Волнуется человек. Как понять, что человек волнуется? Как узнать человека на самом деле

Любовь в понимании Онегина и Татьяны.

(по А.С. Пушкину «Евгений Онегин»)

В своем сочинении я хочу разобраться и понять, что значит любовь для Онегина и Татьяны. Хочется понять, почему Евгений и Татьяна не остались вместе, и, вообще, возможно ли это.

Евгений Онегин – неординарная фигура. Он имеет успех в обществе, популярность у дам, но, тем не менее, почувствовал скуку и уехал в деревню. В этом сложном духовном явлении, именуемым Евгением Онегиным, есть два главных центра. Один из них – равнодушие, охлажденность, другой центр описан в первой главе «но в чем он истинный был гений» - и далее следует характеристика Евгения, как «гения любви». В начале ее можно принять за иронию, усмешку, донжуанство героя. Мы видим свободного, модного, пылкого повесу, отступника модных наслаждений, врага и расточителя порядка.

Он не видит ни в чем смысла, равнодушен ко всему, кроме чувства собственного достоинства и независимости. Ему чуждо чувство любви, знакома лишь «наука страсти нежной». Трудно предположить, что через несколько лет этот черствый персонаж постигнет самозабвенное, непосредственное, поэтическое чувство. Ну, а пока он видит в девушках только потенциальных невест, планирующих, как после свадьбы потратить его состояние. Ольгу и Татьяну он воспринял точно также. Он удивился, узнав, что его друг (Ленский) влюблен в Ольгу:

Когда б я был, как ты, поэт

В чертах у Ольги жизни нет

Точь-в-точь в Вандиковой мадонне

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

Он признался, что если бы был поэтом, выбрал бы Татьяну. Он не поэт, но замечает индивидуальность, необычность героини. Она привлекла его интерес своей таинственностью, малоуловимостью, одухотворенностью, глубиной. Нот он только выделил ее из двух сестер, ничего более. Другого интереса девушка у него не вызвала. Но его душу, не способную к глубоким чувствам, задело письмо Татьяны:

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил.

Прочитав письмо, Онегин почувствовал волнение души, он давно, а, возможно, и никогда не знал настоящего глубокого чувства, которое бы так волновало его. «Быть может чувствий пыл старинный им на минуту овладел», но Евгений вернулся с облаков на землю, переборов чувства, решил, что они не подходят друг другу, не решился испытать судьбу. Герой наделен умом, поэтому действует разумно, осознанно, но любовь и разум – разные вещи. Бывают моменты, когда нужно «отбросить в сторону» расчет, голову, а жить сердцем. Сердце же Евгения «заковано цепями» и разбить их очень сложно.

После смерти Ленского мы не видим героя, он уезжает, а возвращается совершенно другой, противоположный. Мы не знаем, что произошло с героем о время его путешествия, о чем он думал, что понял, почему «снял оковы с сердца», но мы видим другого человека, способного чувствовать и любить, переживать и страдать. Возможно, он понял, что неправильно поступил, отвергнув Татьяну, что зря решил не пробовать жить сказочной, воздушной жизнью, которой так восхищался Ленский, но вернуть ничего нельзя, и образ Тани «тает» в памяти Онегина.

Его встреча с Татьяной в Петербурге была для него неожиданностью:

«Ужели, - думает Евгений: - ужель она?..» оба героя изменились за эти 2 года. Татьяна следует совету Евгения:

«Учитесь властвовать собою,

не всякий вас, как я, поймет,

к беде неопытность ведет».

Евгений же становится чувственным и ранимым. Он влюбляется: считает часы до встречи с Таней, увидев ее, теряет дар речи. Героя переполняют чувства, он угрюм, неловок, но это не трогает душу Татьяны:

Неловкий он едва-едва

Ей отвечает голова

Его полна угрюмой думой.

Угрюмо смотрит он. Она

сидит, покойна и вольна.

