Нравственные основы личности. Ф. р. вейсс нравственные основы жизни

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя школа № 9

Итоговая работа слушателя ОРКСЭ на тему:

« Нравственные основы семейной жизни »

(Родительское собрание)

Работу выполнила: Петровичева О.А.

учитель начальных классов

С.п. Мулино2015 год

Родительское собрание

«Нравственные основы семейной жизни»

Цель: Обсуждение с родителями темы « Нравственные основы семейной жизни»и правил нравственного воспитания ребенка в семье.

Задачи:

1 .Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.

2. .Расширять область знаний у родителей по теме « Нравственные основы семейной жизни».

3 . Воспитывать положительное отношение к традициям семьи.

Оборудование: Интерактивная доска с презентацией,

на доске вывешиваются семейные плакаты, выставка книг.

Мотивационный этап

I. Организационный момент.

Сегодня на родительском собрании мы будем говорить о нравственных основах семейной жизни, о ценностях, узнаем, что же является высшей ценностью и как эту высшую ценность защитить и сохранить.

Семья – это то, что всегда с тобой.

Семья – это счастье и любовь в доме.

Семья – это то, что очень сложно найти и страшно потерять. Семья – это самое значимое в жизни человека.

Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития.

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это самое дорогое, что есть не у каждого из нас.


«Привязанность к семье и дому создается не нарочно,

не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой,

которая царит в семье»

Д. С. Лихачев.

Основной этап

I. Вступительное слово учителя по теме.

II. Ценность семьи, как одна из основ нравственного воспитания»

III. Работа с ситуациями.

IV. Семейный плакат

VI. Решение и постановление родительского собрания.

Готовясь к собранию, классный руководитель предлагает детям нарисовать плакат «Семья глазами детей».

I. ВСТУПЛЕНИЕ.

Нравственные основы семейной жизни неразрывно связаны с окружающим миром,то есть миром в котором мы живем.Таких ценностей очень много.Наше внимание мы обратим именно на ценность семьи и что она значит для человека. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки...

Учитель : Я не ошибусь, если скажу, что каждая семья индивидуальна по-своему. А скажите, чем же отличается одна семья от другой?

Родители : Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

Учитель: Да, верно, традициями, тем, что передается из поколения в поколение.

Собирать и хранить семейные фотографии – это одна из традиций .

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой фотографии дорогих людей.

Иногда на нас нападает ностальгия и нам хочется открыть семейные альбомы и вспомнить о каких-то важных событиях или традициях для этого мы открываем семейные альбомы и фотографии возвращают нас в прошлое.

Готовясь к данному собранию наши дети для вас выполняли мини-проект на тему: «Семья глазами детей ».Обратите внимание на плакат.

6. Какие пословицы о семье вы знаете и какие подходят к этому проекту?

Объясните смысл пословицы: На что и клад, коли в семье лад. Дружная семья гору сдвинет. Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

II. НРАВСТВЕННОЕ ЦЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

III. СИТУАЦИЯ : Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мамапожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: Всемье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Наш класс - тоже семья . И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, хорошие оценки, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью.

Важно не забывать о том, что каждая семья должна быть крепкой, дружной. А я желаю вам семейного счастья и благополучия.

VI. РЕШЕНИЕ И ПОСТАНОВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие...

Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование
продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего
ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с
анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога - объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Используемая литература:

1. Савченко К.В., Шапошникова Т.Д. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 4 класс. М.: Дрофа, 2012.

2. Шапошникова Т.Д. Учебник. Основы светской этики. 4 класс. М.: Дрофа, 2012.

3. РГПУ им.Герцена. Религия Санкт-Петербурга. СПб.: Союз.

4. Электронное приложение к учебному пособию.

5. Материал из Википедии - свободной энциклопедии

7. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса. 8. Энциклопедическая и справочная литература, словари.

8. Учебник: Р. Н. Бунеев, Д. Д.Данилов, И. И. Кремлёва « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». 4 класс;

Существует ряд общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности – не лги, не воруй, не чини насилия, которые человек возводит в свой императив повеления. Лишь на этом нравственном базисе мо­жет утверждаться личностная независимость индивидуума, раз­виваться его умение направлять свою деятельность, строить свою жизнь осмысленно и ответственно.

Безответственность наиболее чужда индивидуальной незави­симости. Нет ничего более пагубного для личностной целостно­сти, чем беспринципность.

Тягчайшие испытания, выпавшие на долю людей в XX сто­летии, подтвердили справедливость этих утверждений. В 1938 г. венский психиатр Бруно Беттельгейм был заключен в кон­центрационный лагерь. В течение двух лет, проведенных в Дахау и Бухенвальде, он в уме сочинял книгу, где анализировалось состояние и поведение людей в условиях чудовищных массовых экспериментов, затеянных фашизмом. В 1960 г. она вышла в свет под названием «Просвещенное сердце».

Целью гитлеровского концлагеря, свидетельствовал Беттель­гейм, была «ампутация личности в человеке» – формирование «идеального заключенного», которой реагировал бы на коман­ды надсмотрщика мгновенно, не рассуждая, наподобие автома­та или запуганного ребенка. Содержа людей в условиях хрони­ческого недоедания и стадной барачной скученности, применяя унизительные наказания, поддерживая с помощью произволь­ных казней «общий фон террора», фашисты в основном достиг­ли того, к чему стремились.

Однако оказалось, что «идеальный заключенный», как пра­вило, становился совершенно нежизнеспособным существом. После «ампутации личности» в нем разрушались также качества индивидуальности и индивидуума: атрофировались способнос­ти, затухала память, притуплялся даже инстинкт самосохране­ния. «Идеальный заключенный» был истощен, но не испытывал голода, пока надзиратель не крикнет «ешь», он двигался маши­нально, безропотно слабел и, наконец, что называется, «весь вымирал». По наблюдению Беттельгейма, в «идеальных заклю­ченных» быстрее всего превращались либо расчетливые цини­ки, либо люди с чиновничье-клерковской психологией, кото­рые никогда не ведали долга, выходящего за рамки инструкций, и привыкли бездумно говорить: «У меня был приказ». И, наобо­рот, дольше и успешнее других разрушению личности сопро­тивлялись те, кого принято называть ригористами: «людьми дол­га», «людьми принципа».

Общечеловеческие нравственные нормы образуют фундамент, над которым надстраивается все многообразие более поздних моральных ценностей и норм.

Можно выделить такие характеристики человека, которыми он обладает, живя в обществе:

1. Человек изначально деятелен, все его специфические свойства формируются в ходе развития предметной деятельности, то есть исторически.

2. Человек не может существовать без других людей, ибо специфически человеческий способ жизнеобеспечения – труд уже по своему происхождению является коллективной совместной деятельностью.

3. Особое значение, которое человек получает внутри обще­ства, в конечном итоге определяется его местом в сложной и многообразной системе отношений, складывающихся относи­тельно общественного труда. Все особые роли и достоинства, отличающие одного индивидуума от другого, являются общественными отношениями. Каждое из качеств, присущих отдельному индивидууму, представляет собой нечто действительное лишь постольку, поскольку реализуется как отношение данного индивидуума к другим людям.

Нравственность не просто средство общественного регули­рования индивидуального поведения, это еще и средство духов­но-персонального выживания самого индивидуума. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека. Хочется согласиться с мнением во­сточного поэта Анвари:

Для человека мысль – венец всего живого,

А чистота души есть бытия основа.

По этим признакам находим человека:

Всех тварей на земле превыше он от века.

А если он живет, не мысля и не веря,

То этот человек не отличим от зверя.

Французский социолог Э. Дюркгейм в книге «Самоубийство» обратил внимание на то, что расчету с жизнью, как правило, предшествует «аномалия» (беззаконность), ценностно-норматив­ный кризис, состояние, когда для человека ничто не свято и не обязательно.

