Толерантность – что это? Виды толерантности. Понятие толерантности простыми словами

Внеурочное занятие «Доброе сердце»

Тема: «Толерантность»

4 «В» класс

Учитель: Гутак Татьяна Владимировна

Цели : познакомить учащихся с понятием «толерантность».

Задачи: выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Добрый день! А что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по–доброму прожит,

Он умножит счастливые дни

- Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и вам.

    Сообщение темы и цели.

Послушайте стихотворение и скажите, о чём пойдёт речь на нашем классном часе.

(Читает ученик)

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

Труд и вежливость – в почете!

Умный, честный, чистоплотный,

Ценит дружбу и друзей.

Смелый, ловкий и веселый,

Не обидит малышей.

Аккуратный, чуткий, скромный,

Бережет природу, честь.

Эти качества достойны

Толерантными их счесть.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

(Мы будем говорить о толерантности.)

3. Работа с определением.

Что такое толерантность? (Ответы детей)

А вот так звучит определение слова «толерантность» в словаре.

Толерантность (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения.

Толерантность (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Толерантность (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным.

Терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, КАКИМИ БЫ ОТЛИЧНЫМИ ОТ НАС ОНИ НЕ БЫЛИ.

А как вы понимаете, что значит быть толерантным? (Быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению.)

16 ноября Международный День толерантности. В 1995 году приняли Декларацию принципов толерантности

4. Китайская притча «Ладная семья»
- Послушайте притчу и скажите, зачем нужно быть толерантными.

(Дети отвечают)

Какие качества необходимы толерантному человеку? (Ответы детей)

Агрессия – удел бессильных,
Дорога мимо, в никуда,
Терпимость ведь не всем под силу,
Там мощь характера нужна.
Ты улыбнись с утра старушке,
Что в транспорте на всех кричит,
Ее проблемы – лишь игрушки,
Когда ты созидаешь мир.
Прими внутри чужое мненье,
Свободен каждый выбирать
Иди своей дорогой твердо
День толерантности справлять.

5. Работа в группах – притчи.

6. Работа в группах. Сейчас я предлагаю собрать на доске цветок толерантности . На лепестках написаны формы проявления толерантности, вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие нет:

    уважение мнения и прав других

    доброжелательность

    желание что-либо делать вместе (сотрудничество)

    уважение человеческого достоинства

    чуткость, милосердие

    сострадание

    прощение

    принятие другого таким, каким он есть

    жестокость

    неуважение

    эгоизм

    нетерпимость

    пренебрежения

    зависть, унижение

    равнодушие

    агрессивность, лживость, предательство

7. Рефлексия.

Ученик:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!

Учитель: В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно , но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков, разных национальностей. Почему мы иногда подсмеиваемся друг над другом? Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы. Делать добро другим – не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и увеличивает счастье.

Пусть эти слова станут для вас жизненным девизом: (читаем хором с экрана)

Мы разные – в этом наше богатство,

Мы вместе – в этом наша сила!

В начале нового тысячелетия прогресс, достигнутый человечеством в разных областях, не стал основой для взаимопонимания и сближения людей. Имеют место факты насилия, дискриминации, нетерпимости и неуважения к человеку другой нации, веры, культуры, иной точки зрения, которые трансформируются в национальные и религиозные войны, межличностное противостояние. В связи с этим, по инициативе ЮНЕСКО 1995 год ООН провозгласила годом толерантности, а 16 ноября каждого года - Международным днем толерантности. Проблема толерантности в современном мире является темой дискуссий общественно-политических, религиозных, научных сообществ в нашей стране и за рубежом.

Что же такое толерантность? Толерантность [лат. tolerantia - терпение] – терпимость, снисходительность к кому или чему-либо Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова: добро – все положительное, хорошее, полезное, покаяние – признавать свою ошибку, как отречение от зла; милосердие - как милость в сердце, готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания; благодать - как добрые дела и любовь к близким. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно поэтому появилась необходимость разработать ряд классных часов, посвященных этой теме. Один из них предлагаю вашему вниманию.

Классный час: “Что значит быть толерантным?” (4 класс)

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

  • Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
  • Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Форма проведения: групповая работа с дальнейшим общим обсуждением вопросов

В основу построения данного мероприятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий достижению задач мероприятия.

Ход мероприятия

(звучат песни о дружбе)

Учитель: Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень серьёзной и актуальной теме.

Игра “Приветствие”

Дети встают в круг, приветствуют друг друга как жители разных народов мира

Сложить руки на груди (как в “молитве”) и поклониться - Япония;

Потереться носами – Новая Зеландия;

Пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу – Германия;

Показать язык – Тибет;

Крепко обняться – Россия;

Помахать рукой нашим гостям.

Учитель: Ребята, для чего люди приветствуют друг друга?

(Дети рассаживаются в группы.)

Все люди на свете разные,
Непохожие, своеобразные,
И чтобы ты их смог понять
Нужно в себе уважение к людям воспитать.

(Слайды 1-29)

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди...

Учитель: Какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли войны, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга.

(На глобус - модель (по экватору) прикрепляются силуэты человечков, на которых написали качества характера):

  • Добрый
  • Умный
  • Смелый
  • Сильный
  • Улыбчивый
  • Преданный
  • Честный...

жить в мире и согласии

Учитель: Всеми этими качествами может обладать только толерантная личность, и тогда на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. На нашей планете живут разные люди, но все они должны уважать друг друга.

Как вы думаете, как давно появилось понятие толерантная личность? (слайд)

Учитель: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".

16 ноября является Международным днем толерантности. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. (слайд)

Агрессия – удел бессильных,
Дорога мимо, в никуда,
Терпимость ведь не всем под силу,
Там мощь характера нужна.
Ты улыбнись с утра старушке,
Что в транспорте на всех кричит,
Ее проблемы – лишь игрушки,
Когда ты созидаешь мир.
Прими внутри чужое мненье,
Свободен каждый выбирать
Иди своей дорогой твердо
День толерантности справлять.

Учитель: Так что же такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Рассказ ученика (слайд)

Учитель: Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

(Список определений лежат на столах, на белых листах) (слайд)

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Учитель: Вопросы к учащимся:

  • Какое из определений вы считаете вам наиболее важным?
  • Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  • А что же объединяет эти определения?

(слайд)

На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак - МОНАДА, в которой воплощена древняя восточная теория о двух силах: "Инь" темной и "Ян" светлой. В человеке также уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д.

"Акцент на лучшее"

Обратимся к образу монады.

Темное пятно - на светлом фоне и светлое - на темном фоне.

Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного.

Упражнение "Камушек в ботинке"

Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение "Жемчужина в раковине"

Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

Как мы видим у всех людей есть свои достоинства как "Жемчужина в раковине" и недостатки как "Камушек в ботинке" , и все мы желаем толерантного отношения к себе.

Работа в группах. Сейчас я предлагаю собрать на доске цветок толерантности . На лепестках написаны формы проявления толерантности, вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие нет:

  • уважение мнения и прав других
  • доброжелательность
  • желание что-либо делать вместе (сотрудничество)
  • уважение человеческого достоинства
  • чуткость, милосердие
  • сострадание,
  • прощение,
  • принятие другого таким, каким он есть,
  • жестокость,
  • неуважение,
  • эгоизм,
  • нетерпимость,
  • пренебрежения, (слайд)
  • зависть, унижение,
  • равнодушие,
  • агрессивность, лживость, предательство

Учитель: Предлагаю вам посмотреть сценку по рассказу В.Осеевой “Кто всех глупее” и определить к какому лепестку цветка она подходит.

ав. Валентина Осеева

“Кто всех глупее”

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит - мальчик большой и сильный.

Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня - хозяйка, трогать её нельзя.

Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.

Есть глупее меня, - говорит пёс и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Чему учит рассказ?

- К какому лепестку цветка это проявление толерантности?

Учитель: Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. (слайд)

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, категоричностью, эгоизмом, непониманием, выражением пренебрежения, равнодушием.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь.

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление толерантности.

Послушаем отрывок из исследовательской работы и попробуем определить, о каких качествах толерантности идет речь (рассказ о бездомных животных и помощи им ) (слайд)

Отдохнем, станцуем танец “Вместе весело шагать” повторяем слова и движения:

Чуки на пшедо - руки вперед , цун-цуна- , оп-повернуться- идем по кругу с песней “Вместе весело шагать” (1 куплет)

Чуки на пшедо - руки вперед , локти на тыбо-локти на пояс, цун-цуна- показываем ладонями вправо, влево , оп-повернуться- идем по кругу с песней “Вместе весело шагать” (1 куплет)

Чуки на пшедо - руки вперед , локти на тыбо-локти на пояс , коленки окечь- соединить коленки, цун-цуна- показываем ладонями вправо, влево , оп-повернуться- идем по кругу с песней “Вместе весело шагать” (1 куплет),

Чуки на пшедо - руки вперед , локти на тыбо-локти на пояс , коленки окечь- соединить коленки, ножки окочешки- соединить носки ног, цун-цуна- показываем ладонями вправо, влево , оп-

Чуки на пшедо - руки вперед , локти на тыбо-локти на пояс , коленки окечь- соединить коленки, ножки окочешки- соединить носки ног, перст на пшедо- живот вперед, цун-цуна- показываем ладонями вправо, влево , оп-повернуться- идем по кругу с песней “Вместе весело шагать” (1 куплет),

Учитель: Все мы смешно выглядим, а вам удобно было бы так передвигаться всю жизнь, да с насмешками за спиной? Есть люди на земле, которые вынуждены это испытывать.

Как необходимо к ним относится?

Термин "толерантность" объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Этому придерживался и Талейран Перигор. Он умело вел переговоры, применяя определенные правила общения. Еще Антуан де Сент Экзюпери говорил: “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения” (слайд)

Давайте попробуем составить правили толерантного общения (работа в группах) и напишем эти правила эти правила на листах.

Правила толерантного общения: (слайд)

1. Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

Соблюдая эти правила вы будете приятным собеседником, хорошим другом, и всегда в отличном настроении как у наших девочек в их зажигательном танце “Оранжевое солнце” 2

К какому лепестку цветка подходит это проявление толерантности?

Учитель: Сегодня на классном часе мы пытались ответить на вопрос:“Что значит быть толерантным?”, подведем итог с помощью японской поэзии – составим синквейн (слайд)

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4 .определение понятия из 4 слов

Каждая группа зачитывает синквейн

Учитель: Что значит быть толерантным? Значит быть каким?

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!

Учитель: В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно , но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков, разных национальностей. Почему мы иногда подсмеиваемся друг над другом? Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы. Делать добро другим – не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и увеличивает счастье.

Пусть эти слова станут для вас жизненным девизом: (читаем хором с экрана)

Мы разные – в этом наше богатство, (слайд)

Мы вместе – в этом наша сила!

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Давайте вместе споём песню “Друзей”

Большое всем спасибо за работу!

Литература

1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.

2. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность, свободный. – Загл. с экрана.

3. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ “Сфера”. - 2003. Удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.

4. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

5. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.

6. Морозова Л. П. Классные часы. 5 класс. – Волгоград: ИТД “Корифей”. - 2008.

7. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.

8. Сайт “Толерантность: декларация принципов” [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

9. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: “Глобус”. - 2007.

10. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.

11. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика. - 2004.

12. Универсальная Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2001. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLERANTNOST.html свободный. – Загл.

16 ноября — Международный день толерантности (терпимости)

Классный час о толерантности на тему «Жить как люди»

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться на Земле жить как люди.

Бернард Шоу

Цели: закрепить понятия «толерантность», «толерантная личность»; воспитывать у детей чувство ответственности за свои поступки.

Подготовительная работа: попросить 2 учеников подготовить информационное сообщение (по материалам сценария).

Оборудование : фотографии последствий экологических катастроф.

