Краткая письменная характеристика тараса бульбы. Несколько интересных сочинений. Внешность и возраст Тараса Бульбы

Тарас Бульба

ТАРАС БУЛЬБА - герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (перв. ред. 1835, вторая - 1842). Исторические прототипы образа Т.Б.- выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII вв.: Наливайко, Лобода, Тарас Трясыло, Гуня, Остраница. Некоторые биографические черты связывают Т.Б. и Богдана Хмельницкого. Однако Т.Б.- собирательный образ, и главным источником служил Гоголю фольклор: украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях. Образ Т.Б. эпичен, героиней и масштабен. Его судьба разворачивается на фоне грозных исторических событий - борьбы Запорожской вольницы против польской шляхты, турецкого и татарского владычества. Т.Б.- тип положительного героя, ибо он неотъемлемая часть родового единства казачьего братства; его поступками в основном руководит кодекс рыцарской чести; он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры; в нем «широкая, разгульная замашка русской природы». Положительное начало образа Т.Б. уравновешивает безыдеальность образов «уродов» и «существователей» (Гоголь создает образ Т.Б. одновременно с работой над «Мертвыми душами»). В образе Т.Б. идея товарищества, скрепляющая стихию коллектива, противостоит эгоизму отрешенной индивидуальности, а утопическая республика Запорожской Сечи с ее свободой, равенством, братством противопоставлена узости, мелочности, преклонению перед чинами и капиталом холодного и бездушного Петербурга (Г.А.Гуковский). Портрет Т.Б. гиперболичен. Богатырская сила, телесная мощь, суровость и прямолинейность, чуждая всякому лукавству, составляют основу облика Т.Б.: «Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст»; «… навесил он еще ниже на очи свои хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней»; «весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Широта и могучий размах Т.Б. в пиршестве и ратном деле приобретают былинные, грандиозно-стихийные черты: «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная». Т.Б. в гневе колотит горшки и фляжки. В пылу боя «рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову … рубя в капусту встречных и поперечных». Раненый, Т.Б. грохнулся, «как подрубленный дуб, на землю». «А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам». Образ Т.Б. неоднозначен: ему свойственны жестокость и коварство, считающиеся этической нормой в XV-XVII вв. Т.Б. низлагает кошевого, отказавшегося нарушить клятву и возобновить войну, только потому, что два сына Т.Б. должны закалиться в боях. Т.Б. напоил казаков, подговорил их устроить общий сбор, и хмельные казаки, по наущению Т.Б., сместили кошевого, выбрав угодного Т.Б. Кир-дягу. После казни Остапа Т.Б. мстит шляхте, справляет «поминки» по сыну: грабит замки, выжигает 18 местечек, костелы: «Ничего не жалейте!» - повторял только Тарас. Не уважили казаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя». В образе Т.Б. сливаются две стилевые стихии гоголевского повествования: историческая конкретность и реализм изображения грубого века, когда обоюдная свирепость казаков и поляков - обычное явление, и, с другой стороны, торжественно-лирический пафос народно-поэтического эпоса, смысл которого - апофеоз богатырской мощи Русской земли. Сыноубийство мотивировано предательством и изменой Андрия Русской земле и православной вере, следовательно, этически оправданно: ««Так продать? продать веру? продать своих? Я тебя породил, я тебя и убью!» - сказал Тарас…» Гоголь переосмысливает библейский мотив жертвоприношения Авраама: Андрий (жертвенный агнец Исаак) не спасен Богом, а Т.Б. (ветхозаветный Авраам) приносит его в жертву православию: «как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова». В противоположность изменнику Андрию Остап, другой сын Т.Б., распят мучителями на эшафоте за веру, подобно Христу («Остап выносил терзания и пытки, как исполин»). Т.Б. «стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»» Отцеоставленность Остапа и его крик, подобный воплю Христа на кресте: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» (ср.: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» - Матф., 27:46) рождает ответный возглас Т.Б. (как бы ответ Бога умирающим за него верным христианам): «Слышу!» (М.Вайскопф). Таким образом, эпическое единство образа Т.Б. раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия - идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога (мотив грехопадения), что характерно для современной Гоголю европейской цивилизации (ср. критику последней в «Мертвых душах» и петербургских повестях). Кровавая битва - стихия Т.Б. В ней звучит мотив смертного пиршества, как в «Слове о полку Игореве». Смерть витязей за Отечество угодна Богу («И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам»). Казаки, следовательно, предстают Божьим воинством, и крылатые слова Т.Е., подбадривающие их («Есть ли еще порох в пороховницах? Крепка ли еще казацкая сила? Не гнутся ли еще казаки?»), есть слова «наказного атамана», поставленного Божьим промыслом во славу Русской земли. Русская земля приобретает в понимании Гоголя мессианский смысл. Гибель Т.Б. сохраняет тот же высокий христианский пафос, хоть и снижена юмористическим мотивом потерянной Т.Б. люльки: «И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома». Поляки сжигают Т.Б. на огне, распиная на древесном стволе (ср. традиционный хри стианский символ древа-креста): «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», входящая в цикл повестей «Миргород» (2 части) был написана в 1834 году. Это одно из самых выдающихся русских исторических произведений в художественной литературе того времени, отличающееся большим количеством действующих лиц, многоплановостью и продуманностью композиций, а также глубиной и емкостью характеров персонажей.

