Почему учителя уходят из школы? И не только в России. "Нормальные люди учителями не работают!", или как я пыталась устроиться в школу

«Кадры решают все» - этот известный тезис вновь звучит в связи с обсуждением президентской инициативы «Наша новая школа». О том, каким должен быть учитель в новой школе, размышляет директор московского лицея № 1535 Михаил Мокринский.

В президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» высказана мысль о том, что в школы следует привлекать людей с непедагогическим образованием. Что Вы об этом думаете?

Представить себе повторение ситуации 1990-х годов, когда в школу приходили люди из других областей, давшие ей очень многое для повышения качества образования, я могу лишь отчасти. Да, такие люди будут полезны, но у школы сейчас гораздо меньше возможностей для экспериментирования, чем пятнадцать лет назад. Специалист без педагогического образования, то есть человек незашоренный, став учителем, должен будет соотносить свои взгляды с достаточно жесткими правилами школьной жизни.

Не кажется ли Вам, что сейчас, если в школу действительно пойдут люди, потерявшие работу в результате кризиса, это будет очередной негативный фильтр? Что придут те, кто совсем не состоялся в профессии?

Вопрос в том, какие фильтры поставит школа. Представьте себе учебное заведение, где хронически не хватает кадров, - такое схватится почти за любого. Что может быть хуже для детей? Если у школы есть возможность выбирать из профессионалов и непрофессионалов в зависимости от того, насколько человек соответствует ее духу, стоящим перед ней задачам, - совсем другое дело.

- Каких людей, на Ваш взгляд, не хватает современной школе?

Не хватает мужчин, не хватает людей с разнообразным опытом практической работы, с широкими взглядами. К сожалению, в школу сейчас приходят люди после нескольких негативных отсевов. Первый отсев - при выборе вуза, потому что надо отважиться на получение образование по профессии, считающейся неуспешной. Второй - в самом вузе, когда взрослеющий человек видит, что многие сокурсники отнюдь не собираются работать в школе и не скрывают своего негативного отношения к профессии.

- Как бы Вы охарактеризовали общую ситуацию с кадрами в российских школах?

- Она устойчива. И это не очень хорошо, потому что люди определенного возраста должны с охотой уходить на пенсию и иметь возможность достойно жить на эту пенсию. А на их место с охотой должны приходить молодые, уверенные, что можно достойно жить на предлагаемую зарплату.

С одной стороны, хорошо и правильно, когда профессия педагога выбирается не из-за зарплаты. Но, с другой стороны, государству, планируя огромные объемы занятости в отрасли и устанавливая зарплаты, все-таки надо учитывать альтернативную стоимость школьных работников. Иначе, случись любая материальная проблема в семье, они могут вынужденно уйти. К тому же работающие в школе видят, как оценивается их труд в сравнении с другими отраслями и профессиями.

Сегодня в школу не стоят в очереди представители дефицитных профессий, и выбор кадров оставляет желать лучшего. Впрочем, есть региональное расслоение: в некоторых субъектах Федерации люди охотно идут работать в школу, так как это гарантирует стабильную зарплату и приемлемое социальное положение.

- Каковы, на Ваш взгляд, недостатки существующей системы повышения квалификации школьных учителей?

- С моей точки зрения, не хватает повышения квалификации под задачи завтрашнего дня. Зато с избытком хватает квалификации под задачи дня вчерашнего. Сегодняшнего дня в подготовке учителей нет - ведь им работать в следующем пятилетнем цикле.

Учителям, по большому счету, не хватает важнейших культурно-технологических навыков, связанных с организацией работы в классе, с тем, как по-разному можно выстраивать освоение материала. Ведь можно в одиннадцатом классе строить работу, как в первом, требуя от детей, чтобы они следили за пальцем учителя и усваивали жесткий алгоритм действий. Не хватает осмысленного планирования разнообразных видов деятельности. Пока мы прекрасно умеем планировать лишь изучение содержательных единиц - понятий, определений, доказательств и проч.

- А что нужно взамен?

Нужно ставить и решать самые разные, живые, творческие образовательные задачи. А, например, сложившаяся к 1990-м годам академическая традиция изучения литературы, закрепленная в темах сочинений, программах, методиках, часто требует, чтобы программа была пройдена «от и до», важно все, и попробуйте не сбиться на пересказ, на галоп по верхам! Тут прямой риск быть заваленным, похороненным под «содержательными единицами».

Современный учитель должен формировать у школьника умение организовывать свою работу. Он должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, смыслы и интересы ребенка.

Проблема нехватки учителей в российских школах не становиться менее острой. Эксперты считают, что из-за кризиса может пострадать еще и подготовленность педагогического состава.

Начало нового учебного года не за горами, а многие российские школы до сих пор не решили своих проблем с нехваткой кадров. Нехватка учителей наблюдается в России из года в год, несмотря на то, что педагогические вузы ежегодно выпускают десятки тысяч молодых специалистов. Как говорят эксперты, низкая зарплата отбивает желание работать в профессии даже у тех, кто мечтал быть учителем.

Скрытая статистика дефицита

В то время как официальная статистика министерства образования и науки, утверждает, что дефицита кадров в школах нет, у Всероссийского фонда образования есть другие данные. Как сообщил в интервью Deutsche Welle заместитель председателя фонда Олег Сергеев, в России не хватает до 40 процентов учителей.

Больше всего дефицит учителей ощущается в сельской местности. Там один педагог может одновременно вести по два-три предмета, иногда совсем не смежных. Бывает так, что математик по образованию преподает еще и географию, а биолог - русский язык.

Разные регионы страдают от нехватки специалистов разного профиля. Например, в Екатеринбурге днем с огнем не найти учителей информатики и музыки, а в Нижнем Новгороде - дефицит преподавателей иностранных языков, физкультуры и физики.

Старые учителя – старые знания

Повсеместно недостает специалистов, если так можно выразиться, "молодых" дисциплин, утверждает эксперт Высшей школы экономики Наталья Ковалева. "К сожалению, учителя старшего поколенья не обладают современными компьютерными знаниями, знаниями по современной науки и технологии, не знакомы с инновациями", - отмечает эксперт.

По ее мнению, в целом проблема со школьными педагогами в России не количественная, а скорее качественная. Большинство тех, кто соглашается идти работать в школу на маленькую зарплату, чаще всего просто не смогли найти себе другую работу.

Экономический кризис несомненно повлияет на ситуацию, говорят специалисты. Оказавшись в роли безработного, учителя по образованию сегодня могут начать возвращаться в школы. Однако, опасаются эксперты, качество образования в этом случае может стать еще хуже.

"Если педагоги придут в школу только потому, что потеряли более высокооплачиваемую работу, после выхода из кризиса они снова "вынырнут" из системы образования", - считает Наталья Ковалева.

Статус решает все?

Чтобы исправить ситуацию с нехваткой учителей мало поднять зарплату, отмечает председатель Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. Нужно еще и сделать профессию престижной.

Эксперт уверен, что федеральный закон и указ президента, в котором говорилось бы о повышении статуса школьного учителя, смог бы заставить общество уважать представителей этой профессии. Каким образом это может произойти Олег Сергеев не пояснил, но отметил, что работники системы образования должны и сами повышать уровень знаний и совершенствоваться.

Случай из жизни почти годичной давности. Устроив 2 ребенка в детский сад, решила выйти на работу. Сколько же можно дома сидеть! Хотелось реализоваться и начать карьеру по специальности - преподаватель иностранных языков.

Пошла я по нашим образовательным учреждениям: лицеям, училищам, институтам... Везде полная укомплектованность. Оставила "на потом" школы. Уверенная на 200 %, что точно найду место преподавателя. А то все твердят, что учителей не хватает.

Удивительно, но от чего-то и школы оказались полностью укомплектованы кадрами! Запомнился прием у директрисы одной школы. Узнав, что я оочень хочу реализоваться по специальности, она только что у виска не покрутила, сказав: "Зачем Вам это надо? У Вас муж есть? Хорошо зарабатывает? Зачем Вам унижаться за копейки? У нас нормальные девочки, у которых есть стремление в жизни, бегут из школ, находят работу высокооплачиваемую. В школах остаются в основном те, кто не может себя найти, кому деваться некуда!" Очень странно... Если все бегут, почему я не могу места себе найти?

После этого директриса позвонила начальнику отдела образования, тут же договорившись о том, чтобы меня приняли - раз уж мне неймется))). И я направилась туда. Милая женщина, начальник отдела образования, внимательно выслушала мои "бредовые" идеи. И с огромным трудом нашла местечко в одной школе - но лишь на период декретного какой-то учительницы.

Думаете, меня с распростертыми объятьями там приняли? Директор сразу дала понять, что она не намерена делиться часами с какой-то девчонкой, то бишь со мной. Собрали комиссию, мне недвусмысленно намекали, что опыта преподавания у меня ноль, прогнали по учебным методикам - целый экзамен, блин! Я приводила доводы о том, что состояние нашего образования такое, что им бы радоваться, что нашелся хоть один желающий работать в школе! Это их зацепило. И, конечно же, они не имели права мне отказать, так как я пришла по направлению из отдела образования .

Итог? Узнав, что я буду получать только МРОТ и ничего более... Я помахала им рукой. Я понимала, что в школе - нищенская зарплата... Ну хотя бы 10-15 тыс. руб))). И еще, оказывается, на свои деньги я должна купить УМК на несколько классов (выходило более 7000 рублей!.). А на " великие" 15 000 руб. я могу рассчитывать, проработав не менее 8-10 лет, получив категорию. Грустно!

В конце концов, семейный совет, то бишь МУЖ, у которого только оклад выше зарплаты учителя с опытом и категориями, постановил - такое унижение нам не нужно!

Я нашла себе работу не по специальности, в абсолютно другой области, без опыта работы, переучилась). И с зарплатой, как будто в школе отработала с десяток лет . Это было счастье!

Мой диплом так и лежит, пылится. Как ни крути, но мне нравится и педагогика, и иностранные языки. Мечтаю открыть в городе специализированный клуб для детей, изучающих английский язык. Но пока это далеко. Впереди - рождение третьего малыша, и, видимо, мне пока не судьба заниматься карьерой.

Так кто твердит, что учителей не хватает, интересно?
И почему "с улицы", с хорошим дипломом не берут специалиста, без опыта, который ГОТОВ развиваться?
Неужели профессия учителя в России настолько... престижная, что критерием устройства на работу является огромный опыт преподавания, а не желание развиваться?

Ответьте мне, пожалуйста!

Школьный учитель. Иллюстративное фото.

В последнее время всё чаще говорят о дефиците учителей, который начинают ощущать школы Эстонии.

Говорят, что дальше будет только хуже: специалистов не хватает, учебные заведения вынуждены брать на работу плохих работников, выпускники педагогических факультетов в школы идти не хотят. Может быть, распределять их принудительно, как это было в СССР? Портал Rus.Postimees задал этот вопрос экспертам.

Учитель истории Таллиннской Тынисмяэской реальной школы Игорь Калакаускас считает, что система распределения – то самое хорошо забытое старое, которое достойно того, чтобы о нем вспомнить:

«Здесь присутствует элементарный математический расчет, очень логичный. Если речь идет о бюджетных местах в вузе, то есть о местах, за которые заплатило государство, оно имеет все основания надеяться на то, что выпускник университета пойдет работать по специальности. Мне не совсем понятна эта “демократия”, когда государство платит за студента, но совершенно не заботится о том, чтобы он работал потом учителем. Распределять молодых учителей на три года – это вполне разумно, мне кажется. За них платят – они отрабатывают. Это тоже своего рода кредит, в том числе кредит доверия».

Хассо Кукемелк , доцент факультета педагогики Тартуского университета, полагает, что есть несколько путей решения проблемы, и некоторые из них все-таки предпочтительнее:

«Да, можно принудительно распределять выпускников вузов по школам. Вопрос в том, эффективна ли такая система, работает ли она. Меня самого в советское время так распределили, и я знаю несколько примеров того, как получившие распределение молодые учителя делали всё, чтобы школа отказалась от их услуг. Хотим ли мы, чтобы такое повторилось? А ведь это повторится неизбежно, если государство станет делать что-то насильно.

В независимой Эстонии лет 10-15 назад была создана система бонусов, особенно для сельских школ: если ты ехал учительствовать в деревню, тебе вдобавок к зарплате платили еще что-то. Такие системы, по-моему, более эффективны. К тому же важны причины дефицита учителей: главным образом он возник потому, что в нужный момент государство не увеличило количество подготавливаемых педагогов. По рождаемости было видно, что в какой-то момент возникнет демографическая “дырка”, учителей нужно будет меньше – и часть из них уйдет из школы навсегда. Но потом количество школьников опять увеличилось, и государство должно было позаботиться о подготовке большего числа учителей. Речь идет о небольших цифрах, порядка полусотни человек в год, но то, что этих учителей у нас нет, – одна из причин нехватки педагогов. Вторая причина – в успешности нашей экономики: зарплаты в среднем растут, зарплата учителя если и растет, то не так значительно, и люди уходят на другие рабочие места».

Центрист Ааду Муст , глава парламентской комиссии по культуре, отвечающей также за образование, подтверждает:

«Идею обязать выпускника вуза работать в школе – обязать в той или иной форме – поддерживают многие. Однако в мире сейчас больше распространена другая система, которая, кстати, действовала и в Эстонской Республике до советского времени: если у студента экономические трудности, но большой потенциал, ему на время учебы дают стипендию, а за это он обязуется после вуза какое-то количество лет работать в школе, в которую его распределят. В советское время, впрочем, тоже платили стипендии... Так или иначе, большая часть учителей и студентов поддерживает именно эту идею.

Готового решения у меня, конечно, нет – члены нашей комиссии придерживаются разных точек зрения. Но вопрос очень своевременный: 12 сентября комиссия соберется вновь – и мы будем обсуждать именно проблему стабильного предложения в сегменте школьных учителей. Это сложная проблема, в частности, явно что-то нужно делать с учительской зарплатой. Должен сказать, что, к счастью, с министром науки и образования и его министерством у нас особенных разногласий нет – все понимают, что на голом энтузиазме учителя держаться не могут».

Директор Таллиннского линнамяэского лицея Сергей Гаранжа видит решение в более плотной работе школы с будущими учителями:

«Количество выпускаемых вузами учителей разнится, учителей физики и химии выпускается куда меньше, чем тех же учителей эстонского. Нехватку учителей ощущают, я думаю, все школы. Мое предложение было бы таково: школа может договариваться с местным самоуправлением, чтобы молодым специалистам предоставляли квартиру, обеспечивали учителей другими льготами – и всё это под договор о том, что он обязан отработать в данной школе определенное время. Часто ведь получается так, что студент толком не знает, каково это – работать в школе. Мы стараемся привлекать будущих учителей заранее, чтобы они приходили к нам на практику после первого курса, после второго, чтобы они адаптировались к коллективу...»

Главы отдела по вопросам учителей Министерства образования и науки Кристи Микивер говорит, что о принудительном распределении не может быть и речи – рынок работает по другим законам:

«Сегодня ценят людей с опытом. Чтобы привлечь высококлассного специалиста, работодатели должны поднапрячься и найти способы предложить работникам лучшие условие труда и возможности развития. Профессия учителя ничем не отличается в этом смысле от других, директора школ должны привлекать в свои учебные заведения учителей. Просто повесить где-то объявление “требуется учитель” недостаточно. Можно давать учителям пособия при приеме на работу, предлагать им курсы, программы и так далее. Всё более важным фактором становится и учительская зарплата».

В российских школах, по данным минобрнауки, не хватает более 17 тысяч учителей. В основном - педагогов по иностранному языку, математике и физкультуре.

Но эксперты в один голос утверждают: педвузы выпускают гораздо больше специалистов. Вот только в школу идут не более 25 процентов из них. Как подметил народный учитель России, директор Центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский, многие из тех, кто сегодня идет из педвуза в школу, проходят двойной негативный отбор. Как? Очень просто: в "педы" идут далеко не самые успешные выпускники школ, и это подтверждает статистика среднего балла ЕГЭ. А потом в школу приходят далеко не лучшие выпускники педвузов.

Те, у которых мы учимся, называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя, - это высказывание приписывают Гете. На практике лучшими учителями часто становятся люди и вовсе без педагогического образования. Парадокс. Известно, что сейчас минобрнауки вовсю занялось модернизацией педагогического образования. Количество педагогических вузов сократилось, многие из них стали факультетами классических университетов. Руководители образования понимают: с качеством педобразования надо что-то делать. Но вот спасет ли простое слияние?

ЦИФРА: 18 месяцев проводит студент зарубежного педвуза на стажировке в школе

В стране вводится новый стандарт общего образования, который основан на принципиально новых позициях, - говорит ректор Московского городского психолого-педагогического института Виталий Рубцов. - Оказалось, что главная задача учителя теперь не научить своему предмету, хотя эта "функция", конечно, остается важной, но и уметь организовать деятельность детей. Так сказать, включение ученика в процесс создания. До сих пор никто и не думал готовить педагогов к решению таких проблем. Нынешние учителя школ, большинству которых уже сильно за сорок лет, этого не умеют. И если мы сейчас не перестроимся, то и молодые специалисты придут в новую современную школу с несовременными взглядами на профессию.

Вывод Виталия Рубцова: лекционные формы подачи материала должны уступить место давно понятным всему миру практическим занятиям. Будущий учитель должен оказаться в реальной, "полевой" ситуации с детьми, стать "конструктором" учебных ситуаций. Но как учителю "старой" закалки, который сам в школе зачастую занимался "немодной" нынче зубрежкой, перейти на новые образовательные рельсы? Не идти же учиться заново?

Неотъемлемой частью педагогического образования должны стать практические школьные базы. Школа - уже не младший товарищ, а партнер вуза. И уже не школьники идут на подготовительные курсы в вуз, а студенты и даже сами преподаватели идут учиться в передовую школу тому, как работать с детьми. "У нас есть школы, где можно учить педагогов быть адекватными сегодняшнему дню", - уверен Рубцов.

Одна из таких школ - московская 57-я гимназия, где вот уже двадцать лет трудится один из лучших учителей русского языка и литературы, член Общественного совета при минобрнауки Сергей Волков.

Очень трудно в педвузе обучать ремеслу, если оттуда идет работать по специальности от силы четверть выпускников, - говорит Волков. - Представьте, что я пришел преподавать теорию литературы в аудиторию, 75 процентам которой это вообще не нужно. Надо учить не столько тех, кто учится в педвузе, сколько тех, кто уже пришел в "полевые" условия школы!

Лекционные формы подачи материала на уроке должны уступить место практическим занятиям

Сергей Волков поделился опытом коллег из Татарстана. Там тоже аховая ситуация с учителями. По инициативе местного министерства образования, по всем вузам, не только педагогическим, кинули клич: кто хочет работать в школе - приезжайте, мы вам даем дополнительную зарплату в 7 тысяч и полностью оборудованное рабочее место. Желающий выбирает любую школу и раз в три месяца проходит курс тьюторской поддержки.

Я приезжал на встречу с педагогами, которые пришли в школу три месяца назад, - рассказывает Сергей. - У них уже глаза горели, они "рвали" из меня методику. Необходимо обучение учителей на местах в школах. Но для этого должны быть созданы условия.

Еще одна проблема педагогического образования в России - отсутствие мотивации. Зарплаты хотя и повышаются в соответствии с министерскими программами, но все равно недостаточно, а в головах прочно сидит сложившееся в последние 20 лет мнение: в школу идут работать неудачники. Нет мотивации - нет и творческой инициативы. И в такой ситуации даже опытные учителя не будут успевать за новыми веяниями, не захотят учиться.

У нас нет карьеры учителя, - говорит вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. - Нет такой системы повышения квалификации, от которой значительно повышались бы и доход, и статус профессии.

Павел Мрдуляш , советник замминистра образования и науки РФ:

Мы предпринимаем уже не первую попытку реформировать педагогическое образование. Но все прошлые были чисто теоретические или представляли собой набор мероприятий, которые не смогли изменить ситуацию. Сейчас мы пытаемся рассмотреть образование вместе с профессиональной деятельностью, системно. Чисто организационные меры ничего не решают. Допустим, слияние: не очень успешный педагогический вуз входит в состав крупного регионального университета, становится его факультетом. С точки зрения издержек региона и отчетности перед министерством - все замечательно. Вроде как исчез плохой вуз. Все, поставили галочку. Но учить иначе на этом факультете (в бывшем вузе) не будут.

Мы переходим сегодня в школе к компетентностной модели образования. Школьник должен уметь применять знания на практике, в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях. Нужно уметь осмыслять свой опыт и делать из него выводы. Учитель же, такой, какой он есть сейчас, - человек, который просто передает знания и ставит какие-то учебные, но не практические задачи в классе. Обучать навыкам он не умеет, это в его обычных действиях не предусмотрено. Сегодня нам нужен другой педагог, который соединял бы в себе и тьютора, и психолога.

Вузы до сих пор работают по старым методикам, и психологическое образование преподавателю, как правило, не дается. Но самая больная тема - сколько времени будущий учитель проводит в школе в виде практик, стажировок. Как показывает опыт других стран, у студентов педвузов за весь процесс обучения нарабатывается до 18 месяцев практики "на местах". По сути, два учебных года из четырех педагог-бакалавр проводит в школе. Причем не просто сидит там на уроках, а именно обучается - стажировка организована как учебный процесс. Иначе она просто теряет смысл.

Некоторые наши вузы выпускают педагогов, которые за время учебы в школе вообще не появляются.

В финских вузах уже идет прием документов от абитуриентов. Экзамены начнутся в мае. Самый большой конкурс - 15 и больше человек на место - по традиции ожидается в университеты на педагогические отделения. Профессия учителя в Суоми - это гарантия высококачественного образования и хорошего заработка.

Финны еще сорок лет назад поняли, что школьное образование надо перестраивать. Но, переписав учебники, увеличив срок обучения в младших классах на 2 года (1-6 классы) и даже построив школьные здания по новым проектам, они поняли, что без нового, высокообразованного учителя реформа бесполезна. Как подготовить такого учителя? Эксперты предложили начать с восстановления престижа профессии. Стартовали с увеличения зарплаты. Причем зарплату новичку сделали ниже максимальной всего на 18 процентов. По последним данным, зарплата, например, учителя финского языка на уровне 3 600 евро, то есть 144 тысячи рублей. У преподавателей-предметников старших классов она выше на 500 евро.

Одновременно учителя освободили от рутинной работы. То есть от составления всяких отчетов. Институт школьных инспекторов был и вовсе уничтожен. Аттестацию учителей прекратили. А самому учителю разрешили самостоятельно подбирать учебники, составлять тесты и методику преподавания. Короче говоря, учителям сказали: мы даем вам общие государственные стандарты, а дальше - творите, но не во вред ни детям, ни стране.

ЦИФРА: 3 600 евро получают в месяц учителя в Суоми

Создав нормальные условия учителям для работы и жизни, реформаторы быстро убедились, что экспериментировать прежний преподаватель со степенью бакалавра не может. Уровень образования не тот. Научно-исследовательские навыки отсутствуют. И финны начали обучать школьного учителя по-новому.

Во-первых, всю подготовку учителей они отдали университетам. Во-вторых, всех преподавателей, в том числе и начальной школы, обязали учиться в вузе до получения степени магистра. То есть финны одними из первых в Европе увеличили срок учебы на учителя на два года, сделав подготовку педагогов двухступенчатой: три года до получения степени бакалавра, а потом еще два года - до получения магистерской степени.

Кроме предметников и учителей начальной школы университеты начали готовить спецучителей для работы с отстающими детьми и детьми с неадекватным поведением. Такая необходимость была вызвана тем, что каждый четвертый финский ученик не успевает усваивать программу. И шалунов хватает. С ними спецучителя работают индивидуально или в составе группы по 5-7 человек по 2-3 часа в неделю.

Университетское образование сделали обязательным даже для воспитателей подготовительных классов детских садов. Правда, было решено, что с этой работой справятся и бакалавры. Финны ориентировались на рекомендации ученых, которые считают, что 90 процентов мозга и 95 процентов нервных путей ребенка формируется в первые пять лет. Поэтому воспитание ребенка в этом возрасте должно проходить под наблюдением опытных педагогов. По этой же причине самые квалифицированные педагоги работают в начальной школе.

Высокая зарплата, гарантия получить хорошее и к тому же бесплатное образование, возможность реализовать в школе свой талант и фантазию довольно быстро восстановили престиж школьного учителя. Но авторов школьной реформы интересовали не количество, а качество. И они предложили систему отбора, при которой отсеиваются все, кто при поступлении на педагогический факультет мечтает лишь больше о деньгах и почете.

Отбор происходит в процессе собеседования с будущими педагогами. Первое собеседование - во время сдачи вступительных экзаменов. Преподаватель из университета, школьный учитель и муниципальный чиновник, отвечающий за образование, выясняют, для чего абитуриент выбрал этот факультет, что он знает о будущей профессии. И тот, кто аргументированно сможет ответить, получает дополнительный шанс стать студентом.

Учителям сказали: мы даем вам общие государственные стандарты, а дальше - творите, экспериментируйте

Второе собеседование проходит с бакалаврами, которые решили продолжать учебу для получения степени магистра. Там ведь опять нужно выдержать конкурс из 4-5 человек на одно место. Ну и, наконец, беседа с работодателем той школы, где новоиспеченный учитель хотел бы работать. В результате всего процентов 30 выпускников проходят удачно этот отбор и трудоустраиваются с первого захода.

Но даже им постоянная работа учителем еще не гарантирована. Сначала надо пройти полугодовой испытательный срок. После это работа почасовиком. Бывают случаи, когда на постоянную работу учитель трудоустраивается лет через десять. Столько приходится доказывать, что он именно тот, которого ждут школа и дети.

Учебная программа делится так: 67 процентов - теории и 33 процента практики. Университеты раз в три года обновляют учебные программы подготовки учителей с учетом запросов времени, мнений работодателей, выпускников и преподавателей. В финском университете требование к студенту мягкое. Посещение лекций - дело добровольное. Но сдавать экзамены по курсу лекций студент обязан.

На жалость преподавателя можно не рассчитывать. И взяток они не берут. Поэтому учить тот или иной предмет все равно придется. Главная цель учебы в университете - научить студента самостоятельно заниматься исследованиями, чтобы он и в школе постоянно искал новые методы преподавания. С этой целью в университете будущий учитель пишет серьезную научную работу на основе своих наблюдений, оценок чужих научных трудов, анализов статистических данных и своих собственных выводов.

То есть учеба идет в тесной связи научной работы с практикой. И в этом сильная сторона системы подготовки учителей для финской общеобразовательной школы.