Правописание ь глаголов 2 лица ед ч. Правописание безударных окончаний глаголов. Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях

Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа.

Цели: расширить представления о новой функции "Ь" в глаголах 2 лица единственного числа, научить:

1) личностные: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);

2) познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов;

3) коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

4) регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, способность к мобилизации сил.

Оборудование: учебники, карточки с заданиями, с пословицами, со словами, магнитофон, фонограмма со звуками леса, человечки «Состав слова», «Глагол».

    Мотивирование к учебной деятельности.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

Кто пришел в гости? (Веселые человечки)

Кто поведет нас по Стране Знаний? (Глагол)

Почему вы так решили?

II . Работа по теме урока.

1. Актуализация знаний.

Мы пойдем по волшебной тропинке.

Что напоминает тропинка?

Ь Ь Ь Ь

Что интересного знаем про эту букву?

Для чего служит мягкий знак?

Прочитайте слова

Шьёт, беречь, польёт, работаешь, дочь, мыть.

Что общего в словах?

Какое слово лишнее и почему?

На какие группы можно разбить слова?

Почему нет формы прошедшего времени?

Выпишете слова:

С разделительным мягким знаком;

Ь- показатель неопределенной формы глагола;

Какое слово осталось?

Что вы можете о нем сказать?

Для чего нужен в этом слове Ь?

2. Определение темы урока.

Кто сформулирует тему урока?

3. " Открытие нового знания".

Работа в парах.

Подберите синонимы к слову «работаешь» (трудишься, творишь, мастеришь).

Для чего нужен «Ь» в этих словах?

Проверим наши выводы по учебнику.

4. Первичное закрепление с комментированием.

Что вы можете сказать о глаголах?

гладить по головке

зарубить на носу

бежать

светлеть

молчать

Образуем форму 2-го лица, ед. числа.

Что помогает нам понять, что это глаголы 2-го лица, ед. числа?

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Что написано на доске?

Что такое пословица?

Что необычного заметили?

Тише едеш... – потеряеш... час.

Упустиш... минуту - то и пожнеш...

Какое значение в пословицах имеют глаголы 2-го лица, ед. числа.

Запишите пословицы, подобрав концовку.

Объясните смысл пословиц?

Что значит «пожнешь»?

(Дети записывают пословицы (каждый ряд свою), затем проверяют по эталону.)

6. Физминутка.

Фонограмма со звуками леса.

Какие звуки услышали?

Физминутка для глаз.

7 . Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа над текстом.

В русском языке много тайн и загадок.

Их открыть и разгадать помогут наши знания

Вы сами выберете задание.

ЗАДАНИЕ 1

Рассмотрите вторую группу пословиц.

Какое задание предлагается?

Слово (б.вр., 2л., ед. ч), как узлом (б. вр., 2л., ед. ч.).

(Б.вр., 2 л., ед.ч.) – людей (б.вр., 2л., ед.ч.).

Шила в мешке не (б. вр., 2 л., ед. ч.).

ЗАДАНИЕ 2

-От какого лица ведется речь?

- Какое задание можете предложить?

-Запишите текст, изменив 1 лицо глаголов на второе.

Хорошо летом в деревне! Встану утром пораньше, выпью чаю и выйду на прогулку в рощу. Брожу по тропинкам, дышу свежим воздухом. А устану, присяду на берегу пруда на зелёную травку.

(Выборочная проверка).

Какую особенность имеют глаголы 2-го лица единственного числа?

III . Рефлексия.

Какие открытия для себя сделали?

Как пригодятся нам эти знания?

Закончите предложение:

Мне было интересно...

Мне было трудно...

Я хотел(а) бы ещё узнать...

IY . Оценивание.

а) Самооценка – «волшебная линеечка».

б) Оценка учителя.

Y . Домашнее задание. Упр. 72 стр.93.

«Правописание мягкого знака в глаголах в форме 2 лица единственного числа» (5 класс)

Цели: формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов во 2 лице единственного числа; научить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; воспитывать чувство уважения, любви к матери.

Оборудование : карточки с заданиями, учебник.

Ход урока.

  1. I. Организационный момент. Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать знания, полученные на предыдущих уроках.

Разминка-установка.

Этот знак – хитрый знак.

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так

Это сделал мягкий знак.

II Актуализация знаний.

Правильно. Скажите, для чего нужен в слове мягкий знак?

Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных.

Приведите примеры.

Уголь, соль, коньки и т. д.

Еще какую роль выполняет мягкий знак в слове?

Разделительный мягкий знак.

Примеры?

Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.

В каких же случаях ставим разделительный мягкий знак?

