Древний город афины. Сравнение спарты и афин. Национальный исторический музей

Стоял на том же месте, на котором стоят современные Афины. Древние Афины стоялив пяти километрах от моря, в 7-8 километрах от Пирейской гавани, на северном берегу Илисса, речки, обыкновенно пересыхающей летом. Невдалеке от северного края древних Афин течет на плодородной равнине другая речка, Кефисс. У самого края города на севере подымалась уступами гора Ликабет. Окружность древнего города Афин вместе с Пиреем, который соединен был с городом стенами, составляла около 25 километров. Восточная и северная части древних Афин, составлявшие большую их половину, лежали на равнине; юго‑западная часть была построена на двух грядах холмов, разделенных небольшою ложбиною; передняя гряда идет с севера на юг, задняя, находящаяся к юго‑западу от неё, имеет направление, одинаковое с Ликабетом, с северо‑востока на юго-запад. Передняя гряда состоит, главным образом, из двух скалистых холмов. Восточный холм её – самое высокое место в целом городе. С трех сторон он подымается над равниной крутыми утесами; только с западной стороны можно на него всходить. На его довольно обширной верхней площади стояла цитадель древних Афин – Акрополь. На запад от Акрополя поднимается скалистый холм Ареопага; на восточной окраине этой скалы собирался, по древнему обычаю под открытым небом, афинский трибунал, именем которого называлась она, а под обрывом её восточной окраины, в скалистой ложбине между холмом Ареопага и Акрополем, стоял очень древний и пользовавшейся в Афинах большим уважением храм Эвменид. На северо‑западе от холма Ареопага подымается плосковершинный холм, который ученые называют теперь Тесеевым холмом (Theseion), потому что на северо‑восточной окраине его стоял храм Тесея. Самый значительный из холмов задней гряды находится на южном конце; это холм Муз (Музей, Museion), западный склон которого имеет почти четверть часа пути в длину. (На вершине его впоследствии стоял памятник родственника сирийских царей Филопаппа; этот памятник был виден с очень большего расстояния). На северо‑запад от холма Муз, отделяясь от него лишь узким ущельем, подымается плоскою террасою холм Пникса; на восточном склоне его находится искусственно выровненная терраса, окраину которой поддерживает громадная стена; археологи прежде полагали, что эта терраса была в древнем городе Афинах местом народных собраний, потому назвали ее Пниксом, как называлось у афинян место, где происходили народные собрания. На северо‑западе от холма Пникса, отделяясь от него лишь небольшою ложбиною, стоит скала, которую археологи называют холмом Нимф (потому что на скале есть надпись, посвящающая ее нимфам). Этот холм лежит почти прямо на запад от афинского Ареопага, а холм, примыкающий в нему с севера, прилегает к западной стороне Тесеева холма. Обе гряды составляли сплошную линию высот, служившую естественною защитой древних Афин со стороны гавани. Служивший с давних времен жилищем для эвпатридов, Акрополь вместе с прилегающими к нему с запада и с юга улицами и холмом Ареопага составлял в Афинах древнейший город. Вероятно, очень издавна принадлежала к нему также местность между Акрополем и Илиссом, называвшаяся Лимнами (Limna, «болота»). После персидских войн древний город Афины стал увеличиваться; в особенности разрастался он на север и северо‑запад; в его состав вошли соседние сельские общины: на севере, Ближний Керамик и Дальний Керамик, ставший северным предместьем; на западе Колон Агорский и Коллит, лежавший, вероятно, на восток от Колона. Дипилонские ворота (Dipylon) вели из древних Афин на северо‑восток в ту местность, где находилась Академия, сад с постройками, украшенный фонтанами; из других ворот города назовем Пирейские, Итонские, Диомейские, Ахарнские.

Памятники древних Афин – храм Тесея

Из развалин зданий древнего города Афин самый значительные:

В храме стояла статуя Афины, сделанная из слоновой кости, в золотой одежде; это было превосходное произведение Фидия. «Величественность форм здания, – говорит Прокеш, – блеск мрамора, безукоризненная гармония пропорций наполняли светлым спокойствием душу смотревшего на этот храм. Парфенон – диво совершенства. Самые незначительные, самые закрытые от взгляда части его отделаны с такою же заботливостью, как и самые важные, наиболее бросающиеся в глаза. Работники трудились с благоговейной добросовестностью» – В 1687 году, при осаде Афин венецианцами, Парфенон сильно пострадал. Лорд Эльджин в 1801 и 1803 годах снял те статуи, какие еще уцелели на фронтонах, снял части фриза, уцелевшие на северной и на южной сторонах, собрал изваяния, лежавшие на земле, и перевез в Лондон. Теперь все эти фрагменты искусства древнего города Афин находятся в Британском музее, и составляют драгоценнейшую часть его коллекций. Байрон строго порицал лорда Эльджина, и многие повторяли это порицание; но оно несправедливо: правда, Парфенон лишился дивных изваяний, увезенных лордом Эльджином; но они спасены от разрушения тем, что были увезены из местности, находившейся под варварским владычеством турок. – На севере от Парфенона стоит храм Эрехтея (Эрехтейон), одно из превосходнейших зданий древних Афин и всей греческой архитектуры. Это собственно не один храм, а два, составляющее одно здание: храм Афины Полиады (Афины покровительницы города) и храм, называвшийся Пандрозием, в котором была гробница Эрехтея. По давнему преданию в этом здании находились: священное масличное дерево Афины, соляной источник Посейдона, и там была тайная пещера, в которой, жила священная змея, охранительница Акрополя. Там сохранялось и древнейшее изображение Афины, вырезанное из дерева, черное, похожее видом на мумию. Прежде тут был храм, построенный в первобытные времена. Новое здание, построенное на его месте, осталось во мнении афинян тем храмом, о котором говорили древнейшие и священнейшие их предания, и в нем продолжали совершаться обряды первобытных времен.

Эрехтейон (афинский Акрополь). Рисунок Э. Додвелла, 1821

Весь афинский Акрополь был наполнен статуями: в храмах, в колоннадах, на дворах, на улицах его – повсюду стояли изображения богов, героев и знаменитых людей. Все в нем блестело мрамором, бронзой, золотом. – Между храмом Эрехтея и Пропилеями стояла на высоком подножии колоссальная бронзовая статуя Афины Защитницы (Promachos). Возвращаясь на родину, афинский моряк еще с моря, между Афинами и Сунием, видел конец поднятого копья Афины Защитницы. Под Акрополем, в пещере, из которой вытекал ручей, было святилище Пана и Аполлона. Театр Диониса, развалины которого открыты прусскою ученою экспедициею 1861–1862 годов, стоял на юго‑восточном конце Акрополя, а на юго‑западном в позднейшие времена Ирод Аттический построил великолепный театр, Одеон, и назвал его Одеоном Региллы, в память о своей покойной жене.

Афинский Акрополь в древности. Реконструкция

На праздник великих Панафиней торжественная процессия приносила Афине новую одежду, пеплос, украшенный шитыми узорами. В этом шествии участвовали все уважаемые люди, все красивые девушки древнего города Афин. Процессия шла из Дальнего Керамика через Ближний Керамик, потом по улице Гермов, вдоль северной стороны Акропольского холма к Илиссу, к Элевсинию, потом мимо Пифийского храма, мимо Пеласгика, восходила через Пропилеи к Парфенону, и позолоченные двери храма, звеня, растворялись перед нею.

Афинские гавани

На юго‑западе от Афин вдается далеко в море скалистый полуостров Акте; северо-западная сторона его и общая линия берега образуют большой залив, северо-восточная сторона замыкает собою менее обширную бухту, имеющую лишь узкий вход. Северо‑западный залив, у которого лежало местечко Пирей, имеет тоже узкий вход, так что эта гавань легко может быть защищаема от неприятельских флотов, а она просторна, могла вмещать все многочисленные корабли, привозившие товары для древнего города Афин. В юго‑восточном углу обширной торговой гавани есть бухта, Кантар; она была военною гаванью древних Афин; по берегу этой бухты были расположены верфи для постройки военных кораблей, арсеналы; таким образом, военный флот не мешал торговому движению в Пирейской гавани. На востоке от древних Афин была маленькая бухта Зеа; еще дальше на восток, у Мунихии, была под высоким берегом другая маленькая бухта; обе они были исключительно военными гаванями; в Зейской гавани было построено до 200 сараев для хранения кораблей; в Мунихийской, которая меньше Зейской, до 100 таких сараев (остатки их видны). Всю эта часть прибрежья древние афиняне во время персидских войн по предложению Фемистокла обвели укреплениями колоссального размера. Стена, сложенная из тесаного камня, огибала все эти три бухты древних Афин; начинаясь от Этионейского мыса, она доходила на северо‑востоке до Мунихии; длина её составляла полторы географические мили; в толщину она имела 11 футов, так что по ней могли ехать рядом две телеги с грузом. Камни были скреплены между собою не известью, а железными скобами. На каждых ста футах была башня. Входы в гавани были узки от природы; но поперек их были построены каменные плотины, чтобы сделать их еще более узкими, и их можно было запирать цепями. Особенно сильно был защищен плотинами вход в Пирейскую гавань. По окончании персидских войн были построены две «Длинные стены», соединявшие древний город Афины с Пиреем; они шли в расстоянии стадия (около 180 метров) одна от другой; эта дорога между афинских Длинных стен стала улицею, застроенной домами.

Утраченные миры: Афины - древний город, видео

Афины – город, названный в честь Афины Паллады, богини мудрости и справедливой войны. Географическое расположение: Центральная Греция, полуостров Аттика. Современные Афины – это культурно-экономический административный центр Греции, в котором проживают более 750000 жителей (2003).

Еще в древности Афины были крупнейшим городом-государством в Аттике, наследие которого имеет огромное значения в современном мире. Древние Афины – родина демократии, различных направлений философии и искусства театра. По сообщениям историков, первые записи датируются 1600-1200 гг. до. н.э. (микенская эпоха). Археологические исследования Афин начались в 30-х годах 19 века и имели непостоянный характер, и лишь в 70-80 гг. раскопки приняли систематический подход. В ходе исследований было обнаружено множество исторических ценностей.

Достопримечательности Афин

Акрополь и Парфенон

Главные достопримечательности Афин – Акрополь и Парфенон, которые находятся на 156-метровом скалистом холме. В античные времена эти места использовались под строительство храмов, посвященных великим греческим богам, а также подтверждали статус Афин как красивейшего города, центра культуры и искусства. Сегодня Акрополь и Парфенон – это место обязательного посещения миллионов туристов, которые прибывают в Афины.

Театр Диониса

На орхестре Театра Диониса были даны премьеры произведений Аристофана, Софокла, Эсхила и Еврипида. Найти это античное здание совсем не сложно: театр располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя.

Храм Зевса

Храм Зевса Олимпийского (Олимпион) находится в самом центре Афин. В Древней Греции это был самый большой храм. Благодаря своему расположению, Олимпион прекрасно видно с Акрополя.
Время работы: Вт – Вскр: 8:30 – 15:00. Пн: выходной

Национальный Археологический музей

Национальный Археологический музей, собраший в своих стенах огромную коллекцию экспонатов, находится в центре Афин. Экспозиция настолько обширна, что на осмотр придется потратить несколько часов. Для удобства посетителей залы в музее расположены в хронологическом порядке: от Микенского периода и Кикладской культуры, охватывающих древний период, и до наших дней.
Время работы:
Лето: Пн: 12.30 – 19.00; Вт – Пт: 8.00 – 19.00; Сб, Вскр: 8.30 – 15.00
Зима: Пн: 10.30- 17.00; Вт – Пт: 8.00 – 19.00; Сб, Вскр: 8.30 – 15.00

Одним из самых увлекательных мест при посещении Афин является Храм Посейдона на мысе Сунион, который в древние времена был ориентиром для мореплавателей. Мыс Сунион известен красивыми закатами, окрашивающими небо в удивительные ярко-красные цвета. Добраться до этого места можно, арендовав автомобиль, или на междугороднем автобусе Афины-Сунион. И не забудьте загадать желание на закате у подножия храма, говорят, что оно обязательно исполнится.

Отдыхая в Греции, многочисленные туристы стремятся в Афины, чтобы насладиться широким спектром экскурсионных программ. Экскурсию можно заказать непосредственно у туроператора или найти частного гида. Одни из самых привлекательных экскурсий – это посещение Акрополя и старого города, обзорная экскурсия по Афинам, экскурсия в Арголиду из Афин, ночные Афины. Огромное количество экскурсий не оставят равнодушными даже самого привередливого туриста – каждый найдет для себя самое интересное и познавательное.

Отели Афин

Как любой другой мегаполис Афины имеет огромное количество отелей самых разных ценовых категорий. Можно найти как совсем бюджетный вариант для проживания, так и подобрать для отдыха в Афинах шикарный пятизвездочный отель, расположенный прямо на берегу моря. Причем, согласно исследованиям портала Hotels.com, признаны самыми доступными в Европе. Средняя стоимость проживания составляет не более 2500 рублей за сутки с человека.

  • Ок. 508 г. до н. э. — в Афинах побеждает демократия.
  • 461-429 гг. до н. э. — эпоха Перикла в Афинах.
  • 447-438 гг. до н. э. — строительство Парфенона.
  • 431-404 гг. до н. э. — Пелопоннесская война.

Древние Афины первыми из многочисленных городов-государств призвали к объединению сил для совместной защиты от новых вторжений Персии после греко-персидских войн. Для этого здесь был построен мощный флот.

В Афинах все мужчины-граждане могли высказаться о том, как следует управлять городом. Каждые десять дней они встречались, чтобы обсудить новые законы и голосованием принять решения. Этот тип правления называется демократией , что означает «власть народа». Женщины, иностранцы и рабы к голосованию не допускались.

Афинские храмы

Греки возводили величественные храмы из ослепительно белого мрамора. У большинства храмов крыши были треугольной формы и покоились на рядах колонн. Греки применяли при строительстве колонны трех разных ордеров: дорический, ионический, коринфский.

Афинская агора

Афинская агора — центральная площадь и рынок в центре Афин. Она находится у подножья холма, который носит название Акрополь. Дорога, ведущая на Акрополь, называется «священный путь». На вершине холма находился храм Афины, богини мудрости и войны, который назывался Парфенон. Через главные ворота храма проходили религиозные шествия.

Мужчины ходили на агору, чтобы встречаться с друзьями. Мужчины же обычно и делали покупки на рынке. Люди со всей Греции приезжали в Афины, чтобы приобрести в агоре керамическую посуду. Жители из других городов могли поменять свои деньги у трапезита. Жонглеры на рынке развлекали толпу.

На рынке в афинской агоре продавался широкий спектр товаров. На прилавках продавали шерсть и льняную ткань, глиняные светильники, цветы, оливковое масло для светильников и даже рабы. В здании, носящем название «стоя», находились лавки. В них продавали золото, пряности и шелк. Продавалась в агоре и пища: горячая еда , мясо, фрукты и овощи, мёд для приготовления сладких блюд, яйца , сыр. Мясо во время продажи выкладывали на мраморную плиту, поддерживающую его охлажденным. Материал с сайта

Греческие мыслители задавались вопросом о смысле человеческого бытия. Два наиболее знаменитых философа, Сократ и Платон, жили в Афинах. Ученые пытались объяснить устройство мира. Они изучали растения , животных , человеческое тело, Солнце и звезды . Такие ученые, как Пифагор, открыли законы, которые по сей день применяют в математике. Грек по имени Геродот написал первую достоверную книгу по истории . Она была посвящена греко-персидским войнам.

Картинки (фото, рисунки)

  • Перикл
  • Греческие воины. Роспись на вазе
  • Рынок (агора) в центре Афин
  • Парфенон в Афинах - типичный греческий храм
  • Политик, произносящий речь перед афинскими гражданами
  • Греки применяли при строительстве колонны трех разных ордеров: дорический, ионический, коринфский
  • Платон
  • Сократ
  • Рукопись, содержащая известную теорему Пифагора
  • Геродот расспрашивает ветеранов греко­-персидских войн

Олива – священное для греков дерево, дерево жизни. Без него нельзя представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы поднимаются почти к самым вершинам, они господствуют и на равнинах, своей сочной зеленью скрашивая желтоватую почву. Они плотным кольцом окружают деревни и выстраиваются вдоль городских улиц.

Местом рождения священного дерева считается – холм, вокруг которого и раскинулась греческая столица. Города античного мира как правило появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась и цитадель (акрополь), чтобы жители могли там укрыться при нападении врага.

Изначально весь город и состоял лишь из крепости, лишь в последствии вокруг Акрополя начали селиться люди, стекавшиеся сюда со всей Греции как в безопасное от нашествий кочевых племен место. С течением времени здесь образовались группы домов, которые потом были объединены вместе с крепостью в единый город. Предание, которому следовали и греческие историки, указывает, что произошло это в 1350 г. до н. э., и приписывает объединение города народному герою Фезею. Афины лежали тогда в небольшой долине, в окружении цепи скалистых холмов.

Превращать Акрополь из крепости в святилище первым стал . Но он был умный человек: придя к власти, он велел приводить к себе во дворец всех бездельников и спрашивал их, почему они не работают. Если выяснялось, что это бедняк, у которого нет вола или семян, чтобы вспахать и засеять поле, то Писистрат давал ему все. Он считал, что безделье таит в себе угрозу заговора против его власти.

В стремлении обеспечить население Древних Афин работой, Писистрат развернул в городе большое строительство. При нем на месте царского дворца Кекропа был возведен Гекатомпедон, посвященный богине Афине. Греки до такой степени высоко почитали свою покровительницу, что отпустили на волю всех рабов, которые принимали участие в возведении этого храма.


Центром Афин была Агора – рыночная площадь, где находились не только торговые лавки; это было сердце общественной жизни Афин, здесь располагались залы для народных, военных и судебных собраний, храмы, алтари и театры. Во времена Писистрата на Агоре воздвигли храмы Аполлона и Зевса Агорая, девятиструйный фонтан Эннеакрунос и алтарь Двенадцати богов, служивший прибежищем для странников.

Строительство храма Зевса Олимпийского, начатое при Писистрате, потом по множеству причинам (военным, экономическим, политическим) приостановили. Согласно преданию, место это с древних времен было центром, где поклонялись Зевсу Олимпийскому и Земле. Первый храм там был устроен еще Девкалионом – греческим Ноем, впоследствии там указывали гробницу Девкалиона и трещину, в которую стекала вода после потопа. Ежегодно, в февральское новолуние, жители Афин бросали туда пшеничную муку, смешанную с медом, как приношение усопшим.

Храм Зевса Олимпийского стал строиться в дорическом ордере, но ни Писистрат, ни его сыновья не успели закончить его. Заготовленные для храма строительные материалы в V столетии до н. э. начали использовать для возведения городской стены. Возобновили строительство храма (уже в коринфском ордене) при сирийском царе Антиохе IV Эпифане в 175 г. до н. э.

Тогда построили святилище и колоннаду, но из-за смерти царя и на этот раз возведение храма не завершили. Разрушение недостроенного храма было начато римским завоевателем , который в 86 г. до н. э. захватил и разграбил Афины. Он вывез несколько колонн в Рим, где они украсили Капитолий. Только при императоре Адриане закончили возведение этого храма – одного из самых больших сооружений древней Греции, по размерам своим равнявшегося футбольному полю.

В открытом святилище храма возвышалась колоссальная статуя Зевса, которая была выполнена из золота и слоновой кости. Позади храма стояли 4 статуи императора Адриана, кроме этого, много статуй императора стояло в ограде храма. Во время землетрясения 1852 г. одна из колонн храма Зевса Олимпийского рухнула, и сейчас она лежит, распавшаяся на составляющие ее барабаны. К нашему времени от 104 колонн, которые были самыми большими в Европе, осталось лишь 15.

Ученые предположили, что Писистратом (или при Писистратах) был заложен и знаменитый Парфенон, позднее разрушенный персами. Во времена Перикла этот храм отстроили заново на основании вдвое больше прежнего. Парфенон воздвигли в 447–432 г. до н. э. архитекторы Иктин и Калликрат.

С 4-х сторон его окружали стройные колоннады, а между их беломраморными стволами виднелись просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, Парфенон кажется легким и воздушным. На его белых колоннах нет ярких рисунков, какие можно встретить в египетских храмах. Лишь продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, отчего храм кажется выше и еще стройней.

В скульптурном оформлении Парфенона принимали участие самые известные греческие мастера, а художественным вдохновителем был Фидий – один из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежат общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнял лично. А в глубине храма, окруженная с трех сторон 2-х ярусными колоннами, горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были изготовлены из чистого золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости.

Творение Фидия было до такой степени совершенно, что правители Афин и иноземные властители не решались возводить на Акрополе другие сооружения, чтобы не нарушать общей гармонии. Парфенон и в наши дни поражает удивительным совершенством своих линий и пропорций: он похож на корабль, плывущий через тысячелетия, и можно до бесконечности смотреть на его пронизанную светом и воздухом колоннаду.

На Акрополе был расположен и храмовый ансамбль Эрехтейон с прославленным на весь мир портиком кариатид: на южной стороне храма, у края стены, шесть высеченных из мрамора девушек поддерживали перекрытие. Фигуры портика – это, по сути, опоры, заменяющие столб или колонну, но они прекрасно передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватив в свое время Афины и не допускавшие по своим исламским законам изображений человека, уничтожать кариатид, однако, не стали. Они ограничились только тем, что стесали лица девушек.

Единственным входом на Акрополь являются знаменитые Пропилеи – монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Согласно преданию, однако, есть и тайный вход на Акрополь – подземный. Он начинается в одном из старых гротов, и 2500 лет назад по нему уполз из Акрополя священный уж, когда армия персидского напала на Грецию.

В античной Греции Пропилеями (буквальный перевод – «стоящие перед воротами») называли торжественно оформленный вход на площадь, в святилище или крепость. Пропилеи афинского Акрополя, сооруженные архитектором Мнесиклом в 437–432 г. до н. э., считаются самым совершенным, самым оригинальным и в то же время самым типичным сооружением подобного рода архитектуры. В древности в обыденной речи Пропилеи называли «Дворцом Фемистокла», поздней – «Арсеналом Ликурга». После завоевания Афин турками в Пропилеях в действительности был устроен арсенал с пороховым погребом.

На высоком пьедестале бастиона, когда-то охранявшего вход на Акрополь, высится небольшой изящный храм богини победы Ники Аптерос, украшенный невысокими барельефами с изображениями на темы . Внутри храма была установлена позолоченная статуя богини, которая так понравилась грекам, что они простодушно упросили скульптора не делать ей крыльев, чтобы она не смогла покинуть прекрасные Афины. Победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому, потому афиняне и изобразили ее бескрылой, чтобы богиня не покинула город, одержавший великую победу над персами.

После Пропилей афиняне выходили на главную площадь Акрополя, где их встречала 9-ти метровая статуя Афины Промахос (Воительницы), тоже созданная скульптором Фидием. Она была отлита из трофейного персидского оружия, захваченного в . Пьедестал был высокий, и позолоченный наконечник копья богини, сверкавший на солнце и видимый далеко с моря, служил своего рода маяком для мореплавателей.

Когда в 395 г. Византийская империя отделилась от римской, Греция оказалась в ее составе, и до 1453 г. Афины входили в состав Византии. Великие храмы Парфенон, Эрехтейон и другие превратили в христианские церкви. Поначалу это нравилось и даже помогало афинянам, новообращенным христианам, так как давало возможность им совершать новые религиозные ритуалы в привычной и знакомой обстановке.

Но к Х столетию сильно уменьшившееся население города начало неуютно чувствовать себя в огромных величественных постройках прошлых времен, да и христианская религия требовала другого художественно-эстетического оформления храмов. Потому в Афинах начали строить значительно меньшие по размерам христианские церкви, к тому же абсолютно другие по художественным принципам. Самая старая церковь византийского стиля в Афинах – это церковь Святого Никодима, возведенная на развалинах римских терм.

В Афинах постоянно ощущается и близость Востока, хотя трудно сказать сразу, что именно придает городу восточный колорит. Возможно, это мулы и ослики, запряженные в повозки, какие можно встретить на улицах Стамбула, Багдада и Каира? Или сохранившиеся кое-где минареты мечетей – немые свидетели былого владычества Великой Порты?

А возможно, наряд гвардейцев, стоящих на страже у королевской резиденции – ярко-красные фески, юбочки выше колен и войлочные туфли с загнутыми вверх носами? И конечно, это древнейшая часть современных Афин – район Плака, восходящий еще ко временам турецкого господства. Этот район сохранили в том виде, в каком он существовал до 1833 г.: узкие, не похожие друг на друга улочки с небольшими домами старой архитектуры; лестницы, соединяющие улицы, церквушки… А над ними возвышаются величавые серые скалы Акрополя, увенчанные мощной крепостной стеной и поросшие редкими деревьями.

За небольшими домиками расположились римская Агора и так называемая Башня ветров, которую в I столетии до н. э. подарил Афинам богатый сирийский торговец Андроник. Башня ветров – это восьмигранное сооружение высотой чуть более 12-ти метров, грани его строго ориентированы по сторонам света. На скульптурном фризе Башни изображены ветры, дующие каждый со своей стороны.

Башня была построена из белого мрамора, а наверху ее стоял медный Притон с жезлом в руках: поворачиваясь по направлению ветра, он показывал жезлом на одну из восьми сторон Башни, где в барельефах было изображено 8 ветров. К примеру, Борей (северный ветер) изображался старцем в теплой одежде и полусапожках: в руках он держит раковину, которая служит ему вместо трубы. Зефир (западный весенний ветер) предстает босоногим юношей, который из полы своей развевающейся мантии рассыпает цветы…

Под барельефами, изображающими ветры, на каждой стороне Башни помещены солнечные часы, показывающие не только время суток, но также оба поворота солнца и равноденствие. А чтобы можно было узнать время в пасмурную погоду, внутри Башни помещена клепсидра – водяные часы.

Во времена турецкой оккупации почему-то считали, что в Башне ветров похоронен философ Сократ. Где умер Сократ и где точно находится гробница древнегреческого мыслителя – у древних писателей прочитать об этом нельзя. Но в народе сохранилось предание, которое указывает на одну из пещер, состоящую из трех камер – частью естественных, частью специально вырезанных в скале. Одна из крайних камер имеет еще особое внутреннее отделение – наподобие низкого круглого каземата с отверстием вверху, которое закрывается каменной плитой…

Невозможно в одной статье рассказать обо всех достопримечательностях древних Афин, потому как, каждый камень здесь дышит историей, каждый сантиметр земли древнего города, на которую невозможно вступать без трепета, священен… Недаром греки говорили: «Если ты не видел Афин, то ты – мул; а если видел и не был восхищен, то ты – пень!»

Н.Ионина

История Древней Греции разделяется на несколько основных периодов по главному центру развития культуры. Афины связаны прежде всего с классической культурной эпохой. Однако упоминание об этом городе встречаются и в связи с цивилизацией, развивавшейся гораздо раньше на острове Крит. Это знаменитый миф о Минотавре, в котором противостоящими сторонами были царь острова Крит Минос и сын царя Афин Эгея Тесей. Имеется связь с Афинами и в легенде о Дедале и Икаре. Потому интересно будет проследить историю развития Афинской культуры как с точки зрения мифологии, так и с точки зрения исторических фактов.

Кому владеть?

И начнем мы, а точнее уже начали, именно с мифологии, как наиболее важного в духовной жизни греков аспекта.

В преданиях точно не сказано, когда именно возникли Афины. Однако о первом властителе города в мифах есть яркое повествование. И это поверье о споре Афины и Посейдона. Кратко о том, в чем было дело и чем все закончилось. Спорили, разумеется, за власть над богатым портовым городом. Выиграть должен был тот, кто сделает дороже подарок его жителям. Посейдон стукнул своим трезубцем о землю, и оттуда забил ключ. Обрадовались горожане: с пресной водой здесь было очень непросто - не было ее почти, рядом только соленое море. Бросились к источнику и, о, ужас! Разочарование! Вода из него била тоже соленая...

Тогда Афина приступила к творению и вырастила оливковое дерево. А нет пресной воды, нет и растений. Но олива была весьма живуча и пригодна для местных природных условий. Ликовали горожане: и еда, и масло для различных нужд. Ну и зелень тоже. А в награду за столь бесценный подарок признали жители города Афину его властительницей. И имя дали в ее честь. Вот так и стал называться город - город богини Афины, или просто Афины.

Афиняне и критяне

Возвращаясь к истории с Лабиринтом Минотавра, мы приходим к самому древнему периоду греческой цивилизации, который также часто называют критским. Это время противостояния Крита и Афин в лице их властителей Миноса и Эгея. История возведения лабиринта на острове Крит для страшного чудища - получеловека, полубыка - сына Миноса, требующего себе на съедение человеческих жертв. Эти тела в качестве дани Миносу должен был выплачивать афинский царь Эгей. Для самого Эгея история с освобождением от страшной и позорной дани закончилась трагически. Напомню, он сбросился со скалы в море, узнав, что парус на возвращавшемся корабле остался черным. Это означало, что чудом обретенный сын его Тесей погиб в Лабиринте. В честь Эгея море стали называть Эгейским.

Трагичной была и судьба создателя Лабиринта Дедала - уроженца Афин, покинувшего родину из-за преследований по поводу случайной гибели его талантливого племянника, в убийстве которого Дедала обвинили. Во время бегства с Крита его взял под свою опеку Минос. В период пребывания у царя, Дедал построил знаменитый замок - Лабиринт. Поскольку Минос не хотел отпускать искусного мастера, тот решил бежать. Летевшие по небу на изготовленных из птичьих перьев и воска крыльях, Дедал и Икар так и не добрались до нового пристанища: Икар, поднявшись высоко к солнцу, упал и разбился о воду, а безутешный Дедал опустился на ближайшем острове, где и провел в горе остаток своих дней. Но память о нем осталась жить в созданных им творениях в родных Афинах.

Афины и Троя

Следующий период греческой культуры, после гибели Критской цивилизации от наводнения, произошедшего из-за землетрясения на соседнем острове Фера, мифы древних греков связываю с периодом Троянской войны, в которой против малоазиатского города, входившего тогда в территории греческих земель, участвовало множество полисов Древней Греции, в том числе и Афины. В истории этот период называют Микенским - по главному культурному центру цивилизации Микенам.

Но вернемся к мифам. Младший сын царя Трои Приама Парис, тогда еще простой пастух, был избран Зевсом в качестве судьи в споре трех богинь за звание прекраснейшей. Знаменитое яблоко раздора он вручил Афродите, разгневав тем самым могущественнейших Афину и Геру. И они не забыли оскорбления, встав несколько позже на сторону ахейского войска.

Парис же, умыкнув из Спарты у царя Менелая его жену - прекрасную Елену, любовь которой даровала ему в награду Афродита, - увез ее в родную Трою. Менелай призвал к отмщению, и на призыв откликнулись все величайшие мужи Эллады, в том числе и его друг, царь Афин Агамемнон.

Войско данайцев, возглавляемое Ахиллесом и Агамемноном, осадило Трою, и осада продлилась целых десять лет. За это время многие расстались с жизнью: друг Ахиллеса Патрокл, брат Париса Гектор, сам Ахиллес, Лаокоон и его сыновья, и многие жители позже разграбленной и сожженной Трои. Через некоторое время смерть настигла и сестру Париса вещую Кассандру, взятую в рабство Агамемноном. По дороге домой Кассандра родила афинскому царю сыновей, но по прибытии на родину в Афины все они, вместе с Анамемноном, были умерщвлены его женой.

Эпоха классической Греции: начало

Теперь поговорим о времени, когда начало зарождаться афинское государство. Эта эпоха возникла через несколько веков после загадочной гибели Микенской цивилизации. В этот период в центральной области Древней Греции Аттике, стали образовываться города-государства, с прилегающими к ним пахотными землями, называемыми полисами. В разное время происходило возвышение то одних территорий, то других. Все полисы Древней Греции боролись за ведущее положение. Особенно Спарта и Афины.

Поскольку афинские земли были небогаты водой и плодородными почвами, здесь по большей части развивались не земледелие и скотоводство, а ремесла. Уже в VIII-VII вв. до н. э. в Афинах было открыто большое количество мастерских горшечников, кузнецов, сапожников, которые торговали своим товаром в лавках. В предместьях Афин развивались виноградарство и выращивание оливок, а также изготовление оливкового масла.

Управление Афинами в додемократический период

До VII в. до н. э. в городе к управлению была допущена только знать. Власть в своих руках держал Ареопаг, заседавший на холме бога Марса и состоявший из девяти выборных архонтов. Они не только управляли Афинами, но и вершили суд, в основном несправедливый, придерживаясь интересов знати. Но самой одиозной фигурой из архонтов за время существования такой формы правления был Драконт, издававший абсурдные и жестокие законы.

Простым жителям Древних Афин жилось плохо. Они имели маленькие, самые неплодородные участки земли, где почти ничего не удавалось вырастить. Потому, чтобы заплатить налоги, они вынуждены были брать в долг под проценты у знатных и богатых. А поскольку отдать так называемые выплаты не могли, то постепенно отдавали в рабство тому, кому были должны, своих детей, жен, и даже самих себя. Такое пленение называли долговым, а на участки заемщикам устанавливали обозначающие камни для свидетельства.

Против долгового рабства среди демоса и ремесленников постепенно росло возмущение, которое в конечном итоге привело к восстанию.

Афинская демократия: основы

Начнем с того, что определим суть самого понятия: в дословном переводе слово "демократия" означает "власть народа" (демос - народ).

Зарождение в Афинах новой формы управления произошло в VI в. до н. э. и связано с управлением архонта Солона.

После восстания демоса между ним и знатью было заключено перемирие и проведены совместные выборы Ареопага. Главным архонтом в нем сообща и был избран Солон - уроженец Афин, занимавшийся почетным делом - морской торговлей, происходивший из знатного рода, но не имевший особых богатств, рано познавший труд, честный, справедливый и мудрый. Он устанавливает в Афинах новые законы и прежде всего отменяет долговое рабство. Это было важным событием в истории Древних Афин. По законам Солона в архонты теперь могли избираться даже незнатные граждане, но обязательно богатые. Кроме того, для решения самых важных дел стали созывать Народное собрание, в состав которого входили все свободные мужчины Афин.

Был также учрежден выборный суд и отменены многие законы Драконта. Судьи выбирались среди всех граждан Афин вне сословия и достатка не моложе 30 лет. Главным условием было отсутствие дурных поступков. На суде, кроме обвиняемого и обвинителя стали выслушивать и свидетелей. Решение о виновности или невиновности принимали путем тайного голосования белыми и черными камешками.

Все долговые рабы были отпущены на волю и отвечали перед теми, кому задолжали, только своим имуществом.

Итоги деятельности Солона

В целом попытки Солона установить в Афинском государстве демократию были решены лишь частично. Главным недостатком его деятельности следует считать нерешенный земельный вопрос: плодородные земли, в избытке находящиеся в руках богачей и знати, так и не были отобраны и распределены равномерно между всеми гражданами. Это вызывало недовольство демоса. А знать возмущалась против того, что ее лишили дешевых рабов и права получить с должников прежние налоги, которые им были прощены.

Расцвет демократии в Древних Афинах

Начало этого периода связывают с победой греков над персами и правлением Перикла. Государственное устройство Древних Афин при Перикле характеризовалось обновленной системой управления. Это был V век до нашей эры. В управлении участвовал весь демос Афин без разницы, отличался он знатностью по происхождению, считался богатым или бедным.

Главным органом управления выступало Народное собрание, в которое могли входить все афинские граждане мужского пола по достижении ими 20 лет. Собираясь 3-4 раза в месяц, собрание не только распоряжалось казной, решало вопросы войны и мира, управления государством, но и выбирало десять стратегов на один год правления, главным из которых был первый. Перикл долгое время удерживал эту должность в своих руках за счет всеобщего уважения.

В управлении афинским государством участвовал и совещательный орган - Совет пятисот. Но даже если он был против внесенного предложения, его все равно ставили на голосование в Народном собрании.

Благодаря деятельности Перикла в Афинах были введены оплачиваемые чиновничьи должности. Это было необходимо для того, чтобы не только богачи принимали участие в управлении государством, но и бедные земледельцы.

Кроме того, за период правления Перикла город активно развивался и расцветал, а культура Древних Афин достигла невероятно высокого уровня. Его власть длилась пятнадцать лет.

Афины при Перикле

Описание Древних Афин следует начать с самого сердца города - Акрополя - холма, на котором благодаря Периклу и Фидию были возведены величайшие архитектурные и скульптурные памятники греческой культуры: Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи, театр Диониса, пинакотека, установлена уникальная статуя богини Афины.


Центром города служила главная площадь Древних Афин - Агора. Здесь располагался главный городской рынок, храмы богам, портики для бесед и встреч, здание для заседаний Совета пятисот и Круглое здание, в котором его представители несли круглосуточный дозор во время опасности.


Интересным местечком "бедных" Афин был район гончаров-ремесленников Керамик, где родилось удивительное древнегреческое искусство - вазопись.

В предместьях Афин, на берегу Средиземного моря расположился главный афинский порт Пирей, состоящий из одной торговой и двух военных гаваней, верфи и рынка. Защиту дороги от Пирея к Афинам осуществляли Длинные стены.


При Перикле Древние Афины превратились в крупнейший ремесленный, культурный и торговый центр.