Падение династии романовых - самое интересное в блогах. Падение династии романовых

Сегодня в нашем 11 выпуске проекта «120 лет кино. Первый шаг» неделя документального кино. Мы представим один режиссёрских дебютов знаменитой Эсфирь Ильиничны ШУБ. Советский кинорежиссёр, сценарист, киномонтажёр, киновед была одной из родоначальниц советской документалистики.

О ней:

Эсфирь Ильинична родилась в 1894 в Сураже Черниговской губернии (ныне - Брянская область). С шестнадцати лет и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изучала русскую литературу на Высших женских курсах в Москве.

В 1919 году молодая Эсфирь Шуб устроилась на работу в секретариат Театрального отдела Наркомпроса, была личным секретарем Всеволода Мейерхольда, заведующего ТЕО Наркомпроса. В 1922 году перешла на работу в киностудию «Госкино», где и началась её кинематографическая карьера.

Вначале Эсфирь была монтажёром иностранных фильмов, готовящихся к советскому прокату, игровых картин киностудии, а также фильмов дореволюционной эпохи. Она была способна практически любое зарубежное кино превратить в агитационный плакат.

Прежде, чем самой делать фильмы, она перемонтировала восемь картин. И в 1927 году на киностудии Совкино (ныне Мосфильм) сняла свой первый кинофильм под названием «Великий путь». В этот же год вышло и знаменитое «Падение династии Романовых».

Дальше Эсфирь выпустила много интересных документальных фильмов. В 1935 году стала заслуженной артисткой Российской федерации. С 1942 по 1953 годы работала режиссёром Центральной студии документальных фильмов. Автор выпусков киножурнала «Новости дня». Ушла из жизни в 1959 году.

Фильмография:

1927 - Великий путь

1927 - Падение династии Романовых

1928 - Россия Николая II и Лев Толстой

1930 - Сегодня

1932 - К. Ш. Э. (Комсомол - шеф электрификации)

1934 - Москва строит метро

1937 - Страна Советов

1937 - Турция на подъёме

1939 - Испания

1940 - Кино за 20 лет

1941 - Фашизм будет разбит

1942 - Страна родная

1946 - К пребыванию в Москве участников сессии исполкома международной демократической федерации женщин

1946 - Судебный процесс в Смоленске

1947 - По ту сторону Аракса

1949 - От чистого сердца

О фильме:

«Падение династии Романовых» – документальный фильм, собранный Эсфирь Шуб целиком из материалов царской хроники. В фильме демонстрируется жизнь в России и Европе с 1913 по 1917 годы.

Эсфирь Шуб так грамотно отобрала и скомпоновала материал, что страшные события, вроде революции и Первой мировой войны, представляются не просто оправданными социально-политической ситуацией, а даже закономерными. Фильм достаточно лаконичен. Первая половина показывает страшное социальное расслоение в России в период празднования трёхсотлетия дома Романовых. Дальше значительное место отведено под причины и ход Первой мировой войны. В кадрах европейских дворов особенно интересно смотрится немецкий. В Германии гражданская верхушка страны в цилиндрах идёт такими стройными рядами, как в Российской империи военные не ходили. Заканчивается фильм кадрами с Владимиром Лениным в 1917 году.

Фильм очень интересный и познавательный, несмотря на свою социалистическую пропагандистскую сущность. В области монтажа в двадцатые годы бал правил отечественный кинематограф в лице Сергея Эйзенштейна, Льва Кулешова и Дзиги Вертова. Одно из лучших тому подтверждений – мастерство Эсфирь Шуб, заставившей царя на кадрах помпезной хроники выглядеть слабым и обречённым только с помощью правильного монтажа. Режиссёра сложно обвинить и в спекуляции или в подтасовке. В конце концов, она ведь всего лишь берёт хроникальные кадры, снятые в одно и то же время, и ставит их рядом, достигая необходимого ей эффекта.

К сожалению, сегодня в сети можно найти только анголоязычный вариант фильма с иностранными титрами и закадровым голосом. Но на самом деле кадры «Падения» настолько грамотно скомпонованы, что даже промежуточные титры становятся не очень важными и необходимыми.

Которая углубила экономическую нестабильность, вызвала новую волну социальной неудовлетворенности и, как следствие, Февральскую революцию 1917 года.

Первая мировая война.

Первая мировая война началась 15 июля 1914 года с объявления войны Австро-венгерской империей Сербии. В Россию она пришла 19 июля этого же года. В этот день Вильгельм II , германский император, объявил войну Российской империи.

До этого момента Николай II всячески пытался предотвратить масштабный международный конфликт, требуя решить конфликт сербов и австрийцев мирным путем, через Гаагскую конференцию, но все было безрезультатно.

Уже 20 октября Россия оказалась в состоянии войны с Германией, Австрией, Османской империей и чуть позже Болгарией (вместе все они образовали Четверной союз, пришедший на смену Тройственному союзу ).

Россия вошла в коалицию с Англией и Францией (Антанта ). Незначительную помощь в боевых действиях этой коалиции оказывали также Италия, Румыния и некоторые другие страны.

Войска Германской империи в августе 1914 года вторглись в пределы Бельгии и Люксембурга, а вскоре и Франции. Французы с трудом, но все-таки сдерживали немцев, и линия фронта постепенно передвинулась к побережью Атлантического океана на северо-западе Франции.

Уже 18 августа в ходе Галицкой битвы русские взяли верх над немцами в Восточной Пруссии . Но после этого боевые действия приняли позиционный характер, без существенного продвижения. Сербы захватили у Австрии Белград, но тут в войну вступила Турция на Северном Кавказе. Это сильно осложнило связь России через Черное и Средиземное моря с союзниками.

В 1915 году на Западном фронте война становилась все более и более ожесточенной, немцы начали применять химическое оружие, однако существенных успехов не добились ни они, ни союзники.

На восточном фронте, в Галиции, Россия начала теснить австро-венгров, стремясь на помощь французам, однако немцы быстро прислали подмогу и закрыли дыру в австрийской обороне. На северном участке восточного фронта немцы также начали давить. В результате Россия вынуждена была отступить, и противник занял Галицию и Волынь. Основной причиной отступления стало крайне скверное снабжение русских войск как провиантом и боеприпасами, так и свежими силами. Кроме того, Россия испытывала очень серьезную нехватку снарядов для артиллерии. Сербы не смогли ничем помочь, потому что в октябре в войну на стороне Австрии вступила Болгария.

В 1916 году на западном фронте в ходе Верденского сражения союзники (Англия и Франция) потеряли более 700 тысяч солдат, а Германия - почти 500 тысяч (хотя официальные данные несколько ниже). Битва при Вердене длилась с 21 февраля по 18 декабря - почти десять месяцев. Союзники победили, но взаимная истощенность войск стала причиной того, что линия фронта практически не изменилась (поэтому фактически - результатом была ничья). В этом же году немцы предложили мир французам и англичанам, но союзники его отвергли. Чуть позже, в 1917 году, когда перевес Антанты стал очевиден, к союзникам примкнули США (как и во Второй мировой).

Еще в 1915 году Николай II принял на себя командование русской армией, и постоянно ездил из столицы в Ставку.

8 сентября 1916 года немцы на Восточном фронте предприняли попытку российской обороны (Свенцянский прорыв ), но были разбиты, и война снова вернулась в позиционное русло.

Одним из наиболее значимых эпизодов Первой мировой войны стала оборона крепости Осовец в восточной Польше. Защитники Осовца героически отразили три штурма многократно превосходящих немецких войск с сентября 1914 года по август 1915 года. В конце концов, немцы предприняли новое средство - атаку смертельным газом, после чего отправились зачищать руины крепости от мертвецов. На подходе к стенам на 14 батальонов немцев (около 7 тысяч солдат) бросилась в атаку горстка чудом выживших русских солдат (около 60 человек). На бегу они страшно кашляли, их кожа и глаза были неестественного цвета из-за отравления хлором, лица замотаны грязными тряпками (противогазов у защитников не было). В итоге 60 русских солдат обратили в бегство семь тысяч немцев, которые пришли в ужас от Атаки мертвецов . В августе 1916 года, после прорыва немцев на другом фланге, Осовец потерял свое оборонительное значение, и оставшиеся в живых защитники (не более 50 человек) 18 августа покинули практически разрушенный оплот обороны.

19 января 1917 года состоялась конференция в Петрограде (позже известная как Петроградская конференция ), на которой представители Англии, Франции, Италии и, конечно же, России договорились о начале совместного наступления весной этого года. Надо сказать, что еще в 1914 году, после нападения немцев Санкт-Петербург был избавлен от немецкого окончания «бург» (то есть «город») и переименован в более славянский Петроград.

Однако в этом наступлении Россия уже не приняла участие. В конце февраля 1917 года русские войска выпали из Первой мировой войны по причине государственного переворота во время Февральской революции (если не считать еще одного небольшого эпизода - неудачного Июньского наступления Керенского летом этого же года). 3 марта 1918 года представители Советской России подписали сепаратный Брестский мир в Брест-Литовске с Австрией, Германией, Турцией и Болгарией о выходе России из Первой мировой войны, что фактически означало ее поражение. А 11 ноября 1918 года немцы подписали акт о капитуляции и вручили его представителям Англии, Франции и США . Россиян среди победителей не было.

Февральская революция.

Основными причинами революции стали:

  • экономический кризис, вызванный Первой мировой войной ;
  • отсутствие значимых успехов и наличие множества неудач в ходе боевых действий российской армии;
  • дискредитация императорской семьи возросшим влиянием на политику властей обычного придворного лекаря (Григория Распутина );
  • невнимание императора к внутриполитическим проблемам (по причине все той же войны);
  • раскачивание социальной ситуации революционными организациями при поддержке некоторых сил извне.

26 февраля события 1905 года начали повторяться. Восстали рабочие, а на следующий день к ним присоединились солдаты. Император в этот момент был с Ставке вместе с семьей. Восстанием руководили РСДРП (Ленин - из-за рубежа) и другие революционные организации. Вскоре столица и некоторые другие города России со всеми органами управления, почтой, телеграфом и железнодорожными станциями оказались в руках восставших.

Николай II спешно попытался вернуться в столицу, но проехав часть пути (до станции с символическим названием «Дно») обнаружил, что все пути перекрыты. 2 марта 1917 года император был схвачен вместе с семьей революционерами и вынужден был подписать отречение от престола. Повстанцы под конвоем отправили Николая в ссылку. 26 августа императорская семья была доставлена в Тобольск. В апреле 1918 года арестанты были перевезены в Екатеринбург, где большевики планировали судить Николая. Однако 17 июля 1918 года, рано утром Николай Романов , его жена Александра Федоровна , четыре дочери и сын, а также прислуга и придворный врач - доктор Боткин были расстреляны комиссаром Юровским и его сподручными, после чего тела были ограблены и закопаны в ближайшем лесу.

14 августа 2000 года император Николай II и его семья были канонизированы Русской православной церковью. Канонизация вызвала множество споров. Однако, если учесть последние месяцы жизни Николая Александровича Романова, когда он осознал совершенные им ошибок и начал вести праведную жизнь, то канонизация была более или менее оправдана (особенно, если учесть обстоятельства его смерти). Так или иначе Николай Александрович (а уж тем более его семья) не заслуживал такой участи, и вполне мог стать всеми любимым государем, если бы период его правления не пришелся на столь сложные годы в истории России.

Никто не мог предположить, что империя рухнет всего за неделю

Депутаты Государственной думы и генералы, которые совершили переворот в феврале 1917 года и лишили власти императора Николая II, намеревались посадить на трон малолетнего цесаревича Алексея и управлять страной и армией, не испрашивая всякий раз царского согласия.

Однако Николай II отрекся от трона не в пользу сына, а в пользу младшего брата Михаила Александровича. Вечером 3 марта телеграфировал брату:

"Петроград. Его императорскому величеству Михаилу Второму.

События последних дней вынудили меня решиться бесповоротно на этот крайний шаг. Прости меня, если огорчил тебя и что не успел предупредить. Остаюсь навсегда верным и преданным братом. Горячо молю Бога помочь тебе и твоей Родине. Ники".

В тот же вечер министры только что сформированного Временного правительства и депутаты Думы встретились с великим князем Михаилом Александровичем. От него зависела судьба России.

Любовь сильнее власти

Николай II был невысокого мнения о младшем брате. И тем не менее в такой сложный момент передает ему престол. Почему? Действовал Закон о престолонаследии, и Николай не мог его нарушить.

Великий князь Михаил Александрович, гвардейский офицер, страстный автолюбитель и поклонник аэропланов, которые были еще экзотикой, стал предметом пересудов в столице, когда без памяти влюбился в дважды разведенную дочь московского адвоката.

Николай велел брату не вступать с ней в брак. Но Михаил тайно обвенчался с любимой женщиной в Вене в сербской православной церкви. Тогда Николай II запретил Михаилу возвращаться в Россию. Позволил вернуться, когда вспыхнула Первая мировая. Его жене даровал титул графини Брасовой. Она желала большего. Упрекала Михаила:

"Ты должен так себя поставить, чтобы с Тобой считались и уважали бы Твои права; Ты сам в этом виноват и своей никому, в сущности, ненужной добротой распустил всех так, что Твои родные смотрят на тебя как на пустое место, а все прочие — как на индейку, начиненную трюфелями, и каждый старается достать трюфель покрупнее. Пора Тебе, наконец, перестать глотать всякие оскорбления".

Младшему брату императора, конечно, хотелось занять трон. Не для того, чтобы управлять государством. Скорее — чтобы сквитаться за прежнее пренебрежение им. Увидев министра иностранных дел Павла Милюкова, сказал:

— А что, хорошо ведь быть в положении английского короля. Легко и удобно! А?..

Еще несколько дней назад депутатам Думы казалась удачной эта мысль: сменить Николая на Михаила. Но мятеж превратился в революцию. И Михаил перестал быть нужным. Только Милюков доказывал, что власть должна опираться на символ, привычный для народа. Таким символом служит монархия. Без опоры на нее Временное правительство не доживет до открытия Учредительного собрания. Как в воду смотрел…

Остальные уговаривали Михаила отказаться от трона. Запугивали. Великий князь не был рожден для великих свершений. Не имел желания заниматься государственными делами. Больше ценил семейное счастье, чем власть и положение. Он сказал:

— При настоящих условиях я не считаю возможным принять престол.

В шесть часов вечера подписал составленный лучшими юристами документ:

"Принял я твердое решение в том лишь случае воспринять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, выраженная Учредительным собранием… Прошу всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облеченному всей полнотой власти впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа".

Убийство за убийством

"В 8.20 прибыли в Могилев, — пометил в дневнике Николай II. — Оказывается, Миша отрекся. Бог знает, кто надоумил его подписать такую гадость!"

К Николаю приехала его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна.

"Я в полном отчаянии! — писала она. — Стоило ли жить, чтобы когда-нибудь пережить такой кошмар! Прибыла в Могилев в страшную стужу и ураган. Дорогой Ники встретил меня на станции. Горестное свидание!.. Ники рассказал обо всех трагических событиях, случившихся за два дня. Бедняга Ники открыл мне свое бедное кровоточащее сердце, и мы оба плакали".

После отречения бывшему императору позволили вернуться в Ставку — попрощаться с армией. Знали, что он сдержит свое слово и не поднимет войска, чтобы подавить мятеж. "Прощался с офицерами и казаками конвоя и Сводного полка, — записал в дневнике Николай. — Сердце у меня чуть не разорвалось!"

— В последний раз обращаюсь к вам, горячо любимые войска… Нынешняя небывалая война должна быть доведена до полного поражения врагов. Кто думает теперь о мире и желает его — тот изменник своего Отечества, предатель его. Знаю, что каждый честный воин так понимает и так мыслит. Исполняйте ваш долг как до сих пор. Защищайте нашу великую Россию из всех сил. Слушайтесь ваших начальников. Всякое ослабление порядка службы только на руку врагу…

Великий князь Александр Михайлович присутствовал на этом прощании:

"Мы кричим "ура", как никогда еще не кричали за последние двадцать три года. Старые генералы плачут. Еще мгновение — и кто-нибудь станет молить Ники изменить принятое им решение. Но напрасно: самодержец всероссийский не берет своих слов обратно!"

Николай поехал в Царское Село. Последнее путешествие в своем поезде. Но и здесь он уже не хозяин. За ним присматривают депутаты Думы. Фактически он под арестом.

"В поезде с государем ехало много лиц, — вспоминал начальник охраны Александровского дворца полковник Кобылинский. — Когда государь вышел из вагона, эти лица посыпались на перрон и стали быстро-быстро разбегаться в разные стороны, озираясь по сторонам, видимо, проникнутые чувством страха, что их узнают".

У въезда в дворец дежурный офицер скомандовал:

— Открыть ворота бывшему царю!

"Прибыл в Царское Село, — записал Николай. — Но, Боже, какая разница, на улице и кругом дворца, внутри парка часовые, а внутри подъезда какие-то прапорщики! Пошел наверх и там увидел душку Аликс и дорогих детей. Она выглядела бодрой и здоровой, а они все лежали в темной комнате. Но самочувствие у всех хорошее, кроме Марии, у которой корь недавно началась".

Николай, кажется, нисколько не сожалел об утерянной власти. Он надеялся провести остаток жизни с любимой женой, обожаемым и несчастным сыном, дочерями, в которых души не чаял. Лишенный власти император плохо представлял себе и положение в стране, и собственную будущность. Он наивно предполагал, что будет предоставлен самому себе и поживет, наконец, спокойно и безмятежно в кругу семьи. Или, в худшем случае, вместе с женой и детьми уедет за границу… Но он был обречен. Все хотели от него избавиться и начать новую жизнь. Только одни удовольствовались тем, что свергли Николая, а другие убили его вместе с женой и детьми в Екатеринбурге в июле 1918 года.

Писательница Зинаида Гиппиус отметила в дневнике:

"С хамскими выкриками и похабствами, замазывая собственную тревогу, объявили, что расстреляли Николая Романова… Щупленького офицерика не жаль, конечно (где тут еще, кого тут еще "жаль"!), он давно был с мертвечинкой".

Владимир Коковцов, бывший председатель Совета министров:

"Нигде не видел ни малейшего проблеска жалости или сострадания. Известие читалось громко, с усмешками, издевательствами и самыми безжалостными комментариями… Бессмысленное очерствение, похвальба кровожадностью. Самые отвратительные выражения: "давно бы так", "крышка Николашке", "эх, брат Романов, доплясался" — слышались кругом от самой юной молодежи, а старшие либо отворачивались, либо безучастно молчали".

Великого князя Михаила Александровича в марте 1918 года Совет народных комиссаров выслал в Пермь. В ночь на 13 июня глава местных большевиков Гавриил Мясников с группой чекистов и милиционеров вывез бывшего великого князя за город и расстрелял. Советские газеты написали, что бывший великий князь бежал.

В ночь с 17 на 18 июля 1918 года в нижнюю Селимскую шахту под Алапаевском сбросили живыми великую княгиню Елизавету Федоровну, великого князя Сергея Михайловича, князей Константина Константиновича, Игоря Константиновича, Иоанна Константиновича и сына великого князя Павла Александровича — князя Владимира Палея.

Ночью 29 января 1919 года расстреляли великих князей Николая Михайловича, Павла Александровича, Дмитрия Константиновича и Георгия Михайловича, которых держали в Петропавловской крепости. В общей сложности убили восемнадцать членов семейства Романовых.

Никто не пришел к ним на помощь. Белое движение не хотело восстановления монархии. Адмирал Колчак запретил в своей армии исполнять монархический гимн "Боже, царя храни". Генерал Деникин был откровенным противником монархии. Князья Юсуповы изъявили желание сражаться против большевиков — Деникин ответил отказом: "Присутствие членов и родных семьи Романовых в рядах Белой армии нежелательно".

В московском музее Дом иконы и живописи им. С.П.Рябушинского проходит выставка «Романовы. Падение династии», открывает которую икона святых Царственных страстотерпцев, выполненная Анатолием Этенейером.

На выставке можно увидеть иконы, перед которыми молились члены царской семьи (например, икону святого благоверного князя Александра Невского, Казанскую икону Божьей Матери из Феодоровского собора в Царском селе), книгу «Феодоровский государев собор в Царском селе» с дарственными подписями государя Николая Александровича и государыни Александры Федоровны.

Здесь и трон цесаревича Алексея, и его тросточка, на которую мальчику приходилось опираться в периоды нездоровья. Игрушка царских детей…

Часть одной из стен зала превращена в экран, на котором сменяют друг друга фотографии. Начиная от времени, когда царственные супруги еще были молоды, полны ожиданий и надежд, и заканчивая последними, тобольскими фотографиями - когда до мученического конца оставалось совсем немного.

Вот на фото появляются две сестры – императрица Александра Федоровна и великая княгиня Елизавета Федоровна, они – рядом с большим креслом. Тем самым, что представлено в экспозиции. Кресло в неоготическом стиле (выполнено на фабрике Николая Свирского по эскизу архитектора Николая Набокова) из императорской библиотеки в Зимнем дворце. Красивое кресло вдруг перестает быть просто молчащим экспонатом…

Среди экспонатов – портреты императора и императрицы, выполненные придворным художником Александром Маковским еще при жизни царственной четы. Эти портреты до конца 2011 года находились в Швеции, в доме фрейлины Великой княгини Ольги.

В «уголке» великой княгини Елизаветы Федоровны, под ее иконой – личные вещи: икона святого преподобного Сергия Радонежского и святой мученицы Елизаветы (иконописец Михаил Тюлин), ее фотография с автографом, «Серафим» – копия с эскиза Виктора Васнецова для росписи святого князя Владимир в Киеве, сделанная, предположительно, самой Елизаветой Федоровной…

Искусство, культуру, экономику страны обычно принято ассоциировать с тем человеком, который управлял страной. С оценкой эпохи правления Николая II сложилась странная ситуация. Реформы, достижения экономики, науки, культуры как-то особо не связываются с его именем. Хотя понятно, что без прямого участия самодержавного правителя, без его поддержки – ничего в таких масштабах развиваться бы не могло. Почему-то с именем последнего русского царя связывают только гибель страны. Но ведь тот расцвет, взлет культуры, искусства, экономики, который наблюдался в России на рубеже XIX-XX веков – это время его правления. Его эпоха. В Доме иконы зрителю предоставляется возможность прикоснуться и к ней.

Эпоха государя Николая II

Рубеж XIX-XX веков в России. Русский модерн. Это, пожалуй, несколько больше, чем определение конкретного стиля (при всех элементах общности с общемировым явлением, при всех особенностях, которые перечисляются в любом учебнике по истории искусств). Время культурного, экономического взлета, время надежд.

Для той эпохи характерен поиск корней, интерес к прошлому (от дворянско-усадебного до далеко-былинного). В произведениях музыки, изобразительного искусства, в литературе, начинают звучать ноты, связанные с народным творчеством.

Открытие древнерусской иконы на рубеже веков обозначило тот высочайший духовно-эстетический уровень культурного «прошлого».

Попытки обрести «корни», то, за что можно удержаться, чтобы не унесло, не смело, наверное, были необходимы не только в эстетическом смысле. Хотя, казалось бы, какие могли быть тогда предчувствия? До крушения – далеко, расцвет – почти во всех смыслах…

Экспозиция музея – не просто показ отдельных экспонатов (которые и сами по себе – восхитительны), но и попытка погрузить зрителя в саму эпоху, показать русский модерн в разных его проявлениях – начиная от быта и заканчивая церковным искусством.

Зритель откидывает тяжелую портьеру и вот он в символической гостиной Серебряного века. Обои для этого зала готовились на заказ – по рисункам обоев рубежа веков. В «прихожей» – шкафчик, на створках которого – богатыри. Шкафчики, полочки, зеркала в «неорусском стиле», с текучими «модерновскими» линиями – действительно произведения искусства, которые совсем еще недавно выполняли вполне функциональные задачи…

Предметы мебели, картины на стенах (в том числе Ильи Репина, Михаила Нестерова), разные мелочи, вроде визитницы или подсвечника – все это нам дает картину быта. Быта, в котором не просто пересыпали ночь, чтобы утром бежать куда-то, а – жили. Который, казалось, должен был защитить от всех перипетий внешнего мира. Стоит только задернуть шторы. Кремовые или нет – уже нюансы. На выставке – представлены такие шторы. По предположению – они из петербургского дома Федора Шаляпина и выполнены Федором Шехтелем.

Изящное подвенечное платье начала прошлого века. А рядом – женский потрет, сделанный Михаилом Нестеровым. Яркая иллюстрация: вот такие девушки и надевали подобные платья.

В одном из залов второго этажа – произведения изобразительного искусства. В том числе показывающие попытки художников эпохи русского модерна сказать новое слово в церковном искусстве более современным языком. Насколько они были удачны – другой разговор.

Изучая представленные на выставке эскизы монументальных произведений (например, «Богоматерь с Младенцем» Михаила Нестерова, эскиз к росписи собора святого Владимира в Киеве или эскизы росписей Вильгельма Котарбинского из цикла «Дни творения» для этого же собора), можно увидеть, как эти произведения выглядят в оригинале уже «на объекте»: одна из стен превращена в огромный экран, на котором постоянно меняются изображения.

Религиозная тематика в этом зале соседствует со сказочно-былинной: здесь можно увидеть работу Павла Корина «Преподобный», «Спас на Престоле» Виктора Васнецова и – «Витязь на распутье» того же художника.

На третьем этаже музея – иконы, напоминающие о стиле русский модерн. В том числе – драгоценными окладами, по которым часто пущен растительный орнамент, произведения фирм-поставщиков Императорского и Великокняжеских дворов Павла Овчинникова, «П. Оловянишникова сыновья» и прославленных мастеров золотого и серебряного дела Кузьмы Конова, Дмитрия Смирнова, Сергея Жарова…

О подобных масштабных экспозициях можно сказать «выставка удалась», если посетитель не просто посмотрел и оценил экспонаты, а буквально – погрузился в представляемую эпоху. В Доме иконы так и происходит. Ты ходишь из зала в зал, с этажа на этаж, вглядываешься, возвращаешься к увиденному. А потом, посмотрев в зеркало той эпохи (интересно, кто смотрелся в него сто лет назад?), с удивлением увидишь себя и почувствуешь полную неуместность собственного, вроде бы вполне подходящего для XXI века вида здесь - в изысканном Серебряном веке









Экспозицию, на которую свои личные вещи музею «Дом Иконы» передали более 40 российских коллекционеров, экспонаты предоставили 4 государственных музея, «Собрание русских икон при поддержке фонда Святого и Всехвального апостола Андрея Первозванного», можно будет в течение всего 2013 года по адресу Москва, ул. Спиридоновка, 4, стр. 1.

Фотографии Владимира Ештокина

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Падение династии Романовых » / «The Fall of the Romanov Dynasty» (международное англоязычное название).

Продолжительность 90 минут (версия – 88 минут).

Жанр: документальный фильм, исторический фильм

Краткое содержание
Из документальных материалов, в первую очередь - официальной царской хроники, Эсфирь Шуб смонтировала фильм, выход которого на экраны был приурочен к десятилетию Февральской революции. Начиная с предвоенного 1913-го года, авторы проследили за воистину эпохальными событиями отечественной и мировой истории. Результатом стало отречение от престола Николая II Александровича, падение правящей монархической династии и установление власти Временного правительства.

В хронике также были запечатлены: Алексей Брусилов, Николай Чхеидзе, император Франц Иосиф I, Александр Гучков, монах Илиодор (Сергей Труфанов), Александр Извольский, Жозеф Жоффр, Вильгельм II, Александр Керенский, Георг V, Александр Колчак, Александр Мильеран, Павел Милюков, Раймон Пуанкаре, Фёдор Родичев, Владимир Пуришкевич, Михаил Родзянко, Алексей Суворин, Владимир Сухомлинов, Владимир Ленин.

Рецензия

© Евгений Нефёдов, 09.11.2017

(при копировании текста на первоисточник обязательна)

Война начинается

Несложно понять чиновников «Совкино», не спешивших одобрять заявку на кинопроизведение к десятилетнему юбилею Февральской революции. Причина крылась не только в том, что Эсфирь Шуб не имела режиссёрского опыта, хотя и прошла отличную школу монтажёра, подготовив к выпуску на экраны ряд зарубежных (буржуазных) кинокартин и приняв участие в создании многих отечественных игровых лент. При всех достижениях Дзиги Вертова, получивших признание и в родной стране, и за границей, предлагаемая концепция виделась по меньшей мере сомнительной. Неужели возможно, взяв за основу царскую кинохронику, в которую по понятным причинам не попали стороны социальной действительности, не отвечавшие официальной точке зрения, правдиво и исчерпывающе поведать о заключительном периоде царствования Николая II?! Одно дело – вложить новый смысл в кадры душещипательной дооктябрьской мелодрамы с Иваном Мозжухиным, как это проделал Лев Кулешов. И совсем другое – извлечь иное, отвечающее истинному положению вещей содержание из готового материала, в поисках которого, к тому же, Эсфирь Ильиничне с единомышленниками (особого упоминания удостоился Марк Цейтлин) пришлось приложить массу усилий. Практика показала, что идея была не просто чрезвычайно удачной, но по-своему гениальной.

Впереди - другая эпоха

Открыв в национальной (и, по-видимому, мировой) документалистике целое направление так называемых монтажных фильмов, Шуб, испытавшая влияние и творчества «Киноков», и вертовских теоретический наработок, по праву заняла в истории киноискусства место рядом с прославленным мастером. Без «Падения династии Романовых», наверное, не увидел бы свет и уникальный « » /1965/ Михаила Ромма, исходившего из аналогичной (но уже применительно к становлению и краху Третьего рейха) предпосылки… Как же оказался достигнут нужный эффект? Самым логичным и, пожалуй, простым приёмом стало введение надписей – интертитров, поясняющих, что зафиксировал очередной оператор (включая конкретных личностей ), сообщающих факты, наконец, выражающих отношение авторов. Допустим, за серией бытовых зарисовок, демонстрирующих «тишь да гладь» в провинциальных городах, следует хлёсткий антиклерикальный выпад: «В монастырях текла сытая жизнь «святых отцов». Однако на поверку это служит режиссёру вспомогательным средством. Так, изображение обширных помещичьих угодий с тучными стадами крупного рогатого скота, роскошных, со вкусом меблированных усадеб сменяет панорама убогих, стоящих в опасной близости друг от друга домов одной из деревень малоземельных крестьян. И по мере того, как над страной сгущаются тучи, растёт напряжение. Всё-таки поразительно: запечатлённые на плёнку военные учения, торжественные парады, производство современных образцов вооружений (дирижаблей, самолётов, кораблей и т.д.) и боеприпасов явно были призваны поднять патриотический дух – а звучат тревожно. Орудия разрушения и смерти не спасли ни монархический строй, шагавший в ногу с империализмом, ни членов венценосной семьи… Лишения солдат на фронтах, усугублённые просчётами Ставки (принятие Николаем II звания Верхового главнокомандующего ситуацию, мягко говоря, не исправило), растущее неблагополучие на селе, стремительно ухудшавшееся положение пролетариата не могли не способствовать возникновению революционной ситуации. Эсфирь Шуб, конечно, не обладала возможностями осветить (подобно Элему Климову в «Агонии» /1981/) закулисную сторону событий, непосредственно предшествовавших отречению самодержца. Однако «монтаж исторических кинодокументов» (как сказано в титрах) позволил нарисовать достаточно ёмкую и достоверную картину того, что произошло в феврале 1917-го, а главное, передать двойственность случившегося. «Открытый» финал с появлением на митинге Владимира Ильича Ленина куда как красноречиво свидетельствует: с падением династии Романовых история России не завершилась – вступила в новую (не идиллическую, но по-настоящему славную!) стадию.

__________
– В частности, сотрудничала с Сергеем Эйзенштейном над «Позолоченной гнилью» – прокатной версией «Доктора Мабузе, игрока» /1922/ Фрица Ланга.
– Что, заметим, познавательно: галерея портретов политических, духовных, военных деятелей Российской империи в канун краха красноречива сама по себе.

Прим.: рецензия публикуется впервые