Какие различия стыд и совесть. Стыд, совесть, долг. Впрочем, в последнее время культурологи всё чаще задаются вопросом: а не есть ли само это противопоставление чисто западный конструкт

Чувство вины, стыд и совесть идут рядом, иногда сливаясь так, что одно переживание неотличимо от другого. Как правило, принято считать эти переживания однозначно негативными. Однако здесь все не так однозначно. На определенном этапе чувство вины – это благо, способствующее развитию сущности.

Как я это вижу, чувство вины и стыд различаются. Чувство вины – это осознание, что безосновательно предал нечто светлое. Возможно, в чувстве вины парадоксальным образом смешаны страх потери и любовь – как некий созидательный настрой это потерянное воскресить. В этом отношении вина может стать мостом от разрушения к созиданию.

Стыд похож на вину, но механизм у него совсем другой. Стыд – это что-то вроде разоблачения, когда мы выглядим совсем не так, как себя позиционировали в глазах других. То есть, стыд переживается, когда разрушается наш красивый, зачастую искусственный образ.

Часто стыд и вину смешивают, называя это совестью. Здесь, условно говоря, есть ложная, невротическая совесть, построенная на желании выставить себя в лучшем свете, и есть истинная совесть, оберегающая внутренний свет.

Безответственный человек может обернуть чувство вины в сторону саморазрушения; вместо того, чтобы как-то поправить ситуацию ему проще себя немного помучить. Это действительно совершенно бесполезный расход энергии. Казалось бы, чувство вины не является продуктивным переживанием, и по своей сути это просто самобичевание и стремление наказать себя, но с этим переживанием не все так однозначно.

Под влиянием чувства вины человек зачастую не способен сделать выбор в сторону желаемой жизни. Нечто на бессознательном уровне диктует ему выбор таких условий, при которых он будет страдать, чтобы искупить свою «вину». Чувство вины, ограниченное самокопаниями чревато снижением самооценки и потерей уверенности в своих силах. Когда появляется возможность что-то в своей жизни наладить, чувство вины может диктовать: «ты не достоин этого, это – не для тебя».

Иногда люди годами застревают в определенном слое энергетики. Перемены им кажутся чем-то недоступным, невозможным, они просто не верят, что достойны лучшего образа жизни. Вокруг – одни и те же лица и события, сплошной порочный круг, колея, выскочить из которой, не представляется возможным. Такой вариант событий прочно закрепляется апатией, депрессией, пассивностью и страхом за будущее. Чем дольше человек плавает в болоте застоявшихся событий и переживаний, тем больше он боится сделать шаг в сторону неизвестного. Как быть?

В статье « », я уже упоминал один из самых эффективных способов выхода из пассивного уныния. Это – активный образ жизни. Регулярные усилия, движение и преодоление себя пережигают дурные эмоции.

Если человек, например переживает чувство вины, когда питается нездоровой пищей, и набирает лишний вес, очевидно, лучшей направленностью этого переживания будет спорт и . В таком ключе чувство вины является мощным перемен.

Если человек переживает чувство вины за какой-то проступок в прошлом, который он не способен исправить сейчас, это значит, что в настоящем просто необходимо привнести тепло, понимание и гармонию в то, что есть здесь и сейчас. Например, если в прошлом вы несправедливо обидели человека, и ощущаете чувство вины, не стоит себя терзать. Достаточно относиться с теплом, пониманием и дружелюбием к людям рядом с вами в настоящий период жизни.

В таком ключе благодаря мудрой активной позиции и ответственности за свои действия, чувство вины становится эмоциональным мостом от эгоизма, жадности и раздражительности к мудрости, любви и пониманию. Чувство вины – переходное переживание от нижних центров сознания к высшим.

Наглядный пример, демонстрирующий подобное действие чувства вины отображен в образе главного героя – отца Анатолия в фильме «Остров». В молодости он предал своего командира, сдав его немцам. Этим он терзал себя много лет, посвятил свою жизнь помощи другим, и спустя годы стал святым целителем.

Иногда важно уметь искренне просить прощения. При этом стыд может навязывать различные обходные протоколы и компромиссы на пути от эгоизма к совести. Еще лучше любых слов – та энергетика, тот настрой, в который вы облекаете свои действия. Человек может не понимать, что руководит его отношением к вам, однако почти каждый чувствует на подсознательном уровне то, какими переживаниями вы руководствуетесь в своем отношении к миру.

Однако само переживание вины, также, как и любые другие переживания является . Если вы находитесь на пути самопознания, необходимо учиться отделять переживания от событий. Речь о том, что у чувства вины, как и у других переживаний нет реального объекта. Чувство вины существует в субъекте, а не во внешнем мире. Можно назвать это кармой текущего момента. Мы оцениваем жизнь теми переживаниями, которые проходят через нас, поэтому на одно и то же событие разные люди реагируют по разному. Можно сказать, что на данном конкретном этапе человек имеет своеобразный набор переживаний, которые ему так и так суждено прожить. События лишь активируют эти переживания, но не являются их истинной причиной.

А запускается этот механизм в раннем детстве, когда в психике возникают идеальные образы правильного поведения. Следуя этим образам, мы ощущаем блаженное одобрение. Отклоняясь от них, маятник начинает шкалить на чувстве вины и презрении к себе. . Этот механизм – словно внутренний полицейский, координирующий поведение. Чтобы избавиться от него, важно понять, что с вами – уже все в порядке, вы – уже хороши как есть. Иными словами, важно принять себя как есть.

Никто не может иначе. Просто захотеть и стать лучше – невозможно. В нашей голове нет таких волшебных рычажков, которые волшебством могли бы сделать нас кем-то другим – кем-то более сильным и светлым. Невротичный вариант вины возникает, когда мы удерживаем в сознании некий идеальный образ себя – мечту о том, какой наша персона должна быть. Жизнь с такими идеалами заполнена страданиями – унижение и чувство вины на таком пути следуют по пятам. Мы не только не можем иначе, мы и не должны жить иначе. Каждый может и должен быть только собой.

Для окружающих, особенно в рабочей официальной обстановке наше чувство вины само по себе не несет никакой пользы. Взрослая жизнь требует от нас исправления ошибок, а не самобичевания. Ответственность и чувство вины – разные вещи. Нет такой обязанности – стыдиться и переживать вину. Самое лучшее, что можно сделать – поправить ситуацию на уровне событий. Если исправляться уже поздно, тогда терзать себя – тем более бесполезно. Достаточно сделать правильные выводы и продолжать жизнь, учитывая полученный опыт.

Да, чувство вины – эмоция со знаком «минус». Однако в жизни может случиться такой период, когда в эмоциональной сфере происходит нечто вроде локальной революции. Если человек страдает от эгоизма, гордыни и жадности, признание своих заблуждений почти неизбежно сопровождается виной. И в такой момент прятаться от чувства вины и стыда – себе дороже. Проще спокойно принять происходящее, позволить этому томительному переживанию сделать свою работу – если суждено, раскрыть сердце и ослабить чувство собственной важности.

Совесть и стыд

Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, но следует их различать.

Человек совестливый по мере своего самосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистая совесть -- нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Отечественный ученый XX в. Г. Бандзеладзе, считает, что без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность.

Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна «работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут уже стыдом. Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить.

Совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания -- стыда. Стыд и совесть в общем довольно близки.

Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд - перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд -- даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».

Стыд - это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, которое возникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами и осознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно (традиционная трактовка словарей и справочников).

Логика совести иная. Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд - перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

И это было осмыслено исторически довольно рано.

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э еще не знает специального слова «совесть». Но он требует нового понимания постыдного: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других». И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного».

Совесть интуитивна, и человек, у которого «она есть», умеет ее чувствовать и опирается на нее в своих выборах. Такой человек всегда поступает обдуманно, честно, не причиняя вреда себя и окружающему миру.

Мы говорим про него «совестливый человек», «живет по совести».

Совести нельзя научить. Совесть - это личный опыт зрелого человека. В процессе воспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести. Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.

Виды совести по Э. Фромму

Психоаналитик Э. Фромм считает, что совесть бывает двух видов -- авторитарная и гуманистическая.

Авторитарная совесть выражает нашу подчиненность внешнему авторитету. При авторитарной совести мы некритически усваиваем повеления некоей внешней силы, религиозной или социальной, и выполняем ее волю, потому что боимся. Подчиняясь авторитарной совести из страха наказания, человек следует повелениям, которые далеки от его собственных интересов.

Власть преследует свои корыстные цели и использует индивидов лишь как средство, принуждая их к подчинению с помощью формирования механизмов авторитарной совести. Если человек отступает от велений власти, он чувствует себя виноватым перед ней и страдает, боясь последующего наказания. Но как только люди понимают, что власть утратила силу и ничем не может им повредить, они тотчас теряют свою авторитарную совесть и больше не подчиняются тому, перед чем еще вчера робели и преклонялись.

Гуманистическая совесть по Фромму - это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного на саморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотно подчиняться чужим интересам, тратить жизнь впустую. Она призывает к самореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностей к тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. Иногда голос совести звучит косвенно через страх старости или смерти, когда человек вдруг понимает, что он не состоялся и не выполнил долга перед самим собой.

Совесть -- это призыв.

Совесть как зов была понята в XX в. еще одним выдающимся мыслителем Мартином Хайдеггером. Совесть для него сродни истине. Она заставляет человека вспомнить о своей конечности, смертности и вынырнуть из обезличенного обыденного мира, обернувшись к вопросу о Бытии и к теме собственной неповторимой индивидуальности. Зов совести приходит в молчании.

1.1 Совесть и стыд

Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, но следует их различать.

Человек совестливый по мере своего самосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистая совесть - нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Отечественный ученый XX в. Г. Бандзеладзе, считает, что без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность.

Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна «работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут уже стыдом. Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить.

Совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания - стыда. Стыд и совесть в общем довольно близки.

Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд – перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд - даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».

Стыд – это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, которое возникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами и осознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно (традиционная трактовка словарей и справочников).

Логика совести иная. Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд – перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

И это было осмыслено исторически довольно рано.

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э еще не знает специального слова «совесть». Но он требует нового понимания постыдного: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других». И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного».

Совесть интуитивна, и человек, у которого «она есть», умеет ее чувствовать и опирается на нее в своих выборах. Такой человек всегда поступает обдуманно, честно, не причиняя вреда себя и окружающему миру.

Мы говорим про него «совестливый человек», «живет по совести».

Совести нельзя научить. Совесть – это личный опыт зрелого человека. В процессе воспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести. Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.

1.2 Виды совести по Э. Фромму

Психоаналитик Э. Фромм считает, что совесть бывает двух видов - авторитарная и гуманистическая.

Авторитарная совесть выражает нашу подчиненность внешнему авторитету. При авторитарной совести мы некритически усваиваем повеления некоей внешней силы, религиозной или социальной, и выполняем ее волю, потому что боимся. Подчиняясь авторитарной совести из страха наказания, человек следует повелениям, которые далеки от его собственных интересов.

Власть преследует свои корыстные цели и использует индивидов лишь как средство, принуждая их к подчинению с помощью формирования механизмов авторитарной совести. Если человек отступает от велений власти, он чувствует себя виноватым перед ней и страдает, боясь последующего наказания. Но как только люди понимают, что власть утратила силу и ничем не может им повредить, они тотчас теряют свою авторитарную совесть и больше не подчиняются тому, перед чем еще вчера робели и преклонялись.

Гуманистическая совесть по Фромму – это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного на саморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотно подчиняться чужим интересам, тратить жизнь впустую. Она призывает к самореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностей к тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. Иногда голос совести звучит косвенно через страх старости или смерти, когда человек вдруг понимает, что он не состоялся и не выполнил долга перед самим собой.

Совесть - это призыв.

Совесть как зов была понята в XX в. еще одним выдающимся мыслителем Мартином Хайдеггером. Совесть для него сродни истине. Она заставляет человека вспомнить о своей конечности, смертности и вынырнуть из обезличенного обыденного мира, обернувшись к вопросу о Бытии и к теме собственной неповторимой индивидуальности. Зов совести приходит в молчании.

ХХ века в трудах некоторых отечественных ученых-юристов свобода совести и вероисповедания рассматривалась как одна из важнейших личных духовных свобод31. При характеристике свободы совести и вероисповедания как правового института важно также рассмотреть собственно его содержание и выявить тенденции развития данного института. Так, М. Г. Кириченко усматривал в содержании свободы совести десять...

Их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неис­полнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести. Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и...

И укор со стороны собственного «я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, су­ществующим в обществе . Совесть - феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупре­ки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего...

В светский аналог "святой инквизиции". Необходимо разработать всестороннее понятие свободы совести, исследовать механизмы мировоззренческой потребности во всех сферах жизнедеятельности общества. В реалиях современности главным аспектом свободы совести является осознание многообразия отношений и уважение к соотношению знания и веры у разных людей. Развитие цивилизации обусловливает изменение...

СТЫД - это непосредственная, импульсивно-эмоциональная реакция человека на реальное или мнимое несоответствие его поступков, помыслов или намерений господствующим в обществе и разделяемым им самим нормам морали или правилам общественного поведения. Действие стыда проявляется в недовольстве собой, самоосуждении или самообвинении. Испытывать стыд человек может не только по поводу собственных действий, но и действий или поведения близких ему людей. Стыд обусловлен ценностными ориентациями человека, и в зависимости от их характера различные люди обладают различными порогами стыда и степенями стыдливости. Способность стыдиться явно отличает человека от животных и выделяет его из животного мира.

Стыд наполняется нравственным содержанием по мере того, как человек начинает стыдиться тех своих действий, помыслов и поступков, которые принижают и оскорбляют его личное достоинство, противоречат нравственным установкам, принципам, убеждениям. Чувство стыда может принимать коллективный характер, если определенное сообщество людей испытывает его одновременно по одному и тому же поводу. Чувство стыда начинает действовать только на определенном уровне развития индивидуального самосознания. Ребенок, например, до определенного возраста вообще ничего не стыдится. Взрослый человек испытывает чувство стыда по самым различным, подчас внеморальным поводам. Люди могут стыдиться своего происхождения, своих родителей, своей бедности, своего внешнего вида, невоспитанности, необразованности и т.п. В определенных ситуациях стыд преодолевается. Это говорит о том, что в формировании стыда социальные факторы играют немаловажную роль, хотя и не единственную. В этике стоицизма стыд определяется как одно из проявлений совести, а в последующих этических учениях понятия "стыд" и "совесть" рассматриваются как родственные.

Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

СОВЕСТЬ - это как бы осознанный стыд, эмоционально-рациональная способность человека судить самого себя на основании уже имеющихся в сознании и убеждениях представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, должном и недолжном, честном и бесчестном и т.д. В совести особенно сильно проявляется субъективность человеческих переживаний в форме раскаяния, переживания своей вины по поводу собственных злонамерений и злодеяний. Совесть можно назвать самоконтролирующей и самооценивающей моральной рефлексией, внутри которой, по Гегелю, человек пребывает в глубочайшем внутреннем одиночестве, лишь с самим собой. Голос совести можно заглушать в себе ссылками на различные обстоятельства, но и это не может предохранить человека от самопорицания и упреков себе. В совести человек спорит сам с собой, и потому она выступает не только в роли судьи, но и в роли адвоката. Как субъективный принцип ответственности человека за свои действия совесть может быть предупреждающей, предостерегающей от зла.

Введение

1. Понятие совести

1.1 Совесть и стыд

1.2 Виды совестипо Фромму

2.1 Задача совести

2.2 Функции совести

3. Императивностьморали

4. Значениесовести в педагогике

5.Функционирование совести

Заключение

Список литературы


В ведение

Совестьпредставляет собойспособность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. Приэтом человек осознает и переживает по поводу невыполненного долга, недостойногоповедения, оценку которому «выставляет» сам, чувствует себя виноватым.

Совесть – это внутренний контролер человека.

Моральные ценности ориентируютчеловека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, чточеловеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях идействиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействиена волю человека.

Моральныеценности всегда провозглашаются в такой форме, которая указывает нанеобходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральнымценностям воспринимается человеком как долг.

Если человек спокоен при невыполнениидолга, безнравственен, его называют «бессовестным» - им не усвоены, не принятыдушой важнейшие моральные ориентиры. Бессовестного человека сдерживает тольковнешний контроль, иначе он будет приносить вред окружающим. Такие люди проявляетсвою безбрежную зловредность: крадут, лгут, издеваются над другими без зазрениясовести.

Психологи выявили: в семьях, гдесуществует жесткий внешний контроль и жестокие наказания, больше шансоввырастить бессовестного человека. Он будет идти к своей цели, пренебрегая всемиморальными устоями, не обращая внимания на страдания окружающих. В то же времясемьи, где превалируют доверительные отношения, воспитывают совестливых детей,у которых высок уровень внутреннего самоконтроля и моральной рефлексии.

Люди, вырастающие в атмосфере вниманияи ласки, глубоко усваивают моральные нормы и идеалы, они сочувствуютокружающим, воспринимают их страдания как свои и стремятся не делать зла.


1. Понятие совести

Совесть является нравственнымсознанием человека, способностью различать добро и зло, побуждающая человека делатьосознанный выбор в пользу добра.

Когда говорят о свободе совести,имеют в виду право человека исповедовать любую религию или не исповедоватьникакой. В понятии совесть отражается тесная связь этики и психологии.

Совесть - черта духовного обликаличности, выражающая ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зласвоего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.

Слабое развитие совести у тогочеловека, который, отдавая себе отчет в том, что причинил кому-то материальныйили моральный ущерб, не порицает себя за это, не испытывает стыда, недовольствасобой и стремления поправить дело.

Совесть предполагает осознаниеличностью своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. Всложной обстановке совесть заставляет человека вести себя так, чтобы незаслужить упрека со стороны близких людей, всего народа.

Совесть - феномен эмоциональный, онапроявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, черезтревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своегоповедения.

Совесть – это наш внутренний голос,который то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости иудовлетворения за содеянное. Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупныйи беспристрастный. Мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно,когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо.

Известный отечественный филолог Д.Н.Ушаков в своем словаре так описывает понятие «совесть»: совесть - внутренняяоценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственнойответственности за своё поведение. А в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: совесть- нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужихпоступков, на основании определенного критерия добра и зла.

По В. Далю: совесть - нравственное сознание,нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла;тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине идобру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине;прирожденная правда, в различной степени развития.

Итак, мы выяснили, что совесть – этонекая субстанция, способная взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму,побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым иправильным.

1.1Совесть и стыд

Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, носледует их различать.

Человек совестливый по мере своегосамосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистаясовесть - нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, этонаграда за нравственные усилия. Отечественный ученый XXв. Г. Бандзеладзе, считает, что без чистой совести добродетель потеряла бывсякую ценность.

Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна«работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут ужестыдом. Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы.Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не можетзаговорить.

Совесть человека, по существу, независимаот мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннегоконтрольного механизма сознания - стыда. Стыд и совесть в общем довольноблизки.

Совестьназывают «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можноподдержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд – переддругим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, каквиновника страдания.

В стыде также отражается осознаниечеловеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствиянекоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыдполностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить своеосуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнееи значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд - дажеза случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые емукажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковыхокружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Ониошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».

Стыд– это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, котороевозникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами иосознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно (традиционнаятрактовка словарей и справочников).

Логикасовести иная. Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутреннейдисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести:стыд – перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-засебя, как виновника страдания.

И это было осмыслено исторически довольнорано.

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э еще не знаетспециального слова «совесть». Но он требует нового понимания постыдного: «Неговори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. учись гораздо более стыдиться самогосебя, чем других». И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же,сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никомунеизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и вкаждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного».

Совестьинтуитивна, и человек, у которого «она есть», умеет ее чувствовать и опираетсяна нее в своих выборах. Такой человек всегда поступает обдуманно, честно, непричиняя вреда себя и окружающему миру.

Мыговорим про него «совестливый человек», «живет по совести».

Совестинельзя научить. Совесть – это личный опыт зрелого человека. В процессевоспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести.Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.

1.2 Виды совести по Э. Фромму

Психоаналитик Э. Фромм считает, чтосовесть бывает двух видов - авторитарная и гуманистическая.

Авторитарная совесть выражаетнашу подчиненность внешнему авторитету. При авторитарной совести мынекритически усваиваем повеления некоей внешней силы, религиозной илисоциальной, и выполняем ее волю, потому что боимся. Подчиняясь авторитарнойсовести из страха наказания, человек следует повелениям, которые далеки от егособственных интересов.

Власть преследует свои корыстныецели и использует индивидов лишь как средство, принуждая их к подчинению спомощью формирования механизмов авторитарной совести. Если человек отступает отвелений власти, он чувствует себя виноватым перед ней и страдает, боясьпоследующего наказания. Но как только люди понимают, что власть утратила силу иничем не может им повредить, они тотчас теряют свою авторитарную совесть ибольше не подчиняются тому, перед чем еще вчера робели и преклонялись.

Гуманистическая совесть поФромму – это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного насаморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотноподчиняться чужим интересам, тратить жизнь впустую. Она призывает ксамореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностейк тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. Иногда голоссовести звучит косвенно через страх старости или смерти, когда человек вдругпонимает, что он не состоялся и не выполнил долга перед самим собой.

Совесть - это призыв.

Совесть как зов была понята в XX в. еще одним выдающимся мыслителем Мартином Хайдеггером.Совесть для него сродни истине. Она заставляет человека вспомнить о своейконечности, смертности и вынырнуть из обезличенного обыденного мира,обернувшись к вопросу о Бытии и к теме собственной неповторимойиндивидуальности. Зов совести приходит в молчании.


Личность несет в себе не только все свое настоящее, но и все своепрошлое, все события нравственной жизни, наслоения которых составляют глубокуюи интимную область, известную особому нравственному сознанию, определяемому каксовесть. В совести интегрирована вся нравственно осознанная деятельностьчеловеческой личности. В каждый отдельный момент судьбы совесть - этонравственный итог пройденного человеку жизненного пути.

Совесть - это ответственностьчеловека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальныхценностей.

Раз совесть указывает на соответствиеили несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок по совести» - этопоступок из чувства долга, это поступок, которого требует совесть. Совесть женастаивает на исполнении долга. О долге в отношении совести Кант сказал:

«Культивировать свою совесть, всебольше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого всесредства» .

Общепризнано, что совесть является личным сознанием и личным переживаниемчеловека относительно правильности, достоинства и честности всего того, что имкогда-то совершено.

Реальность совести, как постоянно действующего личного нравственногосознания, представляется вполне очевидной. Это та реальность, с которой вселюди встречаются внутри себя и в общении между собой.

Высший моральный долг человека состоит в том, чтобы содействовать благудругих людей и совершенствоваться, в частности в исполнении долга.Совершенствование - потенциально бесконечно. Предположение индивида о том, чтоон достиг совершенства, свидетельствует о его несовершенстве.

Другой взгляд состоит в том, что признавать свою совесть чистой возможнои нужно. Чистая совесть - это сознание того, что ты в общих чертах справляешьсясо своими моральными обязанностями, что за тобой нет существенных нарушенийдолга и крупных отступлений от нравственных ориентиров. Зачем надо мучиться,если ты действительно выполняешь то, что положено, и делаешь это честно и охотно?

Ощущение чистой совести дает человеку уравновешенность, спокойствие,способность оптимистично и бодро смотреть в будущее. Если у морального индивидавозникнут реальные основания для сомнений в правильности того или иного своегопоступка, индикатор-совесть моментально заработает. Это произойдет даже раньше,чем возникнет рефлексия, чем появится мысль - «что-то не так».

Как понятие и как реальность совесть является предметом не толькотеоретического исследования, но находит отражение в сфере народной мудрости и вописаниях художественной литературы. Философы, богословы и религиозные писателизаявляют в той или иной форме о главенстве совести в нравственной жизни.

Всемирно известные описания совести в ее художественной интерпретациизаключают в себе чрезвычайную этическую ценность. Они убеждают в том, чтовсякий человек, блуждающий в иллюзиях нравственной вседозволенности во имядостижения эгоистических и честолюбивых целей, неизбежно наталкивается насовесть, как на невидимую подводную скалу, о которую разбивается «железнаялогика” всех его построений. В то же время он обретает в совести ту реальную итвердую почву, утверждаясь на которой он становится способным осуществитьнравственное воссоздание своей личности.

Совесть относится к наиболее глубоким и ярким явлениям человеческогонравственного опыта. Она представляет собой ту замечательную способность души,с помощью которой в каждой отдельной личности преломляется общечеловеческоенравственное сознание с его аксиомами естественного нравственного закона. Поэтомуименно личная совесть, а не что другое, что находится во власти самогочеловека, должна явиться связующим звеном двух важнейших экзистенциальныхреальностей: нравственного порядка в душе и нравственного порядка во всемокружающем мире.

Совесть,как и любовь, ответственность, свобода и другие феномены человеческогосуществования не являются предметом специального изучения в программах школьныхкурсов. Понимание этих специфических человеческих проявлений основывается нажизненном опыте людей.

Житейскиевысказывания: совесть «мучает», «гложет» или выражения «нет совести»,«угрызения совести» определяют общее чувствование совести, но, конечно, не раскрываютглубокого понимания.

Совесть - чувство ответственности законкретно понятый долг, это внутренний самоотчет за выполнение совершенноопределенных моральных обязанностей, которые далеко не всегда совпадают собязанностями абстрактного морального субъекта и могут далеко от нихуклоняться.

Человек может считать своим долгомсовершение кровной мести и мучиться упреками совести за то, что не мог еесовершить. Или некто обязан докладывать начальству о благонадежностиокружающих, и его мучает совесть, что он пожалел своего соседа и скрыл отвластей его критические разговоры. В подобных случаях всегда встают вопросы:является ли истинным то добро, перед которым мы держим отчет? Тем ли идеалам мыслужим? Возникает проблема иерархии ценностей, рефлексии по поводу самихустановок нашей совести. И здесь совесть неизбежно вновь возвращается к разуму,без которого человек не может совершить верный выбор в сложной ситуации.


2.1Задача совести

Задачасовести – открыть человеку «то, что надо» для него в каждой конкретнойситуации. Однако, «то, что надо» для каждого человека свое.

Э.Фроммсчитает, что совесть не может быть поверхностной или разной. Совесть имеет делос абсолютно индивидуальным бытием. Она может роявляться в человеке лишь накакую-то долю. Совесть, на момент своей «работы», полностью поглощаетпереживания человека, охватывает все его человеческое существование. Она, как илюбовь, и все другие чувства, есть выражение целостного участия существа вэмоциональном переживании.

Совестьне охватывается общими моральными законами, но согласует общий моральныйпринцип с моими внутренними позициями. «Жить по совести – это всегда абсолютноиндивидуально – личная жизнь в соответствии с абсолютно конкретной ситуацией,со всем тем, что может определять наше уникальное и неповторимое бытие».

Одномучеловеку не дано знать, был ли прав другой, поступая по своей совести, считаетВ. Франкл, тогда как не экзистенциалисты совесть связывают с «голосомобщечеловеческого и универсального». Совесть указывает на сопричастность к другому.

2.2Функции совести

Главная функция совести -самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, обответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой.

В нравственной жизни человека совесть сохраняет свое главенствующееположение и выполняет свои специфические функции.

Основными функциями совести являются законодательная, судебная иисполнительная. В этих трех функциях совести проявляются ее авторитет, достоинствои свобода.

Достоинство совести проявляется в ее судебной функции и заключается втом, что голос совести, обвиняющий за злые дела, всегда правдив, категоричен инеподкупен.

Совесть всегда указывает на требования нравственного закона, обличает илиодобряет совершенные поступки, вознаграждает или карает. Выполнение совестью еефункций не есть простой автоматический акт. Это всегда сложный динамическийпроцесс, в котором сама совесть зависит от общих нравственных установок личности,от степени приближения личности к нравственному идеалу.

Всем хорошо известно, что совестьчасто побуждает человека делать именно то, что ему не только невыгодно, но инеприятно. С точки зрения эволюции, совесть является – человеческой слабостью. Онанисколько не делает человека «сильнее», а наоборот, гарантирует ему полноепоражение в жестокой борьбе за выживание, где выживают «сильнейшие» и болееприспособленные. Кроме того, при помощи теории эволюции невозможно объяснитьсуществование совести в человеке. Совесть побуждает разум не толькоусматривать в тех или иных действиях личную выгоду или просчёт, но и оцениватьпоступки с нравственной стороны. Как совести удаётся это делать? При помощивоздействия на разум с помощью моральных доводов. Совесть играет огромнуюроль в принятии решений, влияя на наш выбор. Но не стоит полагать, что воля исовесть – это одно и то же. Воля – это способность делать осознанный выбор.

Благодаря действию совести, человекзнает, как правильно (с моральной точки зрения) поступить в той или инойситуации. Тем не менее, человек может решить поступить так, как емуподсказывает его совесть, а может решить пойти против неё. Если бы совесть иволя были чем-то неделимым, то это было бы невозможно, и человек всегда быпоступал только по совести. Однако этого в жизни не происходит.

Совесть тревожит личность, не даетей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностями установлениям, уществующим в обществе.

Совесть способна взывать к нашимчувствам, так же, как она взывает к нашему разуму. Как это происходит? Совестьпобуждает человека делать хорошее и избегать делать злое, сопровождая хорошиепоступки чувством радости и удовлетворения, а плохие поступки – чувством стыда,страхами и душевными муками, которые часто называются «угрызениями совести». Итак,мы выяснили, что совесть – это некая субстанция, способная взывать к нашимчувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем,что мы считаем добрым и правильным.

В нравственной жизни человека совесть сохраняет свое главенствующееположение и выполняет свои специфические функции. Основными функциями совестиявляются законодательная, судебная и исполнительная. В этих трех функцияхсовести проявляются ее авторитет, достоинство и свобода.

Достоинство совести проявляется в ее судебной функции и заключается втом, что голос совести, обвиняющий за злые дела, сегда правдив, категоричен инеподкупен.

Свобода совести предполагает ее исполнительную функцию и проявляется втом, что ничто не может поколебать совесть, сознающую свою правоту, так же, какничто не может связать совесть, заставить ее молчать и не карать за злые дела ибеззакония.

Совесть всегда указывает на требования нравственного закона, обличает илиодобряет совершенные поступки, вознаграждает или карает. Выполнение совестью еефункций не есть простой автоматический акт. Это всегда сложный динамическийпроцесс, в котором сама совесть зависит от общих нравственных установокличности, от степени приближения личности к нравственному идеалу.

Величайшее нарушение долга перед самим собой - противопоставлять истинеложь. Всякая преднамеренная неправда есть ложь, потому что человек в этомслучае лицемерит в отношении внутреннего преклонения перед истиной. Первымпреступлением человека, о котором говорит Библия, была ложь. Человек, не поступающийпо истине, теряет свое нравственное достоинство.

Ложь может быть внешней и внутренней. Внешняя ложь делает человекапредметом презрения в глазах других. Внутренняя ложь делает человека предметомпрезрения в его собственных глазах. Ложь оскорбляет достоинство человека,поскольку является нарушением долга в отношении к честности. Человек, которыйне верит тому, что сам говорит другому, унижает и попирает достоинство в самомсебе.

Согласно Канту, необходимость соответствия поступка во всех обстоятельствахтребованиям нравственного закона есть общий долг человека по отношению к самомусебе.


3.Императивность морали

Обязательства, вытекающие из ценности, касаются как достижения самойценности, так и средств ее достижения.

Нравственные ценности императивны (обязательны). И не просто императивны,но императивны безусловно. Это значит, что им необходимо следовать не прикаких-то условиях, а всегда. Ими надо руководствоваться в отношениях со всемилюдьми, а не только с ограниченным кругом родственников, друзей, коллег,соотечественников. Нравственные императивы, как и утверждаемые ими моральныеценности, имеют надситуативный и безличный, т.е. универсальный, характер.

В истории философии существуют дваподхода к решению вопроса о соотношении ценностности и императивности моральныхсуждений (высказываний) - блага и долга. Согласно одному из подходов, человектак или иначе знает (скорее всего, от природы), в чем состоит его благо; егозадача - не уклоняться от него; долг человека состоит в том, чтобы стремиться ксобственному благу и содействовать благу других людей.

Но как в одном, так и в другомрешении проблемы соотношения ценности (блага) и нормы (долга) предполагается,что нравственная задача решается человеком в преодолении чего-то - себя,обстоятельств, каждодневной рутины, давления авторитета или какого-либо иноговнешнего принуждения.

В любом случае мораль императивна, иее императивность осуществляется посредством противопоставления того, чтодолжно быть, и того, что есть в этой жизни. Имея в виду эту существенную чертуморальной императивности - постоянную противоположность должного и сущего, -можно сказать, что деонтологический подход точнее раскрывает механизмфункционирования морали. Противоречие должного и сущего, обязанностей и нравовявляется фундаментальной характеристикой морали. И как бы человек высоко ниподнялся в нравственном развитии и именно потому, что он поднялся высоко, оностается критичным по отношению к себе и миру.

Существенной характеристикойморальных требований является их универсальность, или всеобщность.

Всеобщность нередко неправомернопонимается как то, что: а) у всех людей есть некоторые общие представления одобродетельном, правильном и достойном; б) определенные моральные требования иценности являются общераспространенными, в) всеми признаваемыми в виде неких«простых норм нравственности» или «общечеловеческих ценностей». Такие пониманиявсеобщности моральных требований отражают действительный фактобщераспространенности некоторых форм поведения и человеческих взаимоотношений.Но универсальность как свойство морального требования неправильно сводить кобщераспространенности.

Под универсальностью следуетпонимать безотносительность нормативных суждений к конкретным лицам иситуациям. Это выражается в:

1)беспристрастности, т.е.равном отношении ко всем в определенной ситуации.

Так, беспристрастность какнелицеприятность проповедовалась Моисеем - как требование к судье: «Не делайтенеправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; поправде суди ближнего твоего». В Новом Завете это требование повторяется, но вто же время как будто допускает и расширительное толкование: к людям следуетотноситься по вере, «не взирая на лица», одинаково относясь к богатому и кбедному.

2) в надситуативности, т.е.равном отношении к одному лицу в разных обстоятельствах. В этих характеристикахнравственного требования Ты обобщается до Они, Мы,Человечество , и это значит, что к другому должно относиться какк вочеловеченному другому, в лице другого - к человечеству. Беспристрастность инадситуативность кристаллизуются в:

3)принципе универсализуемости, которыйгласит: принимая и осуществляя решение в отношении другого, исходи из того, чтодругой в такой же ситуации примет такое же решение в отношении тебя.

Здесь по-своему обнаруживаетсязолотое правило: из универсализуемости вытекает, что если сейчас говорю, что ядолжен поступить определенным образом по отношению к определенному лицу, яобязан считать, что то же самое должно быть совершено в отношении меня, будь яв точно такой же ситуации, включая то, что я обладал бы теми же личностнымикачествами и теми же мотивами.

Таким образом, принимая во вниманиеразличные аспекты всеобщности моральных требований, можно заключить, чтоэтическая нормативная мысль движется следующим образом:

1). «Поступай одинаково в отношенииразличных людей в одинаковой ситуации» (беспристрастность).

2.«Поступай одинаково в отношении разныхситуациях» (надситуативность).

3). «Исходи из того, что любойдругой на твоем месте поступил бы так же, как ты, в отношении данного человекаили в данной ситуации, равно и в отношении тебя любой другой в данной ситуациипоступил бы так же» (универсалиъуемость).

Все эти черты моральногодолженствования, характеризуя форму последнего, недвусмысленным образом задаюти его содержание. Очевидно, что они предполагают, не исчерпывая это содержаниеполностью, что в моральных решениях, действиях и оценках человек должен покрайней мере соблюдать равенство и не ущемлять ничьи права.

Тогда разрешаются вышеозначенныезатруднения. И золотое правило, и принцип универсализуемости, будучи довольнообщими, призваны всего лишь ограничить произвол.

Только при условии соблюдения правдругих людей и, стало быть, исполнения своих обязанностей человек долженсодействовать благу других людей. Это содействие же предполагает иные похарактеру поступки - совершаемые сообразно сложившимся ситуациями включенным в них лицам.


4. Значение совести в педагогике

Совесть как специфическое проявлениечеловеческого существования требует особого внимания в педагогике.

На ранних стадиях становленияличности совесть проявляется как «голос» значимого окружения (референтнойгруппы) - родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторогоавторитета, и соответственно обнаруживается в страхе перед возможнымнеодобрением, осуждением, наказанием, а так же в стыде за свое действительноеили мнимое несоответствие ожиданиям значимых других.

В практике воспитания обращениевоспитателя к совести ребенка, как правило, и выражает требованиеисполнительности, послушности, соответствия предписываемым нормам и правилам.Так обстоит дело с точки зрения развития этой нравственной способности.

Идеиэкзистенциальных философов и психологов о совести позволяют выделить глубокиетеоретические и практические основания для образования (экзистенциализм –направление в философии и психологии, подчеркивающее уникальность несводимого кобщим схемам личного опыта конкретного человека); постигая себя как экзистенцию,человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя.

Обращаяськ экзистенциальным аспектам феномена совести, рассмотрим идеи В.Э. Франкла.Совесть – то, что погружено в глубины бессознательного, так как важныеэкзистенциальные решения, принимаемые «под руководством» совести, всегда неосознаваемые и не рефлексируемые. Франкл приступает к рассмотрению совести,чтобы пояснить «духовное бессознательное».

Совестьпредшествует любой морали, подчеркивает автор, она – доморальное постижениеценности. Совесть иррациональна, потому что имеет дело не с реальностью, а свозможностью. Для нее открыто не существующее, а лишь то, что должносуществовать. Как и любовь, совесть интуитивна, она предвосхищает должное,усматривает то, чего еще нет.

Совестьнаправляет человека в поиске смысла, поэтому Виктор Франкл называет ее «органомсмысла» и определяет как «способность обнаружить тот единственный и уникальныйсмысл, который кроется в любой ситуации». В век распространяющегося чувствасмыслоутраты, воспитание должно оттачивать совесть – иммунитет противконформизма и тоталитаризма (которые есть следствия экзистенциального вакуума).Только «бодрствующая совесть» (В. Франкл) дает человеку способностьсопротивляться, не поддаватьсяконформизму и не склонятьсяперед тоталитаризмом.

Дляопределения глубины понимания совести и характера ее проявления были опрошеныпедагоги и учащихся начальных классов г. Костаная. Участвовали младшиешкольники школы-сада № 3, студенты очной и заочной форм обучения КГУ им. А.Байтурсынова (2002-2004 уч.гг).

Младшимшкольникам было предложено написать сочинение – размышление «Когда меня«мучает» совесть». Мы получили искренние и содержательные ответы. Школьникиописывали характерные для их возраста житейские ситуации, в которые онипопадают. Большинство рассуждений младших школьников о том, как их «мучает»совесть, связаны с обманом взрослых или скрытия чего-либо от них. Например:«Один раз, когда папа пришел меня будить, я не захотел вставать и не пошел вшколу. На следующий день в школе я сказал, что папа меня не разбудил. Так менямучила совесть» (Виталий, 7 лет, 1 класс). В данном возрасте проявление своейсовести ребенок определяет неодобрением взрослых. Совестно, потому чтонедовольны или огорчены родители и учитель.

Детиописывают свои переживания уже после свершения «плохого» поступка. И здесь замечено,что для детей характерно отождествление стыда и совести. «Мне стыдно, что яразбила папину кружку. За это меня мучает совесть» (Ассель, 7 лет, 1 класс).

Проведенныйанализ психологических текстов и детских сочинений о совести позволилпредположить, что в силу возрастныхособенностей, младшие школьники не знакомы с реальными проявлениями совести какглубокого и зрелого переживания.

Возрастучаствующих в исследовании практикующих учителей от 24 лет до 51 года. Этоучителя сельских начальных школ, на момент опроса они являлись студентамизаочного отделения ПиМНО Костанайского государственного университета им. А.Байтурсынова (2002-2004 уч.гг).

Самоераспространенное мнение о совести – как о внутреннем ограничителе поведения:«рамки, которые человек не должен нарушать», «поступать в соответствии справилами поведения», «внутренний контролер, дающий оценку поступкам» и т.д.Многие связывают совесть с чертой характера человека, его личностнымикачествами: «когда человек говорит правду», «правдивое отношение к себе иокружающим», «любит трудиться», в нескольких ответах уточняется, что совестьхарактеризуется отношением к людям.

Подчеркиваяинтуитивность, интервьюируемые пишут, что совесть – это внутренняя сила, нерегулируемая человеком: «то, чему я не могу воспротивиться, что заставляет меняправильно поступать…», «то, что заставляет меня вовремя одуматься». Так же, каки в школьных работах, замечено отождествление совести и стыда. Самое красивое,на наш взгляд, из предложенных следующее описание: «совесть – это – чистотадуши ; когда человек, не смотря на разные испытания в своей жизни, остаетсячист внутренне» (ответы давались без подписи фамилий).

Какмы и предполагали, определение такого человеческого проявления, как совесть,вызвало у опрашиваемых некоторые затруднения. Заметили, что учителя не готовы кразмышлениям о совести и других феноменах человеческого существования, затруднялисьвыразить свою мысль. В основе понимания совести, в основном, житейскиеопределения, поверхностные, не глубокие. Много размытых представлений, судя покоторым вообще не ясно, о чем хотели сказать: «чувство, которое возникает прикаком-то поведении», «определенное качество», «внешнее и внутреннее состояниечеловека».

Втаких случаях возникает вопрос: что имеет ввиду учитель, когда говорит о совести своему ученику? Здесь четко обозначается проблема компетентности педагогов и качестварезультатов их педагогических действий. Учитель, воспитывая совесть, долженобъяснять ребенку, что она «работает» прежде, чем человек совершает что-либо,помогает не допустить безнравственных желаний, что совесть – специфическое человеческое проявление, основанное напредвосхищении несоответствия должному, открытии того, что и какдолжно быть . Совесть предвосхищает то, за что послебудет стыдно.

Совестьуказывает на сопричастность к другому. Значение приставки со- аналогична словам«сочувствие», «сообщество», «сострадание», «содружество» и др. Корень слова«весть» от «ведать», «знать» - указывает на то, что совесть дана нам для знанияправильности или неправильности поступка, слова или мысли с точки зренияобщности, единства людей.

Обепозиции ценны в педагогическом процессе. Первая – только ты сам определяешь для себя правильность выбора, не согласуя его ни с кем. Вторая –твой выбор согласуется с выбором окружающих . Тот и другой вектор имеютместо в воспитании совести.


5.Функционирование совести

Современные православные богословыпридерживаются мнения, что совесть - это выражение всегонравственно-психологического функционирования личности, а не какая-то изолированнаяее способность.

Совесть упрекает молча, нонеотступно. Она заставляет людей говорить самим себе правду и в конце концов предприниматьреальные усилия для исправления ситуации, если это, конечно, возможно.

Функционирование (деятельность) совести включает участие ума, чувства иволи.

Участие ума в функционировании совести является принципиальнонеобходимым. Ум взвешивает и оценивает альтернативные возможности, анализируетнравственное достоинство мотивов и намерений, чтобы решить, как поступить, иличтобы обсудить уже совершенные поступки.

Однако совесть является не только нравственным сознанием, но инравственным переживанием всего того, что подлежит этической оценке. Чувстваумиротворения и радости чистой совести или чувства вины и тревоги нечистойсовести указывают на участие эмоций в функционировании совести.

Наконец, совесть не может осуществлять своих функций без участия воли,которая помогает ей активно осудить зло и обязывает исполнять то, что еюодобрено и принято. Благодаря содействию воли, решения совести приобретаютимперативный характер.

Таким образом, принимая во внимание, что функционирование совестивключает участие ума, чувства и воли, мы можем представлять совестьодновременно в трех измерениях: как нравственное сознание, как нравственноепереживание и как волевую способность личности в ее стремлении к нравственной самоактуализации.

Функционирование совести предполагает насущную потребность личности внравственной самооценке, потребность в нравственном оправдании сокровенных иникому не ведомых замыслов, произнесенных слов, совершенных тайных и явных дел.


Заключение

Из вышеизложенного нам стало известно,что главная функция совести - самоконтроль.

Совесть - это ответственностьчеловека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальных ценностей.

Раз совесть указывает насоответствие или несоответствие поступка долгу, то, стало быть, «поступок посовести» - это поступок из чувства долга, это поступок, которого требуетсовесть. Совесть же настаивает на исполнении долга. О долге в отношении совестиКант сказал:

«Культивировать свою совесть, всебольше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого всесредства».

И это - тот долг, который человекимеет перед самим собой: совершенствоваться, в том числе в честном ипоследовательном исполнении долга.

Моральное сознание интригуетзаключениями, которые здравому уму кажутся то логическими кругами, тотавтологиями. Но это все знаки автономии морального духа, который не можетвывести себя ни из чего и, не умея успокоиться, утверждает себя через себясамого.

В обычной речи мы можем употреблятьвыражения «спокойная совесть» или «чистая совесть».Под ними понимаютфакт осознания человеком исполненности своих обязательств или реализации всехсвоих возможностей в данной конкретной ситуации.

Человеческая совесть является желанием приблизить окружающий мир кидеальному. Часть информации, описывающей идеальный мир, можно охватить своимсознанием, но оставшаяся часть находится в подсознании, и человек часто непонимает, почему он поступил так, а не иначе. Например, если мы видим, чтокто-либо поступил не так, как он не должен был поступить в нашем идеальноммире, то мы его осуждаем. А если мы сами поступили не так, как должны были, томы осуждаем сами себя.

Самоосуждение – это муки совести. Я считаю, чтобы «не грызла» совесть, надожить по законам морали, по крайней мере – стараться.


Список литературы

1.Афанасьев В.Г.Системность и общество. – М., 1990.

2. Бергер П.Л.Приглашение в обществознание: Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс,1996. – 462 с.

3. ГусейновА.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.

4. Волков Ю.Г.,Нечипуренко В.Н., и др. Обществознание: Курс лекций: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

5. Архимандрит Платон(Игумнов), учебные материалы «Нравственное Богословие».

6. Берлов В.И.Психологический словарь: реалистическое миропонимание. – Краснодар: «СоветскаяКубань», 2001.

7.Волков Ю.Г.,Мостовая И.В. Обществознание. – М.: Аспект Пресс, 1999.

8.Франкл В. Духовность, свобода, ответственность // Психология личности в трудахзарубежных психологов / Сост. И общая редакция А.А. Реана. – СПб: 2000.

9.Ниязбаева Н.Н. «Экзистенциальные основания свободы в педагогическом процессе»,Казахстан, 2005.

10. Фромм Э.Душа человека: Перевод. – М.: Республика, 1992.

11. Франкл В.Человек в поисках смысла // Психология личности в трудах зарубежных психологов/ Сост. И общая редакция А.А. Реана. – СПб: 2000.

12. Золотухина-АболинаЕ.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

13. ФлоренскаяТ. Мир дому твоему. Тело, душа и дух – Воспитание школьников. - № 6. – 1998.