) лишь как пересадочный пункт для небольшого отдыха на долгом пути. Вскоре, однако, здесь - а это в климатическом смысле едва ли не самый благоприятный район Африки - стали оседать служащие компании, а затем и переселенцы из Голландии. Многие из них начали осваивать земли побережья и основывать скотоводческие фермы. Переселенцы- буры быстро распространялись по южноафриканскому побережью и постепенно уходили в глубь континента, оттесняя и истребляя немногочисленное местное население, особенно готтентотов. К концу XVIII в. белое население Капской колонии достигло 20 тыс. и численно превосходило вымиравших готтентотов и бушменов.

С начала XIX в. Капская колония попала в руки Великобритании. Английские колонисты продолжили успехи буров. И хотя между англичанами и бурами началось соперничество, доходившее до военных столкновений и настоящих войн, в целом англо-бурская колонизация вела к единой цели, к сельскохозяйственному, а затем и промышленному освоению юга Африки, в первую очередь в сфере добычи ресурсов, ценных металлов, а затем и алмазных россыпей и рудников. Этому способствовало вытеснение местного населения, кроме той его части, которая оставлялась в качестве рабов или зависимого от колонистов населения для выполнения на фермах и рудниках тяжелых работ. Наибольшее обострение в англо-бурских отношениях пришлось на вторую четверть XIX в., когда бурская колонизация ушла на север. Эта миграция («трек»), имевшая своим результатом провозглашение республик Трансвааль и Оранжевая, значительно расширила земли европейских колонистов и как бы условно разделила их на две части, северную, бурскую, и южную прибрежную, английскую.

16.4. Социополитическая организация Африки _

В английской (прежде бурской) зоне колонизации тем временем шли свои небезынтересные политические процессы в среде местного бантуязычного населения. Речь идет прежде всего о государстве зулу, зулусов, сложившемся в начале XIX в. в районе юго-восточного побережья, в провинции Наталь. Племенная общность зулу под воздействием извне, т.е. со стороны европейцев, быстрыми темпами в начале XIX в. консолидировалась. Ее вожди, особенно знаменитый Чака, сумели создать мощную боеспособную армию и завоевать земли соседей-банту, заставив многих из них мигрировать на север. Столкновение зулусов с бурами в 1838 г. привело к крушению могущества зулусов и освоению бурами значительной части Наталя, откуда они в начале 1840-х гг. под давлением англичан мигрировали на север.

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Серия «Учебник для вузов» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

Предисловие

История стран Азии и Африки в Новое время традиционно охватывает период превращения этих стран в колонии. Новая история как определенный период всемирной истории является характеристикой, приемлемой как для стран Запада, так и для стран Азии и Африки. Однако содержание этого исторического периода для таких разных регионов земного шара представляется совершенно не однотипным: в передовых странах Запада происходило развитие, а затем и торжество капиталистических отношений; страны Азии и Африки, наоборот, вступали в длительную полосу кризиса своих феодальных структур, а затем стали легкими объектами для капиталистической экспансии со стороны капиталистических стран Запада. Но все же существует нечто определяющее для периода Новой истории как стран Запада, так и стран Востока. В целом, это формирование колониальной системы, в рамках которой горстка стран метрополий (Запад) и подавляющее количество зависимых стран (Восток) впервые в истории человечества вместе образуют единую систему мирового капиталистического хозяйства на базе сформировавшегося единого мирового экономического рынка. Еще одним составляющим исторического процесса в Новое время станет непрекращающаяся антиколониальная борьба народов Востока.

В принципе такое определение является достаточно распространенным и типичным для характеристики основного лейтмотива периода Нового времени. Однако многочисленные споры и дискуссии вызывало и продолжает вызывать определение конкретных хронологических рамок. Для зарубежной историографии под нижним хронологическим рубежом чаще всего подразумевается начало XVI в. При этом западные историки прежде всего исходят из концепции Средневековья, продолжавшегося от краха Западной Римской империи (конец V в.) до «эпохи Высокого Возрождения» (начало XVI в.). А вот верхняя рамка Новой истории находится как бы в поступательно-подвижном состоянии. По мнению большей части зарубежных историков, грань Нового и Новейшего периодов отстоит всего лишь на время жизни одного поколения (20–25 лет) от текущего календарного года. При этом период новейшей истории, когда события и процессы последних двадцати пяти лет еще не могут получить должной оценки, относится скорее к политологии.

Историография стран Азии и Африки как правило имеет востокоцентрический подход и избегает давать общие межрегиональные хронологические рамки. Чаще всего она ориентируется на конкретные исторические процессы в своих собственных странах. Так, например, многие китайские исследователи начало Новой истории относят к первой «опиумной войне» (1840–1842 гг.), а ее окончание – к образованию КНР (1949 г.).

В отечественной историографии (в советский период) по вопросу рубежа между средневековьем и Новой историей проходили дискуссии между московской и ленинградской востоковедческими школами. Московские востоковеды отстаивали в качестве события, разделившего две эпохи, английскую буржуазную революцию (середина XVII в.), а ленинградские – французскую (конец XVIII в.). Это нашло отражение в изданных и переиздававшихся учебниках: Ф. М. Ацамбы «История стран Азии и Африки в Новое время» (МГУ) и Г. В. Ефимова «История стран зарубежной Азии в Средние века» (ЛГУ).

Зато конечная дата Новой истории не вызывала никаких сомнений: естественно, это была Великая Октябрьская социалистическая революция (1917 г.), означавшая «начало торжества коммунизма во всемирном масштабе».

