На что имеет право военнослужащий

В вышеупомянутом Законе присутствует целая глава, посвященная правам и свободам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Положения главы 2 Закона защищают следующие права и свободы данной категории граждан: право на свободу передвижения и выбор места жительства; право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации; право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.

Отдельно оговаривается защита свободы, чести и достоинства военнослужащих: в оеннослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее общевоинские уставы). Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

Помимо этого, существует и свобода совести. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

В соответствии со статьей 9 Закона, военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления. Хотя здесь же оговаривается, что военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели , и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы .

Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Поэтому, согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие не вправе:

– заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;

– заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

– использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

– получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

– получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

– принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

– выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

– использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним.

Призывнику следует помнить о том, что привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы.

На практике большие затруднения вызывает вопрос о денежном довольствии. Согласно статье 12 Закона, д енежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.

Однако, помимо ежемесячного довольствия, Закон предусмотрел и дополнительные выплаты. Так, военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях, где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей, а также военнослужащим, направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технической помощи и исполнения иных обязанностей военной службы, выплата единовременного денежного вознаграждения и премии за образцовое выполнение воинского долга не производится.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при убытии в основной отпуск, а также в отпуск по болезни (на основании заключения военно-врачебной комиссии) производится выплата в размере не менее одного оклада денежного содержания.

Также призывникам следует помнить о том, что п родовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Например, Приказом Минобороны РФ от 13 мая 2002 г. № 203 «Об установлении Временной нормы продовольственного пайка для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» была установлена временная норма продовольственного пайка для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, назначенных в состав караула для несения караульной службы, на одного человека в сутки: хлеб из муки пшеничной 1 сорта – 200 г, мясо или сало-шпик – 100 г, масло коровье – 10 г, сахар – 70 г, чай – 0,6 г.

Продовольственно-путевые деньги должны быть выплачены военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.

Приказом Минобороны РФ от 22 июля 2000 г. № 400 «Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время» (с изменениями от 12 марта 2005 г.) было утверждено данное, крайне важное и интересное Положение, в котором, среди прочего, указано: до начала подачи готовой пищи на столы ее качество проверяется должностными лицами воинской части. Врач (фельдшер) совместно с дежурным по воинской части проверяет качество готовой пищи непосредственно в горячем цехе (местах ее выдачи), санитарное состояние помещений столовой, столово-кухонной посуды и инвентаря. Готовая пища, кроме того, ежедневно на каждом приеме пищи опробуется командиром воинской части или по его указанию одним из его заместителей. Опробование пищи заключается в определении ее вкусовых качеств и объема, массы мясных (рыбных) порций, холодных закусок, первых, вторых и третьих блюд.

Командир воинской части (заместитель командира воинской части) производит опробование пищи непосредственно в обеденном зале за одним из столов совместно с личным составом во время приема пищи. Результаты опробования пищи также записываются в книгу учета контроля за качеством приготовления пищи с выставлением оценок раздельно каждому блюду. При обнаружении несоответствия объема, массы порций и блюд, выданных личному составу, в сторону их уменьшения относительно расчетных данных, указанных в раскладке продуктов, выявляются причины их несоответствия и принимаются соответствующие меры.

Для нарезки хлеба, порционирования сахара, масла и их выдачи выделяется хлеборез из расчета питающихся в данной столовой: до 500 человек – 1, 501-1000 человек – 2 и свыше 1000 человек – 3.

Хлеборез назначается приказом командира воинской части из военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, (только там, где нет штатного хлебореза) на срок, определяемый командиром воинской части, но не менее чем на месяц.

Температура готовой пищи к моменту приема ее личным составом должна быть: для первых блюд – не ниже 75 °C; для вторых блюд – не ниже 65 °C; чая – 80 °C, компота, киселя, сока плодового и ягодного, молока коровьего кипяченого – 7 – 14 °C. Хлеб нарезается тонкими ломтиками массой 50–75 г и выдается по потребности в пределах норм. Сухари взамен хлеба разрешается выдавать к первому блюду не более трех раз в неделю.

Дежурные по подразделениям встречают свои подразделения в столовой, присутствуют при приеме пищи и следят за порядком в столовой. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, перед каждым приемом пищи моют руки в подразделениях и прибывают в столовую в вычищенной одежде и обуви, строем под командой старшины подразделения или одного из заместителей командиров взводов, которые вместе с подразделением находятся в столовой от начала до конца приема пищи. Прием пищи в шинелях, головных уборах и специальной (рабочей) форме одежды запрещается.

Также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, обеспечиваются бесплатным банно-прачечным обслуживанием, под которым понимается комплекс мероприятий по проведению еженедельной помывки военнослужащих в бане с заменой белья, стирки белья, постельного белья, военной, специальной одежды и санитарно-хозяйственного имущества в прачечной, а также по обеспечению их расходными материалами по нормам снабжения.

Очень важное положение закреплено в Законе – государство гарантирует военнослужащимпредоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение . Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по призыву, размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов. За военнослужащими – гражданами, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Немаловажным также является право на охрану здоровья и медицинскую помощь . Так, военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Военнослужащие ежегодно проходят медицинские обследования, с ними проводятся лечебно-профилактические мероприятия. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, причем им при убытии в отпуск по болезни выплата в качестве дотации на лечение производится в размере 400 рублей.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета .

Также Закон гарантирует военнослужащим право на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования (в том числе на получение послевузовского образования) и на курсах (факультетах) подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации военнослужащих, хотя военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не разрешается.

Призывникам следует помнить о том, что гражданам, призванным на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в том образовательном учреждении, в котором они обучались до призыва.

Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах.

Очень важным правом является право на проезд на безвозмездной основе :

– железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы.

В случае тяжелой болезни военнослужащего два члена его семьи или два близких родственника имеют право на проезд на безвозмездной основе от места своего жительства до места нахождения больного и обратно на основаниях, установленных для военнослужащего, один раз за время болезни.

Военнослужащий имеет право на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебную командировку, на новое место военной службы, а также к месту использования отпуска и обратно. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на пересылку простых писем и отправление посылок с личной одеждой .

Пересылка простых писем военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также простых писем, адресованных им, осуществляются в маркированных почтовых конвертах, приобретаемых за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Пересылка посылок с личной одеждой военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, досылка и возвращение посылок, адресованных им, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Безусловно, как и любой другой гражданин Российской Федерации, военнослужащий обладает правом обжалования неправомерных действий в суде, причем Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления расходов военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по уплате государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а юридические консультации и коллегии адвокатов бесплатно оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами.

Военнослужащий, являющийся гражданином, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части.

Утверждается следующий текст Военной присяги:

«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, впервые поступивший на военную службу в Российской Федерации, дает обязательство.

Утверждается следующий текст обязательства:

«Я, (фамилия, имя, отчество), даю обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг».

Приведение к Военной присяге (принесение обязательства) проводится:

– по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца;

– по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов.

До приведения к Военной присяге (принесения обязательства):

– военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов;

– за военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, не могут закрепляться оружие и военная техника;

– к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, не может быть применен дисциплинарный арест.

размер шрифта

УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (утв- Указом Президента РФ от 14-12-93) (ред от 18-12-2006) (2017) Актуально в 2017 году

Права военнослужащих

8. Права военнослужащих и порядок их реализации с учетом особенностей военной службы определяются законодательством Российской Федерации. Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством.

9. Использование военнослужащими своих прав не должно наносить ущерба правам и законным интересам общества, государства, военной службе, правам других военнослужащих и иных граждан.

10. Государство гарантирует социальную и правовую защиту военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшению условий службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагаются на органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного управления и командиров (начальников). До приведения к Военной присяге военнослужащий не может назначаться на воинские должности, привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы); за военнослужащим не могут закрепляться вооружение и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста. Командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав и законных интересов военнослужащих, несут за это установленную законодательством ответственность.

11. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение, применение оружия. Правила хранения и порядок применения военнослужащими оружия определяются настоящим Уставом.

Военнослужащие в качестве крайней меры имеют право применять оружие лично или составом подразделения:

для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые военные и государственные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

Для пресечения попытки насильственного завладения оружием и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

Для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно;

для задержания лица, совершившего преступление либо застигнутого при совершении тяжкого и опасного преступления, оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно.

Военнослужащие, входящие в состав караула, имеют право применять оружие в случаях и порядке, определенных Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи в боевых условиях.

12. Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием либо с использованием транспортных средств, а также при побеге из-под стражи из транспортных средств во время их движения, ночью или в других условиях ограниченной видимости. Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей. При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим. Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего и друг их граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно. О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру (начальнику).

Конституция Российской Федерации, военные законы и общевоинские уставы устанавливают права и обязанности военнослужащих. Правовое положение военнослужащих имеет важную специфическую особенность. С одной сторо­ны, на них распространяется общее российское законодатель­ство, они обладают правами и выполняют обязанности, как все граждане страны. С другой стороны, на них распространя­ется специальное военное законодательство. С учетом специ­фики военной службы (вооруженная защита государства всег­да связана с риском для жизни) в военном законодательстве для военнослужащих предусматриваются как дополнитель­ные права, так и расширенные, дополнительные обязанно­сти. Имеются и ограничения некоторых общегражданских прав и свобод. К числу ограничений, например, относится запрет на участие в политических акциях и забастовках, на коммерческую деятельность и т.д. Однако ограничения не­которых общегражданских прав и свобод компенсируются льготами.

Права военнослужащих можно объединить в три группы: социально-экономические права; политические права и сво­боды; личные права и свободы.

Социально-экономические права - это те права, кото­рыми военнослужащие пользуются как граждане Российской Федерации. Они обеспечивают возможность удовлетворения материальных и духовных потребностей. Вот лишь некото­рые из них: время нахождения граждан на военной службе засчитывается в общий трудовой стаж и стаж работы по спе­циальности; если служба по контракту засчитывается из рас­чета один месяц военной службы за один месяц работы, то на военной службе по призыву - за два месяца работы.

Военнослужащие обеспечиваются бесплатным питанием и вещевым имуществом. Военнослужащим, проходящим службу по призыву, ежедневно предоставляется не менее восьми часов для сна и не менее двух часов личного време­ни. В период службы солдатам предоставляется основной отпуск продолжительностью 15 суток (сержантам 20 суток). Все военнослужащие бесплатно пользуются услугами библи­отек и читальных залов, могут просматривать кино- и видео­фильмы и т.п.

Политические права и свободы обеспечивают участие военнослужащих в управлении делами общества и государ­ства. Они имеют право избирать и быть избранными в орга­ны государственной власти и органы местного самоуправле­ния. Военнослужащие обладают свободой слова, правом вы­ражать свои мнения и убеждения, получать и распространять информацию, не допуская при этом разглашения государ­ственной и военной тайны.

Личные права и свободы позволяют каждому военно­служащему проявить себя в общественной сфере. Они дают возможность защищать свои законные интересы, честь и до­стоинство. Речь идет, например, о праве возмещения причи­ненного в ходе службы ущерба, обжалования неправомерных действий, в том числе и вышестоящих лиц, о свободе совести и вероисповедания и т.д.

После того как гражданин страны надевает военную фор­му и принимает военную присягу, значительно возрастает объем его обязанностей. Единство прав и обязанностей - ха­рактерная черта государственного статуса военнослужащих армии и флота. В статье 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих говорится»: «Статус военнослужащего есть совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гаран­тированных государством ».

Закон «О статусе военнослужащих» и Устав внутренней службы подразделяют обязанности военнослужащих, выте­кающие из условий военной службы, на общие должностные и специальные.

Общими являются обязанности, которые возлагаются на всех без исключения военнослужащих, независимо от долж­ностного положения и воинских званий. Главная обязан­ность - это, несомненно, «защита государственного сувере­нитета и территориальной целостности Российской Федера­ции, обеспечение безопасности государства, отражение воору­женного нападения», а также выполнение задач в соответ­ствии с международными обязательствами России. Из этого нытекают многие важные требования к каждому военнослу­жащему: быть верным военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отече­ство, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекослов­но выполнять приказы командиров и начальников. Важней­шая обязанность военнослужащих - быть бдительными, не­устанно овладевать боевым мастерством, дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом.

В Законе «О воинской обязанности и военной службе» впервые конкретно определено, что понимается под исполне­нием обязанностей военной службы (ст. 37, п. 1). Важнейши­ми пунктами являются:

    исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами; несение боевого дежурства (боевой службы);

    выполнение приказов, распоряжений или задачи, отдан­ных или поставленных командиром (начальником);

    участие в боевых действиях;

    защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

    оказание помощи правоохранительным органам в обе­спечении законности и правопорядка.

Должностные и специальные обязанности солдат и матро­сов подробно изложены в общевоинских уставах. С ними мо­лодые воины познакомятся с назначением на конкретные должности в процессе несения военной службы.

Российское военное законодательство и общевоинские уставы предусматривают также и личную ответственность военнослужащих за возможные правонарушения. В Законе «О статусе военнослужащих» говорится: «Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного право­нарушения несут ответственность: дисциплинарную, мате­риальную, гражданско-правовую и уголовную». Содержа­ние каждого из этих видов ответственности раскрывается в Уставе внутренней службы.

Знание солдатами и матросами порядка прохождения воен­ной службы, своих прав и обязанностей, образцовое их вы­полнение - это непременное условие укрепления воинской дисциплины, роста боевого мастерства, поддержания посто­янной боевой готовности в период реформирования армии и флота.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие правовые документы устанавливают права и обязанно­сти военнослужащих?

2. Перечислите известные вам социально-экономические права во­еннослужащих

3. Назовите политические права и свободы военнослужащих.

4. Что понимается под исполнением обязанностей военной службы?

5. Какие виды обязанностей установлены для военнослужащих?

6.Почему каждый военнослужащий должен хорошо знать свои права и обязанности?

5.5. Обеспечение соблюдения воинской дисциплины военнослужащими, проходящими военную службу по контракту
Характеристика основных трудовых прав и обязанностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, была бы явно неполной без рассмотрения вопроса об особенностях обеспечения соблюдения военнослужащими-контрактниками воинской дисциплины. В статье 10 федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющей право на труд военнослужащих", ничего не говорится о правах и обязанностях военнослужащих в области воинской дисциплины. Что касается возможностей поощрений военнослужащих, то об этом данный закон даже и не упоминает, нет на этот счет и отсылочной нормы. Вместе с тем в данном законе есть специальная статья - 28, закрепляющая общие положения об ответственности военнослужащих за правонарушения. Как говорится в данной статье, в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. И затем, в последующих пунктах статьи, дана краткая характеристика каждого из видов ответственности. Так, применительно к административной ответственности (пункт 3) говорится о дифференцированном подходе в избрании вида ответственности (административной либо дисциплинарной в порядке, определенном общевоинскими уставами) в зависимости от того, какие именно административные правонарушения совершены военнослужащими. Что касается гражданско-правовой ответственности, то военнослужащие несут ее на условиях, закрепленных в пункте 5: за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству. Физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В пункте 6 данной статьи содержится отсылочная норма об уголовной ответственности военнослужащих. поскольку в этом пункте говорится, что за совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Что касается дисциплинарной и материальной ответственности военнослужащих, то в отношении этих двух видов ответственности следует остановиться несколько подробнее, поскольку применение их самым тесным образом соприкасается с трудовым законодательством.
Прежде всего, отметим, что нормы статьи 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются отсылочными. Так, в пункте 4 говорится, что "за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих". А в отношении дисциплинарной ответственности военнослужащих закреплено положение о том, что "за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность на основании и в порядке, которые определены общевоинскими уставами". При этом в самом Федеральном законе не содержится норм о различиях в порядке, условиях и основаниях привлечения к ответственности военнослужащих в зависимости от того, проходят ли они военную службу по призыву либо по контракту.
Вопросы обеспечения соблюдения воинской дисциплины всеми военнослужащими, проходящими военную службу как по призыву, так и по контракту, изложены в специальных нормативных актах военного законодательства, имеющих подзаконный характер. В качестве таковых выступают общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации - Устав внутренней служба Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации и Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 2140 "об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"1.

1 См.: Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб, Строевой устав. М.: Военное изд-во, 1994.

Среди общевоинских уставов особое место отводится Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации (далее: Дисциплинарный устав - Г,С,), раскрывающему понятие воинской дисциплины. В статье 1 главы 1 "Общие положения" говорится, что "воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)". Основными принципами единоначалия, как говорится затем в статье 9 являются право командира (начальника) отдавать приказ и обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться.
В Дисциплинарном уставе закрепляются права и обязанности командира (начальника) по поддержанию воинской дисциплины, перечислены командиры (7ачальники), которые в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным по воинской должности, с указанием прав командиров (начальников) по применению конкретных видов поощрений и наложению конкретных видов взысканий к подчиненным им военнослужащим. Кроме того, определены и особенности пользования дисциплинарной властью заместителей командиров, помощников (старших помощников) командиров, министра обороны Российской Федерации и его заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, лиц гражданского персонала.

5.5.1. Поощрение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
Поощрения, как говорится в статье 17 Дисциплинарного устава, являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины. В отличие от КЗоТ РФ (см. статью 131), закрепляющего лишь примерный перечень мер поощрения в отношении всех работников, безотносительно к тому, к какой именно категории они относятся. Дисциплинарный устав содержит перечень поощрений, применение которых носит дифференцированный характер. Так, имеет значение, применяются ли поощрения к солдатам, матросам, сержантам и старшинам (статья 19) или к прапорщикам и мичманам (статья 25). либо к офицерам (статья 29), а также, проходит ли военнослужащий военную службу по призыву либо по контракту на определенных должностях. Причем перечень поощрений в отношении той или иной категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (нужно отметить. Что такое же правило действует и в отношении военнослужащих-призывников). В основном, перечень мер поощрения военнослужащих совпадает с теми поощрениями, которые применяются в отношении работников и содержатся в статье 131 КЗоТ РФ. Но у военнослужащих есть и такие поощрения, которые обусловлены спецификой прохождения военной служба и связаны, например, с возможностью поощрительного присвоения воинского звания на условиях. определяемых данным Уставом, награждением именным холодным и огнестрельным оружием и др. Специфическим видом поощрения, характерным в целом, как известно, для специальной дисциплинарной ответственности на основании уставов и положений (не только в отношении военнослужащих), является снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарный устав, закрепляя определенный порядок применения различных мер поощрения, в то же время содержит ряд принципиальных положений, касающихся в целом поощрения военнослужащих. Так, за одно и то же отличие может быть объявлено только одно поощрение, т.е. прямо запрещается соединять две и более меря поощрения. При этом с военнослужащего, имеющего дисциплинарное взыскание, может быть снято одновременно только одно дисциплинарное взыскание. Поощрения объявляются перед строем, на совещании военнослужащих, в приказ или лично. Объявление приказов о поощрениях, а также вручение отличившимся военнослужащим наград обычно производится в торжественной обстановке.
Дисциплинарный устав закрепляет обязанность учета поощрений во всех подразделениях и воинских частях с занесением поощрений в служебную карточку военнослужащего, которая ведется по определенной форме, приложенной к Дисциплинарному уставу. На лицевой стороне служебной карточки должно быть указано, за что поощрен военнослужащий, вид поощрения, когда именно применено поощрение (дата и № приказа), кем поощрен военнослужащий В служебной карточке должны быть подпись военнослужащего об ознакомлении с приказом о поощрении.

5.5.2. Дисциплинарная ответственность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
В статье 23 Дисциплинарного устава говорится о том, что "все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения". Указывая на возможность привлечения военнослужащих к таким видам ответственности, как дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная и уголовная. Дисциплинарный устав закрепляет и общие принципы привлечения военнослужащих к различным видам ответственности. Так, за совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности. За проступки. Связанные с нарушением военнослужащими воинской дисциплины и общественного порядка, к ним могут быть применены меры общественного воздействия. При привлечении к ответственности недопустимо ущемление чести и достоинства военнослужащих.
Как сказано в статье 24 Дисциплинарного устава, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести, на основании и в порядке, установленных Дисциплинарным уставом.
Наряду с общими принципами привлечения военнослужащих к ответственности вообще, независимо от ее вида, в отношении дисциплинарной ответственности также установлены определенный общие правила, во многом совпадающие с теми, что имеют место в трудовом законодательстве. Так, привлечение военнослужащего, нарушившего воинскую дисциплину или общественный порядок, к дисциплинарной ответственности, является правом, но не обязанностью командира (начальника), который может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости - подвергнуть военнослужащего дисциплинарному взысканию. При этом следует иметь в виду, что в статье 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплены гарантии в области дисциплинарной ответственности и в отношении самих командиров. В соответствии с пунктом 2 "командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к уголовной ответственности виновных лиц".
В статье 48 Дисциплинарного устава закреплено положение, аналогичное, по сути, требованию, содержащемуся в статье 135 КЗоТ РФ, о том, что налагаемое взыскание должно быть соразмерно тяжести совершенного проступка и степени вины военнослужащего. Так, как и в КЗоТ РФ (статья 138) в отношении работника, в Дисциплинарном уставе (статья 49) закрепляется возможность общественного осуждения нарушений воинской дисциплины - на собраниях военнослужащих. Кроме того, проступки отдельных категорий военнослужащих, названных в Дисциплинарном уставе, могут рассматриваться и товарищескими судами чести. Причем запрещается принимать решение о рассмотрении проступков офицеров, прапорщиков и мичманов товарищескими судами чести и одновременно налагать на них за этот же проступок дисциплинарное взыскание.

Закрепляемый в Дисциплинарном уставе перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих, является счерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Так, в статье 88 особе указывается на то, что высказанное командиром (начальником) подчиненному предупреждение, замечание или строгое указание не упущение по службе не является дисциплинарным взысканием. Применение перечня дисциплинарных взысканий носит дифференцированный характер в зависимости то того, на какую категорию военнослужащих эти взыскания налагаются - на солдат и матросов, либо на сержантов и старшин (имеет значение, проходят они военную службу по призыву или по контракту). на прапорщиков и мичманов или на военнослужащих-женщин, проходящих военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов. Что касается военнослужащих офицерского состава, то здесь перечень дисциплинарных взысканий дифференцирован в зависимости от того, налагаются ли эти взыскания на офицеров либо на высших офицеров. При этом не имеет значения основание для прохождения военной службы - по призыву или по контракту.
Перечень мер дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, содержит самые разнообразные меры взыскания. Так, ряд таких мер, как например, выговор и строгий выговор, применяются в отношении всех работников по нормам КЗоТ РФ (см. статью 135). Такая мера дисциплинарного взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии, применяется также в отношении государственных служащих (см. статья 14 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации") и, в целом, в отношении лиц, несущих специальную дисциплинарную ответственность1.

1 См., например, пункт 10 Устава о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. № 744 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998, № 29, ст. 3557), и др.

Вместе с тем значительное число дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих-контрактников, свидетельствует о специфике прохождения ими военной службы - например, арест с содержанием на гауптвахте, досрочное увольнение в запас.
Характеризуя особенность дисциплинарной ответственности военнослужащих-контрактников, следует обратить внимание на то, что Дисциплинарный устав предусматривает возможность наложения дисциплинарных взысканий в особых случаях. В частности, если нарушение воинской дисциплины или общественного порядка было совершено вне расположения воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу, то Дисциплинарный устав особо определяет порядок наложения дисциплинарных взысканий, называя при этом круг лиц, которые могут эти взыскания налагать. Причем военнослужащий по прибытии к месту постоянной службы обязан доложить своему непосредственному начальнику о наложении на него дисциплинарного взыскания. Военнослужащий, не доложивший о наложенном взыскании, несет за это дисциплинарную ответственность.
Довольно обстоятельно и подробно изложен в Дисциплинарном уставе порядок наложения дисциплинарных взысканий. Прежде всего, в статье 85 обращается внимание на возможность наложения на военнослужащего, нарушившего воинскую дисциплину или общественный порядок, только тех дисциплинарных взысканий, которые определены в настоящем Уставе и соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности. До принятия такого решения является обязательным проведение разбирательства в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий. способствовавших совершению проступка. При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы. При том строгость взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.
При наложении дисциплинарных взысканий на военнослужащих установлены определенные срок. Так, наложение дисциплинарного взыскания производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу.
Дисциплинарный устав определяет не только порядок наложения дисциплинарных взысканий, но и порядок приведения каждого из них в исполнение. Главное правило, действующее при этом, заключается в том, что дисциплинарное взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно и в исключительных случаях - не позднее месяца со дня его наложения. По истечении месячного срока взыскание в исполнение не приводится, но запись о нем в служебной карточке сохраняется. В последнем случае лицо, по вине которого не было приведено в исполнение наложенное взыскание, несет ответственность.
В отношении дисциплинарных взысканий, также как и в отношении поощрений, ведется учет во всех подразделениях и воинских частях. Все дисциплинарные взыскания не позднее чем в семидневный срок заносятся в служебную карточку, которая ведется по определенной форме, приложенной к Дисциплинарному уставу. При снятии с военнослужащего дисциплинарного взыскания в служебной карточке в соответствующей графе раздела "Взыскания" делается отметка о том, когда и кем взыскание снято. Если наложенное на военнослужащего взыскание, за исключением снижения в воинском звании (должности) и предупреждение о неполном служебном соответствии, по истечении года не будет снято и военнослужащий не совершит за этот период другого проступка, в соответствующей графе раздела "Взысканий" делается отметка о том, что по истечении срока взыскание снято.

5.5.3. Материальная ответственность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
Условия и размеры материальной ответственности военнослужащих, независимо от основания прохождения военной службы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определение порядка возмещения причиненного ущерба, закреплены в Федеральной законе "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г. 1

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999, 3 29, ст. 3682.

Характерной особенностью данного закона является то, что в нем четко определены условия материальной ответственности за причиненный ущерб. Прежде всего, военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, т.е. упущенная выгода во внимание не принимается. При этом, если ущерб причинен не при исполнении обязанностей военной службы, то военнослужащие несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Причем, не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
Конструкции и содержание основополагающих норм данного закона во многом заимствованы из трудового законодательства. в частности. соответствующих статей КЗоТ ФР о материальной ответственности работника за ущерб. Причиненный предприятию, учреждению, организации. так. в законе названы два основных вида материальной ответственности военнослужащих. применяемых и в отношении работников по трудовому праву, - ограниченная и полная. При ограниченной материальной ответственности военнослужащий-контрактник возмещает ущерб в заранее установленных пределах. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 данного закона, если ущерб причинен по неосторожности то, как правило, таким пределом является один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одна месячная надбавка за выслугу лет (за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные пределы материальной ответственности). В частности, по правилам пункта 2 указанной статьи военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет, а по правилам пункта 4 этой статьи - в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет. Привлечение военнослужащих к ограниченной материальной ответственности в названных выше пределах напоминает пределы материальной ответственности должностного лица, виновного в незаконном увольнении или переводе, по правилам статьи 214 КЗоТ РФ, поскольку в пункте 4 речь идет о привлечении к материальной ответственности командиров (начальников) воинских частей, виновных в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность.
Также, как и в трудовом законодательстве (см. статью 121 КЗоТ РФ), в статье 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" дан исчерпывающий перечень случаев привлечения военнослужащих, в том числе и проходящих военную службу по контракту, к полной материальной ответственности. Этот перечень во многом совпадает с тем, что содержится в статье 121 КЗоТ РФ. Так. военнослужащие несут полную материальную ответственность: при передаче им имущества под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; если в действиях (бездействиях) военнослужащего содержатся признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; если ущерб причинен военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения; если ущерб причинен в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; если имели место умышленные действия военнослужащих, повлекшие затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий.
Правила определения размера причиненного ущерба, изложенные в Федеральном законе "О материальной ответственности военнослужащих", также во многом схожи с правилами. изложенными в статье 1213 КЗоТ РФ. Так, в основу определения размера причиненного ущерба (см. статью 6 закона) положены фактические потери за вычетом износа по установленным в законе нормам и исходя из цен, принципы определения которых тоже определены в этом законе. А при привлечении к материальной ответственности по пункту 4 статьи 4 закона размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности 9см. статьи 213 и 214 КЗоТ РФ). Порядок возмещения ущерба военнослужащими, согласно статей 7 и 8 закона, также исходит из основных принципов его возмещения, установленных в отношении работников в соответствии со статьей 122 КЗоТ РФ: возмещение ущерба военнослужащим в размере, не превышающим одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части, а командиром (начальником) воинской части - по приказу вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) воинской части путем удержания из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. В остальных случаях вопрос о возмещении ущерба решается судом по иску командира (начальника) воинской части либо, соответственно, вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) воинской части. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования с целью установления причин ущерба, его размера и виновных лиц, проводимого в месячный срок со дня обнаружения ущерба (с возможностью продления этого срока вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) не более чем на один месяц), либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, и объявленный военнослужащему под роспись, должен быть обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему. Если же приказ не был издан в двухнедельный срок, то вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

Закрепляя положение о том, что возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб (статья 8), данный закон затем указывает, что военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. Запрет на возможность возмещения ущерба в натуре (КЗоТ в статье 1181 предусматривает такую возможность, но только с согласия работодателя). Вполне естественно, обусловлен особенностями прохождения военной службы и теми обязанностями, которые возлагаются на военнослужащего. Именно эти обстоятельства и послужили в качестве основы для закрепления в законе особого порядка возмещения ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы (взыскания оставшейся за ним задолженности по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации, направление в определенные сроки необходимых материалов к новому месту военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности и т.д.) - см. статью 9 закона. По аналогии с трудовым законодательством (см. статью 125 КЗоТ РФ) в статье 12 закона установлены пределы ежемесячных денежных удержаний для возмещения ущерба - в размере 20 процентов месячного денежного довольствия. А в случаях, когда ущерб причинен в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (см. статью 5 закона), в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При производстве и других денежных удержаний. Предусмотренных Законодательством Российской Федерации, общий размер их все равно не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего, с соблюдением при этом очередности указанных удержаний, определяемой законодательством Российской Федерации.

5.6. Увольнение с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
В пункте 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" говорится о том, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Таким образом, для характеристики оснований увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, необходимо обратиться к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе", статья 51 которого содержит исчерпывающий перечень оснований увольнения с военной службы. В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, этот перечень оснований увольнения с военной службы больше походит под перечень оснований ее прекращения за исключением такого основания, как отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования, поскольку в отношении таких лиц действуют положения статьи 35 закона о возможности продолжения военной службы на иных условиях, в частности, путем направления для прохождения военной службы по призыву.
В пункте 1 статьи 51 названы основания, при наступлении которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы. К числу таких оснований по своему содержанию примыкает и такое основание увольнения, названное в пункте 7, как исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего умершего (погибшего) либо в установленном законом порядке признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим. Увольнение военнослужащего по основаниям пункта 1 статьи 51 может иметь место как по причинам, от него не зависящим (по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе - см. статью 49 закона; по состоянию здоровья либо в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе на воинской должности, для которой штатом предусмотрено определенное воинское звание) либо в связи с наличием обстоятельств, исключающих возможность продолжения военной службы (лишение военнослужащего по приговору суда воинского звания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления - см. статью 48 закона, вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы).
Самостоятельным основанием для увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы является истечение срока контракта - см. подпункт б) пункта 1 статьи 51 закона.
Что касается досрочного увольнения "контрактника" с военной службы, то в статье 51 названы два вида оснований: 1) когда военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы (пункты 2 и 6) и 2) когда военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы (пункт 3).
Первая группа оснований предоставляет право соответствующему федеральному органу исполнительной власти, где военнослужащий проходит военную службу по контракту, уволить такого военнослужащего с военной службы. Причем эти основания увольнения могут иметь место как по инициативе такого органа, так и по инициативе третьих лиц, в частности, суда.
В первом случае к числу таких оснований можно отнести такие, как увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта; в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска. Во втором случае инициатором увольнения выступает суд, поскольку военнослужащий досрочно увольняется с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно. Что касается такого основания увольнения, как переход на службу в органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральные органы налоговой полиции или таможенные органы Российской Федерации, то, фактически, такое основание увольнения свидетельствует об изменении содержания условий военной службы и является, по существу, переводом военнослужащего по правилам статьи 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В данном законе не указывается, что понимается под "организационно-штатными мероприятиями", в связи с Uоторыми военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы. Содержание такого основания увольнения раскрывается в пункте 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, где названы случаи. когда производится увольнение по этому основанию со ссылкой на подпункт "а" пункта 2 статьи 51 закона. К ним относится увольнение военнослужащего: при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей. органов или организаций, и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность); при нахождении в распоряжении командира (начальника) свыше сроков, установленных пунктом 4 статьи 42 закона и настоящим Положением и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность); при снижении воинского звания, соответствующего занимаемой им воинской должности (должности), либо при изменении военно-учетной специальности, соответствующей занимаемой им воинской должности (должности). переименовании воинской должности (должности) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности) либо на другой воинской должности (должности); при признании его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям). не годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность); при сокращении воинских должностей (должностей) в пределах их общей численности, подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию).

Для досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями характерно наличие двух обстоятельств. Во-первых, такое основание увольнения применяется в том случае, если отсутствуют другие основания для увольнения. То есть, оно является как бы "вторичным" по отношению к иным основаниям увольнения. Во-вторых, увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями производится при отсутствии согласия военнослужащего с назначением на другую воинскую должность (должность). То есть, такое основание увольнения военнослужащего требует предложения военнослужащему другой воинской должности (должности), для назначения на которую он должен выразить согласие. По существу, увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями является увольнением военнослужащего по инициативе "работодателя" при отсутствии на то вины в действиях самого военнослужащего.
Досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, возможно и по собственному желанию, при наличии у него уважительных причин, по заключению аттестационной комиссии (см. пункт 6 статьи 51). Хотя здесь инициатива увольнения исходит от самого военнослужащего - он сам является инициатором увольнения, но возможность реализации его желания уволиться досрочно с военной службы зависит от заключения аттестационной комиссии, которая рассматривает уважительность причин такого увольнения. Положение о порядке прохождения военной службы в статье 13 особо указывает на то, что порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы по данному основанию и оформление соответствующих документов определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Вторая группа оснований досрочного увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, когда военнослужащий имеет право на такое увольнение, включает в себя такие основания, которые, по существу, являются основаниями увольнения военнослужащего: а) по собственному желанию (при наличии на то уважительных причин) - в связи с существенным и (или) систематически нарушением в отношении него условий контракта; по семейным обстоятельствам (с указанием в законе перечня таких обстоятельств); б) по состоянию здоровья, когда инициатором увольнения выступает "работодатель", т.е. федеральный орган исполнительной власти, в котором военнослужащий проходит военную службу по контракту, - в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе: согласно пункта 2 статьи 33 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на военную службу по контракту может быть принят лишь тот гражданин, который признан годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями; в) по инициативе "третьих лиц" - в связи с необходимостью осуществления законодательной власти в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, осуществления на постоянной основе полномочий представительных и исполнительных органов различного уровня - от субъекта Российской Федерации до муниципальных образований, на основе актов избрания военнослужащего в соответствующие органы. Согласно статьи 45 названного выше закона прекращение действия контракта по данному основанию сопровождается приостановлением военной службы военнослужащего в занимаемой им должности на весь срок его полномочий в указанных органах. Со дня прекращения оснований для приостановления военной службы военнослужащие заключаю новый контракт о прохождении военной службы или увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом. Положение о порядке прохождения военной службы в статье 19 уточняет, что военнослужащие, заключившие новые контракты, назначаются на прежние воинские должности или с их согласия на иные воинские должности.
Анализ оснований увольнения показывает, что Положение о порядке прохождения военной службы более обстоятельно излагает эти вопросы, раскрывая, в частности, содержание такого основания увольнения, как увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями. Представляется, что такого рода "уточнение" формулировок, закрепляемых в Федеральном законе, фактически свидетельствует о нарушении его положений, поскольку в нормах данного закона не говорится о том, что перечень мероприятий. относящихся к числу организационно-штатных в качестве оснований для увольнения, должен определяться в Положении о порядке прохождения военной службы. По существу, в данном Положении вводятся новые основания увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, исходя из смысла и содержания федеральных законов "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе". Закрепление оснований увольнения военнослужащих не только на уровне закона, но и в подзаконном акте, вполне естественно, снижает уровень социальной защищенности военнослужащих. В этом плане "военное законодательство" уступает трудовому законодательству, которое законодательно определяет исчерпывающий перечень оснований прекращения трудового договора (контракта).

Положение о порядке прохождения с военной службы, называя в пункте 8 статьи 13 круг должностных лиц, имеющих право увольнения военнослужащих с военной службы, в то же время указывает, что данные лица могут пользоваться этим правом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении, в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности. Что касается высших офицеров, то увольнение их производится указами Президента Российской Федерации. Если у военнослужащего-контрактника есть несколько оснований для увольнения с военной службы, то он увольняется по избранному им основанию, за исключением случаев, когда увольнение производится в связи с лишением его воинского звания или в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подпункты "д" и "е" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Если военнослужащий увольняется с военной службы по основаниям, когда не предусматривается его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность, то увольнение производится командованием без рапорта военнослужащего. Увольнение же по иным основаниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.
Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Т.е. централизованно, на уровне актов Президента или Правительства Российской Федерации данные вопросы не определены. Вместе с тем Положение о порядке прохождения военной службы содержит ряд требований, которые обязательно должны быть соблюдены перед представлением к увольнению с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту (следует уточнить данные о прохождении им военной службы, исчислить выслугу лет - как календарную, так и на льготных условиях, как правило, именно командир воинской части должен провести с военнослужащим индивидуальную беседу с отражением ее содержания в листе беседы, который приобщается к личному делу военнослужащего и т.д.).

Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим. Военнослужащий-контрактник, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее, чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", когда: военнослужащий находится на стационарном лечении; военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащий участвует в походах кораблей; военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного; военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; военнослужащий находится под следствием, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
Для некоторых категорий женщин-военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предусмотрены дополнительные гарантии при увольнении с военной службы. Так, увольнение беременных женщин-военнослужащих, женщин-военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возрасти 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев. когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", или когда увольнение осуществляется по их желанию. Женщины-военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.
В отношении отдельных категорий военнослужащих, совершивших правонарушения. установлены особые правила увольнения их с военной службы. Так. военнослужащие, осужденные за совершенное преступление к лишению свободы или лишению воинского звания, увольняются с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья