Правописание окончаний существительных второго склонения

Тема: «Повторяем правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».

Цель: закреплять правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.

Задачи урока:

образовательная: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг, упражнение в определении склонения и падежей имен существительных;

развивающая: развитие ключевых компетенций у учащихся;

воспитывающая: воспитание аккуратности, любви к родственникам.

Ход урока.

1 . Организация.

Может быть, из вас кто слышал:

Как листок из почки вышел,

Снег растаял на опушке.

И проснулись все зверюшки

Звонко капает капель

Посмотрите поскорей!

Это к нам весна пришла

И разминку принесла.

На вопросы отвечайте

И ответ ей быстро дайте.

2. Актуализация знаний.

Интеллектуальная разминка .

- Отвечаем очень быстро!

      К I склонению относятся имена существительные …

2. Ко 2 склонению относятся имена существительные…

3. К 3 склонению относятся имена существительные …

      Что значит поставить существительное в начальную форму?

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных I склонения.

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 2 склонения.

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 3 склонения.

      Назовите весенние месяцы … Что общего в этих словах?

Отгадайте загадку.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц...

(ответ: март)

Какой праздник отмечается в марте?

    Постановка проблемы.

Настя сделала к 8 Марта открытку и стала её подписывать (слайд ), но у нее возникли затруднения. Что-то она знала как правильно написать, а в чем-то сомневалась.

Какие орфограммы Настя написала правильно?

Какие орфограммы она пропустила?

4. Сообщение темы и цели урока.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Какова цель нашего урока?

(тема и цель на слайде)

Сегодня у нас необычный урок, мы будем выполнять задания в рабочих картах. Давайте их подпишем (Фамилия, имя в родительном падеже)

Свою работу на каждом этапе урока, вы будете оценивать сами. Для этого у вас на столах лежат фишки трёх цветов: зелёная – справился, жёлтая – справился, но не со всем, красная – не справился. В кружочках будете ставить баллы. Если задание выполнено верно - 3 балла, с ошибками - 2 балла, не выполнено – 1 балл.

5. Работа по теме урока.

Посмотрите какой рисунок нарисовала Настя. (Слайд)

Задание 1: найдите на рисунке как можно больше слов, обозначающих имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Запишите их в три столбика в рабочей карте в задании № 2.

Проверим. (Слайд) :

1склонение 2 склонение 3 склонение

мимоза солнце глазурь

картина окно скатерть

корзина торт ветвь

вишня повар сирень

ветка мальчик скамья

весна колпак капель

стена фартук мышь

Обобщение: как же определить 1 (2, 3) склонение существительных?

. Игра «Выбери окончание».

Давайте попробуем определить окончание имен существительных. Вы по очереди будете выходить к доске, выбирать нужное окончание и обосновывать свой ответ.

из кружки по котлете на травке

без ручки к девочке о лекарстве

около беседки к печке о сигнале

от нитки по области в тетради

Микроитог : Какой вывод вы можете сделать?

(в родительном падеже у имен существительных пишется окончание -и, в дательном падеже 1,2 склонения - е, в 3 –и, в предложном падеже 1,2 склонения – е, 3 – и.

Работа в парах по карточкам.

Возьмите карточки белого цвета, прочитайте задание. На выполнение отводится 2 минуты.После выполнения обменяйтесь карточками. Оцените друг друга.

1 вариант

Около стенк…

На стол…

Из-за пазух…

В серединк…

К дедушк…

По област…

2 вариант

Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор.

О бесед…

От дедушк…

Из ткан…

В воздух…

Из-за стол…

Физминутка.

Посмотрите поскорей,

Прилетели сто грачей.

Побежал в саду ручей

И сугробы тают, тают.

А цветочки подрастают.

Дифференцированная работа .

Упражнение в написании падежных окончаний

У вас на партах лежат карточки с заданиями разной сложности.

Вам необходимо списать слова, вставить пропущенные окончания, в скобках записать склонение и падеж.

Кто не уверен в своих знаниях, выберет задание на розовой карточке.

1-й уровень – самый легкий, т.к. по начальной форме определяем склонение и вставляем окончание.

По (дорога) дорог… (_______), в (торт) торт… (________), около (печь) печ… (________), к (сестра) сестр… (________), в (туман) туман… (_______), об (осень) осен… (________) .

Кто уверен в своих знаниях, тот выбирает желтую карточку.

2-й уровень – сложнее, т.к. в начальную форму существительное нужно поставить самим.

В тетрад… (________), по рек… (________), у цел… (________), на велосипед… (________), по погод… (________), в театр… .

Те, кто выбирает задание на зеленой карточке, должны знать, что в русском языке существуют несклоняемые имена существительные.

3-й уровень – более сложный, в нем встречаются несклоняемые существительные.

К дедушк… (_______), по тропинк… (________), после ноч… (________), на пианин… (________), к лошад… (________), в пальт… (________).

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Вставь пропущенные окончания.

При солнышк… тепло, при матушк… добро.

Сердце матер… лучше солнца греет.

Птица рада весн…, а младенец – матер… .

Все прекрасное в человек… – от лучей солнца и от молока матер….

6.Рефлексия

Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.

У имён существительных 3-го склонения во всех падежах пишется окончание – -и.

У имён существительных 3-го склонения окончание пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

У имён существительных 2-го склонения никогда не пишется окончание -и.

.

У имён существительных 1-го склонения в предложном падеже пишется окончание

Словом-подсказкой для имён существительных 1-го склонения с безударными окончаниями может быть слово весна .

Вставьте нужные окончания:

Дорогой бабушк… Вал …

от внучк… Наст…

Проверьте правильность своих ответов (слайд). Оцените себя.

7.Итог

- Посчитайте свои баллы и запишите.

Если вы набрали до 5 баллов, поставьте себе – 3

От 6-9 баллов – 4

Цели: проверить написание безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; вырабатывать орфографическую зоркость; расширять знания о жителях морских глубин; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок! Зима нам друг большой и умный

Начинается урок. Не даст скучать и унывать.

Нас солнца луч смешит и дразнит, Затеет спор веселый, звонкий,

Нам нынче весело с утра. Поможет новое узнать. Г. Мохначева

II. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы «опустимся» на дно океана и узнаем много нового и интересного о жизни обитателей глубин, а также будем учиться проверять безударные окончания имен существительных 2-го склонения.

III. Проверка домашнего задания

IV. Орфографическая разминка

Сколько вырвем мы сокровищ Сколько тайн я разгадаю,

из подво.ной т.мноты! сколько сказок я сл..жу!

Я увижу всех ч.довищ, Эти тайны, эти ска.ки

все растен..я, все цв..ты? всей з..мле переск..жу.

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Назовите слова с безударными гласными, не проверяемые ударением.

Подберите синонимы к словам лелею, экспедиция,

Назовите имена существительные 2-го склонения. Как проверить безударную гласную в окончании слова подводником!

V. Чистописание

океан краб медуза

Составьте со словами словосочетания.

Под водой в прозрачных блузах

Важно плавают медузы.

Вот какие модницы,

Модницы-подводницы. И. Махонина

Подчеркните известные вам орфограммы, объясните их написание.

VI. Работа с учебником

1. Упр. 183, с. 113. Выполнение упражнения согласно заданиям учебника.

2 . Работа с правилом (с. 113).

Физкультминутка

3 . Составьте из слов предложения.

1) У, а(п, пп)арат, д..льфина, г..л..совой, отлич..ный. 2) Он, лаять, хрюкать, умеет, св.стеть, фыркать. 3) Под, щелкает, в..дой, д..льфин, оглуш..тельно. 4) Выстрел, как, звучит, это.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Объясните постановку знаков препинания в предложении с однородными членами.

Что вы еще знаете о дельфинах?

4 . Письмо по памяти.

Через море-ок..ан

Плывет ч..до-в..л..кан,

Прячет ус во рту,

Раст..нулся на в..тру. (Кит.)

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

Что вы знаете о китах?

5. Упр.185 , с. 114.

Что произошло ночью? Чем занимались дети все утро?

Как называются юные друзья природы? (Юннаты - юные натуралисты.) Чем они занимаются?

Что происходит с рыбой весной во время разлива рек? Как мы можем помочь природе? (Собрать мальков рыб, застрявших в траве на заливных лугах, и выпустить их в водоем.)

Физкультминутка

6. Работа с деформированным текстом:

1) Не беда, вырастет новая н..га. 2) Остановился, задумался. 3) Пора ее сбросить. 4) Б..жал кра.. по песчаному дну. 5) Ведь за новым панцирем в М..Г..ЗИН не идти. 6) Что-то неудобно стало в старой одс.де. 7) Сам вырастет. 8) Дернулся неосторо..но, идлиннаян..гасл..малась. 9) Напрягся кра.., приподнял жесткую крышку, подвинул в у..кую щель тело.

Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.

Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание.

Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

О каком удивительном свойстве краба вы узнали?

Что вы еще знаете о крабе?

7. Самостоятельная работа:

1) Хорошо бродить с (лукошко) вдоль опушек и полян. (Болонский.) 2) Листья сыплются (дождь). 3) Сыплют (золото) березы, (серебро) звенят дубы. (В. Леваковский.) 4) Листик за (листик) падают с липы на крышу, какой листик летит (парашютик), какой (мотылек), какой (винтик). (М. Пришвин.)

Конспект урока «Повторяем правописание безударных окончания имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения»

Дата публикации: 19.10.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Русский язык 3а класс Башарова Э.Р . 14.03 2015г.

Тема урока: « Повторяем правописание безударных окончания имён существительных 1-го, 2-го,3-го склонения»

Дидактическая цель : закрепление и коррекция изученных действий-понятий

Задачи: Обучающая : совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных 1-го,2-го,3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.

Развивающая : активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений

Воспитательная: развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

умение применять орфографические правила,умение проверять написанное, умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

осознание языка как основного средства человеческого общения; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Формы организации познавательной деятельности учащихся :

Индивидуальная, фронтальная. парная

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы, конверты с заданиями, рабочая тетрадь №2 М.И.Кузнецовой.

Технологическая карта занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Цель: Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности

Настрой на работу в стихотворной форме

Встаньте, подтянитесь,

Друг другу улыбнитесь, Здравствуйте, садитесь.

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

2.Актуализация знаний и пробного учебного действия

Цель: Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов.

Подготовка мышления учащихся

Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимого материала для дальнейшей работы на уроке

Чтение стихотворения учителем

Может быть, из вас кто слышал:

Как листок из почки вышел,

Снег растаял на опушке.

И проснулись все зверюшки

Звонко капает капель

Посмотрите поскорей!

Здесь зелёная трава: птицы прилетели

Вот как весело весна к нам стучится в двери!

Я выписала несколько слов из этого стихотворения

Какой частью речи являются данные слова?

Какую работу надо выполнить с данными словами?

В каких случаях возникает сложность в написании окончаний у имен существительных?

Воспринимают задание, наблюдают, анализируют

Из почк…

На опушк…

Имена существительные

Написать окончания

Когда окончание безударное

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

3.Этап локализации индивидуальных затруднений

Организует и управляет ситуацией целеполагания. Мотивирует учащихся на дальнейшую работу.

А вы умеете писать безударные окончания у имен существительных?

Возьмите карточки со шкалой самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания имен существительных?

(опрос кто как оценил свое умение)

Нам нужно чтобы все умели писать, как вы думаете какая тема урока у нас сегодня?

Какие задачи вы можете поставить для работы на уроке?

Для чего нужно уметь писать безударные окончания имён существительных 1-го,2-го,3-го склонения»

Что вы знаете об имени существительном?

Шкала самооценки

«Повторяем правописание безударных окончания имён существительных 1-го,2-го,3-го склонения»

    совершенствовать навыки правописания падежных окончаний имён существительных сразу 3-х склонений.

Выполнение работы со словами (1 ученик у доски)

Из почки (1 скл., Р.п)

На опушке (1 скл., П.п)

в двери (3 скл., П.п)

Проверка

Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

Познавательные (Логические) : анализ с целью выделения признаков

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Постановка целей коррекционной деятельности- выбор и способ их реализации.

Какие способы правописания падежных окончаний имен существительных вы знаете?

Умение определять склонение, падеж

знание способов

Чтобы правильно писать безударное окончание имени существительного в ед. числе надо:

1.Определить склонение.

2. По опорному слову определи окончание существительного

1 скл- весна,земля

2скл- слон,колесо

3 скл- рожь

По таблице окончаний имён существительных 1, 2,3 склонения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Этап реализации построенного проекта

Умение изменять по падежам опорные слова

Организация учащихся на реализацию проблемной ситуации

По опорным словам заполним таблицу падежных окончаний имен существительных 3х склонений в рабочей тетради на стр. 22 упражнение 1

По цепочке заполняют таблицу с комментированием

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6. Физминутка

Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной раз-грузки учащихся.