Девяностые годы двадцатого столетия внесли некоторые коррективы: нижняя рамка Новой истории трактуется по-разному, а верхней считается теперь 1918 г. – год окончания Первой мировой войны, «частью которой является Октябрьская революция».

Авторам данного учебника представляется, что ни одно из предложенных решений (прежде всего в отношении «водораздела» между Средневековьем и Новым временем) не является адекватным, так как ни одно из рассматриваемых событий или процессов не оказало решающего влияния на весь мир: как на Запад, так и на Восток.

В предлагаемом учебнике авторы в качестве рубежа между Средними веками и Новым временем рассматривают эпоху Великих географических открытий, начало которой положили плавания Христофора Колумба (1492 г.) и Васко да Гамы (1498 г.). Ведь именно эти открытия коренным образом реально изменили не только географическую, но и экономическую, социальную, политическую картину всего мира. На Западе началась так называемая «революция цен», ставшая мощнейшим катализатором развития капиталистических отношений и, в конечном итоге, превращения большинства европейских держав и США в метрополии. На Востоке, в свою очередь, тот же процесс вызвал противоположные последствия. Там многократно усилился кризис феодальных структур, замедлились темпы развития, что в конечном итоге превратило когда-то высокоразвитые восточные страны в колонии и полуколонии. Таким образом, произошли процессы огромной важности, приведшие к возникновению колониальной системы, в рамках которой возник общемировой экономический рынок (где страны Востока играли подчиненную роль), и впервые в истории человечества история стала единой.

Рубежом Новой и Новейшей истории авторы обозначили грань XIX и ХХ веков. Это мотивировано тем, что меняющиеся реалии того времени также оказали огромное влияние на весь мир – как на Запад, так и на Восток. На Западе в конце XIX в. свободный капитал стал переоформляться в монополистический, что совершенно изменило ситуацию в развитых странах. А на Востоке именно в конце XIX в. начинается развитие собственных капиталистических отношений, что, в свою очередь, вызвало процесс появления новых классов и групп общества, возникновения буржуазного революционного движения и последующие буржуазные революции («пробуждение Азии»), ставшие прологом к развалу колониальной системы. Кроме того, именно на грани веков произошли первые межимпериалистические конфликты (испано-американская война 1898 г., англо-бурская война 1899–1902 гг. и русско-японская война 1904–1905 гг.), ставшие прообразом будущих мировых войн. Таким образом, хронология Нового времени предлагается в рамках начала XVI – конца XIX веков. Однако это не означает, что авторы отрицают право на другие точки зрения по данному вопросу.

Глава I. Основные тенденции общественного развития стран Азии и Африки в Новое время

§ 1. Экономическое развитие стран Востока в доколониальную эпоху

В отечественных и зарубежных учебниках и научных публикациях встречаются неоднозначные, но преимущественно описательные характеристики уровней, тенденций и факторов долгосрочного экономического развития стран Востока и Запада. Это связано с рядом обстоятельств, в том числе с особенностями методологии различных исследователей, наличием или отсутствием в их распоряжении тех или иных материалов, источников, статистических показателей. Попытаемся уточнить некоторые контуры и детерминанты долгосрочной экономической динамики этих стран (речь пойдет главным образом о Китае, Индии и Египте, а также, для сравнительных характеристик, о ряде крупных западноевропейских государств).

Судя по описаниям, наблюдениям и оценкам, имеющимся в историко-экономической литературе, страны и народы Востока, реализовав в прошлом географическое и историческое преимущество, предоставленное относительно щедрой, хотя и весьма нестабильной и не во всем благодатной природой, сумели, адаптируясь к ней, освоить (но далеко не полностью подчинить себе) мощные естественные производительные силы, развив при этом немалые для своего времени материальные, социальные и духовные средства общественного производства (и общения).

Речь идет об ирригационных и иных инфраструктурных сооружениях, внедрении разнообразных технических и технологических инноваций (некоторые из них позднее стали достоянием западной части ойкумены), сравнительно высоком уровне общественного разделения и координации труда, относительно эффективных формах организации производства, впечатляющем уровне развития культуры, искусства, религиозных и этических систем, отражающих заметный прогресс в эволюции духовных элементов производительных сил.

Ханьский Китай к началу нашей эры по уровню развития, возможно, не отставал, а даже несколько опережал Римскую империю эпохи раннего принципата, экономика которой базировалась на естественных и общественных производительных силах не только Южной и Западной Европы, но также Северной Африки и Передней Азии. Усредненные показатели подушевого национального продукта в ханьском Китае и Римской империи достигали, по нашим ориентировочным расчетам и оценкам, соответственно 340–440 и 300–400 дол. (в относительных ценах 1980 г.), урожайность зерновых – 8–10 и 6–8 центнеров с гектара, уровень урбанизации (города с населением более 5 тыс. человек) – 11–12 и 9–10 %, продолжительность жизни – примерно 24–28 и 22–26 лет.

Первое тысячелетие нашей эры отмечено многими событиями, среди которых: гибель империй, переселения народов, массовые пандемии, вызвавшие в дальнейшем стагнацию (Китай, Индия, Западная Европа), а в некоторых регионах мира (Ближний Восток) снижение общей численности населения (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности населения в странах Востока и Запада (млн. человек)

1 Включая нынешние территории Пакистана и Бангладеш.

2 Включая Северную Африку.

3 Данные в скобках – оценки, учитывающие также численность европейских эмигрантов и их потомков в переселенческих колониях и странах. ...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

По решению правообладателя книга «Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века. Часть 1» представлена в виде фрагмента