Есть ли сейчас интернатура. Начало карьеры врача - прохождение интернатуры. вуза после выпуска

Наш эксперт - ректор Нижегородской государственной медицинской академии, профессор Борис Евгеньевич Шахов .

Достаточно одного диплома

Елена Шитова, «АиФ. Здоровье. Лекарственное обозрение»: Борис Евгеньевич, в чем принципиальное отличие нового учебного стандарта?

Борис Шахов: В отличие от предыдущего стандарта наши выпускники после получения дипломов будут иметь право самостоятельно работать врачами. Ранее они должны были сначала получить сертификат, для чего требовалось окончить интернатуру и/или ординатуру.

- Интернатура отменяется, что будет с ординатурой?

- Ординатура остается, ее продолжительность по всем специальностям обучения будет составлять 2 года. Она станет разновидностью последипломного образования для тех, кто хочет приобрести узкую специальность, например, работать кардиохирургом, неврологом и т. д.

- А где и кем сможет работать новоиспеченный специалист с дипломом медицинского вуза?

Выпускники медицинских вузов получат право работать в качестве врачей общей врачебной практики (включая как терапевтов, так и педиатров ОВП) в поликлиниках и центральных районных больницах.

Распределения нет, но…

Получается, что любой врач, прежде чем стать узким специалистом, будет обязан пройти «курс молодого бойца» на амбулаторном приеме пациентов в поликлинике или ЦРБ?

Не могу утверждать это со стопроцентной уверенностью, поскольку нормативная база реформы находится в стадии разработки, многое еще не ясно. Но пока я вижу такую схему: врач получает диплом и отправляется работать в первичное звено на некоторое время. Официальных документов нет, но в устной форме неоднократно озвучивались предложения определить величину этого периода в три года. После чего врач, если у него возникнет такое желание, сможет поступить в ординатуру.

В советские годы практиковалась система распределения молодых специалистов именно с трехлетним сроком обязательной отработки по месту направления. Сейчас происходит возвращение к подобной системе?

Распределение было признано нарушением прав, ограничением свободы человека, противоречащим Конституции. Вернуться к этой практике сейчас не представляется возможным. Новая система не ограничивает свободу выбора выпускника, но задает определенные условия, в рамках которых он будет реализовывать свой выбор.

Что делать тем, кто с детства видел себя в конкретной врачебной специальности, например, мечтал стать нейрохирургом? Три года на амбулаторном приеме после окончания вуза превратятся для такого выпускника в потерянное время, в течение которого он забудет навыки, приобретенные в вузе.

Думаю, что для одаренных студентов, для тех, кто твердо знает, чего он хочет, и уже со студенческой скамьи стремится изучить избранную специальность как можно глубже, будут узаконены особые условия поступления в ординатуру, не предусматривающие обязательной трехлетней стажировки в качестве врача ОВП.

Нет ли опасений, что эти особые условия станут «законодательной лазейкой» для многих нерадивых студентов, которые просто хотят устроиться на более комфортную должность без обязательной «отработки» в поликлинике?

Ни одна правовая система не может быть идеальной, невозможно полностью застраховаться от различных недобросовестных действий. Тем не менее вполне реально продумать такую схему, при которой данный фактор будет сведен к минимуму, например, учитывать участие в студенческой научной работе по выбранной тематике.

Все для первичного звена

Если все выпускники будут обязаны хотя бы три года отработать в первичном звене, то позволит ли эта мера решить кадровую проблему в поликлиниках и ЦРБ?

Думаю, что именно на решение кадровой проблемы в первичном звене и направлено в первую очередь реформирование. Амбулаторно-поликлиническая работа заявлена в качестве приоритета, и мы обязаны это учитывать при подготовке специалистов.

Не секрет, что работа в первичном звене не считается престижной среди выпускников медицинских вузов, в поликлинику идут в основном те, кто не нашел более привлекательного места работы. Может ли вуз изменить подобное отношение?

Не соглашусь по поводу привлекательности: сегодня есть такие поликлиники, где врач может проявить свои знания и навыки не в меньшей степени, чем в стационарах. Многие учреждения оснащены самым современным оборудованием. Наша задача как учебного заведения - показать студентам реальные возможности работы в поликлинике.

Раньше приоритет складывался в пользу стационаров, где изучались основные клинические дисциплины, а работе поликлиник уделялось значительно меньше учебного времени. Сейчас что-то изменится?

Начиная с 2014 года существенно увеличится количество занятий поликлинической направленности. На новые кафедры придут студенты-третьекурсники, и изучение клинических дисциплин будет напрямую связано с будущей работой врачей общей практики.

А кто будет преподавать эти поликлинические дисциплины - сотрудники академии или практикующие врачи из поликлиник?

Безусловно, мы будем привлекать для этой работы людей, имеющих большой практический опыт амбулаторного приема. При этом и сегодня среди наших сотрудников есть врачи, работающие в поликлиниках.

Куда уходят кадры

- Не пройдут ли свежеподготовленные врачи общей практики мимо поликлиник?

- Мне доводилось слышать, что почти треть выпускников медицинских вузов не доходит до учреждений здравоохранения, и мы в НижГМА решили этот вопрос изучить досконально. Начиная с 2008 года мы ведем мониторинг и отслеживаем: кто, когда и куда устроился работать после окончания академии. Ни о каких 30% говорить не приходится. По нашим данным, не приходят работать врачами 9,6% выпускников. Это, конечно, тоже много, но все же втрое меньше, чем принято считать. Думаю, что если бы все мои коллеги-ректоры провели подобные исследования, мы бы имели более объективную картину по стране.

- Где работают выпускники НижГМА?

Абсолютное большинство - 67% - остается в своем регионе, преимущественно в областном центре. Некоторые уезжают, причем многие в Москву и даже за границу. Около 16% врачей Москвы и Московской области - наши выпускники, некоторые из них трудятся вахтовым методом, их семьи проживают в Нижнем Новгороде.

- Столица - это прекрасно, но много ли выпускников попадает на село?

Для того чтобы стимулировать выпускников работать в сельских учреждениях здравоохранения, в Нижегородской области действует уникальная программа поддержки молодых специалистов, предусматривающая предоставление жилья и автомобиля. Эта программа существенно улучшила положение дел, хотя проблемы, безусловно, остаются. Не нужно забывать, что приток выпускников - это только часть решения кадровой проблемы, не менее важно оказывать влияние на отток специалистов. Сегодня даже на уровне Министерства здравоохранения России отток кадров признан основной причиной дефицита врачей.

Как объединить усилия

В последнее время много говорится о необходимости укрепления связи между высшей школой и предприятиями. Но в отношении здравоохранения об объединении говорить сложно, так как вузы сегодня отдельно, а медицинские учреждения отдельно. Можно ли сделать, как в советское время, чтоб клинические базы находились в действующих медицинских учреждениях?

Действительно, раньше все клинические кафедры действовали на базах лечебных учреждений, что позволяло одновременно решать несколько задач. С одной стороны, это давало неоценимый эффект в плане обучения студентов, с другой - оказывало помощь в лечебном процессе, поскольку пациентов консультировали ведущие специалисты вуза, профессора и доценты. Затем каждое учреждение стало отдельным хозяйствующим субъектом, что существенно осложнило взаимоотношения лечебных учреждений и вузов. Если вуз не имеет своей клинической базы, то приходится искать различные пути взаимодействия с медицинскими организациями.

Сейчас в соответствии с Гражданским кодексом вуз и больница могут заключить либо договор аренды, либо договор безвозмездного пользования. Но даже при безвозмездном пользовании придется оплачивать коммунальные услуги, составляющие достаточно крупную сумму, которую вузам просто не потянуть.

- Какие пути решения проблемы вы видите?

В настоящий момент мы ищем эти пути во взаимодействии с органами власти, включая правительство Нижегородской области и Законодательное собрание. Радует, что и наша академия, и региональное министерство здравоохранения хотели бы выработать единый правовой подход. Но для кардинального решения требуются нормативные акты федерального уровня. И определенные подвижки в этом направлении постепенно появляются. В частности, правительство РФ разрешило студентам-медикам находиться с учебной целью в клиниках. Следующим шагом, как я полагаю, должно стать разъяснение, кто должен с этими студентами заниматься и на каких основаниях.

- Размещение кафедр в поликлиниках тоже требует правового урегулирования?

- Требует, но, надеюсь, в этом случае для нас проблема должна решиться проще, поскольку мы планируем разместиться на базе Приволжского окружного медицинского центра. Это федеральное учреждение, как и наша академия, у нас одинаковая форма собственности, что уменьшает количество возникающих вопросов. Кроме того, мы ставим перед руководством области вопрос о том, чтоб академии в качестве базы полностью передали одну из городских поликлиник.

Больше хорошей практики

В интернатуре молодые доктора, работая под руководством опытных коллег, получали важнейшие практические навыки, которые сложно выработать в процессе обучения в вузе. Где они получат эти навыки после отмены интернатуры?

