О военной обязанности и военной службе. Изменения в законе «О воинской обязанности и военной службе» и Расписании болезней

Эксперт Правозащитной инициативы «Гражданин и Армия» Лев Левинсон подготовил аналитический комментарий, касающийся изменений федерального законодательства за 2013-начало 2014 гг. в связи с исполнением гражданами РФ воинской обязанности. С правовой точки зрения рассматриваются, в том числе, вступившие в силу в текущем году такие законодательные новшества, как «меры по повышению престижа военной службы по призыву» и направления деятельности военной полиции. Аналитический комментарий представлен ниже.

Насколько мне известно, восстановление абстракции не наступит. Тот, кто не хочет идти в армию, никогда не должен быть там, особенно в контексте того, что делают польские и польские солдаты в миссиях. Правовая ситуация такова, что призыв в армию был приостановлен, хотя в опасной ситуации вы можете вернуться к нему. На мой взгляд, мы должны создать что-то в форме гибридной армии, некоторые из которых состоят из профессионального обслуживания и части добровольного обслуживания. Это было бы хорошим решением, потому что армия снова станет гражданином.

Аналитический комментарий

изменений федерального законодательства за 2013 — начало 2014 гг.

в связи с исполнением гражданами РФ воинской обязанности

1. Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва»

Теперь мы имеем дело с плохим феноменом отчуждения профессиональной армии от общества. Это относится не только к Польше, но и социально и политически опасно. У Франции есть такая армия, большая часть которой идет от добровольной воинской повинности, а кто не хочет идти в армию, не идет.

Мы не сможем создать такую ​​армию, как Финляндия или Швейцария, где у всех есть униформа и винтовка дома, потому что мы быстро начнем гражданскую войну. В начале текущей недели мои коллеги представили Постоянному бюро парламента три законодательные инициативы, которые касаются отмены обязательной военной службы гражданами.

Для восполнения численного недостатка военнослужащих по контракту (если такая проблема имеется или возникнет) данным законом создается новый вид военной службы - мобилизационный резерв, формируемый на добровольной основе из военнослужащих, находящихся в запасе.

Теперь запас Вооруженных Сил РФ, других войск и военных органов разделен на две категории - мобилизационный резерв (как форма продолжения службы) и мобилизационный ресурс (запас как таковой - прочие граждане, прошедшие службу по призыву или уволенные после завершения контракта).

Несмотря на некоторое время о реализации программы модернизации национальной системы обороны, ситуация в Национальной армии остается катастрофической. Очевидно, что финансовые ресурсы государства недостаточны, поэтому армия по-прежнему использует остатки запасов советской армии, в том числе постельное и женское белье. Если мы добавим здесь низкое качество пищи и трудные условия жизни в бараках, картина становится еще более мрачной. Полуявленные солдаты, избитые начальниками, уполномочены выполнять все виды работы, которые не имеют ничего общего с обороной Родины, случаи жестокого обращения, убийства, самоубийства.

Резервисты проходят службу по территориальному принципу, т. е. проживают дома и привлекаются к отдельным мероприятиям по мобилизационным предписаниям. Скорее всего, резерв появляется в целях социальной поддержки и защиты от безработицы отставных профессиональных военных.

Критически может быть оценен не сам создаваемый институт, а его законодательное оформление. Развивая существующую тенденцию переноса регулирования с уровня федерального закона на уровень подзаконных актов (что характерно для нынешнего законодательства в целом), данный закон предусматривает возможность возложения на резервистов, помимо обязанностей по соответствующим воинским должностям, неопределенных «иных обязанностей», «установленных Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве». Положение утверждается Правительством РФ. Хотя закон действует уже более года, этот подзаконный акт, в нарушение закона, еще не принят.

В любом нормальном обществе этот вопрос давно стал общественным интересом, а не только нами. Отчаянные усилия солдатских матерей проводить пресс-конференции, чтобы послать сигнал тревоги всему обществу, теряются, поскольку те, кто стремится скрыть прискорбную ситуацию в Национальной армии, имеют больше рычагов влияния, чем обычные граждане. Итак, посмотрим, как выглядит контингент новобранцев, встроенных в термин? Многие из них имеют краткую подготовку, некоторые из них имеют проблемы с психическим здоровьем, некоторые спорят с законом, но есть план регистрации и этот план должен быть выполнен.