«Пошел и удавился», – так говорит Евангелие о конце Иуды Искариота, отрекшегося от принципов и предавшего врагам учи­теля своего. Даже тридцать сребреников, назначенных за преда­тельство, потеряли в глазах Иуды всякую ценность и интерес: перед смертью он бросил их в лицо жрецам-плательщикам. Ано­малия, полная апатия и бегство в смерть.

Жизнеспособность животного инстинктивно непроизвольна. Жизнеспособностьчеловека основана на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Смысл жизни по сути своей «сверхпрагматичен», главный вопрос: «ради чего жить?». Один из героев В. М. Шукшина высказывается так: «Ну, жи­вешь, ну, жрешь, ну, детей родишь, – а зачем?.. Родиться бы мне ишо разок! А? Пусть это не считается, что прожил».

Поиск смысла жизни – одна из сложнейших задач, стоящих перед личностью. Самореализоваться, развернуть свой талант можно только в обществе. Человеку заданы не таланты, а пред­посылки, задатки. Для самореализации личности нужен прин­цип высокого гуманизма, здоровый коллектив, доброжелатель­ность, доброта – в общем, объективные условия, способные поднять человеческий дух. Каждый нормальный человек рано или поздно задается вопросом жизни и смерти, конечности ин­дивидуального существования.

Реакция на осознание своей смертности различна. Человек живет, отягощенный знанием о грядущей собственной смерти, хотя таится это знание в скрытых глубинах сознания. И наличи­ем такого знания в духовном опыте человека в значительной степени и объясняется острота, с которой перед ним встает воп­рос о смысле и цели жизни.

Человек, осознавая конечность своего земного существова­ния и задаваясь вопросом о смысле жизни, начинает вырабаты­вать собственное отношение к жизни и смерти.

И тема эта занимает центральное место во всей культуре че­ловечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разга­дать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно, и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть, например «Нет, весь я не умру» у А.С. Пушкина.

Поиском ответа на этот вопрос занимаются многочисленные науки, каждая из которых пытается предложить человеку опре­деленные решения.

Философия обращается к разуму человека и исходит из того, что человек сам ищет ответ, прилагая собственные духовные усилия.

Накопленный человечеством нравственный опыт долгое время осмысливался в рамках религиозных систем, а обобщение обо­снованных ими моральных ценностей подкреплялось ссылками на суд и воздаяние, которые ожидают каждого после смерти.

Философская концепция смысла человеческой жизни исхо­дит прежде всего из ее самоценности и самоцельности, но важ­но при этом не только видеть смысл жизни человека в самой жизни, но и отвечать на вопрос: «Для чего жить?». Такое науч­ное понимание жизни человека органически соединяется с цен­ностным подходом. Человеческая жизнь оказывается не случай­ной и не бессмысленной, поскольку личность рассматривается как часть целого – человеческого общества.

Проблема смысла жизни имеет другую сторону, относящую­ся к реальной, природно-биологической бесконечности челове­чества и бессмертию его разума, а также к возможности других форм жизни и разума, внеземных цивилизаций в бесконечной Вселенной. Эта чрезвычайно интересная сторона вопроса ши­роко обсуждается в современной научной и философской лите­ратуре. Космизация человечества (выход в будущем в бесконеч­ные просторы Вселенной) изменит во многом наши представле­ния о времени, что будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее деятельности, смерти и бессмертия, приведет к осознанию космического предназначения и ответ­ственности человека и человечества.

И. Кант писал, что самая действительно нужная человеку наука – это та, которая поможет занять человеку указанное место в мире и научит его быть человеком. Он провозгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство) самой высокой цен­ностью и высшей целью. Понятие высших целей человеческого разума, сформулированное Кантом, проникнуто гуманизмом.

Гуманизм – это совокупность взглядов, выражающих уваже­ние к достоинству и правам человека, его ценности как лично­сти; заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о созда­нии достойных человека условий жизни. Как идейное течение гуманизм складывается в эпоху Возрождения (IV–VI вв.). В этот период гуманизм является идеологией прогрессивной буржуа­зии, боровшейся против феодализма и геологических взглядов Средневековья.

