Будут ли квартальные гражданскому персоналу вохр. НачФин.info - Новая система оплаты для гражданского персонала МО РФ не означает повышения зарплат

Новое Положение об оплате труда гражданского персонала Вооруженных Сил (Заболонкова О.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

17 июня 2014 г. в Минюсте зарегистрирован, а в июле текущего года официально опубликован в "Российской газете" Приказ Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (далее - Приказ N 255). Прежнее Положение, утвержденное Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 N 555 (далее - Положение N 555), регулирующее оплату труда гражданского персонала, признано утратившим силу. Следовательно, уже в августе текущего года гражданскому персоналу воинских частей и учреждениям Вооруженных Сил необходимо выплачивать заработную плату с учетом положений нового документа.

Новым Приказом N 255 утверждены:
1) Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение 1);
2) Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение 2) (далее - Положение N 255);
3) Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение 3).
Как и утративший силу, новый документ объемен, охватывает разнообразные области деятельности гражданского персонала в Вооруженных Силах: медицину, науку, спорт, искусство и т.д. Поэтому в статье приведем основные, общие нормы Положения N 255, касающиеся структуры системы оплаты труда.
В частности, установлено, что система оплаты труда гражданского персонала включает в себя:
- размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок);
- условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностные оклады (тарифные ставки). Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу воинских частей и учреждений устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации в размерах, установленных Приложением 1 к Приказу N 255. Размеры должностных окладов по должностям, не предусмотренным в этом Приложении, устанавливаются министром обороны (п. 7 Положения N 255).
Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала включаются в трудовые договоры.
Как и прежде, должностные оклады заместителям руководителей воинских частей и организаций и главным бухгалтерам (кроме поименованных в Приложении 1 к Приказу N 255) устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов соответствующих руководителей, а заместителям руководителей структурных подразделений - на 5 - 10% ниже должностных окладов соответствующих руководителей структурных подразделений.
Размеры тарифных ставок рабочих устанавливаются исходя из групп по размерам тарифных ставок, соответствующих присвоенному согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС) квалификационному разряду, а также в зависимости от сложности выполняемой работы, напряженности нормированных заданий и норм обслуживания.
Как и прежде, высококвалифицированным рабочим, которым в соответствии с ЕТКС присвоены 6 - 8-й разряды, а также водителям автомобилей всех типов независимо от грузоподъемности на время выполнения важных и ответственных работ или на определенный период (месяц, квартал, год) по соглашению сторон трудового договора устанавливаются тарифные ставки по IX группе по размерам тарифных ставок.
Должности высококвалифицированных рабочих, важные и ответственные работы устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций. Расходы на указанные цели все так же должны производиться за счет экономии фонда оплаты труда и утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала.
Пунктом 12 Положения N 255 установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) за работу в особых условиях, сопряженных с риском для здоровья и жизни (в условиях вооруженного конфликта, чрезвычайного положения, боевого дежурства и других), повышаются за:
а) выполнение обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов - на 100%. Это повышение производится за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооруженных конфликтов;
б) периоды работы в воинских частях и организациях, дислоцированных на территории Чеченской Республики, командирования в воинские части и организации, дислоцированные на территории Чеченской Республики, для участия в выполнении восстановительных мероприятий, в том числе по обустройству, - на 50%;
в) работу в воинских частях и организациях, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан и государств Закавказья, - на 50%;
г) несение боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд - на 15%. Данное повышение производится гражданскому персоналу, привлекаемому к несению боевого дежурства в составе боевых расчетов и команд, на основании приказов руководителей воинских частей и организаций;
д) выполнение задач по охране особо важных и режимных объектов в составе караулов военизированной охраны - на 15%.
По основаниям для повышения окладов и ставок, указанным в двух последних пунктах ("г" и "д"), приведены уточнения: их увеличение возможно при условии несения боевого дежурства (караульной службы) в течение месяца не менее 10 смен (караулов) при 12-часовом или не менее 5 смен (караулов) при 24-часовом графике работы.
При этом если гражданским персоналом не полностью отработана месячная норма рабочего времени и, как следствие, не отработано необходимое для повышения должностного оклада (тарифной ставки) количество смен (караулов):
- по уважительным причинам (в том числе по причине отпуска, болезни), - должностной оклад (тарифная ставка) повышается за фактически отработанное время;
