Упражнения на развитие ассоциативных связей. Цепочка ассоциаций. Упражнения для тренировки

Как выигрывать с помощью карт Мельников Илья

Метод последовательных ассоциаций (цепочка)

Метод последовательных ассоциаций заключается в последовательном увязывании слов друг за другом в единый сюжет. Образы связываются в сюжет попарно и главное, не перескакивать через слово, а связывать их один за одним, будто соединяя цепочку. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д.

Ваша картинка, которую вы составили из звеньев цепочки должна быть нестандартной, оригинальной, захватывающей – это одно из обязательных условий. Каждый предмет из цепочки слов должен играть одну из главных ролей в вашем сюжете, он не подходит на второстепенные роли.

Например, надо запомнить последовательность: четки– чехол-чача-чебурек-чаша-часы-чувак-черешня-чинара-чистая вода-чудачка-чек-четверть.

Ваш сюжет может быть не совсем логическим, с элементами фантастики, но слишком сильное удаление в сторону одного или другого, может сыграть злую шутку и испортить качество сюжета.

Непримечательная женщина взяла со стола янтарные четки и положила их в красный чехол. Из ящика, она достала открытую бутылку чачи (почувствуйте характерный запах и посмотрите на цвет жидкости в бутылке). Взяла из холодильника чебурек. Поставила на стол чашу . Взяла весы, чтобы взвесить струю воды. Пригласила чувака вырастить дома енота. Затолкала в бутылку черешню . Под чинарой , возле которой был арык с чистой водой, поставила кровать. Чудачка в разных башмаках (представьте один башмак с длинным носом желтого цвета, а другой башмак высокий с открытым носиком голубого цвета) открыв рот смотрела на дождевого червя. Чек из магазина летал в воздухе и переливался всеми цветами радуги. Четверть арбуза использовалась группой молодых людей в качестве бумеранга (представьте, как вы запускают часть арбуза и как из него брызжет сок, как он летит обратно, переворачиваясь и кружась в воздухе).

Прочувствуйте, что список, который вы запомнили методом цепочки, вы сможете легко воспроизвести с начала до конца, а также не составит труда через одно слово, через два слова. Информация усвоилась гораздо лучше, если бы вы выучили наизусть все звенья цепочки.

Надо помнить и о том, что придуманные вами лично ассоциации и связи гораздо лучше, чем взятые извне, пусть они даже будут яркие, образные и красивые. Но это будет плод чужой мысли, который вам придется запомнить.

Можно потренироваться на специальных упражнениях и оценить свои ошибки. Проанализировать закономерности возникновения ошибок, то, с чем они могут быть связаны. Узнать какие ассоциативные связи помогают вашей памяти, а от каких надо отказаться, так как они не приносят много пользы и не эффективны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Выжми из бизнеса всё! 200 способов повысить продажи и прибыль автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Бизнес-тренинг: с чего начать, как преуспеть. Советы руководителям и тренерам автора Прокофьева Надежда Ильинична

Темы ассоциаций Темы ассоциаций, уместные для корректного отреагирования избытков межличностной агрессии:? лекарство;? животное (зверь);? насекомое;? обувь;? еда;? стихийное бедствие;? оружие;? посуда;? мебель;? болезнь;? исторический персонаж;? спиртные напитки;? детская

Из книги Самые эффективные методики автора Мельников Илья

Метод ключевых слов или метод фонетических ассоциаций Является одним из способов запомнить имена и фамилии. Способ помогает легко запомнить иностранные имена и фамилии. Каждое иностранное слово по своему звучанию напоминает какое-то русское слово и пусть по значению

Из книги Личная эффективность на 100%: Сбросить балласт, найти себя, достичь цели автора Болдогоев Дмитрий

Способ ассоциаций По мнению специалистов, этот способ является самым действенным для запоминания последовательностей. Способ позволяет работать с очень объемным списком последовательностей и обладает ключевыми словами к разнообразной информации. С помощью

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Максимум ассоциаций Упражнение тренирует креативность и ассоциативное мышление. Задача – выдать максимальное количество ассоциаций на заданную тему или с заданными словами. Очень желательно, чтобы это были именно ассоциации, а не синонимы или общепринятые

Из книги Мозг 2.0 [Саморазвитие в XXI веке] автора Шервуд Роб

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

«Цепочка» Одно из самых интересных и простых упражнений называется «Цепочка». Это упражнение удобно выполнять в любой обстановке, если у вас найдется для него несколько свободных минут. Суть этого упражнения в том, что следует мысленно выстраивать цепочку из любых слов.

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Из книги Как создавать инновации автора Пратер Чарльз

Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон

Из книги Развитие памяти по методикам спецслужб автора Букин Денис С.

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Упражнение 8. Цепочка ассоциаций Иногда мы вроде бы и знаем, чего хотим, но не знаем даже, как приступить к осуществлению желаемого. Нам требуются идеи. Вот хороший способ разбудить свой творческий интеллект для поиска этих идей: возьмите бумагу, ручку, напишите в центре

Из книги автора

1. Использование ассоциаций Фундаментальное свойство психики – ассоциативность.Мозг – совершенная машина для построения связей между разными образами и понятиями. Содержимое памяти представляет собой длинные, сложно организованные цепочки ассоциаций. Стоит

Из книги автора

Метод историй и метод мест Вы знаете два способа запоминания списков: метод историй и метод локаций. У них много общего, и прежде всего оба они удовлетворяют трем основным принципам мнемотехники: ассоциативности, образности и эмоциональности. Но есть и различия: в методе

Эта техника известна под многими названиями – цепной способ запоминания, метод цепочки ассоциаций или ассоциативных связей. Однако, наиболее распространенное наименование – метод ассоциаций. Простота и эффективность помогают использовать его для запоминания практически любой информации:

  • числа;
  • слова;
  • термины;
  • имена;
  • названия;
  • телефоны;
  • даты;
  • цитаты;
  • иероглифы;
  • анекдоты;
  • рецепты;
  • списки продуктов для покупки.

Кроме того, эта техника легла в основу некоторых других методик по работе с памятью, вниманием и мышлением.

Принцип и особенности метода

Давайте же разберемся в принципе рассматриваемого метода. Всё просто: два даже совершенно не связанных объекта или слова могут быть объединены в единое целое с помощью связи таким образом, чтобы при возникновении в памяти человека одного тут же было воссоздано недостающее второе. В этом суть ассоциация. Кстати, возможны варианты когда в цепочке два и более объектов в зависимости от целей и старания запоминающего.

Что касается связи – здесь нет никаких ограничений: не останавливайте полёт фантазии! Чем ярче, необычнее, фантастичнее, интереснее и смешнее будет придуманная связь, тем лучше отложится в голове цепочка и тем легче и быстрее будут всплывать в памяти нужные кусочки информации.

Например, возьмем слова «огнетушитель» и «яблоко». Представьте как пожарный хватает огнетушитель и бежит с геройским видом тушить горящий дом. Но, когда направляет огнетушитель на открытое пламя, из него начинают вылетать яблоки, да так много, что огонь угасает под грудой яблок. При этом даже домика не видно. Толпа зевак стоят недоуменно, но через секунду начинают радостно подкидывать такого же недоумевающего пожарного с огнетушителем, который только сейчас разглядел этикетку с нарисованным яблоком на корпусе.

Примеры использования

Учи английские слова

Каждый раз, встречая новое незнакомое слово на английском языке, постарайтесь построить в воображении ассоциативную связь с другим словом, например, на русском. Такой прием легко работает с фразами, которые пришли в наш язык из английского: «equal» (равный) – «эквивалент». Или скажем «amassment» (скопление) - «масса».

Но чаще звучание русского слова не похоже на произношение английского. Но так только интереснее. Например, выучить слово «ковёр» («carpet» - кАпит) мне помогла ассоциация с одноглазым КАПИТаном, который осматривал просторы океана, стоя при этом на ковре-самолете. Нет ничего сложного – потренировавшись какое-то время, вы сможете на лету формировать нужные цепочки и запоминать слова без утомительной зубрежки.

Бытовые хитрости

Используя данный способ можно помочь себе и в обыденных ситуациях. Мой любимый пример – друг постоянно забывал, выходя из дома, взять с собой зонт или как минимум подумать, не нужно ли его захватить. Но как только он сформировал в голове устойчивую ассоциацию «коврик» - «зонт», представив, что вместо коврика лежит яркий жёлтый зонт от дождя и каждый раз, выходя из дома, спотыкался об него, проблема была забыта.

Запоминание дат

Часто в школе нам приходилось учить даты различных исторических событий, однако, прошло много лет и ни одна «важнейшая дата, без которых нельзя жить» так и не уложилась в голове. Сколько было убито времени и нервов на запоминание, однако, используя метод ассоциаций, можно легко и надолго сохранять десятки и сотни дат и подобных данных.

Например, 1807 год – это никем не запоминаемая дата создания первого парохода. Для запоминания используйте цифробуквенный шифр, но для этого изначально придется вызубрить таблицу с кодом как школьную таблицу умножения. А это не наш метод! Поэтому призовем на помощь фантазию: придумаем такой сценарий или сценку в голове, в которой только для нас будут спрятаны заветные числа. Можно откинуть цифру «1» - и так понятно, что это произошло в первом тысячелетии. Остались три цифры и вот как мы их представим:

  • 8 – выглядит как две трубы парохода, если посмотреть на него сверху;
  • 0 – это будет форма палубы парохода;
  • 7 – такую цифру напоминают волны, рассекаемые нашим получившимся судном.

Насколько бы сложной не казалась задача запомнить такую тяжелую для восприятия информацию, как телефонные номера, новые английские слова, даты исторических событий и так далее – всегда найдется вариант избежать зубрежки. Один из таких способов - метод ассоциаций. Ваша память будет работать как часы – точно и качественно, главное больше фантазии и меньше скучных традиционных подходов.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

Содержание Ассоциативный метод поиска решений творческих задач Ассоциативная цепочка 1. Ассоциативная цепочка 2. Ассоциативная цепочка 3. Ассоциативная цепочка 4. Ассоциативная цепочка 5. Ассоциативная цепочка 6. Ассоциативная цепочка 7. Ассоциативная цепочка 8. Игра "Ассоциативная цепочка шагов".




ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «компьютерная мышь» и «солнце». ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую, мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр, по своей форме сыр напоминает солнце. Ассоциативная цепочка 2 Содержание






ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «колесо» и «зоопарк». ПРИМЕР: Колесо установлено на машине, машина часто бывает в дороге, на которой имеются пешеходные дорожки – зебры, в зоопарке живут зебры. Содержание Ассоциативная цепочка 5


ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия "зима", "самолёт над пляжем" и "аэропорт". Ассоциативная цепочка 6 Содержание
10 ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия "застолье" и "зима". Содержание Ассоциативная цепочка 8


Игра "Ассоциативная цепочка шагов" Условие: Условие: Предлагается объект: кошка. Задание: Задание: Подобрать характеристику к этому объекту. По предложенной характеристике подбирать соответствующий ей новый объект. По этому принципу составить ассоциативную цепочку шагов: объект – характеристика – объект – характеристика...Пример: Для кошки характерны острые зубы, когти и пр. признаки семейства кошачих. Эти характеристики подходят и для тигренка. Содержание

Все люди обладают способностью мыслить с помощью ассоциаций и регулярно применяют ее в повседневной жизни, а вот как развить ассоциативное мышление, знают далеко не все. О том, что такое ассоциации и как с помощью упражнений улучшить ассоциативную память, будет рассказано в этой статье.

Ассоциативное мышление: что это такое

Ассоциативное мышление представляет собой разновидность мыслительного процесса, в основе которого лежат связи между словами, то есть ассоциации.

Связи могут возникать между предметами, событиями, фактами, информация о которых хранится у человека в памяти. Например, если произнести слово «мимоза», то у многих возникнет мысль о празднике 8 Марта или о знаменитом салате, а слово «мандарин» чаще всего вызывает сладостные воспоминания о прекрасном празднике Новый Год. Такие воспоминания и называются ассоциациями, которые зависят от опыта конкретного человека.

В психологии ассоциации разделяются на несколько подвидов:

  1. Контрастные или противоположные (утро-вечер).
  2. Сходные или аналогичные (печка – микроволновка).
  3. Обобщенные (огурец – овощ, куртка – одежда).
  4. Смежные в пространстве и времени (зима – холод).
  5. Причинно-следственные по (тучи – дождь).
  6. Тематические (кашель – болезнь).
  7. Словообразовательные, появляющиеся на основе единого корня слов (жуть – жуткий).
  8. Фонетические, вызванные созвучностью слов (дочь-ночь).

Ассоциативное мышление очень полезно для решения самых разнообразных задач, они стимулируют мыслительную деятельность. Связи между понятиями проявляются не только в виде слов, у многих людей они возникают в виде образов, запахов, звуков. Все зависит от того, кем является человек (аудиалом, визуалом, кинестетиком).

Все люди по-разному запоминают информацию. Одним легче запомнить то, что они видят, другим нужно записать информацию на бумаге, третьим – прослушать ее. У каждого здорового человека есть способность создавать ассоциативные ряды. Но существует и такое понятие, как «ассоциативное расстройство». Это психическое заболевание, при котором человек не может построить в уме последовательный ряд связанных между собой терминов.

Тренировка мыслительного процесса, построенного на связи понятий, помогает делать новые открытия, генерировать новые идеи, улучшать запоминание нового материала. Так в основу системы быстрого запоминания Т. Бьюзена положен именно ассоциативный метод. Для закрепления новой информации в памяти нужно соотнести ее с уже знакомыми предметами.

Наша память так устроена, что связанные понятия намного легче запоминаются. Если нужно запомнить какое-то новое слово, следует его ассоциировать со знакомым словом по созвучию или по другим критериям. Так новое знание привязывается к базовому, которое уже прочно закрепилось в мозгу человека. Именно по такому принципу и работает ассоциативная память.

ВАЖНО! При помощи установления связей между словами, образами, понятиями в ходе мыслительного процесса развивается память и происходит генерирование идей. Это очень полезно для творческих людей, первооткрывателей новых законов во всех сферах научной и творческой деятельности.

Упражнения для тренировки

Сам мыслительный процесс с помощью построения ассоциативного ряда напрямую связан с творчеством, поэтому развивать его просто необходимо. В юном возрасте он очень хорошо развит.

Малыши, как правило, прекрасно играют словами, создают нетривиальные связи между ними, что помогает им усваивать новые знания. Развитие ассоциативного мышления стимулирует творческие способности, поэтому взрослым также полезно учиться запоминать информацию, используя связанные друг с другом слова.

Специалистами разработаны специальные упражнения, которые не только помогают улучшать мыслительные процессы у взрослых и детей, но также способствуют пополнению словарного запаса и развитию грамотной речи. Они довольно просты, делать их можно на протяжении всего дня.

Самые эффективные развивающие упражнения:

  1. Ассоциативная цепочка. Нужно выдумать два абсолютно разных слова. Следует построить между ними цепочку из слов, которые свяжут их. Например, исходными словами являются лай и машина. Цепочка будет выглядеть следующим образом: лай-собака-хозяин-человек-машина.
  2. Начало ассоциаций. Следует придумать слово, которое послужит началом ассоциативной цепочки. А затем к нему нужно будет подбирать слова, чтобы продолжить цепочку. Например, кофе – аромат – арабика – робуста – сливки – сахар.
  3. Общая ассоциация. Это задание предполагает наличие двух слов, к которым нужно придумывать ассоциации, связывающие их оба. Например, теплый, желтый. Это может быть песок, солнце, огонь.
  4. Связанная ассоциация. Выдумать два слова и подобрать к ним другие, имеющие связь по одному или нескольким признакам. К примеру, исходниками являются слова холодный и яркий. Связанными терминами могут быть лед, свет, мороженое.
  5. Раскрой секрет друдлов . Это упражнение сводится к описанию картинки, на которой изображены своеобразные каракули, но в них изначально заложена вариативность восприятия. Картинка может иметь множество интерпретаций и прекрасно тренирует процесс мышления.
  6. Нетривиальная ассоциация. К выдуманному термину нужно подобрать неординарную ассоциацию. К примеру, после произнесенного слова «компакт-диск» первое, что приходит на ум большинству людей – это музыка или фильм. Но компакт диски можно использовать для украшения елки, для поделок. Значит ассоциацией можно назвать слово «поделка» или «елка».

Итак, ассоциативная память необходима для того, чтобы запомнить необходимую информацию и долгое время удерживать ее в памяти. В создании ассоциативного ряда нет ничего сложного, только нужно учесть, что ассоциация должна быть яркой, необычной, интересной. Тренировка на основе упражнений по ассоциативному мышлению очень хорошо сказывается на развитии творческих способностей, воображения. Она помогает развить память, улучшить качество жизни.

Это не строго групповое упражнение, его можно выполнять и в паре, и даже в одиночку.

Для выполнения упражнений на развитие ассоциативного мышления, желательно иметь под рукой диктофон и блокнот с ручкой - для последующей расшифровки и анализа звукозаписи. Не стоит полагаться на память, выполняя такие упражнения. Упражнения. Работающие с цепочкой ассоциаций, сродни анализу сновидений. А все знают: сновидение нужно записывать по горячим следам, если не хотите тут же забыть 70 % его деталей.

То же и с ассоциациями.

Я предлагаю выполнить три простых упражнения, которые помогают развить ассоциативное мышление у тех, кто выполняет их достаточно регулярно.

Итак, начнём с самого простого - подготовительного упражнения. Я рекомендую начинать любую интеллектуальную разминку именно с него.

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №1

Оно состоит из двух равноправных частей. В первой части мы играем в связанные ассоциации. Во второй части - в несвязанные ассоциации.

Связанные ассоциации

Ведущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя существительное в именительном падеже.

Затем по кругу каждый игрок (или Вы один) под диктофонную запись продолжает цепочку ассоциаций - то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно связанное с предыдущим.

  • путешествие,
  • вагон,
  • билет,
  • кондуктор,
  • чемодан,
  • пассажир,
  • попутчик,
  • окно,
  • станция...

В следующем раунде игры мы играем в

Несвязанные ассоциации

  • путешествие,
  • расход,
  • закат,
  • бомбёжка,
  • полиэтилен,
  • маска,
  • ребёнок,
  • ужас,
  • воротник

И в первом и во втором случае после окончания игры происходит - шеринг, обмен мнениями, который обязателен для любых психологических игр.

В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно - размытых) уместно было продолжить его словом.

Например

Я сказал «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна.

Я сказал «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить - мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону.

Я сказал «полиэтилен» после «бомбёжка», потому что «бомбёжка» предполагает трупы, а трупы (в моём представлении) заворачивают в полиэтилен.

Я сказал «воротник» после «ужас», потому что я испытываю ужас, когда меня что-то душит, а воротник способен «душить».

В ходе шеринга наступают те самые «психотерапевтические инсайты», в ходе которых у игроков наступает прозрение - понимание своей ситуации, а также высвобождение негативных эмоций и страхов.

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №2

«Убегающая ассоциация»

Ведущий называет слово. Например «гардероб».

За время пять минут каждый игрок должен записать в свой личный блокнот цепочку ассоциаций, вызванных этим словом. Цель - отпустить свою мысль, позволяя ей перескакивать от одной ассоциации к другой.

Например: Гардероб,

  • скелет,
  • аптека,
  • весы,
  • небо,
  • ракета,
  • мультфильм,
  • детство,
  • Румыния,
  • бубен,
  • валет,
  • пудинг,
  • холмы...

В ходе шеринга каждый игрок должен объяснить (коротко) свои ассоциации. (Это объяснение фиксируется на диктофон).

Упражнение на развитие ассоциативного мышления №3

«Пристёгнутая ассоциация»

Ведущий задаёт слово и даёт задание: в течение пяти минут постараться удержать мысли на данном образе, (не отвлекаясь на другие темы и образы). Затем Ведущий включает песенную композицию. Пока звучит песня, каждый участник должен удерживать в памяти заданное слово.

Для того, чтобы это сделать (не забыть слово и не отвлечься мыслями на другие предметы и темы) мы включаем воображение и создаём в мыслях целый сюжет, который и помогает удержаться в поле заданного образа. Записываем основные ходы этого сюжета в блокнот.

По истечении времени каждый игрок рассказывает родившийся у него в голове сюжет, который помог ему сосредоточиться на данном слове.

Ведущий и другие игроки в момент шеринга могут задавать наводящие вопросы, провоцировать, не соглашаться или наоборот, соглашаться, поддерживая игрока.

Удачных Вам игр в ассоциации, друзья! Развивайте своё ассоциативное мышление.

Елена Назаренко