Импровизация на уроках актерского мастерства в детской театральной студии. Упражнения на концентрацию. Не пытайтесь быть забавным, если это не предусмотрено условием

В художественной дидактике импровизация рассматривается и как один из путей развития творческих способностей учащихся.

Занятия импровизацией преследуют несколько взаимосвязанных целей: одна из них - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить заданное учителем действие или предлагаемое обстоятельство.

И самое важное здесь - свобода творчества. Только при активном отношении учащихся к делу пробуждается интерес к искусству

Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.

Импровизация - это неповторимое художественное явление. По этой причине, занимаясь импровизацией, желательно обеспечить присутствие зрителей, которые со стороны могут увидеть и оценить сыгранный исполнителем эпизод.

Стимулом для возникновения импровизации является игра, игровое творческое начало и связанная с ним творческая свобода.

Для создания легкой, непосредственной атмосферы урока педагог может использовать импровизационный экспромт - один из приемов, который применим только в состоянии свободы.

Многие выдающиеся режиссеры современности уделяли исключительно большое внимание созданию импровизационной атмосферы творчества. Огромное значение импровизационному состоянию артиста придавал К.С.Станиславский. Он ценил в импровизации способность естественно и непосредственно пробуждать к действию скрытые ресурсы творческого поведения.

Е.Б.Вахтангов предложил участникам Мансуровской студии: «Дадим спектакль-импровизацию. Это отличнейшее упражнение: приглашается публика, вы не знаете, как играть, но знаете, что играть. Сочиним сами пьесу».

Импровизация была излюбленным методом работы Вахтангова. Он не признавал так называемого застольного периода репетиций, долгих разговоров с артистами о пьесе и ролях. Выяснение задач и сверхзадач, обсуждение предлагаемых обстоятельств, уточнение частностей и деталей происходили в действии, по ходу работы на сценической площадке. Он давал своим студийцам часто весьма неожиданные, но всегда очень конкретные и действенные задания. Борясь со штампами сценического поведения, намеренно подстраивал артистам на репетиции всевозможные ловушки и хитрости, тем самым вынуждая их мгновенно, правдиво и точно реагировать на изменившиеся предлагаемые обстоятельства.

Импровизационный характер работы как одна из самых ярких отличительных черт творческой манеры Вахтангова не только не противоречил, но, напротив, полностью опирался на систему Станиславского. Методика Станиславского не теряет своего значения даже при совершенно иной эстетике.

В равноправных взаимоотношениях учителя и ученика важно увидеть способности последнего, жертвуя временем, включить его собственный опыт работы. Педагог - союзник и партнер ученика. Педагогический принцип совместной деятельности требует от педагога развития способности к импровизации, личного участия в ней. Педагог должен обладать такими профессиональными качествами, как внутренняя и внешняя свобода, свежесть восприятия, артистичность и заразительность.

Условием успешности обучения является развитие творческой личности самого педагога. Импровизация является и приемом обучения, и одной из форм общения педагога и учеников, т. е. способом воспитания личности студента, а также способом репетирования. Импровизация - это гибкость в принятии самостоятельных решений и противостояние жесткости, какие бы привлекательные формы последняя ни представляла. Воспитание способностей к импровизации зависит от гибкости, мобильности самого процесса обучения.

Г.А. Товстоногов писал: «Импровизация - это полет фантазии, окрыленность и вдохновение. Импровизация - это творческая раскованность, это свобода замысла и свобода выражения. Импровизация - сердце и душа искусства. Импровизация - это поэзия творчества»

В современной методической литературе выделяются основные принципы и основанные на них технологические элементы развития у учащихся способностей к сценической импровизации:

