Условия для детей с овз в доу. ОВЗ - что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду
Людмила Толстик
Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного вида в условиях реализации ФГОС
Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации» .
Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий .
Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ. Даже в случае, если педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение комиссии.
Как в практике нашего ДОУ реализуется данный этап ?
4.7. В ДОУ функционирует Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк, в состав которого входят учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, старший воспитатель – председатель консилиума. Согласно Положению о ПМПк одной из задач является своевременное выявление и комплексное обследование детей , имеющих отклонения в адаптации, обучении и поведении . Одна из основных функций - проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его нахождения в дошкольном образовательном учреждении. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями воспитанников. Во всех случаях согласие на обследование и (или) коррекционную работу должно быть оформлено в письменном виде. На основании полученных данных, их коллегиального обсуждения и анализа на заседании ПМПк составляются заключение и рекомендации для последующей углубленной диагностики детей в присутствии родителей (законных представителей) на заседание Муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии (МПМПК) .
Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия работает в двух направлениях : обследует детей , даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях. Сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия , которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу , где осуществляется инклюзивное образование . Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.
Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья :
Термин «инклюзивное образование » , имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.
В законе «Об образовании» вводится следующее определение : «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется , и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании. В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять :
в группу компенсирующей направленности,
в группу комбинированной направленности .
В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?
В нашем ДОУ вот уже на протяжении 14 лет инклюзивное обучение детей с ОВЗ , осуществляется в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
1. Инклюзивное образование в группах компенсирующей направленности
Группы компенсирующей направленности - это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например, группы для детей с нарушениями слуха , или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи , и так далее. Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также подпадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из особенностей воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей - в зависимости от категории детей .
К сожалению, число детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи катастрофически растет год от года. Если в начале 2000 годов, таких детей в нашем ДОУ было приблизительно 35-45% от общего количества детей в возрасте 4 ,5-5 лет, то результаты последней диагностики, проведенной мной в течение феврали 2017 года просто шокирующие 88% от общего количества детей в возрасте от 4 до 5 лет имеют нарушения устной речи, в ПАООП НОО обозначенными как «Тяжелые нарушения речи» .
Согласно ФЗ «Об образовании» , как только в образовательной организации появляются дети, предоставившие заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья» , создаются специальные условия , определенные ПМПК для организации образования обучающихся с ОВЗ . А специальные образовательные условия - это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательным условиям следует отнести : повышение квалификации педагогов, обучение педагогов , их подготовка к работе с детьми c ОВЗ методическую составляющую; изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование » ; кадровое обеспечение в соответствии с действующим законодательством : организация образовательного процесса обучающихся с ОВЗ предусматривает введение в штатное расписание образовательной организации дополнительных ставок педагогических работников (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, учителя-дефектолога, тьютора, ассистента) при предоставлении документов, подтверждающих необходимость в данных специалистах.
Удовлетворяя требования к специальным образовательным условиям и потребностям детей с ОВЗ , необходимо обеспечить :
Выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
Организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе ; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития…»
Имеющиеся в настоящее время в нашем ДОУ возможности инклюзивного образования закроют лишь 35% от потребностей детей с ОВЗ . И эта большая проблема должна быть решена администрацией ДОУ безотлагательно.
Согласно приложению к письму Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 09.01.2017 № 47-26/17-11
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в муниципальных образовательных организациях Краснодарского края»:
5.1. В образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как в отдельных классах (группах, так и совместно с другими обучающимися .
5.2. Образование обучающихся с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях может осуществляться :
в группах компенсирующей направленности;
в группах комбинированной направленности ;
через предоставление услуг дошкольного образования в вариативных формах (группы кратковременного пребывания; Центры игровой поддержки ребенка; консультационные пункты и т. д.).
Приводятся модели инклюзивного образования : постоянная полная инклюзия , постоянная неполная инклюзия , частичная, временная, эпизодическая инклюзия .