Оформление : написать на доске эпиграф классного часа, нарисовать таблицу.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Информационный блок «Истоки толератности».

III. Работа с таблицей «Толерантная и интолерантная личность».

IV. Проблемные ситуации. 1. «В семье».

2. «В школе».

3. «На улице».

V. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Классный руководитель. Внутренний мир каждого человека неповторим. Нет двух людей с одинаковым мироощущением. Вступая во взаимоотношения с другими людьми, мы часто забываем об этом и поэтому обижаемся, что нас не понимают, да и сами неправильно толкуем слова и поступки других людей. Но самое страшное случается, когда мы теряем контроль над своими эмоциями.

Обратите внимание на наш эпиграф. Как вы понимаете эти слова?

(Дети высказываются.)

Некоторое время назад общественности стала известна скандальная история, которая произошла в одной из элитных школ: группа учеников издевалась над несколькими ребятами, унижала, била их и все это фотографировала на мобильник.

Чем вызвано такое, можно сказать, нечеловеческое поведение этих школьников?

Как предотвратить подобные ситуации?

Что делать, если мнение другого человека не совпадает с твоим?

(Учащиеся высказывают свое мнение.)

Давайте вспомним, что мы знаем о понятии «толерантность».

(Школьники высказываются, учитель дополняет ответы.)

II. Информационный блок «Истоки толерантности»

Ученик 1. Во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. был широко известен князь Талейран Перигор. Он отличался тем, что вне зависимости от политической ситуации в стране (и при революционном правительстве, и при Наполеоне, и при Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Этот человек был талантливым во многом, но более всего - в умении чувствовать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом Талейран не поступался собственными принципами, стремился к тому же управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «толерантность».

Классный руководитель. Как вы считаете, есть ли в истории России столь же значимые, авторитетные личности?

(Дети высказываются.)

Что ж, послушаем еще одно информационное сообщение.

Ученик 2. Каждому православному христианину известно имя Сергия Радонежского - основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря. Будучи приверженцем чистоты духа и помыслов, преисполненный смирения и любви, Сергий Радонежский стал духовным авторитетом как для простых людей, так и для князей. В наиболее сложные моменты истории он не раз помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы. Преподобный Сергий Радонежский - один из самых почитаемых русских святых, своей жизнью он доказывал окружающим - жизнь можно устраивать только добром и любовью.

III. Работа с таблицей «Толерантная и интолерантная личность»

Классный руководитель. Как вы думаете, какого человека называют интолерантным?

(Дети высказывают предположения.)

Действительно, слово «интолерантный» противоположно по значению слову «толерантный». Сейчас мы попробуем разобраться, какие черты характеризуют человека толерантного, а какие - интолерантного.

(На доске таблица. Учитель предлагает детям ее заполнить - распределить характеристики по двум колонкам.)

Характеристики:

1. Человек, который много знает о своих достоинствах и недостатках.

2. Человек, который обычно чувствует себя в безопасности.

3. Человек, который во всех бедах стремится обвинить окружающих.

4. Человек, который считает, что происходящие события зависят от него.

5. Человек, которому трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми.

6. Человек, который в проблемных ситуациях склонен винить себя, а не окружающих.

7. Человек, который делит мир на две части: черное и белое.

8. Человек, который умеет посмеяться над собой.

9. Человек, который не считается с чужим мнением.

10. Человек, который причиняет другим людям вред и совершает над ними насилие.

Ответы: толерантная личность (1; 2; 4; б; 8), интолерантная личность (3; 5; 7; 9; 10).

Классный руководитель. Конечно, деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает и толерантные, и интолерантные поступки. Главное - какие из них преобладают.

IV. Проблемные ситуации

(Учитель делит класс на три группы. Каждая группа разыгрывает проблемную ситуацию. Затем учащиеся обсуждают, как сделать поведение в таких ситуациях толерантным.)

