Территориальные воды черного моря. Делимитация границы между рф и украиной в азовском и черном морях. Как выглядит побережье морей

По одной из версий, Россия хочет выторговать днепровскую воду для Крыма. В Азовском море до сих пор не обозначены государственные границы – ​ и это одна из причин вседозволенности России, Украина же заявила, что не станет терпеть наглости россиян.

За последние три месяца акватория Азовского моря превратилась в военно-морской плацдарм. Тут проводят учения и останавливают все без исключения гражданские торговые корабли. Такие выводы делают аналитики украинской неправительственной организации «Майдан иностранных дел» совместно с ресурсом BlackSeaNews. Эксперты ежедневно мониторят ситуацию на море.

«Надо быть готовыми к вторжению. О возобновлении переговорного процесса с Россией насчет делимитации и демаркации границы вспоминать не имеет смысла», – считает главный редактор интернет-ресурса BlackSeaNews Андрей Клименко .

Украинская азовская флотилия состоит из пограничных катеров, их назначение – патрулирование, а не морской бой, поэтому армия территориальную оборону . Нынешним летом Объединенные силы отрабатывали именно такие сценарии.

Украинская армия территориальную оборону в Азовском море возлагает на авиацию и артиллерию

Пограничники признаются, такой активности и наглости, которую сейчас демонстрируют россияне, никогда не видели. Боевые единицы чуть ли не вплотную подходят к украинскому берегу. Только за август таких случаев пограничники насчитали более 50.

«Ситуация в Азовском море, пока остается сложной. Ежедневно в 10 морских милях от побережья мы наблюдаем российские пограничные катера», – рассказывает начальник пресс-службы Мариупольского пограничного отряда Артем Поляков .

История вопроса

Согласно международному морскому праву, государственные границы заканчиваются в 12 морских милях от берега – то есть за 22 километра. Но это не касается Азовского моря, потому что с 2003 года, по соглашению Украины и России о совместном использовании Азовского моря, нейтральные воды начинаются сразу за береговой линией. Поэтому пока это соглашение в силе, российское присутствие возле украинских берегов вполне законно.

А пересматривать границы начали после Тузлинского конфликта. Тогда Россия начала строить дамбу к Тузле, чтобы перенести границу за остров. Так Кремль хотел контролировать единственный судоходный путь из Черного в Азовское море, хотя с 1954 года он находился под юрисдикцией Украины.

«Я иду на конфликт с Украиной ради того, чтоб отстоять российские национальные интересы», – заявлял тогда глава партии «Родина» Дмитрий Рогозин .

В тот момент план россиян не удался, строительство остановили буквально в десятках метрах от острова.

«Мы не собираемся вести переговоры по тем вопросам, которые для Украины уже решены», – сказал тогдашний президент Украины (1994-2005) Леонид Кучма .

​В 2003 году Россия и Украина договорились, что море будет общим. А вот определять линию морской границы россияне не хотели, вспоминает Леонид Осаволюк, соавтор соглашения и член делегации тех переговоров.

Международное право позволяет Украине без согласия какой-либо стороны, установить ширину территориального моря в 12 милях от берега

Леонид Осаволюк

«Мы уговаривали российскую сторону начать такие переговоры, нам отвечали: «Мы не понимаем, о чем идет речь». Категорической была позиция России в том, что эти воды разграничивать нельзя. Мы согласились на те дефиниции, которые навязывала российская сторона, что это совместные воды, исторические воды, внутренние воды», – вспоминает обстоятельства член делегации Украины на переговорах с Россией по демаркации государственной границы до 2014 года Леонид Осаволюк.

Российская сторона была против, чтобы Керчь-Еникальским каналом владела только Украина. Споры о линии разграничения не утихали вплоть до 2008 года. Украина настаивала на своем варианте – контроль двух третей, а Россия – на своем праве почти на половину акватории.

Договориться удалось лишь в 2008 году, когда координаты линии определили по международным правилам. Она почти не отличалась от первого варианта. Поэтому Украине отошло 63%, а России – 37% Азовского моря. И хотя все карты уже были подписаны, их так и не ратифицировали.

