Рубцов звезда полей история создания. «Звезда полей» художественные средства. Формальный анализ стихотворения Рубцова "Звезда полей"

I.Оргмомент. Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Этот урок мне хотелось бы начать словами известного поэта Евгения Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы, как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

II. Об одном из таких людей, о его творчестве пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Это Николай Михайлович Рубцов. Слайд 2

III. Сообщение темы урока. Слово учителя.

Знакомство с биографическими сведениями Н. М. Рубцова (1936-1971).

Николай Рубцов – поэт самобытнейшего дарования и редкой по нашим временам трагической судьбы. Он из поколения детей Великой Отечественной войны. Она во многом определила его судьбу: он вырос в детском доме, мечтал о море. На флоте и началась его литературная жизнь – он печатался во флотской газете.

«Ему было шесть лет, когда умерламать и его отдали в детдом. Шестнадцать, когда он поступил кочегаром на тральщик. Он служил в армии, вкалывал на заводе. Учился… На тридцать втором годужизни впервые получил постоянную прописку, а на тридцать четвёртом – наконец-то! – и собственное жильё: крохотнуюоднокомнатнуюквартирку. Здесь спустя год его и убили…

Вот такая судьба.Слайд 3

Первую книгу он выпустил в шестьдесят пятом году, а через двадцать лет его именем назвали улицу в Вологде.Н. Рубцову исполнилось бы всего пятьдесят, когда в Тотьме ему поставят памятник.

И это тоже судьба». (Коняев Н. Путник на краю поля//Николай Рубцов: Вологодская трагедия. М., 1998. С. 6.)

Чтение стихотворений Н.М.Рубцова («Ду­ша хранит», «Зимняя песня», «Русский огонек», «Утро») подготовленными учениками. Слайд 4, 5, 6, 7

Ребята, вы сейчас прослушали замечательные стихи Николая Рубцова в исполнении ваших одноклассников. Давайте все вместе обсудим то, что вы услышали. (Перед глазами уч-ся распечатки этих стихотворений)

Беседа по вопросам:

Ø Какие темы затрагивает Н.М.Рубцов в сво­их стихотворениях? (Основные мотивы творчест­ва поэта - родина, природа, русская душа.)

Ø Какие образы встречаются в стихотворени­ях Н.М.Рубцова? (Любимые образы поэта - свет, звезда, огонек.)

Какие символические значения имеют эти образы? (Звезда олицетворяет надежду, которая умирает последней. Сияющая звезда ассоцииру­ется со священным огнем, со светом разума и бла­горазумия, со светом истины. Пламенеющая звез­да обозначает существование света невидимого, который представляет собой источник сил и энергии. Вифлеемская звезда, яркая, необычная, напоминает о том, что есть на земле место, где ро­дился спаситель, указывает путь к Богу. Слайд 8

Огонь - мотив зарождения человеческой ци­вилизации. Огонь с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду. Священный огонь был источником власти. Светоч - это огонь, кото­рый мать приносила в дом своей дочери, зажигая ее очаг, как знак связи с родным домом.

Как видим, это символы жизни, добра, тепла, надежды.)

С лово учителя. На стихи Н.М.Рубцова на­писано разными композиторами более 120 песен. Например, около трех десятков песен на стихи Н.М.Рубцова написал композитор А.С.Лобзов. Сейчас я предлагаю вам прослушать фрагменты очень известных песен на слова Н. Рубцова. Обратите внимание на за­душевность, мелодичность произведений поэта (звучит песня на стихи Н.М.Рубцова). Слайд 9

В ывод. Сущность творчества Н.М.Рубцова критик В.Оботуров выразил так: «У каждого по­эта есть свой предмет поэзии. Для кого-то суще­ствует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему присущ переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, интим­ной жизни человеческой души. Рубцов открывает тайны зеленого мира для всех... жизнеутверждаю­щая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участие к людям. Без поучений и на­зиданий зовет она к сострадательности и совест­ливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира».

«Звезда полей» - стихотворение для Рубцова почти программное, это его своеобразный символ веры. На сегодняшнем уроке мы с вами постараемся проанализировать это стихотворение.

Анализ стихотворения «Звезда полей». Слайд 10

Как связано это стихотворение с биографи­ей поэта? (В середине 1964 года поэт был отчис­лен из Литературного института. Осенью 1964 года Н.М.Рубцов возвращается в Никольское, где прошло его детство. Здесь начался расцвет его творчества, он окончательно решил для себя, что его звезда поэзии горит «для всех тревожных жи­телей земли», бросая свой приветливый луч «поднявшимся вдали» городам. «Звезда полей» ознаменовала начало зрелого творчества поэта.)

Выразительное чтение стихотворения учителем. Слайд 11

Звезда полей

Звезда полей во мгле заледенелой,

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

1964

Словарная работа. Слайд 12

Ребята,что означают следующие слова: «заледенелый», «полынья», «потрясе­ние», «угасать»?

Ответ. Заледенелый - заледеневший, покрыв­шийся льдом.

Полынья - незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

Потрясение - 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.

Угасать - то же, что и гаснуть.

1. Работа с классом. Фронтальная беседа по вопросам.

Ø Когда написано стихотворение Н. М, Рубцова «Звезда полей»? (Оно написано в 1964г)

Ø К какому жанру лирики относится это сти­хотворение? (Элегия.)

Ø Что такое элегия? (Элегия - это стихотво­рение, пронизанное грустным раздумьем, испол­ненное чувством сожаления и уныния.)

Ø О чем это стихотворение? (В стихотворе­нии «Звезда полей» описывается звезда, сияю­щая над зимними просторами родины. Стихотво­рение «Звезда полей» - это размышление автора о его привязанности к родному краю.)

Ø Какие образы возникают при чтении сти­хотворения? (При чтении стихотворения возни­кают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.)

Что же символизирует звезда? (Звезда - символ жизни, рока, судьбы Слайд 13

. Н.М.Рубцов на­полняет этот символ новым содержанием:

Звез­да полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

И сон окутал родину мою…

т.е. звезда полей - это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Звезда полей напоминает Вифлеем­скую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одино­чества. И каждый раз эта звезда становится мая­ком для тех, кто еще не сумел найти верную дорогу во мраке:

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Слово учителя:

Характерной чертой всех мифов, посвященных звездам, считалось воздействие небесных светил как на судьбу всего мира и человечества, так и на судьбы отдельных людей. Рубцовская звезда, несомненно, из тех, что обладают благотворной и охраняющей силой. Но города, которых она касается «приветливым лучом», располагаются «вдали». Вдали от чего? От того самого места, которое в стихотворении не названо, но означено словом «здесь». Можно предположить, что на глу-бинном уровне в тексте отражается мифологическое представ­ление о Мировом Древе, связывающем между собой наш «дольний» мир с его земными заботами и тяготами («В минуты трясений / Я вспоминал...»), и мир «горний», тот, что придает высший смысл нашему обыденному существованию (...И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей...»). Мировое Древо является центром мироздания, но стоит Древу пошатнуться - и Вселенная лишится опоры, придет в состояние хаоса.

Образная структура текста подтверждает нашу догадку. «Звезда полей» отражается в полынье - и тем самым намечает в воздухе незримую ось между двумя мирами. На часах бьёт двенадцать: заканчиваются сутки, начинаются новые, и тут появляется звезда. А ведь согласно древним мифам, установление Мирового Древа как раз знаменует переход к новому времени Слайд 14 (наша новогодняя елка, по сути, не что иное, как модель того самого первоначального Древа).

Внешняя простота, песенность стихотворения (отметим перекличку с известным романсом «Гори, гори, моя звезда») не должна заслонять от нас его глубочайший смысл. Вряд ли Рубцов сознательно ориентировался на архаический миф, но всем своим существом он понимал, что родина, родные поля, над которыми звезда «восходит ярче и полней», - это и ec тьдля него центр Вселенной, то единственное место на земле, где он может жить в гармонии с собой, с окружающими, с природой - или, попросту, жить в согласии с Богом.

В сущности, трагическая гибель Рубцова (от руки женщины, которую он вскоре собирался назвать своей женой) последовала именно от того, что он «надорвался», не вынес равнодушия со стороны тех, кто:

Снуют. Считают рублики.

Спешат в свои дома.

И нету дела публике,

Что я схожу с ума!

Из ранних стихов, 1957 г .

«Звезда полей» не спасла своего поэта.

Образ звезды чаще всего встречается в песенном жанре, в романсе. Я уже упоминала это слово на уроке. Стихотворение Рубцова перекликается с известным романсом «Гори, гори, моя звезда» или с песней А. Градского «Звезда полей». Слайд 15

Ø Кто-нибудь знает, что такое романс? (Романс – это стихотворение, положенное на музыку; небольшое лирическое произведение, строфическое. Со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией). На примере стихотворения «Звезда полей» можно увидеть сочетание двух жанров – элегии и романса.

Ø Сколько строф имеет стихотворение? (Четыре)

Ø Как называется строфа, состоящая из четырёх строк? (Катрен)

Ø Слайд 16 Давайте проанализируем содержание стихотворения. Когда светит звезда? Обратите внимание на эти строки:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая…

Т.е. звезда горит всегда: ночью, зимой, осенью… - вечно.)

Ø Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)

Ø Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)

Ø Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта. Городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой, которая является символомсвета, доброты, душевного спокойствия. А это всё связано с понятием «Родина».)

Где же звезда «восходит ярче и полней»? Слайд 17

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней…

Н. М. Рубцов имеет в виду свою Родину. Слайд 18

Ø Какие чувства испытывает лирический герой? Покажите это на примере строчек из стихотворения.(Лирическийгерой испытывает любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней, всеобъемлющую радость, волнение):

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

2. Работа в тетрадях

Ребята, давайте сейчас с вами вспомним понятия о рифме, ритме, стихотворном размере. Потому что они имеют немаловажное значение при анализе лирического произведения. Итак, обратите внимание на слайд. Перед вами действия, которые необходимо выполнить, чтобы определить стихотворный размер. Восстановите последовательность этих действий. Слайд 19

А) Назовите размер стихотворения.

Б) Расставьте ударения во всех словах.

В) Прочитайте стихотворение.

Г) Разделите слова на слоги.

Д) Составьте схему стиха.

Е) Отметьте в нарисованной схеме стопы.

(Правильный ответ: В, Б, Г, Д, Е, А.)

А теперь давайте определим размер стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей». Слайд 20

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Безударный слог

/- ударный слог

СХЕМА СТИХА:

__ / __ / __ / __/ __ __

__ / ____ __ / __ / __ __

Пятистопный ямб с перрихиями(стопаямба или хорея с пропущенным ударением)

В стихотворении сочетаются мужская и женская рифмы. Рифмовка перекрёстная:АБАБ.

Ø Как вы думаете, ребята, с какой целью автор строго соблюдает размер строфы, рифмовки? (Это помогает Н. М. Рубцову передать свои размышления, чувства.)

5. Анализ средств выразительности. Слайд 22, 23

Для того чтобы выразить свои чувства, эмоции, донести их до нас, читателей, Н. М. Рубцов использует ещё и различные средства художественной выразительности. Вам сейчас предстоит очень интересная работа – найти в тексте стихотворения примеры перечисленных на слайде средств языковой выразительности, которые помогают автору передать свои эмоции.

Средства языковой выразительности

Примеры

эпитеты

Во мгле заледенелой, лучом приветливым, для всех тревожных жителей земли, зимним серебром, золотом осенним.

метафоры

Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон окутал родину мою.

олицетворения

Звезда.., остановившись, смотрит в полынью;своим лучом приветливым касаясь.

антитеза

Теплу осеннего золота, неугасимому свету звезды противопоставлена мгла заледенелая, полынья.

анафора

Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…

повтор

«Звезда полей» в стихотворении повторяется 5раз. Этот образ открывает стихотворение и завершает его. Глагол ГОРИТ повторяется также 5раз, создавая ощущение вечного источника тепла и света.

IV .Итог урока

В заключении мне хотелось бы вам сказать,чтоН. М. Рубцов умел видеть необычное в обычном. Он учит нас вглядываться в мир, в котором мы живём. Я думаю, что каждый из вас на сегодняшнем уроке сделал какие-то выводы, открыл что-то новое для себя.

Рефлексия Слайд 24

Япредлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5 я научился…

6. у меня получилось…

7. мне захотелось…

8. я попробую…

10.урок дал мне для жизни!

V . Домашнее задание Слайд 25

Ø Выучить стихотворение Н. М. Рубцова «Звезда полей» наизусть.

Ø В рамках сдачи ЕГЭ

Часть С. Выберите и выполните только одно из предложенных ниже заданий (С1, С2, С3).

Седунова Е. В.
Анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей»: (конспект урока лит., 6 кл.)

/ Е. В. Седунова // Слово и текст в культурном сознании эпохи: сб. науч. ст. и метод. материалов [на науч.-практ. конф., Кадуй, нояб. 2011 г.] / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. гос. пед. ун-т. – Вологда, 2011. – Ч. 9: Урок словесности как фактор развития личности. – С. 133-141.

Цель: учить эстетическому восприятию лирического произведения; продолжить формирование умения понять настроение, чувства поэта, способы создания образов.

Задачи:

Образовательная: дать представление учащимся об особенностях художественного мира Рубцова; формировать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации; обучать выразительному чтению стихотворений, умению выявлять в них выразительно-изобразительные средства языка.

Развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека; воспитание любви к родине.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, групповая (в парах, в четвёрках), индивидуальная.

Оборудование:

– учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной, 6 класс;

– фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под ред. В.Я. Коровиной;

– мультимедийный комплекс для показа презентации.

Ход урока

1. Организационный момент

Целеполагание.

Сегодня наш урок будет посвящен творчеству нашего земляка, замечательного поэта Н. М. Рубцова. Сообщение учащимся темы урока: «Анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей».

– Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться на уроке?

– О чём вы можете узнать сегодня?

– Чему сможете научиться?

(На слайде задачи урока: познакомиться с биографией Рубцова, узнать об особенностях его лирики, научиться выразительно читать его стихотворения, совершенствовать навыки анализа лирического произведения)

2.Знакомство с биографией Н.М.Рубцова.

Сообщение подготовленных учеников о биографии поэта, сопровождающееся показом презентации.

3. Беседа о творчестве Н. М. Рубцова:

Лучше всего о поэте могут рассказать его произведения.

Чтение стихотворений Н.М. Рубцова («Тихая моя родина», «В горнице») подготовленными учениками.

– Какие темы затрагивает Н.М. Рубцов в своих стихотворениях? (Основные мотивы творчества поэта – родина, природа, русская душа.)

– Какие образы встречаются в стихотворениях Н.М. Рубцова? (Любимые образы поэта – свет, звезда, огонек.)

Сущность творчества Н.М. Рубцова критик В. Оботуров выразил так: «У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему присущ переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, интимной жизни человеческой души. Рубцов открывает тайны зеленого мира для всех... жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участие к людям»

4. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей».

Давайте попробуем проникнуть в мир поэзии Рубцова через стихотворение «Звезда полей».

1.Прослушивание стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей» в исполнении заслуженного артиста Б. Галкина (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под ред. В. Я. Коровиной).

2.Фронтальная работа с классом. Беседа по вопросам:

– Расскажите о своих впечатлениях от услышанного.

– Стихотворение написано в 1964 году. Осенью 1964 года Н.М. Рубцов возвращается в Никольское, где прошло его детство. «Звезда полей» ознаменовала начало зрелого творчества поэта.

– О чем это стихотворение? (В стихотворении «Звезда полей» описывается звезда, сияющая над зимними просторами родины. Это размышление автора о его привязанности к родному краю.)

– Какие образы возникают при чтении стихотворения? (При чтении стихотворения возникают образы звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.)

– Название помогает понять основную мысль. Подумаем над сочетанием слов «звезда полей». Что необычного в этом сочетании? (Звезда – это элемент небесного. Звезда – небесное светило, небесное тело. Поле – это земное, это простор русской деревни. Одновременное указание на неразрывную связь всего сущего и местонахождение этой связи. Звезда полей – звезда деревенской Руси, звезда Родины поэта.)

– Докажите, что этот образ главный в стихотворении. (Несколько раз встречается в тексте.)

– Какое символическое значение имеет этот образ? (Звезда олицетворяет надежду, которая умирает последней. Сияющая звезда ассоциируется со священным огнем, со светом разума и благоразумия, со светом истины. Пламенеющая звезда обозначает существование света невидимого, который представляет собой источник сил и энергии. Вифлеемская звезда, яркая, необычная, напоминает о том, что есть на земле место, где родился спаситель, указывает путь к Богу. Как видим, это символ жизни, добра, тепла, надежды.)

– Что же символизирует звезда у Рубцова? (Звезда – символ жизни, рока, судьбы. Н.М. Рубцов наполняет этот символ новым содержанием:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...,

т.е. звезда полей – это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Конечно, звезда полей напоминает Вифлеемскую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества. И каждый раз эта звезда становится маяком для тех, кто еще не сумел найти верную дорогу во мраке:

Звезда полей!

В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

– Давайте проанализируем содержание стихотворения.

Работа с толковым словарем. (Индивидуальное задание).

Выясните, что означают следующие слова: «заледенелый», «полынья», «потрясение», «угасать».

(Заледенелый – заледеневший, покрывшийся льдом.

Полынья – незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

Потрясение – 1) глубокое, тяжело переживаемое волнение; 2) полное изменение, коренная ломка чего-нибудь.

Угасать – то же, что и гаснуть.)

– Когда светит звезда? Прочитайте строчки из стихотворения. («Звезда полей во мгле заледенелой, // Остановившись, смотрит в полынью. // Уж на часах двенадцать прозвенело, // И сон окутал родину мою...», «Она горит над золотом осенним, // Она горит над зимним серебром...», «Звезда полей горит, не угасая...», т.е. звезда горит всегда: ночью, осенью, зимой... – вечно.)