Во всех поступках Евгения видна неопытность, он никогда не любил так, как это было сейчас. Свою юность – пору любви – он прожил жизнью взрослого, строгого равнодушного мужчины. Теперь же, когда эта пора прошла, и пришло время настоящей взрослой жизни, любовь делает его мальчишкой, неопытным и безумным.

В тоске любовных помышлений

И день, и ночь проводит он.

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо,

Или коснется горячо

Ее руки, или раздвинет

Пред нею пестрый полк ливрей,

Или платок подымет ей.

Онегин радуется каждой минуте жизни, проведенной рядом с Татьяной. Не обращает внимания на свой облик, болезненное состояние:

Бледнеть Онегин начинает:

Ей иль не видно, иль не жаль,

Онегин сохнет – и едва ль

Уж не чахоткою болеет.

Каждым своим поступком Евгений хочет заслужить внимание, нежный взгляд Татьяны, но она бесчувственна и холодна. Все свои чувства она спрятала далеко-далеко, она «заковала сердце цепями», как это когда – то делал Онегин. Нынешняя жизнь Тани – это маскарад. На ее лице маска, которая выглядит вполне естественно, но не для Евгения. Он видел ее такой, какой никто из окружающих ныне людей. Он знает нежную и романтичную, наивную и влюбленную, чувствительную и ранимую Таню. Герой надеется, что все это не могло бесследно исчезнуть, что под этой маской скрывается настоящее лицо девушки – деревенской Татьяны, выросшей на французских романах и мечтающей о большой и чистой любви. Для Евгения все это было очень важно, но постепенно надежда таяла, и герой решил уехать. На последнее объяснение с Татьяной он «идет на мертвеца похожий». Страсть его подобна страданиям Тани в 4 главе. Когда молодой человек пришел к ней в дом, то увидел настоящую Таню без маски и притворства:

…Простая дева

с мечтами, сердцем прежних дней,

теперь опять воскресла в ней.

Мы все видим, что деревенская Таня жива, и ее поведение лишь образ, жестокая роль. Теперь перенесемся в деревню и попытаемся понять, что значит любовь для Тани в начале и в конце романа.

Татьяна, как и Онегин, была чужой в семье. Она не любила шумные игры, застолья, никогда не ласкалась к родителям. Таня жила в другом, параллельном мире, мире книг и мечтаний.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

от окружающих, глубокая сосредоточенность на внутренних движениях души делают для Татьяны любовь более властной. В Онегине она увидела все лучшие стороны литературных героев, она влюбилась в образ, созданный писателями, обществом и самой Татьяной. Она живет мечтой, верит в счастливый конец романа, именуемого жизнью. Но мечты рассеиваются, когда Евгений отвечает на ее письмо, флиртует с Ольгой, убивает друга. Тогда Татьяна понимает, что мечты и реальность – разные вещи. Герой ее мечтаний далек от человечности. Мир книг и мир людей не могут существовать воедино, их нужно разделять. После всех этих событий Татьяна не страдает, не старается забыть возлюбленного, она хочет его понять. Для этого девушка посещает дом Евгения, в котором она узнает другие, тайные стороны Онегина. Только сейчас Таня начинает понимать, осмысливать поступки героя. Но она поняла его слишком поздно, он уехал, и неизвестно увидятся ли они еще. Возможно, девушка так бы и жила мечтами о встрече, изучением его души, проводя время в его доме. Но произошло событие, изменившее жизнь Тани. Ее увезли в Петербург, выдали замуж, разлучили с родной природой, книгами, деревенским миром с рассказами и сказками няни, с ее теплотой, наивностью, сердечностью. Все то, с чем ее разлучили, составляло любимый круг жизни героини. В Петербурге она никому не нужна, ее провинциальные взгляды кажутся там странными и наивно смешными. Поэтому Таня решает, что лучшим в данном случае будет спрятаться под маской. Она прячет свои привязанности, становится образцом «безупречного вкуса», верным снимком благородства, изысканности. Но, я уверена, что Таня постоянно вспоминает ту безмятежную жизнь, полную надежд и мечтаний. Она помнит любимую тихую природу, помнит Евгения. Она не старается «похоронить» деревенскую Таню, а просто не показывает ее окружающим. Мы видим, что внутренне Таня ничуть не изменилась, но теперь у нее есть муж, и она не может безрассудно отдаться любви.

Размышляя над тем, что значит любовь для Татьяны в конце романа, (так как мы уже поняли, что в начале любовь играла большую роль в жизни героини) я пришла к такому выводу. Таня осталась той же, поэтому иногда позволяет себе задуматься, помечтать о другой жизни, полной любви и нежности. Но она, выросшая в духе патриархального дворянства, не может разорвать брачные узы, не может строить свое счастья на несчастье своего мужа. Поэтому она предается воле судьбы, отвергает любовь и живет в мире, полном лжи и притворства.

В начале романа, когда счастье героев кажется таким близким, Онегин отвергает Татьяну. Почему? Просто потому, что он не только жесток, но и благороден. Он понимает, что счастье будет недолгим и решает отвергнуть Таню сразу, чем постепенно мучить ее. Он видит безнадежность их отношений, поэтому решает расстаться, не начав от ношений. В конце романа ситуация меняется, герой живет своей любовью, она значит для него очень много. Но теперь решающее слово за героиней. Но и она отказывается от отношений. Опять же, почему? Девушка воспитана по старинным обычаям. Изменить мужу, уйти от него для нее невозможно. За этот поступок ее бы осудили все: семья, общество, а, в первую очередь, она сама. Мы видим разные характеры героев, воспитание, мировоззрение, различное отношение к любви. Чтобы их соединить, нужно изменить все эти качества, все эти данные, но тогда мы увидим не Евгения Онегина и Татьяну Ларину, а совершенно других героев, с другими качествами. Но кто может поручиться, что этих людей потянет друг к другу, как наших героев?

«Роман Онегин» - Художественный метод в искусстве и литературе. Литературное направление, утвердившееся в русской литературе в начале 19 столетия. На каком языке было написано письмо Татьяны Онегину? Литературная полемика вокруг романа. Какие периоды творческого развития Пушкина охватывает работа над романом? Полемика связана с образом Евгения Онегина.

«Урок по Евгению Онегину» - Татьяна. Евгений Онегин. Творческая работа Мое отношение к героям романа. Владимир Ленский. Я думал: вольность и покой Замена счастью. Задание: Дать оценку наиболее понравившемуся Вам герою из романа «Евгений Онегин». Александр Сергеевич Пушкин. Как я ошибся! как наказан! -. Работа с опорной схемой.

«Евгений Онегин игра» - Биография А. Пушкина. О ком идет речь? Знание текста. Если ответ неправильный, то право хода переходит к другой команде. Где познакомился А.С. Пушкин с Онегиным на страницах романа. К какому жанру относится «Евгений Онегин»? Татьяна Ларина. Как назвал роман «Евгений Онегин» русский критик В.Г.Белинский?

«О Евгении Онегине» - Пушкин даже изобразил себя рядом с Онегиным на берегу Невы. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Ленский - Ольга. Не названный в романе муж Татьяны Лариной муж Анны Керн. Автограф Пушкина - автопортрет с Онегиным на набережной Невы. Онегин - Татьяна. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева.

«Об Онегине» - С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа. До 1833 года (выход в свет) меняется план. 10 глава и «Путешествие Онегина» не были завершены. Роман - эпический жанр. «Отрывки из путешествия Онегина». Художественное своеобразие произведения. 1837 год- напечатан последний авторский вариант.

«Евгений Онегин письмо» - Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: счастье и покой Замена счастью. Зачем вы посетили нас? 5. Письмо Онегина к Татьяне. Н.М.Карамзин. С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас (гл. 6. Сопоставительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны. Предвижу всё: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. (Из письма Онегина к Татьяне).

ПЛАН

  1. Что такое романтизм?
  2. Причины возникновения романтизма.
  3. Основной конфликт романтизма.
  4. Эпоха романтизма.
  5. Пушкин – пролагатель новых путей русской литературы.
  6. “Евгений Онегин” - изображение современной действительности.
  7. Заключение

Романтизм (от франц. Romantisme) – идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и “бесконечному”, жажду совершенства и обновления, пафос личности и гражданской независимости.

Мучительный распад идеала и социальной действительности – основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, соседствует с мотивами “мировой скорби”, “мирового зла”, “ночной” стороны души. Интерес к национальному прошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление издать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы) нашли выражение в идеологии и практике Романтизма.

Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде и психологии людей.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.

Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. Как это стало возможно?

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное - это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА

Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление - “байронизм”, и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в “Герое нашего времени” Лермонтова).

Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” - осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.

ЭПОХА РОМАНТИЗМА

Перед писателями начала XIX века, творчество которых складывалось после Великой французской революции, жизнь поставила иные задачи, чем перед их предшественниками. Им предстояло впервые открыть и художественно сформировать новый материк.

Мыслящий и чувствующий человек нового века имел за плечами долгий и поучительный опыт предшествующих поколений, он был наделен глубоким и сложным внутренним миром, перед его взором витали образы героев французской революции, наполеоновских войн, национально-освободительных движений, образы поэзии Гете и Байрона. В России Отечественная война 1812 года сыграла в духовном и нравственном развитии общества роль важнейшего исторического рубежа, глубоко изменив культурно-исторический облик русского общества. По своему значению для национальной культуры он может быть сопоставлен с периодом революции XVIII века на Западе.

И в эту эпоху революционных бурь, военных потрясений и национально-освободительных движений, возникает вопрос, может ли на почве новой исторической действительности возникнуть новая литература, не уступающая по своему художественному совершенству наиболее великим явлениям литературы древнего мира и эпохи Возрождения? И может ли в основе ее дальнейшего развития быть “современный человек”, человек из народа? Но человек из народа, который участвовал во французской революции или на плечи которого легла тяжесть борьбы с Наполеоном, не мог быть обрисован в литературе средствами романистов и поэтов предыдущего столетия, - он требовал для своего поэтического воплощения иных методов.

ПУШКИН – ПРОЛАГАТЕЛЬ РОМАНТИЗМА

Только Пушкин первый в русской литературе XIX века смог и в стихах и в прозе найти адекватные средства для воплощения разностороннего духовного мира, исторического облика и поведения того нового, глубоко мыслящего и чувствующего героя русской жизни, который занял в ней центральное место после 1812 года и в особенности после восстания декабристов.

В лицейских стихотворениях Пушкин еще не мог, да и не решался сделать героем своей лирики реального человека нового поколения со всей присущей ему внутренней психологической сложностью. Пушкинское стихотворение представляло как бы равнодействующую двух сил: личного переживания поэта и условной, “готовой”, традиционной поэтической формулы-схемы, по внутренним законам которой оформлялось и развивалось это переживание.

Однако постепенно поэт освобождается от власти канонов и в его стихотворениях перед нами предстает уже не юный “философ”-эпикуреец, обитатель условного “городка”, а человек нового века, с его богатой и напряженной интеллектуальной и эмоциональной внутренней жизнью.

Аналогичный процесс происходит в творчестве Пушкина в любых жанрах, где условные образы персонажей, уже освященные традицией, уступают место фигурам живых людей с их сложными, разнообразными поступками и психологическими мотивами. Сначала это еще несколько отвлеченные Пленник или Алеко. Но вскоре их сменяет вполне реальные Онегин, Ленский, молодой Дубровский, Герман, Чарский. И, наконец, самым полным выражением нового типа личности станет лирическое “Я” Пушкина, сам поэт, духовный мир которого представляет собой наиболее глубокое, богатое и сложное выражение жгучих моральных и интеллектуальных вопросов времени.

Одним из условий того исторического переворота, который Пушкин совершил в развитии русской поэзии, драматургии и повествовательной прозы, был осуществленный им принципиальный разрыв с просветительски-рационалестическим, внеисторическим представлением о “природе” человека, законах человеческого мышления и чувствования.

Сложная и противоречивая душа “молодого человека” начала XIX века в “Кавказском пленнике”, “Цыганах”, “Евгении Онегине” стала для Пушкина объектом художественно-психологического наблюдения и изучения в ее особом, специфическом и неповторимом историческом качестве. Ставя своего героя каждый раз в определенные условия, изображая его в различных обстоятельствах, в новых отношениях с людьми, исследуя его психологию с разных сторон и пользуясь для этого всякий раз новой системой художественных “зеркал”, Пушкин в своей лирике, южных поэмах и “Онегине” стремится с различных сторон приблизиться к пониманию его души, а через нее – дальше к пониманию отраженных в этой душе закономерностей современной ему общественно-исторической жизни.

Историческое понимание человека и человеческой психологии начало зарождаться у Пушкина в конце 1810 – начале 1820-ых годов. Первое отчетливое выражение его мы встречаем в исторических элегиях этой поры (“Погасло дневное светило…” (1820), “К Овидию” (1821) и др.) и в поэме “Кавказский пленник”, главный герой которой был задуман Пушкиным, по собственному признанию поэта, как носитель чувств и настроений, характерных для молодежи XIX века с ее “равнодушием к жизни” и “преждевременной старостью души” (из письма к В.П. Горчакову, октябрь-ноябрь 1822г.)

“ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – изображение современной действительности

Возникнувший впервые в период южных поэм, исторический подход Пушкина к пониманию “законов” души и сердца человека – прошлого и современного – получит вскоре последовательное выражение в “Евгении Онегине” и “Борисе Годунове”. Проводимое Пушкиным в “Евгении Онегине” сопоставление социально-бытового и нравственно-психологического облика двух поколений – Онегина с его отцом и дядей, Татьяны с ее родителями – свидетельство исключительного по своей глубине, тончайшего понимания зависимости человеческой психологии от бытовой и культурно-исторической атмосферы времени. В отличие от главных героев в произведениях его предшественников и старших современников, в том числе героев Карамзина и Жуковского, Онегин и Татьяна – люди, весь психологический и нравственный облик которых пронизан отражениями интеллектуальной и нравственной жизни из времени.

Как прекрасно понимает Пушкин, отец Онегина и Ларина-мать, оказавшись в положении Евгения и Татьяны, вели себя иначе, так как их времени были свойственны другие идеалы и другие нравственные представления, а вместе с тем – и иной строй чувства, иной жизненный ритм. Молодой человек, выросший в Петербурге, воспитанный гувернером-французом и читавший Адама Смита, мыслит иначе, чем его недалекий, воспитанный еще во нравах прошлого века, “благородно” служивший и промотавшийся отец. Поколение, кумирами которого были ловеласы и грандисоны, чувствовало не так, как поколение, зачитывающееся Байроном, Бенжаменом Констаном и мадам де Сталь. Сопоставляя характеры Онегина и Татьяны с характерами людей прошлого поколения, Пушкин показывает, как в реальном процессе жизни складываются новые, исторически неповторимые свойства души людей XIX века. Свойства эти определяют особые черты всей жизни – внешней и внутренней – молодого поколения, принципиально, качественно отличной от жизни “отцов”, таящей в себе новые, не известные прежней литературе сложные нравственно-психологические проблемы.

Татьяна встречает Онегина. В жанре сентиментальной повести такая встреча была бы описана как встреча двух возвышенных сердец, в романтической поэме – двух избранных, хотя и различных по своему складу, высоких, поэтических натур, противопоставленных поэтом окружающей действительности и превосходящих других, обыденных людей по силе своих чувств и стремлений. Другое мы видим у Пушкина. И Татьяна и Онегин представляются Пушкиным не как вариации готовых, повторяющихся типов, а как диалектически сложные человеческие характеры, каждый из которых несет на себе отпечаток условий его жизни, своего особого душевного опыта. Несходными обстоятельствами развития героев романа определен и характер того психологического преломления, которое образ каждого из них получает, отражаясь в сознании другого.

Как показывает читателю Пушкин, любовь Татьяны составляет психологическое отражение (и выражение) всей ее предшествующей жизни (материальных и духовных факторов): русская природа, общение с няней, восприятие народной жизни. И, наконец, вся окраска любовного чувства Татьяны к Онегину была бы иной, если бы она не пропустила его образ сквозь призму героев и сюжетов своих любовных романов, не ассоциировала его с ними.

Изображение Пушкиным детства и зрелого возраста Онегина и Татьяны, их отношение к природе, людям, окружающим их предметам быта – есть взаимосвязанные, переходящие друг в друга моменты единого процесса социально-бытового и психологического развития героев. А характеристика отца Онегина, его дяди, учителей, описание его образа жизни в Петербурге создают яркую картину русской дворянской жизни начала XIX века. Знакомство с воспитанием и образом жизни главного героя до встречи с Татьяной объясняет читателю его реакцию на встречу в героиней и не ее письмо. А описание этой реакции является новым дальнейшим этапом более углубленного знакомства читателя с героем, дает новый материал для проникновения в характер и психологию “молодого человека” XIX века.

Таким образом, все отдельные эпизоды в романе оказываются не безразличными друг к другу, а внутренне связанные между собой. Причем не только окружающая обстановка и внешние факторы жизни помогают объяснить и понять внутренний мир персонажей, но и сам этот мир приобретает огромное, исключительное значение в изображении современной действительности того времени.

Историческое понимание не только внешней среды и обстановки, в которой живут и действуют люди, но и самого строя их чувств и нравственной жизни, не менее отчетливо выражено в пушкинской прозе – от “Арапа Петра Великого” до “Пиковой дамы”, “Капитанской дочки” и “Египетских ночей”.

В произведения Пушкина вместе с переменой “духа времени” меняются не только общественные нравы, характеры и моды, но также и отношения, складывающиеся между людьми: любовь средневекового паладина или “рыцаря бедного” принципиально, качественно отличается от любви молодых людей XIX века. Поэтому и в литературе XVIII века “рыцаря бедного” вытеснил кавалер Фоблас, а уже полвека спустя “Фобласов обветшала слава”, и их место заняли Онегин и Чайльд-Гарольд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, но продолжает жить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения с историей. И эти отношения могут осветить произведение для современников новым светом, могут обогатить его новыми, не замеченными прежде смысловыми гранями, извлечь из его глубины на поверхность такие важные, но еще не сознававшиеся прежними поколениями моменты психологического и нравственного содержания, значение которых впервые и могло быть по-настоящему оценено лишь в условиях доследующей, более зрелой эпохи. Так произошло и с творчеством Пушкина. Опыт исторической жизни XIX и XX веков и творчество наследников великого поэта раскрыли в его произведениях новые важные философские и художественные смыслы, часто еще недоступные ни современникам Пушкина, ни его первым ближайшим, не посредственным преемникам, в том числе Белинскому. Но так же как творчество учеников и наследников Пушкина помогает сегодня лучше понять произведения великого поэта и оценить по достоинству все скрытые в них семена, получившие развитие в будущем, так и анализ художественных открытий Пушкина позволяет литературной науке глубже проникнуть в последующие открытия русской литературы XIX и XX веков. Это подчеркивает глубокую, органическую связь между новыми путями, проложенными в искусстве Пушкиным, и всем позднейшим развитием русской литературы вплоть до наших дней.

Литература

  1. “Литература в Движении Времени”, Фридлендер Г.М.
  2. “Жизнь и творчество А.С.Пушкина”, Кулешов В.И.
  3. “Проза Пушкина: Пути эволюции”, Томашевский Б.В.

Итоговая контрольная работа

А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

1. К какому литературному направлению относится данное произведение?

а) классицизм б) сентиментализм в) романтизм г) реализм

2. По родовой принадлежности "роман в стихах" относится к жанру:

а) лирическому б) эпическому в) лирико-эпическому г) драматическому

3. Каким стихотворным размером написано произведение:

а) ямб б) хорей в) амфибрахий г) анапест

4. Евгений Онегин - это герой:

а) положительный б) отрицательный в) нельзя сказать однозначно

5. Укажите, к какому типу литературных героев можно отнести Евгения Онегина.

а) «маленький человек» б) «униженные и оскорблённые» в) «лишний человек»

6.Какое слово наиболее часто произносит Онегин?

а) интересно; б) грустно; в) скучно.

7. Почему «Евгений Онегин» продолжает сохранять свою актуальность?

а) отражает характерные черты эпохи начала 19 века, читатель глубже узнаёт историю;

б) допускает различные интерпретации смысла;

в) ставит общечеловеческие проблемы, злободневные во все времена.

8. Татьяна Ларина для Пушкина:

а) загадочный образ; б) типичная деревенская барышня; в) идеал русской женщины.

9. Определите кому из героев соответствуют характеристика:

1. "Умён и очень мил", "как женщин он оставил книги"

А. Татьяна

2. "Как жизнь поэта, простодушна, как поцелуй любви, мила"

Б. Ленский

3. "... некогда буян, картёжной шайки атаман, глава повес, трибун трактирный"

В. Онегин

4. "Поклонник славы и свободы", "дух пылкий и довольно странный"

Г. Ольга

5. "Она была нетороплива, не холодна, не говорлива..."

Д. Зарецкий

10. Определите героев по их кругу чтения

11. Укажите, чьи это слова

12. Какой художественный прием лежит в основе характеристики дружеских отношений Онегина и Ленского?
Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой.

13 .Почему Онегин принимает вызов Владимира Ленского на дуэль и убивает его?
а) не может простить безрассудной дерзости Ленского, вызвавшего друга на дуэль;

б) завидует счастью Владимира на фоне собственной личной неустроенности;

в) боится нарушить законы света, согласно которым в случае отказа от дуэли будут объявлен трусом.

14. Почему в конце романа Татьяна отвергает Онегина, хотя продолжает его любить?

А) нравственные принципы для Татьяны превыше всего;

Б) чтобы наказать его за жесткую холодность

В) она помнит обиду, нанесенную Онегиным когда-то.

15. Вставьте слово, закончив строку из романа:

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская[...]


16. Для чего Пушкин вводит в роман зеркальную композицию (две любви, два письма, две отповеди и т.д.)
а) чтобы унизить Онегина и возвысить Татьяну;
б) чтобы показать, что все люди подчинены единым психологическим законам;
в) чтобы показать духовное возрождение Онегина.

17. Дайте развёрнутый ответ:

"Какое значение для Онегина имела встреча с Татьяной в Петербурге?"

Эталоны ответов

Итоговая контрольная работа

А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

1 балл

1 - В

2 - Г

3 - Д

4 - Б

5 - А

1 балл

1 - В

2 - А

3 - Б

1 - Б

2 - А

3 - В

антитеза

хандра

Критерии оценки:

Всего 16 баллов

«5» - 0- 2 ошибки

«4» - 3 – 4 ошибки

«3» - 5 – 7 ошибки

«2» - 8 и более ошибок

_______________________________________________________

17. Оценивается дополнительно

Встреча Онегина с Татьяной в Петербурге - это новый этап в духовном развитии Онегина.

Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего, холодного и рассудочного человека. Перед нами пылкий влюбленный. Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь.