Русские колокола. “Колокола земли русской”. Колокола. Из какого металла отливали

Также по теме

«Царь-колокол» для Франции
Как русский царь отблагодарил французский город за помощь в перевооружении Русской армии / Великая война. 1914-1918

Последняя четверть XIX века была важной эпохой в развитии систем вооружения. Именно тогда на чертежах и в мастерских рождалось оружие будущих мировых войн ХХ века - самозарядные пистолеты и пулеметы, скорострельные пушки и главное оружие пехотинца - магазинная винтовка.
В 1880-е годы к созданию такого оружия приступили и в России. В 1883 году при Главном артиллерийском управлении была образована Комиссия по испытанию магазинных ружей - своего рода мозговой центр, где собиралась информация о новейших разработках в сфере стрелкового оружия за границей, проводились испытания новых патронов, порохов, предложенных инженерами конструкций винтовок. Создание новой системы вооружения стало свидетельством уровня развития российской науки и техники того времени.



Во время освящение колокола


В 1889 году благодаря успешным опытам Д.И. Менделеева был создан русский бездымный порох, на его основе полковник Н.Ф. Роговцев создал трехлинейный (7,62 мм) патрон, который под названием 7,62×54 мм R и по сию пору остается в производстве и на вооружении. В конце 1889 года Комиссии были представлены две разработанные под новый патрон магазинные винтовки - конструкции капитана Русской армии Сергея Ивановича Мосина и бельгийского оружейника Леона Нагана. В следующем, 1890 году обе системы прошли целый комплекс испытаний, для сравнения были использованы 23 образца винтовок лучших зарубежных фирм, ни одна из которых не показала преимущества перед отечественной конструкцией.

По итогам испытаний Комиссия отдала предпочтение винтовке Мосина, указав при этом на ряд недостатков, которые предлагалось устранить, использовав решения, примененные в своей винтовке Наганом. В результате этого синтеза и родилось оружие, с которым русские солдаты прошли все войны ХХ века, а отдельные модификации по сию пору стоят на вооружении силовых структур Российской Федерации.

Предлагая императору Александру III для высочайшего утверждения текст резолюции о принятии новой винтовки на вооружение, военный министр генерал от инфантерии Петр Семенович Ванновский указывал: «В изготовляемом новом образце имеются части, предложенные полковником Роговцевым, комиссией генерал-лейтенанта Чагина, капитаном Мосиным и оружейником Наганом, так что целесообразно дать выработанному образцу наименование: русская 3-лин. винтовка образца 1891 года».

По повелению Государя новое оружие получило название трехлинейная винтовка образца 1891 года. Капитану Мосину «за выдающиеся разработки по артиллерийско-стрелковой части» была присуждена Большая Михайловская премия.


Уже после Великой Отечественной войны в советской литературе утвердилось название винтовка Мосина, в зарубежных исследованиях ее часто называют винтовка системы Мосина-Нагана.


К производству нового оружия начали подготовку крупнейшие оружейные заводы Российской империи - Тульский, Ижевский и Сестрорецкий, однако, первая партия из 500 000 винтовок была заказана французскому заводу Manufacture Nationale d’Armes de Châtelleraut (на фото), расположенному в городе Шательро.

Это решение было принято по двум причинам. Во-первых, русское командование хотело как можно скорее перевооружить армию новой винтовкой, а размещение заказа в Шательро позволяло ускорить этот процесс на два года. А, во-вторых, в 1891 году был заключен франко-русский военно-политический союз, и заказ во Франции новейшей русской системы вооружения стал зримым его воплощением.

Шательро - город, по французским меркам, не древний. Первые упоминания о нем относятся к 952 году, когда местный граф построил замок рядом с удобной переправой через реку Вьенна, чтобы обеспечить защиту торгового пути от расплодившихся в округе разбойников. Постепенно вокруг замка сложился город, а одним из главных занятий его жителей стало производство оружия, особенно - огнестрельного.

Весной нынешнего года один московский звонарь рассказал мне, что есть сведения, будто бы за успешное выполнение заказа император Николай II подарил городу Шательро новый колокол, изготовленный в России. Никакой информации об этом колоколе и его дальнейшей судьбе обнаружить не удалось. Но этим же летом появилась возможность посетить французский город и на месте разобраться в этой истории.


Современный Шательро не относится к числу туристических достопримечательностей центральной Франции. Конечно, и здесь сохранились старинные дома в центре, мост в ренессансном стиле (на фото), построенный по повелению мудрого короля Генриха IV - основателя династии Бурбонов, древняя церковь святого Якова (здесь проходил один из паломнических путей в Сантьяго-де-Компостелла), но не это - главная особенность города. Он встречает путешественника длинными рядами современных промышленных зданий, окрашенных в серый и бежевый цвета. Здесь и поныне производятся новейшие системы вооружения, а также высокотехнологичные компоненты для авиационной, космической и автомобильной промышленности Франции. И все же о прошлом тут помнят.

В туристическом офисе, где мы задали вопрос о колоколе, сразу поняли, о чем идет речь. О, «клошь русс», конечно, знаем - он находится в церкви святого Якова. Сотрудница поставила отметку на карте города. Идем к церкви. Она находится в историческом квартале в самом центре города. Узкие, закрытые для движения автомобилей улицы, белые дома, за красивой оградой - здание, где некогда располагалась резиденция барона де Рони (он же - герцог де Сюлли), одного из знаменитых соратников короля Генриха IV, знаменитого министра финансов, а по совместительству, и видного специалиста в области артиллерии.

Вот и белая, с двумя башнями колоколен церковь святого Якова. Дверь открыта, но храм пуст. В полумраке - колонны, резные барельефы, цветные витражи и ни одного человека. Колокольни, по местному обычаю, закрыты деревянными ставнями, может колокол здесь? Стучимся в офис кюре, но и тот заперт, приколотая на дверях записка уведомляет, что пэр Бернар будет здесь только утром.


