Что стало с сомалийскими пиратами. Куда уплыли сомалийские пираты? Факты и домыслы

Говорят, поражение обычно бывает сиротой, зато у победы всегда очень много отцов. Не стадо в этом плане исключением и решение сомалийско-пиратской проблемы XXI века.

Кто победил сомалийских пиратов?

Не от хорошей жизни

Напомним читателю, что восточноафриканские флибустьеры занялись своим промыслом не от хорошей жизни. После того как Сомали развалилось на несколько квазигосударств, которые были не в состоянии контролировать свою прибрежную экономическую зону, там стали хозяйничать браконьеры из соседних стран, вылавливая тунца. Поначалу вооружённые сомалийские рыбаки выходили в море и просто отнимали у них улов. Затем подумали и стали отбирать суда и задерживать экипажи - а возвращали хозяевам за вознаграждение.
Аппетит приходит во время еды. Со временем экс-рыбаки переквалифицировались в профессиональных морских разбойников и своими целями уже выбирали суда покрупнее и побогаче - танкеры, сухогрузы, лайнеры, яхты. Благо через Аденский залив, соединяющий Красное море и Индийский океан, в год проходило до 20 тысяч судов.

Корабли не помогли

Одним из первых судов, удостоившихся внимания сомалийских джентльменов удачи, стал российский танкер «Монерон» в марте 2003 года. Пираты обстреляли его из автоматов и гранатомётов, но догнать на своих лодках не смогли.
Затем последовали другие нападения, и вскоре к району, опасному для судоходства, стали стягиваться военные корабли разных стран. Первыми в 2005 году приняли бой американцы. Когда их крейсер и эсминец решили проверить подозрительную рыбацкую лодку у берегов Сомали, с неё опрометчиво открыли огонь. Моряки США ответили из пулемётов, уничтожив одного из пиратов и ранив пятерых. Сняв с загоревшейся посудины двенадцать участников шайки, американцы по сути спасли им жизнь.
Количество нападений и, соответственно, заработки корсаров возрастали, достигнув в 2008 году суммы 150 миллионов долларов. Теперь уже даже ООН «благословила» все страны мира на борьбу с пиратами с помощью их флотов и ВВС. Была сформирована специальная корабельная группа, проведено несколько военных операций. Помимо кораблей НАТО в борьбе с пиратами приняли участие военные суда России, Индии, Пакистана, Японии и ряда других стран.
Несмотря на это, пираты не унимались, доведя свою добычу к 2010 году до 238 миллионов долларов. А общий ущерб от их действий составил 7 миллиардов. В эту сумму входили и необходимость для некоторых судов обходить опасный район, и затраты на страховку и т.д.
Кстати о страховке. Если кто-то думает, что на пиратстве наживались только джентльмены удачи, то это не совсем так. Нападения сомалийцев совсем неожиданно оказались выгодными для некоторых судовладельцев. Они страховали свои корабли и получали страховые выплаты за захват их имущества.
Известен случай, когда одно судно почти две недели дрейфовало у берегов Сомали, словно напрашиваясь на пиратский абордаж. И это, в конце концов, произошло. Флибустьеры привычно затребовали с владельца полтора миллиона долларов за судно, а тот взял и отказался, поскольку полученная страховка превышала эту сумму. Судьба же экипажа его мало волновала, хотя она в подобной ситуации была незавидной…
Эффективность от действий межнациональных ВМС снизила корсарскую активность где-то на 40 процентов. Стало ясно, что ответ на вопрос: «Как победить сомалийских пиратов?» надо искать не только в море.

«Мягкой» или «твёрдой» силой?

Тогда было решено действовать иначе. Во-первых, американцы подкупили наиболее крупных пиратских главарей, чтобы они прекратили заниматься разбоем и расформировали свои банды. И деньги платили немалые. Так, главарю одной из группировок, Мухаммеду Абди Харе, заплатили 20 миллионов евро.
Одних подкупили, зато появились другие…

Знаете ли вы что…

В 1999 году в Малаккском проливе был захвачен французский танкер «Шомон». Пираты связали членов команды, опустошили сейф и скрылись. 35 минут неуправляемый танкер шёл по узкому каналу, но избежал катастрофы.