Считаю, что для удовлетворить особые образовательные потребности нашего контингента детей может такая модель , как
«5.4.2 постоянная неполная инклюзия : неполное включение обучающихся с ОВЗ в совместную с обучающимися без ограничений здоровья учебную (групповую) и внеурочную образовательную деятельность. Уровень психического развития таких обучающихся с ОВЗ несколько ниже возрастной нормы, они нуждаются в систематической коррекционной помощи, но при этом способны в целом ряде предметных областей обучаться наравне со здоровыми сверстниками. В этом случае часть учебных предметов (образовательной деятельности) обучающиеся с ОВЗ осваивают совместно с обучающимися без ограничений по здоровья, а другие предметы (образовательные области) – отдельно с учителем-дефектологом. Большую часть внеурочной деятельности обучающиеся с ОВЗ осуществляют совместно со сверстниками без ограничений здоровья».
То есть необходимо введение групп комбинированной направленности .
2. Инклюзивное образование в ДОУ в группах комбинированной направленности
Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети , у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе. Как правило, программы, которые используют педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс, однако методы обучения детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою.
Используемая литература и интернет-ресурсы :
1. http://www.resobr.ru/deti-s-ovz-v-dou
2. ФГОС НОО для детей с ОВЗ
3. ПАООП НОО обучающихся с ТНР
4. Приложение к письму министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края от 09.01.2017 № 47-26/17-11 «Методические рекомендации
по организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях Краснодарского края
Система государственного специального образования включает в себя дошкольные образовательные учреждения специального назначения:
Ясли-сады;
Детские сады;
Дошкольные детские дома;
Дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.
Комплектование учреждений происходит по принципу ведущего отклонения в развитии. Созданы дошкольные учреждения (группы) для детей:
С нарушением слуха (глухих, слабослышащих);
С нарушением зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);
С нарушением речи (для детей с заиканием, с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);
С нарушениями интеллекта;
С нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Наполняемость групп в специальных дошкольных учреждениях меньшая по сравнению с массовыми детскими садами (до 15 воспитанников).
В штат специальных дошкольных образовательных учреждений вводятся специалисты – логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, дополнительные медицинские работники.
Образовательный процесс в специальных дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания разработанными и утвержденными Министерством образования РФ для каждой категории детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями .
Занятия в специализированных ДОУ перераспределены между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводят не воспитатели, а учителя-дефетологи.
В компенсирующих учреждениях организованы специальные виды занятий, такие, как развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья посещение специального дошкольного образовательного учреждения бесплатно (письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»).
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.
В соответствии с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК .
Большинство детей с ОВЗ воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до трех лет и старше трех лет) детей:
с тяжелыми нарушениями речи – 6-10 человек;
с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – до 12 человек;
глухие – до 6 человек для обеих возрастных групп;
слабослышащие – до 6-8 человек;
слепые - до 6 человек для обеих возрастных групп;
слабовидящие, дети с амблиопией, косоглазием – 6-10 человек;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6-8 человек;
с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) – до 6-10 человек;
с задержкой психического развития – 6-10 человек;
с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет – до 8 человек;
с туберкулезной интоксикацией – 10-15 человек;
со сложными (комплексными) дефектами – до 5 человек для обеих возрастных групп.
Для детей с ОВЗ, которые по разным причинам не могут посещать ДОУ в обычном режиме, в садах организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ. Общая продолжительность занятий составляет пять часов в неделю (инструктивное письмо Министерства Образования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).
Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей с ОВЗ – образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, типовое положение утверждено постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867. Это различные центры: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Данные учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент учреждений составляют дети:
С высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения;
С нарушениями эмоционально-волевой сферы;
Подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;
Вынужденные покинуть семью, в т.ч. по причине несовершеннолетия матери;
Из семей беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Основными направлениями деятельности данных учреждений являются:
Диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;
Образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;
Организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
Для детей, нуждающихся в длительном лечении, существуют различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения оказывают помощь семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении. В соответствии с типовым положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.