Утро следующего дня было пасмурным и прохладным, в церкви святого Якова было по-прежнему пусто, а вот дверь офиса кюре оказалась не заперта. Пэр Бернар - пожилой, но очень подвижный человек - понимает нас с полуслова. Он знает о «клошь русс» и его истории, но в туристическом офисе ошиблись: колокол находится не в церкви святого Якова, а в расположенной за рекой церкви святого Иоанна Евангелиста (на фото). Он пытается связаться по телефону с ее настоятелем, но кюре Патрис сегодня не в городе - уехал на службу в сельский приход и будет только через два дня.

Пэр Бернар несколько огорчен этим обстоятельством, но обещает прислать нам на электронную почту все известные материалы о русском колоколе.

Отправляемся за реку, чтобы увидеть хотя бы церковь, в которой находится колокол. Вот она, в романском стиле, неброская, без ярких украшений и статуй - обычный храм, в который ходят простые люди. Увы, но дверь закрыта на замок.

За невысокой оградой замечаю несколько стендов, на которых… фотографии колокола! Калитки нет, но где наша не пропадала! - перелезаю через забор и подхожу поближе. На стендах подробно описана вся история и русского заказа, и колокола. Теперь понятно, почему пэр Бернар назвал его огромным - по французским меркам, он действительно большой, почти в человеческий рост. Чтобы водрузить его на колокольню, местным инженером пришлось изрядно поработать.

Надписи на стендах посвящены не только колоколу, но и русскому оружейному заказу. Оказывается, он сыграл важную роль в жизни города. Тогда, в 90-е годы прошлого века, французское правительство в условиях экономического кризиса заметно сократило военный заказ, и над городом оружейников нависла угроза безработицы.


Итак, колокол найден, но неужели придется уехать из Шательро, так и не увидев реликвию? Неожиданно в стене церкви открывается маленькая боковая дверь и вышедший из нее человек несколько недоуменно смотрит на меня, застывшего с фотоаппаратом в руках около стендов на огороженной церковной территории.

«Клошь русс?» - переспрашивает он, а потом жестом приглашает войти. Из его слов понимаю, что в церкви ремонт и на колокольне отключен электрический свет, но подняться к колоколу можно. Идем по узкой каменной лестнице, мимо деревянных площадок, маленьких французских колоколов и, наконец, оказываемся на самом верху колокольни. Здесь темно, свет пасмурного дня с трудом пробивается через глухие жалюзи окон. Очертания колокола скорее угадываются во тьме, чем видны. Фотоаппарат отказывается функционировать. Рядом с колоколом угадывается специальный механизм для звона. Дело в том, что французские колокола, как и большинство европейских, отличаются от наших по технике звона. Если у нас, как правило, колокол висит неподвижно, а звонарь раскачивает его язык, то европейцы раскачивают сам колокол, подвешенный на качающейся балке. «Клошь русс» слишком велик, чтобы подвесить его подвижно на европейский манер, а колокольня слишком мала, чтобы можно было звонить по-русски, раскачивая язык, поэтому и придумали специальное устройство, позволяющее звонить.

Услышать звон колокола вживую не довелось, но в присланных пэром Бернаром материалах была запись звона. Звук чистый, протяжный и удивительно русский. Такой можно услышать в тех немногих храмах и монастырях, где чудом сохранились дореволюционные колокола…


«Клошь русс» был изготовлен в Санкт-Петербурге на знаменитом в то время колокольном заводе купца Василия Михайловича Орлова. Высота колокола - 2 метра 5 сантиметров, диаметр при основании - 1 метр 75 сантиметров, вес - 2640 килограммов.



Перед подъёмом на колокольню


На сторонах колокола - портреты императоров Александра III и Николая II, а также президентов Французской республики Сади Карно и Феликса Фора. В картуше надпись на французском языке - «Дар Его Величества Николая II Императора Всероссийского церкви Святого Иоанна Евангелиста города Шательро». В основании колокола надпись на русском и французском языках «Благовестник мира и дружбы народов» («Sonnez la paix et la fraternité des peuples»).

Решение подарить колокол император Николай II принял во время визита во Францию в 1896 году. Тогда русско-французский альянс казался оплотом мира и стабильности в Европе, и дружеский жест со стороны русского Государя должен был сделать его еще более прочным. Колокол был доставлен в Шательро в 1897 году, 15 мая того же года был торжественно освящен и получил имя Alexandre Nikolas, хотя чаше всего французы называют его «русский колокол» - «cloches russes».


Русский колокол на французской открытке


С тех пор удары «клошь русс» отмечали важные события в истории Шательро. Так, 5 октября 1919 года он победно звонил в честь вернувшихся с фронта Великой войны солдат 32-го пехотного полка французской армии, сформированного из местных уроженцев, а в 1944-м - приветствовал французских и английских солдат, освободивших город от немецкой оккупации. Звонит он и сейчас - и в торжественные дни, и во время обычной службы.

Как звучит «клошь русс»


И хотя, как мы уже отмечали, Шательро находится в стороне от обычных туристических маршрутов, русскому путешественнику стоит сделать небольшой крюк и посетить этот город, где за деревянными ставнями старинной колокольни находится весомая частичка русской истории.

Фото и видео заимствованы у kitowras

Альманах «Российский колокол» № 1 2016

Слово редактора

Анастасия Лямина,

журналист, публицист

Ми ищем таланти

Писатель талантлив, если он умеет представить новое привычным, а привычное – новым.

Сэмюэл Джонсон

Простое счастье, истинные ценности, переживания и размышления о событиях прошлого, настоящего и будущего, – этому и еще многому другому посвящён сегодняшний альманах.

Как и раньше, на страницах нового выпуска мы объединили обычных, но творческих людей разных поколений и интересов.

Простота, где-то местами непрофессиональный слог, избыточные эмоции в произведениях сегодняшних мастеров слова, по моему мнению, наполнили альманах № 1 жизнью.

Приятного чтения!

Современная поэзия

Ирина Богдашкина

Образование высшее. Дефектолог (олигофренопедагог и логопед высшей квалификации). Музыкант (фортепиано, аккордеон).

Номинант Национальных литературных премий: «Поэт года» (с 2012 г.), «Наследие» (с 2014 г.), литературной премии им. Сергея Есенина «Русь моя».

Финалист Национальной литературной премии «Поэт года – 2014», «Поэт года – 2015».

Член РСП, кандидат в члены ИСП.

Ажурной пеленою падал снег…

Ажурной пеленою падал снег
И покрывал собою всё пространство -
Луга, кусты, деревья, глади рек,
Даруя им богатое убранство.

Кружатся в вихре танца на ветру
Искрящиеся белые снежинки.
Последний взгляд небесному шатру.
Невидимые будто бы пружинки

Незримо режиссируют полет.
Они и рады – жизни их продлятся.
Чем продолжительнее перелет,
Тем больше поводов, чтоб удивляться

Их эфемерной неземной красой,
Разнообразием ажурной вязи.
На руку сядут – окропят росой,
Падут на землю – в кашицу из грязи -

Затопчут их, и красоте – конец.
Найдут спасение на крышах, в кронах.
Слоями лягут, заплетясь в венец.
Вершины гор – в сверкающих коронах.

Под праздник

Морозец легкий. Голубое небо,
Не блеклое – морозной белизной
Разбелено. Каким бы лютым не был
Мороз вчера, всё ж праздничной волной,

Что от людей исходит в этот праздник,
Великий день Христова Рождества,
Смягчен – теплом и светом. Всё ж, проказник,
Как только сядет солнышко, едва

Закроет очи день – опять он в силе.
Свиреп и беспощаден – берегись!
Давно погоду о зиме просили -
Морозной, снежной. Вот и напорись

На то, за что боролся, люд наивный.
Пословицы не зря, чай, сложены.
Метели, вьюги будут. Вечер дивный,
Когда ты дома: свечи зажжены,

Тепло, светло и дорогие рядом
С тобою люди. Тишина, уют.
А за окном – определяешь взглядом -
Морозы обрели себе приют.

Пурга бушует, мечутся снежинки,
Узор рисует холод на окне,
Где было солнце, снег подтаял – льдинки
Образовались. Только по весне

Теперь уйдут снега, пурга и стужи,
В наряд зеленый облачится лес.
А нынче снег природе очень нужен -
Исполнить долг. Весна придет – исчез

До будущей зимы. Нам насладиться
Сейчас приспело красотой полей,
Загадочностью леса – нарядиться
Успел в убор под праздник и смелей

Глядит, уверенней и величавей -
Осенняя прикрыта нагота.
Доселе ветви голые торчали,
А нынче неземная красота.

В ажурных кронах иней серебрится,
Седые пряди ветел и берез
Едва колышет ветер… Расхрабрится,
Рассердится – потреплет и всерьез…

Большое дело

Человеком быть – большое дело.
Много нас на маленькой Земле.
В этом Мать-Природа преуспела.
Но не всем, увы, дано в седле

Жизни удержаться. Этот спился,
Тот, глядишь, пошел на поводу
У страстей. А кто-то оступился
И упал так низко, что в бреду

Не приснится этот ужас. Боже,
Трудно сохранить свое лицо.
Только предавать себя негоже -
Как же жить с собою, подлецом?..

02.11.15

Марта Валешевска

Будем знакомы, Марта Валешевска – Доронина (Хмель) Галя. Родилась в Германии, г. Хемниц, в 1951 году. Училась в Кузбассе. Институт в Томске. ТИСИ. Карьера от мастера до гендиректора АО «Строитель». Стихи пишу с детства, с 14 лет. Но никогда не издавала, кроме студенческой газеты и поздравительных открыток. Стихи мои дневниковые. Перед тем как вы надумаете открыть хотя бы одно из расположившихся ниже сочинений, хочу сказать: поэт для меня всегда был небожителем. Это Есенин, Цветаева, Фирдоуси, Хайям… и т. д. Мое творчество – это поэтический слог всей жизни вокруг меня, энергетический выдох радости и боли, восхищения и замирания в прекрасном проявлении души. Моя душа в момент стихотворения – небожитель, когда легко и плавно слово соседствует с другим словом…

Строитель

Училася в Сибири я,
И край мне этот дорог…
Училась б лучше, бестия,
Была бы стоматолог!!!
Работа то не пыльная,
Начальству смотришь в рот…
Будет квартира стильная
И домик через год.
Не слушала я маму,
Жалею я с тех пор…
Жизнь протекает как вода…
А я мешу РАСТВОР.
По аналогии с врачом,
Всю жизнь раствор мешала…
В большом количестве причем,
Богатой я не стала.
Домов построила не счесть,
Трудясь за трудодни…
Строителю одна лишь честь…
Дома-то не мои…

Ушел наш мальчик

О Господи, запретна вроде тема,
На суд людей свою беду несу.
Кто пережил мой ад, поймут, дилемма
лишь в том, нужна ли эта боль кому?
Уверена, нужна, поэтому нагая
Стою пред вами, душу оголя,
Пишу как есть, словами не играя.
И не боюсь услышать: «О-ля-ля!!!»
Мой сын, мой мальчик гениальный,
Писал стихи и музыку любил,
Рос он в семье, в семье вполне реальной,
Где мама, папа, братья, жизнь любил.
Послушный, занят музыкой и спортом,
И под присмотром бабушек, дедов.
Срывал он лавры в школе, правил кортом
На теннисе и блюл он честь род в.
Красивый, умный, ласковый, послушный,
Трудолюбивый, наш левша любимый.
Был долгожданным и нам очень нужным,
Читал он много, был слегка ранимым.
Когда пришла беда? Да рано, в школе,
Сначала травка, а потом и герыч.
Узнали поздно, но мы бились вместе,
Пытаясь победить болезнь и горечь.
И победили. В армии служил,
Любил, работал и учился много.
Но заболел он. Не смогли спасти.
Ушел наш мальчик. Он теперь у Бога.

Бегемотиха

Стала толстой я, как бегемотиха.
Глянешь в зеркало, аж жуть берет!
Мне бы на больные ноги ботики,
Да блузон, что пузо уберет.
Только чувствую себя матроною,
Воспитавшей трех богатырей,
Хочется мне очень стрижку новую,
Да «прикид» поярче, помодней!