Шантаж?

Наращивание боеспособности и усиленный контроль над Азовским морем россияне оправдывают охраной Керченского моста, который, кстати, теперь проходит через остров Тузла.

«Мы действуем согласно договору об Азовском море. Это море является внутренним морем, мы договор не нарушаем ни на йоту. Мы должны там действовать решительнее, не стесняться досмотров… Да, досмотры есть, они на самом деле присутствуют, ну а как? Что нам делать, если нам угрожают Керченский мост даже взорвать?!» – делится позицией в СМИ глава комитета Госдумы России по делам СНГ Леонид Калашников .

В Госдепартаменте США Азовское обострение считают крайне опасным и, в случае агрессии, готовы помогать Украине.

«Реакция – поддержка Украины, санкциями в отношении России, закрытие пробелов в оборонных возможностях Украины», – указывает спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер .

Некоторые эксперты убеждены, что атаковать с моря российский флот не собирается, а бряцает оружием, чтобы Украина дала воду Крыму.

«Я не думаю, что будет какое-то масштабное вторжение, будет постоянно какое-то давление, будут большие проблемы с нашими торговыми партнерами, с экспортом продукции», – считает министр обороны Украины 2007-2009 годов Юрий Ехануров .

Президент Украины Петр Порошенко уже распорядился усилить оборону Приазовья и разработать план выхода из ситуации, однако деталей стратегии пока не разглашают.

«Я не собираюсь с этим мириться и твердо убежден, что ситуация, которая складывается сейчас, категорически неприемлемая. Я поручил подготовить соответствующее заседание СНБО по этому поводу и прошу МИД внести как можно скорее свои предложения. Коварные действия Москвы не будут оставаться безнаказанными», – подчеркнул Порошенко.

​Чтобы Россия не наглела в Азовском море, эксперты советуют правительству Украины, как можно быстрее, разорвать соглашение о совместном море в одностороннем порядке. Это позволяет третья статья Конвенции ООН.

«Международное право, конвенция ООН по международному морскому праву позволяет каждому государству, в том числе и нам, самостоятельно, без согласия какой-либо стороны, установить ширину территориального моря в 12 милях от берега», – указывает Леонид Осаволюк.

После этого, по мнению эксперта, Украина имеет все основания обращаться в международный суд и созывать страны, подписавшие Будапештский меморандумом и гарантировавшие Украине неприкосновенность и суверенитет.

После присоединения Крыма к России произошли изменения морских границ в Чёрном море. В результате этого, скорее всего, газопровод "Южный поток" пойдёт по другому маршруту. Кроме этого Россия обретает новые возможности для экспорта своей продукции через порт в Керчи. Интересно познакомиться с картами новых границ. В Чёрном море 12 морских миль от побережья являются территориальными водами государства, 250 миль составляют особую экономическую зону. По договору 2003 года об Азовском море территориальные воды стран ограничены 5-километровой зоной, остальные воды находятся в совместном хозяйственном владении. В дополнение к этому можно посмотреть и на проект нового моста, связывающего Таманский полуостров с Крымом. Керческий пролив греки именовали Босфор Киммерийский, а вот пролив отделяющий Малую Азию от Балканского полуострова греки называли Босфором Фракийским.
P.S. Я думаю, мало кто знает, что легендарная Колхида аргонавтов располагалась вовсе не в болотистой Джорджии, как наивно полагают некоторые филологи, а... на берегах Босфора Фракийского ("Бычьего прохода"). Корабли древних ахейцев назывались бусы ("быки") или минотавры ("быки Миноса") - вот почему этот пролив был так назван, иногда морские корабли ахейцы называли гиппокампами ("морскими конями"), поэтому на носу их были изображения или головы быка, или головы морского конька. Чёрное море древние греки называли Понтом Эвксинским ("Морем гостеприимным", а финикийцы Северным морем ("Ашкенас"). Но к Колхиде мы обратимся после внимательного изучения пути аргонавтов, что собой представляло золотое руно - цель их путешествия...

