Что такое счастье кому на руси. Поэма "кому на руси жить хорошо"

(по поэме "Кому на Руси жить хорошо")

сочинение

Творчество Николая Алексеевича Некрасова, одного из крупнейших представителей русской литературы, пронизано духом человеколюбия и высокой гуманности. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - размышление поэта на тему русского счастья и благополучия. Семеро простых мужиков путешествуют по России и спрашивают у повстречавшихся им: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Этим же вопросом задаётся сам Некрасов. И поэма – это своеобразный ответ на вопрос, мучивший поэта многие годы.
На протяжении всего произведения Некрасов использует фольклорную поэтику. Так, мотив путешествия, столь распространенный в сказках, помогает поэту решить проблему масштабности. Во время путешествия мужики встречают представителей почти всех сословий, и для каждого подготовлен один и тот же вопрос: счастлив ли встречный и в чём заключается его счастье? Некрасов таким образом создает всеохватную картину происходящего. Попу счастье представляется в виде богатства, уважения и покоя, а так как ни того, ни другого, ни третьего у него нет, он себя счастливым считать отказывается. Помещики своё счастье видят во власти над крестьянами. А поскольку большой власти у них теперь нет, то и они не счастливы. Счастье для верхов общества - материальные ценности. Губительное действие денег и «сладкой жизни» сказывается и на простых людях. Например, слуга князя Переметьева считает за счастье болеть подагрой - «благородной болезнью», а также то, что как-то раз вкусно поел.
Некрасов специально не поместил счастливого человека в эгоистичное и ленивое высшее общество, он оставил его в «низах». Странствуя по земле, мужики постепенно понимают, что счастье не в деньгах, не в материальных благах. Оно в другом. Так, Яким Нагой имеет непокорный характер и чувство собственного достоинства. Он чудак-правдоискатель, и, хотя стремление героя добиться справедливости в споре с купцом привело его в тюрьму, поэт видит в Якиме глубокий потенциал, так как его жизнь – это борьба с притеснителями крестьян. Ермил Гирин также, по мнению Некрасова, счастливый человек, поскольку любит правду и не может обижать безвинных людей. Он кается в своём грехе – попытке укрыть младшего брата от рекрутства и тем ещё больше заслуживает любовь и уважение крестьян. Понимая справедливость крестьянского бунта, он отказывается уговаривать людей сдаться и за это попадает в острог.
Но ни Якима Нагого, ни Ермила Гирина Некрасов не делает по-настоящему счастливым человеком, так как не они в поэме стали воплощением истинного «народного заступника». Им стал Григорий Добросклонов. Этот герой появляется в последней части поэмы «Пир на весь мир». Уже в 15 лет, Гриша – сын бедного дьячка и батрачки, знал, чему он хочет посвятить жизнь. Даже фамилия у героя «говорящая» - склонный к добру. Здесь стоит заметить, что прототипом Григория стал Николай Добролюбов, литературный критик, демократ, главным делом своей жизни считавший борьбу за освобождение и просвещение крестьян. Так и Гриша любит людей и желает им счастья, мечтает бороться за лучшую для них жизнь. Записывая все свои размышления в виде песен, Гриша выступает в поэме своеобразным летописцем. Именно образ Григория Добросклонова становится ответом на вопрос, поставленный в заглавии поэмы.

Таким образом, для некрасовских героев и для самого автора источник истинного счастья – это любовь к русскому народу и желание бороться за его интересы.

I. Главные герои из деревень с говорящими названиями.

II. Поиски счастливого в родном отечестве.

1. Восприятие счастья разными слоями общества.

2. Половинчатое, ущербное, скоротечное “счастье”.

III. Самый счастливый человек в мире.

Главными действующими лицами в поэме “Кому на Руси жить хорошо” являются семеро простых мужиков “из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож”. Названия их деревень говорят сами за себя: русскому крестьянину счастья не видать. Поэтому, своего счастья не имеючи, хоть на чужое поглядеть захотелось этим мужикам. Но что же, по их мнению, счастье? И где его искать?

Каждый из героев уверен, что счастливее всех живется на Руси помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву или царю. В беседе со встретившимся попом они соглашаются с его пониманием счастья:

– В чем счастие, по вашему?

Покой, богатство, честь –

Не так ли, други милые? –

Они сказали: “Так”…

Но выясняется: не имеет поп такого счастья. Помещик же, встреченный крестьянами далее, рисует картину своего счастья – обладания: землею, всем и всеми, кто на этой земле есть:

Все веселило барина,

Любовно травка каждая

Шептала: “Я твоя!”

Но это все – в прошлом. Реформа, отменившая крепостное право, разрушила помещичье счастье.

На ярмарке другие люди уверяют семерых искателей счастья, что они нашли счастливца: “дьячок уволенный, тощой, как спичка серная” утверждает, что счастье “в благодушестве”:

– …Коль обогреет солнышко

Да пропущу косушечку,

Так вот и счастлив я!

Горькое счастье свое описывает солдат: “…в двадцати сражениях я был, а не убит!”, “Я и во время мирное ходил ни сыт ни голоден. А смерти не дался!”; за всякие провинности не раз был жестоко избит, “А хоть пощупай – жив!”

Жалкое лакейское счастье восторженно расписывает бывший “любимый раб”:

С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал,

Напитки иностранные

Из рюмок допивал…

О недолгом счастье – детстве в родной, любящей семье – рассказывает Матрена Тимофеевна Корчагина. Но это счастье так быстро прошло! “Не дело – между бабами счастливую искать!..” – печально говорит она мужикам. Ведь, как сказала за всех русских женщин бабка-богомолица:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Так и не находят мужики настоящего счастливца. Все эти поведанные им счастья половинчаты, ущербны, скоротечны. И только в финале поэмы из уст Григория Добросклонова звучит авторское понимание истинного счастья: служить народу своему, бороться за его светлое будущее, за процветание Родины – убогой и обильной, забитой и всесильной одновременно. Некрасов говорит:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Если бы могли заглянуть мужики в его сердце – каким бы пылающим они его увидели! И этот огонь – горячая, пламенная любовь к родному народу (несмотря на то, что Грише, как и многим борцам за долю народа, судьба готовила “путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь”) делает его самым счастливым человеком в мире.

(No Ratings Yet)

  1. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету...
  2. Время работы над поэмой (60-70-е годы. Спад освободительного движения и новый подъем). Источники поэмы – личные наблюдения, рассказы современников, фольклор. Замысел поэмы – странствование по России в поисках счастливого человека;...
  3. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново...
  4. “Пел он воплощение счастья народного” (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) I. Народные мотивы в поэзии Некрасова. 1. Демократизм некрасовского творчества. II. “Стонет он по полям,...
  5. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на главный вопрос своего творчества, который сформулирован в “Элегии”: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?..” Поэтому в центре произведения находится...
  6. История создания. Начало работы над “Кому на Руси жить хорошо” принято относить к 1863 году. К этому времени Некрасов создал произведении, которые можно рассматривать как шаги к последней поэме. Уже...
  7. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” завершает творчество Некрасова. Он писал ее в семидесятые годы, смерть помешала ему закончить поэму. И уже в первой строфе “Пролога” ставится основная проблема поэмы...
  8. I. Народные мотивы в поэзии Некрасова. 1. Демократизм некрасовского творчества. II. “Стонет он по полям, по дорогам…” 1. Трагизм крепостничества. 2. Противоречия пореформенной действительности. 3. Судьба женщины-крестьянки. III. “Ты и...
  9. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга...
  10. “Кому на Руси жить хорошо” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко...
  11. Прокомментируйте высказывание В. Аникина о стиле поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”: “… соединение стилевых потоков связано с идейным замыслом глав и произведения в целом”. Выражая согласие...
  12. Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в...
  13. КЛАССИКА Н. А. НЕКРАСОВ ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. В...
  14. Некрасов писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально “по словечку”. Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России....
  15. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья...
  16. “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и...
  17. Почему Н. А. Некрасов сказал о своей поэме “Кому на Руси жить хорошо”: “Ей не суждено окончиться”? Отвечая на поставленный в задании вопрос, отметьте, что поэма, над которой Н. А....
  18. Каким представляется вам русский народ по песням Матрены Тимофеевны (Н. А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”)? Создавая сочинение на предложенную тему, вспомните, какие песни поет некрасовская героиня в третьей...
  19. Поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо” является своего рода итоговым произведением в творчестве Н. А. Некрасова. Поэма показательна чрезвычайной широтой осмысления современной ему русской действительности. Противоречие между крестьянским миром и...
  20. Н. А. НЕКРАСОВ КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО Часть первая ПРОЛОГ “На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков” и принялись спорить, “кому на Руси жить хорошо”. Весь день мужики провели в...
  21. Литература нового времени почти не знает прологов, но произведения древней – античной и средневековой литературы обычно начинались с таких прологов-предварений, в которых авторы объясняли, о чем же пойдет речь. Введя...
  22. Над поиском смысла жизни задумывались философы, писатели, рабочие всех веков и народов. Я думаю, что у каждого человека существует свое предназначение. Сравнивать разных личностей – это дело бесполезное, потому что...
  23. Русская литература 2-й половины XIX века Подлинная литература подлинной, а не вымышленной Руси. (По творчеству Н. А. Некрасова) Национальная литература впитывает в себя нравственные, философские ценности, накопленные поколениями народа. Литература... Гражданственность и народность в поэзии Некрасова “Я лиру посвятил народу своему…” I. Поэзия Некрасова – поэзия о народе и для народа. II. Соединение понятий гражданственности и народности как выражение новой... Тема крестьянства, простого народа характерна для передовой русской литературы ХIХ в. Замечательные образы крестьян мы встречаем в произведениях Радищева, Пушкина, Тургенева, Гоголя и других классиков. В работе над своей фундаментальной...
  24. Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени...
Счастье героев поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”