Алексей Вдовенко

Вдовенко Алексей Николаевич родился в 1958 г. и постоянно проживает в г. Керчи; образование среднее; инвалид с детства первой группы; Руководитель совета Керченского городского литературного объединения «Лира Боспора». Публикации: альманахи «Истоки» (Москва), «Лира Боспора» (Керчь), «Поэтическая карта Крыма» (Симферополь); журналы: «Крымуша», «Брега Тавриды», «Полюс-Крым» (Симферополь), «Мурзилка» (Москва), «Надежда» (Минск), «Союз писателей», «Откровение души» (Новокузнецк). Авторские поэтические сборники: «Бусинки» (Керчь, 1994 г.), «Кораблик», «Монолог» (Симферополь, «Школа», 2005 г.), «Керченский мотив» (Симферополь, «Таврия», 2011 г.). Член Союза русских писателей Восточного Крыма с 2009 г., Межнационального союза писателей Крыма, Союза писателей Республики Крым.

Песня неисправимого бродяги

Ты накопил на склоне лет не много.
В кармане у тебя гуляет ветер,
А в рюкзаке – лишь дальняя дорога».
Да, я не строил барские хоромы.
Мои счета не держат сотни банков.
Зато знакомы мне рассветы в поле
И тишина далёких полустанков.
Знаком мне чудный вкус ржаного хлеба,
И сладость соли знаю я наверно.
Люблю я высоту ночного неба
И красоту лесов люблю безмерно.
Когда умру я, то заплачет дождик,
Отправит тризну воробьёв ватага,
Свои листы наклонит подорожник,
А мой рюкзак возьмёт другой бродяга.

«КОЛОКОЛА ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Из глубины веков до наших дней» – так называется книга Владислава Андреевича Горохова. Вышла она в Москве в 2009 году в издательском доме «Вече». Книга относится к разряду духовно-просветительской литературы и для широкого круга читателей вряд ли предназначена. Это научное исследование о создании колоколов, о колокольном деле, о его истории, о судьбе знаменитых мастеров колокольного звона, о мастерах-литейщиках и о многом другом, прямо и косвенно касающемся литья и истории колоколов. Читать книгу не очень просто – это отнюдь не художественная литература. Но в ней содержится масса очень интересных сведений о русском колокольном звоне. Некоторые из них я приведу в этой публикации. Читать её можно под суздальский колокольный звон.

Колокола. История

Когда впервые колокол пришёл на Русь и почему так называется?

Учёные до сих пор спорят об этимологии слова. Есть в греческом языке слово «калкун», в некоторой степени созвучное слову «колокол», оно означает «било». В том же греческом языке глагол «kaleo», переводится как «звать». Крик в древнеиндийском языке – «kalakalas», а в латинском – «kalare». Все они в той или иной степени созвучны и объясняют дохристианское предназначение колокола – созывать людей. Хотя скорее всего, слово «колокол» берёт начало от славянского «коло» – круг. От этого же обозначения происходят другие слова, например – «колобок», «коловорот». Есть и астрономические понятия с этим же корнем – «коло солнца», «коло луны». Поэтому понятие «коло – кол» можно объяснить как окружность в круге – «коло-кол».

Правда, президент Российской академии наук с 1813 по 1841 год А.С.Шишков в «Кратком азбучном словаре» описывает происхождение слова «колокол» от слова «кол» и объясняет, что в древности для извлечения звука ударяли медной жердью, называемой «кол» о другую такую же жердь – «кол о кол». Созвучие и правда очевидно, но не все слова в русском языке произошли от простого созвучия и слияния нескольких определений.

Доподлинно неизвестно когда впервые люди стали использовать колокола. Вряд ли в дохристианские времена. Упоминания о них в летописях датируются XII веком. Есть запись о колоколе в Путивле, от 1146 года, во Владимире-на-Клязьме в 1168 году. А знаменитый вечевой колокол в Великом Новгороде впервые упомянут в 1148 году.

Колокола. Из какого металла отливали

Из чего делали колокола? Понятно, что из колокольной бронзы – сплава меди и олова. Многие считают, что для чистоты звука в сплав добавляли драгоценные металлы. Ничего подобного! Наоборот, для достижения лучшего звучания в колоколе не должно быть никаких примесей – лишь медь и олово, причём в следующем соотношении – 80% меди и 20% олова. В сплаве для изготовления колокола допускалось не более 1, максимум – 2% естественных примесей (свинец, цинк, сурьма, сера и другие). Если же состав примесей в колокольной бронзе превышает допустимые два процента, звук колокола значительно ухудшается. С колокольной медью всегда были трудности. Ведь процентное отношение примесей точно никто не знал, химического анализа ещё не существовало. Интересно, что в зависимости от величины колокола мастер увеличивал или уменьшал соотношение олова. Для небольших колоколов олова добавляли больше – 22-24%, а для крупных – 17-20%. Ведь если в сплаве больше олова, звук будет звонче, зато сплав будет хрупким и колокол легко может разобиться. В старые времена понижали процент олова для гарантированной прочности колокола.

Что касается золота и серебра, то этими металлами нередко золотили или серебрили поверхности колоколов, делали надписи, изображения. Известен колокол, который сплошь покрыли серебром. А иногда серебряными колоколами называли те, в составе которых было много олова – сплав в этом случае получался светлым.

Чтобы подчеркнуть удивительный звон колокола или ансамбля колоколов говорят, что у них “малиновый звон”. Оказывается, это определение никакого отношения к ягоде не имеет. Происходит оно от названия города Мехелен, что находится в той части Бельгии, что в старину называлась Фландрией. Французское название города – Malines (Мали́н), именно там в Средневековье разработали оптимальный сплав для литья колоколов. Потому и у нас приятный по тембру, мягкий, переливающийся звон стали звать по звону из города Малина – т.е. малиновым звоном.
Уже к XVII веку Мехелен стал центром колокольного литья и колокольной музыки в Европе, и по сей день остаётся таковым. Знаменитые карильоны делают именно в Малине. В России первый карильон услышали благодаря Петру I, царь заказал его в Южных Нидерландах и его звон соответствовал мехеленскому (малиновому) стандарту.