1.Границы России и других стран в Чёрном море до присоединения Крыма
2. Границы России и других стран в Чёрном море после присоединения Крыма

3. Месторождения нефти и газа в бассейне Чёрного и Азовского морей и суши
4. Керченский пролив и переправы с материковой России в Крым
5. Граница в Чёрном море между Украиной и Румынией после решения Международного Суда ООН 3 февраля 2009 года, когда Румынии перешло 79, 4% спорных территорий нефтегазоносного шельфа

Чёрное море — внутреннее море бассейна Атлантического океана. Проливом Босфор соединяется с Мраморным морем, далее, через пролив Дарданеллы (эти проливы зачастую называют черноморскими проливами) — с Эгейским и Средиземным морями. Керченским проливом соединяется с Азовским морем. С севера в море глубоко врезается Крымский полуостров. По поверхности Чёрного моря проходит водная граница между Европой и Малой Азией.

Площадь Чёрного моря — 422 000 км² (по другим данным — 436 400 км²). Очертания Чёрного моря напоминают овал с наибольшей осью около 1150 км. Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км. Наибольшая глубина — 2210 м, средняя — 1240 м. Объём воды в море составляет 555 тыс. км3. Характерной особенностью Чёрного моря является полное (за исключением ряда анаэробных бактерий) отсутствие жизни на глубинах более 150—200 м из-за насыщенности глубинных слоёв воды сероводородом.

Древнегреческое название моря — Понт Аксинский (др.-греч. Πόντος Ἄξενος, «Негостеприимное море»), встречается и название «Скифского». В «Географии» Страбона (7.3.6) предполагается, что такое название море получило из-за трудностей с навигацией, а также диких враждебных племён, населявших его берега. Однако скорее всего греки восприняли местное скифское название моря, представлявшее рефлекс др.-иран. *axšaina — «тёмно-синий», «тёмный», соотносящееся с его нынешним названием, и переосмыслили его по созвучию с греческим словом «негостеприимный». Позднее, после удачного освоения берегов греческими колонистами, море стало называться Понтом Эвксинским (греч. Πόντος Εξενος, «Гостеприимное море»). Впрочем, у Страбона (1.2.10) есть упоминания о том, что в античности Чёрное море называли и просто «морем» (pontos). Позже, в X—XIV века, в древнерусских, арабских и западных источниках оно упоминается как «Русское море», что связано с его активным использованием скандинавскими мореплавателями — варягами-русью. В «Повести временных лет» говорится «А Дънепрь вътечеть в Понтьское море трьми жерелы, еже море словеть Руськое…».

Современное название «Чёрное море» нашло своё соответствующее отображение в большинстве языков: кабард.-черк. Хы шIуцIэ, греч. Μαύρη θάλασσα, болг. Черно море, рум. Marea Neagră, англ. Black Sea, тур. Karadeniz (в противоположность Akdeniz «Средиземное море»), укр. Чорне море, абх. Амшын Еиа и др. Существует целый ряд гипотез относительно причин возникновения такого названия:

Одна из гипотез связана с принятым в ряде азиатских стран «цветовым» обозначением сторон света, где «чёрный» обозначал север, соответственно Чёрное море — северное море.

Другая гипотеза происхождения названия основывается на том, что металлические предметы (например, якоря), опущенные в воду моря глубже 150 м на длительное время, покрывались налётом чёрного цвета благодаря действию сероводорода.

Берега Чёрного моря изрезаны мало и, в основном, в северной его части. Единственный крупный полуостров — Крымский. Крупнейшие заливы: Ягорлыцкий, Тендровский, Джарылгачский — на Украине, Каркинитский, Каламитский и Феодосийский — в Крыму, Варненский и Бургасский — в Болгарии, Синопский и Самсунский — у южных берегов моря, в Турции. На севере и северо-западе при впадении рек разливаются лиманы, имеются заболоченные и солоноватые участки. Общая длина береговой линии — 3400 км.

Ряд участков побережья моря имеют собственные названия: Южный берег Крыма в Крыму, Черноморское побережье Кавказа в России, Румелийский берег и Анатолийский берег в Турции. На западе и северо-западе берега низменные, местами обрывистые; в Крыму — в основном низменные, за исключением южных гористых берегов и полуострова Тарханкут на западе. На восточном и южном берегах к морю вплотную подступают отроги Кавказских и Понтийских гор.

Островов в Чёрном море мало. Самый крупный остров Джарылгач, его площадь 62 км². Остальные острова намного меньше, крупнейшие — Березань и Змеиный (оба площадью менее 1 км²).

В Чёрное море впадают следующие крупнейшие реки: Дунай, Днепр, Днестр, а также более мелкие Мзымта, Псоу, Бзыбь, Риони, Кодор, Ингури (на востоке моря), Чорох, Кызылырмак, Ешильырмак, Сакарья (на юге), Южный Буг (на севере), Камчия, Велека (на западе). Годовой речной сток в Чёрное море составляет около 310 км³, причём 80 % этих вод выносится на северо-западную шельфовую часть, в основном Дунаем и Днепром.

Чёрное море заполняет изолированную впадину, расположенную между Юго-Восточной Европой и полуостровом Малая Азия. Эта впадина образовалась в эпоху миоцена, в процессе активного горообразования, разделившего древний океан Тетис на несколько отдельных водоёмов (из которых впоследствии, кроме Чёрного моря, образовались Азовское, Аральское и Каспийское моря). Первоначально, 14-5 млн. лет назад Черное море входило в состав Сарматского моря (от Балатона до Арала). Затем оно вновь соединилось со Средиземным морем, образовав на несколько миллионов лет Меотическое море. Затем образуется пресноводное Понтическое море (включавшее Каспий), которое сменяет соленое Карангатское море (100-20 тыс. лет назад) и, затем, снова пресноводное Новоевксинское море (20-7 тыс. лет назад)

Одна из гипотез возникновения Чёрного моря (см. Теория черноморского потопа) гласит, что 7500 лет назад оно представляло собой самое глубокое на Земле пресноводное озеро, уровень был ниже современного на сто с лишним метров. По окончании ледникового периода уровень Мирового океана поднялся, и Босфорский перешеек был прорван. Были затоплены в общей сложности 100 тыс. км² (плодороднейшие земли, уже возделываемые людьми). Затопление этих обширных земель, возможно, стало прообразом мифа о всемирном потопе. Интересно, что аналогичную версию происхождения моря высказывал ещё Плиний Старший. Возникновение Чёрного моря, согласно данной гипотезе, предположительно, сопровождалось массовой гибелью всего пресноводного живого мира озера, в результате разложения останков которого произошло сероводородное заражение глубинных толщ моря.

Черноморская впадина состоит из двух частей — западной и восточной, разделённых поднятием, являющимся естественным продолжением Крымского полуострова. Северо-западная часть моря характеризуется относительно широкой шельфовой полосой (до 190 км). Южное побережье (принадлежащее Турции) и восточное (Грузия) носит более крутой характер, полоса шельфа не превышает 20 км и изрезана целым рядом каньонов и впадин. Материковый склон Чёрного моря заметно расчленён подводными долинами. На юге моря, между Синопом и Самсуном параллельно берегу лежит система подводных хребтов. Центральная часть черноморской котловины представляет собой относительно плоскую равнину. Глубины у берегов Крыма и Черноморского побережья Кавказа увеличиваются крайне быстро, достигая отметок свыше 500 м уже в нескольких километрах от береговой черты. Максимальной глубины (2210 м) море достигает в центральной части, к югу от Ялты.

С севера Керченский полуостров омывается Азовским морем, с юга – Азовским, с востока – Керченским проливом. Все эти морские воды относятся к бассейну Атлантического океана.

Площадь Черного моря 423 тыс. км 2, максимальная глубина – 2245 м, средняя – 1197 м. Площадь Азовского моря 38 тыс. км 2, максимальная глубина – 14 м, средняя – 8 м.

У восточного побережья Крыма Черное и Азовское моря соединяются узким Керченским проливом (ширина – 15 км, длина около 40 км). Керченский пролив мелководен. Наибольшие глубины находятся во входах в него, но и они не превышают 10 м в северном и 17 м в южном входе. К середине пролива глубины постепенно уменьшаются и составляют 5-7 м. Для того, чтобы проливом могли пользоваться большие суда, в 1874 г. были проведены дноуглубительные работы и прорыт Керчь-Еникальский канал, вдоль которого проходит и современный фарватер. В Керченском проливе обычны течения, направленные из Азовского моря в Черное, но при сильном южном ветре течение может меняться на противоположное. Средняя скорость течения в проливе 0,6-0,9 км/ч, при сильных ветрах она может достигать 5,5 км/ч. От берега пролива выступает обширная отмель косы Тузла. До 1925 г. коса соединялась с восточным берегом Керченского пролива, но после сильного шторма здесь образовалась мелководная промоина и сейчас коса Тузла фактически является островом. Берега косы не имеют постоянных очертаний и особенно после сильных штормов, ее северо-западные и юго-восточные оконечности подвержены значительным изменениям.

Коса Тузла

Гидрологический режим Керченского пролива обусловлен его мелководностью, водообменом с Черным и Азовским морями и метеорологическими условиями. Вследствие мелководности пролива нагревание и охлаждение водных масс происходит быстро по всей толще воды.


Водообмен с Черным и Азовскими морями обуславливает распределение солености, плотности, прозрачности и цвета воды. Приток вод Азовского моря опресняет Керченский пролив. Ветер – основной метеорологический фактор, влияющий на гидрологический режим: волнение, течения, сгоны, нагоны и перемешивание водных масс.

Колебания уровня воды в Керченском проливе обусловлены речным стоком, атмосферными осадками, испарением, ветром (сгонно-нагонные колебания) и водообменом с Черным морем. В теплый период года уровень воды в проливе обычно выше, чем в холодный.

В районе Керченского пролива преобладают волны высотой 1-2 м. Волны высотой около 3 метров встречаются очень редко. В Азовском море максимальная высота волн 3,5-4 м. В Черном – 5-7 м. Длина волн в Керченском проливе 10-15 м, период обычно менее 5 с. Иногда в Керченском проливе встречаются короткие и очень крутые волны, представляющие опасность для судов.

Крушение судна в Керченском проливе зимой 2007 года

Волнение развивается быстро. Уже через 4-6 ч после усиления ветра оно достигает наибольшего развития в зависимости от скорости ветра. Интенсивность волнения изменяется по сезонам – максимальным оно бывает осенью и зимой, а минимальным – в мае-июне. В режиме волнения наблюдаются и суточные изменения. В большинстве случаев высота волн с послеполуденные часы больше, чем в утренние. Это ярче всего выражено летом, когда развивается бризовая циркуляция – после полудня волна становится на 10 см выше, чем утром.

После того как ветер прекратился, волнение не утихает сразу, сохраняется зыбь – пологие плавно двигающиеся волны. Если сильный ветер стал причиной нагона вод на одной части пролива и сгона – в другой, возникают колебания уровня, похожие на колебания чашек часов. Эти колебания называют сейшами. Причиной их может быть также резкое изменение атмосферного давления. Такие сейшевые колебания (в среднем 20-40 см) в Керченском проливе хорошо выражены.


Зыбь в Керченском проливе

Ударная сила волн очень велика. Так, при ветре 4-5 баллов, ударная сила волны с периодом 11 с составляет до 5,7 т на 1 м 2 .

В то время как все океаны и большинство морей имеют почти одинаковую и высокую соленость, в Черном море она в 2 раза ниже из-за слабой связи с океаном, обильного речного стока и затрудненного водообмена между верхними и нижними слоями. В результате своеобразного распределения солености и температуры в толще воды Черное море имеет особую структуру: верхний слой ее – от поверхности до 200 м – содержит кислород, в нижнем – глубже 200 м – кислород исчезает и появляется сероводород.

Приливы и отливы в Черном море малы (8-9 см) и регистрируются лишь приборами.


Азовское море – самое мелководное в мире – благодаря рекам Дон и Кубань имеет еще более низкую соленость (почти в два раза ниже черноморской) и является самым восточным и опресненным из морей Атлантики. Соленость поверхностного слоя Керченского пролива составляет 12-15 ‰, Азовского моря – 10-12 ‰, Черного моря – 18 ‰.