  • 1. Пробудить у учащегося чувство индивидуальной свободы. В свою очередь, это развивает у него творческую свободу. На пути к творческой свободе, необходимой для импровизации, встают различного рода препятствия: стереотипное мышление или штампы, блокировки или зажимы. Возникновение блокировок может быть вызвано сильно выраженным стремлением к успеху. Наработанное на уроках импровизационное самочувствие органично возникает и в работе на публике. Процесс обучения и раскрытия индивидуальности учащегося, в отличие от театрального процесса, идет медленно. Другими словами, на этапе обучения художественные задачи уступают место задачам педагогическим: определить индивидуальность ученика, развить природные способности, обучить приемам, методам подхода к роли, к работе в театре и т.д. Во время тренинга от каждого учащегося требуется одно - он должен искать собственные варианты упражнений, исследовать границы своих возможностей и стараться их преодолевать. Когда актер технически уже овладел упражнениями и по-своему расширил круг их применения, он стремится к их «обактериванию», т.е. есть к «игре» ими, к ассоциациям, к вариантам неожиданным, необычайным.
  • 2. Напряжение, мешающее созданию импровизационного самочувствия, может идти от атмосферы высокой соревновательности, когда исчезает чувство партнерства. Существуют тренинги на освобождение мышц и внутреннее раскрепощение ученика. Для усиления эффекта работы над развитием непосредственности воображения в импровизации учащийся должен следовать определенным правилам: 1) не стараться быть оригинальным, т.е. не заниматься «оригинальщиной» (доверять своему воображению); 2) снять с себя всякую ответственность за результаты работы воображения (установка на ослабление контроля и критического начала). Ежи Гротовский предупреждал, что «гимнастика, невзирая на то, что актеры должны быть физически тренированными и ловкими, дает лишь блокирующий эффект. Путь для актера - освобождение тела. Дать телу шанс. Дать ему возможность жизни. Если реакция живая, она всегда начинается в недрах тела и только оканчивается в руке. Спонтанность в линиях поведения тела невозможна, если детали носят характер жестов, то есть воплощаются только в ногах и руках, а не укоренены в целостности тела»
  • 3. Импровизирующий исполнитель должен умело воспринимать новые обстоятельства и включать их в развитие действия. Толчком к импровизации в спектакле, конечно, являются репетиции, где закладывается и обусловливается возможность импровизационного самочувствия актера. Этюдный метод репетирования обращается, прежде всего, к интуитивным, импровизационным свойствам участников будущего спектакля. Импровизационный метод на репетициях приносит иногда такие результаты, которых не достичь никакими иными способами.
  • 4. Принцип доведения технических приемов до уровня навыка, т. е. до уровня подсознательного. Научить творчеству нельзя никого, и никаких идеальных моделей, следуя которым можно было бы научиться творить, не существует. ученику предлагается прежде всего определить, что ему мешает, что в нем служит преградой и что «сопротивляется» в нем. Ученик должен найти для себя индивидуальный тренинг, позволяющий исключить эти помехи, эти препятствия на данном этапе своего развития.
  • 6. Выстроенность и логическая последовательность упражнений и всей работы на занятии в применении импровизации. Здесь следует проводить тренинги на освобождение мышц от зажимов и блокировок, упражнения на развитие фантазии и воображения, упражнения на актерскую смелость.
  • 7. Активность и самостоятельность учащихся в работе. Импровизация предполагает авторство исполнителя, его творческую самостоятельность. Личностное начало - это собственный, оригинальный взгляд на мир, на самого себя, на искусство.

Импровизация не только не исключает детальной композиции роли, но и, напротив, подлинная, а не поддельная импровизация достижима только на почве точной актерской партитуры. Иначе нет подлинности. Недисциплинированная импровизация, по сути дела, рождает анархию, хаос приводит к реакциям аморфным и случайным. Истинная же импровизация легка и свободна. Одна из самых больших опасностей, ограничивающих актера, - отсутствие дисциплины. Конечно, можно выразить себя и в формах анархии. Но в таком случае как раз и говорят, что «сказать, видимо, нечего». Импровизационное самочувствие и дисциплина составляют две стороны одного и того же творческого процесса. Мейерхольд сделал осью своей работы дисциплину, разработку и тренировку внешних форм; Станиславский же - импровизационность каждодневной, обыденной жизни. По сути же это два взаимодополняющих аспекта творческого процесса.

Важной характеристикой импровизации является необходимость концентрации на происходящем на сцене именно здесь и сейчас. Надо видеть и слышать все, что говорят или делают партнеры по сценическому действию. Любой нюанс (иногда это ошибка или непроизвольная реакция) подчас меняют весь контекст хода действия и изменяют обстоятельства. Исполнитель в процессе импровизации должен ориентироваться на предъявленные обстоятельства, а не на те, которые заложены в пьесе или те, которые возникали в процессе подготовки или на предыдущих спектаклях. Особенно важно, что в ряду предъявленных обстоятельств должны находиться эмоциональные реакции и все поведение в целом партнеров по сцене. При этом импровизация не должна переходить в произвол на сцене. Исполнитель не должен искажать ни мизансцен, ни текста автора. Без важных моментов импровизация не имеет основы. Свобода импровизирующего подростка выражается в том, как он произносит слова автора, как следует мизансценам, как нюансирует интерпретацию роли, найденную в период репетиций. Всякая импровизация должна быть подготовлена.

Второй ряд принципов развития сценической импровизации определяет качественные состояния психофизического аппарата исполнителя:

I . Настоящие эмоциональные состояния

II. Открытое восприятие

  • · внимательное изучение окружающего пространства
  • · освоение нюансов окружающего пространства
  • · непрерывное наблюдение за изменениями в окружающем пространстве

III. Непрерывное взаимодействие с партнером

IV. Эмоциональная память

  • · невозможно вызвать не пережитую эмоцию
  • · этюдное проживание формирует эмоциональную память
  • · эмоции активно формируются при взаимодействии между партнерами, такие эмоции сильнее, правдивее, многообразней, и хорошо запечатлеваются на репетиции, а на спектакле моментально вспыхивают вновь
  • · эмоции это базис для запоминания материала драматической ситуации

В качестве вывода по второй части исследования можно заключить, что наблюдение за театральной импровизацией и включение в импровизационную сценическую игру дает возможность подросткам - учащимся театрального творческого объединения обучаться навыкам эмпатии, сенситивным навыкам, активно включаться в коммуникативные процессы, процессы восприятия. Развиваться в плане умений в самоорганизации своей психической жизни. Эта самоорганизация направлена на развитие личностных навыков вхождения и поддержания творческого процесса:

  • · Навыки межличностной коммуникации.
  • · Проявление спонтанного поведения.
  • · Управление процессами восприятия.
  • · Развитие эмоционального интеллекта.

1. Что такое речевая импровизация?
Это понятие состоит из двух слов: речь и импровизация. Что такое речь объяснять не нужно, а вот, что такое импровизация, следует уточнить. «Википедия» дает нам такое определение: Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Если воспринимать, сочетание слов и выражений, которое мы произносим вслух или пишем, как произведение искусства, то отсюда следует, что речевая импровизация - это уникальный текст (устный или письменный) создаваемый без предварительной подготовки, а так же процесс его создания.
Далее мы будем с вами заниматься развитием умения импровизировать в устной речи. Конечно, импровизация бывает разная. Можно болтать чепуху, а можно высказывать умные, интересные мысли, напрямую связанные с темой разговора, или близкие к ней. Естественно, нас интересует качественная, продуктивная импровизация, а не бессмысленный, словесный по…ток 

2. Что даёт умение импровизировать в речи?
Умение быстро, точно, интересно, без подготовки формулировать мысли на любую тему, даёт возможность:
. Избежать лишних пауз, «зависаний», «мусорных слов» в речи
. Остроумно отвечать на любые вопросы и замечания
. Выступать без выученного текста (только с опорой на план)
. Поддерживать и развивать любую беседу
Поскольку устная речь - это инструмент, который позволяет нам, ежедневно взаимодействовать с людьми, то всем, нормальным людям понятно, что развитие умения импровизировать в речи - это наиважнейшее занятие, которому стоит посвящать как можно больше времени. Особенно, это касается людей, чья профессия, напрямую связана с устной, речевой коммуникацией: преподавателей, менеджеров, продавцов, юристов, журналистов, телеведущих, экскурсоводов, консультантов, секретарей и т. д. Конечно и для тех, кто по роду своей деятельности, мало общается: программистов, бухгалтеров, дизайнеров и др. этот навык тоже очень важен, ведь глобальное одиночество мало кого привлекает.

3. Методика развития
Для развития навыка словесной импровизации требуется немала, но весьма увлекательная работа над собой. Если Вы хотите не просто овладеть парой «фишек», а действительно поднять свой речевой уровень и не зависеть от ситуации, в которой будете находиться, я советую оттачивать целый ряд инструментов.
Во первых, скорость мышления. Учитесь думать быстрее! Без этого нужный вариант мысли и фразы не придёт к вам быстро.
Во вторых, воображение. Без его активной работы, вы не будете иметь базы для высказываний. Мы мыслим не только абстрактными понятиями, но и образами. Если в голове не будет «картинки», Вам нечего будет сказать.
В третьих, ассоциативное мышление. Учитесь соединять картинки и другие «отпечатки» действительности, между собой.
В четвёртых, нестандартное мышление. Учитесь мыслить нестандартно! Это расширит объём вариантов мыслей, следовательно вариантов высказываний и как бонус - появится юмор, ведь нестандартность, неожиданность, чаще всего провоцируют эмоциональный отклик слушателей.
В пятых, активный, словарный запас. Это очевидно, поэтому без комментариев.
В шестых, коллекция историй, афоризмов, притч, метафор, крылатых выражений и просто впечатлений. Собирайте, записывайте, применяйте! Этот материал - отличное подспорье в импровизации. Он нужен художнику слова так же, как строителю кирпичи.
И, наконец, в седьмых, приёмы. На наших занятиях, в последнюю очередь, мы осваиваем приёмы или техники, которые людям, имеющим уже подготовленное мышление и достаточный словарный запас, помогают стать истинными речевыми импровизаторами.

КАК ВСЁ ЭТО РАЗВИВАТЬ?
Существует много очень интересных упражнений, которые надо применять системно. Сегодня я поделюсь одним. Оно мощное, но сразу предупрежу, что одного его мало и лучше выполнять комплекс.

Упражнение "Сказка"

Развивает скорость появления мыслей, воображение, ассоциативное мышление, фантазию, креативность и увеличивает активный словарный запас. Лучше выполнять с живым слушателем, но можно и с диктофоном.
1. Выберете два случайных существительных, далёких друг от друга по ассоциации. Например: тарелка и лыжи. Придумайте, на основе их, рассказ о событиях. Все три слова должны сыграть какую-то роль, т.е. повлиять на развитие сюжета. Расскажите историю вслух, опираясь на план и цепочку образов. Запишите свою речь на диктофон. Прослушайте запись и переформулируйте предложения, которые содержат ошибки и неточности.

Простой план такого рассказа
Кто? Где? Когда?
Что случилось?
Чем закончилось?
Вывод.

2. Расскажите подобную историю, на основе 2-х других существительных, без подготовки. Запишите свою речь на диктофон, прослушайте, исправьте ошибки.
3. Расскажите ту же самую историю, но постарайтесь максимально избежать банальных, предсказуемых поворотов сюжета.

Послушайте как это делают мои ученики на пятом занятии курса «Мастер публичных выступлений»:

Если Вас заинтересовала статья, оставьте свой комментарий внизу главной страницы нашего сайта:

Развивайте свою речь!
До встречи на занятиях!

С уважением,
Дмитрий Макеев

"КТО ЕСТЬ КТО"

У этого задания тоже есть несколько вариантов.

Вариант 1

Вызывается пара актеров. Им дается от 30 секунд до минуты, чтобы решить:

  • * кто они, что за образы представляют? в в чем суть конфликта между ними?
  • * где и когда происходит действие?

Когда выделенное на подготовку время закончится, пара представляет свою импровизационную сцену. Задание для зрителей: суметь разобраться в происходящем и правильно ответить на приведенные выше вопросы.

Вариант 2

Приглашается пара актеров. Один из них должен начать некое импровизационное действие по своему выбору. Второй участник упражнения в течение полуминуть: пытается понять, что происходит (ответить на приведенные выше вопросы). По хлопку ведущего он выходит на площадку с целью пристроиться к сцене и стать партнером своего товарища по импровизации.

"ДЕТЕКТИВ" (взаимодействие, актерская импровизация, психогимнастика)

Приблизительно половина или даже две трети участников группы получают записку с единственным словом "СЛЕДОВАТЕЛЬ". Остальные получают записку со словом "ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ" и с определенным заданием, которое связано с конкретной изучаемой темой. Скажем, если сейчас актеры работают над походкой образа, тогда задания будут: "косолапить", "идти маршевым шагом", "шаркать", "пружинистый шаг", "твоя обычная походка"... Для темы "Эмоции" подойдут задания: "грустный", "озабоченный", "тревожный", "удивленный", "восторженный"...

Понятно, что никто из участников не раскрывает другим содержания своей записки. Смысл состоит в том, что "следователи" должны определить "подозреваемых" и отгадать их тайное задание. Каждый из "подпольщиков", в свою очередь, выполняет задачу так, чтобы не быть опознанным "следователями" и, соответственно, определить, кто среди участников "свой", а кто - "чужой".

В ходе игры стороны могут прибегать к различным уловкам. К примеру, "следователи" могут попытаться втереться в доверие к "подозреваемым", подражая их движениям, и так далее...

"Я ВХОЖУ В..."

Это, без сомнения, одно из наиболее сложных упражнений. Не стоит рассчитывать, что первые опыты работы с ним будут успешны: такая массовая импровизация требует от начинающих актеров и техники, и умений, и прекрасного чувства партнера... Однако как тренировочное упражнение, как попытка продемонстрировать, насколько театр - искусство многоплановое и синтетическое, задание это может быть вполне уместным.

Из группы приглашается один доброволец. Его задание - определить для себя какое-нибудь общественное место (магазин, парк, библиотека, стадион, банк...). Упражнение начнется по сигналу режиссера с того, что актер-доброволец "входит" в выбранное им место и начинает импровизировать с текстом или без него. Он не называет место действия впрямую, но дает остальным участникам-зрителям внятные намеки. Скажем, "войдя" в "банк", он может обратиться к воображаемому кассиру с просьбой открыть счет или выдать деньги; в " библиотеке" - поинтересоваться новинками литературы в читальном зале; в "магазине одежды" посоветоваться с продавцом при выборе покупки...

Через полминуты после начала сцены, когда зрители смогли четко представить себе, какое общественное место выбрано ведущим актером, они могут выйти на площадку и подключиться к действию. Желательно заранее определить возможное количество участников, иначе вы рискуете увидеть действующую на сцене шумную и плохо управляемую толпу (как правило, участие в упражнении хочет принять едва ли не вся группа!). Ограничив число действующих лиц, проще проконтролировать, насколько актеры верят в избранные ими роли, ищут ли выразительные средства для образов, как чувствуют себя в предлагаемых обстоятельствах...

После того как все участники вышли на площадку в той или иной роли, сцена продолжается еще 3-5 минут. Важно, чтобы каждый из актеров исполнил свою роль максимально естественно. В этом упражнении бытовая достоверность гораздо значимее театрализации и яркости. Ведь не каждый день грабят банк, когда мы находимся в нем, а очередь в супермаркете не всегда заканчивается дракой или инфарктом...

Найти детали обыденного действия, присвоить себе внятную роль и сделать выбранный образ частью многофигурной импровизации - вот чем определяется "успех" или "провал" в данном задании.

Режиссер на правах одного из участников может подключиться к сценке, чтобы обеспечить успешность "вхождения" в роль актеров. Он может начать спорить с "кассиром", ссорясь, хватать за руку "директора супермаркета", "зайти" в "читальный зал библиотеки" плачущим, потерявшим родителей мальчишкой... Тем самым проверяется аутентичность реакций партнеров, органичность театральной игры.

"МОНОЛОГ ПРОФЕССИОНАЛА"

На сцену приглашаются 5--7 участников. Они выстраиваются в шеренгу друг за другом, и ведущий (или же зрители) определяет для каждого его роль-профессию. Скажем, вышедшая на площадку пятерка получила следующие задания: водитель самосвала, косметолог, директор бани, полицейский, парикмахер. Теперь дается общая тема для обсуждения. Предположим, "Дрессировка слонов в домашних условиях".

Упражнение происходит следующим образом. По хлопку ведущего первый из актеров начинает свой профессиональный монолог на заданную тему. После 10--15 секунд новый хлопок дает сигнал первому участнику прервать выступление (даже на полуслове!) и занять место в хвосте шеренги. Выступление же продолжит второй актер. С того места, с того слова, на котором был прерван его товарищ. После мнения косметолога порассуждает о дрессировке слонов директор бани, затем полицейский, затем парикмахер, и вновь придет очередь водителя самосвала...

Каждый из актеров проходит несколько кругов, и упражнение продолжается до тех пор, пока тема не будет исчерпана или же игра в рамках определенных ролей станет повторяться. Тогда можно либо пригласить на площадку новых участников, либо изменить тему, либо определить новые образы для актеров.

"СКАЗОЧНИК"

Группа стоит в цепочке или в круге. Первый участник начинает импровизированную историю. После этого звучит хлопок ведущего, и право продолжить переходит к следующему по очереди игроку. Проблема в том, что он произносит свой текст на "джибрише" (воображаемый язык, звукоподражание без какого-то смысла). Хлопок - третий участник возвращается, к истории и продолжает рассказ первого игрока. Четвертый актер вновь говорит на "джибриш". Пятый возвращается к рассказу, и так далее. Иными словами, каждый нечетный игрок ведет сказку, каждый четный "продолжает" рассказ на "джибриш".

Основная задача: рассказчикам - не потерять смысловую нить и продолжать связный и логический текст, невзирая на помехи в лице "джибриш"-декламаторов. В свою очередь говорящие на джибриш отыгрывают жестикуляцией и интонационно якобы продолжение

что сказку рассказывают не несколько людей в разных стилях, а один-единственный исполнитель!

Так как упражнение идет в несколько кругов и завершается после того, как логически завершен рассказ, просим актеров обратить внимание и на преемственность в смысле и стиле повествования, и на темпоритм упражнения: без скачков и пауз.

"СКАЗКА ВТРОЕМ"

Уже из названия понятно, что в задании будут участвовать трое актеров. Один из них выполняет роль сказочника. Ему предстоит рассказывать одну из известных сказок, определенных ведущим. Второй актер садится на стул лицом к зрителям. Его "обязанность" - беззвучно открывая рот и используя мимику, имитировать рассказывание сказки. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль "рук второго участника" будут "исполнять" руки третьего актера. Для этого он должен встать на колени прямо за спиной второго актера и просунуть свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие в ходе сказки руки являются руками сидящего на стуле "рассказчика".

Именно иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле игрок голосом первого актера и руками третьего, является доказательством успешности сцены. Добиться этого можно при умении синхронно работать с партнерами и с театральной яркостью пользоваться невербальными средствами выразительности (жестом, мимикой, интонацией).

"МАНЕКЕНЫ"

Участники распределяются по площадке. Каждый занимает место, обеспечивающее ему достаточную свободу движения.

Проходя по улице, мы нередко видим стоящие в витринах магазинов манекены. Каждому из вас предстоит сейчас превратиться в одного из них. Придумайте свой образ. Решите, что и каким образом вы рекламируете. По счету "Три!" эта комната чудесным образом трансформируется в полную манекенов витрину. Я буду играть роль хозяина магазина, который приводит витрину в порядок: стирает с манекенов пыль, при необходимости меняет их позы, объединяет их в группы.

Задание потребует от вас концентрации, воображения, умения владеть телом. Есть вопросы? Раз. Два. Три... Люди превратились в манекены!

"ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КУКЛЫ"

Это упражнение продолжает и развивает предыдущее.

В ходе этюда вам предстоит превратиться в пластилиновую куклу. Упражнение состоит из трех этапов.

По моему первому сигналу вы становитесь пластилиновой куклой, которая хранилась в холодном месте. Понятно, что материал утратил свою пластичность, он тверд, жесток.

Второй сигнал ведущего знаменует начало работы с куклами. Я буду менять их позы, но не забудьте, что застывшая форма осложнит мою задачу, и я должен буду почувствовать определенное сопротивление материала!

Третий сигнал - начало последнего этапа упражнения. Представьте, что в комнате, где находятся наши пластилиновые куклы, одновременно включили все обогревательные приборы. Что, вас бросило в жар? Совершенно верно, куклы тоже испытывают нечто подобное! Что с ними происходит? Они начинают размягчаться. Это процесс, а не мгновенная реакция. В первую очередь оплывают от тепла те части кукольного тела, где пластилина меньше (пальцы рук, руки, шея), затем размягчаются ноги. В итоге вся кукла "стекает" на пол и превращается в некую бесформенную, массу.

  • 1. Фриз "пластилиновая кукла".
  • 2. Работа ведущего с твердым пластилином, попытка изменить позу кукол, их расположение в пространстве и по отношению друг к другу.
  • 3. Размягчение кукол до состояния полной утраты формы - абсолютное мышечное освобождение актера.

"СКУЛЬПТУРА ЧУВСТВ"

В принципе, уже само название упражнения объясняет его смысл. Делим группу на подгруппы по 3--5 человек в каждой. Каждой подгруппе дается задание: выбрать определенную эмоцию и представить ее в виде многофигурной статической композиции.

После подготовки скульптуры представляются всему форуму, и зрители пытаются точно назвать изображенное чувство. Иногда затруднения возникают из-за смысловой близости определений. Скажем, гнев несложно спутать с раздражением, досадой, злостью...

Тренировка идет в двух направлениях - пластическое выражение эмоций и вербальная точность в определении эмоциональных состояний.

"ПРИЕМ ГОСТЕЙ"

Для этого упражнения-игры мне потребуется четыре добровольца. Спасибо смелым, встречаем их аплодисментами!

