Окружающий мир 1 кл рабочая тетрадь 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика

Предлагаемая Единая контрольная работа нацелена на оценку уровня подготовки выпускника начальной школы в соответствии с требованиями к уровню подготовки федерального компонента государственного стандарта начального образования. Особое внимание уделяется пониманию учащимися основных понятий, овладению ими основными методами, изучаемыми в рамках четырех указанных выше учебных предметов, и умению использовать свои знания в разнообразных ситуациях.

Исследование подготовки учащихся проводится по четырем учебным предметам: «литературное чтение и развитие речи», «русский язык», «математика» и «окружающий мир». Основой исследования подготовки по каждому из предметов служит единый текст. Текст является оригинальным (не адаптированный к учебным целям) и носит естественнонаучный характер. Выбор текста обусловлен доступностью восприятия и интересностью для младшего школьника, а также адекватностью к проверке ЗУНов по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру одновременно.

Единая контрольная работа представлена в тестовой форме. К каждому заданию теста приведены 2 – 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа. Все задания примерно равнозначны по сложности.

Порядок проведения

Выполнение Единой контрольной работы учащимися рассчитано на 2 – 3 академических часа (90 – 120 мин). Необходимо предоставить каждому ученику текст работы и черновик. Выполнение работы проводится на листах с заданиями.

Выполнение работы необходимо начать с проверки подготовки учащихся по литературному чтению. Задания именно этого раздела, помимо проверки узкопредметных знаний, нацелены на проведение общего анализа текста и выявления в нем различной информации, требующейся для выполнения заданий других учебных предметов.

Выбор дальнейшего порядка следования учебных предметов может быть произвольным.

Оценка результатов

Выполнение заданий Единой контрольной работы оценивается по дихотомической шкале с категориями: верно и неверно. За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка.

Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы. В силу того, что задания примерно равнозначны по сложности, верный выбор ответа оценивается в 1 балл, неверный – 0 баллов. Сумма баллов полученных за выполнение всех заданий по данному учебному предмету составляет тестовый балл по данному предмету.

Аттестационная отметка за усвоение каждого учебного предмета выставляется по пятибалльной шкале, в соответствии с тестовым баллом.

При выполнении тестовых заданий из предложенных ответов выберите правильный и поставьте знак " " в клеточке, находящейся справа.

Желаем успеха!

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ


Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.

Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.

Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.

Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

/Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. – М., 1988 г./

Тест по литературному чтению и развитию речи

1. Белый медведь летом

а) меняет цвет шерсти; б) не меняет цвет шерсти

2. Подошвы лап у белого медведя покрыты

А) густой шерстью; б) утолщенной кожей

3. Пальцы лап у белого медведя на половину своей длины

а) соединены плавательными перепонками; б) срастаются между собой

4. Белый медведь может плыть со скоростью

А) 2 километра в час; б) 5 километров в час

5. Меню белого медведя более разнообразно

А) зимой; б) весной; в) летом

6. Средний вес медведицы

а) 310 кг; б) 420 кг

7. Матерый и хорошо упитанный медведь может весить

а) 420 кг; б) тонну

8. В тексте 5 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, чем питается белый медведь?

а) в 1-ом; б) во 2-ом; в) в 3-ем; г) в 4-ом; д) в 5-ом

9. В каком абзаце говорится о внешнем виде белого медведя?

а) в первом; б) в последнем

10. В каком абзаце белый медведь сравнивается с другими крупными животными?

а) в первом; б) в последнем

11. Какой абзац повествует о способе охоты на тюленей:

а) 1-ый; б) 2-ой; в) 3-ий; г) 4-ый; д) 5-ый

12. Какой абзац рассказывает о том, какие медведи пловцы?

а)1-ый; б) 2-ой; в) 3-ий; г) 4-ый; д) 5-ый

13. Какая часть текста (какой абзац) может быть названа: «Ловкий и хитрый охотник»?

а) 1-ая; б) 2-ая; в) 3-ья; г) 4-ая; д) 5-ая

14. Данный текст:

а) художественный; б) научно-популярный

Тест по математике

    Сколько времени потребуется белому медведю, чтобы доплыть с берега до льдины, если расстояние до льдины составляет 15 километров, а плывёт медведь со скоростью 5 километров в час.

а) 3 ч; б) 10 ч; в) 20 ч; г) 75 ч

    выбери число, в котором два десятка

а)284; б) 4621; в)5372 ; г)20752;

    Запиши числа 8903, 8309, 83009, 839 в порядке убывания.

__________________________________________________________________________

    Сколько тюленей может съесть семья из трех медведей за 2 года? (недостающие данные найди в тексте)

А) 300 тюленей; б) 150 тюленей; в) 100 тюленей; г) 50 тюленей

    Какое число в 5 раз меньше, чем 5005?

а) 1001; б) 5000; в) 5010; г) 25025.

    Кто тяжелее: медведица или медведь-самец? На сколько килограмм?

(недостающие данные найди в тексте)

А) медведица тяжелее медведя-самца на 110 кг

Б) медведица легче медведя-самца на 110 кг

В) медведь-самец тяжелее медведицы на 730 кг

Г) медведь-самец легче медведицы на 730 кг

    Каким арифметическим действием находится неизвестное в уравнении?

230 – х =115

а)сложением

б)умножением

в)вычитанием

г)делением

Обведи нужную цифру.

а)31 866

б)31 868

в)34 868

    Площадь льдины прямоугольной формы 24 дм 2 . Длина льдины 6 дм. Найди периметр льдины.

Обведи нужную цифру.

а)72 дм б)20дм

в)24дм

г)18 дм

Тест по окружающему миру

    Природная зона арктических пустынь расположена на островах:

а). Тихого океана

б). Северного Ледовитого океана

в). Индийского океана

    В ледяной зоне растут:

а). Берёзы, дубы, сосны

б). Лишайники, мхи, полярные цветы

в). Клубника, малина, смородина.

    Большое скопление птиц на скалах называют:

а). Птичий рынок

б). Птичий базар

в). Птичий магазин

4. К какой группе животных можно отнести белого медведя по способу питания?

а) хищник; б) всеядный;

в) растительноядный; г) насекомоядный

5. Выбери самого крупного представителя зоны арктических пустынь

а) белый медведь; б) морж;

В) тюлень; г) полярный кит

Тест по русскому языку

1. В тексте про белых медведей больше всего предложений:

а) повествовательных; б) вопросительных

2. Восклицательное предложение находится:

3. Вопросительное предложение находится

а) в начале текста; б) в конце текста

4. Выпиши из второй части текста (из второго абзаца ) первое предложение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разбери его по членам предложения. Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются

а) родственными словами; б) однородными членами предложения

5. Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы:

а) I спряжения; б) II спряжения

6. Эти глаголы стоят в форме:

а) настоящего времени; б) будущего времени; в) прошедшего времени

7. Эти глаголы стоят в форме:

а) единственного числа; б) множественного числа

8. Эти глаголы стоят в форме:

а) 1-го лица; б) 2-го лица; в) 3-го лица; г) нельзя определить лицо

9. Эти глаголы стоят в форме:

а) ж.р.; б) м.р.; в) ср.р.; г) нельзя определить род

10. Найди во второй части текста (во втором абзаце) все слова, которые являются родственными существительному, являющемуся подлежащим в первом предложении. Запиши их столбиком, поставив в начальную форму.

__________________

__________________

__________________

__________________

У тебя получилось:

а) два слова; б) три слова

11. Найди во второй части текста (во втором абзаце) другую форму слова, которое является подлежащим в первом предложении. Выпиши такое словосочетание с формой этого слова, из которого можно определить его падеж. Этот падеж:

а) Р.п.; б) В.п.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

АНАЛИЗ ТЕКСТА

I . Литературное чтение и развитие речи

Проверяемые умения:

задания 1-13 – сформированность умения поиска необходимой информации в тексте;

задания 8, 9, 10, 11, 12, 13 – сформированность умения выявить при чтении главную мысль;

задание 14 – навык различения художественного и научно-популярного текста.

Правильные ответы : 1) б; 2) а; 3) а; 4) б; 5) в; 6) а; 7) б;

8) г; 9) а; 10) б; 11) в; 12) б; 13) в; 14) б

Тестовый балл

Аттестационная отметка

13-14

10 – 12

7 – 9

0 – 7

Математика

Номер

задания

Кол-во баллов

Правильный

ответ

Умение решать задачи на движение.

Понятие «скорость движения»

Вычисление времени движения

Умение: характеризовать число (четность-нечетность, сравнение с другими числами, позиционная запись и др.)

Умение: устанавливать последовательность чисел и величин в пределах 100 000.

Умение решать составные задачи, находить нужную информацию в тексте.

Умение: выполнять действия с числами (увеличивать/уменьшать число на несколько единиц или в несколько раз); увеличивать и уменьшать значение величины в несколько раз.

Умение решать задачи на разностное сравнение. Умение выбирать нужную информацию из текста.

Нахождение неизвестного в уравнении

Нахождение значения выражения

Повторения порядка действий

Нахождение периметра по известной площади и стороне

Максимальное кол-во баллов -13

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

12-13

9-11

0 – 6

III . Окружающий мир

Все задания предусматривают сформированность умения школьников при необходимости использовать учебник. Задание 5 рассчитано на то, что школьник «заглянет» в словарь учебника.

Номер

задания

Кол-во баллов

Правильный

ответ

Определение океана по природной зоне

Знание растительного мира зоны арктических пустынь

Понятие «птичий базар»

Понятия: способ питания, всеядное животное

Определение самого крупного представителя зоны арктических пустынь

Максимальное кол-во баллов -5

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

0 – 2

Русский язык

Номер задания

Кол-во баллов

Правильный ответ

Различение предложений по цели высказывания

Различение предложений по интонации. Умение просматривать текст и находить нужное место

Различение предложений по цели высказывания. Умение просматривать текст и находить нужное место

Плавают и ныряют белые медведи отлично.

Сформированность представлений об однородных членах предложения. Синтаксический анализ простого предложения с однородными членами (сказуемыми).

Различение спряжений глаголов

Различение времен глаголов

Различение ед.ч. и мн.ч. глаголов

Различение форм лица глаголов настоящего и будущего времени.

Представление о том, что «род» нельзя определить у глаголов настоящего и будущего времени (это характеристика глаголов прошедшего времени, стоящих в форме ед.ч.)

Медведь, медведица, медвежонок

Представления о родственных словах и о начальной форме существительных. Различение родственных слов и разных падежных форм слова

Словосочетание «видели медведей».

Понятие словосочетания, различение падежей.

Максимальное кол-во баллов -12

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

11-12

8 – 10

6 – 7

0 – 5

Оценочные шкалы (2-4 класс).

Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 – 4 классов в соответствии с ФГОС НОО (2009г.) оценивается по пятибалльной шкале.

Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100%

66-89%

50-65%

меньше 50%

высокий

повышенный

средний

ниже среднего

«5»

«4»

«3»

«2»

Это важно! От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«____________________________________школа»

Анализ выполнения

комплексной работы в 4 классе 2014-2015 уч. год

(1 полугодие)

Контролируемый элемент

Чел.

%

Всего в классе

Писали работу

Выполнили без ошибок в комплексной работе задания базового уровня.

Выполнили без ошибок в комплексной работе задания повышенного уровня.

Всю комплексную работу выполнили без ошибок.

22-28 баллов – освоили базовый уровень.

28 – 44 балла – освоили базовый и повышенный уровни.

Менее 22 баллов – не освоили базовый уровень.

Получили дополнительные баллы за самостоятельное выполнение работы.

Литературное чтение.

Правильно выполнили задания по литературному чтению:

Правильно выполнили задание№1

Правильно выполнили задание№6

Правильно выполнили задание №12

Правильно выполнили задание №13

Правильно выполнили задание №14

Допустили ошибки на:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

Русский язык

Правильно выполнили задание №2

Правильно выполнили задание №3

Правильно выполнили задание №4

Правильно выполнили задание №5

Правильно выполнили задание №7

Правильно выполнили задание №8

Правильно выполнили задание №9

Правильно выполнили задание №10

Правильно выполнили задание №11

Допустили ошибки на:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

Математика

Правильно выполнили задание №1

Правильно выполнили задание №2

Правильно выполнили задание №3

Правильно выполнили задание №4

Правильно выполнили задание №5

Правильно выполнили задание №6

Правильно выполнили задание №7

Правильно выполнили задание №8

Правильно выполнили задание №9

Допустили ошибки на:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Окружающий мир

Правильно выполнили задание №1

Правильно выполнили задание №2

Правильно выполнили задание №3

Правильно выполнили задание №4

Правильно выполнили задание №5

Допустили ошибки на:

№1

№2

№3

№4

№5

Учитель:_____________________

Приложение 2

В приложении 2 представлены материалы контрольных работ, разработанные и предложенные для апробации в общеобразовательных учреждениях Российской академией образования (руководитель группы авторов - разработчиков – Логинова О.Б.).

ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА

1 класс

Вариант 2

Ученика/ученицы _____________________________

Фамилия, имя

Школа № __________ Класс ________

Город/село ____________________________________

Область/край _________________________________

Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала сова

старику, но перестала у него на лугу

мышей ловить. Старик это поначалу

не заметил , а мыши обнаглели. Стали

они гнезда шмелей разорять. Улетели

шмели, перестали клевер опылять.

Но и тут ничего не понял старик. А клевер перестал расти на

лугу. Голодно стало корове, и перестала она давать молоко.

Вот как все в природе связано между

собой! Теперь понял это старик и

пошел скорее к сове прощение просить.

Задание 2. Найди и спиши предпоследнее предложение. Проверь. Если надо, исправь.

___________________________________________________

Ответь на вопросы и выполни задания по тексту.

Если нужно, перечитай текст еще раз.

Задание 3. В каком порядке лучше разложить картинки, чтобы было легче восстановить последовательность событий? Поставь в квадратиках под картинками цифры 1, 2, 3, 4, 5.

Задание 4. У кого в этой сказке больше всего “ног” – у совы, у старика или у коровы?

Ответ : Больше всего ногу _______________________

Задание 5.

Найди и спиши слово, выделенное в тексте жирным шрифтом .

Подчеркни в этом слове буквы мягких согласных звуков. Запиши, сколько в этом слове: слогов , звуков и букв .

___ слогов

___ букв

___ звуков

_______________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Если хочешь, выполни и эти задания.

Задание 6. Отметь ответ значком , какой из названных объектов природы может двигаться, но не умеет бегать или летать?

Задание 7. Найди на рисунках объекты живой природы и соедини их стрелками с соответствующим словом-понятием.

Напиши

свое слово

Растение

Напиши свое слово

Животное

Задание 8. Предположим, что одна сова ловит за ночь 4 мыши.

Ребята составили две разные задачи, которые решаются одинаково: 4 + 4 = ? . Какие задачи составили ребята? Отметь их значком . Запиши решение.

Сколько мышей поймают за ночь две совы?

Ответ: ____ мышей.

Сколько мышей поймает одна сова за две ночи?

Ответ: ____ мышей.

Сколько всего мышей поймают совы?

Ответ: ____ мышей.

Задание 9. Помоги старику попросить прощения у Совы. Запиши одно – два предложения.

Я думаю, что старику надо сказать: _________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Задание 10. Перечитай сказку о Сове. Подчеркни незнакомые тебе слова. Подсчитай их. Запиши в квадрате цифрой, сколько незнакомых слов в тексте тебе встретилось.

Выпиши одно какое-нибудь незнакомое слово. Попробуй определить значение этого слова.

Время идёт вперёд, меняя нас, наши представления о жизни, о жизненных целях и способах их достижения. Изменяется и взгляд на образование, на способы, методы обучения, критерии оценивания результата. Но многие считают, что существующая система оценивания имеет недостатки. Чтобы обеспечить целостное восприятие мира, реализовать принципы системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения, с введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в практику работы начальной школы введен новый вид диагностических работ - комплексная контрольная работа.

Я считаю, что проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно как раз и позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, способствует в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем. Работа охватывает две основные междисциплинарные программы: “Чтение: работа с информацией” и “Программу формирования универсальных учебных действий”.

По-моему мнению, проведение комплексной письменной контрольной работы полезно еще и потому, что именно в такой форме предполагается осуществлять оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования.

Комплексная работа составлена на основе общих принципов:

Раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке и повышенных уровней подготовки;

Оценивания методом “сложения”, при котором фиксируется достижение базового уровня требований и его превышение;

Кумулятивной (накопительной) оценки;

Открытости и реалистичности норм и критериев;

Признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;

Признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и – при желании – на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высоких уровней учебных достижений.

Почему работа названа “комплексной”? Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, и др.)

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с 1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. В соответствии со стандартами второго поколения задания комплексных работ ориентированы не только на проверку освоения отдельных знаний, но и оценку способности учащихся начальных классов решать учебные и практические задачи на основе полученных знаний, сформированных умений и универсальных учебных действий.

Я считаю, что использование итоговых комплексных работ дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.

Рассмотрим в качестве примера особенности итоговой комплексной работы для учащихся 1 класса. Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной.

В основной части работы разработчики предлагают шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как “учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно”. Поэтому выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.

В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельного “рождения” ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Как подчеркивают разработчики ФГОС НОО, негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребенка и никоим образом не в ущерб ему. В дополнительной части содержится четыре задания, из которых первоклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, три по своему выбору.

Особенности и оценивание работы.

Работа выполняется в течение двух дней. В работе используются разнообразные формы и типы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

С выбором одного или нескольких правильных ответов;

На установление последовательности и соответствия;

Со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведённом месте, следует указать местоположение предмета);

Со свободным развёрнутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формы ответа и особенностей проверяемых умений. Выполнение работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимися за выполнение заданий двух отдельных частей. Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки освоения учебного материала находится в пределах от 50% до 65% от максимального итогового балла. Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

В 2011-2012 учебном году учащиеся моего класса (1 класс) выполняли итоговую комплексную работу, предоставленную администрацией школы. Еще в третьей четверти на родительском собрании я познакомил родителей с методикой проведения комплексной контрольной работы и ее структурой. Всю четвертую четверть проводилась большая подготовительная работа. Огромную помощь мне и учащимся оказала брошюра “Итоговые комплексные работы” (7 вариантов), авторы Н.Н. Няньковская и М.А. Танько.

При выполнении итоговой комплексной работы, дети показали разные результаты, так как основное, от чего зависит выполнение комплексной работы, именно в 1 классе, это осмысленное и беглое чтение. Трудность при выполнении вызвали задания, предполагающие самостоятельные ответы на вопросы, которые нужно было правильно оформить в работе. Некоторые учащиеся при выполнении работы не смогли рационально распределить время, сконцентрировать внимание, а некоторые просто растерялись, что естественно для восьмилетнего ребенка.

Какие выводы сделала я лично для себя:

Большую работу нужно проводить на формирование осмысленного и беглого чтения учащихся.

Систематически проводить работы подобного вида, начиная с третьей четверти уже 1 класса, увеличивая постепенно степень самостоятельности детей.

Необходимо заострять внимание детей на внимательном чтении заданий теста.

Детей, родителей, учителей нужно готовить психологически к таким видам работы.

Конечно, мы оказались “первопроходцами”, но при введении нового Федерального государственного стандарта работы такого вида станут основным диагностическим инструментарием учителя, поэтому их введение с первого класса обоснованно и актуально.

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ УМЕНИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Введение федеральных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания.

Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования:

    личностных;

    метапредметных;

    предметных.

Особого внимания требует оценивание метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.

В связи с этим, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, т.е. посредством выполнения комплексной работы, успешное выполнение которой требует освоения навыков работы с информацией (с текстом).

Поэтому актуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы , позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.

Комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника.

В комплексной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:

    с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;

    с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);

    с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Структура комплексной работы

Комплексная работа составляется на основе текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Комплексная работа состоит из основной части и дополнительной. Задания дополнительной части выполняются обучающимися по желанию.

Основная часть

Дополнительная часть

5-6 заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий

5-7 заданий, которые определяют уровень сформированности метапредметных учебных действий

Проведение комплексной работы

Комплексная работа может проводиться в первом классе два раза в год: по итогам первого полугодия, итоговая; во 2-4 классах три раза в год: стартовая, по итогам первого полугодия, итоговая.

Правила проведения комплексной работы

    Для проведения работы должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка.

    Перед началом работы обучающиеся должны быть познакомлены с инструкцией по её выполнению.

    Инструктирующий учитель обращает внимание обучающихся на составные части работы, объясняя, что дополнительная часть не является обязательной, а выполняется по желанию обучающегося.

    Учитель имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся, испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта (но фиксировать свою помощь, детям, которые не обращаются за помощью дополнительно начисляется 1 балл).

    Проведения работы осуществляется в течение 1-2 уроков

(в соответствии с количеством заданий и уровнем их трудности).

    В кабинете на видном месте должны находиться часы для ориентации обучающихся во времени.

Оценивание и анализ выполнения комплексной работы

Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом (основная часть + дополнительная), полученным за выполнение всех заданий.

Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).

Критерии оценивания заданий

Тип ответа (решения)

Параметры оценивания

выбор правильного ответа из предложенных вариантов

    1 балл - правильный ответ;

    0 баллов - неправильный ответ

запись краткого ответа

    1 балл - правильный ответ;

    0 баллов - неправильный ответ

запись развернутого ответа

    2 балл - полный правильный ответ;

    1 балл - частично правильный или неполный ответ;

    0 баллов - неправильный ответ.

Результаты выполнения комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50% - 70% от максимального суммарного балла.

Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения.

Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Обязательно в конце каждой части (основной и дополнительной) проводить самооценку работы на линеечке Цукерман по критерию «Правильность».

Приведём пример таблицы анализа итоговой комплексной работы авторов Логиновой О.Б., Яковлевой С.Г. «Мои достижения. Итоговые комплексные работы, 1 класс».

Анализ итоговой комплексной работы, 1 класс, 20____-20____ учебный год

Класс 1 «___» ФИО учителя: _________________________ Дата проведения работы:________________
Уровни При самооценке:

П – повышенный Н – норма

Б – базовый - занизили - завысили

Н – низкий

Количество человек

Количество обучающихся в классе

Выполняли работу

Выбор варианта работы: 4 вариант – для детей с высокой учебной мотивацией

1 и 2 вариант (равноценны ) – выполняются основной массой обучающихся

3 вариант – для детей с низкой учебной мотивацией

Основная часть + дополнительная часть

Предметные результаты

Уровень выполнения задания

Русский язык

Базовый уровень

Низкий уровень

задание № 2

Умение правильно списывать с печатного образца.

задание № 6 (2)

Умение соотнести и определить количество букв, звуков

задание № 6 (1)

Умение находить буквы мягких согласных

Математика

задание № 4

Сравнивать числа и величины, заданные в неявной форме, высказать суждение

задание № 5 (1)

Выполнять пересчёт предметов в пределах 10, записывать результат с помощью цифр

задание № 5 (2)

Выявить, установить и продолжить закономерность в ряду чисел.

задание № 9

Выбирать решение задачи, выполнять вычисления.

Чтение

задание № 3

Умение на основе сопоставления текста восстановить содержание.

Задание № 1

Скорость чтения про себя.

Окружающий мир

задание № 7

Умение классифицировать объекты природы.

Дополнительная часть

Метапредметные результаты

Уровень выполнения задания

Повышенный уровень

Базовый уровень

Низкий уровень

Регулятивные УУД

задания № 10

Учиться высказывать своё предположение (дать комментарий).

задание № 9

Переводить текст на язык математики

Познавательные УУД

задание № 11

Ориентироваться в своей системе знаний: определять лексическое значение слова.

задание № 10

Использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

задание № 7

Перерабатывать полученную информацию: анализиро вать и делать выводы.

задание № 8 (1)

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа со схемой).

Коммуникативные УУД

задание № 10

Оформлять свои мысли в письменной форме (на уровне1-2 предложений).

Самооценка работы (уровень на шкале)

Анализ комплексной работы представляет собой обработку основной части и дополнительной. В анализе должны быть представлены номера заданий и какие УУД в них проверялись. Необходим словесный комментарий по следующему плану:

Выбор варианта работы:

1 вариант –

2 вариант –

3 вариант –

4 вариант –

    Количество детей, выполнивших основную часть без ошибок.

    ФИ детей, которые выполнили основную часть на низком уровне. Указать причины.

    Задания, которые вызвали наибольшее количество ошибок, причины.

    Задания, которые выполнены успешно.

    Количество детей, выполнивших все задания дополнительной части.

    Количество детей, которые выполнили 3 задания.

    Количество детей, которые выполнили менее трёх заданий (указать Ф.И.)

    Какие УУД сформированы на низком уровне, причины.

    Какие УУД сформированы на высоком уровне.

    Насколько объективно дети проводят самооценку своей работы.

    Общие выводы, предполагаемая коррекционная работа.

Хочется отметить положительные стороны проведения комплексной письменной работы:

    позволяет переносить полученные на уроках знания и способы учебных действий на другие учебные ситуации, т.е. способствовать формированию уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем;

    наглядно демонстрирует уровень сформированности смыслового чтения текста;

    создаёт условия для развития объективной самооценки обучающегося;

    помогает учителю объяснить родителям уровень сформированности предметных и метапредметных результатов ребёнка, составить его индивидуальный образовательный маршрут;

    является показателем причин неусвоения ребёнком знаний по предметам.

В то же время имеются некоторые трудности, связанные с проведением письменной комплексной работы:

    проверка такой работы занимает достаточно много времени;

    не у всех комплексных работ имеется электронная версия обработки результатов;

    подготовка к комплексной работе подразумевает наличие системы работы с текстом (смыслового чтения) в течение всего учебного года, что не всегда возможно.

Учитывая все положительные стороны и сложности, связанные с комплексными письменными работами, такие работы необходимы, так как они являются современным диагностическим инструментом для ребёнка, родителя и учителя.

Мерзлякова Екатерина Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»

Бушуева Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»

Крылова Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №91»

Предварительный просмотр:

Кораблик.

Пошли гулять на речку Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

Мы не умеем плавать, - сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Лягушонок стал смеяться над ними. Обиделись друзья. Решили построить кораблик. Цыплёнок принёс листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок - верёвочку. И пошла работа. Построили кораблик!

Сели на него и поплыли. (60 слов.)

(По В. Сутееву)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Выполняй их по порядку.

Задание 2

_________________________________________________________

__________________________________________

_____________________________________________

Проверь. Если надо, исправь.

Задание 3. Подумай, в каком порядке надо расположить картинки, чтобы было понятно, как развиваются события в сказке? Отметь их цифрами 1, 2, 3.

Задание 4.  .

Столько же «ног», сколько у цыплёнка…

А) у жучка В) у вороны

Б) у мыши Г) у муравья

Задание 5.

  1. Запиши цифрами, сколько жучков нарисовал художник на каждой картинке.
  1. Найди закономерность. Запиши цифрой, сколько жучков должно быть на следующей картинке.

Задание 6.

  1. Подчеркни в слове гулять

гулять - звуков, букв. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задание 7. Отметь значком  домашнее животное.

А) жучок В) ворона

Б) цыплёнок Г) лягушонок

Задание 8. Рассмотри схему.

Живая природа

солнце муравей

Неживая природа

Радуга божья коровка

  1. Запиши на свободной строчке свой пример объекта неживой природы.

______________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Друзья решили побегать наперегонки. Мышонок прибежал раньше Цыплёнка, но позже Лягушонка. Муравей прибежал раньше Жучка, но позже Цыплёнка. В каком порядке они прибегали? Отметь свой ответ на отрезке.

5 4 3 2 1

Ответ:

Задание 10. Подумай, что означает слово соломинка. Отметь значком  правильный ответ.

Кондитерское мучное изделие в виде узких длинных палочек.

Стебель хлебного злака.

Задание 11. Как ты думаешь, почему друзья обиделись на лягушонка? Дай ответ 1 – 2 предложениями.

_________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постарайся выполнить все задания этой части.

Выполняй их по порядку.

Задание 2 Выбери из сказки предложение, в котором три слова. Спиши его.

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Проверь. Если надо, исправь.

Задание 3. Подумай, в каком порядке надо расположить картинки, чтобы было понятно, как развиваются события в рассказе? Отметь их цифрами 1, 2, 3.

Задание 4. Выбери правильный ответ и отметь его значком  .

Столько же «ног», сколько у мышки…

А) у кошки. В) у цыплёнка.

Б) у змеи. Г) у муравья.

Задание 5.

  1. Запиши цифрами, сколько муравьёв нарисовал художник на каждой картинке.
  1. Найди закономерность. Запиши цифрой, сколько муравьёв должно быть на следующей картинке.

Задание 6.

  1. Подчеркни в слове принёс буквы мягких согласных звуков.
  1. Запиши, сколько в этом слове звуков и букв.

принёс - звуков, букв.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке.

Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

Задание 7. Отметь значком  дикое животное.

А) овца В) кошка

Б) цыплёнок Г) лягушонок

Задание 8. Рассмотри схему.

  1. Выбери рисунки, которые относятся к живой или неживой природе. Соедини эти рисунки стрелками с названиями.

Неживая природа

Живая природа

Ель горы

Облака курица

  1. Запиши на свободной строчке свой пример объекта живой природы.

Задание 9. Друзья решили устроить соревнования по прыжкам. Мышонок подпрыгнул выше Муравья, но ниже Цыплёнка. Лягушонок прыгнул выше Цыплёнка. А Жучок выбыл из соревнований. В каком порядке они покоряли высоту? Отметь свой ответ на отрезке.

5 4 3 2 1

Ответ:

Для обозначения используй 1 букву: жучок – ж.

Задание 10. Подумай, что означает слово лист в данном произведении . Отметь значком  правильный ответ.

Тонкий плоский кусок, какого – либо материала.

Орган воздушного питания и газообмена растений.

Задание 11. Подумай, о чём эта сказка? Дай ответ 1 – 2 предложениями.

________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года): текст

Сова

Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала

сова старику, но перестала у него

на лугу мышей ловить. Старик

это поначалу не заметил, а мыши

обнаглели. Стали они гнезда

шмелей разорять. Улетели

шмели, перестали клевер опылять. Но и тут ничего

не понял старик. А клевер перестал расти на лугу.

Голодно стало корове, и перестала она давать молоко.

Вот как все в природе связано

между собой! Теперь понял это

старик и пошел скорее к сове

прощение просить .

Задание 1.

Задание 2. Соедини рисунки стрелками так, чтобы было легче пересказать текст.

Задание 3. Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой

Ответ :

______  ______  ______  ______  ________

Задание 4. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст еще раз.

Вопрос 1.

Предположим, что одна сова ловит за ночь 4 мыши. Сколько мышей может поймать сова за три ночи? Запиши получившееся число.

Ответ : ________

Вопрос 2. У кого в этой сказки больше всего ног? Допиши в ответе слово.

Ответ : Больше всего ног у ________

Вопрос 3. У кого ног меньше – у человека или у мыши? На сколько? Запиши правильное слово и число.

Ответ : У человека ног ________ на ________.

Задание 5. Найди в тексте и спиши два последних предложения. Проверь. Если надо, исправь.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Звуков

Букв

Букв

Звуков

Задание 6. 1) Найди и спиши выделенные в тексте жирным шрифтом слова. ________________

Букв

Звуков

________________

Звуков

Букв

________________

2) Подчеркни в записанных словах буквы мягких согласных звуков.

3) Раздели эти слова вертикальной чертой на слоги.

4) Определи и запиши цифрой в прямоугольнике рядом со словами количество звуков и количество букв.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 7. Соедини стрелками объекты природы с соответствующим словом-понятием.

Неживая природа

Растение

Животное

Дерево

Травянистое растение

Задание 8. Сколько в сказке живых существ, которые не умеют летать? Запиши ответ числом.

Ответ : ________

Задание 9.

1) Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.

Ответ : Незнакомых слов ________

2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.

Незнакомое слово

Значение незнакомого слова

1. ____________

____________________________

2. ____________

____________________________

3. ____________

____________________________

4. ____________

____________________________

5. ____________

____________________________

6. ____________

____________________________

7. ____________

____________________________

8. ____________

____________________________

9. ____________

____________________________

10. ___________

____________________________

Задание 10. Как ты думаешь, чем обидел старик сову? Напиши одним предложением.

______________________________________________

______________________________________________

Задание 11. Как, какими словами, ты бы извинился перед совой, если бы ты был на месте старика? Напиши в двух предложениях.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Предварительный просмотр:

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ

ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА

1 в.

  1. Запиши по порядку числа от 9 до 15.

__________________________________________________________

  1. Запиши цифрами числа:

пятнадцать ______

двадцать ______

восемнадцать ______

2, 4, 6, ____

  1. Отметь √ верные ответы.
  1. 7 + 3 = 9 3. 10 – 6 = 4
  1. 2 + 8 = 10 4. 8 – 3 = 7
  1. Вычисли:

5 + 5 – 9 = ___

  1. Прочитай текст.

В автобусе едут 5 мальчиков, а девочек на 2 больше. Сколько девочек едет в автобусе?

Отметь √ верный ответ.

  1. 7 д.
  1. 3 д.
  1. 2 д.
  1. У Славы было 2 новых марки и 8 марок старых. Сколько всего марок было у Славы?
  1. 8 – 2
  1. 8 + 2

Запиши ответ.

Ответ: ___________________

  1. Начерти отрезок равный 5 см.
  1. Сколько на рисунке треугольников?

Отметь √ верный ответ.

2 3 4

  1. На уроке труда дети вырезали флажки.

Используя данные таблицы, ответь на вопросы:

  1. Сколько флажков вырезала Лена? ___________
  2. Кто из детей вырезал больше флажков? Напиши имя ребёнка. _________________
  1. Запиши по порядку числа от 7 до 13.

__________________________________________________________

  1. Запиши цифрами числа:

тринадцать ______

девятнадцать ______

двадцать ______

  1. Запиши следующие 2 числа последовательности.

1, 3, 5, ____________

  1. Отметь √ верные ответы.
  1. 6 + 3 = 9 3. 10 – 5 = 4
  1. 2 + 5 = 10 4. 8 – 3 = 5
  1. Вычисли:

4 + 6 – 7 = ____

  1. У Пети 7 книг о тиграх, а о птицах на 4 книги меньше. Сколько книг о птицах?

Отметь √ верный ответ.

  1. 10 кн.
  1. 3 кн.
  1. 2 кн.
  1. В вазе лежало 7 яблок. Катя съела 3 яблока. Сколько яблок осталось лежать в вазе?

Подумай, как бы ты решил задачу? Отметь √ верный ответ.

  1. 7 – 3
  1. 7 + 3

Запиши ответ.

Ответ: ___________________

  1. Начерти отрезок равный 6 см.
  1. Сколько на рисунке четырёхугольников?

Отметь √ верный ответ.

2 4 3

  1. На уроке чтения дети отгадывали загадки.

Имя ребёнка.

Количество загадок.

Нина

Грамматическое задание.

1 вариант.

  1. деньки

ветер синий радуга

  1. Отметь √ слово, в котором букв больше, чем звуков. Напиши сколько в нём звуков, сколько букв.

коньки -_________

трава -_________

вьюга -_________

  1. Раздели слова на слоги.

Мячик, зайчик, машина, яма, дом.

  1. Отметь √ слово, которое соответствует этой схеме:

ручей

птицы

волк

Замок замок

  1. Отметь √ предложение.

белая берёза

у Коли книга

Настало жаркое лето.

В доме жила кошка Мурка.

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

кошки, были, Мурки, у, котята

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

Где ласточка вьет свое гнездо?

(под крышей дома, на дереве, в траве)

______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя _________________________________класс__________

Грамматическое задание.

  1. вариант.
  1. Прочитай слово. Подчеркни в нём буквы гласных звуков одной чертой: пеньки
  1. Отметь √ слово, в котором все согласные звуки твёрдые.

чашка зайка корова

  1. Отметь √ слово, в котором звуков больше, чем букв. Напиши сколько в нём звуков, сколько букв.

семья -_________

Язык - _________

парта - _________

  1. Раздели слова на слоги.

Кошка, чайка, магазин, юла, дым.

5.Отметь √ слово, которое соответствует этой схеме:

ручей

птицы

волк

  1. Прочитай слова. Поставь в них ударение так, чтобы смысл слова соответствовал картинке.

Кружки кружки

  1. Отметь √ предложение.

Журчат весёлые ручейки.

у Лены краски

Жаркое лето

  1. Прочитай предложение. Начерти схему этого предложения.

У дяди Васи жила собака.

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай слова. Составь из этих слов предложение. Запиши его.

дом, сторожит, Жучка, умная

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составь и запиши ответ на вопрос. Используй слова в скобках.

Где скворец вьет свое гнездо?

(На высоком дереве, под крышей дома, в скворечнике)

______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________