История создания

Идея написать масштабную историческую повесть о подвиге запорожского казачества возникла у Гоголя в 1830 году, над созданием текста он работал почти десять лет, но окончательная правка так и не была завершена. В 1835 годы в 1-ой части «Миргорода» публикуется авторская версия повести «Тарас Бульба», в 1942 свет увидела несколько другая редакция данной рукописи.

Каждый раз Николай Васильевич оставался недовольным напечатанным вариантом повести, и вносил в её содержание правки не менее восьми раз. Например, произошло значительно увеличение её объема: от трех до девяти глав, образы главных героев стали более яркими и фактурными, в батальные сцены добавлено больше ярких описаний, жизнь и быт Запорожской Сечи обросли новыми интересными подробностями.

(Иллюстрация Виктора Васнецова к "Тарас Бульба" Гоголя, 1874 )

Гоголь очень тщательно и придирчиво вычитывал написанный текст в стремлении создать то уникальное сочетание, как нельзя лучше раскрывающее его талант как писателя, проникающего в глубины характеров персонажей, показывающего уникальное самосознание всего украинского народа в целом. Чтобы понять и передать в своем произведении идеалы описываемой им эпохи, автор повести с большим увлечением и энтузиазмом изучал самые разнообразные источники, в которых описывалась история Украины.

Для придания повести особенного национального колорита, который ярко проявлялся в описании быта, характеров персонажей, в ярких и сочных, эпитетах и сравнениях, Гоголь использовал произведения украинского фольклора (думы, песни). В основу произведения была положена история казацкого восстания 1638 года, подавить которую поручили гетману Потоцкому. Прообразом главного героя Тараса Бульбы был атаман Запорожского Войска Охрим Макуха, храбрый воин и подвижник Богдана Хмельницкого, который имел трех сыновей (Назар, Хома и Омелько).

Анализ произведения

Сюжетная линия

Начало повести знаменуется приездом Тараса Бульбы с сыновьями на Запорожскую Сечь. Отец привозит их для того чтобы как говориться «понюхали пороху», «набрались уму разуму», и закалившись в сражениях с вражескими силами, стали настоящими защитниками своей Родины. Очутившись на Сечи, молодые люди практически тут-же оказываются в самом эпицентре развивающихся событий. Не успев даже толком оглядеться и познакомиться с местными обычаями, они призываются на военную службу в Запорожское войско и идут на войну с шляхтой, которая притесняет православный народ, попирая его права и свободы.

