Как женщины устроили февральскую революцию. Зарождение движения в Российской империи

8 марта, современный праздник женщины, день весны и красоты, отнюдь не всегда был таким романтичным. Эта дата имеет давнюю историю и весьма туманное происхождение, разъясняет ИИ «NewsProm.Ru».

Вообще-то, поклоняться женщинам именно 8 марта начали еще древние римляне. В этот день матроны - свободнорожденные женщины, состоящие в браке, - получали от своих мужей подарки и были окружены вниманием и заботой. Кроме того, 8 марта даже рабыни освобождались от всяческих обязанностей. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на голове, римлянки приходили в храм богини Весты - хранительницы домашнего очага.

Историю же празднования Международного женского дня принято связывать с именем революционерки Клары Цеткин. Именно она на международной конференции женщин в 1910 году в Копенгагене провозгласила идею ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата. Выбор Цеткин именно 8-го марта в качестве даты празднования Международного женского дня вызывает разноречивые объяснения.

Согласно официальной, широко известной версии, Женский день был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши.

Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10 часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. В то историческое 8 марта во многих городах Нью-Йорка сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя представления им избирательного права.

Однако ряд историков называют и другую - религиозную - причину возникновения праздника, согласно которой в намерения Цеткин входило связать историю женского социалистического движения с историей ее народа - евреев. А именно с той страницей этой истории, которая рассказывает о Есфири, жене персидского царя Ксеркса.

Царица Есфирь, воспользовавшись неотразимым воздействием на Ксеркса своих чар, спасла свой народ, иудеев, от истребления. Взяв с царя, не знавшего о ее происхождении, обещание, что он уничтожит всех врагов, которые покушаются на ее народ, Есфирь предотвратила планировавшиеся «еврейские погромы».

Есфирь обратила царский приказ против самих персов, желавших истребить иудеев, в честь чего день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта) стал праздноваться как праздник Пурима.

Дата празднования Пурима в иудейском религиозном календаре является «скользящей», как в православном - дата празднования Пасхи. Однако, число празднования Пурима, пришедшееся в 1910 году на 8 марта, закрепилось и прижилось.

В 1911 году Женский день впервые отмечался 19 марта в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами.

В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации " …научного утра по женскому вопросу». Власти дали разрешение, и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала следующие вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни.

В следующем году во многих государствах Европы 8 марта или приблизительно в этот день женщины организовали марши в знак протеста против войны.

В 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгами «Хлеба и мира». Через 4 дня император Николай II отрекся от престола, временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. Этот исторический день выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта по григорианскому календарю.

Международный женский день 8 марта с первых лет Советской власти стал государственным праздником. С 1965 года этот день стал не рабочим. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.

Постепенно Международный женский день в стране терял свою политическую окраску. В 1977 году Организация объединённых наций объявила 8-е марта Международным женским днем. Слово «борьба» из названия праздника исчезло, а 8-е марта стало праздником женщин, весны и любви.

После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации. Отмечается Международный женский день и в странах СНГ: в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении, Украине, Белоруссии.

Февральская революция 1917 года началась с того, что работницы питерских мануфактур отмечали этот праздник и объявили забастовку…

Женский и семейный вопросы в России в XX веке оказался крепко связан с революцией, ее теорией и практикой. Да и нынешние наши проблемы с семьей во многом родом из советской эпохи.

Именно 23 февраля 1917 года по старому стилю, то есть 8 марта по новому, в Петрограде начались массовые беспорядки, быстро переросшие в революцию. В этот день работницы нескольких питерских мануфактур и фабрик, отмечали Международный женский день. После антивоенных митингов на производстве они вдруг объявили забастовку и с криками «Хлеба!», двинулись уговаривать рабочих с соседних заводов на Выборгской стороне в Питере присоединяться к ним.

В те дни жители столицы проводили долгие часы в очередях у хлебных лавок. Ходили слухи, что вот-вот должны ввести продовольственные карточки. Напуганные люди ринулись покупать хлеб, пока его дают свободно. Петербург боялся голода. Как говорят многие историки, напрасно, ибо запасов зерна и муки в городе было все-таки достаточно. Тем не менее, уже к вечеру 23 февраля бастующих было более 60 000 человек. Начались первые столкновения с полицией. Так спусковым крючком Февральской революции стала женская эмоциональная натура, на волне слухов встревоженная тем, чем же кормить своих детей.

Вообще все начиналось с того, что революционному движению были нужны свои символы и праздники. Непосредственной родительницей Международного женского дня считается немецкая революционерка Клара Цеткин (в девичестве Эйсснер, вышедшая замуж за русского революционера-эмигранта Осипа Цеткина). В 1910 году на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене она предложила учредить международный женский день.

Этот ежегодный праздник изначально возник как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за правовое равенство

Сначала единой даты новорожденного праздника не было. Его в разных странах начали проводить в разные числа марта. В России первый Международный женский день отметили митингами в 1913 году – ровно сто лет назад. В следующем году он впервые отмечался уже как раз 8 марта сразу в шести странах: Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии. А всего через три года празднование Международного женского дня вылилось в заваруху такого масштаба, последствия которой мы расхлебываем до сих пор.

Женщина и революция

Женский и, шире, семейный вопрос занимали видное место в революционном движении. Революционеры ставили себе целью полностью уравнять женщину с мужчиной в правах и возможностях, которые ей предоставляет общество. Это называлось – «сделать ее свободной». А что для этого, в частности, нужно? Отказаться от семьи – в том виде, в каком она нам досталась от Бога, истории и традиции. Правда, степень отказа от семьи была все-таки разной, в зависимости от радикальности самих преобразователей-прожектеров.

Еще авторы утопий в коммунистическом духе (Платон, Кампанелла и др.) с семьей в своих мечтаниях обходились очень круто – впрочем, как и со многим другим. В их идеальных государствах упразднялись частная собственность и брак. Мужчины и женщины сочетались друг с другом по решению властей лишь для рождения потомства, и не более того. Порой кажется, что отношения полов, например, у Платона в его идеальном государстве больше напоминают племенной завод. Вводилось обязательное общественное воспитание детей. Дети ко всем взрослым должны были обращаться как к своим родителям, а взрослые все подрастающее молодое поколение должны были считать своими детьми.

Основоположники марксизма крайне скупо говорили о том, как именно будет устроено коммунистическое общество. Как ни странно, в этом они видели свое преимущество. Они не собирались конкретно описывать «светлое завтра», потому что картинки подобного рода считали беспочвенными утопическими прожектами, зато себя – трезвыми реалистами. По их мнению, только реальная жизнь сама может определить, какими конкретно будут отношения и общественные институты в будущем. Они лишь были уверены в коренном преобразовании всего, в том числе и института семьи и роли женщины в обществе.

Социалисты и коммунисты утверждали, что женщина в классовом обществе испытывает двойной гнет: ее эксплуатируют и капиталист-предприниматель, и семейный быт. Немецкий социал-демократ Август Бебель, автор классической социалистической работы «Женщина и социализм», писал: «Женщину и рабочего объединяет то, что оба они угнетенные… Много сходного в положении женщины и рабочего, но в одном женщина идет впереди рабочего: она – первое человеческое существо, попавшее в рабство. Женщина сделалась рабой раньше, чем появился раб… В этом положении женщина находится с самого древнего времени, как это нам показывает история развития человеческого общества».

Тем не менее, последователи Маркса считали, что, несмотря на двойной гнет, женский вопрос – часть общего социального вопроса. Либеральный же феминизм с их точки зрения не понимает, что все проблемы, в том числе женские, может разрешить лишь пролетарская революция. Дескать, даже если буржуазное женское движение проведет свои требования о равноправии с мужчинами, то этим не уничтожится ни проституция, ни материальная зависимость жен от своих мужей, ни современный брак как скрытая форма рабства и той же проституции. Как говорил Бебель, что подавляющему большинству женщин безразлично, удастся ли нескольким тысячам женщин более состоятельных слоев общества пройти высшее учебное заведение, получить медицинскую практику или сделать служебную карьеру.

Семейные эксперименты

После Октябрьской революции Коминтерн в одном из своих постановлений предельно откровенно заявил, что «революция бессильна до тех пор, пока существует понятие семьи и семейные отношения». Логика радикальной революции требовала борьбы против традиционной семьи как оплота старого мира.

Поэтому сразу после своей победы коммунисты отменили церковный брак и ввели брак гражданский, который регистрируется в загсе. Под знаком борьбы за права женщин были впервые в мировой истории в 1920 году легализованы аборты, а развод упростили до такой степени, что стало возможным развестись в одностороннем порядке, без уведомления супруга. Можно, например, вспомнить рассказ Зощенко «Свадебное происшествие» (по нему снят известный фильм Леонида Гайдая «Не может быть»). В сатирическом рассказе главный герой так стремительно согласился на брак, что потом никак не мог узнать на свадьбе свою избранницу. Когда же он почувствовал себя обманутым в своих скоропалительных стремлениях, то «на другой день Володя Завитушкин после работы зашел в гражданский подотдел и развелся». Действительно, как говорил в фильме дружок Володьки, которого играл Савелий Крамаров, «делов то!»

Это время отличилось свободными нравами и шокирующими экспериментами в сфере отношений между мужчинами и женщинами. Нередким стало сожительство двух мужчин с одной женщиной или, наоборот, двухпарные браки и т. д. Члены образовавшегося в 1925 году общества «Долой стыд», решившие бороться со стыдом как «буржуазным предрассудком», по пять-десять человек обнаженными устраивали демонстрации в Москве и других городах. Правда, потом милиция получила указания и стала задерживать идейных борцов за революционный нудизм.

Широко известными теоретиками половой свободы были большевички Инесса Арманд и Александра Коллонтай. На страницах журнала «Молодая гвардия» Коллонтай писала, что «для классовых задач пролетариата совершенно безразлично, принимает ли любовь форму длительного и оформленного союза или выражается в виде проходящей связи».

Широкое распространение в комсомольских кругах получила так называемая «теория стакана воды»: половая потребность столь же естественна, что и потребность есть, пить и спать. И поэтому удовлетворять ее надо столь же легко и «без комплексов», как, например, выпивать стакан воды при жажде. Правда, далеко не всем старшим товарищам по партии нравилась такая легкость подрастающего молодого поколения. «Безнадежно старомодным» в этом вопросе оказался сам вождь революции Владимир Ильич Ленин, решительно осудивший «теорию стакана воды». Также в своей дискуссии с Инессой Арманд по поводу «свободной любви» он не без остроумия писал ей в письме: «Даже мимолетная страсть и связь, пишете Вы, поэтичнее и чище, чем поцелуи без любви пошлых и пошленьких супругов… Логично ли это противопоставление? Поцелуи без любви у пошлых супругов грязны. Согласен, им надо противопоставить… что? казалось бы, – поцелуи с любовью? А Вы противопоставляете “мимолетную” (почему мимолетную?) “страсть” (почему не любовь?). Выходит по логике – будто поцелуи без любви (мимолетные) противопоставляются поцелуям без любви супружеским. Странно!..»

Так или иначе, но революционное освобождение женщины даже без половых излишеств подразумевало ее полное уравнивание с мужчиной в работе. Теперь трудиться на равных должны были все, независимо от своего социального происхождения или пола. Как писала та же Коллонтай, «не будь Октября, до сих пор господствовал бы взгляд, что самостоятельно зарабатывающая женщина – это временное явление и что место женщины – в семье, за спиной мужа, добывающего средства к жизни… Новая женщина – это прежде всего самостоятельная трудовая единица, чей труд идет не на обслуживание частносемейного хозяйства, а на общественно полезную и нужную работу».

При этом теоретики-коммунисты доказывали: чтобы женщина могла трудиться на полную отдачу, ее надо освободить от тягот семейного быта. Только свободная от ежедневной готовки, стирки и забот за детьми женщина сможет полностью выкладываться на работе и быть равноценным «членом социалистического коллектива». Поэтому еще до революции ее «агитаторы и главари» говорили, что индивидуальные тесные кухни в будущем заменят гигантские кухонные фабрики и общие просторные столовые. Отвратительности и неправильности отдельных кухонь коммунистические писатели посвятили немало проникновенных строк: «Частная кухня является для миллионов женщин учреждением, напрягающим до предела все их силы, отнимающим и растрачивающим их время; в ней женщины теряют здоровье и настроение; она, является предметом их постоянных забот, особенно тогда, когда средства, как у большинства семейств, ничтожны. Упразднение частной кухни будет освобождением для бесчисленного количества женщин. Частная кухня является таким же отсталым пережитком, как станок мелкого ремесленника; оба обозначают огромную бесхозяйственность, растрату времени, силы, топлива и освещения, пищевых продуктов и т. д». (А. Бебель. «Женщина и социализм»).

Также при коммунизме и стирать будут специальные прачечные комбинаты, а всех детей возьмут из семей на общественное воспитание. Наверно, именно с этой целью в 1918 г. даже юридически отменили любое усыновление – как чужих детей, так даже и родных. Этот запрет просуществовал до 1926 года.

Однако извлечь женщину из тесных семейных кухонь и освободить от бытовых забот не получилось, а вот нагрузить ее работой (в социалистическом обществе не работают только тунеядцы) удалось. Эта «вилка» и оказалась причиной как сокращения рождаемости, так и той повышенной нагрузки, легшей на женские плечи, которая существует и сегодня.

Сталинский разворот

Где-то с конца 20-х-начала 30-х годов в СССР наблюдается некоторый разворот в делах семьи. Сталин «строил социализм в одной стране», а для этого надо было не разжигать и дальше мировую революцию, но привести в строгий порядок социальные отношения, разболтанные чрезмерной «творческой» инициативой снизу. С середины 30-х запрещаются аборты. Становится накладно разводиться: был введен штраф за разводы: 50 руб. за первый, 150 руб. за второй, а за третий и каждый последующий – по 300 руб.

Впрочем, Сталин не был всецело за семью. Новому режиму была нужна не крепкая семья вообще, но лишь правильная крепкая семья – социалистическая. Которая верна партии и товарищу Сталину. Печально знаменитое дело пионера Павлика Морозова (несчастного ребенка, ставшего жертвой Гражданской войны) лишний раз показало всем, что между преданностью семье и идеологическому государству нужно выбирать последнее. В сталинские годы отречение от «неправильных» родственников – «врагов народа», предательство самых близких людей было ужасающей повседневностью.

Однако даже осторожный и половинчатый разворот в семейной политике более последовательными революционерами, например, Л. Троцким, трактовался как «семейный термидор» и измена делу революции. Троцкий писал: «Торжественная реабилитация семьи, происходящая одновременно – какое провиденциальное совпадение! – с реабилитацией рубля, порождена материальной и культурной несостоятельностью государства. Вместо того, чтобы открыто сказать: мы оказались еще слишком нищи и невежественны для создания социалистических отношений между людьми, эту задачу осуществят наши дети и внуки, – вожди заставляют не только склеивать заново черепки разбитой семьи, но и считать ее, под страхом лишения огня и воды, священной ячейкой победоносного социализма. Трудно измерить глазом размах отступления!»

Также Троцкого очень огорчало, что все меньше почтения оказывают молодежи, что опять начинают цениться опыт и авторитет, а не молодой революционный задор: «Ныне и в этой немаловажной области произошел крутой поворот: наряду с седьмой пятая заповедь полностью восстановлена в правах, правда, еще без ссылки на бога».

«Всякая жизнь – страдание. А женская жизнь – тем более»

Между тем, после смерти Сталина, с годами революционный запал в советском обществе угасал все больше. В брежневские годы даже стал пропагандистским штампом лозунг «семья – первичная ячейка общества». Уже любое активное вторжение партийных и государственных структур в семейные отношения, даже если оно диктовалось интересами сохранения семьи, трактовалось как недопустимое вторжение в личную жизнь. Любопытно поэтому, что во многих фильмах «для интеллигенции» времен Брежнева и перестройки развод вновь стал ассоциироваться со свободой и настоящей жизнью «полной грудью», а семейная жизнь и первая жена – чуть ли не с тюрьмой. Навскидку тут можно назвать «Тот самый Мюнгхаузен» Захарова и «Забытую мелодию для флейты» Рязанова.

В целом вышло так, что в советское время женщины стали работать наравне с мужчинами, но поскольку гигантских дворцов-общежитий с общими кухнями и внесемейного утопического воспитания детей все-таки не случилось, то домашних обязанностей с них тоже никто не снял. Эмансипация и равенство в праве на труд вылилось в усиление нагрузки. Бытовая рутина и дети (теперь уже, правда, немногочисленные) все равно лежат в основном на женских плечах.

Обязательная работа для женщин, кстати, в огромной степени и повлияла на то, что теперь у нас в среднем 1-2 ребенка на семью. От советского времени и поныне остался живучий стереотип, что быть домохозяйкой и заниматься детьми – это очень странно и чуть ли не неприлично.

В постсоветское же время из-за неудачных реформ и бедности большинства населения, особенно за пределами МКАД, далеко не каждый мужчина может позволить своей жене быть домохозяйкой. К тому же современное общество не нуждается в больших семьях. Да и многие женщины, вкусившие сладких плодов свободы, не торопятся возвращаться домой и предпочитают делать служебную карьеру.

В этих условиях праздник 8 марта за сто лет у нас постепенно превратился в свою противоположность. Если раньше он был символом борьбы за равенство мужчины и женщины в труде и нелегких общественных правах и обязанностях, то к сегодняшнему дню его пролетарская боевая сущность совершенно выхолостилась. Он скорее превратился в напоминание о том, что женщина нежное воздушное существо (а не просто «друг человека»), которому надо дарить цветы и подарки – ну хотя бы сегодня. Этот день стал символом непохожести женщин на мужчин, их неуравниваемости с ними – сколько бы бывшая Советская власть или современный феминизированный мир не старались доказать обратное.


Из откровений одного высокопоставленного левита: "Мы не мыслим годами и десятилетиями. Мы мыслим - столетиями".

Пурим - согласно "Книге Эсфири", когда евреи Персии уничтожали своих арийских врагов (персы - перуновы русы) в Персии 12-го и 13-го адара, а 14-го — праздновали свою победу. В персидской царской столице городе Сузы избиение ариев продолжалось ещё один день, а празднование победы состоялось там 15-го адара. По этой иудейской "Книге Эсфири" евреи истребили лишь за ОДНУ НОЧЬ (В ПЕРСИИ ДВЕРИ ДОМОВ НЕ ЗАКРЫВАЛИ И НАРОД МИРНО СПАЛ, КОГДА НА НИХ НАПАЛИ ЕВРЕИ И РЕЗАЛИ КАК СКОТ И ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ СПЯЩИХ) 75 800 мужчин, персов-ариев - не считая женщин, детей и других родственников... (уничтожали целыми семьями - "под корень"). Чтобы представить масштаб этого геноцида - в те времена т.н. "столица мира" город Афины - имел всего 6.000 жителей.
Избиение это было произведено иудеями в заранее установленном порядке, в определённый, запланированный день, при официальном попустительстве и содействии царских властей. Это была кровавая бойня, одновременно произведённая иудеями в 127 областях персидского царства (сегодняшний Иран).
В прошлом многих народов известно немало примеров массового истребления людей, но ни один народ в мире не дерзнул возвести отвратительную резню беззащитных людей на высоту религиозного празднества. А память о кровавом погроме включить в свой богослужебный ритуал, да ещё и признать этот праздник геноцида, как один из величайших праздников...
Пурим - еврейский праздник в честь истребления персов-ариев, "международный" день Эсфири, женщине-убийце арийского народа. По свидетельству иудохристианской Библии (описание кровавого подвига красивой царской наложницы, иудейки Эсфири, включено в число книг Ветхого Завета), весь еврейский народ принял празднование этого дня не только для себя, но и для всех будущих поколений...

Конверторы дат по еврейскому календарю:

http://www.hebcal.com/converter/?gd=2&
.
8 марта 1857 г., накануне Пурима (12 адара) - начало забастовки в Нью-Йорке (США). Женщины, работающие на фабриках по выпуску одежды и текстиля в г. Нью-Йорке, приняли участие в акциях протеста. Они протестовали против низкой зарплаты и за улучшение условий труда. Два года спустя, снова в марте, эти женщины сформировали свой первый профсоюз...

8 марта 1908 г. 15 000 женщин-феменисток провели демонстрацию в г. Нью-Йорке - организованную социал-демократической организацией, требуя равноправия женщин с мужчинами в вопросах оплаты труда, лучших условий оплаты, избирательного права. Они использовали лозунг «Хлеб и розы».
Первое неофициальное празднование "международного женского дня" состоялось в годовщину этой демонстрации - 8 марта 1909 г. на иудейский праздник Пурим (по иудейскому календарю Пурим празднуется 14-15 адара, что в 1909 г. приходится на 7-8 марта).
И уже в следующем 1910 году состоялось официальное назначение, на Восьмом (8 ) конгрессе Второго Интернационала в Копенгагене, в рамках Второй международной социал-демократической женской Конференции - было официально учреждено празднование "международного женского дня".

В России 8 марта (23 февраля по старому стилю) 1917 года является датой буржуазно-демократической /либеральной по современному) Февральской революции, когда была свергнута монархия и установлено буржуазно-демократическое /либеральное/ правление (т.н. "Временное правительство").
8 марта 1917 или 23 февраля 1917 по старому стилю точно приходится по еврейскому календарю на 14 адар 5677 г. - или иудейский праздник Пурим

Связь Пурима с "Международным Женским Днем" предполагает, например, центральный еврейский интернет-ресурс “Sem40.ru”: "О том, что восьмой день первого весеннего месяца связан с именем германской феминистки и революционерки Клары Цеткин, помнят все, но вот почему именно восьмой, знают немногие. Оказывается, эта цифра возникла не случайно . Движение феминисток создавалось не в одночасье, делом было долгим и кропотливым, но, тем не менее, в 1910 году на 2-й международной конференции социалисток в Копенгагене было принято решение конкретизировать дату возникновения политической организации, борющейся за права женщин, и объявить ее днем солидарности всех женщин планеты. Такой датой выбрали... еврейский праздник Пурим. Связан он с именем великой дочери еврейского народа Эсфири..."

В 1921 году, по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в буржуазно-демократической Февральской революции в Петрограде 8 марта (23 февраля по старому стилю) 1917 года.
С 1966 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года, Международный женский день стал не только праздником, но и нерабочим днём.

С 8 марта разобрались, теперь переходим к 23 февраля, к другому липовому празднику Победы - "Дню Красной /Советской/ Армии и Флота" (сейчас "День Защитника Отечества") знаменующему "великие победы Красной Армии (РККА)".
Но никакой Красной /Советской/ Армии в то время ещё не было, равно, как и её побед. Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных сообщений, также как и февральские газеты 1919 года не ликуют по поводы первой годовщины «великой победы»...
Лишь в 1922 году 23 февраля было объявлено Днем Красной Армии. Однако, еще в феврале 1917, то есть за год до 23 февраля 1918 года центральная газета большевиков "Правда" пишет о том, что 23 февраля является праздничным днем: "Задолго до войны пролетарский Интернационал назначил 23 февраля днем международного женского праздника" (Великий день // Правда, 7 марта 1917; подробно об этом см. М. Сидлин. Красный подарок к Международному женскому дню 23 февраля // Независимая газета, 22.2.1997). Вот и отгадка почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга...
23 февраля 1935 г. Народный комиссар (министр) Обороны СССР Ворошилов в статье в "Правде" утверждал: «приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами ».

Вот хронология тех времён.
Уточним только, что 24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров (СНК) принимает Декрет "О введении в Российской республике западно - европейского календаря" . Новый календарь вступил в силу 1 февраля 1918 года. По этому декрету после 31 января 1918 года следовало сразу 14 февраля 1918 года. Все нижеперечисленные даты по 31 января 1918 идут по старому стилю, а с 14 февраля по новому стилю.

9 ноября 1917 года новая власть назначает Верховным Главнокомандующим Русской Армией (старой) и народным комиссаром по военным делам большевика прапорщика Крыленко Николая Васильевича
10 ноября 1917 года СНК издает декрет о постепенном сокращении численности армии.
9 декабря 1917 года - декрет о немедленном расформировании всех ударных частей.
16 декабря 1917 года - декрет об уравнивании всех военнослужащих в правах, отмене знаков различия званий и самих воинских званий.
17 декабря 1917 года - декрет о введении выборности командного состава.
Декабрь 1917- март 1918 расформирование всех частей старой Русской армии.
9 декабря 1917 года - в Брест-Литовске открывается мирная конференция. Россия - Германия, Австро-Венгрия и Турция.
18 февраля 1918 - после отказа советской делегации подписать мирный договор германская армия начинает наступление по всему фронту.
19 февраля 1918 - советское правительство обращается к Центральным державам с просьбой о мире.
22 февраля 1918 - СНК принимает декрет "Социалистическое отечество в опасности".
23 февраля 1918 - германские войска входят в Минск,
24 февраля 1918 - германские войска занимают Псков,
25 февраля 1918 - германские войска занимают Ревель (Таллин),
1 марта 1918 германские войска входят в Нарву, 150 км. до Петрограда
1 марта 2018 - возобновление переговоров в Брест-Литовске.
3 марта 1918 года в Брест-Литовске Россия подписывает капитуляцию, т.н. мирный договор с Германией, Австро-Венгрией и Турцией. Условия договора свидетельствуют о полной победе Германии над Россией (значительные территориальные уступки, Россия демобилизует полностью свою армию , включая части, сформированные новым советским правительством, разоружает военный флот , отпускает всех германских и австро-венгерских пленных, выплачивает Германии контрибуцию и репарации в размере 9 млрд. золотых марок). Немцы останавливают наступление согласно этого договора.
О какой победе над войсками кайзеровской Германии вообще идет речь...?

15 марта 1918 года - последний приказ ставки Верховного Главнокомандования о своей ликвидации. Этот день можно считать последним днем старой Русской Армии.

Подоплёка и привязка этих двух праздников, мужского и женского - 23 февраля и 8 марта лежит совсем в другом празднике.

Пурим

480 год до нашей эры. Окончился вавилонский плен евреев. Желающие могли вернуться в Иерусалим. Правда, оказалось, что желающих вернуться на родину значительно меньше, чем можно было представить по предшествовавшим освобождению «плачам» и «требованиям». У многих евреев в столице мировой империи, каким был тогда Вавилон, дела пошли совсем неплохо и немалое число евреев не пожелало покидать дома, обжитые за столетие, разрывать привычные связи, торговые контакты, терять устоявшуюся клиентуру. Тысячи еврейских семей остались жить в городах персидской империи и, причем в положении, отнюдь не рабском.

Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Как обычно в подобных ситуациях последним институтом власти, который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстоять оказываются "силовые структуры".

Персидский воевода Аман идет к царю Ксерксу и делится своими печальными наблюдениями с ним. Реакция царя Ксеркса была решительнойй: изгнать всех евреев. Согласно же книге Эсфири, которая является частью иудохристианской Библии (Торы), придворный царя Ксеркса по имени Аман, получая жалобы от населения империи на притеснения и злодеяния со стороны ростовщиков - иудеев, задумал осуществить их избиение, разослав наместникам послание:
“Во всех племенах Вселенной замешался один враждебный народ, по законам своим противный всякому народу… этот народ… ведет образ жизни, чуждый законам, и… совершает величайшие злодеяния…” (Есфирь 3:13).

Когда у царя произошел разрыв с женой Астинь, вёрткий придворный царя - иудей Мардохей решил подсунуть ему в наложницы свою племянницу-приёмную дочь Эсфирь, которую он воспитал и обучил искусству соблазнения, чтоб крутить затем царём, как заблагорассудится.

ПРИМЕЧАНИЕ: вообще в книге «Эсфирь» очень четко описаны способы действия евреев, в том числе институт иудейских невест , когда собственных жен и дочерей подкладывали под царствующих владык, чтобы в дальнейшем добиваться для себя привилегий и послаблений. При этом о своей национальности они сознательно умалчивали. Так иудеи поступали в отношении египетских фараонов, персидских царей, европейских монархов и русских князей.

Мардохей, зная о всеобщей неприязни и ненависти персов к подлым евреям, пошел на традиционную для своего иудейского племени ложь, строго наказав Эсфирь скрывать свою национальность: «Не сказывала Эсфирь ни о народе своём, ни о родстве своём; потому что Мардохей дал ей приказание, чтоб она не сказывала» («Эсфирь», гл. 2, 10)
Библия говорит: “Есфирь все еще не сказывала о родстве своем и о народе своем, как приказал ей Мардохей; а слово Мардохея Эсфирь выполняла” (Есфирь 2:20).

О замысле Ксеркса про изгнание евреев узнает его наложница Эсфирь. Наученная Мардохеем, она устроила пир (пьянку), на который пригласила царя Ксеркса и его воеводу Амана. Она устраивает так, что надурманенный Ксеркс застает Амана “припавшим к ложу, на котором находилась Есфирь” (Есфирь 7:8). Взбешённый ревностью, Ксеркс повелевает убить Амана, а Эсфири отдает “дом Амана” на уничтожение и разграбление (Есфирь 8:7).

От ослеплённого любовной страстью Ксеркса добилась она позволения, чтобы от имени царя было написано об иудеях всё, что ей было угодно. “Ласками и уговорами” она вытягивает из царя признания и обещания: ты любишь меня? значит, ты любишь тех, кого я люблю? значит, ты любишь мой народ? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит меня? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит моих друзей и родственников? значит, ты ненавидишь ненавистников моего народа? Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты считаешь и своими врагами!
И царь Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов - ранее ненавистных ему евреев... Он даёт разрешение царедворцу Мардохею составить указ от имени царя.

“напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем… И позваны были царские писцы и написано было все так, как приказал Мардохей” (Есф. 8,8-11)

Мардохей написал следующий указ:

“Царь позволяет иудеям… истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и именье их разграбить” (Есфирь 8:11)
Вот так иудеи Персии устроили кровавейшую резню 12 и 13 адара, а 14-15 адара по их календарю праздновали свою победу.

“В царской столице Сузы (Шушан) избиение врагов продолжалось еще один день, а празднование победы состоялось там 15 адара” (Эсф. 9:1-2, 13-14, 17-19).
И в течение двух дней "все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле" (Есф. 9,3-5).

Воевода Аман был повешен с десятью его детьми!!
Во время «персидского погрома», иудеи вырезали 75.000 персов, не считая женщин и детей, разграбили и присвоили их имущество.
Немыслимое по тем временам количество жертв, говоря современными терминами - геноцида, который определяется сейчас - как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём: убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью… Геноцид является тяжким преступлением (ООН 260 A (III) от 9.12.1948 г., УК РФ Ст. 357).

В одночасье после этого погрома всё имущество вырезанных богатейших персов перешло к иудеям!
“Мардохей вышел от царя в царском одеянии… А у иудеев было тогда освещение и радость и веселие и торжество” (Есфирь 8:14-16). Власть и влияние иудеев выросли тысячекратно - ну чем не повод для праздника...

