Об открытии викингами америки говорится в саге. Начнем издалека, с Гренландии. Викинги провели там цельную зиму и выиграли от больше плавной погоды по сопоставлению с их родиной

На далеком севере в средние века жили не менее отважные мореплаватели - викинги. Они населяли некогда все скандинавское побережье. Но по мере того, как население росло и пахотной земли оставалось все меньше, многие из них стали уходить на юг на своих судах, способных плавать в открытом море.
Корабль они называли морским зверем, змеем или драконом, потому что нос и корму его украшали огромные резные головы драконов. Одни из викингов занимались разбоем и наводили ужас своей жестокостью, другие, известные как норманны, в поисках новых земель переселялись на северо-восток Франции, на восточное побережье Англии, на Сицилию и уединенные острова Исландии.
Между 900 и 930 г.г. викинг Гуннбьёрн отправился в поход на запад через Исландию. Он встретил лишь скалистые острова и землю, сплошь покрытую льдом. Прослышав об этом походе, исландец Эйрик, прозванный Рыжим из-за огненно-красных волос, с командой из 32 человек отправился в 982 г. на поиски новой страны.
Правда, не совсем добровольно. В ссоре он убил двух человек и был выслан из Исландии на три года. Эйрику удалось открыть остров, обогнув южную оконечность которого, он основал на западном берегу две колонии. Землю эту он назвал Гренландией (зеленой страной) в надежде, что это имя привлечет новых поселенцев.
И действительно, всего через несколько лет здесь было уже 3000 жителей. Географически Гренландия относится к Северной Америке. Таким образом, Эйрик Рыжий открыл Новый Свет за 500 лет до Колумба.
Около 986 г. один купец, направляясь из Исландии в Гренландию, сбился с пути и попал на юго-западный берег равнинной и лесистой земли. На поиски этой земли пятнадцать лет спустя, как о том повествует «Сага о Гренландцах», отправился викинг Лейв, сын Эйрика, прозванный впоследствии Счастливым. С ним было еще 35 человек.
Сначала путешественники достигли берегов Баффиновой Земли - бесплодной страны, названной ими Хеллюландом. Потом, взяв курс на юг, они через несколько дней увидели перед собой поросшие лесом холмы и белые песчаные отмели - скорее всего, Лабрадор.
Еще южнее они обнаружили маленький остров Белл-Исл и Ньюфаундленд. Приплывшие из Гренландии северяне пришли в восторг от тучных зеленых лугов и богатых рыбой рек. Они нашли там даже дикий виноград и назвали эту землю Виноградной Страной - Винланд.
На следующий год брат Лейва Торвальд предпринял ряд новых путешествий, во время которых ему пришлось воевать с индейцами - викинги называли их «скрелингами», и Торвальд погиб, сраженный их стрелой. Несмотря на это, была предпринята еще одна попытка основать здесь колонию, однако из-за нескончаемой войны с индейцами викинги вынуждены были отступить и через три года возвратиться домой.
В Гренландии условия для выживания оказались слишком суровыми. В XIII веке резко похолодало, к тому же начались набеги эскимосов, и к концу XV века здесь умер последний из поселенцев. В результате открытие викингами Америки не оставило существенного следа в мировой истории.

В 2010 году в Исландии были исследованы останки женщины и было установлено, что она являлась индеанкой, прибыла в Исландию около 1000 года и осталась там жить.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Путешествия викингов. Крылья дракона

    Путешествия викингов (2006)

    Война за независимость США (рассказывает историк Андрей Исэров, продолжение)

    Субтитры

См. также

Литература

  • Анохин Г. И. К этнической истории гренландских норманнов // Романия и Барбария. К этнической истории народов зарубежной Европы: Сб. / Под ред. С. А. Арутюнова и др. - М. Наука 1989. - С. 131-163.
  • Бейклесс Д. Америка глазами первооткрывателей / Пер. с англ. 3. М. Каневского. - М.: Мысль, 1969. - 408 с.: ил.
  • Буайе Режи. Викинги: История и цивилизация / Пер. с фр. М. Ю. Некрасова. - СПб. : Евразия, 2012. - 416 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-91852-028-4 .
  • Викинги. Набеги с севера / Пер. с англ. Л. Флорентьева. - М. : Терра, 1996. - 168 с.: ил. с. - (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»). - ISBN 5-300-00824-3 .
  • Возгрин В. Е. Гренландские норманны // Вопросы истории. - 1987. - № 2. - С. 186-187.
  • Джонс Гвин. Норманны. Покорители Северной Атлантики. - М.: Центрполиграф, 2003. - 301 с.
  • Догерти Мартин Дж. Мир викингов. Повседневная жизнь Детей Одина / Пер. с англ. В. Л. Силаевой. - М.: Изд-во «Э», 2015. - 224 с.: ил. - Серия «Темная сторона истории». -

Викинги – неутомимые искатели приключений из старинной Скандинавии – были не только кровожадными пиратами и завоевателями. Их мореходные дружины основывали новые царства в далекой Сицилии и в России, разведывали побережья и реки всей северной Европы и распахнули просторы северной Атлантики, открыв Исландию, а затем Гренландию. Без сомнения, они были величайшими первооткрывателями эпохи раннего Средневековья.

Однако не все их путешествия были спланированы заранее. Согласно одной из скандинавских саг (средневековые литературные произведения, описывающие деяния великих героев прошлого), викинг по имени Бьярни Хьяролфссон случайно достиг побережья Северной Америки. В «Саге о гренландцах» повествуется о том, как в 986 г. н. э. Бьярни отплыл из Норвегии, намереваясь вернуться домой в Исландию с грузом товаров. По прибытии в Исландию он узнал удивительные новости о том, что его отец Хьяролф присоединился к Эрику Рыжему, основавшему первое поселение в Гренландии в начале этого лета. Отличавшийся немалым упрямством Бьярни направился в Гренландию, хотя и он, и его команда имели лишь смутное представление о том, где она находится.

Через три дня на море опустился туман и ветер изменил направление, снося их в сторону от Гренландии. Через несколько дней туман рассеялся и они увидели землю, «покрытую лесами с низкими холмами тут и там». Бьярни осознал, что это не может быть Гренландия, поэтому викинги повернули на север и через два дня достигли «большой равнины, покрытой лесом», а затем еще дальше к северу «высокогорной страны с множеством ледников». Бьярни остался равнодушным, заявив: «Для меня эта земля – что пустое место», и снова вышел в открытое море. На этот раз он благополучно прибыл в Гренландию.

В сагах высмеивается робость Бьярни Хьяролфссона, не позволившая ему ступить на эту новую землю. Но когда новость о его наблюдениях достигла Гренландии, она, очевидно, породила волну энтузиазма к «открытию новых стран». В 1000 г. н. э. Лейф, сын Эрика Рыжего, купил судно Бьярни, нанял команду и отплыл обратным путем по его маршруту. Лейф и члены его команды впервые вышли на берег в стране гор и ледников, которую он назвал Хеллуланд (страна каменных плит). Затем высадились в стране лесных равнин, названной Маркланд (страна лесов), и наконец остановились на значительно более богатых землях к югу. Здесь они построили деревянные дома и начали исследовать окрестности. Среди других вещей Тиркир Германец обнаружил дикие лозы, давшие стране ее название – Винланд. Следующей весной Лейф и его люди уплыли обратно в Гренландию, завершив свой разведывательный поход. Гораздо более честолюбивым планом викингов была попытка Торфинна Карлсефни основать поселение в Северной Америке около 1025 г. н. э. Он отправился в плавание с пестрой командой из шестидесяти пяти будущих колонистов, включая его жену Гудрид. Согласно одной из саг, они достигли Винланда, высадились на берег в месте старого поселения Лейфа и оставались там около трех лет. За это время Гудрид родила их сына Снорри, первого скандинавского ребенка, появившегося на свет в Америке. Вскоре после этого вспыхнул конфликт между поселенцами и местными жителями, которых скандинавы называли скрёлингами («злосчастными», или «подонками»). Несмотря на презрительное отношение со стороны викингов, туземцы наводили ужас на чужаков, использовав против них некую разновидность катапульты. Карлсефни пришел к выводу, что колонисты слишком малочисленны и не смогут долго противостоять враждебным туземцам. Как сказано в «Саге об Эрике Рыжем»:

«Теперь Карлсефни и его людям стало ясно, что, хотя качество земли было превосходным, здесь их всегда будут преследовать страх и враждебность, исходящие от тех, кто уже населял ее. Поэтому они подготовились к отплытию и преклонили свои сердца к возвращению на родину».

Были и другие торговые миссии в новые земли, но неудачная попытка Карлсефни основать постоянное поселение, по‑видимому, отмечала высшую точку интереса викингов к Винланду. Это, разумеется, не означает, что отдельные путешествия в Маркланд прекратились; одно из них даже описано в исландских хрониках 1347 г. У гренландцев было одно очень веское основание для того, чтобы продолжать плавания в Маркланд, а не в Винланд: катастрофическая нехватка прочного корабельного дерева для строительства судов в самой Гренландии. Кроме того, меха и бивни нарвалов или моржей, которые они приобретали у иннуитов (эскимосов), представляли гораздо большую ценность для викингов, чем для туземцев, живших дальше к югу в Винланде.

