Роберт говард ракеты. Роберт годдард - биография, фотографии. Образование и начало работы

На IV Всемирной конференции в Пекине (1995 г.) по положению женщин (самой крупной за всю мировую историю развития женского движения) на согласительной комиссии было принято Заявление Председателя конференции относительно общепринятого толкования значения термина «гендерный».

Именно принятая на форуме Пекинская декларация и «Платформа действий по положению женщин» стали программными документами для правительств всех стран в деле улучшения социального положения и статуса женщин в мировом сообществе и в полной мере институционализировали использование в научной и общественно-политической лексике «термина «гендерный» в его обычном общепринятом значении»: «как отражение биологической принадлежности к мужскому и женскому полу».

Одновременно страны-участники Всемирной конференции отмежевались «от биологической детерминистской концепции, в соответствии с которой все функции и отношения между двумя полами закреплены в рамках жесткой структуры».

Доклад IV Всемирной конференции по положению женщин, одобренный представителями 190 государств, впервые на общемировом уровне ввел в широкий оборот такие понятия как «гендерный фактор», «гендерные исследования», «гендерная политика», «гендерные аспекты», «гендерные различия», «гендерный анализ», «гендерная проблематика», «исследования по гендерным вопросам», «гендерный баланс», «гендерное равенство». В связи с этим получила развитие и новая частная социологическая отрасль – гендерная социология.

Гендерная социология является отраслью социологии, частной социологической теорией, изучающей закономерности развития и социального взаимодействия гендерных общностей (мужской и женской) во всех сферах общественной жизни, эволюцию их социальных статусов, сознания и отношений с учетом влияния конкретных исторических условий, культурных традиций, символов и стереотипов, а также биопсихологических особенностей пола. Таким образом, можно отметить, что Предмет гендерной социологии – социальный статус мужчин и женщин, как гендерных общностей, и его эволюция под влиянием конкретных социальных условий (исторических, политических, экономических, духовных). Объект гендерной социологии – мужчины и женщины как крупные гендерные общности в социальной структуре населения, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания.

Хотя преобладающим объектом гендерной социологии в российской социологии традиционно является женский социум , но, тем не менее, в последнее время активно исследуется и мужская общность .

Гендерная социология как отраслевая социология отличается методологией исследования – гендерным подходом. В основном он раскрывается в социально-конструктивистском подходе к гендеру. Кроме того, в зарубежных исследованиях для изучения особенностей психологии и социологии пола, а также индивидуального поведения мужчины или женщины широко применяются:


· теория бихевиоризма – одного из направлений социологического психологизма, позволяющего изучать поведение индивида посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них (по схеме «стимул-реакция»);

· психоанализ З.Фрейда;

· концепция «коллективного бессознательного» Э.Фромма;

· принципы феноменологической социологии, рассматривающей общество как явление, созданное и воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов разного пола;

· теория символического интеракционизма (Дж.Мид, П.Бергер, Н.Лукман);

· структурная антропология (Г.Рабин).

Методология исследования гендерной социологии связана с методами, теориями, результатами и других наук. Так, в России гендерная социология тесно связана, с одной стороны – с такими частными социологическими теориями как социология личности, социальная геронтология, социология семьи, социология безопасности, социология детства, электоральная социология. С другой стороны, – с историей, демографией, экономикой, социальной психологией, культурологией.

Социологический подход к изучению социального статуса гендерных общностей и гендерных отношений в социуме дополняется социолого-психологическим подходом к изучению гендерных особенностей, социально-ролевых установок, специфики женской и мужской психологии, поведенческих моделей и ценностных ориентаций.

Специфика гендерных исследований может быть раскрыта в нескольких ключевых аспектах . Сюда относятся:

· Специфика проблемы исследования .

На Западе первой проблемой в области гендерных исследований является проблема гендерной идентификации , т.е. проблема полового самоотождествления: с какого возраста ребенок начинает ощущать и вести себя как мальчик или девочка? Долгое время преобладала теория, согласно которой гендерная идентификация является следствием воспитания. То есть общество постепенно формирует человека, готовит его к определенной роли, так как в обществе быть мужчиной или женщиной значит играть определенную социальную роль. Мужчина – защитник, добытчик, глава семьи, распорядитель, руководитель. Социальная роль женщины – хранительница домашнего очага, хозяйка, распорядительница по дому, родительница и воспитательница детей, а, кроме того, еще и украшение дома, показатель определенного престижа.

Другой проблемой гендерных исследований является изучение реальных неравенств между мужчинами и женщинами . Это неравенство очевидно во всех сферах жизни. По данным ООН из 100% частного богатства немногим более 1% принадлежит женщинам, зарплата работающих женщин не превышает 2/3 зарплаты мужчины. Даже в развитых странах Европы, Северной Америки и Азии женщины получают на 7-27% меньше мужчин.

Хотя в большинстве стран уже отменены законы, которые закрепляли неравенство женщин, но происходит столкновение социальных ролей – женщина-мать и женщина-работница. С одной стороны 53% женщин обладают высшим и средним специальным образованием, с другой стороны после замужества их карьера приостанавливается из-за детей или прекращается совсем. Им закрыты многие престижные сферы деятельности (политика, армия, церковь), но в последнее время происходят попытки потеснить мужчин и в этих сферах.

· Специфика социального масштаба объекта исследования

В гендерных исследованиях объект может быть и микромасштабный и макромасштабный. В том случае, когда объект узколокализованный, микромасштабный мужчина и женщина изучаются как индивиды, имеющие разную биологическую природу, психический склад, гендерные роли и культурно-символическую функцию (маскулинное и фемининное начало). Здесь осуществляется анализ на уровне межличностных отношений.

Если же объект макромасштабный, то исследуются женский и мужской социумы как крупные социогендерные общности, образующие гендерную структуру общества, являющуюся важнейшим элементом социальной структуры общества в целом.

· Специфика методологических подходов .

в гендерных исследованиях могут быть использованы и социологический и социолого-психологический подходы, опирающиеся на общесоциологические законы и принципы социального детерминизма. В гендерных исследованиях в качестве ведущих могут выступать также и философский и историко-культурологический подходы, базирующиеся на конкретных теориях феминизма и психоанализа.

· Специфика значимости социальных выводов , вытекающих из анализа объекта и предмета исследования.

Выводы гендерных исследований характеризуют социальные явления и процессы, в которых участвуют крупные гендерные общности и отражается состояние «женского вопроса» на данном этапе общественного развития, качество и стиль жизни гендерных общностей, их ценностные ориентации и социальные установки. Основанием для таких выводов являются результаты общероссийских и региональных социологических исследований.

· Методы сбора первичной информации и виды исследований .

Гендерные исследования имеют некоторые особенности в методах исследования . Исследователь всегда стоит перед проблемой соотношения использования качественных и количественных методов в гендерных исследованиях. Целесообразность выбора тех или иных методов определяет приоритет стратегий и методик исследования. Нередко в качестве таковых выбираются качественные методы исследования.

Количественные методы , используемые в гендерной социологии:

1) Контент-анализ. Контент-анализ – это систематическое изучение объектов (артефактов) или событий посредством их пересчета или интерпретации содержащихся в них тем. При анализе «текстов» объектом, например, могут выступать детские книги, народные сказки, произведения искусства, художественная и любая другая литература, произведения разного рода творчества, мода, открытки, всевозможные руководства и инструкции, адресованные девочкам и женщинам (например, как стать хорошей хозяйкой), доски объявлений, газеты, медицинские записи, научные публикации, учебники социологии, сборники афоризмов или цитат.

Компьютерные программы, подсчитывающие частоту употребления слов, могут помочь выявить скрытые механизмы, заложенные в большом количестве документов.

Подобным образом может проводиться количественный контент-анализ авторства и содержания академических журнальных статей, например, по вопросу о процентном соотношении мужчин и женщин среди авторов или в качестве объектов исследований, в аспекте применяемых методов и обращения авторов к гендерной проблематике.

2) Методы опроса . Методом анкетирования осуществляется изучение предпочтений мужчин и женщин, касающихся обширного числа вопросов гендерной направленности. Укажем лишь на некоторые из них. Это исследование гендерных отношений в семье (М.Ю.Арутюнян), лингвистические аспекты (А.В.Кириллина) ] , вопросы гендерной социализации (И.Клецина), предпочтение работодателей (А.А.Московская) ] , гендерные аспекты социально-экономической трансформации (Н.Риммашевская) ] и многое другое.

Из качественных методов предпочтение отдается нескольким методам:

1) Биографический метод . Здесь исследователь должен знать специфику биографического метода при изучении гендерной проблематики, виды интервью, используемые в качественных исследованиях. При изучении гендерных биографий наиболее часто используется нарративное интервью . Исследователь должен владеть способами анализа биографического материала (см. работу М.Рюткенен, Т.Г.Ткаченко). 2) Этнографические исследования. Исследователь должен знать об этапах развития этнографических исследований. Одним из ведущих методов в рамках этнографического исследования являетсявключенное наблюдение . 3) Метод фокус-групп. с помощью фокус-группы можно изучать вопросы гендерной идентичности. В фокус – группе рассматриваются такие понятия как «идентичность», «социальная идентичность», «женская идентичность», «мужская идентичность». Оцениваются различия в понятиях: «половая идентичность», «гендерная идентичность». Рассматривается конструирование женской идентичности (имеется в виду специфичный для женщины «женский опыт»).

Особенность дневников в том, что они описывают жизненные события тогда, когда они происходят, тогда как в устных историях на воспоминания накладываются впечатления современности и срабатывает эффект места и времени. На материале дневниковых записей можно анализировать содержание повседневной жизни, бюджет времени, а также исследовать особенности практик и сообществ, скрытых от наблюдения. В тех случаях, когда респондент, заполняя дневник, следует схеме, предложенной исследователем, эти записи называются дневниковым интервью . Это интервью относится к полуструктурированным .

В одном из своих качественных социологических исследований Шуламит Рейнхартц собрала рассказы женщин о неудачной беременности, записанные в дневниках, сочинениях и других личных документах. Затем она попыталась определить сходства и различия смысла неудачной беременности для женщин из различных мест, эпох и социальных страт. Оказалось, что разные женщины применяют различные категории для объяснения своей ситуации, говоря о причинах, последствиях, своем отношении к беременности и ее завершении, о той помощи, которую могут получить от окружающих.Татьяна Барчунова исследовала представление женщин в символическом дискурсе националистической прессы. Виктимизация женщин, по словам исследовательницы, является концептуальным кластером, включающим понятия жертвы, жертвенности, защиты, вины. Сюда же Барчунова относит мотивы старения и старости, смерти, суицида. В газете «Завтра», как показало это исследование, содержатся не только многочисленные примеры виктимизированной репрезентации женщин, но и материалы, содержащие ее идеологическое обоснования со ссылками на «объективные» условия современной кризисной ситуации.

1. Гендерная социология как специальная социологическая теория изучает закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности и женственности, их влияние на разные стороны общественной жизни.

2. В рамках гендерной социологии существует множество различных теоретических и эмпирических подходов. Но их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества. Отсюда следует необходимость переосмысления под углом зрения гендера всех традиционных проблем социологии (социальной стратификации, разделения труда, проблем власти и собственности, социализации личности) и дополнения социологического знания новыми проблемными узлами – теми проблемами, которые релевантны с точки зрения женщин и мужчин.

3. Гендерная социология опирается на гендерный подход. Новаторство гендерного подхода в рассмотрении неравенства полов состоит в попытках придать этому неравенству социальное, социально-экономическое или социально-культурное объяснение. Гендерный подход, во-первых, делает акцент на самоценности личности женщины и мужчины, признает неотъемлемым ее право на развитие, творчество, на свободу в проявлении себя. Во-вторых, представители гендерного подхода едины в критике традиционной патриархальной культуры, основанной на принципах господства мужчины над женщиной, на отождествлении человека и «подлинно человеческих» качеств с мужчиной и мужскими качествами.

3. В настоящее время проблематика, разрабатываемая в русле гендерной социологии, включает выделение пола как важной дифференцирующей переменной в анализе разделения труда, социальной структуры, образа жизни, поведения в семье и в сфере профессиональной деятельности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В современной социологии понятие "гендерная роль" приобрело два значения.

В первом случае гендерную роль понимают как способ, каким человек выражает свою гендерную принадлежность . Иначе говоря, то, насколько он является настоящим мужчиной или идеальной женщиной. В некоторых случаях человек затрудняется, с каким полом себя идентифицировать, попеременно исполняя то роль мужчины, то роль женщины. Тогда употребляют термин "третий пол" или говорят о транссексуалах и трансгендерах.

Во втором значении гендерная роль подразумевает ролевой репертуар , т.е. совокупность различных моделей поведения, занятий или функций, которые приходится выполнять человеку, уже определившемуся со своей гендерной идентичностью. Скажем, современная женщина (социальная роль) должна быть домохозяйкой, матерью, женой, работницей (ролевой репертуар).

Известно, что помимо биологических отличий между людьми, принадлежащими к двум полам, существуют также социальные различия, обусловленные разделением труда, разграничением социальных ролей, распределением видов деятельности и занятий. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском". То, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями. Это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли – модели поведения, которые предписывает общество мужчинам и женщинам, а также совокупность ожиданий, которые предъявляют окружающие к людям, выполняющим эти роли. Внешними признаками, позволяющими отличить субъектов одной, женской, от другой, мужской, роли служат биологические различия между двумя полами, а также особенности речи (тон, высота, громкость, интонация голоса) и языка (набор употребляемых слов), манера поведения, соблюдение норм этикета, культура жестов, одежда, направленность интересов, установок, склонностей и увлечений.

Мужские и женские гендерные роли являются, как считают специалисты, взаимоисключающими, а в некоторых обществах образцы ролевого поведения могут быть даже поляризованы.

Гендерные роли определяют, например, что человеческим особям, имеющим женские половые признаки, подобает красить губы и варить щи, а не наделенным таковыми – носить галстук и зарабатывать деньги. Напротив, в современной культуре формируется так называемый универсальный стиль одежды и поведения – унисекс (англ. unisex – [о моде] бесполый), который в одинаковой мере свойствен мужчинам и женщинам, а потому не способен четко отличить представителей разных полов.

Сегодня взаимоотношения полов, определение ролей каждого из них коренным образом меняются. Новые условия, с одной стороны, обеспечивают большее равенство полов, а с другой – стирают различия между ними. Пассивность, терпение, верность и альтруизм больше не считаются только женскими чертами. Они очень выгодны мужчинам, научившимся эксплуатировать эти качества, но не всегда проявляющим в ответ равные мужские достоинства – рыцарство или благородство. Честолюбие, активность и независимость все чаще становятся также и женскими чертами. А приобщение мужчин к процессу деторождения и обязанностям материнства формирует у них черты, которые традиционно считались чисто женскими: нежность, привязанность, стремление заботиться о малышах .

Женщинам сегодня гораздо легче войти в общественную жизнь, чем их матерям и бабушкам. Теперь у них больше свободы передвижения: минули те времена, когда женщина могла выходить из дому только с компаньонкой, подругой или родственницей. Но, кажется, и за это они вынуждены расплачиваться. Статистика свидетельствует, что молодые женщины нередко становятся жертвами сексуальной агрессии со стороны мужчин.

Гендерная роль, считает российский социолог И. С. Кон, обозначает нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к "правильному" мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности/фемининности ребенка или взрослого. Предписания, принимаемые обществом по отношению к каждой роли, определяются половозрастным разделением и разным участием женщин и мужчин в хозяйственной жизни. Так повелось исстари.

В частности, исключительно мужской деятельностью в традиционном обществе считалось все, что связано с религиозно-магической стороной жизни общины: отправление культовых обрядов и ритуалов, усвоение и трансляция другим поколениям священных мифов, магических заклинаний, религиозных песнопений. Все священные ритуалы мужчины совершают втайне от женщин и жестоко наказывают (вплоть до убийства) тех мужчин, которые не могут хранить тайну, и тех женщин, которые проявляют чрезмерное любопытство. Женщинам запрещено подходить к местам священных ритуалов, смотреть на культовые эмблемы, прикасаться к предметам, задействованным в обрядах, знать священные мифы, песни, историю племени. По представлениям первобытных людей, мужчины во время своей религиозной деятельности общаются с духами предков, священными животными, существами – покровителями племени или рода, словом, осуществляют посредничество между миром людей и священным миром, стремясь обеспечить благополучие всех членов коллектива. Колдовство, черная магия также находятся в ведении мужчин. С их помощью осуществляется как обеспечение успехов в различных начинаниях, так и отмщение врагам .

Преимущественно мужским делом является организация внутриобщинной жизни. В мужских домах, отдельно от женщин, мужчины принимают решения, связанные с важнейшими вопросами жизни коллектива. Это и распределение пищи, и использование общинной территории, и организация празднеств, решение брачных вопросов, урегулирование внутренних споров и конфликтов, контроль за членами коллектива и наказание провинившихся и т.д.

С давних времен мужчины монополизировали сферу межобщинных, а затем и международных отношений, превратив сугубо женскую (по названию) область деятельности – дипломатию – в свою вотчину. Будь то установление дружеских межплеменных отношений и следующий за этим многодневный пир, куда допускались опять-таки лишь особи мужеского пола, или объявление войны и дальние завоевательные походы, все тяжести которых мог перенести только сильный пол. Первобытные мужчины производили поиск и разведку новых территорий, первыми осваивали места будущей стоянки, первыми стали распахивать земельные участки. Мужчины в большей степени, чем женщины, связаны внешними обязательствами: они вовлечены в комплекс родственных и общинных отношений, которые предполагают обмен пищей, вещами или определенными услугами. Женщины, как правило, в эти дела не вовлекаются.

Неудивительно, что мужчины оккупировали все самые главные для общины виды занятий – от политики, религии, экономики до решения сугубо социальных проблем. Вот почему они составляли ядро первобытного социума, выполнявшее цементирующую функцию, организующую первобытный коллектив изнутри. Вся жизнь женщин сконцентрирована внутри общины, и они цементируют ее изнутри не организационными решениями и контролем, а многочисленными межличностными контактами и связями.

Женская сфера периферийна и ограничивается главным образом семьей, домом, заботой о детях и муже. Если положение мужчины двойственно: он как бы находится между общиной и семьей, то положение женщины определенно – она принадлежит семье, будучи ее центром. Целью всей ее активности является благополучие этого "женского" мира. Оно достигается путем поддержания экономического обеспечения собственной семьи, а также установлением должного взаимодействия с аналогичными группами (женскими ячейками) в рамках общины, в частности через обмен пищи, взаимопомощь при уходе за детьми, участие в совместных с другими женщинами работах по доставке воды и топлива и других коллективных мероприятиях.

Элементами гендерной роли выступают также одежда, жесты, манера речи. Гардероб, как и система правил, у одного человека могут меняться на протяжении дня: утром она домохозяйка (халат, бигуди, нервные сборы на работу), днем – деловая женщина (строгий костюм, начальственный тон, макияж), вечером – театральный зритель (вечернее платье, свободные манеры, иной имидж) или заботливая мать (рис. 8.2).

В супружестве женщина выполняет целый ряд ролей, необходимых мужчине: роль подруги, с которой можно посоветоваться по важным жизненным вопросам и "излить душу", вместе провести свободное время или отпуск, с которой можно разделить повседневные проблемы, довериться ей; роль квазиматери, которая одаривает его вниманием и заботой, роль хозяйки, которая заботится о порядке, уюте, чистоте. Одна из важных ролей женщины – роль любовницы.

Тема гендерных ролей будет раскрыта неполно, если мы ограничимся двумя полами и станем рассматривать роль

Рис. 8.2.

лишь как модель поведения, заданную биологическими границами одного пола. С давних времен известен феномен смены пола , которая может происходить как хирургически (через операции на половых органах), так и символически (путем переодевания и смены культурного имиджа). В антропологической и социологической литературе данное явление получило общеродовое название "третьего пола".

Ритуальное переодевание мужчин в женскую одежду сохранилось и но сей день в различных племенах, унаследовавших обычаи древних культур. Так, например, в племени намши юноши надевают юбки для обряда инициации, а в племенах народа масаи мальчики носят юбки с момента ритуала обрезания до полного заживления ран. Танцовщики катакали на Цейлоне надевают драгоценные украшения и красятся, стараясь вызвать таким образом милость богов, Зулусы в таких одеяниях вызывают дождь, а индийские бхоты танцуют в женском, чтобы отпугнуть алых духов.

Исполнители женских ролей в японском театре Кабуки делают очень тщательный макияж, говорят фальцетом и двигаются, подражая женской ходьбе и жестам. Культура мужчин Кабуки настолько высока, что многие японские женщины, как это ни парадоксально, до сих пор приходят в театр учиться у мужчин искусству быть женщиной. Они стараются перенять у них манеру держать спину, копируют жесты и многое другое.

Примерно с XVI в. во многих европейских странах существовала традиция одевать мальчиков в платья и называть их девичьими именами до того, пока им не исполнится семь лет. Таким способом, по всей видимости, родители пытались оградить сыновей от злых духов. Лишь после семи лет мальчикам разрешалось сменить платья на панталоны и стать членами мужского общества. Эта традиция распространялась на все классы общества. Так, на фамильных портретах, изображавших детей, различить кто это, мальчик или девочка, можно было только по игрушкам, которые дети держали в руках. У мальчиков это были либо хлыстик, либо деревянная лошадка, у девочек – куколка. Традиция эта была настолько устойчивой, что в отдельных местах сохранилась вплоть до середины XX в.

  • См.: Бадинтер Э. Указ. соч. С. 56.
  • Подробнее см.: История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986; Управителева Л. Н. Пол как культурно- исторический феномен: эпоха первобытности. URL: irbis.asu.ru
  • maya.cltn.ru

СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ (от англ. gender - пол, род; греч. … - происхождение, род, рождающийся) - отрасль социологии, изучающая закономерности развития и взаимодействия социального гендерных общностей (мужской и женской) во всех сферах общественной жизни, эволюцию их статусов социальных, сознания и отношений с учетом влияния конкретных исторических условий, культ, традиций, символов и стереотипов, а также биопсихологических особенностей пола.

Термин «гендер» стал утверждаться преимущественно в англоязычных странах в 60-х годах 20 века в интерпретации «социальный пол»; однако в Великобритании, во Франции, многих восточноевропейских странах этот термин не заменил активного применения традиционного понятия «women"s studies». Начало активного развития гендерных исследований в Западной Европе, США и Великобритании относится к концу 1970-х годов. Различия понятий «пол» и «гендер» - предмет длительных дискуссий. Первая попытка развести понятия «пол» и «гендер» принадлежит американскому психологу Р. Столлеру (1968). В качестве компонентов «гендера» западной психологи (Р. Унгер, Г. Рабин, А. Рич) выделяют гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные роли и гендерную идентичность. При этом акцент делается на биологических, психологических, культурологических различиях полов при недооценке влияния социально детерминирующих их факторов. IV Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995) в полной мере институционализировала использование в научной и общественно-политической лексике термина «гендерный» как отражения биологической принадлежности к мужскому и женскому полу, ввела в широкий оборот такие понятия, как «гендерный фактор», «гендерные исследования», «гендерная политика», «гендерные аспекты», «гендерные различия», «гендерный анализ» и т.д.

В зарубежных исследованиях особенностей психологии пола, а также индивидуального поведения мужчины или женщины широко применяются: теория бихевиоризма социального - одного из направлений социологического психологизма, позволяющего изучать поведение индивида посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них (по схеме «стимул - реакция»); психоанализ 3. Фрейда; концепция «коллективного бессознательного» Э. Фромма; принципы феноменологической социологии, рассматривающей общество как явление, созданное и воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов разного пола; теория интеракционизма символического (Дж. Мид, П. Бергер, Т. Лукман). Современные западные гендерные теории: социального конструирования гендера, гендер (пол) как культурная метафора, гендер как стратификационная категория - трактуют гендер как «социополовую роль» или как организованную модель отношений социальных между мужчинами и женщинами, характеризующую их межличностные связи и взаимодействия в семье, определяющую их социальные отношения в основных институтах общества (Унгер, Рабин, К. Уэст и др.).

В России социология гендерная начала формироваться в самом начале 1990-х годов. Исходной базой ее развития стала «социология пола». Исследования в области «социологии пола» сводились преимущественно к изучению положения женщин в быту и на производстве. Предмет отечественной социологии гендерной - социальный статус мужчин и женщин как гендерных общностей и его эволюция под влиянием конкретных социальных условий. Объект социологии гендерной - мужчины и женщины как крупные гендерные общности в структуре социальной населения, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Преобладающим вниманием в российской социологии традиционно пользуется женский социум. Его состояние характеризуется уровнем решения «женского вопроса». Мужская гендерная общность в современной российской социологии изучается слабо.

Исследования в области социологии гендерной условно можно разделить на две типологические группы: социогендерные (СОГИС, имеющие основополагающее значение для развития социологии гендерной как частной социологической дисциплины) и гендерные (ГИС - составной элемент гендерной теории). СОГИС отличаются от гендерных рядом типологических признаков: 1) социальным масштабом изучаемого объекта. В ГИС объект преимущественно микромасштабный: мужчина и женщина как индивиды, имеющие разную биологическую природу, психический склад, гендерные роли и культурно-символическую функцию (маскулинное и фемининное начало). В СОГИС объект макро-масштабный, им является женский и мужской социумы как крупные социогендерные общности, образующие гендерную структуру общества, являющуюся важнейшим элементом социальной структуры общества в целом; 2) ведущим научно-методологическим подходом. В СОГИС им являются социологический или социолого-психологический, опирающиеся на общесоциологические законы и принципы социального детерминизма. В ГИС - философский или историко-культурный, базирующиеся на конкретных теориях феминизма;

3) значимостью социальных выводов, вытекающих из анализа объекта и предмета социологического исследования. Выводы СОГИС характеризуют социальные явления и процессы, в которых участвуют крупные социогендерные общности и отражают состояние «женского вопроса» на данном этапе общественного развития, качество и стиль жизни гендерных общностей, их ценностные ориентации и установки социальные. Основанием для таких выводов являются результаты масштабных социологических исследований, базирующихся на крупных совокупностях выборочных (выборках) респондентов. Выводы ГИС имеют ограниченный характер, т.к. опираются на исследования в малых группах, выявляют биологические и психические особенности женщин и мужчин, обусловленные их гендерной принадлежностью;

4) методами сбора первичной информации и видами исследований. Социогендерные исследования - это, как правило, макроисследования, в проведении которых могут быть использованы разнообразные методы сбора первичной социологической информации: массовые опросы общественного мнения в форме раздаточного анкетирования; экспертные; почтовые, прессовые, электронные опросы; контент-анализ текстов документов и т.д. ГИС опираются преимущественно на микроисследования психологической направленности, использующие методы микроинтервью (чаще всего свободного), тестирования, психодиагностики и психоанализа. В познании социальных закономерностей развития гендерных общностей и их влияния на преобразование обществ, отношений целесообразно сочетать макро- и микросоциологические исследования.

Две типологические группы исследований присущи принципиально разным научным школам изучения положения женщин, сложившимся в России в 90-х годы 20 века. Первая (Г.Г. Силласте и др.) развивает социологический подход к изучению положения женщин в системе социальных отношений. С позиций этого подхода женщины и мужчины - крупные социогендерные общности, интегрированные в систему социальных отношений во всех сферах жизни общества и оказывающие влияние на развитие процессов социальных, институтов, явлений, групп и общностей. Мужская и женская общности образуют гендерную структуру общества. Гендерные общности рассматриваются как социумы, стремящиеся к взаимодействию социальному, взаимопониманию, сотрудничеству и гендерному паритету. Другая школа (С.И. Воронина и др.) базируется на ортодоксально-феминистском подходе к изучению места и роли женщины в социуме, биодетерминистских позициях при анализе биол. и психических различий между мужчинами и женщинами, их противопоставлении друг другу.

Перспективными направлениями исследований в области социологии гендерной являются: эволюция гендерной структуры общества и ее социальные последствия, гендерная асимметрия как социальные явление; феминизация бедности; экономического поведение гендерных общностей; гендерные особенности политики и управления; гендерный фактор в электоральных ориентациях и установках населения; гендерные стратегии выживания и адаптации социальной, духовные трансформации в гендерном измерении; социальной безопасность женщин и детей; гендерные аспекты насилия и терроризма; демографический кризис и репродуктивное поведение гендерных групп; социальная дискриминация как явление и его гендерные проявления в рыночной экономике; сегрегация и гендерная справедливость; гендерная стратификация общества и ее межстрановые особенности.

Принципы социологии гендерной используются в российской политике и социальной практике при разработке законодательных актов и других официальных документов по вопросам положения женщин, семьи, демографии, молодежи и детства; в проведении гендерной экспертизы законопроектов, в формировании государственной семейной политики, а также в сфере управления.

Г.Г. Силласте

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 438-440.

Литература:

Силласте Г.Г. Демократия без женщин - не демократия! Социол. очерки. М., 1991; Доклад IV Всемирной конференции по положению женщин. Пекин, 1995; Гидденс Э. Соц-я. М., 1999; Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных иссл-й. М., 1999; Силласте Г.Г. Гендерная соц-я как частная социол. теория // Социол. иссл-я. 2000. № 11; Клингер К. Позиции и проблемы теории познания в женских иссл-ях // Пол. Гендер. Культура. М., 2000; Теория и методология гендерных иссл-й. М., 2001; Силласте Г.Г. Гендерная соц-я: состояние, противоречия, перспективы // Социол. иссл-я. 2004. № 9; Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2005; Women"s Studies Encyclopedia. N.Y., 1991.

Роберт Хатчингс Годдард (англ. Robert Hutchings Goddard, 5 октября 1882 года - 10 августа 1945 года) - американский учёный, один из пионеров современной ракетной техники.

Ранние годы
Родился 5 октября 1882 года в городе Вустер, штат Массачусетс. Ещё в юности, в 16 лет, после прочтения книги Уэллса «Война миров» Роберт заинтересовался исследованиями космоса. 19 октября 1899 года, взбираясь на вишнёвое дерево, чтобы обрезать засохшие ветки, он, как позднее напишет сам, вообразил «как чудесно было бы сделать такое устройство, с помощью которого можно долететь до Марса, и какой маленькой бы выглядела оттуда лужайка под моими ногами». Позже он всегда отмечал этот день как личный праздник.

Образование и начало работы

После получения степени бакалавра в Вустерском политехническом институте в 1908 году, он обучался на физическом факультете Университета Кларка, получив степени магистра в 1910 году и кандидата наук (PhD) в 1911-м. С 1914 года он начал конструировать ракетные двигатели, получая финансовую поддержку Смитсоновского общества. С 1919 года он написал ряд работ о возможности полёта на Луну.

Работая в 1911 году в Университете Кларка, Годдард исследовал воздействие радиоволн на изоляторы. В попытках получить из радиоволны электрический ток, он изобрёл вакуумный выпрямитель. На это изобретение 2 ноября 1915 года был выдан патент U.S. Patent 1 159 209.

В 1914 году зарегистрированы два значимых патента в ракетотехнике. Первый, U.S. Patent 1 102 653 описывал многоступенчатую ракету. Второй, U.S. Patent 1 103 503 описывал ракету работающую на бензине и жидком оксиде азота.

Годдард запустил свою первую ракету на жидком топливе 16 марта 1926 года в Оберне (англ., Массачусетс). Запись об этом событии в журнале Годдарда звучит так: «Первый полёт ракеты, использующей жидкое топливо, был произведён вчера на ферме тётушки Эффи». Ракета под названием «Нелл» размером с человеческую руку в течение 2,5 с взлетела на высоту около 12 м. Это событие стало важной демонстрацией возможностей жидкостных ракетных двигателей.

Кроме космических путешествий Годдард занимался и другими задачами. Например, он предложил идею реактивного гранатомёта, и первые американские модели гранатомётов «Базука» были созданы именно на основе работ Годдарда.

Семья

Годдард женился в 1924 на Эстер К. Киск, через пять лет после первой встречи. Детей не имел. Жена помогала ему в работе.

Интересные факты

В честь Роберта Годдарда тринадцатая версия дистрибутива операционной системы GNU/Linux Fedora получила кодовое название «Goddard».
Именем Годдарда назван кратер на обратной стороне Луны.
Когда космонавтам корабля Аполлон-11 разрешили взять с собой наборы личных вещей, Эдвин Олдрин, по просьбе своего отца, взял в полет на Луну миниатюрную (размером 5 см х 7,6 см) автобиографию Роберта Годдарда, изданную в 1966 году. Она стала первой книгой, побывавшей на Луне. После полёта астронавты подарили её вдове Годдарда Эстер, которая передала книгу Библиотеке Годдарда в Университете Кларка в родном городе Годдарда Вустер (штат Массачусетс).

Литература

Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Киев: Наукова думка, 1986. - 512 с.
Ветров Г. С. С. П. Королёв и космонавтика. Первые шаги. М.: Наука, 1994. - ISBN 5-02-000214-3

Goddard, Robert H. «On ponderomotive force upon a dielectric which carries a displacement current in a magnetic field», Physical Review, Vol. 6(2), pp. 99-120 (August 1914).

Альтернативный плеер

Ро́берт Ха́тчингс Го́ддард (англ. Robert Hutchings Goddard , -) - выдающийся американский учёный, один из пионеров современной ракетной техники.

Ранние годы

Работая в 1911 в Clark University, Годдард исследовал воздействие радиоволн на изоляторы. Что бы получить из радиоволны ток, он изобрёл вакуумный выпрямитель. ПатентU.S. Patent 1 159 209 был выдан 2 ноября 1915.

В 1914 зарегистрированы два значимых патента в ракетотехнике. Первый, U.S. Patent 1 102 653 описывал многоступенчатую ракету. Второй, U.S. Patent 1 103 503 описывал ракету работающую на бензине и жидком оксиде азота.

Годдард запустил свою первую ракету на жидком топливе 16 марта 1926 года в Оберне (Массачусетс). Запись об этом событии в журнале Годдарда звучит так: «Первый полёт ракеты, использующей жидкое топливо, был произведён вчера на ферме тётушки Эффи». Ракета под названием «Нелл» размером с человеческую руку в течение 2,5 с взлетела на высоту около 12 м. Это событие стало важной демонстрацией возможностей жидкостных ракетных двигателей, и случилось только через десять лет спустя после первых экспериментов с жидкостными и твёрдотопливными ракетами полковника Граве Ивана Платоновича , получившего патент на это в 1924 году.

Кроме космических путешествий Годдард занимался и другими задачами. Например, он предложил идею реактивного гранатомёта, и первые американские модели гранатомётов «Базука » были созданы именно на основе работ Годдарда.

Работы в Нью-Мексико в 1930-х гг.

Семья

Годдард женился в 1924 на Э. К. Киск, через пять лет после первой встречи. Детей не имел. Жена помогала ему в работе.

  • В честь Роберта Годдарда тринадцатая версия дистрибутива операционной системы GNU/Linux Fedora получила кодовое название «Goddard».
  • Именем Годдарда назван кратер на обратной стороне Луны.
  • Когда космонавтам корабля Аполлон-11 разрешили взять с собой наборы личных вещей, Эдвин Олдрин, по просьбе своего отца, взял в полет на Луну миниатюрную (размером 5 см х 7,6 см) автобиографию Роберта Годдарда, изданную в 1966 году. Она стала первой книгой, побывавшей на Луне. После полёта астронавты подарили её вдове Годдарда Эстер, которая передала книгу Библиотеке Годдарда в Университете Кларка в родном городе Годдарда Вустер (штат Массачусетс).

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 5 октября
  • Родившиеся в 1882 году
  • Родившиеся в Вустере
  • Умершие 10 августа
  • Умершие в 1945 году
  • Умершие в Балтиморе
  • Основоположники космонавтики США
  • Учёные США
  • Награждённые Золотой Медалью Конгресса

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Годдард, Роберт" в других словарях:

    ГОДДАРД, РОБЕРТ ХАТЧИНС (Goddard, Robert Hutchings) (1882 1945), американский ученый, один из пионеров ракетных исследований. Родился 5 октября 1882 в Вустере (шт. Массачусетс). В 1908 окончил Вустерский политехнический институт, в 1911 получил… … Энциклопедия Кольера

    - (Goddard) (1882 1945), американский учёный, один из пионеров ракетной техники. В 1926 произвёл первый в мире запуск ракеты с ЖРД. Труды по теории космонавтики, жидкостным ракетам. Автор многих изобретений в различных областях ракетной техники. *… … Энциклопедический словарь

    Годдард (Goddard) Роберт (5.10.1882, Вустер, штат Массачусетс, 10.8.1945, Балтимор), американский учёный, один из пионеров ракетной техники. В 1908 окончил Вустерский политехнич. институт. С 1914 работал в Кларковском университете (в 1919 43… … Большая советская энциклопедия

    Годдард, Роберт - ГО/ДДАРД Роберт (1882 1945) американский учёный, один из пионеров ракетной техники. В 1926 г. произвёл первый в мире запуск ракеты с жидкостным ракетным двигателем. В 1942 1945 гг. директор Исследовательского авиационного бюро. Труды по теории… … Морской биографический словарь

    - … Википедия