В бассейне Черного моря обитает около 3800 видов растений и животных, из них грибов, водорослей и высших цветковых растений – 1619 видов, беспозвоночных животных – 1983 вида, рыб – 193 вида.

Наряду с экологическими факторами (соленость, температура и др.) состав флоры и фауны вод, омывающих Керченский пролив определяют и исторические причины – во время неоднократных соединений со Средиземным морем Черное море осолонялось, а когда теряло связь с ним, опреснялось. В фазы осолонения в море поселялись средиземноморские виды растений и животных – иммигранты. Какая-то часть флоры и фауны, адаптированная к менее соленым водам, вымерла, а остальная была оттеснена в прибрежные озера или устья рек. Такие реликторвые (остаточные) организмы существуют и сегодня; их именуют в соответствии с происхождением каспийскими. Таким образом, современная флора и фауна вод Черного и Азовского морей относится к двум основным категориям – средиземноморским иммигрантам и каспийским реликтам.

Недавнее заявление президента Украины Петра Порошенко о том, что он собирается вернуть Крым теперь уже с помощью возрождения военно-морских сил "незалежной", вызвало у многих флотоводцев недоумение: то ли смеяться, то ли перестать реагировать на всякие чиновничьи глупости.

Но ситуация еще более усугубилась, когда Порошенко озвучил в Одессе план разработки и реализации Государственной целевой программы развития кораблестроения на период до 2035 года. И добавил, что одной из важнейших задач считает обеспечение безопасности и обороноспособности в Азово-Черноморском регионе.

Согласитесь, что подобное президентское заявление довольно забавно. Ведь за всё время независимости сама Украина в Николаеве в 2011 году заложила всего один более или менее современный военный корабль - корвет проекта 58250 "Володимир Великий". По украинским данным, на стапеле сегодня стоит всего 43% корабля.

Напомним, во времена СССР в Николаеве строили авианесущие крейсеры, по сравнению с которыми украинский корвет водоизмещением 2650 тонн - небольшой бронекатерок. Большую же часть ВМС "незалежная" позорно потеряла в марте 2014 года. Тогда многие корабли подняли Андреевские флаги и перешли на сторону России. И Киев остался всего с половиной своих боевых кораблей, которые были перебазированы в Одессу. Некоторые вообще тащили на буксире, все корабли давно устарели, в том числе и флагман - фрегат "Гетман Сагайдачный". Всего лишь один ракетный катер проекта 206МР вооружен устаревшими противокорабельными ракетами П-15М "Термит". Недавно один из катеров в своих территориальных водах подорвался на якобы морской мине Второй мировой войны. Да и единственное военно-морское учебное заведение - Академия военно-морских сил имени П. С. Нахимова, переехало уже в российский Севастополь.

Даже не специалисту ясно, что "морское" заявление Порошенко - это пустая демагогия. Цель: подсобрать рейтинг у украинских моряков, заодно порадовав собственных реваншистов. Да и традиционный "распил" пока никто не отменял. Не исключено, что за следующие 10-15 лет на Украине смогут построить 2-3 корвета проекта 58250, вооружённых французскими ПКР Exocet. Но по сравнению с российским Черноморским флотом - это меньше капли в море. При гипотетическом военном столкновении флот Украины будет мгновенно уничтожен полностью с помощью различных морских ракет, в том числе наземного базирования "Бастион". Так о каком "возвращении" Крыма Украине с помощью флота может быть речь?

Однако есть более интересная проблема, о которой пока все молчат. Речь идет о новых морских границах в Азовском море и доступе к его акватории. Напомним, последнее заявление о делимитации границ морского пространства в Азовском и Чёрном морях было подписано в 2012 году Владимиром Путиным и Виктором Януковичем. Но окончательного решения так и не было принято.