Но даже если визиты в Винланд прекратились, о нем не забыли. Германский епископ Адам Бременский утверждал, что слышал о Винланде от датского короля Свейна Эстридссона (1068‑1076 гг. н. э.):

«Он рассказал мне о другом острове, открытом многими в этом океане, который называется Винландом из‑за диких виноградных лоз, растущих без всякого ухода и дающих превосходное вино. О тамошнем изобилии диких злаков мы узнали не из сказочных вымыслов, но из достоверных сообщений датчан. За этим островом, по их словам, в океане нет обитаемой земли, но повсюду находятся непроходимые льды, а местность погружена во тьму».

Винланд уже приобретал оттенок некой таинственности, хотя встречаются и более поздние средневековые упоминания о Винланде, они не дают никаких новых сведений и выглядят еще более отдаленными от первоначальных источников. Насколько надежны скандинавские саги в качестве источников исторической информации? В начале XIX века многие комментаторы начали сомневаться, содержится ли в них хотя бы зерно истины. На руку скептикам играло несколько факторов: во‑первых, между путешествиями в Винланд и первыми записями о них существовал разрыв в 200 или 300 лет; во‑вторых, между отдельными авторами существовали разногласия и некоторые исторические персонажи стремились преувеличить свою роль за счет других. Саги, разумеется, являются историческими, а не литературными произведениями, поэтому едва ли стоит удивляться, что они превозносили деяния предков тех правителей, при которых они были составлены. В сагах содержатся фантастические сцены, истории путешественников и отголоски более ранних вымышленных героев. Естественно, что с учетом всех этих обстоятельств убежденные скептики не могли рассматривать саги как серьезные свидетельства посещения Америки викингами.

Ньюпортская башня

Однако голоса сомневающихся могли бы утихнуть, если бы только было обнаружено какое‑нибудь физическое доказательство пребывания викингов в Америке. В конце концов, если скандинавы достигали побережья Нового Света и даже жили там, они должны были оставить хоть что‑то после себя. В 1830‑х годах датский ученый Карл Рафн организовал крупномасштабную охоту за признаками поселения викингов. Он обратился к историческим обществам на всей территории Соединенных Штатов с призывом сообщать ему о любых местах и находках, которые могут иметь отношение к викингам. К нему поступила масса сообщений о странных объектах, зданиях и таинственных надписях. Из этой массы Рафн выбрал два места, которые показались ему особенно интересными: Дайтон‑Рок и Ньюпортскую башню.

Колонисты‑пуритане были первыми, кто обратил внимание на странные отметины на скале Дайтон‑Рок в Массачусетсе. Коттон Мэзер, заслуживший недобрую славу своей ролью в гонениях на ведьм в Салеме, в 1690 году опубликовал рисунок надписей, высеченных на камне. Президент Джордж Вашингтон, видевший более позднюю копию этих надписей в 1789 году во время своего визита в Гарвард, заметил, что надпись «показалась ему похожей на символы индейцев штата Виргиния, которые ему довелось видеть в молодости». Однако для Рафна странные отметины на скале Дайтон‑Рок были сочетанием скандинавских рун (простая система линейного письма, использовавшаяся германцами и скандинавами начиная примерно со II в. н. э., совершенно не похожая на современные буквы) и римских чисел. Он перевел надпись следующим образом: «Торфинн Карлсефни и его спутники числом 151 завладели этой землей».

Если окинуть Дайтон‑Рок не столь категоричным взглядом, то можно увидеть неразборчивую мешанину символов (некоторые были добавлены со времен Коттона Мэзера), в которых с равной уверенностью были опознаны знаки финикийской, португальской, валлийской, еврейской и даже китайской письменности. С 1880‑х годов археологи сходятся во мнении, что наиболее вероятными авторами надписей на камне были местные индейцы из племени алгонкинов.

Второе «поселение викингов» Рафна – Ньюпортская башня (на острове Род‑Айленд) была воспринята с гораздо большей серьезностью. Эта башня сохранилась по сей день, пережив взрыв в 1780 году; она представляет собой круглое каменное строение высотой около 25 футов, окутанное романтической атмосферой. Главный аргумент сводится к тому, что архитектурный стиль постройки близко напоминает укрепленные средневековые церкви в Скандинавии. Теория Рафна о происхождении Ньюпортской башни и недавно обнаруженное захоронение вдохновило Генри Лонгфелло на создание романтической баллады «Скелет в доспехах» (1840), где повествуется о викинге, построившем башню для своей возлюбленной дамы. Впоследствии выяснилось, что скелет принадлежит коренному американцу, похороненному вместе с медными украшениями.

В дальнейшем историки предлагали гораздо менее увлекательную интерпретацию, согласно которой башня представляла собой сочетание склада и смотровой вышки, позднее превращенную в ветряную мельницу и построенную около 1650 года. Бенедикт А. Арнольд, губернатор Род‑Айленда, который был владельцем башни на момент своей смерти, упомянул о ней в своем завещании как о «моей каменной ветряной мельнице». Средневековый архитектурный стиль и техника каменной кладки встречаются в других зданиях колониальной Новой Англии, поэтому большинство людей датировали башню серединой XVII века.

Старые представления о происхождении Ньюпортской башни возродились в работе археолога Филиппа Минса, известного своими работами в Перу до публикации статьи «Ныопортская башня» в 1942 году. После подробного обзора имеющихся доказательств Мине выступил в пользу датировки около 1120 г. до н. э., полностью отвергнув колониальную теорию «на том основании, что губернатор Арнольд попросту пользовался зданием, построенным гораздо раньше». Наиболее современным сторонником работы Минса является американский метеоролог Рольф Нильсестейн, укоряющий жителей Ньюпорта, что они не смогли осознать, какое сокровище находится в их распоряжении:

«Альтернативные объяснения просто не совпадают с фактами. Ньюпортская башня также является первым известным домом христианского богослужения, построенным в Америке. Для американцев, включая жителей Ньюпорта, настало время руководствоваться силой рассудка и осознать, что как средневековая церковь Ньюпортская башня является гораздо более весомым источником национальной и общественной гордости, чем воображаемая мельница или смотровая вышка, которые не могут выдержать проверку на историческую достоверность».

Проверка на «историческую достоверность» по Нильсестейну – весьма своеобразная вещь, так как он упускает главные аргументы в пользу колониальной теории. В отличие от Дайтон‑Рок, гораздо менее заметного монумента, который, однако, упоминался с 1690 года, Ньюпортская башня странным образом остается неупомянутой в хрониках поселенцев до времени Бенедикта Арнольда, и лишь в XIX веке появились предположения, что она может быть старше любой обычной колониальной постройки.

Высказывались сомнения в способности крошечной ньюпортской общины (основанной лишь в 1639 году) построить такой монумент. Однако в сохранившейся петиции колонистов Новой Англии от 1632 года есть запрос о строительстве башни, по‑видимому, такой же, как в Ньюпорте. Сэра Эдуарда Плоудена просили предоставить «некоторые материалы… для строительства круглой каменной башни, где могли бы останавливаться проезжие солдаты или джентльмены». На заре колонизации такие опорные пункты сооружались по всей Новой Англии, поэтому резонно предположить, что ньюпортская община тоже решила построить свою башню.

Колониальная теория подтверждается и важными археологическими доказательствами. После Второй мировой войны музей Пибоди при Гарвардском университете занялся проблемой башни и организовал комитет, который должен был выбрать наиболее подходящего руководителя раскопок. Все взоры сразу же обратились к Уильяму Годфри‑младшему – дипломированному студенту Гарварда и прямому потомку губернатора Арнольда. Кто мог быть лучшим кандидатом?

Раскопки под руководством Годфри принесли вполне определенные результаты. В канаве под фундаментом постройки (где возводились поддерживавшие ее каменные опоры) он нашел ряд предметов, которые должны были датироваться временем строительства башни. Все они без исключения относились к колониальному периоду: куски кирпичей и штукатурки, керамика, глиняные трубки, обломки стекла и мушкетные кремни. Вывод Годфри был совершенно однозначным.

«Взятые по отдельности, эти предметы могут показаться незначительными, однако вместе они образуют убедительное доказательство. Одна или две находки могли бы быть результатом ошибочной техники раскопок, однако многочисленные находки, тщательно задокументированные и обнаруженные при обстоятельствах, исключавших какие‑либо ошибки, приводят к уверенному и неопровержимому выводу: башня не могла быть построена раньше второй половины XVII века. Нам придется отказаться от теории о ее скандинавском происхождении».

Как это ни удивительно, но Нильсестейн в своем исследовании 1994 года вообще не упоминает о раскопках Годфри.

Борьба за оружие

В большинстве сообщений о следах викингов в Америке, полученных Рафном, речь шла об оружии, но исследователь уделял им мало внимания, так как описания не сопровождались точными рисунками. Интерес к возможным находкам оружия американских викингов был возрожден историком Хьялмаром Холандом в первой половине XX века. В серии публикаций он изучил большое количество необычного оружия – топоров, мечей и алебард, – обнаруженного в штатах Миннесота и Висконсин. С точки зрения Холанда, форма и внешний вид оружия соответствовали образцам, хранящимся в скандинавских музеях. В целом эти находки производили внушительное впечатление.

Однако Бриджитта Уоллес из канадской парковой службы, выполнившая детальное исследование этих предметов и их скандинавских «аналогов», пришла к прямо противоположным выводам. К примеру, топор из местечка Рипаблик в штате Миннесота был практически точной копией топора из музея Лиллехаммера в Норвегии. Догадка Холанда вроде бы подтверждалась, но дело в том, что в музее Лиллехаммера хранятся преимущественно образцы народных ремесел исторического периода. Куратор этого музея сообщил Уоллес, что их топор был переведен из Музея древностей в Осло, так как «он датируется не Средневековьем, а историческим периодом» – то есть XVII‑XIX вв. В результате Уоллес идентифицировала все «топоры викингов» в интерпретации Холанда как «плотницкие орудия периода ранней колонизации Америки».

С мечами Холанда дело обстояло не лучше. Они гораздо короче очень крупных и тяжелых двуручных средневековых мечей. Согласно Бриджитте Уоллес, они скорее всего изготовлялись для праздничных шествий и военных парадов в начале XIX века.

Наиболее странно выглядят миниатюрные алебарды, которые Холанд считал церемониальным оружием, так как они изготовлены из мягкого железа и имеют хрупкую конструкцию. Хотя Холанд оказался не в состоянии найти хоть один пример средневековой скандинавской алебарды, он не падал духом. В 1946 году он с нескрываемым торжеством опубликовал письмо из университетского музея Осло, которое, как он считал, подтверждало его теорию. Однако, как указывает Уоллес, при внимательном чтении письма становится ясно, что сотрудники музея на самом деле сообщили Холанду, что алебарды из коллекции в запасниках датируются после 1500 г. н. э. – слишком поздний срок для эпохи викингов. Ее собственные исследования показали, что «скандинавы практически не пользовались алебардами примерно до начала XV века». Вряд ли викинги изготовляли церемониальные разновидности алебард, не имея настоящего оружия.

В это трудно поверить, но миниатюрные алебарды Холанда были опознаны современными историками как декоративные ножи для резки табака конца XIX века, изготовленные для рекламной кампании! Американская табачная компания попыталась увеличить объем продаж марки плиточного табака под названием «боевой топор», изготовив резаки в виде миниатюрной алебарды, крепившейся через петлю к доске для резки. Когда плиточный табак вышел из употребления, многие из этих необычных и привлекательных вещиц были отделены от досок и сохранялись как украшения.

Единственное найденное в Америке оружие, которое археологи признают как подлинно норвежское, происходит из Бердмора в Онтарио (Канада). В 1931 году железнодорожник Джеймс Додд, занимавшийся золотоискательством в свободное время, нашел три замечательных предмета: меч, топор и погремушку, служившую украшением для конской сбруи. В 1936 году он принес эти предметы в Королевский музей Онтарио в Торонто, где их подлинность была подтверждена и они были куплены за 500 долларов. Так меч, топор и погремушка заняли место на выставке в музее в качестве возможных погребальных принадлежностей норвежского путешественника времен Лейфа Эрикссона.

Хотя сотрудники музея предприняли раскопки в месте находки – старательской заявки Додда, – им удалось обнаружить лишь несколько кусочков железа. Потом появились сомнения. Еще в 1938 году местные газеты предположили, что Додд нашел предметы не во время своих изысканий в окрестностях Бердмора, а в подвале своего дома в Порт‑Артуре. Владелец дома Дж. М. Хансен утверждал, что он получил какое‑то старое оружие в качестве залога от одного из своих служащих – Йенса Блоха, унаследовавшего коллекцию оружия от своего отца – известного норвежского художника. К сожалению, Блох умер в 1936 году, но его вдова подтвердила историю. Последовали взаимные опровержения, когда различные стороны, включая приемного сына Додда, то сознавались в обмане, то забирали свои слова обратно. Сегодня образцы оружия из Бердмора находятся в «чистилище» – в запасниках Королевского музея Онтарио. Музейные специалисты подтверждают их скандинавское происхождение, но считают, что они, скорее всего, попали в Канаду вместе с Йенсом Блохом в 1933 году, а не с путешественником из команды викингов на тысячу лет раньше.

Есть еще отверстия, которые, как считается, были сделаны для швартовки судов к прибрежным скалам. Эти отверстия в большом количестве встречаются вдоль восточного побережья США и даже в нижнем течении некоторых рек Среднего Запада. Многие энтузиасты, начиная с Холанда, считали их бесспорным признаком скандинавского присутствия. Идея заключается в том, что корабли викингов, проводившие разведку вдоль побережья, нуждались в способе для быстрого и безопасного отчаливания от берега при появлении враждебно настроенных индейцев; причальный штырь, вставленный в отверстие, можно было выдернуть одним рывком. Нильсестейн, к примеру, утверждает, что «поскольку причальные отверстия свойственны только скандинавской культуре, они являются веским доказательством того, что викинги посещали американский Средний Запад сотни лет назад». С другой стороны, Уоллес указывает на бессмысленность выдалбливания отверстий в ситуации, когда любой шум мог выдать врагу присутствие викингов. Она отвергает идею в целом:

«Выдалбливание нового отверстия для каждой якорной стоянки совершенно неизвестно в культурном регионе Скандинавии. Причальные штыри, разумеется, – знакомые предметы, но они обычно были снабжены кольцами и прочно вделаны в скалы вдоль побережий, где люди регулярно вставали на якорь… Для быстрого причаливания скандинавы обычно закрепляли канат вокруг дерева или валуна».

Как же быть с таинственными причальными отверстиями? По справедливому замечанию Уоллес, многие из них должны были находиться под водой во времена викингов, поэтому они должны принадлежать к более современной эпохе. Для отверстий на морском побережье и вдоль берегов рек было предложено два разных объяснения. Археологи в основном сходятся во мнении, что «приречные» отверстия были пробурены для взрывных работ, чтобы потом использовать камень при строительстве домов и амбаров; с помощью этого метода были разрушены тысячи скал, и они полагают, что некоторые были просто оставлены за ненадобностью. Отверстия на морском побережье имеют столь же рутинное объяснение. Известный специалист по истории военно‑морского флота адмирал Сэмюэль Моррисон сделал следующее замечание по поводу одного причального отверстия из любительского каталога, составленного энтузиастами для штата Мэн:

«Они были сделаны «английскими туземцами» Новой Англии; в отверстия вставлялись железные рым‑болты, через которые затем пропускались фалы для лодочной стоянки или для рыболовных снастей. Я мог бы показать кое‑какие отверстия, сделанные лично для меня!»

Кенсингтонский рунный камень

Из всех находок, призванных доказать скандинавское присутствие на территории Соединенных Штатов, пожалуй, самой известной и наиболее жарко оспариваемой является Кенсингтонский рунный камень.

В ноябре 1897 года шведский эмигрант фермер Олаф Охман корчевал пни на пригорке возле своего дома вместе с младшим сыном Эдуардом. Когда он вытаскивал очередной пень, из‑под земли показался камень, зажатый между тесно переплетенными корнями. Охман заметил на камне какие‑то надписи и отнес его в соседнюю деревушку Кенсингтон в Миннесоте, общину эмигрантов из Скандинавии, где он был выставлен на всеобщее обозрение. Вскоре после этого один из жителей, по‑видимому, осознал, что надпись сделана рунами – старинным скандинавским алфавитом, которому по‑прежнему учили детей в некоторых местных школах того времени.

Грубая копия надписи была отправлена О. Дж. Брейду – профессору скандинавских языков в университете штата Миннесота. Брейд остался равнодушным к открытию, как и другие специалисты по Скандинавии, которые сочли надпись современной фальшивкой. Глубоко разочарованный, Охман отнес камень обратно на свою ферму. Там он и лежал, пока его не увидел Хьялмар Холанд, посетивший этот район в 1907 году. Он был убежден, что надпись подлинная, и в течение следующих пятидесяти лет пытался убедить в этом окружающий мир. Он составил точный перевод рун, демонстрировавший потенциальную важность загадочной надписи:

«Восемь готов и 22 норвежца отправились исследовать земли, лежащие к западу от Винланда. Мы разбили лагерь у двух каменистых островков в одном дне пути к северу от этого камня. Однажды мы пошли рыбачить, а вернувшись домой, обнаружили 10 человек, покрытых кровью и умирающих. Господь всемогущий, сохрани от зла. Еще 10 человек остались в море присматривать за нашими кораблями в 14 днях пути от этого острова. Год 1362».

Было ли это наконец бесспорным свидетельством посещения викингами Северной Америки?

В своей борьбе за доказательство подлинности Кенсингтонского камня Холанд нашел авторитетных сторонников. В конце 1940‑х годов камень был выставлен на обозрение в Смитсонианском институте в Вашингтоне, и доктор Мэтью Стерлинг, директор Американского бюро этнологии, назвал его «возможно, самым важным археологическим объектом, обнаруженным до сих пор в Северной Америке». Сейчас это центральный экспонат музея рунного камня в Александрии – ближайшем городе к Кенсингтону. В мемориальном парке огромная гранитная копия камня покоится на четырехтонном постаменте рядом с чудовищным бетонным викингом, на щите у которого высечен девиз: «Александрия: колыбель Америки».

