Где был спущен варяг на воду. Героическая и трагическая судьба крейсера «Варяг. Кинжал в спину победы

Мало кто в нашей стране не слышал о подвиге крейсера «Варяг». Однако, несмотря на огромное количество материала, посвященного данной тематике, многие нюансы из жизни корабля остаются в тени. Эта статья не притязает на полноту или беспристрастность, поскольку история по определению не может быть беспристрастной, но позволяет узнать кое-что новое о судьбе знаменитого крейсера − символа героизма и доблести Военно-морского флота России.

«Варяг» был построен в Филадельфии и спущен на воду 113 лет назад 1 ноября 1899 года. По мнению многих зарубежных газет, крейсер отличался большой скоростью и вполне мог претендовать на первое место среди кораблей своего класса. Тем не менее, с самого первого дня существования «Варяг» показал себя не с лучшей стороны, многие системы и механизмы постоянно отказывали, ломались, выходили из строя. Строптивый характер крейсера постоянно требовал к себе внимания и «воспитывал» экипаж бесконечными неполадками. «Варяг» был первым кораблем, выстроенным по новому судостроительному регламенту, но это лишь отчасти могло объяснить его бесчисленные конструктивные недостатки. Больше всего неприятностей экипажу доставляли паровые котлы Никлосса, которые оказались не только капризными в работе, но и опасными, постоянно обжигающие матросов перегретым паром.

Из заключения отечественной комиссии опытных специалистов, осматривавших «Варяг»: «…котлы Никлосса очень любопытны, но кажутся таковыми только в идее, на практике же, кроме ряда неисправностей и затруднений, они ничего не дадут».

Помимо этого были ошибки в самом проекте. Не хватало места для пресной воды, угля, минного арсенала, якорей, запчастей. Тесными и неудобными были офицерские каюты. Но самая крупная оплошность разработчиков состояла в том, что крейсер не имел требуемой остойчивости. Чтобы исправить дефект пришлось добавить в трюм чугунные чушки общим весом в 200 тонн. А это привело к снижению скорости и перерасходу угля.

3 мая 1901 года «Варяг» завершил переход через Атлантику, бросив якорь на Кронштадтском рейде. После череды ремонтов в августе того же года крейсер снова отправился в море. В Данциге на борту корабля побывали сразу два императора: Николай II и Вильгельм II. В конце сентября находившийся в Средиземном море «Варяг» получил секретный приказ проследовать на Дальний Восток с посещением Персидского залива для демонстрации морским державам (в первую очередь Великобритании) возможностей отечественного флота. С этой же целью корабль побывал и в порту Нагасаки. Помимо этого, вследствие многочисленных поломок и отказов в работе совершенно разных систем нового корабля, наши моряки были вынуждены сделать остановки в Коломбо, в Карачи и в ряде других портов. Наконец в феврале 1902 года «Варяг» оказался в Порт-Артуре. В октябре, окончив очередной ремонт, крейсер впервые побывал в Чемульпо, но новый 1903 год вновь провел в бесконечных устранениях неисправностей. Кроме этого, из-за возросшей вероятности войны с Японией, в эскадре постоянно проводились различные учения. Распорядок жизни на судах достиг невиданного ранее уровня напряженности, например, к починке личных вещей приступали по особому сигналу с флагмана. В апреле «Варяг» в учебном походе выполнял свое основное предназначение − быстроходного крейсера-разведчика при эскадре, хотя быстрым ходом он уже не отличался. Начало Русско-Японской войны застало наш крейсер и канонерку «Кореец» на рейде Чемульпо. Прочие стоящие по соседству военные корабли принадлежали Англии, Франции, Германии и США. 26 января на рейде появились корабли японской эскадры. Наши суда оказались заперты в ловушке. Помощи в те дни ждать было неоткуда.

Утром 27 января 1904 года капитан крейсера «Варяг» Руднев сказал команде: «Никакого разговора о сдаче крейсера быть не может. Мы не сдадим им корабль, ни сдадимся сами и будем бороться до последней возможности».

По старой традиции все моряки переоделись в чистую форму, отчетливо понимая, что вряд ли удастся остаться в живых. Подняв якоря, «Варяг» и «Кореец» двинулись навстречу неминуемой смерти. Кораблям союзников просигналили: «Не поминайте нас лихом!». Экипажи иностранных держав, выстроившись на палубах, отдавали честь, а духовые оркестры исполняли свои гимны, а также в знак особого уважения гимн Российской империи.

Японская эскадра, состоящая из шести крейсеров и восьми миноносцев, ожидала русских в десяти милях от Чемульпо. Большинство кораблей были более новыми, технически более совершенными и мощными в плане вооружения. А два броненосных крейсера и вовсе на голову превосходили бронепалубный «Варяг». Японские снаряды на основе шимозы были мощнее наших, пироксилиновых. Артиллерийские орудия русских кораблей (в отличие от орудий японцев) не располагали оптическими прицелами и наводились как в старые времена на «глазок». А о преимуществе японцев в огневой мощи и говорить не стоило. Мужественный «Варяг» принимал бой с японской эскадрой, не имея ни малейшего шанса на победу. Эскадрой, которая будет расстреливать его хладнокровно и безжалостно. Но недаром одно славное изречение звучит: «Много врагов − много чести!» В тот день японцы оказали нашим морякам исключительную честь.

Около полудня первые выстрелы с самого грозного корабля противника «Асамы» обозначили слабые места «Варяга»: отсутствие простых орудийных щитов и броневых башен, что привело к большим потерям в личном составе расчетов. После двадцати минут ураганного огня почти все орудия правого борта, которым «Варяг» был обращен к неприятелю, оказались уничтожены или повреждены, на корабле начались пожары. Под непрекращающимся обстрелом с помощью прикрывающего его «Корейца» «Варяг» поворачивается к японцам другим бортом. Его ответные выстрелы находят цели, один миноносец идет ко дну, на другом крейсере начинаются пожары. Внезапно «Варяг» садится на мель, являя собой отличную мишень. Японская эскадра начинает быстро сближаться. Но случается чудо, ряд крупнокалиберных попаданий в левый борт сталкивает корабль с мели. Получив дыру ниже ватерлинии, крейсер кренится на левый борт, команда безуспешно пытается откачать воду, а огненный смерч продолжает гулять по всему кораблю. Вскоре оказывается разрушенным рулевое управление, капитан Руднев чудом выживает в результате взрыва снаряда в боевой рубке. Но русские моряки выказывают чудеса храбрости, дисциплинированности и умения, неосторожно приблизившийся крейсер «Асама» получает ряд прямых попаданий. От греха подальше, японцы решают вывести его боя. Под прикрытием «Корейца» непобежденный крейсер возвращается на рейд Чемульпо.

«…Я никогда не забуду этого удивительного зрелища, − вспоминал позже капитан французского корабля, − вся палуба была залита кровью, повсюду лежали трупы и остатки тел. Ничто не осталось целым, все было приведено в негодность, разбито, изрешечено. Из многих отверстий шел дым, а наклон на левый борт все возрастал».

В результате длившегося около часа сражения «Варяг» утопил один миноносец и повредил четыре крейсера, по разным оценкам японцы потеряли около тридцати человек убитыми и двухсот ранеными. «Варягу» досталось сильнее, он лишился почти всех орудий. 31 моряк был убит, 91 тяжело ранен и около ста получили лёгкие ранения. В данной ситуации раненый Руднев в согласии с мнением военного совета принял решение уничтожить суда, а команды расположить на кораблях союзников. В 18 часов 10 минут «Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен. Русских моряков разместили на французских, английских и итальянских кораблях. Военные медики союзников оказали всю необходимую помощь раненым. И только американцы не приняли на борт ни одного нашего моряка, объясняя это отсутствием разрешения из столицы.

Одна из французских газет позже писала: «Американский флот, наверное, еще очень молод, чтобы заиметь те высокие традиции, которыми располагают флота других наций».
Отечественная газета «Русь» ответила им так: «Молодость вряд ли играет значительную роль, когда дело касается основной нравственной порядочности...».

Вернувшихся на родину героев повсюду ждали радушные встречи. Из европейских стран шли поздравительные письма и телеграммы. Отличившимся в Чемульпо морякам вручили Георгиевские кресты, а капитан первого ранга В.Ф. Руднев был удостоен ордена Святого Георгия четвертой степени. Помимо этого он был возведен в звание флигель-адъютанта, получив место в свите русского императора. Такой же орден получили Г.П. Беляев (капитан «Корейца») и каждый офицер с «Варяга». Позже Руднев был поставлен командиром нового броненосца «Андрей Первозванный», но в октябре 1905 года за сочувствие к революционно настроенным матросам и беспорядки, происходившие в команде корабля, впал в немилость. Ему уволили со службы и отправили на пенсию в небольшое родовое имение в Тульской губернии. В 1913 году в возрасте 58 лет после продолжительной болезни Всеволод Федорович скончался...

Однако история славного крейсера на этом не заканчивается. В 1904 году японцы приняли решение поднять «Варяг» со дна. Вопреки расчетам работы заняли больше года, обойдясь казне Японии в миллион иен, и закончились только в октябре 1905. Корабль отремонтировали и поставили в строй. «Варяг» получил новое имя – «Сойя». Любопытен тот факт, что на корме японцы сохранили первоначальное название гордого крейсера. Неординарное решение, нарушавшее традиции любой морской державы, было закреплено указом самого императора Муцухито. И это лучше всего характеризует то, как высоко ценила страна Восходящего солнца доблесть российских моряков. Проявленное бесстрашие и презрение к смерти полностью соответствовало духу самураев и кодексу чести Бусидо. А то, что русские являлись их врагами, мало что меняло. Таких противников японцы умели уважать и восхищались их мужеством. Крейсер «Сойя» использовался как наглядный пример для воспитания японских моряков. Каждую новую команду матросов-новобранцев или кадетов, прибывших учиться на него, выстраивали на палубе и рассказывали историю о том, как этот русский крейсер отказался сдаться, приняв бой с целой эскадрой.

Только в 1916 году во время Первой мировой войны Япония согласилась продать «Варяг» и еще ряд, захваченных ею, русских кораблей. После уплаты четырех миллионов иен 27 марта корабль вновь освятили и подняли наши флаги, гюйсы и вымпелы. На этот раз на доблестный крейсер была отправлена команда гвардейского экипажа. Когда команда приняла «Варяг», он был в ужасном состоянии, ремонта требовали почти все системы, механизмы и устройства. И вновь по всему судну начались бесконечные работы. В середине июня крейсер «Варяг» и линкор «Чесма» вышли из Владивостока. Им предстоял долгий путь в Средиземное море через Суэцкий канал. Аварии на «Варяге» происходили одна за другой, гвардейцы постоянно работали в авральном режиме. В конце августа наши корабли появились в Адене, где были перекрашены в боевой цвет. 8 сентября суда вышли в Средиземное море, где разделились. Линкор «Чесма» отправился в Александрию, а крейсер «Варяг» в Ла-Валетту, выполняя сложные противолодочные маневры. В начале октября он уже был в Атлантике. Вблизи Ирландии крейсер попал в страшный шторм, в трюме образовалась течь, и корабль чудом не отправился на дно. Также только благодаря везению «Варягу» удается избежать немецких подводных лодок. Хотя шедший в кильватере транспорт англичан, был уничтожен немецкой торпедой. 17 ноября крейсер добирается до России и останавливается у Александровска (нынче Полярный).

Японский крейсер «Соя» (1907-1916). В Ванкувере, 1909 год

«Варяг» назначается флагманом судов, защищающий Кольский залив. Но поскольку он экстренно нуждается в ремонте, его было решено отправить в Англию. Одновременно предполагалось перевооружить корабль новыми орудиями. 25 февраля 1917 года «Варяг» отправился в Глазго. На борту корабля находились английские и французские офицеры, а также русские летчики, посылавшиеся на обучение к союзникам. Однако пока корабль плыл, в России произошла смена власти. Вечером 4 марта крейсер остановился в Ливерпуле, а утром экипажу объявили об отречении Николая II и основании Временного правительства. Через два дня тревожного ожидания русский консул, умолчав о мятежах в Гельсингфорсе и Кронштадте, поздравил моряков с обретенной свободой, объявив, что с этого момента к званиям младших чинов будет добавляться слово «господин».

В самом конце марта Великобритания подсчитала время и стоимость ремонтных работ на «Варяге» – двенадцать месяцев и 300 тысяч фунтов стерлингов. Вследствие этого в конце весны почти вся команда разъехалась. Часть из них отправилась в Америку получать купленные у США корабли, остальные – домой, в Россию. На крейсере осталось около дюжины моряков для охраны. Когда новое Советское правительство огласило о выходе нашей страны из Первой мировой войны, британцы арестовали в портах все отечественные корабли. В их числе оказался и безоружный «Варяг». На корабле спустили Андреевский флаг и заменили военно-морским стягом Великобритании. В начале весны 1918 года все пленные русские моряки оказались на свободе и отправились в Мурманск на португальском пароходе. А, поскольку Советы категорически отказывались от уплаты старых долгов, то «Варяг» был списан на слом.

Очевидно, своенравный корабль был решительно не согласен так закончить свою жизнь…. Очевидно, быть разрезанным на куски на заводе представлялось ему позорным…. Очевидно, он, столько лет, проведший в японском плену, кое-что перенял у восточной державы. В 1920 году по дороге на место разделки в заливе Ферт-оф-Клайд у берегов Шотландии легендарный «Варяг» попал в шторм и сделал себе харакири, выбросившись на скалы и вспоров днище. Попытки снять корабль к успеху не привели. Ни сразу, ни позже летом 1923 года, когда объединились сразу несколько немецких и английских компании. К осени 1924 года от корабля остался лишь перебитый надвое остов: носовая часть была заклинена скалами, а кормовая – скрылась под водой.

Летом 2003 года российскими аквалангистами проводились специальные работы по поиску останков крейсера в Ирландском море. Группа обнаружила разрушенный корпус «Варяга» в двух милях от шотландского поселка Ленделфут на глубине восьми метров. Им также удалось поднять на поверхность отдельные фрагменты прославленного корабля. В этой подводной экспедиции активное участие принял внук В. Ф. Руднева – Никита Руднев, живущий в настоящее время во Франции. 30 июля 2006 года в ближайшем населенном пункте от места последнего пристанища «Варяга», поселке Ленделфут состоялось торжественное открытие мемориальной доски.

13 июля 2009 года из Южной Кореи в Россию привезли ряд реликвий, связанных с подвигом наших кораблей в Чемульпо, которые 25 июля в канун Дня Военно-Морского Флота в рамках передвижной выставки «Крейсер «Варяг». Обретение реликвий» появились в Государственном Эрмитаже. А 11 ноября 2010 года в посольстве Российской Федерации в Сеуле мэр Инчхона вручил нашим послам, хранившийся в местном музее, гюйс крейсера «Варяг».

«Варяг» является самым знаменитым военным судном в истории Российского флота. О его подвиге написано много статей и книг, сложено песен, снято фильмов. И это справедливо, ведь свою историю надо знать и бережно хранить. А еще любить Родину, не забывать героев, не пожалевших для нее ни талантов, ни сил, ни жизней. Мы, живущие сегодня, обязаны быть достойны их светлой памяти.

Более 300 лет назад по указу Петра Великого на русских кораблях был впервые поднят Андреевский флаг. С тех пор в историю флота вписано немало героических страниц, но крейсер «Варяг » отказавшийся спустить стяг перед огромной вражеской эскадрой в 1904 году навсегда остался в памяти людей самым ярким символом бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести.

история крейсера «Варяг»

А началась история этого корабля более 100 лет назад в 1898 году в американском городе Филадельфия. Легкий бронепалубный крейсер «Варяг » был построен в США по заказу русского морского министерства. Местом строительства корабля была избрана верфь компании «American Company William Cramp & Sons » в городе Филадельфия на реке Делавэр. Стороны подписали контракт 11 апреля 1898 года. Выбор этой судостроительной компании был не случаен. Завод прекрасно знали в России. Здесь ремонтировали и переоборудовали и крейсера для Российского флота купленные в Америке. Кроме этого в компании обещали сдать корабль через 20 месяцев. Это было значительно быстрее темпов строительства кораблей на русских казенных заводах. Например, на Балтийском заводе по готовому проекту строился около 7 лет.

подлинные фотографии крейсера «Варяг»

крейсер «Варяг» в доке Филадельфии

«Варяг» в Филадельфии перед выходом в Россию

рейд Алжира, сентябрь 1901 года

крейсер «Варяг», 1916 год

Однако все вооружение «Варяга » было сделано в России. Орудия на Обуховском заводе, торпедные аппараты на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза, якоря заказали в Англии.

19 октября 1899 года после освещения и молебна был торжественно спущен на воду. «Варяг » поражал современников не только красотой форм и совершенства пропорций, но и множеством технических новинок примененных при его строительстве. По сравнению с кораблями, созданными ранее, он имел значительно больше приборов работавших на электричестве, шлюпочные лебедки, брашпили, элеваторы для подачи снарядов и даже тестомешалки в корабельной пекарне были снабжены электроприводами. Впервые в истории кораблестроения вся мебель крейсера «Варяг » была сделана из металла и прокрашена под дерево. Это повышало выживаемость корабля в бою и во время пожара. Крейсер «Варяг » стал и первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Одним из слабых мест крейсера были новые паровые котлы «Nickolas » они позволяли развивать высокую скорость иногда до 24 узлов, но были крайне не надежны в эксплуатации. Из-за некоторых найденных недостатков, при приеме корабля, «Варяг » был сдан в начале 1901 года. Во времена строительства крейсера на верфи работало 6500 человек. Одновременно с постройкой «Варяга » руководство России заказало постройку броненосца «Ретвизан » для российской тихоокеанской эскадры. Он строился на соседнем стапеле.

Андреевский флаг и вымпел были подняты на крейсере «Варяг » 2 января 1901 года. В марте того же года корабль на всегда покинул Филадельфию. Утром 3 мая 1901 года «Варяг » отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Через две недели состоялся смотр, на котором присутствовал сам император Николай II. Корабль так понравился царю, что ту же был включен в состав направлявшийся в Европу. После официальных визитов в Германию, Данию и Францию крейсер «Варяг » отбыл к месту постоянного базирования на Дальний Восток. 25 февраля 1902 года боевой корабль прибыл на рейд Порт-Артур. До этого крейсер «Варяг » успел побывать в Персидском заливе, Сингапуре, Гонконге и Нагасаки. Повсюду появление нового эффектного русского корабля производило огромное впечатление.

Порт-Артур на карте

Япония не довольная усилением русского влияния на Дальнем Востоке лихорадочно готовилась к войне с Россией. На английских верфях практически заново был построен ее флот. Армия была увеличена в 2,5 раза. На оснащение брались самые передовые разработки вида вооружений. Страна восходящего солнца, так же как и Россия считала Дальний Восток зоной своих жизненных интересов. Результатом грядущей войны, по мнению японцев должно было стать изгнание русских из Китая и Кореи, отторжение острова Сахалин и установление господства Японии на Тихом океане. Над Портом-Артуром сгущались тучи.

героическая битва крейсера «Варяг»

27 декабря 1903 года командир крейсера «Варяг » Всеволод Федорович Руднев получил приказ русского наместника выйти в корейский международный порт Чемульпо (нынешний порт Inchhon, Южная Корея). По замыслу командования крейсер должен был установить надежную связь между Порт-Артуром и нашим посланником в Сеуле, а также обозначить русское военное присутствие в Корее. Покидать порт Чемульпо запрещалось без приказа старшего командования. Из-за сложного фарватера и мелководья «Варяг » бросил якорь на внешнем рейде. Через несколько дней к нему присоединилась «Кореец ». Очень скоро стало ясно, что японцы готовятся к крупной десантной операции. 25 января командир крейсера В. Ф. Руднев лично направился к российскому послу, чтобы забрать его и отправиться домой вместе со всей миссией. Но посол Павлов так и не решился оставить посольство без приказа своего ведомства. Через сутки порт был заблокирован армадой японкой эскадры, состоявшей из 14 кораблей. Флагманом был броненосный крейсер «Osama ».

27 января командир крейсера «Варяг » получил ультиматум от адмирала Урио. Японский командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителям в противном случае он угрожал атаковать русские корабли прямо на рейде. Узнав об этом, корабли иностранных государств направили протест - идти в бой на нейтральном рейде, в то же время они отказались сопровождать русских до выхода в море, где те имели бы больше возможностей для маневра и отражения атаки.

На крейсере «Варяг » и канонерской лодке «Кореец » начали готовиться к бою. По традиции все матросы и офицеры переоделись в чистые рубахи. В 10:45 к экипажу с речью обратился В. Ф. Руднев. Корабельный священник благословил моряков перед боем.

В 11:20 крейсер «Варяг » и канонерская лодка «Кореец » снялись с якоря и пошли навстречу японской эскадре. В знак восхищения моряков французы, англичане, итальянцы выстроили команды своих кораблей на палубах. На «Варяге » оркестр играл гимны государств, в ответ на итальянском корабле звучал гимн Российской Империи. При появлении на рейде русских кораблей японцы подняли сигнал предлагавший сдаться, командир крейсера приказал на сигналы противника не отвечать. Несколько минут Адмирал Урио напрасно ждал ответа. Поначалу он не мог поверить, что русские идут не сдаваться, а атаковать его эскадру. В 11:45 флагманский корабль «Osama » открыл огонь по крейсеру «Варяг ». Один из первых снарядов угодил в верхний носовой мостик и разрушил дальномерную станцию, штурманская боевая часть погибла. Через две минуты «Варяг » открыл сильный ответный огонь с правого борта.

Особенно тяжело пришлось комендорам, которые находились на верхней палубе. Японцы впервые применили в этом бою новую тактику - они буквально засыпали крейсер «Варяг » фугасными снарядами сильного разрывного действия, даже при ударе о воду такой снаряд разлетался на сотни кусочков.

На русском флоте использовали мощные бронебойные снаряды. Они прошивали борта кораблей противника, так и не взорвавшись.

картины с крейсером «Варяг»

битва крейсера «Варяг»

Всюду была кровь и кровь, обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнаженное мясо. Раненые отказывались покидать свои места, в лазарет попали лишь те, кто уже не мог стоять на ногах. Верхняя палуба была пробита в нескольких местах, все вентиляторы и решетки крейсера превратились в решето. Когда очередным взрывом сорвало кормовой флаг, боцман поднял новый, рискуя жизнью. В 12:15 Руднев принял решение ввести в бой орудие левого борта. Когда корабль начал разворачиваться в него одновременно попало два крупных снаряда. Первый попал в помещение, где находились все рулевые приводы, осколки второго влетели в боевую рубку, три человека стоявшие рядом с Рудневым были убиты на месте. Сам командир крейсера «Варяг » получил ранение в голову, но, несмотря на контузию, остался на посту и продолжал руководить боем. Когда расстояние между противниками сократились до 5 км, в бой вступила канонерская лодка «Кореец ».

Любопытно, что ни один японский снаряд не попал в нее. Накануне командир приказал укоротить мачты, что помешало японцам точно определить расстояние и корректировать стрельбу.

В 12:25 «Варяг » открыл огонь с левого борта. Прямым попаданием был уничтожен кормовой мостик «Osama», после чего на флагмане возник сильный пожар. К этому моменту второй японский крейсер «Takatiha », получив серьезные повреждения, вынужден был выйти из боя. Один из миноносцев затонул. В 12:30 два снаряда пробили борт крейсера «Варяг » под водой. Крейсер стал крениться на левый борт. Пока команда задраивала пробоины, Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо. На рейде он планировал исправить повреждения и потушит пожары, чтобы потом снова вернуться в бой.

В 12:45 с приближением к рейду общий огонь прекратился. За время сражения «Варяг » успел выпустить по противнику 1105 снарядов. В 13:15 израненный и дымящейся «Варяг » отдал якорь на рейде. По свидетельствам очевидцев вся палуба его была залита кровью. В обгоревших помещениях крейсера лежало 130 раненых матросов. 22 человека погибли во время боя. Из 12 шестидюймовых орудий в рабочем состоянии осталось два. Дальнейшее сопротивление было не возможным. И тогда военный совет крейсера принял решение, чтобы корабли не достались японцам затопить, а команду по договоренности разместить на иностранных судах. Получив обращение Руднева, командиры европейских кораблей немедленно прислали шлюпки с санитарами. Во время эвакуации несколько моряков скончались. Больше всех - 352 человека - принял французский крейсер «Pascal », англичане забрали 235 человек, итальянцы - 178. В 15:30 на «Варяге » открыли кингстоны и клапаны затопления, «Кореец » был взорван.

9 февраля 1904 года в 18:10 легкий бронепалубный крейсер «Варяг » лег на левый борт и скрылся под водой.

Ни один офицеров и матросов после боя не попал в плен. Уважая мужество, проявленное в том бою адмирал Урио, согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на родину.

Через два месяца с моряками «Варяга » и «Корейца » прибыл в Одессу. Героев Чемульпо встретили громом оркестров, многотысячными манифестациями. Моряков засыпали цветами и небывалым взрывом патриотических чувств. Всем участникам боя были вручены Георгиевские кресты. От императора каждый матрос получил именные часы. Тогда появились первые песни посвященные крейсеру «Варяг » и канонерской лодке «Кореец ».

вторая жизнь крейсера «Варяг»

после боя

после подъема в августе 1905 года

японский крейсер «SOYA» («Варяг»)


Однако на этом история легендарного крейсера не закончилась. Вскоре после боя выяснилось, что «Варяг » затонул не глубоко. Во время отливов уровень воды в заливе Чемульпо падал до 9 метров. Узнав об этом, японцы начали работы по подъему крейсера «Варяг ». Уже через месяц в Чемульпо из Японии были доставлены водолазы и специальное оборудование. С крейсера сняли орудия, мачты и трубы, выгрузили уголь, но все попытки поднять его в 1904 году закончились не удачей. Только 8 августа 1905 года после создания специальных кессонов удалось оторвать крейсер от илистого дна. В ноябре 1905 года «Варяг » собственным ходом дошел в Японию. Почти два года крейсер «Варяг » находился в городе Йокосука на капитальном ремонте. Работы по его подъему и восстановлению обошлись японской казне в 1 миллион иен. В 1907 году он был зачислен в состав Японского военного флота под названием «Soya ». На корме в знак уважения к противнику была оставлена надпись прежнего имени крейсера. В течение девяти лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. На нем учили, как надо защищать честь своей родины.

Легенда российского флота - крейсер "Варяг" был построен по заказу российского правительства на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в штате Филадельфия США и спущен на воду 19 октября (1 ноября) 1899 года.

По тем временам "Варяг" был отлично оснащен:

  • Мощным пушечным и торпедным вооружением.
  • Телефонизирован.
  • Электрифицирован.
  • Оснащен радиостанцией.
  • На крейсере были установлены паровые котлы новейшей модификации.
  • Крейсер "Варяг" был самым быстроходным в то время.

В 1901 году крейсер "Варяг" в составе ВМФ Российской империи был отправлен на Дальний восток и усилил эскадру Тихого океана.

"Варяг" участвовал в русско-японской войне и 9 февраля 1904 года вместе с канонерской лодкой "Кореец" были блокированы японской эскадрой в корейском порту Чемульпо. На ультиматум японцев спустить флаги и сдаться, капитан крейсера "Варяг" Всеволод Федорович Руднев принял решение - не сдаваться.

Приняв неравный бой и получив повреждения, крейсер "Варяг", хоть и потерпел большие потери среди экипажа (31 человек убиты, 91 ранены и контужены, 100 человек легко ранены ), но все же нанесли значительный урон врагу.

Из-за невозможности более вести бой, "Варяг" и "Кореец" вернулись в нейтральный корейский порт Чемпульпо. Там "Варяг" был затоплен, а "Кореец" взорван.

Российские моряки были перенаправлены на нейтральных кораблях в Россию. За этот бой капитан крейсера "Варяг" Руднев и другие офицеры получили ордена св.Георгия 4 степени, а нижние чины - Георгиевские кресты 4 степени. Команда крейсера "Варяг" была награждена именными часами.

После русско-японской войны в Сеуле был открыт музей памяти героев крейсера "Варяг", а капитан крейсера В.Ф.Руднев был награжден орденом Восходящего солнца.

В память о героическом сражении легендарного крейсера, была написана песня "Врагу не сдается наш гордый "Варяг".

Но судьба крейсера "Варяг" на этом не закончилась. В 1905 году он был поднят со дна японцами и отремонтирован. В 1907 году введен в состав Императорского флота Японии в качестве крейсера 2 класса под названием "Соя".

В 1916 году, когда Россия и Япония стали союзниками, крейсер "Соя" был выкуплен Россией и вернулся во Владивосток под прежним названием "Варяг".

А после революции 1917 года в России, новое правительство отказалось платить по долгам царской России и крейсер "Варяг" был конфискованы британцами за долги. После в 1920 году был перепродан германцам на слом. А в 1925 году при буксировке крейсера "Варяг" на разборку, корабль попал в шторм и затонул возле берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут.

В 2003 году в России начались съемки фильма в память о легендарном крейсере "Варяг" и была организована экспедиция в Ирландском море, с целью найти и поднять останки корабля. Специально для этой цели из Франции прилетел внук капитана легендарного крейсера - Никита Руднев. Экспедиции удалось поднять со дна несколько фрагментов затонувшего крейсера.

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. В этой статье можно узнать правильный ответ на тринадцатый (последний) вопрос в телеигре «Кто хочет стать миллионером?» за 6 января 2018 года . Это был повтор выпуска от 19 ноября 2016 года. В игре принимали участие Марат Башаров и Анастасия Волочкова. На сайте можно найти все ответы на вопросы в этой игре.

Где был построен и спущен на воду в 1899 году крейсер «Варяг»?

«Варяг» - бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901-1904 годах. Участник боя у Чемульпо (1904). Крейсер был заложен в 1898 году. Строительство велось в Филадельфии на верфях William Cramp and Sons. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 году вступил в строй.

Крейсер "Варяг" был построен в США в Филадельфии. А построили его специально по заказу Российской империи. Также известно, что его спустили на воду в Филадельфии 1 ноября 1899 года. Поэтому правильным вариантом ответа на этот вопрос будет конечно - США.

A: в Германии
B: в Нидерландах
C: в США
D: в Великобритании

Правильный ответ на вопрос: в США , игроки отказались отвечать на вопрос и забрали выигрыш в сумме 400 000 рублей.

Мало кто в нашей стране не слышал о подвиге крейсера «Варяг». Однако, несмотря на огромное количество материала, посвященного данной тематике, многие нюансы из жизни корабля остаются в тени. Эта статья не притязает на полноту или беспристрастность, поскольку история по определению не может быть беспристрастной, но позволяет узнать кое-что новое о судьбе знаменитого крейсера − символа героизма и доблести Военно-морского флота России.

«Варяг» был построен в Филадельфии и спущен на воду 113 лет назад 1 ноября 1899 года. По мнению многих зарубежных газет, крейсер отличался большой скоростью и вполне мог претендовать на первое место среди кораблей своего класса. Тем не менее, с самого первого дня существования «Варяг» показал себя не с лучшей стороны, многие системы и механизмы постоянно отказывали, ломались, выходили из строя. Строптивый характер крейсера постоянно требовал к себе внимания и «воспитывал» экипаж бесконечными неполадками. «Варяг» был первым кораблем, выстроенным по новому судостроительному регламенту, но это лишь отчасти могло объяснить его бесчисленные конструктивные недостатки. Больше всего неприятностей экипажу доставляли паровые котлы Никлосса, которые оказались не только капризными в работе, но и опасными, постоянно обжигающие матросов перегретым паром.



Из заключения отечественной комиссии опытных специалистов, осматривавших «Варяг»: «…котлы Никлосса очень любопытны, но кажутся таковыми только в идее, на практике же, кроме ряда неисправностей и затруднений, они ничего не дадут».

Помимо этого были ошибки в самом проекте. Не хватало места для пресной воды, угля, минного арсенала, якорей, запчастей. Тесными и неудобными были офицерские каюты. Но самая крупная оплошность разработчиков состояла в том, что крейсер не имел требуемой остойчивости. Чтобы исправить дефект пришлось добавить в трюм чугунные чушки общим весом в 200 тонн. А это привело к снижению скорости и перерасходу угля.

3 мая 1901 года «Варяг» завершил переход через Атлантику, бросив якорь на Кронштадтском рейде. После череды ремонтов в августе того же года крейсер снова отправился в море. В Данциге на борту корабля побывали сразу два императора: Николай II и Вильгельм II. В конце сентября находившийся в Средиземном море «Варяг» получил секретный приказ проследовать на Дальний Восток с посещением Персидского залива для демонстрации морским державам (в первую очередь Великобритании) возможностей отечественного флота. С этой же целью корабль побывал и в порту Нагасаки. Помимо этого, вследствие многочисленных поломок и отказов в работе совершенно разных систем нового корабля, наши моряки были вынуждены сделать остановки в Коломбо, в Карачи и в ряде других портов. Наконец в феврале 1902 года «Варяг» оказался в Порт-Артуре.

В октябре, окончив очередной ремонт, крейсер впервые побывал в Чемульпо, но новый 1903 год вновь провел в бесконечных устранениях неисправностей. Кроме этого, из-за возросшей вероятности войны с Японией, в эскадре постоянно проводились различные учения. Распорядок жизни на судах достиг невиданного ранее уровня напряженности, например, к починке личных вещей приступали по особому сигналу с флагмана. В апреле «Варяг» в учебном походе выполнял свое основное предназначение − быстроходного крейсера-разведчика при эскадре, хотя быстрым ходом он уже не отличался.

Начало Русско-Японской войны застало наш крейсер и канонерку «Кореец» на рейде Чемульпо. Прочие стоящие по соседству военные корабли принадлежали Англии, Франции, Германии и США. 26 января на рейде появились корабли японской эскадры. Наши суда оказались заперты в ловушке. Помощи в те дни ждать было неоткуда.

Утром 27 января 1904 года капитан крейсера «Варяг» Руднев сказал команде: «Никакого разговора о сдаче крейсера быть не может. Мы не сдадим им корабль, ни сдадимся сами и будем бороться до последней возможности».

По старой традиции все моряки переоделись в чистую форму, отчетливо понимая, что вряд ли удастся остаться в живых. Подняв якоря, «Варяг» и «Кореец» двинулись навстречу неминуемой смерти. Кораблям союзников просигналили: «Не поминайте нас лихом!». Экипажи иностранных держав, выстроившись на палубах, отдавали честь, а духовые оркестры исполняли свои гимны, а также в знак особого уважения гимн Российской империи.

Японская эскадра, состоящая из шести крейсеров и восьми миноносцев, ожидала русских в десяти милях от Чемульпо. Большинство кораблей были более новыми, технически более совершенными и мощными в плане вооружения. А два броненосных крейсера и вовсе на голову превосходили бронепалубный «Варяг». Японские снаряды на основе шимозы были мощнее наших, пироксилиновых. Артиллерийские орудия русских кораблей (в отличие от орудий японцев) не располагали оптическими прицелами и наводились как в старые времена на «глазок». А о преимуществе японцев в огневой мощи и говорить не стоило. Мужественный «Варяг» принимал бой с японской эскадрой, не имея ни малейшего шанса на победу. Эскадрой, которая будет расстреливать его хладнокровно и безжалостно. Но недаром одно славное изречение звучит: «Много врагов − много чести!» В тот день японцы оказали нашим морякам исключительную честь.

Около полудня первые выстрелы с самого грозного корабля противника «Асамы» обозначили слабые места «Варяга»: отсутствие простых орудийных щитов и броневых башен, что привело к большим потерям в личном составе расчетов. После двадцати минут ураганного огня почти все орудия правого борта, которым «Варяг» был обращен к неприятелю, оказались уничтожены или повреждены, на корабле начались пожары. Под непрекращающимся обстрелом с помощью прикрывающего его «Корейца» «Варяг» поворачивается к японцам другим бортом. Его ответные выстрелы находят цели, один миноносец идет ко дну, на другом крейсере начинаются пожары. Внезапно «Варяг» садится на мель, являя собой отличную мишень. Японская эскадра начинает быстро сближаться. Но случается чудо, ряд крупнокалиберных попаданий в левый борт сталкивает корабль с мели. Получив дыру ниже ватерлинии, крейсер кренится на левый борт, команда безуспешно пытается откачать воду, а огненный смерч продолжает гулять по всему кораблю. Вскоре оказывается разрушенным рулевое управление, капитан Руднев чудом выживает в результате взрыва снаряда в боевой рубке. Но русские моряки выказывают чудеса храбрости, дисциплинированности и умения, неосторожно приблизившийся крейсер «Асама» получает ряд прямых попаданий. От греха подальше, японцы решают вывести его боя. Под прикрытием «Корейца» непобежденный крейсер возвращается на рейд Чемульпо.

«…Я никогда не забуду этого удивительного зрелища, − вспоминал позже капитан французского корабля, − вся палуба была залита кровью, повсюду лежали трупы и остатки тел. Ничто не осталось целым, все было приведено в негодность, разбито, изрешечено. Из многих отверстий шел дым, а наклон на левый борт все возрастал».

В результате длившегося около часа сражения «Варяг» утопил один миноносец и повредил четыре крейсера, по разным оценкам японцы потеряли около тридцати человек убитыми и двухсот ранеными. «Варягу» досталось сильнее, он лишился почти всех орудий. 31 моряк был убит, 91 тяжело ранен и около ста получили лёгкие ранения. В данной ситуации раненый Руднев в согласии с мнением военного совета принял решение уничтожить суда, а команды расположить на кораблях союзников. В 18 часов 10 минут «Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен. Русских моряков разместили на французских, английских и итальянских кораблях. Военные медики союзников оказали всю необходимую помощь раненым. И только американцы не приняли на борт ни одного нашего моряка, объясняя это отсутствием разрешения из столицы.

Одна из французских газет позже писала: «Американский флот, наверное, еще очень молод, чтобы заиметь те высокие традиции, которыми располагают флота других наций».
Отечественная газета «Русь» ответила им так: «Молодость вряд ли играет значительную роль, когда дело касается основной нравственной порядочности...».

Вернувшихся на родину героев повсюду ждали радушные встречи. Из европейских стран шли поздравительные письма и телеграммы. Отличившимся в Чемульпо морякам вручили Георгиевские кресты, а капитан первого ранга В.Ф. Руднев был удостоен ордена Святого Георгия четвертой степени. Помимо этого он был возведен в звание флигель-адъютанта, получив место в свите русского императора. Такой же орден получили Г.П. Беляев (капитан «Корейца») и каждый офицер с «Варяга». Позже Руднев был поставлен командиром нового броненосца «Андрей Первозванный», но в октябре 1905 года за сочувствие к революционно настроенным матросам и беспорядки, происходившие в команде корабля, впал в немилость. Ему уволили со службы и отправили на пенсию в небольшое родовое имение в Тульской губернии. В 1913 году в возрасте 58 лет после продолжительной болезни Всеволод Федорович скончался...

Однако история славного крейсера на этом не заканчивается. В 1904 году японцы приняли решение поднять «Варяг» со дна. Вопреки расчетам работы заняли больше года, обойдясь казне Японии в миллион иен, и закончились только в октябре 1905. Корабль отремонтировали и поставили в строй. «Варяг» получил новое имя - «Сойя». Любопытен тот факт, что на корме японцы сохранили первоначальное название гордого крейсера. Неординарное решение, нарушавшее традиции любой морской державы, было закреплено указом самого императора Муцухито. И это лучше всего характеризует то, как высоко ценила страна Восходящего солнца доблесть российских моряков. Проявленное бесстрашие и презрение к смерти полностью соответствовало духу самураев и кодексу чести Бусидо. А то, что русские являлись их врагами, мало что меняло. Таких противников японцы умели уважать и восхищались их мужеством. Крейсер «Сойя» использовался как наглядный пример для воспитания японских моряков. Каждую новую команду матросов-новобранцев или кадетов, прибывших учиться на него, выстраивали на палубе и рассказывали историю о том, как этот русский крейсер отказался сдаться, приняв бой с целой эскадрой.

Только в 1916 году во время Первой мировой войны Япония согласилась продать «Варяг» и еще ряд, захваченных ею, русских кораблей. После уплаты четырех миллионов иен 27 марта корабль вновь освятили и подняли наши флаги, гюйсы и вымпелы. На этот раз на доблестный крейсер была отправлена команда гвардейского экипажа. Когда команда приняла «Варяг», он был в ужасном состоянии, ремонта требовали почти все системы, механизмы и устройства. И вновь по всему судну начались бесконечные работы. В середине июня крейсер «Варяг» и линкор «Чесма» вышли из Владивостока. Им предстоял долгий путь в Средиземное море через Суэцкий канал. Аварии на «Варяге» происходили одна за другой, гвардейцы постоянно работали в авральном режиме. В конце августа наши корабли появились в Адене, где были перекрашены в боевой цвет. 8 сентября суда вышли в Средиземное море, где разделились. Линкор «Чесма» отправился в Александрию, а крейсер «Варяг» в Ла-Валетту, выполняя сложные противолодочные маневры. В начале октября он уже был в Атлантике. Вблизи Ирландии крейсер попал в страшный шторм, в трюме образовалась течь, и корабль чудом не отправился на дно. Также только благодаря везению «Варягу» удается избежать немецких подводных лодок. Хотя шедший в кильватере транспорт англичан, был уничтожен немецкой торпедой. 17 ноября крейсер добирается до России и останавливается у Александровска (нынче Полярный).

Японский крейсер «Соя» (1907—1916). В Ванкувере, 1909 год

«Варяг» назначается флагманом судов, защищающий Кольский залив. Но поскольку он экстренно нуждается в ремонте, его было решено отправить в Англию. Одновременно предполагалось перевооружить корабль новыми орудиями. 25 февраля 1917 года «Варяг» отправился в Глазго. На борту корабля находились английские и французские офицеры, а также русские летчики, посылавшиеся на обучение к союзникам. Однако пока корабль плыл, в России произошла смена власти. Вечером 4 марта крейсер остановился в Ливерпуле, а утром экипажу объявили об отречении Николая II и основании Временного правительства. Через два дня тревожного ожидания русский консул, умолчав о мятежах в Гельсингфорсе и Кронштадте, поздравил моряков с обретенной свободой, объявив, что с этого момента к званиям младших чинов будет добавляться слово «господин».

В самом конце марта Великобритания подсчитала время и стоимость ремонтных работ на «Варяге» - двенадцать месяцев и 300 тысяч фунтов стерлингов. Вследствие этого в конце весны почти вся команда разъехалась. Часть из них отправилась в Америку получать купленные у США корабли, остальные - домой, в Россию. На крейсере осталось около дюжины моряков для охраны. Когда новое Советское правительство огласило о выходе нашей страны из Первой мировой войны, британцы арестовали в портах все отечественные корабли. В их числе оказался и безоружный «Варяг». На корабле спустили Андреевский флаг и заменили военно-морским стягом Великобритании. В начале весны 1918 года все пленные русские моряки оказались на свободе и отправились в Мурманск на португальском пароходе. А, поскольку Советы категорически отказывались от уплаты старых долгов, то «Варяг» был списан на слом.

Очевидно, своенравный корабль был решительно не согласен так закончить свою жизнь…. Очевидно, быть разрезанным на куски на заводе представлялось ему позорным…. Очевидно, он, столько лет, проведший в японском плену, кое-что перенял у восточной державы. В 1920 году по дороге на место разделки в заливе Ферт-оф-Клайд у берегов Шотландии легендарный «Варяг» попал в шторм и сделал себе харакири, выбросившись на скалы и вспоров днище. Попытки снять корабль к успеху не привели. Ни сразу, ни позже летом 1923 года, когда объединились сразу несколько немецких и английских компании. К осени 1924 года от корабля остался лишь перебитый надвое остов: носовая часть была заклинена скалами, а кормовая - скрылась под водой.

Летом 2003 года российскими аквалангистами проводились специальные работы по поиску останков крейсера в Ирландском море. Группа обнаружила разрушенный корпус «Варяга» в двух милях от шотландского поселка Ленделфут на глубине восьми метров. Им также удалось поднять на поверхность отдельные фрагменты прославленного корабля. В этой подводной экспедиции активное участие принял внук В. Ф. Руднева - Никита Руднев, живущий в настоящее время во Франции. 30 июля 2006 года в ближайшем населенном пункте от места последнего пристанища «Варяга», поселке Ленделфут состоялось торжественное открытие мемориальной доски.

13 июля 2009 года из Южной Кореи в Россию привезли ряд реликвий, связанных с подвигом наших кораблей в Чемульпо, которые 25 июля в канун Дня Военно-Морского Флота в рамках передвижной выставки «Крейсер «Варяг». Обретение реликвий» появились в Государственном Эрмитаже. А 11 ноября 2010 года в посольстве Российской Федерации в Сеуле мэр Инчхона вручил нашим послам, хранившийся в местном музее, гюйс крейсера «Варяг».

«Варяг» является самым знаменитым военным судном в истории Российского флота. О его подвиге написано много статей и книг, сложено песен, снято фильмов. И это справедливо, ведь свою историю надо знать и бережно хранить. А еще любить Родину, не забывать героев, не пожалевших для нее ни талантов, ни сил, ни жизней. Мы, живущие сегодня, обязаны быть достойны их светлой памяти.