Казаки как люди мужественные и благородные, любящие всей душой свою отчизну и свято верящие в обеты предков, не могли не вмешиваться в бесчинства, творимые Польской шляхтой, они считали своей святой обязанностью защищать свою Отчизну и веру своих предков. Казацкое войско выступает в поход и храбро сражается с польским войском, намного превосходящим казачьи силы как по численности воинов, так в количестве оружия. Их силы постепенно иссякают, хотя казаки не признаются себе в этом, настолько велика в них вера в борьбу за правое дело, боевой дух и любовь к родной земле.

Битва под Дубно описана автором в своеобразном фольклорном стиле, в котором образ казаков уподоблен образу легендарных богатырей, защищавших Русь в древние времена, именно поэтому Тарас Бульба три раза спрашивает своих побратимов «есть ли у них порох в пороховницах», на что те отвечали тоже три раза: «Есть, батько! Не ослабла казацкая сила, еще казаки не гнутся!». Многие воины находят в этой битве свою смерть, умирая со словами, прославляющими русскую землю, ведь умереть за Родину для казаков считалась наивысшей доблестью и почетом.

Главные герои

Атаман Тарас Бульба

Одним из главных героев повествования является казачий атаман Тарас Бульба, этот опытный и мужественный воин вместе со своим старшим сыном Остапом всегда в первом ряду казачьего наступления. Он, как и Остап, который уже в 22 года избран своими побратимами в атаманы, отличается недюжей силой, смелостью, благородством, волевым складом характера и является настоящим защитником своей земли и его народа, вся его жизнь посвящена служению Отчизне и своим соотечественникам.

Старший сын Остап

Храбрый воин, как и отец, всем сердцем любящий свою землю, Остап попадает в плен к врагу и умирает тяжелой мученической смертью. Все пытки и испытания он выносит со стоическим мужеством, как настоящий исполин, лицо которого невозмутимо и сурово. Хотя его отцу и больно видеть мучения сына, он гордится им, восхищается его силой воли, и благословляет его на героическую смерть, ведь она достойна только настоящим мужчинам и патриотам своего государства. Его братья-казаки, попавшие вместе с ним в плен, следуя примеру своего атамана также с достоинством, и некоторой горделивостью принимают смерть на плахе.

Судьба самого Тараса Бульбы не менее трагична: попав в плен к ляхам, он погибает мученической страшной смертью, его приговаривают к сжиганию на костре. И опять же этот самоотверженный и храбрый старый воин не боится такой лютой кончины, ведь для казаков самым страшным в их жизни была не смерть, а потеря собственного достоинства, нарушение святых законов товарищества и предательство Родины.

Младший сын Андрий

В повести затронута и эта тема, младший сын старого Тараса, Андрий, полюбив польскую красавицу, становится предателем и переходит во вражеский стан. Он, так же как и старший брат отличается храбростью и смелостью, однако его духовный мир более богат, сложен и противоречив, разум более сметлив и ловок, его душевная организация более тонка и чувствительна. Полюбив польскую панночку, Андрий отвергает романтику войны, упоение битвой, жажду победы и полностью отдается на волю чувствам, которые делают его изменником и предателем своего народа. Его родной отец, не прощает ему самого страшного греха — измены и выносит ему приговор: смерть от своей же руки. Так плотская любовь к женщине, которых писатель считает источником всех бед и созданиями дьявола, затмила любовь к Родине в душе Андрия, не принеся ему в итоге счастья, и в конце концов его погубившая.

Особенности композиционного построения

В этом произведении великий классик русской литературы изобразил противостояние украинского народа и польской шляхты, желающей захватить украинскую землю и поработить её жителей от молода до велика. В описание жизни и быта Запорожской Сечи, которую автор считал местом, где развивается «воля и казачество на всю Украину», чувствуются особенно теплые чувства автора, такие как гордость, восхищение и пылкий патриотизм. Изображая жизнь и быт Сечи, её обывателей Гоголь в своем детище совмещает исторические реалии с высоким лирическим пафосом, что составляет главную особенность произведения, которое является одновременно и реалистическим, и поэтическим.

Образы литературных персонажей изображены писателем посредством их портретов, описываемых поступков, сквозь призму взаимоотношений с другими героями. Даже описание природы, например степи, по которой едет старый Тарас с сыновьями, помогает более глубоко проникнуть в их души и раскрыть характер героев. В пейзажных сценах в изобилии присутствуют различные художественно-выразительные приемы, здесь много эпитетов, метафор, сравнений, именно они придают описываемым предметам и явлениям той поразительной уникальности, ярости и неповторимости, которые поражают читателя прямо в сердце и трогают за душу.

Повесть «Тарас Бульба» - героическое произведение, прославляющее любовь к Родине, своему народу, православной вере, святость подвига во их имя. Образ запорожских казаков подобен изображению былинных богатырей древности, боронивших русскую землю от всякой напасти. В произведении прославляется мужество, героизм, отвага и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю. Изменники же Родины приравниваются автором к вражескому отродью, подлежащему уничтожению безо всякого зазрения совести. Ведь такие люди, потеряв честь и совесть, лишаются еще и души, они не должны жить на земле Отечества, которую с таким великим пылом и любовью воспел в своем произведении гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Тарас Бульба — лицо типическое: в образе его художник изображает личность с такими свойствами, которые могли развиться под влиянием определенных исторических условий и которые характеризуют собою целую общественную среду. Тарас Бульба — представитель запорожского казачества с его темными и светлыми сторонами. Он отличается грубой прямотой нрава: при свидании с сыновьями, только что вернувшимися из киевской бурсы, он смеется над их дпиннополыми свитками и, вместо нежных родительских приветствий, начинает биться на кулаках со старшим сыном Остапом. В обращении его с женой видна та же черта: он не внимает голосу ее материнского сердца и, несмотря на ее мольбы, везет сыновей в Сечь на другой же день их приезда на родину.

Грубая прямота нрава настолько присуща натуре Тараса Бульбы, что он сохраняет ее даже и тогда, когда ему грозит опасность: находясь в тюрьме, куда является инкогнито для свидания с Остапом, он, не стесняясь, называет гайдука «чертовым сыном», за то, что последний обозвал казаков собаками и стал хулить их веру. Особенно замечательная черта в характере Тараса — это его необыкновенная сила духа, которую он проявляет в последние минуты жизни. Будучи сам казаком, Тарас желает видеть и в своих сыновьях отважных воинов. «Какая вам нежба? — говорить он им. Ваша нежба — чистое поле да добрый конь — вот ваша нежба. А видите вот эту саблю? вот ваша матерь! Вот, лучше я вас отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму!»

Бульбе приятен мужественный гнев Остапа, когда тот с кулаками бросается на него, защищая себя от насмешек отца; напротив, Бульба подсмеивается над Андреем, называет его «мазунчиком» за то, что он ласков с матерью. С Андреем Тарас мирится только тогда, когда тот показал свою удаль. Вообще успехи сыновей в бранных подвигах радуют Тараса. Он любуется Остапом и Андреем во время похода на Польшу, потому что они оба выдавались среди товарищей своими воинскими доблестями. Но предпочтение Тарас отдает Остапу: он искренне радуется, видя его начальником казачьего отряда; сильно горюет об Остапе, когда узнает, что он взят в плен ненавистными ему поляками.