В поисках народного счастья (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

Высокие представления Некрасова о совершенной жизни и совершенном человеке заставили его написать великую поэму "Кому на Руси жить хорошо". Над этим произведением Некрасов работал многие годы. Поэт отдал этой поэме часть своей души, вложив в нее свои думы о русской жизни и ее проблемах.

Путешествие семерых странников в поэме - это поиск прекрасного человека, живущего счастливо. По крайней мере, это попытка найти такового на своей многострадальной земле. Мне кажется, трудно понять некрасовскую поэму без уяснения некрасовского идеала, который в чем-то сближается с идеалом мужицким, хотя он намного шире и глубже.

Частица некрасовского идеала проглядывает уже в семерых странниках. Конечно, во многом они темные еще люди, лишенные верных представлений о жизни "верхов" и "низов" общества. Поэтому кому-то из них кажется, что счастливым должен быть чиновник, другим - поп, "купчина толстопузый", помещик, царь. И долго они будут упрямо придерживаться этих взглядов, отстаивая их, пока жизнь не внесет ясность. Но какие это милые, добрые мужики, какие простодушие и юмор светятся на их лицах! Это люди чудаковатые, а точнее - с чудинкой. Позже Влас скажет им так: "Чудим и мы достаточно, а вы и нас чудней!"

Странники надеются найти на своей земле райский уголок - Непоротую губернию, Непотрошенную волость, Избытково село. Наивное, конечно, желание. Но на то они и люди с чудинкой, чтобы хотеть, идти и искать. К тому же они правдоискатели, одни из первых в русской литературе. Им очень важно докопаться до смысла жизни, до сути того, что такое счастье. Некрасов очень ценит это качество у своих крестьян. Семеро мужиков - отчаянные спорщики, они часто "кричат - не образумятся". Но ведь именно спор и толкает их вперед по дороге необъятной России. "Им дело до всего" - все, что видят, они мотают на ус, примечают.

Нежно и любовно относятся странники к окружающей их природе. Они чутки и внимательны к травам, кустам, деревьям, цветам, они умеют понимать животных и птиц и разговаривать с ними. Обращаясь к птичке, Пахом говорит: "Отдай свои нам крылышки. Все царство облетим". Каждый из странников имеет свой характер, свой взгляд на вещи, свое лицо, и в то же время вместе они представляют собой нечто спаянное, единое, неразлучное. Даже говорят они часто хором. Образ этот прекрасен, недаром объединяет мужичков священная цифра семь.

Некрасов в своей поэме рисует настоящее море народной жизни. Тут и нищие, и солдаты, и ремесленники, и ямщики; тут и мужик с ободьями, и крестьянин, опрокинувший воз, и хмельная баба, и охотник на медведей; здесь Вавилушка, Оленушка, Парашенька, Трофим, Федосей, Прошка, Влас, Клим Лавин, Ипат, Терентьева и многие другие. Не закрывая глаза на тяготы народной жизни, Некрасов показывает бедность и нищету крестьян, рекрутчину, изнурительный труд, бесправие и эксплуатацию. Поэт не утаивает темноты крестьян, их пьяного загула.

Но мы ясно видим, что и в рабстве народ сумел спасти свою живую душу, свое золотое сердце. Автор поэмы передает трудолюбие, отзывчивость к чужому страданию, душевное благородство, доброту, чувство собственного достоинства, удаль и веселость, нравственную чистоту, свойственные крестьянину. Некрасов утверждает, что "почва добрая - душа народа русского". Трудно забыть, как вдова Ефросинья во время холеры самоотверженно ухаживает за больными, как "работой, хлебушкой" крестьяне помогают Вавиле и инвалиду-солдату. Разными способами раскрывает автор "золото сердца народного", как сказано в песне "Русь".

Тяга к прекрасному является одним из проявлений душевного богатства русского народа. Глубокий смысл имеет эпизод, когда во время пожара Яким Нагой спасает не деньги, с таким трудом собранные, а картинки, так ему полюбившиеся. Вспоминается и крестьянский певец, обладавший очень красивым голосом, которым он "пленял сердца народные". Вот почему Некрасов так часто, говоря о крестьянах, использует существительные с ласкательными суффиксами: старинушка, солдатики, ребятушки, поляночка, дороженька. Он убежден, что ни тягостной "работою",

Ни вечною заботою,

Ни игом рабства долгого,

Ни кабаком самим

Еще народу русскому

Пределы не поставлены,

Пред ним широкий путь.

Сердечный гнев, который порой у крестьян проявляется в действии, в их решительной борьбе против притеснителей имеет особое значение для Некрасова. Он показывает людей, полных жаждой социальной справедливости. Таковы Ермил Гирин, Влас, Агап Петров, крестьяне, ненавидящие Последыша, участвующие в бунте в Столбняках, Кропильников, Кудеяр.

Среди этих персонажей важное место занимает Савелий. Поэт наделяет его чертами богатыря. Они сказываются уже во внешности старика Корчагина: со своей "большущей сивой гривою..., с большущей бородой, дед на медведя смахивал". Стоило ему подтянуться в светелке, как он пробьет в ней дыру. Могучая удаль этого крестьянина сказывается и в том, что в одиночку хаживал он на медведя. Но главное - он презирает рабскую покорность и мужественно стоит за народные интересы. Любопытно, что сам он отмечает богатырские черты в мужике: "Спина... леса дремучие прошли по ней - сломилися... Все терпит богатырь!" Но порой и не терпит. От молчаливого терпения Савелий и его друзья-корежинцы переходят к пассивному, а затем и к открытому, активному протесту. Об этом свидетельствует история с немцем-издевателем Фогелем. История жестокая, но финал ее вызван тем народным гневом, который у мужиков накопился. Итогом стала двадцатилетняя каторга и плети, "лет двадцать поселения". Но и эти мытарства выдерживает и преодолевает Савелий.

Некрасов славит могучие силы, таящиеся в народе, и ту душевную красоту, которую сохранил этот столетний дед. Он может умиляться при виде белочки в лесу, любоваться "каждым цветиком", нежно и трогательно относиться к внученьке - Матрене Тимофеевне. Что-то былинное есть в этом некрасовском герое, недаром называют его, как Святогора, "богатырем святорусским". Я бы поставил эпиграфом к отдельной теме Савелия его слова: "Клейменный, да не раб!"

К словам деда, к его жизнеописанию прислушивается его внучка Матрена Тимофеевна. Мне кажется, что в ее образе Некрасов также воплотил какую-то грань своего эстетического идеала. Здесь запечатлена духовная красота народного характера. Матрена Корчагина заключает в себе лучшие, героические черты, присущие русской женщине, которые пронесла она через страдания, лишения и испытания. Некрасов придал этому образу такое большое значение, так укрупнил его, что ему понадобилось посвятить ему целую третью часть поэмы. Мне кажется, что Матрена Тимофеевна вобрала в себя все лучшее, что порознь было намечено и в "Тройке", и в "Орине" - матери солдатской", и в Дарье из поэмы "Мороз, Красный нос". Та же впечатляющая красота, то же горе, та же несломленность. Трудно забыть внешний облик героини:

Матрена Тимофеевна -

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива, волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Остается в памяти исповедь ее женской души перед странниками, в которой поведала она и о том, как предназначена была для счастья, и о своих счастливых минутах жизни ("Мне счастье в девках выпало"), и о тяжелой женской доле. Повествуя о неустанном труде Корчагиной (пастушество с шести лет, работы в поле, за прялкой, хлопоты по дому, рабский труд в замужестве, воспитание детей), Некрасов раскрывает еще одну важную сторону своего эстетического идеала: как и дед ее Савелий, Матрена Тимофеевна пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность.

"Сердце гневное ношу..." - подытоживает героиня свой долгий, выстраданный рассказ о горестной жизни. От ее образа веет какой-то величавостью и богатырской мощью. Недаром она из рода Корчагиных. Но и ее, как и многих других людей, встретившихся странникам в их блужданиях и поисках, нельзя назвать счастливою.

А вот Гриша Добросклонов - совсем иное дело. Это образ, с которым также связано представление Некрасова о совершенном человеке. Но здесь к этому присоединяется и мечта поэта о совершенной жизни. В то же время идеал поэта получает современные бытовые черты. Добросклонов исключительно молод. Правда, и ему, разночинцу по происхождению, сыну "батрачки безответной" пришлось пережить голодное детство и нелегкую юность в пору учебы в семинарии. Но сейчас это уже позади.

Жизнь Гриши связала его с трудом, бытом, нуждами своих земляков, крестьян, родной вахлачиной. Мужики помогают ему в пропитании, а он выручает крестьян своим трудом. Гриша косит, жнет, сеет вместе с мужиками, бродит в лесу с их ребятишками, радуется крестьянским песням, всматривается в труд артельщиков и бурлаков на Волге:

Лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Бывая там, "где трудно дышать, где горе слышится", герой Некрасова становится выразителем чаяний простых людей. Вахлачина, "благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца". И для него доля народа, его счастье становятся выражением собственного счастья.

Своими чертами Добросклонов напоминает Добролюбова; происхождение, перекличка фамилий, семинарское образование, общая болезнь - чахотка, склонность к поэтическому творчеству. Можно даже считать, что образ Добросклонова развивает тот идеал, который нарисован Некрасовым в стихотворении "Памяти Добролюбова", немного "спуская его на землю" и чуть "утепляя" его. Как и Добролюбову, Грише судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Пока же Гриша бродит в полях, лугах приволжского края, вбирая в себя открывающиеся перед ним природный и крестьянский миры. Он словно слит с "высокими курчавыми березками", такой же юный, такой же светлый. Не случайно он пишет стихи и песни. Эта особенность его делает образ Гриши особенно привлекательным. "Веселой", "Доля народа", "В минуту унынья, о родина-мать", "Бурлак", "Русь", - в этих песнях нетрудно услышать основные темы: народа и страдающей, но поднимающейся к свободе Отчизны. Кроме того, он слышит песню ангела милосердия "средь мира дальнего" - и идет - согласно ее призыву - к "униженным и обиженным". В этом он видит свое счастье и ощущает себя гармоническим человеком, живущим истинной жизнью. Он один из тех сыновей Руси, которых она выслала "на честные пути", так как они отмечены "печатью дара Божьего".

Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Мысль эта наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси. Григорий Добросклонов - будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного -

Пел он воплощение счастия народного.

Некрасов предлагает свое решение вопроса о том, как соединить крестьянство и интеллигенцию русскую. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести русское крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к "пиру на весь мир".

Список литературы

Не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин. Чтобы ответить на вопрос "кому на Руси жить хорошо?", Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла "в народ...

... – сломалися... ...И гнется да не ломится, Не ломится, не валится, Ужли не богатырь? Савелий, человек огромных сил, словно создан для революционной борьбы. По убеждению А.Н. Некрасова, таких богатырей в русском народе миллионы. И все же остается ощущение, что и Савелий не верит, что когда-нибудь наступит народное счастие: Не знаю, не придумаю, Что будет? Богу ведомо! Савелий – это...

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” завершает творчество Некрасова. Он писал ее в семидесятые годы, смерть помешала ему закончить поэму.

И уже в первой строфе “Пролога” ставится основная проблема поэмы – проблема народного счастья. Семеро крестьян из Заплатова, Неелова, Дырявина, Знобишина и других деревень (названия которых говорят сами за себя) затеяли спор о том, возможно ли счастье для простого крестьянского люда? Они высказывают свои предположения и приходят к выводу, что счастливыми на Руси могут быть помещик, чиновник, поп, министр государев и царь. Но никто из странников не представляет в качестве возможного счастливчика ни крестьянина, ни солдата, ни ремесленника. И не случайно некрасовские странники не упоминают о счастье “освобожденного крестьянина”. Вспомним, как сам Некрасов отзывался о реформе 1861 г.: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”

Крестьяне упорно хотят найти “счастливца” на Руси и ищут правду о независимом счастье, завидуя свободно летающему птенчику: “А все ж ты, пташка милая, сильнее мужика”. Несмотря на то что у них полно забот и бед, они не жалуются на свою судьбу и непритязательны в своих желаниях: им бы только “хлебушка, да огурчиков, да по жбанчику холодного квасу”.

Помимо странников, ищущих счастье, поэма знакомит нас с другими яркими представителями простого народа. Одним из них является Яким Нагой, для которого счастье состоит в том, чтобы трудиться, сливаясь с матушкой-землей, и получать достойный урожай. На примере того, как Яким спасает во время пожара дорогие картиночки, а его жена – иконы, мы видим, насколько духовные ценности дороже для простого народа, чем материальное благосостояние, о котором Яким совсем позабыл. Другой мужик, который знает цену и счастью, и несчастью, – бывший мельник Ермил Гирин. Это мужик имеет все, что нужно для счастья, живя по законам народной правды. Он не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду. Его счастье – в счастье крестьян, в народном доверии, которое осмысливается как чудо.

В главе “Счастливые” странники ходят в праздничной толпе народа и ищут счастливых, обещая одарить водкой. К ним подходит самый разный люд: и дьячок, для которого счастье – в вере, в “благодушестве”; и старуха, счастливая от того, что у нее уродился урожай репы; и солдат, выживший после опасных сражений, голода и ранений. Подходят к странникам и каменотес, и дворовый человек, и убогие, и нищие, которые по-своему трактуют счастье и в большинстве случаев лукавят, чтобы получить водки. О счастье в поэме говорят не только люди из низших сословий, но и те, кто жил богато, но по каким-то причинам разорился и познал нужду и беды: помещики, чиновники и другие. Именно в этой главе происходит поворот в сюжете поэмы: странники идут искать счастливого в народ, в толпу.

По мнению народа, еще одной счастливой является Матрена Тимофеевна. Эта простая русская женщина вынесла много испытаний, но не сломалась, выстояла. В этом – ее счастье. Матрена Тимофеевна женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая и решительная. Но сама Матрена Тимофеевна не считает себя счастливой. Она объясняет это тем, что русская женщина даже в пореформенную эпоху осталась угнетенной, бесправной:

Ключи от счастья женского,

От нашей воли-волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Да вряд они и сыщутся…

Но, пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, – это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой. Уже первая из песен Гриши дает ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего.

Сам Гриша – сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа. Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь.

Так, на собственном примере, Гриша призывает всех странников и остальной народ жить по совести, честно работать и бороться за свое счастье во что бы то ни стало.

(4 votes, average: 5.00 out of 5)

  1. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга...
  2. “Пел он воплощение счастья народного” (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) I. Народные мотивы в поэзии Некрасова. 1. Демократизм некрасовского творчества. II. “Стонет он по полям,...
  3. I. Народные мотивы в поэзии Некрасова. 1. Демократизм некрасовского творчества. II. “Стонет он по полям, по дорогам…” 1. Трагизм крепостничества. 2. Противоречия пореформенной действительности. 3. Судьба женщины-крестьянки. III. “Ты и...
  4. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была задумана как эпохальное произведение, благодаря которому читатель смог бы познакомиться с обстановкой в послереформенной России, бытом и нравами различных слоев общества, и в...
  5. Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для...
  6. Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в...
  7. Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам,...
  8. Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма “Кому на Руси жить хорошо”. В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной...
  9. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету...
  10. Некрасов писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, чтобы “по словечку”, как он сам выразился, собрать все сведения о русском народе. Поэт показал не...
  11. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на главный вопрос своего творчества, который сформулирован в “Элегии”: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?..” Поэтому в центре произведения находится...
  12. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” явилась вершиной творчества поэта. В этом монументальном произведении, которое по праву можно назвать эпопеей народной жизни, Некрасов нарисовал панораму дореформенной и послереформенной России,...
  13. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья...
  14. Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого. Н. А. Некрасов План I. Галерея женских образов в отечественной и зарубежной литературе. II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова. 1....
  15. “Кому на Руси жить хорошо” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко...
  16. Над созданием поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия...
  17. КЛАССИКА Н. А. НЕКРАСОВ ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. В...
  18. Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Н. А. Некрасов. С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил “великим целям века”....
  19. Время работы над поэмой (60-70-е годы. Спад освободительного движения и новый подъем). Источники поэмы – личные наблюдения, рассказы современников, фольклор. Замысел поэмы – странствование по России в поисках счастливого человека;...
  20. Некрасов писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально “по словечку”. Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России....
  21. ПОЭМА Н. А НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” построена на основе строгого и стройного композиционного плана. В прологе поэмы в общих контурах вырисовывается...
  22. Поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо” является своего рода итоговым произведением в творчестве Н. А. Некрасова. Поэма показательна чрезвычайной широтой осмысления современной ему русской действительности. Противоречие между крестьянским миром и...
  23. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново...
  24. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог размышлений Некрасова о судьбе русского народа после отмены крепостного права. Некрасова, общественного деятеля-демократа, волновал вопрос о свободе и рабстве. “Кому на Руси... Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – Савелия – читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный...
  25. План I. Главные герои из деревень с говорящими названиями. II. Поиски счастливого в родном отечестве. 1. Восприятие счастья разными слоями общества. 2. Половинчатое, ущербное, скоротечное “счастье”. 3. Авторское понимание истинного...
  26. Почему Н. А. Некрасов сказал о своей поэме “Кому на Руси жить хорошо”: “Ей не суждено окончиться”? Отвечая на поставленный в задании вопрос, отметьте, что поэма, над которой Н. А....
  27. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на вопрос, издавна волнующий человечество. В произведении представлено счастье попа, помещика, поместных людей. Но чаще всего Некрасов размышляет о счастье...
Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Героем поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ, все многочисленное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Поэмы с таким широким охватом изображения всех социальных слоев России до этого еще не было в русской литературе.

Некрасов начал ее в 1863 году, вскоре после «освобождения» крестьян. Поэт очень хорошо понимал, что, в сущности, никакого освобождения не было, что крестьянство по-прежнему осталось под помещичьим ярмом и что, кроме того, «... на место сетей крепостных люди придумали много иных».

Однако Некрасов ни разу не сделал порабощенный народ предметом оскорбительной жалости; понял, что его задача как художника не в том, чтобы скорбеть и сокрушаться, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свое творчество его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением народных мыслей и чувств. Поэт хотел сделать «мужицкие очи» своими и научиться смотреть ими на каждое явление тогдашней действительности.

С первого взгляда, народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия деревень - «Заплатово, Дырявино, Разутово, Зноби-шино, Горелово, Меелово, Неурожайна тож» - говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», на самом деле раскрывает драматизм положения героев: перед нами замученные нуждою, больные, голодные люди.

Таким образом, прочитав первые главы «Кому на Руси жить хорошо», начинаешь думать, что на вопрос заглавия некрасовского произведения можно дать единственный ответ: каждому человеку живется несладко, особенно же - «освобожденным» крестьянам, о счастье которых сказано:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Однако что же подразумевают странники под счастьем? «Покой, богатство, честь»?

С появлением Якима Нагого, вдохновенного защитника чести трудового народа, ставится под сомнение критерий богатства: во время пожара этот герой спасает «кар-тиночки», забыв о «целковых», скопленных в течение всей многотрудной жизни. Яким же доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью.

Другой персонаж поэмы - Ермил Гирин всей своей жизнью опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин, деревенский праведник, имеет все, «что надобно для счастья»: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной.

Невольно возникает вопрос: значит, счастье заключается в чем-то ином?

По мере поисков счастливых в народном мире, перед странниками является новый герой - Савелий, «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слоев крестьянства, которые уже не желали терпеть угнетение. Мириться с помещичьим произволом. Он способен в критической ситуации произнести решительное «наддай!», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего.

Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик - не богатырь?

... Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие,

Прошли по ней - сломалися. ..

... Не гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится...

Ужин не богатырь?

Прочитав главу «Пьяная ночь», мы узнаем русского мужика в веселье, и, хотя пьянство - неоспоримый порок, мы невольно гордимся пьяной душой русского человека:

Пошла по жилам чарочка,

И рассмеялась добрая

Крестьянская душа!

Правда, было бы более отрадно, если бы «смеялась добрая крестьянская душа» без «водочки»! Однако без этого трудно было выдержать тяготы крестьянского существования. И поэтому скорее не осуждение, а призыв к пониманию звучит в этой части поэмы.

Особенно следует сказать о проблеме женского счастья в произведении Некрасова.

Поэт не только увидел тяжкую долю трудовой русской женщины, но и восславил «тип величавой славянки», скорбел о ее судьбе, гордился ее красотой, огромной нравственной силой. И все же, народного поэта прежде всего привлекает драматизм женской судьбы. Поэтому обращение к женской красоте служит у Некрасова тому же разоблачению мрачной социальной действительности, раскрытию темы крестьянского угнетения.

Поэт, как и его герои-странники, находится во власти мучительного впечатления от печальной повести жизни своей героини. Он видит в ней безвинно страдающего и глубоко оскорбленного человека. Однако, несмотря на страдание, у Матрены Тимофеевны остается «в рабстве спасенное сердце свободное». Она не терпит унижения безропотно, на любую несправедливость отвечает немедленным действием, ищет и находит выход из самых трагических ситуаций, с гордостью заявляя о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу». И в этом заключается настоящее счастье героини, ведь ей удалось сохранить «совесть спокойную, правду живучую».

Показан в поэме и массовый, собирательный образ народа. Так, в главе «Пир - на весь мир» люди справляют «поминки по крепям». В праздник вовлекаются все, звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пиру народном. Здесь поэма напоминает крестьянскую сходку, мирской диалог. Однако это единство, сознание своей общинной силы у русских крестьян не может оставить читателя равнодушным.

Например, если оценивать жизненный путь Матрены Тимофеевны с точки зрения бед и невзгод, тогда как же может быть счастлив Григорий Добросклонов, которому была уготована каторга? И Савелий, наверное, не согласился бы прожить свою жизнь по-иному, с другими убеждениями. Значит, он доволен прожитой жизнью, счастлив?

С этим утверждением можно спорить, возразив, что сама Матрена не считает себя счастливой, что странники не нашли того, «кому на Руси жить хорошо». Но ведь и критерии счастья могут быть разные, и понимание этого слова у каждого может быть свое... А вот человека, которому жить хорошо, наши странники действительно не нашли!

Я думаю, можно быть счастливым душой, но не жить хорошо - все зависит от того, какую «формулу счастья» применять к оценке действительности.