Полная биография екатерины 2. Екатерина II Великая и её вклад в развитие России. Любовь к образованию и искусству

Павлов, Иван Петрович – русский психолог, физиолог, исследователь процессов регуляции пищеварения, лауреат Нобелевской премии. Создатель науки о высшей нервной деятельности.

Биография

Иван Петрович Павлов появился на свет 26 сентября 1849 года в Рязани. Отец, Петр Дмитриевич Павлов, был приходским священником. Мать, Варвара Ивановна, занималась ведением домашнего хозяйства.

Обучался Иван в рязанском духовном училище. В 1864 году, окончив училище, Павлов поступает в духовную семинарию в Рязани. Позже он вспоминал этот период с теплотой, отмечал работу замечательных преподавателей. На последнем курсе Павлов познакомился с книгой И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта книга и определила дальнейшую судьбу Павлова.

В 1870 году он поступает в Петербургский университет на юридический факультет. Правда, проучился он здесь всего 17 дней, а затем перевелся на физико-математический факультет, естественное отделение. Учился у профессоров Ф. В. Овсянникова, И. Ф. Циона, особенно интересовался физиологией животных. Много внимания уделял нервной регуляции, как и положено истинному последователю Сеченова.

После окончания университета Павлов поступает в Медико-хирургическую академию, сразу на третий курс. В 1879 году он заканчивает академию и начинает работать в клинике Боткина, где возглавляет лабораторию физиологии.

С 1884 по 1886 год Павлов стажируется во Франции и Германии, а затем вновь возвращается на работу к Боткину.

В 1890 году Павлова назначают профессором фармакологии в Военно-медицинской академии, спустя шесть лет возглавил здесь кафедру физиологии, которую покинул только в 1926 году.

В то же время Иван Петрович исследует физиологию пищеварения, кровообращения, высшей нервной деятельности. В 1890 году он проводит свой знаменитый опыт с мнимым кормлением и устанавливает, какую роль играет нервная система в процессах пищеварения.

Так, было установлено, что процесс сокоотделения делится на две фазы: нервно-рефлекторную и гуморально-клиническую.

Затем Павлов приступил к изучению высшей нервной деятельности, добился значительных успехов в исследовании рефлексов.

В 1903 году Павлов, которому к тому времени было уже 54 года, выступил с докладом на Международном медицинском конгрессе, который проходил в Мадриде. В следующем году за исследование процессов пищеварения Ивану Павлову была вручена Нобелевская премия.

В 1907 году ученый становится членом Российской Академии наук. В 1915 году Лондонское королевское общество преподносит ему медаль Копли.

Революцию Павлов воспринял в целом негативно. Во время гражданской войны он бедствовал, поэтому обращался к советской власти с просьбой выпустить его из страны. Власть же обещала улучшить положение, но делала в этом направлении очень мало. В конце концов, в 1925 году о создании Института физиологии в Колтушах, который возглавил Павлов. Он работал здесь до самой смерти.

Основные достижения Павлова

  • Установил, что работа сердца регулируется не только задерживающими и ускоряющими нервами, но и усиливающим нервом. Кроме того, предположил существование ослабляющих нервов.
  • Впервые осуществил операцию по соединению воротной вены с нижней полой. Объяснил значение печени как органа, который очищает кровь от вредных продуктов.
  • Сделал целый ряд открытий, касающихся рефлексии выделения желудочного сока.
  • Павловым были сформулированы принципы физиологии высшей нервной деятельности.

Важные даты биографии Павлова

  • 26 сентября 1849 года – рождение в Рязани.
  • 1864 год – поступление в духовную семинарию в Рязани.
  • 1870 год – поступление в Петербургский университет.
  • 1875 год – Павлов награждается золотой медалью и оканчивает университет. Поступление в Медико-хирургическую академию.
  • 1879 год – окончание академии. Работа заведующим лабораторией в клинике Боткина.
  • 1883 год – защита докторской диссертации на тему «О центробежных нервах сердца».
  • 1884-1886 годы – стажировка во Франции и Германии.
  • 1890 год – заведующий кафедрой фармакологии Медико-хирургической академии.
  • 1897 год – публикация работы «Лекции о работе главных пищеварительных желез».
  • 1901 год – член-корреспондент Петербургской Академии наук.
  • 1904 год – присуждение Нобелевской премии.
  • 1907 год – действительный член Петербургской Академии наук.
  • 1925 год – начало работы на посту руководителя Института физиологии.
  • 27 февраля 1936 — Иван Петрович Павлов умер.
  • Первый житель России, получивший Нобелевскую премию.
  • Однажды признался, что без очков не смог бы провести на собаках ни одного опыта. Просто потому, что не увидел бы собак.
  • Предтечей собственных исследований Павлов считал Декарта, за что поставил ему бюст рядом с лабораторией в Колтушах.
  • Увлекался коллекционированием бабочек и игрой в городки.
  • Ученый был левшой, но упорно разрабатывал правую руку. В результате он даже научился ею делать операции.
  • Негативно относился к советской власти и утверждал, что у нее нет никакого будущего, а СССР обречен на погибель. Поэтому не попал в лагерь лишь благодаря огромному авторитету не только в России, но и во всем мире.

Павлов Иван Петрович стал известен нам прежде всего как физиолог, известный ученый, создавший науку о высшей нервной деятельности, которая имеет огромнейшую практическую ценность для многих наук. Это и медицина, и психология, и физиология, и педагогика, а не только собака Павлова, реагирующая на лампочку усиленным течением слюны. За свои заслуги ученый награжден Нобелевской премией и его именем были названы некоторые учебные заведения, научные институты. Книги Павлова и в наше время издаются довольно крупными тиражами. Тем, кто еще не знаком с достижениями ученого и не знает кто такой Иван Петрович Павлов, краткая биография поможет исправить это упущение.

Родился будущий светила в Рязани, в семье священнослужителя, в 1849 году. Так как предки Павлова были «церковниками», мальчик был вынужден пойти в духовное училище и в семинарию. Об этом опыте он впоследствии высказывался с теплотой. Но случайно прочитав книгу Сеченова о рефлексах головного мозга, Иван Павлов оставил обучение в семинарии и стал студентом на физико-математическом факультете в Петербурге.

Окончив курс с отличием, он получил ученую степень кандидата естественных наук, и принял решение продолжать обучение в Медико-хирургической академии, с окончанием которой он получил диплом лекаря.

С 1879года Иван Петрович стал заведующим лабораторией при клинике Боткина. Именно там он начал свои исследования пищеварения, которые длились более двадцати лет. Вскорости молодой ученый защитил диссертацию и получил назначение приват-доцента в Академии. Но предложение от Гейденгайна и Карла Людвига, достаточно известных физиологов, поработать в Лейпциге показалось ему более интересным. Вернувшись через два года в Россию, Павлов продолжил научную деятельность.

Уже к 1890 году его имя стало известным в научных кругах. Одновременно с руководством физиологическими исследованиями в Военно-медицинской академии, он также руководил отделом физиологии в Институте экспериментальной медицины. Научная работа ученого начиналась с изучения сердца и кровеносной системы, но позже ученый посвятил всего себя исследованию пищеварительной системы. Путем многих экспериментов белые пятна в строении пищеварительного тракта стали исчезать.

Основными подопытными ученого были собаки. Павлов хотел понять механизм работы поджелудочной железы, и сделать необходимые анализы ее сока. Для этого, путем проб и ошибок, он вывел наружу часть поджелудочной собаки, и создал так называемую фистулу. Через отверстие сок поджелудочной попадал наружу и был пригоден для исследования.

Следующим этапом стало исследование желудочного сока. Ученый смог сделать фистулу желудка, что раньше никто не мог. Теперь можно было исследовать выделение желудочного сока, его количество и качественные показатели, зависящие от характеристик пищи.

Павлов сделал доклад в Мадриде и там обозначил основные вехи своего учения. Через год, написав о своих исследованиях научный труд, ученый был награжден Нобелевской премией в 1904 году.

Следующим, что привлекло внимание ученого, стала реакция организма, и пищеварительной системы в том числе, на внешние раздражители. Это было первым шагом к изучению условных и безусловных связей – рефлексов. Это было новым словом в физиологии.

