Анализ педагогической деятельности. Анализ работы учебной части за год. Вхожу я в класс, а сердце бьется

В этом заключается диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Она находит выражение в форме закона соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил.
Способность каждой данной системы производственных отношений приспосабливаться к развитию производительных сил, не изменяя своих основополагающих характеристик, означает далее, что ни один способ производства не уходит с исторической сцены автоматически. Для устранения данного способа производства необходимы действия субъективных сил по перестройке системы производственных отношений, внеэкономическое вмешательство в механизм воспроизводства. Способ производства ликвидируется не поступательным развитием производительных сил, а субъективным действием отдельных социальных слоев и групп.
В переходные эпохи на базе имеющихся производительных сил может функционировать (хотя и с разной эффективностью) каждая из сменяющихся систем производственных отношений. Это также свидетельствует о некоторой самостоятельности последних.
Диалектическое единство производительных сил и производственных отношений противоречиво. Каждая из его сторон предполагает другую в качестве условия своего существования, и в то же время наталкивается на ограничения, идущие от нее. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями является одним из важнейших противоречий данного способа производства.
Реально в способах производства производственные отношения почти всегда в разной степени отстают, противоречат уровню и характеру развития производительных сил. Основная причина инертности, консервативности производственных отношений заключена в том, что экономически и политически господствующий социальный слой не желает изменять существующие производственные отношения, которые отвечают их экономическим интересам и гарантируют политическое господство. Результат отставания производственных отношений, особенно долговременного, всегда выражается в снижении уровня производительности труда, темпов развития экономики и уровня жизни большей части населения.
Если несоответствия производительных сил и производственных отношений незначительны, то они преодолеваются совершенствованием организационно-экономических и социально-экономических отношений в пределах существующего способа производства или в пределах переходной экономики, путем реформ. Если же противоречия экономических интересов социальных групп общества крайне обострены, антагонистичны, то требуется качественное изменение производственных отношений, и, прежде всего, социально-экономических, путем революций, что знаменует переходы к новым способам производства.
Способ производства, как единство противоречиво взаимодействующих и взаимообусловливающих двух сторон – производительных сил и производственных отношений, не исчерпывает полной характеристики реального общества. Движущими силами экономического прогресса является не только экономический базис (производственные отношения в единстве с производительными силами). Активную роль в экономическом прогрессе играет и субъективная надстройка, которая возвышается над экономическим базисом. В ее состав входят идеологические, политические, юридические, религиозные, нравственные и иные отношения и соответствующие этим отношениям институты: партии, государство, право, церковь, мораль и т. д. Надстройка и способ производства образуют общественно-экономическую формацию.
Материал, изложенный в данном вопросе, может быть подытожен следующей схемой (см. рис. 3.1).

Структура общественно-экономической формации

Рис. 3.1

3.4. Процесс труда и процесс производства. Результаты общественного производства. Экономические блага и их классификация

