Сколько самолетов сбил кожедуб в вов. Личная жизнь. Воздушные победы Ивана Кожедуба

Иван Никитович Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262. В общей сложности за время войны он совершил 330 боевых вылета. В этих вылетах было уничтожено 64 вражеских самолёта. Он является трижды Героем Советского Союза.

У каждого лётчика — аса свой, присущий только ему одному, почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба — человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход.

Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами

Все его полёты представляли собой каскад всевозможных маневров — разворотов и змеек, горок и пикирований. Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым. Но при этом и «не подставиться» самому. Ведь в 120 воздушных схватках он ни разу не был сбит!

Детство и юность

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб.

Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.

После начала Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и все училище переводят в Казахстан, но после многочисленных рапортов, осенью 1942 года его отправляют в Москву. Здесь он попадает в 240 истребительский авиаполк под командование Игнатия Солдатенко. На первое боевое задание Иван Никитович вылетел в марте 1943 года, но попав под огонь, просто чудом смог приземлится практически невредимым. Прежде чем будущий великий летчик сел за свой новый самолет Ла-5 прошло около месяца.

Личный боевой счет Иван Кожедуб открывает в июле 1943 года, во время Курского сражения. Это был его сорокой боевой вылет. За несколько дней в списке уже значились 4 победы. 6 августа 1943 года Иван Никитович Кожедуб получает свою первую награду – орден Боевого Красного Знамени. В это же время он сам начинает командовать эскадрильей. Осенью 1943 года его отправляют в тыл, впереди предстояли горячие тяжелые бои, нужно было восстановить силы.

После возвращения на фронт он решает поменять свою тактику, остановившись на бреющем полете, что требовало мужества и большого мастерства. За боевые заслуги в начале февраля 1944 года молодому перспективному летчику-истребителю было присвоено звание Героя Советского Союза. К августу 1944 года Кожедуб получил уже вторую Золотую Звезду Героя Сооветского Союза, в это время он лично сбил уже 48 самолетов противника за 246 боевых вылетов. В первый осенний месяц 1944 года группа летчиков во главе с Кожедубом была направлена в Прибалтику.

Здесь всего за несколько дней под его командованием было сбито 12 немецких самолетов, своих они потеряли только 2. После такой победы противник отказался от активных действий на этой территории. Еще один значимый воздушный бой прошел зимой, в феврале 1945 года. Тогда было сбито 8 самолетов противника, и уничтожен 1 самолет советской армии. Значимым личным достижением для Ивана Кожедуба было уничтожение реактивного Ме-262, который значительно превосходил по скорости его «Лавочкина». В апреле 1945 великим летчиком-истребителем были сбиты его последние 2 самолета противника.

К концу Великой Отечественной войны Иван Кожедуб был уже майором, на его счету было 62 сбитых самолета и 330 боевых вылетов и 120 боев в воздухе. В августе 1945 года уже в третий раз он Героем Советского Союза.

Послевоенные годы

После окончания войны он решил продолжить свою службу. В конце 1945 года Иван Никитович познакомился со своей будущей женой. У браке у них было двое детей: сын и дочь. Он также продолжал учиться, в 1949 году закончил Военно-Воздушную Академию, а в 1956 году Военную академию Генерального штаба. Участвовал в военных действия в Корее, под его командованием была 324 истребительская авиационная дивизия. В 1985 году Ивану Кожедубу выло присвоено высокой звание Маршала авиации.

Также в его биографии необходимо отметить общественную деятельность. Он был депутатом Верховного Совета СССР, а также народным депутатом СССР. Умер Иван Кожедуб у себя на даче 08 августа 1991 года.

Конец 1946 года внес изменения и в личную жизнь Ивана Кожедуба. Возвращаясь вечером в подмосковное Монино на электричке, Иван встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным адъютантом и помощником, как сам Иван Никитович ее называл. О личной жизни Кожедуба известно немного, и тому есть объяснение: его подлинной личной жизнью, по утверждению близких, была и оставалась авиация. Но кое-что можно узнать из рассказов сына прославленного летчика, Никиты Ивановича, капитана I ранга запаса. Так стало известно, что первое знакомство в электричке могло стать для обоих молодых людей последним. Веронике молодой офицер сначала не понравился, показался неприглядным из-за невысокого роста и украинского акцента. Но, прохладно расставшись, молодые люди через некоторое время снова встретились в той же электричке. Иван взял инициативу в свои руки и уговорил Веронику пойти с ним на танцы в гарнизонный клуб.

Дело было зимой, под самый Новый год. Кожедуб встретил Веронику в летном реглане, надетом поверх кителя. Пока они шли по территории части к клубу, девушку удивило, что все офицеры, даже старше по званию, отдавали Ивану честь. Думала: что за майор такой, если ему даже полковники честь отдают и вытягиваются по стойке смирно. Дело в том, что отдавать честь и выполнять команду «Смирно!» перед Героем Советского Союза даже старших по званию чинов обязывали военные правила, учрежденные Иосифом Сталиным (при Хрущеве эти правила были отменены). Но Иван не признавался ей, в чем секрет, пока не зашли в клуб.

Когда же он снял реглан, девушка увидела три Звезды Героя, кучу планочек орденов – и потеряла дар речи

После танцев было застолье, где Кожедуб, по сложившейся в части традиции, представил свою избранницу офицерам. Потом рассказывал Веронике, как товарищи подходили к нему и шептали на ухо: «Ну, Иван, выбор одобряю». Новый, 1947 год молодые люди уже встречали вместе. А утром 1 января в поселковом совете Монино их быстро, без свидетелей, расписали. С тех поры Кожедубы прожили душа в душу почти пятьдесят лет.

Главной движущей силой семьи Кожедубов всегда была только любовь.

Дети не помнили, чтобы родители хоть раз обидели друг друга

Зато помнили, что из каждой поездки папа обязательно привозил подарки не только им, но и маме. Во всех домашних делах Иван Никитович полагался на жену и старательно скрывал от неё опасности своей профессиональной жизни – берёг супругу.

В 1947 году родилась дочь Наталья, а в 1953 году — сын Никита (капитан 3 ранга ВМФ СССР).

Самолёты, на которых летал Иван Кожедуб


Ла-5.
Свой первый боевой вылет Герой Советского Союза провел 26 марта, вылет закончился неудачно: его первый боевой истребитель Ла-5 (бортовой № 75) в бою получил повреждения, а при возвращении на аэродром был вдобавок обстрелян своей зенитной артиллерией. С большим трудом летчик смог довести машину до аэродрома и совершить посадку. После этого примерно месяц летал на старых истребителях, пока вновь не получил новый Ла-5. Это был отличный истребитель облегчённого типа с номером «14» и надписями, выведенными белым с красной окантовкой: на левом борту - «Имени Героя Советского Союза Подполковника Конева Г. Н.», на правом - «От колхозника Конева Василия Викторовича». Ла-5 – это одномоторный деревянный низкоплан. Основным конструкционным материалом используемым в планере самолета была сосна. Для производства некоторых шпангоутов и лонжеронов крыла применяли дельта-древесину. Вооружение истребителя состояло из 2-х синхронных пушек ШВАК калибра 20-мм с пневматическим и механическим перезаряжанием. Общий боезапас равнялся 340 снарядам. Для наводки на цель использовался коллиматорный прицел ПБП-la.


Ла-7. В конце июня 1944 года советский ас был переведён заместителем командира в знаменитый 176-й Гвардейский истребительный авиаполк. Это соединение, первым в Советских ВВС, в августе 1944 года получило новейшие истребители Ла-7. Он стал дальнейшей модернизацией истребителя Ла-5 и одной из лучших серийных машин конца Второй мировой войны. Данный истребитель обладал отличными летными качествами, высокой маневренностью и хорошим вооружением. На малых и средних высотах он имел преимущество над последними поршневыми истребителями Германии и стран антигитлеровской коалиции. Ла-7, на котором заканчивал войну Кожедуб, в настоящее время находится в Центральном музее ВВС России в поселке Монино.

Иван Кожедуб краткая биография военного летчыка изложена в этой статье.

Кожедуб Иван Никитович краткая биография

Герой Советского Союза Иван Кожедуб родился 08 июня 1920 года в селе Ображиевка (сейчас Сумская область Украины) в семье церковного старосты.

Получив среднее образование, в 1934 году поступил в химико-технологический техникум города Шосток, при котором был аэроклуб, в который и вступил юноша.

Началась Великая Отечественная война и Ивана Никитовича, как члена аиашколы эвакуировали в Казахстан и вскоре присвоили звание старшего сержанта.

В ноябре 1942 г. его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк, находящийся в г. Иваново. Оттуда в марте 1943 г. Кожедуба направили на Воронежский фронт.

Первый боевой вылет Ивана Кожедуба был не очень удачным, так как его истребитель Ла-5 сначала обстрелял пушечной очередью немецкий Мессершмитт, а затем (по ошибке) советские зенитчики (попало два снаряда). Несмотря на повреждения, Кожедубу удалось посадить истребитель.

До февраля 1944 года он совершил 146 вылетов и уничтожил 20 немецких самолетов. За это его удостоили звания Героя Советского Союза.

В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу войны имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника.

Последний его подвиг произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За время войны немцам не удалось его сбить ни разу. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.

В 1946 г. трижды герой продолжил свою учебу в ВВС. В 1949 г окончил Краснознаменую Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились — во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. По его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях — девять человек и 27 машин.

С 1964 по 1971 был заместителем командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги, в 1985 г ему присвоили звание Маршала авиации.

Иван Кожедуб интересные факты

На каком самолете летал Иван Кожедуб? За войну Кожедуб сменил 6 «Лавочкиных» (Ла-5), и ни один самолёт не подвел его. И он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы…

Дата рождения:

Место рождения:

Село Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния, Украинская ССР

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, СССР

Род войск:

Авиация (военно-воздушные силы) РККА, истребительная авиация ВВС ВС СССР

Годы службы:

Маршал авиации ВВС СССР

240 иап, 176 Гв. иап

Сражения / войны:

Великая Отечественная война: 1 - Курская битва 2 - Битва за Берлин
Корейская война 1950-1953

В отставке:

Писатель Депутат Верховного совета СССР Народный депутат СССР

Список воздушных побед

Библиография

(укр. Іван Микитович Кожедуб; 8 июня 1920, село Ображиевка, Глуховского уезда Черниговской губернии, Украинская ССР — 8 августа 1991, Москва) — советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 сбитых самолета). Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (6 мая 1985).

Псевдоним во время боевых действий в Корее — Крылов.

Биография

Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне — Шосткинского района Сумской области) Украинской ССР в семье крестьянина — церковного старосты. Принадлежал ко второму поколению советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.

В 1934 году Кожедуб окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка.

Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. С 1940 — в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, в которой начал службу в должности инструктора.

После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию, г. Чимкент. В ноябре 1942 года Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним — его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитт-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и летчику пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрилии свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. 6 июля 1943 года на Курской дуге во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт — бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262. Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит. Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200—300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

В лётной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.

И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. Он же считается первым в мире летчиком-истребителем, сумевшим сбить немецкий реактивный истребитель Ме-262.

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В то же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15. В 1956 — Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324 иад) в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).

В 1964—1971 — заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР II—V созывов, народным депутатом СССР.

Список воздушных побед

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — PZL P.24 ), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.

Дата победы

Тип самолёта

Место победы

зап. Завидовка

ст. Гостищево

Красная Поляна

вост. Покровка

Прелестный

Искровка

сев. Искровка

юго-зап. Бородаевка

зап. Бородаевка

зап. Бородаевка

Петровка

юго-зап. Андреевка

юго-зап. Андреевка

сев.-зап. Бородаевка

юго-зап. Красный Кут

зап. Куцеваловка

Бородаевка

Днепрово-Каменка

сев. Плоское

юж. Петровка

юж. Домоткань

Кривой Рог

зап. Будовка

Ново-Злынка

вост. Нечаевка

зап. Липовка

Лебедин — Шпола

сев. Яссы

юго-вост. Вултуру

Хорлешти

Хорлешти

Тыргу Фрумос — Думбрэвица

вост. Вултуру

Чужа Вода

зап. Стынка

Редиу-Улуй — Тэтэр

Редиу-Улуй — Тэтэр

сев.-зап. Яссы

сев.-зап. Стренчи

юго-зап. Рамниеки — Даксты

сев.-зап. Валмиера

юж. Студзяна

сев.-зап. окр. аэродром Морин

зап. Кинитц

зап. Кинитц

оз. Китцер-Зее

вост. Альт-Фридлянд

сев. Фюрстенфельде

сев. Брюнхен

сев. Кюстрин

сев.-зап. Кюстрин

сев. Зеелов

вост. Гузов

ст. Вербиг

В конце Великой Отечественной войны американскими лётчиками в зоне действий советской авиации были сбиты советские истребители. И. Н. Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, виновных в этом акте агрессии. В книге Николая Бодрихина «Советские асы» приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба за немецкий Фокке-Вульф.

Награды

  • Трижды Герой Советского Союза (04.02.1944, № 1472; 19.08.1944, № 36; 18.08.1945, № 3)
  • Кавалер двух орденов Ленина (04.02.1944; 21.02.1978)
  • Кавалер семи орденов Красного Знамени (22.07.1943, № 52212; 30.09.1943, № 4567; 29.03.1945, № 4108; 29.06.1945, № 756; 02.06.1951, № 122; 22.02.1968, № 23; 26.06.1970, № 537483)
  • Кавалер ордена Александра Невского (31.07.1945, № 37500)
  • Кавалер ордена Отечественной войны I степени (06.04.1985)
  • Кавалер двух орденов Красной Звезды (04.06.1955; 26.10.1955)
  • Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени (22.02.1990)
  • Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975)
  • Кавалер ордена Боевого Красного знамени МНР
  • Почётный гражданин городов: Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и др.

Память

Бронзовый бюст Кожедуба установлен на родине в селе Ображиевка. Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино. Также именем Ивана Кожедуба назван парк в городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику, а также улица на Юго-Востоке Москвы (улица Маршала Кожедуба).

Имя Трижды Героя Советского Союза Ивана Никитича Кожедуба носит Харьковский университет Воздушных Сил (бывш. ХВУ, ХИЛ), а также Шосткинский химико-технологический колледж. 8 мая 2010 года памятник Кожедубу открыт в Парке Славы, в Киеве. 8 июня 2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба. 12 ноября 2010 года памятник Кожедубу был установлен в Харькове, на территории Харьковского университета Воздушных Сил.

О Кожедубе снят документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба».

Библиография

  • Кожедуб И. Три сражения. — М.: Воениздат НКО СССР, 1945. — 40 с.
  • Служу Родине. — М. — Л.: Детгиз, 1949.
  • Праздник Победы. — М., 1963.
  • И. Н. Кожедуб Верность отчизне. — М.: Детская литература, 1969, 1975. — 430 с. — 100000 экз.
  • Друзья-однополчане. — М., Детская литература, 1975.
  • Иван Кожедуб Верность отчизне. Ищущий боя. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 608 с. — (Сталинские соколы). — 5000 экз. — ISBN 5-699-14931-7
  • И. Н. Кожедуб Неизвестный Кожедуб. Служу Родине. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 368 с. — (Величайшие советские асы). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-34385-0

Кожедуб Иван Никитович (1920–1991). Долог путь к победе. А для старшего сержанта Кожедуба он был мучительно долог. Его, отличного пилота – инструктора держали в тылу, в Чимкенте. Лишь в марте 1943 года Ивана отправляют на фронт. И в первом же бою его Ла-5 прошивает очередь Мессершмитта. Вражеский снаряд застревает в бронеспинке, при возвращении самолет «ловит» два попадания от своих зенитчиков и Кожедубу едва удалось посадить боевую машину.

Его хотели отстранить от полетов. Но помогло заступничество комполка – он увидел что-то в неудачливом новичке и не ошибся. После Курской дуги Кожедуб стал асом (истребитель, сбивший минимум 5 самолетов) и кавалером ордена Красного Знамени.

К февралю 1944 года на фюзеляже его «Лавочкина» алели 20 звезд. Именно столько гитлеровских стервятников уничтожил старший лейтенант Кожедуб. И первая Золотая Звезда украсила его мундир. Самолет Ла-5ФН, выпущенный на личные сбережения колхозника Конева стал следующей машиной Героя.

Кожедуб стал замкомполка, получил звание капитана, и, сбив 48 немецких самолетов за 256 самолето-вылетов, удостоился второй Золотой Звезды в августе 1944 года. Трижды героем Иван стал уже после Отечественной войны – 18 августа 1945 года. Его личный боевой счет составил 62 сбитых самолета, 330 боевых вылетов и 120 воздушных сражений.

По количеству сбитых врагов Иван Кожедуб был первым в Красной Армии. Даже реактивный Ме-262, секретное оружие Третьего Рейха воткнулся в землю от меткой очереди советского аса. А сбитые им летчики двух американских «Мустангов», которые захотели атаковать «русского Ивана» в небе над Германией, рассказывали, что приняли самолет Кожедуба за «Фокке-Вульф».

С пилотами заокеанской империи Кожедуб воевал и в Корее. Его дивизия уничтожила 216 вражеских самолетов, которые несли демократию в бомбовых отсеках.

После корейской войны Иван Никитович командовал воздушной армией, служил в аппарате ВВС. Скончался знаменитый советский ас, которого ни разу не сбили во время войны 8 августа 1991 года.

Видео - Две войны Ивана Кожедуба (2010)



08.06.1920 - 08.08.1991
Трижды Герой Советского Союза
Памятники
Памятный знак в Виннице
Надгробный памятник
Памятный знак в селе Ображиевка
Бронзовый бюст в селе Ображиевка (вид 1)
Бронзовый бюст в селе Ображиевка (вид 2)
Бронзовый бюст в селе Ображиевка (фрагмент)
Информационный щит в селе Ображиевка
Бронзовый бюст в селе Ображиевка (фото 2010)
Памятник в Сумах (вид 1)
Памятник в Сумах (вид 2)
Памятный знак в Сумах
Мемориальная доска в Москве
Вывеска на здании химико-технологического колледжа в Шостке
Памятник в Киеве
Памятная монета Украины
Мемориальная доска в Шостке
Бюст в Шостке
Скульптура в экспозиции музея города Шостки
Бюст в экспозиции музея города Шостки
Вывеска на школе в Шостке (1)
Вывеска на школе в Шостке (2)
Арка в Сумах
Мемориальная доска в Кролевце
Аннотационная доска в Чугуеве
Аллея Героев в Корсунь-Шевченковском
Поезд "Иван Кожедуб"
Аллея Героев в Чугуеве
Аллея Героев в Чугуеве


К ожедуб Иван Никитович - командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, Степной фронт); заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт).

Родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Новгород-Северского уезда Черниговской губернии, ныне в составе Шосткинского района Сумской области Украины. Из семьи крестьянина. Украинец.

В 1934 году окончил неполную сельскую школу. В 1934-1935 годах учился на рабфаке и работал библиотекарем в сельской библиотеке. С 1936 года учился в Шосткинском химико-технологическом техникуме (не окончил из-за призыва в РККА), с 1939 - в Шосткинском аэроклубе.

В Красной Армии с февраля 1940 года. В январе 1941 года окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, оставлен в нём лётчиком-инструктором (в марте 1941 года училище преобразовано в школу лётчиков).

С началом Великой Отечественной войны вместе с авиашколой эвакуирован на станцию Манкент Южно-Казахстанской области Казахской ССР. После многочисленных рапортов с просьбой отправить на фронт его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Кожедуб прибыл в Иваново в 240-й истребительный авиационный полк формирующейся 302-й истребительной авиационной дивизии. Член ВКП(б)/КПСС с августа 1943 года.

В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны - с марта 1943 года, когда в составе дивизии прибыл на Воронежский фронт. Участник Курской битвы, битвы за Днепр, Нижнеднепровской, Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской наступательных операций, воздушного сражения на ближних подступах к Румынии в мае-июне 1944 года, Белорусской, Прибалтийской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской, Берлинской наступательных операций. Свой первый боевой вылет совершил 26 марта, но неудачно: его Ла-5 получил повреждения в бою, а при возвращении ещё и был обстрелян советской зенитной артиллерией. С большим трудом Кожедуб довёл истребитель до аэродрома и совершил посадку. Месяц летал на старых машинах, пока не получил новый Ла-5. Позже воевал на Степном фронте.

Боевой счёт младший лейтенант Кожедуб открыл 6 июля в ходе битвы на Курской дуге, сбив бомбардировщик Ju-87. На следующий день сбил второй самолёт врага, а 9 июля в воздушном бою сбил сразу 2 истребителя Me-109. В августе 1943 года назначен командиром эскадрильи. В течение дня 2 октября 1943 года сбил 4 немецких самолёта. К 10 октября 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, Степной фронт) лейтенант И.Н. Кожедуб выполнил 146 боевых вылетов, в 27 воздушных боях сбил лично 20 самолётов противника. В этот день представлен к званию Героя Советского Союза.

З а образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Кожедубу Ивану Никитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

С мая 1944 года Иван Никитович воевал на Ла-5ФН, построенном на средства колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Спустя несколько дней сбил на нём Ju-87. В течение 6 последующих дней сбил ещё 7 самолётов. В конце июня он передал свой Ла-5ФН (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам направлен в учебный полк для переподготовки на истребитель Ла-7. С августа 1944 года - заместитель командира 176-го гвардейского полка на 1-м Белорусском фронте. К июлю 1944 года заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии капитан И.Н. Кожедуб выполнил 256 боевых вылетов, лично сбил 48 самолётов противника.

З а образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающими право на присвоения звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии капитану Кожедубу Ивану Никитовичу вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

12 февраля 1945 года Кожедуб в паре лейтенантом В.А.Громаковским патрулировал над передним краем. Обнаружив группу из 13-ти FW-190, наши лётчики немедленно атаковали их и сбили 5 самолётов противника. Три из них на счету Кожедуба, а два - его ведомого. 15 февраля над Одером Кожедуб сбил реактивный истребитель Me-262 унтер-офицера К. Лянге из I./KG(J)54 (одна из трёх побед советских лётчиков над немецкими реактивными самолётами). К началу апреля 1945 года заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии капитан И.Н. Кожедуб выполнил 326 боевых вылетов (в том числе 16 - на штурмовку и 14 - на разведку), в 117 воздушных боях лично сбил 60 самолётов противника.

З а образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающими право на присвоения звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года гвардии майор Иван Никитович Кожедуб удостоен третьей медали "Золотая Звезда".

Последний свой бой, в котом сбил 2 FW-190, провёл в районе Берлина 17 апреля 1945 года. К концу войны гвардии майор Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника (сюда не входят 2 американских истребителя P-51, сбитых им в марте 1945 года, которые по ошибке первыми напали на него). За всю войну ни разу не был сбит. Он по праву считается лучшим асом авиации союзников.

После войны продолжал служить в ВВС. В сентябре 1945 года направлен на учёбу, а в 1949 году он окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. С июня 1949 года - заместитель командира 31-й истребительной авиационной дивизии Закавказского военного округа (район Баку).

С июля 1949 года - помощник командира, с декабря того же 1949 года - заместитель командира, а с ноября 1950 года - командир 324-й истребительной авиационной дивизии (ВВС Московского военного округа, Кубинка). В декабре 1950 года дивизия в полном составе переброшена в Северный Китай, где с апреля по декабрь 1951 года под его командованием принимала участие в Корейской войне 1950-1953 годов. Но самому ему летать запретили. За период участия в боевых действиях лётчики дивизии совершили 6738 боевых вылетов, провели 141 групповой воздушный бой, сбили 215 самолётов противника. Потери дивизии составили 26 самолётов и 9 лётчиков. В феврале 1952 года дивизия вернулась в СССР и была дислоцирована в Калужской области. С февраля 1955 года - на учёбе.

В 1956 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С ноября 1956 года - заместитель начальника Управления боевой подготовки ВВС СССР. С апреля 1958 года - первый заместитель командующего 76-й воздушной армией (Ленинградский военный округ). С января 1964 года - первый заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С февраля 1971 года - первый заместитель начальника боевой подготовки ВВС СССР. С февраля 1978 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Военный лётчик 1-го класса (20.10.1950). Летал до 1969 года. За период лётной работы освоил 20 типов самолётов и 2 типа вертолётов.

Был членом Президиума ЦК ДОСААФ. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-4 созывов (1946-1961), народным депутатом СССР (1989-1991).

Скончался 8 августа 1991 года на своей даче в посёлке Монино Московской области. Похоронен в городе-герое Москве на Новодевичьем кладбище (участок 7).

Воинские звания:
сержант (февраль 1941),
старший сержант (23.02.1942),
лейтенант (5.08.1943),
старший лейтенант (10.11.1943),
капитан (24.04.1944),
майор (19.11.1944),
подполковник (20.01.1949),
полковник (3.01.1951),
генерал-майор авиации (3.08.1953),
генерал-лейтенант авиации (27.04.1962),
генерал-полковник авиации (29.04.1970),
маршал авиации (7.05.1985).

Награждён двумя орденами Ленина (4.02.1944; 21.02.1978), семью орденами Красного Знамени (22.07.1943; 30.09.1943; 29.03.1945; 29.06.1945; 2.06.1951; 22.02.1968; 26.06.1970), орденами Александра Невского (31.07.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), двумя орденами Красной Звезды (4.06.1955; 26.10.1955), орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й (22.02.1990) и 3-й (30.04.1975) степеней, медалями, иностранными наградами - орденами «За заслуги перед Отечеством» в золоте (Германская Демократическая Республика), «Возрождение Польши» (Польша), Государственного флага (КНДР), Красного Знамени (Монголия), медалями «Китайско-советская дружба» (КНР), «50 лет Монгольской Народной армии» (Монголия).

Почётный гражданин городов Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и других. На родине - в селе Ображиевка установлен бронзовый бюст И.Н.Кожедуба, а также памятный знак на месте дома, в котором он родился. В городах Сумы и Киев установлены памятники; в городе Шостка Сумской области - бюст. 8 июня 2005 года в городе Шостка, в честь 85-летия со дня рождения земляка, был открыт музей И.Н.Кожедуба. Мемориальные доски установлены: в городе Шостке на здании химико-технологического техникума (ныне колледжа), в котором учился Герой; в Москве на доме, в котором он жил. Его «Ла-7» (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино. Именем Героя названы Харьковский университет Военно-Воздушных Сил Украины, Шосткинский химико-технологический колледж, школы в Москве, Ображиевке, Шостке, парк в Сумах, улицы в Москве, Ображиевке, Сумах, Чугуеве, Шостке. В 2011 году поезду Харьков-Сумы-Москва № 117/118 Южной железной дороги присвоено имя "Иван Кожедуб".

Биография дополнена Антоном Бочаровым (пос.Кольцово Новосибирской области).