- по неуважительным причинам (в том числе по причине прогула, появления на рабочем месте в состоянии алкогольного или токсического опьянения), - должностной оклад (тарифная ставка) не повышается.
Повышение должностных окладов (тарифных ставок) за выполнение задач по охране особо важных и режимных объектов в составе караулов производится гражданскому персоналу, занимающему штатные должности в подразделениях военизированной охраны и осуществляющему охрану объектов с огнестрельным нарезным оружием.
Если гражданский персонал имеет право на повышение:
- в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и Положением N 255, тогда должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка);
- одновременно по нескольким основаниям - должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений.
Выплаты компенсационного характера. Работникам воинских частей и учреждений устанавливаются следующие выплаты компенсационного характера:
1) за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (п. п. 16 - 20 Положения N 255). В целом повторяются нормы Положения N 555. Положением N 255 установлено, что гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки) (п. 18). Ранее такая выплата в этом же размере была предусмотрена Приказом Министра обороны РФ от 03.09.2011 N 1550 "О дополнительных выплатах отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации". Согласно п. 6 Приказа N 255 данный документ утрачивает силу.
Гражданскому персоналу филиала N 2 Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны, занятому приемом, обработкой и отправкой погибших, устанавливается компенсационная выплата в размере 50% должностного оклада (тарифной ставки) (п. 19);
2) за работу в местностях с особыми климатическими условиями (п. п. 21 - 22 Положения N 255). Новым документом по данной выплате ничего принципиального нового не введено;
3) за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (п. п. 23 - 37 Положения N 255). Новым Положением предусмотрено, что водителям боевых и специальных машин войсковых частей 11406, 22351, 22352, 55271, 55275, 81605 (отдельные автомобильные роты (многоосных тяжелых колесных тягачей)) за квалификацию устанавливается компенсационная выплата в размере 100% тарифной ставки. Эта же надбавка до утверждения Положения N 255 была регламентирована Приказом N 1550, но, как уже было сказано выше, он утратил силу.
По-прежнему за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в следующих размерах:
- специалистам и рабочим хлебозаводов и хлебопекарен - 75% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы);
- остальному гражданскому персоналу воинских частей и организаций - 35% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).
Как видим, в редакции Положения N 255 отдельно не указаны рабочие, постоянно занятые на выпуске газет в стереотипных, формных-офсетных, цинкографических и печатных цехах и на участках. Ранее для них была предусмотрена доплата в размере 50% тарифной ставки. Вероятно, они попадают в категорию остального персонала с 35%-ной доплатой;
4) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (п. п. 28 - 30 Положения N 255). Размер и порядок выплаты данного вида надбавок остались прежними.
Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера. Гражданскому персоналу устанавливаются выплаты стимулирующего характера:
1) за интенсивность и высокие результаты работы (п. п. 34 - 35 Положения N 255).
В п. 34 приведен перечень лиц (в него вошли руководящие должности), которым устанавливается ежемесячная выплата в размере 100% за сложность, напряженность и специальный режим работы.
Гражданскому персоналу, не поименованному в этом пункте, данная ежемесячная выплата устанавливается по решению министра обороны на основании ходатайств заместителей министра обороны, в которых указываются конкретные причины, послужившие основанием для ее выплаты;
2) за качество выполняемых работ. В Положении N 255 не приведены рекомендации по ее выплате. Вместе с тем признан утратившим силу Приказ Министра обороны РФ от 13.07.2012 N 1865 "О дополнительных выплатах отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации";
3) за стаж непрерывной работы, выслугу лет (п. п. 36 - 47 Положения N 255). Размеры и правила выплаты этой надбавки аналогичны установленным Положением N 555;
4) премиальные выплаты по итогам работы (п. п. 48 - 64 Положения N 255).
Как и прежде, гражданскому персоналу за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) (п. 51 Положения N 255).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на данные цели фондом оплаты труда.
Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами).
Кроме того, работникам выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года.
Порядок премиальных выплат аналогичен правилам, установленным Положением N 555.
Случаи, когда вознаграждение по итогам года не выплачивается, указаны в п. 64 Положения N 255, они также аналогичны приведенным в Положении N 555, но внесено дополнение, согласно которому можно предусмотреть в положении об оплате труда (коллективном договоре, локальном нормативном акте) случаи невыплаты годовой премии.
Если выплаты стимулирующего характера зависят от результата труда работника, то они устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (п. 32 Положения N 255).
Выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и учреждений в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также с Положением N 255 с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для осуществления выплат компенсационного стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и учреждений.