Экономическая теория изучает экономические отношения, складывающиеся в каждой фазе воспроизводства, т. е. отношения производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. В этой главе будут рассмотрены отношения производства.
Создание материальных благ представляет решающую сферу деятельности людей. Отношения, складывающиеся в процессе производства, определяют характер отношений распределения, обмена и потребления материальных благ.
Что же такое процесс производства?
Производство – это процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества.
Всякий процесс производства есть, прежде всего, процесс труда. Основными элементами процесса производства являются:
1) сам труд как сознательная целенаправленная человеческая деятельность;
2) предметы труда, т. е. все то, на что направлена деятельность человека;
3) средства труда, т. е. все то, чем человек воздействует на предмет труда. В их составе выделяется, прежде всего, активная часть – орудия труда (машины, механизмы, инструменты), при помощи которых человек преобразует предметы труда, приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей;
Однако процесс производства понятие более широкое, чем процесс труда. Кроме процесса труда, оно включает в себя организационные и технологические перерывы. Их характеристика приводится в главе 12 учебника.
Производство имеет две взаимосвязанные стороны:
1) отношение людей к природе, в котором люди видоизменяют вещество природы для удовлетворения своих потребностей. Господство человека над природой характеризуется уровнем развития производительных сил и, прежде всего, средств производства (лук, лопата, соха, паровые машины, электричество, электронная техника). В этом отражается материальное содержание производства, его техническая сторона;
2) отношение людей друг к другу в процессе производства, или взаимоотношения людей в процессе производства. Это есть не что иное, как производственные отношения людей, центральное место среди которых занимают отношения собственности. Это есть общественная сторона, общественная форма производства. Общественная форма производства всегда имеет определенный исторический тип, определенное социально-экономическое содержание. Это содержание определяется типом собственности. Поэтому принято говорить о производстве первобытно-общинном, рабовладельческом, феодальном, капиталистическом, высокоассоциированном.
Экономическая теория как раз и изучает общественную форму производства. Люди участвуют в производстве не в одиночку, а коллективно, сообща. Поэтому производство всегда является общественным.
Процесс производства – это деятельность людей по непосредственному созданию материальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей.
Экономическая теория рассматривает производство в узком и широком смысле. В узком смысле производство – это процесс создания материальных благ в течение данного периода времени. Производство в широком смысле, взятое как непрерывно возобновляющийся процесс, выступает как общественное воспроизводство и включает также распределение, обмен и потребление созданного продукта. Во взаимосвязи этих фаз воспроизводства примат принадлежит производству. Оно создает продукт потребления и формирует потребности общества.
Различают материальное и нематериальное производство. Первое включает отрасли по производству материальных благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.). Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование, наука, искусство и т. д.). Это два взаимосвязанных вида производства, причем одно без другого существовать не может. Соотношение между ними предполагает гармоничное развитие общества.
Также необходимо различать производительный и непроизводительный труд. Производительный труд – это труд непосредственно участвовавший в создании натурально-вещественной формы общественного богатства, совокупного общественного продукта, национального дохода (труд в сфере материального производства, труд, который создает прибавочную стоимость). Непроизводительный труд – это труд, затраченный в сфере деятельности, где не создаются потребительные стоимости, а, следовательно, и общественное богатство. Это такой труд, который не принимает участия в создании прибавочной стоимости, труд в сфере нематериального производства.
Всякое производство имеет свои особенные формы. Среди исследователей нет единства воззрений на эту проблему. Все зависит от того, какие классификационные признаки принимаются за основу при определении социальных форм производства. Если за основу классификации принять этапы и уровень развития производительных сил, то на основе такого критерия выделяются следующие формы производства:
– доиндустриальное производство, где преобладает сельское хозяйство и ручной труд;
– индустриальное производство, где преобладает крупное механизированное промышленное производство;
– постиндустриальное производство (технотронное), где преобладает сфера услуг, наука, образование, информационные системы.
Формационный подход К. Маркса предполагает выделение первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, коммунистического производства.
В основу формационной классификации общественного производства заложен классовый подход к анализу его содержания и целей. В соответствии с марксистской трактовкой, целью капиталистического производства выступает получение прибавочной стоимости за счет усиленной эксплуатации работников.
Цель производства постиндустриального (технотронного) общества заключена в обеспечении экономического роста, обеспечении занятости, стабилизации уровня цен, справедливом распределении доходов, экономическом обеспечении малоимущих слоев населения.
Процесс производства одномоментно предполагает и процесс потребления. Более того, можно сказать, что производство – это процесс создания материальных благ и услуг и потребления их как факторов. Продукт как результат одного производства потребляется в последующем производственном процессе, образуя объем так называемого производственного потребления. Учитывая неразрывную связь производства и потребления, можно сказать, что и продукт есть результат динамики и взаимопроникновения двух этих явлений.
Итак, производство – это процесс. Как и любой другой процесс, он имеет и начало, и конец. В самом начале производственного процесса производитель имеет, с одной стороны, подготовленные ресурсы, с другой стороны – готовый продукт как цель, которую нужно достичь. Ясно, что если есть цель, но нет ресурсов или, наоборот, ресурсы есть, но не ясно, на что их использовать – процесс производства не начнется.
Результатом общественного производства является созданный продукт, или совокупность потребительных стоимостей. Масса этих продуктов, произведенных за определенный период времени, образует совокупный общественный продукт.
По натурально-вещественной форме и экономическому назначению совокупный общественный продукт состоит из двух частей
– средств производства и предметов потребления. Все отрасли макроэкономики, производящие средства производства, объединяются в I подразделение, а отрасли, производящие предметы потребления, образуют II подразделение общественного производства.
Деление совокупного общественного продукта на продукцию I и II подразделений осуществляется в соответствии с экономическим назначением создаваемых материальных благ, с фактическим использованием продукции. Так, например, если молоко спаивается теленку, то оно представляет средство производства и относится к продукции I подразделения. Если же молоко поступает в потребление людям, то оно уже представляет предмет потребления и относится к продукции II подразделения.
Продукт – это полезная вещь или услуга, идущая на воспроизводство факторов производства. Как результат человеческого труда, хозяйственной деятельности он становится экономическим продуктом. Экономический продукт, представленный в натурально-вещественной форме, выступает как материальный продукт, а в духовной, информационной форме – как интеллектуальный продукт или продукт, полученный в результате выполненных работ и услуг.
Работами в экономике называют трудовую деятельность, само существование которой рассматривается как продукт, как полезный и нужный результат (эффект) деятельности, подлежащий оценке и оплате. Так, строительные, ремонтные, монтажные, уборочные работы воплощают не только определенный вид деятельности, но и ее продукт.
Услуги – один из весьма распространенных видов работ, экономической деятельности, результатом которой является изменение качества существующих вещей (ремонт, реставрирование, обучение, лечение и т. п.).
Различают индивидуальный и общественный продукт. Индивидуальный продукт – это результат труда отдельного работника, представляемый одному лицу. Индивидуальный продукт обладает свойствами исключительности или конкурентоспособности (например, одежда, обувь, лечение и т. п.).
Общественный продукт – это результат труда совокупного работника, представляемый гражданам на равных началах. Такие продукты или услуги не могут быть присвоены отдельными лицами без предоставления их другим лицам (например, бесплатное образование, общественное посещение парков, музеев и т. п.).
В современной экономической литературе все чаще для характеристики созданного продукта используется термин «благо». Благами называется совокупность вещей, предметов, услуг, удовлетворяющих потребности людей.
Блага и потребности взаимосвязаны между собой. Чем больше создано в стране благ, тем выше уровень благосостояния людей, т. е. степень обеспеченности граждан товарами, услугами, условиями жизни, необходимыми для удовлетворения их потребностей. В то же время потребности определяют, какие блага и в каком количестве необходимо производить, чтобы удовлетворять спрос на них.
Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда, т. е. труда совершаемого при средних общественно нормальных условиях производства и средней интенсивности труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить.
Блага можно классифицировать по различным критериям:
1) по происхождению:
– природные блага естественного происхождения. Эти блага могут быть усвоены без каких-либо усилий. Они находятся в среде человеческого обитания и пригодны к употреблению без переработки (воздух, вода и все другие природные ресурсы);
– экономические блага, созданные обществом. Изготовление данных благ совершается в процессе производства. Эти производимые блага называются экономическими. Именно они являются продуктом общественного производства;
2) по роли в потреблении блага делятся на:
– предметы первой необходимости (пища, одежда, жилье);
– предметы не первой необходимости (роскоши). Это изделия из драгоценных металлов, картины, яхты и т. п.;
3) по характеру потребления:
– прямые (потребительские) – удовлетворяющие потребности населения в предметах потребления (продукты питания, одежда, обувь и т. д.);
– косвенные (производственные), удовлетворяющие потребности предприятий в средствах производства. Они называются косвенными, так как удовлетворяют потребности людей опосредствованно, через создание потребительских благ (машины, оборудование, сырье, помещение и т. д.);
4) в зависимости от количества потребителей, пользующихся благами:
– частные (индивидуальные). К ним относятся блага, которыми пользуются отдельные потребители;
– общественные, потребляемые населением совместно;
5) по содержанию:
– материальные блага, представленные в натурально-вещественной форме (предметы личного потребления, средства для производства различных благ);
– духовные блага, представленные в информационной форме, в виде интеллектуальных работ и услуг;
6) по времени использования:
– настоящие блага, находящиеся в непосредственном распоряжении субъектов хозяйствования в каждый данный момент;
– будущие блага, которыми хозяйствующий субъект будет распоряжаться в будущем (в перспективе);
7) по продолжительности использования:
– блага многоразового использования, предназначенные для удовлетворения как потребительских, так производственных потребностей (книги, бытовая техника, оборудование для производства и т. д.);
– блага одноразового потребления, удовлетворяющие потребительские и производственные потребности (продукты питания, сырье для производства различных предметов и др.);
8) по взаимосвязи и схожести:
– взаимодополняемые блага, которые своими свойствами взаимосвязаны и дополняют друг друга при удовлетворении каких-либо потребностей людей (стол и стул, видеомагнитофон и телевизор, магнитная лента и аппарат для последующего воспроизведения телеизображения и др.);
– взаимозаменяемые блага (субституты), которые схожи по своим свойствам и функциям и могут удовлетворить одну и ту же потребность (чай и кофе, услуга по перевозке людей и груза,
выполняемая различными видами транспорта – поезд, автомобиль, самолет и т. д.).
Являясь благом, услуги также имеют свою специфическую классификацию. В статистике принята следующая классификация услуг: бытовые услуги (по направлениям), услуги связи, культуры, по содержанию детей в дошкольных учреждениях, туристско-экскурсионные, здравоохранения и образования, правового характера, финансово-кредитной системы, учреждений физической культуры и спорта.
Интересно раскрыть сущность, взаимосвязь и проблемы эффективного предоставления общественных и частных благ.
Что такое «общественное благо»? Каков критерий причисления благ к разряду «общественных»? У общественных благ имеется в наличии две характерные черты – неконкурентности в потреблении и неприсвояемости. Необходимо остановиться на содержании понятий «неконкурентность в потреблении» и «неприсвояемость».
Отсутствие конкуренции (неконкурентность) в потреблении, или, в иной терминологии, неделимость в потреблении, означает следующее: в отличие от потребления блага частного потребление общественного блага одним индивидом не уменьшает возможностей его потребления другими, т. е., поступив в обращение, благо уже не покидает его. На языке предельного анализа эта черта определяется следующим образом: коль скоро общественное благо произведено и поступило в потребление, предельные издержки обеспечения доступа к нему еще одного, добавочного потребителя равны нулю.
Неприсвояемость, или, в иной терминологии, неисключимость из потребления, означает, что воспрепятствовать потреблению такого блага лицам, не желающим платить за него, невозможно или запретительно дорого.
В реальной действительности блага могут обладать этими свойствами в разной степени и различных сочетаниях, что иллюстрирует приведенная ниже таблица, содержащая примеры типологии частных и общественных благ (табл. З.1.).
Большинство благ – частные, они обладают и конкурентностью в потреблении, и присвояемостью. Некоторые блага, являющиеся одновременно и неконкурентными в потреблении, и неприсво-яемыми, относятся к чистым общественным благам (классический пример – национальная оборона). Что же касается благ со «смешанными» признаками, у которых неконкурентность в потреблении сочетается с присвояемостью и, наоборот, конкурентность в потреблении – с неприсвояемостью, их место в типологии «блага частные – блага общественные» зависит от избранного критерия.

Таблица 3.1
Некоторые примеры типологии частных и общественных благ


Общественные блага можно подразделить на потребляемые по выбору и без выбора, т. е. обязательно. К первым относятся блага, которые индивиды могут потреблять в любом количестве в пределах произведенного выпуска, в том числе и в нулевом, а ко вторым благам – блага, потребляемые всеми жителями страны в количестве, равном произведенному выпуску. Примером благ первого типа является радио и телевещание, благо второго типа – национальная оборона. Блага первого типа могут быть как при-свояемыми, так и неприсвояемыми, блага второго типа – неприсвояемые.
Эффективное (или общественно-эффективное) предоставление благ в неоклассической микроэкономической теории подразумевает Паретооптимальность, т. е. такое размещение ресурсов в экономике, при котором невозможно повысить благосостояние любого лица без снижения благосостояния другого (других). Каково условие Паретоэффективного предоставления общественных благ? Отличается ли оно от соответствующего условия для благ частных? Может ли рыночный механизм обеспечивать эффективное предоставление общественных благ? Каковы реальные формы их предоставления?
Необходимое условие эффективного предоставления общественных благ состоит в следующем: совокупная готовность членов общества платить за предоставляемое количество блага должна равняться суммарным предельным издержкам производства.

3.5. Производственные ресурсы и факторы производства, их редкость(ограниченность)

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Эти отношения представлены производственными ресурсами. В экономической теории понятием «ресурсы» обозначают совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ, а также услуг.
Природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства (солнечная энергия, водные ресурсы, полезные ископаемые).
Материальные ресурсы представлены всеми средствами производства, которые сами являются результатом производства (средства и предметы труда).
Трудовые ресурсы представлены рабочей силой, т. е. населением в трудоспособном возрасте (существенное значение для характеристики трудовых ресурсов имеет их состав по возрасту, полу, квалификации, уровню образования, по мотивации к труду).
Финансовые ресурсы представлены денежными средствами, которые общество выделяет для процесса производства. Их источниками являются инвестиционные средства, ценные бумаги, налоги, денежные сбережения, государственные займы.
Информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.
Технологические ресурсы представляют собой новые технологии, отражающие движение информации между работником и машиной, а также между электронными устройствами.
Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.
Производственные (экономические) ресурсы ограничены, их меньше, чем необходимо для удовлетворения потребностей при данном уровне общественного развития. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. Необходимо различать абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить круг потребностей, то в этом случае абсолютная ограниченность становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.
Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная – для материальных, финансовых, информационных и технологических ресурсов.
Потребности стимулируют развитие производства. Возросший экономический потенциал общества позволяет преодолеть ограниченность факторов производства по отношению к прошлым потребностям. Понятие ограниченности, редкости ресурсов отражает то объективное обстоятельство, что при данном уровне и темпах экономического развития увеличение как отдельного фактора производства, так и их совокупности имеет предел.
Ограниченность, редкость факторов производства приводит к одновременному использованию, как передовых, так и устаревших видов техники и технологий, выполняющих одну и ту же производственную функцию. Хорошо понятно, что возможности экономического роста зависят от имеющихся факторов и их сочетания. Отсюда вытекает ряд принципов, позволяющих в известных пределах преодолевать дефицитность факторов производства. К ним относятся: взаимозаменяемость и взаимозамещение одних факторов другими, минимизация издержек производства, обеспечение предельной доходности любого фактора производства, достижение экономического равновесия, когда предельные издержки равны предельному доходу.

Уровень жизни являет собой индикатор удовлетворения человеческих потребностей в таких социально-экономических категориях как: материальные блага и услуги , а также бытовой, культурный сервис, обслуживание.

К материальным благам относятся: продукты питания, обувь, одежда, жилища, предметы быта, культуры.

К материальным услугам – услуги по созданию, реализации перечисленных вещей, их ремонту, починке, улучшению.

К бытовым услугам относятся в широком понимании: услуги коммунальные, транспорта, связи, медицинские, службы быта. Культурные оказывают учреждения образования, искусства, культуры.

Уровень жизни характеризует , население конкретного государства, региона, муниципального образования и является элементом такого понятия как «образ жизни».

Его динамика, дифференциация определяются в значительной мере степенью развития производительных сил, структурой, объемом ресурсов, доходов государства, населения, использованием ВНП, производством, характером распределения доходов.

Таким образом, материальные блага и услуги включены в социально-экономические категории и являются неотъемлемой частью жизни любого современного человека. Что касается материальных услуг, то в достаточной степени они представлены только в развитых странах.

А теперь к вопросу влияния материальных благ и услуг на бизнес. Так как мы выяснили, что указанная категория происходит из человеческих естественных и социальных потребностей, то, следовательно, они определяют основную массу потребительского спроса.

Ведь главным образом люди нуждаются в удовлетворении их . Все остальное — второстепенно. Это значит, что преобладающая доля спроса и, как следствие, бизнес-предложения касается именно представленных благ, услуг.

Кроме того, та часть материальных благ, которая появляется на свет только благодаря человеку, именуются производственной.

А значит, производство любой продукции (вещей материального мира) опосредовано потребностью общества, людей в материальных благах.

Также выделяют потребительские и инвестиционные материальные блага. Первые предназначены для удовлетворения личных, семейных нужд, а вторые — для производственных.

Еще различают общественные и частные материальные блага, дифференцируемые в зависимости от субъектов потребления.

Другой вопрос, что рынок материальных благ и услуг может быть перенасыщен, и на нем сложнее выживать из-за высокой конкуренции.

Поэтому начинания в этой всегда сопряжены с дополнительным риском: остаться не у дел из-за большого числа аналогичных предложений.

Именно поэтому в предпринимательстве в области материальных благ и услуг наиболее важен оригинальный, креативный подход, уникальные предложения – фишка, которая привлечет внимание покупателей, заинтересует их.

Это что касается этапа вливания в рыночный сегмент. В дальнейшем же необходимо расположить к себе потребителей, сформировать их лояльность, удержать их, создать собственную базу постоянной клиентуры.

Для этого необходима грамотная маркетинговая политика (специальные : акции, скидки, бонусы, дисконтные карты, накопительная система и многое другое).

Потребители порождают спрос на определенные материальные блага, услуги, а бизнес этот спрос удовлетворяет.

Подводим итог: материальные блага и услуги выступают главнейшим элементом социума, как частной жизни индивидов, так и общественной, неотъемлемой частью которой сегодня является и бизнес.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе –педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций педагог должен обладать определенным профессионализмом. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. В обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям. Но при этом уровень профессиональной деятельности не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг. Противоречия, существующие в сфере профессиональной деятельности современных педагогов, определяют несомненную актуальность данного вопроса, и требуют анализа профессиональной деятельности педагога.

Приступим к раскрытию содержания основных понятий:

Педагог в Энциклопедическом словаре:

Педагог - (от греч. paidagogos - воспитатель) - 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.). 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Де́ятельность (активность) - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

Педагогическая деятельность- разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

Профессиональная деятельность представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

II. Профессиональная деятельность педагога

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое определяется постановкой целей и задач воспитательно-образовательной работы с детьми адекватно современным запросам, подбором наиболее эффективных методов и приемов для их реализации, и, главное, достижением тех результатов, которые были запланированы. Качество достигаемых результатов зависит от личностных характеристик педагога, его педагогических умений, компетентности.

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

С одной стороны, эти цели являются вполне конкретными и даже в определенном смысле узкими, если рассматривать отдельные эпизоды взаимодействия субъектов педагогического процесса, такие, например, как сообщение той или иной информации ребенку, значимой для формирования его представлений об окружающем мире, обсуждение или оценка поступка ребенка и развитие у него адекватных форм поведения. С другой стороны, смысл педагогической работы с детьми, а, следовательно, значительно более важная стратегическая ее цель - развитие ребенка как самобытной и неповторимой личности.

Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек-человек».

Педагогическая задача - это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.

Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного состояния к другому.

Все педагогические задачи делятся на два больших класса - задачи по обучению и задачи по воспитанию человека.

Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, в положительную сторону изменить его отношение к коллективу, стимулировать ответственные поступки, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.

Задачи процесса обучения :

    стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;

    организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

    развитие мышления, творческих способностей и дарований;

    выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

    совершенствование учебных умений и навыков.

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы включают в себя различные методические приемы. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.

Классификация методов.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Применение методов осуществления педагогического процесса ведет к изменению личности постольку, поскольку оно ведет к возникновению мыслей, чувств, потребностей, которые побуждают к определенным поступкам. Отсюда можно сделать вывод, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися необходимо формировать их сознание, возбуждать соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения, навыки и привычки. А это происходит как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, что требует объединения методов обучения и воспитания в единую систему.

Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид:

    методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

    методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные _методы);

    методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

    методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

Таким образом, в практической деятельности учитель, выбирая методы педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Оригинальная концепция деятельности учителя разработана в работах А. К. Марковой. В рамках концепции А. К. Маркова (1993) выявляет и описывает десять групп педагогических умений, которыми должен владеть педагог. Рассмотрим вкратце содержание данной модели.

Первая группа включает в себя следующий ряд педагогических умений. Преподаватель должен уметь:

увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;

конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения подобных задач.

Вторую группу педагогических умений составляют:

работа с содержанием учебного материала;

способность к педагогическому истолкованию информации;

формирование у школьников учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей;

изучение состояния психических функций учащихся, учет учебных возможностей школьников, предвидение типичных затруднений учащихся;

умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;

умение использовать сочетания форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя.

Третья группа педагогических умений относится к области психолого- педагогических знаний и их практического применения. Преподавателю следует:

соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;

уметь создавать планы развития своей педагогической деятельности.

Четвертая группа умений - это приемы, позволяющие поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные - создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.

Пятая группа умений включает в себя приемы, способствующие достижению высокого уровня общения. К ним относятся:

умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком (ученик должен ощущать себя уникальной полноценной личностью);

владение приемами риторики;

использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;

преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Шестая группа умений. Это умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, то есть реализация и развитие педагогических способностей; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер; осознание собственных положительных возможностей и возможностей учащихся, способствующее упрочению своей позитивной Я-концепции.

Седьмая группа умений понимается как осознание перспективы собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, максимальное использование природных интеллектуальных данных.

Восьмая группа умений представляет собой определение характеристик знаний, полученных учащимися в период учебного года; умение определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года; умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Девятая группа умений - это оценивание учителем воспитанности и воспитуемости школьников; умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; способность учителя увидеть личность ученика в целом, взаимосвязь его мыслей и поступков, умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности.

Десятая группа умений связана с интегральной, неотъемлемой способностью учителя оценить свой труд в целом. Речь идет об умении увидеть причинно-следственные связи между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами.

Таким образом педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма.

Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки.

Анализируя профессиональную деятельность педагога можно сказать, что его деятельность строится не только на постановке целей, задач, использования методов и приемов в своей работе, но и умением взаимодействовать с семьей.

Современная семья - это источник самых разнообразных психолого-педагогических проблем. Далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему воспитания, что, и призвано скорректировать образовательное учреждение. Для того чтобы помочь обучающемуся в решении разнообразных проблемных ситуаций педагогу необходимо владеть необходимым уровнем психолого-педагогического знания в области семьи и организации бесконфликтных семейных отношений. Современный педагог-профессионал должен в совершенстве знать психологию и педагогику семьи, основы теории и методики работы с семьей. Он должен быть не только высоко квалифицированным специалистом-предметником, но и творчески работающим воспитателем, в совершенстве знающим своих детей, их проблемы, склонности, личностные ориентации, условия их жизни в семье.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы с определенным коллективом родителей.

Традиционные формы работы с родителями:

    родительские собрания

    общеклассные и общешкольные конференции

    индивидуальные консультации педагога

    посещения на дому

Рассматривая профессиональную деятельность педагога П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные «нравственно-волевые свойства» учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям. При этом «...любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии: можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь собственно против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать ни малейшего расположения ни к детям, ни к юношеству». Очевидно, что только объединение подлинной любви к учащимся и к педагогической профессии обеспечивает профессионализм учителя.

III. Вывод

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Эта важнейшая мысль подчеркивалась П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и другими педагогами и психологами.

Список литературы:

    Педагогика: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.- 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576с.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/ Свободная энциклопедия.

    http://drusa-nvkz.narod.ru/Pedagog-Sib.html С.А.Дружилов

Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход.

// Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8), – С.26-44.

    Большой энциклопедический словарь

    Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, A. А. Реан. - СПб., 2000.

    http://www.chuvsu.ru Психология и педагогика. Лялина Л.В.

Педагог – это не профессия, это образ жизни. Нет почетнее профессии, чем профессия

педагога, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыка-

ми, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют личностные качества, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как быть молодому педагогу, только начинающему свою педагогическую деятельность, не имеющего порой ни образования, ни опыта работы?

Сегодня в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. По-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и того, как удержать их там.

Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих деятельности методической работы в школе. Она посвящена анализу наиболее типичных затруднений учебного, дидактического характера, которые испытывают начинающие учителя в своей преподавательской деятельности.

Известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом.

Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - «вживания» в профессию.

Молодой специалист, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. С целью оказания методической помощи начинающим педагогам с 2012-2013 учебного года организована работа муниципальной «Школы молодого педагога».

Проект «Школа молодого педагога» представляет собой педагогическую систему повышения уровня профессиональной компетентности молодых специалистов в условиях инновационных изменений системы современного образования.

В основе проекта – профессионально-личностное развитие и саморазвитие молодого

педагога, способного выходить за пределы устоявшихся стандартов деятельности, самостоятельно осуществлять инновационные процессы творчества в самом широком смысле. Одним из основных условий реализации проекта является решение фундаментальной задачи комплексной подготовки педагога на основе компетентностного подхода.

Проект создает возможность для поступательной динамики личностного роста молодого

специалиста и его профессиональной мобильности.

На 1 сентября 2012года в состав « Школы молодого педагога» вошли 31 молодой педагог: 11 из них без стажа работы, 6 чел. имели стаж работы 1 год, 8 чел. – 2 года, 6 чел. – 3 года.

2013-2014 учебном году

2014-2015 учебном году

В школе занимались 37 молодых педагогов: 12 из них без стажа работы, 10 чел. имели стаж работы 1 год, 11чел. – 2 года, 4 чел. – 3 года.

2015-2016 учебном году занимаются 35 молодых педагогов: 12 из них без стажа работы, 10 чел. имеют стаж работы 1 год, 9 чел. – 2 года, 4 чел. – 3 года.

«Школа молодого педагога «– является одной из форм
повышения мастерства начинающих педагогов.

Цель:
Создание организационно-методических условий для эффективного развития профессиональной компетентности начинающего педагогав условиях современной школы.

Задачи:
1. Сформировать представление о статусе педагога и системе его работы в условиях инновационного развития в образовательном учреждении.
2. Расширить знания, умения и навыки в организации педагогической деятельности: самообразование, обобщение и внедрение передового опыта, создание методической продукции, аналитической деятельности.
3. Выявлять профессиональные, методические проблемы в учебном процессе начинающих преподавателей и содействовать их разрешению.
4. Пропагандировать педагогическое мастерство опытных преподавателей и оказывать помощь в совершенствовании знаний методики и педагогики.
5.Формировать творческую индивидуальность молодого педагога.
6.Создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов.
7.Развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.

