Санитарка в больницу. По м едсестринской практике для студентов лечебного, педиатрического и медико-психологического факультетов



ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»

МЗ и соцразвития РФ

Кафедра пропедевтики детских

детских болезней и факультетской педиатрии

ДНЕВНИК

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


«ПОМОЩНИК ПАЛАТНОЙ МЕДСЕСТРЫ»

Студента____________________________________________________
2 курса ___________ группы педиатрического факультета
Время прохождения практики с _______ по ___________ ____г.
Место прохождения практики ____________________________
ФИО и должность

базового руководителя______________________________
ФИО и должность

кафедрального куратора___________________________________
Итоговая оценка на зачете _______________________________

Смоленск - 2011

Составители:

зав. каф. Т.И. Легонькова,

доцент Т.Г. Степина,

ассистент к.м.н. О.В.Войтенкова,

ассистент Е.В.Панасенкова

^ График работы в педиатрическом отделении


Смены

Дата

Часы работы

1

2

3

4

5

6

выходной

7

8

9

10

11

12

Подпись старшей сестры отделения, базового руководителя

по производственной практике «Помощник медсестры » для студентов 3 курса педиатрического факультета.

В методических разработках по производственной практике «^ Помощник палатной медсестры» для студентов 2 курса педиатрического факультета отражены цель и задачи учебной практики, общие принципы организации, регламентированы обязанности студентов, базовых руководителей и кураторов практики.

Представлены инструкции по оформлению дневника учебной практики с образцом его ведения. Приводятся контрольные вопросы для подготовки к зачету по практике.

Производственной практика (ПП) студентов 2 курса педиатрического факультета относится к одной из форм профессиональной подготовки будущих врачей в период обучения в вузе.

Важно с первых шагов закладывать у студента этико-деонтологические взаимоотношения с персоналом отделений, с родителями здорового и больного ребенка и непосредственно с детьми, соблюдать учебно-охранительный и противоэпидемический режим детских учреждений.

На 2курсе в период производственной практики студенты обучаются и овладевают навыками работы палатной медсестры.

^ Цель производственной практики.

Цель производственной практики состоит в приобретении умений по использованию медицинского оборудования и инструментария, опыта самостоятельной профессиональной деятельности в объеме работы палатной медицинской сестры путем непосредственного участия в деятельности детского терапевтического стационара, а также в развитии социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.

Задачи производственной практики :

- углубление знаний об основных этапах работы, особенностях наблюдения и ухода за больными детьми и подростками с соматическими заболеваниями различных органов и систем с позиций палатной медицинской сестры

Формирование способности решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности

Организацию практики обеспечивает отдел производственной практики СГМА, методическое руководство практикой - кафедра пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии.

Базами производственной практики являются детские стационары г. Смоленска, с которыми СГМА заключила соответствующие договоры.

В лечебно-профилактическом учреждении приказом главного врача назначается базовый руководитель практики (обычно старшая медицинская сестра отделения, отвечающая за организацию и качество проведения ПП).
^ Примерный перечень должностных обязанностей палатной медицинской сестры.

Должностные обязанности . Осуществляет уход и наблюдение за больными на основе принципов медицинской деонтологии. Своевременно и точно выполняет назначения лечащего врача: раздает лекарства, делает в/м инъекции, берет мазки из зева, носа, соскоб на энтеробиоз, собирает анализы мочи, кала и т.д. Организует своевременное обследование больных в диагностических кабинетах, у врачей-консультантов и в лаборатории. Наблюдает за состоянием больного, физиологическими отправлениями, сном. Осуществляет санитарно-гигиеническое обслуживание ослабленных и тяжелобольных (умывает, кормит, дает питье, промывает по мере надобности рот, глаза, уши и др.). Принимает и размещает в палате больных, проверяет качество санитарной обработки вновь поступивших больных. Проверяет передачи больных с целью недопущения приема противопоказанной пищи и напитков. Контролирует выполнение больными и родственниками режима дня отделения. Один раз в неделю производит взвешивание больных, отмечая вес больного в истории болезни. Всем поступившим больным производит измерение температуры тела два раза в день, записывает температуру в температурный лист. По назначению врача осуществляет счет пульса, дыхания, измеряет суточное количество мочи, записывает эти данные в историю болезни. Следит за санитарным содержанием закрепленных за нею палат, а также личной гигиеной больных (уход за кожей, ртом, стрижка волос и ногтей), за своевременным приемом гигиенических ванн, сменой нательного и постельного белья. В отсутствие врача оказывает экстренную доврачебную помощь. Следит, чтобы больные получали пищу согласно назначенной диете. Следит, чтобы выданные больным лекарства были приняты в ее присутствии.
^ ОБЯЗАННОСТИ БАЗОВОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (ГЛАВНОЙ И СТАРШЕЙ МЕДСЕСТЁР) ОБЯЗАННОСТИ БАЗОВОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (ГЛАВНОЙ И СТАРШЕЙ МЕДСЕСТЁР) УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ НА БАЗАХ.

Базовый руководитель:


  1. Принимает студента на базе практики, отмечая в направлении даты прибытия и убытия с практики.

  2. Обеспечивает студенту возможность освоения практических умений по предмету согласно перечню.

  3. Отмечает посещаемость, прилежание, интерес к предмету, качество ведения дневника, регулярно подписывая дневник студента.

  4. По итогам практики дает характеристику студенту (отношение к больным, прилежание в
    работе, дисциплинированность, овладение практическими навыками по уходу за больными и т. д.), оценив ее по пятибалльной системе.

  5. По совокупности овладения практическими умениями выставляет оценку студенту за работу на практике, скрепляя ее своей подписью и печатью ЛПУ.

^ ОБЯЗАННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ .

Кафедральный куратор ПП назначается приказом ректора. Он оказывает студенту консультативную помощь, контролирует выполнение умений.
^ Куратор практики:


  1. Знакомит студентов с программой учебной практики и требованиями к зачету по своему предмету.

  2. Методически обеспечивает прохождение практики
(особенности оформления дневника, объем записей, перечень практических навыков, соотношение уровня освоения практических умений: ознакомлен теоретически, видел, помогал, выполнял самостоятельно).

  1. Консультирует студентов во время прохождения ПП по сложным и неясным вопросам.

  2. Принимает зачет по учебной практике.

  3. Представляет отчет в отдел практики по итогам учебной практики (количество студентов, прошедших и не прошедших практику, оценки, трудности, предложения).
^ ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

  1. В первый день практики студенты должны пройти инструктаж, который проводит институтский руководитель на клинической базе, и в этот же день приступить к практике.

  2. Совместно со старшей медицинской сестрой, составляется график работы.

  3. Каждый студент ведет учет работы в дневнике практики. Записи должны быть краткими, четкими и отражать всю выполненную работу, с указанием количества выполненных манипуляций. Дневник ежедневно подписывает медицинская сестра поста, и на последней странице – старшая медицинская сестра.

  4. Студенты должны быть дисциплинированными, соблюдать правила медицинской этики и деонтологии, быть выдержанными, тактичными по отношению к старшим, доброжелательными по отношению к родственникам больных, с любовью относиться к детям, правильно и своевременно выполнять назначения медсестры. Во время работы необходимо соблюдать правила личной гигиены, быть аккуратными в одежде, выполнять санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим отделения.

  5. В последний день практики базовый руководитель подписывает отчетную документацию студентов.

  6. По окончании практики студенты сдают зачет преподавателю, ответственному за практику.

  7. На зачет необходимо представить: дневник ПП с перечнем практических умений, характеристикой, подписанной базовым руководителем и скрепленной печатью ЛПУ, где проходила практика.
^ Длительность производственной практики .

«Помощник процедурной медсестры » - 20 дней по 6 часов

Всю документацию по практике (студенческие дневники, ведомости и отчеты о выполнении студентамипроизводственной практики) необходимо представить в деканат производственной практики академии.

^ ОБЪЁМ И ВИДЫ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗА ВРЕМЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В КАЧЕСТВЕ ПОМОЩНИКА ПАЛАТНОЙ МЕДСЕСТРЫ.


  1. Знакомство с порядком, организацией и основными этапами работы палатной медсестры, ее функциональными обязанностями.
2. Освоение ряда манипуляций, выполняемых палатной медсестрой

^ Овладеть следующими навыками:

- санитарно-гигиеническим уходом за больными детьми

Осуществлять мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики;

Делать подкожные и внутримышечные инъекции;

Оказывать первую помощь:

^ После завершения практики студент должен уметь:

Осуществлять санитарно-гигиенический уход за больными детьми различного возраста; -делать подкожные и внутримышечные инъекции;

Оказывать первую помощь:

Проводить ИВЛ способом «рот-в-рот», «рот-в-нос»

Проводить непрямой массаж сердца.


  1. Ежедневное ведение дневника, в котором отражать всю проделанную за день работу согласно программе практики.
В первый день практики сделать краткое описание структуры отделения, где проходит практика, контингента больных в нем. Записи в дневнике вести четко, аккуратно. Дневник ежедневно представлять для подписи процедурной медсестре отделения. При выполнении медицинских процедур и манипуляций следует указывать свое участие: видел, помогал, выполнял самостоятельно.

  1. Записи в дневнике закончить итоговым подсчётом освоенных практических навыков (количество).
По окончании и выполнении студентами всех форм учебной практики старшая медсестра отделения пишет общую характеристику работы студента.

Дневник заверяется главной медсестрой больницы и печатью лечебного учреждения.

Студенты, не получившие зачет по практике, после разрешения декана педиатрического факультета академии проходят практику повторно на базе клинической кафедры и сдают зачёт. Без сдачи зачета студент не допускается к занятиям на следующем курсе как не выполнивший учебную программу.

Зачет принимается в последние дни прохождения практики преподавателем, ответственным за практику.

На зачете по производственной практике оцениваются практические умения, овладение которыми составляло задачу практики. Оценивают практические умения путем воспроизведения алгоритма выполнения действий (например, порядка смены нательного и постельного белья больному, порядка подачи судна и его дезинфекции и т.д.). То есть, на зачет выносится вопрос о том, как выполнялось то или иное действие (манипуляцию), входящее в круг функциональных обязанностей младшего медицинского персонала педиатрического стационара. Кроме этого студент должен ответить на вопрос - почему данная манипуляция выполнялась именно так, а не иначе, что это позволит оценить понимание технологии медицинской манипуляции.
Студенты 2-го курса педиатрического факультета проходят практику в качестве помощника младшего медицинского персонала детского соматического стационара и помощника младшего медицинского персонала хирургического стационара. Поэтому оценка за ПП складывается как средняя арифметическая из двух оценок по каждому из циклов практики в равных долях
^ Примерный перечень вопросов для зачета имеется в дневнике.

Образец заполнения дневника


Дата

Содержание работы

(см. перечень навыков)


Количество манипуляций

Видел :

  1. Ознакомился со структурой и противоэпидемическим режимом стационара, графиком и объемом работы медперсонала, правилами техники безопасности работы в отделении

  2. Оформление ребенка в санпропускнике.

  3. Проведение внутримышечных инъекций детям

Помогал :

  1. Кормить детей до года

  2. Транспортировать ребенка в палату интенсивной терапии (в другой стационар).

  3. Одевать детей для прогулки

Выполнял самостоятельно :

  1. Взвешивал и измерял рост детям

  2. Утренний туалет 3-летнего ребенка

  3. Кормление ребенка 2 месяцев

  4. Подмывание и пеленание ребенка 1 мес

  5. Сопровождал ребенка в рентген кабинет

  6. Наблюдение за детьми во время прогулки

Подпись медицинской сестры отделения


Дата (ежедневно) и содержание выполненной работы

(Количество листов должно соответствовать числу дней практики - 20 дней)

Подпись процедурной медицинской сестры _______________________________
^ ОБЪЕМ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ


п/п


Наименование манипуляций

Рекомен-

дуемый

объем


Выполнил

самостоя-

тельно

(в кол-ве)


Помо-

гал м/с,

врачу


Видел

Ознаком-

теорети-

чески


1.

Сбор мочи на исследование

15

2.

Сбор кала на исследование

10

3.

Подкожные инъекции

5

4.

Внутримышечные инъекции

20

5.

Взятие мазка из зева

5

6.

Взятие мазка из носа

5

7.

Взятие соскоба на энтеробиоз

5

8

Сбор суточной мочи

3

9.

Сбор кала для посева на микрофлору

3

10

Сбор мочи для посева на стерильность

3

11.

Закапывание капель в уши, глаза

12.

Проведение утреннего туалета

грудного ребенка


13.

Кормление грудных детей

14.

Осмотр на педикулез

15.

Постановка очистительной клизмы

16.

Постановка газоотводной трубки

17.

Постановка компресса

18.

Проведение антропометрии

19.

Подсчет ЧД, ЧСС

20.

Измерение АД

21.

Искусственное дыхание (на муляже)

22.

Наружный массаж сердца (на муляже)

23.

24.

25.

  1. Сведения о производственной базе:
^ ОГБУЗ ДКБ

  1. Руководители производственной практики:
Гл.врач__________________________,телефон __________

Ст.мед.сестра______________отделение________________, телефон ______________

Зав. отделениями (по отделениям):

Студент должен подробно описать базу для прохождения практики:


  • расчетное количество коек, наличие вспомогательных служб (рентгенкабинет, физиокабинет, кабинет УЗИ, клиническая и биохимическая лаборатории и другие).

  • описать отделение, где он будет работать: профиль, количество коек и палат, число детей в палатах, наличие процедурного кабинета, палаты интенсивной терапии и др., санитарные условия в отделении, наличие наглядных стендов для детей и родителей и т.д.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Базовый руководитель:

Контрольные вопросы к зачету и практические навыки, которые должны освоить студенты


  1. Каковы функциональные обязанности палатной медсестры?

  2. В чем заключается лечебно-охранительный режим?

  3. Куда делаются п/к инъекции?

  4. Куда делаются в/м инъекции?

  5. Куда делаются в/м инъекции?

  6. Как обработать кожу перед п/к, в/м инъекцией?

  7. Чем разводятся антибиотики, содержащиеся в виде порошка?

  8. Как рассчитать количество препарата, необходимого для введения?

  9. Как приготовить капельницу для в/в введения?

  10. Как накормить детей различного возраста, в том числе грудного?

  11. Как собрать анализ мочи?

  12. Как собрать анализ кала?

  13. Как взять мазок из зева и носа?

  14. Как дать ребенку таблетки?

  15. Как закапать капли в нос?

  16. Как закапать капли в глаза?

  17. Как правильно закапать капли в уши?

  18. Как проводить гигиенические процедуры (умывание, подмывание, обработку полости рта, ушей, глаз, носа, стрижку ногтей)?

  19. Как провести осмотр кожи, волос для исключения инфекционных заболеваний и педикулеза, обработать ребенка при педикулезе?

  20. Как провести гигиеническую ванну?

  21. Как сменить нательное и постельное белье тяжелобольному ребенку?

  22. Как провести взвешивание, измерение роста, окружности головы и грудной клетки?

  23. Как измерить температуру тела?

  24. Как подсчитать частоту пульса, дыханий, измерить АД?

  25. Как сделать компресс?

  26. Как поставить очистительную и клизму?

  27. Как поставить газоотводную трубку?

  28. Как доставить тяжелобольного на лечебные и диагностические процедуры?

  29. Как оказать помощь при отправлении естественных потребностей тяжелобольных (подача, уборка и мытье суден, мочеприемников, смена памперсов и пр.)

  30. Как проводить кормление тяжелобольных?

  31. Как транспортировать тяжелобольных пациентов с различной патологией?

  32. Как провести искусственное дыхание «рот-в-рот», «рот-в-нос»?