  • -Разделительный мягкий знак ставится после мягких согласных перед

Е, ё, ю, я, и.

- Сейчас, ребята, посмотрите на доску. На доске слова, написанные в два столбика.

Тишь

Дочь

рожь

Беречь

Стеречь

Жечь

- Скажите, обозначает ли мягкость ь в данных слова? Почему?

Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда мягкие.

- Почему же ставится мягкий знак в этих словах?

В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы неопределенной формы .

Таблица-круг «Тройная роль мягкого знака в русской орфографии»

  • Правильно, ребята. Итак, ь знак играет три роли: ь – показатель мягкости, разделительный знак, ь – грамматический показатель.

III. Постановка темы и целей урока.

Итак, сформулируйте тему урока: «Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа».

Какие цели урока? (закрепить правописание ь в глаголах 2 л. ед. ч., научиться выделять орфограмму)

В каких глаголах после шипящих ставится мягкий знак?

- Мягкий знак ставится в глаголах неопределенной формы и 2-го лица единственного числа. Ь является грамматическим показателем.

  1. Формирование умений и навыков

На доске задание: нужно поставить глаголы, данные во втором лице, ед. ч.

  1. несу веду

Бью звоню

Грызу вить

Сплю ждать

Сижу говорю

Гудеть запираю

2. Проспрягайте глагол бью.

бьешь

бьет

  1. бьем

бьете

бьют

  1. - Какое окончание имеет глагол во II лице единственном числе?

- -ёшь

После шипящего ш ставим ь. Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове? Выделим орфограмму.

Здесь ь является грамматическим показателем.

  1. -В глаголах 2-го лица единственного числа после ш ставим ь..

V. Работа по карточкам

« РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПОДАРОК»

Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась , pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно
нажимала ,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый
сломала ,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это - мама!

А) Учащиеся читают текст.

В) Определяют тему и основную мысль текста.

Г) Выписывают выделенные глаголы, ставят их во 2-ом лице ед. ч. выделяют орфограмму.

VI. Развитие речи. Рассказ учащихся о своей маме.

VII. Физкультминутка.

Если я назову глаголы 2-го лица единственного числа – приседаем, нет – хлопок в ладоши. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывешь, лежит, цветёт, растёшь, говоришь, кричит, говоришь.

3) - Ребята, мы прочитали стихотворение и текст о маме.

Уважать, любить мам. Ведь любовь матери не знает преград, всем мы обязаны им.

  • -Да, ребята, каждый должен любить свою маму. По словам Ю. Яковлева, любовь к Родине начинается именно с любви к матери.

VIII. Работа с учебником. Выполнение упр.702

IX. Игра «Найди ошибки»

  • - Перед вами пословицы и вам следует отредактировать их. Что означает слово редактировать?
  • Редактировать. Проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

X. Взаимопроверка.

XI. Самостоятельная работа.

1. ь ?

  1. 1) слышиш…, береч…, малыш…

2) меч…, брош…, нож

3) гореч…, стрич…, дышиш…

4) ноч…, камыш…, рож…

Вставлять палки в колеса – (мешаешь)

Обвести вокруг пальца – (обманешь)

Выбиться из сил – (устанешь)

Пропустить мимо ушей – (прослушаешь)

Зарубить на носу – (запомнишь)

XII. Итог урока .

Для чего мы познакомились с написанием окончаний 2-го лица единственного числа?

XIII. Рефлексия

  1. XIV. Выставление оценок. Домашнее задание стр. 276 упр.701

1. Прочитайте стихотворение

« РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПОДАРОК»

Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась , pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно
нажимала ,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый
сломала ,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это - мама!

Отредактируйте пословицы

  1. Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится - будеш с сумой волочится.

1. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?

1) слышиш…, береч…, малыш…

2) меч…, брош…, нож

3) гореч…, стрич…, дышиш…

4) ноч…, камыш…, рож…

2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.

  1. Вставлять палки в колеса –
  2. Обвести вокруг пальца –
  3. Выбиться из сил –
  4. Пропустить мимо ушей –
  5. Зарубить на носу –
  1. 1. Прочитайте стихотворение

2. Определите тему и основную мысль

3. Выпишите выделенные глаголы, поставьте их во 2-ом лице ед. ч., выделите их окончания.

« РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПОДАРОК»

Я подаpок pазноцветный
Подаpить pешила маме.
Я стаpалась , pисовала
Четыpьмя каpандашами.
Hо сначала я на кpасный
Слишком сильно
нажимала ,
А потом, за кpасным сpазy
Фиолетовый
сломала ,
А потом сломался синий,
И оpанжевый сломала…
Все pавно поpтpет кpасивый,
Потомy что это - мама!

Отредактируйте пословицы

Без людей не проживёшь. Потерянного времени не воротишь. Обожжешся на молоке, станеш дуть на воду. Хочеш есть калачи, так не сиди на печи. Станеш ленится - будеш с сумой волочится.

1. В каком ряду во всех словах пропущен ь ?

1) слышиш…, береч…, малыш…

2) меч…, брош…, нож

3) гореч…, стрич…, дышиш…

4) ноч…, камыш…, рож…

2. Задание: замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица единственного числа). Выдели окончание.

Вставлять палки в колеса –

Обвести вокруг пальца –

Выбиться из сил –

Пропустить мимо ушей –

Зарубить на носу –


Дата: 24.08.2013 Тема:

Сберечь, мочь, сжечь, извлечь, испечь, сечь, стеречь, достичь, лечь, беречься.

Щадишь, спешишь, трещишь, снарядишь, кроишь, стоишь, посвятишь, блеснешь, плеснешь, отдохнешь, отдаешь, сбежишь, рассечешь, расстегнешь.

Поддаешься, расшумишься, рассечешься, насладишься, защитишься.

Покоряешь, навещаешь, угощаешь, орошаешь, трепещешь, обижаешь, умоляешь, оттягиваешь, подтаскиваешь, сшибаешь, сделаешь, сдвинешь, сгораешь, сгрузишь, сбиваешь, сбросишь, чувствуешь, участвуешь, чествуешь, расширишь, исчерпаешь, исчезнешь, расстилаешь.

Отталкиваешься, сжимаешься, сжалишься, сдружишься, сдерживаешься, здороваешься, сгибаешься, волнуешься, рассчитываешься.

I. 1. Хлеб надо беречь как святыню. (Е. Буков.) 2. Я старался завлечь в свои игры Валека и Марусю. (Кор.) 3. Но знаешь, не велеть ли в санки кобылку бурую запречь? (П.) 4. У Мужика, большого эконома, хозяина зажиточного дома, собака нанялась и двор стеречь, и хлебы печь. (Кр.) 5. Мы приехали помочь крестьянам и приступили к делу по всем правилам борьбы с хищным зверем. (Пришв.) 6. Отряд стремился достичь перевала до наступления темноты. 7. Спички отсырели, и пришлось высечь огонь из кремня. 8. Усталый путник решил прилечь на опушке леса. 9. На кухне мать показала дочери, как зажигать газ, чтобы не обжечься.

II. 1. Россия нуждается в умных и честных людях, старайся быть таким, и ты будешь хозяином своей судьбы, полезным членом общества. (М Г.) 2. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. (А. Радищев) 3. Если хочешь ты найти друзей, собирайся с нами в путь скорей. (Хар.) 4. Без труда не вынешь рыбку из пруда. (Посл.) 5. Любишь кататься - люби и саночки возить. (Пог.) 6. Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь. (Посл.) 7. Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь… (Бун.)

III. 1. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури. (П.) 2. Заберешься, бывало, на дерево за блестящими лаковыми ягодками и ешь их горстями прямо с косточками. (Пришв.) 3. Сидишь в темноте на корточках, держишься за колено товарища, другие - за твои локти, за плечи… Ноги немеют, становишься на колено, и в продавленную ямку затекает вода. (В. Фоменко.) 4. Заберешься ь речку и идешь вдоль кручи тенистого берега, стараешься держаться против течения… Бывает, и повозишься, пока извлечешь добычу. (А. Шевченко.) 5. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (Посл.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите: 1) глаголы с основой на шипящий; 2) краткие прилагательные с основой на шипящий; 3) существительные с шипящим на конце (с ь, без ь).

1. Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье. (Л.) 2. - Очень, еж, ты хорош! Жаль, что в руки не возьмешь…- Не возьмешь? Ну и что ж! Без иголок я не еж! (Корч.) 3. Вид с Аламана был необыкновенно хорош и беспределен. (Алд.-Сем.) 4. Легкий, легкий ветерок, что так сладко, тихо веешь? Что игра ешь, что светлеешь, очарованный поток? (В. Жук.) 5. Ночной воздух был довольно свеж. (Г.) 6. Ключ от замка Герасим всегда носил с собой на пояске. (Т.) 7. Ночь стояла густая, мрачная. (Сераф.) 8. «Конечно,- Лошадь отвечала,- твоя правдива речь; однако же, когда б я не пахала, то нечего б тебе здесь было и стеречь». (Кр.) 9. Все рожь кругом, как степь живая. (П.)