Гуманисты провозгласили свободу человеческой личности, право человека на наслаждения и удовлетворение земных по­требностей. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения – Ф. Петрарка, А. Данте, Д. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Э. Рот­тердамский, Д. Бруно, Ф. Рабле, М. Монтень, Н. Коперник, В. Шекспир, Ф. Бэкон и другие – сыграли важную роль в фор­мировании нового гражданского мировоззрения.

Человек – главная фигура общества и его истории. Из этого мы и должны исходить, когда рассматриваем гуманистические традиции в истории общества. Человек имеет много измерений, но самое главное – это осознание свободы. Свобода человека означает его независимость и раскрепощенность, с одной стороны, от природной, с другой стороны, от социальной зависи­мости. Именно потребность в сохранении свободы заставляет человека объединяться, потому что только объединенные уси­лия людей позволяют им противостоять царству слепой необхо­димости, природе. Воздействуя на природу, человек начинает использовать ее для себя, расширяя свой крохотный островок свободы.

Проблема свободы тесно связана с проблемой справедливос­ти. Справедливость – морально-нравственная категория, свя­занная с исторически меняющимися представлениями о правах человека.

Идеи гуманизма были заложены в систему традиций чело­веческого общения и имеют свою многовековую историю. На Руси издавна были фамильные династии ученых, политиков, во­енных деятелей, промышленников. От старшего поколения к младшему передавалось не только профессиональное мастерство, но и нормы поведения, определенные нравственные установки. Содержанием общечеловеческих ценностей является знание язы­ка, литературы, умение разбираться в живописи, искусстве. Это способствует развитию гуманизма.

Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, кото­рые в той или иной степени определяют поведение человека. В процессе своего самоутверждения человек опирается на те цен­ности, которые для него кажутся несомненными. В наше время такими несомненными ценностями являются мир, демократия, прогресс и сам человек как ценность особого рода. Указанные ценности тесным образом взаимосвязаны. Это мир в условиях демократии, служащая миру демократия, человек как высшая ценность и демократическое общество, располагающее гуманистическими социальными институтами и отношениями; де­мократическое общество как форма человеческого общежития, благоприятствующее решению жизненных проблем человечества.

Познание каждым человеком этих ценностей служит осно­ванием для становления целостного человека. Отсюда образ че­ловека предстает в единстве материального и духовного мира, когда истинно человеческой сущностью признается не только одна сторона его существа, скажем разумная, духовная, в проти­вовес телесной, биологической. Образ целостного человека ос­нован на гуманистическом единстве духа и природы, заключен­ном в самом человеке.

Образ человека нового типа, несомненно, является идеалом, но идеалом жизненным, в определенной степени обусловлива­ющим диалектику объективных и субъективных личностных сил общественного развития. Этот идеал целостного человека в оп­ределенной степени объективирован в результатах материаль­ной и культурной деятельности.


Похожая информация.


«Нравственные основы жизни человека».

Урок по обществознанию в 8 классе

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с понятием любовь; рассказать о том, что тема любви в разное время использовалась в музыке, живописи, литературе.

Коррекционно-развивающие: корригировать познавательные способности (речь, мышление, память, внимание); работать над развитием умения приводить свои собственные примеры, участвовать в обсуждении какого-либо вопроса; формировать навык работы с дополнительными материалами.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к классической музыке, живописи, литературе; воспитание мотивации к обучению.

Оборудование и материалы: методические рекомендации по обществознанию для 8-х классов; ТСО (телевизор, DVD-плеер, аудиопроигрыватель); карточки с дополнительным материалом.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вступительное слово учителя. Объявление новой темы: «Нравственные основы жизни человека».

3. Изучение нового материала.

Вопрос для учащихся перед началом изучения новой темы:

Как вы понимаете слово любовь? (Ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в различных понятиях слова любовь.