  33. Как провести непрямой массаж сердца?
Ситуационные задачи к зачету

    1. Палатная медицинская сестра зашла в палату, чтобы проветрить помещение. Перечислите последовательность ее действий. В палате находятся больные на общем и постельном режиме.
2. Медицинская сестра, находясь в палате, обнаружила на тумбочке у ребенка шоколадные конфеты. У ребенка аллергия. На требование немедленно отдать конфеты ребенок ответил категорическим отказом. Что нужно делать медицинской сестре в подобной ситуации? Какова правильная тактика поведения?

  1. Мать больного ребенка обратилась с просьбой к медицинской сестре оценить результаты лабораторных анализов ребенка. Медсестра сказала, что анализы плохие и никакого улучшения нет. На другой день во время обхода врача мать предъявила к нему претензии по поводу плохого лечения ребенка. Какую ошибку допустила медицинская сестра?

1. 06. 17.

Поступил на практику в ГГБ №1 города ____, отделение кардиологии. Отделение находится на __ этаже, содержит в себе следующие помещения:________. Отделение расчитано на __ палаты, в каждой по __ койки. Зав. отделением ______, руководитель производственной практики _____. Время прохождения с ___ по ___.

8:30 Провел обработку рта тяжелобольному К. палата 30.
Техника проведения:
1. Медицинская сестра моет руки с мылом.
2. Голову пациента приподнимают с помощью функциональной кровати или дополнительных подушек. Грудь закрывают полотенцем, в руки дают почкообразный тазик (или его держит санитарка у подбородка пациента).
3. Берут пинцетом ватный шарик так, чтобы острые концы пинцета были погружены в вату. Смачивают шарик раствором калия перманганата (или другими дезинфицирующими средствами).
4. Просят пациента открыть рот.
5. В левую руку берут шпатель, оттягивают пациенту щеку и протирают ватным шариком наружную поверхность коренных зубов, жевательную поверхность, внутреннюю, часто меняя шарики (один шарик на два-три зуба) во избежание переноса инфекции с одного зуба на другой.
6. В конце процедуры дают пациенту прополоскать рот кипяченой водой или раствором калия перманганата.
7. Если пациент не может сам прополоскать рот, то следует оросить ему полость рта из резинового баллончика или шприца Жане.
Манипуляцию совершают в следующей последовательности :
— голове пациента придают возвышенное положение, чтобы он не захлебнулся;
— поворачивают голову набок;
— подстилают под щеку полотенце, к углу рта подставляют почкообразный тазик;
— набирают в баллончик или шприц один из указанных дезинфицирующих растворов;
— просят пациента открыть рот;
— орошают внутреннюю часть противоположной щеки струей из баллончика;
— поворачивают голову пациента на другую сторону и, зайдя с другой стороны кровати, повторяют процедуру.
8. При обнаружении налета на языке пациента просят высунуть язык. Пальцами левой руки салфеткой берут язык за кончик. Шпателем, взятым в правую руку, снимают налет. Берут пинцетом ватный шарик, смоченный раствором антисептика, и обрабатывают язык. Берут чистый шарик, смачивают глицерином или вазелиновым маслом, или бурой в глицерине и смазывают язык.
9. Если на губах или углах рта обнаружены трещины, то красную кайму губ и углы рта нужно также смазать глицерином или вазелиновым маслом, или бурой в глицерине.
Примечания . Чтобы микрофлора полости рта не привыкла к одному антисептику, его нужно периодически менять. Кроме перечисленных антисептиков можно использовать раствор фурацилина 1:5000, минеральную воду.
Пациентам на полупостельном режиме рекомендуется чистить зубы утром и вечером, а после каждого приема пищи полоскать рот одним из перечисленных антисептиков.

10:00 Транспортировка пациента с приемного отделения в отделение кардиологии.

10:30 Сопровождение пациента на плановое УЗИ ОГК.

11:00 Генеральная уборка процедурного кабинета под присмотром процедурной мед. сестры.

12:30 Транспортировка документов.

12:50 Транспортировка пациетов с приемного отделения.

14:30 Уход домой.

02.06.17

8:30 Измерение давления пациетам в отделение. Техника выполнения:

2.1. Обнажить руку пациента, расположив ее ладонью вверх, на уровне сердца.

2.2. Наложить манжету тонометра на плечо пациента. Между манжетой и поверхностью плеча должно помещаться два пальца (для детей и взрослых с маленьким объемом руки — один палец), а ее нижний край должен располагаться на 2,5 см выше локтевой ямки. (при необходимости фиксировать руку с помощью младшего медицинского персонала)

2.3. Постепенно произвести нагнетание воздуха грушей тонометра до исчезновения пульса (исчезновение пульса фиксируется исследователем пальпаторно). Этот уровень давления, зафиксированный на шкале тонометра, соответствует систолическому давлению.

2.4. Спустить воздух из манжеты тонометра и подготовить прибор для повторного накачивания воздуха.

2.5. Мембрану стетофонендоскопа поместить у нижнего края манжеты над проекцией плечевой артерии в области локтевой впадины, слегка прижав к коже, но, не прилагая для этого усилий.

2.6. После фиксации мембраны быстро накачать манжету до уровня, превышающего полученный результат на 30 мм рт.ст.

2.7. Сохраняя положение стетофонендоскопа, начать спускать воздух из манжеты со скоростью 2-3 мм рт.ст. за секунду. При давлении более 200 мм рт.ст. допускается увеличение этого показателя до 4-5 мм рт.ст. за секунду.

2.8. Запомнить по шкале на тонометре появление первого тона – это систолическое давление, значение которого должно совпадать с оценочным давлением, полученным пальпаторным путем.

2.9. Отметить по шкале на тонометре прекращение громкого последнего тона – это диастолическое давление. Для контроля полного исчезновения тонов продолжать аускультацию до снижения давления в манжете на 15-20 мм рт.ст. относительно последнего тона.

  1. Окончание процедуры

3.1. Сообщить пациенту результат измерения артериального давления.

3.2. Обработать мембрану фонендоскопа антисептическим или дезинфицирующим средством.

3.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.4. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию. Об изменении артериального давления у пациента – сообщить врачу.

10:00 Транспортировка пациентов.

12:30 Помощь в кормление тяжелобольных пациентов.

14:00 Уход домой

8:30 Постановка холодного компресса.

Для постановки холодного компресса следует:

    смочить кусок полотенца в свинцовой примочке или холодной воде;

    хорошо отжать ткань;

    приложить полотенце к больному месту;

    при согревании полотна снова смочить его в свинцовой примочке или воде и приложить к больному месту;

    менять примочку через каждые 2-3 мин.

10:30 Подача судна.

Подача судна выполняется следующим образом:

    Надеть перчатки.

    Резиновое судно (применяется у особо ослабленных больных с про­лежнями и недержанием мочи и кала) надуть не слишком туго, метал­лическое ополоснуть теплой водой, оставив в нем немного воды.

    Помочь больному слегка повернуться набок, немного согнув ноги в коленях.

    Подвести судно под ягодицы больного, уложить его на спину так, чтобы промежность оказалась над отверстием судна, поправить подушки, чтобы больной мог находиться в положении полусидя.

    По окончании дефекации слегка повернуть больного набок, осторожно убрать судно, вытереть область анального отверстия туалетной бумагой, вылить содержимое судна в унитаз.

    Подставить больному чистое судно, подмыть его, тщательно осу­шить промежность, убрать судно, клеенку, ширму, помочь удобно лечь.

    Обработать судно дезинфициру­ющим раствором, снять перчатки, вымыть руки.

13:00 Участие во взятие мазка из зева

При подозрении на дифтерию или ангину материал берут из зева или носоглотки. Перед взятием мазка больной не должен полоскать горло дезинфицирующими растворами. Не берется мазок из-за опасности рвоты сразу после еды. Для взятия мазка прижимают язык шпателем и берут отделяемое с помощью стерильного ватного тампона, который затем опускают в закрытую стерильную пробирку. Желательно, чтобы время между взятием материала и посевом не превышало 5-6 часов во избежание высыхания тампона.

Солнечные лучи мягко касаются лохматой гривы каштановых волос.

Часы на полке показывали четыре утра. Чай, лежавший в тайничке, а после заваренный, уже был холодный, рука, державшая карандаш уже затекла, так и не написав того, что так рвалось наружу изнутри, поэтому пришлось отложить это дело для лучших времен, хотя бы до следующей ночи, когда снова будет бессонница от этих страшных призраков, приходящих каждую ночь.

Облокотившись локтями на стол, покрытый старой, уже серой, скатертью, доставшейся ей от мамы, она оглядела комнату пустующим взглядом. Что делать, когда ты каждою ночь засыпаешь, не зная, проснешься ли на следующей утро, когда все твои мечты летят в глубокую пропасть, когда за каждую секунду жизни нужно быть благодарным, когда сколько боли, горечи, одиночества и смерти видишь каждый день.

Глубоко вздохнув, она проглотила плач, подступающий ледяным комком к горлу. Сегодня уже новый день -нужно жить и не вспоминать прошлое.

«19-го выдали нам военные билеты. Работать начали все вместе.

Спустя несколько дней нас распределили по отделениям в 1 – 2 отделение (Городская больница), 3, 4 и 5 отделения.

Новый вечер, призраки прошлого снова мешают спать, снова терзают душу, но сегодня хотя бы что-то получилось. Нужно не останавливаться, воспоминания, как вода из открытого крана - хлещут и смывают все остальное.

«И вот приняли раненых. В одну из палат положили контуженного. Он кричит, бредит, падает с койки. В палатах стон, а я не знаю, что делать. Старшая сестра успокаивает: «Привыкнешь». А у меня волос дыбом становится. Там кричат: «Повязка промокла», подбинтовать надо, там просят есть, там просят бумаги для письма. Что делать?! К кому первому подходить?

Работы было много. »

Как не хочется снова возвращаться в прошлое, как тяжело и больно думать обо все этом. За распахнутым окном послышался звенящий колокольчик - булочник-сосед поехал на самодельном велосипеде работать. На часах уже шесть утра. Скоро идти, сегодня тяжелый день.

«... Госпиталь у моря. Вдруг над головой слышу шум, треск... глянула на море и ахнула...

Над морем, сколько глянешь в высоту, сначала закружилось, завертелось, загремело, полетели искры разного цвета. Все здание задрожало. Я поняла: здание сейчас развалится. Я рванулась бежать, потом вспомнила: Ведь я же на посту, как смею уходить?!»

По спине побежали мурашки, стало холодно, что пришлось встать и накинуть на плечи халат. За последнюю неделю столько всего было изложено на бумаге, что даже забывает иногда - это было в самом деле и просто она придумала?

«В коридоре полно осколков стекла, свистел ветер, холодно.

Я представила, как это раненые в убежище в халатах и тапочках.

Забыла про страх, вбежала в одну палату, в другую, третью. Набрала, сколько смогла одеял, выбросила в окно: «Заберите в убежище».

А чего хотелось? Хотелось прижаться к маме. А мамы нет, уже давно, погибла. И она одна, никто не скажет ей быть смелой, держаться.

«Сначала был домашний театр: мама и папа устраивали настоящие представления для всех друзей. Потом началась война. Отца призвали на фронт. Помогаю матери в госпитале - им нужна моя поддержка».

Сломался карандаш. Руки дрожат, голова идет крутом - снова утро, а сна ни в одном глазу. Не пожалуешься же, что тебе плохо и все давит тяжелым камнем, ты ведь не одна. Вокруг такие же девушки, которые борются и терпят каждый день, как и ты.

«Девушки в убежище были с ранеными. Ходячие сидели молча, терпеливо ожидая конца всему этому. Лежачие стонали, ругались, проклиная все и всех на свете.

Холод добирался до их тела».

Уже весна, надежда, что это последняя весна проклятой войны, росла с каждым днем

Сегодня она сделала страшное открытие.

«Я поняла, что никогда не смогу стать врачом. Только медсестра, я не могу. Мне страшно смотреть смерти в лицо, какой врач может быть трусом? »

Твердое решение, что ее призвание театр.

« Я не могла бросить больных и раненых. Но с каждым днем все больше убеждалась, что как только появится возможность - я уйду».

Воспоминания вызвали улыбку. Каждый день становился все светлее, все проще, становилось легче дышать, все меньше раненых с фронта. Мысли о том, как во время перерыва читала книги, как пыталась декламировать отрывки и монологи персонажей, сладкие девичьи грезы о том, что обязательно, она станет актрисой большого театра, но какого- она даже представить не может.

«Большое коричневое здание с колоннами, на окнах занавески с кисточками на концах. Внутри широкие и высокие лестницы с ковровыми дорожками, которые ведут в зал, с золотыми стенами и мягкими креслами..»

Перебирая письма с фронта, читая, грустно вздыхая думала о судьбах, жизнях тех, кто там - в самом пекле, каково им. А смогла бы она там быть и не испугаться? Пойти на мину, ради спасения других? А не испугалась бы она? А если бы это была моя мама, она бы пожертвовала бы собой?

За эти годы, она стала старше, умнее, но так и не знает, смелая или нет. Правильно ли она выбрала путь.

Рядом стоит чемодан, в котором пара вещей, военный билет и небольшая заначка. Завтра она отправится в путь, что бы узнать, что ей предначертано. Суждено ли сбыться ее мечтам или может ее убьют где-нибудь в пути и никогда ей не стать великой актрисой … эти девичьи сладкие грезы..Скорее бы закончился этот ужас и страх каждый день!

Скрип калитки на улице. Отец вернулся с войны.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

»/ «терапия» заполняются в отдельных ученических тетрадях («Дневниках практики…»). Календарный день практики оформлять на отдельной странице. «Дневник…» ежедневно ведется студентом в свободном изложении и отражает всю выполненную им за день работу. Ведение «Дневника…» – это один из способов достижения целей практики – овладения практическими умениями и навыками.

«Дневник…» должен содержать следующие данные:

1. Индивидуальный план работы студента.

2. Характеристику стационара как лечебного учреждения.

3. Характеристику отделения.

4. Содержание работы за каждый день.

5. Ежедневные и итоговые цифровые показатели работы.

В дневнике студент должен отобразить:

1. На первой странице в первый трудовой день под руководством старшей медсестры отделения (она ставит свою подпись) составляется индивидуальный план работы студента , где указываются часы работы (6 часов в день при 6-дневной рабочей неделе, в случае 5-дневной рабочей недели – 7часов 12 минут в день), 1 ночное дежурство по 12 часов, часы для отработки пропущенных по уважительной причине, тема УИРС (см .образец ).

Индивидуальный план согласуется с преподавателем, ответственным за проведение летней производственной практики. При составлении индивидуального плана время работы в отделениях, диагностических и лечебных кабинетах больницы должно планироваться таким образом, чтобы студенты работали в период максимальной загруженности кабинетов, учитывая специфику выполнения некоторых лечебных и диагностических процедур (утром или в вечерние часы).

Индивидуальным планом должна быть предусмотрена работа студентов и во вторую смену (с 14.00 до 20.00). В день ночного дежурства график работы студента должен быть следующим:

с 8.00 до 14.00 – работа в отделении (кабинете);

с 20.00 до 8.00 – ночное дежурство;

с 14.00 до 20.00 – работа в отделении (кабинете).


2. В первый день производственной практики дается краткая характеристика лечебного учреждения: количество коек, количество отделений, диагностическая и лечебная база стационара, а также характеристика закрепленного участка – характеристика отделения, его профиль, количество коек, возраст обслуживаемых пациентов, нозология, количество работающих врачей, медсестер, санитарок, диагностические и лечебные возможности отделения.