В закладки

23 февраля (8 марта по новому календарному стилю) 1917 года в Международный женский день сотни женщин вышли на улицы Петрограда с протестом против голода, продолжающейся Первой мировой войны, а также требованием избирательных прав. Именно этот день принято считать началом Февральской революции, свергнувшей самодержавие и установившей власть Временного правительства. TJ вспоминает о протестной роли женщин в этот период русской истории.

Кто такие суфражистки?

Во второй половине 19-го века в Великобритании появилось движение суфражисток - женщин, выступавших за равноправие в целом и право женщин на голосование в частности. В переводе с французского «sufrage» означает «право голоса», «избирательное право». Возможность принимать участие в выборах была главной целью первых движений суфражисток в Великобритании на рубеже 19-20 веков.

Методы борьбы за права женщины выбирали самые разнообразные: от забастовок и демонстраций до погромов. Во время одного из происшествий в Лондоне, организованного суфражистками, женщины всю ночь крушили витрины и окна домов камнями и молотками. За подобные нарушения закона они избивались дубинками, сажались в тюрьмы и ссылались на каторгу.

Суфражистки устроили сегодня большую демонстрацию, стараясь ворваться в здание министерства финансов тот момент, когда министры собрались на первый совет в этом году. Попытка эта не удалась, так как полицейские вывели оттуда силой всех женщин.

Сенсацию произвела новая их тактика: две суфражистки привезли с собой цепи, которыми они прикрепили себя к железной решетке перед министерством, Долго полиция возилась, чтобы разбить замки. Женщины протестовали против этого криками: «Здесь мы во имя справедливости».

Заметка газеты «Русское слово» от 18 января (31 января) 1908 года об одной из демонстраций в Лондоне

Демонстрация суфражисток в Лондоне в марте 1910 года. На плакате надпись: «От тюрьмы - к гражданству».

Нередко суфражистки жертвовали жизнью, чтобы привлечь внимание к своей борьбе. Наиболее показательным примером является смерть активистки британской организации «Женский общественно-политический союз» Эмили Дэвисон. В 1913 году жеребец по имени Энмер, принадлежащий королю Георгу V, убил 40-летнюю женщину с бело-зелёно-пурпурным флагом в руке (то есть в цветах суфражистского движения), выбежавшую ему наперерез во время скачек в Эпсоме. На надгробии Дэвисон : «Дела, а не слова».

Сплошное разочарование. Несчастные жокей Джонс и конь Энмер вместо того, чтоб скакать, оказались на обочине.

Запись Георга V в своём дневнике после происшествия

В итоге борьба суфражисток принесла свои плоды: в 1918 году парламент Великобритании закон, который позволил женщинам старше 30 лет принимать участие в выборах. А в 1928 году реформа Закона о народном представительстве женщин их в правах с мужчинами.

Зарождение движения в Российской империи

Окончательно движения суфражисток в Российской империи оформились на рубеже 19-20 веков. Из названий организаций понятна и их общая направленность: Русское женское взаимноблаготворительное общество, Союз равноправия женщин, Российское общество улучшения участи женщин, Российская лига равноправия женщин, Женская прогрессивная партия, Общество защиты женщин и другие либерально-демократические организации.

В 1906 году в Финляндии женщины впервые в Европе были официально уравнены с мужчинами в правах. Уже на первых выборах в парламент они 10 процентов всех депутатов. В то время великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи, и без одобрения Петербурга не принималось ни одно важное политическое решение.

Однако российские женщины продолжили бороться за свои права. В 1907 году в Петербурге по инициативе марксистки Александры Коллонтай возникает Общество взаимопомощи работниц. А в 1908 году прошёл первый Всероссийский женский съезд, в котором приняли участие более тысячи человек. Его главой целью стала координация действий женских организаций и объединение усилий по завоеванию гражданских и политических прав.

Необходимо сознательное, свободное содружество свободных женщин, без которого современная демократия, может быть, не была бы возможна.

Представитель кадетского крыла съезда А. В. Тыркова

В декабре 1908 года в городской думе Петербурга открылся первый Всероссийский съезд женщин России

Растущему количеству женских организаций трудно объединиться. Из-за идеологических противоречий второй Всероссийский женский съезд так и не был созван.

Существовала и Российская лига равноправия женщин. При ней были созданы следующие отделы: читальня-очаг для детей улицы с целью борьбы с детской проституцией и её профилактикой, отдел борьбы с вовлечением женщин в разврат, издательская комиссия и лекционный отдел. В 1914 году при содействии организации в Петербурге создали курсы по кооперации, городскому хозяйству, обучению сестринского дела. С 1915 года стараниями лиги женщин стали к должности почтальона.

Курсы повышения грамотности для женщин

В 1913 году в Российской империи впервые отмечался Международный женский день. В Петербурге было организовано «Научное утро по женскому вопросу», где петербургские работницы под присмотром полицейских обсуждали социальные и политические вопросы. В 1914 году удалось установить единый день праздника - 8 марта. Поскольку Российская империя жила по юлианскому календарю, то День работницы (такое название получил праздник) выпал на 23 февраля.

В 1914 году по инициативе Владимира Ленина был также создан журнал «Работница» для просвещения женщин, занятых на производстве. Тираж издания в Петрограде 12 тысяч экземпляров.

Выпуск газеты «Правда» от 17 февраля (2 марта) 1913 года. Статья о праздновании Международного женского дня

Забастовка женщин 23 февраля (8 марта) 1917 года

Ещё до начала Февральской революции, 9 (22 января), в годовщину Кровавого воскресенья, на улицы Петрограда вышли тысячи женщин. Поводом для манифестации также стал недостаток питания, общая усталость (женщины часами могли стоять в очередях за хлебом), а также продолжающаяся война. Демонстранты выкрикивали лозунги «Хлеба!» и «Конец войне!».

Очередь за хлебом

23 февраля работницы отмечали Международный женский день. На предприятиях состоялись митинги и собрания, на которых агитаторы выступали с докладами и речами на тему «Война, дороговизна и положение работниц». Они разъясняли женщинам причины войны и продовольственных трудностей, призывали их выступить против царского самодержавия.

