Роли вы играете в жизни и, что не менее важно в постели. Практическая психология: Мои жизненные роли или Кто «Я»

Размышления об искусстве и его роли в жизни человека. Эстетика и культурный досуг.

Искусство существует с древности, во все времена сопровождало жизнь человека, хотя и изменялось в разные эпохи. Почему мы придаем такое большое значение искусству? Какую роль оно играет в жизни человека?

Это во многом зависит от времени и общества, в котором живет человек. Например, если мы вернемся к каменному веку и посмотрим, что в то время изображали художники на скалах? Это были бытовые рисунки - ритуалы, зарисовки животных или процесс охоты. То есть человек изображал то, что видел вокруг себя каждый день. Искусство было способом выразить образ мира, а иногда использовалось как магический ритуал для помощи в важных делах. Такую же роль играли и первобытные танцы и песни. (КАРТИНКА)

В более поздний период каменного века появились статуи, каменные постройки, их можно сравнить с современными арт-объектами и считать первыми скульптурами. И здесь надо понять, что это уже была не просто бытовая тема, это что-то большее. Некоторые постройки напоминали скульптуры, а некоторыми произведениями, сделанными из камней, люди хотели показать, что в мире существуют плоскости и окружающая действительность работает по каким-то законам. (КАРТИНКА)

В Древней Греции искусство было одной из высших ценностей, и развитие у человека способностей в рисовании, пении, театре, скульптуре считалось целью. Без этого человек считался не гармоничным, как и без хорошей физической формы, без развитого ума. Греки в совершенстве научились о тображать идеал красивого тела в камне. Здесь мы уже видим не слегка обтесанные каменные глыбы, а реалистичные скульптуры с идеальными пропорциями (КАРТИНКА)

Древние греки достигли в этом такого высокого уровня мастерства, что до сих пор мы используем их произведения как эталон красоты.

Кроме того, место искусства в жизни общества было настолько важным, что государство делало заказы на произведения искусства. Выбирались самые заслуженные мастера, которые представляли результаты своего творчества на суд друг друга и затем выбирали одну, самую достойную работу, которая и занимала свое место в городе. За это авторам деньги не платили, то есть искусством занимались ради искусства, а не заработка, поэтому интерес был именно в оттачивании своего мастерства и получении высоких оценок от коллег по цеху. Не было судей в искусстве выше, чем сами мастера.

В эпоху Возрождения в центре внимания искусства оказался человек. Произведения были пропитаны мудростью о жизни или философскими размышлениями. Давайте вспомним Мону Лизу Леонардо Да Винчи. Ее знаменитая улыбка выражает ум и гармонию, совершенство чувства и мысли.

Постепенно людям стало не хватать в искусстве чего-то нового, они начали экспериментировать с материалами, формами, искать способы сильнее задеть чувства зрителя и лучше самовыразиться.

В наше время все сильно изменилось. С появлением техники - фотоаппарата, видеокамер, компьютеров - стало легче любому человеку отобразить мир таким, какой он есть. Поэтому в искусстве на первый план выходит не техника, не то, насколько точно художник может нарисовать что-то, а музыкант - сыграть, а то, насколько самобытно они передают свое вИдение мира. Реалистичность произведений искусства уже не настолько нужна. Автор передает свои эмоции, впечатления, идеи, пропущенные через себя.

По сравнению с классическим искусством, в современном искусстве больше всего ценится идея и эмоция. Если даже какое-то произведение вам кажется непонятным, нелепым, абстрактным, но при этом оно вызывает у вас бурные переживания, это значит, что художник, композитор, режиссер достиг своей цели.

Например, в 19 веке появилось направление живописи - импрессионизм, который переводится как «впечатление». Его авторы нарушили все принятые на тот момент законы академической живописи, начали писать не гладким письмом, и переключились с библейских, мифологических и исторических сюжетов на сцены из обычной жизни. На тот момент это вызвало жуткий скандал, а художников не хотели выставлять или вывешивались в отдельных помещениях, чтобы подчеркнуть их отверженность. (КАРТИНКИ)

Сейчас эти картины висят в лучших музеях мира и входят в золотую коллекцию произведений искусства. Они считаются самыми дорогими и продаются за дестяки сотни миллионов долларов.

Можно привести много примеров того, как экспериментальное искусство сначала не принимается современниками, а со временем становится классикой. В начале ХХ века в литературе, театре, живописи бурно распространилось движение авангардистов, которые шокировали публику своими креативными идеями. (КАРТИНКА)

Здесь искусство начало играть роль не только зеркала общественной жизни, но и активным образом влияло и меняло ее, вызывая революции в умах людей.

Все мы знаем картину «Черный квадрат» Казимира Малевича (КАРТИНКА), но не все понимают, насколько сильно она повлияла на жизнь каждого современного человека, и что последствия от этого мы наблюдаем и сейчас.

Малевич с группой художников-авангардистов проводили творческие эксперименты. Им было интересно, как цвета и формы влияют на эмоции и поведение людей, даже на их работоспособность. Результаты экспериментов Малевича использовались на производстве, в строительстве, и даже сейчас форма работников на опасных объектах делается определенного цвета - красного/желтого. Потому что это самые яркие цвета, которые человеческий глаз быстрее всего распознает. (КАРТИНКА)

Черный квадрат стал ключевой буквой в азбуке дизайна. С точки зрения изобразительного мастерства, мы не видим в нем ничего особенного - черный квадрат может нарисовать даже ребенок. Но его ценность в том, что Малевич показал в нем гармонию формы, цвета и композиции. На это опираются все современные дизайнеры и архитекторы. Черным квадратом Малевич довел техническую сторону в искусстве практически до нуля, но на максимум вывел идейную составляющую.

И все странные, порой пугающие и нелепые, современные арт-объекты - это продолжение попыток мастеров передать важные смыслы и переживания зрителю и слушателю. Произведение искусства призвано удивлять, шокировать, будоражить.

В то же время, современное искусство стало и объектом коммерции. Мы уже не в Древней Греции и не в каменном веке, когда искусство было исключительно средством самовыражения и познания. Сейчас произведение искусства часто выступает символом богатства, статуса человека, который им обладает.

