Амбивалентность чувств в психологии. Амбивалентность в психологии и её проявление в отношениях. Что такое амбивалентность в психологии

Если затрагивать тему отношений, то нередко психологи сталкиваются с таким явлением, когда люди любят и ненавидят друг друга одновременно. Нередко такое отношение развивается между родственниками. Амбивалентность чувств является распространенным явлением в современном обществе. Некоторые специалисты относят ее к психологическому расстройству..

Человеку свойственно испытывать чувства. Некоторые эмоции являются кратковременными, а другие становятся постоянными. Когда речь идет об отношениях, то затрагивается тема постоянных чувств. Люди должны любить друг друга ежедневно в течение длительного времена (в лучшем случае – вечность). Как только чувства проходят, союз распадается. Многие знакомы и с таким явлением, которое еще больше усиливает амбивалентность чувств:

  1. С одной стороны, человек испытывает страх перед потерей любимого.
  2. С другой стороны, человек переживает ненависть к партнеру, который его чем-то оскорбляет, унижает, бросает.

Нельзя говорить о человеке, как о роботе, который должен следовать лишь одной программе. Однако патологическим называется и то состояние, когда человек раздираем противоречивыми желаниями, эмоциями или мыслями. Где правильный выход?

Специалисты говорят о том, что человеку нормально менять свои мысли, желания и эмоциональный настрой в течение всей своей жизни. Однако это происходит попеременно. Состояние, когда он раздираем противоречивыми переживаниями, является либо переходным периодом (если оно длится несколько дней), либо психологическим отклонением (когда оно длится несколько месяцев и даже лет).

Что такое амбивалентность?

Современному человеку свойственно находится в амбивалентном состоянии. Что такое амбивалентность? Это одновременное переживание противоречивых чувств к предмету или человеку. Э. Блейлер ввел данное понятие, подразумевая под ним один из симптомов шизофрении, разделяя амбивалентность на интеллектуальную, волевую и эмоциональную.

Эмоциональная амбивалентность является самой распространенной в жизни человека. Она проявляется в двойственном отношении индивида к другому человеку. В детско-родительских или любовных отношениях данное явление является самым распространенным.

Волевая амбивалентность проявляется в невозможности сделать выбор между двумя решениями. Это происходит в ситуации, когда оба выбора являются одинаково значимыми и желаемыми. В такой ситуации человек нередко принимает решение не делать выбора и оставаться в ситуации нерешенной.

Интеллектуальная амбивалентность проявляется в размышлениях человека, когда взаимозаменяют или противоречат друг другу мнения, которые он обдумывает.

Одни специалисты считают амбивалентность вполне нормальным состоянием человека, поскольку в нем можно отметить одновременно тягу к жизни и интерес к смерти. Однако для счастливого и налаженного существования амбивалентность является барьером, через который нужно проходить, иначе ситуация еще больше усугубится.

Человек выбирает то, что соответствует его душевному состоянию. Дети любят играть в игры, которые соответствуют их желаемому образу жизни. Одежда выбирается та, которая соответствует представлениям человека о счастливой жизни. Фильмы и передачи просматриваются те, которые передают настроение, царящее внутри зрителя. Вот почему люди подсознательно считывают информацию друг с друга во время знакомства и понимают, интересны им новые собеседники или нет.

Люди даже выбирают себе любимых и деловых партнеров, друзей в соответствии с теми интересами, взглядами и состоянием души, которое присуще им. К примеру, весельчак не сможет найти контакта с человеком, который пессимистично смотрит на мир. Такие люди никогда не сойдутся, а лишь могут пересекаться, но тут же принимать решение больше никогда не видеться.

Человек выбирает то, что соответствует его душевному состоянию. Как человек одевается? Что любит читать, смотреть? О чем обычно говорит с друзьями? С какими людьми общается? Какие места любит посещать? Присмотритесь повнимательнее, и вы заметите, что все, чем человек себя окружает, соответствует его состоянию души, мировоззрению, настроению. Вы тоже выбираете свой мир в соответствии с душевными порывами. Оглянитесь и проанализируйте себя. Возможно, что вы сами себя «затягиваете в яму» отчаяния и горя тем, что выбираете людей, создаете события и посещаете места, которые ничего другого вам дать не могут. Будьте внимательны к своему окружению, поскольку это является не просто отражением вашей души, но и влияет на вас так, чтобы вы навсегда остались в нем.

Амбивалентность чувств

В отношениях между людьми достаточно часто встречается амбивалентность чувств. Данное понятие определяется психологией как противоречивое отношение субъекта к объекту, предмету, человеку и пр. Он одновременно принимает и отторгает, отказывается от объекта своих чувств.

Впервые данный термин был введен швейцарским психиатром Блейлером, который давал характеристику шизофрении. Однако и у обычного человека наблюдаются подобные переживания. Специалисты связывают амбивалентность с многогранностью внутренних потребностей, которые имеются у одного человека, и разнообразием окружающего мира, который может притягивать и отталкивать одновременно.

З. Фрейд считал данное явление нормой, пока проявляется короткими периодами и не является яркой. В противном случае начинают развиваться неврозы. Человек может чувствовать любовь и ненависть, удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию одновременно. Нередко одно чувство маскируется под другое.

В психологии существует два определения данному явлению:

  • Амбивалентность – это двойственность чувств человека к другому индивиду, явлению или событию. Часто она проявляется в отношении объектов, которые имеют неоднозначное отношение для человека. Это отличается от исключительно положительных или отрицательных эмоций, которые некоторые психоаналитики интерпретируют как идеализирование или обесценивание объекта. Таким образом, амбивалентность чувств считается нормальным явлением.
  • Амбивалентность в психиатрии рассматривается как расщепление личности, которая попеременно испытывает то одни, то противоположные чувства.

Амбивалентные чувства – это эмоции, которые человек испытывает одновременно. Смешанные чувства – это переживания, проявляемые попеременно.

Яркими примерами проявления амбивалентности являются детско-родительские отношения и союзы влюбленных людей. С одной стороны ребенок может желать смерти своим родителям, с другой – нуждаться в них и искренне любить. С одной стороны партнеры могут любить друг друга, но одновременно с этим понимать, что ненавидят.

Чем это можно объяснить? Двойственность чувств можно объяснить тем, что в человеке переплетаются инстинктивные потребности и устои общества, которые внедряются в голову человека. Возьмем, к примеру, любовный союз, где супруги любят и ненавидят друг друга.

  1. С одной стороны они вынуждены играть роли влюбленных, поскольку испытывают в этом потребность. Быть может, они уже не любят друг друга, но поскольку остаются вместе, вынуждены направлять ее на тех, кто находится рядом. Можно это объяснить теми устоями, которые приняты в обществе, где супруги должны любить друг друга, даже если это не так.
  2. С другой стороны супруги ненавидят по причине выявления ситуаций, когда их любимые причиняли им боль. Сознательно они понимают, что их не любят, а иначе не причиняли бы боли. Это вызывает ненависть, которую они стараются скрывать, поскольку могут ею разрушить тот союз, который принимается и поощряется окружающими людьми.

Амбивалентность возникает, когда на уровне инстинктов, сознательных желаний, обстоятельств ситуации и устоев в обществе возникают противоречия. Человек вынужден сохранять то, чего нет, при этом постоянно испытывать то, что в нем периодически вызывается.

Амбивалентность в отношениях

Относиться к амбивалентности в отношениях как к норме или патологии? Следует понимать, что человек всегда будет стремиться к определенности. Это делает его жизнь более гармоничной и уравновешенной, нежели ситуации противоречивости, двойственности. С другой стороны следует помнить о возникающих ситуациях, которые просто провоцируют эмоции, противоречащие постоянным переживаниям. Это является нормальным, хотя и проявляется в состоянии амбивалентности.

С одной стороны родитель может любить своего ребенка, с другой – испытывать раздражение из-за усталости, возникшей в результате воспитания малыша. Это считается нормальным в пределах ситуации, однако следует избавиться от противоречивых переживаний в постоянном их аспекте, чтобы они не развивали расстройства или конфликтного события.

Человек всегда будет склонен к амбивалентности. Это связано с многообразием мира, в котором он живет, возникающими чувствами, которые ему присуще переживать, и ситуациями, которые периодически происходят. Не следует считать состояние двойственности чем-то плохим, если оно не продлевается на протяжении всей жизни. Пока ситуация существует, человек может переживать двойственные чувства. Как только она проходит, лучше принять решение и определиться с собственным отношением к произошедшему.

Одни психологи считают амбивалентность нормальным состоянием, поскольку человеку свойственно принимать противоречивые идеи, попадать в ситуации выбора, испытывать двойственные чувства. Другие психологи отмечают, что амбивалентность как постоянное явление в жизни человека приводит к различным .

Следует отличать амбивалентность от всепринятия, когда человек принимает двойственность. Отличие заключается в том, что отсутствует раздвоение. К примеру, черное и белое не воспринимаются человеком как два противоположных цвета, а считаются одним окрасом, когда один переходит в другой и наоборот.

Амбивалентность – это четкое разделение, где чувства, мысли и идеи считаются противоположными. Всепринятие — это объединение якобы противоречивых понятий в одно целое, где они существуют одновременно и друг другу не противоречат, не мешают. Именно всепринятие является нормальным состоянием, которое может длиться всю жизнь, в то время как амбивалентность считается позицией, которая приводит к развитию расстройств, и .

Итог

Человек – многогранное существо. Его окружает мир, который полон различных явлений. Поскольку человек желает жить в мире, понятном ему, он часто стремится к разделению. Так появляются противоположности, противоречия, которые, по мнению человека, не могут существовать одновременно, а поэтому должны нести исключительно положительный или отрицательный окрас. Амбивалентность становится причиной неврозов, потому что человек не может принять тот факт, что он может любить и ненавидеть одновременно. Итог – .

Только расширение сознания и принятие плохого и хорошего как явлений, которые могут существовать одновременно, позволит амбивалентности превратиться во всепринятие. Когда отсутствует разделение, возникает объединение даже противоречащих друг другу явлений.

//Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. 160 с. (Развитие и воспитание)

Психологи выявили особую форму поведения детей второго года жизни, которая наблюдается и в семье, и в детском учреждении. Эта форма получила название амбивалентного поведения. Оно встречается достаточно часто – примерно у 35% детей. Это одна из первых форм конфликтного поведения ребенка, которая в дальнейшем может закрепиться и в дошкольном возрасте проявляться как робость, застенчивость, что также мешает установлению доверительных отношений с воспитателем.
Амбивалентное поведение имеет прямое отношение к интересующей нас проблеме адаптации.
Как проявляется амбивалентное поведение? Лучше всего показать это на примере.

Ситуация
Маленький Сережа находится в ясельной группе, играет в манеже. В комнату входит незнакомый взрослый. Малыш замечает его и с любопытством разглядывает издали. На улыбку взрослого отвечает улыбкой. По всему видно, что взрослый вызывает у него интерес и симпатию.
Тогда взрослый обращается к мальчику: «Иди ко мне, Сереженька!». Сережа, немного помедлив, начинает робко приближаться к нему, но на полпути останавливается, топчется на месте и вдруг поворачивается и уходит в дальний угол манежа, откуда пристально наблюдает за незнакомцем. Вторая и третья просьбы взрослого вызывают ту же реакцию.
Но стоит взрослому заняться своим делом, как Сережа незаметно оказывается рядом. Малыш снова с любопытством разглядывает его.

Встречались ли вы с таким поведением?
Казалось бы, в нем нет ничего такого, что может вызвать тревогу. Да, малыш немного робеет, ему непросто вступить в контакт со взрослым, но ведь в целом он положительно относится к нему. Однако не будем спешить с выводами. Дальнейшие наблюдения обнаруживают ряд особенностей в поведении таких детей.
Во-первых, ребенок с амбивалентным поведением менее охотно взаимодействует со взрослым, чем сверстник с однозначно положительным отношением к нему. Так, просьбы взрослого, его поручения малыш выполняет неохотно, а иногда и вовсе отказывается что-то делать. Во-вторых, ребенок, увлеченно играющий в присутствии близких людей, теряется при появлении незнакомых – игра расстраивается.
Серьезные трудности испытывают эти дети и в ситуации переключения из одной сферы взаимодействия в другую. Так, при расставании с мамой в яслях малыш плачет, долго не может успокоиться, а встреча с ней в конце дня бывает такой же бурной. Отношения же с воспитателем, как правило, оказываются поверхностными. В течение дня ребенку недостает тепла, его поведение свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности и суженной сфере общения при выраженной избирательности в отношении родных.

Как правило, взаимоотношения с таким ребенком в семье сводятся в основном к эмоциональным контактам. Играют дома с ним мало, а если играют, то не поощряют его инициативу, самостоятельность. Среди детей с амбивалентным поведением особенно много избалованных и заласканных. Поэтому в детском учреждении, где воспитатели не могут уделять им столько же внимания, они чувствуют себя неуютно, одиноко.
Дети с амбивалентным поведением не умеют играть. В основном им доступны манипуляции с игрушками в одиночку или рядом со взрослым или сверстником. В семье малыш играет чаще всего один. Отсутствие навыка практического взаимодействия со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении затрудняют взаимоотношения ребенка со взрослыми, которые окружают его в детском учреждении: ведь установить эмоциональный контакт с посторонним человеком трудно, да и воспитатели не всегда идут навстречу ребенку. Накопление неудач такого рода вызывает у него постоянную робость.

Причиной конфликтного поведения детей является противоречие между слишком затянувшимся эмоциональным общением ребенка со взрослым и становлением деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества.
Переход в новую социальную среду обостряет это противоречие. Так, незначительные, на первый взгляд, особенности поведения оказываются помехой для благополучного привыкания ребенка к новой среде.

Существует четкая закономерная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям.
У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослыми решать предметные задачки (например, открыть коробочку или придумать способ, как достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные переживания во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю адаптацию к ним.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами. Трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиться на игре, мало инициативны, нелюбознательны.
Из всего сказанного должно быть понятно, как правильно готовить малыша к поступлению в ясли.

Советы психолога
Наряду с укреплением здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями детского учреждения следует целенаправленно формировать у ребенка соответствующую возрасту форму общения со взрослыми и развивать его деятельность с предметами.
Прежде всего вы должны установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить эмоциональное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения. Но задача взрослого – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности.
Учите ребенка играть и пользоваться предметами обихода. Предоставляйте ему возможность самостоятельных действий.

Даже если малыш уже ходит в ясли и процесс адаптации протекает у него сложно, это не означает, что вы должны обеспечить ему только эмоциональный комфорт: задержка на уровне личностного взаимодействия растянет период привыкания. Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми.
С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру-драматизацию. Вначале инициатива целиком будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к игре. Вот тут-то вы и должны помочь ребенку выбрать новые игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе.

Не забывайте поощрять любые успехи малыша – и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
Регулярные 10-15-минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и в конце концов он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит стремление все время сидеть у вас на коленях.
Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучать к порядку лучше тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание характера малыша помогут подобрать верный способ действий.
Разумеется, необходимо обучать ребенка умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях! Одни сидят безучастно на диванчике и ждут, пока воспитатель наденет им теплые штанишки, сапожки и курточки, другие без напоминания открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают одежду и радостно бегут во двор. Такую нее картину можно наблюдать и за обеденным столом, и в манеже, где дети играют.
Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют с ним, препятствуют адаптации ребенка в детском учреждении.

Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с посторонними.
Ваш малыш подрос, и вы, наверное, уже не ведете такой замкнутый образ жизни, как это было после его рождения. К вам приходят друзья, вы сами ходите в гости, иногда берете с собой сына или дочку.
Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения будет воспитывать в ребенке доверчивость, открытость, умение ладить с людьми. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.
За сравнительно небольшой период времени, примерно в течение месяца, поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть с «чужим» взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. Малыш станет более инициативным во взаимоотношениях.

Как проверить, насколько готов ребенок к поступлению в дошкольное учреждение?
Для этого ответьте на следующие вопросы.
Анкета 1. Какое общение: эмоциональное или предметное – предпочитает малыш?
2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
3. Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?
4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
6. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого: подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка; есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?
7. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми?
8. Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость; активен ли в игре; как реагирует на инициативу других?

Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не беспокоиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли – он готов к изменениям в своей жизни.

Понятие амбивалентности не сразу вошло в психологическую практику, некоторое время оно являлось одним из ключевых симптомов шизофрении как вид раздвоения личности. Внутренняя противоречивость и двойственное отношение к одному и тому же трактовалось как вид психического расстройства. Это обусловлено еще и тем, что амбивалентное чувство мешает человеку адекватно воспринимать реальность, совершать обдуманные поступки и принимать ситуацию с той стороны, с какой она представляет наибольшую выгоду.

В психиатрии это личностное качество воспринимается как немотивированное и противоречивое поведение. В психологии имеет аналогичное определение, но принимается более лояльно и характеризует ядро сознания. Термин прочно вошел в практику психологов и психотерапевтов, поэтому важно понимать, где норма, а где патология, которую есть смысл лечить.

Понятие амбивалентности

Первоначально амбивалентность получила распространение в психоаналитике, после чего стала фигурировать как самостоятельный термин. С этой позиции явление амбивалентности не характеризуется как патологическое состояние, потому что оно присуще каждому человеку. В период становления личности, познания окружающего мира и осознания себя внутри социальной среды индивид неминуемо проходит выраженный этап двойственности. Но этот момент имеет ограничение по временным рамкам и в норме не всегда проявляется так ярко.

Психологический аспект выстраивается на обязательном явлении амбивалентности в период развития личности. Основанием для нормального восприятия явления служит двойственное отношение к жизни, где с одной стороны - желание жить, а с другой - осознание неминуемой смерти. Эти два понятия представляют собой инстинкты, заглушить которые не представляется возможным, так как они основополагающие. Это объясняет тот факт, что изначально в человеческом разуме амбивалентность не навязана и не спровоцирована внешним фактором: она заложена природой.

Усиление амбивалентности может приводить к неврозам и становиться причиной расстройств личности. К этому могут привести негативные обстоятельства, конфликтные и стрессовые ситуации, чрезмерный прием алкоголя и психотропных веществ. Одно и то же событие в жизни индивид воспринимает с разных точек зрения. Желание не всегда подкрепляется возможностью и здравым смыслом. Но если двойственность не несет вреда восприятию реальности, то это нормальная и адекватная форма данного явления.

В психиатрии понятие амбивалентности не рассматривается как отдельное патологическое состояние. Чаще оно имеет симптоматическое проявление у других болезней. К последним можно отнести хроническую депрессию, обсессивно-компульсивное нарушение, расстройства пищевого поведения, фобические состояния, панические атаки. Зигмунд Фрейд уделял пристальное внимание в своих трудах именно патологической стороне амбивалентности, считая ее ярким проявлением шизофрении.

Грань между нормальной и патологической амбивалентностью определяется степенью ее выраженности и частотой проявлений. В психологии она является причиной психоза, в психиатрии считается лишь симптомом, причиной которого всегда выступает основная болезнь.

Причины

Основной причиной развития амбивалентности является невозможность личности делать выбор и расставлять приоритеты. Нерешительность в некоторых вопросах негативно сказывается на здоровье, общественной позиции, личном статусе человека. Все это приводит к внутреннему психоэмоциональному конфликту. В психологии считается, что это основывается на специфическом восприятии индивида разности расовой принадлежности, религиозных убеждений, сексуальной ориентации, состояния здоровья и прочих аналогичных моментов. Несоответствие личного понимания и общественных ценностей приводит к внутреннему конфликту.

Большинство психологов склоняются к версии, что суть амбивалентности кроется в личностных качествах человека. Нерешительность, неуверенность в себе и низкий уровень самооценки порождают постоянные сомнения. Такие люди на подсознательном уровне боятся потерпеть неудачу, болезненно переживают критику со стороны окружающих, испытывают страх перед возложенной на них ответственностью. Не последнюю роль играет и внутренний голос, основанный на интуиции, когда разум идет вразрез с эмоциями.

Учеными доказано, что за положительные эмоции отвечает левое полушарие, а за отрицательные - правое. Это говорит о том, что по своей физиологии человек склонен испытывать одновременно противоречивые чувства. В принятии решений участвуют как минимум две противодействующие области головного мозга - его когнитивные и социально-аффективные сферы.

Виды

Деление амбивалентности на виды возникло в процессе психотерапевтической практики, когда было доказано, что противоречивость проявляется в различных сферах жизнедеятельности личности.

  • Амбивалентность чувств, или эмоциональный вид, характеризуется двойственным отношением к одному и тому же объекту. Человек испытывает одновременно благосклонность и неприязнь, тягу и отвращение, любовь и ненависть. Нередко этот вид называют амбивалентностью переживаний, потому что он представляет собой биполярность восприятия, что часто случается в сознании.
  • Амбивалентность отношений - возникает на подсознательном уровне. Обусловлена прошлым опытом и настоящими поступками оппонента. Партнер, в прошлом причинивший боль и страдания, при попытках вернуть доверие и благосклонность совершает положительные поступки, но они вызывают противоречивое отношение. Детально данный вид характеризуется между внутренними ощущениями: "хочу - не хочу", "буду - не буду" и т. д. В семейной паре это явление вызывает нестабильность и конфликтность.
  • Амбивалентность привязанности - чаще встречается у детей, когда они одновременно испытывают по отношению к родителям любовь и тягу, но, с другой стороны, боятся их неодобрения и критики. Этому виду подвержены подростки, которые воспитываются в строгих правилах и получают мало любви, ласки и заботы. Как результат - развитие завышенных требований к себе, патологическая самокритичность и низкая самооценка в зрелом возрасте.
  • Амбивалентность мышления - проявляется в противоречивости взглядов на одну и ту же ситуацию, когда в сознании есть место сразу двум определениям, при этом они не вымещают друг друга, а существуют параллельно. Данный вид представляет собой патологическое расстройство личности, которое выражается в неспособности мыслить абстрактно, что бывает при паранойе и шизофрении.
  • Амбивалентность сознания, или субъективный вид, представляет собой психологическую патологию. Она проявляется в разногласии восприятия реальности, то есть внутренние убеждения отличаются от стереотипов или общественного мнения. Часто встречается при психозах, бредовых и навязчивых состояниях, повышенном уровне тревожности.
  • Гендерная амбивалентность - противоречия по половому признаку, когда человеку нравится одежда или способы самовыражения, присущие противоположному полу. Нередко больной не может определиться, к мужчинам или женщинам он испытывает большее сексуальное влечение.
  • Волевая - характеризуется в противоречии между совершением действия и отказом от него. В некоторых случаях носит серьезный характер, когда человек отказывает себе в желании лечь спать или принять пищу.

Эпистемологическая амбивалентность в медицинской практике не рассматривается, она больше относится к философии, где речь идет о противоречивости знаний, чаще можно встретить термин "двойственное познание".

Яркий пример амбивалентности чувств представляет произведение Шекспира "Гамлет", где Отелло одновременно любил и ненавидел Дездемону. Проявление в отношениях семейной пары характеризуется тем, что жена длительное время не может простить измену. Волевой амбивалентности подвержены целые народы - выражено это в сомнениях по поводу принятия важных общегосударственных решений, когда желание бунта подавляется страхом сделать хуже для нации.

Лечение

В случаях, когда амбивалентность не имеет выраженного течения и не доставляет дискомфорта человеку, не приходится говорить о патологии - соответственно, коррекция состояния тоже не требуется. Если она сопровождается паническими атаками, тревожностью и депрессивными расстройствами, то необходимо обратиться к специалисту. Самоанализ и другие способы разобраться в себе могут лишь спровоцировать ухудшения и привести к еще более печальным последствиям.

Специального лекарственного препарата для лечения двойственности нет. Альтернативой выступают медикаменты, которые нацелены на лечение основного расстройства. Седативные средства, антидепрессанты и транквилизаторы применяются чаще всего, с помощью них удается скорректировать общее состояние и купировать психогенное заболевание. Обычно лечение проходит в амбулаторных условиях, но в ситуациях, когда психическое расстройство имеет выраженное клиническое течение и действия пациента несут угрозу как для него самого, так и для окружающих, показана госпитализация в специализированный стационар.

В психологии применяется метод психоанализа. Перед специалистом стоит задача определения причины и вида амбивалентности. От этого во многом зависит тактика лечения, продолжительность и способы воздействия на человека. Травма из детства требует тщательной проработки и устранения. Отдельное внимание уделяется состоянию самооценки и ее коррекции, оказывается воздействие на эмоциональную сферу человека. Комплексный подход подразумевает устранение всех имеющихся психологических отклонений, в том числе страхов и тревожности.

После индивидуального психоанализа результативными оказываются групповые занятия и тренинги с контекстом личностного роста, саморазвития и самореализации. Важно учитывать, что амбивалентное поведение часто находится на грани между нормой и патологией. С целью предотвращения развития какого-либо психиатрического расстройства необходимо своевременно обратиться к психологу и разобраться в истинных причинах двойственности.

Любить и ненавидеть. Злиться и тянуться. Желать и бояться. Человек – противоречивое существо. В психологии это называется амбивалентностью. Эмоции, желания, идеи, планы – все это может быть противоречивым. Вот почему человек часто неоднозначно себя ведет в отношениях, на работе, в решении какого-либо вопроса. В статье рассмотрим некоторые примеры амбивалентности, чтобы понимать, что это такое.

Что такое амбивалентность?

Что такое амбивалентность? Под амбивалентностью понимается противоречивое отношение человека к одному объекту или явлению. Другими словами это называется двойственностью. В человеке присутствует одновременно два противоречивых чувства, мысли, плана. Один исключает другое, однако они прямо сейчас находятся в человеке.

Впервые данное понятие ввел Э. Блейлер, который воспринимал данную двойственность как один из факторов, указывающих на наличие шизофрении. Вот почему амбивалентность делят на 3 вида:

  1. Эмоциональная – когда человек испытывает одновременно два противоречащих чувства к конкретному объекту или явлению. Очень ярко она проявляется в детско-родительских или любовных отношениях.
  2. Волевая (амбитенденция) – когда человек одновременно хочет два противоположных результата (цели). Поскольку он не может сделать выбор, это заставляет его вообще отказаться от принятия решения.
  3. Интеллектуальная – когда человек перескакивает с одной идеи на другую, которые противоречат друг другу.

З. Фрейд воспринимал амбивалентность как естественное явление человеческой природы, когда присутствует желание жить и тяга к смерти.

Современные психологи считают амбивалентность вполне нормальным явлением. Человеку естественно относиться неоднозначно к каким-то партнерам или объектам, которые играют в его жизни значимую роль. Чем больше человек притягивается к кому-то, тем больше ему хочется оттолкнуться, поскольку притяжение сродни потере своей целостности, индивидуальности, уникальности. Представьте себе две планеты, которые притягиваются друг к другу. Они и притягиваются сами, и притягивают друг друга, не желая сталкиваться, сходить со своей орбиты. Двойственность является вполне нормальным для людей, которые являются целостными личностями, однако при этом испытывают тягу к определенным партнерам, вещам, явлениям.

Вместе с тем психологи отмечают, что однополярность чувств, когда человек переживает только положительные или только отрицательные эмоции к конкретным объектам, говорит об идеализации или обесценивании данного явления. Либо человек не обладает достаточной информацией, либо игнорирует, либо слишком многого требует, либо чего-то не замечает. Таким образом, исключительно положительные или отрицательные эмоции (однополярность) говорят о недостаточности информации о данном объекте.

Амбивалентность чувств

Главной особенностью амбивалентности чувств является то, что человек не попеременно переживает какие-то эмоции, а одновременно испытывает их. Человек в данную секунду может испытывать любовь, а через 5 минут – ревность, однако внутри индивида они присутствуют всегда одновременно. Следует отличать амбивалентность от привычного явления, когда переживания возникают в результате какого-то события. Например, человек любит своего партнера. Он даже не задумывается о каких-то других чувствах. Однако происходит конкретное событие (партнер флиртует с другим человеком), что вызывает ревность. Данное чувство не присутствовало раньше, оно только что появилось. В дальнейшем может развиться амбивалентность, когда человек будет и любить, и ревновать своего партнера.

Главным фактором, который играет роль в формировании амбивалентности, является важность партнера, вещи или явления. Человек в некоторой степени должен притягиваться, зависеть, испытывать тягу к тому, к чему одновременно испытывает ненависть, злость, агрессию.

Часто в природе амбивалентности чувств прослеживается такое понятие, как перенос. Человек проецирует свои чувства на того, к кому испытывает их в двойственной форме. С одной стороны, он любит, о чем не говорит, с другой, ненавидит, что ярко выражает, проявляет и думает, что партнер испытывает подобные переживания.

Амбивалентность проявляется практически в каждом человеке в ситуации появления внутреннего конфликта. Возраст не играет большой роли: как дети, особенно подростки, так и взрослые люди могут переживать амбивалентность чувств. Роль внутреннего конфликта заключается в неудовлетворенности происходящим. С одной стороны, человек видит положительные выгоды в партнере, предмете, явлении. С другой стороны, данный объект не поддается контролю, не является идеальным, не понимается и т. д.

Чувства прекращают противоречить друг другу, когда человек может властвовать над объектом, понимать, контролировать, управлять им. Однополярность чувств отрицательного характера возникает также и тогда, когда человек отрекается от обладания партнером или предметом. Оно становится ему неважным (обесценивание). Если происходит идеализация (когда человек приукрашивает, добавляет несуществующие свойства объекту), тогда его эмоции становятся исключительно положительными.

Амбивалентность в отношениях

Любовь – чувство, которое имеет много тайн и загадок. Что это такое? Как понять, что вы или вас любят? Нет более другого чувства, о котором было так много вопросов, поскольку нередко партнеры еще могут ненавидеть друг друга..

Любовью можно назвать чувство, когда вас тянет к человеку. Вы хотите быть с ним не «потому что», а «не пойму, почему». Ваше чувство непонятное. Вы вроде понимаете, чем человек вам нравится, однако это знание неполное.

Отделим от любви страсть, когда человека влечет тело партнера. Ему просто хочется заняться сексом, после этого расстаться. Это не любовь, а просто страсть.

Любовь – это постоянное желание быть с человеком. И здесь уже неважно, понимаете вы, почему вас тянет к партнеру или нет. Здесь выделяют два вида любви:

  1. Разумная.
  2. Безумная.

Разумная любовь – это ощущение спокойствия при виде любимого человека. Вы хотите быть с ним, строить отношения и иметь совместное будущее, однако вы не переживаете, не ревнуете, не бежите к нему, потому что чего-то боитесь. Ваша любовь спокойная. Вы уверены в себе, своих чувствах, партнере, отношениях. Вы можете как быть вместе, так и врозь – в любой ситуации вы чувствуете спокойствие.

Безумная любовь – это страсть, ревность, обиды, переживания, страхи и т. д. Человек в такой любви просто не контролирует себя. Он становится сумасшедшим. Он совершает поступки самые разнообразные, поскольку подвержен страху, что его обманывают, предают, изменяют, не любят. Здесь кто-то может сказать, что это не любовь, а чувство собственничества. На самом деле это тоже любовь, просто перемешанная с недоверием и страхами.

Любовь – это желание быть с другим человеком, строить с ним отношения и будущее. Но само чувство может быть спокойным или волнующим, пугающим. В зависимости от того, что человек еще переживает, помимо любви, он совершает те или иные поступки, чувствует себя тем или иным образом.

Очень сложно сочетать любовь с теми периодическими переживаниями, которые человек подавляет в себе. Недовольство супругом, неумение налаживать общение с близкими, нерешенные конфликты – все вызывает отрицательные эмоции. Когда-то отношения зарождались на одной любви, но со временем она насыщается отрицательными чувствами, периодически возникающими по мере возникновения различных событий.

Может показаться, что человек в состоянии амбивалентности является равнодушным к потребностям партнера. Однако не стоит путать амбивалентность, при которой в голове у человека крутится множество противоречивых идей и чувств, и полное отсутствие каких-либо желаний и эмоций.

Ревность, ненависть, отторжение, боль, разочарование, желание побыть одному (одной) – все это перекликается с любовными чувствами. Кажется, что люди не могут любить и ненавидеть одновременно. Однако психологи утверждают, что амбивалентность в отношениях является нормальным явлением.

Примеры амбивалентности

Амбивалентность является многогранной и проявляется не только в отношениях между любящими людьми. Там, где встречаются два и более человека или человек с конкретным явлением, может возникнуть амбивалентность. Рассмотрим ее примеры:

  • Любовь к родителю и желание ему смерти. Как говорится, «с родителями хорошо, но когда они живут далеко».
  • Любовь и ненависть к партнеру, что нередко перемешивается с чувством ревности и даже завистью к имеющимся у него ресурсам или благам.
  • Безграничная любовь к ребенку, однако желание ненадолго его отдать бабушке и дедушке, отвести в детский садик/школу. Здесь прослеживается усталость родителей.
  • Желание находиться рядом с родителями, но при этом не сталкиваться с их нравоучениями, опекой, желанием помочь.
  • Переживание чувств ностальгии (положительные воспоминания) и потери одновременно. Человек тепло вспоминает о прошлом, однако переживает потерю чего-то важного.
  • Желание достичь цели, однако страх перед тем, к чему приведет человека результат всех его действий.
  • Сочетание страха и любопытства. Когда в темноте из комнаты доносятся страшные звуки, человек продолжает идти, чтобы посмотреть, что там происходит.
  • Сочетание понимания и критики. Человек может понять поступки партнера, однако недоволен тем, что они были им совершены.
  • Садомазохизм – когда человек любит своего партнера, однако испытывает возбуждение от причинения ему боли. Это можно распознать не только в сексуальных отношениях, но и в любовных, когда, к примеру, женщина страдает от мужа-алкоголика, но не бросает его.
  • Выбор между двумя кандидатами. Оба хороши по-своему и плохи одновременно. Хочется их объединить в одно целое, чтобы получить то, о чем на самом деле мечтается.

Когда человек ненавидит и злится, но не уходит, это является ярким примером амбивалентности — переполнение чувств и желаний, противоречивость стремлений и понимание, что необходимо делать и как это не согласуется с желаниями. Вполне нормально взрослому человеку находится в состоянии амбивалентности, что легко можно проассоциировать со стоянием на перепутье – «В какую сторону пойти?», чего человек не может решить.

Итог

Изменчивость мнения в отношении конкретного объекта называется высокой амбивалентностью. Стремление человека к конкретному результату, независимо от того, какие отрицательные эмоции на пути возникают, называется низкой амбивалентностью. Однако сама амбивалентность всегда присутствует в жизни человека, поскольку мир, в котором он живет, двойственен: существует добро и зло, надежда и отчаяние, успех и поражение. Итог амбивалентности полностью зависит от тех решений, которые человек все-таки принимает в состоянии «нахождения на распутье».

  • Можно обесценить ситуацию, то есть отвергнуть ее.
  • Можно бороться за то, чтобы положительных эмоций было больше.
  • Можно принять решение из двух имеющихся и идти по пути, которое будет не устраивать так же, как если бы это случилось при выборе другого решения.
  • Можно стоять на месте и никуда не двигаться. Тогда человек столкнется с тем, что его проблема никуда не исчезнет, а он всегда будет находиться в состоянии невесомости и колебания между двумя противоречивыми чувствами/мнениями/желаниями.

Амбивалентность может как помогать, так и мешать человеку. Часто речь идет о некой дезинформированности, непонимании ситуации, неспособности понять собственные желания или увидеть объект, в отношении которого проявляется амбивалентность чувств, в реальном мире. Нередко человек хочет того, чего невозможно воплотить в имеющейся ситуации с использованием достигнутых ресурсов. Бывает, что амбивалентность является следствием внутреннего конфликта, в котором человек находится.

Иногда нужно просто подождать, а порой необходимо действовать очень быстро. Как поступить правильно, должен решать человек самостоятельно. Однако важно понимать, что иметь противоречивые желания, чувства, мысли и идеи вполне нормально в двойственном мире.

Человек по сути своей многогранен, и зачастую противоречив. Бывает, одновременно мы можем испытывать сразу несколько чувств к одному человеку или событию. Подобная противоположность суждений, идей, и эмоций, в психологии называется амбивалентностью чувств.

Понятие

Итак, что же такое амбивалентность. Если обратиться к переводу с латинского, то «амбивалентность» можно перевести как «две силы», или «обе силы». Это означает, что объект одновременно может вызывать два абсолютно полярных чувства .

В отношениях

Зачастую она проявляется у людей, находящихся в романтических отношениях. Известное выражение «от любви до ненависти – один шаг», здесь более чем актуально. Сильное чувство, граничащее с ревностью,обожание, но при этом злость,а порой и ненависть, - есть яркий пример амбивалентности, а подобные ситуации, часто драматичные, - излюбленная тема авторов художественных произведений.

Термин «амбивалентность» был представлен Эйгеном Блейлером в 1910 году , как один из симптомов шизофрении. На сегодняшний день нельзя назвать данное состояние исключительным признаком этого заболевания, и скорее всего, оно не имеет к нему никакого отношения, так как непродолжительная амбивалентность не является чем – то необычным для человека с нормальной психикой.

Другое дело, если амбивалентные чувства проявляются в форме патологической, стабильной, ярко выраженной. В этом случае можно говорить о ней, как о возможном признаке психического расстройства, будь то шизофрения, различные психозы, или депрессии. Согласно Блейлеру, амбивалентность у здорового человека может являться исключением, так как в норме человек всегда придерживается примерно одной линии: плохие качества объекта уменьшают симпатию к нему, хорошие – увеличивают, больной же «перепутывает» все воедино.

Также здоровый человек вполне отчетливо осознает природу возникновения двойственных чувств: объект может быть в целом положительным, но при этом вызывать неприязнь за счет некоторых своих качеств. Нередко подобные примеры встречаются в художественных произведениях, когда отрицательный герой вызывает симпатию, и обладает качествами, которые объективно нельзя не признать.

Не следует путать амбивалентность с возникновением смешанных чувств к объекту, потому как смешанные чувства могут возникнуть из – за противоположных характеристик объекта, в то время как амбивалентность – это установка, согласно которой противоположные чувства к объекту связаны между собой, и имеют один общий источник.

Чтобы полностью раскрыть это понятие, его следует рассматривать «под разными ракурсами», - например, если это понятие применять в психиатрии, - оно будет рассматриваться как симптом для целой группы заболеваний , таких как:

  • психозы
  • депрессии
  • различные фобии, панические состояния

Также в клинической психологии и психиатрии амбивалентность может выражаться в смене эмоционального состояния,и отношения человека к неизменному объекту (событию, явлению) в течение 24 часов, к примеру утреннее состояние будет кардинально отличаться от вечернего, или дневного, попеременно.

Виды амбивалентности и методы лечения

Блейлер выделял три вида амбивалентности:

При рассмотрении амбивалентности, как состояния патологического, можно отметить смешение всех трех видов.

К методам лечения в психиатрии принято относить медикаментозный метод, и метод психотерапии .

Медикаментозный метод

Специализированного средства для лечения патологической амбивалентности не существует. При подборе препаратов специалист исходит из общего состояния пациента, и из того, симптомом какого заболевания является противоречивость.

Психотерапия

Здесь будет актуальной консультация специалиста для выявления внутреннего состояния, рождающего противоречие.Метод хорош тем,что позволяет еще раз убедиться в том, имеет ли отношение состояние двойственности к какой-либо патологии. В некоторых случаях применяются различные тренинги, и занятия в группе.

В психологии, напротив, амбивалентность рассматривается как состояние присущее каждому человеку. Разделяется только степень, с которой двойственность проявляется.

Нельзя говорить о том, что двойственность – нечто приобретенное , ведь наличие двух инстинктов – инстинкта жизни (эрос), и инстинкта смерти (танатос), существующих в каждой личности, - и есть яркий пример этого состояния. Однако следует учитывать, что при создании благоприятной «почвы»(прием алкоголя, разнообразных наркотических веществ, всяческие практики расширения сознания) эта особенность может вылиться в различные пограничные состояния, и неврозы.

Подводя итог, хочется вкратце отметить ключевые моменты. Состояние двойственности чувств может испытать на себе любой человек, и важно помнить, что это совсем необязательно является поводом для паники, и скорейшего визита к специалисту, нельзя говорить о том,что это непременно имеет какое-то отношение к патологии . Тем не менее, при появлении симптомов стоит прислушаться к своим ощущениям, и проследить частоту возникновения антагонистических чувств.