Полномочия, права и обязанности силовых структур, в том числе воинских формирований, должны исчерпывающе устанавливаться только федеральным законом.

2. Федеральный закон от 3 февраля 2014 года N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации»

Заключительный вывод заключается в том, что, если мы действительно хотим иметь современную армию, мы будем настаивать на переходе с военной службы на военную службу по контракту. То есть, давайте просто полагаться на профессионалов, которые обычно становятся волонтерами в вооруженных силах и которые обладают навыками и способностями, необходимыми квалифицированным военным.

Многие из тех, кто хочет, чтобы ситуация оставалась неповрежденной, пытаются скрыть искусство. 57 Конституции - «Оборона Родины». Но в нем прямо не предусмотрено обязательство по обеспечению военной службы гражданами. Его положения являются интерпретируемыми и могут быть легко отнесены к тем гражданам, которые удовлетворяют свою военную службу на договорной основе. Более того, если только эта статья является причиной, которая мешает нам запрашивать ее толкование Конституционным судом или его поправкой парламентом.

Такая же ситуация с принятым недавно законом о военной полиции. Если мобилизационный резерв еще можно было ввести путем внесения поправок в действующие законы, то образование военной полиции требовало принятия специального закона, регламентирующего ее деятельность, определяющего статус, права и обязанности сотрудников, то есть аналога закона «О полиции».

Этот принцип гласит, что наша страна не может быть частью различных военных блоков. Размещение и отправка воинских контингентов на основе международных соглашений, участником которых является Республика Молдова или по другим международным соглашениям, может быть произведено за счет профессиональных военнослужащих, которые удовлетворяют свои услуги по контракту.

Нам не нужна армия для борьбы с возможными нападениями на Востоке или на Западе, потому что в условиях современного мира эти атаки исключены. Сначала эта идея абсурдна, поскольку вероятность нового вооруженного конфликта в Днестре маловероятна, и все согласны с тем, что решение должно быть мирно определено за столом переговоров. Да, у нас есть российский военный контингент в восточном регионе страны, а также российские вооружения и боеприпасы.

Закон же от 3 февраля 2014 года только обозначает создание новой структуры путем внесения нескольких небольших дополнений. В закон «Об обороне» включается следующая запись: «Основные направления деятельности, функции и полномочия военной полиции определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». В свою очередь в законе «О статусе военнослужащих» появляется такая новелла: «Для исполнения должностных и специальных обязанностей, в том числе в военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — военная полиция), военнослужащие могут наделяться дополнительными правами на применение оружия, физической силы, специальных средств, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами, которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Устав военной полиции) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Но они должны быть вытеснены международными усилиями, предпринимаемыми непрерывно, и только совершенно бесперспективный человек может подумать, что сохранение армии, основанной на принципе обязательства граждан, может быть уместным в этом отношении. Цель этого законопроекта состоит в том, чтобы исключить обязательство военной службы для граждан и что в пределах Национальной армии другие компоненты национальной системы обороны должны вести военную деятельность только на контрактной основе. Вторая инициатива направлена ​​на отмену Закона «О подготовке граждан к обороне отечества», а третья - отменить закон «Охрана резервных сил».

Это означает: 1) образуется новая силовая структура с неопределенными полномочиями, объем которых будет определять министр обороны; 2) военная полиция будет привлекаться для исполнения «специальных обязанностей», под которыми можно понимать все что угодно; 3) если обычная полиция вправе использовать оружие, спецсредства, физическую силу в строго оговоренных в федеральном законе случаях, то военная полиция будет полномочна применять силу и оружие помимо закона, при исполнении «специальных обязанностей», по приказу министра обороны или указу президента.

Согласно статье 55 (части 3) Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Поэтому полномочия и направления деятельности военной полиции, права и обязанности ее сотрудников, условия применения ими оружия и физической силы должны полностью регулироваться федеральным законом.

В законе также сказано, что военная полиция «предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих», «для противодействия преступности», при чем не только в Вооруженных силах, а также для обеспечения… безопасности дорожного движения. Отсутствие четких границ вмешательства военной полиции в гражданскую сферу чревато ее использованием не только для решения внутренних задач военной организации.

То, что появление этого закона вызвано насущными интересами властей, подтверждается его стремительным прохождением через Парламент. 2 декабря 2013 года Президентом был внесен проект этого закона, а уже 3 февраля его подписал. Менее чем за два месяца, а с вычетом новогодних каникул менее чем за полтора месяца было проведено три чтения, состоялось рассмотрение Советом Федерации. Между тем, по регламенту ГД, после внесения любого законопроекта и после его первого чтения он должен направляться субъектам права законодательной инициативы, что в нормальном режиме требует как минимум двух с половиной месяцев только до второго чтения. Правом законодательной инициативы обладают, в частности, региональные парламенты, в которых проект должен быть получен, изучен, обсужден на пленарном заседании, и составленное по нему заключение или после первого чтения поправки к нему должны быть проголосованы местными депутатами. Между первым и вторым чтением этого проекта прошла неделя. Одно это ставит под сомнение легитимность этого и некоторых других законов, принимаемых в режиме спецоперации.

Показательно и то, что ответственным комитетом, работавшим в Думе с законопроектом и обеспечившим его беспрепятственное прохождение, был назначен не Комитет по обороне, а Комитет по безопасности. Объясняется это тем, что Комитет по обороне принадлежит в этом созыве КПРФ, а Комитет по безопасности - Единой России.

3. Федеральный закон от 07.06.2013 N 111-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

На тысячу солдат в год вырастет, как уверяет Генштаб, число отправляемых в армию благодаря этому закону. Следует из него то, что граждане РФ, прошедшие военную службу в другом государстве (еще не будучи российскими гражданами), не пользуются теперь, с принятием этого закона, предоставлявшимся им ранее освобождением от военной службы. Новые граждане РФ до исполнения им 27 лет теперь могут быть призваны, даже если уже прошли в свое время срочную военную службу у себя на родине.

Впрочем, освобождение для таких граждан как бы сохраняется. Но только для бывших граждан государств, с которыми на этот счет РФ имеет специальный международный договор. Пока такого договора нет ни с одной страной. Единственное, что есть - это международные двусторонние договоры с несколькими государствами бывшего СССР, такими как Таджикистан, Туркменистан, о прохождении российскими гражданами службы в вооруженных силах этих государств. А значит, освобождение от призыва сохраняется только у тех из проходивших службу в армии другого государства, кто проходил эту службу будучи гражданином РФ.

4. Федеральный закон от 02.07.2013 N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву»

Повышать привлекательность военной службы решили и кнутом, и пряником. Роль кнута играет появившаяся теперь, по этому закону, «черная метка» — «признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». Граждане, таким образом заклейменные, лишены с 2014 года права находиться на государственной гражданской службе или муниципальной службе. Доказательством такой неполноценности служит, согласно закону, военный билет, где при зачислении в запас будет ставиться теперь соответствующая запись. Отсутствием законных оснований считается любой случай, когда гражданин не прошел службу по призыву без отсрочки или освобождения, предоставленных решением призывной комиссии.

Закон имеет ярко антиконституционную окрашенность, так как полностью игнорируются принципы презумпции добросовестности и невиновности, а также право не быть наказанным за те деяния, ответственность за которые не установлена законом. Законом, вводящим ответственность, не может быть закон «о привлекательности» чего-либо. Законом, вводящим наказание в виде запрета на определенную деятельность, является Уголовный кодекс. Потому что запрет занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью - это вид уголовного наказания. Принцип законности, положенный в основу УК, означает что преступность и наказуемость деяния, устанавливается только самим УК. При этом ни одно наказание не может быть необратимым и бесконечным. Даже пожизненно осужденные имеют шанс на УДО, а одним из оснований отказа от смертной казни служит необратимость этого наказания.

Данным же законом вводится наказание без преступления — пожизненное лишение права на определенный вид деятельности. УК же по общему правилу допускает назначение такого наказания на срок до пяти лет в качестве основного и до трех в качестве дополнительного.

Если гражданин без законных оснований не прошел военную службу, это значит, что он или совершил уголовное преступление в виде уклонения от призыва на военную службу, за которое должен был понести наказание по статье 328 УК, или он не был призван по вине должностных лиц, на которых возложен призыв. Даже если некто объективно уклонялся от получения повестки, скитаясь до 27 лет по пустыне, он не несет ответственности за то, что не был привлечен к уголовной ответственности. Не говоря уже о том, что законные основания в действительности были, но таковыми военкоматом или призывной комиссией признаны не были из садистских и коррупционных побуждений.

По состоянию на 01.01.2014 г. в указанные законы был внесен ряд изменений, которые возможно покажутся интересными для нынешних призывников.

Так, изменения внесены в ст. 23 Закона, в которой изменены не только в наименование статьи, теперь она именуется «Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности», но и смысл. От призыва ныне освобождаются граждане, признанные только ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. В предыдущей редакции было: «признанные не годнымиили ограниченно годными к военной службе»). Формулировка «не годные» перекочевала в новый, ранее отсутствовавший в этой статье пункт, пункт № 4 по которому граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности в целом.

Согласно ст. 1 воинская обязанность предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе, и призыв на военные сборы.

Таким образом, граждане признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья освобождаются не только от прохождения службы, но и от военных сборов, проводимых Российской Федерацией в порядке подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе.

Отдельное внимание в связи с предстоящими призывами 2014 года следует уделить Расписанию болезней, на основании который гражданин может быть признан не годным, либо ограниченно годным к прохождению военной службы по состоянию здоровья.

С 1 января 2014 г. освидетельствование состояния здоровья призывников будет производиться на основании нового приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе (расписание болезней).

Расписание болезней

Итак, по порядку. Внесены изменения в ст. 13 Расписания болезней. Теперь, начиная с 1 января 2014 года недостаточность питания не является основанием для освобождения от прохождения службы. Ранее при отрицательной динамике индекса массы тела, сниженной физической работоспособности граждане подлежали освидетельствованию по пункту «в» как ограниченно годные к военной службе и освобождались от призыва.

В ст. 21 «Эпилепсия и эпилептические приступы» добавлен новый пункт. Пункт «В» который конкретизирует частоту эпилептических приступов, так при однократном эпилептическом приступе в анамнезе (более 5 лет) или наличии эпилептиформной активности, выявленной по результатам электроэнцефалографии, без клинических проявлений призывнику вменяется категория годности «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями.

В ст. 23, «Болезни центральной нервной системы и нервно-мышечные заболевания», также добавлен новый пункт — «Г». К пункту «Г» относятся эссенциальный тремор без нарушения функции, не препятствующий исполнению служебных обязанностей, а также гидроцефалия, врожденные церебральные и спинальные кисты без нарушения функции. Одним словом, если ранее призывник с указанным перечнем признавался не годным к прохождению военной службы вообще, то теперь указанные заболевания без нарушения функций ЦНС также отнесли к категория годности «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Изменена и ст. 31 «Отслойка и разрывы сетчатки». Так ранее предусматривалось освобождение от призыва в случае как отслойки, так и разрыва сетчатки глаза, с 1 января 2014 года ст. 31 предусматривает освобождение лишь при отслойке сетчатки.

В статью 52 «Бронхиальная астма» добавлены новые критерии отнесения призывников в пункте «а» — к группе годности «Д» (Д — не годен к военной службе (освобождается от призыва)). Добавлены корректирующие (уточняющие) требования: влечении требуется постоянный прием высоких доз ингаляционных кортикостероидов и бронхолитических препаратов пролонгированного действия либо применение системных кортикостероидов. Ранее таких условностей законодатель избегал.

Статья 60 (Грыжи) расширена, теперь грыжи пищеводного отверстия диафрагмы I степени (над диафрагмой находится брюшной сегмент пищевода, кардия расположена на уровне диафрагмы) квалифицируются по п. «Б» (Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями). Ранее грыжи пищеводного отверстия диафрагмы 1, 2 и 3 степени относились к категории «В» и «Д», и освобождались от призыва без каких-либо условностей.

И самое, наверное, главное изменение — изменен и п. «В» ст. 68 «Плоскостопие и другие деформации стопы». Ранее продольное или поперечное плоскостопие II степени с деформирующим артрозом II стадии суставов среднего отдела стопы давало основание для признания призывника к группе В — ограниченно годен к военной службе (освобождается от призыва). В настоящее время данный абзац убран, а значит с таким врачебным заключением призывник будет призван на службу.