Васюткино озеро составить сложный план. Cочинение «Анализ рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», план

Сочинение

Жанр произведения - рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой - мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи - мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, - снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа - поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге - так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова - отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

Неудачи на рыбном промысле.
Охота на глухаря.
Васютка заблудился.
Жизнь в лесу.
Озеро.
Удачное спасение.

Открытый урок по литературе в 5 классе. Тема:«В. Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу.»Дата 18 марта 2015 г.

Учитель:Ябанжи Л.И.

Цель: знакомство с творчеством В, Астафьева; обучение пересказу художественного текста; контроль за знанием текста;комментированное чтение; расширение словарного запаса, знаний по теории литературы; воспитывать правила поведения в лесу, правила по ТБ, развивать творческие способности учащихся, артистизм.

Оформление:

Портрет В.П. Астафьева

Текст повести

Видеофильм «Таинственный лес»

Презентации, слайды

Атрибуты для инсценирования эпизодов

Ход урока

    Слово учителя об Астафьеве. Много произведений, посвящено проблемам человека и природы. Какие примеры из литературы и жизни вы можете привести? (Робинзон Крузо, Заячьи лапы, Дед Мазай и зайцы, Тёплый хлеб и др.)

А) Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь, ответив на простые и в то же время мудрые вопросы:

Она величественна и похожа на океан

Она щедра и сурова

Она таит в себе загадки и вопросы

Она учит человека и наказывает за легкомыслие

Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

(Да, это тайга. Посмотрим видеофильм»Таинственный лес»)

Что скрывает в себе тайга?(тайну, силу, мощь, величие, загадку).

Б) – Он маленький, как песчинкка в океане, как звезды во Вселенной

Он беззащитный и в то же время сильный

Он сын и хозяин

Он по-детски легкомыслен и по-взрослому мудрый

Он совершает ошибку и исправляет её.(Да, это главный герой рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»)

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае в с. Овсянка, что на Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. Позже В.П. писал:»Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте».

Мальчику было всего 7 лет, когда утонула его мать. Её он любил безгранично.. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство.

Однако удалось ему быть и беспризорником, узнать, что такое детский дом

Осенью 1942 года ушел на фронт, был тяжело ранен, контужен

После войны поселился на Урале, сменил много профессий. А с 1951 года стал писать и печатать свои рассказы, повести, романы.

В,П, Астафьев сравнительно недавно ушел из жизни, но произведения, которые он оставил навсегда запомнятся, как книгио добре и зле, где добро чаще держит верх.

    Слайды

    Сообщения учащихся «Из биографии писателя». Звучит песня.

    Инсценирование фрагментов из биографической справки.

    Игра. Работа с текстом. Блиц-опрос по прочитанному произведению. Учитывается скорость и правильность ответа.Стр.349 (пос).

5. Биографический характер повести. Работа с учебником. Стр.-124

6 Инсценирование эпизода «Проводы Васютки в тайгу». Стр. - 126

7. Беседа:

Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял краюшку хлеба?

Почему Васютка заблудился? (погнался за глухарём, нарушил Закон тайги)

Законы тайги:

Собираясь в лес, необходимо брать с собой хлеб и спички

Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться

Беречь патроны

Быть наблюдательным, осторожным, внимательным

Уметь ориентироваться по сторонам света

Гудок парохода откликается на ближайшем водоёме

Не терять веры в свои силы.

8. Работа по теории литературы . Стр. -225 «Справочные материалы. Литература». Запись на доске определения «Эпизод».

Что такое эпизод?

Как пересказать эпизод художественного произведения?

Почему его пересказать сложно? (Необходимо сохранить особенности авторского повествования, индивидуальность речи писателя, героев, передать эмоциональное отношение автора к героям и событиям, соблюдать последовательность, полноту повествования.)

9. Работа с текстом . Эпизод с мухой. Стр. - 132

10. Памятки: «Советы идущему в лес».

Продумай тщательно маршрут

Не забудь взять компас

Возьми спички для костра

Одежда должна быть тёплой

Приготовьте запас еды.

10. Словарная работа. Обращаю внимание на слова и выражения, характерные для стиля В. Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; затеси;отрешенно подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило.. Объяснение значения некоторых и попросить использовать их в своём пересказе.

Язык повести очень красочный. Здесь множество эпитетов, сравнений, метафор.

Узнайте по эпитетам , о че говорится:

-«Неподвижно тихий,сплошь хвойный, чужой, унылый,полуголый…»(Лес)

- «»Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая….(Тайга)

-«»Небольшое, унылое, подёрнутое ряской…(озеро)

-«Молочный, клейкий, неподвижный…»(туман)

-«Далёкие, неподвижные, мерцающие…»(Звёзды)

Встречаются в повести и сравнения: («В лес бесшумно,как сова , влетела ночь; густая, как смоль , темень начала редеть;с высоты тайга казалась оромным тёмным морем ; голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох;показался маленький, похожий на ноготок месяц »).

