Отверженные. Жан Вальжан - кто это

В 1815 г. епископом города Диня был Шарль-Франсуа Мириэль, прозванный за добрые дела Желанным - Бьенвеню. Этот необычный человек в молодости имел множество любовных похождений и вёл светскую жизнь - однако Революция все переломила. Г-н Мириэль уехал в Италию, откуда вернулся уже священником. По капризу Наполеона старый приходской священник занимает архиерейский престол. Свою пастырскую деятельность он начинает с того, что уступает прекрасное здание епископского дворца местной больнице, а сам же переселяется в тесный маленький дом. Своё немалое жалованье он целиком раздаёт бедным. В двери епископа стучатся и богатые, и бедные: одни приходят за милостыней, другие приносят её. Этот святой человек пользуется всеобщим уважением - ему даровано исцелять и прощать.

В первых числах октября 1815 г. в Динь входит запылённый путник - коренастый плотный мужчина в расцвете сил. Его нищенская одежда и угрюмое обветренное лицо производят отталкивающее впечатление. Прежде всего он заходит в мэрию, а затем пытается устроиться где-нибудь на ночлег. Но его гонят отовсюду, хотя он готов платить полновесной монетой. Этого человека зовут Жан Вальжан. Он пробыл на каторге девятнадцать лет - за то, что однажды украл каравай хлеба для семерых голодных детей своей овдовевшей сестры. Озлобившись, он превратился в дикого затравленного зверя - с его «жёлтым» паспортом для него нет места в этом мире. Наконец какая-то женщина, сжалившись над ним, советует ему пойти к епископу. Выслушав мрачную исповедь каторжника, монсеньёр Бьенвеню приказывает накормить его в комнате для гостей. Посреди ночи Жан Вальжан просыпается: ему не дают покоя шесть серебряных столовых приборов - единственное богатство епископа, хранившееся в хозяйской спальне. Вальжан на цыпочках подходит к кровати епископа, взламывает шкафчик с серебром и хочет размозжить голову доброго пастыря массивным подсвечником, но какая-то непонятная сила удерживает его. И он спасается бегством через окно.

Утром жандармы приводят беглеца к епископу - этого подозрительного человека задержали с явно краденым серебром. Монсеньёр может отправить Вальжана на пожизненную каторгу. Вместо этого господин Мириэль выносит два серебряных подсвечника, которые вчерашний гость якобы забыл. Последнее напутствие епископа - употребить подарок на то, чтобы стать честным человеком. Потрясённый каторжник поспешно покидает город. В его огрубелой душе происходит сложная мучительная работа. На закате он машинально отбирает у встреченного мальчугана монету в сорок су. Лишь когда малыш с горьким плачем убегает, до Вальжана доходит смысл его поступка: он тяжело оседает на землю и горько плачет - впервые за девятнадцать лет.

В 1818 г. городок Монрейль процветает, и обязан он этим одному человеку: три года назад здесь поселился неизвестный, который сумел усовершенствовать традиционный местный промысел - изготовление искусственного гагата. Дядюшка Мадлен не только разбогател сам, но и помог нажить состояние многим другим. Ещё недавно в городе свирепствовала безработица - теперь все забыли о нужде. Дядюшка Мадлен отличался необыкновенной скромностью - ни депутатское кресло, ни орден Почётного легиона его совершенно не привлекали. Но в 1820 г. ему пришлось стать мэром: простая старуха устыдила его, сказав, что совестно идти на попятную, если выпал случай сделать доброе дело. И дядюшка Мадлен превратился в господина Мадлена. Перед ним благоговели все, и только полицейский агент Жавер взирал на него с крайним подозрением. В душе этого человека было место только для двух чувств, доведённых до крайности, - уважение к власти и ненависть к бунту. Судья в его глазах никогда не мог ошибиться, а преступник - исправиться. Сам же он был беспорочен до отвращения. Слежка составляла смысл его жизни.

Однажды Жавер покаянно сообщает мэру, что должен ехать в соседний город Аррас - там будут судить бывшего каторжника Жана Вальжана, который сразу после освобождения ограбил мальчика. Прежде Жавер думал, что Жан Вальжан скрывается под личиной господина Мадлена - но это была ошибка. Отпустив Жавера, мэр впадает в тяжёлое раздумье, а затем уезжает из города. На суде в Аррасе подсудимый упорно отказывается признать себя Жаном Вальжаном и утверждает, что его зовут дядюшка Шанматье и за ним нет никакой вины. Судья готовится вынести обвинительный приговор, но тут встаёт неизвестный человек и объявляет, что это он Жан Вальжан, а подсудимого нужно отпустить. Быстро разносится весть, что почтенный мэр господин Мадлен оказался беглым каторжником. Жавер торжествует - он ловко расставил силки преступнику.

Суд присяжных постановил сослать Вальжана на галеры в Тулон пожизненно. Оказавшись на корабле «Орион», он спасает жизнь сорвавшемуся с реи матросу, а затем бросается в море с головокружительной высоты. В тулонских газетах появляется сообщение, что каторжник Жан Вальжан утонул. Однако через какое-то время он объявляется в городке Монфермейль. Его приводит сюда обет. В бытность свою мэром он чрезмерно строго обошёлся с женщиной, родившей внебрачного ребёнка, и раскаялся, вспомнив милосердного епископа Мириэля. Перед смертью фантина просит его позаботиться о своей девочке Козетте, которую ей пришлось отдать трактирщикам Тенардье. Супруги Тенардье воплощали собой хитрость и злобу, сочетавшиеся браком. Каждый из них мучил девочку по-своему: её избивали и заставляли работать до полусмерти - и в этом была виновата жена; она ходила зимой босая и в лохмотьях - причиной тому был муж. Забрав Козетту, Жан Вальжан поселяется на самой глухой окраине Парижа. Он учил малышку грамоте и не мешал ей играть вволю - она стала смыслом жизни бывшего каторжника, сохранившего деньги, заработанные на производстве гагата. Но инспектор Жавер не даёт ему покоя и здесь. Он устраивает ночную облаву: Жан Вальжан спасается чудом, незаметно перепрыгнув через глухую стену в сад - это оказался женский монастырь. Козетту берут в монастырский пансион, а её приёмный отец становится помощником садовника.

Добропорядочный буржуа господин Жильнорман живёт вместе с внуком, который носит другую фамилию - мальчика зовут Мариус Понмерси. Мать Мариуса умерла, а отца он никогда не видел: г-н Жильнорман именовал зятя «луарским разбойником», поскольку к Луаре были отведены для расформирования императорские войска. Жорж Понмерси достиг звания полковника и стал кавалером ордена Почётного легиона. Он едва не погиб в битве при Ватерлоо - его вынес с поля боя мародёр, обчищавший карманы раненых и убитых. Все это Мариус узнает из предсмертного послания отца, который превращается для него в фигуру титаническую. Бывший роялист становится пламенным поклонником императора и начинает почти ненавидеть деда. Мариус со скандалом уходит из дома - ему приходиться жить в крайней бедности, почти в нищете, но зато он чувствует себя свободным и независимым. Во время ежедневных прогулок по Люксембургскому саду, юноша примечает благообразного старика, которого всегда сопровождает девушка лет пятнадцати. Мариус пылко влюбляется в незнакомку, однако природная застенчивость мешает ему познакомиться с ней. Старик, заметив пристальное внимание Мариуса к своей спутнице, съезжает с квартиры и перестаёт появляться в саду. Несчастному молодому человеку кажется, что он навсегда потерял возлюбленную. Но однажды он слышит знакомый голос за стенкой - там, где живёт многочисленное семейство Жондретов. Заглянув в щель, он видит старика из Люксембургского сада - тот обещает принести деньги вечером. Очевидно, Жондрет имеет возможность шантажировать его: заинтересованный Мариус подслушивает, как негодяй сговаривается с членами шайки «Петушиный час» - старику хотят устроить западню, чтобы забрать у него все. Мариус извещает полицию. Инспектор Жавер благодарит его за помощь и вручает на всякий случай пистолеты. На глазах у юноши разыгрывается жуткая сцена - трактирщик Тенардье, укрывшийся под именем Жондрета, выследил Жана Вальжана. Мариус готов вмешаться, но тут в комнату врываются полицейские во главе с Жавером. Пока инспектор разбирается с бандитами, Жан Вальжан выпрыгивает в окно - только тут Жавер понимает, что проворонил куда более крупную дичь.

В 1832 г. Париж был охвачен брожением. Друзья Мариуса бредят революционными идеями, однако юношу занимает другое - он продолжает упорно разыскивать девушку из Люксембургского сада. Наконец счастье ему улыбнулось. С помощью одной из дочерей Тенардье молодой человек находит Козетту и признается ей в любви. Оказалось, что Козетта также давно любит Мариуса. Жан Вальжан ни о чем не подозревает. Более всего бывший каторжник обеспокоен тем, что за их кварталом явно наблюдает Тенардье. Наступает 4 июня. В городе вспыхивает восстание - повсюду строят баррикады. Мариус не может оставить своих товарищей. Встревоженная Козетта хочет послать ему весточку, и у Жана Вальжана наконец открываются глаза: его малышка стала взрослой и обрела любовь. Отчаяние и ревность душат старого каторжника, и он отправляется на баррикаду, которую обороняют молодые республиканцы и Мариус. Им в руки попадается переодетый Жавер - сыщика хватают, и Жан Вальжан вновь встречает своего заклятого врага. Он имеет полную возможность расправиться с человеком, причинившим ему столько зла, но благородный каторжник предпочитает освободить полицейского. Тем временем правительственные войска наступают: защитники баррикады гибнут один за другим - в их числе славный мальчуган Гаврош, истинный парижский сорванец. Мариусу ружейным выстрелом раздробило ключицу - он оказывается в полной власти Жана Вальжана.

Старый каторжник уносит Мариуса с поля боя на своих плечах. Всюду рыщут каратели, и Вальжан спускается под землю - в страшные канализационные стоки. После долгих мытарств он выбирается на поверхность только для того, чтобы очутиться лицом к лицу с Жавером. Сыщик разрешает Вальжану отвезти Мариуса к деду и заехать попрощаться с Козеттой - это совсем не похоже на безжалостного Жавера. Велико же было изумление Вальжана, когда он понял, что полицейский отпустил его. Между тем для самого Жавера наступает самый трагический момент в его жизни: впервые он преступил закон и отпустил преступника на свободу! Не в силах разрешить противоречие между долгом и состраданием, Жавер застывает на мосту - а затем раздаётся глухой всплеск.

Мариус долгое время находится между жизнью и смертью. В конце концов молодость побеждает. Юноша наконец встречается с Козеттой, и их любовь расцветает. Они получают благословение Жана Вальжана и г-на Жильнормана, который на радостях совершенно простил внука. 16 февраля 1833 г. состоялась свадьба. Вальжан признается Мариусу в том, что он беглый каторжник. Молодой Понмерси приходит в ужас. Ничто не должно омрачать счастья Козетты, поэтому преступнику следует постепенно исчезнуть из её жизни - в конце концов, он всего лишь приёмный отец. Поначалу Козетта несколько удивляется, а затем привыкает ко все более редким визитам своего бывшего покровителя. Вскоре старик вовсе перестал приходить, и девушка забыла о нем. А Жан Вальжан стал чахнуть и угасать: привратница пригласила к нему врача, но тот лишь развёл руками - этот человек, видимо, потерял самое дорогое для себя существо, и никакие лекарства здесь не помогут. Мариус же полагает, что каторжник заслуживает подобного отношения - несомненно, именно он обокрал господина Мадлена и убил беззащитного Жавера, спасшего его от бандитов. И тут алчный Тенардье открывает все тайны: Жан Вальжан - не вор и не убийца. Более того: именно он вынес с баррикады Мариуса. Юноша щедро платит гнусному трактирщику - и не только за правду о Вальжане. Когда-то негодяй совершил доброе дело, роясь в карманах раненых и убитых, - спасённого им человека звали Жорж Понмерси. Мариус с Козеттой едут к Жану Вальжану, чтобы умолять о прощении. Старый каторжник умирает счастливым - любимые дети приняли его последний вздох. Молодая чета заказывает трогательную эпитафию на могилу страдальца.

Жадный до экранизаций классики кинематограф неоднократно обращался к бессмертному и всемирно известному произведению Виктора Гюго «Отверженные». Большая часть фильмов была снята на Родине писателя - во Франции, лишь несколько в Голливуде, к образу главного героя романа обращались самые именитые актеры современности. Все экранизации книги были выпущены под одним названием - «Отверженные».

Жан Вальжан: характеристика персонажа

Бывший каторжник Ж. Вальжан является главным героем романа «Отверженные». Мог ли подумать автор, что спустя время он станет архетипичным персонажем мировой литературы. В романе персонаж появляется только во второй книге, его можно встретить под следующими именами: 9430, 24601, господин Леблан, Ультим Фошлеван, дядюшка Мадлен, Урбен Фабре.

Жан Вальжан родился в один год с Наполеоном Бонапартом. После смерти родителей он жил со старшей сестрой Жанной. Когда ее супруг умер, семья осталась без средств к существованию и, чтобы накормить семерых детей сестры, Вальжан украл буханку хлеба у булочника, за что был осужден на 5 лет тюрьмы. Предпринимая неоднократные попытки к бегству, он увеличил наказание в конечном итоге до 19 лет. Выйдя из тюрьмы, он превратился в изгоя общества, единственным его другом стал епископ.

Через определённое время Вальжан избавился от желтого паспорта, кричащего о том, что он бывший преступник, и основал собственную швейную фабрику. Его жизнь меняет встреча с Фантиной, которая некогда работала на него, но была уволена. После смерти женщины он берет на себя воспитание ее дочери.

Прототип персонажа

Считается, что литературный Жан Вальжан имеет вполне реального прототипа. Таковым является французский преступник Эжен Франсуа Видок, ставший в дальнейшем главой Управления национальной безопасности, а также «отцом» уголовного розыска в том виде, в котором он существует сейчас. Гюго сотрудничал с ним в период работы над повестью «Последний день приговоренного к смерти».

Иногда прототипом Жана Вальжана называют известного каторжника Питера Морена, которого приговорили к пяти годам тюрьмы за кражу булки хлеба в 1801 году.

«Отверженные» (1958 г.)

Экранизация романа режиссера Жана-Поля ле Шануа, вышедшая на экраны в 1958 году, считается наиболее близкой по содержанию к своему литературному источнику. Лента была тепло принята критиками и зрителем и пользуется популярностью по сей день, оставаясь одной из самых кассовых картин французского кинематографа. Впрочем, оно и не удивительно, помимо блестящей режиссуры фильм имеет отличный актерский состав. Страдающий от несправедливости Жан Вальжан на экране представлен неподражаемым и талантливым актером, любимцем женщин - Жаном Габеном, полицейский Жавер - Бернаром Блие, а Тернардье - Бурвилем.

«Отверженные» (1995 г.)

Французский режиссер Клод Лелуш в своем фильме «Отверженные» представил глазам зрителя свое собственное видение произведения Гюго. В одном из интервью он заявил, что сохранил в картине любовь автора романа к Его Величеству Случаю и непредсказуемому стечению обстоятельств, но при этом отдалился от буквы, стараясь передать скорее дух произведения, чем дословно его содержание.

Действие перенесено в первую половину 20 века, все начинается с новогоднего бала в честь нового столетия. Главного персонажа зовут не Жан Вальжан, а Анри Фортен и он не каторжник, а шофер. В главных ролях звезды французского кинематографа: Жан-Поль Бельмондо, Алессандра Мартинес, Анни Жирардо, Филипп Леотар и Жан Маре. Фильм удостоен «Золотого глобуса».

«Отверженные» (1998 г.)

Одна из первых полнометражных экранизаций романа Виктора Гюго, созданная не во Франции, от датского режиссера Билле Аугуста. Великолепный атмосферный фильм, с хорошей режиссурой, прекрасной работой гримеров и костюмеров, декораторов, достаточно близок к своему литературному источнику. Главные роли в нем исполнили известные голливудские звезды, в числе которых Ума Турман и Джеффри Раш, а Жан Вальжан - актер Лиам Нисон.

«Отверженные» (2000 г.)

В 2000 г. французский режиссер Жозе Дайан решил не ограничивать себя рамками одного художественного фильма и снял полноценный мини-сериал по мотивам романа «Отверженные» с аналогичным названием. Данная экранизация считается одной из лучших на данный момент во многом благодаря безупречно переданной на экране атмосфере Франции начала 19 века, а также игре актеров. В центре сюжета, как и полагается, Жан Вальжан. Образ героя на экране воплотил Жерар Депардье. Весьма в необычном для себя амплуа предстал в картине комедийный актер Кристиан Клавье, исполнив роль Тернардье.

«Отверженные» (2012 г.)

В 2012 г. на экраны вышел фильм британского кинорежиссера Тома Хупера, снятый в жанре мюзикла. Картина является полноценной экранизацией романа Гюго с довольно точной передачей событий, но в несколько необычной форме. Как и подобает голливудскому проекту, имеющему широкий размах, на роли главных персонажей проводился впечатляющий кастинг. Так, на роль Фантины рассматривали Марион Котийяр, Эми Адамс, Ребекку Холл и Кейт Уинслет, но в конечном итоге остановились на Энн Хэтэуэй.

Главные персонажи Жан Вальжан и Жавер (его антагонист) тоже не сразу обрели актеров. Так первоначально на роль полицейского утвердили Пола Беттани, но затем его заменил Рассел Кроу. Образ Жана Вальжана достался еще одному австралийскому актеру - Хью Джекману (на первом фото). Специально для съемок он изначально существенно сбросил вес и отрастил бороду, чтобы выглядеть наиболее убедительно в образе заключенного. За роль Вальжана он был номинирован на премию «Оскар».

Роман Виктора Гюго «Отверженные» - одно из самых потрясающих произведений зарубежной литературы. Искренность, с которой автор изображает своих героев, заставляет нас переживать о нелегкой судьбе девочки Козетты и Фантины, ее матери. В этой статье мы вспомним о главном герое романа-эпопеи, которым является бывший каторжник Жан Вальжан, осужденный за кражу хлеба на долгие годы.

Как герой попал в тюрьму

Главный герой произведения родился в 1769 году в Фавроле. Родители мальчика умерли, старшая сестра Жанна забрала его к себе. В 1794 году умер муж сестры Жана Вальжана. Жанна осталась с семью детьми.

Голод толкнул Жана Вальжана на преступление. Зимой 1795 года, когда в семье закончились запасы провизии, он украл буханку хлеба. За это преступление Жан Вальжан, герой романа В. Гюго, был осужден на пять лет. Его отправили отбывать срок в Тулон. Четыре раза он пытался бежать, за что получил еще 12 лет. Два года к тюремному заключению было прибавлено за сопротивление при аресте, когда его поймали после второго побега.

Отбыв в общей сложности девятнадцать лет, Жан Вальжан был освобождён, получив при этом «жёлтый» паспорт с отметками, которые указывали на то, что его владелец - бывший заключенный. Данное обстоятельство не позволяло ему выбрать самостоятельно место жительства. Главного героя отправили в Понтарлье.

Изгой

Жан Вальжан - герой романа «Отверженные», которого по праву принято считать главным.

Просидев в тюрьме почти 20 лет, он стал изгоем из-за репутации бывшего заключенного, ведь в паспорте была отметка о том, что он сидел в тюрьме. Герой и сам признается, что нахождение в подобной среде сделало его таковым.

Вальжана меняет встреча с епископом Мириэлем, который отнесся к нему по-человечески. Епископ не стал выдавать бывшего каторжника, когда тот украл у него фамильное серебро. Он заявил в полиции, что сам отдал его Вальжану. Это заставило бывшего каторжника раскаяться и вести достойный и честный образ жизни. Именно после встречи с епископом Жан берет на себя роль отца Козетты.

Инспектор Жавер

Жан Вальжан - герой романа В. Гюго «Отверженные», который наиболее полно раскрывается на фоне другого персонажа. Это инспектор Жавер, сыщик, который неотступно следовал за бывшим каторжником. Он талантлив и глубоко предан служению на благо правосудия. Жавер является выходцем из самых низов общества. Он - сын гадалки, которого та родила прямо в тюрьме. По иронии судьбы, он, тем не менее, стал преданным блюстителем общественного порядка и, начав свою карьеру надсмотрщиком в Тулоне, дослужился до инспектора полиции в Париже. На каторге он по какой-то причине запомнил Жана Вальжана? и судьба постоянно сталкивала его с ним.

Жавер узнает бывшего заключенного в лице мэра города Монрейля и добивается, чтобы того осудили. После побега Вальжана он продолжает вести за ним охоту в Париже. Полицейский невольно спасает бывшего каторжника от бандитов. Однако после того как Вальжан помогает сохранить Жаверу жизнь, нравственные понятия полицейского меняются. При последней встрече сыщик помогает Жану спасти Мариуса Понмерси, прекращает преследование «подопечного», и вскоре заканчивает свою жизнь самоубийством.

Нравственность полицейского и каторжника

Образ такого героя, как Жан Вальжан, а если быть точнее, его уровень духовности, раскрывается на контрасте с понятиями о морали полицейского Жавера. Являясь статичным персонажем, этот талантливый и честный полицейский воплощает собой безжалостного стража социального порядка. Его понятия о нравственности сводятся к тому, чтобы безупречно нести службу. Жавер честен, щепетилен, педантичен. Ему нет равных в изобретательности способов борьбы с уголовным миром. Он тщательно взвешивает свои выводы, проверяет факты, боясь арестовать невиновного человека. Он не знает чувства жалости по отношению к виновным и осужденным, даже если те - жертвы социального порядка.

Заподозрив, что монрейльский мэр - бывший каторжник Жан Вальжан, он прилагает максимальные усилия для его разоблачения, не придавая никакого значения добродетелям этого человека.

Однако решив в какой-то момент, что обознался, Жавер, нужно отдать ему должное, подает мэру прошение об отставке, так как своими подозрениями проявил неповиновение начальству.

По этой же причине он бросается в Сену, поняв, насколько благородно поступает по отношению к нему бывший заключенный, спасая своего гонителя от расстрела. Своим самоубийством он «просит Бога об отставке».

Главная идея романа

Роман «Отверженные» посвящен описанию жизни низшего сословия парижского общества. Автор делает это, потому что безумно любит Париж и наполняет содержание своего произведения благоговейным трепетом при описании родного города.

Жан Вальжан - ключевая фигура романа. Сам автор признается, что написал произведение о каторжнике, который преисполняется великих добродетелей, оказавшись на дне жизни. Он чист, потому его душа наполняется внутренним светом там, где многие продолжают катиться вниз.

Однако следует заметить, что главный преступник в романе - это, пожалуй, само общественное устройство, которое порождает многие человеческие пороки.

Столкновение Жана Вальжана и Жавера - это конфликт духовного и земного долга, противостояние совести и закона. Перед самоубийством полицейский размышляет о ничтожности наших законов перед законами Божьими.

Вальжан Жан - раскаявшийся каторжник. Бедняк и сирота, он в 1796 г., еще подростком, был арестован за мелкую кражу и благодаря жестокой судебной системе своего времени провел на каторге целых девятнадцать лет. Освободившись в 1815 г., он переживает духовный переворот после встречи с праведником - епископом Мириэлем - и с тех пор сам начинает творить добро. Под чужим именем он открывает фабрику, обогащается с помощью сделанного им изобретения, становится мэром и благодетелем целого городка, но в 1823 г. его личность открывается, и он снова попадает на каторгу, откуда вскоре совершает побег. Еще в бытность свою мэром он проникся сочувствием к судьбе Фантины - работницы, ставшей проституткой и умершей от чахотки в больнице, - и остаток жизни посвящает заботе о ее маленькой дочери Козетте. В. забирает ее из семьи жестокого кабатчика Тенардье, куда ее отдали на воспитание, заменяет ей отца, на сохранившиеся у него сбережения дает ей образование. Он вынужден годами скрываться и время от времени спасаться от преследования: сначала за ним охотится полицейский инспектор Жавер, затем банда уголовников, почуявших в нем богатого человека. В июне 1832 г. он готов увезти Козетту из Франции, но узнает о ее любви к молодому адвокату Мариусу Понмерси; В. жертвует своей привязанностью к девушке - он спасает незнакомого ему Мариуса от гибели во время республиканского восстания, в котором тот участвовал, отдает ему в жены Козетту вместе со всем своим состоянием, а сам устраняется, дабы не отягощать их счастье своим уголовным прошлым. Он умирает в бедности летом 1833 г. на руках у Козетты и Мариуса, который в последний момент распутал всю историю своего «тестя» и убедился в его абсолютной чистоте и великодушии. История В. в своей основе агиографична: это житие грешника, ставшего великим праведником. Хотя В. не совершал никаких серьезных преступлений, по выходе с каторги он показан озлобленным человеком, ненавидящим общество. Зато после духовного кризиса вся его жизнь - сплошная череда самоотречений. Он отдает себя в руки правосудия, чтобы спасти невиновного, которого собираются осудить как «каторжника Вальжана», самоотверженно заботится о совершенно чужой ему девочке, а затем - и о женихе Козетты, хотя тот должен отнять у него нежно любимое им существо; на баррикаде во время восстания он спасает людей от смерти, сам стараясь никому не причинить вреда; отпускает даже своего старого врага, полицейского шпиона Жавера, приговоренного республиканцами к казни.

ЖАН ВАЛЬЖАН

ЖАН ВАЛЬЖАН (фр. Jean Valejean) - герой романа В.Гюго «Отверженные» (1862). Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де Миоллис, принял последовательное участие в его судьбе после освобождения, сначала дав приют, а потом - рекомендацию на работу. Морен оправдал его доверие: он стал храбрым солдатом и пал в битве при Ватерлоо. Кроме Морена исследователи также называют среди прототипов Ж.В. знаменитого Франсуа Видбка, шефа уголовной полиции Парижа, в прошлом каторжника. Именно с Видоком произошел описанный в романе случаи спасения Ж.В. старого Фошлевана из-под опрокинувшейся повозки.

Ж.В. стал образом-символом, которому не так легко найти аналоги в литературной традиции. Романтический образ дороги, с которой неразрывно связана судьба Ж.В., приобретает в романе новый смысл: странствия Ж.В. не авантюрны, а вынужденны, это - бегство. Часто встречающийся в библейских сюжетах мотив бегства героя в романе Гюго разрастается и превращается в определяющий. Ж.В. прежде всего «бегущий», а точнее, «убегающий человек». Он неоднократно бежит с каторги, что увеличивает срок осуждения за украденную для семьи сестры ковригу хлеба с пяти до девятнадцати лет. Освободившись, он снова попадает на каторгу - и опять бежит. Вся его история - бегство от общества, которому он еще на каторге выносит приговор, но морали которого он сам в итоге трагическим образом подчиняется. Как романтический герой, он часто меняет имена, искусно маскируясь, так что читатель не всегда угадает его в новом облике среди персонажей густонаселенного романа. Несмотря на разные имена-маски, его подлинное имя одно - то самое, под которым он и вошел в культуру, - даже не Ж.В., а некое «Жанвальжан», как будто имя и фамилия слились в единое имя собственное. Но по сути, несмотря на вынужденный отказ от настоящего имени (девятнадцать лет он живет на каторге под номером 24601) и временные маски - во благо ближних (дядюшка Мадлен), для спасения осиротевшей Козетты (Урбан Фошле-ван),- он так и остается Ж.В. Другое дело, что из простого крестьянина, замученного тяжким трудом и необходимостью содержать большую семью, он превращается в осторожного, хитроумного, ловкого, но прежде всего мыслящего, благородного, духовно развитого человека. Логика развития образа Ж.В. безупречна, нет ничего искусственного в его трансформации. Эволюцию его самосознания определяют два человека. Во-первых, это епископ Мириэль (модификация реального епископа Миоллиса), приютивший всеми гонимого Ж.В. Когда же его поймали с поличным - похищенным у епископа столовым серебром, - тот не только подтвердил, что это подарок, но и присовокупил к нему «забытые» Ж.В. подсвечники со словами: «Ж.В., брат мой! Вы более не принадлежите злу, вы принадлежите добру. Я покупаю у вас вашу душу. Я отнимаю ее у черных мыслей и духа тьмы и передаю ее Богу». Великодушие, скромность и бескорыстие епископа Мириэля по сути дела становятся сутью лично-^ ста Ж.В. Однако прежде автор вводит характерный эпизод: потрясенный добротой епископа, определившей всю его жизнь, Ж.В. почти сразу, едва расставшись с ним, отбирает монетку у маленького савояра «малыша Жерве». Проступок, совершенный автоматически, по инерции, как будто не им, уже просветленным, а тем прежним, ожесточенным каторжником, каким он был до встречи с епископом. Опомнившись, он так и не сумел найти напуганного и обиженного им ребенка. Образы сгинувших племянников и малыша Жерве определили для Ж.В. необходимость служения Ребенку - может быть, именно поэтому он так предан потом Козетте. Если епископ Мириэль заставил заработать доброе начало в Ж.В., то его судьба «бегущего человека» определяется сыщиком Жавером, который, словно автор повествования, знает о герое все, безошибочно вычленяя только дурное. Жавер неотступно следует за ним. Несвобода Ж.В. от Жавера двойственна: сыщик не только заставляет его скрываться, но определенным образом деформирует его внутреннюю жизнь. Послушное орудие несправедливого закона, Жавер парадоксальным образом оказывает на Ж.В. нравственное влияние. Ж.В. сам становится носителем общественной морали, лицемерно отторгающей от себя «оступившихся», считая себя таковым. При этом сам Жавер оказывается объектом облагораживающего воздействия Ж.В.: он отпускает его на свободу, а сам кончает с собой. Трагическим образом два человека, которые обязаны жизнью Ж.В., - Козетта и ее возлюбленный Мариус Понмерси - не способны его оценить в силу собственной душевной ограниченности. Но Ж.В. выше того, чтобы ждать достойного отзвука своему бескорыстию. В конце романа, получив наконец не только долгожданную свободу, но и признание раскаявшегося Мариуса и нежность Козетты, он умирает, сам себя «не простив». Умирает не от старости (ему немногим больше шестидесяти), даже не от болезни, а от внутреннего одиночества, на которое сам себя стоически обрек.

Лит.: Venzac G. Les engines religieuse de Victor Hugo. Paris, 1955; Savey-Casard P. Le crime etle peine dans 1"oevre de Victor Hugo. Paris, 1956; Брахман С.

«Отверженные» Виктора Гюго. М, 1968; Белоусов Р. Жан Вальжан

//Белоусов Р. Герои до встречи с писателем. М., 1984. С.73-79.

Т.Н.Суханова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ЖАН ВАЛЬЖАН" в других словарях:

    - (господин Мадлен). Иллюстрация Гюстава Бриона к роману «Отверженные», 1864 год Жан Вальжан (фр. Jean Valjean) главный герой, протагонист романа Виктора Гюго «Отверженн … Википедия

    жан вальжан - Jeam Val? От им. героя Виктора Гюго. Либеральный чиновник желал обратить внимание присутствующих на свою цепочку, и действительно, лихой Гнут вскоре заметил ее: Посмотрите, господа, какая оригинальная цепочка! .. Это Жан Вальжан, цепь каторжных… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Jean Gabin Имя при рождении: Жан Алексис Монкорже Дата рождения: 17 мая 1904(19040517 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Габен. Жан Габен Jean Gabin … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Отверженные (значения). Отверженные Les Misérables Постер мюзикла … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Отверженные (значения). Отверженные Les Misérables Жанр … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Отверженные (значения). Отверженные Les Misérables … Википедия

    Отверженные Les Misérables Жанр драма Продюсер Жерар Депардье Режиссёр Жозэ Даян В главных ролях Азия Ардженто … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Отверженные (значения). Отверженные Les Misérables Жан … Википедия