Виды аутоагрессии у подростков. Аутоагрессия – что это, какие причины, виды, как бороться? Как преодолеть аутоагрессию

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.


Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.

от 4 до 6 лет

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников — исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.

от 7 до 12 лет

Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге — не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.

1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе — можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других — гордо уйти, а в каких-то — резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке.

4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

1. Подросток, находящийся на гране самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причить им такую боль?

7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.

– форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.

Общие сведения

Термин «аутоагрессия » происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

Причины аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

  • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
  • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания. Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

Патогенез

Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

Классификация

Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Нарушения пищевого поведения . Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение .
  • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение , наркомания , токсикомания , алкоголизм .
  • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
  • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
  • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
  • Суицидальное поведение . Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

Симптомы агрессии у ребенка

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Осложнения

Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

Диагностика

Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог . Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

  • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.
  • Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Первые отличаются экономичностью, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить выраженность агрессивных тенденций, их значимость в общей структуре характера. Применяется методика диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
  • Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

Лечение аутоагрессии у ребенка

Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

  • Семейную психотерапию . Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
  • Когнитивно-поведенческую психотерапию . Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
  • Групповые тренинги . Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
  • . Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

Аутоагрессия у детей (поворот против себя) - распространённое явление. Детки ругают себя, бьют по рукам, ногам, кусают, даже бьются головой об стену. Откуда же появляется у ребенка такое поведение и как помочь ему не навредить себе во время вспышек аутоагрессии?

Психологи называют аутоагрессию видом защиты, которая проявляется в таких своеобразных приемах. Когда ребенок понимает, что не может ответить обидчику, он направляет свои негативные эмоции на себя.

Признаками аутоагрессии у детей можно назвать следующие черты характера:

1. Негативное отношение к действительности. Такие детки расстраиваются из-за пустяка, редко веселы и часто плаксивы.

2. Низкая самооценка. Ребенок не осознает возможностей и важности собственного здоровья.

3. Низкая коммуникабельность. Ребенок застенчив, боится окружающих, и поэтому ему проще направить агрессию на себя, чем на того, кто сильнее его.

Жесткая попытка взрослым пресечь вспышку гнева по отношению к другим ведет к тому, что маленький ребенок самопроизвольно наносит себе повреждение. Он охотно вери в угрозы родителей и боися потерять их любовь, поэтому, капризничая, могут нанести вред взрослому, а потом резко переключить агрессивное действие на себя.

Как помочь малышу до 3 лет справиться с вспышкой аутоагрессии?

1. Помогите ребенку сразу же, в первые минуты вспышки. Постарайтесь перевести его агрессивное действие в позитивное русло или в шутку. «Ой, какой вкусный пальчик у моего малыша, ты хочешь его попробовать? А давай сделаем тебе красивую прическу, не нужно рвать волосы».

2. Помогите ребенку конструктивно решать конфликты. Если вы будете ругать ребенка во время его конфликта со сверстником, вы, скорее всего, станете в этот момент его врагом. Постарайтесь найти решение конфликта при помощи игры, когда двое маленьких врагов превратятся в соперников.

3. Помогите ребенку перевести негатив в полезное занятие. Если вы видите, что ребенок чем-то недоволен и готов навредить себе, предложите ему игру, рисование, которые помогут выплеснуть накопившуюся энергию.

4. Помогите ребенку почувствовать себя любимым. Нежность способствует выработке серотонина, ослабляющего действие адреналина, выделяющегося во время вспышки аутоагрессии. Обнимите малыша, поцелуйте его и старайтесь удержать лаской до того момента, когда его гнев по отношению к себе и окружающим не сменится на милость.

За аутоагрессией скрываются переживания ребенка, поэтому сделайте все возможное, чтобы разобраться в них и помочь предотвратить возможный всплеск негативных эмоций по отношению к себе.

Мы знаем, что сейчас вам очень непросто, но, поверьте, есть женщины, которые были в такой же ситуации – и них все получилось. Получится и у вас. Мы собрали для вас фразы, которые помогали одиноким мамам день за днем.1. Трудные дороги часто ведут в прекрасные места.2. Я сильная, потому что я была слабой. Я не боюсь ничего, потому что я боялась раньше. Я мудрая, потому что я была глупой.3.Я не собиралась быть одинокой мамой. Я собиралась быть лучшей мамой для моего ребенка… и ничего не изменилось.4. Не судите о моей истории по ее первой главе.5. У меня свободный график.

Аутоагрессия - это чувство, разнящееся в диапазоне от недовольства до ненависти, направленное на самого себя и И недаром в переводе с английского аутоагрессия значит: "поворот против себя ". Психоанализ объясняет возникновение аутоагрессии у ребенка, а

Что такое аутоагрессия

Аутоагрессия - это чувство, разнящееся в диапазоне от недовольства до ненависти, направленное на самого себя и рассматриваемое еще со времен Фрейда. Аутоагрессия может проявляться у детей, когда они уже способны анализировать свое поведение. О явной патологии такого чувства и детей и у взрослых людей говорит то, что по самой своей сути агрессия, направленная на самого себя противоречит человеческой природе. Аутоагрессия, суть саморазрушение, а один из основных инстинктов любого нормального человека диктует ему жить. И недаром в переводе с английского аутоагрессия значит: «поворот против себя». Психоанализ объясняет возникновение аутоагрессии у ребенка, а также у взрослого человека тем, что, таким образом, он просто перенаправляет агрессию, направленную на него другим человеком, на себя.

Родители, которые озабочены тем, что их ребенок слишком замкнут и необщителен, с радостью встречают школьные будни и отдают чадо в группу продленного дня – для быстрой адаптации к новому коллективу и социализации. Но этот прием срабатывает не во всех случаях…Одному ребенку продленка пойдет только на пользу, другому – может серьезно навредить. Принять верное решение поможет оценка ситуации в контексте психологических особенностей каждого отдельного малыша.

В каком возрасте надо приучать ребенка чистить зубы? Моей дочке 1 год 3 месяца. У меня пока нет ребенка, но в скором времени планируем. А у мужа есть сын от первого брака, 7 лет. Муж хочет брать сына на выходные и оставлять в этой комнате, которую он намерен

Когда ребенок бьет сам себя, он, вроде как наказывая себя, получает свое искаженное маленькое удовольствие через Если 3 детских вопроса, которые ставят взрослых в тупик: Аутоагрессия у ребенка, или « Накажу себя сам!» 20:20 10 декабря 2016 Источник: parents.ru.

Проявления аутоагрессии у детей. Ребенок может «наказывать» себя физически: щипать себя, царапать, вырывать волосы и т. п. А может ругать себя всеми нехорошими словами, которые только знает.

© Предоставлено: Hearst Shkulev Media LLC

Причины аутоагрессии детей

Чтобы понять причины аутоагрессии у детей, стоит разобраться, отчего и у кого чаще всего она возникает. Аутоагрессия у детей является, своего рода защитным механизмом, но, что это за защита, спросите вы, если ребенок морально или физически наносит вред самому себе? «Он решает так делать на подсознательном уровне и делает, чтобы ему не нанесли больший вред», - отвечают психоаналитики. Ведь аутоагрессия, это перенаправленная агрессия на человека, как правило, достаточно близкого ребенку и, что важно, человека, от которого малыш зависит. Защита выражается, во-первых, в этом, а во-вторых, в том, что, таким образом, перенаправив агрессию на себя, ребенку легче справиться с ситуацией эмоционально.

«Сын боится оставаться один в квартире! Объясняет это тем, что "грабители влезут в окно". Логика – мы живем на 8 этаже! – не помогает. Травмировать ребенка и приучать его к одиночеству через истерики я не хочу. Пройдет ли боязнь самостоятельно?» Елена, г. ХабаровскШесть лет – возраст, когда у ребенка очень активно развивается воображение, фантазия, и, как следствие этого, появляются всевозможные страхи (темноты, смерти, одиночества). В некоторых случаях их обострение может быть связано с конкретным событием.

Аутоагрессия - это чувство, разнящееся в диапазоне от недовольства до ненависти, направленное на самого себя и рассматриваемое еще со времен Фрейда. Аутоагрессия может проявляться у детей, когда они уже способны анализировать свое поведение.

Когда ребенок бьет сам себя, он, вроде как наказывая себя, получает свое искаженное маленькое удовольствие через Если подобная аутоагрессия это звуковое, то для мальчиков с кожно-зрительной «Сделаю все, как ты хочешь, даже накажу себя сам, только люби меня.»

Аутоагрессии подвержены дети, излишне эмоциональные или перенесшие (или продолжающие переносить) наказания от взрослых, либо те, кто чувствует себя покинутым и манипулирует, таким образом, мнением окружающих.

Психологическая коррекция аутоагрессии

Не находя выхода, аутоагрессия может усугубляться, что вполне вероятно, может кончиться драматично. Есть дети, с рождения более прочих склонные к аутоагрессии. Это малыши застенчивые, нелюдимые, или склонные к чрезмерной жалости и безоглядно доверчивые ко всем, а также дети с явно пониженной самооценкой. Что же в таких случаях делать родителям? Заметив симптомы аутоагрессии, стоит обратиться к психологу или обыкновенному терапевту из поликлиники для консультации. А также проанализировать поведение всех близких ребенку людей и сделать выводы. Нельзя ругать малыша за проявления аутоагрессии, напротив, необходимо показать ему, что его любят, несмотря ни на что. Объятия, поцелуи, слова любви или перевод ситуации в игру – вот те способы, которые, в любом случае, не причинят крохе вреда. Остальное подскажет психолог.

Вопрос педиатру: головная боль.
Дочери 3 года. Она часто жалуется на головную боль. Может ли действительно у нее болеть голова? Посоветуйте, пожалуйста, какому врачу показать ребенка и какое лечение может быть назначено? Светлана, г. ЭлектростальГоловная боль (цефалгия) у детей наблюдается достаточно часто и может служить основным, а то и единственным симптомом более чем 50 заболеваний. Наиболее распространенный тип цефалгий у малышей – мигрень. Другие виды болей встречаются реже.

Аутоагрессия – одна из разновидностей агрессивного поведения, при которой человек не может выместить свою агрессию на предмет, вызвавший это чувство, по причине его недосягаемости, большой силы или просто неуязвимости. В этом случае агрессия начинает проявляться по отношению к самому себе. Поэтому такой вид психического расстройства в психоанализе рассматривается как защитная реакция психики человека на окружающую среду.

Человек начинает заниматься откровенным самобичеванием, унижением самого себя, причиняя себе как моральные, так и физические страдания. В тяжелых случаях аутоагрессия проявляется нанесением себе физических повреждений. Например, при таком психическом расстройстве, как трихотилломания, человек вырывает себе волосы. Особо тяжелые формы могут закончиться попыткой самоубийства (суицида). Подвержены данной форме психического расстройства люди, страдающие депрессивными и невротическими состояниями.

В обычной жизни аутоагрессивное поведение может быть не сразу распознано, человек может не причинять себе откровенного вреда, но при этом расстройство может проявляться в увлечении опасными для жизни видами спорта, в саморазрушении — пьянстве, наркомании, провоцирующем и рискованном сексуальном поведении.

Если говорить простым языком, аутоагрессия у взрослых может проявиться во время очередной атаки и характеризоваться осознанными или неосознанными поступками, направленными на разрушение своего организма. Испытывая злобу, сильную обиду или ненависть, человек может позволить себе выпить большое количество спиртного, выкурить не одну пачку сигарет подряд, во время ссоры с партнером в приступе агрессии ударить кулаком о стену и сильно травмироваться.

Если же психика у человека уязвима, а нервная система отличается сильной возбудимостью, последствия могут быть гораздо печальнее. Многие встречали среди своих знакомых или родных людей, склонных сесть за руль в приступе сильного гнева после ссоры с партнером и мчаться по дороге, даже не глядя на встречную полосу, или пытаться покончить с собой, считая, что этим способом конфликт будет решен раз и навсегда. Чаще такое суицидальное поведение бывает демонстративным, а проявляется на фоне истерического нервного расстройства.

Подытожив, можно назвать основные проявления аутоагрессивного поведения. Это:

Проявляются эти действия в момент стрессовых ситуаций и неосознанно используются психикой для защиты от внешних раздражителей.

Разновидности нарушения

Аутоагрессия, а точнее ее проявления, разделяются на несколько разновидностей. Виды аутоагрессии классифицируются по степени осознанности человеком собственных действий – склонность к самоубийству и тщательное ее планирование осознается человеком, вождение же автомобиля в экстремальных условиях или занятие заведомо опасными видами спорта определяется как неосознанная разновидность аутоагрессивного поведения. Также, отличаются друг от друга непосредственность действий (когда человек наносит себе физический вред самостоятельно) и опосредованное действие (создание ситуаций, когда возможно травмирование).


Виды аутоагрессии отличны у детей и подростков от ее проявлений у взрослых людей.

У детей младшего возраста возникает расстройство, называемое аутизм, проявляется в замкнутом поведении, молчаливости, стремлению к монотонным, повторяющимся действиям, задержкой в развитии. У подростков такая форма аутоагрессивного поведения проявляется ограниченностью интересов, трудностями в общении и поиске близких друзей.

Для взрослых людей более характерны следующие виды аутоагрессии:

Нужно уточнить, что существует также форма «растянутого» суицида, когда человек может долгие годы садиться за руль в нетрезвом состоянии или гонять по опасным трассам, так или иначе подвергая себя реальной опасности и смертельного исхода, что и может случиться в один прекрасный день.

Причины

Разобравшись с тем, что такое аутоагрессия, нужно понять, по каким причинам возникает это расстройство и где искать корни проблемы. В большинстве случаев, причины аутоагрессии скрываются в тяжелом детстве. Приступы агрессии, направленные на самого себя, встречаются у взрослых людей, переживших в детстве жестокое обращение со стороны родителей, испытывавших частые физические наказания, претерпевших постоянное психологическое давление со стороны отца или матери.

Обычно такое давление проявляется постоянными сравнениями с другими детьми, причем сравнение идет не в пользу собственного чада. Если ребенок постоянно слышит от своей матери фразы «был бы ты такой же умный, как…», «соседский Коля опять медаль получил, а ты ни на что не способен…», то это приводит к отстраненным последствиям и отклонениям в полноценном психологическом развитии. Во взрослой жизни эти психологические раны могут проявиться невротическими и депрессивными состояниями, часто приводящими к аутоагрессивному поведению.

Причины аутоагрессивного поведения у детей и подростков могут быть различными:

Если признаков аутоагрессивного поведения еще нет, значит, воспитание происходит правильно, и родители уделяют достаточное внимание проблемам взросления и развития своего ребенка. А следующие факторы с уверенностью можно назвать залогом будущего возникновения расстройства:

Лечение

Такое расстройство у взрослых поддается корректировке только при полном осознании проблемы и желании ее решить. Существует масса способов, как избавиться от аутоагрессии самостоятельно. В основном, это советы по вымещению гнева, направленного вовне, на посторонние предметы. Например, можно написать все причины своей агрессии на бумаге, а потом ее разорвать. Можно побить подушку или боксерскую грушу, постучать по кастрюлям, покричать в одеяло. Чтобы научиться расслабляться без алкоголя и наркотиков, можно во время атаки агрессии принимать релаксирующие ванны, слушать спокойную, красивую музыку, смотреть хорошее, доброе кино.

Агрессия хорошо выражается на бумаге, поэтому можно чаще рисовать, а также выпускать злобу вербально – петь, читать стихи, рассказывать истории. Общение с незнакомыми людьми в социальных сетях, не сосредоточенное на своих проблемах – также один из способов лечения аутоагрессивного поведения у взрослых.

Если проблема расстройства поведения коснулась ребенка, нельзя запрещать ему выпускать свой гнев наружу. Нужно научиться понимать его, поддерживать, выражать свои эмоции. Частые проявления ласки, повышение самооценки за счет похвалы малыша, разговоры по душам помогут ребенку обрести душевную гармонию и избавиться от проявлений расстройства.

Если такие простые меры не помогают избавиться от аутоагрессивного поведения, на помощь придут врачи – психологи и психотерапевты. Обращение к врачу – не постыдный поступок и признание себя больным, неполноценным человеком. Это самый правильный шаг для тех, кто заботится о своем здоровье и благополучии своих близких.

Лучшей мерой станет профилактика аутоагрессии, предпринятая с раннего детства, во избежание появления деструктивных тенденций в поведении ребенка.