Существовала условная граница, довольно спорная, проходившая по Керченскому проливу. Но после вхождения Крыма в состав России всякие разговоры об урегулировании этого вопроса, понятное дело, прекратились. Хотя никаких официальных морских границ там до сих пор нет, однако понятно, что весь Керченский пролив остался за Россией, как и участок Азовского моря, прилегающий к берегам Крыма. Потерян для Украины и крымский участок Чёрного моря. Переход кораблей из Азовского моря в Чёрное и обратно без разрешения России юридически невозможен. Что касается украинских границ в Азовском море - то ими условно можно считать 12-мильную (22-километровую) прибрежную зону (как правило, так определяются границы государств в любых морях и океанах).

Соответственно, доступ к Азовскому морю имеется только у военных кораблей российского Черноморского флота. В портах Мариуполя и Бердянска базируется лишь небольшое количество катеров. Киев сейчас способен контролировать лишь прибрежную зону Азовского моря от населенного пункта Широкино до Стрелкового (в Крыму это граница Украины и России). Участок прибрежной зоны от российской границы (Новоазовск) до Широкино находится под контролем Донецкой народной республики. Специалисты считают, что флот Украины в Азовском море способен лишь на борьбу с разведгруппами ополченцев, и то - с переменным успехом.

Надо сказать, что существует неопределённость с западным побережьем Крыма. Расстояние от берега полуострова до берега Украины здесь колеблется от 15 до 40 километров. Получается, что странам просто не хватит места для создания 22-километровой зоны территориальных вод. Кроме того, именно в этом районе найдены несколько богатых нефтью шельфов. В таких случаях принято определять границу по срединной линии. Но сегодня отношения между нашими странами никак не способствуют конструктивным переговорам. И они не начнутся, пока Украина не признает присоединения Крыма к России. Однако локальные обострения могут быть спровоцированы.

Так существует ли какая-либо угроза России со стороны украинских ВМС? Сухопутным адмиралам Киева крыть нечем: акватория российской части Азовского моря полностью контролируется катерами, а зачастую и более крупными кораблями ЧФ РФ. В патрулировании участвует также военно-морская авиация России. Да и любая цель в Азовском море может быть поражена противокорабельной ракетой с Крыма или с кораблей ЧФ, которым могут стрелять из акватории Чёрного моря.

Конечно, можно послать в очередной раз гонцов в Вашингтон, чтобы запросить военную помощь уже по флотской линии. Списанными эсминцами в США забиты многие порты. "Под пары" можно поставить и законсервированный старый линкор. Но сколько времени пройдет, пока украинские моряки освоят эту технику? Новейшие корабли Пентагон вряд ли пошлет в этот район, который может стать "горячим" по причине больного воображения некоторых высокопоставленных чиновников. Хотелось бы им напомнить заявление президента России Владимира Путина, сделанное им на прошлогоднем совещании в Новороссийске. Там он объявил о развертывании новых российских крылатых ракет морского базирования, которые "обнуляют" американскую мощь и сводят на нет военное превосходство Вашингтона в огромном геополитическом регионе от Варшавы до Кабула, от Рима до Багдада.

Суммируя, можно сказать, что все разговоры о возрождении ВМС Украины так и останутся разговорами. Никаких боевых или материальных ресурсов для этого сейчас нет, и в обозримом будущем не предвидится. Отсутствует нормальная инфраструктура для военного флота. Да и с кадрами вот-вот возникнет острая проблема: новых моряков учить негде, а многие из действующих теперь служат в ВС РФ. И чем или кем Киев будет угрожать безопасности Республики Крым?

Что касается делимитации морских границ с Украиной, то после присоединения Крыма к России этот вопрос, казалось бы, исчерпан. Главный спорный момент, связанный с границами в Керченском проливе, теперь потерял актуальность. Но возникла новая проблема с делимитацией границ у западного побережья Крыма.

Флот "незалежной" теперь не имеет доступа к Азовскому морю. В военном смысле это море для Украины потеряно. Лишь патрульные катера, находящиеся в азовских портах, могут демонстрировать "жовто-блакитный" флаг. А на безответственные заявления киевских руководителей уже мало кто из серьезных политиков обращает внимание.

Владимир Богданов
Фото: Алексей Павлишак/ТАСС