Один из вас будет хозяином дома. Ему предстоит принять трех гостей. Кто эти гости? В этом-то и заключается проблема. Дело в том, что, когда хозяин выйдет за дверь, мы с вами определим, что за роль досталась каждому" из трех актеров. Они могут быть кем и чем угодно: родственниками хозяина квартиры, его друзьями или врагами, работниками сферы обслуживания, президентами, неодушевленными предметами, чувствами, временами года... Наша фантазия здесь безгранична. Определив роли гостей, мы пригласим хозяина квартиры вернуться в комнату и попросим в течение, скажем, 5--10 минут определить, что же за гости пожаловали сегодня к нему.

Как определить образ гостя? Во-первых, актеры, играющие гостей, должны будут придумать для своего персонажа некий пластический образ, так что характер движений уже будет в некотором роде подсказкой. Кроме того, подумайте об использовании голосовых средств выразительности. В ходе игры хозяин может задавать гостям различные вопросы - всем вместе или по отдельности, на его усмотрение. Отвечая на вопросы, гости продолжают играть свои роли и стараются сохранить инкогнито. То есть ответы гостей должны быть на уровне намеков, уточнений, но не открытого "снятия маски". Если за отведенное время хозяину удается определить образы гостей, он выходит из игры победителем и становится одним из гостей в следующем туре игры.

"ТРИ ДВИЖЕНИЯ"

Это задание выполняется в парах. Каждый участник готовит для своего партнера три конкретных движения, которые в минимальной степени логически связаны друг с другом. То есть нельзя

одеться, почистить зубы. Наоборот, каждое из предлагаемых действий не должно быть связано с другим по смыслу.

Задание заключается в том, что в течение 5--7 минут актерам придется придумать, как полученные от партнера разрозненные движения соединить в логически оправданный и связный сюжет. При этом нельзя менять порядок движений: полученное первым задание должно быть и в показе первым, а названное третьим - завершать всю сцену.

В этом упражнении вам придется проявить всю свою фантазию, чтобы найти "оправдание" последовательной цепочке действий и свести к минимуму все дополнительные движения-связки, которые окажутся необходимы для перехода от первого задания ко второму, а затем к третьему.

"ГРУППОВОЙ УЗОР"

Многие из вас наверняка имеют опыт составления пазлов.

Наш пазл будет необычным. Для его создания нам не потребуется никаких фрагментов картин, не будет и образца, по которому обычно составляют мозаичную картинку.

Материалом для работы послужат ваши тела. По одному (порядок будет свободным, то есть каждый может сам для себя определить очередность "вхождения" в пазл) участники группы составят узор.

Первый участник устраивается на полу, выбрав позу, положение рук, ног, всего туловища на свое усмотрение. Каждый следующий участник, "дополняя" собой пазл, должен касаться телом хотя бы одного из предыдущих товарищей. Упражнение закончится, когда последний "фрагмент" узора займет место в своеобразной скульптуре, отражающее его предпочтения, ощущения, его положение в групповой картине.

20.07.2016 в 08:16

Здравствуйте, дорогие друзья!

Порой, слушая опытного оратора, мы удивляемся, насколько легко и непринужденно у него получается складывать слова в пазлы.

Кажется, будто бы его не волнует в момент выступления, возможность запнуться, перенервничать или сбиться с правильной мысли.

Такое ощущение, что буквы, трансформируются в слова, а те, в свою очередь, образуют гармоничную, красивую сетку мыслей и образов мастера. В такой момент хочется и самому научиться на ходу придумывать шедевры, чувствуя себя уверенным в искусстве, что доступно каждому. Как научиться импровизировать?

Для начала, что такое словесная импровизация? Это уникальная способность легко, непринужденно и без предварительной подготовки, сражаться в разговорных «войнах».

Это может касаться любой темы: от пингвинов до терактов в Америке. Зашла речь о живописи, балете или космосе, человек тут же ориентируется и мастерски вникает в саму суть, разбавляя ее интересно подмеченными фразами.

Многие люди заблуждаются, думая, что импровизация - это пустой треп. Это целая наука, помогающая оратору не один раз в момент общения с публикой.

Конечно же, даже самый продвинутый мастер, может запнуться, забыть текст или неудачно сменить тему беседы. Только вот у опытных гуру, мы таких моментов не замечаем. Потому, как они владеют навыком словесной эквилибристики, а у неопытных - именно такие провалы и запоминаются.

Зачем это нужно?


Какие существуют приемы словесной импровизации?

1. Ассоциации

Суть такого приема, основывается на поиске в своем сознании, близкой ассоциации, напрямую связанной с темой выступления. Конечно же, вы понимаете, что не любую, пришедшую в голову мысль, стоит озвучивать.

Вот, допустим, вы общались с массами, на одну из выбранных тем. Если возникла запинка и вы затрудняетесь дальше что-либо сказать, вам нужно перейти на наиболее подходящую ассоциацию в контексте темы разговора.

Например, вам нужно в своем докладе симпровизировать на тему музыки. Как соорудить нечто стоящее за пару секунд? Подумайте над тем, с чем еще у вас ассоциируется слово музыка? Может быть, вы знаете интересную историю создания того или иного жанра?

А может, в вашей семье есть музыканты? В любом случае, просматривая в сознании пищу для построения мысли, вы с легкостью отыщите там «интересные факты», которые очень тесно связанны с основной темой вашего выступления.

К примеру, в разговоре с ребенком, очень ловко просматривается такой метод. Когда маленький человек, задает вам вопрос, вы же не вываливаете всю правду на неподготовленный разум?

Правильно, вы ищите варианты, нюансы, даже игровые способы донести свою мысль так, чтобы это было интересно, подходило по уровню развития и было наполнено пользой.

2. Вопросы, спасите!

Довольно-таки распространенная ситуация заключается в том, что вы говорите текст, как внезапно, все заготовленные фразы улетучиваются. Ощущение не из приятных и при этом, на помощь могут прийти верные, проверенные вопросы.

В таком случае, вы включаете коммуникацию с залом, проводите некий интерактив, а с другой стороны - позволяете себе прийти в чувства и заново поймать смысл происходящего.

Будьте осторожны с формулировкой сути вопроса. Слишком сложный - позволит кому-то из зала найти в себе силы для того что бы перехватить инициативу и начать отвечать на вопрос, который предназначался для вашего спасения, а не утопии. Слишком простой - может выглядеть туповато и слушатель, задастся вопросом: «Что происходит? Это же очевидно ».

Заранее подготавливайте цепочку вопросов, которые легко запоминаются. Они способны качественно переключать внимание и порой, даже расслаблять аудиторию. Но от того, каким способом вы его озвучите - зависит многое.

В юморе - есть один существенный аспект. Это непринужденное повествование. Если к постановке вопроса, подойти с улыбкой, то у вас может выйти прекрасный переход от состояния: «О, боги! Я все забыл », до этапа «Я - гений! ». Смело используйте шутки, байки, а так же короткие рассказы в пред-истории к вопросам и смело общайтесь с людьми с их помощью.

3. Последнее слово - решающее

Иногда, голова отказывается помогать своему владельцу и не хочет использовать ни ассоциации, ни вопросы! Ничего! В таком случае, есть еще один способ выкарабкаться.
Его суть заключается в аккуратном и ненавязчивом использовании последнего слова предложения в докладе.

Например вы зависли на фразе: «Музыка — это то, чем живут люди! ». Вам нужно сконцентрироваться и зацепиться за последнее слово. «Люди, существа издавна привыкшие к звуковому сопровождению: издревне они восхваляли священный инструмент, с помощью которого извлекался звук », — «А что такое звук? ».

Конечно же, это была моя импровизация на тему последних слов в предложении. Я думаю, вы уловили смысл такой игры, которая способна вовремя натолкнуть на правильную мысль и спасти ситуацию.

Какие упражнения могут повысить навык?

1. Книга

Для выполнения первого задания вам потребуется книга. Откройте ее на любой странице и посмотрите с какого слова она начинает свой рассказ.

Берите именно это слово, как тему своего выступления и смело копайтесь в памяти, для доставания оттуда интересных данных и фактов, для раскрытия сути.

Прорабатывайте игру с партнером - так уж точно будет веселее!

2. Пинг-понг

Для такой тренировки обязательно потребуется партнер. Совместно выберите одну из тем. Допустим, это фехтование. Начните говорить о первой ассоциации пришедшей вам в голову, оформив ее в предложение. Достаточно не более 30-40 сек. для ее качественного раскрытия.

Потом - замолкаете и черед напрягать извилины, занимает ваш партнер. С аналогичными заданиями по первой теме. В идеале - должно прозвучать около 5 тем от каждого участника мозгового штурма . Потом, смените задание.

3. Бесконечная импровизация

Суть такой встряски мозга, направленна на то, что бы подготовить вас к беспрерывным переходам от одной темы, к десятку схожих или кардинально отличающихся.

Выберите первую «жертву» и постарайтесь максимально эмоционально и живо подойти к игровому выступлению. Когда ваши знания и силы будут исчерпаны - переходите к другой теме.

Выступление, длительностью 1-4 минуты, должно смотреться органично и цельно. Вы можете попросить близких выступить в роли слушателей или приготовить ребенку увлекательную историю перед сном.

Друзья, на этом точка.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его для прочтения. В комментариях расскажите о том, как вы относитесь к импровизации и пробовали ли вы овладеть таким искусством?

До встречи на блоге, пока-пока!

Халецкая С.П.

«Импровизация на уроках актерского мастерства в детской театральной студии»

ГБОУ Гимназия № 148 им. Сервантеса

Г. А. Товстоногов был убежден, что импровизация должна стать ведущим принципом театрального творчества, и утверждал, что дар импровизации или природную к ней склонность можно и необходимо воспитывать. Когда дети начинают играть, им не нужен драматург, режиссер - все происходит спонтанно, легко, автоматически. В каждом из нас заложен дар импровизатора. А для будущих актеров это изначальная основа и суть их мастерства. Слова великого режиссера стали импульсом для написания данной работы, где я поделюсь опытом занятий по импровизации в детском театральном коллективе.

Театральная энциклопедия дает толкование понятия импровизации как сценической игры, не обусловленной точным драматическим текстом и не подготовленной на репетиции.

Как развивать дар импровизации у юных артистов? Каковы условия, способствующие возникновению импровизационного самочувствия, и что же именно является стимулом для возникновения импровизации? Думается, что таким пусковым механизмом, прежде всего, является игра, игровое творческое начало и связанная с ним творческая свобода. Игра, в которой импровизационное действие переведено в мир воображения, - это интенсивный способ познания мира. Как форма поведения она способна определять и совершенствовать творческие возможности ребенка и является одним из наиболее эффективных инструментов освоения культуры и формирования сознания. В современной педагогике и психологии театральные или ролевые игры являются интенсивным обучающим инструментом в работе с детьми. Известно, что в атмосфере игры легче усваиваются родной и иностранные языки, основы математики, музыкальной грамотности, физической культуры, пластики и т. д. В нашем случае игра – импровизация – основа обучения студийцев актерскому мастерству.

Навыки участия в упражнениях-импровизациях направлены на развитие личностных навыков вхождения и поддержания творческого процесса.

Для начинающих существует комплекс упражнений «Приготовишки»,

благодаря ему ребята учатся делать первые шаги из мира реального в мир вымысла, пытаются оплодотворить своим воображением знакомые бытовые предметы и придумать для них новые роли. Нужно сказать, что упражнения со стулом таят в себе неограниченные возможности для развития ассоциативного мышления. Вот примеры некоторых заданий:

1.Цепочка ассоциаций «на что похож стул?» Первый участник предлагает свой вариант, например тачка. Второй повторяя первую ассоциацию, добавляет свою, например стиральная машина и т.д. до последнего участника. Здесь непременно должен присутствовать соревновательный момент. Участник, забывший при повторении одно из звеньев цепочки, выбывает.

2.Усложняем действием ассоциативную цепочку. Теперь нужно выйти из полукруга, назвать свою ассоциацию и обращаться со стулом, как с тем предметом, на который он похож, например с холодильником. Каждый следующий участник должен повторить ассоциацию и действие с предметом и добавить свой вариант. Условия соревнования те же.

3.Меняем положение стула, например, вверх ножками, на боку, спинкой к зрителям, или вообще на столе. Нужно найти и совершить действие, оправдывающее положение стула. Стул вверх ногами, потому, что его вытирают или ремонтируют, или красят.

4.Придумать и оправдать действием, где стоит стул? У кабинета зубного врача, в музее, в магазине и т.д.

5.Одини из участников принимает какую-либо позу на стуле. Предположим, встает на него и поднимает руки вверх, или садится, наклоняется и опускает руки вниз, или встает на колени и прячет голову под стул и т.д. Нужно найти действие, оправдывающее эту позу. Стою на стуле, потому что меняю перегоревшую лампочку, сижу, наклонившись, потому, что завязываю шнурки, голова под стулом – собираю рассыпавшиеся бусы.

Далее подключаются задания по словесной импровизации, где дети учатся говорить один и тот же текст (скороговорку) в разных ситуациях: на морозе, с кашей во рту, в сонном состоянии, догоняя автобус и т.д., рассказать скороговорку на «собачьем», «коровьем», «лягушачьем» языке. Далее задание предполагает рассказ скороговорки с историей. Например, скороговорку «Мама мыла милу мылом. Мила мыло не любила. Ей без мыла было мило» предлагается рассказать от имени мамы, Милы или мыла, рассказать как очень смешную или очень грустную историю, как отчет следователя, как сплетню, как страшилку и т.д.

Более сложный тип словесной импровизации это импровизация на какую-нибудь необычную тему, например «Собачий футбол» или «Лягушка-певица», когда студиец по сигналу руководителя начинает рассуждения вслух на предложенную тему. Каждый из присутствующих должен быть готов продолжить.

Следующий вид упражнений это игра- импровизация на ассоциации. Мы называем ее «Шерлок Холмс». Присутствующие загадывают «преступника», а сыщик имеет право задать каждому по одному вопросу на ассоциацию типа «если бы этот человек был цветком, то каким? Птицей, рыбой, животным и т.д.» По совокупности ответов сыщик должен вычислить «преступника».

Ассоциативная цепочка со стулом может проводиться на какую-либо другую тему. Предположим, тема «Школьные принадлежности». Дети сидят в полукруге. Первый участник изображает какой-либо школьный предмет: линейку, ластик, тетрадку, пенал, карандаш…Второй должен повторить показ первого участника и добавить свой предмет и так до последнего участника. Выбывает тот, кто забыл или не правильно показал одно из звеньев цепочки.

Упражнения на импровизацию с музыкой предполагают небольшие этюды на оправдание пространства соответствующего характеру музыки, сочинение необычного танца, например с подушкой, с чемоданом, со шваброй.

Сказка-импровизация – определенный этап в обучении, так как в показе студийцы участвуют все вместе. Берем любую знакомую сказку, например «Теремок». На отдельных листочках выписываем всех героев сказки, включая деревья, ведра, речку и т.д. Дети тянут бумажки с ролями. Ведущий читает сказку, все герои «оживают». Сюжет может меняться по ходу представления, обрастая новыми подробностями и шутками.

В заключении хочется сказать, что навыки участия в упражнениях-импровизациях способствуют укреплению межличностной коммуникации, стимулируют проявление спонтанного поведения, учат управлять процессами восприятия, развивают эмоциональный интеллект.