Нередки случаи, когда дети с ОВЗ до 5-6-летнего возраста не посещали дошкольное образовательное учреждение. Для подготовки к обучению в школе предусмотрен ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).
Кроме того, согласно инструктивному письму Министерства Образования России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе», благоприятные условия для подготовки к школьному обучению могут быть созданы для детей 3-6 лет на базе ДОУ или для детей 5-6 лет на базе общеобразовательных учреждений («Школа дошкольника»). Для проведения занятий могут комплектоваться группы ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, посещающих занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.
Отбор детей с ОВЗ во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК, но чаще ребенка направляют специалисты из образовательного учреждения, которое посещает ребенок или из лечебно-профилактического учреждения (поликлиника, детская больница, сурдологический центр и др.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения .
Похожая информация.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ
ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество детей, относящихся к категории с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимы особые условия и грамотное, с точки зрения коррекционной педагогики, сопровождение.
Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.
На ряду с этим особую тревогу на этапе перехода от традиционного дошкольного образования к инновационному вызывает проблема обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), большой разнородной группы детей с недостаточным уровнем психофизического и речевого развития, находящейся в условиях скрытой интеграции в общеразвивающих ДОУ. Интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения – это социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования. В массовых ДОУ находится более 30% детей с ОВЗ, интегрированных в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам:
Дети без соответствующих диагнозов, но с нарушениями адаптации; их "интеграция" обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено;
Дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка , по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду.
К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ОВЗ в социальную жизнь. Слабо разработана и система включения детей с ОВЗ в массовые детские сады. Многие педагоги оказываются в затруднительном положении, т. к не готовы и не способны оказывать помощь таким детям.
Решение проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках существующей системы образования осложнено рядом противоречий между:
Возможностью детей с ОВЗ посещать массовые детские сады и не готовностью и не способностью педагогов оказывать помощь таким детям;
Необходимостью реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей всех категорий с ОВЗ в ДОУ в зависимости от их психофизических возможностей и отсутствием теоретически обоснованной стратегии организации этого процесса на всех уровнях управления системой ДОУ;
Нарастанием интенсивности социальных преобразований в обществе, порождающих интеллектуализацию образования в дошкольном детстве, усилением учебных нагрузок при обучении и воспитании детей в массовых ДОУ и несовершенством системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, интегрированных в ДОУ, способствующей сохранению и укреплению здоровья данной категории детей;
Необходимостью поиска альтернативных технологий обучения и воспитания, соответствующих индивидуальным психофизическим особенностям всех категорий детей с ОВЗ и отсутствием системы оценки эффективности и пользы этих технологий в условиях инновационных преобразований для детей с ОВЗ.
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием: для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса. И поэтому необходимо в массовых детских садах создавать комбинированные группы со сходными нарушениями у детей с ОВЗ.
Наш детский сад посещают дети, имеющие инвалидность, нарушение осанки, слуха и дети с логопедическими и поведенческими проблемами. Для этих детей очень важно быть любимыми, нужными принятыми, иметь по мере возможности самостоятельность, а значит и уверенность в своих силах.
Когда дети с ОВЗ стали посещать наш детский сад, мы столкнулись с проблемами, которые перечислены выше. Такие дети нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Мы убеждены, что главное в нашей работе – это, прежде всего, полноценное формирование личности каждого ребенка, а не только занятия по преодолению нарушений. Именно поэтому, мы вовлекли в коррекционно – развивающий процесс весь коллектив дошкольного учреждения, родителей и нормально развивающихся сверстников, так как мы считаем, что наша работа не должна ограничиваться стенами ДОУ. Ведь успешное преодоление нарушений у детей возможно только при условии индивидуального, толерантного отношения к личности ребенка и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего коллектива (учителей – логопедов, воспитателей, психологов и других специалистов). Проработав методическую литературу, были определены области деятельности специалистов и организована деятельность педагогического коллектива, все специалисты в своём направлении разработали методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ. На совместных занятиях мы, на наш взгляд, решаем главную задачу – включение ребенка с ОВЗ в детский коллектив нормально развивающихся сверстников и воспитание взаимного толерантного отношения друг к другу. А тесная взаимосвязь специалистов нашего детского сада позволяет сделать эти занятия максимально продуктивными.