Имена колоколов

А сколько же колоколов было на Руси? Или, хотя бы в Москве? По сведениям шведского дипломата Петра Петрея, который написал «Историю о великом княжестве московском» в столице государства в XVII веке было свыше четырёх тысяч(!) церквей. В каждой – от 5 до 10 колоколов. А норвежский писатель Кнут Гамсун на рубеже XIX – XX веков пишет:

«Я побывал в четырёх из пяти частей света. Мне приходилось ступать на почву всевозможных стран, и я повидал кое-что. Я видел прекрасные города, громадное впечатление на меня произвели Прага и Будапешт. Но чего-либо подобного Москве я никогда не видел. Москва – это нечто сказочное. В Москве около 450 церквей и часовен. И когда начинают звонить в колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением. С Кремля открывается вид на целое море красоты. Я никогда не представлял себе, что на земле может существовать подобный город. Всё кругом пестрит красными и золочёными куполами и шпилями. Перед этой массой золота в соединении с ярким голубым цветом бледнеет всё, о чём я когда-либо мечтал».

В старину, да и теперь, большие звучные колокола получали собственные имена. Например – «Медведь», «Господарь», «Гуд», «Переспор», «Неопалимая Купина», «Георгий», «Сокол». Некоторые, напротив, получали обидные клички: «Баран», «Козёл», «Беспутный» – так народ именовал те колокола, что диссонировали с звучанием общего ансамбля звонницы.

Колокола на колокольне и звоннице

Интересно, что звучание подбора, то есть группы колоколов зависит от того, где они расположены.


Суздаль. Колокольня Смоленской церкви

Необходимо, чтобы вес колоколов равномерно распределялся на несущих конструкциях звонницы во избежание перекоса. Обычно колокола развешивают, увеличивая их вес справа налево от помоста звонаря.
Выяснилось также, что оптимальной для благозвучия является шатровая колокольня с опорным столбом посередине. Самый большой колокол (или пара больших) размещают по одну сторону столба, все остальные – по другую. Колокола подвешивают на брусьях, которые одновременно служат опорой для основания шатра, иногда их располагают на специальных балках.


Суздаль. Кремлёвская часобитная башня.

Почему же в некоторых храмах и монастырях строят колокольни, в некоторых – звонницы? Колокольни удобны с точки зрения размещения колоколов на разных ярусах. В них можно поместить много разных колоколов. И звук с колокольни распространяется равномерно, во все стороны. Со звонницы звучание подбора с разных сторон слышно по-разному. Но на них удобно добиться слаженности звучания. Ведь на разных ярусах колокольни звонари не видят друг друга, тогда как на звоннице они стоят рядом и ансамбль колокольного звона звучит слаженно.
На Русском Севере, где селения редки а расстояния огромны, колокольни старались располагать таким образом, чтобы звук от одной из них был слышан на другой. Таким образом колокольни «переговаривались» друг с другом, передавали вести.

Мастера колокольных дел

Благозвучный перезвон колоколов зависит не столько от их расположения. У каждого из них есть свой родитель – мастер, который их сделал. Есть мнение, что старые колокола звонили лучше, звон у них был серебряный, малиновый. Но нужно знать, что древние мастера тоже ошибались. У них под руками не было пособий и технических методик. Всё делалось методом проб и ошибок. Порой приходилось не раз переливать колокол. Опыт и умение приходили со временем. История донесла до нас имена знаменитых мастеров. При царе Борисе Годунове жил литейщик, которого больше помнят как создателя знаменитой в Москве. Но он был известен и как колокольных дел мастер. Звали его Андрей Чохов. До наших дней дожили четыре его пушки и три колокола. Колокола висят на Успенской звоннице Московского Кремля. Самый большой из них зовут «Реут». Он весит 1200 пудов, отлит был в 1622 году. Там же есть и два небольших колокола, отлитые годом ранее.

Соборная площадь Кремля. Успенская звонница и колокольня Иван Великий

Знаменит был и мастер-литец Александр Григорьев. Жил он при царе Алексее Михайловиче. Колокола его работы предназначались для самых знаменитых храмов. В 1654 году он отлил 1000-пудовый колокол для Софийского собора в Новгороде. Годом позже – 187-пудовый, набатный на Спасские ворота Кремля. Ещё через год – колокол весом в 69 пудов для Иверского монастыря на Валдае. В 1665 году 300-пудовый для Симонова монастыря в Москве и в 1668 – для Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, весом в 2125 пудов. К сожалению, не один из них не сохранился.

Знаменитой была и династия литейщиков Моториных. Родоначальником её был Фёдор Дмитриевич. Его дело продолжили сыновья Дмитрий и Иван, внук Михаил. В истории колокольного дела Иван Дмитриевич считается самым выдающимся мастером. Его колокола звонили и в Троице-Сергиевой лавре, и в Киево-Печерской. Для последней он отлил самый главный колокол весом в 1000 пудов.

Царь-колокол в Москве

Колокольные артели и заводы

На смену мастерам-одиночкам пришли целые артели, а потом – заводы. На всю страну славился завод П.Н.Финляндского. Открылся завод в Москве в конце XVIII века, когда литейное производство в самом городе, на Пушечном дворе держать более стало опасно. На его заводе выполняли заказы на отливку колоколов из Парижа, Сан-Франциско, Афона, Иерусалима, Токио и других стран. Отливали колокола и для храма «Спас на Крови». А когда сам хозяин появлялся на Сухаревке и покупал бронзовый лом, то в Москве знали – скоро колокол отливать будут. Пора слухи распускать. И ходили по златоглавой удивительные небылицы – что в Москва-реке кита поймали, что Спасская башня провалилась, да что на ипподроме жена швейцара тройню родила и все с жеребячьими головами! И все знали – у Финляндского колокол льют, а чтобы звук будущего новорожденного чище и звонче был, надо небылиц побольше наплести, вот и старались.

Славился также завод Михаила Богданова. Делали они и маленькие поддужные колокольчики и нередко на заснеженных дорогах «однозвучно звучал колокольчик», отлитый на заводе Богданова.

На заводе Афанасия Никитича Самгина отливали колокола для храма Христа Спасителя Преславного Преображения, что построен на месте крушения царского поезда где, благодаря огромной физической силе Александра III, осталась невредимой вся императорская фамилия.