Знаете, я всегда говорю своим студентам: чтобы не бояться сложных профессиональных ситуаций, поработайте в «горячих цехах»: приемном отделении, на скорой помощи или в реанимации. Тогда с какой бы проблемой вам ни пришлось встретиться в дальнейшем, вы не растеряетесь и сумеете оказать больному помощь. Сегодня среди студентов много тех, кто совмещает учебу с работой в учреждениях здравоохранения, и это дает хорошие результаты.

- А в самом вузе студенты смогут получить практические навыки?

Конечно, число часов на изучение практических дисциплин увеличилось. Причем если раньше студенты отправлялись непосредственно к больным, то сейчас у них появилась возможность отработать навыки на специальных тренажерах. Во всех вузах открываются центры симуляционного обучения, и наша академия не исключение. У нас уже действуют симуляционные центры по хирургии и по стоматологии, готовится к установке закупленное оборудование по акушерству и гинекологии. В ближайшей перспективе - приобретение уникального для России стоматологического комплекса, предусматривающего возможность не только обучения, но и трансляции и видеозаписи мастер-классов.

- За счет сокращения каких предметов будет достигнуто увеличение практических занятий?

Прежде всего из программы ушел достаточно большой объем общественных наук, сейчас идеологические дисциплины студенты не проходят. Кроме того, снижено количество часов на некоторые теоретические предметы, включая химию и физику, а также на иностранный язык.

Дистанционный консилиум

Допустим, специалист, успешно освоивший всю программу обучения в вузе, отправляется самостоятельно работать в отдаленный район, где посоветоваться не с кем. А у него никакого опыта работы, даже интернатуры нет. Как быть?

Знаете, раньше ведь интернатуры тоже не было. Врачи учились пять лет, а затем отправлялись на самостоятельную работу, и в том числе - в отдаленные районы. Именно так было с моими родителями, причем маму в свое время распределили единственным врачом на строющуюся Горьковскую гидроэлектростанцию. А там контингент был весьма сложный, работали самые разные люди, включая бывших зеков. Так что пришлось разбираться не только с аппендицитами, но и с ножевыми ранениями. Как справлялись? Книги с собой брали, лекционные записи, ездили в ближайшую ЦРБ на консультацию.

К сожалению, сегодня молодые специалисты почему-то боятся обращаться за советом к опытным коллегам. Нужно такое отношение изживать, поскольку коллегиальность всегда была отличительной чертой медицины. Кроме того, сегодня современные средства связи позволяют проводить дистанционные консилиумы.

Вчерашнему студенту психологически проще обратиться к своему преподавателю, а не к опытному коллеге. Может ли академия как-то помочь своим выпускникам в дальнейшей работе?

Сейчас мы запустили пилотный проект, распространяющийся пока только на пять районов нашего региона. Он предусматривает применение телемедицинских технологий для проведения онлайновых консультаций врачей из отдаленных учреждений с ведущими специалистами НижГМА. В 2014 году мы планируем оборудовать медиацентр в главном здании академии, где будет доступна связь с любой больницей Нижегородской области. В результате каждый врач сможет посоветоваться с преподавателем академии.

- По каким разделам медицины будут проводиться консультации?

В первую очередь по акушерству и гинекологии, поскольку одной из самых важных задач нижегородского здравоохранения является снижение материнской и детской смертности. Будут проводиться консультации по хирургии, педиатрии и всем неотложным состояниям.

Процесс должен быть непрерывным

Скажите, положа руку на сердце, готов ли на самом деле выпускник медицинского вуза к самостоятельной работе?

Невозможно выпустить из вуза врача, готового к работе на все 100%. И это не зависит от того, есть интернатура в программе или нет. В нашей профессии, как ни в какой другой, важно перенимать опыт у коллег, адаптироваться и, конечно, постоянно обучаться.

Фото: РИА Новости / Борис Ушмайкин

Сейчас нередко раздаются упреки в том, что высшая школа взяла за основу западную многоуровневую систему высшего образования, включающую бакалавриат и магистратуру, в то время как система подготовки врачей в Советском Союзе считалась в свое время образцовой. Надо ли было вообще «огород городить»?

Думаю, что совершенствование в любой сфере необходимо, но важно, чтоб изменения были эволюционными, а не революционными. Не нужно разрушать «весь мир до основания», необходимо брать лучшее и развивать его дальше.

Что касается новых образовательных стандартов, то я не вижу трагедии в их внедрении. Я уже говорил, что интернатуры раньше не существовало, но это не мешало подготавливать квалифицированных специалистов. Более того, реформа включает ряд моментов, которые я однозначно оцениваю как позитивные. Это касается в первую очередь последипломного образования.

Сейчас раз в пять лет врач обязан пройти курсы повышения квалификации, где он в течение двух-четырех месяцев слушает лекции в вузе. Не думаю, что такой способ пополнения знаний является оптимальным. За рубежом принята другая система, которая будет внедряться и у нас. Она предусматривает непрерывное обучение врача путем его участия в научных конференциях, семинарах, посещении мастер-классов и тренингов ведущих специалистов и т. д.

Таким образом, врач пополняет свои знания постоянно, что является залогом его успешного развития. Наша профессия предполагает ежедневное обучение, и если ты перестаешь учиться, ты умираешь как врач.

Новые образовательные стандарты, активно внедряемые в школьное обучение, завоевывают свое место и в вузах страны. Государственная Дума приняла законопроект, предусматривающий коренные изменения в системе подготовки российских врачей. С 2016 года в России вводится отмена интернатуры для выпускников медвузов.

С учебной скамьи в поликлиники

По новым стандартам – ФГОС третьего поколения, – которые вступят в силу уже в следующем году, в медицинских вузах будет полностью изменена система постдипломного образования. Выпускник медицинского университета сможет устроиться на работу в поликлинику уже на следующий день после получения диплома.

Однако, устроиться он сможет только терапевтом или педиатром – для всех остальных специальностей потребуется дополнительно обучение, которое врач сможет пройти в ординатуре, и получение аккредитации. Предполагают, что доучиваться будут около 65% врачей. Такая система призвана не только решить проблему кадров в медицинских учреждениях страны, но и максимально приблизить российскую систему обучения к западной.

Грозят ли нам врачи-недоучки?

Как повлияет отмена интернатуры на уровень подготовки выпускников медвузов беспокоит как общественность, так и ученых. Последние провели анализ уровня знаний, который показывают нынешние выпускники.

Исследование показало, что уровень знаний врачей-старшекурсников крайне низок, поэтому если они, получив диплом, устроятся в поликлиники и больницы страны, нам грозит волна недостаточно квалифицированных специалистов.

Эксперты считают, что вузовского образования для полноценного медицинского работника недостаточно. Однако сторонники новых стандартов утверждают, что эта проблема в ФГОС третьего поколения решена. В новой системе обучения большое внимание будет уделяться практическим занятиям и посещению специальных медицинских симуляционных центров, что должно улучшить подготовку будущих врачей и наделить их достаточными для работы знаниями.

Учиться, учиться, учиться

В том, как будет построена система постдипломного обучения по стандартам третьего поколения, до сих пор есть разночтения. В целом, постдипломное обучение в ординатуре будет длиться от двух лет (для терапевтов) до пяти (для нейрохирургов, трансплантологов и др.).

Пройдя определенный этап обучения, молодой специалист будет получать аккредитацию на новые специальности. Аккредитацию по новым стандартам – и это касается уже всех медицинских работников – будет получать каждый врач отдельно, а не медучреждение в целом, как это происходило раньше.

Однако порядок поступления до сих пор не разъяснен. Одни источники утверждают, что поступить в ординатуру сможет не каждый дипломированный медик. Сообщается, что для поступления на одно из направлений ординатуры необходимо отработать три года отработать в так называемом первичном звене поликлиники. По истечении этих трех лет молодой врач получит выбор – учиться дальше или продолжить работу на занимаемой должности. Этот срок не указан в документах, однако неоднократно упоминался в ходе пресс-конференций и интервью о новых стандартах.

Однако по другой информации, поступить в ординатуру будет возможно сразу же после получения диплома, без «практической наработки». Определенно можно сказать лишь о тех выпускниках медвузов, которые учились по «провинциальной квоте» - им в любом случае придется отработать не менее трех лет в родном регионе.

Проблема кадров

Сторонники нововведений неоднократно заявляли, что новые стандарты помогут полностью решить проблему существующую сейчас практически во всех регионах России проблемы нехватки медицинских работников. Благодаря новым программам обучения с упором на практику и использование специальных медицинских симуляторов, уже в ближайшие годы поликлиники наполнят молодые специалисты со свежими взглядами и самыми современными знаниями.

Таким образом отмена интернатуры призвана не только решить кадровую проблему, но и поднять общий уровень подготовки врачей.

Если об уровне подготовки врачей без интернатуры можно будет судить лишь когда новая система вступит в силу, то о недоверии к непривычно молодым врачам-выпускникам вузов можно говорить уже сейчас.

Несомненно, у многих пациентов, в особенности людей пожилого возраста, молодые специалисты, пришедшие на работу сразу же после окончания вуза, доверия не вызовут. Остается рассчитывать на то, что подготовленные по новой системе специалисты хорошо покажут себя на практике.

Однако это относится лишь к терапевтам, так как узкие специалисты, как и прежде, перед началом работы будут проходить дополнительное обучение в ординатуре, а значит, приступят к профессиональной деятельности в более «привычном» возрасте.

Примечательно, что отмена интернатуры скажется и на врачах, интернатуру давно закончивших. Новые стандарты подготовки врачей требуют введения личной аккредитации и постоянной переподготовки, а значит, проходить эту переподготовку придется и тем врачам, которые учились по старой системе.

Подтверждать квалификацию должны будут как врачи, так и средний медперсонал. Таким образом Минздрав планирует не только повысить уровень квалификации будущих специалистов, но и не дать уже действующим врачам отстать от своих молодых коллег.

Работающих специалистов обяжут каждый пять лет проходить курсы повышения квалификации, в ходе которых врачи будут в течение двух-четырех месяцев проходить переподготовку в вузах. Учитывая введение личной аккредитации врача и личной ответственности его перед пациентом, надо признать, что такая переподготовка будет совсем не лишней.

Но с другой стороны, такая система предусматривает еще и активное посещение тренингов, мастер-классов, семинаров, конференций и других мероприятий, к которым отечественные врачи просто не привыкли. Сработает ли система непрерывного обучения у российских врачей, покажет время.

  • Как вы оцениваете качество медицинского образования в России по сравнению с СССР

  • Голосовать

Система образования с каждым годом движется вперед. Если ранее новообразования касались средне образовательных заведений, то в будущем времени они коснуться и медицинских вузов. Главным образом новообразования последуют в интернатуре. Планируется, что отменят с 2016 года. А вместо нее студенты будут сдавать экзамены по государственному федеральному стандарту.

Планируемое нововведение специалистами медицинского уровня оценивается двояко. Например, некоторые из них считают, что такой подход к прямому получению высшего образования негативно скажется на уровне подготовки будущих медиков. Другие же, наоборот, утверждают, что планируемые изменения обязательно приведут к улучшению получения медицинских услуг пациентами в целом. Как это будет в действительности, в настоящие дни решить невозможно. Но проблема, отменят ли интернатуру с 2016 года будоражит многих будущих целителей в белоснежных халатах.

После определенных исследований и анализов ученые пришли к такому правильному выводу, что на сегодняшнее время степень подготовки молодых специалистов находится на низшем уровне. При этом данные подаются на тот период, пока еще не введены планируемые изменения.

Если интернатура в 2016 году будет отменена, то получается, что после окончания определенного высшего учебного заведения медицинского профиля, молодые специалисты должны будут приступать непосредственно к выполнению личных трудовых обязанностей. Если ранее, после окончания ВУЗа они становились интернами и продолжали получать необходимую им квалификацию, то теперь после того, как студенты выйдут за двери этих заведений, они должны сразу заседать в кабинетах медицинских учреждений.

Кроме всего прочего, эксперты в вышеуказанной сфере обслуживания утверждают, что получения одного лишь диплома об окончании высшего образования для работы в поликлиниках будет совсем недостаточно. Вопрос качественности и эффективности медицинских услуг остается открытым. Смогут ли вчерашние студенты оказать эффективную помощь пострадавшим или заболевшим людям. Чтобы немного противостоять новинкам будущего года, в профильное медицинское образование введены усиленные обучающие уроки, позволяющие молодым кадрам стать более квалифицированными и подготовленными. Кроме всего прочего, новые стандарты указывают на то, что будущим специалистам необходимо будет единожды за 5 лет проходить дополнительное повышение квалификации с последующей сдачей положенных экзаменов.

Вопрос ординатуры

Когда произойдет отмена интернатуры в 2016 году, закон гласит, что так и продолжит свое действие. Что это значит?

Студент, получивший высшее образование по соответствующему профилю, имеет право поступить на работу в любое медицинское заведение, а затем пройти важное обучение в ординатуре по своему трудовому направлению. На сегодняшний момент количество лет, которое должен отработать молодой врач после окончания ВУЗа, составляет 3 года . Это количество времени не указано ни в одном действующем документе, но устно обговаривается именно эта цифра. После работы положенного количества времени в медицинском учреждении молодой специалист имеет право поступить на обучение в ординатуру. Срок преддипломной практики в случае поступления в ординатуру увеличивается до 5 лет.

Что будет после изменений в медицинской структуре?

Планируется, что после отмены интернатуры в 2016 году, массовая проблема с кадрами в медицинских структурах будет положительным образом разрешена. Но эта медаль имеет 2 обязательные стороны.

С одного взгляда, молодые специалисты восполнят вакансии в медицинских учреждениях. А с другой стороны, некачественно подготовленные специалисты не смогут ответить своим пациентам на все интересующие их личные вопросы.

Радует лишь то, что постепенно молодой специалист будет получать практику жизни. Соответственно, с каждым последующим годом работы он будет получать больше жизненных навыков. Еще одним плюсом является то, что раз за 5 лет специалисту в области медицины необходимо будет проходить подтверждение своей квалификации и улучшать знания при помощи соответствующих курсов. Все это обеспечит более улучшенное качество медицинских услуг.

Как утверждают высшие специалисты и научные эксперты в области медицинских технологий, отмена интернатуры позволит кардинально изменить медицинскую специфику. Новые изменения коснутся не только высших учебных образований, но и средних школ и медицинских училищ.

Сами будущие медики проблему пока по достоинству не оценивают. Мнение молодых людей также расходится. Например, одни молодые специалисты с радостью готовы приступить к непосредственной практике после получения соответствующего образования. Другие же, наоборот, желают основательно подготовиться в медицинской теории, чтобы впоследствии оказывать достойную медицинскую помощь.

Для абитуриентов большинства медицинских ВУЗов, как и для многих выпускников этих же учреждений, всё более актуальным и животрепещущим становится вопрос относительно получения полноценного и востребованного образования. Вот только после того, как силу вступит федеральный стандарт относительного обучения третьего поколения, в России кардинально поменяется сам подход к подготовке будущих врачей. К примеру, с января 2016 года интернатура упраздняется для тех, кто решил выбрать на будущее специализацию стоматология и фармацевтика. С 2017 же года аналогичный исход дел коснётся желающих получить специализацию лечебно-профилактических факультетов и педиатрии. В первую очередь под новшества 2017 года попадут те абитуриенты, кто поступил на учёбу в 2013 году.

Чтобы понять, будет ли отменена интернатура в 2017 году и какие вообще новшества стоит ждать в этой сфере, стоит обсудить этот вопрос более подробно.

Суть реформы 2017 года относительно медицинского образования

Новые Госстандарты относительно образования рассказывают общественности о том, что выпускники ВУЗов с медицинским профилем должны морально готовиться к началу работы в органах здравоохранения. Именно таким шагом объясняется отмена обучения в интернатуре. Кстати, уже с сентября будущего года этот вид подготовки медицинских выпускников окажется полностью упразднён.

Стоит напомнить, что не так давно даже обычный участковый врач в поликлинике в обязательном порядке должен был иметь сертификат, в котором говорилось об окончании интернатуры и успешно сданного квалификационного экзамена.

Теперь для всех выпускников достаточно просто иметь при себе диплом об окончании профильного ВУЗа. Согласно с новыми подходами относительно получения медицинского образования, студенты специализированных учебных заведений обязаны осваивать технику врачевания на специальных симуляторах или же в больницах или поликлиниках, закреплённых к определённому ВУЗу.

Согласно с отмеченным нововведением, студенты лечебно-профилактических и педиатрических факультетах на 5 и 6 году обучения будут начинать отрабатывать на практике свои навыки. Контролировать процесс обязуется закреплённый специалист из лечебного учреждения. Стоматологи же и фармацевты начнут проходить такую практику на 4 и 5 году обучения.

Основной целью, преследуемой правительством своим решением об отмене интернатуры, является проблема с нехваткой медицинских кадров «первичной практики». В итоге представители Минздрава не придумали ничего лучшего, как решить проблему следующим путём. Теперь выпускникам медицинского ВУЗа сразу после окончания обучения придётся отработать 3 года в терапевтическом или педиатрическом отделении поликлиники.

Скорее всего первым местом работы для таких специалистов станет районная больница, проводящая набор. Все бюджетники, которые обучались на стипендии, после получения диплома должны будут отработать государству вложенные в них средства. В итоге получается привычная для времён СССР система, вызывающая у нынешних студентов вполне резонное опасение и даже волнение. Ведь теперь молодому врачу придётся отработать 36 месяцев в той больнице, где проходит набор.

Вот только далеко не каждому из будущих светил медицины хочется сразу после получения диплома отправляться в какое-то село на «отработку». Лишь имея за плечами 3 года практики на должности педиатра или терапевта, бывший студент может рассчитывать на поступление в ординатуру. Этот шаг позволит всего за 3 года получить врачу более узкую специализацию. Вопрос относительно окончания ординатуры останется открытым для тех студентов, кто планирует после окончания заниматься трансплантологией, неонтологией, хирургией, кардиологией и другими специализациями.

Новый порядок аккредитации медицинских сотрудников

2017 год обернётся ещё одним нежданным моментом для нынешних медиков: привычная процедура сертификации теперь будет представляться в виде аккредитации, дополненной государственными экзаменами. По мнению правительства, эта мера позволит существенно повысить уровень образования. Кстати, обязательная для всех аккредитация была введена ещё в 2011 году. В 2017 же году вступает в действие порядок проведения этой процедуры, на основании которой можно с лёгкостью проверить готовность врача осуществлять свою профессиональную деятельность.

Освидетельствовать свою квалификацию теперь придётся каждые 5 лет. Также Минздравом планируется создать общий реестр медицинских специалистов, в котором можно легко увидеть опубликованную информации относительно уровня образования каждого врача, так, как и его квалификацию. Говоря проще, теперь пациенты смогут самостоятельно выбирать для себя лечащего врача, исходя из предоставляемых данных. Хочется отметить, что пока Минздрав не оглашает никаких конкретных критериев относительно правил прохождения будущего «среза знаний и умений».

По предварительным данным, процедура аккредитации будет проходить в виде тестирования, предоставления комиссии портфолио и экзамена в центре симуляции. Медицинские работники, сумевшие успешно пройти все «испытания», получат на руки «индивидуальный лист допуска к конкретным видам медпомощи».

Для выпускников аккредитация в 2017 году будет проводиться профильными ВУЗами, тогда как действующие врачи смогут определить уровень своих умений и знаний на следующие 5 лет в специально подготовленных центрах.

Критика в сторону будущей реформы

Перед тем как обсуждать, отменят ли интернатуру в 2017 году, стоит понять следующие: все эти инновации со стороны кажутся очень даже сомнительными. Ранее существовавшая система подготовки медицинских работников предполагала получение всех необходимых практических сведений в процессе интернатуры. Это помогало не отвлекаться от теоретического обучения, к тому же действующая практика проводилась под чётким надзором руководства.
Теперь же, вчера ещё студенты, а завтра уже новые педиатры и терапевты, смогут заполнить своим количеством пустующие кабинеты и навсегда разобраться с длинными очередями. Но тем самым система Здравоохранения обзаведётся искусственной конкуренцией. Ведь если на место опытного врача придёт выпускник, то о каком праве относительно повышения оклада может идти речь.

Сами же врачи настаивают на том, что лишь благодаря интернатуре студент-медик получает возможность подготовить себя по какой-нибудь узкой специальности. Замена этой ступени практикой во время обучения теории приведёт к существенному сокращению часов, которые сейчас уделяются физиологии, микробиологии или биохимии. В итоге все будущие терапевты могут распрощаться с львиной долей важной теоретической информации. К тому же хоть кто-то верит в том, что выпускник медицинского ВУЗа сразу после получения «корочки» действительно может стать хорошим врачом?

В будущем введения такой инициативы может привести к существенному сокращению числа узких специалистов. Такие выводы строятся на довольно простом расчёте: 6 лет обучения, 3 года терапии. В итоге до момента поступления в ординатуру будущему специалисту исполнится 27 лет. У многих до того момента появляться семьи. При этом на должности терапевта вчерашний студент сможет зарабатывать около 20 тыс. рублей, тогда как 5 лет ординатуры – ежемесячная стипендия в 2 тыс. рублей. Вряд ли хоть один семейный человек сможет позволить себе подобную «роскошь». В итоге должности терапевта для большей половины выпускников окажется вполне достаточно. А кто же обеспечит страну хорошими гинекологами, ортопедами или же хирургами?

Остаётся лишь надеяться на то, что пользы от будущих молодых терапевтов в 2017 году окажется больше, чем вреда. Но так ли это будет?

С нововведениями в медицинской сфере многих нынешних студентов и тех, кто планирует учиться на врача, волнует вопрос, будет ли интернатура в 2018 году. Медицинские реформы приняты, чтобы в корне изменить обучение студентов-медиков, и главное изменение касается полной отмены интернатуры.

Согласно поправкам, внесенным в федеральный закон об «Охране здоровья граждан» в 2015 году, интернатура будет отменена. Процесс упразднения пройдет поэтапно:

  1. С сентября 2016 года интернатуру отменят для студентов-фармацевтов и стоматологов.
  2. С сентября 2017 года проходить интернатуру не нужно будет педиатрам и терапевтам.
  3. С 2018 года интернатура перестанет существовать для всех медицинских специальностей.

Согласно принятым нововведениям, теперь выпускники медицинских вузов смогут сразу работать в поликлиниках и амбулаториях самостоятельно без присмотра старших коллег.

Ранее интернатура была переходным этапом между обучением в вузе и медицинской практикой. В течение одного года студенты были обязаны работать в больницах и клиниках для получения необходимых практических навыков. На этом этапе обучения будущие медики выполняли функции врачей, но под присмотром старших коллег. За работу будущие врачи не получали оплаты.

При обучении на узкие специальности студенты проходили ординатуру. Она длится 2 года и направлена на получение навыков в узкой специализации, например, неврологии, хирургии, гинекологии, неонтологии. В некоторых случаях необходимо было проходить и интернатуру, и ординатуру, то есть после медицинского вуза еще 1–3 года нужно было потратить на приобретение практических навыков. Интерн или ординатор получал сертификат, который позволял ему вести самостоятельную практику врача.

Отменена будет интернатура, ординатура в 2018 году и ближайшее время останется. Она будет нужна для узких специальностей. Пойти на ординатуру студент сможет после года работы терапевтом в поликлинике.

Отмена интернатуры и процесс обучения

В связи с отменой интернатуры будет изменен и процесс обучения. Чтобы выпускники имели достаточно знаний и навыков после завершения учебного заведения, практика будет увеличена. Количество уроков практики будет увеличено на каждом курсе обучения, начиная с первого года.

На уроках практики студенты будут заниматься на тренажерах и отправляться в больницы и поликлиники для оттачивания навыков. Ведущие доктора и кандидаты медицинских наук высказывают сомнения касаемо такой схемы получения знаний. И тому существует несколько причин:

  1. Из-за увеличения количества уроков практики узконаправленные специалисты не смогут получать достаточно теоретических знаний.
  2. Процесс обучения больше направлен на получение общих знаний, что усложняет подготовку хирургов, гинекологов, дерматологов и других узких специалистов.
  3. Тренажеры не могут заменить живых пациентов, поэтому навыков, полученных в процессе обучения, может не хватить для оказания квалифицированной медицинской помощи в жизни.

В то же время педагоги Воронежского мединститута и других учебных учреждений утверждают, что они выпускают подготовленных к самостоятельной работе специалистов, поэтому нет необходимости тратить время на прохождение интернатуры.

Сертификация и аккредитация

Ранее будущие медики получали сертификат после прохождения интернатуры, который давал им право практиковать. Каждые 5 лет квалификацию необходимо было повышать прохождением курсов и получением очередного сертификата.

После того, как интернатура в 2018 году будет отменена, сертификаты будут заменены на прохождение аккредитации. Сразу после завершения обучения в вузе выпускнику необходимо пройти аккредитацию, так как работать в поликлинике с одним дипломом невозможно. В процессе деятельности врачу будут начисляться баллы, которые будут подтверждать аккредитацию. Баллы аккредитации начисляются:

  1. За посещение медицинских семинаров, конференций и других подобных мероприятий.
  2. За написание научных статей и книг.
  3. За проведение сложных операций и манипуляций.

Впервые подтверждать свою аккредитацию практикующим врачам придется в 2021 году. Некоторые медики очень обеспокоены этим нововведением, поскольку их волнует, кто будет оплачивать подобные поездки, и будет ли оцениваться ежедневная работа врача, а также кто будет работать с пациентами, если все будут писать статьи и ездить по семинарам и конференциям.

Для чего необходима отмена интернатуры в 2018 году?

Сейчас в первом звене медицинского обслуживания в амбулаторных заведениях и поликлиниках наблюдается острая нехватка кадров, особенно в сельской местности. Чиновники из здравоохранения считают, что отмена интернатуры позволит решить данную проблему, так как выпускники медицинских вузов смогут сразу идти работать в поликлиники, что позволит закрыть открытые вакансии.

Чтобы решить проблему нехватки специалистов узкого направления, студентов по набору будут обязывать работать в учреждениях, из которых они были направлены.

Какие результаты принесет отмена интернатуры, покажет только время.