Для рядовых пиратов США с помощью ООН создали ряд комфортабельных тюрем для перевоспитания. В тюрьмах мусульман-сомалийцев стали ещё и активно склонять к переходу в христианство, считая, что это удержит их от возвращения в преступный бизнес.
Были, однако, и сторонники более решительных мер. Так, официальное правительство Сомали в 2008 году наняло частную французскую военную компанию Secopex для обеспечения судоходства в Аденском заливе. Со слов руководства этой структуры, их сотрудники очистили прибрежную часть на северо-востоке Сомали, уничтожив при этом 300 пиратов. Что, впрочем, не помешало тем действовать здесь ещё несколько лет.
Сами официальные власти страны в 2009 году попросили денег на береговую охрану и пообещали справиться с проблемой двумя-тремя своими патрульными кораблями, при условии, что международные ВМС уйдут из территориальных вод Сомали. Судя по продолжавшейся пиратской эпопее, из этой затеи тоже ничего не вышло.
Несколько улучшило ситуацию сопровождение кораблей охраной из частных военных компаний. Ни одно судно, шедшее под охраной «частников», пиратами не было захвачено. Ещё бы! Наёмники не останавливались перед использованием тяжёлых пулемётов. Если бы не довольно высокая стоимость - порядка 35 тысяч долларов за группу из трёх-четырёх охранников, - это решение было бы оптимальным. Но его могли позволить себе не многие.
Вопрос с пиратами опять завис в воздухе…

Частное определение

И тогда, по одной из ныне широко распространённых версий, борьбу с пиратами взяли на себя… шейхи из эмирата Абу-Даби (ОАЭ). Почему-то спустя лишь три года после начала пиратского террора арабам надоела угроза их нефтяным танкерам, и они решили действовать. На выделенные ими 50 миллионов долларов частники из компании Blackwater сформировали так называемый отряд Пунтлендской морской полиции. Пунтлендом называлась одна из автономных провинций Сомали, где пиратство расцвело особенно пышным цветом. В состав отряда вошли колумбийские наёмники и инструкторы из ЮАР. Всего здесь было около тысячи человек, имеющих на вооружение стрелковое оружие, катера, лёгкие самолёты и вертолёты.
Учитывая, что, по западным данным, общее число пиратов в разное время не превышало тысячи, сил у Пунтлендской морской полиции должно было хватить. И эти силы пошли в бой…
Именно работе частников и приписывается главная роль в решении буквально за два года проблемы с сомалийскими пиратами в Пунтленде. Начиная с мая 2012 года, в прибрежной зоне квазигосударства больше не было захвачено ни одного судна.

Есть и другие претенденты

Впрочем, отдавать наёмникам славу победителей флибустьеров не спешат вооружённые силы стран Евросоюза, участвовавшие в антипиратских операциях в Аденском заливе, и понять европейских военных можно. Как объяснить своим налогоплательщикам, почему дорогостоящие акции с участием самых современных боевых кораблей не дали должного эффекта, а проблему решили обыкновенные частники, пусть и неплохо вооружённые?
И тогда 15 мая 2012 года корабельная авиация, взлетев с военных судов, патрулировавших Аденский залив, нанесла ракетный удар по пиратским базам на суше. По словам командующего объединёнными европейскими силами в регионе контр-адмирала Данкана Поттса, в результате точечных ударов мирные люди не пострадали, зато были уничтожены все пираты сразу. Этим и объясняют военные ЕС то, что с мая 2012 года прекратились нападения сомалийцев на торговые суда. Странное дело - что же мешало им нанести такой удар ещё в 2008 году?
Ещё одна сила, которая хотя и не претендует на громкую славу победителей флибустьеров, но, тем не менее, могла внести довольно существенный вклад в процесс уничтожения пиратства, - кенийская армия. В октябре 2011 года она вошла на территорию Сомали, две трети которой контролировала десятитысячная исламистская группировка Аш-Шабаб, являющаяся филиалом Аль-Каиды. У кенийцев с сомалийскими экстремистами были свои счёты за ряд террористических атак, которые те провели в Найроби, Момбасе и ряде других городов. Пришло время платить по счетам.
Кенийские войска при поддержке американских беспилотных летательных аппаратов выбили боевиков практически из всех городов и портов страны, выдавив их в сельские районы на севере страны.
«А при чём же тут пираты?» - спросит читатель. Оказывается, боевики Аш-Шабаб контролировали ряд пиратских баз и получали до 20 процентов от их доходов в качестве отступного. За эти деньги религиозные фанатики закрывали глаза на отступления своих «подопечных» от строгих канонов религии, прощая им пьянство, разврат и нападения на суда мусульманских стран.
Кенийцы же, по-видимому, особенно не отделяли одних от других при зачистке портов. Вот потому после их операции на побережье Сомали в Аденском заливе на целых пять лет наступило затишье. Впрочем, это тоже лишь одна из версий…