Система рефлексов есть у многих живых организмов. Так как человек имеет больший исторический опыт, - его рефлексы богаче и сложнее чем у тех же собак. Благодаря исследованиям Павлова стало возможным проследить процесс их формирования и понять основные принципы работы коры головного мозга.

Бытует мнение, что в послереволюционный период, в годы «разрухи» Павлов оказался за гранью бедности. Но тем не менее, оставаясь патриотом своей страны он отказался от очень выгодного предложения переехать в Швецию для дальнейшей научной деятельности со сто процентным финансированием.

Некоторые исследователи считают, что у ученого просто не было возможности выехать за границу, и он подавал прошения о разрешении ему эмиграции. Через некоторое время, в 1920 году, ученый наконец-то получил от государства давно обещанный институт, где и продолжил свои исследования.

За его исследованиями пристально наблюдала верхушка советской власти и благодаря этой протекции ученый смог осуществить свои давние мечты. При его институтах были открыты клиники, оснащенные новым оборудованием, штат сотрудников постоянно расширялся, финансирование было прекрасным. С того времени также началось регулярное издание трудов Павлова.

Но здоровье ученого в последние годы оставляло желать лучшего. Несколько раз переболев воспалением легких, он нездорово выглядел, сильно уставал и вообще не очень хорошо себя чувствовал. И в 1936 году, после простуды, перешедшей в очередное воспаление легких, Павлов умер.

Вполне может быть, что сегодняшние лекарственные средства и справились бы с болезнью, но тогда медицина еще была на низком уровне развития. Смерть ученого стала крупной потерей для всего научного мира.

Вклад Павлова в науку невозможно переоценить. Он свел в одну плоскость физиологию и психологию, его исследования высшей нервной деятельности дали толчок к развитию разных наук. Имя Ивана Петровича Павлова сейчас знакомо каждому образованному человеку. На этом изложение о жизни и работе ученого считаю возможным завершить, ведь краткая биография Павлова И.П. в достаточной мере освещена.

(1904) по физиологии и медицине, автор учения о высшей нервной деятельности. Родился 26 (14) сентября 1849 в Рязани. Был старшим сыном в многодетной семье приходского священника, который считал своим долгом дать детям хорошее образование. В 1860 Павлов был принят сразу во второй класс Рязанского духовного училища. После окончания в 1864 поступил в духовную семинарию. Через шесть лет, под влиянием идей русских революционных демократов, в особенности трудов Писарева, и монографии Сеченова Рефлексы головного мозга оставил учебу в семинарии и поступил в университет. В силу существовавших тогда ограничений в выборе факультета для семинаристов, Павлов в 1870 поступил вначале на юридический факультет, затем перевелся на естественное отделение физико-математического факультета.

В то время в числе профессоров университета были выдающиеся ученые – Д.И.Менделеев , А.М.Бутлеров , Ф.В.Овсянников, И.Ф.Цион.На третьем курсе университета, не без влияния Циона, Павлов решает специализироваться в области физиологии.

В 1875 Павлов окончил университет со степенью кандидата естественных наук. Цион предложил ему стать своим ассистентом на кафедре физиологии Медико-хирургической академии (с 1881 – Военно-медицинская академия, ВМА). Он же убедил ассистента получить еще и медицинское образование). В том же году Павлов поступил в МХА на третий курс и получил диплом лекаря в 1879.

После ухода Циона из академии Павлов отказался от должности ассистента при кафедре физиологии, предложенной ему новым руководителем кафедры И.Р.Тархановым. Он решил остаться в МХА лишь в качестве студента. Позже он стал ассистентом профессора К.Н.Устимовича на кафедре физиологии ветеринарного отделения Медико-хирургической академии, где проделал ряд работ по физиологии кровообращения.

В 1878 знаменитый русский клиницист Боткин пригласил Павлова работать к себе в клинику (здесь он работал до 1890, проводя исследования центробежных нервов сердца и работая над докторской диссертацией, с 1886 – руководитель клиники).

В конце 70-х познакомился со своей будущей женой, С.В.Карчевской. Свадьба состоялась в мае 1881, в 1884 супруги уехали в Германию, где Павлов стажировался в лабораториях ведущих физиологов того времени Р.Гейденгайна и К.Людвига.

В 1890 был избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 – заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. С 1890 Павлов также заведует физиологической лабораторией при Институте экспериментальной медицины.

С 1925 до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН.

В 1904 первым из русских ученых был удостоен Нобелевской премии за работу в области физиологии пищеварения.

Павлов был избран членом и почетным членом многих зарубежных академий, университетов, обществ. В 1935 на 15-м Международном конгрессе физиологов за многолетнюю научную работу был признан старейшиной физиологов мира.

Все научное творчество ученого объединено общим принципом, который в то время называли нервизмом – идеей о ведущей роли нервной системы в регуляции деятельности органов и систем организма.

Научный метод.

До Павлова исследования проводились при помощи т.н. «острогоопыта», суть которого заключалась в том, что интересующий ученого орган обнажался при помощи надрезов на теле наркотизированного или обездвиженного животного. Метод был непригоден для изучения нормального течения жизненных процессов, так как нарушал естественную связь между органами и системами организма. Павлов первым из физиологов стал использовать «хроническийметод», при котором эксперимент проводится на практически здоровом животном, что позволило исследовать физиологические процессы в неискаженном виде.

Исследования по физиологии кровообращения.

Одно из первых научных исследований Павлова было посвящено изучению роли нервной системы в регуляции кровообращения. Ученый установил, что перерезка блуждающих нервов, иннервирующих внутренние органы, приводит к глубоким нарушениям способности организма регулировать уровень артериального давления. В результате был сделан вывод, что значительные колебания давления улавливаются чувствительными нервными окончаниями в сосудистой сети, которые посылают импульсы, сигнализирующие об изменениях, в соответствующий центр мозга. Эти импульсы порождают рефлексы, направленные на изменение работы сердца и состояния сосудистого русла, и артериальное давление быстро возвращается к наиболее благоприятному уровню.

Докторская диссертация Павлова была посвящена исследованию центробежных нервов сердца. Ученый доказал наличие «тройного нервного контроля» на сердце: нервов функциональных, вызывающих или прерывающих деятельность органа; нервов сосудистых, регулирующих доставку химического материала к органу и нервов трофических, определяющих точный размер окончательной утилизации этого материала каждым органом и регулирующих тем самым жизненность ткани. Такой же тройной контроль ученый предполагал и в других органах.

Исследования по физиологии пищеварения.

Метод «хронического эксперимента» позволил Павлову открыть многие законы функционирования пищеварительных желез и процесса пищеварения в целом. До Павлова об этом имелись лишь некоторые весьма смутные и фрагментарные представления, а физиология пищеварения была одним из самых отсталых разделов физиологии.

Первые исследования Павлова в этой области были посвящены изучению работы слюнных желез. Ученый установил зависимость между составом и количеством выделяемой слюны и природой раздражителя, что позволило ему сделать вывод о специфической возбудимости разных рецепторов ротовой полости каждым из раздражающих агентов.

Исследования, касающиеся физиологии желудка, являются наиболее значительными достижениями Павлова в объяснении процессов пищеварения. Ученый доказал наличие нервной регуляции деятельности желудочных желез.

Благодаря усовершенствованию операции по созданию изолированного желудочка удалось выделить две фазы секреции желудочного сока: нервно-рефлекторную и гуморально-клиническую. Результатом исследований ученого в области физиологии пищеварения явился его труд под названием Лекции о работе главных пищеварительных желез , опубликованный в 1897. Этот труд в течение нескольких лет был переведен на немецкий, французский и английский языки и принес Павлову всемирную славу.

Исследования по физиологии высшей нервной деятельности.

К изучению физиологии высшей нервной деятельности Павлов перешел, пытаясь объяснить феномен психического слюноотделения. Изучение этого явления привело его к понятию условного рефлекса. Условный рефлекс, в отличие от безусловного, не является врожденным, а приобретается в результате накопления индивидуального жизненного опыта и является приспособительной реакцией организма на условия жизнедеятельности. Процесс образования условных рефлексов Павлов назвал высшей нервной деятельностью и считал это понятие равнозначным термину «психическая деятельность».

Ученый выделил четыре типа высшей нервной деятельности у человека, которые основываются на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения. Тем самым он подвел физиологический фундамент под учение Гиппократа о темпераментах.

Павлов разработал также учение о сигнальных системах. По Павлову, специфической особенностью человека является наличие у него, помимо первой сигнальной системы, общей с животными (разнообразные сенсорные раздражители, поступающие из внешнего мира), также и второй сигнальной системы – речи и письма.

Основной целью научной деятельности Павлова было изучение психики человека при помощи объективных экспериментальных методов.

Павловым были сформулированы представления об аналитико-синтетической деятельности головного мозга и создано учение об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.

Издания: Павлов И.П. Полное собрание сочинений , 2 изд., т. 1–6, М.,1951–1952; Избранные труды , М., 1951.

Артем Мовсесян

Павлов Иван Петрович стал известен нам прежде всего как физиолог, известный ученый, создавший науку о высшей нервной деятельности, которая имеет огромнейшую практическую ценность для многих наук. Это и медицина, и психология, и физиология, и педагогика, а не только собака Павлова, реагирующая на лампочку усиленным течением слюны. За свои заслуги ученый награжден Нобелевской премией и его именем были названы некоторые учебные заведения, научные институты. Книги Павлова и в наше время издаются довольно крупными тиражами. Тем, кто еще не знаком с достижениями ученого и не знает кто такой Иван Петрович Павлов, краткая биография поможет исправить это упущение.
Родился будущий светила в Рязани, в семье священнослужителя, в 1849 году. Так как предки Павлова были «церковниками», мальчик был вынужден пойти в духовное училище и в семинарию. Об этом опыте он впоследствии высказывался с теплотой. Но случайно прочитав книгу Сеченова о рефлексах головного мозга, Иван Павлов оставил обучение в семинарии и стал студентом на физико-математическом факультете в Петербурге.
Окончив курс с отличием, он получил ученую степень кандидата естественных наук, и принял решение продолжать обучение в Медико-хирургической академии, с окончанием которой он получил диплом лекаря.
С 1879года Иван Петрович стал заведующим лабораторией при клинике Боткина. Именно там он начал свои исследования пищеварения, которые длились более двадцати лет. Вскорости молодой ученый защитил диссертацию и получил назначение приват-доцента в Академии. Но предложение от Гейденгайна и Карла Людвига, достаточно известных физиологов, поработать в Лейпциге показалось ему более интересным. Вернувшись через два года в Россию, Павлов продолжил научную деятельность.
Уже к 1890 году его имя стало известным в научных кругах. Одновременно с руководством физиологическими исследованиями в Военно-медицинской академии, он также руководил отделом физиологии в Институте экспериментальной медицины. Научная работа ученого начиналась с изучения сердца и кровеносной системы, но позже ученый посвятил всего себя исследованию пищеварительной системы. Путем многих экспериментов белые пятна в строении пищеварительного тракта стали исчезать.
Основными подопытными ученого были собаки. Павлов хотел понять механизм работы поджелудочной железы, и сделать необходимые анализы ее сока. Для этого, путем проб и ошибок, он вывел наружу часть поджелудочной собаки, и создал так называемую фистулу. Через отверстие сок поджелудочной попадал наружу и был пригоден для исследования.
Следующим этапом стало исследование желудочного сока. Ученый смог сделать фистулу желудка, что раньше никто не мог. Теперь можно было исследовать выделение желудочного сока, его количество и качественные показатели, зависящие от характеристик пищи.
Павлов сделал доклад в Мадриде и там обозначил основные вехи своего учения. Через год, написав о своих исследованиях научный труд, ученый был награжден Нобелевской премией в 1904 году.
Следующим, что привлекло внимание ученого, стала реакция организма, и пищеварительной системы в том числе, на внешние раздражители. Это было первым шагом к изучению условных и безусловных связей – рефлексов. Это было новым словом в физиологии.
Система рефлексов есть у многих живых организмов. Так как человек имеет больший исторический опыт, - его рефлексы богаче и сложнее чем у тех же собак. Благодаря исследованиям Павлова стало возможным проследить процесс их формирования и понять основные принципы работы коры головного мозга.
Бытует мнение, что в послереволюционный период, в годы «разрухи» Павлов оказался за гранью бедности. Но тем не менее, оставаясь патриотом своей страны он отказался от очень выгодного предложения переехать в Швецию для дальнейшей научной деятельности со сто процентным финансированием.
Некоторые исследователи считают, что у ученого просто не было возможности выехать за границу, и он подавал прошения о разрешении ему эмиграции. Через некоторое время, в 1920 году, ученый наконец-то получил от государства давно обещанный институт, где и продолжил свои исследования.
За его исследованиями пристально наблюдала верхушка советской власти и благодаря этой протекции ученый смог осуществить свои давние мечты. При его институтах были открыты клиники, оснащенные новым оборудованием, штат сотрудников постоянно расширялся, финансирование было прекрасным. С того времени также началось регулярное издание трудов Павлова.
Но здоровье ученого в последние годы оставляло желать лучшего. Несколько раз переболев воспалением легких, он нездорово выглядел, сильно уставал и вообще не очень хорошо себя чувствовал. И в 1936 году, после простуды, перешедшей в очередное воспаление легких, Павлов умер.
Вполне может быть, что сегодняшние лекарственные средства и справились бы с болезнью, но тогда медицина еще была на низком уровне развития. Смерть ученого стала крупной потерей для всего научного мира.
Вклад Павлова в науку невозможно переоценить. Он свел в одну плоскость физиологию и психологию, его исследования высшей нервной деятельности дали толчок к развитию разных наук. Имя Ивана Петровича Павлова сейчас знакомо каждому образованному человеку. На этом изложение о жизни и работе ученого считаю возможным завершить, ведь краткая биография Павлова И.П. в достаточной мере освещена.

Выдающийся русский физиолог, первооткрыватель условного рефлекса. Первый отечественный ученый, удостоенный Нобелевской премии (1904). Член-корреспондент (1901), академик (1907) Петербургской Академии наук, Российской Академии наук (1917), АН СССР(1925).

Иван Петрович Павлов родился 14 (26) сентября 1849 года в семье Петра Дмитриевича Павлова (1823-1899), священника Николо-Высоковской церкви в .

В 1860-1864 годах И. П. Павлов учился в Рязанском духовном училище, в 1864-1870 годах - в Рязанской духовной семинарии. В 1870 году переехал в и до 1875 года учился в Санкт-Петербургском университете (сначала на юридическом факультете, потом - на естественном отделении физико-математического факультета). Окончил университет со степенью кандидата естественных наук.

После окончания университета в 1875 году И. П. Павлов поступил на 3-й курс Медико-Хирургической Академии (с 1881 года - Военно-Медицинская Академия), которую закончил в 1879 году с золотой медалью и начал работать в физиологической лаборатории клиники С. П. Боткина, проводя исследования по физиологии кровообращения.

В 1883 году И. П. Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца». 1884-1886 годы ученый повел в заграничной командировке для совершенствования знаний в Бреслау (ныне Вроцлав в Польше) и Лейпциге (Германия), где стажировался в лабораториях ведущих немецких физиологов того времени Р. Гейденгайна и К. Людвига.

В 1890 году И. П. Павлов был избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии Военно-Медицинской Академии, а в 1896 году - заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924 года. Одновременно (с 1890 года) И. П. Павлов заведовал физиологической лабораторией при организованном тогда Императорском Институте экспериментальной медицины.

В 1901 году И. П. Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 году действительным членом Петербургской Академии наук.

В 1904 году И. П. Павлову была присуждена Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения.

С 1925 года и до конца жизни И. П. Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.

И. П. Павлов был избран членом и почетным членом многих зарубежных академий, университетов, обществ. В 1935 году на XV Международном конгрессе физиологов за многолетнюю научную работу он был удостоен почетного звания «Старейшины физиологов мира» (ни до, ни после И. П. Павлова, ни один ученый такой чести не удостаивался).

И. П. Павлов скончался в 27 февраля 1936 года. Он был похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

В ходе своей научно-исследовательской деятельности И. П. Павлов ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов ему удалось установить, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования И. П. Павлова в области физиологии высшей нервной деятельности оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.