Основные направления работы:
-
профилактическая работа;
- организация профессиональной коммуникации;
- мотивация самообразования;
- повышение квалификации начинающих педагогов;
- воспитательная работа в школе;
- психологическое сопровождение деятельности начинающих педагогов

Формы работы:
1. Масстер-классы

2.Семинары

3.Консультации

4.Практикумы

5.Анкетирование

Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года. В план включаются вопросы, которые интересуют молодых педагогов. В работе школы молодого педагога принимают участие директора школ, заместители по учебно-воспитательной работе, опытные учителя –наставники, творчески работающие педагоги.

На заседаниях школы молодого педагога были рассмотрены следующие вопросы:

    Работа со школьной документацией.(Молодые педагоги познакомились с оформлением классного журнала, личного дела учащегося. составлению календарно-тематических планов, нормативно - правовой базы:(Законом об образовании РФ», «Семейным кодексом», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка», «Конвенцией о правах ребенка», СанПин ом. ,локальными актами)

    Особенности ФГОС. (Современный урок, целеполагание, различные методы обучения, моделирование урока и его анализ)

    Практикум «технологическая карта урока» (структура современного урока)

    Организация проектной деятельности.

    Взаимодействие с родителями.( Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей, формирование психологического контакта с родителями, условия эффективного общения,

    Подготовка и проведение родительского собрания. (Психологические основы проведения родительского собрания)

    Современные образовательные технологии. (Технология как способ совершенствования качества образования, основные характеристики современных педагогических технологий, современные образовательные технологии деятельностного типа: Икт –технология, проблемно-диалогическую технологию; игровую технологию; технологию организации проектной деятельности; здоровьесберегающую технологию, технология критического мышления, технология сотрудничества, технология перспективно-опережающего обучения, технология продуктивного чтения. Использование новых педагогических технологий в учебном процессе,

    Психолого-педагогическая диагностика.

9.Электронное портфолио учителя. (Обобщение и систематизация педагогических достижений

10.Практикум «Составление рабочих программ».(структура рабочих программ)

11.Система работы с одаренными детьми. (обмен опытом)

12.Работа по теме самообразования.(Выбор темы и составление плана работы)

13.Мастер-классы «Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы».

14.Мастер-классы «Организация внеурочной деятельности».

Антон Семенович Макаренко писал:

«Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз,

как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет

хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»

Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь. За молодыми специалистамизакреплены учителя- наставники. Наставничество один из эффективных методов адаптации. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с молодым специалистом. Важную роль в планировании, составлении индивидуальных планов, планов работы наставников, играет диагностика молодых учителей. Результаты анкеты свидетельствует о том, каких успехов, достижений достиг учитель, какие проблемы возникли в процессе работы, какую методическую помощь необходимо ему дать. На основании этих результатов составляется план самообразования, изучения основных направлений его деятельности.

В течение учебного года регулярно (по мере необходимости) проводятся индивидуальные консультации. Молодые учителя получают конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов уроков, рекомендации.

Молодой специалист получает помощь не только от наставника. а так же от руководителя предметного объединения, заместителя директора, психолога, опытных учителей, классных руководителей. Открытые уроки, которые проводят учителя по разным предметам, дают возможность увидеть на практике особенности разнообразия форм и методов работы на уроках.

Обязанности педагогов-наставников

1. Оказывать помощь в разработке рабочих учебных программ и календарно- тематических планов преподаваемых дисциплин.

2. Оказывать помощь в подготовке к аудиторным и лабораторно- практическим занятиям.

3. Посещать занятия начинающего педагога и анализировать их проведение.

4. Помогать в организации самообразования начинающего педагога.

Подводя итоги работы Школы молодого педагога, можно сделать вывод, что методическое сопровождение способствует успешной педагогической адаптации начинающих учителей, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить профессиональный уровень.

Этому свидетельствует и то, что педагогические коллективы школ района пополнились молодыми специалистами

На этом фоне одной из первостепенных задач становится всемерная поддержка молодых специалистов, которые выбрали нелегкий путь педагога.

Вхожу я в класс, а сердце бьется:

«Надеюсь, верую, люблю!»

И эти три святые слова

душе ребенка отдаю.

Учитель – я!

И званье это –

предназначение судьбы,

Великий дар, сиянье света,

осуществление мечты.

Спасибо за внимание.