Некогда они терроризировали сотни кораблей из разных стран, но оказались бессильны перед скоординированным отпором.

В закладки

Пират на берегу Сомали. Фото The New Yorker

Сомалийские пираты - это, возможно, самая знаменитая часть современной истории Сомали, уходящая корнями во времена Холодной войны. С 2005 по 2012 год пираты захватили десятки кораблей и заработали миллионы долларов на их выкупе, пока ООН и НАТО тщетно пытались остановить угрозу. Организациям мешали слишком большие затраты и бюрократические формальности, которых, по некоторым данным, не нашлось у отряда профессиональных наёмников.

Причины пиратства

В 1961 году премьер-министр Сомали Абдирашид Али Шермарк (Cabdirashiid Cali Sharmaarke) Советский Союз и подписал дружественный договор между двумя государствами, предполагающий военную поддержку. В то время Сомали только разорвала отношения с Великобританией и ей нужен был новый и влиятельный союзник.

Вскоре СССР наладил поставки вооружения в Сомали, лишь за год вложив в развитие военной сферы страны около 50 миллионов долларов. Это было выгодное предложение - Советскому Союзу нужен был свой союзник в Северной Африке в противовес соседней от Сомали Эфиопии. Она была в союзе с США.

В 1977 году ситуация резко изменилась. Хорошо вооружённая сомалийская армия атаковала Эфиопию, затянув в войну и СССР. Однако советские власти не поддержали действия Сомали и перешли на сторону Эфиопии.

При поддержке СССР страна выбила нападающих со своей территории, нанеся серьёзный ущерб сомалийской армии. На фоне военного поражения вспыхнула гражданская война и стала распаляться благодаря кражам оружия с советских складов. Столкновения различных группировок разрушили социальную, экономическую и политическую инфраструктуру Сомали, и к 1991 году президента Мохаммеда Сиада Барра (Maxamed Siyaad Barre) свергли мятежники.

Без централизованного правительства страна погрузилась в хаос: лидеры различных группировок захватывали власть в районах и провозглашали себя едиными правителями, а граждане страны потеряли всякую политическую силу. Многие сбежали в соседние государства, но большой части населения некуда было идти.

Продажа тунца в Сомали. Фото Adeso

Сомали расположена недалеко от Аравийского моря на северо-востоке Африки, и большую часть средств местные жители получали с продажи тунца, креветок и лобстеров в местные магазины.

С началом войны у правительства не было денег на создание пограничной службы, чем воспользовались браконьеры. Они массово вылавливали рыбу и морепродукты и поставляли итальянской мафии, за год зарабатывая до 300 миллионов долларов. Параллельно с этим иностранные суда сливали химикаты в прибрежные воды, и в одночасье популяция рыбы снизилась.

Это нанесло ущерб не только браконьерам, но и рыболовам, которые лишились постоянного заработка. Им потребовался новый источник дохода, и внимание людей привлекли проходящие мимо Сомали корабли. Около 9 тысяч судов из Азии, Индии, Европы и ОАЭ ежемесячно перевозили дорогие товары и нефть. Зачастую судами управляли обычные моряки, а на борту не было охраны.

Хотя бы несколько удачных нападений на европейские суда могли бы обеспечить половину жителей Сомали до конца жизни.

Тактика нападений и ущерб

Редкие атаки пиратов на суда вблизи Сомали происходили и в 1980-х годах, но в начале 2000-х годов мафия, рыболовы и военные объединились и серьёзно подошли к планированию. Пираты вооружились автоматами Калашникова и гранатомётами с советских складов, закупили рации и GPS-навигаторы, а затем приобрели деревянные лодки с навесным мотором. Суда двигались со скоростью до 46 километров в час, и этого хватало, чтобы догонять большие корабли.