И, действительно, из-за этого простому человеку - не искусствоведу, в наше время бывает нелегко разобраться, что перед ним - произведение искусства или коммерческий объект, не представляющий ценности. Поэтому если вы хотите приобщиться к прекрасному, лучше начинать с музеев, в которых представлена академическая скульптура, живопись, с театров, ставящих классические произведения, с концертов классической музыки. В них вы увидите и услышите то, что принято считать эстетическими образцами, единство глубокой идеи, смысла, красоты и мастерства воплощения. (КАРТИНКИ)

Именно на этих примерах можно постепенно сформировать у себя художественный вкус, который потом поможет вам лучше понимать и ценить другие направления искусства. Также очень полезно лучше узнавать факты из истории искусств, слушать лекции искусствоведов - их сейчас много в интернете. Знакомство с эпохой, в которую творили мастера, позволит вам глубже понять их идеи, проникнуться духом времени, понять, что чувствовал и хотел передать творец, как общество влияло на его творчество и наоборот.

То есть к восприятию искусства можно и нужно готовиться, чтобы оно действительно вошло в вашу душу и вызвало не скуку, а живой интерес и желание творить самим.

Говоря об основании «исторического оптимизма», можно сразу использовать уже не раз приводимый аргумент. А именно – тот факт, что наша цивилизация до сих пор существует. Поскольку это может значить только то, что столь «любимые» современным человеком случайные факторы в реальности не имеют определяющего значения. Ведь иначе наша Земля вообще, живая природа, или человек в частности, были бы давно уничтожены. Впрочем, если посмотреть на те идеи, которые сейчас господствуют в общественном сознании, то можно увидеть, что в настоящий момент все более популярной становится указанная модель. Что, в частности, проявляется через буквальный культ «исчезнувших цивилизаций», под которыми подразумеваются уже не «классические» Атлантида с государством Майя, а целый спектр «исчезнувших государств». Начиная с пресловутой «империи» Фоменко-Носовского и их аналогов в других культурах – всяких там «древних укров» и киргизов, как основателей современной цивилизации и заканчивая совсем уж бредовой мыслью о прошедшей в XVIII веке ядерной войне. Смысл всего этого, впрочем, один и тот же – согласование современного «исторического пессимизма» с реальной историей, имеющей «противоположный знак».

Впрочем, разбирать указанный феномен надо отдельно. Тут же стоит отметить только то, что помимо указанного «глобального доказательства» существуют и более привычные нам аргументы, которые показывают истинность движения человечества к светлому будущему. Но для этого нам потребуется подойти к вопросу с несколько необычной стороны. (Впрочем, это кому как.) Тем не менее, начнем.
Итак, в течение тысячелетий человеческой истории, во время которых homo sapiens начал пытаться хоть как-то представлять основы существования окружающего мира, главной особенностью указанного представления была статичность. В том смысле, что этот самый мир мыслился, как существующий с самого начала таковым, каков окружал человека в момент «разработки» системы миропредставления.

Собственно, тут не особенно важно: было ли в ее рамках появление Вселенной результатом сознательного акта, или выступало следствием чистой случайности. (Вариант «неаккуратного демиурга», который хотел сделать одно – а получилось другое – встречается в мифологии довольно часто.) В любом случае неизменным оставалось одно – то, что созданный единожды порядок вещей существовал всегда и был аналогичен подобному порядку самого последнего (для создателей мифологии) времени. Впрочем, даже в указанное время подобную модель часто приходилось дополнять последующей «донастройкой» уже созданного – все эти титаномахии, всемирные потопы и т.д. действия, должные показать происхождение разного рода несуразностей в сознательно сконструированном пространстве.

Так продолжалось в течение долгих веков человеческой истории. Рушились империи, одни религии сменяли другие – но идея единожды сотворенного мира по прежнему оставалась господствующей. (И не надо тут про буддизм – в рамках «текущей Вселенной» там действовал тот же закон.) Однако лет триста назад в общественном сознании произошел фундаментальный переворот. А именно – была создана концепция «развивающегося мира». Т.е., мира, в котором происходят значительные «прижизненные» изменения. (Именно массовая концепция – поскольку зачатки эволюционизма были еще у древних греков.) Кстати, интересно, что с самого начала идея эволюции тесно связала биологическую и геологическую область – в смысле понимания связи процессов отложения осадочных пород и находимых в ней остатков живых существ. Поэтому, по идее, следует говорить именно о концепции «развивающегося мира» - не сводя его к одной лишь живой природе. Так вот – именно указанная связка и позволила понять, что речь стоит вести не только о наличии исчезнувших ныне видов (что еще могло быть объяснено через «донастройку посредством Потопа»), но и о том, что развитие живых организмов шло от простого к сложному.

Впрочем, тут нет смысла говорить о становлении идей эволюционизма, о возникновении и исчезновении разнообразных теорий – и до Дарвина и после него. Достаточно только указать на то, что к началу ХХ века известная нам модель, представляющая пройденный природой путь в виде привычного «эволюционного дерева» - где в самом начале находятся простейшие, а на вершине человек – стало общепринятым. И хотя даже в середине упомянутого столетия еще встречалось огромное количество людей, придерживающихся т представлений об едином акте творения – их отрицание эволюции имело малое отношение к миропониманию. (Выступая, в основном, следствием традиций.) Поэтому, в целом, спорить со «школьной» моделью мало кому приходит в голову даже теперь, в период массовой деградации – насколько логичной она выглядит. (Разумеется, по «частным вопросам» - вроде того, кто к какой ветви относится, а так же – об иерархии самих ветвей спор идет постоянно. Но сути это не меняет.)

Между тем есть в данной системе одна особенность, которая в реальности является гораздо менее очевидной, нежели кажется на первый взгляд. А именно – то, что можно назвать направленным развитием жизни. В том смысле, что считается: чем «ближе» вид к нашему времени, тем он совершеннее. Причина этого состоит в том, что понятие «совершенства» в данном случае оказывается неопределенным: например, пресловутые цианобактерии, находящиеся внизу «пирамиды», настолько прекрасно приспособлены к окружающей среде, что может показаться странным – зачем им еще и развиваться? То же самое можно сказать и про многие «промежуточные» организмы – вроде тараканов – которые сохранились до сих пор, и встречаются практически везде, за исключением полярных областей. В то же время, как находящиеся на вершине приматы представляют собой животных, не только существующие довольно ограниченное (по геологическим меркам) время, но и занимающие крайне узкую область, наиболее продуктивную биологически. Скажем, в Европе и большей части Азии, а так же в Северной Америке обезьян практически нет.

Так что можно сказать, что, на первый взгляд, речь должна идти не о совершенстве, а об усложнении организмов. Впрочем, так и считается в биологии - поэтому тут речь можно было бы закончить, если бы не одно «но». А именно –находящийся на самой верхней «ветке» человек. Вот он то действительно может рассматриваться, как «чемпион» во всех планах: и в плане аномальной выживаемости, благодаря которой данный вид уже десять тысяч лет назад смог занять почти все имеющиеся геоклиматические зоны. И благодаря аномальной численности и продолжительности жизни. А самое главное – благодаря тому, что человек в настоящее время является одной из самых мощных не только биологических, но и геологических сил. Собственно, именно из-за человека приматы (переводятся, как «высшие»), к которым он относится – и получили свое название.

То есть – если брать человека, то следует вести речь именно об развитии, об совершенствовании, а не просто – об усложнении. Впрочем, если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что и все остальные организмы так же имеют определенное «движение» в указанную сторону: в том смысле, что чем сложнее их устройство, тем более независимыми от внешней среды они становятся. Но только в общем – поскольку значительное число видов, напротив, может терять возможность к адаптации, и лишь немногие выжившие пробиваются в «следующий раунд». (Как это происходит об уже помянутых приматов, у которых, по сути, всего лишь одни вид стал «универсалом».) То есть, рассматривая все это, можно сказать, что для эволюции живых организмов следует говорить именно об «общей направленности», охватывающей не отдельные особи, не виды – а именно биосферу целиком.

Однако подобная особенность кажется трудносопоставимой со стохастическими, по своей сути, моделями эволюции, основанными на конкуренции и выживании – которые со времен Дарвина господствуют в науке, и прекрасно подтверждаются на «микроуровне». Что невольно наводит на мысль о, все же, «сознательности» эволюцинного процесса. Поэтому практически все современные креационисты – из тех, конечно, кто ищет какие-то разумные аргументы – именно на эту особенность и обращают внимание. (Разумеется, в 99% случаев тут идет речь об эволюции человека – но это только из-за известности темы. Поскольку, в принципе, тут можно рассматривать и иные примеры.)

Но даже без креационисткой критики стоит признать, что проблема тут существует. Особенно если сделать еще шаг «вверх» и сравнить развитие живых существ с развитием «физической» Вселенной. Той самой, где господствует Второе Начало термодинамики с его Стрелой Времени, обуславливающей только одно возможное направление эволюции систем – к упрощению. И хотя для него обыкновенно оговаривают необходимость «закрытой системы», а жизнь считается «открытой», но все равно, ясности это не прибавляет. Движение живых систем к развитию при том, что «мертвые» всегда движутся к разрушению, приводит на мысль о влиянии неких «потустронних» сил, наличие пресловутой «души» или иного «нефизического отличия» живого от мертвого. Тем не менее, за столетия исследований никакой таинственной «витальной эссенции» так и не было найдено – все живое состоит из тех же элементов, что и неживое и подчиняется тем же законам. (Тут даже всякие «квантовые эффекты» и прочую физическую мистику не применишь: живые организмы прекрасно описываются классической физикой и химией.)

Впрочем, развитие синергетики в середине XX века позволило частично разрешить указанную проблему, доказав, что в особых случаях для открытых систем действительно характерен обратный процесс – увеличение упорядоченности с течением времени. (См. Пригожина «Порядок из хаоса» и т.д.) Таким образом, стало понятно, что никаких особых «витальностей» и прочей мистики для живых существ использовать вовсе нет смысла. Но еще раньше к подобной идее пришли люди, изучающие сложные природные системы – таким, как выдающийся русский геолог и геохимик Владимир Иванович Вернадский и палеонтолог Иван Антонович Ефремов. Последний, по идее, и может рассматриваться, как основоположник исторического, а точнее, «системного оптимизма».

Ефремова можно рассматривать, как последователя Вернадского в «ноосферном плане», хотя к большинству выводов он пришел сам, работая над проблемами эволюции живых существ. Именно в указанной области он и нашел суть того самого процесса усложнения и усовершенствования живых существ, приводящего, в конечном итоге, к росту и развитию высшей нервной деятельности – и, следовательно, к человеку. На самом деле, кстати, указанный процесс оказался не таким уж и прямым – как это кажется сторонникам «внешнего воздействия». Недаром свою концепцию эволюции Иван Антонович назвал «теорией инферно». (Впрочем, он подчеркивал, что это еще не теория, а всего лишь свод статистических наблюдений над стихийными законами жизни.) Основной ее смысл состоял в том, что развиваясь в рамках повышения независимости от окружающей среды, живое существо неизбежно должно создавать… некое отражение этой самой среды «внутри» себя. Вначале в виде генетически записанной информации, формирующейся под действием естественного отбора. А затем – в виде нервной системы, позволяющей делать это на уровне отдельного организма. Именно так, имея в себе «маленький кусочек реальности», жизнь может позволить обойти великую Стрелу Времени – то есть, существовать не только в настоящем, но и немного в прошлом и будущем. Разумеется, для неразумной жизни это «чуть-чуть», практически незаметно – однако для сотен миллионов лет этого было достаточным для того, чтобы биосфера стала самым значимым геологическим фактором на Земле.

Правда, за указанную возможность пришлось заплатить страданием, тем самым Инферно, в честь которого и названа теория. Поскольку единственной возможностью для «записи» наследственной информации выступал тот самый естественный отбор – с гибелью миллиардов и триллионов «невписавшихся» живых существ. Тем более, это самое страдание обострялось в связи с появлением высшей нервной деятельности – поскольку оно становилось «бинарным»: «проигрываясь» и в реальности, и в отражении. Однако указанная игра стоила свеч – поскольку в перспективе подобный механизм позволял избегать наиболее опасных мест и ситуаций. Ну, а в конечном итоге – приводил к появлению разума. То есть, к переходу живого существа на «следующий этап» - этап разумности.

Именно эта особенность и позволила Ивану Ефремову (а до него – Владимиру Вернадскому) взять, и совершить важнейший скачок в истории познания. А именно – перейти от эволюции живой природы к
эволюции иных «системно подобных» явлений. И, в частности, человеческих обществ. Для которых оказались актуальными практически те же закономерности – приводящие к практически тем же результатам. То есть, к неизбежной победе «высшего» над «низшим» – хотя на каждом локальном моменте мы можем наблюдать совершенно противоположные явления.

Однако обо всем этом будет сказано в следующей части…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1 Понятие "искусство"

Заключение

Список литературы

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования.