В конце XIX столетия все путеводители Ярославля настойчиво рекомендовали посетить литейный завод товарищества Оловянишникова, чтобы понаблюдать за захватывающим зрелищем – отливкой нового колокола. Высокое качество колоколов Оловянишниковых признали и в Старом, и в Новом свете – завод получил серебряную медаль на выставке в Новом Орлеане и золотую – в Париже.

Звонари. Константин Сараджев

Но как бы не хорош был колокол, если тронет его рука постороннего человека, то не запоёт он, а застонет. Были на Руси знаменитые звонари. Есть и сейчас. Но один из них был совершенно уникальным музыкантом – по другому и не назовёшь Константина Сараджева. Его судьбу, как и судьбу многих других, разрушило послереволюционное лихолетье. Умер удивительный звонарь в 1942 году в возрасте 42 лет в доме для нервно-больных. Вот что говорил о своём чувстве музыки сам звонарь:

«С самого раннего детства я слишком сильно, остро воспринимал музыкальные произведения, сочетания тонов, последовательности этих сочетаний и гармонии. Я различал в природе значительно, несравненно больше звучаний, чем другие: как море сравнительно с несколькими каплями. Много больше, чем абсолютный слух слышит в обычной музыке!..
И сила этих звучаний в их сложнейших сочетаниях не сравнима ни в какой мере ни с одним из инструментов – только колокол в своей звуковой атмосфере может выразить хотя бы часть величественности и мощи, которая будет доступна человеческом у слуху в будущем. Будет! Я в этом совершенно уверен. Только в нашем веке я одинок, потому что я слишком рано родился!»

Послушать Сараджева приходили профессиональные музыканты, учёные, поэты, все любители хорошей музыки. О том, где и когда будет звонить Сараджев, узнавали друг от друга и собирались к назначенному времени. Среди почитателей была и Анастасия Цветаева. Вот как она по собственным впечатлениям писала в рассказе «Сказ о звонаре московском»:

«И всё-таки звон ворвался неожиданно, взорвав тишину… Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул – и второй удар! Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идёт от него… И вдруг – заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением неведомых больших птиц, праздником колокольного ликования! Перемежающиеся мелодии, спорящие, уступающие голоса… оглушительно нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр!
Это было половодье, хлынувшее, ломающее лёд, потоками заливающее окрестность…
Подняв головы, смотрели стоявшие на того, кто играл вверху, запрокинувшись. Он летел бы, если бы не привязи языков колокольных, которыми он правил в самозабвенном движении, как бы обняв распростёртыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов – гигантских птиц, испускавших медные гулкие звоны, золотистые крики, бившиеся о синее серебро ласточкиных голосов, наполнивших ночь небывалым костром мелодий»

Незавидна судьба Сараджева. Незавидна и судьба многих колоколов. Горельефы знаменитых учёных и писателей, что украшают здание библиотеки им. Ленина в Москве на Моховой улице сделаны из колокольной бронзы – к 16-ти летию Октябрьской революции для них перелили колокола восьми московских храмов.


Колокола – путешественники Данилова монастыря

А с колоколами Данилова монастыря и вовсе произошла удивительная история. Коммунисты запретили колокольный звон по всей России же в 20-х годах ХХ века. Множество колоколов сбросили с колоколен, разбили, перелили на “нужды индустриализации”. В 30-х годах американский предприниматель Чарльз Крейн купил по цене лома колокола Данилова монастыря: 25 тонн колоколов, весь подбор монастырского звона. Крейн хорошо понимал и ценил русскую культуру и осознавал, что если не выкупить этот ансамбль, он навсегда будет потерян. В письме Чарльза сыну Джону мы находим объяснение его поступку: «Колокола великолепны, красиво установлены и сделаны в совершенстве… этот небольшой подбор может быть последним и почти единственным фрагментом прекрасной российской культуры, оставленным в мире».

Приобретение предпринимателя нашло новый дом в Гарвардском университете. Настраивал этот ансамбль Константин Сараджев. Среди 17 вновь прибывших колоколов студенты сразу выделили один с удивительным и редким по красоте звуком и сразу окрестили его «Колокол Матушки Земли». Его отливал в 1890 году на заводе П.Н.Финляндского знаменитый мастер Ксенофонт Верёвкин. Были в ансамбле и два колокола самого Фёдора Моторина, отлитые в 1682 году – «Подзвонный» и «Большой».

После войны студенты Гарвардского университета организовали клуб звонарей русских колоколов и осваивали традиции звона. Но вот незадача, как бы не настраивали русские колокола на чужбине, каких бы мастеров не приглашали, звучали они не так радостно, звучно и весело, как в родном Даниловом монастыре. Звук от них шёл чистый, громкий, мощный, но очень одинокий и настороженный, не создающий ансамбль. Колокола подтвердили старое русское поверье, что лучший звук у колокола – у себя на Родине. Ведь не стал звонить владимирский колокол в Суздале, куда возил его великий князь Александр Васильевич Суздальский. Об этом и в летописях упоминается. А как вернули его на родное место, так и «глас яко же и прежде богоугоден».

Видно тосковали колокола по родной Даниловой обители. Прошли безбожные времена. В 1988 году одним из первых на Руси вновь открылся монастырь князя Даниила, возобновились службы в его храмах. Патриарх Алексий II освятил звонницу старейшей обители в Москве. Для университета Гарварда на воронежском колокололитейном заводе фирмы «Вера» заказали новые колокола – точно такие же, числом 18, общим весом 26 тонн. Отливку делали по старинным технологиям. Разве что вместо глиняных форм применили керамические. Поэтому рисунки на новых колоколах получились на редкость чёткими. И звучание дубликатов соответствует звучанию подлинного подбора – это было главным условием возвращения колоколов в Москву.

А «странники», столько лет благодарно служившие американским студентам, вернулись в родную обитель. Вместе с копиями колоколов Данилова монастыря на заводе отлили ещё два – для университета с символикой Гарварда с благодарностью за сохранение бесценного сокровища и для Свято-Данилова монастыря с символикой России и США в благодарность тем, кто участвовал в судьбе нашей звучащей святыни, кто верил, ждал и дождался.

