Тень на луне может быть. Люди и тени: на Луне не действуют законы физики

Человек на Луне?
Какие доказательства?
Александр Попов

Часть 1
Разбор полётов

К Луне

Раздел 10. Свет и тени

Первые сомнения

Скептики обратили внимание, что на некоторых лунных снимках при их боковом освещении тени от предметов несколько расходятся (илл.1). Из-за того, что Солнце расположено и от Луны (и от Земли) очень далеко (150 млн. км) и лучи его можно считать с высокой степенью параллельными, такого быть не должно.

Илл.1 . Астронавт и флаг. Тени расходятся

Поэтому скептики считают, что источником света для снимка 1 являлось не Солнце, а установленный за левой границей кадра прожектор, то есть снимок сделан на Земле.

На это защитники говорят следующее :

«Астронавты всегда высаживались в тех местах, где Солнце взошло недавно и находилось низко над горизонтом (чтобы оно не успело сильно нагреть поверхность Луны). Поэтому солнечные лучи падают на поверхность очень полого, и направление и длина тени могут заметно измениться даже из-за небольших неровностей».

Что ж, такое объяснение вполне логично, тем более что на снимке 1 местность действительно слегка неровная и тень от модуля немного «забирается» вверх по пологому уклону.

Илл.2. Веер из трёх расходящихся теней

(Астронавт несёт приборы)

Однако следующий снимок вновь оживляет сомнения (илл.2). Та же экспедиция (А-11), но участок местности иной и, кстати, довольно ровный. И опять неровности рельефа вроде бы случайно, но, всё-таки, располагаются таким образом, что тени от астронавта и от окружающих его камней снова расходятся.

Здесь мы наблюдаем уже веер из трёх теней – от камней А и Б и от самого астронавта. Существенных неровностей на местности вроде бы незаметно. А если они и ускользнули от глаза, то, как эти незаметные и случайные неровности смогли обеспечить согласованное расхождение трёх теней в виде веера? А вот прожектору, расположенному за левой границей кадра такой веер теней соответствует как нельзя лучше (см. приложение к разделу).

Ландшафт с «Аполлоном-14»

Посмотрите на красивый снимок под названием «Лунорама», снятый, по сведениям НАСА, астронавтами А-14 во время их пребывания на Луне (илл.3а). Этот снимок примечателен тем, что при его изучении можно не гадать о неровностях местности. Местность на интересующем нас участке явно гладкая, с чем согласны и защитники . «Лунорама» привлекла внимание скептиков тем, что тени от камней на ближнем плане и от лунного корабля непараллельные. Их продолжения навстречу источнику света пересекаются где-то неподалёку за левой границей кадра. Мы часто видим в обыденной жизни, как уходящие от нас параллельные линии (тени от предметов, железнодорожные рельсы или кромки бордюрного камня асфальтовой дорожки) кажутся сходящимися. Это явление называется перспективой. Но перспектива относится только к удаляющимся линиям, а на «лунораме» одна тень (от лунного корабля) идёт мимо нас, не приближаясь и не удаляясь. Это говорит о том, что Солнце светит сбоку. Но тогда почему тень от камней не ведёт себя так же?

Илл.3. Сравнение «лунорамы» и земной панорамы

а) лунный модуль А-14, тени от модуля и камней расходятся

б) картина параллельных теней от разно удалённых предметов, возникающая при солнечном боковом освещении

Взгляните на земной снимок (илл.3б), где сфотографированы тени от предметов при солнечном боковом освещении. Коробки на переднем плане изображают лунные камни, а деревья – лунные корабли, стоящие на разных расстояниях. И, где бы «корабли» не стояли, тени от них и от «камней» параллельны. Вот так же должно быть всё и на снимке 3а, если лунную местность освещает сбоку Солнце. А раз тени непараллельные и их продолжения пересекаются, – «лунораму» освещает не Солнце. Такую картину расходящихся теней можно получить при использовании прожектора, расположенного недалеко за левой границей кадра (см. приложение к разделу).

Но тогда перед нами не Луна, а киноплощадка. Мы можем оценить её примерный размер. Воспользуемся тем, что тень от корабля идёт мимо нас, не удаляясь и не приближаясь. Поэтому при перемещении вдоль этой тени перспектива не вносит искажения в восприятие расстояния. Расстояние будем измерять в «лунных кораблях». Используя фигуру астронавта или корпус корабля, как мерило линейного масштаба, легко убедиться, что точка пересечения находится примерно в 40 м от модуля – вполне разумное расстояние от прожектора до освещаемого объекта.

Интересно мнение по этому поводу одного из защитников :

«Тот, кто требует, чтобы на фотоснимке тени от Солнца были непременно параллельны, забывает о таком явлении, как перспектива. Сделайте фотографию железнодорожного пути и на снимке Вы увидите, что «рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся». Но на самом деле рельсы параллельны с высокой степенью точности. Тени на лунных снимках ведут себя в полном соответствии с законами перспективы: сходятся к одной точке на горизонте. Фотокамеры, которыми фотографировали на Луне, были оснащены широкоугольными объективами. На снимках, полученных при помощи таких объективов, перспектива выражена очень явно. Этот эффект хорошо знаком владельцам современных аппаратов без «зума» – в таких фотоаппаратах тоже установлен широкоугольный объектив».

Автор книги взял обычный фотоаппарат (без «зума» и с широкоугольным объективом) и пошёл к железнодорожным путям (кстати, и снимок 3б сделан этим же фотоаппаратом). Только автор не стал фотографировать уходящие рельсы. Ведь на илл.3а тень от модуля идёт вдоль линии горизонта, не приближаясь к нам и не удаляясь от нас. Значит и на нашей «рельсовой» фотографии хотя бы один рельс должен вести себя также – не удаляться и не приближаться. Автор встал напротив проходящих мимо рельсов и «щёлкнул» затвором. Так и получился снимок илл.4, на которомвсе рельсы ведут себя одинаково – не удаляются и не приближаются, их продолжения (влево и вправо) совсем не собираются сходиться. И никакой перспективы.

Илл.4 . Если параллельные линии идут мимо нас, не приближаясь и не удаляясь, то явление перспективы к ним отношения не имеет

Вообще-то – картина, знакомая с детства. Если параллельные линии идут мимо нас, не приближаясь и не удаляясь, то явление перспективы к ним отношения не имеет. Так что к «лунораме» объяснение автора неприменимо.

В тени лунных модулей

В тени «Аполлона-11»

Илл.5. К анализу фотографии лунного модуля А-11

На илл.5 показан лунный модуль А-11, находящийся, согласно информации НАСА, на Луне.

Цифрами 1-8 выделены места фотографии, с помощью которых можно увидеть, что лунный модуль освещён лучами направленного света с многих сторон.

Первый источник (1 ) очевиден. Это висящее над горизонтом Солнце, или то, что его изображает. Чёткие тени от опор модуля не оставляют сомнения в том, что Солнце светит на нас с правой стороны.

Тени выявляют несколько источников прямого света

Илл.6. Три возможных источника прямого света, помимо «Солнца»

Слева и сверху модуль освещают ещё два (а, возможно, и более) источника прямого света (илл.5, 6). Так, один источник обнаруживает себя по чёткой тени на сопле двигателя ориентации 2 (илл.5, илл.6а). Другой источник освещает сравнительно неярким светом антенну модуля 3 слева и немного сверху (илл.5, 6б). Наконец, ещё один источник освещает модуль сверху по вертикали, что видно по элементу модуля 4 (илл.5, 6в). Судя по направлению теней, выявленные дополнительные источники расположены высоко над лунной поверхностью и над самим модулем.

Но на настоящей Луне есть только один достойный внимания источник направленного света – Солнце. Следующий по яркости источник направленного света – наша Земля, но она освещает Луну и, соответственно, модуль примерно в 5 тысяч раз слабее Солнца, тени от её света были бы совершенно незаметны, как незаметны тени от фар автомобиля в яркий солнечный день (см. раздел 8). Ещё модуль освещён снизу, со всех направлений слабым рассеянным светом поверхности Луны. Поверхность Луны отражает всего 7% солнечного света – чуть больше, чем обычная сажа или чёрная пашня. Этот слабый, рассеянный лунной поверхностью свет, освещает модуль с многих сторон и не может дать отчётливых теней (см. приложение к разделу 8). К тому же лунная поверхность даёт свою слабую подсветку снизу, а обнаруженные по теням источники освещают модуль «свысока».

Итак, ни свет Земли, ни свет от лунной поверхности никак не могут послужить причиной появления рассмотренных теней. Это говорит о том, что данный модуль снят на Земле, в студии. Его освещают прожектора, скрытые за границами кадра. Один прожектор – явный. Он изображает «Солнце».

И блики указывают на несколько источников прямого света

Помимо теней на трёх рассмотренных предметах (илл.6) присутствие многих источников направленного света выдают ещё и многочисленные световые блики, возникающие в объективе при косом попадании прямых лучей. Они отмечены на илл.5 цифрами 5,6,7 .

Илл.7 . О происхождении бликов

Воспользуемся разъяснением о бликах, которое дал в своей статье автор . В качестве примера он взял снимок, показанный на илл.7:

«Блики возникают, когда лучи солнца отражаются от линз внутри объектива. Появляющиеся при этом на снимках фигуры с осью симметрии есть не что иное, как искажённые изображения самих линз. Приведённый справа фрагмент снимка показывает ось симметрии бликов».

Остаётся добавить, что эта ось одним концом указывает на свою причину – источник света. С учётом этого, вернёмся к анализу илл.6. Выявленные блики располагаются вдоль линий, указывающих направление на разные источники света. Таких линий на илл.7 обнаружено три. Одну пару бликов (6 ) можно связать с «Солнцем», но две другие пары (5,7 ), очевидно, связаны с какими-то другими источниками света, скрытыми за границами кадра.

Фонарь над «лунным» горизонтом

Илл.8. Фонарь над «лунным» горизонтом

На илл.8а благодаря увеличению контрастности видны концентрические блики света от этого прожектора. А на увеличенном фрагменте этого снимка видно, что подозрительный источник света, расположен хотя и близко от левой границы металлического трапа, но всё-таки между ним и лестницей трапа имеется очевидный просвет (илл.8б). Так что этот источник света не может быть бликом света на стойке лестницы. Он установлен над «лунным горизонтом».

Итак, многое говорит о том, что, лунный модуль А-11 снят на Земле . Посмотрим ещё две фотографии лунных модулей, доставшиеся от других «Аполлонов».

В тени «Аполлона-12»

Вот, на илл.9а, показан модуль А-12, из которого на Луну спускается астронавт Алан Бин.

Илл.9. а) лунный модуль А-12 освещён прямыми лучами с разных сторон, б) ретушированный космос вокруг модуля А-12

Тени от опор модуля и на местности говорят о том, что местность и модуль освещены слева. Но уже знакомая нам воронка сопла двигателя ориентации «подсказывает», что направленный свет идёт и справа. Значит, сопло освещает другой источник направленного света, скрытый от нас за правой границей кадра. Таким образом, выявляются, по крайней мере, два источника направленного света, чего на Луне быть не может.

Снимок 9а интересен ещё и тем, что лунное небо на нём неровно окрашено. На илл.9б показано, как меняется вид снимка илл.9а, когда при помощи компьютера увеличен контраст изображения. На снимке стали отчётливо видны следы ретуширования. Можно предположить, что кто-то из фотомастеров НАСА старался подчернить небо, окружающее модуль. А зачем это надо делать, если модуль действительно стоит на Луне, где космос равномерно чёрен, куда бы ни кинуть взгляд? А вот, если роль неба играет чёрный экран, то операция ретуширования может понадобиться по причине недостаточной черноты этого экрана (подробнее, см. раздел 8, пункт «Два сомнительных „Орла“»).

Не слишком ли много световых эффектов для настоящей Луны? И не означает ли всё это, что и лунный модуль А-12 снят в студии?

В тени «Аполлона-14»

Мы уже любовались издалека лунным модулем А-14 в сюжете «Лунорама». На сайтах НАСА есть и очень красивый близкий вид этого модуля (илл.10а).

Илл.10. Лунный модуль А-14 освещён прямыми лучами, которые светят и на нас, и от нас.

Подпись НАСА к этому снимку звучит очень романтично: «Вид спереди модуля „Антарес“. Круглый ореол вызван сияющим солнцем. Необычный шар света был по выражению астронавтов подобен видению драгоценного камня».

Можно было бы разделить вместе с НАСА восхищение снимком, но этому мешает предмет, похожий на «канистру», на который указывает стрелка (илл.10б). Непонятно, каким образом та сторона «канистры», которая повёрнута к нам теневой от солнца стороной, оказалась освещена? И каким источником она освещена? Солнечное освещение исключается – не та сторона. Свет, рассеянный от лунной поверхности – тоже, поскольку рассеянный свет не может дать такой резкой границы света и тени, которая проходит по нижнему краю предмета. Следовательно, «канистра» освещена с нашей стороны источником прямого света, то есть прожектором. В лучах этого прожектора, по видимому, «купается» и золотистая фольга, и другие детали модуля, расположенные с «нашей» стороны. Тогда становится понятно и, почему так хорошо освещена вся теневая часть модуля: ей тоже досталась своя доля света от прожектора (или прожекторов). Таким образом, есть основания полагать, что и лунный модуль А-14 снят на Земле.

* * *

На этом мы заканчиваем раздел «Свет и тени». Обнаружение сомнительных снимков, касающихся трёх из шести объявленных НАСА высадок на Луну (А-11, А-12, А-14), по-видимому, не будет способствовать росту доверия к снимкам «с Луны». А ведь это далеко не полная коллекция сомнительных снимков на эту тему (см., например, ).

Приложение. Чем освещены «лунные» сцены?

Интересную схему реконструкции условий освещения на «лунных» снимках илл.2 и илл.3а предложил коллега Кобзев Д. П.

1. Снимок илл.2, по данным НАСА, сделан, когда Солнце находилось на высоте около 15 градусов над горизонтом .

Илл.11. Реконструкция условий освещения снимка илл.2.

Слева – снимок-реконструкция, сделанный при освещении далеко расположенным источником света (расстояние до источника более чем в 6 раз превышает размер сцены), светящим под углом 15 градусов. Тени смотрятся как вполне параллельные. В центре – рассматриваемый снимок НАСА, где тени от камней расходятся веером. Справа – снимок-реконструкция, сделанный при освещении близко расположенным источником света (расстояние до источника сравнимо с размером сцены), светящим тоже под углом 15 градусов. Тени выраженно расходятся веером, как и на снимке НАСА. Такое сходство расположения теней подтверждает предположение о том, что «лунный» пейзаж илл.2 освещён близким прожектором, скрытым за левой границей кадра.

2. Снимок илл.3а, по данным НАСА, сделан, когда солнце находилось на высоте примерно 24 градуса над горизонтом .

Илл.12. Реконструкция условий освещения снимка илл.3а.

Слева – снимок-реконструкция, сделанный при освещении далёким источником света (расстояние до источника более чем в 4 раза превышает размер сцены), светящим под углом 24 градуса. Модуль изображает большой цилиндр, камни – маленькие батарейки. Тени от «камней» параллельны тени от «модуля». В центре – снимок “Лунорама”, где тени от камней непараллельны тени от модуля. Справа – снимок-реконструкция, сделанный при освещении близким источником света (расстояние до источника сравнимо с размером сцены), светящим под тем же углом 24 градуса. Тени от “камней” непараллельны тени от “модуля”, то есть вид теней на снимке-реконструкции сходен с видом теней на снимке НАСА. Это сходство подтверждает предположение о том, что «лунный» пейзаж илл.3 также освещён близким прожектором, скрытым за левой границей кадра.

Печатные источники и сайты Интернета

1. «Летали ли американцы на Луну?» http://www.skeptik.net/conspir/moonhoax.htm с.3

2. Ю. Красильников. «Вся правда про американцев на Луне». Журнал “paradox”, №4, 2004 г, с. 10-25 (ООО «Изд. дом Родионова»), см. также ип5

3. «Были ли американцы на Луне?» Ю. Красильников http://menonthemoon.narod.ru/photos_2_14.html, http://menonthemoon.narod.ru/photos_2_12.html, страницы не нумерованы

4. Ю. И. Мухин. «Антиаполлон». Лунная афёра США. – М.: Яуза, Эксмо, 2005, с.306

5. http://www.hq.nasa.gov/office/pao/history/alsj/alsj-sunangles.html

Ссылки на иллюстрации, используемые в разделе

1. http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a11/as11-40-5875.jpg

2. http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a11/AS11-40-5944HR.jpg

3. «Лунорама»…: а) http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a14/AS14-68-9487.jpg б) фото автора;

Вставка «Уходящие рельсы»

5. http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a11/AS11-40-5863-69.jpg

6. фрагменты илл.5

7. http://grin.hq.nasa.gov/IMAGES/SMALL/GPN-2000-001132.jpg

8. фрагменты илл.5

9. http://grin.hq.nasa.gov/images/large/gpn-2000-001317.jpg

10. http://grin.hq.nasa.gov/IMAGES/LARGE/GPN-2000-001144.jpg

11. слева, справа – фото Д. Кобзева, в центре – илл.2

12. слева, справа – фото Д. Кобзева, в центре – илл.3а

... Каждое небесное тело замечательно по-своему. Древние греки назвали Луну Селеной. По греческой мифологии, Селена - это богиня, сестра Гелиоса (Солнца), покровительница ведьм и колдунов. Вот такое неприятное и грозное содержание в слове "Селена". Но людям Луна ничего плохого не несёт. Единственно, в чём её можно "упрекнуть", так это в том, что она ежедневно на берегах океанов Земли устраивает приливы и отливы. Ничего не поделаешь: таково гравитационное воздействие Луны на поверхность океана, ведь масса Луны огромна. Ещё одна загадка состоит в том, почему Земля имеет такой большой спутник как Луна. Таких крупных спутников не имеет ни одна планета Солнечной системы, включая планеты-гиганты Юпитер и Сатурн.

Долгое время загадкой считался тот факт, что скорость вращения Луны вокруг собственной оси в 27,3 раза меньше, чем скорость вращения Земли, отчего Луна и "смотрит" постоянно на Землю одной стороной . И сейчас у любого человека этот феномен вызывает вопросы и наводит на размышления. Много гипотез было высказано по этому поводу, начиная с предположения, что Луну "КТО-ТО специально поставил таким образом" и заканчивая электрической гипотезой торможения собственного вращения Луны посредством сил от протекающих в недрах Луны мощных электрических токов. Но наиболее разумное и принятое учёными физическое объяснение феномена "остановки" вращения Луны связано с работой взаимных приливных сил системы "Земля-Луна". Именно приливные силы способствовали замедлению вращения нашего спутника вокруг собственной оси и затем его "синхронизации" с вращением вокруг Земли.

Доказанным является и тот факт, что Луна понемногу, примерно на 3 см. в год, удаляется от Земли . И виновны в этом опять приливные силы . На первый взгляд это может вызвать недоумение, ведь из физики известно, что для того чтобы перевести объект на более дальнюю орбиту, необходимо затратить энергию. Откуда в данном случае она берётся? Решение этой загадки следующее. Суммарная энергия системы "Земля-Луна" не меняется. Луна понемногу удаляется от Земли, а Земля, в свою очередь, замедляет своё вращение. На протяжении миллиардов лет Луна существенно удалилась от Земли. Её удаление продлится до тех пор, пока продолжительность суток не сравняется с продолжительностью лунного месяца. В то время Луна удалится от Земли на расстояние примерно вдвое дальше, чем теперь.

Над поверхностью Луны нет ни одной молекулы того газа, который мы называем воздухом. Не будем уточнять, что воздух - это смесь газов. Таким образом, над поверхностью Луны нет никакой среды, никакой погоды, никаких звуков, т.е. почти абсолютный вакуум. Нет в лунных "морях" ни капли воды. Невообразимый контраст с Землёй, поверхность которой на 3/4 покрыта водой, а глубины океанов доходят до десяти и более километров!

А вот в рельефе Луны и Земли небольшое сходство имеется. Конечно, это горы. На Луне есть вершины до 8 тысяч метров, как на Земле. Но на Земле такие вершины покрыты снегом или льдом; на Луне такой красоты не увидишь, к тому же ничего живого вокруг: ни травинки, ни кустика, ни пения птиц. В целом, Луна отличается очень неровным рельефом. Разница в высоте между нижней точкой Бассейна Айткена и верхней кромкой края Бассейна Королева (на обратной стороне Луны) составляет более 16 километров! На Земле подобное различие составляет 20 километров.

Причину такого явления как затмение Луны люди давно определили. Затмение происходит тогда, когда Земля находится на одной прямой линии между Солнцем и Луной. В этом положении тень Земли закрывает Луну. Тень Земли больше размеров лунного диска, поэтому полное затмение Луны может продолжаться более полутора часов.

Во время лунного затмения Солнце, Земля и Луна находятся на одной линии:
Земля бросает тень на Луну.

А вот явление затмения Солнца вызывает Луна, закрывая своим телом солнечный диск. Полное солнечное затмение бывает редко, и наблюдать его можно только на небольшой площади: редко когда диаметр лунной тени на Земле достигаем 250 км. максимально.


Геометрическое изображение солнечного затмения.
Лунный конус тени проецируется в пространстве, затрагивая Землю.
На изображении Луна заслоняет Солнце.

И ещё одно замечание о лунном свете. Правда, это не лунный, а отражённый солнечный свет, но эта игра слов не столь существенна. Так вот, учёные считают, что отражающая способность лунного грунта далеко не зеркальная: Луна отражает на Землю лишь 7% падающего солнечного света. Возможно, это и к лучшему: ведь наверняка люди были бы недовольны, если бы к солнечному дню добавилась лунная ночь по освещённости сравнимая с днём. Видите, дорогой читатель, как всё рассчитано, сбалансировано в этой системе Земля-Луна. Что касается ночей на Луне, то Земля освещает ночную поверхность Луны лучше, чем это делает на Земле Луна в полнолуние! Если бы наблюдатель долго мог находиться на Луне, то он увидел бы все четыре фазы Земли, всякий раз восхищаясь красотой нашей родной планеты, тем более, что диск Земли на чёрном лунном небосводе по угловым размерам значительно больше лунного диска, каким мы видим его в полнолуние.

Исследования Луны продолжаются. Возможности у современной науки огромны. Одним из главных направлений исследований является поиск воды на Луне. Определённого ответа на вопрос, есть ли на Луне вода или хотя бы её признаки в свободном или химически связанном состоянии, наука не даёт. Вернее, не давала до последнего времени. Но вот 13 ноября 2009 года американские исследователи Луны заявили, что они обнаружили некоторое количество воды в лунном кратере Кабео (Кабеус) диаметром 98 км., глубиной 4 км., расположенном примерно в 100 км. от Южного полюса и практически никогда не освещаемом Солнцем. Заявление это не потрясло мир, хотя и было сделано после проведения грандиозного эксперимента. Речь идёт о всего лишь предполагаемом наличии следов воды в лунной пыли. Пыль эта была поднята "бомбардировкой" кратера Кабео. Вот как это было сделано. Уникальный эксперимент начался 9 октября 2009 года. По команде с Земли американская автоматическая межпланетная станция (АМС) LCROSS (Lunar Crater Observation and Sending Satellite) - спутник для наблюдения и детектирования лунных кратеров с околоземной орбиты была направлена к Луне, в кратер Кабео. На дно кратера сначала упала отработавшая ступень ракеты Атлас-V массой 2200 кг., а через 3-4 минуты туда же упала АМС LCROSS массой 891 кг. Перед тем как врезаться в грунт кратера, АМС прошла через облако пыли, поднятое упавшей ступенью ракеты Атлас-V . За эти считанные секунды приборы, установленные на АМС LCROSS , успели произвести необходимые замеры для определения химического состава и других свойств частичек пыли. Предполагается, что пыль была поднята не только со дна кратера, но и из глубины грунта порядка нескольких десятков метров. Исследователи считают, что им всё-таки удалось обнаружить некоторое количество воды в этой пыли.


АМС «LCROSS» и «Центавр» - ступень ракеты «Атлас-V».
9 октября 2009 года эти две «бомбы» были сброшены на поверхность Луны, в кратер Кабео. Иллюстрация NASA.

Поиски воды на Луне продолжаются. Например, американская АМС Lunar Reconnaissance Orbiter - лунный орбитальный разведчик, на котором наряду с другими приборами установлен российский нейтронный детектор, предназначенный для поиска замерзшей воды, 20 июня 2009 года в районе Южного полюса обнаружила водород. А это уже признак того, что там можно ожидать наличие воды в химически связанном состоянии.

Гипотезы возникновения Луны.


. Согласно одной из широко распространенных гипотез,
Луна могла образоваться из части Земли в результате столкновения с огромным небесным телом типа Марса.

При изучении сложных проблем всегда возникает много гипотез. Немало гипотез, иногда просто фантастических предположений относится к происхождению Луны.

По одной из них, Луна первоначально была частью Земли, но потом оторвалась от Земли, оставив на ней глубокую впадину на месте нынешнего Тихого океана. Какие причины, какие силы могли оторвать от такой кусок как Луна? Одни астрономы воздерживаются от ответа на этот вопрос, другие находят разные объяснения. Например, по предположению американских астрономов Хартмана и Дэвиса, когда-то, примерно четыре миллиарда лет назад, какое-то огромное космическое тело, никак не меньше Марса, столкнулось на большой скорости с Землёй. А дальше всё просто: неизвестное космическое тело разбилось на мелкие куски, и от Земли тоже полетели осколки и пыль... Из этих осколков, которые начали вращаться вокруг Земли, и сформировалась за эти четыре миллиарда лет наша спутница Луна. Заодно авторы гипотезы объяснили и такой факт: на Земле, т.е. в её коре много железа (Fe ), а на Луне его почти нет, потому и магнитного поля нет. Почему? Оказывается, всё просто: при ударе гипотетического космического тела о Землю железо из ядра этого тела растеклось по Земле и осталось в её коре, а Луне железа почти не досталось. Огромная тепловая энергия, высвободившаяся при столкновении Земли с крупным космическим телом (это тело даже получило название протопланеты Тейя), привела также к сильному разогреву и выпариванию легкоплавких веществ в формируемой Луне, что и объясняет их меньшую относительную концентрацию на Луне по сравнению с Землёй.

Ещё одна гипотеза: Луна, как одинокая планета, блуждая по бесконечному космосу, приблизилась к Земле, была захвачена полем её тяготения и стала спутником Земли. В этой гипотезе всё довольно просто. Гипотеза о «захвате» маловероятна с точки зрения динамики. Небесное тело, подобное Луне, проходя недалеко от Земли, вряд ли было бы захвачено, оно могло бы просто изменить свою траекторию.

Согласно ещё одному сценарию, Луна возникла в одно время с Землёй и "росла" вместе с ней. Луна сформировалась из различных веществ и обломков, которые находились на орбите рядом с Землей. С помощью этой гипотезы нельзя объяснить разницу в химическом составе двух небесных тел. Если принять её, два тела должны иметь и очень сходное строение.

И, наконец, ещё одна, самая экзотическая и явно фантастическая гипотеза, а именно: Луна - это гигантский искусственный спутник Земли, который очень давно из дальнего космоса прислала к Земле какая-то высокоразвитая цивилизация и оставила его на околоземной орбите для будущих поколений людей, которые смогут когда-то осмыслить это событие и извлечь из него пользу.

Эта фантазия рождена не больным воображением, а явилась итогом размышлений над одним, на первый взгляд, вполне научным фактом. Фантазия авторов этой сверхгипотезы разыгралась после следующего события. Сейсмограф, оставленный на Луне первыми американскими астронавтами, зафиксировал слишком большую длительность (несколько часов) колебаний поверхности Луны после падения на неё отделяющихся ступеней ракет "Аполлон-12" и "Сатурн-5". Так долго вибрировать поверхность может только в том случае, если упавшие предметы ударились...о пустой шар. От первых робких, но достаточно обоснованных предположений, фантазия некоторых советских исследователей разыгралась настолько, что их мысленному взору Луна явилась в виде огромного стального шара со стенкой толщиной около 20 км., пустого внутри и обмазанного снаружи тонким, "всего" в несколько километров слоем грунта, который мы и наблюдаем по сей день. Но внутри шара не просто пустота, там располагаются различные сооружения со всей необходимой для жизни и работы инфраструктурой (см. "" на нашем сайте).

Известно, что фантазия, как и Вселенная, границ не имеет. Поэтому мы ограничимся этими гипотезами.

Предлагаем читателям "Знания-сила" посмотреть мультипликацию НАСА, иллюстрирующую историю эволюции Луны, формирования её рельефа под воздействием бомбардировок крупных и мелких астероидов. Само начальное формирование Луны, к сожалению, не показано, что даёт право на существование многих, в том числе изложенных нами выше, гипотез и моделей происхождения Луны.

А в заключение нужно сказать о планах, которые в наши дни пока выглядят фантастическими, но которые могут стать в недалёком будущем вполне реальными. Человечество не ограничится теми знаниями о Луне, которые оно накопило к первому десятилетию XXI века. От этапа изучения люди неизбежно перейдут к этапу освоения Луны.

На Луне сила тяготения в шесть раз меньше, чем на Земле. Поэтому в умах учёных и в программах мощных компьютеров уже существуют планы создания на Луне научных станций, стартовых комплексов и полигонов. Для запуска гигантских ракет на другие планеты Солнечной системы и в более отдалённый космос. Для обслуживания таких стартовых комплексов планируется строительство обитаемых станций, лабораторий и даже небольших поселений с необходимой системой жизнеобеспечения. Было бы роковой ошибкой, если бы в этих планах предусматривалось размещение на Луне ядерных ракет не только в научных, но и в военных целях.

Человечество будет искать на Луне полезные ископаемые в виде газа, нефти, различных руд и металлов. Уже существуют научные факты о том, что лунный реголит, длительное время находящийся под мощным облучением солнечного ветра без защиты атмосферы, содержит огромные запасы изотопа гелия-3 (ценный изотоп образовался в результате длительной бомбардировки ионами водорода лунного реголита), являющегося источником термоядерной энергии будущего (см. статью на нашем сайте " " ).

Это тем более важно, что на Земле запасы ископаемых в недалёком будущем будут сведены к нулю. Ключевой проблемой остаётся поиск воды, ибо доставка воды с Земли на Луну в необходимых количествах стала бы крайне сложной, а, может быть, и неразрешимой задачей. Исследователи мечтают об открытии (или создании) таких процессов, которые привели бы к появлению на Луне атмосферы, пригодной для жизни.

Некоторые организации и отдельные люди, не имеющие никакого отношения к науке вообще и к науке о Луне в частности, торопятся получить участки лунной поверхности в личную собственность... Более того, они уже продают такие участки всем желающим. По хорошей цене, разумеется... Что можно сказать о действиях таких людей? Только одно: это извращения, порождённые господством на Земле капитализма, строя очень далёкого от совершенства как в экономическом, так и особенно в моральном отношении.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

Лунная афера США [с иллюстрациями] Мухин Юрий Игнатьевич

Длина теней «на Луне»

Длина теней «на Луне»

Как видите, нынешнее поколение насовцев и их хиви боятся даже задеть вопрос о длине теней на их «Луне». Вот они дали никому не нужную таблицу углов стояния Земли над местом посадки «Аполлонов», но таблицу углов стояния Солнца над горизонтом в момент «прилунений и пребывания на Луне» найти невозможно. (Ё-моё! Да стоит только попросить Фоменко и он рассчитает угол солнцестояния для каждой секунды каждого «пребывания» без проблем. Тем более, что вы в данный момент занимаетесь одним и тем же - проверка достоверности фактов с помощью астрономии. - J.) Однако раньше команда насовцев была бодрее и пыталась отбрехаться и от этого вопроса. «Старый» хиви НАСА А. Марков берётся это делать (ОД - это «основные доказательства» того, что американцев на Луне «не стояло»).

Простой пример, ОД: «А вот ещё вопиющее противоречие. Угол Солнца в момент выхода на поверхность Луны в полёте „Аполло-11“ был 7,24°. Кадр „Весь мир следил, как Армстронг спускался по лестнице на Луну“ сделан при угле Солнца около 60° » (рис. 89).

Ну, то, что на фото спускающегося астронавта запечатлён Олдрин, а не Армстронг, это я за ошибку у ОД уже не считаю, важно тут совсем другое. На фотографиях выхода и спуска Олдрина на Луну, которые обычно публикуются в альбомах (as11-40-5862, -63, -66, -67, -68), угол Солнца определить невозможно в принципе, так как на них нет ни одного элемента с законченной тенью.

Но мы сможем приблизительно точно определить угол Солнца над горизонтом, последовательно срастив кадры AS 11-40-5868+5864+5865, так как получим полную тень отрезка стойки модуля «-Y» от тарельчатой опоры до горизонтальных распоров и знаем приблизительное расстояние, с которого астронавт делал этот снимок. Высота обозначенного отрезка стойки - 0,9 м, а тень стыка стойки с горизонтальными распорами примерно в 2,0 метрах от ног Армстронга, а Армстронг стоит примерно в 3,5 метрах от тарельчатой опоры стойки «+Z» и примерно в 7,0 метрах от тарельчатой опоры «-Y». Отрезок тени видится длиной как - 3,5 м, учитывая, что она лежит в выемке на грунте, длина должна быть уже 4,0 м. Расчёт получится весьма условный (не учитывающий фото искажений), но достаточный для этого примера. Вот авторы ОД пусть и посчитают угол прямоугольного треугольника с основанием - 3,5-4,0 м и высотой - 0,9 м. Похоже, что это всё-таки ближе к 7,24°, чем 60°?

И почему бы авторам ОД не рассмотреть панораму № 2 «Apollol-11», где есть всё для промеров: и время съёмки кадра, и полная тень LM, флаг, телекамера на треноге, фигура астронавта, тень фотографирующего, где с углом Солнца над горизонтом - всё сразу прояснится? Увы, каждый видит то, что хочет.

Вот почему я не хочу в этой статье уделять много места анализу всех опубликованных «сомнительных фото» Apollo, анализ этот будет приблизительно таким же, какой вы только что прочли.

Бедный хиви Марков! Ведь он совершенно не соображает, что ему надиктовало НАСА. Заметьте, что насовцы для опровержения выбрали фото с самыми длинными тенями, но даже в этом случае побоялись рассчитать угол стояния «солнца», уверенные, что хиви типа Маркова рассчитать угол не сможет, а понесёт Марков этот опус в журнал, для работников которого тангенсы - это уже запредельная наука. Ну что же, давайте мы рассчитаем угол треугольника с катетами 0,9 и 3,5 м. Он будет примерно 14,5°. Под таким углом солнце над местом высадки «Аполлона-11» уж точно не могло стоять. Теперь по поводу того, к какому углу эта тень ближе. От объекта высотой 0,9 м Солнце под углом 60° даст тень длиной примерно 0,5 м, а под углом 7,5° - 7 м. От 3,5 м до тени 60° будет 3 м, а до тени 7,5° - 3,5 м. Так к какому углу тень 3,5 м «ближе», хиви?

Но и это ещё не всё. Если вы обратили внимание, то на рис. 89 НАСА склеило фотографии как-то необычно - ступеньками. Это для того, чтобы обрезать сверху правое фото, поскольку на нём видно и «солнце», и, соответственно, виден угол его над горизонтом. На сайте НАСА www.hq.nasa.gov эта склейка есть в полном виде по номером as11-5863-69 (рис. 90). На «лунной кабине» просматриваются два крестика (выделены белым прямоугольником), между которыми угловое расстояние, как уверяют нас хиви 10°. Пользуясь линейным расстоянием между ними как масштабом, определим угол стояния «солнца» над «горизонтом» съёмочной площадки. Он равен 30°, а не 7,5°. Ну и мошенники!

Мы рассмотрели все фотографии «с Луны», предложенные нам НАСА. И среди них нет ни одной с Луны - все фото павильонной съёмки. А нам усиленно предлагают восхищаться великим космическим достижением США. Восхищаться, конечно, можно, но можно ли после этого себя уважать?

Из книги Ленин - Сталин. Технология невозможного автора Прудникова Елена Анатольевна

Великая битва теней Ах, эти русские! Что за оригиналы! Хороша гражданская война! Всё, что угодно, только не дерутся… Реплика неизвестного французского офицера на вокзале в Царском Селе 29 октября 1917 г. Мы оставили Керенского в полдень 25 октября, когда он на автомобиле

Из книги Люди, корабли, океаны. 6000-летняя авантюра мореплавания автора Ханке Хельмут

«Длина бежит!» Но что же это были за корабли, что за люди, которые без помощи машин, используя лишь ветер и погоду, добивались таких неслыханных результатов? Возникли клиперы - на американских верфях, а создателем их был конструктор Джон Гриффит. Первоначально это были

Из книги Гопакиада автора Вершинин Лев Рэмович

Театр теней Вернемся на восток, в Россию. Февральская смута, а затем и отречение Государя вынудило власть на местах крутиться. Везде. И в Киеве тоже.Уже 17 марта 1917 года, собравшись в городской думе, лидеры киевских партий создали из самих себя Исполнительный Комитет.

Из книги Тамерлан. Потрясатель вселенной автора Лэмб Гарольд

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ ЗЕМЛЯ ТЕНЕЙ Перед войском клубились туманы, речки окаймляли зелено-серые метелки ольхи, внизу были податливый мох и предательские болота, по серым скалам вились рыжие побеги. Там царило безмолвие. Над деревьями летали соколы, но певчие птицы не

Из книги Тайны Космоса автора Прокопенко Игорь Станиславович

Лунные города. Зачем Сталин планировал построить на Луне военную базу? Удивительная пропажа. Почему сотрудники НАСА неожиданно потеряли 700 особо ценных «лунных» бобин? Вода на Луне. Ученые обнаружили все условия для возникновения жизни 17 июля 1945 года. Потсдам. Ровно в 17:00

Из книги Страна восходящего солнца автора Журавлев Денис Владимирович

Секреты неуловимых людей-теней Малоизвестные страницы истории средневекового профессионального шпионажа – ниндзюцу Вряд ли будет ошибкой предположение о том, что слово ниндзя входит в десятку самых известных японских слов за пределами Страны восходящего солнца

Из книги Битва при Креси. История Столетней войны с 1337 по 1360 год автора Бёрн Альфред

Приложение ДЛИНА ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИГИ Штабной офицер в своем сообщении дает интересную информацию: французская лига в 2 раза длиннее английской. Он не говорит, какой она длины, но приводит длину большинства суточных переходов, так что ее можно приблизительно вычислить. Точно

Из книги Московия при Иване Грозном глазами иноземцев автора Флетчер Джильс

Описание России, широта и длина ее и название областей Россия некогда называлась Сарматией. Название свое переменила она (по мнению некоторых) от раздробления на разные мелкие, но самостоятельные области, независимые и неподвластные одна другой, ибо слово «роз» на языке

Из книги О государстве Русском автора Флетчер Джильс

Глава первая Описание России, широта и длина ее и название областей Россия некогда называлась Сарматией. Название свое переменила она (по мнению некоторых) от раздробления на разные мелкие, но самостоятельные, области, независимые и неподвластные одна другой, ибо слово

Из книги Камикадзе. Эскадрильи летчиков-смертников автора Оллред Гордон Т

Глава 20 Женщины теней В отличие от моих коллег в течение всех этих месяцев я редко бывал в городах, редко ходил в бары и ни разу не заглядывал в многочисленные бордели. Любой военный поймет, сколько я выслушал из-за этого насмешек. Трудно объяснить, почему я, а также Тацуно,

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

«Сад электрических теней» Кинотеатр - «сад электрических теней» был наиболее действенным средством проникновения западной культуры, влияя на каждый средний или крупный населенный пункт в Восточной Азии. Влияние немых фильмов оказалось самым сильным. Их содержание

Из книги Искусство памяти автора Йейтс Фрэнсис Амелия

автора Старцев Виталий Иванович

Из книги Немецкие деньги и русская революция: Ненаписанный роман Фердинанда Оссендовского автора Старцев Виталий Иванович

Из книги Немецкие деньги и русская революция: Ненаписанный роман Фердинанда Оссендовского автора Старцев Виталий Иванович

Театр теней. Акт третий Всякое сравнение хромает. Имеют свои недостатки и те сравнения из театральной жизни, к которым мы здесь прибегаем. Но у них есть и свои преимущества, так как вызываемые ими образы помогают лучше понять природу явления, с которым мы здесь имеем дело.

Из книги История чтения автора Мангуэль Альберто

В книге «Следы на Луне» красуется фото НАСА «Церемония чествования флага» (рис. 14). Этот обряд имел место во время миссии «Аполлона-11». Армстронг и Олдрин стоят возле флага, и свет от Солнца, висящего низко над горизонтом, дает две длинные тени.

Рис. 14. Чествование флага. «Аполлон-11» (S69 40308) (архив НАСА)

Особо уточним, что это была вроде как первая высадка на Луну, и, соответственно, воздвижение над ней звездно-полосатого флага имело, выражаясь словами классиков, «всемирно-историческое значение». Соответственно чрезвычайности момента и астронавты к нему должны были подойти со всей максимальной ответственностью. И действительно, Майкл Коллинз, третий член экипажа, находившийся в основном блоке корабля, вдохновенно описывает, как тщательно подбирался угол возвышения Солнца над лунной поверхностью, чтобы посадка «Орла» (так горделиво назывался американский лунный модуль) прошла в оптимальных условиях освещенности.

«Если Солнце окажется слишком высоко над головой, то кратеры и валуны не будут отбрасывать тени, пропадет ощущение глубины, и видение препятствий станет проблематичным. При слишком высоком Солнце поверхность будет слишком горячей. При слишком низком тени будут настолько длинными, что затемнят необходимые детали поверхности, что опять же создаст проблемы с видением препятствий. Идеальным вариантом был признан угол в 10 градусов», - рассказывал Коллинз.

И вот «Орел», доложив о соприкосновении с лунной поверхностью, приземлился в 4:18 по западному времени (12, с. 205). Чуть позже он, назвавший себя «Базой Спокойствия», передал следующее: «Я бы сказал, цвет здешней поверхности вполне соответствует наблюдаемому с орбиты при этом угле падения солнечных лучей - примерно 10 градусов…» (37, с. 295).

И вот два покорителя звездных миров приступают к чествованию флага любимого отечества. В пояснении к фото специально указано: «Армстронг держит древко, а Олдрин держит флаг».

Но что за дела?! Первое несоответствие видно сразу: два человека практически одного роста отбрасывают тени совершенно разной длины. Более того, тени, которые должны быть параллельными, сходятся.

То есть тень Олдрина на 45 процентов длиннее тени Армстронга. Как же так вышло?! На первый взгляд кажется, что использовано два источника света. В очередной раз зададимся вопросом: почему НАСА утаило от человечества тот факт, что Луну освещают два Солнца? Хотя на самом деле причина такого «чуда» гораздо приземленнее: либо эта фотография - монтаж, и тени были наложены потом, либо снимок представляет собой образец ранней компьютерной графики.

Ведь даже если бы было два Солнца, ни одно из них не могло в момент съемки располагаться в 10 град. над горизонтом! Простейших знаний в области тригонометрии достаточно, чтобы произвести вычисления: персональный источник освещения Олдрина находится на высоте, равной:

a tan (5,588 / 11,277) = a tan (0,496) = 26,4 град.,

а Армстронга - на высоте, равной:

a tan (5,436 / 7,785) = a tan (0,698) = 34,9 град.

Выход из корабля произошел через 7 часов после прилунения. Поскольку лунный день длится 30 земных дней, Солнце движется через лунное небо со скоростью 12 град. в 24 часа. Семь часов соответствуют 3,5 град., значит, во время знаменитой космической прогулки Солнце было бы на высоте 13,5 град. над горизонтом. При такой высоте Солнца длина теней на изображении должна составлять более 23 см, то есть в два с лишним раза длиннее того, что видно на фото! Единственный источник света не может отбрасывать настолько разные тени от людей почти одного роста. И, как справедливо заметил Уиллис Карто в еженедельнике «Прожектор», хотелось бы понять, где тень от флага, которая должна «разрезать» Армстронга пополам?

В НАСА объяснили наличие удлиненной тени тем, что тень флага якобы добавляется к тени астронавта. Но внимательный анализ фотографии разбивает и этот довод: хорошо видно, что тень древка упирается в ногу Армстронга, а самый верх тени флага выходит из «макушки» тени астронавта, поэтому тень флага никак не может добавляться к тени Олдрина. Как ни крути, снимок явно сфабрикован!

Еще одно «фотосвидетельство» якобы имевшего место быть прилунения «Аполлона-16» в апреле 1972 года содержит еще более смачные перлы. Речь идет о фотографии Джона Янга, парящего в прыжке поодаль лунного модуля и развевающегося на ветру звездно-полосатого флага (рис. 11)

Американский культ флага - явление общеизвестное, как и то, что их гамбургерами не корми, дай его развернуть, где только можно. Но сейчас речь не о том, что он готов развеваться где угодно, даже несмотря на отсутствие атмосферы на той же Луне (об этом еще будет отдельный разговор).

Не будем придираться и к таким мелочам, что поверхность горы на заднем плане не очень ярко освещена и на ней лежит тень, несмотря на то, что на Луне нет туч!

Рис. 11. Джон Янг и лунный модуль.

«Аполлон-16» (AS16 113 18340) (архив НАСА)

Лучше внимательнее приглядимся к теням прочих фигурантов на вышеприведенном снимке. Вот тень от тонкого древка флага отчетливо видна у его основания и заканчивается чуть заметным утолщением: это - тень самого флага. На заднем плане виден лунный модуль. Он тоже отбрасывает тень, параллельную флагу, но все же подозрительно худую - едва ли толще, чем флаг. На Земле тени от Солнца всегда пропорциональны размерам отбрасывающих их объектов. Неужели на Луне действуют другие оптические законы?

Ближе к переднему плану видна длинная черная линия. Это - электрический провод, который должен вести в ЛЭМ, однако он таинственно исчезает у камня около основания флага. Кто, как и зачем прокладывал этот провод, откуда он идет и что с чем соединяет, спрашивать не будем: наверняка военная тайна. Равно как и то обстоятельство, что частично он лежит на грунте, а частично зачем-то закопан (или просто уходит в пол павильона?). Но не слишком ли много внимания неодушевленным предметам, когда в центре снимка - наш герой-астронавт, который мало того что с поверхностью не соприкасается (подпрыгнул, наверное), но и тени не отбрасывает?

Этот вопрос, кстати, задали НАСА, и там, помявшись, выдали версию, которая утверждает, что тень от флага - это на самом деле тень астронавта. Но, простите, что же человека в скафандре на Луне так сплющило - до толщины полотнища флага? О качестве скафандров астронавтов еще будет разговор. Но, в любом случае, он не снимает вопрос, как же расплющенный до тряпичного состояния Янг остался жив и вернулся на Землю в первозданном облике. Единственное внятное объяснение этой аномалии - что Янг (как и антенна луномобиля на предыдущей фотографии) был «наложен» на снимок позже.

Примеры дальнейших ляпсусов с фото- и видеоматериалами, якобы отснятыми американцами на Луне, можно и дальше множить — материалов хватит на пухлый том. В довершении ко всему только добавим, что прогресс и впрямь не стоит на месте. Некоторые скептические зануды взяли да и провели сканирование фотографий НАСА и обнаружили, что у многих из них фоновые пятна в определенных местах принимают другой оттенок, что характеризует «составную» фотографию, сделанную из снимков с разных типов пленок.

Вы знаете, шарообразность Земли вполне можно было бы осознать, просто взглянув на лунный серп на ночном небе. Ведь именно в это время - особенно сразу после новолуния - как никогда хорошо видно, что тень Земли на Луне имеет явно круглую форму, а потому Земля - очевидно, шар. Даже странно, что древние об этом не догадались…

Так вот, если вы это действительно знаете, то вы знаете что-то неправильное: фазы Луны не вызываются падением на неё тени Земли. Они связаны исключительно с тем, под каким углом на неё светит Солнце и под каким углом она в данный момент видна с Земли.

Если вы погасите верхний свет в комнате, оставив зажжённой только настольную лампу, и возьмёте в вытянутую руку мяч: так, чтобы лампа была точно справа или слева от него, - то вы пронаблюдаете полный аналог «половины Луны на небе». Хотя в данный момент ваша собственная тень попросту не может падать на мяч - ведь лампа находится сбоку от него, а не сзади вас.

С Луной происходит нечто аналогичное.

Как понятно из рисунка, жители, например, США, в данный момент, если и видят Луну, то для них освещена только её левая половина.

Правда, тут надо отметить, эта картинка (как и все последующие в этом разделе) - немного жульническая.

Дело в том, что если бы я тут всё нарисовал в правильном масштабе, то Земля и Луна выглядели бы микроскопическими точками, и ничего нельзя было бы разглядеть. При увеличении же этих объектов, вместе с искажением отношений их размеров и расстояний между ними, искажаются и углы, под которыми они друг друга «видят».

Поэтому мне пришлось нарисовать Солнце там, где вы его видите, но вот источник света, имитирующий солнечный свет унести довольно далеко влево - чтобы Земля и Луна были освещены практически с одного и того же направления, а не с разницей углов к источнику света, примерно в 45°, как на этом рисунке.

Тем не менее, смысл, надеюсь, понятен, и потому можно взглянуть на другое взаимное расположение объектов.

В данном случае жители Земли сумеют увидеть лишь тонкий серп.

Причём рисунок нам как бы намекает, что этот серп будет виден не ночью, а, как максимум, перед самым рассветом - ведь та сторона Земли, с которой видно Луну, сейчас как раз повёрнута к Солнцу, а значит там уже не ночь.

Иными словами, новолуние, новая и старая Луна - это как раз наиболее далёкие состояния от того, при котором тень Земли могла бы всё-таки упасть на Луну. Напротив, в эти моменты Земля дальше от Солнца, чем Луна, а не наоборот.

Взглянем теперь на ту конфигурацию, при которой нам видна полная Луна.

Может показаться странным, что в данном случае не случилось лунное затмение: ведь тень Земли в такой конфигурации вроде бы должна была бы упасть на Луну и сделать её тёмной для земного наблюдателя.

Но нет, лунные затмения, разумеется, бывают, однако орбита Луны наклонена на 5,14° относительно плоскости, в которой находится орбита Земли вокруг Солнца. По этой причине она чаще всего находится не строго за Землёй на линии Солнце-Земля, а как бы «чуть выше» или «чуть ниже» этой линии. В общем, достаточно отстоит от этой линии для того, чтобы Земля не заслоняла её собой от солнечного света.

Здесь снова для более разборчивой демонстрации процесса пришлось немного увеличить наклон орбиты Луны, но суть примерно такова.

Тем не менее, не только Луна вращается вокруг Земли, но и Земля - вокруг Солнца. По этой причине плоскость лунной орбиты по-разному ориентирована к линии Солнце-Земля.

Вдобавок, сама орбита Луны и плоскость, в которой она лежит, медленно вращаются вокруг Земли, делая полные обороты примерно за 8,85 лет и 18,6 лет соответственно (это явление называется «прецессия»).

Из-за этого в некоторые моменты Земля всё-таки может оказаться точно между Солнцем и Луной. И тогда действительно случится лунное затмение.

По той же причине не каждый месяц, но всё-таки могут случаться и солнечные затмения тоже - ведь и Луна тоже может иногда оказываться точно между Солнцем и Землёй.

Как видно из рисунков, лунные затмения всегда наступают исключительно в полнолуние - в момент полной освещённости Луны: во всё остальное время их просто не может быть по чисто геометрическим причинам. И по тем же чисто геометрическим причинам солнечное затмение бывает исключительно в новолуние - когда со стороны Земли Луна не освещена Солнцем вообще.

Луна делает оборот вокруг Земли чуть более чем за 27 дней. И за этот период происходит полный цикл своих фаз: от полной неосвещённости до полной освещённости и обратно. Однако лунные и солнечные затмения не столь часты и случаются только в те моменты, когда вращение Луны вокруг Земли удачно накладывается на ориентацию её орбиты к линии Земля-Солнце.

В общем, заблуждение о том, что фазы Луны - это что-то типа неполных лунных затмений, гораздо более глубокое, чем «ну ладно, самую малость не угадали»: в данном случае не угадали в буквальном смысле на 180°.