1. «В семье»

Мама увидела в окно, что ее дочь общается с девочкой Валей, о которой окружающие плохого мнения. Когда дочка вернулась домой, между ней и мамой состоялся разговор. Мама сказала, что она не хочет, чтобы ее дочь общалась с Валей, так как боится, что о ней (дочке) станут говорить тоже плохо. Как поступить девочке? Что сказать в ответ?

2. «В школе»

Между двумя мальчиками завязалась драка, один из них случайно ударил оказавшегося рядом одноклассника - удар предназначался не ему. Как поступить обиженному?

3. «На улице»

Девочка пришла в магазин и встала в очередь. Через некоторое время в магазин зашла пожилая женщина явно не в настроении и начала громко возмущаться: «Что за молодежь пошла, ты им слово, а они тебе сто в ответ. Грубые, невоспитанные, места никогда не уступят. А вот мы совсем другими были». Как себя вести девочке?

V. Заключительное слово

Классный руководитель (демонстрирует фотографии последствий экологических катастроф) Некоторые современные ученые утверждают, что катастрофы, происходящие сейчас на Земле, как техногенные, так и климатические, - это плата за то, что люди враждуют, ненавидят друг друга.

Психологи отмечают повышенную агрессивность и раздражительность у большинства людей. Происходит интенсивный выброс в окружающую среду отрицательной энергии. Накапливаясь, эта энергия способна разрушительно воздействовать на природу, среду обитания человека.

Все наши поступки возвращаются к нам бумерангом. Так давайте же будем радовать окружающих, совершать добрые поступки, от этого мы сами станем счастливее, а наш мир - чуточку светлее! Преумножайте доброе!

Не все люди используют в своей жизни понятие толерантности. Что это такое? Это принятые в социальной среде нормы поведения, которые выражаются в терпимости людей друг к другу, вероисповеданиям, обычаям и чувствам. Можно сказать, что основой толерантности принято считать право на выражение мыслей и каждого человека. Это человеческие чувства, которые выражаются в положительном отношении людей к чему-либо, но не к нарушениям моральных и общечеловеческих принципов. Это слово не так давно вошло в обиход, попробуем подробнее разобраться с этим понятием.

Цветок пиона

Толерантность включает в себя такие человеческие качества, как:

  • Сострадание и терпимость;
  • Прощение и милосердие;
  • Восприятие ближнего со всеми его недостатками;
  • Уважение прав и свобод людей;
  • Желание сотрудничать;
  • Поддержание в среде людей духа партнерства и паритета.

В 1995 году была принята Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.

Согласно этому документу толерантность – это:

  • Терпение;
  • Отсутствие агрессии;
  • Философское мировосприятие и способность философски оценивать жизненные позиции и проявления характера других людей.

В зависимости от сферы проявления толерантность делится на следующие категории:

  • Политическая;
  • Педагогическая;
  • Врачебная;
  • Научная;
  • Административная и т.д.

Виды и типы толерантности в современном обществе

Понятие толерантности – это не просто определение в Википедии. Существуют разные определения, а также деления толерантности на виды, типы, подвиды и подтипы. Психологи делят толерантность на четыре вида, которые основаны на межличностном общении людей:

  1. Натуральная (естественная). Этот вид толерантности характеризуется тем, что ребенок не может противопоставить собственное «Я» окружающему миру. Для этого у него слишком мало опыта. Детским сознанием движут , всепрощение, доверие. Именно эти качества позволяют маленькому человеку приспосабливаться к условиям существования. Однако эти черты характера заставляют малыша подавлять в себе желания и проявления воли.

Люди с разным цветом кожи могут быть толерантны друг к другу

  1. Моральная толерантность. Этот вид толерантности характерен для самодостаточных и мудрых людей, которые умеют с помощью механизмов психологической защиты организма. Главным проявлением этого настроя считается проявление терпимости по отношению к окружающим. Внутри у него могут бушевать страсти возмущения и копиться негативная энергия, но внешне человек крайне спокоен.
  1. Нравственная толерантность. Многим людям будет удивительно, что два пункта с подзаголовками-синонимами идут подряд. Но между нравственной и моральной толерантностью существует значительное различие. Нравственная толерантность отличается тем, что она определяет степень доверия к человеку. Этот вид характерен для людей, которые стараются принимать мысли, ценности, стереотипы, жизненные принципы другого человека. Таким людям легко переносить конфликтные ситуации и устоять под напором стресса.
  1. Толерантность этническая. Обуславливает долготерпение и отсутствие осуждения к чужеродной культуре, обычаям и образу жизни.

Человек, наделенный этнической толерантностью, способен долгое время прожить в среде, непривычной, а порой даже неприятной для него чужой культуры и традиций.

Главные виды толерантности состоят из четырех подвидов :

  1. Отношение человека к ситуации и людям, принимающим в ней участие. Подразделяется ситуативная толерантность на следующие уровни:
  • Низкий уровень характерен для негативного отношения человека к миру и окружающей действительности («меня они раздражают»);
  • На среднем уровне человек выражает терпимость к собеседникам («мне нравится с ними общаться, и я их отлично понимаю»);
  • Высший уровень характеризуется полным приятием человека человеком («мне с ними комфортно и хорошо»).
  1. Позиция человека относительно других людей, исходя из политических, этнических и национальных признаков. Такой подвид толерантности называется типологическим .
  2. Еще один подвид толерантности – профессиональная. Это реакция людей на окружение, в котором они вынуждены пребывать большое количество времени – сотрудники, сослуживцы, коллеги.
  3. Собирательная толерантность (общая) состоит из признаков, которые проявляет человек в результате предыдущих трех наблюдений. Их систематизация и дает общую картину уровня толерантности индивидуума.

Многие люди нетерпимы к мужчинам и женщинам с тату

Примеры толерантности из жизни

Самые явные проявления толерантности из жизни, как правило, связаны с религией: можно встретить христианина, который беседует с мусульманином, и оба они толерантно относятся друг к другу, выслушивают позицию и мнение друг друга. Также примером толерантности может служить разговор людей разных политических взглядов. Важно то, что люди не пытаются навязать свою точку зрения , а имеют силу признать, что другой человек может не разделять ваши политические убеждения.

Часто люди не толеранты к внешнему виду людей, которые одеваются или выглядят совсем не так, как вы. Например, вы не любите татуировки и стоит вам увидеть девушку с тату, как отношение к ней сразу портится, или вы и вовсе не хотите с ней общаться.

Абсолютно не толерантно будет высказывать свою позицию, как единственно верную, всячески намекать на то, что человек не прав, что все его аргументы кажутся вам глупыми или несущественными. При таком раскладе вы смело можете называть себя интолерантной личностью.

Толерантность и интолерантность

Стремясь стать толерантным, человек не задумывается над тем, что его проявления терпимости иногда носят характер насилия над собой. То есть он не обладает нравственной толерантностью, которая обусловлена приятием и всепрощением. Этот процесс происходит на уровне моральной толерантности, которая подавляет внутреннее неприятие каких-либо процессов.

Толерантность и интолерантность проявляются во всех сферах человеческих взаимоотношений: профессиональной, межнациональной, межрелигиозной и других.

Как понять, что человек толерантный? Как правило, выделяют следующие признаки толерантности и толерантной личности:

  1. Юмор . Способность посмеяться над собственными недостатками – основное отличие толерантного человека. Он адекватно реагирует на критику и шутки в его адрес.
  1. Самореализация .

Толерантный человек нацелен на самосовершенствование и реализацию своих планов.

Он любознателен, открыт с людьми и самоотверженно приходит по первому же зову о помощи. Интолерантный индивидуум не умеет сопереживать и не проявляет сострадания к людям. Он не может самоопределиться, и не стремится к самосовершенствованию.