Фото East News

Пираты выбирали самый большой корабль из тех сотен, ежедневно проплывающих мимо берегов Сомали. Затем вооружались, садились в лодки и шли в сторону нужного судна. Поравнявшись с кораблём, они обстреливали его и метили в капитанскую рубку. Когда на атаку обращал внимание экипаж, пираты показывали им гранатомёт, намекая, что пустят его в ход, если судно не остановится.

Если корабль сбавлял скорость, пираты по лестнице забирались на палубу, собирали экипаж в одном месте и уплывали на корабле в собственные бухты. Для этого этапа операции пираты брали бывших военных. Рыболовы выступали исключительно как атакующая группа, поэтому и процент с захвата у них был куда ниже, чем у лидеров кланов и владельцев катеров, спонсирующих атаки.

Из среднего выкупа в 2,7 миллиона долларов моряк получал от 30 до 75 тысяч долларов. Средний годовой доход в Сомали составлял 300 долларов, и редко какой рыболов отказывался участвовать в пиратских рейдах.

В 2004 году около 640 тысяч жителей Сомали голодали и нуждались в социальной поддержке. ООН загруженные едой корабли в страну, но некоторые из них перехватили пираты и потребовали выкуп. Организация не вернула груз.

Обычно нападающие не трогали заложников, хоть и держали их в плохих условиях, часто заставляя голодать. Благодаря этому первые несколько лет с момента атак развитые страны не проявляли большого интереса к пиратам. Это привело к расширению границ пиратской деятельности и уверенности в собственной безнаказанности.

Однако относительно спокойное положение дел продолжалось недолго. В 2007 году пираты застрелили китайского заложника после того, как владелец судна отказался общаться с захватчиками. В октябре того же года пираты захватили японский танкер, после чего США отправила свои крейсеры для подавления пиратской деятельности. Усилий американского флота оказалось недостаточно: уже 29 октября пираты захватили сухогруз Северной Кореи и назначили выкуп в 15 тысяч долларов. Позже корабль всё-таки при поддержке вертолёта США, который регулярно патрулировал местность и помогал судам.

После этих нападений в 2008 году ООН приняла резолюцию по борьбе с пиратством. Для защиты судов-участников благотворительной программы по поставкам еды и жизненно важных ресурсов Евросоюз, Чили и Колумбия сформировали защитный флот. Он конвоировал корабли и отбивал любые атаки, однако коммерческие суда не защищал. В 2010 году ООН построила на территории Сомали в районе Пунтленд, ставшим неофициальной столицей пиратов, тюрьму для пиратов на 500 человек.

За 2008 год пираты провели 42 успешных захвата и заработали на выкупах 80 миллионов долларов. В этот же год российский флот впервые столкнулся с пиратами, и совместно с английскими крейсерами убил восемь из 12 нападающих. После этого Россия объявила о вступлении в борьбу против пиратства и стала участником самой масштабной морской коалиции в современной истории. К 2016 году в ней числилась 21 страна.

В 2009 году пираты захватили 46 судов, а в 2010 - 47, заработав примерно 238 миллионов долларов.

Всего с 2008 по 2012 год пираты захватили 170 судов с 3400 членами экипажа. Из них 25 моряков убили, а ещё 37 умерли от голода или покончили с собой.

14 марта 2017 года сомалийские власти заявили, что пираты захватили нефтяной танкер ОАЭ с восемью людьми на борту. Правительство Пунтленда отправило отряд, чтобы отбить судно. 15 марта 2017 года пираты выкуп, размер которого неизвестен.

Не так давно сомалийские пираты захватили очередное судно: у берегов Нигерии взят на абордаж танкер "Каламос". Пираты убили помощника капитана, а остальных членов экипажа взяли в заложники. Почему пираты продолжают угрожать судам даже в современном мире?

Почему в Сомали появились пираты?

Восточноафриканское государство Сомали существует только на бумаге. Считается, что на самом деле официальное правительство контролирует только центральные кварталы в паре городов, а остальная территория находится под контролем различных вооруженных группировок. Всего на территории государства насчитывается порядка 11 автономных образований.

Население этих автономий не горит особым желанием работать, да и трудиться особо негде, зато осталось много оружия со времен эфиопо-сомалийских войн и других конфликтов. Кроме того, рождаемость в Африке высока, а как прокормить детей, не работая, и куда податься молодежи?

Над тем, где раздобыть деньги, местное население размышляло недолго – мимо проходило много беззащитных судов, для захвата которых хватало утлой лодчонки и пары ржавых АК-47. Сначала пираты просто взимали плату "за проезд", а потом смекнули, что угнать судно и потребовать за него выкуп гораздо выгоднее.

Чем вооружены современные пираты?

В основном у пиратов можно обнаружить старые АК-47, АКМС, пулеметы РПК и М60, пользуются популярностью винтовки М16, а также Beretta и CIS SAR-80. Также на некоторых лодках можно встретить 12,7-мм пулемет Тип 54 (китайская копия ДШК).

Весьма популярны также гранатометы РПГ-7, один вид которых снижает волю к сопротивлению у гражданских моряков. Впрочем, спектр вооружения довольно широк - от оружия времен англо-бурской войны до самого современного, приобретенного на деньги, полученные за выкуп судов и заложников.

Сколько моряков стали жертвами пиратов?

Согласно данным из открытых источников, с 2005 по 2012 год более 3740 членов экипажей из 125 стран стали жертвами сомалийских пиратов, 97 из них погибли (в плену и когда отбивали штурм). Дело в том, что хранить оружие на борту гражданского судна согласно международным законам запрещено, поэтому отбиваться от вооруженных до зубов пиратов приходится буквально голыми руками.

В основном моряки пытаются отбиться от сомалийских флибустьеров с помощью брандспойтов или швыряя в них различные тяжелые предметы, при этом пираты поливают моряков свинцовым ливнем из автоматов и обстреливают из РПГ. Но когда суда нанимают частную военную охрану, пыл пиратов заметно остывает.

Кого боятся пираты?

Врагов у пиратов немного: в основном это русские, американские и индийские военные корабли, встречу с которыми переживают далеко не все пираты, а также, по неподтвержденной информации из разных источников, Бритни Спирс. Да-да, выяснилось, что проигрываемые на мощных колонках хиты "Baby One More Time" и "Oops! I Did It Again" приводят пиратов в панику и заставляют ретироваться.

С российскими судами у пиратов как-то не складывается: например, моряки танкера "Московский университет" 22 часа без оружия держались против вооруженных до зубов пиратов. Когда судно было все-таки захвачено, через некоторое время на помощь подоспел спецназ с БПК "Маршал Шапошников", который взял танкер штурмом и освободил моряков.

Военные США тоже с пиратами не церемонятся. Так, после атаки на американский контейнеровоз Maersk Alabama пиратам удалось захватить только капитана – морякам удалось отбиться. За капитана пираты потребовали 2 миллиона долларов, однако вместо выкупа пиратов навестили "морские котики". Итог операции – капитан спасен, трое пиратов убиты, один взят в плен.

Индийские моряки вообще не церемонятся с пиратами, стреляя по любым похожим на пиратские лодкам с вооруженными людьми.

Французские власти – другое дело, они еще и выплачивают компенсацию за моральный ущерб пиратам, напавшим на их суда. Так, Европейский суд по правам человека обязал выплатить каждому из задержанных французскими военными пирату от двух до пяти тысяч евро за "моральный ущерб", а также возместить судебные издержки в размере от трех до девяти тысяч евро. Всего 70 тысяч евро.

В постановлении суда говорится, что французские военные, задержавшие пиратов более чем на 48 часов, допустили "нарушение их (пиратов) прав на свободу и безопасность". А то, что пленные были причастны к нападению на девять французских кораблей, суд не учел.

Сколько получают пираты?

Пиратство в Сомали – дело прибыльное. По данным журнала Forbes, доход работающего местного жителя вряд ли превышает 500 долларов в год. В то же время после получения выкупа за судно доля каждого пирата составляет 30-75 тысяч долларов, бонус в несколько тысяч долларов идет первому взобравшемуся на борт пирату.

По данным ряда источников, львиная доля от прибыли (80-90%) идет на политическое прикрытие: взятки чиновникам, политикам, религиозным лидерам и представителям местных преступных группировок, чтобы те способствовали и не мешали преступному бизнесу.

У пиратов даже есть собственная биржа, расположенная в городе Харадхере - ее создателем стал бывший пират Мохаммед. На бирже присутствует несколько десятков пиратских компаний. Участвовать в торгах на бирже может каждый желающий, в качестве вложений принимаются не только деньги, но и оружие, наркотики, снаряжение и другие полезные вещи.

Хорошо известен пример сомалийской женщины, вложившей все свое имущество – гранаты от РПГ – в акции одной из "надежных" пиратских компаний. Вскоре пираты захватили испанский тунцелов, и после получения за него выкупа женщине спустя 38 дней после вложения заплатили 75 тыс. долларов.

Почему сомалийские пираты существуют до сих пор?

Казалось бы, общеизвестно, куда угоняют суда, где находятся их базы, но мировое сообщество не принимает практически никаких радикальных шагов, чтобы покончить с пиратством. Почему?

Версий довольно много, например, ходят слухи о заговоре страховых компаний – страхуют суда все судоходные фирмы, а захватывают пираты только единицы. К тому же с каждым новым захватом суммы страховых рисков только растут.

Впрочем, и бороться с пиратством непросто: побережье Сомали - это три тысячи километров, патрулировать которые довольно проблематично.

С пиратства кормится большая часть населения этой страны, в преступной схеме задействованы представители власти и религиозные лидеры. Поэтому, чтобы решить проблему, нужно прежде всего навести порядок в самом Сомали. А это уже огромные затраты, которые ни одна страна брать на себя не хочет.

Но все же ведущие мировые державы посылают периодически военные корабли для патрулирования неспокойных вод, и это приносит свои плоды - во время присутствия военных судов в акватории число нападений снижается.

О пиратах средневековья знают все – их романтические образы в книгах и фильмах знакомы каждому. Однако и в наши дни чрезвычайно актуальной остается проблема захвата торговых судов и экипажа с целью получения выкупа или продажи груза. жестоки и безжалостны, и в их занятиях нет ничего романтичного. Как они выглядят и чем промышляют сегодня – далее в обзоре.




Сомалийские пираты – пожалуй, одни из самых известных и опасных в современном мире. Пиратство в сомалийских водах начало процветать начиная с 2005 г., после гражданской войны. До этого большинство теперешних пиратов были обычными рыбаками. Бандитизм провоцировала перенаселенность, бедность и нехватка продовольствия. Учитывая доступность боеприпасов в Йемене, мужчины вооружаются до зубов по сравнительно низкой цене. Большинство пиратов – молодые люди, в возрасте до 30 лет, бывшие рыбаки или даже полицейские. Учитывая распространенные в их среде алкоголизм и наркоманию, сомалийские пираты часто теряют адекватность и проявляют особую жестокость. Они грабят не только рыболовецкие суда и частные яхты, но даже другие пиратские корабли.




Пираты Карибского моря занимаются грабежом уже несколько столетий. Но это не единственный и не основной источник дохода современных пиратов – наркоторговля приносит им еще большие барыши. А коррупция в среде государственных чиновников способствует процветанию незаконного бизнеса. Карибские пираты не менее опасны, чем сомалийские – они не гнушаются грабежом магазинов на суше и убийством свидетелей.




Небезопасным для грузовых судов считается также Малаккский пролив между Суматрой и Малайзией. Налеты пиратов в этом районе составляют 30-40% от всех нападений ежегодно. Они действуют очень быстро, нападают на корабль, проводят перевалку груза на свои судна, забирают деньги и личное имущество членов экипажа.


В 2000 г. достигло пика пиратство в юго-восточной Азии: 242 случая из общего числа 460 нападений за год. Однако в Сингапуре, Индонезии и Таиланде правительство предпринимает усилия по борьбе с пиратством, поскольку доставка товаров на грузовых судах остается одним из основных способов импорта и экспорта в юго-восточной Азии.




Одним из самых удобных для пиратства регионов остается Индонезия, которая насчитывает около 17500 островов. Индонезийские пираты вооружены ножами, пистолетами и гранатами, они прячутся среди островов и всегда нападают неожиданно. Ранее необитаемые острова теперь стали прибежищем для пиратов, где они хранят награбленное имущество. И хотя количество нападений здесь значительно сократилось с 2011 г., индонезийские воды остаются одним из самых опасных регионов для грузовых судов.

Кто такие пираты Сомали? Как зарождалась эта банда? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Сомалийскими пиратами являются современные вооружённые группировки, с целью выкупа захватывающие корабли у берегов Сомали. Они вооружены, как правило, гранатомётами и автоматическим оружием. Используют в качестве транспортных средств малотоннажные суда (моторные лодки, катера, рыболовецкие шхуны).

Организация

Пираты Сомали зачастую великолепно организованы, но подготовлены не очень хорошо. Территориальные воды Сомали имеют статус места дислокации военно-морских баз некоторых стран и межнациональных организаций, а также милитаризованных (полицейских, военных, гуманитарных) зон ответственности охраняющих, патрулирующих или проверяющих сторон. Для того чтобы обеспечить судоходству безопасность, район действия пиратов патрулируют силы ВМФ России, стран-членов НАТО, Индии и иных государств.

Состав группировок

Пираты Сомали - это молодые люди 20-35 лет из Путленда (самопровозглашённое государство на северо-востоке Сомали). По сведениям агентства ВВС, пираты подразделяются на такие категории лиц:

  • эксперты, работающие с техникой, в основном с GPS-аппаратурой;
  • местные рыбаки, понимающие толк в морских ситуациях;
  • бывшие военные, участвовавшие во внутренних битвах Сомали в составе местных союзов.

Ассоциация содействия морякам Западной Африки выяснила, что есть около пяти базовых пиратских банд, в которых имеется тысяча боевиков при оружии.

Появление пиратства

Как и почему возникли пираты Сомали? С 1991 года эта страна фактически прекратила своё существование в виде централизованного государства, разделившись на зоны действия местных властей. С тех пор финансовая система и централизованная экономика в ней не действуют.

Страна насыщена оружием. Благодаря этому нюансу совершенно не сложно создавать великолепно оснащённые рейдерские команды. Местное правительство (вернее, племенные лидеры и полевые командиры) либо участвует в пиратском промысле, либо закрывает на него глаза. Оно не заинтересовано в каких-либо противодействиях боевикам, так как те не оказывают никакого влияния на его межнациональный статус.

Каким образом начали проводить пираты Сомали захваты судов? Вблизи этой страны пролегают маршруты кораблей, направляющихся через из стран Азии и Персидского залива в Средиземноморье. Кроме того, здесь часто ходят суда, следующие в порты индийской ривьеры Африки или из них. Известно, что страны Европы и Азии достаточно часто заключают между собой торговые контракты. В итоге внушительный поток кораблей с ценными грузами превращается в массу объектов для вероятного захвата.

Пиратство в этой области планеты с 2004 года стало развиваться ускоренными темпами. Межнациональное морское бюро сообщило, что в сомалийских водах с начала 2008 года на транспортные суда совершено более 100 нападений. За этот период боевики смогли захватить 40 кораблей, 13 из них не освобождены до сих пор. В плену по сей день находится около 268 человек из различных стран.

С 10 по 16 ноября 2008 года в этом районе было реализовано 11 атак (три корабля были угнаны), и зарегистрированы четыре эпизода, в которых велась стрельба. Пираты всегда использовали довольно мощное стрелковое оружие и даже гранатомёты, но до сих пор от их рук не погиб ни один моряк. Возможно, это связано и с отвратительной подготовкой и с преднамеренной тактикой боевиков, которые понимают, что если прольётся кровь, их ждёт жёсткое преследование на берегу. Именно поэтому пираты по отношению к заложникам-морякам лояльны, а выкуп требуют у компаний и корпораций, владельцев грузов и кораблей.

Конечно же, охота на пиратов Сомали открыта. Межнациональные силы и спецназ стран, отправивших свои ВМФ в район инцидента, всё чаще открывают огонь на поражение. В 2010 году боевики обвинили спецназ России в казни 10 пиратов без суда и следствия. Этот казус произошёл после освобождения русского танкера.

В 2011 году, 22 февраля, ситуация изменилась: морские разбойники лишили жизни заложников США на пойманной яхте, которая преследовалась американским судном. Боевики открыли огонь по военному кораблю из РПГ, но промазали. После этого на яхте были убиты 4 гражданина США.

Межнациональная реакция

Когда началась борьба с пиратами Сомали? В 2008 году, 7 октября, принял постановление № 1838, которое разрешило государствам использовать ВВС и ВМС в этом противостоянии.

В 2008 году, 8 декабря, ЕС начал операцию «Атланта», а в январе 2009 года была создана оперативная смешанная группа № 151.

Первостепенное значение имеет постановление № 1816, принятое Советом Безопасности ООН в 2008 году. Именно оно устанавливает основы борьбы с пиратством у берегов Сомали.

Оперативники смогли задержать всего 500 боевиков, две трети из которых потом были отпущены. В 2010 году, в апреле, по инициативе России была принята резолюция Совета Безопасности ООН об эффективном уголовном преследовании за пиратство.

Первые морские бои

Известно, что медаль за борьбу с пиратами Сомали СКР «Неустрашимый» была вручена многим оперативникам. 2003 года морские бандиты напали на русский танкер «Монерон», выполнявший рейс в Кению из Саудовской Аравии. Семь пиратов на двух моторных лодках преследовали судно около часа, стреляя из гранатомётов и автоматов.

В 160 км от берегов Сомали 5 ноября 2005 года боевики атаковали круизный лайнер «Сиборн спирит», который следовал из Александрии на Сейшелы. Известно, что в 2005 году пираты организовали около 23 рейдов.

Бой с корсарами, в котором также принимало участие два корабля ВМС США (эсминец и ракетный крейсер) произошёл в 2006 году. Эта баталия считается первой морской схваткой XXI века. Необходимо добавить, что Всемирная продовольственная программа ООН зафрахтовала сухогруз «Розен», а в 2007 году его захватили пираты. В этом же году они задержали японский танкер.

Убытки 2011 года

В 2011 году морские разбойники из Сомали нанесли ущерб в 6,6-6,9 миллиарда долларов. Об этом можно прочесть в отчёте Oceans Beyond Piracy (проект американского фонда One Earth Future).

2012 год

Пираты Сомали фотографироваться обожают с трофеями. В Аравийском море в 2012 году, 10 мая, они взяли на абордаж греческий танкер «Смирни», идущий под флагом Либерии. Он транспортировал 135 тыс. тонн сырой нефти.

Европейцы впервые в 2012 году, 15 мая, обстреляли пиратов на землях Сомали. Они нанесли ракетный удар с воздуха: в операции участвовала авиация, размещённая на кораблях ВМС Европы, патрулирующих Командир объединённых сил Европы в регионе контр-адмирал Поттс Данкан заявил, что обстрел был точечным и среди местных жителей не было потерпевших. Из европейцев также никто не пострадал. К какой стране принадлежала авиация, не сообщили.

Благодаря действиям межнациональной коалиции с мая 2012 по май 2013 года морским грабителям не удалось поймать ни одного корабля. В ликвидации пиратства сыграла важную роль и операция спецотряда морской полиции Путленда. Силами этой организации были уничтожены наземные базы боевиков. После её создания корсарам пришлось уйти на Галмудугское побережье.

Экономические последствия

Ущерб от деятельности пиратов Сомали возрастает каждый год. Размеры выкупов существенно увеличились, они взаимосвязаны с размерами пойманных судов. Если ранее сумма не превышала 400-500 тыс. долларов, то сегодня она уже составляет около 5 миллионов.

Программа круиза

В 2009 году появились туры «Сомали». Пираты так допекли людей, что некоторые начали в Интернете рекламировать круизы вдоль берегов этой страны. Программа туристического путешествия за 2009 год стоила всего 1500 долларов. Организаторы предлагали безнаказанную охоту на пиратов из любимого оружия.

Они писали, что их судно будет плавать вдоль сомалийского поморья, ожидая нападения корсаров. Туристам предлагалось брать с собой оружие или арендовать его у организаторов круиза.

Судно должно было выйти из Момбаса (Нигерия) и идти вдоль берега Сомали до Джибути, где путешествие и заканчивалось. Сообщалось, что на корабле каждый путешественник может бесплатно получить сто трассирующих патронов. Предприимчивые гиды обещали туристам, что пираты нападут как минимум два раза. А если этого не случится, утверждали, что вернут половину стоимости круиза.