Кроме того, важна включенность родителей в реальный педагогический процесс: это совместные «гостиные», семинары-практикумы. Перед педагогами ДОУ, стремящимися оказать действенную помощь семье с ребенком с ОВЗ, встаёт ряд непростых во всех отношениях проблем. Здесь не может быть каких - либо стандартных рецептов и типичных решений, все индивидуально.
Как было сказано выше, существует еще масса проблем по данной теме, но у нас уже есть свои маленькие победы: (это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ):
Наличие у детей с особенностями развития желания посещать детский сад;
Принятие детским коллективом и родителями нормально развивающихся сверстников детей с особенностями развития;
Привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.
Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в детском саду должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года.
Дети с ОВЗ: что это такое?
Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.
- речи,
- слуха,
- зрения,
- опорно-двигательного аппарата,
- интеллекта,
- психических функций.
Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов?
Отвечает Елена Кутепова, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета
К этой категории детей с ОВЗ относят дошкольников с задержкой или комплексными нарушениями развития, а также с выраженными расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы, что проявляется такими признаками:
- гиперактивность;
- неврозы;
- страхи;
- повышенная тревожность;
- быстрая утомляемость;
- нарушения навыков самообслуживания;
- социальная дезадаптация, трудности при установлении эмоциональных контактов;
- склонность ребенка к однообразным действиям – моторным, речевым и пр.
Ребенок с ОВЗ в детском саду отличается более низкой работоспособностью по сравнению со сверстниками, низкой социализацией и самооценкой. Как правило, адаптация и обучение таких ребят проходит медленнее и тяжелее. Именно поэтому педагоги должны приложить максимум усилий, чтобы малыш не страдал от осознания того, что отличается от остальных детей, был принят ими и включился в учебно-воспитательный процесс.
Нередко возникает путаница в определении понятий «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид». В чем разница? «Ребенок-инвалид» имеет более узкое значение, в то время как понятие «дети с ОВЗ» включает и детей-инвалидов, и детей с отклонениями в развитии, которые подтверждены ПМПК.
Виды нарушений у детей с ОВЗ, имеющих право получать дошкольное образование
Согласно утвержденной классификации, выделяют такие типы нарушений основных функций организма:
- психические процессы – нарушение памяти, внимания, речи, мышления, эмоций;
- сенсорные функции – нарушения слуха, зрения, осязания, обоняния;
- функции обмена веществ, дыхания, кровообращения, выделения, внутренней секреции, пищеварения;
- статодинамическая функция.
Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Существует психолого-педагогическая классификация детей, относящихся к системе специального образования:
- с нарушениями в развитии, вызванными органическими поражениями центральной нервной системы и функционирования зрительного, слухового, речевого, двигательного анализаторов;
- с отклонениями в развитии – имеют перечисленные выше нарушения, однако ограничения их возможностей выражены меньше;
- со значительными нарушениями в развитии.
Категории детей с ОВЗ
Педагогическая классификация нарушений выделяет такие категории детей с отклонениями от нормы развития:
- слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- зрения (слепые, слабовидящие);
- речи в разной степени;
- интеллекта;
- психоречевого развития;
- эмоционально-волевой сферы.
Также существует классификация по степени нарушений функций и возможностей адаптации.
- Первая степень – развитие с легким или умеренным нарушением функций, патологии могут выступать показаниями к признанию инвалидности или же полностью исчезнуть при правильном воспитании и обучении.
- Вторая степень соответствует третьей группе инвалидности взрослых. Нарушения являются выраженными и относятся к функционированию органов и систем. Такие дети нуждаются в создании особых условий, поскольку их социальная адаптация ограничена.
- Третья степень соответствует второй группе инвалидности взрослых. Сильно выраженные нарушения дают серьезные ограничения возможностям ребенка.
- Четвертая степень – нарушения функций органов и систем настолько резкие, что ребенок оказывается социально дезадаптированным. Поражения имеют необратимый характер. Усилия врачей, семьи и педагогов направляются на недопущение критического состояния.
Получать дошкольное образование в группе детского сада могут дети с ОВЗ, у которых такие нарушения:
- слуха, речи, зрения;
- задержка психического развития;
- психического состояния;
- опорно-двигательного аппарата;
- педагогическая запущенность;
- психопатоподобное поведение;
- тяжелые формы аллергии;
- частые общие заболевания.
Перечисленные нарушения должны быть представлены в легкой форме, иначе ребенку требуется находиться под присмотром родителей.
Инклюзивное образование: группы комбинированной и компенсирующей направленности
Термин «инклюзивное образование» появился в законодательной базе Российской Федерации в 2012 году, до этого он не употреблялся. Его внедрение вызвано необходимостью разработки и внедрения направлений соцполитики, связанной с ростом численности детей с ОВЗ.
В последние годы количество детей с ОВЗ продолжает расти. Поэтому новые направления в соцполитике призваны сделать их обучение в дошкольных учреждениях и школах более комфортными. Базой для развития этого направления выступают актуальные научные подходы, подробные юридические механизмы, востребованные материально-технические средства, общественные и общенациональные программы, высокая квалификация педагогов.
Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей с ОВЗ, благодаря которым они получают равные возможности с ровесниками в получении образования и построения своей жизни. Реализация этой задачи предусматривает построение «безбарьерной» образовательной среды.
На пути внедрения инклюзивного образования возникают определенные трудности:
- отношение других детей к ребенку с ОВЗ, которое может вызывать психологические травмы;
- не всегда воспитатели осваивают идеологию инклюзивного образования, правильно реализуют методы обучения;
- родители могут быть против включения в группу особенных детей;
- зачастую дети с ОВЗ требуют дополнительного внимания и не всегда полностью могут адаптироваться к обычным условиям.
Группы комбинированной направленности подразумевают включение в детский коллектив детей с проблемами здоровья (нарушения зрения, речи, слуха, задержка психического развития, проблемы с опорно-двигательным аппаратом). Наполняемость таких групп должна соответствовать требованиям СанПиНов. Для работы с детьми воспитатель использует адаптированную образовательную программу. При этом одна программа может использоваться только в том случае, если ребенок с ОВЗ один или их несколько, но с одинаковым видом нарушений. Если у детей разные виды нарушений, то адаптированная образовательная программа прописывается под каждого из них.
Группы компенсирующей направленности посещают дети с одним и тем же видом нарушения здоровья. В таких группах работают по единственной адаптированной основной образовательной программе. Сложность заключается в том, что примерные программы пока не разработаны, а создавать их дошкольным учреждениям сложно.
Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду
Дети с ОВЗ сталкиваются со сложностями при адаптации к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что они привыкли к опеке родителей, не умеют устанавливать социальные контакты, не всегда могут полноценно принимать участие в играх. Большие сложности могут создавать внешние особенности или дефекты, а также использование специальных технических средств. Важно, чтобы сверстники были подготовлены к приходу малыша в группу не меньше его самого. Эта задача выполняется воспитателем. Дети должны понимать, что ребенка с ОВЗ следует воспринимать как равного, не обращая внимания на его особенности.
Дети с ОВЗ могут посещать садик кратковременно. Например, работать с одним из педагогов-специалистов, а затем общаться с другими детьми, принимать участие в их активности. При этом важна реализация индивидуального подхода, создание возможности расширить образовательное пространство ребенка за пределы ДОУ.
Как правило, педагоги используют традиционную схему взаимодействия с воспитанниками, которая должна корректироваться, когда речь идет о детях с ОВЗ. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств.
Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как:
- физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
- познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);
- социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);
- художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).
Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.
Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду
Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей. Когда в ДОУ поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю. Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.
- Педагог-психолог:
- организация взаимодействия педагогов;
- психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми;
- коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска;
- разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
- повышение уровня психологической компетентности воспитателей;
- консультации родителей.
- Учитель-логопед:
- диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;
- составление индивидуальных планов занятий;
- проведение индивидуальных занятий;
- консультирование педагогов и родителей.
- Музыкальный руководитель:
- эстетическое и музыкальное воспитание детей;
- подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей;
- использование элементов музыкотерапии.
- Инструктор по физкультуре:
- проведение мероприятий по укреплению здоровья детей;
- улучшение психомоторных способности воспитанников.
- Воспитатель:
- проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы;
- развитие моторики;
- прививание культурно-гигиенических навыков;
- организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога;
- создание благоприятного микроклимата в группе;
- консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.
- Медперсонал:
- проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;
- осмотры детей;
- контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм.
Для изучения проблем будущего воспитанника проводится беседа с родителями, обследование физического и психического развития, а также изучается медкарта ребенка. Собранная информация систематизируется и под руководством психолога разрабатываются индивидуальные карты развития.
Создание условий для детей с ОВЗ
Муниципальный проект «Создание консультационно-информационного центра «Мы - вместе!» для родителей детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья»
В МБДОУ ДС №123 «Тополёк»для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) созданы следующие условия: обеспечен равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 Закона об образовании РФ).
Методические рекомендации, по организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности».
Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья,выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (группы). Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду.
Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе с тем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы. В настоящее время часто происходит так называемая стихийная интеграция детей с отклонениями в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в образовательных учреждениях независимо от психоречевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены, специальными образовательными условиями.
Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников необходимо соблюдать следующие условия:
1.Нормативно-правовое обеспечение и программно-методическое обеспечение;
2.Создание развивающей среды;
3.Кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств;
Нормативно-правовое обеспечение и программно-методическое обеспечение: обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития. Целесообразно на каждого воспитанника составлять индивидуальную программу развития. При необходимости, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в конце учебного года следует направлять на психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы получить рекомендации специалистов о дальнейших формах воспитания и обучения.
Создание предметно-развивающей среды. Для успеха образовательной интеграции немаловажное значение имеет создание среды, помогающей социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в здание необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски или провести яркий кант по периметру двери. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части. В раздевалке детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением, и помнить, что представленный наглядный материал нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Дети с нарушенным слухом должны быть слухопротезированы ИСА (индивидуальными слуховыми аппаратами). Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по территории следует предусмотреть ровное, не скользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.
В дошкольном учреждении имеются:
- методический кабинет;
- кабинет педагога-психолога;
- кабинет игротека Зеленый огонек, для изучения ПДД;
- кабинет музыкального руководителя.
Оздоровительный лечебно-профилактический комплекс имеет:
- медицинский кабинет;
- изолятор;
- процедурный кабинет.
С детьми работают квалифицированные педагоги:
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- педагог-психолог;
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 123 «Тополёк» обеспечено кадрами в соответствии с квалификационными требованиями и штатным расписанием.
Особое внимание в ДОУ уделяется охране жизни и обеспечению безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников. В детском саду №123 «Тополёк» обеспечение безопасности участников образовательного процесса определяется несколькими направлениями:
- обеспечение охраны труда работников дошкольного учреждения;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей, посещающих детский сад (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- антитеррористическая защита.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
для инвалидов и лиц с ОВЗ
Материально-техническое обеспечение | Имеется/не имеется |
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Имеется |
Условия питания для детей-инвалидов и детей с ОВЗ | 5-ти разовое питание |
Обеспечение доступа в здание ОО инвалидов и лиц с ОВЗ | Имеется |
Условия охраны здоровья обучающихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ | Созданы в соответствии с законодательством РФ |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленный для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Имеется |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Имеется |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ | Имеются |