  1. Самооценка . Толерантность – это способность человека адекватно оценивать себя и окружающих. Он четко знает и стремится к их искоренению. Толерантность подразумевает гармонию людей с миром и внутри себя. Интолерантный человек привык обвинять окружающих в своих бедах. Он переносит всю вину на тех, кто находится вокруг него, на обстоятельства. При этом, интолерантные люди превозносят собственные достижения и выпячивают достоинства, которых, может быть, и не существует вовсе.
  1. Защищенность . При всех проблемах современной действительности (разгуле преступности, терроризме и т.д.), толерантный человек чувствует себя в обществе защищенным. Однако интоллерантные люди во всем, что происходит вокруг, видят реальную угрозу собственной безопасности.
  1. Ответственность . Толерантные люди не боятся ответственности. Во всем, что происходит вокруг, они ищут истинные причины и смысл. Им не сложно взять на себя определенные обязательства, и нести за свои проступки и чужие.

Кончита Вурст, он же Томас Нойвирт, победитель конкурса Евровидение-2014 в Копенгагене

  1. Демократичность . Толерантные люди никогда не станут убеждать вас в собственной правоте. Они обязательно выслушают вашу точку зрения, но останутся при своей. Интолерантные люди по своему психологическому настрою диктаторы. Им необходимо знать, что все окружающие подчиняются их понятиям и стремлениям.

Толерантность в современном мире

Толерантность для нашего государства и его граждан – это нечто новое, пришедшее к нам со времен «Перестройки» и становления нового государства. В Советском Союзе толерантность считалась, если не проявлением слабости, то предательство политических взглядов, пропагандируемых государством. В коммунистическом обществе не допускалось различие мнений, религиозные взгляды и предпочтения. Извращенное понятие толерантности признавалось только в призыве к равенству и братству всех народов и слоев общества. Что, впрочем, было сплошной пропагандой, и не носило под собой реальной основы.

В нынешнее время люди в нашей стране и во всём мире всё чаще задают себе вопрос: «Как стать толерантным человеком?» Причем многие путают толерантность с всепрощением в христианстве . Однако это понятие далеко от призыва христианства к терпеливому и стоическому стремлению «нести свой крест» или «подставлять щеку для повторного удара». Православные отцы категорически отрицают толерантность, как науку, и всячески препятствуют ее преподаванию в школах и ВУЗах. Они считают, что принятие и понимание любой точки зрения разрушает моральные устои человека, которые воспитывались в нем с детства.

Можно перечислить несколько примеров двоякого толкования проявлений толерантности в обществе:

  1. Молодежь . Рассмотрим яркий пример проявления отрицания толерантности – группировки скинхедов. Они полагают, что терпимость к чужой культуре, верованиям и взглядам приводит к угнетению славянской расы. Как объяснить ребенку, что такое толерантность? Собственным примером, в первую очередь. Не бояться обсуждать острые темы в семье, касаемые любого вида толерантности. Толерантность для детей, особенно маленьких, может быть сложным понятием, но с годами посеянные вами зерна дадут о себе знать, и ваш ребенок станет по-настоящему толерантной личностью.
  1. Семья . В некоторых странах, где толерантная позиция по отношению к людям пропагандируется давно, существуют некоторые перегибы в понятиях. Например, в Англии в документообороте запрещено употреблять слова «муж» и «жена». Тем самым, власти государства стараются не обидеть чувств сексуальных меньшинств, вступающих в брачный союз. Однако это тоже не предел, в дальнейшем планируется запретить слова «мать» и «отец», с той же целью. Европейским обществом осуждается отрицание россиян по отношению к однополым партнерам, которые хотят усыновлять детей.

  1. Политика . В политической жизни существует очень тонкая грань между терпимостью и раболепством. Политики получают соответствующее обучение и обладают навыками, помогающими им манипулировать общественностью и мнением большинства людей. Взять тот же запрет подросткового гомосексуализма, принятый на законодательном уровне в России. В толерантной Европе это вызвало бурю осуждения и обвинений в интолерантности российских правителей.

Сегодня мы видим, что российскую общественность возмущает проявление фашизма и экстремизма на территории бывшего российского государства — Украины.

Заключение

Из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

  • Проявления толерантности к нетрадиционным взглядам на жизнь и понятиям меньшинства должны быть обоснованы логикой и здравым смыслом;
  • Рассматривать принятие тех или иных позиций необходимо руководствуясь законами и традициями, принятыми в обществе;
  • Необходимо четко знать и осознавать пределы терпимости;
  • Толерантность не должна перерасти во вседозволенность и попирание истинных ценностей.

Нужно с уважением принимать и понимать смысл жизни, позиции и стремления других людей, которые должны соответствовать таким понятиям, как «мораль», «нравственность» и «демократия». Толерантный человек – это не тот, кто наделен каким-то одним положительным качеством, это индивидуум, обладающий всеми ними в полной мере. Он никогда не пойдет на конфликт, даже обоснованный определенными обстоятельствами, его невозможно вызвать на осуждение или резкое отвержение чужих идеалов и стремлений. Однако поистине толерантные люди должны обладают высокими моральными устоями . Для того, чтобы наше общество стало толерантным, необходимо воспитывать и прививать молодежи терпимость, основанную на стандартах морали и нравственности.

«Толерантность - путь к миру»

(4 класс)

Цели: - дать определение толерантности;

Определить качества толерантного человека;

Продолжить знакомство детей с понятием «толерантное отношение»;

Продолжить формирование толерантного, милосердного, терпимого отношения к сверстникам и взрослым людям;

Продолжать формирование стремления оказывать помощь и быть готовым ее принимать;

Ход занятия


1. Организационный момент.

Учитель

(Слайд 1)

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. (Звучит песня «Улыбка)

Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!

Ребята, сейчас мы единое целое, от работы каждого из нас зависит общее дело. Работать начинаем?

2. Введение в тему.

Учитель

Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наш город. Мир – это наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, лысые и с косичками, умные и не очень. Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово
«толерантность».

(Слайд 2)

Как вы его понимаете?

Вернемся в прошлое. Давайте посмотрим, откуда к нам пришло это слово.

(Слайд3)

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель
Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

(Слайд 4)

^ В английском языке толерантность – это «готовность и способность воспринимать без протеста личность».
Во французском языке толерантность – это «уважение свободы другого, его образа мысли».
^ В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».
В персидском языке толерантность – это «готовность к примирению».

Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Учитель
Сейчас мы поработаем в группах У каждой пары положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из религий:

  1. «Не делай другому того, от чего больно тебе».
  2. «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  3. «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
  4. «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

(Слайд 5)

Учитель
Передайте эти мысли своими словами.
Какой общий смысл есть в этих высказываниях?


Учитель
- Конечно, ребята, всё верно: «Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу».

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

(Слайд 6)

Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

Определение качеств толерантной личности;

Толерантность – это качество личности.

Но ведь у толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества.

Как вы думаете, какими именно качествами должна обладать

Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.

Работа в группах

У вас листочки с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку

Конверт 1 : злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.

Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание.

Учитель
Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем карточки с качествами, которые чаще всего встречаются, крепятся на доску).


доброта


миролюбие


сострадание


терпимость


великодушие


сердечность


толерантность


понимание


уважение


прощение


милосердие

Учитель

Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?

Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
А можем ли мы изменить себя?

Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?

Как мы можем это сделать?

Учитель

Для этого мы с вами будем играть в игру «Давайте дарить друг другу комплименты».
Давайте мы с вами докажем друг другу, что мы добрые, понимающие, толерантные люди.

Дети становятся парами, кладут ладошки друг друга и говорят комплименты

Учитель

После того, как все дети сказали друг другу комплименты, учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнении:

  1. Вам понравилась эта игра?
  2. Почему?
  3. Были комплименты одинаковыми или разными?
  4. Почему разные?

Учитель

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

(Слайд 7)

Учитель

Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер парты.

(Слайд 8)

1.Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

То вместе мы сделаем толерантным наш мир

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

5. . Обобщающая беседа

Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все были близкими друзьями. Потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характеры, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Конечно, всеми качествами обладать, наверное, невозможно, так как идеальных людей нет, но каждый человек должен к этому стремиться.

(Слайд 9)

6. Итог «В добрый путь». (Песня «Дорогою добра»)

Учитель

Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»