Колокола. Обычаи

Говоря о колокольных традициях, нельзя не вспомнить и маленькие поддужные колокольчики, которые отливали на . Колокольчики эти звенели на всех проезжих трактах, а в городах велено было их подвязывать. Только императорские курьерские тройки могли скакать в городах с колокольчиком. Легенда гласит, что когда повезли в Москву мятежный Вечевой колокол из , то не покорился он завоевателям. На свалился колокол с саней и разбился на тысячи… маленьких колокольчиков. Конечно, это не более чем легенда, но именно там находится единственный в России музей колоколов. Подчеркну – колоколов, а не валдайских колокольчиков.

Русские колокола всегда отличались колоссальными размерами по сравнению с их европейскими собратьями. Один из крупнейших западных колоколов – краковский “Зигмунт” (о нём будет сказано ниже) – весит всего лишь 11 тонн, что для России звучит довольно скромно. Ещё при Иване Грозном у нас отлили 35-тонный колокол. Известен был колокол весом 127 тонн, отлитый по приказу царя Алексея Михайловича. Он разбился, упав со звонницы, во время одного из многочисленных московских пожаров. Отливка огромного колокола была богоугодным делом, ведь чем больше колокол, чем ниже его звучание, тем быстрее молитвы, вознесённые под этим колоколом, достигнут Господа. Но есть и другая причина, почему в Западной Европе колокола не достигли таких размеров, как у нас. Ведь на западе раскачивают сам колокол, а в России – лишь его язык, который весит несоизмеримо меньше. Однако и на Западе существует множество знаменитых колоколов и не меньше связанных с ними легенд и любопытных историй.

Колокола в Европе

Удивительная колокольная история произошла в середине XVII века в Моравии. Шведский полководец Торстенсон три месяца беспрерывно атаковал богатейший город Чехии Брно. Но взять город шведы так и не смогли. Тогда командующий собрал военный совет и объявил собравшимся, что на следующий день состоится последний штурм города. Брно должен быть взять до того, как в полдень зазвонит колокол на соборе Святого Петра. «В противном случае нам придётся отступить» – твёрдо сказал полководец. Это решение услышал местный житель и, оценив их важность, пробрался в город и сообщил об этом горожанам. Жители Брно сражались не на жизнь, а на смерть. Но и шведы им не уступали. Враги в некоторых местах преодолели городские стены, когда колокол собора пробил 12 раз. Никто не посмел ослушаться приказа Торстенсона, неприятель отступил к вечеру навсегда ушёл из Брно. Так 12 ударов спасли город. С тех пор ежедневно ровно в 11 часов в память об этом событии с главного собора раздаются не 11, а 12 ударов колокола. Также, как и более 350 лет назад, когда находчивые горожане на час раньше пробили спасительные 12 ударов.

Интересны некоторые колокольные традиции запада. В Бонне «Колокол чистоты» созывал жителей на еженедельную уборку городских улиц и площадей, немецкий «воскресник». В Турине «Хлебный колокол» сообщал хозяйкам, что пора замешивать тесто. «Трудовой колокол» Бадена объявлял об обеденном перерыве. В Данциге ждали удара «Пивного колокола», после которого открывались питейные заведения. А в Париже, наоборот, таковые закрывали по сигналу «Колокола пьяниц». В Этампе звон колокола предписывал гасить городские огни и его прозвали «Преследователем гуляк», а в Ульме «Колокол чудаков» напоминал, что поздно вечером опасно оставаться в тёмных и тесных средневековых улочках города. В Страсбурге о начале грозы предвещал «Колокол бури». На есть дом «У каменного колокола», угол его фасада украшен архитектурным элементом в виде колокола. Старая легенда говорит, что наступит время и этот колокол оживёт и заговорит на своём языке. Старинный колокол в “Зигмунд” может и тучи разогнать, и девушкам суженого накликать.

Краков. Вавель. Колокол “Зигмунд”

Колокола в литературе

Русский народ придумал множество загадок о колоколе. Вот самые интересные:
Из земли взяли,
На огне грели,
Опять в землю положили;
А как вынули – стали бить,
Чтоб мог говорить.

В церковь других созывает, а сам в ней не бывает.

Не обошли колокол и русские поэты. Известно стихотворение Великого Князя Константина Константиновича Романова (К.Р.) о русском звоне. Все помнят стихотворение Владимира Высоцкого «Набат». На памятной доске поэта на Малой Грузинкой улице, где жил Высоцкий его портрет изображён на фоне разбитого колокола.

Мемориальная доска Владимиру Высоцкому на доме Малая Грузинская, 28

Большую коллекцию колокольчиков собрал Булат Шалвович Окуджава. До сих пор ежегодно 27 августа в Переделкино отмечают день колокольчика. В этот день почитатели творчества Окуджавы привозят в его дом музей очередной дар – колокольчик.
Как радостно, что сейчас опять зазвучали в церквях колокола. Пока робко и скромно. Но чисто и звучно плывёт над Родиной серебряный звон.

«…В синем небе, колокольнями проколотом, –
Медный колокол, медный колокол –
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал….»
В.Высоцкий «Купола» 1975 г.

А это настоящий колокольный звон суздальских звонарей Спасо-Евфимьевского монастыря. Услышать их может каждый, исполняют они небльшой колокольный концерт ежечасно, когда монастырь открыт для посетителей. Две записи, – на три минуты.

И короче – меньше двух минут.

По материалам книги В.А.Горохова «Колокола земли русской. Из глубины веков до наших дней». М, «Вече», 2009 г.


28 ноября 1734 года в Москве случилось пренеприятнейшее событие – при отливке «Царь-колокола» из строя вышли сразу две литейные печи. В результате колокол всё же был отлит, но судьба его оказалась нелёгкой, впрочем, как и многих других российских колоколов. В России колокола не только с трепетом поднимали на колокольни и слушали «малиновый» звон. Их ссылали, подвергали пыткам, а в угаре богоборчества сбрасывали со звонниц, разбивали и отправляли на переплавку. Итак, самые интересные факты о российских колоколах.

