Изменения в законе о воинской обязанности и военной службе. Изменения в законе «О воинской обязанности и военной службе» и Расписании болезней

Эксперт Правозащитной инициативы «Гражданин и Армия» Лев Левинсон подготовил аналитический комментарий, касающийся изменений федерального законодательства за 2013-начало 2014 гг. в связи с исполнением гражданами РФ воинской обязанности. С правовой точки зрения рассматриваются, в том числе, вступившие в силу в текущем году такие законодательные новшества, как «меры по повышению престижа военной службы по призыву» и направления деятельности военной полиции. Аналитический комментарий представлен ниже.

«Пусть молодые люди знают, что такое приверженность»

Несмотря на то, что эта «военная услуга» была назначена как «обязательная», Эммануэль Макрон «не будет препятствовать рассмотрению отказа от военной службы по соображениям совести для тех, кто отказывается от обращения с оружием», Можем ли мы читать на сайте президентской партии. Эммануэль Макрон обещал восстановить военную службу во время своей кампании. Сегодня он сталкивается со стоимостью меры и нежеланием военных. Эммануэль Макрон обещал во время кампании на президентских выборах: он планирует восстановить военную службу.

Аналитический комментарий

изменений федерального законодательства за 2013 — начало 2014 гг.

в связи с исполнением гражданами РФ воинской обязанности

1. Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва»

Его обещание состояло в том, чтобы создать одномесячную национальную службу, которая является обязательной для молодых мужчин и женщин в возрасте от 18 до 21 года, которые объявлены «пригодными». Цель этой национальной службы, по словам президента, усилить республиканскую сплоченность. Через два месяца после избрания Эммануэля Макрона и во время военного парада на Елисейских полях на 14 июля обещание президента Республики сталкивается с бюджетными реалиями и нежеланием военных.

Официально проект не похоронен президентским большинством. Конечно, президент Республики не говорил об этом перед конгрессом в Версале в начале июля, но его премьер-министр взял на себя ответственность во время его общее политическое заявление перед депутатами. Правительство создаст новую национальную службу в соответствии с обязательствами Президента Республики, заверил Эдуард Филипп. Размышление о формах, которые он примет, будет проводиться до конца года. Елисей подтверждает, что обязательная военная служба входит в «дорожную карту»Министерства Вооруженных Сил: там работает государственный секретарь Женевьева Дарриусекк.

Для восполнения численного недостатка военнослужащих по контракту (если такая проблема имеется или возникнет) данным законом создается новый вид военной службы - мобилизационный резерв, формируемый на добровольной основе из военнослужащих, находящихся в запасе.

Теперь запас Вооруженных Сил РФ, других войск и военных органов разделен на две категории - мобилизационный резерв (как форма продолжения службы) и мобилизационный ресурс (запас как таковой - прочие граждане, прошедшие службу по призыву или уволенные после завершения контракта).

От 2 до 10 миллиардов евро в год

С другой стороны, нет точности в календаре, потому что сначала необходимо оценить стоимость измерения. Согласно расчетам, один идет от простого к пятикратному, признает окружение главы государства: от 2 до 10 миллиардов евро в год, согласно военному источнику. Согласно отчету Сената, опубликованному месяцем ранее, эта мера может стоить до 30 миллиардов в течение всего пятилетнего периода. В том же отчете оценивается, что это «особо дорогой» проект.

Стоимость меры именно то, что беспокоит многих в рядах французской армии. Конечно, кандидат Макрон пообещал, что эта военная служба будет финансироваться без прокола оборонного бюджета, но этого недостаточно, чтобы успокоить военных, которые живут очень плохо, несмотря на объявленные сокращения бюджета, что обнадеживает. Это они, по большей части, должны контролировать молодых людей без дополнительных вербовщиков и в зданиях, которые еще не найдены, поскольку старые казармы были преобразованы в гражданской деятельности.

Резервисты проходят службу по территориальному принципу, т. е. проживают дома и привлекаются к отдельным мероприятиям по мобилизационным предписаниям. Скорее всего, резерв появляется в целях социальной поддержки и защиты от безработицы отставных профессиональных военных.

Критически может быть оценен не сам создаваемый институт, а его законодательное оформление. Развивая существующую тенденцию переноса регулирования с уровня федерального закона на уровень подзаконных актов (что характерно для нынешнего законодательства в целом), данный закон предусматривает возможность возложения на резервистов, помимо обязанностей по соответствующим воинским должностям, неопределенных «иных обязанностей», «установленных Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве». Положение утверждается Правительством РФ. Хотя закон действует уже более года, этот подзаконный акт, в нарушение закона, еще не принят.

Министр Карло Джованарди сосредоточил внимание на теме, на которой всегда была путаница: разница между обязательной военной службой, добровольной военной службой, возражением. совести и добровольной гражданской службы. Есть четыре разных учреждения, на которые раз и навсегда и благодаря министру Джованнарди, который очень близок к нам, мы хотели бы уточнить.

Военная служба ставит перед собой те же обязанности и обязанности молодых людей разного происхождения, культуры и происхождения. Это школа жизни, которая созревает для молодежи и доставляет ее обществу с точными ссылочными значениями, которые будут сопровождать ее навсегда. Нет модели защиты, которая действительно, если модель гражданского и морального сознания отсутствует, и мы не намерены отказываться от этой убежденности.

Полномочия, права и обязанности силовых структур, в том числе воинских формирований, должны исчерпывающе устанавливаться только федеральным законом.

2. Федеральный закон от 3 февраля 2014 года N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации»

Если добавить, мы добавим, что это не помещено в подчинение долгосрочному добровольцу. Они были безусловно добросовестны: мальчики, которые предпочитали идти против нынешнего, потому что у них были убеждения, а затем честно выполняли службу по соображениям совести, равную серьезности, с которой, если бы они хотели, они бы сделали свою военную службу. В Италии было в три раза больше, чем в других европейских странах. Их обвиняли в том, что они избежали своих обязанностей, потому что они оставили другим то, что они должны были сделать.

Сегодня, с приостановкой принудительного рычага, возражения совести резко упали, и мир добровольной службы, который был против военного рычага и который питался в основном противниками, вступил в кризис. Как объясняет сам министр. Джованнарди, молодые люди в конце учебы оказываются на перепутье: они могут стать полезными для родины, добровольно одевая форму в течение года, или они могут сделать себя одинаково полезными для родины, выполняя невооруженную службу и помогая другим, поступая в качестве добровольцев в Службу национальный гражданский И именно в этой области открываются новые перспективы и для нашей Ассоциации, которые могут запускать проекты в контексте программ, предусмотренных Государственной службой.

Такая же ситуация с принятым недавно законом о военной полиции. Если мобилизационный резерв еще можно было ввести путем внесения поправок в действующие законы, то образование военной полиции требовало принятия специального закона, регламентирующего ее деятельность, определяющего статус, права и обязанности сотрудников, то есть аналога закона «О полиции».

Национальный. Затем, как только гражданская служба с альпийскими войсками закончится, мы говорим о том, что тогда. Может быть, пришло время начать говорить об этом, прежде чем потерять поезд. Воспитывают ли арабские мальчики, которые выполняют гражданскую службу, равные с еврейскими мальчиками? Или они помогают узаконить систему, которая дискриминирует их? Почему бывшие военачальники во главе гражданской службы? Арабское общество задается вопросом, преследует ли израильское правительство цель большей интеграции, или же новый закон представляет собой первый шаг к призыву на военную службу.

Закон же от 3 февраля 2014 года только обозначает создание новой структуры путем внесения нескольких небольших дополнений. В закон «Об обороне» включается следующая запись: «Основные направления деятельности, функции и полномочия военной полиции определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». В свою очередь в законе «О статусе военнослужащих» появляется такая новелла: «Для исполнения должностных и специальных обязанностей, в том числе в военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — военная полиция), военнослужащие могут наделяться дополнительными правами на применение оружия, физической силы, специальных средств, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами, которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Устав военной полиции) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Козимо Кариди. Обязательные военные рычаги в Израиле теоретически универсальны, но мусульмане, христианские арабы и ультраортодоксальные евреи освобождаются. Среди израильских арабов, единственных, кто подвергается принудительному взысканию, являются Друзис, меньшинство, живущее на севере страны, но бедуины могут выполнять военную службу в качестве добровольцев. Военнослужащие призывников не могут отказаться: те, кто отвергают призыв к оружию, рассматривают свое дело в комитете, который в случае отказа от военной службы по соображениям совести может решить административное задержание в течение нескольких месяцев обвиняемого.

Это означает: 1) образуется новая силовая структура с неопределенными полномочиями, объем которых будет определять министр обороны; 2) военная полиция будет привлекаться для исполнения «специальных обязанностей», под которыми можно понимать все что угодно; 3) если обычная полиция вправе использовать оружие, спецсредства, физическую силу в строго оговоренных в федеральном законе случаях, то военная полиция будет полномочна применять силу и оружие помимо закона, при исполнении «специальных обязанностей», по приказу министра обороны или указу президента.

В последнее время несколько молодых людей, которые отказались выполнять военную службу, были реформированы по состоянию здоровья, это можно рассматривать как смягчение общей линии сил обороны Израиля. Идея распространяется по всему израильскому сообществу, что государственная служба станет важным поворотным моментом для интеграции арабов в государство. Название национальной службы, легко перешедшее на военную службу, было изменено на гражданское служение.

Национальная пресса подчеркнула значительное увеличение числа арабских добровольцев на государственной службе, чуть меньше 300 за последний учебный год и более двух раз в этом году. Казалось бы, это указывает на намерение арабского населения приблизиться к воле правительства, чтобы еще больше расширить сферу государственной службы. Профессор Хайфского университета, проф. Сами Смуха, провел исследование, из которого выясняется, что только 7, 8% арабских лидеров поддерживают гражданскую службу. Вместо этого выясняется, что 75, 3% арабских мальчиков выступают за государственную службу.

Согласно статье 55 (части 3) Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Поэтому полномочия и направления деятельности военной полиции, права и обязанности ее сотрудников, условия применения ими оружия и физической силы должны полностью регулироваться федеральным законом.

В прошлом году ряд организаций объединились в Молодежную коалицию против государственной службы. Надим Нашиф, директор Баладны, занимается кампанией против государственной службы. Коалиция, - объясняет Нашвич, - вытекает из требования арабского общества. Кампания формируется на веб-сайте, на котором собираются отдельные позиции. Существует также культурная палатка, которая перемещается в разные места для рекламы коалиции. В палатке есть 7 молодых арабских художников: 2 актера, певец и группа рэп.

Кампания хочет открыть дискуссию в гражданском обществе о том, каковы истинные намерения израильского правительства с созданием государственной службы. По словам Нашифа, для молодежи важно добровольно участвовать, но готовность коалиции - отговорить молодых людей выполнять гражданскую службу, потому что это только первый шаг к принудительной вербовке.

В законе также сказано, что военная полиция «предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих», «для противодействия преступности», при чем не только в Вооруженных силах, а также для обеспечения… безопасности дорожного движения. Отсутствие четких границ вмешательства военной полиции в гражданскую сферу чревато ее использованием не только для решения внутренних задач военной организации.

Теперь полезно помнить, что в Израиле есть два разных схоластических аппарата: один для арабов и один для евреев. Поэтому эти молодые арабы, приобретающие государственную службу, приобретают определенное равенство с еврейскими мальчиками, но в то же время узаконяют систему, которая их дискриминирует. Молодежная коалиция против государственной службы Правительство Израиля предлагает обязательную национальную гражданскую службу для молодых палестинских арабов, являющихся гражданами Израиля. Палестинское гражданское общество видит в предложении способ приблизить свою молодежь к обязательной военной службе, которую еврейские граждане должны уже предоставлять, и призывает средства массовой информации распространить свои мотивы. Перевод Лоренцы Себастьяни. . Он предназначен только для частного использования.

То, что появление этого закона вызвано насущными интересами властей, подтверждается его стремительным прохождением через Парламент. 2 декабря 2013 года Президентом был внесен проект этого закона, а уже 3 февраля его подписал. Менее чем за два месяца, а с вычетом новогодних каникул менее чем за полтора месяца было проведено три чтения, состоялось рассмотрение Советом Федерации. Между тем, по регламенту ГД, после внесения любого законопроекта и после его первого чтения он должен направляться субъектам права законодательной инициативы, что в нормальном режиме требует как минимум двух с половиной месяцев только до второго чтения. Правом законодательной инициативы обладают, в частности, региональные парламенты, в которых проект должен быть получен, изучен, обсужден на пленарном заседании, и составленное по нему заключение или после первого чтения поправки к нему должны быть проголосованы местными депутатами. Между первым и вторым чтением этого проекта прошла неделя. Одно это ставит под сомнение легитимность этого и некоторых других законов, принимаемых в режиме спецоперации.

В частности, коммерческое использование этих данных запрещено. После окончания «холодной войны» несколько европейских стран столкнулись с вопросом о военной службе. В Швейцарии народ может быть призван выразить себя к концу года. В 21 веке 17 европейских стран отменили или приостановили обязательную военную службу. В Европейском союзе только шесть государств-членов поддержали принцип обязательности службы. Около двух третей из 43 стран, которые имеют вооруженную силу, отвечают за профессиональную армию. «Дискуссии в отдельных странах были обусловлены национальными особенностями», - говорит Тибор Звирцев Трещ, военный социолог из Федерального политехнического института Цюрих: конец «холодной войны», несомненно, оказал глубокое влияние на роль вооруженных сил: Запад больше не испытывал угрозы со стороны Восточного блока во главе с бывшим Советским Союзом, и главная задача многих армий уже не была тем самым защищая национальную территорию, их деятельность, таким образом, была сосредоточена на международных миссиях - в рамках Организация Объединенных Наций, НАТО или структура безопасности ЕС - и вспомогательная роль в случае катастрофы или крупных событий.

Показательно и то, что ответственным комитетом, работавшим в Думе с законопроектом и обеспечившим его беспрепятственное прохождение, был назначен не Комитет по обороне, а Комитет по безопасности. Объясняется это тем, что Комитет по обороне принадлежит в этом созыве КПРФ, а Комитет по безопасности - Единой России.

3. Федеральный закон от 07.06.2013 N 111-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

На тысячу солдат в год вырастет, как уверяет Генштаб, число отправляемых в армию благодаря этому закону. Следует из него то, что граждане РФ, прошедшие военную службу в другом государстве (еще не будучи российскими гражданами), не пользуются теперь, с принятием этого закона, предоставлявшимся им ранее освобождением от военной службы. Новые граждане РФ до исполнения им 27 лет теперь могут быть призваны, даже если уже прошли в свое время срочную военную службу у себя на родине.

Впрочем, освобождение для таких граждан как бы сохраняется. Но только для бывших граждан государств, с которыми на этот счет РФ имеет специальный международный договор. Пока такого договора нет ни с одной страной. Единственное, что есть - это международные двусторонние договоры с несколькими государствами бывшего СССР, такими как Таджикистан, Туркменистан, о прохождении российскими гражданами службы в вооруженных силах этих государств. А значит, освобождение от призыва сохраняется только у тех из проходивших службу в армии другого государства, кто проходил эту службу будучи гражданином РФ.

4. Федеральный закон от 02.07.2013 N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву»

Повышать привлекательность военной службы решили и кнутом, и пряником. Роль кнута играет появившаяся теперь, по этому закону, «черная метка» — «признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». Граждане, таким образом заклейменные, лишены с 2014 года права находиться на государственной гражданской службе или муниципальной службе. Доказательством такой неполноценности служит, согласно закону, военный билет, где при зачислении в запас будет ставиться теперь соответствующая запись. Отсутствием законных оснований считается любой случай, когда гражданин не прошел службу по призыву без отсрочки или освобождения, предоставленных решением призывной комиссии.

Закон имеет ярко антиконституционную окрашенность, так как полностью игнорируются принципы презумпции добросовестности и невиновности, а также право не быть наказанным за те деяния, ответственность за которые не установлена законом. Законом, вводящим ответственность, не может быть закон «о привлекательности» чего-либо. Законом, вводящим наказание в виде запрета на определенную деятельность, является Уголовный кодекс. Потому что запрет занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью - это вид уголовного наказания. Принцип законности, положенный в основу УК, означает что преступность и наказуемость деяния, устанавливается только самим УК. При этом ни одно наказание не может быть необратимым и бесконечным. Даже пожизненно осужденные имеют шанс на УДО, а одним из оснований отказа от смертной казни служит необратимость этого наказания.

Данным же законом вводится наказание без преступления — пожизненное лишение права на определенный вид деятельности. УК же по общему правилу допускает назначение такого наказания на срок до пяти лет в качестве основного и до трех в качестве дополнительного.

Если гражданин без законных оснований не прошел военную службу, это значит, что он или совершил уголовное преступление в виде уклонения от призыва на военную службу, за которое должен был понести наказание по статье 328 УК, или он не был призван по вине должностных лиц, на которых возложен призыв. Даже если некто объективно уклонялся от получения повестки, скитаясь до 27 лет по пустыне, он не несет ответственности за то, что не был привлечен к уголовной ответственности. Не говоря уже о том, что законные основания в действительности были, но таковыми военкоматом или призывной комиссией признаны не были из садистских и коррупционных побуждений.

О выборе службы: по призыву или по контракту

Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 159-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», которые предоставили будущим солдатам выбор - идти на 12 месяцев в казарму обычным призывником или заключить с воинской частью контракт, жить в гражданских условиях и получать в армии неплохие деньги. Военнослужащего по призыву ждет казарма, редкие увольнения и небольшое - 2 тыс. руб. в месяц - жалованье. Солдат-профессионалов селят в общежитии, при желании они могут снимать квартиру, свободное от службы время проводят по собственному усмотрению, зарплата составляет 30-35 тыс. руб. в месяц.

Напомним, что прежде минимальную службу профессионального солдата и сержанта закон ограничивал тремя годами. Новобранец и сейчас может подписать контракт сразу на 36 месяцев. Но одновременно у него появилось право остановиться на двухлетнем пребывании в армейском строю. Данные изменения вступили в силу 24 июня 2014 года.

Еще одно изменение касается граждан, которые пошли в армию призывниками, а в процессе солдатской жизни решили податься в контрактники. С ними контракт может быть заключён на срок менее 24 месяцев. Главное требование закона - чтобы суммарная продолжительность призывной и профессиональной службы этих рядовых и сержантов составила два, три года или пять лет. Раньше подобная практика обязывала человека находиться в строю три года или пять лет.

В случае досрочного расторжения контракта, расчёт службы солдата произойдёт по схеме - два дня службы по контракту приравняют к одному дню службы по призыву.

Новая "выборная" практика не коснется новобранцев весны-2014, она вступит в силу с 30 сентября нынешнего года.

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" следующие изменения:

1) в статье 38:

а) в подпункте "а" пункта 3 слова "на три года" заменить словами "на два года либо на три года по выбору гражданина";

б) в абзаце первом пункта 4 слова "три года или пять лет" заменить словами "два года, три года или пять лет";

в) в пункте 5:

в подпункте "а":

слова "указанного в подпункте "б" заменить словами "указанного в подпункте "б" или "в";

слова "на срок три года" заменить словами "на срок один год, три года";

дополнить подпунктом "в" следующего содержания:

"в) военнослужащим, являющимся гражданином и достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, - на срок один год, три года, пять лет, десять лет или на меньший срок.";

2) статью 49 дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:

"2 1 . Для военнослужащих, проходящих военную службу в органах, другими федеральными законами может быть установлен иной, чем предусмотренный настоящей статьей, предельный возраст пребывания на военной службе. Содержащиеся в таких федеральных законах положения о предельном возрасте пребывания на военной службе применяются в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.";

3) пункт 2 1 статьи 51 изложить в следующей редакции:

"2 1 . Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с указанными подпунктами, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е 1 " пункта 1, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.".

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Статьи 1, 2, абзацы третий, пятый и шестой подпункта "в" пункта 1 и пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 30 сентября 2014 года