Расположившись в жидовской повозке под грудою кирпичей, Тарас Бульба пробирается в Варшаву, где должен быть казнен Остап. Когда, во время казни, Остап, как исполин, выносивший страшные истязания, восклицает, чтобы воодушевить себя: «Батько! где ты? Слышишь ли ты все?» Тарас, стоявший в толпе, громко кричит: «Слышу!» Этим «слышу!», от которого вздрогнул весь народ, Тарас Бульба выражает, что он по заслугам оценил мужество исполина-казака и что Польша дорогой ценой должна заплатить за гибель его сына, как одного из лучших представителей казацкой чести. И, действительно, после геройской смерти Остапа, Тарас справляет по нем поминки, хорошо обрисовывающие грубость и жестокость того века: он гуляет по Польше со своим полком, сжигает деревни и костелы, все предает пламени, не щадя ни женщин, ни детей.

Выше всего Тарас ставит товарищество, задача которого в защите веры и родины. «Нет уз святее товарищества», — говорит он. Когда кошевой дает совет казакам оставить ляхов и идти на татар, чтобы отобрать разграбленный ими казацкий скарб, Тарас не одобряет такого предложения. Ты хочешь, чтоб мы не уважали первого святого закона товарищества, оставили бы собратьев своих на то, чтобы с них с живых содрали кожу?. Что ж мы такое? — спрашиваю я всех вас». Ради товарищества Тарас возобновляет свою бранную жизнь и едет в Сечь вместе с сыновьями; на пути туда он думает о товарищах, и при воспоминании о них у него навертываются слезы. Запорожский казак в глазах Тараса — это высшее существо в мире.

Некоторые стороны его характера он возводит даже в идеал: «Эх, как важно развернулся! Футы, какая пышная фигура!» — с восторгом говорит Тарас про запорожца, спавшего на самой середине улицы с раскинутыми руками и ногами. Любовь к родине и товариществу овладевает всем существом Тараса и не покидает его даже в последние минуты жизни. Привязанный врагами к дереву, под которым зажгли костер, он забывает о себе, думает только о том, как бы спасти товарищей, и глаза его сверкают радостью, когда он видит, что те спасены. Обращаясь к товарищам, Тарас просит их не заботиться о его страшной участи, приглашает их на следующее лето прибыть сюда и «погулять хорошенько», но удар обухом по голове прекращает его речи.

Бульба не считает казаками тех, которые нарушают святой закон товарищества, они — его враги. Он ссорится с теми из своих товарищей, которые склонны были к варшавской стороне, принимали польские обычаи, называет их холопьями польских панов. То же чувство товарищества и связанная с ним вера в святость казацкого долга возбуждает в душе Тараса непримиримую ненависть к родному сыну Андрею, изменившему родине, и он убивает его собственными руками. Тарас жалеет сына: после убийства он долго с грустью глядит на его бездыханный труп; но он грустит оттого, что в нем погиб казак. «Чем бы не казак был? — говорит Тарас, — и станом высок, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал! пропал бесславно, как подлая собака!»

Когда Остап просит отца предать земле труп брата, Тарас холодно говорит: «Погребут его и без нас! будут у него плакальщицы и утешницы!» Так обрисован в повести Гоголя характер главного ее героя. В характере Тараса есть и комические стороны: смешно, например, как он дерется на кулачки с сыном и серьезно советует ему тузить всякого, как он тузил своего батьку. Но это комизм чисто внешний; в сущности же Тарас Бульба лицо трагическое: это человек идеи, которой он жил, в жертву которой принес свою жизнь.

Одно из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя - "Тарас Бульба". Описание событий, происходивших на протяжении более двух веков, - один из основных мотивов данной повести. И все они отражаются на судьбе одного персонажа.

Создание повести, отражение исторических событий

В своем произведении "Тарас Бульба" Николай Васильевич затрагивает прошлое страны, когда человек отрывался от обыденной жизни и становился способным на совершение героических и патриотических поступков. Когда Гоголь писал эту повесть, он зачастую обращался ко многим историческим источникам.

Тем не менее, в центре повествования повести "Тарас Бульба" описание какого-либо конкретного исторического события отсутствует. Автор посвятил свое произведение всей эпохе, когда украинский народ вел национально-освободительную борьбу. Постарался раскрыть их героические характеры, отношение к родной земле.

Правдоподобное описание событий эпохи

Речь идет о событиях, связанных с борьбой Украины против литовских и польских захватчиков, когда главный герой Тарас Бульба, описание характера которого достаточно интересно, вместе с другими казаками создали и начали свою борьбу против шляхты.

Николай Васильевич не прибегает к методам смягчения или приукрашивания событий той эпохи. Наоборот, он достаточно ярко и правдоподобно воссоздает картины прошлого, связанные с войной. Гоголь выбрал такой момент в жизни украинского народа, когда его патриотический дух находился на самом пике своего подъема. И именно этот героизм писатель смог запечатлеть в своем произведении.

Главный персонаж повести и его основные черты

Чтобы четко представить себе главного героя, необходимо углубиться в описание Прежде всего, человек он был очень тяжелый. Об этом говорит весь образ его жизни. Начиная от бытовых условий (украшение комнаты, вернее, его отсутствие) и заканчивая отношениями с близкими людьми - супругой или детьми, а также боевыми товарищами. Особое внимание необходимо уделить поведению этого персонажа в бою.

Тарас - казачий полковник с огромным боевым опытом. И он считает, что всегда и во всем прав. Умудренный жизненным опытом, он требует безоговорочного подчинения. Вся его жизнь посвящена опасностям и трудностям, казак наполнен жаждой справедливости. Он не создан для семейного уюта, его настоящая стихия - это Сечь.

Отношения главного персонажа с сыновьями

Тарас Бульба, описание характера которого в основном строится на чертах твердых, где-то даже чрезмерно жестких, - человек, не лишенный сентиментальности. Где-то можно заметить, как он пустил слезу, видя заботу своей супруги или вспоминая молодые годы и боевых товарищей. Тарас привык быть отцом не только двум своим сыновьям, но и всем казакам, которые верят ему. Это те, кем он командует, и чьи жизни находятся в его руках.

Люди доверились ему, и он обязан быть примером для них. На первый взгляд в отношениях с сыновьями невозможно заметить какой-то особой любви и ласки, но тем не менее присутствует некая суровая нежность. Отец надеется, что его дети станут достойными казаками и защитниками Отечества. Не посрамят его имени.

Основные отличия между двумя сыновьями главного героя

С чего можно начать описание сыновей Тараса Бульбы? Наверное, с их отличий. Старший, Остап, представлен автором как воплощение мужества. Он, так же, как и Тарас, любит свою Родину, народ и предан казачьему братству. Облик его грозен и наполнен огромной внутренней силой. Он - настоящий воин, который должен продолжить нелегкое дело отца.

Андрий же более мягкий и нежный. В нем заметны черты вспыльчивого юноши. Ему не свойственно рассуждать и обдумывать свои поступки. Жизнь его спонтанна и подвержена влиянию чувств, а не разума. Даже в битве он совершал такие поступки, на которые бы Остап, имея хладнокровный характер, никогда бы не решился.

Отношение автора к искреннему чувству Андрия

Николай Васильевич в своей повести "Тарас Бульба" описание Андрия противопоставляет образу его старшего брата. Конечно, он подчеркнул всю искренность любви этого нежного впечатлительного юноши к польской девушке, но не скрыл того, что не смог Андрий подняться над уровнем обычного человека.

Автор осудил его за то, что пренебрег молодой человек и отцом, и братом, а также любовью к Родине и своему народу, забыл о них ради личных чувств. Николай Василевич особо подчеркивает в образах братьев противоречия их характеров. С одной стороны - Остап, наполненный мужеством и отвагой, с другой - Андрий, поглощенный собственным индивидуализмом.

Образ его противопоставлен всему характеру народа, и смерть его являлась необходимым возмездием за предательство общих стремлений. Описание сыновей Тараса Бульбы имеет большое значение, поскольку позволяет раскрыть смысл поступка главного героя. Убийство сына.

Проявление жесткого характера, или Месть за предательство

Описание повести "Тарас Бульба" не будет полным без обсуждения сцены убийства главным героем собственного сына. Почему отец решился на такой ужасный поступок? Законы казачества были очень строгие. За воровство и убийство карали жестоко. О и речь не шла, потому что считалось, что среди казаков таких быть не может.

Когда Андрий полюбил панночку, он забыл все клятвы, которые давал. Ради своей любви юноша был способен на все: убить товарища, предать Родину. Тарас понимает, что между чувством долга перед Отечеством и собственными эмоциями его сын делает выбор в пользу любви. Он совершает поступок, который невозможно назвать мужским. И здесь ему не может быть оправданий. Да и сам Андрий понимает это. Он умирает от руки отца молча, лишь тихо произнеся имя своей возлюбленной.

Еще одна потеря пожилого казака

Беда, как известно, не приходит одна. Второй сын Тараса попадает в плен. Описание Остапа из "Тараса Бульбы" с первых страниц этого произведения постоянно наполнено самыми героическими чертами. Он воплощает саму эпоху, описываемую Николаем Василевичем. Не только в боях Остап проявил свою отвагу - и в плену он не утратил достоинства.

Через множество пыток прошел молодой казак, но сохранил мужество и честь. Даже перед лицом смерти он ищет глазами отца своего, чтобы показать - не предал он свой народ и Родину. Остался верен казачьим традициям и не посрамил память предков. Настолько важно ему было мнение Тараса Бульбы, который всегда был для него примером.

Так Тарас потерял обоих своих сыновей. Как обезумевший, он бьется на поле боя, желая отомстить за смерть Остапа. Дорого платили поляки за то, чтобы изловить отчаянного казака. Умирает Тарас Бульба так же мужественно, как сражался и жил. До последней минуты он помнил о своих боевых товарищах и о любимом Отечестве.

"Тарас Бульба". Описание степи, или Образ украинских просторов

Есть в повести замечательное описание украинской природы. Автор рисует его в тот момент, когда Тарас едет с сыновьями к боевым товарищам. Каждый занят своими думами. Отец вспоминает молодые годы, размышляет о том, как летит время, грустит о погибших друзьях. Остап занят мыслями о волнении матери, что очень тронуло сердце юного казака. А Андрий мечтает о прекрасной полячке, засевшей в его сердце.

И здесь Николай Васильевич начинает в своем произведении ("Тарас Бульба") описание степи. Обратив внимание на красоту украинской природы, герои забывают о собственных мыслях - настолько захватили их безграничные просторы родной земли. Они с головой погружаются в атмосферу степной жизни, слышат каждый ее звук, сливаются с окружающей природой.

Треск кузнечика, шелест травы, крики сусликов... Герои наблюдает за закатом и наслаждаются сказочными красками, наполнившими землю. В этом описании чувствуется любовь Гоголя к своей Родине и ее бескрайним полям. Именно в эту часть произведения Николай Васильевич вложил особенную частичку души и тепла, стараясь передать свои эмоции и чувства к родной земле.


Запорожский казак Тарас Бульба – полковник преклонных лет. Герой повести Н.В.Гоголя поможет пережить сложные события прошлых веков, ощутить себя участником битв и побед настоящих мужчин.

Образ и характеристика Тараса Бульбы легче воспринимается в виде краткой схемы, картины битв и сцены переживаний создают восприятие присутствия героя где-то рядом.

Внешность героя

Самая яркая черта внешности – могучая фигура. В нем все большое: рост, вес, части тела:

«Тарас был чрезвычайно тяжел и толст…».

Но его крупные черты не вызывают негатива. Он здоров, как настоящий богатырь. Когда герой в бою сходство становится еще более сильным:

«…тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам…».

Трудно даже представить, каким должен быть Тарас, чтобы удерживать напор 30 воинов.

На теле казака многочисленные шрамы и рубцы, они добавляют в образ что-то повелительное, властное. За каждым рубцом скрывается своя битва.