Первые колокола-тысячники пострадали от пожаров

«Тысячниками» на Руси называли колокола, вес которых достигал тысячи пудов (16 т и более). Первый такой колокол был отлит в 1522 году при Иване III мастером Николаем Немчиным и установлен на деревянной звоннице Московского Кремля.
В 1599 году, уже в царствие Бориса Годунова, отлили Большой Успенский колокол, вес которого превышал 3 тысячи пудов. Погиб колокол в 1812, когда французы, захватившие Москву, взорвали пристроенную к колокольне Ивана Великого звонницу. В 1819 году литейщику Якову Завьялову удалось воссоздать этот колокол. И сегодня гигантский колокол весом 64 тонны и диаметром 4 метра 20 см можно увидеть на Успенской звоннице Московского Кремля. Язык колокола весит 1 тонну 700 кг, а его размах – 3 метра 40 см. Большой Успенский колокол в Светлую седмицу возвещает пасхальный благовест всем монастырям Москвы.

Самый большой колокол в мире отлит в России

В XVII веке российские мастера колокольных дел снова отличились: в 1655 году Александр Григорьев отлил колокол весом 8 тысяч пудов (128 тонн). В 1668 году колокол, который даже иностранцы называли единственным и неповторимым в мире, был поднят на звонницу. По дошедшим свидетельствам очевидцев, для раскачки языка колокола, который весил более 4 тысяч килограммов, требовалось не менее 40 человек. Звонил колокол в Кремле до 1701 года, когда во время одного из пожаров упал и разбился.

Воссоздать самый большой в мире колокол, увеличив его вес до 9 тонн, решила Государыня Императрица Анна Иоанновна. Иностранные мастера заявили, что это невозможно. Взяться за это богоугодное дело решились колокольных дел мастера Моторины. Начал дело отец. Но что-то пошло не так, и сразу две литейные печь вышли из строя. Мастер от волнения слёг и вскоре умер, но его сын успешно завершил начатое.

Готов колокол был в 1735 году. 6,6 метров в диаметре, 6,1 метр в высоту и около 200 тонн весом (12327 пудов) он получил название «Царь-колокол». Но через 2 года во время очередного пожара сарай над колокольной ямой загорелся, колокол раскалился, а когда в яму попала вода, дал трещину. Закончилось всё тем, что от него откололся кусок весом в 11,5 тонн. Только через 100 лет «Царь-колокол» установили на постаменте возле колокольни Ивана Великого на территории Кремля. Где его можно увидеть и сегодня.



Во время Гражданской войны Царь-колокол изображали на 1000-рублёвых купюрах, которые выпускал в Крыму генерал Деникин. В народе эти деньги называли «колокольчиками».

Некоторые колокола в России ссылали и даже подвергали пыткам

Колоколами в России не только восхищались, некоторые из них жестоко наказывали. Так за «подстрекательство» к бунту в 1591, когда умер царевич Дмитрий, был наказан угличский колокол. Его сначала сбросили со Спасской колокольни, потом применили пытки - отрубили ухо, вырвали язык и наказали 12 ударами плетей. Этого показалось мало, и колокол, которому на то время исполнилось 300 лет, отправили в ссылку в Сибирь.

Известен факт и о том, что в 1681 году «Набатный» колокол, который находился в Московском Кремле, «сослали» Николо-Корельский монастырь в Николаев за то, что он ночью своим звоном разбудил царя Федора Алексеевича.

Самый известный русский звонарь различал 1701 звук

Константин Константинович Сараджев – армянин по происхождению и самый известный из русских звонарей. Это человек с абсолютным слухом, а некоторые утверждали, что у него «цветной» слух. Сараджев отчётливо различал 1701 звук в пределах одной октавы. Он мог слышать, как звучит каждая вещь, камень и человек, даже если тот молчал. Такой же уникальный слух был, если верить легендам, у Пифагора. Во всяком случае, так утверждали его ученики.

Сараджеву принадлежит нотная запись 317 звуковых спектров самых крупных колоколов московских церквей, соборов и монастырей. Сегодня эта рукопись хранится в Даниловом монастыре.



Звук колоколов Сараджева был больше похож на музыку, а не на звоны. Звонарь постоянно совершенствовал методы звона, мечтал о том, что когда-нибудь колокола будут звучать не только в церковной акустике и что в России появится концертная звонница. Но в 1930 году в СССР церковный звон запретили вовсе, и мечтам Сараджева не суждено было сбыться.

Власть Советов за несколько лет уничтожила почти все колокола Православной Руси

В начале 20-го века в Российской Империи было 39 колоколов-«тысячников», а в 1990-х их осталось всего 5. Малые и средние колокола уничтожены были практически полностью.
к церкви относилась весьма негативно и к колоколам в том числе. Все храмы перешли в распоряжение Местных советов, которые могли «использовать их по своему назначению, исходя из общественной и государственной нужды». В 1933 году ВЦИК установил план на заготовку колокольной бронзы для республик и областей, и в течение буквально нескольких лет уничтожены были практически все колокола. Сколько именно – сказать никто не может.

Некоторые колокола погибали с храмами, некоторые уничтожали преднамеренно, в другие шли на «нужды индустриализации». Печальная участь не минула даже колокола, которые были отлиты для Храма Христа Спасителя, Ивана Великого, Исаакиевского собора, Валаамского, Соловецкого, Саввино-Сторожевского и Симонова монастырей и ещё тысяч храмов по всей России. В 1929 был снят колокол с Костромского Успенского кафедрального собора весом 1200 пудов. В результате в Москве не осталось ни одного колокола.



Известно, что часть колоколов было отправлено на такие крупные стройки как Днепрострой и Волховстрой для технических нужд. Из них изготовили котлы для столовых. В 1932 году власти Москвы из 100 тон церковных колоколов отлили горельефы для нового здания библиотеки им. Ленина.

Возвращение колоколов

Специалисты говорят, что восстановить колокол нельзя, но можно отлить его копию по звучанию и весу. Недавно в России начали возвращать знаменитые «тысячники». Так, в Троице-Сергиеву лавру уже вернули Троицкие благовестники – колокола «Царь», «Годунов» и «Корноухий», которые в 1930 году были сброшены с колокольни безбожниками. Самый большой колокол, отлитый в России в наше время – воссозданный в 1990-х Большой колокол Храма Христа Спасителя в Москве. Его вес 27 тонн.