Именительный - подпрыгнул,

А родительный летал.

Дательный полез на горку,

А винительный- устал.

Наш творительный поплавал,

А предложный - убежал.

Падежи нам всем нужны

И при этом все важны!

7.Самостоятельная работа

Применение алгоритма «Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного

Дифференцированная работа Упражнение 2 . Каким способом вам удобнее пользоваться? Вставь пропущенные окончания, в скобках записывай доказательство правильности выбора

по тому способу, который вам удобнее.

Самостоятельно с последующей проверкой по ЭТАЛОНУ

1.по лестнице(весне)

Другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

Затылком (слоном, колесом)

Способа (слона, колеса)

С лестницы (весны)

2.по лестнице(1-е скл., Д.п.)

Другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

Затылком (2-е скл.,Т.п)

Способа (2-е скл.,Р.п)

С лестницы (1-е скл.,Р.п)

Регулятивные:

Личностные: самоопределение

8.Включение в систему знаний и повторения

Домашнее задание.

Цель : обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Организация деятельности по применению ранее изученных знаний

Вспомните, в каких падежах вы испытывали наибольшую трудность в написании безударных окончаний у имен сущ.?

Сейчас мы выполним исследование, которое поможет вам лучше запомнить в каких случаях пишется -е, в каких- и, также полученные знания пригодятся при выполнении д.з. с 24 упр.4

Работа в группах:

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.

Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа

Информация о д.з. с 24 упр. 4 и по желанию с 24 упр.5

Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений.

- и, -е

1 группа.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание - и, в дательном и предложном падеже окончание -е.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание - е.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ______________

Воспользуемся для доказательства опорными словами

Д.п. _____________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание - …., в дательном и предложном падеже окончание -…. является верным..

2 группа.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание - е.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание - и.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ___________________

П.п. _____________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание -…. является верным, а второе утверждение будет неверным.

3 группа.

Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание - и, в дательном и предложном падеже окончание -е.

Имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание -и.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что _________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________

Р.п._____________________окончание

Д.п______________________окончание

П.п. _____________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном

падеже окончание -…. является верным.

Проверка.

9.Физкульминутка

Вы немного устали, весенняя физкультминутка поможет вам.

Дождик песенку поёт - кап-кап.

Только кто её поймёт - кап-кап?

Не пойму ни я, ни ты - кап-кап,

Да зато поймут цветы - капкап,

И весенняя листва - кап-кап,

И зелёная трава - кап-кап.

10. Итоговая проверка. Цель: самостоя

тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок.

Организация деятельности по применению ранее изученных знаний

Работа в парах: Найди свою пару(соедини стрелками). Вставь окончания, определите склонение, падеж

На карточках задание:

Один в пол. потех… час.

Делу время, не воин.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того.что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

11. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Цель: самооценкаучениками собственной учебной деятельностии деятельности одноклассников во время урока, соотнесение цели урока и его результатов

Организация рефлексии

Давайте вспомним какие задачи мы ставили вначале урока.

Достигли мы на уроке желаемых результатов?

Какое умение мы оценивали в начале урока?

Давайте оценим умение писать безударные окончания имен существительных еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

Кому стало легче определять безударные окончания имен существительных?

Кто остался на том же уровне.

Как вы оцениваете свою работу по схеме

Оценки за работу на уроке.

Вспомнить задачи урока.

    Самооценка результатов деятельности по шкале

Сегодня на уроке

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

1 по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1. по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1 по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1. по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1 по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1. по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Шкала самооценки Шкала самооценки Шкала самооценки Шкала самооценки

Шкала самооценки Шкала самооценки Шкала самооценки Шкала самооценки

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Педагогические задачи

Личностные результаты

Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения»

Русский язык 4-2-1

Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»

Тема урока : Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения

Тип урока: Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

Системно-деятельностные результаты

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: использовать при выполнения задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные результаты

Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к иному мнению; владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Этапы и структура урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тиши­ны).

Оформление тетради (число, классная работа).

Какая погода сегодня за окном?

Какое настроение она навевает на вас?

Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.

Чистописание

воробьи вьюга вертишейка

Составьте со словами предложения.

В..р..бей взл..тел повыше:

Видно все с высокой крыш.. .

Б. Тимофеев

Объясните написание пропущенных букв.

Объясните пословицу:

«Слово не воробей - вылетит не поймаешь».

Словарная работа.

– Отгадайте загадку.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в сережках весной,

Сарафан зеленый летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (Береза.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «береза»

Учащиеся: Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

– Разгадайте ребус.

БЕРЁЗА – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. БЕРЁЗА получила своё название по цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА. БЕРЁЗА  БЕРЗА, БЕР = «светлый, ясный, белый».

Однокоренные слова: берёзка, березник, берёзовик, берёзонька, березняк, подберёзовик, березина, берёзовый.

Фразеологизм:

ДАТЬ БЕРЁЗОВОЙ КАШИ – наказать розгами, выпороть, высечь.

Пословицы и поговорки:

Берёзой обогреешься, а не оденешься.

И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Каковы берёзки, таковы и отростки.

Предложения:

Хороши и чисты берёзовые светлые рощи.

Я шёл купаться в реке в тени березняка.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Ответим на вопрос стр. 99

Упр 205 - комментированное письмо.

Как определить склонение имен существительных?

На основе ответов учащихся вырабатывается алгоритм действий по определению склонения имени существительного:

1) поставить в именительном падеже;

2) определить род;

3) выделить окончание;

4) по роду и окончанию определить склонение.

Сообщение темы и цели урока.

– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.

– Прочитайте тему урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «склонение».

Склонение – изменение имен существительных по падежам

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим 2 скл сущ.

Чему бы хотели научиться на уроке?

Работа по таблице «Склонения существительных»

– Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения». Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже?

– В каких падежах и у каких имен существительных

2-го склонения окончания одинаковы? Назовите эти окончания. (У имен существительных 2-го склонения в предложном падеже окончание .)

Физкультминутка

Работа по теме урока.

Письмо по памяти.

Загадка:

М..льчишка в сером армячишке,

По дв..рам шныряет.

Крохи подбирает.

По п..лям н..ч..ет,

Коноплю в..рует.

В серой шу..ке п..левой

И в м..розы он г..рой. (Воробей.)

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Обозначьте склонение имен существительных.

– Просклоняйте имена существительные «орел», «журавль».

– Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания.

– Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных

Упр. 206 - комментированное письмо.

Петух, солнышко, крыльцо, Слоненок, сада, одуванчик, от счастья, запах

Самостоятельная работа творческого х-ра.

– На адрес нашего класса пришла зашифрованная телеграмма от госпожи Грамматики.

– Что нужно сделать, чтобы правильно записать текст? (Изменить окончания некоторых существительных.)

Читают и расшифровывают телеграмму.

– Этот клад необычный, в нем спрятаны правила русского языка. И тот, кто этот клад найдет, будет грамотным, сможет правильно и красиво писать и читать. Охраняет клад гроза морей и океанов – пират. Он приготовил вам ловушки, преодолеть которые вы сможете применяя знания, полученные на уроках русского языка по теме «Второе склонение имен существительных».

Упр. 209. Проверка – фронтально.

Работа с правилом стр. 102

Итог урока.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание.

Рефлексия

– Итак, мы добрались до клада, а в сундуке хранится учебник русского языка и письмо от госпожи Грамматики.

Читают письмо госпожи Грамматики.

Вы ищете клад – золотые монеты.

Но ваше богатство, поверьте, не в этом.

Вы этим богатством владеете, дети!

Ведь русский язык самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет ваш класс

И русский язык станет другом для вас!

– Ваше знание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения позволило успешно выполнить все задания пирата.

Учащиеся: Прикрепляют на изображение солнышка лучики. Желтый лучик – всё понятно, красный лучик – остались вопросы

Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного :

Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи

Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее

Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.

Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши

Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши

Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .

Разносклоняемые существительные

Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени

Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени

Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание (а не по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.

Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)

3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .

Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Существительные с суффиксом -ищ- , если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище . Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища .

Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .

В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье , пишется -ий , а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей , например: шалу нья – шалу ний, уще лье – уще лий , но: скамья – скаме й, ружье – ру жей .

Склонение имен собственных

В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .

В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом