Конспект урока и презентация по окружающему миру «Состояние воды, её свойства. I. Введение в тему. V Сколько воды на Земле

Конспект урока по окружающему миру

Класс: 2

УМК: Перспективная начальная школа

Учитель: Тарасова Светлана Юрьевна, учитель высшей категории, МОУ «СОШ№63» г. Магнитогорска, Челябинской области

Тема: «Вода и её свойства. Третье заседание клуба».

Цель : Организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.

Задачи:

  • Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле
  • Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Способствовать формированию в учащихся бережного отношения к воде, как ценному дару природы и источнику жизни.

Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся научатся:

Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнения.

Личностные

У учащихся будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Учащиеся получат возможность для формирования: самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать роль в учебном сотрудничестве.

Учащиеся смогут научиться: на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

Учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Учащиеся смогут научиться: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

Оборудование:

  • Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. Федотова О.Н.,ООО «Издательство «Академкнига/Учебник»,2012г
  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс. Федотова О.Н.,ООО «Издательство «Академкнига/Учебник»,2012г
  • Колбы с водой, прозрачные стаканы, пластмассовые тарелочки, ложки, соль,сахар, строительный песок, глина, воронки, фильтры.
  • Компьютер, мультимедиа приставка, авторская презентация в PowerPoint 2007 (автор Тарасова С.Ю.).

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализ (особенности урока и реализующие задачи)

I.Организация класса.

Введение в тему .

Приглашаю вас занять определенные места.

Подумайте, о чем идет речь в загадке:

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Какие признаки подсказали вам этот ответ?

А как признаки можно назвать научно?

О каких состояниях воды говорят нам эти свойства?

Дети рассаживаются по группам.

Это вода.

Учащиеся называют признаки.

(Если учащиеся затрудняются, подсказать).

Это свойства воды.

Жидкое, твердое, газообразное.

Распределение по группам проведено заранее, т.к. дети этого возраста еще не могут самостоятельно выбрать лидера и распределить роли.

Введение в тему позволяет продолжить формирование умения формулировать и обосновывать свое мнение, связывает научные знания в систему.

I II. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

Предлагаю вам небольшой тест, который поможет вам проверить, что теперь мы знаем о воде.

Молодцы! А теперь я предлагаю вам послушать поучительную историю и подумать, как она связана с темой сегодняшнего урока. См. Приложение 5
-Что же мы с вами сегодня попытаемся узнать о воде?

Итак, какую цель мы поставим на урок?

Что мы можем сделать, чтобы достигнуть данной цели?

Как мы можем пронаблюдать за данным свойством воды?

Что будет предметом исследования?

Подумайте, как мы будем проводить исследование?

Как участники группы должны работать, чтобы успешно провести исследование?

Зачем нам нужны эти правила?

Руководителем лаборатории сегодня стала Жданова Алёна. Ей слово.

Учащиеся выполняют тест: см. Приложение 1

Дети ставят цель на урок.

Проверить свойство воды растворять разные вещества.

Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее.

Мы будем говорить о воде, как растворителе.
Исследовать новое свойство.

Провести опыты.

Вода.

Работать в группах.

Вспомним правила работы в группе.

Алёна Жданова:

Наша задача - провести опыты и проверить свойство воды -растворять разные вещества. Все готовы?

Слайд 2: оценка результата деятельности: удалось ли достигнуть правильного результата.

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

Активизировать мыслительные операции:

Анализ и синтез;

Сравнение и сопоставление.

На доске (слайд 3) появляется тема исследования «Вода - растворитель».

Цель работы – проверить свойство воды растворять разные вещества

На доске (слайд 4) появляется инструктаж по работе в группе: см. Приложение 2

III. Физ.минутка

Алёна, вот только, прежде чем приступать к исследованиям, не пора ли нам отдохнуть немного? Ты не возражаешь, если физ.минутку проведу я?

Спасибо

Дети сопровождают слова учителя действиями.

Психологически важно, чтобы содержание физ.минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику учебной деятельности

IV. Исследовательская деятельность учащихся.

Но, прежде чем перейти к опытам, давайте проверим все ли в нашей лаборатории готово к работе?
- Какие вещества есть, чтобы обеспечить проведение опыта, в каждой группе?

А какие есть приспособления, инструменты?

А также у вас пакет инструкций по проведению опытов.
Каждая группа будет проводить опыт в соответствии с полученным номером. Всем понятно?

Возьмите бланк с инструкцией №1.

Прочтите порядок действий – ход работы - на первом этапе. Все понятно?

Какие наблюдения вести и для чего?

Результаты наблюдений записываем куда?

Затем сделайте выводы. Куда запишем выводы?

Итак, все готовы?

Алёна может присоединиться к любой из групп.

А теперь каждая лаборатория продемонстрирует результаты своего опыта и озвучит выводы о возможностях воды как растворителя для разных веществ. Сделаем общий вывод.

Где мы можем найти научное подтверждение наших выводов? учебник с.52

Что скажете?

Ребята, а как вы думаете, можно ли очистить воду от нерастворимых веществ? Что может в этом помочь?

Алёна, готова ли ты провести следующий этап работы? Приступай, пожалуйста.

А теперь продолжим выполнение опытов. Найдите следующую инструкцию №2. Она похожа на инструкцию №1? Порядок ваших действий изменится? Лаборант 6 выполняет опыт, вы все вместе делаете выводы.

Теперь расскажите о результатах опыта. Сделаем общий вывод.

Снова проконтролируем результаты наших действий на материале учебника с..53. Ваши выводы?

Алёна Жданова:
Прошу руководителей групп вытянуть номер опыта.

Дети называют вещества: вода; поваренная соль; речной песок; глина.

Пробирки, стаканы, воронки, фильтры. (Если дети затрудняются в названиях, помочь)

Алёна Жданова:

Проводить опыты мы будем по инструкции. Опыт проводит в группе лаборант 1. Записывает результаты лаборант 2. Озвучивать результаты будут лаборанты 3 и 4.

(Дети берут инструкции у учителя)

Пронаблюдать растворяется вещество или нет?

В колонку «Наблюдения»

В колонку «Вывод».

Озвучиваются выводы

Вычитыванием из статьи учебника.

Наш вывод и вывод учебника совпали.

Дети выдвигают свои предположения. Приходят к выводу о фильтре.

Я озвучиваю действия, лаборант 5 их выполняет, а вы наблюдаете и помогаете, не мешая его деятельности. Приступаем:
1. Сначала нужно сложить бумажную салфетку вчетверо.

2. Теперь при помощи ножниц скруглим края салфетки.
3. Сложить фильтр в виде конуса, отогнув одну часть;
4. Положить фильтр в воронку, находящуюся в стакане.
Фильтр готов.

Озвучиваются выводы

Дети оценивают правильность выводов при помощи сигналов.

На основе опытов получить новые знания о воде.

Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий

См. Приложение 3

На доске по мере выполнения работы появляются (слайд 5) выводы:

Вещества могут быть растворимыми и не растворимыми в воде.
Растворимые вещества: поваренная соль. Некоторые вещества: речной песок и глина в воде не растворяются.

Очистить воду от растворимых веществ с помощью фильтра не удается.

С помощью фильтра такую воду
можно очистить.

см. Приложение 3

V. Домашнее задание.

Дома подумайте, как можно использовать открытые нами сегодня свойства воды. Как вы думаете, что вам поможет в выполнении домашнего задания? Найдите в учебнике эти задания.

С.58 учебника – выполнить задания. (Слайд 6)

Учебник.

Дети находят в учебнике вопросы и задания.

Выработка умения оперировать полученными знаниями.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Итак, что мы исследовали? Что хотели узнать? Как вы считает, мы достигли поставленной цели?

Оцените результаты своей деятельности с помощью листа самооценки, выбрав только одно предложение, в котором записано то, что было самым важным для вас на сегодняшнем уроке и дописав его.

Слайд 7

Слайд 8

См. Приложение 4

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности


Конспект урока окружающего мира, в соответствии ФГОС

«Замечательное вещество – вода. Свойства воды»(3 класс)

(обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии,

Технология проблемного обучения)

Цели урока:

Обучающие:

Формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;

Формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;

Формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения,

Делать выводы по результатам

Наблюдений, анализировать и обобщать;

Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

Развивающие:

Создать условия для личностного развития ученика;

Активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;

Развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

Воспитательные:

Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;

Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Оборудование:

1. Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)

2. Толковый словарь

3. Сосуд с водой, стаканы, ложки, соль

4. Полоски белой бумаги

5. Стакан с кофе, молоком, соком

6. Ваза, банка, бутылка

7. Листы исследования, конверты с экологическими знаками

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока универсальными учебными действиями

(слайд1)

Урок мы будем …….., изучать

Информацию из урока … извлекать

Точку зрения … высказывать

На вопросы ……………, отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..! развивать

(Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)

Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний) будем узнавать новое

Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.

Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра попробуйте ответить:

О чем пойдет речь на нашем уроке? Внимание на экран

(Видеофрагмент «Вода») (слайд 2)

Итак, о чем будем с вами говорить на уроке? (О воде)

А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода?

(Вода – вещество.)

А любое вещество имеет свои свойства.

А о свойствах воды вам известно? (Нет)

А если мы не знаем о свойствах воды, то тогда о чем мы будем говорить?

(находить свойства воды)

Сегодня на уроке мы узнаем о воде и какими свойствами она обладает. (слайд 3)

(слайд 4)

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Уч-ль: Ребята! Для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни человека, давайте обратимся к учебнику.

Для чего организму нужна вода? Давайте найдем правильный ответ в учебники и зачитаем его.

– Вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и выводить из него ненужные вещества.

Для того, чтобы познакомится со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в научную лабораторию. (слайд 5)

Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.)

А давайте заглянем в толковый словарь. (Сравнение с толковым словарем.)

(слайд 6)- Ребята, посмотрите, эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке?

Составьте слово. (ИССЛЕДОВАТЕЛИ)

(слайд7)

Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)

Ребята, а где мы проверяем лексическое значение слова?

Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.

(слайд 8)

3.Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

Итак, начинаем…

Итак, что такое вода? (жидкость). Посмотрите на экран

Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

К концу урока мы должны определить с вами, что это за вещество? Объектом нашего исследования – будет жидкость в сосуде.

Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет! Да! – ПОЧЕМУ?)

А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)

Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств, вкус

запах.

К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?» НА ДОСКЕ

Ну, что исследователи устали? Предлагаю вам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА (слайд 9)

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

4.Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний

Переходим к следующему этапу нашей работы, исследование воды.

Как же мы будем исследовать воду?

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы. (слайд 10)

5. Реализация проекта.

Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.

Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы

должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.

После просмотра постарайтесь ответить:

Какое правило самое важное?

Внимание на экран (Видеофрагмент «Безопасность») (слайд 11)

Ответы детей

Какое правило самое важное.

Какой вывод сделаем – ВСЕ!

Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов

не помешает.

Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований» (сказать как отмечать)

Работа в парах.

ОПЫТ №1

Опыт 1.Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку

Видна ли ложка в стакане?

Уч-ся: Видна

Что можно сказать?

Вывод: вода прозрачна

Опыт 2.

Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски . Имеет ли вода цвет?

Уч-ся: Вода не имеет цвета

Вывод: вода не имеет цвета

Сделайте отметку в «Листе исследований»

Уч-ль: Ребята, что же произошло?

Уч-ся: Вода изменила цвет

Уч-ль: А от чего зависит цвет воды?

Уч-ся: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.

Уч-ль: А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?

Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе. (По карточке дети делают вывод)

Вывод в лист исследования:

ОПЫТ №2

Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (Понюхать).

Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (2 стакана обернуть бумагой: кофе, вода)

Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.

Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)

Какое чувство помогло вам? (Обоняние)

Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода

Какой сделаем вывод?

ОПЫТ №3

Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу пример (сладкий, кислый)

Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.

Вспомним правила безопасности.

Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.

Какие ощущения? Стакан №1-молоко (сладкий)

№2 – сок (кислый)

№3 – вода (нет вкуса!!!)

Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

Где в жизни вы с этим встречались?

ОПЫТ №4

Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?

Уч-ся: растворились

Вывод: Вода – растворитель

Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, теперь сможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее?

Ребята, а если я насыплю песок в воду, он растворился?

Подробнее о процессе фильтрации мы поговорим на след уроке.

ОПЫТ №5

Случайно проливаю воду.

Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)

И что же с ней произошло на полу? Растеклась.

Разлилась, расплескалась.

Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести.

Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?

Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.

Вывод: Вода – жидкая; течет

Мы доказали с вами, что вода это жидкость. Да

Отметьте это свойство в «Листе исследований».

ОПЫТ № 6

Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?

Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.

Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится

Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований

Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода)

Какими свойствами она обладает?

Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

В начале урока мы могли это определить? А теперь?

Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.

ПРОЗРАЧНА?

ЗАПАХ? – давайте проверим

Жидкая? Наливаю в стакан.

Что осталось определить? Вкус.

Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

Но я точно знаю, что это вещество безопасно.

Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)

Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

Потому что обладает всеми свойствами.

В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.

А сейчас внимание на экран

Внимание на экран (Видеофрагмент «Чистая вода») (слайд 12)

Что нового о воде узнали?

Давайте ответим на последний пункт нашего плана – бережное отношение к воде.

Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду

РАБОТА В ГРУППАХ (назначаю старшего группы)

Даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки. Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. Отчет ответственных групп. Проверка задания по образцу.

Какой вывод сделаем? (К воде нужно относится бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.)

7. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог нашего исследования.

Мы выполнили план урока?

– Перечислите свойства воды.

Как нужно относиться к воде? (бережно, экономно, охранять ее от загрязнения).

К логической развязке

Пришли мы без подсказки:

Как нам необходима всем всегда

Чистая вода.

Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.

Синяя – узнал на уроке много;

Желтая – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.

8. Домашнее задание:

– проработать материал учебника на с.49– 52;

– подобрать пословицы о воде.

А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана Сент -Экзюпери

- «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»

Спасибо за урок!


Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Тип урока: Изучение нового

Форма работы: групповая

Тема урока: Вода и её свойства.

Цели урока:

Образовательные:

Определить в ходе опытов основные свойства воды, обобщить знания учащихся о воде, показать использование свойств воды в жизни человека.

Развивающие:

Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, памяти, логического мышления;

Развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения;

Развивать умение работать в группе, формировать умения работать с книгой – источником информации.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: - навыки сотрудничества при работе в группах, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

- Коммуникативные УУД: -осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других;

Аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,

- Познавательные УУД: -раскрывать значение понятий и использовать в активном словаре;

Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;

Ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Планируемые результаты:

Предметные:

Определить в ходе опытов свойства воды;

Проводить исследование воды и определять её основные свойства;

Составлять правила бережного использования воды;

Понимать значение воды для всего живого на земле.

Метапредметные:

Регулятивные:- Следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов;

- использовать речь для регуляции своего действия;

Предвидеть возможности получения конкретного результата (опыт)

Познавательные: - Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов;

Определять характер взаимоотношения человека с природой;

Работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, результаты наблюдений, иллюстрации).

Коммуникативные: - Договариваться о распределении функций и ролей при работе в группе;

Коллективное обсуждение результатов, полученных в процессе проведения опытов;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.

Личностные:

Проявлять

Интерес к изучению темы;

Позитивное отношение к экономному расходованию воды;

Осознание собственных достижений при освоении темы

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, глобус, презентация, критерии оценки работы: жетоны красного, желтого и зеленого цвета; оборудование для изучения свойств воды: ёмкости различной формы (стакан, банка, чашка), ложка, 3 стакана с водой, соль, сахар, речной песок; пипетка, зеркальце; деревянный кубик; 2 тарелки, молоко; карточки с названиями свойств воды.

Ход урока

Слайд 1

I. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, давайте начнём наш урок с пожеланиями добра друг другу.

Я желаю вам сегодня добра.

Вы желаете мне сегодня добра.

Мы желаем друг другу сегодня добра!

Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем интересной и плодотворной работы на уроке.

2. Введение в тему урока

Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём?

А подскажет нам писатель Антуан Де Сент Экзюпери.

«… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете». Что это?

Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?

(Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой)

Посмотрите! И вправду вода!

Какова же будет тема нашего урока?

Открывается первая часть темы урока «Вода…».

Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода…».

3. Постановка учебной задачи

Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?

А что бы вам хотелось узнать ещё? Уточним тему нашего урока.

(Открывается вторая часть темы « и её свойства)»

Какова тема нашего урока?

Давайте определим цель нашего урока. Что нам в этом поможет? (Учебник)

Какова цель нашего урока? (Определить основные свойства воды).

Давайте сегодня выясним, какими же свойствами обладает вода.

Слайд 2

III . Изучение нового материала.

1.Беседа о воде.

(Учитель быстро раскручивает глобус):

Какого цвета больше на глобусе, каким кажется глобус? (Голубым)

Это потому, что синей краски на нём больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают больше места, чем суша. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это все водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т.к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озёрах, её совсем немного на Земле.

Где мы используем воду? (Ответы детей)

( слайды №3 – 4)

А в природе где мы встречаемся с водой, кроме рек, океанов, морей? (Дождь)

- Может ли быть жизнь без воды?

Кому нужна вода на земле?

Объясните значение воды в жизни растений.

Объясните значение воды в жизни животных.

Могут ли растения и животные обходиться без воды? (Нет, вода – важнейшее условие для существования жизни растений и животных).

Всегда ли вода приносит пользу?

Какой вред она может причинить?

Есть ли вода в камнях, в продуктах питания, в живых организмах: растениях, животных, человеке? (Предположения детей).

Благодаря воде возникла жизнь на Земле. Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах, воду пьют и поля, и леса. Без неё не могут жить ни птицы, ни звери. Вода не только поит, но и кормит: по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов, вода добывает электрический ток на электростанциях.

Слайд 5-6

Какой вывод можно сделать о значении воды?

Вывод: Вода самое большое богатство на земле, потому что без неё не может быть жизни.

Если вода так важна для жизни на земле, как мы должны к ней относиться?

Слайд 7-8

5. Физминутка

Приплыли тучки дождевые: (руки через стороны вверх, потянуться)

Лей, дождик, лей (2 хлопка над головой)

Дождинки пляшут, как живые - пей, земля, пей! (три притопа)

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт! (наклоны вправо-влево)

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт (хлопки)

6. Изучение новых знаний и способов действий

Сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию.

Что такое лаборатория ? (Ответы детей)

Давайте уточним это понятие в словаре. (Лаборатория - это специальное оборудованное помещение для научных исследований, учебных занятий, а также помещение/ учреждение ведущее экспериментально-исследовательскую работу.)

На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?

(Задают вопросы.

Ищут ответы на эти вопросы.

Наблюдают, проводят опыты.

Проверяют свои догадки)

Закройте глаза. Представьте себе, что мы оказались в большом, светлом помещении, в котором много разных приспособлений и приборов для проведения опытов и исследований. Это и есть лаборатория. Лаборанты ходят в белых халатах, они готовятся к проведению опытов. Откройте глаза. В наших лабораториях тоже всё готово.

Какие правила будем соблюдать во время работы?

Слайд 9

Чётко следовать моим инструкциям.

Ничего не брать в рот.

При выполнении опыта быть аккуратными.

Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Мы с вами проведем опыты и заполним таблицу.

Слайд 10

Свойства воды.

Есть

(да)

Нет

является ли растворителем

вкус

текучесть

имеет ли форму

запах

прозрачность

цвет

Проведем опыт №1.

На столе у каждой группы соль, сахар, песок.

1 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её.

2 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте сахар и размешайте его.

3 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте в него песок и размешайте его.

Каждая подгруппа проследит, что произошло и расскажет о своих наблюдениях.

( 1 группа кристаллы соли становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут)

2 группа ( Сахар тоже растворился в воде)

А что же произошло с песком? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)

Но исчезли ли соль и сахар? (Нет, они растворились.)

А что произошло с песком? (он не растворился, а осел на дно)

Итак, какой мы с вами сделали вывод? (что вода – растворитель )

Вывод: Вода является растворителем сахарного песка, поваренной соли. Речной песок в ней не растворяется.

Отметим знаком + это свойство. Но вы всегда должны помнить, что вода растворяет не только сахар и поваренную соль, но и другие соли и вещества, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные.

Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя!

Рассмотрите рисунок на с.53.

Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)

Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)

Проведем опыт №2 Фильтрование воды

Возьмите стакан, поставьте в него воронку, в воронку положите фильтр. Аккуратно вливаем в фильтр воду с грязной водой. Проследите, что получилось? (вода капает более чистая)

Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.)

Поскольку я точно знаю, что в стакане вода чистая, я вам разрешаю её попробовать на вкус. Что вы можете сказать? (Она не имеет вкуса.)

Второе свойство воды – она не имеет вкуса (отметим в таблице)

Работа по иллюстрации в учебнике (с.54).

Рассмотрите рисунок в учебнике и ответьте на вопрос.

Как человек использует в хозяйстве это свойство воды?

Опыт №3

Прочитайте, что нам потребуется для следующего опыта. (Вода, пипетка и зеркальце).

Хорошо, один человек держит зеркальце, второй – набирает пипеткой воду и капает на зеркало. Слегка наклоните зеркало, что происходит с водой? (она растекается)

Сделайте вывод . Каким еще свойством обладает вода? Вода обладает свойством текучести (отметим в таблице)

Работа по иллюстрации (учебник с.55).

Рассмотрите рисунок высокого берега реки Татьянки. Зачем жители села Мирного укрепили камнем берег реки Татьянки? (Люди построили дамбу, чтобы во время осенних наводнений, речка Татьянка не вышла из берегов. Не залила кустарники, травы и деревья; вплотную не подошла к домам.)

Опыт №4

Для того чтобы выполнить следующий опыт, нам потребуется: стакан, вода, маленький деревянный кубик.

Дети наливают в стакан воду и опускают в неё маленький деревянный кубик. Затем переливают воду вместе с кубиком в чашку, затем в блюдце.

Это явление вы видели много раз, но никогда не задумывались о том, что кубик не меняет своей формы, в какой бы сосуд его не поместили. А вода? (Вода принимает форму сосуда).

Вывод опыта №4: Следующее свойство воды: вода принимает форму сосуда . Отметьте в таблице.

Рассмотри рисунок в учебнике (с.56). Прочитай вопрос.

Люди очень широко используют это её свойство при перевозке и хранении, наливая воду в удобные для этого формы.

Опыт 5

Прочитайте текст под рисунком в учебнике на стр. 56.

О каком свойстве вы прочитали?

Чистая вода не имеет запаха.

Вода, которая пахнет бензином, загрязнена и опасна для всего живого.

Запомните! Нельзя подносить к носу сосуд, если не знаешь, что в нём содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная для здоровья жидкость.

Сейчас мы с вами должны определить, чем пахнет вода. Мы знаем, что в стакане вода чистая, поэтому вы можете ее понюхать. Скажите, вода имеет запах? (вода не имеет запаха ). Отметьте в таблице.

Вывод вода не имеет запаха

Опыт 6

Оборудование опыта №1: 2 тарелки с рисунком, вода, молоко.

Посмотрите сквозь воду на рисунок дна тарелки. Налейте в другую тарелку молоко. Виден ли рисунок в этом случае?

Для следующего опыта нам понадобятся стаканчики с водой и молоком и ложки. Положите ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. Посмотрите на ложки. Что вы видите? (в стакане с водой ложку видно, а в молоке – нет). Какое свойство воды мы определили?

Вывод опыта №6: Чистая вода прозрачна

Опыт 7

с разноцветными бусинками.

Посмотрите на дно стакана, где находятся красная, синяя и зеленая бусинки. Нальем в стакан чистую воду. Изменился ли цвет бусин? (нет) Значит чистая вода бесцветна. Отметьте в таблице

Вывод 7: чистая вода бесцветна.

Оборудование опыта №8: влажная губка.

Влажной губкой протрите классную доску. Через 1-2 минуты доска высохнет. Куда делась вода?

Вывод опыта №8: Вода испарилась!

(Каждая группа берёт на столе учителя карточку с названием свойства воды и прикрепляет на доску)

(слайд №11) :

1. Вода является растворителем

2. Чистая вода не имеет вкуса

3. Вода обладает свойством текучести

4. Вода принимает форму сосуда

5. Чистая вода не имеет запаха

6. Чистая вода прозрачна

7. Чистая вода бесцветна

8. Вода испаряется

IV. Закрепление изученного материала.

    Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё? (слайд №12)

    Почему сахар растворяется в чае? (слайд №13)

    Почему на закипающем чайнике прыгает крышка? (слайд №14)

    Если вода имеет вкус, о чём это говорит?

2.Дополните предложение: (слайд №15)

Вода - это........ (жидкость), которая не имеет …..... (запаха, цвета, вкуса). Она …......и.........(прозрачная и текучая.) Вода – это …..............(растворитель) некоторых веществ.

Слова для справок: растворитель, прозрачная, текучая, запах, вкус, жидкость, цвет.

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Сегодня мы узнали об удивительных свойствах воды.

    Мне было интересно…

    Я сегодня узнал…

    Я сделал вывод…

    Мне показалось важным…

    Я запомнил…

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы, испаряется.

Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок.

Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода необходима не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилища.)

9. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?

Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?

10. Задание на дом

Рассказать родителям о свойствах воды. Задание №8 в тетради для самостоятельной работы.

Слайд № 17

Галина Митенко
Конспект занятия по окружающему миру «Вода и ее свойства»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Звездочка» станицы Зольской

Конспект открытого занятия в средней группе

по окружающему миру на тему :

"Вода и ее свойства . "

(Средняя группа)

Подготовила : Митенко Г. М.

Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей средней группы :

Тема : «Вода и ее свойства » .

Программное содержание :

1. Обогащать знания детей о свойствах воды (бесцветная, безвкусная, прозрачная жидкость) .

2. Развивать у воспитанников мышление, любознательность, познавательный интерес в процессе самостоятельного выполнения опытов.

3. Формировать социальные навыки у детей : умение работать в группе, формулировать свое мнение. Приобщать детей к бережному отношению к воде.

Словарная работа : ввести в активный словарь слова : жидкость, бесцветный безвкусный, прозрачный.

Материалы и оборудование :

1. Инвентарь для опытов : стаканы с чистой водой, стакан с молоком, гуашь, кисточка, сахар, соль, одноразовый пакетик чая, цветки тимьяна, заворной чайничек, чайные ложки, салфетка.

2. Схемы-символы, обозначающие свойства воды .

3. Эмблема «Помыл руки – закрой плотно кран» .

Предварительная работа :

1. Чтение «Сказка о капельке» - авторы : Мария Шкурина и Наталия Кириленко.

2. Беседы на тему : «Где можно встретить воду?» , «Кто живет в воде?» , «Кому необходима вода .

3. Рассматривание иллюстраций о воде.

4. Проведение опытов (превращение воды в лёд, льда в воду) .

Методы и приемы :

1. Словесные методы - (художественное слово, вопросы поискового характера, беседа) .

2. Методы повышения познавательной активности – экспериментирование.

3. Наглядные : иллюстрации, символы.

Ход занятия.

Водная часть :

Воспитатель : Ребята, кто из вас знает кто такие ученые?

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно, ученые это такие люди, которые изучают все вокруг . Как работает машина, как светит солнце, как идут часы, почему светят ночью звезды и много многое другое. Я вам предлагаю поиграть сегодня в ученых- исследователей. Согласны?

Воспитатель :А что мы будем исследовать, вы узнаете, если отгадаете мою загадку :

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без.

Дети : Без воды

Основная часть :

Воспитатель : Молодцы ребята. Вы правильно отгадали загадку. Сегодня мы будем исследовать воду и познакомимся с ее свойствами . Но сначала, предлагаю вам вспомнить,где живет вода ? Где мы можем ее увидеть?

Ответы детей.

Воспитатель : Кому необходима вода ?

Ответы детей.

Воспитатель : помогаю сформулировать ответы детей, уточняю значение воды для всего живого.

Воспитатель : Воду можно налить в любую посуду, в стакан, в тарелку и она будет менять свою форму, то есть растекаться. А если воду налить на стол, на пол, то она будет похожа на лужу. (Демонстрирую все эти действия с водой) . Вода – это жидкость .

Воспитатель : Ребята а как вы думаете дождик - это вода ?

Ответы детей.

Воспитатель : Верно ребята дождик состоит из капель воды. Давайте разомнемся перед нашими исследованиями?

Физкультурная минутка «Дождик» .

Дождик, дождик, что ты льешь? - 4 хлопка,

Погулять нам не даешь. - притопы.

Дождик, дождик, полно лить, - 4 хлопка

Деток, землю, лес мочить. - Прыжки на месте.

После дождика на даче - Ходьба.

Мы по лужицам поскачем. - Прыжки "через лужицы”

Воспитатель : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода ?

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно вода бесцветная , сейчас мы это проверим.

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель : Какого цвета молоко? (Белого) . Какого цвета лист бумаги? (Белого) . Можно ли сказать про воду, что она белого цвета?

Ответы детей.

Вывод : Вода не имеет цвета , она бесцветна.

Воспитатель : Ребята, а я знаю, что вода может менять свой цвет . Хотите убедиться в этом?

Ответы детей.

На столе стоит 2 стакана с водой, гуашь и молоко.

Воспитатель : Давайте попробуем изменить цвет воды, опустите кисточку с гуашью и посмотрим, что произойдет с водой. Изменила ли свой цвет вода ?

Ответы детей.

Воспитатель : А в другой стаканчик с водой давайте нальем молоко и посмотрим, что произойдет с водой в этом стакане. Изменила вода свой цвет ?

Ответы детей.

Вывод : Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Воспитатель : Ребята давайте подойдем к другому столу. Перед вами стоят стаканчики с водой. Попробуйте какой вкус у воды?

Ответы детей.

Вывод : Вода не имеет вкуса , вода безвкусная .

Воспитатель : А теперь я вам предлагаю понюхать воду в стаканчиках, пахнет ли вода чем- нибудь ?

Ответы детей.

Вывод : Вода ничем не пахнет , у нее нет запаха

Воспитатель : А как вы думаете может ли вода одновременно изменить свой цвет , вкус, и запах?

Ответы детей :

Воспитатель : Сейчас ребята я вам докажу что вода может поменять свой цвет , вкус и запах.

Воспитатель : В чайник для заварки чая,наливаю кипяченную воду,добавляю пакетик чая,листья тимьяна накрываем салфеткой наш чайничек и даю настоятся. А мы с вами в это время поиграем.

Пальчиковая игра "Чайник и чашки"

Мы замёрзли! Ай-яй-яй! (грозим указательным пальцем)

Чайник, чайник, выручай, (чайник : сжимаем руку в кулак, выпрямляем мизинчик)

В наши чашки наливай (чашка : ладонь полуоткрыта)

Тёплый, тёплый, тёплый чай! (одна рука изображает чашку, другая - чайник, наливающий в чашку чай) .

Воспитатель : Давайте ребята посмотрим во что превратилась наша вода ?

Наливаем каждому ребенку в кружку чай.

Воспитатель : Какая она?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы дети, правильно вода поменяла цвет .

Ответы детей.

Воспитатель : А теперь понюхайте воду. Есть ли какой ни будь запах у нашей воды?

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно, наша вода приобрела приятный запах - это запах тимьяна. (лекарственная трава, которая имеет множество витаминов.)

Детям раздаются пиалы с сахаром и ложечки.

Воспитатель : Сейчас ребята положите в кружечки вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей.

Воспитатель : Как вы думаете, что вы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель : Какие вы молодцы, правильно это вещество сахар. И так ребята из нашей воды получился очень вкусный чай. Правда?

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам, ребята, пройти на стульчики. Мы сегодня много говорили о воде, много о ней узнали, напились вкусного полезного чая, давайте об этом расскажем.

Вода имеет свои свойства :

1. Вода – это жидкость , ее можно налить, перелить, вылить.

2. Вода – бесцветная .

3. Вода – безвкусная .

4. Вода не имеет запаха .

Воспитатель : Но не забывайте ребята, вода может менять свойства в зависимости от того что в нее добавили.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воду надо беречь? (ответы) . Когда моешь руки, нужно закрывать кран.

Воспитатель : Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода . А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому, воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Ручей засох, родник ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап,

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря,

А то пройдет немного лет-

И нет водицы – нет, нет, нет…

Воду необходимо беречь. А чтобы вы, ребята, об этом не забыли, вот вам напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран»

МБОУ «СОШ №20»

УРОК ИССЛЕДОВАНИЕ
« ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»

ШЕВЕРДЯЕВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Город Энгельс

Тема: «Вода и её свойства.»

Цели: провести опыты с водой, познакомить детей со свойствами воды, с различными состояниями воды.

Оборудование: рисунки, стакан, полоски из цветной бумаги, колба, спиртовка, держатель, пробирка, ложка, соль, сахар, мел, песок, фильтр, воронка.

Ход урока.

    Организационный момент.

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, уверенности в знаниях.

    Сообщение темы урока.

Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а вы- исследователи. Давайте сейчас с вами отгадаем, что станет предметом нашего исследования.

Если реки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умереть?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …..(воды)

Слайд 1

Ребята, назовите тему нашего урока. (вода)

Давайте сейчас посмотрим на наш глобус и раскрутим его.

Какого цвета он вам показался? (голубого)

Как вы думаете почему? (потому, что голубого цвета на нем больше, чем других. Голубой краской изображена на глобусе вода- все моря и океаны, реки и озера нашей планеты.

Слайд 2

А сейчас мы с вами видим нашу Землю такой какой ее видят космонавты из космоса, что мы можем сказать? (вода занимает в 2 раза больше места, чем суша)

Слайд 3-10

Сообщение уч-ся. « Вода одна из самых важных для человека веществ. Организм человека, кровь, мозг, ткани тела больше, чем на наполовину состоят из воды. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней. Вода поит животных и растения. Вода работает на электростанциях, а еще вода – самая широкая и самая удобная дорога. Суда перевозят грузы и пассажиров»

Ребят, а какие природные явления связаны с водой? (иней, роса, снег и т.д.)

Слайд 11

Какие из этих природных явлений приходилось тебе наблюдать и в какое время года? (разлив реки- весна, снег – зима и т. д.)

Как вы думаете, а в каком состоянии может быть вода, подумайте? (жидкое, твердое и газообразное)

Слайд 12

Демонстрация 3-х состояний :

Лед- твердое, вода- жидкое, кипение воды- газообразное

Слайд 13

В одной из русских народных сказок, героине задают задание «принести воды в решете», сможет ли она его выполнить? (лед)

3. Физкультурная минутка.

4. Свойства воды.

Вода обладает еще удивительными свойствами. Сейчас в своих лабораториях будите ставить опыты и делать выводы, а результаты записывать в таблицу.

Цель нашей работы: выяснить какими свойствами обладает вода.

ТБ :посуду брать осторожно, иначе можно разбить и пораниться.

Лаборатория № 1

Опыт №1

Имеет ли форму вода?

Вывод: вода формы не имеет, а приобретает форму предмета, в которую ее наливают

Опыт №2

Имеет ли вода цвет?

Вывод : вода цвета не имеет.

Слай 14

Лаборатория № 2

Опыт №1

Имеет ли вода запах?

Оборудование: стакан с водой

Вывод : вода запаха не имеет.

Опыт №2

Прозрачна ли вода?

Вывод : вода прозрачная.

Слайд 15

Лаборатория № 3

Опыт № 1

Имеет ли вода вкус?

Вывод : вода вкуса не имеет.

Опыт № 2

Вывод : вода перетекает из одного сосуда в другой, она текучая.

Слайд 16

Общий вывод : вода –жидкость, которая не имеет вкуса, запаха, цвета,формы, она текучая.

Слайд 17

Релаксация : Вы слышите, как плещется вода и отдохнем. Давайте с вами закроем на минуточку глаза и представим, что мы на берегу океана (потянуться, глубоко вздохнуть).Он нас приветствует(протянуть руки и пошевелить пальцами), нам очень захотелось купаться(движение пловца).Океан нам очень рад, но нам пода возвращаться. Давайте помашем ему рукой.

Вы хорошо поработали, а сейчас я вам покажу один опыт, а вы сделаете вывод.

Оборудование: 1 стакан-соль

2 стакан-сахар

3 стакан-мел

4 стакан-песок

Вывод: вода универсальный растворитель, она растворяет почти всё, даже некоторые металлы, например серебро. -Ребята, а какую воду мы пьем?(очищенную) Слайд 18 -Правильно, наша вода проходит несколько степеней очистки, сейчас вы увидите очистку воды при помощи фильтра. Вывод: нерастворенные вещества остались на фильтре, а в стакане чистая вода. -Как же надо относиться к воде?(беречь, не загрязнять водоемы)

Ведь вода - это наше богатство,
Это важный источник Земли.
И от качества водных ресурсов
Зависит здоровье страны.

Берегите реки и озера!
Чтобы процветал родной наш край
И тогда, увидите, что скоро
Превратится он в цветущий рай!

5.Закрепление. -Из предложенных свойств выбери те, которыми вода обладает. Слайд 19 1. Вода имеет запах. 2. Вода голубого цвета. 3. Вода растворитель. 4. Вода обладает способностью течь. 5. У воды нет вкуса. 6. Вода имеет форму. -Загадки. Слайд 20 Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок (туман) Слайд 21 Вился, вился белый рой, Сел на землю стал седой (снег) Слайд 22 Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали А пошли искать их днем, Ищем, ищем не найдем (роса) -Каких состояниях может быть вода? 6 Итог. Рефлексия. -Сегодня я узнал… -Было интересно узнать… - Меня удивило…. -Перед вами лежит солнышко, пусть каждый из вас нарисует свое настроение которое было у вас на уроке. 7 Домашнее задание. -Подготовить сообщение о воде, охрана воды. -Заберите свои знания полученные на уроке с собой и пользуйтесь ими. Слайд 23

Лаборатория № 1

Опыт №1

Имеет ли форму вода?

Оборудование: колба, стакан с водой.

Перелейте из стакана в колбу. Что произошло с водой?

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________

Опыт №2

Имеет ли вода цвет?

Оборудование: стакан с водой, полоски –красная, синяя, белая.

Сравните цвет воды с цветом полосок, можно ли ее назвать синей, красной, белой.

Вывод :_________________________________________________________________________________________________

Лаборатория № 2

Опыт №1

Имеет ли вода запах?

Оборудование: стакан с водой

Возьмите стакан с водой и помашите рукой в сторону носа. Что можно сказать о запахе воды?

Вывод : ______________________________________________

Опыт №2

Прозрачна ли вода?

Оборудование: ложка, стакан с водой, линейка.

Опустите ложку, а затем линейку в стакан, видно ли эти предметы?

Вывод : _________________________________________________

Лаборатория № 3

Опыт № 1

Имеет ли вода вкус?

Можно ли назвать ее соленой, сладкой, горькой, кислой?

Вывод : ___________________________________________

Опыт № 2

Что произойдет с водой если ее вылить из посуды?

Оборудование: ложка, стакан с водой, стакан пустой.

Вывод : ______________________________________________________________________________________________________