Экономическое поведение. Влияние структуры собственности и поведения населения

«Экономическое поведение – поведение людей, добровольно или вынужденно руководствующихся рыночными целями, законами и ограничениями» - широкое определение экономического поведения. Более узкая трактовка - «Экономическое поведение - сознательное стремление к выгоде (прибыли), минимизация своих усилий и имеющихся в наличии ресурсов, максимизация своей прибыли и выгоды».

Выстраивая линию экономического поведения, люди ориентируются на свои потребности, цели, интересы, мотивы и ценности. Это строительный материал внутренней структуры экономического поведения. Внешняя структура определяется не психологическими, а экономическими параметрами: соотношение спроса и предложения, ставка капитала, банковский процент и т.п.

Экономическое поведение не рассматривают как что-то целостное, рассматривают его отдельные компоненты (роли). В экономическом поведении субъект может выступать как: Потребитель, Покупатель, Производитель, Предприниматель, Продавец (посредник), Плательщик(налогов).

2.Говоря об экономическом поведении, следует рассмотреть понятие «экономический человек» - субъект экономического поведения. Первым модель экономического человека предложил А.Смит. Адам Смит рассматривал данную модель, как человека рационального, наделенного эгоизмом, стремящегося к накоплению богатства. Со временем классическая модель экономического человека изменялась. Джордж Бентам сформулировал принцип максимизации удовольствия и минимизации страдания как закон человеческого поведения. К.Маркс доказал ведущую роль общественного производства не только в формировании условий человеческой жизнедеятельности, но и в формировании самого человека. Основные черты классической модели эконом. человека: 1. Эконом. человек действует на конкурентном рынке, что предполагает его минимальную взаимосвязь с другими эконом. людьми. 2. Эконом. человек рационален с т.з. механизмов принятия решений. Он способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе средств достижения. 3.Эконом. человек обладает полнотой информации о той ситуации, в которой он действует, удовлетворяя вои потребности. 4. Эконом. человек эгоистичен, т.е. он стремится к максимизации своей выгоды.

С развитием экономики появилась новая неоклассическая модель эконом. человека – Человек оценивающий. Суть ее в том, в реальной жизни человек соотносит различные потребности, силу удовольствия и затраты и стремится оптимизировать эту систему.Новую модель экономического человека рассматривали А.Маршалл, Д.Кейнс, Т.Веблен и др.. Эконом. человек рассматривали экономисты с точки зрения экон. законов, то сегодня учитываются социально-психологические факторы, влияющие на эконом. поведение субъектов.

Рассмотрим когнитивные, аффективные и волевые факторы экономического поведения:

Когнитивные факторы эконом. поведения предполагают восприятие, осмысление, понимание эконом. ситуации и себя в ней. Основной вопрос в эконом. поведении, связанном с когнитивными факторами это принятие эконом. решения. Эконом. решение всегда принимается при отсутствии всей необходимой информации. Эконом. взгляд на принятие решения сводится к двум вопросам: какова цена? и что я должен за это отдать? На первый взгляд достаточно сложить и вычесть и получить результат. Но в поведении чел. все сложнее.

А. Выбор и расчет решения не зависят только от математических формул. Есть несколько эффектов (ошибок), влияющих на выбор в экономическом решении:1) эффект репрезентативности (переоценивается надежность малых выборок), 2) эффект наглядности (яркое запоминается и выбирается чаще), 3) эффект экоцентризама (собственному опыту верят больше), 4)эффект консерватизма (новое воспринимается с недоверием), 5) эффект Ирвина («жду и верю»- желаемое будет, нежелательное пройдет мимо), 5)эффект якоря (влияние точки отсчета), 6) эффект края (недооценка вероятных событий, переоценка маловероятных), 7) эффект Монте-Карло (при оценке вероятностей двух последовательных независимых событий, люди стремятся связать их между собой), 8) эффект Стоунера (позитивный сдвиг риска в групповых решениях по отношению к индивидуальным). Т.о. при принятии экономического решения люди, способные к рациональным вычислениям, имеют преимущество перед людьми, склонными принимать решения под влиянием импульса. Но интуитивный подход при принятии экономического решения может быть результатом экономии времени или энергии. На принятие экономического решения также влияет рискованность выбора или готовность человека к риску.

Б. Готовность к риску зависит от того рискует человек ради достижения выигрыша или избегания потерь. Закономерность в том, что люди не любят рисковать из-за выигрыша, но готовы рискнуть из-за проигрыша.

В. Выбор и способ предъявления условий. Человек устанавливает «рамки» принятия решения, которые зависят от формулировки проблемы, его норм, привычек и личностных характеристик.

Г. Психологические затраты экономического решения. Экономическое решение может быть принято не на основании максимизации выгоды, а на основании эмоции или привычки – вместо максимально выгодного решения принимается наименее психологически затратное.

Но чем важнее для человека решение, которое надо принять, тем скорее он будет обдумывать, взвешивать, проявлять все виды поисковой активности.

Д. Выбор и атрибуция. атрибуция – приписывание другим людям характеристик и мотивов поведения на основе собственных представлений и опыта. Наиболее типичные ошибка - приписывание субъекту характеристик ситуации («жадность» продавца, отказ партнера от сотрудничества).

Аффективные факторы экономического поведения – субъективное отношение, окрашенное чувствами, эмоциями, переживаниями. Эмоции окрашивают и закрепляют индивидуальный опыт в экономической сфере, благодаря эмоциональной памяти полезные формы поведения закрепляются, а неудачные отвергаются.

А. Влияние модальности и интенсивности эмоций на экономические поступки. Все эмоции имеют модальность: положительное или отрицательное значение. Положительные эмоции положительно влияют на экономическое поведение (например покупательскую активность, принятие рискованных решений), а отрицательные действуют противоположно. Другая характеристик эмоций, влияющих на экономическое поведение – их интенсивность. Интенсивность эмоций связана с успешностью деятельности (поведения) в законе Йеркса-Додсона: существует оптимальный уровень возбуждения,обеспечивающий успешную деятельность. При простых задачах следует поддерживать высокий уровень возбуждения, при сложных – невысокий, иначе в состоянии повышенной ответственности перевозбуждение, перемотивация приведут к ошибкам, ухудшат результат работы.Этот закон проявляется и в потребительском поведении: при важности покупки (повышен уровень возбуждения) больше вероятность в ситуации информационной перегрузки (много товаров, дефицит времени, сравнение цены и качества и т.д.) допустить ошибки.

Б. Личный эмоциональный профиль также влияет на экономическое поведение. Личный эм.профиль – это содержание и характер преобладающих эмоций и чувств человека(связанные с накоплением, успехом в работе, с радостью открытия, жажда славы, стремление к риску, романтические эмоции и пр). .

В. Эмоциональный потребительский выбор также относится к аффективным факторам экономического поведения. Он часто побеждает экономический расчет при совершении покупки. Это зависит от характера товаров и услуг и личности покупателя: Экспрессивность (яркость) товара побеждает когнитивные компоненты выбора. Экспрессивность связана с престижем, модностью, чувственной привлекательностью товара.

Мотивационно-волевые компоненты экономического поведения включают мотивы и волевое поведение, которое состоит из экономических норм, экономических интересов, экономических поступков, деятельности. Экономические мотивы - побуждения, направленные на реализацию экономических интересов, составляют экономическую направленность личности. К ним относятся мотивы связанные с накоплением богатства, конкуренции, погоне за прибылью, склонности к рискам и сделкам. Выделяют мотивы накопления(или сбережения) и мотивы инвестирования.

А. Мотивы накопления. Дж.Кейнс выделил следующие мотивы сбережения (накопления):1)осторожность (создание резерва на черный день), 2)предусмотрительность (учет возможных будущих трудностей), 3) расчетливость (стремление обеспечить будущие доходы), 4)стремление к лучшему (желание повышения своего жизненного уровня), 5) стремление к независимости, 5)предприимчивость (накопить на будущую предпр.деятельность), 6)желание оставить детям наследство, 7) чувство скупости.

Б. Мотивы инвестирования. Мотивы частного инвестирования населения и элиты и среднего класса различаются. Главным для частного инвестирования населения является фактор доверия. Значение этого фактора особенно сильно в периоды экономических потрясений. Люди не верят финансовым институтам и предпочитают использовать неинвестиционные модели сберегательного поведения.

В. Волевые компоненты экономического поведения включают экономические нормы, экономический интерес, экономические поступки и деятельность. Экономические нормы регламентируют поведение в хозяйственной сфере(законы, инструкции, правила регулирующие различные стороны хозяйственной, экономической жизнедеятельности). Особенность экономических норм в том, что, как правило, они закреплены юридически и наделены соответствующими средствами контроля за их соблюдением. Экономический интерес – познавательное эмоционально окрашенное отношение к экономическим реалиям, связанным с материальными благами и ресурсами. Экономический интерес развивается под влиянием экономических мотивов, но при регулировании этих мотивов экономическими нормами. Экономический интерес – это форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности. Еще Адам Смит подчеркивал разницу трудовой активности на своем и ничьем поле.

Еще по теме 65.Психологические факторы экономического поведения субъекта.:

  1. В данном разделе курса рассматривается поведение покупателей (потребителей) и продавцов (производителей) как индивидуальных экономических субъектов, на которых оказывает влияние большое число факторов.

Экономическое поведение - вид социального поведения, отражающий участие личности в экономической жизни общества посредством различных форм экономической деятельности, обусловленной социальным интересом и материальными возможностями индивида.

Социологический анализ интерпретаций моделей экономической поведения, которые конструируются в рамках экономических теорий. Рассмотрим несколько таких теорий и моделей экономического поведения.

    Экономическая социология, возникла в России в конце ХХ в., хотя по утверждению многих уважаемых знатоков социологии ее зарождение началось за долго до обозначенного периода и сопоставимо с зарождением социологической науки, как бы сразу отделившись в отдельную ветвь - экономическую социологию. С одной стороны, исследуемые экономической социологией возможности и ограничения исполнения интересов общественных групп, с другой - как социальные факторы и условия функционирования экономики зачастую рассматриваются, объект исследований, который служит конкретным механизмам связи экономического и социального развития. Основной задачей экономической социологии, является определение путей и способов влияния социальных характеристик общества на развитие экономики, а уровня развития и состояния экономики - на социальные отношения.

    Экономическое поведение - поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая прибыль и выгода. Предпосылками экономического поведения, выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения. Например, техника экономического мышления - это некая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу, иными словами пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями.

    В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка их экономического поведения, позволяющая во многом его предсказывать. Действуя в собственных интересах, люди создают возможность выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия. Существует несколько моделей экономического поведения индивидов, содержащих механизмы общественной координации.

1. Виды экономического поведения

Первая модель, основанная на методологии английского экономиста и философа А. Смита, строится на признании компенсаторной роли заработной платы в качестве основы экономического поведения субъекта.

Функционирование модели детерминируется пятью главными условиями, которые «компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:

1. приятность или неприятность самих занятий;

2. легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им;

3. постоянство или непостоянство занятий;

4. большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими;

5. вероятность или невероятность успеха в них.

Эти условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономического поведения

Анализ эконом. поведения индивида, в контексте методологии А.Смита, показывает, что в отечественной экономике в процессе становления рыночных отношений явно доминируют два базовых типа экономического поведения индивидов: до рыночный и рыночный. Дорыночный тип поведения характеризуется формулой «гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат», или «минимум дохода при минимуме трудовых затрат». В целом для носителей до рыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием социальных стереотипов, выработанных в годы советской экономики.

Рыночный тип поведения характеризуется формулой «максимум дохода ценой максимума трудовых затрат». Он предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям. Собственно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов.

Неизбежные издержки формирования рынка труда привели к возникновению еще одного типа экономического поведения - псевдорыночного. Псевдорыночный тип экономического поведения характеризуется формулой «максимум дохода ценой минимума трудовых затрат». Наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран.

Вторая модель, основанная на методологии американского экономиста П. Хейне, исходит из того, что экономический образ мышления имеет четыре взаимосвязанные особенности: люди выбирают; только индивиды выбирают; индивиды выбирают рационально; все общественные отношения можно трактовать как рыночные отношения. Названные условия создают определенный баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Делая этот выбор, индивид предпринимает действие, которое принесет ему в соответствии с его ожиданиями наибольшую чистую пользу. При этом чем серьезнее экономические обоснования выбора, тем больше вероятность того, что он будет рациональным.

Необходимыми свойствами-ограничениями экономической теории П. Хейне являются, во-первых, признание безусловной рациональности человека; во-вторых, абсолютизация рационального выбора; в-третьих, акцентирование внимания на возможности осуществления выбора единичным индивидом. Осуществляя рациональные выборы, основанные на ожидании чистой выгоды, индивиды предпринимают определенные действия, прогнозируемые другими людьми. Когда пропорция между ожидаемой выгодой и ожидаемыми затратами на какое-либо действие увеличивается, то люди совершают его чаще, если уменьшается - реже. Тот факт, что почти каждый предпочитает большее количество денег меньшему, неимоверно облегчает весь процесс; деньги здесь подобны смазочному материалу, крайне важному для механизма общественного сотрудничества. Умеренные изменения денежных затрат и денежных выгод в тех или иных случаях могут побудить большое число людей изменить свое поведение таким образом, что оно окажется лучше согласованным с действиями других людей, осуществляемыми в то же самое время. В этом и заключается главный механизм сотрудничества между членами общества, позволяющий им обеспечивать удовлетворение своих потребностей, используя доступные для этого средства.

Ограниченность объяснительных возможностей экономической теории П. Хейне преодолевается в ходе создания социологизированной модели экономического поведения Последняя включает в себя: во-первых, действия, детерминированные коллективным выбором; во-вторых, иррациональные выборы индивидов, которые часто имеют место в жизни и связаны с присутствием в структуре человеческой психики компонентов бессознательного; в-третьих, действия, детерминированные экономическими интересами и социальными стереотипами.

Согласно этой модели, выбор индивидов в реальной ситуации определяется: состоянием баланса рационального и эмоционального в экономическом мышлении; подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе; и наконец, более глубинными причинами (часто не зависящими от них) - их экономическими интересами. Преследуя свои экономические интересы, люди приспосабливаются к поведению друг друга, соблюдая принятые правила игры, адаптируются к меняющейся ситуации, стремясь получить максимальную чистую выгоду (за вычетом издержек) в результате своих выборов.

Анализ экономического поведения индивидов в контексте методологии П. Хейне позволяет создать типологию экономического поведения индивидов исходя, например, из оценки различными группами безработных того, что значила для них прежняя профессия как ценность. В ходе анализа выявлены, на этом основании, стратегии прагматического, профессионального и безразличного поведения лиц, потерявших работу. Стратегия прагматического поведения формируется на основе целевой установки, с которой выпускник заканчивает (а безработный закончил) школу, ПТУ, ССУЗ, вуз, - достичь материального благополучия и сделать карьеру. Прагматический тип поведения, как правило, присущ разным образовательным группам и почти не зависит от пола. Вместе с тем он значительно усиливается с возрастом и в старших возрастных группах выражен втрое сильнее, чем в группе до 30 лет. Этот тип поведения наиболее близок к собственно рыночному типу.

Исследование экономической психологии, или психологических аспектов экономики - перспективное поле научных изысканий. Экономические психологи интересуются такими темами, как житейское понимание экономики, факторами, лежащими в основе экономических решений, отношениями между личной идентичностью и массовым потреблением и др. Исследования проводят социальные психологи, когнитивные психологи (концентрируясь на принятии решений), психологи развития (концентрируясь на развитии детских представлений об экономическом процессе).

Хотя экономическая психология развивается динамично, она не может претендовать на то, что находится в центре внимания науки. В современной академической психологии доминируют когнитивный, вычислительный и нейрологический подходы. В распределении фондов на исследования, профессорских должностей, редактирования журналов и прочих индикаторов институциональной власти социальная психология находится на периферии. Но даже и внутри нее экономическая психология - лишь нарождающаяся область. В данной работы, таким образом, рассматривается потенциал того, что находится сейчас на периферии психологической науки. Психология традиционно отдает предпочтение абстрактным исследованиям перед анализом материальных условии современной жизни. Последним почти не уделяется внимание в современной психологической теории. Несмотря на известную критику (Рагkег, 1989) гегемония лабораторных методов продолжается. Тем не менее рассматриваемые в данной работе проблемы психологии потребления предполагают философскую критику позитивизма, ориентируются на этнографические модели исследования и анализируют поведение с позиции его зависимости от культурного контекста.

В экономической психологии легко выделить два подхода: первый в значительном степени отвлекается от культуральных аспектов потребления и рассматривает в основном взаимоотношения между экономикой и психологией. Второй ориентирован на взаимодействие с культуральными подходами и видит социальную психологию массового потребления в пределах более широкой междисциплинарной области.

Поскольку оба подхода существуют бок о бок, будем рассматривать в этой работе и тот и другой.

Происхождение и развитие экономической психологии.

В начале своего существования проблематика экономической психологии фокусировалась прежде всего на отношениях между психологией и экономикой. Дж. Катона писал: «Мы будем рассматривать экономические процессы как проявления человеческого поведения и анализировать их с точки зрения современной психологии».

Катона предложил первый проект эмпирического исследования психологических аспектов экономического поведения. Одной из частей этого проекта стал способ понимания отношении между психологией людей и экономикой. При этом Катона имел тенденцию абстрагироваться от существенных различий между разными психологическими подходами, ссылаясь на некие «фундаментальные договоренности между всеми современными учеными-психологами». Это была версия лингвистического бихевиоризма, распространенного тогда в психологии, в котором на основе контролируемого наблюдения повеления исследуются взаимодействия между промежуточными психологическими переменными. Работа Катоны - «основоположника экономической психологии» - привлекла довольно мало критического внимания. Я сконцентрируюсь на его исходных посылках.

Катона считает, что существует очевидная связь между психологией людей и экономикой. «Объективные» экономические условия действуют на поведение индивидуума, но они же опосредованы субъективными воззрениями на экономику. Так, никто не может предугадать в каком направлении идет экономика: будет ли она развиваться или падать в следующий период времени - неясно. Людям же нужно решать вопрос, тратить или сохранять свои накопления. В этих условиях общественное мнение становится значимым фактором экономики. Если большая группа людей одновременно меняет свое поведение, решая, тратить или сберегать средства, то их решение повлияет на такой макроэкономический феномен, как объем доступных для инвестиций денег. Психологический фактор изменит течение бизнес-цикла.

Программа экономической психологии, намеченная в этих и других рассуждениях Катоны, весьма влиятельна и до сих пор. Она предполагает четкое разграничение между экономическими и социально-психологическими переменными в любой теоретической или методологической позиции и, следовательно, между объективным и субъективным взглядом на экономику. Многие работы вслед за Катоной фокусировались на исследовании социального восприятия экономических индикаторов. По Катоне, социально-психолоические процессы действуют на уровне индивидуума, а не на уровне групп или масс. Экономическое поведение понимается как совокупность восприятия и поведения индивидуумов. Такое представление связано с подчеркиванием особой роли принятия решений в исследовании потребления.

Теория установки и принятие решений.

В рамках социальной психологии исследовалась роль установки в ходе формирования намерений. Эти работы повлияли на современное прочтение программы Катоны. Наиболее влиятельный подход такого типа - теория обоснованного действия, предложенная Фишбейн и Адзен (Ajzen and Fishbein, 1980). Авторы полагают, что при формировании намерения действовать тем или иным образом наблюдается противодействие элементов установки и нормативных убеждений. Предполагается, что люди проводят анализ затрат и выгод поведения таким способом, в котором каждая затрата и каждая выгода умножается на коэффициент, определяемый установкой. Нормативные убеждения - это взгляды значимых других, умноженные на коэффициент оценки этих взглядов.

Более поздние формулировки теории включили проблему принятия решений и аспекты управления. Значение этого подхода в том, что он может объяснить непоследовательности в установках и поведении как результат влияний со стороны норм и контекста. Человек может вести себя непоследовательно в плане реализации своих установок, если предполагает, что затраты превысят выгоду или что последует неодобрение со стороны значимых других. В теории обоснованного действия намерение купить нечто определяется комбинацией значимости покупки и того, как другие оценят ее. Привычки людей и контроль обстоятельств решения и его последствий могут изменять влияние субъективных норм и установок.

Теория обоснованного действия доказала свою психологическую валидность в качестве общего подхода к исследованию свободного выбора. Она может учитывать влияние множества установочных, экономических и социальных явлений на принятие экономического решения. Основная ценность такого подхода - в выявлении факторов, влияющих на выбор одной из имеющихся возможностей. Фишбейн и Адзен считают, что к вопросу о предпочтениях покупателя следует подходить, как если бы это был один из видов принятия решений: «В сущности нет ничего необычного в поведении покупателя. Это человеческое действие, включающее выбор между несколькими альтернативами, и нет особенных причин полагать, что в его основе лежит какой-то новый, ни на что не похожий процесс.

Эти авторы использовали свой подход для предсказания выбора покупателями марок пива и автомобилей. Им удалось предсказать вероятность покупки с учетом установок и субъективных норм. Были обнаружены некоторые контекстные эффекты, влияющие на принятие решения - например, покупает ли человек для себя или для других. Модель обоснованного действия довольно редко систематически используется в исследованиях по принятию решения в экономической психологии. Однако изучение этих процессов при осуществлении расходов является доминирующим в рамках программы Катоны.

Экспериментальная экономика.

Программа Катоны в сочетании с теорией установки имеет своим следствием доминирование модели принятия решений в экономической психологии. Однако люди принимают решения в состоянии неопределенности. Очень часто (может быть, даже почти всегда) они не располагают всей необходимой информацией для анализа затрат, выигрыша, оценки ограничений. Принимая решение в условиях неопределенности, они пользуются набором эвристик, которые не требуют такого объема информации, как полностью рациональный анализ.

Работа Тверски и Канемана (Tversky and Kahneman, 1981) показала, что, имея дело со статистической информацией, люди часто опираются на множество эвристик, таких, как аналогия и репрезентативность. В последние годы этот подход стал очень влиятельным в экономической психологии. Как психологи, так и экономисты критически относятся к рационалистическим посылкам в экономической теории, согласно которым люди основывают своп решения на принципе собственного интереса, знании множества экономических условии и понятий, таких, например, как будущий доход. Экспериментальная экономика использует в качестве модели принятия решений в условиях неопределенности понятие связанной рациональности (bounded rationality), предложенной Саймоном (Simon, 1957). Согласно модели, люди используют различные специфические формы рассуждения и стремятся скорее к обоснованности, чем к оптимальности. Если какой-либо способ в прошлом доказал свою эффективность в подобной ситуации, то люди удовлетворяются тем, чтобы повторить свое решение, и не ищут более оптимальное. Гутс и др. (Guth et al., 1992) полагают, что существуют два подхода в экспериментальной экономике, по-разному трактующие отношения между экономикой и психологией. Экспериментальная экономика включает ряд техник, моделирующих в контролируемых условиях принятие экономического (как правило, финансового) решения. Преимуществом этого метода является использование аппарата теории игр, который уже применялся к широкому спектру психологических процессов, таких как конфликт, договор о цене, альтруизм, межгрупповые и личностные отношения. Экспериментаторы организуют «игры» с четко обусловленными параметрами. Поведение игроков ограничивается правилами, и направлено на то, чтобы максимизировать выгоду. Исследователи приглашают испытуемых вступить в игру. Отклонения от оптимального поведения можно рассматривать как функцию от изменения в соотношении затрат и выигрыша. Если изучаются субъективные значения выигрыша при соблюдении ограничений, то могут быть использованы все те же принципы экономического моделирования. Однако требуется найти соответствие между тем, как люди ведут себя в игре и в реальном мире, когда принимается личностно значимое решение о балансе необходимых затрат и возможном получении выгоды. Это не столько вопрос внешней валидности, сколько знаний о конкретных видах экономического поведения.

Альтернативный подход в экспериментальной экономике имеет целью привлечь некоторые психологические теории для разработки проблем экономической психологии. Здесь привлекается теория «связанной рациональности». Предполагается, что принятие решений лучше понимать не как ущербное применение стандартного логического утверждения, но как использование многообразных эвристик. Эвристики - это способы рассуждений, использующие разнообразные «боковые ходы» при переработке информации и формировании выводов. При таком подходе исходная посылка экономистов, предполагающих, что экономические решения принимаются рациональным способом заменяется психологическим представлением о рациональных предположениях. Здесь обнаруживается шаткость экономических моделей;как альтернатива предлагается использование «психологически реальных» предположении вместо высчитывания соотношений между производимыми затратами и получаемой выгодой.

Культуральные подходы к экономической психологии.

Выше я обозначил три подхода к экономической психологии, развившиеся на основе исходной программы Катоны. Все они пытаются свести процесс потребления к выбору между предпочтениями, все они базируются на экспериментальных (или хотя бы квазиэкспериментальных) методах. Важная черта этих подходов состоит в том, что они исходят из четкого разделения психологии и экономики как двух самостоятельных и различных дисциплин. В других работах недавнего времени намечаются альтернативные связи психологии с другими социальными науками. Предпосылки этого направления можно найти в книге Ли, Терпи и Вэбли «Индивидуум в экономике» (Lea, Тагру and Webley, 1987). Авторы отстаивают позицию так называемом «двойной каузальности». Она заключается в том, что всякое «экономическое поведение» имеет место в материальном контексте, а экономика в свою очередь является результатом экономического поведения многих людей. Книга не содержит ссылок на социальную теорию (например, Giddens, Bourdieu or Habermas) но имеет отсылки к специальным труппам социологов (например, Geshuny) и антропологов (например, Douglas).

В недавнее время внимание исследователей привлекли связи экономической психологии с другими дисциплинами. Лунт и Ливингстоун, например, в своей книге «Массовое потребление и социальная идентичность» (Lunt and Livingstone, 1992) отметили значение антропологии, кросс-культурных исследований и социологии. Фурнам и Льюис (Furnharn, Lewis, 1986) в работе «Экономический разум» ориентируются на антропологию и социологию. Диттмар (Dittmar, 1992) цитирует социологию и новые исследования потребления (Beck). Ливингстоун (1992) привлекает работы по теории СМИ и феминизму. В этих работах открываются новые метолы исследования субъекта в его отношении к потреблению, происходит отход от теории принятия решений и постепенный охват все новых пластов культурного контекста.

Подходы, вдохновляемые другими социальными науками, используют, тем не менее, проблематику и определения экономики. Они берут экономические феномены и трактуют их так, как «если бы» они были феноменами социальной психологии. Экономика рассматривается как редукционистская и игнорирующая важные социально-психологические аспекты экономических убеждений и поведения. Такой подход имеет явные успехи, однако здесь существуют свои проблемы. Иногда исследователи применяют психологические теории частично. Так, например, Диттмар (1992) использовала теорию социальной идентичности, Фурнам - теорию личности. Альтернатива состоит в том, чтобы привлекать ряд психологических теорий для изучения определенной стороны потребления, как, например, в работе Лунта и Ливингстоун по сбережениям и долгу (1992). В некоторых случаях тема определяется прежде всего экономикой, как, например, при исследовании проблемы владения в работе Диттмар. На практике этой проблеме не соответствует в точности теория социальной идентичности, разработанная для когнитивного объяснения предрассудка. Сходным образом Фурнам с определенным успехом использует теорию локуса контроля для объяснения многообразия экономических убеждений. Тем не менее понятно, что это - частичное решение проблемы: экономические феномены не всегда пригодны для прямого социально-психологического объяснения. Названные подходы, хотя и имеют тенденцию к привлечению данных из социальных наук, однако порой игнорируют важную роль других дисциплин. В этой связи можно сослаться, например, на критику Дугласа и Ишервуда в отношении экономической концепции владения (Douglas, Isherwood, 1976).

Применение экономической психологии.

Экономическая психология всегда имела дело с социальными проблемами, что побуждает к междисциплинарной работе, поскольку такие проблемы - предмет многих дисциплин. Например, в 1930-х годах было много социально-психологических исследований нищеты и безработицы (Jahoda et al., 1970). Эта тема вновь привлекла внимание в 80-х (Calvin, 1980). Такие социально-важные проблемы, связанные с экономикой, как долг, семейный бюджет, налоги, конфиденциальность в бизнесе, привлекали исследователей. Все они давали толчок к развитию социальной психологии, поскольку имели явное отношение к политике. Дебаты о различных политических предметах также предписывают определенные роли потребителям. Например, движение в защиту окружающей среды и экономические бойкоты предполагают высокий уровень политической заинтересованности и низкий - коммерческой.

Потребитель политизирован. Такие процессы вынуждают исследователей отказываться от представлений о решающей роли индивидуальных решений и переходить к рассмотрению широких психологических, социальных и культурных процессов. Проблемы этого уровня неизбежно привлекают внимание различных дисциплин и требуют междисциплинарной работы.

Взгляд в будущее.

Выше мы изложили два подхода, стремящиеся к большей междисциплинарности и ориентированные на исследования выбора. Остается вопрос, может ли быть установлена между ними какая-либо связь в будущей экономической психологии. Опасность раздельного развития в том, что междисциплинарные подходы закончатся, так ничего и не сказав про экономику, и наоборот, экспериментальная экономика так и не приобретет валидность в отношении реального мира. Этот раскол очень существенен, он отражает глубокое разделение в социальных науках и внутри современной социальной психологии.

Традиции исследования в экономической психологии. Литературный обзор. Литература по экономической психологии огромна. Поэтому мы можем рассмотреть лишь выборочно то, что ближе всего относится к потреблению. Ввиду своего прикладного характера, экономическая психология организована как подходы к экономическим проблемам, другими словами, как темы исследования, а не как теоретические позиции.

Сбережения и долг.

Исследования относительного распределения дохода потребителей - важная область экономической психологии. В основном экономические теории рассматривают сбережения как механизм распределения своего дохода в течение жизни (Modigliani, 1970). Уорнерид (Warneryd, 1989) указывает, что все экономические теории, кроме чисто монетаристских, приписывают определенную роль психологическим переменам.

Эти подходы подчеркивают влияние личностных черт, таких, как бережливость, самоконтроль, или считают психологические механизмы идиосинкретичными и тем самым редуцируют их до уровня ошибок, наряду с теми многочисленными источниками ошибок, какие лежат в основе нормального распределения. Такой подход разработан для предсказания макроэкономических процессов, и он может быть неудачным инструментом для политики или предсказаний тенденций потребительского поведения (Lea, Тагру, Webley, 1987). В большинстве исследований применяются методы интервью или опросники для сбора детальной информации о ведении хозяйства, индивидуального дохода и трат, а также для получения профиля социальных и психологических характеристик. Затем ищутся корреляции между финансовыми, социальными и психологическими переменными, как предикторами сберегающего поведения. Особенного успеха в области предсказаний не получилось, хотя Лунт и Ливингстоун обнаружили кластер переменных, отличающих бережливых от небережливых. Из совокупности этих предикторов был получен социально-психологический профиль бережливого человека, который, в отличие от небережливого, склонен принимать личную ответственность, использовать социальную поддержку (обсуждать с друзьями и родственниками денежные вопросы), а также использовать фиксированный, а не гибкий стиль управления финансами. Хотя эти результаты наводят на размышление, эти ранние исследования должны быть расширены более надежным и обширным обзором более детальной и качественной проработкой аспектов управления финансами.

Экономическая теория со времени своего возникновения как самостоятельной области знания использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности индивидов. Но как справедливо отмечал Саймон усилия экономистов были направлены в основном на исследование результатов выбора экономической сфере, а сам выбор как процесс выпал из поля экономического анализа: «неоклассическая теория исследует по сути не процесс выбора, а его результаты». Внимание экономистов к проблеме и механизму экономического выбора и условий, опосредующих этот выбор, обусловило пересмотр классической модели экономического человека в рамках институционализма. Но в начале необходимо кратко рассмотреть предпосылки на которых базируется неоклассическая модель экономического человека.

В современной научной литературе для обозначения экономического человека используется акроним REMM, что означает «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек». Такая модель предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ ведет себя полностью рационально. Это предусматривает следующие условия:

  • 1) информация, необходимая для принятия решения, полностью доступна индивиду;
  • 2) человек в своих поступках в сфере экономики является совершенным эгоистом, т. е., ему безразлично, как изменится благосостояние других людей в результате его действий;
  • 3) не существует никаких внешних ограничений для обмена (при условии, что обмен ведет к максимизации полезности);
  • 4) желание увеличить свое благосостояние реализуется только в форме экономического обмена, а не в форме захвата или кражи.

Подобные допущения привели к обвинениям в адрес современной ортодоксальной экономической науки в том, что она стала по сути «экономикой классной доски» и совершенно оторвалась от реальной жизни.

Но рациональность - это еще далеко не все, что определяет поведение экономического агента. Он не существует обособленно от окружающих предметов и таких же агентов как он, поэтому необходимо рассмотреть и ограничения с которыми сталкивается человек в процессе принятия решения или осуществления выбора.

Неоклассическая теория здесь исходит из предположений, что все потребители знают чего они хотят, то есть каждый имеет свою совокупность известных ему потребностей, которые к тому же связаны функционально. Для упрощения анализа неоклассики взяли «усредненную» функцию полезности, где не учитываются ни разнообразие возможностей максимизации при постоянной величине дохода ни различия между субъективными стремлениями использовать имеющиеся ресурсы и объективными возможностями. Следовательно, так как предпочтения известны то решением функции полезности будет определение неизвестных результатов индивидуального выбора.

Однако ценность теории предсказывающей выбор потребителя или другого экономического субъекта будет высока тогда, когда окружающая ситуация остается относительно стабильной, а потенциалы заложенные в ней являются доступными для принятия и переработки человеческими возможностями. Тем более, что существуют кроме вышеперечисленных внешних еще и внутренние препятствия от которых неоклассики просто абстрагируются. Следуя неоклассикам можно представить человека как совершенное существо полностью владеющее собой и своими собственными поступками, то есть определяющим последние единственным критерием - собственной функцией полезности. Он также оставляет в стороне предпочтения других субъектов, которые в позитивном или негативном плане могут отразится на его решениях, а также предполагает отсутствие взаимосвязи между целью и средством. Одно и другое берется уже заранее известными и возможность того, что при рассмотрении цепочки последовательных действий цель может стать средством и наоборот - отсутствует. Таким образом можно отметить, что отсутствие каких либо предпосылок о возможности влияния решений одних людей на решения других отрывают ортодоксальную теорию от социальности экономической науки. Социологической модели человека существует, по мнению Линденберга, два вида. Первый (акроним SRSM) - социализированный человек, исполняющий роль и человек, который может быть подвержен санкциям. Это человек, полностью контролируемый обществом. Ставится цель - полная социализация. Процесс направляется обществом - человек играет свою роль в нем. Наконец, возможность применения санкций - это контроль со стороны общества.

Вторая модель (акроним OSAM) - имеющий собственное мнение, восприимчивый, действующий. Этот человек имеет мнение относительно разных сторон окружающего его мира. Он восприимчив, но действует в соответствии со своим мнением. Но он не имеет ничего общего с экономическим человеком, т. к., у него отсутствуют изобретательность и ограничения. Сравнивая эти две модели, можно увидеть, что экономический человек концентрирует в себе наиболее характерные черты человеческого поведения в процессе повседневной рыночной деятельности. Хотя эти черты являются далеко не единственными.

Социологический человек переносит характеристику своего поведения на свое же поведение: общество в действительности не является действующим лицом, оно представляет собою результат индивидуальных действий и взаимодействий людей. Поэтому современные науки, связанные с обществом, тяготеют к модели экономического человека, оставляя его поведенческой обоснованностью многих явлений, тогда как социологическая модель не представляет ничего конкретного, опираясь на неустойчивую взаимосвязь между человеком обществом.

Рациональное поведение. Принцип рациональности.

Понятие рациональность является настолько сложным для научного анализа, насколько простым это понятия кажется с точки зрения обыденного сознания. Рациональность может быть определена следующим образом: Субъект (1) никогда не выберет альтернативу X если в тоже самое время (2) ему доступна альтернатива Y, которая с его точки зрения (3), предпочтительнее X.

Согласно Хайеку рациональным поведением можно назвать такой тип поведения, которое «нацелено на получение строго определенных результатов». При том отмечается, что теория рационального выбора объясняет, только нормальное поведение людей. Остается дело за малым исследовать, что есть норма в экономической действительности.

В экономической теории используются следующие две основные модели рационального поведения:

  • 1) Рациональность (как таковая);
  • 2) Следование своим интересам.

Рассмотрим эти модели подробнее:

Рациональность.

Согласно О. Уильямсону существует 3 основные формы рациональности:

  • 1) Максимизация. Она предполагает выбор лучшего варианта из всех имеющихся альтернатив. Этого принципа придерживается неоклассическая теория. В рамках этой предпосылки фирмы представлены производственными функциями, потребители функциями полезности, распределение ресурсов между различными сферами экономики рассматривается как данное, а оптимизация является повсеместной;
  • 2) Ограниченная рациональность - познавательная предпосылка, которая принята в экономической теории трансакционных издержек. Это полусильная форма рациональности, которая предполагает, что субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени. Такое определение заключает в себе возможность различных его интерпретаций. Сами экономисты, привыкшие считать рациональность категоричной относят ограниченную рациональность к иррациональности или нерациональности. Социологи считают такую предпосылку слишком большим отступлением от принятой в экономической теории относительной поведенческой точности. То есть говорят, что приверженцы теории трансакционных издержек еще больше размывают границы неопределенности принятой в классической теории. Однако эконом теория трансакционных издержек объясняет эту двойственность необходимостью объединить в одном мотиве ориентацию на экономное использование ограниченных ресурсов и стремление к изучению институтов как поведенческих шаблонов в условиях ограниченной информации. Эта теория одной из важнейших предпосылок берет такой ограниченный ресурс как интеллект. Существует стремление сэкономить на нем. А для этого либо уменьшаются издержки в ходе самих процессов принятия решения (за счет личных способностей, владения большим количеством информации опытом и т. д.) либо прибегая к помощи властных структур;
  • 3) Органическая рациональность - слабая рациональность процесса. Ее используют в эволюционном подходе Нельсон, Уинтер, Алчиан, прослеживая эволюционный процесс в рамках одной или нескольких фирм. А также представители австрийской школы Менгер, Хайек, Киирзнер, связывая ее с процессами более общего характера - институтами денег, рынков, аспектами прав собственности и так далее. Такие институты «нельзя запланировать. Общая схема таких институтов не созревает в чьем-либо сознании. В самом деле существуют такие ситуации, когда незнание... оказывается даже более «эффективным» для достижения определенных целей, нежели знание этих целей и сознательное планирование их достижения».

Формы органической и ограниченной рациональности дополняют друг друга, но используются разными для достижения различных целей хотя изучение институтов как способов сократить трансакционные издержки неоинституционалистами выяснение жизнеспособности институтов Австрийской школой тесно связаны.

Ориентация на собственный интерес:

  • 1) Оппортунизм. Под оппортунизмом в новой институциональной экономике понимают: «Следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post». В общем случае речь идет только об информации и всем, что с ней связано искажения, сокрытие истины, запутывание партнера. В идеале должна существовать гармония в процессе обмена информацией - открытый доступ с обеих сторон немедленное сообщение в случае изменения информации и т. д. Но экономические агенты действуя оппортунистически проявляют это в разной степени. Кто-то больше склонен к преднамеренному обману, кто-то меньше. Это создает информационную асимметрию, которая значительно усложняет задачи экономической организации. Потому что в случае отсутствия оппортунистического поведения любое поведение могло бы подчиняться некоторым правилам. Нейтрализацию оппортунизма можно осуществить таким же упреждающими действиями или как было сказано выше заключением такого контракта в котором обе стороны согласовали все моменты по которым они не доверяют друг другу;
  • 2) Простое следование своим интересам это тот вариант эгоизма, который принят в неоклассической эконом теории. Стороны вступают в процесс обмена за ранее зная исходные положения противоположной стороны. Все их действия оговариваются все сведения об окружающей действительности с которыми им придется сталкиваться - известны. Контракт выполняется так как стороны следуют своим обязательствам и правилам. Цель достигается. Не существует никаких препятствий в виде нестандартного или нерационального поведения, а также отклонения от правил;
  • 3) Послушание. Последняя слабая форма ориентации на собственный интерес - послушание. Адольф Лоу формулирует ее следующим образом: «Можно представить себе крайний случай монолитного коллективизма где плановые задания в централизованном порядке выполняются функционерами, которые полностью идентифицируют себя с поставленными перед ними глобальными задачами». Но в чистом виде такой тип вряд ли существует в экономике поэтому он скорее применим к изучению эволюции социализации человека, чем к объяснению мотивов при принятие решений так как за него решают другие.

Поведенческие предпосылки институционального анализа.

Прежде всего под большим вопросом была поставлена возможность отвлечения от системы предпочтений, которая формируется внутри человека. Это система ценностей, целевых установок, стереотипов поведения привычек индивидов, психологического и религиозного типов, что напрямую говорит о том, что индивид осуществляет выбор сам. То есть институционалисты определяют скорее характер ситуации в которой выбор осуществляется, а не рассматривают полученный результат а рамках взаимодействия многих людей. Поэтому такой подход предполагает подключение исторического аспекта, который просматривает эволюцию человека привязанного к конкретной культуре, общества, группе и существующего в определенное время. Следующая особенность институциональной теории вытекает из предыдущей: так как предположение об экзогенности системы ограничений неверно, то следовательно если человек не имеет полный объем информации необходимой для свободной ориентации в окружающем мире, то он и не в состоянии отразить в полной мере процессы индивидуальной и общественной жизни. Тогда как можно проследить процесс осуществления отбора реальности и их расшифровку как предпосылку осуществления выбора? Для решения этих вопросов в рамках современной неоинституциональной экономики используются две поведенческие предпосылки - ограниченная рациональность и оппортунизм.

Саймон предлагает заменить принцип максимизации - принципом удовлетворенности. Т. к., в сложных ситуациях следование правилам удовлетворительного выбора выгоднее, чем попытки глобальной оптимизации. Это положение может согласовываться с концепциями австрийской школы в рамках которой вместо максимизации полезности используется предпосылка о сравнительной важности потребностей и о наилучшем их удовлетворении, возможно меньшим количеством благ.

Он отмечает что в экономической теории понятие удовлетворенности не играет такой роли как в психологии и теории мотивации, где оно является одним из самых важных. Согласно психологическим теориям побуждение к действию происходит из неудовлетворенных стремлений и исчезает после их удовлетворения. Условия удовлетворенности в свою очередь зависят от уровня устремлений который зависит от жизненного опыта.

Придерживаясь этой теории можно предположить, что целью фирмы является не максимизация, а достижение определенного уровня прибыли, удержание определенной доли рынка и определенного объема продаж.

Это подтверждается статистическими данными. Это также согласуется с исследованиями Холла и Хитча (ценообразование по формуле издержки плюс стандартная надбавка), а также Сайерта и Марча (фирмы положение на рынке стабильно действуют менее энергично.

Поэтому мы считаем необходимым замену понятия рациональности понятием субъективной обоснованности действия. Исходя из этой предпосылки нас интересует два факта:

  • 1) чем обосновано то или иное решение;
  • 2) степень свободы принятия этого решения (т. е., в какую систему координации экономической деятельности интегрирован субъект).

Таким образом принятие решения является «равновесным» решением в результате оценки обоснованности и ограничений принятия решения.

ВЛИЯНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ НОРМ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ

В статье рассматривается взаимосвязь неформальных норм, в частности религии, и особенность экономического поведения людей разных религиозных конфессий.

Неформальные нормы, экономическое поведение, религия.

До недавнего времени такие неформальные нормы, как религия, культура, традиции в хозяйственной жизни были предметом изучения в основном философов, социологов, историков. И только в последние годы многие экономисты отметили важность изучения влияния религии и культуры на интенсивность экономического развития общества.

Еще основоположники классической экономической теории Адам Смит и Джон Стюарт Милль считали, что культурные факторы иногда оказывают гораздо большее влияние на поведение людей, чем примитивное преследование личной выгоды. Карл Маркс полностью изменил причинно-следст-венную связь между сложившейся культурой и экономическими отношениями в обществе, поскольку считал религию «побочным продуктом» производственных отношений. Известный социолог Макс Вебер считал религию одним из основных факторов развития капиталистического общества. Так как любой новый экономический порядок в самом начале встречает сопротивление со стороны широких масс, аргументировал Вебер, одни лишь экономические стимулы недостаточны для убеждения предпринимателей в необходимости действовать согласно новой системе производственных отношений. Именно здесь религия сыграла неоценимую роль для формирования капиталистических отношений.

Начиная с работ М. Вебера, изменения в религиозном мировоззрении принято рассматривать как факторы, влияющие на генезис капиталистического предпринимательства. В настоящее время в мире регулярно проводятся многочисленные исследования, которые выявляют активное воздействие религии на различные параметры экономического роста, технологического развития, качества жизни, уровня доходов населения .

Многие экономисты признают влияние религиозно-культурных факторов на экономику. Макс Вебер писал, что «…причину различного поведения представителей разных вероисповеданий следует искать, прежде всего, в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении…» . В поддержку этому следует высказывание Дэвида Ландеса: «Макс Вебер был прав. Если мы обратимся к истории экономического развития, то придем к выводу, что культура объясняет практически все различия между странами в уровне экономического развития». Характер экономической деятельности людей во многом зависит от того, какими моральными ценностями они руководствуются, оценивая экономические явления.

Но не всякая религия способствует социальному развитию и экономическому росту. Есть культуры, которые тормозят экономическое развитие народов, обладающих ими .

Считается, что образцы поведения, выработанные в сфере культуры, обеспечивают «преемственность развития, превращая опыт, накопленный в прошлом, в сегодняшнюю практическую деятельность».

Как правило, выделяют протестантскую, католическую, православную, исламскую, конфуцианскую и буддистскую экономическую этику, отмечая в связи с этим, что идея рыночной экономики в различных странах и обусловливает разнообразие исторических типов хозяйства.

В частности, протестантский реформизм проповедовал накопление богатства и благосостояния не только как преимущество, но и как долг каждого христианина.

Родоначальником учения о вкладе протестантской этики в развитие предпринимательства принято считать Макса Вебера. Он заметил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты. Именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия. По мнению М. Вебера, экономический подъем и развитие евро-американского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы. Занятые в ремесле католики проявляют больше склонности остаться ремесленниками, тогда как протестанты в большем количестве устремляются в промышленность, где они пополняют ряды квалифицированных рабочих и служащих предприятий. Ясно прослеживается причинное соотношение: своеобразный склад психики, привитый религиозным воспитанием, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности .

Одна из самых важных идей протестантской этики по Веберу состоит в следующем: «Знак о том, спасен ты или нет, можно получить, лишь совершенствуясь в своей профессии». Ни одна другая христианская религия не предполагает идеи спасения человека через труд. Можно сказать, что именно эта идея протестантизма и стала определяющей в воспитании экономически свободного и активного общества в Западной Европе, США и Скандинавии.

В свою очередь, православная этика не стала столь успешным подспорьем в экономическом развитии России. В социальной концепции Русской Православной Церкви отмечается, что труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда способствует исполнению Божьего замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ.

Для протестантов серьезное отношение к труду было элементом религиозного воспитания, а для старообрядцев – способом борьбы за выживание.

Старообрядцы же интересны тем, что объединяют в себе две противоречащие друг другу идеи. С одной стороны, в среде староверов воспитание было исключительно православным. Отсюда развитый дух коллективизма и идея о том, что все друг другу братья. С другой стороны, старообрядцы подвергались гонениям за свои убеждения, и предпринимательство стало для них единственно возможным способом самореализации .

Таким образом, староверы стали единственным примером экономически свободного общества в условиях православного воспитания. Однако, в действительности, основную роль сыграло не религиозное воспитание, а тяжелые условия для жизни.

Рассмотрим, в чем же состоит основной нормативный принцип экономического поведения христианина. В фундаментальном выборе между благами земной жизни и благами жизни вечной христианин делает выбор в пользу последних. Он отказывается от меньшего блага, становящегося для него благом мнимым, в пользу блага большего, делающимся для него реальной и великой ценностью. Исходя из фундаментального предпочтения благ небесных благам земным, христианин не имеет конечной целью умножение последних. В конечном счете, участвуя в обмене деятельностью и перераспределении жизненных благ, он стремится отдавать больше, чем брать. Это – основной принцип христианской экономии, вытекающий из христианского отношения к ближнему. Следование этому принципу дает возможность христианину встраиваться в любой экономический строй. Христианин улучшает мир, прежде всего совершенствуя себя. В то же время это не противоречит его участию в общественной деятельности, направленной на совершенствование экономической сферы .

Сторонники этической экономики придерживаются мнения о том, что в экономику должна вернуться этика христианства или, скорее даже, протестантизма. Но есть и другие точки зрения. Например, приверженцы ислама утверждают, что этические принципы именно этой религии должны лечь в основу новых способов использования капитала.

В целом ислам, так же как и протестантизм, ориентирован на мирской успех. Однако, для религиозных мусульман представляется невозможным вложение денег в традиционный западный банк. Коран запрещает ссуды под проценты. Под этот запрет даже подведена соответствующая теория. Однако ислам запрещает и омертвление капитала. Имеющимся богатством нужно пользоваться разумно для повышения общего благосостояния. Поэтому исламские банки ориентированы не на финансовые операции (в западном понимании), а на долевое участие .

Исламская форма организации бизнеса предполагает совместное партнерство, например банка и предпринимателя. При этом банк заранее не может сказать, какую прибыль от проекта он получит, так как это будет зависеть от того, как этот банк будет осуществлять определенную часть менеджерских функций проекта.

Такой подход к банковскому финансированию, очевидно, заставляет банки идти в реальный сектор экономики, финансировать и в определенной степени руководить проектами реального сектора.

С другой стороны, ислам запрещает фондовые спекуляции как операции, не приносящие никакой отдачи в реальном секторе, то есть не увеличивающие общественные богатства. Вложения мусульманина в акции рассматриваются лишь в ключе совместного участия в бизнесе, а не как вложения в финансовые инструменты. Поэтому ислам запрещает, например, короткие продажи, являющиеся основным способом спекулятивной игры .

Мусульманские ученые-экономисты видят главную цель исламской политэкономической системы в достижении социальной справедливости, которую они трактуют, прежде всего, как гарантию равного распределения.
В качестве базовой установки для своих теорий они принимают два основных тезиса, взятых из Корана, – это обязательная плата как добровольного «очистительного» взноса в пользу бедных и запрет на процентные операции.

В современной глобальной экономике государства, придерживающиеся исламских способов ведения хозяйства, получают все большие преимущества. Это связано, в первую очередь, с тем, что налогообложение бизнеса в исламских странах минимально и, например, основной налог составляет не более 5 %. А основная конкуренция между государств ами в современных условиях происходит именно на поле налогообложения. Очевидно, что эта англо-саксонская модель налогообложения не выдержит конкуренции со столь малым налогообложением, которое предлагают исламские страны.

Анализ влияния основных религий и конфессий на экономическое развитие стран мира приводится в таблице .

Влияние основных мировых религий и конфессий

на экономическое развитие стран мира

Конфессия

(религия)

Отношение доходов на человека
в странах, где преобладают приверженцы данной конфессии (религии), к доходам на человека в остальных странах

Комментарий

Христиане
в целом

Христианские страны богаче всех остальных стран мира в пять раз

Протестанты

Протестантские страны богаче всех остальных стран мира в восемь раз.

Католики

Католические страны богаче всех остальных стран мира в полтора раза

Православные

Православные страны беднее всех остальных стран мира в 1,24 раза

Мусульмане

Мусульманские страны беднее остальных стран мира в 4,4 раза

Буддистские страны беднее остальных стран мира в 6,7 раз

Индуистские страны беднее остальных стран мира в 11,6 раз. Из всех мировых религий индуизм оказывает одно из самых негативных воздействий на экономику стран мира

Атеистические страны беднее остальных стран мира в 11,9 раз. Чем в стране больше атеистов , тем эта страна беднее. Атеизм как идеология оказывает самое худшее влияние на экономику стран мира

В итоге можно сказать, что подход к экономике как к автономной области человеческой жизнедеятельности в современных условиях носит ограниченный характер. Культурные и религиозные традиции общества являются одним из важнейших факторов, влияющих на экономическое поведение людей, а экономические мотивы личности – это порождение религиозных и этических установок культур и народов.

Мировой опыт показывает, что для успешного функционирования рынка и хозяйственного механизма необходима продуманная взаимоувязка юридических норм, компетентное и эффективное государственное регулирование , определенное состояние общественного сознания, культуры и идеологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев народа и формирование национальной модели хозяйствования // Проблемы управления хозяйственными системами / . – 2002. – Вып. 10. – С. 4–47.

2. Рывкина культура как память общества / // Экономика и организация промышленного производства. – 1989. – № 1. – С. 24.

3. Зейпель И. Хозяйственно-этические воззрения отцов Церкви / И. Зейпель. – М., 1913. – С. 30– 44.

4. Касьянова К. О русском национальном характере / К. Касьянова. – М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

5. Коваль благо: Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа / . – М. : ИЭА РАН, 1994.

6. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса / Г. Нуруллина. – М., 2004.

7. Плясовских А. Влияние христианства на экономическое развитие стран, или о национальной идее для России [Электронный ресурс] / А. Плясовских. – Режим доступа: http://nideya. ***** /razdel4.htm.

UNFORMAL NORM INFLUENCE ON PEOPLE ECONOMIC BEHAVIOR

V. V. Agapova, O. B. Andreeva

In the article unformal norm interaction is discussed in particular religion and peculiarity of people economic mood
of various religion confession.

На финансовые системы фундаментальное влияние оказывает экономическое поведение населения . 366 Роль, объем и структура финансового рынка в стране прямо определяются: степенью принимаемого населением риска, его активностью, инновационностью, стремлением к индивидуальной экономической свободе или к социальной опеке, иерархичности; влиянием религиозного и социокультурного фактора (степень индивидуализма, философия активности - пассивности, одобрение религией интереса к прибыли, степень личной свободы, цели в жизни); склонностью к сбережениям, к росту потребления, традициями выбора финансовых продуктов.
Домашние хозяйства в англо-саксонской традиции отличает б?льшие приверженность риску и экономический индивидуализм, меньшая подконтрольность государству и крупным компаниям. Доля розничных акционеров в США, принимающих риски выше среднего, составляет более 25%; средние риски - более 50%. 367 Десятки лет норма сбережений семей в США и Великобритании была ниже, чем в Германии и Японии. 368 Англо-саксонская традиция соотносится с “протестантским капитализмом” М.Вебера, 369 выделявшего черты протестантизма, формирующие активное, ориентированное на прибыль мышление: индивидуализм, запрет на растрату времени, обязанность интенсивного труда, опора на средний класс, приумножение средств как жизненная обязанность.
Особенности японской модели экономического поведения населения : стремление к иерархичности и опеке; ограниченная трудовая мобильность; предпочтение интересов персонала перед акционерами ("корпорация-семья", сохранение занятости и зарплаты в ущерб дивидендам, значительные социальные выплаты, стимулирование выслуги лет; недооценка индивидуального, этика "честной бедности", самопожертвования делу); более высокая норма сбережений населения.
Многие из этих черт присущи и экономическому поведению населения Германии , включая консерватизм и низкий уровень принимаемых финансовых рисков. У одной стороны (Германия) “стабильность, лояльность, надежность, некоторая неповоротливость и осторожность”, перемены рождают неуверенность, у другой – “гибкость, изобретательность, стремление к риску, оппортунизм, агрессивность”, перемены рассматриваются как вызов (США). 370
Связь экономического поведения населения и финансовоых систем имеет следующий вид:

Религиозная традиция формирует исламские финансовые рынки (запрет ислама на взимание заранее установленного процента (ростовщичество), на спекуляцию (азартные игры). На рынках нет облигаций, они заменены акциями, сертификатами участия, долями взаимных фондов (выплата дохода как доли прибыли признана исламской формой финансирования). Запрещены срочные сделки, продажи без покрытия. 371 В структуре финансовых регуляторов – специальные подразделения, определяющие исламские требования к эмитентам, финансовым продуктам, финансовым посредникам, инвесторам. Фондовые биржи создают специализировнные исламские сегменты. Исламизация рынка ведет к упрощению его структуры, росту доли банков, сокращению иностранных инвестиций (исламские рынки более закрытые).
В последние годы началась христианизация / иудаизация финансовых рынков (появление фондовых индексов, фомируемых из акций компаний, соответствующих требованиям религиозных конфессий).
Еще один фундаментальный фактор , формирующий финансовый рынок, - структура собственности . Чем более дробной, розничной является собственность, тем значимее рисковое финансирование экономики через акции, тем ниже роль долговых обязательств, тем более диверсифицированы финансовые инструменты и институты и тем ограниченней роль банков. И, наоборот, чем более оптовой является структура капиталов, тем б?льшую роль, как собственники бизнеса, играют банки, тем более “долговой характер” носит экономика и тем менее значимы рынок акций и небанковские финансовые институты.
Действие фундаментальных факторов приводит к различным моделям финансовых систем . В англо-саксонской модели (“протестантский капитализм”, “капитализм акционеров”) в капиталах выше доля населения и коллективных инвесторов; ниже – государства и бизнеса; менее значимы контрольные пакеты акций. Сфера государственных финансов сокращена, ниже налоговые нагрузки, социальные обязательства, связанные с государством. Собственность диверсифицирована. Важный источник доходов для акционеров и менеджмента - рост стоимости компаний на рынке акций. Рынок более открыт, меньше ограничений на счет капиталов и конвертируемость валюты (при сильном государственном надзоре за честностью и рисками бизнеса). Более высока монетизация. Финансовый рынок диверсифицирован, носит массовый характер, инновационен. Доля банков снижена, долговые инструменты подчинены акциям. Финансирование инноваций во многом происходит через акции. Коммерческие банки в большей мере отделены от рынка корпоративных бумаг, страховых продуктов и др. Финансовые институты более специализированы в сравнении с универсальными банками в континентальной Европе.
В германской (континентальной) модели (“рейнский капитализм”, “капитализм держателей крупных долей в капиталах”, “stakeholder capitalism” ) ниже доля розничных инвесторов и институтов коллективного инвестирования в капиталах; выше доля государства и бизнеса; более значимы контрольные пакеты акций и вертикальные участия. Меньшие компании часто контролируются одной семьей (пирамидальные участия). Повышение стоимости компании в акциях не является главной целью менеджмента, больше внимания - росту производства, производительности, качеству. Низка доля прибыли для выплаты дивидендов. Экономическая роль государства выше, чем в англо-саксонской модели. Объемны социальные обязательства, лежащие на бюджете. Выше налоговая нагрузка на экономику. Финансовый рынок - преимущественно долговой, его структура проще, менее инновационна. Венчурное финансирование через акции является ограниченным. Значима роль банков как акционеров, часть бизнеса им подконтрольна.
Японская модель экономики сходна с германской. Как следствие, сходны модели финансовых систем . Особенности: преобладание перекрестных участий; создание на этой основе конгломератов; редкость контрольных пакетов, компании контролируются группами акционеров с долями в 10-40%; система “основных банков”, финансирующих конгломераты, но не являющихся главными акционерами; более высокая, чем в Германии, доля розничных акций (после войны примерно 70% акций крупнейших компаний распределены среди населения). В итоге, финансовый рынок имеет преимущественно долговой характер. Более раздробленная собственность, склонность к спекуляциям массовых розничных инвесторов создает б?льший, чем в Германии, рынок акций.
Модели индустриальной рыночной экономики несколько десятилетий сближаются, происходит повсеместная конвергенция моделей финансовых систем . Складываются смешанные модели .
В переходных и развивающихся экономиках высока роль государства, его участий в собственности. В структуре капиталов доминируют крупные пакеты акций, собственность сверхкоцентрирована. Высока доля инвесторов – нерезидентов. Следствием стало повсеместное развитие смешанных моделей финансовых систем , соедияющих в себе черты англо-саксонской модели («капитализм розничных акционеров») и континентальной модели («капитализм держателей крупных пакетов», японская модель, скандинавская модель и т.п.).
Теоретический анализ и обращения к международной практике дают возможность определить модель финансовой системы, сложившейся в России в 1990-е – 2000-е гг., фундаментальные факторы, формирующие ее, и, соответственно, дать прогноз того, какой она будет в среднесрочном периоде (2011 – 2015 гг.) и, с высокой вероятностью, на перспективу.
Хотя основой выбора модели финансового рынка для России в 90-е годы прошлого века стала англо-саксонская модель, сверхконцентрированная структура собственности, огосударствленная природа российского капитализма, международная практика развивающихся рынков указывают на то, что в России должна существовать смешанная модель финансовой системы.
К этому же выводу подталкивает анализ экономического поведения и традиционных ценностей российского населения . Ряд традиционных черт российского, германского и японского населения схож: стремление к социальной опеке, приверженность иерархии, меньшие уровни принимаемого риска (исторически жесткая конструкция российского государства, потери активной части населения в войнах и эмиграциях XX века). Этой оценке полностью соответствуют данные социологических опросов.
Значимо в будущем влияние православия на экономическое поведение населения (55% россиян считают себя православными христианами). 372 Церковь подчеркивает, позитивно оценивая институты рынка, 373 подчиненность предпринимательского интереса задачам духовной жизни и служения обществу и государству, важность самоограничения (полемика с концепцией “общества потребления”, экономики, максимизирующей прибыль). Принятие рисков в целях выгоды, рост потребления как ключевая задача инвестора - объекты критики. Прогнозируется сдержанное отношение православия к развитию финансового рынка. Будет расти роль исламских элементов финансового рынка. По опросам, 5 - 10% населения России поддерживают исламские традиции. В меру учета населением религиозных мотивов в экономическом поведении, они могут сдерживать развитие финансового рынка.
Именно смешанная модель финансовой системы , типичная для развивающегося рынка, сложилась в России в 1990 – 2000-е гг .
Прогнозируется, что в этом качестве она будет существовать в 2011 – 2020 гг. и в более отдаленной перспективе .
Смешанная модель характеризуется следующими чертами :
- акцент на долговую составляющую, расширенная роль банковского кредита (в сравнении с ценными бумагами), рынка облигаций, векселей и других коммерческих бумаг;
- подчиненная роль рынка акций, капитализации, корпоративного управления (corporate governance), IPO, попытки развить рынок акций по англо-саксонской модели, расширить участие розничных инвесторов, ограниченные нежеланием крупных собственников разводнять капиталы; низкие «free-float» (свободная часть капитала, находящаяся в обращении); преимущественно спекулятивный характер рынка (нерезиденты, интернет – трейдеры); низкие дивиденды и высокие обороты, высокая корреляция с рынками – аналогами (Латинская Америка и др.);
- ключевое значение имеет рынок корпоративного контроля (основная область интересов контролирующих собственников, государства как крупнейшего владельца бизнеса);
- большее значение коммерческих банков в институциональной структуре финансовой системы, их более высокая доля в финансовых активах, участие коммерческих банков на финансовом рынке (ценных бумаг, деривативов, репо) и в корпоративных капиталах, наравне с профессиональными участниками рынка ценных бумаг (брокерско-дилерскими компаниями («инвестиционными банками»)), возрастающая роль финансовых конгломератов;
- упрощенная институциональная и продуктовая структура финансового рынка в сравнении с англо-саксонской моделью, копирование рынков деривативов, финансовых инноваций, секьюритизации, индустрии коллективных инвестиций, рынков компаний высокотехнологичных отраслей (малой и средней капитализации), венчурного финансирования, альтернативных инвестиций (при подчиненном их значении); формирование смешанной модели финансирования через финансовые рынки сектора модернизации и инноваций, основанной на кэптивных институтах (при крупном бизнесе реального сектора) и широком участии государства (государственно-частные партнерства, государственные внебюджетные фонды целевого назначения для инвестиций в инновации, инвестиционные институты, основанные на смешанном капитале, государственные институты развитии и т.п.);
- расширенная роль государственных финансов (бюджет, внебюджетные фонды), социальных обязательств, выполняемых государством через бюджет, имущества государства в финансовой сфере и связанных с ним функций (банки, инвестиционные и пенсионные фонды, кэптивные финансовые институты (брокеры-дилеры, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании, управляющие компании и т.п.), находящиеся в собственности крупнейших компаний с государственным участием);
- расширенная роль центрального банка в финансовых активах и в функциях, выполняемых финансовой системой;
- особое значение международного сегмента (IPO, размещения депозитарных расписок и долговые эмиссии за рубежом для привлечения средств крупнейшими компаниями, параллельные рынки активов российского происхождения за рубежом, значимая доля собственности, находящаяся в оффшорных юрисдикциях, нарастающее присутствие иностранных финансовых институтов, ключевое значение операций иностранных портфельных инвесторов на внутреннем финансовом рынке, зависимость экономики от доступа к внешнему финансированию).