Оплата труда руководителей воинских частей и учреждений

Заработная плата руководителей воинских частей и учреждений состоит из (п. 3 Положения N 255):
1) должностного оклада (размеры должностных окладов приведены в Приложении 1 к Приказу N 255);
2) компенсационных выплат:
- за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки к заработной плате);
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами;
- другие виды выплат, предусмотренные трудовым законодательством РФ, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также Положением N 255;
3) выплат стимулирующего характера:
- надбавки за выслугу лет - до 40% должностного оклада в порядке, установленном Положением N 255;
- надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы - до 100% должностного оклада в пределах средств, предусмотренных на указанные цели фондом оплаты труда. При этом Положением N 255 уточнено, что в ином размере данная надбавка устанавливается по решению министра обороны руководителям воинских частей и учреждениям на основании ходатайств заместителей министра обороны, в которых указываются конкретные причины, послужившие основанием для данной выплаты;
- премии по результатам работы за установленный период (месяц, квартал, год) - в пределах средств, направляемых на названные цели;
- единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год - до двух должностных окладов в порядке, установленном Положением N 255.
При установлении размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы и премии по результатам работы учитываются установленные показатели и критерии оценки эффективности деятельности руководителей воинских частей и учреждений.
Должностные оклады, размеры компенсационных и стимулирующих выплат устанавливаются руководителям приказами должностных лиц, наделенных в их отношении полномочиями работодателя, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Как видим, состав оплаты труда руководителей воинских частей и учреждений остался прежним.

В заключение следует сказать, что в связи с утверждением нового Положения N 255 необходимо:
- пересмотреть штаты воинских частей и учреждений и внести изменения в них в части, касающейся установления размеров должностных окладов (тарифных ставок) руководителям, специалистам и рабочим;
- организовать работу по приведению положений об оплате труда (коллективных договоров, локальных нормативных актов) в соответствие с нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, Приказом N 255;
- обеспечить выплату заработной платы гражданскому персоналу в соответствии с Приказом N 255.

В воинских частях Минобороны осуществляют свою трудовую деятельность не только военнослужащие, но и лица гражданского персонала, оплата труда которых осуществляется с учетом норм ТК РФ. Представляем вашему вниманию Определение ВС РФ от 21.11.2016 N 56-КГ16-22, в котором рассмотрен спорный вопрос, касающийся оплаты труда гражданских лиц в выходные и праздничные дни.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил РФ, предусмотрены ст. 349 ТК РФ. В соответствии с данной статьей на работников, заключивших трудовые договоры о работе в том числе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Порядок компенсации работы в выходные и праздники установлен ст. 153 ТК РФ. Согласно данной статье компенсация может быть предоставлена работнику в виде дополнительной оплаты либо другого дня отдыха взамен отработанного. Работник сам выбирает вид компенсации. Если работник отказался от дня отдыха, оплата его труда осуществляется в повышенном размере.

Суть спора между работником и ФКУ Минобороны

Как следует из материалов дела, гражданин обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению (ФКУ) Минобороны о возложении на него обязанности включить компенсационные и стимулирующие выплаты за вредные условия труда, выслугу лет, "морскую" надбавку, премиальные выплаты в расчет оплаты труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, взыскании с работодателя доплаты за работу в выходные и праздники и компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований гражданин указал, что он состоит в трудовых отношениях с войсковой частью, находящейся на финансовом обеспечении ФКУ. В соответствии с приказами командира войсковой части были объявлены рабочими днями такие выходные и нерабочие праздничные дни, как 23 февраля, 8 марта, 1, 2 и 9 мая.

Работа в перечисленные рабочие дни проводилась экипажем морского танкера сверх месячной нормы рабочего времени, выходные дни за этот период экипажу судна не предоставлялись. Истец указал, что при получении расчетного листка ему стало известно, что оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни была произведена ФКУ не в полном объеме, без учета полагающихся ему компенсационных и стимулирующих выплат за вредные условия труда, выслугу лет, "морской" надбавки, премиальных выплат, что, по мнению истца, является нарушением его прав на оплату труда в полном объеме. В связи с этим гражданин попросил суд обязать ответчика включить компенсационные и стимулирующие выплаты за вредные условия труда, выслугу лет, "морскую" надбавку, премиальные выплаты в расчет оплаты труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

Решением судов первых инстанций исковые требования гражданина были удовлетворены частично. Суд возложил на ФКУ обязанность включить указанные выплаты в расчет оплаты труда истца за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Финансовая часть ФКУ с решением судов первых инстанций не согласилась, поскольку оплата труда гражданина была произведена в соответствии с положениями ст. 153 ТК РФ. В связи с этим была подана кассационная жалоба в ВС РФ.

Решение Верховного суда по разрешению спорной ситуации

Верховный суд, изучив материалы дела, указал, что выводы судов первых инстанций были основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В силу ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
1) сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
2) работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
3) работникам, получающим оклад (должностной оклад):
- в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день выполнялась в пределах месячной нормы рабочего времени;
- в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа проводилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Для справки. Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ).

Из положений ст. 153 ТК РФ во взаимосвязи со ст. 129 ТК РФ следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается работнику не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты его труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Для исчисления размера оплаты труда работников, получающих оклад (должностной оклад), применяется дневная или часовая ставка (часть оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), при этом иные выплаты, кроме оклада, при расчете платы за работу в выходной или нерабочий праздничный день не учитываются.
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее - Положение N 583).

В соответствии с п. 2 Положения N 583 Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 утверждены Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях (далее - Перечень N 822, Разъяснение N 822).

Пунктом 3 Перечня N 822 к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работы, работы в ночное время и в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Согласно п. 1 Разъяснения N 822 выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ.
Пунктом 2 данного Разъяснения определено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Приказом Минобороны РФ от 23.04.2014 N 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ (далее - Положение N 255).
Пунктом 14 Положения N 255 предусмотрено, что в соответствии с Перечнем N 822 выплаты компенсационного характера устанавливаются в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работы, работы в ночное время и в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

Из приведенных выше документов следует, что для работников, осуществляющих трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе работающих в выходные и нерабочие праздничные дни, установлены гарантии по оплате труда в виде выплат компенсационного характера, предусмотренных ст. 153 ТК РФ. Оплата работы в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц. При этом из содержания названных норм следует, что при расчете заработной платы за период, когда работник выполнял работу в выходные и нерабочие праздничные дни, оплату необходимо производить исключительно исходя из двойного оклада работника без учета компенсационных и стимулирующих выплат за выслугу лет, "морской" надбавки, премиальных выплат, районного коэффициента, "северной" надбавки.

Конкретные размеры оплаты работы в выходной или нерабочий праздничный день в силу ст. 153 ТК РФ могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Между тем применение к выплате за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (компенсационной выплате) иных выплат компенсационного и стимулирующего характера положениями ст. 153 ТК РФ, подлежащими применению во взаимосвязи со ст. 129 ТК РФ, не предусмотрено.
На основании вышеизложенного Верховный суд отменил решения судов первых инстанций. Дело было направлено на новое рассмотрение, поскольку ранее судьи не учли, что положения ст. 153 ТК РФ не предусматривают оплату работы в выходные и нерабочие праздничные дни с учетом других компенсационных и стимулирующих выплат никак иначе, кроме как оплату такой работы не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника.

Кратко сформулируем основные выводы.

1. За работу в выходные и праздники работнику полагается компенсация в виде дополнительной оплаты (не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оклада) либо предоставления другого дня отдыха взамен отработанного.
2. Применение к выплате за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (компенсационной выплате) иных выплат компенсационного и стимулирующего характера положениями ст. 153 ТК РФ не предусмотрено.
Компенсировать работу в выходные и праздничные дни можно, предоставив дополнительный день (дополнительные дни) отдыха. Однако это возможно только по желанию работника, то есть без его согласия работодатель не вправе предоставить ему день отдыха вместо повышенной оплаты.
На практике часто встречаются ситуации, когда работник привлекается к работе в выходной день, но отрабатывает не полные восемь часов, а гораздо меньше. Какая продолжительность дня отдыха должна быть в данном случае?
Роструд в письмах от 31.10.2008 N 5917-ТЗ, от 03.07.2009 N 1936-6-1 уточнил следующее. Исходя из буквального прочтения ст. 153 ТК РФ речь идет именно о дне отдыха, а не о пропорциональном предоставлении времени отдыха за работу в выходной день. Действующее законодательство не предусматривает зависимость продолжительности отдыха от продолжительности работы в выходной или нерабочий праздничный день. Таким образом, вне зависимости от количества отработанных в выходной день часов работнику предоставляется полный день отдыха.

С. Мухин
Эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"

Министерство обороны вводит новую систему оплаты труда для гражданских. Военное ведомство на своем офсайте разместило для ознакомления приказ о новой системе оплаты труда гражданского персонала учреждений, воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации

Название приказа исчерыпывающее. Документ отменяет ранее действовавший приказ под номером 555 от 2008 года по которому региональные УФО МО РФ начисляли зарплату гражданским в воинских частях.

Но, не смотря на ожидания работников трудящихся на Минобороны, ни о каком повышении речи в приказе не идет. В приведенных приложениях к вводимой системе оплаты труда приведены новые оклады, однако отличие их от действующих исчисляется буквально рублями. Военное ведомство планирует произвести лишь округление должностных окладов до целых цифр. В некоторых случаях различие старых и новых окладов не будет превышать нескольких рублей.

Далее мы приводит текст проекта приказа, который уже разослан в УФО МО РФ по регионам, для ознакомления и начала работы. Порядкового номера у документа правда пока нет, но в приложениях перечислены отменяемые приказы, где среди прочих фигурирует и действующий порядок выплаты зарплат гражданским - приказ МО РФ № 555.

Итак, текст проекта:

Приказ Министра обороны Российской Федерации «О новой системе оплаты труда гражданского персонала учреждений, воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; № 40, ст. 4544; 2010, № 52 (ч. I), ст. 7104; 2012, № 21, ст. 2652, № 4, ст. 5456; 2013, № 5, 396) П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить:

Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала учреждений, воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу);

Положение о системе оплаты труда гражданского персонала учреждений, воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к настоящему приказу);

Положение о порядке формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала учреждений, воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 к настоящему приказу).

2. Статс-секретарю – заместителю Министра обороны Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, руководителям учреждений и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим полномочия работодателя:

А) обеспечить с 1 мая 2013 г. выплату гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации:

Должностных окладов (тарифных ставок) в размерах, установленных приложением № 1 к настоящему приказу;

Компенсационных и стимулирующих выплат в порядке и размерах, установленных приложением № 2 к настоящему приказу;

Б) утвердить в первом полугодии 2013 года:

Показатели и критерии оценки эффективности деятельности руководителей учреждений, воинских частей и иных организаций из числа гражданского персонала для выплаты премий по результатам работы и надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы.

3. Заместителям Министра обороны Российской Федерации в первом полугодии 2013 года утвердить целевые показатели деятельности учреждений, воинских частей и иных организаций (по подчиненности) в зависимости от вида их деятельности.

4. Руководителям учреждений, воинских частей и иных организаций:

Организовать работу по приведению положений об оплате труда (коллективных договоров, иных локальных правовых актов) в соответствие с настоящим приказом, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права;

Обеспечить выплату заработной платы гражданскому персоналу учреждений, воинских частей и иных организаций в соответствии с настоящим приказом и в сроки, предусмотренные Отраслевым соглашением между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда;

Осуществлять расходы на оплату труда гражданского персонала, связанные с реализацией настоящего приказа, в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы и доведенных лимитов бюджетных обязательств.

5. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления обеспечить внесение в установленном порядке изменений в штаты учреждений, воинских частей и иных организаций, в части, касающейся установления размеров должностных окладов (тарифных ставок) руководителям, специалистам и рабочим.

6. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации согласно приложению № 4 к настоящему приказу.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию финансового обеспечения войск (сил).

Министр обороны Российской Федерации
генерал армии