Когда люди стали есть. Вегетарианство или почему люди мясо не едят. Наш пищеварительный тракт делает нас всеядными

Пока прогрессивная молодежь повально увлекается вегетарианством, а закоренелые мясоеды спокойно пережевывают привычные зажаренные стейки — Всемирная организация здравоохранения выносит вердикт Сыроедам и поклонникам преимущественно травоядной пищи, приравнивая их к психически неуравновешенным людям . Для того, чтобы убедиться в агрессивности некоторых вегетарианцев не обязательно пытаться обличать пропагандируемый ими образ жизни, достаточно ясно выразить свою позицию по отношению к мясу, точнее намекнуть на то, что кушать мясо может быть приятно.

Не так давно в случайном диалоге с одной вегетарианкой я как раз таки заикнулась о том, что люблю мясо. После чего напоролась на резкое негодование с её стороны: «Как только можно наслаждаться поеданием живых существ, как не противно есть трупы?» . Опущу поднятые ею тут же вопросы морали и уважения к природе. Любопытным для меня стал лишь один вопрос, из обрушившегося потока: «Почему ты ешь мясо? » , спросила она меня. Кроме того, чтобы ответить — «мне нравится вкус » — я ничего не нашла. Но сам по себе вопрос запал в память.

Многим сегодня в принципе известно, почему, например, некоторые индивиды отказываются от мяса, но никому на ум не приходит узнать – а почему другие продолжают употреблять его в пищу? И как ни странно, ответов в сети на этот вопрос я нашла немного. В основном они сводятся к медицинским показателям, например, по некоторым данным, в противовес веганам, наличие определенных веществ в мясе позволяет человеку утолять чрезмерную агрессию . Обычные же любители мясной кухни, как правило, отвечают на подобный вопрос, по аналогии со мной – «нравится вкус, полезно, сытно» и так далее. Но оставим мясо и перейдем к «овощам».

Очевидно, что мирные мясоеды и воинствующие вегетарианцы уже долгие годы талдычат на весь мир друг другу о противоположных вещах. При этом каждый отстаивает свою позицию — на благо своему желудку или философским и религиозным взглядам. Однако во всем этом предсказуемом балагане мне всё-таки не даёт покоя один вопрос – почему травоядное питание набирает обороты в России? в стране, где большая часть населения проживает в анти-вегетарианских условиях . В сегодняшней статье речь пойдет именно об этом.

Известно, что вегетарианство впервые зародилось в Индии много веков назад, и было направлено на практику ненасилия относительно мира животных, а также на формирование особой философии питания в различных религиозных группах. Что касается Западного мира, то здесь активно практиковать вегетарианство начали лишь в конце 19 начале 20 веков. Однако и до этого местами, в разные эпохи, например, в период Возрождения, в Европе присутствовало течение людей, принципиально не употребляющих в пищу мясо.

Само по себе определение вегетарианства на сегодня приравнивается к специфическому образу жизни, отличительной чертой которого является питание, исключающее из употребления мясо любых живых существ . Также стоит отметить, что вегетарианцы осмысленно отрекаются от использования продуктов животного происхождения и в пище и в быту. То есть не едят яйца, производимые курицами на свет, и не носят меха и кожаные вещи, варварски содранные, по их мнению, с животных.

А теперь давайте отойдем от истории и терминологии и обратимся к имеющей непосредственную актуальность современности. Заметили ли вы, насколько стремительным стало распространение вегетарианства в России в последние годы? Особенно это касается молодежи в таких крупных городах как Москва и Санкт-Петербург, всё чаще увлекающейся духовными поисками, йогой и восточными религиями, в попытках абстрагироваться от шума и гама окружающей действительности. Задавались ли вы вопросом – почему это происходит?

Если рассматривать обращение к вегетарианству людей в целом, то в мировом масштабе принято выделять ряд причин, побуждающих людей отказываться от животной пищи.

Во-первых , это моральные мотивы – то есть вегетарианцами становятся на благо всех живых существ, дабы не доставлять им страданий, а напротив — предотвращать их умышленные смертельные исходы. Ключевой составляющей этического мотива выступает защита прав животных, а также солидарность с ними . Однако на этот счет в нашей стране имеются нюансы.

Вероятно, не все вегетарианцы знают о том, что существуют так называемые северные народы, которым кроме как рыбой и мясом питаться в своих климатических условиях круглый год — нечем. Взять хотя бы жителей Ханты-мансийского автономного округа или коренное население Камчатки. Так вот, относительно данных групп вегетарианские морали, можно сказать, не являются универсальными, а значит, не могут являться истиной в одном лице . Согласитесь, погода на севере Индии разительно отличается от климата крайнего севера России.

Елена Барабашова, торговый представитель: «К вегетарианству отношусь нейтрально, как-то особо об этом никогда и не задумывалась. Мясо очень люблю, и рыбу, да и все остальные продукты животного происхождения… Кроме сала, пожалуй. Вообще уважаю людей неприхотливых в еде. Если рассматривать вегетарианство с точки зрения: «Не ем мяса, так как оно вредно, неизвестно чем напичкано и так далее» — это блажь. Хотя, если задумываться о том, что ешь бедное животное, которое было зверски убито, конечно, аппетит будет испорчен. Однако я считаю, убивать животных для пропитания это нормально, чего нельзя сказать об убийстве ради меха, особенно редких вымирающих видов. Вот тут я категорически — против.»