11. Обучение составлению аналитического комментария .

А) Работа с текстом .СТР 132. Учащиеся делят текст на части и озаглавливают их.

Б)Работа в тетрадях с последующей самопроверкой в парах . Пункты плана оформляются на 1/3 листа.

1. Открытие Васютки

1. Как и любой ребёнок, Васютка испугался

2.Его охватило отчаяние

2. Вначале природа пугала его

3. Слова дедушки и отца, которые вспомнил мальчик

3. Отец и дедушка оказывали на Васютку большое влияние

4.Васютка разжёг костер

4.У костра он вел себя как взрослый рыбак

5.Как мальчик приготовил себе еду?

5. Когда он готовил ужин, оценил наставления матери

6.»Живём!»

6. Мальчик понял, что не пропадёт

Г) Запись главной мысли в правой части листа в тетрадях

В) Пересказ каждой части с включением элементов анализа (Выделение главной мысли.)

12. Итоговая беседа:

Назовите запомнившиеся события из жизни писателя

Происходили ли свами подобные истории в лесу?

Какой совет выживания самый важный?

Понравился ли вам рассказ? Чем?

Что вы будете делать, если заблудитесь?

Д/З. 1. Пересказ по тексту стр. 132 с использованием таблицы с элементами анализа

2. Т.Л. «Эпизод», эпитет, сравнение, метафора(Памятка. Повторить).

3.Ответы на вопросы. Кроссворд по произведению В. Астафьева.

4. Письмо Васютке: »Чему я научился у Васютки»

Кроссворд по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»:

    «Нету нынче фарту»- ворчал дедушка ……

    Далеко ушли рыбаки, в низовья….. и наконец остановились

    «….-наша кормилица, хлипких не любит!»- вспомнились ему слова деда.

    Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу -…..

    Заночевать решил Васютка на берегу ….

    Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел….

За работу на уроке получили оценки:……. Спасибо всем за урок.

Жанр произведения - рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой - мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи - мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, - снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа - поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге - так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова - отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

Неудачи на рыбном промысле.
Охота на глухаря.
Васютка заблудился.
Жизнь в лесу.
Озеро.
Удачное спасение.

Система уроков по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Я иду на урок: 5-й класс

Ольга БАРАНОВА

Ольга Сергеевна БАРАНОВА - учитель русского языка и литературы гимназии № 1 города Полярные Зори Мурманской области.

Система уроков по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Урок 1. «Заблудился!»

Учитель. Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги:

“Тайга - самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры - сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны - болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга”.

Если вы были внимательными слушателями, то должны были услышать звуки тайги, почувствовать её запахи, представить себя на звериной тропе, увидеть тайгу с высоты, восхититься её бескрайностью. И в то же время какая-то опасность таится в этом описании.

А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя. Именно в такую ситуацию попал главный герой новеллы В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Этот рассказ автобиографичен. Будущий писатель подростком плутал по тайге, но не пал духом и самостоятельно вышел к людям. Об этом написал он в школьном сочинении. Строгий учитель неожиданно похвалил его работу перед всем классом, и она была опубликована в школьном рукописном журнале. Затем, уже взрослым человеком, В.П. Астафьев записал этот рассказ, назвав его «Васюткино озеро».

На доске дальнейший план урока

1. Будни рыболовецкой бригады (краткий пересказ).

2. Диалог с матерью (чтение, комментарий).

3. Как же так случилось, что не раз бывавший в тайге мальчик Васютка вдруг заблудился? (Пересказ эпизода с глухарём.) Какие законы тайги он нарушил?

4. Эпизод с мухой. Почему он важен? Что понял мальчик? “И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился! Открытие это было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя”.

Домашнее задание

1. Первая ночь в тайге (пересказ эпизода).

Урок 2. «Тайга хлипких не любит»

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о том, в какую трудную жизненную ситуацию попал герой рассказа. Как прошла его первая ночь в тайге? Какие детали указывают на бывалость, основательность Васютки? Что его тревожило? (Проверка домашнего задания.)

Перечислите законы тайги.

Законы тайги:

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

3. Беречь патроны.

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

7. Не терять веры в свои силы.

Найдём в тексте описание сибирской тайги (с. 94–95. Все страницы приводятся по учебнику-хрестоматии под ред. М.Б. Ладыгиной. М.: Дрофа, 2006. Ч. 2). Что подчёркивает автор?

“Тайга... Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем... Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лес обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка...”

Как чувствовал себя мальчик, чего он боялся?

Чем он питался? (Пересказ.)

По каким приметам Васютка нашёл путь к Енисею? Какое открытие сделал Васютка? (Озеро - проточное.) Что это для него значило? (За ним мог быть Енисей, а могло быть и другое озеро.)

Почему для него было так важно выйти к сибирской реке? (По Енисею ходят пароходы, баржи, он как дорога в тайге, а потому легче привлечь внимание людей и спастись, а в тайге одиноко и опасно.)

Какие испытания встретились на пути Васютке? (Одиночество, холод, голод, неизвестность, усталость, страх, тоска по родным.)

Домашнее задание. Пересказ эпизода «Встреча с Енисеем», читать рассказ до конца.

Урок 3. «Встреча с Енисеем. Спасение»

Беседа по вопросам

1. Почему встреча с Енисеем так обрадовала Васютку? (Проверка домашнего задания.)

2. Почему последняя ночь на берегу была особенно тревожной для мальчика?

3. Что сделал Васютка, чтобы обратить на себя внимание?

4. Как дедушка, мама и отец встретили мальчика? Почему никто его не ругал? (Выразительное чтение эпизода.)

5. Смысл названия новеллы.

Вывод. Почему мальчик не пропал в тайге? Какими чертами характера наделён герой новеллы?

Домашнее задание. Составьте викторину по новелле для своих одноклассников и/или проиллюстрируйте понравившийся эпизод.

Урок 4. Пересказ эпизода

Работа со статьёй учебника «Как пересказать эпизод художественного произведения» (с. 110) по вопросам.

1. Что такое эпизод?

2. Почему пересказать эпизод сложно? (Необходимо сохранить особенность авторского повествования, индивидуальность речи писателя и его героев, передать эмоциональное отношение автора к героям и событиям, последовательность и полноту авторских описаний.)

3. Что такое границы эпизода?

Авторами учебника предлагается самостоятельно выбрать понравившийся эпизод и подготовиться к его пересказу. Но это означает, что пол-урока ребёнок будет листать книгу, затем читать, и в итоге много времени будет потеряно. Я пошла по другому пути: на доске ещё на перемене были обозначены страницы и условные названия ключевых, самых захватывающих эпизодов.

1. Охота на глухаря (с. 88–89).

2. Первая ночёвка в тайге (с. 92–93).

3. Встреча с лесным озером (с. 96–97).

4. Наконец-то Енисей! (с. 102).

5. Васютка дома (с. 106–108).

Ученикам давалось право выбрать и другой, не упомянутый эпизод, но они были предупреждены о дефиците времени на подготовку.

После работы со статьёй учебника ребята почти сразу определились с выбором и стали готовиться к пересказу, ещё раз перечитывая пару страниц. Через десять минут я выяснила, кто что выбрал. Надо сказать, что ни один эпизод не остался без внимания. А как быть, если четверо-пятеро выбрали одно? Можно попросить продолжить рассказ товарища, можно предложить дополнить, если упущено что-то важное, можно похвалить, если пересказ безупречен, можно предложить сделать вывод о том, почему этот эпизод так важен и почему ученик остановил свой выбор именно на нём, и приступать к следующему фрагменту. Таким образом удастся опросить и оценить многих.

Домашнее задание. Написать черновик сочинения по новелле «Васюткино озеро».

Урок 5. Классное сочинение-рассуждение по новелле «Васюткино озеро»

1. Расскажу о прочитанной книге (письмо другу).

2. “Сибирский характер” Васютки.

3. “Тайга хлипких не любит...”

4. Один в тайге.

5. Уроки рассказа «Васюткино озеро».

Анализ произведения

Жанр произведения – рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой – мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи – мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, – снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.

Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа – поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря

на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге – так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова – отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

План

1. Неудачи на рыбном промысле.

2. Охота на глухаря.

3. Васютка заблудился.

4. Жизнь в лесу.

6. Удачное спасение.

Глоссарий:

  • план рассказа Васюткино озеро
  • план васюткино озеро
  • план к рассказу васюткино озеро
  • план по рассказу васюткино озеро
  • васюткино озеро план

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Васютка Васютка – главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”, мальчик лет тринадцати, сын бригадира рыбаков Григория Шадрина. Это храбрый и смекалистый мальчик, который...
  2. В самом начале рассказа описывается озеро, получившее свое название в честь мальчика по имени Васютка. Именно он нашел озеро и показал его остальным людям. В...
  3. План пересказа 1. Озеро, памятное Васютке. 2. Жизнь рыбаков в ожидании путины (времени, когда особенно удачен лов рыбы). 3. Васютка в лесу. 4. Мальчик заблудился....
  4. Что помогло Васютке выжить в тайге Тайга – это бескрайние леса, в которых трудно выжить обычному человеку, тем более, если он не знаком с таежными...