Разделенные города. Рейтинг: города, разделённые границей - Андрей Сапунов. Никосия: разделенная столица

Одним из важных разделов в изучении городов является их классификация и типология. Под классификацией обычно понимается распределение городов по одному из признаков или их сочетанию. Под типологией следует понимать выделение совокупности (типов) городов по наиболее важным признакам, причем этими типами не обязательно должен образовываться непрерывный ряд, где происходит нарастание величины показателей и учтет всех разновидностей поселений, как при их классификации. Следовательно, данные задачи являются близкими и взаимосвязанными, но не тождественными. Типология является более высоким уровнем обобщения, позволяющим дать комплексную характеристику городов и на этой основе наметить стратегию по их развитию.

Наиболее часто используется в географии нижеприведенная классификация городов:

1) по величине (численности населения, или людности);

2) функциям;

3) степени участия в территориальном разделении труда;

4) происхождению;

Классификация городов по величине широко распространена. От того, насколько велик город зависят многие его признаки, такие, как темпы роста, элементы демографической, планировочной, функциональной структуры и т.п.

В зависимости от численности населения в нашей стране происходит выделение следующих групп городов: малые - до 20 000 жителей, средние - 20 000 -100 000 жителей, крупные - 100 000 -500 000 жителей, крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, и последние, это города-миллионеры. (8)

Другим автором (Лаппо Г.М.) даётся несколько иная классификация: малые - до 50 000 жителей, средние - 50 000 -100 000 жителей, большие - 100 000 -250 000 жителей, крупные -250 000 -500 000 жителей., крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, города-миллионеры. Важным является рубеж в 100 000 жителей. При достижении данной величины, особенно в условиях России, происходит становление городского поселения относительно полноценным городом. Рубежом в 1 000 000 человек обычно знаменуется развертывание города в крупнейшую агломерацию. Данная классификация в известной мере совпадает с типологией: можно говорить о малых, больших городах, городах-миллионерах как об определённых типах поселений.

Свою классификацию приводит так же Передерий А.А. По его мнению, нижней границей города, как правило, считается численность населения не менее 10 000 человек.

Города с населением 50 000 -100 000 человек могут называться средними городами, города с населением свыше 100 000 человек по традиции относят к большим, а с населением менее 50 000 человек - к небольшим.

В последнюю группу попадает немало пунктов с недостаточно развитой функциональной структурой, даже монофункциональных, а также с недостаточно развитым городским хозяйством. Поэтому необходимо выделить среди группы городов с населением до 50 000 человек группы городов с населением менее и более 20 000. От этого нередко зависит результат научного анализа или оценки планов развития, поскольку экономическая база большинства городов с населением 5 000 -10 000 человек, максимум до 20 000 -25 000 человек и городов с населением 30 000 -50 000 человек имеет существенные различия.

Города (а также все городские поселения той же величины, включая поселки городского типа) с населением до 20 000 человек следует относить к малым, тогда как города с населением 20 000 -50 000 человек - категория переходного типа между малыми и средними с наличием признаков, характерных для тех и других. Их можно назвать полусредними. По одним показателям, например по удельному весу населения, занятого в промышленности и строительстве, эти города стоят ближе к средним и большим, по другим, например по удельному весу населения, занятого в обслуживающих отраслях, - ближе к малым. (1)

Классификация городов по функциям. По преобладанию и сочетанию различных функций выделяют 5 основных групп городов.

1)Многофункциональные, в которых происходит сочетание административно-политических, культурных и экономических функций градообразующего значения с развитой промышленностью и транспортом. В основном это крупные города, которые являются важными районообразующими центрами с широкими и разнообразными связями.

Города, в которых резко преобладают промышленные и транспортные функции межрайонного значения. Схематично эта группа городов разделяется на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные.

2)Города, в которых преобладают административные, культурные и обслуживающие функции. В основном это небольшие поселения - местные центры низовых административных районов с развитыми организационно-хозяйственными видами деятельности.

3)Города-курорты.

4)Города науки (наукограды).

Классификация городов по степени участия в территориальном разделении труда. В этой классификации выделяют города, которые обслуживают небольшие территории и являют местными центрами. Они участвуют преимущественно в местных связях, во внутрирайонном, межрайонном, международном разделении труда. Эти различия отражают масштабность градообразующих функций, выполняемых городом.

Классификация городов по происхождению. В генетической классификации городов их разделение происходит по времени и причинам возникновения, а также учитывается степень сохранения различных исторических черт в современной планировке и облике города. Данная классификация важна, к примеру, при изучении внутренней географии города, для решения его планировочных проблем.

Классификация городов по экономико-географическому положению (ЭГП). Данная классификация является наиболее сложной и пока наименее разработанной. С ее помощью можно определить направления будущего развития города при помощи оценки потенциальных возможностей района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от ЭГП выделяются различные группы городов, к примеру, группы, расположенные в узлах пересечения транспортных путей (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск,), в крупных добывающих районах (Донецк, Кемерово, Рудный, Зыряновск,), районах с развитой обрабатывающей промышленностью (Ярославль, Иваново, Серпухов), районах интенсивного сельского хозяйства (Краснодар, Ставрополь, Барнаул).(1,5).

Существование и деление городов на различные типы связано с необходимостью иметь различные составляющие экономического организма, как многопрофильных, так и специализированных.

Важно отметить, что любая классификация носит условный характер. Выделение основных функциональных типов городов не исключает наличия множества переходов между ними, существования городов смешанного типа, а также возможности выделения дополнительных типов и подтипов.

Проблемы по развитию городов для географической науки имеют особенное значение. Города являются той платформой, на которой происходит взаимодействие процессов и проблем, которые в свою очередь изучаются почти всеми ответвлениями географической науки.

Вопрос, связанный с изучением и проектированием городов требует взаимодействия между подходами и взглядами различных наук. Должно произойти осмысление города, являющегося своеобразным феноменом сегодняшнего мира, где от человека будет требоваться решение необычайных по своей сложности и значению социальных, экономических, географических и градостроительных проблем.

Общей основой для разнообразной градостроительной деятельности по созданию новых городов, перестройке и обновлению сложившихся городов служит единое представление о формировании архитектурно - планировочной структуры современного города. Как общее понятие архитектурно - планировочная структура города означает размещение на его территории зон для производства, жилищ, общественных центров и центров отдыха, создание системы связей между ними и структурную организацию каждой из зон. В одно целое это объединяется архитектурной композицией плана города.

Единое понятие «архитектурно - планировочная структура города» раскрывается совокупностью принципов ее построения.

Функциональное зонирование . Современный город - это сложный комплекс территорий и сооружений, занятых производственными предприятиями, жилыми комплексами, общественными центрами, местами отдыха на открытом воздухе, транспортными и инженерными сооружениями. Основные функции города стабильно материализуются на его территории и впоследствии их не так просто изменять. Поэтому первый принцип, вносящий порядок и систему в планировочную организацию города - это функциональное зонирование, разделение города на части различного назначения по признаку ведущей функции (труд, общественная жизнь, быт, отдых).

Идея функционального зонирования в градостроительстве не нова. Она возникла в начале века как рационалистическая реакция против хаотического смешения на территории города жилищ, фабрик, заводов, складов, подъездных путей, неупорядоченно построенных во второй половине XIX - начале XX в. К середине века эта идея оформилась как ведущая градостроительная концепция, но обнаружила и свои теневые стороны. Обширные территории, организованные по монофункциональному признаку, утрачивают многие качества, присущие полноценной социальной жизни города, и нуждаются в разумном дополнении элементами общественного назначения. Необходимость взаимного дополнения и обогащения функций в разных частях города делает актуальными поиски интегрированных форм архитектурно - планировочной структуры современного города.

Последовательное разделение города на части различного назначения и функциональные зоны, свидетельствующее об успехах социальной организации труда, быта и отдыха горожан, в то же время обостряет проблему планировочной целостности города. Ни одна из функций города, взятая в отдельности, не существует сама по себе. Чередование жизненных циклов труда, быта и отдыха - основа городского уклада жизни. Поэтому планировочную структуру города нельзя свести к структурной организации функциональных зон и их элементов. Она определяется в первую очередь их рациональным взаимным расположением и возможностью создания удобной, постоянной и надежной взаимосвязи всех частей города.

Дифференциация территории города на структурные зоны, обладающие разной ценностью и характеризующиеся разными типологическими особенностями, - свойство всех городов мира. В основе функциональной организации территории города лежит принцип выделения территорий города, выполняющих однотипные функции.

На протяжении многих десятилетий практика планировочной организации города исходила из представления о четкой дифференциации во времени и пространстве основных функций жизнедеятельности человека: работы, жилища и отдыха. Это нашло свое отражение в методике функционального зонирования территорий, которая в соответствии с требованиями СНИП 2.07.01 - 89 гг. предполагает деление города на три основные зоны: селитебную, производственную, ландшафтно - рекреационную (рис. 2.1). В единое целое эти зоны связывает система транспорта.

Селитебная зона (зона расселения населения) - территориальное пространство, предназначенное для реализации бытовых функций населения. В ней размещаются жилищный фонд, общественные здания и сооружения, а также отдельные коммунальные и промышленные объекты, не требующие устройства санитарно - защитных зон.

Основными элементами селитебной территории являются:

a) жилые микрорайоны и кварталы;

b) участки учреждений и предприятий обслуживания внемикрорайонного значения;

c) зеленые насаждения общего пользования внемикрорайонного значения;

d) улицы, дороги, проезды, площади внемикрорайонного значения.

Производственная зона предназначена для размещения про­мышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально - складских объектов, объектов инженерной инфраструктуры, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений. В составе производственной зоны обычно выделяют подзоны (районы):

· промышленные;

· научные и научно - производственные;

· санитарно - защитные;

· коммунально - складские.

Промышленное производство часто создает неблагоприятные санитарно - гигиенические и экологические условия, как на самой территории предприятия, так и на прилегающей территории. Это делает нецелесообразным размещение предприятий в жилых кварталах или в зонах обслуживания населения.

Даже если отсутствуют отрицательные экологические последствия, размещение крупных промышленных предприятий в жилой застройке часто нецелесообразно, так как для них необходимы слишком большие участки территории. Это заставляет перемещать предприятия в периферийные зоны города. Для крупных городов характерно размещение подобных предприятий и экологически опасным производств в особых промышленных зонах.

С целью защиты населения города от производственных выбросов между промышленным районом и жилой застройкой формируется санитарно-защитная зона. При размещении промышленных предприятии важными являются санитарно - гигиенические характеристики производства, которые в значительной степени влияют на размер санитарно - защитных зон, условия формирования промышленных районов и всей структуры города.

Коммунально-складская зона формируется для размещения складов торговых организаций; предприятий по обслуживанию транспортных средств (трамвайных депо, троллейбусных и таксомоторных парков, парков уборочных машин и другие); предприятий бытового обслуживания (например, фабрик - прачечных и фабрик химической чистки); снабженческо - сбытовых баз и складов материально - технического снабжения.

Ландшафтно-рекреационная зона - зона, в которой находятся места массового отдыха населения, крупные массивы зелени, курортные территории и районы охраняемого ландшафта.

Городская территория включает в себя также прочие земли, где размещаются питомники, кладбища, отдельные объекты инженерной инфраструктуры и внешнего транспорта, полигоны по обезвреживания бытовых отходов, земли для ведения сельского хозяйства и другое. В чистом виде перечисленные функциональные зоны, особенно селитебные и производственные, создаются редко. В большинстве городов тип зоны формируется по преимущественному размещению ней объектов определенного функционального значения. При формировании этих зон запрещается предусматривать в них объекты, совместное размещение которых не допускается санитарно - гигиеническими, противопожарными и техническими правилами.

При проектировании городов важное значение имеет правильное взаиморазмещение функциональных зон. Например, селитебная зона должна занимать в городе наиболее благоприятные участки - сухие, повышенные, хорошо инсолирумые, приближенные к зеленым массивам и водоемам. По отношению к промышленной зоне селитебные территории следует располагать с наветренной стороны и выше по течению рек.

Коммунально - складские районы желательно приближать к про­мышленным районам города, используя неудобные и ограниченно пригодные для строительства земли и санитарно - защитные зоны промышленных предприятий.

Ландшафтно - рекреационную зону целесообразно формировать на участках, имеющих естественное озеленение и водоемы, с учетом возможности обеспечения их удобными транспортными связями. Особая роль при этом отводится пригородной зоне как территории, предназначенной в значительной мере для отдыха населения.

Сооружения внешнего транспорта рекомендуется увязывать с улично-дорожной сетью. Железнодорожные вокзалы следует размещать со стороны основной части селитебной территории, обеспечивая удобные транспортные связи с общегородским центром, жилыми и промышленными районами. Грузовые железнодорожные станции размещают за пределами селитебной территории.

Правильное функциональное зонирование территорий по сравнению со свободным размещением элементов города имеет экономические и социальные преимущества. Экономические заключаются в возможности экономии городских территорий, в уменьшении расхода средств на строительство инженерных и транспортных коммуникаций, на благоустройство территорий. Социальные преимущества проявляются в сохранении и уменьшении нагрузки на природную среду города, в улучшении условий проживания населения за счет повышения удобств при пользовании транспортом и объектами культурно - бытового обслуживания.

Градостроительная практика конца XX - начала XXI вв. показала, что реальный процесс функционирования крупных развивающихся городов не укладывается в рамки «классического» функционального зонирования.

Во-первых, в настоящее время наблюдается, а в будущем ожидается еще более резкое увеличение занятости населения в сфере управления и обслуживания, т. е. как раз в тех учреждениях, которые по условиям своего размещения в городе больше тяготеют к центру, чем к обособленным производственным зонам. Поэтому становится все труднее локализовать участки заметной концентрации рабочих мест в какой-то определенной зоне города. Она охватывает и промышленные территории, и общегородской центр, и жилые районы города. Жилые кварталы быстро насыщаются сетью учреждений обслуживания, объекты деловой застройки постепенно внедряются состав жилой застройки.

Во-вторых, догматическое применение функционального зонирования территории города породило спальные районы и вымирающие к вечеру промышленные зоны. При этом наблюдается отрицательная реакция населения обособленных жилых кварталов на замкнутость жилых образований, их оторванность от интенсивно функционирующих мест города.

Жесткий функционализм, некогда явившийся новаторским прорывом к пониманию города как целостной социально - экономической системы, в настоящее время претерпевает явный кризис. Построение функциональной структуры города, на основе однозначно фиксированной в пространстве схемы «работа - жилище - отдых» представляется в настоящее время многим специалистам недопустимым анахронизмом, особенно в крупных и крупнейших городах.

Основная тенденция развития современного градостроительства состоит в отказе от функционального зонирования территории общегородского центра и четкого определения границ функциональных зон, переходе к созданию многофункциональных комплексов, которые несут все функции, присущие городу: жилье, работа, отдых, общественное обслуживание.

Планировочная структура города

Планировочная организация территории занимает особое место среди остальных разделов районной планировки, будучи связующим звеном, где пересекаются и координируются интересы различных отраслей народного хозяйства и градостроительства. Использование материалов районной планировки и раздела планировочной организации территории в решении архитектурно - градостроительных задач по существу является процессом обмена информацией. Этот перекрестный обмен в процессе проектирования осуществляется по следующей схеме:

1. Выявление главных планировочных проблем, вытекающих из анализа природно - географической ситуации, современного уровня хозяйственного освоения территории и перспектив развития отдельных отраслей народного хозяйства;

2. Составление общей концепции планировочной организации территории района на перспективу;

3. Разработка частных планировочных предложений, обеспечивающих рациональное решение каждой из отдельных отраслевых задач районной планировки.

Само понятие «планировочная структура территории» пришло в районную планировку из градостроительного проектирования, где давно уже используют такие термины, как «структура города» или «планировочная структура города», имея в виду общую планировочную концепцию, его первоначальный замысел или главную идею. При этом понятие территории объекта районной планировки трактуется как своеобразная сложная система, и исходя из этого основным методом решения задачи является последовательное построение ряда информационно - логических моделей с постепенным увеличением их информативной нагрузки.

В соответствии с этим под планировочной структурой территории в районной планировке следует понимать модель взаимного размещения и пространственных взаимосвязей народнохозяйственных объектов и важнейших элементов природного ландшафта на различных этапах их хозяйственного освоения.

Основные элементы планировочной структуры объекта районной планировки в зависимости от их назначения, пространственно - геометрической формы и характера образующих их объектов могут быть подразделены на:

Главные и второстепенные;

Точечные (планировочные центры), линейные (планировочные оси) и плоскостные (планировочные зоны);

Природно - ландшафтные (реки, морские побережья, леса, горы и т. п.);

Транспортные (разного рода транспортные узлы и магистрали) и народнохозяйственные (города, агломерации, крупные промышленные объекты).

Каждый из указанных элементов планировочной структуры в соответствии с особенностями своего воздействия образует собственную зону влияния.

Если функциональное зонирование отражает, прежде всего, различия в характере использования различных частей города, то планировочная структура города выражается во взаимном расположении основных функциональных зон и системе связей между ними. Планировочная структура города в значительной степени зависит от его величины и построения транспортной структуры города. Транспортная инфраструктура не только фиксирует планировочную структуру города, но и во многом предопределяет ее последующее развитие. При проектировании города необходимо выявить его «каркас» - территории наиболее интенсивного освоения и сосредоточения наиболее важных функций, обычно связанных с центром города и главными транспортными магистралями. «Каркас» является наиболее устойчивой во времени основой пространственно - планировочной организации города. В обобщенном виде он фиксирует геометрию плана и тем самым предопределяет тенденции дальнейшего территориального развития города.

Необходимо учитывать, что элементы транспортной инфраструктуры жестко фиксированы в пространстве, и эта жесткость тем выше, чем выше класс коммуникации. В принципиальном плане можно выделить три вида планировочных схем города: радиально - кольцевую, шахматную и свободную (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Планировочные схемы города: а - радиально - кольцевая; б - шахматная; в - свободная

Радиально - кольцевая (концентрическая) схема содержит два принципиально разных типа магистралей - радиальные и кольцевые.

Радиальные магистрали служат для связи центра города с периферийными районами, а кольцевые улицы соединяют радиальные и обеспечивают перевод транспортных потоков с одного радиальной направления на другое. Эта планировка позволяет гармонично расположить застройку вокруг центра, где сосредоточены (сконцентрированы) основные объекты общественной и деловой застройки.

При такой планировке можно достаточно легко попасть в центр города. Достоинством радиально - кольцевой схемы является компактная форма плана, при которой в наименьшей степени нарушается природное окружение города.

Однако в полной мере преимущества этой схемы могут быть реализованы только в небольших по размеру городах. При увеличении территории центральная часть города испытывает функциональные перегрузки и отрезана от природного окружения, а периферийные районы оказываются на значительном удалении от центра.

Разновидностью радиально - кольцевой схемы является «звездо­образная» планировка . В этом случае застройка располагается не концентрическими полосами вокруг центра города, а сосредоточивается вдоль магистралей - лучей; при этом между лучами «звезды» могут размещаться массивы зелени. В этом случае налажена хорошая связь между окраинами и центром. Однако при такой схеме затруднены связи периферийных районов друг с другом. Звездообразная схема требует внимания к проблеме развития центра и роста интенсивности движения в его пределах.

Шахматная схема , при которой улицы пересекаются под углом 90°, предполагает относительно равномерное освоение территории. Этот тип планировочной структуры широко использовался во все времена. Достоинством шахматной структуры является возможность равномерного распределения транспортных потоков. При такой планировке легко осуществляется размежевание участков.

Однако большое число пересечений улиц увеличивает пробег транспорта, удлиняет поездки. Шахматная схема затрудняет формирование четко выраженного центрального ядра и системы центров жилых районов города.

Линейная (ленточная) схема является своего рода шахматной планировкой, сильно вытянутой в одном направлении. Объекты центральной части города в таком случае располагаются вдоль основной магистрали или вдоль нескольких параллельных магистралей. Линейная схема обеспечивает близость к природному окружению и к основным транспортным магистралям. Такая планировка позволяет обеспечить удобное транспортное сообщение, сокращая затраты времени на передвижение. Однако, по мере роста города, с удлинением полосы застройки значительная часть территорий оказывается на слишком большом удалении от центров различных рангов. Кроме того значительно увеличиваются расстояния между отдельными частями города.

В отдельных старых городах центральная часть может состоять из узких и кривых улиц, не имеющих четкого геометрического рисунка. Такая схема называется свободной.

На практике рассмотренные основные типы планировки города приспосабливаются к конкретным природным условиям. Город, расположенный между морем и горами, как правило, развивается по линейному плану. Радиально - кольцевая структура города принимает форму полукружия, когда городской центр находится у моря или приближен к реке. В крупных городах на разных территориях возможно использование фрагментов различных схем планировочной структуры.

Развитие скоростных видов транспорта, необходимость быстрого и комфортного передвижения из отдаленных частей города в центральную значительно усложняют планировочную структуру города. Однако все разнообразие типов планировочных структур в различных частях города, в основном, укладывается в указанные виды планировочных схем или их сочетание. Для крупных городов с многовековой историей характерно сочетание всех указанных видов планировочных схем, отражающих различные этапы градостроительного развития.

Основными принципами планировочной организации города являются:

Гибкость планировочной структуры, обеспечивающая беспре­пятственное развитие города;

Дифференциация транспортных магистралей;

Организация эффективной системы обслуживания;

Создание экологической инфраструктуры города, включая единую систему зеленых насаждений;

Эффективное и экономичное оснащение города всеми видами инженерного оборудования;

Композиционные требования к плану города (развитие гoродского центра, районных центров в городе, создание привлекательного силуэта города и обеспечение зрительного восприятия его главных природных и архитектурных доминант).

При всех особенностях планировочной структуры, формирующейся на основе рассмотренных транспортных схем с учетом реальной обстановки, в городах (особенно крупных и крупнейших) могу быть выделены принципиально различающиеся территории по распоположению зон в составе города.

Рис 2.3. Территории по расположению зон в составе города

Центр города - относительно небольшая центральная территория города, в которой находятся участки административных зданий культурные и деловые объекты, озелененные территории, площади пешеходные пути, проезды и стоянки. В этой зоне сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения.

Малый и средний город обычно имеет компактный общегородской центр. В крупных и крупнейших городах - развитая пространственная система центров, главным элементом которой является общегородской центр, где находятся объекты с преобладающим удельным весом административно - общественных функций. Помимо общественных функций, центр города выполняет и жилые (в частности размещение гостиниц).

Для исторических центров городов характерна плотная застройка, радиально - кольцевая или близкая к ней планировка, постепенное вытеснение жилой застройки зданиями делового назначения, широкое развитие культурно - зрелищных, торговых учреждений, резкое превышение дневного населения над ночным. Эта зона является «носителем» образа города, синонимом их значения и величия.

Так, в Москве исторический центр находится в пределах Садового кольца; исторический центр Санкт-Петербурга в условных границах, связывающих главные вокзалы и центральные станции метро.

При планировочном решении центра должна быть обеспечена удобная связь его с основными селитебными зонами города. Остановки общественного транспорта следует размещать в пределах пешеходной доступности от основных объектов центральной зоны, все функциональные зоны и элементы центра должны быть связаны пешеходными путями, из этой зоны следует исключить движение транзитного транспортного движения.

Центральная зона , кроме ядра города, включает в себя близлежащую к нему интенсивно застроенную территорию, как правило, охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных и складских территорий. По мере территориального расширения города эта зона все больше перестраивается, подвергается перепланировке, меняет свой облик и приобретает функции центра. Для нее также характерно значительное превышение численно - дневного населения над ночным и постепенное снижение численности постоянного населения.

К центральной зоне Москвы относится территория в границах окружной железной дороги с примыкающими территориями, в Санкт-Петербурге - зона от центра города до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону.

Внешняя зона - это территория города без пригородов, где со­средоточена основная часть населения. В Москве в состав этой зоны включается территория в пределах Московской кольцевой автодороги, в Санкт - Петербурге - территория административно подчиненная городу без населенных пунктов, подчиненных его администрации.

Пригородная зона объединяет окружающие город территории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам. Эта зона выполняет важную функцию организации отдыха населения города, поддержания экологического равновесия, размещения ряда объектов коммунального хозяйства, внешнего транспорта. В природной зоне размещают часть промышленных предприятий и населенных пунктов, непосредственно связанных с городом, а также в ней находятся резервные территории для развития города.

Пригородная зона Москвы включает в себя лесопарковый защитный пояс и территорию городов - спутников (Зеленограда, Пушкина, Подольска и другие). Пригородная зона Санкт - Петербурга включает в себя городские поселения, административно подчиненные городу, и территории, примыкающие к городу в радиусе до 50 км.

Для крупных и крупнейших городов в целом характерно после­довательное смещение населения от внутренних колец города к внешним, сильное развитие маятниковой миграции, ограничения на проведение градостроительных мероприятий в центральных районах города.

При организации селитебной зоны учитывается необходимость организации всех нужных функциональных процессов в жилой среде (отдых, быт, обслуживание и хозяйственные функции); обеспечения удобной транспортной и пешеходной доступности общественных центров, мест труда, остановок общественного транспорта; создание благоприятной по санитарно - гигиеническим показателям и эстетической полноценной среды.

Основными элементами планировочной структуры селитебной территории города (рис. 2.4) являются жилые группы (жилой двор, микрорайоны, несколько жилых групп, объединенных культурно - бытовыми объектами - КБО), жилые районы (несколько микрорайонов объединенных общим центром районного значения) и планировочные районы (несколько жилых районов, объединенных общим центром городского значения).

Рис. 2.4. Традиционная планировочная структура города

Жилая группа состоит из расположенных рядом в определенном порядке нескольких домов. Несколько жилых групп, объединенные объектами общественного, культурно - бытового назначения и дневного обслуживания, образуют микрорайон . Микрорайоны смещают в пределах межмагистральных территорий.

Из нескольких микрорайонов, объединенных культурно - бытовыми объектами периодического обслуживания, формируется жилой район . Планировочное построение и композиция жилого района определяются его местом в плане города, природными условиями, общей композиционной идеей и исторически сложившейся застройкой. Важным фактором планировочной организации селитьбы является - членение ее на межмагистральные жилые территории сетью городских дорог. Жилые районы и микрорайоны формируются в соответствии со структурой межмагистральных территорий. При этом, чем интенсивнее используется территория, тем больше требуется транспорта для ее обслуживания и тем больше она членится.

Планировочный район объединяет несколько жилых районов и комплекс объектов эпизодического обслуживания населения. В зависимости от размеров территории города и общей планировочной структуры селитебная зона может формироваться как один или сколько планировочных районов.

Все планировочные элементы города связаны между собой, на планировочную структуру города влияет размер территории, величина численности населения города, природные условия, морфологи, территории, административное значение и период формирования рода. Все формы планировочной организации города могут использоваться на различных этапах проектирования и взаимно дополнять друг друга, если в крупных и крупнейших городах возможны все планировочные элементы, то в малых и средних городах только жилые группы, микрорайоны, жилые районы. При пересеченном рельефе экстремальных климатических условиях вместо микрорайонов иногда формируются жилые группы.

С середины 50 - х. годов микрорайон является важнейшим структурным элементом селитебной территории городов. В микрорайонах размещаются центры или учреждения первичного и повседневного обслуживания, что и определяет их разделение на жилую территорию и территорию общественную. Население микрорайона может колебаться от 4 до 15 тыс. человек. Это зависит от плотности, принятой в данном месте, характера застройки и конфигурации ее границ, размеров жилого района, в котором данный микрорайон находится, и т. д. Основные общественные учреждения микрорайона - школа, а также культурно - бытовые, торговые и детские учреждения.

Особая роль в микрорайоном структурировании жилой среды принадлежит школьным зданиям. Во многих случаях определение размеров территории и численности населения микрорайонов при той или иной этажности застройки устанавливается в зависимости от возможной вместимости школ и детских учреждений. Это объясняется в первую очередь тем, что в пределах микрорайона ребенок должен передвигаться, не пересекая автомобильных магистралей.

Принимая для размещения в микрорайоне типовую школу на 960 учащихся и тем самым предопределяя численность обслуживаемого школой населения в 6000 человек (при норме 160 школьных мест на 1000 жителей), можно установить, что территория микрорайона 4 - 5-этажной застройки (при плотности жилого фонда брутто 2800 м² на 1 га) должна быть примерно 20 га.

Увеличение площади микрорайона иногда приводит к размещению в нем не одной, а двух школ с числом мест, соответствующим численности обслуживаемого населения. Изменение этажности застройки и плотности жилого фонда вносит изменения в численность населения и влияет на выбор типовой школы и размеры территории микрорайона. При таком подсчете численность населения отдельных микрорайонов может колебаться в следующих пределах:

В зоне многоэтажной застройки - 6 - 10 тыс. человек;

В зоне малоэтажной застройки - 4 - 6 тыс. человек;

В пределах усадебной застройки - 2 - 4 тыс. человек.

Организация быта населения требует четкой организации культурно - бытового обслуживания. Микрорайон включает систему обслуживания, тесно связанную с населением и наиболее часто посещаемую. Поэтому к степени удаленности предприятий обслуживания от мест проживания предъявляются определенные требования.

В микрорайонах размещаются учреждения, удовлетворяющие повседневные потребности населения. Это, как уже указывалось, первая ступень обслуживания, располагаемая в микрорайоне в пределах пешеходной доступности (не более 500 м от дома) при затрате времени 5 - 7 минут.

2.3. Градостроительное зонирование

Градостроительное зонирование - это деление (разбивка) земельной территории муниципальных образований (в том числе и поселений) на части, в которых определяются территориальные зоны с видами их градостроительного использования и ограничения на их использование (карта градостроительного зонирования муниципального образования).

На карте градостроительного зонирования:

1) Устанавливаются границы территориальных зон. Любой земельный участок относится только к одной территориальной зоне. То есть не допускается формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, размещённых в разных территориальных зонах.

2) Обязательно отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия.

В соответствии с Градостроительным кодексом в городских, сельских поселениях проводится территориальное зонирование. Оно основано на выделении зон поселения, объединенных функциональным использованием, параметрами и ограничениями на их застройку (рис.2.3).

Зоны инженерной и транспортной инфраструктур
Зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий

Рис.2.3. Перечень территориальных зон.

Для каждой зоны определяются разрешенные и разрешенные только по специальному согласованию виды среды, а также доли площади предназначенные для них. Виды среды, не приведенные в перечне запрещаются.

По разрешенным видам среды в каждой зоне устанавливаете значение занимаемой ими доли площади зоны для основных функций - минимальное (не меньше); для функций, сопутствующих основным - минимальное и максимальное (от... до...); прочих функций - максимальное (не больше). По видам среды, разрешаемы только по специальному согласованию, устанавливается максимальное значение доли площади зоны. В территориальных зонах могу выделяться подзоны, режим использования которых определяется градостроительном регламенте.

Состав территориальных зон в поселениях может различаться зависимости от местных условий, нормативных правовых и нормативно - технических документов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительства. Примерный перечень территориальных зон городских и сельских поселений установлен в Градостроительном кодексе и включает в себя:

Жилые зоны;

Общественно - деловые зоны;

Производственные зоны;

Зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

Рекреационные зоны;

Зоны сельскохозяйственного использования;

Зоны специального назначения;

Зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.

Жилые зоны - это зоны, предназначенные для проживания населения, а также для проживания в сочетании с отдыхом или с ведением и индивидуального подсобного хозяйства. Выделяют несколько типов жилых зон :

Зона усадебных и блокированных жилых домов;

Зона многоквартирных жилых домов до трех этажей;

Зона многоквартирных жилых домов в 4 - 5 этажей;

Зона многоквартирных жилых домов в 4 - 12 этажей.

Для каждой зоны установлены разрешенные, сопутствующие и условно разрешенные виды использования. Так, например, в зоне многоквартирных жилых домов до трех этажей разрешена постройка жилых домов усадебного типа; блокированных жилых домов; многоквартирных жилых домов не выше трех этажей; библиотек; аптек с торговой площадью до 20 м²; магазинов с торговой площадью до 60 м². В ней могут размещаться детские сады, начальные и средние школы, небольшие предприятия общественного питания; кабинеты практикующих врачей; парикмахерские.

Неосновными и сопутствующими видами использования являются сады, огороды, бани, сауны (при условии канализования стоков); парники, теплицы; хозяйственные постройки; встроенные, подземные или полузаглубленные гаражи и т. п. Размещение ряда объектов требует специального согласования, т. е. они относятся к числу условно разрешенных видов использования (магазины, клубы, почтовые отделения, объекты с параметрами более или менее указанных в требованиях к застройке и т. п.).

В ряде российских городов обсуждается вопрос о разделении их на самостоятельные районы со своими бюджетами и советами депутатов. Такая модель в рамках муниципальной реформы была впервые применена в Челябинске - с целью сделать местную власть более эффективной. По сути, это возвращение к советскому опыту, что нравится далеко не всем.

В июне 2014 года Челябинск получил статус городского округа с внутригородским делением и стал первым мегаполисом с двухуровневой моделью самоуправления. Это новшество муниципальной реформы, анонсированной президентом Владимиром Путиным в конце 2013 года. Город разделили на семь районов, ставших самостоятельными муниципалитетами со своими бюджетами. В каждом из районов были сформированы собственные советы депутатов из 20-25 человек. Теперь они могут делегировать по семь депутатов в гордуму. Численность последней увеличилась с 36 до 49 человек.

Бывший мэр Самары Дмитрий Азаров, возглавивший Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) и профильный комитет Совета Федерации рассказал «Ленте.ру», что субъекты в настоящее время внимательно изучают опыт Челябинска и в ряде регионов этот вопрос активно обсуждается и уже ведется соответствующая правовая работа. В частности, речь идет о наделении статусом городского округа с внутригородским делением Махачкалы и Самары.

Федеральный центр передал регионам право самим выбирать модель местного самоуправления. Вариантов несколько, и челябинский - лишь один из них. Перед принятием решения о дальнейшей судьбе города региональные власти, согласно закону о местном самоуправлении, должны выявить мнение населения.

Деление города на муниципальные округа обсуждалось и в Ульяновске. Соответствующий законопроект депутаты-единороссы из заксобрания области готовили в 2014 году. Предполагалось, что районные законодательные органы в области сформируются из глав и депутатов поселений, избранных поселковыми советами. Прямые выборы мэра в областном центре, возвращенные в устав города в 2013 году, в 2014-м были отменены.

Но в итоге с реформой региональные власти решили подождать. «Вопрос о создании внутригородских районов является одним из самых сложных вопросов муниципальной реформы, - говорится в ответе пресс-службы губернатора Ульяновской области на запрос «Ленты.ру». - По поручению губернатора Сергея Морозова были изучены позитивные и рисковые аспекты проведения такого преобразования, проведены социологические исследования, консультации с экспертами. Итоги работы показали, что пока сложно сделать однозначный вывод о том, что разделение города позволит повысить эффективность решения важных вопросов жизнеобеспечения и однозначно положительно скажется на качестве жизни жителей областного центра». В связи с этим «в ближайшее время не планируется рассмотрение вопроса о разработке законопроекта о преобразовании Ульяновска в городской округ с внутригородским делением, поскольку сейчас в Ульяновске уже начата подготовка к выборам депутатов городской думы, которые состоятся в сентябре».

Однако в будущем областные власти преобразований не исключают. «В дальнейшем профильные специалисты будут внимательно отслеживать корректировки законодательства, анализировать опыт Челябинской области и совместно с общественными структурами делать выводы об эффективности реализации данной модели в Ульяновской области», - отмечает пресс-служба.

Не является сторонником преобразования и глава Ульяновска Марина Беспалова. Он заявила «Ленте.ру», что система меняться в городе не будет. «Челябинская модель больше актуальна для городов-миллионников, - считает она. - В Ульяновске проживают только 640 тысяч человек, в городе четыре района. Поэтому решено было сохранить единый округ».

В письме, присланном от Ульяновска в комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, сообщается, что создание двухуровневой системы муниципального управления повлечет ряд негативных последствий. Во-первых, увеличится количество муниципальных служащих аппарата управления, а также число депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. «В условиях экономического кризиса такое недопустимо», - говорится в документе. Во-вторых, произойдет дробление «и без того небольшого по объему муниципального имущества между районами, повышение риска разрушения единого городского хозяйства», у городского округа практически не будет «своей» территории, которая вся распределится между внутригородскими районами.

По словам Беспаловой, это лишь одно из экспертных мнений, высказанных при обсуждении реформы. «В результате реформы четыре района стали бы самостоятельными "бизнес-единицами" со своими бюджетами. По сути, внутри одного города образовалось бы несколько маленьких городов, - объясняет суть преобразований председатель экспертного совета Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Леонид Давыдов. - Муниципальные налоги поступали бы не в бюджет города, а в бюджеты районов. А сейчас город имеет единое управление (единый бюджет, единую думу) и делегирует в районы полномочия».

В Екатеринбурге обсуждение дальнейшей судьбы мегаполиса сопровождается скандалами. В то время как власти Свердловской области задумываются о применении в городе системы, аналогичной челябинской, мэрия Екатеринбурга, возглавляемая оппозиционером Евгением Ройзманом, выступает против разделения города на районы и отмены прямых выборов. В конце 2014 года мэрия провела публичные слушания с целью выявить мнение граждан - большинство высказалось против реформы. В марте депутаты гордумы Екатеринбурга направились в Челябинск, чтобы изучить опыт реформирования местного самоуправления. Он им не понравился. «Бюджет Калининского района города составляет 40 миллионов рублей. Причем 30 миллионов из них - это содержание управленческого аппарата, и только 10 миллионов - средства, предусмотренные на благоустройство территории. Следовательно, когда нам говорят, что при разделении города районы получат больше денег, это неправда»,- заявлял депутат от «Единой России» Дмитрий Сергин. Помимо этого, парламентарии указывали, что в Челябинске не решен вопрос с разделением имущественного комплекса, а районные депутаты не наделены реальными полномочиями.