Активную роль в первых выступлениях сыграли работницы Выборгской стороны Петрограда. Текстильщицы Невской ниточной мануфактуры после митинга двинулись к расположенному рядом заводу «Новый Лесснер». Проникнув на заводскую территорию, они предложили рабочим поддержать их выступление.

Остановили работу и другие заводы. Вскоре в городе бастовало более 100 тысяч человек. Среди привычных возгласов стали слышаться лозунги «Долой царя и полицию!».

Позднее революционер Лев Троцкий писал, что женщины «шли на кордоны солдат смелее, чем мужчины, хватались за винтовки, просили, почти приказывали: „Бросайте ружья и присоединяйтесь к нам“».

23 февраля, четверг. Сегодня беспорядки. Никто, конечно, в точности ничего не знает. Общая версия, что началось в Выборгской, из-за хлеба. Кое-где остановили трамваи (и разбили). Будто бы убили пристава. Будто бы пошли на Шпалерную, высадили ворота (сняли с петель) и остановили завод. Так как (до сих пор) никакой картины организованного выступления не наблюдается, то очень похоже, что это обыкновенный голодный бунтик, какие случаются и в Германии. Правда, параллелей нельзя проводить, ибо здесь надо учитывать громадный факт саморазложения правительства. И вполне учесть его нельзя, с полной ясностью. Как в воде, да ещё мутной, мы глядим и не видим, в каком расстоянии мы от краха. Он неизбежен.

Из дневника поэтессы Зинаиды Гиппиус

Демонстранты требовали увеличение продовольственного пайка семьям, чьи мужчины находились на войне

На исходе дня в Выборгском районе на квартире рабочего Александрова состоялось совещание руководящего ядра петроградских большевиков. Оно признало необходимым продолжить забастовку, организовать демонстрации на Невском, усилить агитацию среди солдат, принять меры к вооружению рабочих. До падения монархии в Российской империи оставалось чуть больше недели.

Дальнейшие развития событий

После окончания революции 6 (19 марта) 1917 года в Петрограде прошла 40-тысячная демонстрация под лозунгами «Свободная женщина в свободной России!», «Без участия женщин избирательное право не всеобщее!», «Место женщины в Учредительном собрании!»

Женщины требовали от новой власти немедленного уравнивания избирательных прав

15 апреля 1917 года Временное правительство постановление «О производстве выборов гласных городских дум, об участковых городских управлениях», согласно которому избирательными правами наделялись все граждане, достигшие 20 лет, без различия национальности и вероисповедания.

Весной 1917 года прошли выборы в городские думы, в которых женщины смогли принять полноправное участие. 9 августа первое заседание нового состава Вологодской городской думы с двумя избранными женщинами-гласными.

А 20 июня власти приняли положение о выборах в Учредительное собрание, высший законодательный орган государства, вступившее в силу с 11 сентября 1917 года, в котором указали о всеобщем избирательном праве «без различия пола».

Февральская революция подарила женщинам избирательные права и начала новый виток их участия в политике

Мы все знаем официальную историю этого праздника, но Франсуаза Пик (Françoise Picq), социолог и эксперт по феминистским движениям, рассказывает о довольно туманных корнях этого праздника.

Женский день зародился из «явно антифеминистского собрания», утверждает она. Дело в том, что в 1910 году феминизм по мнению многих был неразрывно связан с буржуазией.

Когда на второй Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин предложила создать Международный женский день, перед ней стояло сразу две задачи. Она стремилась сделать так, чтобы руководство социалистов подхватило требования женщин (право голоса, равная зарплата…), и в то же время хотела ослабить влияние буржуазных феминисток на женщин из рабочей среды.


Клара Цеткин и Роза Люксембург

Немецкие социалистки и небезызвестная коммунистка Клара Цеткин на пару с Розой Люксембург в следующем году на Женской конференции согласились, что необходим праздник, который бы продвигал равные права для женщин, в том числе и суфражистские идеи.

«Социалисткам было запрещено вести борьбу совместно с буржуазными феминистками, — объясняет Франсуаза Пик. — Традиция Международного женского дня была изначально выбором лишь одной группы, в рамках которого феминизм и социализм исключали друг друга».

Вот как все начиналось…

Начало революции 1917 года

После принятия решения социалистические организации начали отмечать этот праздник в разные дни года в зависимости от страны. В Германии, Австрии и Дании демонстрации прошли 19 марта 1911 года. В России Женский день сначала отпраздновали 3 марта 1913 года, а затем 8 марта 1914 года. Выбор дат был совершенно произвольным, никакого официального решения тут так и не прозвучало.

8 марта 1917 года в России вновь отметили Женский день. Бастующие рабочие и простые женщины вышли на улицы Петрограда. Толпа разрасталась, к ней присоединились мужчины… Таким было начало февральской революции, которая зародилась именно 8 марта из-за расхождений между грегорианским и юлианским календарями.
В 1921 году Советский Союз официально утвердил 8 марта Женским днем в память о той женской демонстрации 1917 года, которая ни много ни мало положила начало революции в России.
Постепенно этому примеру последовали страны Восточной Европы, Китай, Вьетнам и Куба. 8 марта стал коммунистическим праздником.

Но потом, в 1955 году в прессе появилось объяснение корней этого дня 8 марта. 8 марта 1857 года началась забастовка работавших на текстильной фабрике в Нью-Йорке женщин. За всеми демонстрациями женщин в XIX и начале ХХ века неизменно следовали жесткие репрессии. Но никаких следов похожих событий 8 марта 1857 года не осталось. Кроме того, тот день пришелся на воскресенье, которое не слишком подходит для стачки…

Миф о нью-йоркской забастовке 1857 года

Получается, американцы пытались перетянуть на себя Женский день, который до того момента был на 100% коммунистическим праздником? В условиях холодной войны такое объяснение может показаться весьма притягательным. Но миф о нью-йоркских рабочих появился на страницах L"Humanité, которая, насколько нам известно, не была продавшейся Америке газетой… Кроме того, материал вышел из-под пера таких убежденных коммунисток как Ивонн Дюмон (Yvonne Dumont), Клодин Шома (Claudine Chomat), Мадлен Колен (Madeleine Colin).

Легенда об американском происхождении этого праздника существовала более 20 лет, и никто даже не пытался проверить ее историческую достоверность. Сцена действительно была прекрасной и героической: американские швеи выходят на демонстрацию посреди Нью-Йорка. Они скандируют лозунги о равенстве зарплат и сокращении рабочего времени. Их кулаки подняты вверх, а волосы развеваются на ветру. Все завершается появлением полиции и жестоким разгоном женской демонстрации.

«Существовало несколько вариантов декораций (весеннее солнце или холодный зимний ветер) и действующих лиц (работницы текстильной фабрики или швеи), тогда как упор делался на борьбе с репрессиями, клятве собираться каждый год или ужасном несчастном случае на производстве, — рассказывает Франсуаза Пик. — Тем не менее, все сходились на месте и времени (8 марта 1857 года) и политическом смысле этого события».

Во всяком случае, это куда сильнее будоражило воображение, чем какая-то непонятная конференция женщин-социалисток на фоне съезда Второго интернационала.

Тем не менее, в 1977 году Франсуаза Пик с четырьмя коллегами решили пролить свет на происхождение 8 марта для феминистского журнала Histoires d"Elles. К тому моменту эта легенда о нью-йоркской забастовке прочно засела в сознании:

«Все газеты рассказывали одну и ту же историю, копировали друг друга».

Тем не менее, результаты их работы заставили позеленеть от зависти любого уважающего себя историка:

«Добравшись до истоков, мы обнаружили, что там ничего нет! Ничего совершенно не складывалось».

Не было никаких указаний на какие-либо происшествия на нью-йоркских улицах 8 марта 1857 года.


Почему L"Humanité создала этот миф?

Тогда ученые нашли первое упоминание об этом мифе в статье L"Humanité 1955 года. И задались вопросом: «Зачем нужно было в самый разгар холодной войны пытаться найти для Женского дня более давние и произвольные корни, чем решение женщин из партии? С чем связано это стремление отвязать Женский день от советской истории?» Действительно, зачем…

В конечном итоге Франсуаза Пик пришла к выводу о существовании внутренней напряженности в коммунистическом движении, разногласий между Всеобщей конфедерацией труда (CGT) и Союзом французских женщин (UFF): «Мадлен Колен хотела вновь сделать 8 марта частью рабочей борьбы. А UFF превратил его в что-то вроде праздника матерей, как в СССР». На Востоке 8 марта едва ли можно было охарактеризовать как день борьбы.

«Женщинам разрешали на два часа раньше уйти с работы, и они могли зайти в парикмахерскую», — рассказывает Франсуаза Пик.

Речь шла о том, чтобы «противопоставить борьбу трудящихся коммунистическому празднику женщин». Даже если для этого приходится привязать рабочую борьбу к Америке?

«События, которые могли послужить основой для этого мифа, и окружавшие его появление противоречия до сих пор сокрыты завесой тайны, — признает Франсуаза Пик. — Тем не менее, нельзя не отметить скорость его распространения. Все выглядит так, словно он стал ответом на некое несформулированное ожидание».

С распространением мифа Женский день стал международным. Американские феминистки оценили его предполагаемые нью-йоркские корни и привезли праздник в США. В 1970-х годах его взяли на вооружение все феминистские движения.

В 1977 году ООН выступила с инициативой посвятить день правам женщин и миру во всем мире.

В 1982 году министр по правам женщин Иветт Руди (Yvette Roudy) официально ввела Женский день во Франции.

«Мы хотели объяснить Иветт Руди, что все это — неподтвержденный миф, — вспоминает Франсуаза Пик. — Тем не менее, эта легенда прекрасно подходила министру: она прославляла борьбу женщин в классовой борьбе».

Миф о 8 марта 1857 года постепенно забыли, хотя у него и осталось несколько очагов сопротивления, например, в той же L"Humanité. «Эту дату уже давно заездили в прессе, но она все равно позволяет отследить развитие ключевых вопросов в тот или иной момент», — делает вывод Франсуаза Пик, подчеркивая важность такого праздника для борьбы за права женщин.

До России празднование докатилось в 1913 году. Женский день вовсе не был таким мирным, как сейчас, а сопровождался митингами и демонстрациями. Так, 23 февраля 1917 года по старому стилю (то есть 8 марта по новому) забастовка текстильщиц и последующее организованное шествие с требованием равных прав для женщин стали одним из триггеров к дальнейшей волне протестов, которые привели к Февральской революции. Совпавший по дате с одним из важнейших переломных моментов в истории России, праздник как традиция укрепился в СССР. Примерно до 70-х годов 8 Марта в первую очередь ассоциировалось с участницами революции и их успешной борьбой за независимость женщин. Так или иначе история праздника на Западе и в России свидетельствует, что в первую очередь он был придуман как инструмент эмансипации и популяризации уважения к женщинам.

История умалчивает, когда и почему на смену шествиям и демонстрациям пришла нынешняя конфетно-букетная традиция празднования 8 Марта. Некоторые авторы считают, что виной тому стала сознательная и последовательная политика советского руководства. Уже в 30-е годы были упразднены столь необходимые женотделы, занимавшиеся агитацией, образованием, помощью и борьбой за права женщин. Тем самым женщины лишились социального лифта, а не достигли новых вершин в равноправии. Последующие женские организации носили во многом номинальный характер. Постепенно революционная тематика исчезла даже с открыток, и акценты сместились на воспевание женской красоты и материнства, сделав праздник похожим, скорее, на День матери в других странах.

В 1966 году, при Брежневе, 8 Марта стало выходным днем, так что активная идея даты окончательно угасла. Сегодня праздник окончательно превратился в день следования стереотипам о женщинах. Это заметно и по традиционным подаркам, и по описанию Международного женского дня в русскоязычном интернете. По данным «Левада-Центра», в России самыми популярными

подарками на 8 Марта остаются цветы и сладости, а также парфюмерия и косметика. По данным ВЦИОМ только 5 % связывают праздник с эмансипацией. С одной стороны, этот опрос показывает положительную динамику в отношении равноправия — количество считающих, что женщины достойны тех же привилегий, что мужчины, увеличилось в 1,5 раза. С другой — каждый пятый респондент всё еще считает мужчин куда более способными, чем женщин. Гендерная принадлежность участников опроса не указана.

PS: В мире существует Международный мужской день, он отмечается 19 ноября. Этот праздник призван привлечь внимание к точно таким же вопросам, как и женский, только в отношении мужчин, а также поддерживать гендерный баланс. К сожалению, в России его совсем не празднуют, предпочитая дарить мужчинам носки и одеколоны в День защитника Отечества.

источники