– Где горит звезда? (Над полями, над городами, над всей планетой.)

– Для кого горит «звезда полей»? («Для всех тревожных жителей земли».)

– Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? (Это современники поэта. Следует сказать, что стихотворение появилось в пору, когда жители деревень переселялись в города. А городская жизнь, суета не оставляют времени любоваться звездой. Она является, как мы уже отметили, символом света, доброты, душевного спокойствия, которые неразрывно связаны с понятием «родина».)

– Где же звезда «восходит ярче и полней»? («И только здесь, во мгле заледенелой, // Она восходит ярче и полней...», т.е. на родине поэта.)

– А теперь рассмотрите, из какого количества строф состоит стихотворение? (Из четырех строф.)

– Какие действия совершает звезда в первой строфе? (Звезда смотрит в полынью, т.е. отражается.)

– Что вы ощущаете? (Тишина, покой.)

– Какое чувство владеет лирическим героем во второй строфе? (Чувство признательности звезде за ее тихий вечный свет, помогающий успокоиться и обрести себя.)

– Что происходит с пространством в третьей строфе? (Пространство расширяется, и звезда объединяет лирического героя с планетой.)

– Изменяется ли настроение лирического героя на протяжении стихотворения? Какие чувства испытывает лирический герой? Подтвердите это строчками из стихотворения. («И счастлив я, пока на свете белом // Горит, горит звезда моих полей...» Лирический герой испытывает любовь к родной земле, сознает свою принадлежность к ней, восторгается и любуется красотой «звезд полей», чувствует всеобъемлющую радость, волнение.)

– К какому жанру лирики относится это стихотворение? (Элегия.)

– Что такое элегия? (Элегия – это стихотворение, пронизанное грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления.)

3. Самостоятельная работа.

а) Работая в группе (в четвёрке), найдите примеры перечисленных средств языковой выразительности, помогающих автору передать свои эмоции, любовь к родине?

На слайде:

Примеры

антитеза

повтор

эпитет

метафора

олицетворение

Ответ:

Средства языковой выразительности

Примеры

антитеза

«Мгле заледенелой», противопоставлено тепло осеннего золота, неугасимый свет звезды.

повтор

Словосочетание «звезда полей» повторяется 5 раз, включая заглавие. Повтор глагола «горит» создает ощущение вечного источника тепла и света.

эпитет

«Во мгле заледенелой», «тревожных жителей земли», «лучом приветливым».

метафора

«Сон окутал родину мою», «горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром».

олицетворение

«Звезда... остановившись, смотрит в полынью»

– Чего, на ваш взгляд, хотел добиться поэт, используя эти средства художественной выразительности? Что он хотел донести до читателя?

б) Работа в парах. (Один ученик у доски)

Определите размер и рифмовку стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей».

На доске записаны две заключительные строки стихотворения для определения размера:

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

(Стихотворение «Звезда полей» написано пятистопным ямбом. Рифма перекрестная: а в а в.)

– Чего достигает поэт, используя ритмические сбивы? (Это придает стихотворению плавность, напевность, протяжность, помогает передать настроение лирического героя.)

в) В это время 2 ученика работают с задней стороны доски, создают свою иллюстрацию к стихотворению. Затем ребята объясняют созданный ими образ и цветовое решение. (У Рубцова в стихотворении отсутствуют цветовые детали, за исключением устойчивых традиционных сочетаний – осеннее золото и зимнее серебро. Отсутствие цвета возмещается светом: мгла, горит, не угасая, луч, свет, белый, восходит).

5.Подведение итогов.

Давайте подведём итог нашей работе. Звезда полей – это символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Звезда полей напоминает Вифлеемскую путеводную звезду, указавшую путь к Богу, и соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее.

Н.М.Рубцов умел видеть необычное в обычном. Он учит нас вглядываться в мир, в котором мы живем.

Анализ стихотворения позволил нам проникнуть в замысел поэта и понять смысл его произведения. Это поможет вам выразительно прочитать стихотворение. (Чтение 1-2 учащимися)

– Все ли задачи, поставленные перед уроком, мы выполнили?

Вы сегодня хорошо работали, и мне хочется сделать вам небольшой подарок. Лирика Рубцова очень мелодична и напевна. На его стихи написано разными композиторами более 120 песен. Я вам предлагаю прослушать песню на стихотворение «Звезда полей».

6.Рефлексия.

Основная работа наша сегодня закончена, но для каждого из вас постижение лирики нашего поэта-земляка продолжится. Мне хочется узнать о ваших впечатлениях от услышанного и увиденного на уроке.

Сейчас я даю вам минутку на размышление, пожалуйста, подумайте, что дал вам сегодняшний урок и продолжите данные вам предложения. Сегодня на уроке Я понял, что....

Я для себя открыл...

Мне понравилось...

7.Домашнее задание.

1) нарисуйте иллюстрацию к стихотворению Н.М.Рубцова «Звезда полей»;

2) выучите наизусть стихотворение Н.М. Рубцова «Звезда полей».

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Биография Н. М. Рубцова

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецке Архангельской области. Коля стал четвертым ребенком у Александры Михайловны и Николая Андреановича, после него еще было двое детей.

Семья Рубцовых занимала две небольшие комнаты в деревянном двухэтажном доме. Этот дом и по сей день стоит на знаменитом старом Архангельском тракте. Недалеко от дома и река – Емца, впадает она в Северную Двину.

26 июня 1942-го года умирает мать. К этому времени семья уже потеряла двух дочерей – старшую и самую младшую. Этим же летом Коля сочинил, видимо, самое первое свое стихотворение:

Вспомню, как жили мы с мамой родною –

Всегда в веселе и в тепле.

Но вот наше счастье

Распалось на части –

Война наступила в стране...

Старших детей после смерти матери взяли родственники, а младшие – Коля и Боря – попали в детский дом.

В октябре 1943 года Николая переводят детский дом в село Никольское Тотемского района. Начинает учиться в школе. Его одноклассница Евгения Буняк впоследствии вспоминала: «Годы были трудные, голодные, поэтому мало помнится светлого, веселого, радостного, хотя взрослые, как только могли, старались скрасить наше сиротство.

Коля был неровным по характеру: то тихим, задумчивым, скромным, то дерзким, колючим. Учился хорошо. Стихи писал еще в детском доме.»

Преподавателю Игорю Александровичу Медведеву запомнились некоторые подробности:

«Николай ростом был меньше своих сверстников, поэтому сидел всегда на первой парте или поблизости. Любимая поза за партой: сидел прямо, но щекой опирался на ладонь вытянутым указательным пальцем... В то время в детском доме увлекались выпуском стенгазеты. Николай частенько на учительский стол подкладывал бумажки со стихами о жизни класса, детского дома, о природе.»

Село Никольское поэт считал своей родиной и часто впоследствии приезжал сюда. Он охотно встречался со своими сверстниками, учителями, всегда живо интересовался судьбой друзей и воспитателей. Здесь он обрел семью, десятки лучших стихотворений поэта связаны с природой и людьми этой «малой родины».

Позднее Рубцов скажет:

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

В 1950 году Николай Рубцов успешно окончил Никольскую семиклассную школу и был отправлен продолжать учебу в древний город Тотьму, где поступил в лесотехнический техникум. Но подростка уже звал ветер странствий. В шестнадцать лет, едва получив паспорт, он добрался до Архангельска и попытался стать моряком. Но он был очень мал и слаб, и его не пустили в море. Позднее Николай вспоминал об этом:

Как я рвался на море!

Бросил дом безрассудно

И в моряцкой конторе

Все просился на судно,

Умолял, караулил,

Но нетрезвые, с кренцем,

Моряки хохотнули

И назвали младенцем...

Прежде чем пробиться в море, Николай какое-то время работал библиотекарем или, точнее, «избачом». В конце концов он устроился кочегаром на рыболовецкое судно.

В 1955 году Рубцов приезжает в Ленинград и начинает новую жизнь простым рабочим. Но осенью его призвали в армию, и как человек, имеющий опыт, он был отправлен на Северный флот. Четыре года прослужил на эскадренном миноносце. В ранних его стихах читаем:

Я тоже служил на флоте!

Я тоже памятью полн

О той бесподобной работе

На гребнях чудовищных волн...

В 1957 году стихи появляются в печати: их публикуют газета «На страже Заполярья», журнал «Советский моряк», альманах «Полярное сияние». Так начался путь Николая Рубцова в литературу.

В мае 1962 года Николай Рубцов сдает экзамены на аттестат зрелости и посылает свои стихи на творческий конкурс в Московский литературный институт. В августе он был принят. В последующие годы стихи Рубцова часто появляются в московских литературных изданиях. В 1965 году в Архангельске выходит первая тоненькая книжка «Лирика», а в 1967 году издается весомая книга стихотворений Рубцова «Звезда полей», вызвавшая целый ряд лестных откликов в печати.

К концу 60-х годов Рубцов обрел относительно широкую известность и признание. Многие московские поэты и критики писали и говорили о высоте и истинной народности его творческого дара.

Не менее важную роль сыграли в судьбе Николая Рубцова его вологодские собратья по литературе. Здесь жили и работали выдающиеся прозаики Василий Белов и Виктор Астафьев, поэты Александр Романов и Виктор Коротаев и большая группа более молодых писателей. Вологда с ее улицами, домами, храмами, рекой вошла как родной и любимый город в последние стихи поэта.

Творческий век одного из самых выдающихся поэтов своего времени оказался очень коротким. Незадолго до смерти поэт точно предсказал ее:

Я умру в крещенские морозы,

Я умру, когда трещат березы...

В морозную крещенскую ночь 19 января 1971 года Николай Рубцов был убит. Ему только что исполнилось тридцать пять лет...

2. Индивидуальное задание

Работа с толковым словарем. Выясните, что означают следующие слова:

Заледенелый –

Полынья –

Потрясение –

Угасать –

Литература

Ахмадуллина Р.Т. Использование различных форм, методов и средств контроля на уроках литературы (на примере изучения стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей») // Русская словесность 2008, №2.

Вологодские писатели – детям. Библиографический указатель для руководителей детского чтения. – Вологда, 1998.

Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе. 6 кл. к учебнику-хрестоматии Полухиной В.П. – М., 2003.

Турьянская Б.И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М., 1999.

«Звезда полей»


Стихотворение «Звезда полей» - одно из самых известных в творчестве Н.М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство. Для самого автора это произведение, безусловно, было программным, так как один из его поэтических сборников также носит это название.

Центральный образ стихотворения несет в себе социальную окрашенность. Лирическому герою важно, что «звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли». Поэт подчеркивает статический характер образа, символизирующий вечность и незыблемость существующего миропорядка.

Звезда полей привносит в жизнь лирического героя мир и покой. Она гасит тревогу жителей земли, касаясь их городов приветливым лучом. Но только «во мгле заледенелой», вдали от больших городов эта звезда «восходит ярче и полней».

В последней строфе стихотворения лирический герой подчеркивает, что это звезда его полей. Таким образом, образ звезды соотносится с библейской путеводной звездой.

Интересно, что в первоначальном варианте текст стихотворения звучал несколько по-иному. В нем глубже была подчеркнута тема родины. Звезда полей горела «над родственным пределом». В окончательном варианте Н.М. Рубцов заменил фрагмент строки «над родственным пределом» на словосочетание «во мгле заледенелой», что еще раз подчеркнуло кольцевую композицию произведения и одновременно усилило в стихотворении аллитерацию «л», которая придает плавность и мелодичность поэтическому тексту. Также образ «мглы заледенелой» необходим Н.М. Рубцову для создания контрастной пейзажной зарисовки.

Образ «звезды полей», озаряющий землю доброй энергией света подчеркнут анафорическим повтором («Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром») и повтором внутри строки («Горит, горит звезда моих полей...»). Этот ключевой для стихотворения образ подчеркивает необъятные земные просторы, драгоценную красоту природы («золото осеннее», «зимнее серебро»). В первоначальном варианте стихотворения описание просторов было более развернутым и пространным. В итоговом тексте Н.М. Рубцов сделал его емким, но лаконичным.

Звезда - традиционный образ классической поэзии. Издревле звезды покровительствовали поэтам, которые, в свою очередь, посвящали им лучшие стихотворения. Однако Н.М. Рубцову удалось творчески продолжить существующую традицию, создав поэтичный образ звезды полей, содержащий в своем значении нерасторжимую связь земного и небесного начал. Этот образ символизирует содержание художественного мира поэта, его визитную карточку на небосклоне поэтических светил.

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

Анализ стихотворения «Звезда полей» Рубцова

Стихотворение «Звезда полей» написано в 1964 году и относится к раннему периоду творчества поэта Н.М. Рубцова. Оно написано в жанре элегии и представляет собой монолог лирического героя, посвященный любви к малой родине.

Центральный образ произведения — неугасающая звезда полей. Поэт подчеркивает, что она горит всегда, во все времена года, горит, когда люди засыпают, и никогда не угасает. Звезда освещает путеводным светом дорогу, успокаивает «жителей земли» в их тревоге и жизненных потрясениях, дарит лучи далеким городам, и никто не остается без ее света. Автор утверждает, что и ему самому она помогла пережить потрясения, которых в жизни Рубцова было действительно немало. Когда ему было тяжело, он всегда вспоминал ее неугасающий свет.

В конце стихотворения становится понятно, что это небесное светило ассоциируется у автора с малой родиной, где оно светит «ярче и полней». Н. М. Рубцов родился в Архангельской области, на севере, отсюда и «заледенелая мгла», но она нисколько не пугает поэта, ведь у него есть своя путеводная звезда, которая на его малой родине горит ярче всего. Можно предположить, что «звезда полей» — это Полярная звезда, которую поэт видел на небе с самого детства. Для него она является символом родного края. В самые тяжелые моменты жизни герой вспоминает этот символ — своей Родины, своего детства, того времени, в которое он был счастлив и полон надежд на будущее. К нему можно вернуться даже вдали от родного края, мысленно вновь перенестись в детство и погрузиться в приятные, исцеляющие душу воспоминания. Герой счастлив, пока живо то место, где он родился. Рубцов в своем стихотворении показывает, что подобная звезда есть у каждого, она горит «для всех тревожных жителей земли», и действительно, у каждого есть своя малая родина, мысли о которой всегда успокаивают и спасают от тревог.

Из средств выразительности в данном стихотворении преобладают метафоры — «звезда смотрит», «горит над золотом осенним», «лучом приветливым касаясь», встречаются эпитеты — «мгла заледенелая», луч приветливый». Эмоции лирического героя подчеркиваются при помощи интонации, восклицательных предложений и многоточий.

Знаменитое, даже, пожалуй, одно из самых известных стихотворений Николая Рубцова «Звезда полей» было написано им в 1964 году. В этом году поэт начинает свое взросление в литературе, после того, как его отчисляют из литературного института.

Стихотворение написано в литературном жанре под названием «Элегия». Элегия- это литературное произведение, которое несет в себе грусть. Элегией также могут считаться такого рода пьесы. Итак, о чем же говорится в стихотворении?

Главную роль в стихотворении занимает любовь лирического героя к родному краю, интересно, что имеется в виду не только Родина в целом, но и малая Родина. Рубцов написал стихотворение в Никольском, это место, где он провел свое детство, то есть его малая Родина. Уже тогда Николай Рубцов решил писать для всех людей, которым это нужно.

Центральный образ стихотворения Рубцова- звезда полей. Многие ли поймут, что звезда полей символизирует родной край? Однако так и есть. Не зря символом выступает звезда, это означает вечность, непоколебимость. Эта звезда горит и осенью и зимой, без конца она освещает своим приветливым теплым светом. Достаточно провести параллель, чтобы осознать связь родного села поэта и звезды. Конечно, звезда не напрямую означает Никольское, просто именно там звезда горит ярче всего. Можно догадаться, что Николаю Рубцову всегда дарит тепло его малая Родина, любимый край.

Действительно прекрасно стихотворение сравнением, глубоким и простым смыслом. Оно одновременно написано для всех людей, современников поэта, и как личное обращение поэта к Никольскому. Светит звезда для всех жителей тревожных, но ведь она кажется читателю вечной и особенно яркой именно в родном краю Николая Рубцова.

При прочтении данного стихотворения всегда приходят образы яркой потрясающей звезды, столь же красивой, как и родная земля. Это стихотворение будет вечным символом красоты Родины.

Анализ стихотворения Звезда полей по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Вечером синим, вечером лунным Есенина

    Стихотворение «Вечером синим, вечером лунным» является коротким произведением. В нем описывается все промахи, а также ошибки, которые допустил за всю свою жизнь Есенин.

  • Анализ стихотворения Колыбельная песня Некрасова

    Произведение представляет собой не традиционный материнский напев для любимого младенца, а является высказанной авторской позицией для взрослой читательской аудитории с целью изображения нелегкого и неоцененного существования русского народа.

  • Анализ стихотворения Сияла ночь. Луной был полон сад Фета

    Изучив стихотворение «Сияла ночь...» я считаю, что лирический герой в нем является тонкой и чувствительной, а так же максимально искренней личностью. Это отчетливо видно в его желаниях, ведь он хочет жить

  • Анализ стихотворения Пускай ты выпита другим Есенина

    Произведение относится к любовной лирике поэта и является одной из составных частей цикла стихотворений под названием «Любовь хулигана», обращенных к любви поэта к артистке Августе Миклашевской

  • Анализ стихотворения Стансы Лермонтова

    Юный Лермонтов страдал от любви, свои страдания он выразил в своих Стансах посвященных с высокой вероятностью своей возлюбленной Екатерине Сушковой, с которой он имел довольно трудные отношения