Другая черта внешности – седина. Предложений, в которых она украшает образ, много:

Поседевшая голова...;
...поник седою головою...\";
...исчерна белые брови, подобные кустам...\";
...потрясал посеребрившеюся в козацких делах головою...\".


Казацкие закрученные усы, веселый чуб – обязательные украшения внешности запорожца.

Тарас – семьянин

У Бульбы много званий: пан, дворянин и помещик. У казака есть слуги, среди них он выбирает будущих попутчиков:

«отобрал слуг, которые должны были завтра с ними ехать…».

Зажиточный казак не принимает польских обычаев. Он живет просто и скромно, по-русски. Время и исторические события наложили свой отпечаток. Он оскорбляет и бьет жену. «Суровый прельститель…» держит женщину в страхе. Ласки были только из милости. Называет жену по разному, но у нее нет имени:

  • стара;
  • старуха.
Нет нежности даже во взгляде, все строго и четко соответствует в семье только его желаниям. Старый запорожец не представляет себя осевшим хозяином дома:

«гречкосеем, домоводом…».

Для него не возможен присмотр за животными, не его

« бабиться с женой…».

Он держит семью только для продолжения своего рода, для соблюдения традиций христианства.

Тарас – воин

Опытный воин провел в сражениях большую часть своей жизни. Казак редко был рядом с женой:

«Она видела мужа в год два-три дня…».

Затем как все женщины оставалась одна, жила только вестями о муже:

«…несколько лет о нем не бывало слуху…».

Сильный характер позволял Тарасу быть всегда впереди:

  • опыт и знания военного дела;
  • ненависть к любым врагам страны;
  • умение быть отличным стратегом;
  • уважение товарищей к нему и его к ним.
Запорожцу нет равных в доблести и стремлении победить. Бульба свиреп и беспощаден. Даже сына отец лишает жизни, он становится для него врагом, когда предает казачество и Отчизну. Жутко читать страницы гибели герои. Его сжигают на костре, а он как будто не замечает огня, смотрит вдаль, где спасаются друзья-запорожцы.

Тарас – отец

Как отец казак строг и неумолим. Он желает видеть в своих сыновьях продолжение себя, сильных полковников, защищающих Русь. Именно поэтому он не представляет «нежбу» для уставших и только что вернувшихся с учебы парней. Для него отдых – это конь и чистое поле. Нежность остается в стороне.

Другие характеристики отца:

Образованность. За внешним равнодушием и неприятием наук, Тарас скрывает знания и образованность. Остап замечает, что отец разбирается во всем:

«…все старый…. знает, а еще прикидывается...».


Упрямство. Переменить мнение запорожца невозможно. Если он что-то решил, никто не сдвинет его с места. «…Упрямство и досада…» иногда мешают ему, но он остается непреклонен.

Прямота и грубость. Как истинный казачий полковник, Тарас родился для драки, битв и войн. Грубый нрав прямолинеен, казак вставляет в речь слово, которое автор не может повторить, «…не употребляется в печати…».

Тарас - казак

Старый запорожец любит Сечь. Для него она духовное начало и место, где раскрывается смысл его жизни. Все принципы Запорожской Сечи прошли через характер героя. Он отлично разбирается в политике. Умеет различить обман и ложь. Понимание психологии друга и врага – удивительная способность Бульбы. Он как будто видит насквозь, проникая внутрь мыслей и слов. Тарас не прочь попьянствовать, но горилка не лишает дара мыслить. Казак предпочитает чистую крепкую горелку, без всяких изысков. «…гулять напропалую, пить и бражничать…» он может как русская душа.

Тарас Бульба – личность разносторонняя и многогранная. Истинный верящий православный христианин живет любовью к Отчизне, не умеет быть ласковым и нежным. Бульба чтит традиции, славит казачество, умеет дружить. Запорожец силен духом и телом, он крепко держит в руках оружие, защищая идеалы, которые в нем воспитали.