Примеру Челябинска может последовать Самара - об этом депутатам областной думы в сентябре 2014 года говорил губернатор области Николай Меркушкин. Тогда парламент области сразу в двух чтениях принял внесенный губернатором законопроект, отменивший прямые выборы мэра.

По словам руководителя Политической экспертной группы Константина Калачева, многие эксперты оценивают челябинский опыт неоднозначно. «Очевидно, что пока намерение приблизить к людям местную власть достигнуто не в полной мере, - говорит он. - Районные думы в большей степени дают иллюзию этого приближения, но расширением депутатского корпуса цели не достичь. Депутатам можно на что-то пожаловаться, но реальной властью они не обладают. Появляются и специфические проблемы: улица начинается в одном районе, а заканчивается в другом. Создается впечатление, что один отвечает за пуговицы, другой - за рукава, а костюмчик в итоге не сидит. Городской округ с внутригородским делением - это отчасти воссоздание советской модели, когда были районные советы и райисполкомы».

«С другой стороны, совсем немного времени прошло, чтобы делать выводы, - считает Калачев. - Надо смотреть, как в Челябинске будет меняться уровень социального самочувствия, как сами люди будут оценивать ситуацию в городе». Профессор кафедры местного самоуправления Высшей школы экономики Юрий Плюснин, напротив, считает, что переход на такую систему необходим. «К районному делению городов ученый Симон Кордонский предлагал вернуться еще в 2006 году, - напоминает он. - Так было в советское время в крупных городах, и надо это восстановить. В районах раньше функционировала исполнительная и партийная власть - райисполкомы и райкомы. Это были относительно независимые "города", над которыми общее управление осуществляли городские власти».

По словам Плюснина, в ходе муниципальной реформы 2003 года районное деление было, по сути, уничтожено, и местная власть лишилась каких-либо бюджетов и полномочий. Самостоятельные некогда районы были переведены в статус территориальных административных округов. «Эту абсурдную ситуацию надо исправлять, - считает эксперт. - В советское время человек был связан с властью через районную власть. А за последние более 10 лет он с властью никак не был связан. Связь разорвалась». По его мнению, решать жилищные, хозяйственные дела всех районов с уровня города-миллионника неправильно.

10 апреля 2018 года исполнилось 45 лет со дня, когда территорию города Владимира разделили на Ленинский, Октябрьский и Фрунзенский районы. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании районов в городе Владимире» был издан 10 апреля 1973 года, напоминает сайт мэрии Владимира. Документ подписан председателем Верховного Совета РСФСР Михаилом Ясновым и секретарем президиума Хрисанфом Нешковым.

«Октябрьский район занимает самую большую площадь - 165,6 кв. км, здесь, в границах исторического ядра города Владимира, расположены 44 памятника истории и культуры мирового и федерального значения. В середине двухтысячных годов в состав района вошли около 20 населенных пунктов клязьменского правобережья.

Ленинский район первенствует по численности населения, превышающей 125 тысяч жителей. На территории района находятся ведущие учреждения культуры, спорта и сервиса - академический театр драмы, областная филармония, главный в регионе стадион, крупнейшие гостиницы и торговые центры.

Фрунзенский район называют и главным «спальным» районом, и промышленным сердцем города Владимира. В 1970-80-е годы здесь были возведены масштабные жилые массивы, десятки детских садов и школ. На смену прописанным в районе промышленным предприятиям советской эпохи сегодня приходят новые гранды, обеспечивающие стабильность рынка труда и рост городской экономки», - сообщает администрация города Владимира.

Официальные районы во Владимире появились после Великой Отечественной войны. 1 июня 1946 года столицу только что образованной Владимирской области разделили на:

    Центральный район;

    Железнодорожный район;

    Тракторозаводской район.

Железнодорожный район располагался в южной и юго-восточной части города. Он охватывал территорию, на которой находилась железная дорога, транспортные предприятия, Химический завод и Автоприбор, Спиртзавод, Хлебзавод, Владимирская ТЭЦ, Грамзавод, Мельзавод №5 и другие.

В Тракторозаводской район вошел, естественно, Владимирский тракторный завод, новые рабочие поселки вокруг него, улица Горького, Всполье, Залыбедье.

Центральный район охватывал историческую часть Владимира.

Во второй половине 1948 года три этих района были ликвидированы. Вместо них в марте 1951 года были образованы два новых укрупненных района:

    Центральный;

    Промышленный.

Первый - это историческая часть города, второй - новый северный и северо-восточный районы.

Эти районы также просуществовали недолго: их ликвидировали в 1956 году, и, по данным владимирских краеведов, до 1973 года город Владимир ни на что не делился.

Неофициальное деление Владимира на районы (или местности) было и раньше. Уже в 12 веке город состоял из трех частей:

    Кремля (Мономахов город, Печерний город);

    Ветшаного города (Старый острог, Белгород);

    Китай-города (Новый город, Земляной город).

В последующие века город начал обрастать «микрорайонами». Появилась слобода Варварка, Ямская слобода, Стрелецкая и Пушкарская слободы, Ременники, Солдатская слобода, Гончары, Подмонастырская слободка, Залыбедская слободка, Всполье, Вокзальная роща, Кирпичные заводы, Дмитриевская слобода, Новая слободка (Сосенки), Новая слободка (за Юрьевской заставой), тюремно-больнично-кладбищенский район у Нижегородской заставы, район железнодорожного вокзала, набережная Клязьмы, Заклязьминский район, район фабрики Белова (Пионер) и другие.


В 1927 году Алексей Иванов в книге «Город Владимир на Клязьме» разделил город на 9 неофициальных районов:

    Центральный район - старый район Кремль, ограниченный Клязьмой и Лыбедью, Ивановским и Троицким валом. В основном располагались административные и общественные учреждения;

    Торговый район - к западу от Кремля (от Соборной площади до Золотых ворот), на месте древнего «Земляного города» или «Китай-города». В основном учреждения торговли;

    Восточный район - к востоку от Кремля, за Ивановским валом. Бывший посад «Ветшаный город» или «Белгород». Располагались некоторые учебные заведения, культурно-просветительские учреждения, спиртзавод;

    Вокзальный район - к югу от Восточного. Образовался со времени проведения железной дороги, то есть в начале 1860-х годов;

    Больничный район - восточная окраина от реки Лыбедь до Нижегородской заставы;

    Северный район - залыбедская часть города. В нем располагался Рабфак, опытно-показательная школа, городская больница, скотобойня, кирпичный завод имени Володарского;

    Южный подгорный район - к югу от Центрального и Торгового районов, вдоль железной дороги;

    Западный район - от Золотых ворот до Московской заставы. Располагались Губсовнархоз, Дом Союзов, Совпартшкола, Мехтехникум;

    Слободской район - западная окраина за оврагом где располагаются поселения военнослужащих, ямщиков, мелких огородников.

Городу Владимиру откровенно не повезло с устойчивой топонимикой. Чехарда в названиях и границах отразилась и на истории городских районов. И что-то подсказывает, что жители и дальше будут ориентироваться в своем городе по одним им ведомым привязкам к местности, понимают которые только люди одного поколения.

45 лет назад город Владимир разделили на Ленинский, Фрунзенский и Октябрьский районы. 72 года назад их предшественники назывались — Центральный, Железнодорожный и Тракторозаводской. А еще раньше были — Кремль, Старый острог и Китай-город.

10 апреля 2018 года исполнилось 45 лет со дня, когда территорию города Владимира разделили на Ленинский, Октябрьский и Фрунзенский районы. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании районов в городе Владимире» был издан 10 апреля 1973 года, напоминает сайт мэрии Владимира. Документ подписан председателем Верховного Совета РСФСР Михаилом Ясновым и секретарем президиума Хрисанфом Нешковым. «Октябрьский район занимает самую большую площадь — 165,6 кв. км, здесь, в границах исторического ядра города Владимира, расположены 44 памятника истории и культуры мирового и федерального значения. В середине двухтысячных годов в состав района вошли около 20 населенных пунктов клязьменского правобережья. Ленинский район первенствует по численности населения, превышающей 125 тысяч жителей. На территории района находятся ведущие учреждения культуры, спорта и сервиса — академический театр драмы, областная филармония, главный в регионе стадион, крупнейшие гостиницы и торговые центры. Фрунзенский район называют и главным „спальным“ районом, и промышленным сердцем города Владимира. В 1970-80-е годы здесь были возведены масштабные жилые массивы, десятки детских садов и школ. На смену прописанным в районе промышленным предприятиям советской эпохи сегодня приходят новые гранды, обеспечивающие стабильность рынка труда и рост городской экономки», — сообщает администрация города Владимира. Официальные районы во Владимире появились после Великой Отечественной войны. 1 июня 1946 года столицу только что образованной Владимирской области разделили на: Центральный район; Железнодорожный район; Тракторозаводской район. Железнодорожный район располагался в южной и юго-восточной части города. Он охватывал территорию, на которой находилась железная дорога, транспортные предприятия, Химический завод и Автоприбор, Спиртзавод, Хлебзавод, Владимирская ТЭЦ, Грамзавод, Мельзавод № 5 и другие. В Тракторозаводской район вошел, естественно, Владимирский тракторный завод, новые рабочие поселки вокруг него, улица Горького, Всполье, Залыбедье. Центральный район охватывал историческую часть Владимира. Во второй половине 1948 года три этих района были ликвидированы. Вместо них в марте 1951 года были образованы два новых укрупненных района: Центральный; Промышленный. Первый — это историческая часть города, второй — новый северный и северо-восточный районы. Эти районы также просуществовали недолго: их ликвидировали в 1956 году, и, по данным владимирских краеведов, до 1973 года город Владимир ни на что не делился. Неофициальное деление Владимира на районы (или местности) было и раньше. Уже в 12 веке город состоял из трех частей: Кремля (Мономахов город, Печерний город); Ветшаного города (Старый острог, Белгород); Китай-города (Новый город, Земляной город). В последующие века город начал обрастать «микрорайонами». Появилась слобода Варварка, Ямская слобода, Стрелецкая и Пушкарская слободы, Ременники, Солдатская слобода, Гончары, Подмонастырская слободка, Залыбедская слободка, Всполье, Вокзальная роща, Кирпичные заводы, Дмитриевская слобода, Новая слободка (Сосенки), Новая слободка (за Юрьевской заставой), тюремно-больнично-кладбищенский район у Нижегородской заставы, район железнодорожного вокзала, набережная Клязьмы, заклязьминский район, район фабрики Белова (Пионер) и другие. В 1927 году Алексей Иванов в книге «Город Владимир на Клязьме» разделил город на 9 неофициальных районов: Центральный район — старый район Кремль, ограниченный Клязьмой и Лыбедью, Ивановским и Троицким валом. В основном располагались административные и общественные учреждения; Торговый район — к западу от Кремля (от Соборной площади до Золотых ворот), на месте древнего «Земляного города» или «Китай-города». В основном учреждения торговли; Восточный район — к востоку от Кремля, за Ивановским валом. Бывший посад «Ветшаный город» или «Белгород». Располагались некоторые учебные заведения, культурно-просветительские учреждения, спиртзавод; Вокзальный район — к югу от Восточного. Образовался со времени проведения железной дороги, то есть в начале 1860-х годов; Больничный район — восточная окраина от реки Лыбедь до Нижегородской заставы; Северный район — залыбедская часть города. В нем располагался Рабфак, опытно-показательная школа, городская больница, скотобойня, кирпичный завод имени Володарского; Южный подгорный район — к югу от Центрального и Торгового районов, вдоль железной дороги; Западный район — от Золотых ворот до Московской заставы. Располагались Губсовнархоз, Дом Союзов, Совпартшкола, Мехтехникум; Слободской район — западная окраина за оврагом где располагаются поселения военнослужащих, ямщиков, мелких огородников. Городу Владимиру откровенно не повезло с устойчивой топонимикой. Чехарда в названиях и границах отразилась и на истории городских районов. И что-то подсказывает, что жители и дальше будут ориентироваться в своем городе по одним им ведомым привязкам к местности, понимают которые только люди одного поколения.

Последние новости:

Переведены в режим «Повышенная готовность»

Управление гражданской защиты города Владимира информирует: в связи с предстоящим праздником Международным женским днем, в целях снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, силы и средства муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и…

Житель Мурома подозревается в мошенничестве с использованием электронных средств платежа

5 марта в дежурную часть МО МВД России «Муромский» с заявлением о хищении денежных средств с кредитной карты обратился 42-летний местный житель. Мужчина пояснил, что получил смс сообщение о блокировке кредитной карты, после чего в кредитно-финансовом учреждении узнал о списании со счета 70 тысяч…