3. В последующие дни студент должен оформлять дневник ежедневно, отображая личное участие в проведении лечеб но-диагностического процесса, фиксируя все, что делал, наблюдал, в чем принимал участие (т. е. указывает виды работ, которые выполнял в течение рабочего дня) . Записи должны отражать весь объем выполненной работы , быть краткими, четкими. В конце каждой рабочей смены необходимо подсчитать и отметить в дневнике количество практических навыков, которые студент выполнил самостоятельно.

Отличительной особенностью производственной практики после 3 курса является не только изучение работы постовой и процедурной медицинской сестры, но и закрепления теоретических знаний и практических умений клинического обследования больного.

Каждый день один из осмотренных пациентов описывается подробно , с указанием особенностей клиники, методов постановки диагноза, дополнительных методов обследования с конкретным его описанием, назначенного лечения и выписанных рецептов.

В конце цикла, при подведении итогов практики, суммируется общее количество проделанных лечебно-диагностических навыков и выносится в соответствующие графы «Сводного отчета...».

4. В дневнике студент также фиксирует санитарно-просветительные мероприятия, психопрофилактические беседы с больными, участие в конференциях. Примерный перечень заданий по УИРС студенты найдут в соответствующем разделе методических рекомендаций .

5. В ходе практики студент проводит 2 ночных дежурства (одно-12 час): одно в терапевтическом/педиатрическом отделении и одно в хирургическом отделении/отделении детской хирургии. При описании ночного дежурства студент указывает его дату и время, описывает все виды выполненных работ за время дежурства.

3.Подписи. Выполненные работы ежедневно должны быть подписаны самим студентом-практикантом и непосредственным руководителем практики учреждения здравоохранения (старшей медсестрой). Выполненные работы во время ночных дежурств подписывает дежурная медсестра и дежурный врач (заверяется личной печатью дежурного врача).

4.Проверку дневника осуществляет руководитель практики от кафедры с выставлением оценки по 10-бальной шкале и заверяет подписью.


ПРИМЕР ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА

ПО М ЕДСЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ:

УО «Гродненский государственный медицинский университет»

Дневник производственной практики

Студента(ки) Ф. И.О.

Курса

Группа

Факультет

Вид, цикл практики (название)

Медсестринская,

хирургия/детская хирургия или терапия/педиатрия

База практики

(регион, ЛПУ, отделение)

ФИО, должность

базового руководителя

ФИО, должность

кафедрального куратора

Сроки прохождения практики:

2011

по

2011

М. П. ЛПУ

оценка руководителя ПП на зачете

дата

подпись руководителя ПП

Пример индивидуального плана работы студента

содержание

работы

дата

время

работы

Отметка о выполнении

Примечание

Работа в педиатрическом отделении

1, 3, 5–VII

2, 4, 6–VII

13, 15, 16–VII

17, 19–VII

18, 20-VII

8:00 - 14:00

14:00-20:00

8:00 - 14:00

14:00- 20:00

8:00 - 14:00

Работа в перевязочном кабинете

8,11,12–VII

8:00-14 : 00

Работа в клинической лаборатории

10–VII

8:00-14 : 00

Работа в кабинете функциональной диагностики

9–VII

8:00-14 : 00

Работа в приемном покое

16–VII

11:00-14 : 00

Знакомство с правилами выписки и хранения медикаментов, порядком выписки и хранения ядовитых и сильнодействующих средств, стерильных растворов, диетпитания, детских молочных смесей

15–VII

11:00-14 : 00

Ночное дежурство

5–VII

20 : 00 – 8 : 00

Выполнить УИРС на тему: «…………»

Старшая медсестра ___________________ ________________

(подпись) ФИО

в терапевтическом/педиатрическом отделении:

первый день:

Первая страница

Прошла инструктаж по охране труда и технике безопасности с оформлением установленной документации. Обучилась безопасным методам труда (в необходимых случаях). Соблюдение правил личной гигиены. Ознакомилась с этическими основами профессиональной деятельности медицинской сестры, с правами пациента на информацию о медицинском вмешательстве.

Работа на сестринском посту

Работала на сестринском посту терапевтического (педиатрического) отделения (указать кол-во больных в отделении). Ознакомилась с документацией среднего медперсонала, приемом и сдачей дежурства медсестрой поста.

5

2 , УФО-1

Сделал(а) 2 внутримышечных инъекции «цефтриаксона» в дозе …. и т. п.

Подпись

последующие дни:

Ознакомился(ась) со структурой отделения. Получил(а) для курации 2 палаты, под моим наблюдением находятся 6 больных.

1. 12 лет . Диагноз: Хр. гастродуоденит, с повышенной кислотообразующей функцией желудка, ст. неполной ремиссии.

Жалобы на боли в эпигастральной области, тупые, ноющие, начинаются через 1,5 часа после еды. Иногда тошнота, изжога, рвота пищей, дающая облегчение. Общее состояние удовлетворительное. Питание понижено. Кожа чистая. Живот болезненный при пальпации в эпигастральной области. Печень и селезенка не пальпируются. Стул оформленный, 1 раз в сутки. Мочеиспускание свободное, безболезненное.

При ФЭГДС - пищевод и кардия свободно проходимы, кардия смыкается. Слизистая оболочка резко отечна, гиперемирована, имеет «зернистый» вид. Жидкость в просвете двенадцатиперстной кишки мутная с нитями фибрина.

Назначено:

1. Режим полупостельный.

2. Стол П.

3. Денол по 1 таб. (0,12) 3 раза в день.

4. Омез по 10 мг 2 раза в день.

5. No–spa по 0,04 2 раза в день.

2. 14 лет. Диагноз: Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, ст. обострения. Хр. гастрит с повышенной кислотообразующей функцией желудка.

Работа на сестринском посту

Работала на сестринском посту педиатрического отделения (кол-во больных).

Ознакомилась с документацией среднего медперсонала, приемом и сдачей дежурства медсестрой поста.

Измерила температуру у 3 больных, графически отразила данные на температурном листе. Подсчитала частоту пульса и дыхания, измерила АД у 5 больных, занесла данные в температурный лист.

Раздавала лекарства 5 больным согласно листу назначений.

Взяла мазок из зева на патогенную флору и обработала слизистую ротовой полости 2%м содовым раствором 2 больным.

Разносила завтрак тяжелобольным - 4 (кормила грудных детей – 1).

Участвовала в отпуске физиопроцедур в физкабинете: ингаляции –2, УФО -1

Транспортировка 2 больных на кресле-каталке на ФГДС и участие в проведении данной процедуры.

Провела беседу на тему о ведении здорового образа жизни в палате №3 – присутствовало 4 человека.

Работа в процедурном кабинете

Приготовление рабочих дезинфицирующих растворов

Присутствовала на заборе крови из вены у 4 человек. Самостоятельно произвела забор крови из вены у 2 человек.

Сделала 2 внутривенные инъекции «эуфиллина», 2 подкожные инъекции гепарина, заполнила 8 систем для внутривенного капельного вливания и т. д.

Провела определение группы крови – 1.

Проводила подготовку шприцов к утилизации.

Присутствовал(а) при проведении ФЭГДС.

Подпись

дата, время

4. Ночное дежурство (одно в течение цикла)

Заступил(а) на ночное дежурство в 20.00. Принял(а) дежурство у дневной смены. Оставлено под наблюдение дежурного врача – 2 тяжелобольных. Провел(а) 4 внутримышечные инъекции антибиотиков согласно листам назначения. Проинформировал(а) больных о назначенных им на завтра процедурах и обследованиях. Поставил(а) 1 очистительную клизму. Оказывал(а) доврачебную помощь больному с нарушением ритма и вызвал(а) дежурного врача. Выполнял(а) назначения деж. врача: принимал(а) участие при снятии ЭКГ, заполнил(а) систему для внутривенного капельного вливания и выполнил(а) 1 внутримышечную инъекцию.

Утром раздал(а) лекарства 4 больным согласно листу назначений. Провел(а) термометрию у 8 больных и занесл(а) данные в температурные листы.

Делал(а) доклад на утренней пятиминутке при сдаче дежурства.

в отделении хирургического профиля

первый день :

Первая страница

Ознакомился(ась) с организацией работы и структурой больницы (описать базу)

Соблюдение условий безопасной работы и вопросов деонтологии

Прошла инструктаж по охране труда и технике безопасности с оформлением установленной документации. Обучилась безопасным методам труда (в необходимых случаях). Соблюдение правил личной гигиены. Ознакомилась с этическими основами профессиональной деятельности медицинской сестры, с правами пациента на информацию о медицинском вмешательстве.

Работа на сестринском посту

Работала на сестринском посту хирургического отделения (указать кол-во больных в отделении). Ознакомилась с документацией среднего медперсонала, приемом и сдачей дежурства медсестрой поста.

Подсчитал(а) частоту пульса и дыхания, измерил(а) АД у 5 больных, графически отразил(а) данные на температурном листе

Взял(а) мазок из зева на патогенную флору и обработал(а) слизистую ротовой полости 2% содовым раствором

Участвовал(а) в отпуске физиопроцедур в физ. кабинете: ингаляции – 2 , УФО-1

Сделал(а) 2 внутримышечных инъекции «цефтриаксона» в дозе …. и т. п.

Подпись

последующие дни:

28.06.11

8:00-14:00

Ознакомился(ась) со структурой хирургического отделения ЛПУ. Получил(а) для курации 2 палаты, под моим наблюдением находятся 6 больных.

Работал(а) на сестринском посту. Ознакомился(ась) с документацией среднего медперсонала, приемом и сдачей дежурства медсестрой поста

Необхо димо указывать, какую работу студент лично выполнил, каких больных курировал с указанием диагноза, приводятся сведения, манипуляциях и процедурах, участие в клинико- анатомических, научно-производственных конференциях выписке больных, при выписке и хранении медикаментов, стерильных растворов. Прием и санобработка больных, измерение антропометрических данных, измерение температуры тела и регистрация данных в температурном листе, измерение АД, частоты пульса и регистрация результата Выполнено иньекций подкожных,внутримышечных

Заполнено систем для в/венной капельной инфузии.

Подсчитал(а) частоту пульса и дыхания, измерил(а) АД у 5 больных, графически отразил(а) данные на температурном листе

Присутствовал(а) при проведении ФЭГДС.

Принял(а) 2 поступивших больных.

Сделал(а) очистительную клизму.

Подпись

Подпись

дата, время

4. Ночное дежурство (одно в течение цикла)

Участвовал в ____ , выполнил. Делала доклад на утренней пятиминутке при сдаче дежурства и т. д.

Подпись