Изучение новой темы строится на основе объяснительного чтения.

Стр. 31, 1-й абзац (один ученик читает, остальные следят):

В каких значениях используется понятие любовь?

Задание

Приведите примеры любви к Родине, любви к своему делу, любви к жизни.

Просмотр отрывка видеофильма о Нике Вуйчиче.

До начала просмотра учитель читает дополнительную информацию:

Ник Вуйчич родился с синдромом Тетра-Амелия, редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырех конечностей.

Вопрос после просмотра:

Какие чувства у вас вызвал просмотр данного видеофильма?

3-4 ученика читают отрывки из дневника польской школьницы Барбары.

К сожалению, нередко человек самому себе становится злейшим врагом, оказываясь в плену пагубных привычек и пристрастий. Курению, употреблению алкоголя, наркотики – вот то, что, разрушая здоровье, неизбежно сокращает человеческую жизнь.

У нас в руках дневник польской школьницы Барбары (Баськи – как она сама себя называла). Начат он 20 декабря 1977 года, а последняя запись сделана 25 июня 1980 года. Всего два с половиной года мучений, отчаяния, страха, одиночества. Барбара Росек погибла, оставив нам историю своей загубленной жизни.

Читаем записи, сделанные Барбарой за несколько дней до смерти.

Баська, возьми себя в руки. Так нельзя. Я знаю, что так нельзя. Но как можно выдержать эту чудовищную боль? Я окончательно развалилась. Надо как-то собрать себя по кусочкам. Приладить их все по очереди. Но я не могу вырваться из этого порочного круга. Наверное, из него уже нет выхода.

Другого пути, похоже, и не было. Даже если бы можно было повернуть все назад, вернуться в детство, то, кажется, все равно было бы все то же самое. Первая порция морфина в 14 лет – и экстаз от того, что входишь в мир наркоманов. Презрение к обыкновенным, заурядным людям. И я, такая важная, надутая говняшка, которая сама себе поклонялась, как идолу.

Наркотики больше не приносят мне никакого удовольствия. Но с ними мне все-таки не так плохо. Да, так-то оно так, если б я еще продолжала существовать, но ведь меня уже нет. Осталось еще кое-что чисто биологическое, с чем пора покончить, потому что это кое-что уже не имеет права на существование. Я увязала не самом дне. В зеркале видны только одни глаза, которые смотрят на мое падение. Мои глаза, которые когда-то так хотели смотреть на мир.

Вопрос:

Какие мысли и чувства вызвали у вас отрывки из этого дневника?

Задание

Сравните просмотренный отрывок видеофильма и прочитанные отрывки из дневника Барбары. В каком случае можно сказать о любви к жизни?

Дальнейшая работа с текстом.

Стр. 31, 3-й абзац:

На что ориентируется мораль? (Вспоминают, что такое идеал)

Почему любовь – это стремление к идеалу?

4-й абзац:

В чем заключается нравственная сила любви?

Словарная работа: Миротворчество – поддержание мира.

Почему любовь является высшей ценностью морали?

Т.е. мы можем сказать, что любовь – это высшая ценность морали.

5-6-й абзац:

Что еще такое любовь?

Без чего не может существовать любовь?

Что обязательно должно быть у влюбленных?

Словарная работа: Гармония – согласованность, стройность в сочетании интересов, лад, порядок, слаженность.

Таким образом, любовь – духовный союз влюбленных.

7-й абзац:

Назовите черную тень любви.

Почему возникает ревность?

А теперь давайте узнаем, как тема любви в разное время использовалась в музыке и живописи.

Ученики слушают отрывок из «Лунной сонаты» Бетховена.

Вопрос:

Как вы думаете, это произведение является грустным или веселым?

Действительно, это музыкальное произведение является грустным. И оно было создано под влиянием любви.

Дополнительная информация:

История возникновения “Лунной сонаты” ярка и интересна. Бетховен назвал ее “Соната в духе фантазии”.
Название “Лунная”, уже после смерти композитора, дал ей один из друзей Бетховена – поэт Людвиг Рельштаб. Он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей по ней лодки.
Как раз в то время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвичарди, он стал думать, как о своей будущей жене. Джульетта поощряла композитора, но была слишком легкомысленна и поверхностна, чтобы понять гениального учителя. Она, воспитанная в аристократической семье, – свысока смотрела на своего учителя. Она нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга – бездарного сочинителя музыки, зато графа.
“Лунная соната” и была создана в эту трудную пору жизни композитора. Под настоящим ее названием Бетховен написал: “Посвящается графине Джульетте Гвичарди”.

Просмотр видеофайла «Любовь в живописи».

Кроме того, тема любви очень широко используется в литературе (стихи, поэмы, романы и др.).

Вывод по теме: Сегодня мы узнали о том, что понятие любовь используется в различных значениях, это может быть любовь к …… (Родине, жизни, своему делу и т.д.). Так же мы выяснили, что любовь – это … (высшая ценность морали) и … (духовный союз влюбленных). Тема любви в разное время использовалась … (в музыке, живописи, литературе).

4. Первичное закрепление изученного материала.

Какую тему изучили на уроке?

- Почему любовь – это стремление к идеалу?

Докажите, что любовь является высшей ценностью морали.

Без чего не может существовать любовь между двумя людьми?

Как мораль помогает человеку победить ревность?

5. Подведение итогов.

В последнее время значительно увеличилось количество негативных из-лучений (мыслей, чувств, действий) человека. Они вызывают кризисы в обще-стве и природе, проникают в Космос, заражая его. Это угрожает человечеству глобальной катастрофой.

Знание этого должно повысить экологическую ответственность человека перед Богом, природой и обществом.

Спасение планеты Земля возможно путём применения человеком новых знаний психологической культуры в повседневной жизни. В пособии даны советы и рекомендации по воспитанию в семье, общественных институтах и ин-дивидуальной работе над собой. Изложена новая духовно-нравственная программа самосовершенствования

Следуя законам Всевышнего и делам его

ВВЕДЕНИЕ

Духовно-психологическое пособие « Основы нравственной жизни» – синтез духовных, психологических и медицинских знаний, которое включает двадцать разделов по духовно-нравственному просвещению и воспитанию детей и взрослых, новый моральный семейный кодекс, схему генеалогического древа рода и методику самосовершенствования.

Цель данного пособия: раскрыть причины мирового кризиса с духовно-психологической точки зрения, показать возможные последствия его для эволюции Земли и человечества и наметить пути выхода из кризиса.

Задачи методического издания.
Раскрыть новые психологические знания о структуре личности и индивидуальности и их взаимодействии.

Показать экологическую и эволюционную ответственность человека за свою Душу перед Богом, природой, обществом.

Выявить влияние положительных и отрицательных качеств Души человека на его здоровье.

Показать духовно-психологические особенности воспитания детей в семье и нравственно-психологические аспекты взаимоотношений в семье

Вскрыть духовно-нравственные проблемы молодёжи, пороки и порочные наклонности, показать пути коррекции и профилактики их безнравственного поведения.

Ознакомить с некоторыми законами Космической морали.

Показать взаимосвязь жизни Душ на Небе и на Земле по ро-дословному кармическому дереву.

Научить людей регулярно пользоваться новой методикой самосовершенствования в повседневной жизни.

Кризис, взаимосвязь духовного и материального и смысл жизни

Кризисы и кризисные явления поразили все стороны жизни общества, как материальные, так и духовные. Все проблемы по-родил кризис нравственности.

Безнравственность сделала общество духовно ущербным, что отразилось на материальной жизни, вызвало кризис материальный, экономический и экологический. Согласно Космическому закону равновесия материальное и духовное должны быть уравновешены в соотношении 1:1.

Но в настоящее время это со-отношение смещено в сторону материального и составляет 1:0. Ожидания, что кризис скоро закончится, неоправданны, пока не будет устранена главная причина его породившая – бездуховность (безнравственность).

Чрезмерные усилия государства: финансовые вливания в производства, какие-либо модернизации, технические усовершенствования не приведут к преодолению кризиса, пока большинство людей смыслом жизни будет считать накопление материальных благ, удовлетворение пищевых и сексуальных потребностей.

К чему может привести глобальный кризис? Каковы его последствия?

В последнее время люди всё больше стали проявлять отрицательные качества Души, что вызывает заражение планеты Земля и Космоса. Создаётся угрожающая ситуация, когда планета Земля может быть устранена из Солнечной системы разумными силами Космоса. Человечеству было дано множество предупреждений от духовных Учителей и пророков. Но человечество продолжает их игнорировать.

Как противодействовать гибели планеты Земля?
Нам представляется, что нужно начинать с конкретного, от-дельного человека, с семьи, со всех институтов воспитания, начиная с детского сада. Повернуть всю государственную политику навстречу человеку, его духовному миру. Заниматься семьей, семейным воспитанием.

Развивать и укреплять патриотические традиции, культуру, спорт, так как именно патриотизм, культура и спорт напрямую связаны с духовностью. Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекательность семейной жизни.

Смыслом жизни люди должны принять веру в Бога, знание и выполнение нравственных законов Космоса, устранение отрицательных качеств своей Души и замены их положительными.

Изгнать с телеэкранов пошлость, разврат, насилие, так как эта зараза распространяется через телеэфир и интернет в виде электромагнитных волн так же, как при непосредственном кон-такте. Телевизор, компьютер и даже мобильный телефон теми же электромагнитными волнами заражают телезрителей, интернетчиков и абонентов телефонной мобильной связи пошлостью, развратом, насилием и тому подобным, непосредственно через Душу, усиливая её отрицательные качества.

Новые психологические знания о структуре человека
Каждый человек должен знать, что он представляет собой личность и индивидуальность.

Личность – это тело, разум, характер, эмоции, чувства, по-ведение, поступки, мышление, речь.

Индивидуальность – скрытая духовная единица человека, имеющая электромагнитную природу. Состоит из Духа, Души и Зерна Духа. Личность обладает физическим телом и разумом, здоровыми или больными, и проявляет себя в общественной жизни как нравственная или безнравственная. Индивидуальность (Душа) может быть здоровой или больной. В жизни про-являет себя духовной или бездуховной.

Местом передачи жизненного опыта от прошлого к будущему. Крепкая семья становится хранительницей традиции и творческой лабораторией нового. … Семья есть место любви и тепла, постоянных трудов и полноценного отдыха» - так считают авторы – составители и инициаторы экспериментального курса иерей, священник храма Рождества Христова г. Екатеринбурга Моисеев Д.А. и монахиня Нина (Крыгина), насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери, кандидат психологических наук.

Потребность в данном предмете для учащихся старших классов очевидна: кризис семейных отношений наблюдается не только в российском обществе , но и во всем мире. За прошедшее столетии в нашем Отечестве нарушилась связь поколений, утратились нравственные основы семейных традиций, зачастую семейные отношения носят характер формальный, чисто партнерский. Истинно семейная жизнь в современных условиях – это подвиг, и к этому надо готовить себя.

Целью курса, как справедливо считают авторы учебника «Нравственные основы семейной жизни», является «введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка их к созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи»

Данный эксперимент был предложен 2 школам в городе Шарье –№21 и №4.

Выбор школы в качестве экспериментальной был не случайный.Наша школа (№4) является муниципальной опорной площадкой по духовно – нравственному воспитанию. С 2007 г. в школе реализуется программа духовно нравственного воспитания «Возрождение» Накоплен большой опыт работы по данной тематике. Семья, ее традиции, нравственные устои стали важным направлением в работе педагогического коллектива. Идейным вдохновителем и истинным подвижником стала Шевелева Нина Александровна, учитель русского языка и литературы. За огромный вклад в деле духовного и нравственно воспитания учащихся была удостоена высоких наград – памятной медалью «1020-летие Крещение Руси», медалью «За нравственный подвиг учителя».

С целью повышения статуса и ответственности семьи перед обществом, государством в школе проводится систематическая работа: родительские конференции, литературные гостиные, фольклорные праздники, участие священнослужителей в мероприятиях школы, организация сетевых игр для школ города – это лишь малая часть того, что является традиционным в нашей школе и позволяет приобщить всех участников образовательного процесса к истинным семейным ценностям.

На наш взгляд, примером взаимоотношений между родителями и детьми, юношей и девушкой, мужчиной и женщиной является воспитание детей в семье Романовых . Именно о семье Романовых мы ведем разговор на историко – литературных вечерах, способствующих возрождению былых семейных ценностей в России.

Душевный разговор о великой княгине Елизавете Федоровне мы назвали «Небесный Ангел», ибо она являлась образцом добродетели, она умела прощать и любить врагов, что важно для христианина.

Владимир Палей, поэт, воин, великомученик стал для нас открытием. Именно его короткой, но яркой жизни, мы посвятили поэтический вечер. Наши ученики эмоционально, душевно, с особым трепетом представили образ настоящего гражданина Великой России, патриота, не сломленного большевиками и не предавшего родного отца ценой собственной жизни.

Весомым дополнением в духовно – нравственном воспитании стали введенные в учебный план предметы духовно – нравственного цикла: «Истоки» (2- 9 классы), «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»(4-5 классы) и с этого года – «Нравственные основы семейной жизни» (10 класс)

Для меня данный эксперимент стал открытием и позволил критичнее отнестись к себе, к своей семье, взаимоотношениям внутри семьи. Мера ответственности высока: от учителя требуется высокий духовно- нравственный уровень развития, профессиональное мастерство. Кроме того, необходимы знания по возрастной психологии, физиологии учеников. И самое важное, на мой взгляд, от учителя требуется постоянное саморазвитие и самовоспитание, работа над недостатками в характере, ведь в глазах учащихся он должен быть нравственным идеалом, образцом. От него требуется вести себя корректно, тактично. При подаче материала следует быть осмотрительным, заранее предвидеть возможную непредсказуемую реакцию, поскольку в настоящее время многие учащиеся живут в дисгармоничных семьях.

Прежний советский вариант курса – «Этика и психология семейной жизни» - рассматривал семейную жизнь как предмет изучения, прежде всего, с идеологической точки зрения . Вопросы экзистенциальные и антропологические, духовные почти не поднимались. Вслушайтесь в названия тем, которые предлагают нам авторы нового учебника: «Кто я?», «Я и другие», «Добрачные отношения», «Свадьба. Начало совместной жизни» и другие.

Осознавая психологическую неподготовленность учащихся к душевному разговору, стараешься преодолевать барьер, возникающий в процессе диалога . Пытаюсь строить свои занятия на основе доверительных отношений. В этом помогают мне иллюстративный материал, литературные примеры (т.к. я учитель литературы). В новом курсе особое внимание уделяется проблемам семейного счастья , смысла жизни, которые рассматривается в контексте семейной проблематики, личности, ее места в социуме, а также в аспекте построения ею будущей семьи. Главное для учителя – не требовать от учащихся формального заучивания учебного материала, а воспринимать его содержание как личностно значимое. Семейные ценности должны учащимися переживаться и проектироваться на будущую семейную жизнь. Ведь так хочется, чтобы российская семья была крепкой, многодетной и счастливой. Учитель должен помочь выстроить иерархию личностных ценностей, которые станут нравственным ориентиром в жизни каждого ученика . Вершиной этой иерархической лестницы должна стать семья (отец, мать, дети, счастливое детство). Особую нишу занимает благочестивое воспитание, почитание старших, стремление к добру, ответственность за семью и перед ней, и, конечно, любовь к Родине и служение Отечеству. В этом я вижу главную свою задачу.

Шумилова Л.И, учитель МОУСОШ №4