Можно ли считать подлинность Кенсингтонского рунного камня окончательно доказанной? К сожалению, обстоятельства его открытия остаются довольно туманными. Сохранившиеся описания различаются в мелких подробностях даже относительно дерева, под которым был найден камень. Если бы кто‑то в то время позаботился сохранить пень и сосчитать годичные кольца, то можно было бы по меньшей мере Установить минимальный возраст захоронения камня. Более поздние расчеты, оценивающие возраст дерева примерно в 70 лет (так что дата захоронения камня относится ко времени, предшествующему появлению современных выходцев из Скандинавии), полностью основаны на воспоминаниях Охмана. Скептики полагают, что дерево могло вырасти и за 15‑20 лет.

Как насчет самой надписи? Ведь специалисты, без сомнения, должны достаточно хорошо разбираться в рунных текстах, чтобы отличить подделку от подлинника. Многие знатоки рун вполне уверены в этом. Профессор Эрик Уолгрен из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе посвятил несколько лет исследованию Кенсингтонского рунного камня, который он считает подделкой на основе словарного состава, грамматических особенностей и системы датировки. В частности, надпись содержит много необычных словарных форм, включая ded явно английского происхождения, а также составной термин opdagelsefard, означающий «исследовательское путешествие». Грамматика выглядит странно: окончания слов не характерны для XIV века, но широко использовались в XIX веке. Все числа в тексте написаны по‑арабски, в то время как в средневековых рунных надписях пользовались римскими числительными.

Защитники подлинности Кенсингтонского рунного камня от Холанда до Нильсестейна усердно обрабатывали архивы всех языков и диалектов Скандинавии в поисках возможных параллелей и нашли ряд близких слов и словосочетаний, хотя ничего похожего на opdagelsefard. Они также смогли доказать, что арабские числительные использовались в Скандинавии еще в XIV веке, однако это не то же самое, что использование арабских числительных в рунных надписях, так как при этом смешиваются две совершенно разные системы общения. Что касается предполагаемых параллелей, то существование сходных слов и грамматических форм в различных скандинавских наречиях раннего и среднего Средневековья само по себе не является достаточным доказательством. Хотя отдельные элементы Кенсингтонского рунного камня могут быть подлинными, рунологи считают, что текст нужно рассматривать как одно целое, прежде чем подходить к вопросу о его аутентичности.

Уоллес резюмирует точку зрения рунологов в своем критическом вердикте:

«К рунной надписи на Кенсингтонском камне можно применить простой тест. Если мы удалим из рассмотрения все руны, не имеющие бесспорного исторического происхождения от XIV века и ранее, то останутся лишь простейшие формы, такие, как «и» и «мы». Эти формы оставались неизменными с раннего Средневековья до настоящего времени».

«Возможно, но маловероятно» – таков был вердикт специалистов о надписи на Кенсингтонском камне с тех пор, как Холанд отвез его на просмотр в Скандинавию в 1911 году. Попытки подкрепить аргументы в пользу рунного камня другими предполагаемыми рунными надписями, обнаруженными на территории Соединенных Штатов, оказались безуспешными. По единодушному заключению рунологов, все они являются либо очевидными современными подделками, либо трещинами на поверхности камня, имеющими совершенно естественное происхождение.

Более широкий исторический подход мог бы прояснить Проблему происхождения Кенсингтонского рунного камня.

Насколько вероятным было присутствие викингов или выходцев из Скандинавии на территории современных Соединенных Штатов в 1362 году? Могла ли экспедиция викингов отправиться в путешествие на Средний Запад Америки?

Для ответа на эти вопросы были представлены два исторических свидетельства скандинавского происхождения. Одним из них является «Карта Винланда», которая считалась доказательством успешной экспедиции в Америку под руководством гренландского епископа Эйрика в 1118 году. К сожалению, этот единственный в своем роде документ также окутан противоречиями, как и Кенсингтонский рунный камень (см. «Карта Винланда» в разделе «Мистификации»).

Попытка Холанда увязать датировку рунного камня (1362) с событиями скандинавской истории закончилась несколько большим успехом. Магнус Эриксон, король Швеции и Норвегии, попросил некоего Поуэлла Кнутссона отплыть в Гренландию в 1354 году для «защиты» тамошних христиан. Холанд выдвинул предположение, что экспедиция Кнутссона, состоявшая из шведов и норвежцев, отклонилась на запад, высадилась на берег в Винланде, а затем исследовала внутреннюю часть континента. Разведчики частично были перебиты туземцами, что отражено в надписи на Кенсингтонском камне. Он пошел еще дальше и предположил, что выжившие после резни могли стать основателями племени «белых индейцев» – манданов, живших вдоль берегов Миссури (см. «Индейцы из Уэльса» далее в этой главе).

К сожалению, у нас нет никаких оснований верить тому, что экспедиция Кнутссона вообще отправилась в Гренландию. Не сохранилось никаких норвежских или гренландских записей об их отбытии или возвращении. На самом деле, вся история с экспедицией Кнутссона больше похожа на циничную отговорку, призванную умилостивить христианское духовенство.

Король Магнус Эриксон вошел в историю как человек, горячо заинтересованный в религиозном благополучии своих подданных. Согласно Нильсестейну, он обладал «фанатичным миссионерским рвением» и даже вторгся в Россию в попытке обратить местных жителей из православия в католицизм. Но более критичный анализ историка Кирстена Сивера дает совершенно иное представление о характере Магнуса. В 1351 году Папа римский разрешил Магнусу обложить налогом духовенство для финансирования русской военной кампании и даже предложил ему ссуду под залог будущих налоговых поступлений. Однако война угасла в том же году, и изрядно обнищавший король воспользовался папскими деньгами для того, чтобы заполнить дыру в своих финансах. К 1354 году его отношения с Папой, который хотел получить выданную Магнусу ссуду, должно быть, совсем испортились; бесславный финал наступил в 1358 году, когда Папа отлучил Магнуса от церкви за отказ вернуть деньги. По мнению Сивера, это обстоятельство проясняет истинное значение «экспедиции» Кнутссона.

«Сомнительно, что эта экспедиция вообще имела место, и еще более сомнительно, что Магнус всерьез собирался устроить ее. Скорее всего, он устраивал благочестивое представление, выступая в качестве защитника веры, заслуживающего любых денег, до которых он может дотянуться».

Разумеется, в надписи на Кенсингтонском рунном камне нет никаких упоминаний о Кнутссоне, поэтому речь может идти о другой экспедиции, не отраженной в исторических хрониках. Но почему Миннесота? Критики всегда находили здесь плодородную почву для сомнений, поскольку ни в сагах, ни в гренландских исторических хрониках нет упоминания о путешествиях викингов по внутренним рекам. Адмирал Морисон воспользовался этим обстоятельством для окончательного развенчания истории Кенсингтонского камня.

«Со стороны все это выглядит крайне нелепо. Скандинавы были морскими первопроходцами, а не сухопутными путешественниками. Какую цель они могли преследовать, заплыв в залив Гудзон или пройдя через озеро Сьюпериор и углубившись в дикие леса?»

Кстати говоря, сторонникам теории Кенсингтонского камня так и не удалось придумать правдоподобный маршрут по рекам и озерам, чтобы викинги могли достигнуть того места, где он впоследствии был обнаружен.

Лингвистика, история и археология выносят суровый приговор Кенсингтонскому рунному камню. Но если он не подлинный – значит, это подделка. Есть ли у нас причины подозревать это? Исторические обстоятельства того времени, когда он был найден, практически гарантировали, что находка получит широкий общественный резонанс. Всемирная выставка, назначенная на 1892 год в Чикаго, отмечавшая 400‑летие открытия Америки Колумбом, возмутила многих американцев скандинавского происхождения на Среднем Западе, которые считали, что с их предками обошлись несправедливо. Лишь тремя годами раньше новаторское исследование путешествий викингов к Винланду, выполненное историком Густавом Стормом, было перепечатано в главной американской газете для читателей из Скандинавии, выходившей на шведском языке. Вскоре после открытия чикагской выставки копия корабля викингов, обнаруженная в Гокстаде (Норвегия), была доставлена через Атлантику и поставлена на якорь в озере Мичиган. Многие американцы скандинавского происхождения были очень довольны и приветствовали находку камня с рунной надписью как подтверждение своей веры в то, что они идут по стопам своих воинственных предков.

Но для подделки нужен мошенник. Подозрение естественным образом пало на Охмана, которому принадлежала честь открытия надписи. Мнения о его образовании и интеллектуальных способностях варьировали в широких пределах. Но он, вероятно, вовсе не был таким неграмотным простаком, каким его описывает Холанд. Разумеется, у Охмана не было необходимости самостоятельно высекать рунную надпись. В шведской общине были и другие люди, лучше его знакомые с рунами, а историческое обоснование экспедиции Поуэлла Кнутссона было предоставлено Стормом. Подозрительно, что именно газетная публикация работы Сторма впервые познакомила американских читателей с ключевым термином орdagelsefard, обозначавшим «исследовательское путешествие».

Есть ли прямые свидетельства обмана? Два обстоятельства, редко упоминаемые защитниками Кенсингтонского камня, указывают в этом направлении.

В первый день нового, 1899 года Дж. П. Хедберг, бизнесмен из Кенсингтона, послал предположительно точную копию надписи редактору газеты для шведских читателей в Миннеаполисе в надежде проверить свою догадку, что она была написана древнегреческими буквами. Более позднее сравнение с камнем показало, что в копии Хедберга содержится несколько ошибок. На первый взгляд это просто подтверждает сумятицу, воцарившуюся после находки Кенсингтонского камня, однако, когда копия Хедберга была предложена рунологу Эрику Мольтке из Датского национального музея в Копенгагене, ученый ухватился за нее. С его точки зрения (поддержанной Уолгреном), Хедберг прислал в редакцию газеты не копию, а один из черновиков фальшивой надписи. Вывод был сделан на том основании, что ошибки в тексте далеко не такие серьезные, как можно было бы предполагать, если бы Человек даже не знал, какой язык он копирует. Руны были правильными, вполне связными и более трудными для написания, чем те, которые были высечены на самом Кенсингтонском камне. Естественно исходить из предположения, что плохая копия упрощает оригинал или полностью затуманивает его смысл, но не усложняет его. Согласно Уолгрену, «копия Хедберга была сделана человеком, хорошо знакомым с рунами, судя по уверенному и целенаправленному начертанию, исключающему участие несведущего любителя». Есть основания полагать, что Хедберг принимал гораздо большее участие в «открытии» надписей, чем он сам признавал.

Последний удар по сторонникам Кенсингтонского камня был нанесен серией исповедей. В 1973 году некий Уолтер Крэн, лежа на смертном одре, сделал магнитофонную запись, в которой он утверждал, что его отец Джон признался (тоже перед смертью) в изготовлении надписи при соучастии Олафа Охмана. Сам Уолтер искал и нашел подтверждение этой истории у Джона Охмана, сына Олафа, перед тем как тот испустил свой последний вздох. Целью подделки, по словам Уолтера Крэна, было «одурачить людей во всей стране, особенно образованных, которые смотрели на них свысока… чтобы (мистификаторы) наконец‑то смогли как следует посмеяться над ними». Это признание звучит очень убедительно. Многие скептики пришли к выводу, что оно является прекрасным завершающим штрихом в истории Кенсингтонского камня, хотя три признания на смертном одре – это, пожалуй, уже перебор.

Ланс‑о‑Мидо – поселение Лейфа

История викингов в Америке была долгой историей ложных надежд, фальшивых свидетельств и проигранных споров – до тех пор, пока норвежский исследователь Хелдж Ингстед и его жена археолог Анна не прибыли на остров Ньюфаундленд в I960 году. Они приехали для поисков следов Лейфа Эрикссона и его лагеря. Совершая поездку вдоль побережья, они прибыли в местечко под названием Ланс‑о‑Мидо. Оно показалось супругам многообещающим, так как имело сильное сходство с описаниями Винланда в изложении Бьярни и Лейфа. Джордж Декер, неофициальный лидер маленького поселения Ланс‑о‑Мидо, отвел супругов Ингстед к ручью Черной Утки, речушки, впадавшей в залив Паб, по берегам которой просматривались очертания нескольких домов среди зарослей вереска. По словам Декера, они были старше самых ранних рыболовных поселков в этой местности.

Супруги Ингстед начали раскопки в Ланс‑о‑Мидо на следующий год и продолжали их в течение семи лет. Дальнейшие работы в 1970‑х годах проходили под руководством Канадской парковой службы, после того как Ланс‑о‑Мидо получил статус национального исторического памятника.

При раскопках обнаружилось семь строений, разделенных на три группы, с общим залом и одной или двумя мастерскими в каждой группе. Здесь, возможно, жило около 100 человек. Конструкция всех построек одинакова: со стенами из дерна и крышами на деревянном каркасе. Это типичный метод строительства жилых помещений в Исландии и Гренландии в эпоху викингов. Дата заселения тоже не вызывает сомнений. Стиль построек аналогичен исландским домам X в. н. э., и около 50 радиоуглеродных датировок указывают на тот же период. Отсутствие больших куч мусора позволяет предположить, что поселение использовалось лишь в течение нескольких лет, что подтверждается отсутствием следов ремонта внутри построек.

Рядом с домами находилось болото, а у одной из построек была обнаружена куча деревянных щепок и кусков дерева – судя по всему, следы ремонта одного из судов. Среди деревянного материала обнаружена древесина шотландской или красной сосны; оба вида неизвестны в Ньюфаундленде, причем шотландская сосна произрастает только в Европе.

В одном из других залов находилась кузница. Куски железа были обнаружены по всему поселению Ланс‑о‑Мидо в основном в виде заклепок, использовавшихся в кораблестроении. На безопасном расстоянии с другой стороны болота располагались кузнечный горн и угольная печь для обжига.

Отдельные объекты также выдают скандинавское присутствие. Бронзовая булавка для скалывания плаща типична для викингов, как и маленький точильный камень для затачивания металлических орудий, веретено для шерстяной пряжи и костяная игла с отверстием, проделанным в верхней части.

Но самые интригующие находки имеют американское происхождение. Это три калифорнийских ореха (разновидность земляного ореха) и дощечка из древесины калифорнийского ореха, обработанная металлическими орудиями. Калифорнийский серый орех не растет так далеко на севере, и его присутствие указывает на контакты в южном направлении вдоль побережья Новой Англии – как и пенни из штата Мэн, хотя это немного более поздняя находка (см. приложение «Пенни из штата Мэн»).

Но был ли Ланс‑о‑Мидо опорной базой Лейфа Эрикссона? Бриджитта Уоллес, которая в настоящее время является куратором археологических работ, уверена в этом. Она резонно полагает, что если Хеллуланд соответствовал острову Баффина в канадской Арктике, а Маркланд соответствовал Лабрадору (в чем сходятся практически все исследователи), то Ньюфаундленд как следующая суша, которую можно видеть при плавании на юг, должен хотя бы частично соответствовать территории, названной Винландом. Для того времени Ланс‑о‑Мидо было хорошей опорной базой из‑за своего удобного промежуточного расположения по пути из Гренландии и отсутствия туземного населения, в отличие от областей, расположенных дальше к югу.

Основные дебаты вокруг поселения развернулись в связи с упоминанием Тиркира Германца об открытии диких лоз, давших Винланду его название. Из того факта, что Ньюфаундленд расположен севернее границы распространения дикого винограда, многие археологи пришли к выводу, что его нельзя отождествить с Винландом. Однако мы знаем, что викинги доставили в Ланс‑о‑Мидо калифорнийские орехи из той местности, где дикий виноград произрастал в изобилии, так что контакты с югом, несомненно, имели место. Возможно, Вин‑ланд был названием гораздо более крупного региона, включавшего Ньюфаундленд.

Какое влияние оказали викинги на культуру коренных жителей Америки? Очевидно, практически никакого. Они не оставили следа в традициях американских индейцев, а их технология работы по металлу и строительства судов не получила дальнейшего распространения. Даже эпидемические заболевания, стиравшие с лица земли целые народы во времена испанского завоевания, нельзя ассоциировать с викингами. Но одно не вызывает сомнения: викинги действительно достигали американского континента.

Пенни из штата Мэн

Единственной бесспорной находкой викинговского происхождения на территории США является крошечная монета, обнаруженная на расстоянии 1000 миль к югу от поселения викингов в Ланс‑о‑Мидо на о. Ньюфаундленд (Канада). В 1957 году археологи‑любители производили раскопки на ферме Годдарда возле устья Пенобскот‑Бэй в штате Мэн. Среди тысяч каменных орудий и обломков керамики коренной американской культуры была обнаружена странная монета. Первоначально ее идентифицировали как английский пенни XII века и по какой‑то странной причине игнорировали в течение 20 лет, пока специалист по нумизматике, случайно посетивший ферму Годдарда, не признал в ней норвежский пенни, отчеканенный при короле Олафе в период между 1067 и 1093 годами. Это открытие вызвало настоящий взрыв интереса: наконец‑то появилось свидетельство того, что Винланд (страна виноградных лоз) действительно соответствовал своему названию и находился в Новой Англии, где растет дикий виноград. Были проведены крупномасштабные раскопки, однако перспектива открытия Винланда в Новой Англии снова отдалилась, когда не было обнаружено никаких других артефактов эпохи викингов. Но археологи высказали определенные догадки по поводу того, как пенни мог оказаться в штате Мэн.

В монете была проделана дырочка, через которую ее можно было подвешивать на кожаном шнурке. Это указывало, что на момент утраты ею не пользовались как денежным средством. Догадка подтверждалась радиоуглеродными датировками поселения американских индейцев в районе фермы Годдарда, которые приходились на XIII век – через сто лет после того, как пенни был отчеканен на Монетном дворе короля Олафа. Хотя монета была единственной находкой эпохи викингов в этом районе, многие другие предметы явно попали на ферму Годдарда с севера. По всему району раскопок обнаружены орудия, сделанные из горных пород, которые встречаются в основном на полуострове Лабрадор. Одно из этих орудий со следами более поздней модификации принадлежит к разновидности, известной только у иннуитов (эскимосов), которые в то время частично населяли Лабрадор.

Косвенная связь между американскими индейцами в штате Мэн и викингами через эскимосских торговцев в настоящий момент является наиболее вероятным объяснением удивительного путешествия норвежской монеты. Это еще и напоминание о том, что викинги продолжали посещать Маркланд (как они назвали Лабрадор) еще долго после того, как они отказались от мечты о постоянных поселениях в Северной Америке.

В скандинавских сказаниях (сагах) можно встретить упоминания о Гренландии и плодородной стране Винланд, которая располагалась ещё западнее. Специалисты считают, что Винланд - это современный Ньюфаундленд, а викинги - это первые выходцы из Европы, посетившие Америку. В истории открытия Америки викингами много тайн и загадок, но одно можно сказать наверняка - они точно там были задолго до Колумба.

Вероятно, первым европейцем, увидевшим американские берега, стал человек по имени Гуннбьёрн. Он плыл из Норвегии в Исландию, однако штормом судно отнесло сильно к западу. И эта неприятность помогла ему увидеть новую землю. Её стали именовать Гуннбьёрновыми островами. Локализовать это место на данный момент не удалось, но, очевидно, что это некий архипелаг, расположенный чуть восточнее Гренландии. Что касается даты данного события, то разные исторические источники называют разные цифры в диапазоне от 876 до 933 года.

Гуннбьёрну и его соратникам увидеть один из островов, относящихся к Северной Америке, «помог» шторм

По маршруту Гуннбьёрна в 978 году путешествие на запад с берегов Исландии предпринял Снэбьёрн Боров. Этот смелый викинг уже примерно знал, где именно располагаются Гуннбьёрновы острова. И ему удалось достичь цели - со своими соратниками он высадился на одном из этих островов и решил зазимовать там. Впрочем, вскоре здесь произошла ссора из-за денег, и в результате Снэбьёрн был убит.

Часть команды впоследствии всё же вернулась в Исландию. О путешествии Снэбьёрна даже была сложена сага, однако текст её, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Стоит обратить внимание на то, что Снэбьёрн и Гуннбьёрн видели острова, относящиеся к Северной Америке, но не сам материк. Сам материк всё-таки был открыт несколько позднее.

Эйрик Рыжий, доплывший до Гренландии

Большую роль в истории открытия викингами Америки сыграл такой человек, как Эйрик Рыжий. Сам он не смог побывать на неведомом материке, но зато основал поселение в Гренландии - острове, который, между прочим, тоже географически относится к Северной Америке. Да и вообще Эйрик Рыжий сделал многое, чтобы дальнейшие путешествия в западном направлении стали реальными.


Эйрик появился на свет в 950 году на территории Норвегии, его отцом являлся Торвальд Асвальдсон. Во времена владычества короля Харальда Прекрасноволосого Торвальда и всю его семью изгнали из страны. Он обосновался в Исландии - этот остров уже давно был известен викингам.

В Исландии Эйрик жил до 982 года. Он явно обладал буйным нравом и однажды убил соседа, отказавшегося возвращать взятую в аренду лодку. За это Эйрика приговорили к изгнанию сроком на три года. Захватив с собой семью и принадлежащую ему скотину, он поплыл на неведомый запад (а другого выхода у него по факту не было). Он хотел достигнуть земли, которая в ясные дни была видна с самых высоких горных вершин западной Исландии. Эта земля находилась в более чем 250 километрах от исландского побережья.

Большим препятствием на пути Эйрика стали плавающие ледяные глыбы. Они помешали ему продвинуться к берегу, судну пришлось сделать большой крюк - обогнуть южную оконечность острова. Высадиться Эйрик и его спутники смогли лишь в местечке вблизи современного гренландского города Какорток. За три долгих года Эйрик не повстречал в этих местах ни одного туземца. А ведь он предпринял несколько вылазок вдоль побережья и даже доплывал до острова Диско, который расположен на значительном расстоянии от самой южной точки Гренландии.

В 986 году, когда срок наказания подошёл к концу, Эйрик Рыжий возвратился в Исландию. Здесь он стал уговаривать исландских викингов переселиться на открытые им земли. Именно он назвал остров Гренландией, что означает «Зеленая земля».

Набрав людей, Эйрик Рыжий вновь отправился в сторону Гренландии, под его предводительством было 25 кораблей. Впрочем, только четырнадцать из них действительно доплыли до места назначения. С этих кораблей на остров сошло примерно 350 человек - они и стали основателями первого нормандского поселения в Гренландии.


Интересно, что многие сведения из древних скандинавских саг (речь идёт о «Саге об Эйрике Рыжем» и «Саге о гренландцах») об этом поселении были подтверждены проведённым совсем недавно радиоуглеродным исследованием археологических артефактов, обнаруженных близ гренландского городка Нарсарсуака.

Лейф Эрикссон и его легендарное путешествие

Когда викинги уже обосновались в Гренландии, туда из Исландии отправился торговец Бьярни Херьюльфссон. У него была вполне конкретная цель - он хотел проведать отца, переселившегося на «зелёную землю» вместе с Эйриком Рыжим. Но драккар Херьюльфссона сбился с курса, попав в шторм и по воле случая оказался около восточных берегов Америки - это было в конце лета 985 или 986 года. Бьярни по каким-то причинам не пожелал перезимовать в этих местах, которые якобы были богаты лесными массивами. Он предпочёл всё-таки доплыть до Гренландии. Оказавшись в месте назначения, он поведал о своём приключении Лейфу Эрикссону - сыну Эйрика Рыжего. Лейф с интересом выслушал необычный рассказ и выкупил у Бьярни его корабль. И приблизительно в 1000 году Лейф Эрикссон на судне Бьярни (этот факт, кстати, свидетельствуют о серьёзных проблемах у гренландских викингов с древесиной - деревьев на острове действительно было мало) с командой из нескольких десятков человек и отправился на запад.

Интересно, что в 999 году, незадолго перед плаванием к западным землям, Лейф осуществил деловую экспедицию в Норвегию. И в Норвегии Лейф был крещён Олафом Трюггвасоном, тогдашним норвежским королём. Вдобавок ко всему Лейф на обратном пути взял в Гренландию священника, который начал крестить местных поселенцев. В христианство обратилась мать Лейфа и другие гренландцы, но отец, Эйрик Рыжий, предпочёл не отказываться от язычества.


В ходе путешествия Лейфа на запад были открыты регионы Америки, принадлежащие сегодня Канаде. Первая земля, появившаяся перед взорами викингов, была почти вся каменистая, с возвышающимися в отдалении горами. Лейф назвал её Хеллуланд («страна больших камней»). Сегодня учёные, как правило, ассоциируют её с Баффиновой землёй. Следующий берег, открывшийся мореплавателям, выглядел более дружелюбно. Здесь были равнины, покрытые деревьями, и песочные пляжи, тянущиеся вдоль береговой линии. Это место назвали Маркланд («граничная земля») - скорее всего, это полуостров Лабрадор. Впоследствии на Маркланд гренландские викинги ещё как минимум раз приплывали для добычи древесины для кораблей. Получается, что именно Лейф Эрикссон в 1000 году (символичная дата) первым увидел материковую часть Северной Америки.


От Марклэнда мореплаватели двинулись дальше на юг и долгое время держались этого направления, пока не достигли поистине плодородных земель. Здесь был такой достаток, что, как пишется в саге, скот не нуждался в прикормке зимой. На новых территориях были чистые реки и озёра, рыба (в частности, лосось) водилась в большом достатке. Кроме того, зимой здесь не бывало длинных ночей и сильных холодов.


На этой земле викинги решили перезимовать, создав два небольших поселения. Новой земле дали название «Винланд» - вероятнее всего, это был остров Ньюфаундленд. Лейф Эрикссон провёл в Винланде зиму, а затем возвратился в Гренландию, привезя с собой ценные грузы - виноград и древесину.

Другие походы в Винланд

По возвращении из путешествия Лейф передал корабль родному брату Торвальду, который тоже пожелал увидеть Винланд. Однако экспедиция Торвальда оказалась крайне неудачной: норманны столкнулись со «скрелингами» (по-видимому, так скандинавы назвали туземцев - алконгинов или эскимосов), и в этом столкновении Торвальда убили.


Торстейн, ещё один сын Эйрика Рыжего, захотел найти тело своего брата и на судне Лейфа вышел в открытое море. Вместе с Торстейном и его супругой Гудрид на корабле было 20 человек. Сильный шторм нарушил планы викингов - им не суждено было доплыть до Винланда, они остановились на зиму в Западном норманнском поселении в Гренландии, где значительная часть команды, включая Торстейна, умерла от неких болезней.

Очередное путешествие к Винланду осуществил богатый норвежец Торфинн Карлсефни. Он отчалил от гренландского берега в 1004 или 1005 году на трёх суднах со 160 людьми на борту. Вместе с Торфинном в это путешествие отправилась и его новая жена - Гудрид, вдова Торстейна, вернувшаяся к тому времени из Западного гренландского поселения. Торфинн благополучно достиг Винланда. А осенью Гудрид родила Торфинну мальчика Снорри - это был первый викинг, родившийся в Америке. На протяжении примерно трёх лет Торфинн и его спутники проводили исследования неведомых земель. Причём для каждой зимовки им приходилось искать новое место - из-за нападений всё тех же «скрелингов». В конечном счёте Торфинн принял решение возвратиться в Гренландию. Известно, что из Винланда он привёз двух пленников-«скрелингов».


Ещё одно путешествие в Винланд была предпринято двумя исландцами Хельги и Финнбоги в 1010-ых или в 1020-ых годах. С ними отправилась в дальний путь и сестра Лейфа - Фрейдис. Но и у этих мореплавателей основать колонию на богатых природными ресурсами землях не получилось. В общем, все попытки викингов закрепиться на новом континенте закончились провалом.

Откуда появилось название «Винланд»

Винланд можно перевести как «страна винограда». И такое название порождает целый ряд теорий и гипотез. Например, есть исследователи, которые считают, что Лейф и его команда высадились на территории современных Штатов, на юге Массачусетса. Там проблем с диким виноградом нет и не было никогда.

Но оппоненты этих исследователей считают данную гипотезу несостоятельной. Эрикссон был превосходным мореплавателем, знающим своё дело. Он уже сделал ряд важных открытий, и вряд ли стал бы продвигаться дальше на юг, подвергая себя и своих соратников большому риску.

У происхождения слова «Винланд» существуют и иные объяснения. Есть мнение, что Лейф дал земле другое наименование, но на каком-то этапе оно исказилось и в искажённом виде было занесено в древние хроники.

Нельзя исключать и того, что Винланд - просто красивое «рекламное» название, не слишком соответствующее действительности. Мол, таким способом Лейф добивался, чтобы сюда прибыло как можно больше викингов.

Кроме того, существует версия, что, возможно, под «виноградом» имелись в виду черника и крыжовник, которых много на Ньюфаундленде. Из этих ягод теоретически тоже можно готовить вино.


Есть также специалисты, считающие что в те годы виноград действительно рос в Ньюфаундленде, так как тогда там был более мягкий климат. Дело в том, что описываемые события происходили в период так называемого средневекового климатического оптимума (это период с X по XIV века), когда океанские воды на севере Атлантики были на 1° C теплее, чем сейчас

Археологические находки в посёлке Л’Анс-о-Медоуз

Реальные доказательства существования поселений древних викингов в Америке нашёл первым знаменитый норвежский путешественник Хельге Ингстад. В двадцатых годах двадцатого века Ингстад, тогда ещё достаточно молодой мужчина, внезапно бросил адвокатскую практику и, вдохновившись древними сагами, отправился на поиски следов таинственного Винланда. На эти поиски у него ушло несколько десятилетий. За это время норвежец успел поохотиться на диких зверей в Канаде, побыть губернатором Земли Эйрика Рыжего в Гренландии и губернатором Шпицбергена. Кроме того, в пятидесятых годах он организовал этнографическую экспедицию в Аляску. Ингстад искал наследие викингов в разных местах - от Гудзонова пролива на севере до Лонг-Айленда на юге.


Лишь в 1960 году мечта целеустремлённого норвежца, не желающего сдаваться, сбылась. В северной части Ньюфаундленда, у рыбацкой деревушки Л’Анс-о-Медоуз ему посчастливилось обнаружить следы средневекового поселения. Международная археологическая группа в течение нескольких лет осуществляла там раскопки, и в 1964 году учёные пришли к закономерному выводу: на Ньюфаундленде действительно в XI столетии жили скандинавы.

Если говорить конкретней, найдено было восемь землянок и одна кузница. Как считают учёные, на Ньюфаундленде проживало не больше ста викингов, которые через несколько лет уплыли с острова. Бронзовые застёжки, заклёпки из железа и иные важные предметы, найденные здесь, были представлены выставке в Вашингтоне. Эта выставка вызвала большой ажиотаж.


Колония скандинавов в Гренландии просуществовала намного дольше - приблизительно пять веков. Но из-за ухудшения климата, связанного с окончанием климатического оптимума, а также из-за других факторов, она тоже полностью исчезла примерно в начале XVI века. А ведь еще в XIII веке, в период расцвета, викингов в этой колонии было около пяти тысяч.


Потомки индейцев в Исландии

Есть ещё одно неоспоримое свидетельство о пребывании викингов в Америке задолго до Колумба. В 2010 году в современной Исландии проводились генетические исследования, и их результаты оказались неожиданными. Выяснилось, что среди жителей Исландии есть потомки североамериканских индейцев.

Получается, что в начале XI века на территории Исландии жила женщина, рождённая в одном из индейских североамериканских племён. Как она попала на остров, неизвестно, вероятнее всего, была привезена в качестве пленницы. Но можно утверждать наверняка, что в Исландии она родила одного или нескольких детей.

Документальный фильм «Викинги. Сага о новых землях»

Сейчас мы можем, сидя в салоне самолета, быстро и без труда оказаться в самых отдаленных уголках планеты. Но отчего-то уверены, что в древности люди редко отваживались пересечь границы своей страны. Между тем люди во все времена старались заглянуть за горизонт.

Иногда ими двигало любопытство, чаще - желание разбогатеть на торговле или разбое. Бывало и так, что отправлялись в далекие странствия, дабы испытать свои силы.

Америку совершенно не нужно было открывать Христофору Колумбу, потому что ее никто, в принципе, и не закрывал. В Южной Америке найдены многочисленные скульптуры, изображавшие типичных представителей всех земных рас и народов. Кого здесь только нет - Негроиды и семиты, кавказцы и китайцы, бородатые арийцы и жители островов Полинезии.

У артефактов культуры ольмеков можно найти как негроидные, так и азиатские черты лица

Судя по этим произведениям искусства, плавания через океаны - Атлантический и Тихий не прекращались никогда. Фараон Египта Рамзесе II например, видимо регулярно получал из Центральной Америки табак.

Рамзес II царствовал в Египте шестьдесят шесть лет: с 1290 по 1224 г. до н. э. Среди кусочков льняной ткани из его саркофага исследователь Мишель Леско обнаружил пылинки табака. Подобное не могло не озадачить исследователя. Ведь табак родом из Америки. В Европу он попал лишь в XVI веке. Еще позже с ним познакомились страны Северной Африки. Ученые совершенно уверены, что древние египтяне не курили. Загадка табака в саркофаге Рамзеса II так и не была решена, а гипотеза о плаваниях египтян в Америку считается антинаучной.

Викинги в Северной Америке

В эпоху викингов (IX-XI века), совершая частые плавания на Запад, скандинавы-викинги, как ныне наконец признано официальной наукой, первыми из европейцев посетили Америку.

Открытие Америки (Винланда) было сделано викингами не сразу - сначала были открыты Фарерские острова и Исландия. Примерно в 985 году Эйрик Рыжий, уроженец Норвегии, обнаружил Гренландию. После нескольких разведочных плаваний к берегам острова Эйрик Рыжий нашел его вполне пригодным для жизни, по крайней мере в южной части, и назвал его Грюнеланд - Зеленая страна. Полтора десятка исландских кораблей с переселенцами положили начало знаменитой гренландской колонии викингов.

После того как викинги прочно утвердились на гренландской земле, Северная Америка стала для них буквально сопредельной страной. Норманнскую колонию отделял от гигантского континента лишь пролив Дейвиса, ширина которого в самом узком месте не превышала 200 миль. Пересечь его не составляло никакого труда для тех, кто ходил на своих ладьях по бурному океану в Норвегию и Исландию. Во время промысловых экспедиций вдоль западного побережья Гренландии колонисты в ясные дни вполне могли видеть вдали высокие горы Баффиновой Земли.

Викинги жили в Гренландии около 500 лет и, конечно, не могли не открыть Северную Америку.

«Мы, - пишет норвежец X. Ингстад, - были бы вправе это утверждать, даже если бы не располагали письменными источниками. Но нам повезло, у нас есть источники, повествующие о плаваниях норманнов из Гренландии в неведомую страну на западе... Эти источники - исландские саги, которые записаны лет через двести после самого события, в них достаточно подробно рассказывается о походах в новые земли».

Правда ученые не очень то доверяли сагам. Гипотеза об открытии норманнами Америки бытовала много лет, но более достоверных доказательств найти не удавалось. Даже карта северо-восточного побережья Америки, которую относили к временам викингов, была, по некоторым признакам, подделкой.

Но в 1960 г. на Ньюфаундленде (Канада), наконец, нашли остатки поселения викингов Л"Анс-о-Медоус. А в 2010 году в Исландии были исследованы останки женщины и было установлено, что она являлась индеанкой, прибыла в Исландию около 1000 года и осталась там жить.

Л’Анс-о-Медоуз - историко-археологический памятник, самое западное поселение викингов

Были и более ранние находки. В 1898 году американский фермер Олаф Оман нашел в Кенсингтоне (штат Миннесота) под корнями большой осины тяжелую глыбу серого камня, испещренную странными знаками, похожими на скандинавские руны. Находку немедленно доставили профессору-филологу Миннеаполисского университета О. Дж. Бреда, который подтвердил, что письмена действительно рунические. Текст древней надписи гласил:

«[Нас] 8 готов [то есть шведов] и 22 норвежца [участников] разведывательного плавания из Винланда на запад. Мы остановились у двух шхер в одном дне пути к северу от этого камня. Мы [ушли] на один день и ловили рыбу. Потом вернулись, нашли 10 [наших] людей окровавленными и мертвыми. [Благоденствуй, Дева Мария], избавь нас от зла! Десять человек из нашего отряда остались у моря, чтобы присматривать за нашими кораблями [или за нашим кораблем], в 14 днях пути от этого острова. Год 1362».

После опубликования сообщения об этой находке появилось немало трудов, подвергающих серьезному сомнению ее подлинность. Борьба вокруг Кенсингтонского камня продолжается и в наши дни, но решающего успеха пока не добилась ни одна из противоборствующих сторон.

Кенсингтонский рунический камень

Древние китайцы в Америке

В 1925 году американский археолог Нельсон обнаружил в Гоби (Монголия) каменный клинописный артефакт, а позже нашёл похожий на Аляске. Он утверждал, что артефакты, найденные в Азии и Америке, были настолько идентичны, что невозможно, чтобы их создали изолированно жители этих континентов.

Около 3000 лет назад, в конце династии Шан и ранней династии Чжоу в Китае, а также на побережье Центральной Америки в области, которая сегодня соответствует юго-востоку Мексики и части Гватемалы, вдруг появилась архаическая культура ольмеков. Она расширила своё влияние на другие страны Центральной и Южной Америки благодаря сильной политической и религиозной власти, передовой общественной системе и особому художественному стилю.

Лица фигурок культуры ольмеков напоминают китайцев

Ольмекская цивилизация была матерью цивилизации Центральной Америки и предвестником цивилизации в Северной и Южной Америке. Её взлёты и падения вызваны неизвестными и таинственными факторами.

По поводу внезапного появления культуры ольмеков историки не имеют единого мнения. Существуют две основные теории: диффузионистская и «независимых изобретателей».

На основе исследований профессора Майкла Д. Коу из университета Yale, авторитета в этих вопросах, некоторые историки поддерживают теорию «независимых изобретателей». Коу утверждал, что культура ольмеков развивалась независимо, эту точку зрения разделяют большинство западных учёных.

Многочисленные сторонники диффузионистской теории считают, что американская и китайская цивилизации имели связь между собой в древности. В начале 80-х годов, на основе открытия древнего каменного якоря на морском дне в Южной Америке и некоторых записей китайских классиков, историк и океанограф Фан Чжунфу пришёл к выводу, что в древности китайцы плавали через Тихий океан в Америку.

Тигр, керамика, культура Чавин (Анды, Перу). Культуру Чавин часто связывают с мексиканскими ольмеками. Искусство эпохи Чавина схоже с искусством ольмеков.

Тигр и птица, Инь-Шан династия (китайское государство, существовавшее с 1600 по 1027 год до нашей эры в землях к северу от выхода р. Хуанхэ на Великую китайскую равнину)

Профессор Чжан Гуанчжи, антрополог и археолог Гарвардского университета, предложил гипотезу о преемственности культуры майя и китайской цивилизации. Чжан считает, что древние китайцы, которые пересекли Берингов пролив, путешествуя из Азии в Америку, уже имели развитую культуру, поэтому цивилизацию Инь-Шан и цивилизацию майя Мезоамерики можно считать потомками одного и того же предка.

В церемониальном центре ольмеков La Venta раскопали 16 нефритовых статуэток, их лица похожи на лица китайцев, а головы удлинены, они точно такие же, каким поклонялись в династии Инь-Шан. Также были найдены 6 нефритовых табличек с изображениями, подобными надписям на костях и бронзовых предметах в династии Инь-Шан. Согласно результатам исследований, проведённых Ван Даю, слова, написанные на этих табличках из нефрита, соответствуют именам предков Инь.

Известный китайский винодел Лю Яохань считает, что часть жителей провинции Юньнань мигрировали в далёкой древности в Америку. Он отметил, что солнечный календарь этнической группы И имеет много общих черт с 18-месячным календарём майя и инков. Аналогичным образом, поклонение ягуару и орлу, 10-месячный солнечный календарь народа И, а также восьмиугольные звёзды, свидетельствуют о связи между культурами майя и инков с культурой китайского народа И.

Сходство индейских и китайских пиктограмм

Джон А. Раскамп-младший ― исследователь, который проводил сравнение символов индейцев и древнекитайских пиктограмм. Он считает, что между ними присутствует большое сходство.

Раскамп использовал индекс сходства Жаккара для сравнения индейских глифов и китайских пиктограмм. Этот индекс был разработан ботаником Полем Жаккаром, он используется для сравнения сходств и различий разных элементов. В своём сайте Раскамп выложил список из 53 пар индейских глифов и древних китайских пиктограмм.

Используя индекс Жаккара, он подсчитал, что глифы на 95% совпадают с пиктограммами. То есть вероятность того, что глифы были созданы независимо, и они лишь по случайности похожи на китайские пиктограммы, менее 5%. В большинстве случаев эта вероятность меньше 1%.

Глифы в Нью-Мексико выглядят как традиционное китайское предсказание при гадании на костях, пишет Раскамп в статье на своём сайте. Если трактовать глиф в Нью-Мексико, используя древние китайские пиктограммы, то он будет означать:«Следующий 10-дневный период ― удачный».

Слева: петроглиф в каньоне Ринконада, Нью-Мексико. Справа: китайская пиктограмма «цветок»

Слева: петроглиф в Оклахоме. Справа: китайская пиктограмма «шип», примерно 1300 до н. э.

Карфагеняне в Америке

Некоторые исследователи считают, что карфагеняне тоже могли плавать в древнюю Америку, однако чётких и признанных учеными фактов, которые бы это доказывали, на сегодняшний момент нет.

Греческий писатель Феопомп рассказывал: «Европа, Азия и Ливия (так тогда называли Африку) - это острова, опоясываемые океаном. За ними находится континент огромной протяженности». Поскольку во времена Древней Греции Атлантиды уже не существовало, речь могла идти только об Америке. Греки же узнали о ней, естественно, от самых выдающихся мореплавателей древности - финикийцев и карфагенян. Они-то уже побывали там. И неоднократно.

Знаменитый греческий историк Аристотель в книге «Удивительные истории» писал:

«Говорят, что в море, за Столбами Геркулеса (то есть за Гибралтарским проливом), карфагенянами был найден остров. В его лесах росли всевозможные деревья и замечательные фрукты, там были судоходные реки, а сам он находился на расстоянии многих дней пути.

Когда карфагеняне увидели, что много купцов и других людей, привлеченных плодородием почвы и приятным климатом, стали часто посещать его, а некоторые даже поселяться на нем, они испугались, что весть об этих землях станет достоянием других народов и последует великое переселение людей.

Поэтому для того, чтобы Карфагенская империя не потерпела ущерба и ее владычество не перешло в другие руки, сенат Карфагена издал декрет о том, чтобы никто под страхом смерти не плавал на тот остров. Те же, кто поселились на нем, были преданы смерти».

Об Америке после Аристотеля говорил самый известный оратор античности - римлянин Цицерон. От римлян об Америке узнали и арабы. За 450 лет до плавания Колумба среднеазиатский ученый Абу-Рай-хан Бируни в своих трудах много раз рассуждал о существующей за Атлантическим океаном большой суше.

Когда же карфагеняне открыли Америку?

Испанский ученый XVII века Марианус де Орселлара, опираясь на не дошедшие до нас старинные манускрипты, писал, что это произошло в 371 году до н. э., когда между Римом и Карфагеном шла война. Часть карфагенян, предчувствуя неизбежное поражение, переселилась в Америку. Некоторые все же вернулись в Европу.

Зачем? Специально для того, чтобы распространить слух, что их соотечественники все перебиты. Только так те могли почувствовать себя по-настоящему в полной безопасности. Испанский историк сообщает: «Обсудив этот вопрос, сенат принял решение утаить эту новость. Те же, кто привез весть об открытии острова, были казнены. В Карфагене боялись, возможно, что народ, уставший от войны, которая длилась уже много лет, решит покинуть город и переселиться на эти прекрасные острова».

Может быть, все же прав Аристотель, а не Орселлара, и карфагеняне не хотели увидеть в Америке чужестранцев? И потому распространяли слухи о смерти первопоселенцев. Особенно среди иностранцев.

Но если это правда, что карфагеняне осели в Америке, то на новой родине должны остаться какие-то следы их пребывания. Они и остались. В одной из древних могил, относящейся к доколумбовому времени, археологи обнаружили голову римской статуи II века до н. э. Кто ее мог доставить туда? Только тот, кто находился в близких контактах с римлянами.

Потом в Венесуэле был найден клад римских тонет I-V веков н. э. Как он туда попал? Вероятно, на корабле карфагенян.

Выходцы из Северной Африки не растворились среди индейцев. Они, возможно, создали государство, которое мы знаем как империю инков. Столица этой великой державы - город Куско.

Почему же исследователи считают, что эту великую державу в Южной Америке создали именно беженцы из Карфагена? Коренные обитатели континента считали инков чужеземцами, отмечая, что те говорили на неведомом языке и отличались более светлой кожей. Инки, начиная с первого правителя - Манко Капака, всегда жили замкнуто, браки были разрешены только между своими. Они, как и в Карфагене, почитали единого бога - Солнце. Считали его своим небесным отцом.