Цель данного реферата - суметь разобраться, в сущности, законах функционирования и общественной роли искусства, знакомство с которым является важнейшим условием духовного развития человека.

Формирование личности во всей многогранности её культурного развития, профессионализма, сознательной дисциплины, высокой нравственности является и целью культуры, и непременным условием культурного прогресса.

Изучение искусства разных народов и разных эпох, при условии понимания его сущности, позволяет понять общий характер соответствующих культур.

В реферате сделана попытка определить место искусства в пространстве культуры, дать представление о видах искусства, и его месте в современном обществе.

1. Понятие "искусство"

Искусство -- процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции.

Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами.

В масштабах всего общества искусство -- особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Этимология слова "искусство", как в русском, так и в греческом языке (греч. ????? -- "искусство, мастерство, умение, ремесло") подчеркивает такие положительные качества, как мастерство и искусность.

Искусство, как плод художественной деятельности, запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается и к которой принадлежит и целостно представляет.

1.1 Искусство, как часть культуры

Сущность художественной культуры заключается в том, что творец (профессионал, любитель, народный умелец) благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме. Художественная культура охватывает все население. Так, многие люди в молодости пишут стихи и музыку, рисуют, некоторые продолжают делать это на протяжении всей жизни. Но только то, что создано выдающимися мастерами своего дела в сфере художественной деятельности, хранится в веках как имеющее наивысшую ценность для общества и составляет искусство. Искусство - часть художественной культуры, ее вершина.

В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуют нечто третье, они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а взаимно отождествляются: так, стол как утилитарный, материальный предмет может быть выполнен из дерева, металла, пластика. Однако невозможно представить "Рабочего и колхозницу" В. Мухиной выполненной из дерева или собор святого Михаила Архангела в Нижегородском кремле созданным из бетона. Эту духовно-материальную целостность, нерасчлененность и называют художественностью. Это мышление в материале, посредством цвета, слова, звука, движения. Содержание, заключенное в произведении искусства, нельзя без потерь передать средствами другого вида искусства или просто по-другому "пересказать".

Необходимость и важность изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как плод художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры (скажем, первобытной, средневековой и т.д.), в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур.

Слово "искусство" многозначно. В качестве художественного творчества оно отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло - мастерство плотника, врача и т.д.). Вернее было бы назвать искусством художественную деятельность и то, что является ее результатом - произведение.

Искусство имеет творческий характер. Творчество - это инициативная одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей, главное же - во имя их обогащения. Творческое начало присутствует едва ли не во всех формах деятельности людей - вплоть до повседневного общения. Но наиболее полно реализуются творческие импульсы и способности людей в сферах общественно значимой деятельности: научной, производственной, государственно-политической, философской и, конечно же, художественной. Не случайно искусство принято называть художественным творчеством.

1.2 Многообразие видов искусства

Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Оно объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством";"воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта","самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков, их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства.

В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей, искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно- историческим интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации индивидуума, искусство должно быть подобно реальной человеческой жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности. Оно должно "удваивать" реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей "прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т.д.

Вместе с тем искусство выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук. Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения искусства, как созданной человеком модели жизни.

Искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому оно выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей.

Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду с ними существуют танец и пантомима (искусства телодвижения), а также постановочная режиссура - искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино): здесь материальным носителем образности являются сменяющие друг друга во времени пространственные композиции.

Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика относятся к искусствам пространственным. Все они оперируют объемно-пластическими материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их также называют пластическими искусствами. Между собой они различаются знаковой природой.

Архитектонические искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) ничего конкретно не изображают; художественный образ строится в них неизобразительным путем. Мысли, чувства, настроения людей, следовательно, они передают косвенным, ассоциативным путем.

Скульптура, живопись и графика являются изобразительными искусствами, в них принцип создания художественной формы строится на изображении (с помощью линий, красочного пятна, объема и т.д.) Важно: они изображают не впечатления от предметов (как, например, литература), а подобия самих предметов в их зримом бытии.

Архитектура в большей степени, чем другие искусства, связана с утилитарными формами деятельности людей. Хорошо известно определение сущности зодчества: прочность, польза и красота. Эта истина остается незыблемой по сей день.

Скульптура- вид изобразительного искусства, произведения которого объемны, имеют трехмерную форму. С древних времен сама деятельность скульптора осознавалась как акт творения, подобный библейскому. В творчестве скульптора мысль не разобщается с материалом, порождая образ как сотворенную пространственную реальность.

Живопись - один из основных и древнейших видов изобразительного искусства. Наиболее полное развитие она получила с распространением техники масляной живописи (XV в). Сфера живописи по сравнению со скульптурой, несомненно, более широка. Она не ограничена только художественным изображением живых существ, в ее силах передать почти любые явления, почти весь видимый мир. На холсте можно запечатлеть и масштабное сражение, и закат над озером, и взгляд, полный радости.

Графика из всех видов изобразительного искусства наиболее парадоксальна. С одной стороны, этот вид искусства очень демократичен. С произведениями графического искусства мы встречаемся буквально на каждом шагу (книги, афиши, газеты, объявления, упаковки и пр) Но в то же время это наиболее массовое искусство является элитарным, так как очень немногие знатоки понимают графику, разбираются в ней и умеют ценить ее.

Обычно, говоря о графике, указывают на то, что это искусство черного и белого (черная линия на белой поверхности). Но в то же время можно сказать о том, что в какой-то книге яркие, многоцветные иллюстрации.

Временные искусства в системе художественной культуры - литература и музыка, те виды искусства, произведения которых развертываются во времени.

Искусство слова - практически всемогуще по своим изобразительным и выразительным возможностям, тогда как живопись и музыка односторонне отражают зримый и слышимый аспект бытия. Поскольку язык является основным средством общения людей, литература кажется самым простым и общедоступным видом искусства.

Слово не исчерпывает образа, оно служит лишь материальным основанием, за которым скрывается словесно-образный смысл. При помощи слова можно воссоздать не только зрительно воспринимаемую реальность, но и то, что доступно другим органам чувств - слуху, осязанию, обонянию. С помощью слова можно передать эмоциональное, интеллектуальное состояние человека.

Традиционно в литературе выделяют три рода: эпический, лирический и драматический.

Музыка - вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых проследований. Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями, например с речью, ее объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением.

Кроме перечисленных видов искусства, выделяют также зрелищные искусства в системе художественной культуры. Это пантомима и танец, цирк и театр, кино и эстрада. Их художественный материал предметен, включен в пространственную среду и работает только в этой среде. Но при этом он не статичен, а живет во времени, развивается, трансформируется, видоизменяется. Существуя в пространстве сцены, арены, экрана, эти искусства, в то же время, представлены на обозрение публики, ориентированы на визуальное восприятие, что позволяет их назвать также зрелищными искусствами.

Зрелищные искусства - синтетичные по своей природе. В них соединяются как противоположные, так и близкие по своим характеристикам искусства. Так, например, театр объединяет на сцене искусство слова и пантомиму; кроме того, актерское мастерство на сцене окружено и поддержано архитектурой, музыкой, живописью.

2. Роль искусства в жизни человека и общества

2.1 Эстетические ценности, их роль в жизни человека и общества

Искусство выполняет целый ряд функций, разные исследователи насчитывают их до десяти-двадцати. И все же важнейшей, специфической функцией искусства является художественная, которая заключается в его способности целостного конкретно-чувственного отображения жизни и целостного же влияния на духовный мир человека. Искусство - прежде всего явление эстетическое. Его сфера - создание творческим усилием человека произведения, предназначенного для эстетического восприятия, для восприятия прекрасного.

Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей не материальных, но духовных. Ценность - нечто обладающее позитивной значимостью. Это может быть реально существующий предмет либо метафизическое начало, мыслимое и воображаемое.

Ценности играют в жизни людей роль ориентиров. Представления о ценностях исторически изменчивы. В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, соразмерность, истина, в христианском мире - вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.

Мы учимся у искусства вечным ценностям, благодаря чему искусство воспитывает нашу нравственность. Оно ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. Художественные ценности - способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, волю и разум людей. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому из нас для полноценного духовного бытия, успешной деятельности людей в разных сферах.

Духовное освоение произведений искусства - одна из высших человеческих потребностей. Художественная потребность присуща всем людям, достигшим уровня сознательного бытия. Однако художник в высшей степени одарен такой потребностью.

Эстетический опыт человечества, богатый и разнообразный на сегодня, формировался на протяжении тысячелетий.

Значение эстетического в жизни и каждого человека, и человечества в целом огромно. Эстетические эмоции в состоянии приобретать масштабность и знаменовать некие взлеты духа, звездные миги в истории человечества.

Благодаря эстетическим переживаниям упрочивается единение людей с благими и универсальными началами бытия. Эстетические эмоции дают человеку возможность обретения духовной свободы. Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласию чувственных и духовных сил.

2.2 Модернизм и постмодернизм в искусстве ХХ века

В начале ХХ века в мире произошла эстетическая революция, связь которой с социальными потрясениями того времени очевидна. Классическая изобразительная система перестала работать там, где сама картина мира лишилась ясных очертаний. Изменилась идеология, образ жизни людей, ее ритм. Научно-технический прогресс также неузнаваемо преображает человеческое общество. В начале столетия возникает массовое стандартизированное производство, вкусы и предпочтения людей все больше меняются, что в итоге приводит к распространению массовой культуры и массового искусства. На историческую сцену выходят массовый потребитель, массовое сознание, массовая культура.

Итак, в ХХ в. характер художественного творчества радикально меняется, и это, прежде всего, связано с практикой модернизма (авангардизма) и постмодернизма. Искусство предшествующего времени воспринималось как деятельность чрезвычайно серьезная. Оно претендовало не менее как на миссию спасителя рода человеческого (что особенно ярко проявилось в эстетических воззрениях романтиков). Современное искусство, с одной стороны, ощущает бесструктурность и невыразимость современных реалий, с другой - остается неодолимым желание художника встать над схваткой, превратить хаос в порядок.

Модернизм строился на отрицании предшествующего искусства, но одновременно являлся броском в будущее, вырабатывал адекватный художественный облик эпохи. Это была "переработка современностью собственного смысла".

Модернизм связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Художники-модернисты (авангардисты) экспериментируют с художественным материалом, создают новые стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве.

Искусство ХХ века все более усложняется. Отсутствие устойчивых стилевых течений (таких как классицизм, романтизм и т.д. в предшествующие эпохи), заметное с начала ХХ века, нередко делает весьма проблематичным сам процесс художественного контакта.

Рост образованности населения привел к вторжению масс в искусство, в результате чего в ХХ столетии произведения стали ориентироваться на определенные слои потребителей - на высоко эрудированную элиту и не слишком грамотную массовую аудиторию. Так получают распространение элитарная и массовая культура (соответственно, высокое и массовое искусство).

Разделение культуры на культуру для всех и культуру для избранных существовало издавна. Жрецы и шаманы уже в древние времена составляли культурную элиту. Когда возникла письменность, появилась грань между культурой образованных людей и народной культурой (фольклором).

Народная культура и народное искусство отражают высшие духовные, эмоционально пережитые и закрепленные в чувствах и вкусах состояния человека и его удовлетворенность и неудовлетворенность миром, устремление к гармонизации отношений с ним, воплощает идеальные представления масс. Именно в народной культуре формируются представление о добре и зле, о герое и злодее, о прекрасном и ужасном и т.д.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, литературу. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества (критики, литераторы, постоянные посетители музеев, театралы, художники и т.д.), то есть специалисты в какой-либо области высокой культуры.

Классическое, высокое или элитарное искусство, как показало время, является тем фундаментом, на котором создаются, и будут создаваться ценности, пополняющие духовный арсенал человечества.

В отличие от элитарной культуры, требующей серьезной интеллектуальной и духовной готовности для ее освоения, массовая культура воспринимается как не требующее усилий, естественное явление, над которым не надо ломать голову и испытывать эмоциональное потрясение.

Массовое искусство бесконечно тиражирует суррогаты и подделки, что притупляет вкус публики. В качестве примеров массового искусства можно привести эстраду, клиповую культуру, индустрию моды, определенные жанры кино - и телеискусства (мелодрама, боевик и пр)

Массовая культура была, есть и будет всегда. Объем информации, содержащийся в современной культуре, необъятен. Глубокие по содержанию произведения часто сложны для восприятия и требуют для освоения значительных усилий, эмоциональных и интеллектуальных. Чрезвычайно сложным стало и современное искусство.

Конечно, высокое и массовое искусство ориентируются на преимущественное удовлетворение разных потребностей людей. Так, массовое искусство направлено, прежде всего, на удовлетворение рекреативной и компенсаторной потребностей при безусловной реализации отдельными его произведениями и других функций, тогда как высокое искусство - хранилище эстетических ценностей, созданных человечеством, - является источником удовлетворения самого широкого круга людских потребностей (познавательной, воспитательной, социальной и т.д.).

Заключение

Таким образом, искусство нельзя считать необязательным приложением к более насущным благам и потребностям людей. Оно играет огромную роль в жизни человеческого общества, обеспечивая создание, накопление и трансляцию духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре. Искусство является своеобразным зеркалом и самосознанием любой культуры, в котором отражаются ее сущностные черты. Осваивая произведения искусства, человек социализируется, познает мир, его прошлое, настоящее и будущее, научается постигать эмоционально-интеллектуальный мир другого. Потребность в искусстве никогда не покидает человека; даже в самые тяжелые исторические моменты он испытывает ее. Отказ от художественной деятельности способен вернуть человека в первобытное состояние, пренебрежение к высокой культуре и ее ценностям может привести и приводит к падению нравственности и, как следствие, разгулу преступности, наркомании и т.п. явлениям. И культурная политика любого государства должна обеспечивать поддержку высокого искусства, которое в условиях рынка переживает далеко не лучшие времена.

Список литературы

1. М.Г. Балонова. Искусство и его роль в жизни общества, (учебное пособие), Нижний Новгород, 2007

2. Е.Г. Борисова. Культура, ее значение в жизни человека и общества, Ульяновск, 2004

3. Советский энциклопедический словарь, изд.3, М. 1985

4. Материал из Википедии -- свободной энциклопедии

5. Кремлев Ю. Очерки по эстетике музыки, 2 изд., М., 1972

6. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве, М., 1970

Подобные документы

    Искусство в пространстве культуры. Законы его функционирования и общественной роли, происхождение и виды. Автономность искусства и природа художественного образа. Эстетические ценности и их роль в обществе. Модернизм и постмодернизм в искусстве ХХ века.

    реферат , добавлен 20.05.2009

    Искусство - неотъемлемая часть жизни людей. Характеристика модернизма - направления в искусстве и литературе XX века. Абстракционимзм, импрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм. Постмодернизм - характеристика постнеклассического типа философствования.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2010

    Выявление функций, эстетического своеобразия и роли постмодернизма в художественно-эстетических процессах современной культуры. Постмодернизм в изобразительном искусстве Соединенных Штатов Америки и Европы. Мультимедийное искусство и концептуализм.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Характеристика эпохи, идеи и художественные открытия века. Характерные особенности искусства, влияние технического прогресса на общество, духовная жизнь человека. Направления мировой культуры, авангардизм, модернизм, постмодернизм, русская икона XX века.

    реферат , добавлен 25.05.2010

    Культурологические проблемы социализации личности. Образ жизни и смысл жизни индивида. Понятие нравственной культуры человека и общества. Мораль и красота как системообразующие признаки культуры. Смысл истории как основа духовной жизни личности общества.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2011

    Историческое развитие культуры XX века, влияние на ее становление социальных процессов. Сущность и причины зарождения течений модернизма и постмодернизма в искусстве и литературе ХХ века. Влияние НТР на развитие культуры. Концепция двух культур Ч. Сноу.

    реферат , добавлен 04.09.2009

    Духовная жизнь общества. Различные сферы духовной культуры и их влияние на развитие человека. Влияние науки на духовное развитие человека. Искусство и религия – как часть духовной культуры. Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.

    реферат , добавлен 21.12.2008

    Предназначение искусства. Понятие искусства. Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса. Перспектива художественной культуры в переходный период. История взаимодействия художественной культуры и личности.

    контрольная работа , добавлен 04.08.2007

    Происхождение искусства и его значение для жизни людей. Морфология художественной деятельности. Художественный образ и стиль как способы бытия искусства. Реализм, романтизм и модернизм в истории искусства. Абстракционизм, поп-арт в современном искусстве.

    реферат , добавлен 21.12.2009

    Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности человека, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни общества.

Вспомните тот момент, те последние минуты перед выходом на сцену.

Говорят, все волнуются перед выходом, и это нормально. У кого-то подкашиваются коленки, у кого-то дрожит голос, кто-то храбрится и подскакивает, а кто-то делает вид, что спокоен. Большинство из нас играли эту роль начинающего ещё неопытного артиста и играли безупречно, во всех тонкостях, подключив физиологию. Мы играли её так, что сводило живот, проникновенно, до самого нутра отдавались этой роли. И в этой самобытности была красота жизни, красота человеческого, чисто человеческого.

Или вспомните моменты неудач, провалов, когда ничего не клеится, всё падает из рук, это ужасно раздражает, злит. Всё клокочет внутри. Как вы могли бы назвать эту роль?

Что такое роль?

Роль — в широком смысле, это описание ограниченного множества действий, выполняемых кем-то или чем-то в рамках определённого процесса.

Роль несёт с собой процесс, она в него вписана, она, в том числе, им формируется. Процесс — это сюжет, который состоит из фактов в определённой последовательности и определённого отношения к ним.

Каждая роль несёт в себе атмосферу, которая воздействует на ощущения, чувства, мысли, поступки и ценности героя.

Определение роли в искусстве.

Роль — игра актёра, воспроизводящая героя произведения.

Сейчас я предлагаю задуматься и представить вам две ваши основные роли. Попробуйте рассмотреть их во всех подробностях. Как они ведут себя, как относятся к вам, как вы относитесь к ним?

Роль полна переживаний, самых разных. Душа вливается в неё и начинает проявляться множеством граней.

Каждая роль имеет свои рамки и законы. Она обуславливает актёра, диктует свои правила. Драматическая роль не может иметь героических черт, это будет уже другая роль. Чаще всего мы чтим эти рамки и законы. Для роли они не видимы, естественны как дыхание или сила притяжения земли. Может быть только так, а не иначе. Всё в роли прописано. Если ты меланхоличный доктор, потерявший смысл жизни, ты им и должен оставаться до конца спектакля. Я, конечно, тут упрощаю. В жизни всё сложней.

Роль обуславливает. Часто актёр не может попрощаться или снять с себя роль тогда, когда не доиграл на полную глубину своих способностей. Она просится, лезет, захватывает взгляд актёра, его жесты, слова, диктует ему тот способ, которым нужно говорить и как нужно относиться к самым разным вещам.

Например, образ непризнанного гения.

Первая его особенность, которая бросается в глаза, это отсутствие признания. Актёр, будучи в этой роли, везде её видит, а те моменты, когда его признают, он не замечает, не верит и игнорирует. Признание находится за рамками мира, в котором может существовать, жить непризнанный гений.

Актёр поглощён ролью, когда не до конца её осознаёт. Осознав же, он может творчески подходить к проявлению роли, увеличивая её глубину, делая её более объёмной и индивидуальной. У каждого свой Гамлет и своя Сонечка Мармеладова.

Предвещая некоторые вопросы, хочется выделить две разновидности ролей:

  1. Роль, как защита. В этом случае истинная цель роли всегда скрыта. Данная роль находится на службе вторичных выгод актёра. Такая роль отчасти похожа на архетип "Персона" из учения Юнга. Она скрывает истинное желание той роли, которая не проявлена, сокрыта, но которая руководит процессом. В этом случае актёр обусловлен как раз этой непроявленной ролью, а не той, которая выставляется на передний план. Как уже становиться видно, в этой роли есть расщепление. Такую роль играют фальшиво, хотя и профессионально. У зрителя остаётся какой-то осадок, что-то неясное. "Как-то он мутно себя ведёт", "С ним нужно быть настороже", "Я не понимаю, чего он хочет на самом деле. Говорит одно, а делает совсем другое ". Под ролью как защитой скрывается роль хитреца, манипулятора, контролёра. О таких ролях написано много в разного рода психологической литературе. Я хотел бы сосредоточить ваше внимание на другом.
  2. Роль, как созидание души. Тут всё совсем наоборот.

Во-первых, роль эта не полностью контролируется актёром, она выходит из его нутра. С ней нужно договариваться, чтобы войти в творческое взаимодействие, иначе она захватит актёра целиком. Данная роль даёт ощущение сопричастности, она, в отличии от предыдущей роли как защиты, налаживает связи, разворачивает миры, творит и верит. Её желание не ограничивается контролем, в таких ролях раскрывается возможность широчайшего спектра переживаний.

Но переходим к главному действующему лицу.

Главные черты актёра — это кураж и эстетическое чувство. У актёра есть только одно желание — играть. И чем больше ролей, тем интересней. С помощью игры он познаёт этот мир.

Актёру тяжело без эстетического чувства. Если его нет, то он будет плохим актёром, может совсем уйти со сцены или запереться в рамки одной роли, так и не увидев богатство души. Что я подразумеваю под эстетическим чувством? Способность видеть красоту во всём. Во всей этой противоречивости, неоднозначности, конфликтности и сложности жизни. Чем она сложней и противоречивей, тем сильнее актёр чувствует себя сопричастным своему спектаклю жизни. Есть такое сленговое выражение в среде психоаналитиков "аналитическое ухо". Это такой способ слушать речь другого. Его можно включать на работе и выключать, когда выходишь из кабинета. Если это не делать, то могут возникать курьёзы или даже конфликты. А у актёра есть особый Эстетический Взгляд на всё происходящее. И это не просто "наблюдающее эго", о котором говорил Фрейд. Наблюдающее эго пытается понять, разобраться и овладеть. Эстетический Взгляд актёра скорее схож с имагинальным эго Хиллмана (о нём можно почитать в книге Хиллмана "Миф анализа"). Имагианльное эго это посредник между миром образов и реальностью, в его компетенции не входит власть и рациональное понимание происходящего, а восприятие красоты жизни и трансляция внутренних образов. В плане красоты есть тонкий момент, имеется в виду не красивая сторона реальности, а восприятие реальности самой по себе как красивой, прямо такой, какая она есть.

Доступ к эстетическому взгляду может дать кинематограф, особенно документалистика и фильмы в реалистическом жанре. В данном случае этот взгляд принадлежит камере оператора. Эстетический взгляд актёра является благоприятной площадкой позволения для всех возможных образов, возникающих в нашем воображении.

Архетипом, олицетворяющим актёра, является трикстер. У него есть способность перевоплощаться. Он занимает такую позицию, в которой может быть любым.

Этот архетип проявляется самым разным способом, и даже можно выделить уровни проявления архетипа, начиная с инфантильного ребёнка и заканчивая великим комбинатором. Трикстер имеет, как и любой архетип, свои светлые стороны и теневые стороны. Чем больше он вытесняется из сознания, тем больше растёт его теневая сторона. У чрезмерно серьёзных и властных людей в тени часто сидит маленький ребёнок, который хочет всё разрушить и начать, наконец, творить что-нибудь интересное и совсем бесполезное, ну, может, и полезное.

Трикстер находится на границе миров.

Трикстер — фигура неоднозначная, он может быть хорошей прививкой от заскорузлых жёстких убеждений и представлений о мире и о себе.

Одной из ипостасей Трикстера является Джокер. Этот архетип даёт ощущение "своей игры", он постоянно выводит систему из равновесия, проявляет на сцене самые неожиданные архетипы. Простую жизнь он делает сложной, чрезмерно сложную — простой, он сталкивает противоречия и ведёт своей утончённой дорогой к постижению тайны жизни. В большинстве карточных игр Джокер может исполнять роль любой другой карты, как и в простом ходу, так и при составлении комбинаций. Наглядное олицетворение позиции актёра.

Уровень мастерства актёра зависит от многих факторов.

Основной из них — это масштаб игры. Чем выше риск, тем больше азарт и включённость. То, насколько сильно готов актёр рисковать, показывает уровень его преданности Игре с большой буквы. В игре можно выиграть или проиграть. Тут мы прикасаемся к теме нарциссизма. В профессии актёра самолюбование и выставление себя напоказ является неотъемлемым бонусом.

Так вот для нарцисса проигрыш переживается очень тяжело, также как и потерять своё лицо, то есть тот образ (или роль), с которым он слился. Но если нет риска проиграть, то неоткуда взяться азарту. Роли застывают в нас благодаря нарциссу. Нарцисс находится на стороне наслаждения, Джокер же на стороне желания. У Нарцисса всё есть, и это нужно сохранить и сделать ещё совершеннее, Джокеру постоянно чего-то не хватает, поглощённый собственным куражом, он находится в постоянном поиске. Нарцисс же очарован собственной ролью! В этом смысле Джокер отстаивает реальность.

Поэтому проигрыш не выносим, он показывает Нарциссу его собственную нехватку. Напоминает ему то, что он не так уж и совершенен. Джокер, как способность посмеяться над собой, является прекрасным лекарством от нарциссизма.

Другой фактор — это глубина игры, способность вживаться в роль и проживать её на всю полноту собственных возможностей. Тут можно вспомнить, что роль несёт в себе сюжеты и атмосферы, которые имеют огромную глубину. А что нас ждёт на дне? Связь с общечеловеческим.

Используя метафору мастерства в исполнении роли, можно подойти к рассмотрению причин невроза. Человек приходит с каким-то запросом, потому что пора переходить на другой уровень взаимодействия с тем или иным архетипом, открыть для себя следующий сундук с ролями, которые по своей мощи и накалу намного сильнее, но структурно могут относиться всё к тому же архетипу, который и вызывает невротические симптомы.

Отставим пока в сторонку Джокера.

Пример. С другим архетипом.

Приходит человек с запросом и начинает говорить что-то очень сумбурное, невнятное, перескакивая с темы на тему, в основном говорит не о себе, а о других людях, о том, как он беспокоится за свою жену и за детей, и вот надо что-нибудь такое сделать, чтобы им всем стало легче. При этом о себе он толком сказать-то ничего не может: ни о своих желаниях, ни о том, что он любит делать, ничего, пусто. В процессе беседы он проговаривается о том, что ему этого ничего нельзя, раз рядом люди "страдают". Налицо Кронос в его детском варианте. С одной стороны, полнейшее несоблюдение и непонимание границ себя и других людей, с другой стороны, множество самоограничений. В процессе работы и прояснения отношений с данным архетипом уровень проявления основной жизненной роли человека изменился полностью. Он увидел, наконец, свои желания и получил к ним доступ, с одной стороны, и увидел границы собственной ответственности, с другой.

В Архетипическом Театре тоже есть актёры, которые проживают определённые роли. Та или иная роль в АТ выбирается не случайно, а по резонансу с человеком, которого выбрали на неё. Находясь в роли, он может прожить её намного интенсивнее, чем делает это в повседневной жизни. Будучи прожитой, роль уходит, освобождая место для следующей. Актёр Архетипического Театра за один процесс может прожить и пять, и десять ролей, которые перетекают из одной в другую, показывая всё новые пласты, которые скрывались за ролью первоначальной. Например, фигура внутреннего мужчины в начале театра могла чувствовать себя забитым мальчикам, затем преобразиться в пьяного подростка, далее в агрессивного война, и под конец в умиротворённого монаха, а в итоге стать просто созревшей силой действовать.

Что хотелось бы сказать в завершении.

Карл Густав Юнг как-то сказал: "То, что мы не осознаём, становится нашей судьбой".

Достаточно распространён в наше время культ осознания. Мол, осознал и освободился от этой очередной роли, которая сковывала. Такие попытки выйти из игры, которые сами по себе являются ловушкой, идут не на пользу Душевной жизни. ИМХО, осознание той или иной роли даёт возможность сотворчества с миром, и важно делать на этом акцент, а не на освобождении.

Мы с Вами не живем на необитаемом острове. Нас окружает множество людей и нужно правильно и эффективно с ними взаимодействовать. У каждого в жизни — своя роль . Роли в жизни человека могут быть выбраны нами или же могут быть навязанные нам другими людьми. И у каждого человека для своих жизненных ролей есть свой, индивидуальный «комплект» масок, с помощью которых он общается с окружающим Миром. Есть даже такое выражение: жизнь — театр, а люди в нем — актеры.

И в этом жизненном театре — главное не заиграться и в этих масках не потерять себя.

С помощью масок человек искусно приспосабливается к окружающей действительности. Иногда с помощью маски можно самоутверждаться или использовать ее, например, как средство защиты от окружающего мира, можно скрывать свои комплексы или повысить свою самооценку. Маска, хоть и временно, но дает нам иллюзию о собственной личности, о самом себе.

Можно сказать, что маска — это некий образ, созданный человеком и «примерив» его, человек очень старается ему соответствовать.

Маска и определяет ту РОЛЬ в жизни человека, которую он будет играть в обществе.

Ролей или можно сказать по-другому — ипостасей у нас в жизни может быть множество. Давайте рассмотрим лишь некоторые из них.

«Я» в ипостаси : мужчины и женщины, мужа и жены, подруги и друга, дяди и тети, подчиненного и начальника, бизнесмена, продавец и покупатель, бабушка и внук, член клуба «Любителей бега» а также сотни других ролей и масок.

Так или иначе, маска — это некий образ, которому человек старается соответствовать и именно она определяет ту роль и ту ипостась, в которую будет играть человек .

Почему я говорю, что человек играет, когда проживает свои роли в жизни ? А потому, что изо дня в день человек живет через эту маску , реагирует через маску, меняет одну маску на другую… постепенно теряя себя, настоящего.

Из своей практики психолога я могу сказать, что особенно хорошо вживаются в свои роли женщины. Нося разнообразные маски они часто живут не своей жизнью, забывая о себе.

Знакомы ли вам такие состояния:

  • Вы ощущаете внутреннее опустошение , безразличие, хроническую усталость.
  • Вы часто чувствуете себя обесточенными , будто из вашей жизни «ушла вся энергия».
  • У вас постоянно напряжены плечи и верх спины.

Это признаки того, что вы живете для других и почти не умеете жить для себя. Но зато вы прекрасно умеете сделать так, чтобы людям, которые вас окружают — было хорошо и комфортно. Вы можете отложить все свои дела, чтобы помочь своим близким, друзьям, коллегам и знакомым. Вы можете взять на себя чужие проблемы и постараетесь их как можно быстрее решить. Вы готовы «жить ради детей» и отдавать им «все лучшее».

И отдавая так много — вы надеетесь получить хоть малую часть от того, что вы вложили в близких вам людей, в отношения, в работу… и наступает разочарование, когда этого не происходит. И чтобы скрыть эту боль надеваете очередную маску и продолжаете дальше играть свою роль .

Если быть уж совсем честным с самим собой, то можно признаться, что по большому счету сам по себе человек никому не нужен — всем нужны только маски, которые он надевает, чтобы продолжить играть свои роли в жизни .

В заключении хочется сказать следующее — Очень важно поставить СЕБЯ на первое место!

Каждому человеку просто необходимо вспомнить, что самый важный человек в вашей жизни — это ты сам!

Задача каждого из нас — найти себя настоящего, найти свое истинное лицо!

Оставьте свой комментарий и расскажите, что Вы думаете…