Во-вторых , мотивом, побуждающим к вегетарианству, могут стать медицинские показания . Некоторые врачи, например, рекомендуют своим пациентам вегетарианские диеты, способствующие снижению риска таких заболеваний как рак, сердечнососудистые недомогания, болезни желудка или кишечника, а также развитие атеросклероза. И здесь уже, сложно поспорить, особенно, если учесть, что доктора советуют использовать травоядные диеты далеко не на постоянной основе . Веским тому подкреплением служит ранее упомянутое отнесение тотального вегетарианства к психическим заболеваниям, по мнению ВОЗ.

В-третьих , отказаться от мяса человек может из религиозных побуждений . И тут я плавно приближаюсь к тем самым духовным искателям, среди молодых людей, которые возникают по всей России и тут и там, и помимо проповедей о Кришне или Будде ведут активную пропаганду вегетарианства. Что касается непосредственно религий, которые включают в себя анти-мясоедские воззрения, то сюда относят — буддизм, индуизм, адвентистов седьмого дня, джайнизм, а также совершенно новую, карикатурную религию — растафарианство. Спорить с законами «церкви» и прочих соборных учреждений, как и с показаниями медиков, полагаю, бессмысленно, поэтому оставим данные мотивы вегетарианцев без лишней критики и отправимся дальше.

Елена Котылева, художник : «Я однозначно За вегетарианство. Вообще, очень уважаю людей, выбравших, пришедших к этому способу питания. Мне кажется, это даже один из способов самовыражения. Это и некое «особое» отношение человека к себе, к тому, что даёт ему силы и энергию, забота о животном мире . Конечно, это касается людей, осознанно и серьёзно подходящих к нему, а не просто захотевших попробовать ради интереса или потому что их друзья вегетарианцы. Ведь это целая философия, имеющая древние корни и стороны, ведущая людей к своему здоровью и совершенству…»

Следующим поводом для того, чтобы отказаться от мяса служит обычная экономия . То есть, среди вегетарианцев серьезно имеются люди, обрекшие себя на поедание исключительно растительных продуктов из-за недостатка средств или нежелания тратить деньги на мясо. Последователи подобного обоснования отказа от животных продуктов любят посудачить о том, что цена на мясо неоправданно завышена и поэтому питаться им совершенно невыгодно. Если честно подобный подход к вегетарианству несколько обескураживает. Ведь тут резонно напрашивается вопрос о том, что если бы фрукты и овощи были в ценовой категории мяса? Тогда бы экономные вегетарианцы с легкостью перевоплотились в мясоедов?

Но если не усугублять отношение к этой позиции, можно заметить, что экономичная сторона как путь к вегетарианству обусловлена еще и тем, что мясо якобы плохо воздействует на здоровье людей, при этом оно дорого стоит, что в результате ставит под сомнение вообще его значимость для всего человечества.

Однако тут стоит опять-таки обратить взор на нашу матушку Россию, с её раскидистыми северными территориям, где в некоторых регионах в зимнее время года подчас апельсины стоят дороже куска говядины . Если посмотреть на ситуацию с подобного ракурса, то экономическая выгода от вегетарианства на территории нашей страны становится не то чтобы сомнительной, а совершенно невозможной! Об этом отчетливо заявил и А. Богданов — сотрудник клиники Института питания РАМН в своем интервью Первому каналу, объяснив тем самым, что питаться по вегетарианскому принципу в большинстве регионов России финансово проблематично .

Правда, если жить, скажем, на юге страны, где большую часть года можно с легкостью выращивать или покупать свежие фрукты, ягоды и овощи, то вполне себе возможна экономия, таким образом, на еде.

Для справки, именно по экономическим соображениям, чтобы больше денег оставалось на книги, Бенджамин Франклин в свое время стал вегетарианцем. Так что порой, подобная «скромность» может быть действительно полезна. Но всегда стоит помнить об особенностях региона, в котором живешь большую часть времени.

Среди прочих мотивов, побуждающих современного человека стать вегетарианцем, необходимо выделить и заботу об экологии. Наряду с моральным аспектом, этот пункт является, пожалуй, одним из самых популярных среди веганов, активно соблюдающих растительную диету. Здесь ключевой является критическая позиция вегетарианцев относительно животноводства, поддерживаемого ради потребления мяса.

Идея в том, что в виду глобального потепления и обостряющегося с каждым днем загрязнения окружающей среды, веганы настаивают и на вреде от специального разведения животных. Ведь свиньи и коровы, в свою очередь, также как и люди потребляют и без того истощающиеся запасы пресной воды, негативно влияют на земельные ресурсы, а в итоге вовсе идут на убой, ради сиюминутной радости человека. Так зачем в таком случае вообще выращивать животных, если конечной целью станет зажаренный кусок мяса, а человечество при этом потеряет и плодородные земли, и бесценную водицу?

Более того, дотошные Гринписовцы даже подсчитали несколько лет назад, что на прокорм крупного рогатого скота с ферм в США, который затем идет под раздачу – то есть на скотобойню, уходит 70% выращенного за год зерна. Затраты на обеспечение кормом животных сопоставимы с теми, что хватило бы для прокорма девяти миллиардов человек. Нужно сказать, что сей факт обезоруживает, и позволяет защитникам экологии и вегетарианских взглядов основательно подтвердить целесообразность своих позиций и принципов отношения к пищи.

Таня Мироненко, менеджер : «Я к отказу от мяса приходила постепенно. Сначала перестала есть говядину, через год — курицу. Потом мы три месяца путешествовали по Индии и Непалу, рыбы в меню не было, так что я питалась только овощами и после возвращения в Москву рыбу уже не ела. Я в какой-то момент начала заниматься йогой, и у организма появилась потребность есть более легкую пищу. У меня много знакомых вегетарианцев, кто-то идейный (стрейт-эйдж, или эко-активизм, или просто жалко животных), кто-то практикующий (речь о медитационных практиках).

Мне кажется важным слушать свое тело, какую пищу оно просит в данный момент. Если хочет мяса — значит надо съесть мяса . Я спокойно отношусь к тем, у кого другие предпочтения в еде. Готовить стейки не буду, но тарелками, в которых лежало мясное, не побрезгую! А про свободу выбора — всему свое время должно быть. Если человеку, которому сейчас нужно есть мясо, навязывать вегетарианство — то это насилие, конечно. Поэтому мне не нравятся воинствующие нападения некоторых вегетарианцев на тех, кто хочет съесть котлетку. Но в какой-то момент тебе просто перестает хотеться есть мясо. И это нормально.»

Естественно, приведенные здесь доводы того, почему люди с разных уголков земли, в том числе, часть осознанной или подверженной веяниям моды молодежи России становятся вегетарианцами, являются лишь основополагающими, но не конечными. А это значит, что если вы имеете свой повод для перехода на растительную пищу – то флаг вам в руки.

Возвращаясь к вопросу – почему в Россию столь активно стало проникать вегетарианство, справедливо будет также вспомнить, что практиковалось оно здесь отдельными коалициями и во второй половине 18 века , в частности с легкой руки Льва Толстого , активно выступающего против поедания животных. К характерным заявлениям классика на эту тему принято относить следующие:

« Десять лет кормила корова тебя и твоих детей, одевала и грела тебя овца своей шерстью. Какая же им за это награда? Перерезать горло и съесть? », Или

« Чтобы стать человеком, нужно стать вегетарианцем».

Второй волной активизации вегетарианства явилось падение «железного занавеса» , тогда же в нашу страну свободно хлынули самые разные потоки и относительно религий, и относительно философий образа жизни. Считается, что именно в 80-ых в России стали вновь образовываться сообщества вегетарианцев , на сей раз потворствующие и моде Запада, и религиям Востока. На сегодня тяга к растительному питанию, в частности среди молодого населения страны лишь усиливается.

Валентина Борисова, журналист: «Я за вегетарианство! Думаю, перейду на него какое-то время спустя. Каждый год устраиваю себе периоды, когда я не ем мяса. Максимум — девять месяцев. Но я стараюсь себя не ограничивать и поэтому, когда понимаю, что снова хочу стать мясоедом не раздумывая становлюсь им. Я вижу много плюсов в вегетарианстве. Во-первых, на себе проверено, что исключая из своего рациона мясную пищу, начинаешь чувствовать себя гораздо более здоровым, легким, способным на большее, организм очищается и это отражается на внешнем виде — кожа становится чище, волосы блестят, глаза горят! Во-вторых, я все же очень люблю природу и животных в том числе, поэтому мысль, что я больше не употребляю живых существ в пищу — меня очень радует . Не хочется, чтобы кто-то страдал, всего лишь из-за того что мне хочется пообедать именно шашлыком, хотя есть много других вариантов в меню. Вот, подумала и вспомнила как это здорово – вегетарианствовать. У меня каждый год это происходит в масленицу. После нее я перестаю есть мясо, почему-то. Я совсем не религиозна, но великий пост совпадает с моим внутренним желанием уже пять лет, что-то в этом есть, видимо.

А, с другой стороны, я не осуждаю людей, которые не хотят становиться вегетарианцами. Понимаю, что многим употребление блюд из мяса приносит удовольствие, как бы это жестоко ни звучало. Наши предки долгое, если не все, время ели животных. Особенно это касается людей, живущих на северных территориях. И тело конфликтует с таким подавлением, и дух. И традиции, кстати, тоже не в пользу вегетарианства . На любом застолье, где мне удалось побывать, практически не было «постных» блюд. Вся культура застолий зиждется на мясных блюдах . Трудно отказаться от столь значимого явление в жизни каждого, кого я знаю — съездить на шашлыки. Возможно, это ментальность нашей страны, в связи с северностью. Возможно, на других территориях это не так. Но про Россию это верно.»

Всё чаще в крупных развитых городах России можно встретить людей осознанно отказывающихся от мяса. Эксперты связывают данные тенденции с повышением уровня сознания и ответственности за сохранение жизни на земле у новых поколений. Некоторые медики вкупе с всемирными организациями, как я уже не раз говорила выше, напротив – относят данное увлечение к психическим заболеваниям. Другие же — пропагандируют вегетарианские диеты. Ну а оставшиеся завсегдатаями мясоеды спокойно уплетают себе за обе щеки привычные стейки и особенно не противятся вегетарианским потугам, вероятно, думая про себя: «нам же больше достанется ».

Поразмыслив о том, хорошо это или плохо быть вегетарианцем, я решила попридержать свое окончательное мнение при себе и спросить вас, что думаете на счет вегетарианства вы? И что, если люди совсем перестанут употреблять в пищу мясо и будут полностью травоядными?

Что будет, когда слова великого учёного и художника Леонардо да Винчи станут реальностью: «Придет время, когда люди, как и я, будут смотреть на убийство животных так же, как сейчас на убийство человека» ?

Реальность: Ученые и натуралисты, в том числе и Чарльз Дарвин, выдвинувший гипотезу эволюции, сходятся в том, что древние люди были вегетарианцами (питались фруктами, овощами и орехами). На протяжении истории человечества наша анатомия не изменилась.

Шведский ученый фон Линней отметил, что «внутреннее и внешнее строение человеческого тела в сравнении с другими животными показывает, что фрукты и сочные овощи являются естественной пищей человека».

Не будем трогать наших очень далеких предков, но давайте посмотрим, что составляло основу питания наших бабушек, дедушек, прабабушек, прапра… Может быть, чтобы быть здоровыми, сильными и рожать по 10 детей они каждый день ели мясо?

О слабом человеке на Руси всегда говорили: «Мало каши ел»!, а виноватых осуждали: «C вами каши не сваришь».

Зерновые продукты были самой простой, сытной и доступной едой. Это подтверждают такие пословицы как:

«Щи да каша – пища наша».
«Хлеб – всему голова».
«Хороша кашка, да мала чашка».
«Русского мужика без каши не накормишь».

«Гречневая каша – мать наша, а хлебушек ржаной – наш отец родной».
«Хлеб да вода – крестьянская еда».
«Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска».
«Худ обед, коли хлеба нет».

«Бог на стене, хлеб на столе».
«Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь».
«За хлебом все добро».
«У меня хлеб чистый, квас кислый, ножик острый, отрежем гладко, поедим сладко».

«Густая каша семьи не разгонит».
«Покуда есть хлеб да вода, все не беда».
«Хлеб – батюшка, водица матушка».
«Прежде ели просто, да жили лет со сто».
«Где пиры, там и немочи».

Итак, основу рациона наших предков составлял бездрожжевой хлеб из муки грубого помола, различные каши из цельного зерна, которое не варили, а долго распаривали в печи, чтобы оно стало мягким (именно на кашах, кстати, вырастали былинные богатыри), овощи, фрукты (квашеная капуста и яблоки не переводились всю зиму), грибы, ягоды, орехи, квас, кисель (варили из овсяной муки), из бобовых – горох (он был у нас с глубочайшей древности), много зелени (мы забыли, что такое суп из молодой крапивы, а оказывается, что в ней много железа), в т.ч. и дикие травы.

Мясо было большой редкостью! В основном все соблюдали христианские посты – четыре длительных периода постов и постный режим по средам и пятницам приводят к тому, что общее число постных дней в году превышает 220!

И не забывайте, что мясо, рыба и яйца -это всего лишь три пищевых наименования, да и то не лучших с позиции энергетической их ценности, а всё остальное- это всё остальное. Поэтому крайне нелогично спрашивать, чем же питаются вегетарианцы, они питаются всем, кроме мяса рыбы и яиц и другой убойной пищи.

Простой пример.

О слабом говорят: «Каши мало ел!», и никто не говорит: «Мяса мало ел!». Или - «Здоров, как бык», а не - «Здоров, как волк или - как шакал»! Хищники вообще недолго живут. Просто человеческий организм не предназначен для переваривания мяса, и именно поэтому человеку на переваривание молока и растений требуется гораздо меньше энергозатрат. А по энергоёмкости растительные продукты не уступают мясным продуктам, а даже превосходят их.

15 серьёзных причин, чтобы отказаться от мяса.

  1. В мясе содержится лишь 35 % питательных веществ. В растениях - 90 %. Таким образом, кпд мясной пищи (отношение энергии, полученной от усвоения мяса, к энергии, затраченной на его переваривание) весьма мал.
  2. В мясе нет незаменимых другими продуктами аминокислот.

    При оправдании потребления мяса ссылаются на то, что в мясе содержится витамин В12, которого лишены растения. Однако есть другие способы получения этого витамина — например, выработка микрофлорой кишечника на сыроедении.

    Мясо содержит чужеродные нашему организму белки, которые угнетают полезную микрофлору.

    Мясо излишне закисляет внутреннюю среду организма, что подавляет азотофиксирующие бактерии в дыхательных путях, меньше азота усваивается из воздуха, следовательно, увеличивается потребность в пище («жор»).

    Излишнее количество белков и пуриновых оснований, содержащихся в мясе, образует в организме человека много кислотных остатков - мочевой кислоты, вызывая зашлаковку и отравление организма.

    Мясо сильно загрязнено гнилостными бактериями, яйцами глистов. Кроме того, мясо убитого животного зашлаковано более чем 200 вредными гормонами, которые выделяет организм животного от ужаса, когда его ведут на убой.

    Мясо содержит много экстрактивных веществ, поэтому излишне возбуждает аппетит, что ведет к перееданию.

    Для переваривания мяса требуется 6-8 часов (овощей - 4, фруктов - 1), так что к следующему приему пищи это мясо не успеет перевариться полностью и частично начнет гнить.

    Метан разрушает и витамин В6, контролирующий процесс роста клеток, и, становясь канцерогеном, откладывается в зашлакованной подкожной клетчатке в липомах, папилломах, полипах.

    Не менее вредно и мясо рыбы (тот же трупный яд, кроме того, вся наша речная рыба заражена яйцами глистов).

    Особенно вреден мясной бульон. «Укрепляющий» бульон фактически состоит из отбросов жизнедеятельности животного.

    Все сказанное в полной мере относится и к мясопродуктам. Кроме того, колбасы, ветчина, сосиски содержат вредные добавки.
    Пищевой желатин из костных отваров также вреден (сверхконцентрат).

    После потребления мясной пищи возникает тяжесть, клонит в сон, возникает усталость, раздражительность. Развивается вспыльчивость, агрессивность.

    Вот что заметил писатель и врач В. В. Вересаев о мясной пище («Записи для себя»). Когда в 20-е годы ему был назначен академический паек, то мяса хватало только на половину месяца. И тут он заметил, что в первые две недели в семье было типичное «мясное» настроение - тяжесть в голове, вялость. Когда же мясо кончалось, «появлялось желание работать, настроение делалось легким, тело подвижным».

Полноценная замена мяса - пророщенные зерна усваиваются человеческим организмом намного легче, чем даже самые лёгкие и так называемые»диетические» сорта мяса… Полный набор аминокислот, необходимых для синтеза человеческих белков, содержится в горохе, фасоли, бобах.

Исключите из своего рациона всякое мясо и будьте здоровы!

Нравится(17 ) Не нравится(1 )

История о том, как люди превратились в заядлых мясоедов, берет свое начало 65 млн лет назад. Динозавры только-только вымерли, а вместе с ними - половина всех остальных видов Земли. В тропических лесах, которые покрывали большую часть нашей планеты, среди головокружительно высоких деревьев, обвитых лозой, эволюционировал наш предок. Этот предок - самый первый известный человечеству примат: пургаториус (Purgatorius). Он выглядит совсем не так, как мы, и не похож даже на шимпанзе. Он напоминает нечто среднее между мышью и белкой. И если бы этот вид до сих пор существовал, он, скорее всего, считался бы милым домашним животным.

Пургаториусы искусно лазили по деревьям и были веганами. Этот вид отказался от диеты своих предков, состоящей из насекомых, в пользу богатого фруктами и цветами рациона, создавая для себя уютную нишу высоко среди веток. На протяжении десятков миллионов лет потомки пургаториусов питались исключительно растительной пищей. Все они, от небольших обезьянок до обезьян размером с гориллу, по большей части выживали за счет тропических фруктов, иногда приправляя свои блюда червями (чаще всего случайно). Около 15 млн лет назад они изменились, добавив в свой рацион твердые семена и орехи, но все также остались верны своим веганским корням.


Затем, около 6 млн лет назад, среди африканских приматов появился чадский сахелантроп (Sahelanthropus tchadensis). Скорее всего, с появлением сахелантропов наше развитие пошло по другому пути, отклонившись от линии развития наших ближайших собратьев, шимпанзе и бонобо. На языке палеоантропологии слово «гоминин» (hominin) служит для обозначения современных людей и всех вымерших видов, тесно связанных с нами; сахелантропы стали первым подобным видом. Небольшие существа с плоским лицом и маленьким мозгом, которые, скорее всего, передвигались на двух ногах. У них были не такие большие клыки, как у предков, а зубная эмаль была более толстой, что позволяет предположить, что рацион сахелантропов требовал более тщательного пережевывания и измельчения, чем фруктово-цветочный рацион пургаториусов.

Тем не менее, мясоедение до сих пор не коснулось наших предков. Сахелантропы, вероятно, ели жесткие, волокнистые растения с добавлением семян и орехов. В дальнейшем несколько видов австралопитеков, которые жили 3–4 млн лет назад в лесных массивах, приречных лесах и зонах сезонного затопления в Африке, также не зависели от мяса. Микроскопический износ их зубов - картина микроскопических углублений и царапин, оставленных на поверхности их зубов пищей, которую они употребляли - дает возможность предположить, что их рацион был аналогичен рациону современных шимпанзе: листья и побеги, большое количество фруктов и цветов, некоторые насекомые и даже древесная кора.

Питались ли когда-нибудь австралопитеки мясом? Не исключено. Так же, как современные шимпанзе иногда охотятся на колобусов (род обезьян), наши предки, возможно, иногда обедали сырым мясом мелких обезьян. Но все же, желудки ранних гомининов не позволили бы им иметь мясной рацион, как у современных американцев. Их желудки были предназначены для тех, кто ест фрукты и листья, с большой слепой кишкой - стомным мешком с бактериями в начале толстой кишки. Если бы австралопитек наелся мяса - скажем, съел бы несколько стейков из зебры - скорее всего, он бы испытал дикие муки от скручивания толстой кишки, пронзительные боли в животе, тошноту и вздутие, и все это могло привести даже к смерти. И все же, несмотря на эти опасности, 2,5 млн лет назад наши предки стали мясоедами.

Судя по всему, нашим телам пришлось приспосабливаться постепенно, сначала привыкнув к семенам и орехам, которые богаты жирами, но имеют недостаток клетчатки. Если наши предки потребляли их в большом количестве, такая диета стимулировала рост тонкой кишки (где происходит усвоение липидов) и сокращение слепой кишки (где усваивается клетчатка). Таким образом, наш кишечник стал бы лучше приспособлен к перевариванию мяса. Рацион из семян и орехов, возможно, подготовил наших предков к плотоядному образу жизни еще одним способом - он мог дать им приспособления для разделки туши. Некоторые исследователи предполагают, что простые каменные орудия, используемые для измельчения семян и орехов, можно было легко использовать, чтобы ломать кости животных и отрезать куски плоти. Таким образом, 2,5 миллиона лет назад наши предки были подготовлены к поеданию мяса: у них были инструменты, чтобы его получить, и органы, чтобы переварить.

Но иметь возможность - это одно, а иметь достаточно воли и мастерства, чтобы пойти и получить мясо, - совсем другое. Так что же вдохновило наших предков рассматривать антилоп и бегемотов в качестве потенциального обеда? Ответ или, по крайней мере, его часть может заключаться в изменениях климата, произошедших в то время. Когда дожди стали менее обильными, количество фруктов, листьев и цветов, от которых зависели наши предки, также сократилось. Большая часть тропических лесов превратилась в луга с небольшим количеством деревьев, где росли несколько высококачественных растений, пригодных в пищу. Но на эти луга приходило пастись все больше и больше травоядных животных. Во время долгой засухи с января по апрель у наших предков были проблемы с получением достаточного количества еды, ведь чтобы добыть свою обычную порцию, нужно было потратить больше времени и калорий. Ранние гоминины находились на перекрестке эволюции. Некоторые, как австралопитеки, выбрали рацион из большого количества низкокачественных растений; а другие, как ранние люди (homo, род приматов семейства гоминид), выбрали мясо. Австралопитеки в итоге вымерли, а люди выжили, чтобы эволюционировать в современного человека.

Интересно, что в то время, как эти «прото-люди» выбирали, как бы получить как можно больше выгоды от появившихся в саваннах травоядных и их плоти, предки шимпанзе и горилл никогда не пытались этого делать. Одной из причин, возможно, является неспособность ходить на двух ногах. Поиск мяса - занятие тяжелое, требующее ходьбы на длинные расстояния и, как следствие, затрат большего количества энергии, чем поедание травы и фруктов. Перемещение на двух ногах более эффективное с точки зрения энергозатрат, чем передвижение с помощью кулаков, свойственное шимпанзе или гориллам. Более длинные ноги лучше рассеивали тепло, предотвращая перегрев и повышая выносливость. Кажется, если бы сахелантропы или их предки не стали ходить прямо (или, как минимум, не попытались) 6 млн лет назад, ранние люди не были бы так хорошо подготовлены для поиска мяса спустя пару миллионов лет, и, возможно, не развили бы вкуса к животному мясу, так что на наших обеденных столах сейчас могло бы не быть стейков или гамбургеров.

Тем не менее, вопрос о том, что же конкретно впервые разожгло в человеке стремление к плотоядности, остается открытым. Возможно, несколько наших предков прогуливались среди зарослей акации и увидели, как саблезубый кот ест газель. Или, может, они наткнулись на мертвую зебру с вывалившимися кишками и внутренностями и подумали: «Хэй, почему бы не попробовать это?»

Даже убежденные травоядные, такие, как олени или коровы, иной раз могут попробовать мясо, если оно им попадется. Существуют записи, на которых показаны коровы, поедающие живых цыплят и мертвых кроликов, олени, которые едят птиц, и дукер - маленькая африканская антилопа - охотящийся на лягушек (если вам хочется посмотреть на этих хищных травоядных, попавшихся в кадр объектива, зайдите на YouTube). Так что вряд ли можно назвать неожиданным то, что наши предки - которые и до этого, возможно, иногда дополняли свой рацион мясом какой-нибудь обезьянки - разглядели в новоявленном изобилии травоядных источник дополнительных калорий. Гоминины уже были всеядными и умели приспосабливаться. Если что-то было съедобным и лежало рядом - они это ели. 2,6 млн лет назад вокруг было много мяса. Так же, как пургаториусы извлекали выгоду из климатических изменений и нового изобилия фруктов, их потомки, ранние люди, успешно приспосабливали свою диету к переменам в окружающей среде. В этот раз это означало следовать за мясом.

Листья, кора, фрукты, сырое мясо, личинки – нет, это не новая модная диета знаменитостей, а обыденный дневной рацион приматов, от которых, если теория эволюции верна, и произошел человек. По сравнению с ними homo sapiens ушел далеко вперед в развитии и умении готовить для себя пищу. Приезжая в разные страны по всему свету, мы едва ли не больше, чем осмотр местных достопримечательностей, хотим попробовать традиционные для данного региона блюда.

Рекомендуем

Умение изменять физические и химические свойства продуктов питания при помощи термического воздействия стало настоящим прорывом в эволюции человека. Приготовление пищи позволяло обеззараживать ее, повышало усвояемость и, конечно же, придавало ей новые вкусовые оттенки. Но когда именно произошел этот перелом, который, возможно, стал тем самым прорывом, определившим все дальнейшее развитие гоминидов?

Приготовление пищи невозможно без тепла, а значит, можно предположить, что первые шаги в кулинарии человек стал делать одновременно с приручением огня. Но понять, когда именно это произошло не так уж и просто. Археологи признают, что практически невозможно определить, были ли обнаруженные следы огня на ископаемых остатках вызваны человеческой деятельностью или десятки тысяч лет назад в это место просто ударила молния. Именно поэтому остатки древних костров нужно искать в пещерах.

Следы одного из древнейших кострищ возрастом около 1 млн. лет найдены в одной из пещер Южной Африки. В те времена просторы африканского континента населял далекий предок современного человека – Homo erectus. Найденные обугленные остатки костей говорят о том, что homo erectus, по-видимому, готовил мясо.

Неандертальцы, эволюционировавшие из Homo erectus примерно 250 000 лет назад, совершенно точно умели разводить костры и готовить себе еду. Об этом свидетельствуют многочисленные находки обугленных костей животных на древних стоянках неандертальцев. Но по поводу всех этих находок есть логичные сомнения – во-первых, неизвестно, было ли это именно приготовление пищи, а не, например, ритуальные сожжения животных во время неких обрядов? Во-вторых, если пищу и готовили, то как часто это делалось и на регулярной ли основе?

Понять, что человек готовил пищу постоянно, можно, обнаружив специально предназначенные для приготовления еды инструменты. Старейшие глиняные горшки были найдены на территории Китая и оценены возрастом приблизительно в 20 000 лет. Многочисленные царапины и потертости на внутренних стенках, да и само существование горшка убедительно доказывают, что 20 000 лет назад наши предки уже уверенно готовили довольно сложные блюда.

Этапы эволюции гоминидов

Впрочем, эта находка не привносит ясности в вопрос, когда древний человек начал готовить пищу. Ученые решили, что раз археологические данные не могут дать точный ответ, то следует обратиться к биологии, а именно к строению скелета у различных предков человека: у человека умелого (Homo habilis ), жившего на планете около 2 млн.лет назад, у человека прямоходящего (Homo erectus )и неандертальца. По сравнению с человеком умелым, у человека прямоходящего и неандертальца ярко выражено резкое уменьшение зубов по отношению к размеру головы. Ученые связывают эти изменения ни с чем иным, как с овладением навыками приготовления пищи. Многие до этого плохо усваиваемые продукты после термической обработки стали пригодными для употребления, отдавая больше калорий и легче пережевываясь. Нашим предкам уже не нужно было весь день искать пропитание и есть столь же часто, чтобы получить необходимое количество энергии. Соответственно, крупные зубы просто исчезли за ненадобностью.

Получается, теория о том, что предок современного человека впервые начал готовить ищу около 1 млн лет назад, во время существования Homo erectus выглядит наиболее правдоподобной. Конечно, этот процесс был медленным, но неизбежным – слишком очевидны были преимущества термической обработки. Именно овладение искусством приготовления еды может является основной причиной появления современного вида – homo sapiens.

Иллюстрация: depositphotos| IconicBestiary

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Очень ценная информация для тех, кто говорит, что наши предки всегда ели мясо. Почему меня так интересует данная тема? Мне жаль тех, кто не

знает и заблуждается, кто думает, что мясо есть надо, и наши предки всегда ели мясо. Очень многие, обладая информацией, перестанут есть мясо и рыбу. Ведь изначально само тело человека не создано для употребления в пищу данных продуктов.

В этой статье раскрывается глубинная проблема. Изменив своё отношение к данным продуктам, узнаем истину вещей, можем просто напросто всё поменять и не страдать, жить полноценной жизнью без употребления в пищу продуктов убийства. О том, как данные продукты действуют на психику и в принципе на организм в целом — можно написать не одну книгу.

В данной статье я хочу ограничиться тем, что подниму исторические данные, которые естественно умалчиваются в настоящем обществе. Я не могу понять причины данного замалчивания. Хотя судя по последним веяниям в области здорового образа жизни в России, в частности, (здесь я имею виду ограничения связанные с курением и распитием спиртных напитков), скоро доберутся и до мяса.

Очень многие люди, в том числе и знаменитости, прекрасно знают, о чем я хочу сказать. Просто им не дают это открыто рекламировать, в этом замешаны очень большие деньги, власть, даже не побоюсь данного выражения — пришельцы с других миров.

Вплоть до четвёртого столетия н.э. следы раннехристианских общин в Палестине, Византии, Греции и Александрии указывали на то, что употребление алкоголя и мясоедение не допускались. Они получали знание об учении Христа из многих доступных в то время священных писаний. Многие из этих изначальных христианских писаний, однако, были позже оставлены без внимания или отклонены западным христианством, новой ветвью с центром в Риме, из-за неспособности следовать содержащимся в них заповедям, а также чисто по мотивам политики и борьбы за власть.

Мигрировавшие в Рим христиане были готовы идти на компромисс с нехристианским образом жизни, чтобы используя такую позицию, избежать гонений на христиан, проводимых по всей Римской Империи, и снискать расположение властей. Они даже добились покровительства императора Константина, который правил в то время, и впоследствии действительно позволил провести обряд «принятия» своей веры.

Константин, следует заметить, был убежденным мясоедом и любителем выпить, таким и оставался до конца своих дней. Он решил, что римская форма христианства должна стать религией для всех граждан его империи, и это решение он проводил, применяя силу. В 325 году Константин созвал Никейский Собор, где некоторым ученым (так называемым correctores, входящим в состав Корректории - организации, созданной Константином) было поручено «рассортировать» и «откорректировать» многочисленные раннехристианские документы о жизни и учении Иисуса Христа.

Лишь четыре из многих изначальных христианских свидетельств были признаны как Евангелия и вошли в первый канон, авторитетность которого все же не была неоспоримым фактом. Только через полвека (382 г н.э.) была составлена многократно переработанная подборка канонических текстов Папы Дамасуса, признанная как «Новый Завет».

Теолог и последователь раннего христианства Г. Оуслей комментирует эти намеренные изменения и разжижение учения Иисуса Христа следующим образом: «Все, что совершили эти корректоры, можно охарактеризовать так: они с чрезмерным усердием порезали Евангелия, содержащие определенные заповеди нашего Господа, которым они (Константин) не собирались следовать. А именно речь идет здесь о тех запретах, которые направлены против мясоедения, одурманивающих напитков».

Евангелие двенадцати Святых, предисл. изд-во Humata, 1988

Истинные христиане, которые и дальше строго следовали наставлениям Иисуса Христа — жить просто и воздержанно — тем самым, отказываясь также от алкоголя и мяса, и которые не хотели подчиниться новой церковной власти, должны были скрываться от своих римских «братьев по вере», так как Константин не терпел ни непослушания, ни критики.

Сразу же после Собора он выпустил Указ, который гласил, что тому, кто по религиозным причинам проповедует вегетарианство, должен быть залит в горло расплавленный свинец. История говорит, что с 375 (321) до 480 года н. э. два миллиона христиан было убито. Вегетарианство в христианстве было вытравлено. Ранним христианам-вегетарианцам повсеместно заливали в горло расплавленный свинец.

Таким образом стала распространяться новая форма христианства, под контролем императора Константина и его преемников. Впоследствии он был возведен римской церковью в ранг святого, день его рождения (25.12) был провозглашен церковным праздником, а его биография приукрашена многочисленными легендами.

О неправильном переводе слов, касающихся мяса, в священных христианских писаниях. Хотя, кажется, что Библия во многих местах поощряет мясоедение, эти разделы не следует вырывать из контекста. Более важной диетой является не крайнее средство Ноя (связанное с наводнением, уничтожившим всю растительность), как сказано в Бытие Гл. 9:3, а первоначальная диета, провозглашенная Господом в Бытие Гл. 1:29: «И сказал Бог: Смотрите, Я дам вам всякую траву, сеющую семя, и всякое дерево, у которого плод, сеющий семя, вам сие будет в пищу».

Далее Бог указывает уже в следующем стихе, что эта диета благоприятна, в то время как уже упоминавшаяся более поздняя… содержащая мясо — позволяется «лишь для утоления страсти». Кроме того, при изучении ранней истории Церкви становится ясно, что ее отцы-основатели признавали вегетарианский идеал. Можно изучить историю их жизни: Тертуллиан, Плиний, Ориген, Св. Иоанн Златоуст — этот список можно продолжать и продолжать.

Обет вегетарианства, которому следовали эти христианские отцы, может подсказать нам многое из того, что мы прочитали бы в Библии до ее переработки на различных Вселенских соборах... С наступлением эпохи императора Константина (четвёртый век) христиане-вегетарианцы вынуждены были оставаться в подполье, поскольку Константин был мясоедом.

К тому же он был маньяком, и книги по истории христианства изобилуют рассказами о том, как он вливал расплавленный свинец в горло христиан-вегетарианцев за избранную ими диету. Между прочим, он умертвил и свою жену, бросив ее в жбан с кипящей водой. Священные писания просты для тех, кто прост — но сложны для ловкачей. Библия ясно говорит «Не убий» (Исход 20:13).

Невозможно сказать это проще. Точное еврейское слово: «lo tirtzach», что буквально переводится: «Не убий». Один из величайших ученых еврейско-английской лингвистики (в 12-м веке) Доктор Рубен Алкалей написал в своем величайшем труде, полном еврейско-английском словаре, что слово «tirtzach» относится «к любому виду убийства вообще». Слово «lo», как вы можете догадаться, означает «не», то есть не убивайте!

Библия очень ясно говорит по этому поводу. Многие исследователи Библии, настаивающие на том, что Христос ел плоть животных, очевидно, руководствуются в своих суждениях личными привычками. Желание уступать предрассудкам и поддерживать существующую традицию характерно для людей на протяжении многих столетий, но сегодня истина еще более важна, ибо сейчас человек все больше проявляет свою независимость.

Уважаемый исследователь Библии преподобный В. А. Холмс-Гор исследовал частое употребление слова «meat» мясо, в Евангелиях Нового Завета. Он проследил его значение до изначального греческого оригинала. Впервые его открытия были опубликованы на Всемирном форуме в августе 1947 года. Он обнаружил, что в тех 19 случаях, где в Евангелиях употребляется слово «meat», более точным переводом будет следующий Греческий вариант:

Значение Broma — пища

Brosis — вкушение пищи

Phago — есть

Brosimos -то, что можно есть

Tpophe — питание

Prosphagon — что-то из еды

Таким образом, каноническая версия стиха 21:5 Иоанна. Есть ли у вас «meat» — неверна. Это надо перевести как: «Есть ли у вас еда». Обратите внимание, что если правильно переводить, то нигде в Библии нет слова «мясо» и уж тем более рекомендации его вкушать.

«Рыба» — другое слово, часто переводимое в Библии неверно. Имеется в виду не существо, живущее в воде, но символ, с помощью которого ранние христиане могли узнать друг друга. Это был секретный знак, необходимый в эпоху гонений и преследований, до признания христианства государственной религией. Знак рыбы был тайным символом и словесным паролем, происходящим от греческого слова «ichthus» — рыба.

Поэтому он представлял из себя акростих, составленный из заглавных букв греческой фразы: «Iesous Christos Theou Uios Soter», что в переводе как «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Частые ссылки на рыбу символически указывают на Христа, не имея ничего общего с поеданием мертвой рыбы. Но символ рыбы не был одобрен римлянами.

Они выбрали знак креста, предпочитая сосредоточиться более на смерти Иисуса, чем на его выдающейся жизни. Возможно, что это одна из причин, по которой лишь десятая часть Его жизни записана в канонических писаниях. Опущена большая часть жизнеописания Его первых 30-ти лет.

Слово «мит» мясо, в новом завете: «Потому Сам Господь даст вам знамение; смотрите: дева во чреве примет и родит сына, и нарекут его: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, ибо научится отвергать зло и выбирать добро».

Христиане любят цитировать первый стих, доказывающий, что Христос спаситель, но они редко цитируют второй стих, доказывающий, что Он был вегетарианцем: «И с наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря, что уже четырнадцатый день, как вы не вкушали ничего, будучи без еды. Поэтому прошу вас принять пищу: это будет вам во благо, ибо ни один волос не упадет с вашей головы. Сказав это, он взял хлеб и возблагодарив Бога в присутствии всех, разломив, начал есть. Тогда все приободрились и также приняли пищу».

Все три раза используется слово «trophe» - питание. Заметим, что хотя в переводе употреблено слово «meat» — мясо, совершенно ясно, что имеется в виду хлеб, который все они вкусили. «Ради пищи не разрушай слово Божие. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина, и не делать ничего, от чего брат твой претыкается или соблазняется или слабеет».