, Третьяков П., Капустин Н.П. Управление образовательными системами - файл n1.docx. Управление образовательными системами. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы по усвоению информации, отражающей состояние научных знаний в области управления образовательными системами разного вида. Раскрывается сущность образовательного процесса, характеризуются современные педагогические технологии. Материал представлен модульными блоками, что позволяет использовать книги для самообразования.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно преподавателям и руководителям начального профессионального и среднего образования, системы повышения квалификации педагогических работников, студентам педколледжей.

Особенно острой проблема целей стала в связи с применением на практике идей технологического подхода к организации процесса обучения.

Педагогические цели - идеальный, сознательно планируемый образ результата образовательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям. Педагогические средства выступают не только как причина результата, но и как фактор, детерминирующий саму цель.

Результат, фиксированный в целях, выражается в сдвигах, изменениях, которые происходят в знаниях, умениях, личностных качествах, характере учащихся, их отношениях, ценностных ориентациях, в развитии личности в целом.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Модульная программа 1 «Общая характеристика образовательных систем» 5
М-0. Комплексная дидактическая цель 5
М-1. Системный подход в педагогике 5
М-2. Образовательные системы 6
М-3. ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ 10
Модульная программа 2. «Образовательный процесс как динамическая система» - 11
М-0. Комплексная дидактическая цель 11
M-1 Входной контроль _ 11
М-2. Целостный образовательный процесс 15
М-3. Цели образовательного процесса 27
М-4. Содержание общего образования 37
М-5. Методы осуществления образовательного процесса 51
М-6. «Формы организации образовательного процесса 60
М-7. Выходной контроль 74
Модульная программа 3. «Дидактические системы» 76
М-0. Комплексная дидактическая цель 76
M-1 Процесс обучения как система 76
М-2. Сущность, содержание и структура учения 88
М-3. Дидактические концепции 99
М-4. Учебное занятие как целостная педагогическая система 119
Модульная программа 4. «Воспитательная система» 172
М-1. Сущность, содержание и структура воспитательной системы 173
М-2. Развитие ученического коллектива 186
М-3. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей) 215
Модульная программа 5. «Управление образовательными системами» 232
М-0. Комплексная дидактическая цель 232
М-1. Характеристика управленческой деятельности 232
М-2. Управление образовательным процессом 237
М-3. Управление развитием воспитательной системы 242
М-4. Управление учением как самоуправляемой системой 248
М-5. Управление качеством образовательных систем 266
Модульная программа 6. «Управление учебной деятельностью обучающихся в различных образовательных технологиях» 294
М-0. Комплексная дидактическая цель 294
М-1. Типы обучения 294
М-2. Образовательные технологии 301
М-3. Резюме (обобщение) 349
М-4. Выходной контроль 354
Приложения 366.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Управление образовательными системами, Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

В пособии дается общая характеристика образовательных систем, действующих в нашей стране, и управления ими; особое внимание уделено школе; глубоко раскрыта сущность образовательного процесса.
Пособие адресовано студентам педагогических учебных заведений всех уровней; будет полезно работникам системы дополнительного профессионального образования.

ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ КАК СИСТЕМА.
Главная черта современного мира - стремительные перемены. Курс нашей страны на преобразования в экономике, политической и общественной жизни влечет за собой изменения во всех остальных институтах общества.

Изменение миссии человека в обновляющейся системе, его политических и духовных взглядов диктует новые требования к личности будущего члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Вот почему образовательные учреждения не могут развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях.

В связи с этим остро стоит проблема формирования целостной системы непрерывного образования в России, охватывающей все звенья, начиная от дошкольных учреждений и кончая высшими учебными заведениями.
Непрерывное образование рассматривается как процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека.

Идея непрерывности образования, с одной стороны, это условие, а с другой - важнейший социально-педагогический принцип, отображающий современные общественные тенденции построения образования как целостной системы.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Глава 1. Общая характеристика управления образованием в РОССИИ 6
§1. Образование в РОССИИ как система 6
§2. Органы управления образованием 9
§3. Системный подход - методологическая основа управления образовательным учрежден нем 17
§4. Школа как социально-педагогическая система 25
Глава 2. Внутри школьное управление как система 32
§1. Общая характеристика внутри школьного управления 32
§2. Основное содержание практической управленческой деятельности 47
§3. Управление инновационными процессами в школе 136
Глава 3. Управление образовательным процессом в школе 162
§1. Образовательный процесс как система 162
§2. Учебное занятие как система 168
§3. Управление качествам результатов образовательного процесса 183
§4. Образовательные технологии 189
Глава 4. Управление развитием воспитательных систем в образовательном учреждении 198
§1. Основные затруднения в практике 196
§2. Уровне нос управление воспитательными системами 203
§3. Адаптивная воспитательная система 209
§4. Развитие школьного самоуправления 220
§5. Методика измерения уровня воспитанности учащихся 231
§6. Этапы развития адаптивной воспитательной системы 243
§7. Взаимодействие семьи и школы 249
Приложения 258
Приложение 1. Учебная программа курса Управление образе нательными системами» .258
Приложение 2. Программа курса «Управление образовательным процессом в школе» 263
Приложение 3. Программа курса «Управление развитием воспитательных систем в образовательном учреждении 264
Приложение 4. Модель примерного плана работы школы по конечным результатам 269
Приложение 5. Стержневые линии курса алгебры 300
Приложение 6. Математика. 1 класс; 2 класс; 3 класс 303
Приложение 7. Проекты; «Питьевая вода: хлорировать, озонировать или...?, «Наш пруд» 311.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Управление образовательными системами, Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Управление образовательными системами: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений /Шамова Т.И. Давыденко Т.М. Шибанова Г.Н.; Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 384 с.

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.

В.А.Якунин обосновывает несостоятельность второго подхода . Эта несостоятельность заключается в том, что имеется принципиальное отличие множества от системы: при формировании множества исходными являются элементы, а для системы генетически первичным является признак целостности. Для системы элементы заранее не задаются, они выбираются самим исследователем. Причем каждый объект допускает возможность различных его сечений в соответствии с определенными критериями. Вместе с тем в обоих подходах просматривается инвариантный признак, а именно: идея взаимодействия множества частей, элементов и интеграция их в целое.

Прежде чем привести определение понятия "система", предлагаем рассмотреть основмме признаки объектов, которые можно отнести ^ системам.

Ведущий отечественный теоретик-системщик В.Г.Афанасьев выделяет следующие признаки системы.

Наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент - это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в ее рамках. Минимально допустимое число элементов в системе - два.

Наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь - это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. В свою очередь меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между отдельными компонентами к между компонентом и всей системой в целом. Способ связи между элементами определяет структуру системы.

Наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему. Интегративность - это результат, получаемый от взаимодействия элементов.

Наличие функциональныххарактеристик системы в целом и отдельных ее компонентов.

Целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Следует отметить, что данное свойство является специфичным для биологических и особенно социальных систем.

Наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах: 1) во взаимодействии с внешней средой (среда - это совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них; различают идеологическую, политическую, экономико-производственную, социально-бытовую, культурную, природно-экологическую среду); 2) во взаимодействии данной системы с суб- и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или высокого порядка.

Наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах.

Наличие управления. Этот признак, так же как и целеустремленность, является специфическим для систем биологического и социального происхождения. Существует ряд других признаков.

Среди перечисленных признаков выделяются те, что определяют уровень целостности (качество) системы, который зависит от: а) целеустремленности, т.е. связи всех элементов с целью; б) полноты набора компонентов; в) тесноты взаимосвязи и числа связей между элементами системы; г) полноты функционирования всех элементов системы.

Перечисленные (прежде всего - главные) признаки являются основанием для формулирования понятия "система". Итак, под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.

Кроме того, в психологической и педагогической литературе появилось понятие «процессная система". По мнению В.С.Лазарева, процесс-пая система-совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи.

Графически процессная система представлена на схеме 1."Вход" определяется совокупностью элементов, благодаря соединению которых протекает процесс и которые в этом процессе претерпевают изменения.

"Выходом" называется результат (продукт) процесса. «Выход" делится на основной и побочный.

"Процесс" определяется отношением между входом и выходом. В любой системе можно выделить три вида процессов: основной, обеспечивающие и управления. Основной процесс преобразует вход системы в основной выход. Обеспечивающие процессы преобразуют входы системы во входы основного процесса, или выходы основного процесса во входы последующих систем. Управление (обратная связь) обеспечивает соответствие между фактическим и желаемым выходом путем изменения входа.

Ограничение определяется совокупностью норм и правил, устанавливающих требования большей системы к выходу данной системы.

В соответствии с представленным пониманием системысистемный подход есть направление методологии научного познания и социальной практики, а основе которого лежит рассмотрение обьектов как систем; данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину [З].

В настоящее время системный подход претендует на выделение в особую теоретическую науку-"системологию", или «общую теорию систем».

Среди многих видов социальных систем имеются педагогические системы. Одним из первых системный подход в педагогике стал использовать Ф.Ф.Королев.

По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами.

Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы . Следует отметить и их динамичность, проявляющуюся в постоянной изменчивости.

Под педагогической системой понимается "социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности .

Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система. В нем можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой образовательную систему.

Ей свойственна также открытость, т.е. любознательность, способность культуры открываться внешним влияниям, впитывать ценности других народов. Имя этой черте менталитета - народность.

Третья отличительная черта - патриотизм русского народа, т. е. любовь к Отчизне, малой и большой Родине; терпение к внутренним, но не к внешним угнетателям; признание необходимости сильной державной власти. Эту особенность можно назвать державностью.

Итак, три понятия - духовность, народность, державность - составляют особенность русского менталитета. Выстроены они в определенной логической схеме: духовность определяет направленность личности: народность - отношения человека с обществом; державность - отношения человека и государства, общества и государства.

Усвоение модульной программы поможет вам:

уяснить сущность теоретических основ, масштаб и роль воспитательной системы образовательного учреждения в содействии развитию ребенка;

ознакомиться с механизмами создания воспитательной системы.

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

1. Понятие воспитательной системы, ее признаки

Термин "воспитательная система" предложен А.Т.Куракиным и П И. Новиковой.

В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов, возглавляемой В.А.Караковским, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. Исследователи объясняют по-мление феномена воспитательной системы объективными причинами. Именно: «В современном интенсивно меняющемся мире... неуклонно появляются две взаимосвязанные тенденции - интеграция и дифференциация. В результате возникают разного рода противоречия. Распадаются на целостные образования, в то же время разрозненные явления, деистам процессы интегрируются в целостные, глобальные явления, различно рода системы. Тенденции эти свойственны и педагогической действительности, в рамках и под воздействием которой формируется и развивается современный человек и как индивидуальность, и как определенный тип личности. Они проявляются как при целенаправленном воспитании, так и в стихийно протекающих процессах социализации }